Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблемы формирования концепции социальной политики в современной России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На этапе современного развития России социальная политика содержит ряд политических противоречий. Основным является противоречие между ценностями либеральной идеологии как концептуального основания всех реформ и положением Конституции РФ 1993 г. о социальном государстве. Второе противоречие — между интересами развития общества, государства и узкокорпоративными интересами современной политической… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
    • 1. 1. Социальная политика как объект политологического анализа
    • 1. 2. Концептуальный характер социальной политики в современном обществе
  • ГЛАВА II. ПРОЦЕСС РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
    • 2. 1. Концептуальные основы социальной политики современного российского государства
    • 2. 2. Концепции социальной политики в документах политических партий

Проблемы формирования концепции социальной политики в современной России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Социальная политика — явление цивилизационное. Современный этап развития России определил глубинные изменения формационного характера, выразившиеся в переходе от государственного контроля и регулирования всех сфер общественного развития к рыночной системе и либеральным ценностям. Очевидно, что за 1990;е гг. путем радикальной трансформации общественно-политической системы, гигантского перераспределения средств производства и связанных с этим структурных изменений — созданы основы рыночной экономики и демократических институтов власти. Вместе с тем, в силу революционности преобразований, отсутствия четкой их концепции и программы, с самого начала реформ имеет место сложная социальная ситуация для большей части населения, у которого складывается чувство определенной ностальгии по поводу относительной социальной стабильности советского времени.

Радикальные изменения политической и экономической систем РФ поставили под угрозу стабильность и перспективу социального развития, методы и принципы социальной политики предшествующего (советского) периода, показали свою неэффективность и неадекватность возникающим проблемам. В связи с этим актуальным стал вопрос о поиске (выработке) новой концепции социальной политики, отвечающей реалиям времени и будущему развитию. Данная проблема нашла отражение в работе ученых, исследовательских центров, государственных структур.

Актуальность исследования обусловлена и тем, что структурные системные реформы, проводимые в РФ, негативно отразились на социальном положении значительной части российского общества, а определенную его часть привели к маргинализации. Тенденции изменений свидетельствуют о том, что вместо положительных сдвигов в экономике, а вместе с ней в социальной сфере, страна утратила социальный статус стабильного государства в мире. По индексу человеческого развития, рассчитанного ООН, Россия неуклонно приближается к категории стран «с низким уровнем человеческого развития». В число стран, которые обогнали Россию, входят Болгария, Польша, Мексика и Турция1.

Данный социальный фон в современном политическом процессе выдвигает особые требования к социальной политике как сфере взаимодействия государства и социально — политических сил и инструмента социального регулирования, сохранения социальной и политической стабильности. При этом на наш взгляд, в современных условиях разработка и реализация социальной политики с точки зрения ее эффективности не только связаны с отдельными ее элементами или методами реализации, но и с выработкой стратегической цели и задач, то есть в поиске — целостной непротиворечивой парадигмы социального развития и адекватной этому концепции социальной политики.

Проблемы, противоречия и особенности социального развития России на современном этапе привлекают пристальное внимание, как политиков, общественности, так и исследователей — историков, социологов, экономистов, политологов и др. Длительный и глубинный кризис российского социума заставляет задуматься о его причинах, содержании, последствиях и путях выхода. О сложности вопроса свидетельствует, то что, до сих пор ведутся ожесточенные споры даже о путях выведения страны из кризиса, не говоря об отдаленных перспективах.

Одной из первостепенных в данном перечне является проблема управления и регулирования социальных процессов, т. е. проблема социальной политики. Опыт передовых ныне стран показывает, что социальная политика.

1 Валлентей С., Нестеров Л. Человеческий потенциал: новые измерители и новые ориентиры // Вопросы экономики. 1999. № 2. С. 101. является одним из главных направлений деятельности государства, призванного обеспечить воспроизводство социальных ресурсов в целях материального и социокультурного прогресса и стабильности общественной системы.

Как отмечает большинство исследователей, социальная политика России периода реформ носила недолговременный характер, была малоэффективной, недостаточно привязанной к экономическим возможностям. Однако, в части оценки причин данного положения, позиция авторов зачастую носит абсолютно полярный характер, сопровождаемый как объективными основаниями, так и политической конъюнктурой. Один из подходов к оценке социальной политики рассматривает ее как управляемую, но связывает недостатки ее теоретического обоснования и практического воплощения с переходным состоянием общества и государства, комплексностью и масштабностью преобразований.

Существует и более жесткая оценочная позиция социальной стороны российской трансформации: согласно ей государственная концепция социальной политики отсутствует вообще. Некоторые авторы идут дальше этого и высказывают мнение, что в России отсутствует и сама социальная политика, в общепринятом значении и называют ее асоциальной3, антиобщественной4, связанной с интересами не общества, а предельно узких социальных групп5. Наиболее ярко данную позицию характеризует оценочное суждения видного российского политолога A.C. Панарина — «Теперь реформаторы и их западные наставники склонны считать, что с этим населением ничего прогрессивного сделать нельзя, и истинное торжество.

2 См.: Тихонова Н. Е., Шкаратан О. И. Российская социальная политика: выбор без альтернатив? // Социологические исследования. 2001. № 3. С. 24.

3 См.: Панарин A.C. Политология. М. 2000. С. 428−429.

4 См.: Данилина В. М. Сущность и содержание региональной социальной политики. (На примере Московской области). Дис.. канд. социол. наук. М., 1999. С. 68.

5 См.: Ракитский Б. В., Ракитская Г. Я. Роль государства в социальной политике. Особенности государства как субъекта социальной политики и его конституционные обязанности в этой сфере. М., 2003. С. 92. западных ценностей в России произойдет лишь тогда, когда это поколение вымрет. Вымирание негодных поколений уже идет ускоренным темпом. Этому содействуют все формы социальной, а точнее, асоциальной политики правительства: и пенсионная, лишившая пенсионеров пенсий, и демографическая, лишившая молодые семьи возможности иметь детей, и образовательная, прямо направленная на разрушение самого мощного фактора развития страны — просвещения"6.

Такое многообразие оценочных подходов к социальной политике России говорит как о ее сложности и крайней противоречивости, так и актуальности исследования ее дальнейших перспектив. Помимо сугубо научной значимости, изучение проблемы данного исследования имеет и прикладной характер в качестве аналитического материала для выработки современных политических форм и методов реализации социальной политики на федеральном и региональном уровнях. Такого рода исследования особенно актуальны в связи с корректировкой внутренней политики современного российского государства, выразившейся в определении основных национальных приоритетов: у здравоохранение, образование, жилье. При этом, ключевой задачей социальной политики является существенное повышение качества жизни граждан России.

Таким образом, исследование и обобщение современных концепций социальной политики государства, ведущих политических партий представляет ценность, как в прикладном, так и в прогностическом плане в процессе выработки современной стратегической парадигмы социального развития Российской Федерации в либеральном ее варианте с учетом национальной специфики. В условиях, когда политическая власть, на наш.

6 См.: Панарин A.C. Указ Соч. С. 428−429.

7 Путин В. В. «Это курс на инвестиции в человека, а значит, и в будущее России» /Выступление Президента РФ В. В. Путина на встрече с членами Правительства и руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного Совета. //Российская газета. 8 сентября. 2005. взгляд, адекватно потребностям социального развития общества определила наиболее важные приоритеты социальной политики государства, требует научного осмысления характер намеченной социальной политики, ее целей, объективных факторов и возможностей ее достижения, использование исторического опыта, исторических и политических традиций, ресурсного и идеологического обеспечения.

Состояние научной разработанности социальной политики РФ представляет собой довольно сложную картину в силу того, что модераторами (акторами) в этом процессе являются государство, различные политические силы, общественные организации, научное сообщество и даже многие политически активные граждане. При этом очевидна противоречивость, а зачастую и жесткая полярность в подходах к теории и особенно к практике реализации социальной политики, обусловленные соответствующим социальным положением, идеологической ангажированностью, политической ориентацией.

