В демократическом обществе связь с общественностью выступает неотъемлемой частью системы отношений адекватной правовому, социально ориентированному государству, в первую очередь, потому что способствует реализации важнейших черт демократического управления.
В органах власти связь с общественностью выполняет двуединую задачу: с одной стороны, содействуя выражению интересов общества, стимулируя вовлеченность граждан в процесс управления, предотвращая и разрешая социальные конфликты, координируя и гармонизируя отношения власти и общества, с другой, способствуя изменению самой власти, делая ее более открытой, реагирующей и рефлексирующей.
Особое значение имеет налаживание взаимодействия с обществом в одной из трех ветвей государственной власти — власти исполнительной.
Исполнительная власть обладает тенденциями к замкнутости, закрытости, жесткой иерархичности, зависимости от собственного бюрократического аппарата, а не от граждан и их объединений. Между J тем, в современном обществе исполнительная власть во многом играет самостоятельную роль в управлении государством, ее структурами охвачены все сферы общественной жизни, она во многом должна обеспечивать открытость политики власти, возможность общественного влияния на принятие государственных решений.
От отношений исполнительной власти и граждан во многом зависит политическая устойчивость общества, перспективы сохранения общественного консенсуса.
Современная российская исполнительная власть испытывает особую потребность в новых формах и методах взаимодействия с обществом. Переходное состояние российского общества проявляется, в том числе, в высокой степени социальной конфликтности, отчужденности граждан от власти, отсутствии поддержки обществом государственных решений, в конечном счете, в неэффективности всей системы исполнительной власти.
Одним из путей решения этих проблем является реорганизация системы управления обществом, разработка и внедрение принципов демократического управления, при котором субъект и объект выступали бы не как противостоящие друг другу, а как равноправные и взаимозависимые субъекты. Необходимо создание механизмов взаимодействия власти и общества на основе конструктивного диалога, технологий, направленных на поиск компромиссов, солидарное разрешение конфликтов и т. д.
Связь с общественностью — это реально действующий механизм согласования и гармонизации социальных интересов. ПР может стать мощным ресурсом исполнительной власти современной России.
Анализ отечественной и зарубежной литературы обнаруживает определенный дефицит научных представлений о связи с общественностью. Малоисследованной остается тема роли связи с общественностью во взаимодействиях органов государственной власти и общества в контексте развития демократических процессов.
Недостаточная изученность темы связи с общественностью современной российской исполнительной власти, потребность в анализе особенностей, механизмов и проблем ее функционирования определила выбор темы, объект и предмет исследования, его цель и задачи.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе комплексного анализа раскрыть особенности, механизмы и проблемы связи с общественностью исполнительной власти в условиях демократизации современной России.
Ставятся следующие исследовательские задачи: • предложение и апробация новых методологических подходов к понятию «связь с общественностью» для выявления его характерных свойств;
• раскрытие сущности связи с общественностью как специализированной управленческой деятельности;
• определение особенностей, функций и механизмов связи с общественностью современной российской исполнительной власти;
• исследование эволюции приемов, методов, технологий связи с общественностью в органах государственной власти, систематизация ее моделей и этапов развития;
• исследование специфики и проблем связи с общественностью в деятельности региональных органов власти (на примере администрации Нижегородской областа).
Объект исследования — связь с общественностью исполнительной власти современной России.
Предмет исследования — особенности, механизмы и проблемы деятельности исполнительной власти по осуществлению связи с общественностью в условиях демократизации современной России.
Основная рабочая гипотеза. Постоянная и целенаправленная связь с общественностью, как специализированная управленческая деятельность, может способствовать согласованию и гармонизации отношений исполнительной власти и общества.
Положения, выносимые на защиту:
1. В диссертации предлагается новая типология основных концептуальных подходов к понятию «связь с общественность»: «информационный», «пропагандистский» и «управленческий».
Предлагается авторская позиция рассмотрения связи с общественностью, как специализированной управленческой деятельности, обеспечивающей совместимость интересов организации с интересами общественности, выступающей в институтах власти как неотъемлемая часть управления, обеспечивающая взаимодействие равноправных и взаимозависимых субъектов.