Разработка концепций социальной политики имеет достаточно глубокие традиции в истории мировой и отечественной политической мысли, начиная со времен древней Греции и Рима. Современная научная литература базируется на фундаментальных трудах государственных и общественных деятелей, мыслителей разных эпох и народов, разработавших базовые понятия и определения, теории подлинно гуманного и справедливого общества.

Следует отметить, что для концепции социальной политики в XX веке приоритетной стала теория «государства всеобщего благоденствия». Возникнув после второй мировой войны, она явилась антитезой невмешательства государства в общественную жизнь. У истоков такого подхода находится либерализм, как идеологическое течение, акцентирующее суверенитет личности. Вопрос степени вмешательства государства в общественные процессы служит критерием оценки общественно-политического устройства общества. Процесс постепенной социализации западных государств подталкивал к принятию между государством и обществом широких политических и социальных взаимообязательств. На рубеже XX и XXI столетий социальная ориентация, понимаемая как направленность экономики и власти на обеспечение жизненных потребностей широких масс населения, становится одной из важнейших функций современного демократического государства.

В основе данного концептуального подхода лежат различные виды либерализма. Можно выделить три вида либерализма: во-первых, эмпирическая традиция, берущая начало от Адама Смита и Шотландской школы, придающая особое значение собственному интересуво-вторых, идеалистическая традиция, придающая особое значение общественному дискурсув-третьих, христианский либерализм, который принимает рынок как механизм координации, но требует, чтобы он сопровождался соответствующей институциональной структурой и социальной политикой. В рамках этих концепций теоретики различных направлений либерализма Ф. Хайек, К. Поппер, М. Фридман, Т. Шульц, М. Крозье осуществляли свои подходы к роли и месту социальной политики как политического института.

Учитывая то, что социальная сфера институционально и функционально является всеобъемлющей системой, разработкой теории и практики социальной политики занимаются различные гуманитарные науки. Это обусловлено и тем, что современное гуманитарное знание носит интегративный характер. Следует о отметить, что в работах Ф. И. Бурджалова, И. А. Григорьевой и др. дается классификация определения «социальная политика», что создает определенную понятийную базу для разработки проблемы. В политико-правовом аспекте.

8 См.: Бурджалов Ф. И. Социальная политика: между планом и рынком. М., 1996. С. 15−16- Григорьева И. А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х годах. СПб., 1998. С. 27- Данилина В. М. Сущность и содержание социальной политики: На примере Московской области. Дис. канд. социол. наук. М., 1999. социальную политику рассматривают В. М. Капицин, В.В. Козлов9. Так, В. М. Капицин исследует управленческое содержание социальной политики государства. Следует признать содержательным признание автором структурной сложности явления и рассмотрения его в широком и узком смысле. В работах В. В. Колкова, И. Г. Зайнышева и др10. сформулирована тесная взаимосвязь социальной политики и социальной безопасности, а соответственно и социально-политической стабильности. Работы В. Г. Попова, A.M. Храмцова, В.Э. Гордина11 обосновывают тесную взаимозависимость и взаимовлияния социальной политики, экономики и политической системы.

С точки зрения предметности анализа экономисты анализируют социально — экономические переменные12. Социологи исследуют социальную политику, социальную структуру, социальное расслоение, социальные взаимосвязи и противодействия13. Правоведы исследуют, как правило, юридические, формально — законодательные аспекты социальной политики14. Особо следует отметить современные исторические исследования по.

9 Капицин В. М. Социальная политика и право: сущность и взаимозависимости // Российский журнал социальной работы. 1998. № 8. С. 74- Козлов А. Е. Социальная политика: конституционно-правовые проблемы. Автореф. Дис. докт. юрид. наук. М., 1990.

10 Колков В. В. Социальная безопасность. 4.1. М., 1998. С. 26−27- Зайнышев Э. Г. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы. М., 1994. С. 6.

11 Попов В. Г., Холостова Е. И. Социальная политика и социальная работа. М., 1997. С. 12- Храмцов А. Ф. Социальная политика в переходном обществе. Россия и мировой опыт. М., 1995. С. 34- Гордин В. Э. Социальная политика в условиях становления рыночных отношений. Дис. докт. экон. наук. СПб., 1993. С. 24.

12 Логуа Р. А. Особенности взаимосвязей экономических реформ и социальной политики в условиях перехода к рыночной экономике: теоретико-методологические аспекты. Дис.. докт. экой, наук (в форме научного доклада) М., 1999; Архинов Г. А. Экономические основы социальной политики государства в условиях переходной экономики России. Дис.. докт. экон. наук. М., 1998; Гордин В. Э. Социальная политика в условиях становления рыночных отношений. Дис.. докт. экон. наук. СПб., 1993. и др.

13 Шарков Ф. И. Формирование и реализация социальной политики в регионе: Вопросы теории и практики. Социологический аспект. Дис.. докт. социол. наук. М., 1999; Титкова Е. В. Формирование и функциональные возможности современной социальной политики в России: Региональный аспект. Дис.. канд. социол. наук. Саратов, 1999; Данилина В. М. Сущность и содержание социальной политики: На примере Московской области. Дис.. канд. социол. паук. М., 1999. и др.

14 Козлов А. Е. Социальная политика: конституционно-правовые проблемы. Автореф. Дис.. доктора юрид., наук. М., 1990. проблемам конкретно — исторического анализа целей, средств и методов реализации социальной политики, включая анализ исторического опыта социальной политики советского периода15.

На наш взгляд, относительная молодость отечественной политической науки обусловила ситуацию недостаточной разработки проблем современной социальной политики в рамках политологического анализа.

Анализ степени научной разработки проблемы в то же время показывает, что концепции социальной политики слабо разработаны в политологическом ключе, т. е. недостаточно исследованы такие переменные величины как политические цели социальной политики, политические средства, формы и методы ее реализации и в целом политические аспекты парадигмы социального развития России. В данном отношении следует отметить труды общетеоретического характера, носящие методологическое значение как для политических исследований в целом, так и применительно к проблеме данного исследования16.

Одной из немногих работ исследующих политические аспекты становления социального государства в России является исследование С.И. Алексеева17. В нем автор предпринял попытку определения оптимальных.

15 Скорописов И. В. Политические партии России в формировании и реализации государственной социальной политики конец 80-х-90-х годы. Дис.. докт. ист. наук. М., 1998; Наумов С. Ю. Социальная политика в условиях модернизации политической и экономической системы России (80−90-е гг. XX столетия). Дис.. докт. ист. наук. Саратов, 1998; Кувшинова Е. Е. Формирование механизма социальной политики Российской Федерации: тенденции и противоречия, 1990;е годы. Дис.. канд. ист. наук. Саратов, 1999; Бабенко Н. А. Государственная социальная политика: методология, тенденции и проблемы ее реализации в РФ в 1990;х годах. Дис.. канд.. ист. наук. М., 2000; Савельев С. И. Социальная политика Советского государства в деревне 1917 г. — начала 1930;х гг. (на материалах Нижнего Поволжья). Дис.. докт. ист. наук. Саратов, 2005; и др.

16 Панарин А. С. Философия политики М., 1996; Пляйс Я. А. Политология и актуальные проблемы политической жизни современной России. М., 2002; Матвеев Р. Ф. Аналитическая политология. Саратов, 2002; Долгов В. М. Политическое пространство современной России// Известия Саратовского университета. Т. 1. Вып. 1. Саратов, 2003.

17 Алексеев С. И. Политические аспекты становления социального государства в России. Дис.. канд. полит, наук. М., 2000; Швецов Н. Я. Печать в системе социальной политики и управления. Дис.. канд. полит. Наук. М., 1994. политических и экономических условий для формирования и функционирования социального государства, анализа основных проблем и тенденций политического и экономического характера, тормозящих становление социального государства в Российской Федерации. Хронологически данное исследование ограничено анализом социальной политики в контексте политического процесса 1990;х гг.

Ряд исследователей анализирует современную социальную политику с 18 точки зрения легитимности политической власти, отмечается, что в современном политическом процессе социальная политика становится существенным фактором устойчивости политической власти, через формирование заинтересованности основных социальных общностей и групп в ее существовании.

В политологическом плане концепция социальной политики также нашла определенное отражение в литературе в качестве принципа деятельности государства и общественных институтов, учитывающих конкретную специфику сложившегося положения19. Однако эти исследования в большей степени соотносятся с политическими и социальными реалиями 1990;х гг.

В ряде исследований осуществлен анализ социального позиционирования в документах политических партий, например, предпринимается попытка разграничить их место и роль в политическом спектре20. Сравнительный анализ концептуальных положений партии «Единая Россия» с идеологической точки.

18 См. напр.: Савельев С. И. Социальная политика как фактор легитимности власти // Власть. 2003. № 4 С. 34−36.

19 См., напр.: Концепция социальной политики в России (из доклада Института социально-экономических проблем народонаселения РАН) // Общественные науки и современность. 1994. № 6. С. 23. Волгин Н. А., Карпухин Д. Н. и др. Концептуальные основы социаль ной политики./ в кн.: Социально-трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы. М., 1996. С. 59−77- Осипов Г. В. Концепция социальной политики: научные подходы и реальность. М., 1995.

20 Анисимова Т., Бурикова И., Коновалова М., и др. Политические партии и политики России как объекты классификации.// Власть. 2003. № 9. зрения сделан В. М. Долговым. Конкретно-политический анализ социальной части программы КПРФ дан Г. М. Барашковым22.

В целом, анализ литературы показал, что несмотря на достаточно большое количество научных исследований, в которых в той или иной степени рассматриваются различные составляющие процесса формирования современной социальной политики и, особенно его частные аспекты, данная тема не нашла целостного политологического анализа с точки зрения концептуального обоснования социальной политики и участия в этом процессе ведущих политических сил России.

Актуальность рассматриваемой проблемы степень ее научной разработанности предопределили постановку цели и задач диссертационного исследования. Исходя из этого основной целью предпринимаемой работы является исследование характера социальной политики в современной России и проблем ее разработки на уровне основных политических субъектов — государства и ведущих политических партий, в процессе выработки целостной, относительно непротиворечивой концепции социальной политики РФ при переходе от этатистского государства к либерально-рыночному.

Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие исследовательские задачи:

— обобщить имеющиеся теоретические подходы по исследуемой проблеме, выразить авторскую позицию к имеющимся в их рамках спорным вопросам;

— дать характеристику социальной политики как политического явления и политологической категории;

21 Долгов В. М. Идеологический фактор в электоральном процессе современной России. // Власть. 2003. № 4.

22 Барашков Г. М. Эволюция коммунистической идеологии: от государственной к партийной в СССР — Российской Федерации. Автореф., канд. полит, наук. Саратов. 2005.

— типологизировать концепции социальной политики по критериям: идеологизации, уровню проведения, состоянию общества и особенностям современного политического процесса;

— определить концептуальные основы социальной политики современного российского государства;

— проанализировать концептуальные аспекты в области социальной политики основных общественно-политических сил с точки зрения позиционирования их на современной политической арене.

Объектом исследования выступает социальная политика в ее концептуальном измерении.

Предметом исследования являются концепции социальной политики основных политических субъектов Российской Федерации на современном этапе. При этом существенное внимание уделено институциональным и функциональным аспектам в деятельности законодательной и исполнительной ветвей власти.

Теоретико-методологическая основа диссертации определяется характером и спецификой объекта и предмета исследования, его целями и задачами в тесной взаимосвязи аналитических методов с приемами концептуального и идейного подходов.

В своем исследовании автор использовал сравнительный и системный методы, что позволило выявить взаимосвязь с цивилизационными аспектами социальной политики и ее особенностями на российской почве. Системный метод позволил рассмотреть социальную политику во взаимосвязи и взаимозависимости с экономической и политической системами. Структурно-функциональный метод использовался для раскрытия общего и особенного в концептуальных установках социальной политики различных политических субъектов. Междисциплинарный подход к анализу роли и места социальной политики в политической позиционировании различных политических субъектов применительно к современному социальному фону позволил раскрыть проблему как сложное социополитическое явление находящиеся в процессе постоянных изменений.

Определенную роль по анализу социальной ситуации в постсоветской России сыграл статистический метод, позволивший выполнить анализ необходимых данных о состоянии и динамике социальных процессов по исследуемой проблеме.

Важным для исследования явилось использование нормативного метода, который дал возможность выявить общие и частные концептуальные черты в программных документах политических субъектов, включая законотворческую деятельность и практику исполнительной власти.

Все перечисленные методы использовались в совокупности с целью обеспечения комплексного подхода к исследованию, что позволило решить поставленные в работе научные цель и задачи. I.

Решение поставленных задач и методология исследования потребовали привлечения наряду с названной выше исследовательской литературой, и определенного круга источников.

Всю совокупность источникового материала следует разделить на четыре группы: первоисточники нормативного и политического характера — Конституция РФ, законодательные акты, послания Президента РФ к Федеральному Собранию, государственные акты и документывторая группа источников — программные документы политических партийтретья группа источников — статистические данныечетвертая группа источников — материалы периодической печати и Интернета. Так, нами, были использованы следующие государственные акты: Конституция РФ 1993 года, Ежегодные послания президента Российской Федерации к Федеральному Собранию Российской Федерации (2000;2005), Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ и связанные с ним основные подзаконные акты исполнительной власти, носящие как конкретно-нормативный характер, так и политико-концептуальный, системообразующий.

Важным источником исследования явились официальные документы наиболее крупных политических партий современной России: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Яблоко», оказывающих непосредственное влияние на формирование государственной концепции социальной политики РФ. При этом учитывалось различное положение партий в политическом спектре, особенности их электоральной базы, идеологических приоритетов, степень влияния на законотворческий процесс в легальной форме.

Среди источников особенно следует подчеркнуть значение статистических материалов: Итоги Всероссийской переписи населения (2002г.), статистические ежегодники о социально-экономическом, демографическом положении России, Аналитические вестники Государственной Думы и Совета Федерации, которые позволили определить уровень и состояние социальной сферы, оценить тенденции и противоречия периода радикальных реформ 1990;х гг. и приоритеты социальной политики на современном этапе.

Самостоятельную группу источников составляют материалы периодической печати, Интернет-ресурсы, которые позволили получить важные оперативные материалы по деятельности законодательной и исполнительной ветвей власти, программным установкам и тактическим действиям ведущих политических партий, аналитическим материалам государственных структур, ряда научных социологических и политологических институтов.

В работе с источниками имелись, и трудности особенно это касается различного рода статистических материалов, которые часто содержат трудно сопоставимые данные, и определенную неполноту.

Совокупность использованных в ходе исследования источников дала возможность реализовать поставленные цель и задачи на современном методологическом уровне.