2. В исполнительной власти связь с общественностью играет важную роль: с одной стороны, содействует выражению общественных интересов и потребностей, предотвращает и участвует в разрешении социальных конфликтов, стимулирует вовлеченность граждан в процесс управления с целью согласования деятельности органов власти с общественными интересами, гармонизирует отношения власти и обществас другой, влияет на изменения самой власти в сторону большей открытости, уважительного отношения к гражданам, гибкого реагирования и т. д.
3. Отмечено пять основных задач, стоящих перед связью с общественностью исполнительной власти современной России. Во-первых, анализ и учет интересов и проблем общества при выработке политических решений и программ правительства. Во-вторых, объективное информирование общественности о политике правительства. В третьих, просвещение по вопросам законодательства, прав и обязанностей граждан. В четвертых, формирование позитивного образа органов власти. В пятых, создание доброжелательной атмосферы и стандартов обслуживания внутри самих органов власти в целях повышения эффективности их работы.
4. Предложена классификация наиболее значимых функций связи с общественностью исполнительной власти современной России: коммуникативно-информационная, исследовательско — аналитическая, организационно-координирующая и интегративная.
5. Становление связи с общественностью современной российской исполнительной власти отражает общую тенденцию развития, представляя собой эволюцию от односторонней до зрелой двусторонней концепции взаимодействия организации и общества.
Основные научные результаты исследования, полученные автором, их научная новизна заключаются в следующем:
• На основе анализа дефиниций, ключевых категорий выявлены и систематизированы основные концептуальные подходы к понятию «связь с общественностью»: «информационный», «пропагандистский» и «управленческий»;
• Предложены и апробированы новые методологические подходы к исследованию связи с общественностью с позиций анализа теоретических основ, главных концептуальных подходов и основных категорий, составляющих объем понятия «связь с общественностью». Сравнительный анализ концепций и категорий позволил более комплексно раскрыть понятие, с одной стороны, как медиатора управления сложным социальным взаимодействием организации и общественностис другой, как технологическую сферу деятельности с набором конкретных приемов и методов, с помощью которых организация налаживает контакты с общественностьюс третьей, как практику построения отношений организации и общественности с целью согласования своей деятельности с общественными интересами;
• Сформулированы сущностные особенности связи с общественностью, как специализированной управленческой деятельности, уточнены объекты управления, специфика управленческой деятельности, описаны основные управленческие технологии;
• Изучен и обобщен международный и российский опыт связи с общественностью в органах государственной власти, на основе которого определены наиболее эффективные механизмы связи с общественностью, выявлена специфика и проблемы функционирования в деятельности исполнительной власти с учетом задач, стоящих перед исполнительной властью современной России.
Сформулированы цели и задачи связи с общественностью в деятельности современной российской исполнительной власти, как неотъемлемой составляющей демократического управления, содействующей обогащению «властных» коммуникацийформализованных, зафиксированных в правилах, полномочиях, обязанностях и т. д. — демократическими, с высокой степенью вовлеченности общества в управленческие процессы, созданию коррелирующих механизмов гармонизации интересов власти и общества, форм и методов «реагирования» органов власти на усиливающееся влияние демократического общества;
• Разработана оптимальная классификация наиболее значимых функций связи с общественностью: коммуникативно — информационная, исследовательско — аналитическая, организационно — координирующая и интегративная, что может способствовать определению главных направлений деятельности, стоящих перед службами по связи с общественностью органов исполнительной власти современной России;
• Обоснованы и уточнены этапы и модели развития связи с общественностью. Выделено шесть этапов и четыре модели. Уточнена зависимость содержания этапов и моделей от социально-экономической и политической ситуации, их значение для формирования научной теории связи с общественностью;
• Раскрыты возможности, основные тенденции развития и технологии связи с общественностью в деятельности региональных органов власти современной России. Выработаны и апробированы практические рекомендации для региональных служб по связи с общественностью.