Положения, выносимые на защиту:

— социальная политика, с одной стороны, явление историческое ее отдельные элементы и формы прослеживания с древнейших времен, с другой стороны, как целостный политический институт по регулированию социальных отношений, она оформляется лишь к концу XIX века, когда формируется ее теоретические основы и концепции в классическом виде, связанные, прежде всего, с переходом к индустриальному обществу, развитием капитализма и появлению новых социальных и политических проблем. Анализ теоретических основ социальной политики применительно к особенностям современного политического процесса, показывает, что социальная политика в контексте политической системы есть самостоятельное политическое явление, а для политической науки политологическая категория;

— переход России к демократической политической системе, рыночным отношениям, становление в обществе либеральных ценностей показал, что социальная политика советского времени не может быть эффективной в новых условиях ни с концептуальной, ни с практической точек зрения. Заимствование зарубежных концепций социальной политики без учета национальных условий, также показало свою неэффективность, что наглядно выразилось в нарастании кризисных явлений социальной сферы России в 90-х гг. XX века. Данные обстоятельства определили формирование различных концепций социальной политики РФ всеми политическими субъектами. Реалии современного социального фона, и связанные с этим особенности современного политического процесса с концептуальной точки зрения выдвигают социальную политику в качестве основного приоритета в программах политических партий и движений, а для институтов государства, кроме этого, социальная политика является приоритетом практической деятельности. В настоящее время проблемы социальной политики определяются поиском новой сбалансированной системы и концепции, учитывающей прежние достижения и просчеты в этой сфере и адекватно реагирующей на новые запросы и проблемы развития современного общества, связанные, прежде всего, с осознанием пределов роста на существующей парадигме социального развития и глобальными проблемами современности;

— на этапе современного развития России социальная политика содержит ряд политических противоречий. Основным является противоречие между ценностями либеральной идеологии как концептуального основания всех реформ и положением Конституции РФ 1993 г. о социальном государстве. Второе противоречие — между интересами развития общества, государства и узкокорпоративными интересами современной политической элиты. Важным является и противоречие между экономической эффективностью и социальной справедливостью, поскольку приоритет экономической эффективности свертывание направлений и объемов социальной политики как следствие привел к низкой эффективности и реформ и кризису социальной сферы, сложностям политического процесса. Не менее важным противоречием является несоответствие идеологической составляющей радикальных рыночных реформ и инерции общественного сознания большей части россиян. На наш взгляд, разрешение этих противоречий социального развития возможно только на основе социального партнерства и соответствующей политической воли;

— сложившиеся положение в социальной сфере диктует необходимость выработки концептуальных подходов и адаптированных программ в области социальной политики. При этом одной из основных проблем выработки современной концепции социальной политики является переходное состояние общественного развития. Она связана тесным образом с краткосрочным решением конкретных социальных проблем на уровне общественного выживания (концепция выживания). Другой проблемой является выработка стратегии и тактики по стабилизации социальных процессов, что предполагает подготовку долгосрочных целей и программ социального развития (концепция развития). Здесь основной стратегемой является реальное наполнение конституционных положений о социальном государстве;

— проведенный анализ наиболее значимых концептуальных элементов в социальной политики крупнейших общественно-политических сил показывает, что, во-первых, тенденции современного политического процесса определяют социальные проблемы их важнейшим приоритетомво-вторых, переходное состояние общественного развития ориентирует концепции всех политических партий на мощную роль государства в социальной сферев-третьих, переходный период развития заставляет все политические партии выступать за частичное сохранение на определенный срок институтов социальной политики советского временив-четвертых, логика политического процесса в контексте обостренного социального фона детерминирует общность целей социальной политики, основных политических партий независимо от их социальной базы и идеологиив-пятых, специфика современного политического процесса заставляет не только декларировать социальные приоритеты, но: и активно участвовать в решении насущных социальных проблем населенияпроведенное исследование деятельности законодательной и исполнительной ветвей власти показывает что, начиная с 2000 года государственная власть от социальных деклараций перешла к активной социальной практике с учетом богатого концептуального материала, накопленного различными политическими субъектами, Вместе с тем здесь имеют место два существенных противоречия: между широкими социальными ожиданиями населения гарантий социального обеспечения со стороны государства и его ограниченными материальными и финансовыми ресурсамимежду складывающимися институтами рыночной экономики и необходимостью либерализации социальной политики на неблагоприятном социальном фоне. Преодолеть эти противоречия можно лишь мерами постепенного эволюционного характера соответствующими переходному состоянию развития современной России;

— в период перехода этатистского государства в государство социальной ответственности либерального типа, что является сутью как системных, так и политических процессов современной России нет, и не может быть стройной государственной или альтернативной концепции социальной политики. В рамках же современной социально-экономической ситуации является целесообразным наличие множества концептуальных подходов к социальной политике различных политических сил. Данная вариативность социальных концепций полностью соответствует реалиям современной России и позволяет государству в соответствии с имеющимися материальными и финансовыми ресурсами определять социальные приоритеты и осуществлять конкретную социальную практику.

Научная новизна диссертации определяется, прежде всего, выбором предмета исследования и целевой установкой на анализ совокупности теоретических подходов в деятельности основных политических субъектов, выявление тенденций и противоречий в процессе выработки стройной, не противоречивой концепции социальной политики Российской Федерации на современном этапе. Основные элементы новизны состоят в следующем:

— с позиции современного состояния предмета и метода политической науки осуществлен анализ исследовательской литературы по теоретическим проблемам концепций социальной политики и выделены основные тенденции и противоречия в процессе их выработки;

— структурно — функционально проанализированы концептуальные аспекты социальной политики в программных документах основных общественно-политических сил, как фактора их позиционирования в современном политическом процессе;

— на основании комплексного анализа нормативных документов законодательной и исполнительной ветвей власти определены институциональные и функциональные аспекты их деятельности применительно к современному социальному положению и особенностям политического пространства;

— в результате проведенного исследования сделан авторский вывод о том, что на современном этапе развития России не может быть одной государственной или альтернативной концепции социальной политики в силу длительности процесса перехода от этатистского государства к либеральному.

Практическая значимость исследования, по мнению соискателя, имеет значение для дальнейших теоретических разработок концепций социальной политики и формированию единой стратегеммы социального развития. Материалы диссертации могут быть востребованы и использованы субъектами политического управления при разработке и реализации принципов социальной политики, при принятии конкретно — политических решений в социальной сфере, а также учтены политическими партиями, общественно-политическими движениями, общественными организациями при разработке собственных программ в области социальной политики. Теоретическое и прикладное значение имеют авторские обобщения, выводы и практические рекомендации. Положения диссертации могут быть использованы в учебном процессе при разработке специализированных курсов.

Апробация исследования осуществлялась на всех этапах работы над темой. Основные положения диссертации излагались автором на ряде научных конференций: «Мифология политической власти» в СГУ им. Н. Г. Чернышевского (2003 г.) — на Межвузовском научном семинаре «Политические и социокультурные аспекты современного гуманитарного знания» на базе кафедры истории, культурологии и политологии СГАУ им. Н. И. Вавилова (2004 г.) — на итоговых научно практических конференциях профессорско-преподавательского состава СГАУ им. Н. И. Вавилова (2001;2004 гг.) и в пяти авторских публикациях. Диссертация обсуждена на заседании кафедры политических наук Саратовского Государственного университета им. Н. Г. Чернышевского.

Структура работы соответствует избранной цели, задачам исследования и отражает особенности его методологии. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Любая социальная концепция и, особенно, модель социальной политики может быть реализована лишь с учетом конкретно — исторических условий. Принимая во внимание, что современная российская государственность находится на этапе перехода от тоталитарного государства к демократическому и либеральному, очевидно, почему нет четкой государственной или какой либо другой альтернативной концепции социальной политики. В тоталитарном обществе, как это было в СССР, социальная политика определяется господствующей идеологией и соответственно ее абсолютным субъектом выступает государство, которое по своему усмотрению конструирует общество в целом и его социальную структуру по заранее продуманному плану. При этом социальная политика носит патерналистский и этатистский характер, где обществу отводится место пассивного объекта этой политики. В альтернативу этому в демократическом обществе выработка и осуществление социальной политики является процессом взаимодействий и отношений компромиссного и консенсусного порядка различных социальных групп, индивидов и государства. Кроме того, такая модель носит динамичную форму, которая способна относительно непротиворечиво адаптироваться к условиям меняющейся реальности. В условиях современной России, когда идет процесс перехода этатистского государства в государство социальной ответственности, либерального типа, на наш взгляд, возможен лишь комплекс мер, содержащий в себе меры социальной политики, отражающие именно переходный характер политического и социально-экономического развития страны. Здесь малопродуктивны модели западного либерализма, так как для этого нет необходимых социально — экономических условий, уровня и характера политических и социальных ресурсов. Современная реальность не позволяет сохранять дальше в полном объеме систему социального обеспечения и социальных гарантий советского периода. Это реальность. Но в тоже время логика политического процесса применительно к социальным реалиям современной России диктует необходимость длительного сохранения важной роли государства в социальной сфере и постепенный эволюционный переход к либеральной модели социальной политики, то есть переход от всеобщего «собеса» к социальной ответственности граждан. Попытка быстрой смены социальной парадигмы с принципов социального обеспечения к принципам социальной поддержки незащищенных слоев населения в условиях экономического кризиса 90-х гг. привело к обвалу социальной сферы.

При анализе социальной политики важной характеристикой является совокупность ее теоретических основ (целей, принципов, направлений, приоритетов) и практических действий объединяемых понятием «концепция социальной политики». Следует отметить, что любая концепция имеет теоретический и эмпирический уровень. На теоретическом уровне создается идеальная модель социальной политики, и при помощи методов теоретического мышления определяются способы ее достижения. Эмпирическая стадия позволяет ту или иную концепцию довести до уровня реализации. На этой стадии концептуальные основы социальной политики развиваются до уровня политических платформ и программ. Концептуальный подход к социальной политике предполагает также институциональный и функциональный анализ субъекта и объекта социальной политики в проблемном пространстве с целью определения тактики и стратегии, мер и средств и ресурсов для достижения конкретных задач.

Учитывая то, что главными субъектами и модераторами концепций социальной политики являются государство и политические партии, в работе проделан, анализ процессов поиска и формирования социальной концепции в условиях современной российской модернизации. Структурно-функциональный анализ концептуальных положений социальной политики ведущих политических партий («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Яблоко») показал, что в силу крайней остроты социального положения значительной части населения и соответствующей логики политического процесса социальная проблематика является их важнейшим приоритетом. При этом важным является тот факт, что, несмотря на разность идеологий, и электоральных предпочтений они все ориентированны на мощную роль государства в социальной сфере. Кроме того, переходный характер современного развития России заставляет все политические партии в той или иной мере ратовать за частичное сохранение институтов социального обеспечения советского времени.

В свою очередь реальная социально-экономическая ситуация в стране в соотнесении с цивилизационным уровнем определяет относительную общность приоритетных направлений и стратегических целей концепций социальной политики. Логика современного политического процесса детерминирует активное участие всех политических партий в решении насущных социальных проблем населения наряду с государством.

Проделанный анализ на основе широкого круга разнообразных источников концептуальных основ социальной политики современного российского государства, включая этап радикальных социально-экономических реформ 1990;х гг. показывает, что основной причиной негативных последствий реформ в социальной сфере стал резкий переход от модели социального обеспечения населения к модели социальной поддержки и защиты лишь определенных его категорий, что напрямую было следствием отсутствия соответствующих экономических ресурсов по причинам экономического упадка. Наряду с этим такое состояние социальной политики было обусловлено целым рядом противоречий политического и экономического характера: между вариантом либеральной идеологии положенной в основание реформ и правовым закреплением в Конституции РФ положения о социальном государствемежду интересами развития общества, государства и узкокорпоративными интересами постсоветской политической и экономической элитмежду экономической эффективностью и социальной справедливостьюмежду идеологической составляющей реформ и менталитетом народа (его правосознанием, этикой, культурой). На наш взгляд, разрешение этих противоречий социального развития возможно лишь на основе социального партнерства основных социальных сил и наличия соответствующей политической воли со стороны основных субъектов политического процесса и особенно государства.

Применительно к современному этапу общественного развития, к сожалению, остаются актуальными, как и ранее, два уровня концептуальных основ социальной политики — концепция выживания и концепция развития. Практика социальной политики 1990;х гг. свела ее к уровню борьбы с «бедностью». Кроме всего прочего проблема в этом плане заключается в том, что с формационной точки зрения такой приоритет не соответствует уровню цивилизованного государства, в его основе нет мотива развития, а лежат примитивные формы самосохранения.

Концепция развития основывается на создании необходимых условий для формирования широких экономически и социально самодостаточных слоев общества, что кардинально меняет как институциональные, так и функциональные основы государственной социальной политики.

Сколько бы ни были велики бюджетные ресурсы, выделяемые на социальную сферу, они всегда будут недостаточны в силу ее огромной ресурсоемкости и могут быть сконцентрированы на решении крупных общегосударственных задач в социальной сфере, а борьба с «бедностью» при этом подходе становится задачей второго плана в силу того, что бедность из массового явления превращается в частное.

Дальнейшее сохранение базисных аспектов социальной политики 1990;х гг. и соответствующих им тенденций грозило нарастанием необратимых процессов деградации общества, что как показывает анализ выработки концептуальных основ и приоритетов социальной политики государства подверглось серьезной корректировке.

На современном этапе со стороны государства происходит ценностная переориентация в основе, которой находится постановка во главу угла не абстрактных категорий, а конкретного человека с его насущными проблемами и потребностями. Кроме того, на современном этапе происходит количественное и качественное накопление различных концептуальных подходов к социальной политике, предприняты с точки зрения политической воли на законодательном и исполнительном уровнях власти серьезные попытки придать конституционной норме российского государства реальное воплощение.

Начиная с 2000 года, идет сложный противоречивый и в то же время поступательный процесс формирования современной государственной концепции социальной политики, выразившейся в определении основных национальных проектов в сфере: здравоохранения, образования, жилья.

Главной сложностью при этом является то, что прежние институты и механизмы социальной защиты в условиях новой социально-экономической реальности работают неэффективно, сложилась насущная потребность в проведении системных преобразований в социальной сфере, адекватных сложившимся современным реалиям и целям дальнейшего социального прогресса российского общества.

Проведенный совокупный анализ формирования опыта реализации государственной концепции социальной политики в РФ, позволяет высказать ряд практических рекомендаций для современной политической и социальной практики как стратегического, так и тактического плана:

1. Государственные гарантии минимального социального стандарта для всех граждан за счет изменения структуры доходов населения;

2. Активная экономическая политика, которая должна создавать условия для формирования среднего класса (самодостаточной части общества);

3. Создание экономических и правовых рычагов включения части средств отечественного капитала для субсидирования в социальную сферу (например, налоговые льготы, налоговую амнистию капиталов выведенных за рубеж, государственный социальный заказ и т. д.);

4. Средства стабилизационного фонда направить на выдачу долгосрочных государственных кредитов на социальные нужды населения. Сохранение значимой роли государства в социальной политики с одновременным ростом самодостаточности населения позволят в обозримом будущем построить либеральную систему социальной политики, соответствующую современному уровню.

Сегодня же на политической арене России должна идти борьба различных политических сил по лоббированию своих программ социальной политики, что, в конечном итоге, благо для всех слоев населения. Одновременно в политической практике и науке будет накапливаться соответствующий эмпирический материал и теоретические подходы к постепенному формированию либеральной концепции социальной политики, которая может быть реализована лишь там, где действительно сложилось либеральное государство и либеральные ценности стали не только политическим приоритетом, но и общественной ценностью.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Выступление президента РФ В. В. Путина перед делегатами 3-его съезда партии «Единая Россия» // 3-й съезд политической партии «Единая Россия». М., 2003.
  2. Закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации"// Ведомости Съезда Народных Депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 27. ст. 351- Ведомости Съезда Народных Депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 5. ст. 157.
  3. Конституции буржуазных государств / Сост. В. В. Маклаков. М., 1982.
  4. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
  5. КПРФ в резолюциях. М., 1999.
  6. Политическая партия «Единая Россия»: 20 вопросов. 20 ответов. М., 2003.
  7. Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации 16 мая 2003 года. Москва, Кремль, Мраморный зал. http://www.kremlin.rU/appears/2003/05/l 6/1259 1уре63 372 44 623.зЫт1
  8. Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации 8 июля 2000 г. Москва. Кремль /http: /www.kremlin.ru/appears/2000/07/08/0000tupe6337228514.shtml.
  9. Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации. 3 апреля 2001 года. Москва. Кремль. ttp://www.kremlin.ru/appears/2001/04/03/0000type6337228514.shtml.
  10. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. 18 апреля 2002 года Москва, Кремль. http://www.kremlin.rU/appears/2002/04/l 8/0000 tvpe63372 28 876.shtml.
  11. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации 26 мая 2004 года Москва, Кремль http://www.kremlin.ru/appears/2004/05/26/2003 type63372 71 501 .shtml
  12. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации 25 апреля 2005 года. Москва. Кремль. http://www.kremlin.rU/appears/2005/04/25/l223 type63372type82634 87 049.sht ml.
  13. Постановление Правительства Российской Федерации «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения» // СЗ РФ за 1 квартал 2000 г. № 23. ст. 2432- за 2 квартал 2000 г. № 33. ст. 3407- за 3 квартал 2000 г. № 47. ст. 4595.
  14. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 1999 г. № 1194 «О программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью» // СЗ РФ. 1999. № 44. ст. 5322. С. 9921−9925.
  15. Предвыборная программа политической партии «Единая Россия"// 3-й съезд политической партии «Единая Россия». М., 2003.
  16. Предвыборная программа «Яблока» на выборах депутатов Государственной Думы 1999 года «Будущее. Доверие. Безопасность». М., 1999.
  17. Программа демократической партии «Яблоко». М., 2001.21. Программа КПРФ. М., 2002.
  18. Программа Либеральной — Демократической Партии России (ЛДПР). М., 2003.
  19. Программа социальных реформ в Российской Федерации на период 1996—2000 годов. М., 1996.
  20. Трудовой кодекс Российской Федерации. М., 2002.
  21. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в ст. № 16 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // СЗ РФ 1999. № 29 ст. 3692. С. 6536−6537.
  22. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // СЗ РФ 1995. № 21. ст. 1929. С. 3720−3726.
  23. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // СЗ РФ 1995. № 48. ст. 45−66. С. 8581.
  24. Федеральный закон от 28 мая 1999 г. № 102-ФЗ «О льготе на проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях» // СЗ РФ 1999. № 22. ст. 2673. С. 4957−4958.
  25. Федеральный закон «О федеральных органах налоговой полиции» // Ведомости Съезда Народных Депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 29. ст. 1114.
  26. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» // СЗ РФ 1998. № 31. ст. 2331.
  27. Федеральный закон «О базовой стоимости необходимого социального набора» // СЗ РФ. 1999. № 29. ст. 3686.
  28. Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» // СЗ РФ 1995. № 3. ст. 168. С. 355−377.
  29. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // СЗ РФ 1999. № 29. ст. 3699. С. 6572−6575.
  30. Федеральный закон от 20 ноября 1999 г. № 201-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» // СЗ РФ 1999. № 47. ст. 5619. С. 10 275−10 277.
  31. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности» // СЗ РФ 1994. № 35. ст. 3649. С. 5155−5179.
  32. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ 1996. № 52. ст. 5880. С. 11 226−11 232.
  33. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 134-Ф3 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // СЗ РФ 1997. № 43. ст. 4904. С. 8729−8731.
  34. Федеральный закон от 26 июня 1992 г. № 31−32−1 «О статусе судей в Российской Федерации» // Ведомости Съезда Народных Депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 30. ст. 1792. С. 2208−2217.
  35. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ 1999. № 14. ст. 1650. С. 3095−3127.
  36. Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ 1997. № 6. ст. 711. С. 1193−1217.
  37. Монографии, коллективные исследования
  38. А. Н. Социальная политика и социальная структура общества. М., 1995.
  39. Анализ системы социального обеспечения в Великобритании, Германии, Франции. М., 1992.
  40. Аристотель. Сочинения в 4-х т. Т.4.
  41. Р. Словарь социальной работы /пер. с англ./ М., 1994.
  42. Н.А. Письма о философии неравенства // Русское зарубежье. JL, 1991.
  43. М. П. От социальных ценностей к социальному государству. М., 1997.
  44. Ф. Э. Современная социальная политика: между планом и рынком. М., Гардарика. 1996.
  45. М. Избранные произведения. М., 1990.
  46. И. А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х годах. СПб., 1998.
  47. В. Язык и философия культуры. М., 1985.
  48. В. И. Современный политологический словарь. М.: NOTA BENE, 2000. 1024 С.
  49. В. М. Политическое пространство современной России // Известия Саратовского университета. Т. 1. Вып. 1. Саратов, 2003.
  50. В. И. Потенциал человека: индекс социального развития россиян. М., 1995.
  51. В. И. Российские реформы: социальные итоги и потенциал развития //Социальная работа: теория, технологии, образование. М., 1996. № 1.
  52. В. И. Россия: состояние, перспективы, противоречия развития. М., 1995.
  53. Э.Г. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы. М., 1994.
  54. В. Идеалы социальной политики (пер. с нем.). СПб., 1906.
  55. История политических и правовых учений /Под ред. B.C. Нерсесянца. М., 2001.
  56. В.М. Социальная политика и право: сущность и взаимозависимости // Российский журнал социальной работы. 1998. № 8.
  57. Кара-Мурза С. Г. Советская цивилизация. Кн. 2. М., 2002.
  58. А. А. Социальная работа за рубежом: Состояние, перспективы, тенденции. М., 1998.
  59. В.В. Социальная безопасность. 4.1. М., 1998.
  60. В.В. Социальная работа за рубежом: Справочное пособие по социальной работе. М., 1997.
  61. Краткий политологический словарь. М., Политиздат. 1988.
  62. М. Современное государство — скромное государство. Другая стратегия изменения // Антология мировой политической мысли. 1997. Т. 2. С. 699−710.
  63. X. Социальная рыночная экономика. Германский путь. М., 1994.
  64. П. П., Панова Л. В. Социальная политика в условиях кризиса. СПб., 1996.
  65. В. И. Гонители земств или Аннибалы либерализма// Полн. Собр. Соч. Т. 5. С. 21−72.
  66. В. И. О нашей революции// Полн. Собр. Соч. Т. 45. С. 378 382.
  67. В. И. Очередные задачи советской власти// Полн. Собр. Соч. Т. 36. С. 165−208.
  68. В. И. Развитие капитализма в России//Полн. Собр. Соч. Т. 3. С. 3−609.
  69. Е. А. Социальное государство и защита прав человека. М., 1994.
  70. К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 419−459.
  71. Р. Ф. Аналитическая политология. Саратов, 2002.
  72. Население России 1999. Седьмой ежегодный демографический доклад/под ред. Вишневского А. Г. М., 2000.
  73. С. Ю. Социальная политика СССР и России: теория, методология, исторический опыт. М., 1996.
  74. С. Ю. Формирование и реализация социальной политики в условиях коренной модернизации общественно-политической системы. Саратов, 1996.
  75. Некоторые проблемы социально-политического развития современного российского общества. //Сб. науч. трудов. Вып. 8. под ред. проф. Г. В. Дыльнова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001. 132 С.
  76. О демографических процессах в Российской Федерации (тенденции и прогнозы) // Аналитический вестник. М., 2000. Вып. 13.
  77. Г. В. Концепция социальной политики: научные подходы и реальность. М., 1995.
  78. Г. В. Социальное мифотворчество и социальная практика. М., 2000.
  79. Основы социальной работы / Отв.ред. П. Д. Павленок. М., 1997.
  80. А.С. Философия политики. М., 1994.
  81. А. С. Политология. М., 2001.
  82. Платон. Собрание сочинений в 4-х т. Т.З.
  83. Я. А. Политология и актуальные проблемы политической жизни современной России. М., 2002.
  84. О. Социальное государство и профсоюзы. М., 1997.
  85. Политология. Краткий энциклопедический словарь-справочник./ Отв. ред. Ю. С. Борцов. Ростов н/Д.: Изд-во Феникс. 1997. 608 С.
  86. Политология: энциклопедический словарь./ Общ. ред. и сост.: Ю. И. Аверьянов. М.: Изд-во Моск. Коммерч. Ун-та. 1993. 431 С.
  87. В. Г., Холостова Е. И. Социальная политика и социальная работа. М., 1997.
  88. Профсоюзы и рынок в социальном государстве. М., 1995.
  89. . В., Ракитская Г. Я. Роль государства в социальной политике. Особенности государства как субъекта социальной политики и его конституционные обязанности в этой сфере. М., 2003.
  90. .В. Социальная политика, социальная защита, самозащита трудящихся в обществе. Ч. 1. М., 1998.
  91. Российская социологическая энциклопедия./ Под общ. ред. Г. В. Осипова. М.: Норма-ЮТЫА. 1998. 672 С.
  92. Российский статистический ежегодник. М., 2001.
  93. Россия. 10 лет реформ. Социально-демографическая ситуация. М. 2002.
  94. Россия: риски и опасности «переходного» общества. Отв. ред. О. Н. Яницкий. М., 2000.
  95. Россия: Энциклопедический справочник / под ред. А. П. Горкина, А. Д. Зайцева, В. М. Карева и д.р. М., 1998.103. «Советская Россия», 24. 02. 2000 г.
  96. А. К. Социальная политика переходного периода: от государственных гарантий к адресной поддержке. М., 1995.
  97. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  98. Социальная политика в период перехода к рынку: проблемы и решения. / Сб. ст. под ред. А. 09лунда и М. Дмитриева. М., 1996.
  99. Социальная политика государства // Сб. ст. по материалам Всероссийской конференции «Проблемы регулирования социальной политики государства» 14 апреля 1997 г. под ред. проф. В. Ф. Уколова М.: Луч, 1997.
  100. Социальная политика: парадигмы и приоритеты /под ред. В. И. Жукова. М.: Союз, 2000.
  101. Социальное партнерство: словарь-справочник. М., 1999.
  102. Социальное положение и уровень жизни населения в России. Стат. сб. М., 2003.
  103. M., Гордон JI., Клопов Э. Потери и приобретения в России девяностых, в 2-х т. М., 2001.
  104. Социальное развитие общества: современность и перспективы. М.: Изд-во МГСУ. Союз, 1998.
  105. Социальные ресурсы и социальная политика. М.: Наука, 1992.
  106. Средний класс в России: количественная и качественная оценки. М., 2000.
  107. Теория и методика социальной работы. 4.1. М., 1995.
  108. В. Социальное государство: сущность и генезис //Человек и труд. М., 1998. № 5.
  109. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
  110. И. Сочинения в 2-х т. т. 2. Спб., 1993.
  111. А. Ф. Социальная политика в переходном обществе. Россия и мировой опыт. М., 1995.
  112. А.Ф. Социальная политика в переходном обществе. Россия и мировой опыт. М., 1995.
  113. Л. П. Социльная трансформация и социальная безопасност // В кн.: Социальная политика /Под общ. ред. Волгина H.A. М., 2003.
  114. А. Г. Продуктивная конкуренция: опыт объединительной концепции. М., 1997.
  115. Ф. О социальном вопросе в России // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 18. С. 537−548.
  116. Ф. Принципы коммунизма // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 322−339.1. Периодика
  117. А. Поколение, которое теряет Россия // Социс. 2002. № 8. С. 97−106.
  118. Т., Бурикова И., Коновалова М., и др. Политические партии и политики России как объекты классификации // Власть. 2003. № 9.
  119. Ю. В. О социальной структуре общества постсоветской России //Социс. 2002. № 9. С. 29−40.
  120. Э. В. Трансформация: у каждой страны уникальный путь //Социс. 2002. № 10.
  121. Л. А. Стратегии выживания, адаптации, преуспевания //Социс. 2001. № 6
  122. Д. Д. Российские самоубийства и российские реформы //Социс. 2002. № 5. С. 78−81.
  123. О. В. Репрезентация социальных проблем в российской прессе 90-х годов //Социс. 2002. № 8.
  124. В. Э. Россия: десять лет реформирования //Социс. 2001. № 7.
  125. В. Э. Социально-политические факторы развития российского общества//Социс. 1995. № 11.
  126. Ф. М. Движение российского социума к государству благоденствия //Социс. 1997. № 7. С. 20−29.
  127. А. Постсоветское социальное пространство: способы и стили жизни //Власть. 2001. № 11.
  128. Возможно ли в России социальное государство? Межд. науч. конференция //Альтернативы. 1997. № 3.
  129. Н. Экономика и социальное управление в условиях кризиса //Власть. 1999. № 9.
  130. С. И. Трансформация оценок населением России роли государства в регулировании доходов богатых //Социс. 1997. № 7. С. 30−44.
  131. Данные ВЦИОМ // Юридическая газета. 2001. № 3.
  132. Р. От социального государства к цивилизованному сообществу // Полис. 1993. № 5.
  133. В. А., Николаев А. Н. Партийный дизайн в России: теория и реалии // Власть. 2003. № 5. С.44−48.
  134. А. И. Власть в единстве и многообразии ее измерения // Государство и право. 1995. № 11. С.68−69.
  135. Т.А. Тенденции смертности в России 90-х гг. //Социс. № 10. С. 109−113.
  136. Десять лет российских реформ глазами россиян //Социс. 2002. № 10.
  137. М. Э. Социальные реформы в России: итоги и ближайшие перспективы //Общественные науки и современность. 1998. № 5. С. 19−25.
  138. В. М. Идеологический фактор в электоральном процессе современной России // Власть. 2003. № 4. С. 6−9.
  139. А. Либерально-консервативная интерпритация развития российского общества//Власть. 2001. № 10.
  140. Л. Евстигнеев Р. Социализм, Монетаризм, Либерализм (экономическая трансформация России) // Общественные науки и современность. 1995. № 3. С. 17−31.
  141. Т. И. О социальном механизме посткоммунистических преобразований в России //Социс. 2002. № 8.
  142. Т. И. Социоструктурный аспект трансформации российского общества //Социс. 2001. № 8. С. 3−11.
  143. Т.И. Современное российское общество: проблемы и перспективы //Общественные науки и современность. 2004. № 6.
  144. В. JI. Социальное неравенство как проблема становления постэкономического общества//Полис. 1999. № 5.
  145. В. JI. Технологический прогресс и социальная поляризация в XXI столетии //Полис. 2002. № 2001. № 6.
  146. Концепция социальной политики в России (из доклада Института социально-экономических проблем народонаселения РАН) // Общественные науки и современность. 1994. № 6. С. 23−31.
  147. Н., Цветкова Е., Фролов С. Обладает ли российская элита созидательным потенциалом? // Власть. 2005. № 7.
  148. С. А. Российский исторический опыт в свете концепций политических модернизаций //Полис. 2001. № 3.
  149. И. Б. Гражданское общество на Западе и в России //Полис. 1996. № 5. ,
  150. Г. Политические механизмы регулирования социально-экономических процессов в России //Власть. 2000. № 3.
  151. С. Упущенные возможности исторического развития России //Власть. 2001. № 6.
  152. С. Ю. Власть и социальное здоровье российского общества // Власть. 2005. № 9. С. 26−32.
  153. А. Россия, которую мы ищем//Власть. 2000. № 12.
  154. А. Социальный контракт или игра по правилам?//Власть. 2000. № 9.
  155. А., Малютин М. Модернизация по-российски //Власть. 2002. № 12.
  156. А. Н. Размышления о жанре президентского послания // Власть. 2005. № 6. С. 3−5.
  157. В. Некоторые итоги 2000 года и прогноз на среднесрочную перспективу //Власть. 2001. № 4.
  158. В. Правовая база средие-и-долгосрочных социально-экономических концепций и прогнозов //Власть. 2001. № 10.
  159. С., Норбу В. Экономическая концепция России третьего тысячелетия //Власть. 2000. № 4.168.0лейник А. Н. Социальная политика: пути достижения эффективности //Полис. 1998. № 5.
  160. Ю. Я. Социальное партнерство в России: имеются ли предпосылки? //Вопросы экономики. 1994. № 5.
  161. Г. Основные тенденции социально-экономического развития //Власть. 2000. № 10.
  162. В. Д. Свободное время горожан в 1986 и 1995 годах //Социс. 1997. № 7. С. 44−51.
  163. В. П. Россия XXI в. в системе общественно-политических ожиданий //Социс. 2001. № 5.
  164. И. ***изм //Власть. 2000. № 4.
  165. И. Социализм и/или либерализм? //Власть. 2000. № 4.
  166. Н. Социальное дно России //Власть. 1999. № 9.
  167. Родригес Гросси X. Социальная политика в период реформ // Латинская Америка. 1996. № 5.
  168. Российская модернизация: проблемы и перспективы (материалы круглого стола) //Вопросы философии. 1993. № 7. с. 20.
  169. Д. Социально-экономическая ситуация в России. Итоги и перспективы //Власть. 2001. № 3.
  170. Д. Экономические и социальные последствия реформ //Власть. 2001. № 11.
  171. М. Н. Консолидация общества и социальные противоречия //Социс. 2001. № 1.
  172. М. Н. Основное социальное противоречие современного российского общества //Социс. 2001. № 4.
  173. M. H. Трансформация социальной структуры российского общества //Социс. 1997. № 7. с. 3−20.
  174. M. Н. Процессы социальной деградации в российском обществе // Социс. 1998. № 6. С. 3−12.
  175. Р. В. Образ жизни населения России: социальные последствия реформ 90-х годов //Социс. 2001. № 4.
  176. С. И. Социальная политика как фактор легитимности власти // Власть. 2003. № 4.
  177. В. М. Как возможны социальные изменения //Полис. 2001. № 6.
  178. Ю. Модель устойчивого развития цивилизации //Власть. 2000. № 10.
  179. А. Политическая идеология в российском транзите: возможности и пределы влияния //Власть. 2001. № 8.
  180. Социальная политика переходного периода. Материалы круглого стола // Общественные науки и современность. 1994. № 6.
  181. H. Е., Шкаратан О. И. Российская социальная политика: выбор без альтернатив? //Социс. 2001. № 3.
  182. А. Бедность как социальный феномен //Власть. 1999. № 9
  183. А. Демографический кризис России // Власть. 2000. № 10.
  184. А. Качество жизни населения: проблемы перспективы //Власть. 2002. № 2.
  185. Е. Социальная политика и интеграция общества // Общественные науки и современность. 1996. № 4. С. 39−47.
  186. М. Социальные отношения и политическая практика в посткоммунистической России //Полис. 2002. № 4.
  187. С., Иванов А. «Партия власти» в современной России: ретроспектива и перспектива // Власть. 2003. № 8.
  188. С., Иванов А. Российская многопартийность и место «партии власти» в партийной системе // Власть. 2005. № 4.
  189. А. Трансформация современной России: возможности и пределы //Власть. 2002. № 12.
  190. В. И., Ципко В. А. Финансовая стабилизация: цель или средства? // Власть. 1996. № 2.
  191. Р. Государство и типы социальной политики //Латинская Америка. 1996. № 4.
  192. Ф. Общество свободных. Сдерживание власти и развенчание политики // Открытая политика. 1995. № 8.
  193. Ф. Дорога к рабству // Вопросы философии. 1990. № 10−11.
  194. Н. В. Бедность как социальный феномен российского общества //Социс. 1994. № 3.
  195. А. Ю. Средний класс в России: охота на Несси //Полис. 2003. № 1.
  196. В. Россия на пороге XXI века: Социально-политическая трансформация //Социс. 2001. № 5.
  197. Й. Будущее социального государства // Социальное государство в Западной Европе. М., 1999.
  198. В. А. «Господа, думайте о социальных последствиях проводимых реформ» //Социс. 2002. № 5.
  199. Ярская-Смирнова Е. Р. Социальная политика и тендер в риторике прдвыборной борьбы //Социс. 2002. № 11.
  200. Диссертации и авторефераты
  201. С. И. Политические аспекты становления социального государства в России. Дис.. канд. полит, наук. М., 2000.
  202. Г. А. Экономические основы социальной политики государства в условиях переходной экономики России. Дис.. докт. экон. наук. М., 1998.
  203. Н. А. Государственная социальная политика: методология, тенденции и проблемы ее реализации в РФ в 1990-х годах. Дис.. канд. ист. наук. М., 2000. и др.
  204. Г. М. Эволюция коммунистической идеологии: от государственной к партийной в СССР — Российской Федерации. Атореф. дис. канд. полит, наук. Саратов. 2005.
  205. В.Э. Социальная политика в условиях становления рыночных отношений. Дис. докт. экон. наук. СПб., 1993.
  206. В. М. Сущность и содержание социальной политики: На примере Московской области. Дис. канд. социол. наук. М., 1999.
  207. . М. Государственная социальная политика и особенности ее реализации в субъектах Российской Федерации в условиях трансформации общества. (80−90 гг.). Дис.. докт. ист. наук. М., 1998.
  208. С. С. Идеология русского христианского социализма. Автореф. дис.. канд. полит, наук. Саратов, 2001.
  209. С. К. Социальные аспекты региональной политической деятельности. Дис.. канд. социол. наук. Саратов, 1997.
  210. А.Е. Социальная политика: конституционно-правовые проблемы. Автореф. дис. докт. юрид. наук. М., 1990.
  211. Е. Е. Формирование механизма социальной политики Российской Федерации: тенденции и противоречия, 1990-е годы. Дис.. канд. ист. наук. Саратов, 1999.
  212. Р. А. Особенности взаимосвязей экономических реформ и социальной политики в условиях перехода к рыночной экономике: теоретико-методологические аспекты. Дис.. докт. экон. наук, (в форме научного доклада). М., 1999.
  213. С. Ю. Социальная политика в условиях модернизации политической и экономической системы России (80−90-е гг. XX столетия). Дис. докт. ист. наук. Саратов, 1998.
  214. С. И. Социальная политика советского государства в деревне 1917 г. — начала 1930-х гг. (на материалах Нижнего Поволжья). Дис.. докт. ист. наук. Саратов, 2005.
  215. И. В. Политические партии России в формировании и реализации государственной социальной политики конец 80-х-90-х годы. Дис. докт. ист. наук. М., 1998.
  216. Е. В. Формирование и функциональные возможности современной социальной политики в России: Региональный аспект. Дис.. канд. социол. наук. Саратов, 1999.
  217. Ф. И. Формирование и реализация социальной политики в регионе: Вопросы теории и практики. Социологический аспект. Дис.. докт. социол. наук. М., 1999.
Заполнить форму текущей работой