Научно — практическая значимость исследования. Связь с общественностью имеет большое практическое значение для деятельности российской государственной власти. Выводы диссертации могут быть использованы в осмыслении теоретико-методологических основ связи с общественностью Они позволяют выработать определенные рекомендации для практического применения механизмов связи с общественностью в деятельности российской исполнительной власти, для разработки концепции формирования имиджа институтов исполнительной власти, для организации служб по связи с общественностью властных структур.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Современные политические и социально-экономические условия развития российского государства диктуют необходимость новых общественных связей, обеспечивающих конструктивный диалог между властью и обществом, внутри самого общества, между его хозяйствующими субъектами, политическими объединениями, общественными организациями и т. д. Именно этим задачам служит специализированная деятельность по управлению взаимодействиями организации и общественности — «связь с общественностью».
Важную роль играет связь с общественностью в исполнительной власти.
В Главе 1 данного исследования анализируются сущностные особенности связи с общественностью, ее характерные черты, свойства, функции на основе различных концептуальных подходов к данной дисциплине. Подходы условно обозначены как «информационный», «пропагандистский» и «управленческий».
Сравнительный анализ концептуальных подходов дает возможность сделать вывод, что связь с общественностью — это специализированная управленческая деятельность, обеспечивающая совместимость интересов организации с интересами общественности.
В институтах власти связь с общественностью выступает как неотъемлемая деятельность управления, обеспечивающая взаимодействие различных субъектов как равноправных и взаимозависимых.
В исследовании уточняется, что объектом управления является не только коммуникация, но весь комплекс PR-деятельности. Рассмотрев понятие «управления» как ключевую категорию, включенную в объем понятия связь с общественностью, можно сделать вывод, что управленческие процессы в связи с общественностью имеют три главные особенности: особый механизм управления, основанный не на воздействии, а на взаимодействииуникальное место посредника, которое занимают структуры по связи с общественностью — между организацией и общественностью — и происходящие в процессе PR-взаимодействия взаимные изменения организации и общественности.
В исследовании разработана оптимальная классификация наиболее значимых функций связи с общественностью: коммуникативно-информационная, исследовательско — аналитическая, организационно-координирующая и интегративная, что может способствовать комплексному применению механизмов связи с общественностью, определению главных направлений деятельности PR-служб российских органов исполнительной власти, позволит лучше организовать процесс их деятельности и т. д.
Анализ дает возможность сделать вывод, что специфика связи с общественностью в органах исполнительной власти связана с сущностными особенностями деятельности органов власти, которые заключаются в том, что реализация целей и осуществление функций исполнительной власти ведется в несравнимо более значительном социально-политическом масштабе, чем любая другая деятельность, затрагивает большее количество общественных интересов, поэтому и изменение социальной среды, общественного мнения, общественных взаимоотношений приобретает иной масштаб и требуют от организации особого уровня, качества и ответственности регулирования и управления процессами взаимодействия.
Особое внимание уделено проблемам и особенностям российской исполнительной власти, связанным с реформированием органов власти на новых демократических началах. Эти особенности определили главные задачи связи с общественностью как медиатора управления: учет интересов и проблем общества при подготовке программ правительства, информирование общественности о деятельности правительства, формирование позитивного имиджа государственных институтов, удовлетворение общественной потребности в разъяснительной работе относительно законодательства, прав и обязанностей граждан и т. д.
Автор приходит к выводу, что главные цели управления взаимодействием органов власти с гражданами состоят в обеспечении согласовании интересов, вовлеченности граждан в процессы управления, создании атмосферы взаимного доверия между институтами государственной власти и обществом.
Проводимое в Главе 2 исследование онтотологическогих аспектов связи с общественностью, дает возможность обнаружить, что приемы и методы, используемые в современной концепции ПР, имеют глубокие исторические корни. Становление ПР тесно связано с развитием политических и государственных институтов: использование функций связи с общественностью постоянно сопутствует государственной деятельности из-за необходимости создавать ненасильственные формы взаимодействия, поиска механизмов презентации интересов, их согласования с общественными устремлениями и т. д. Появлению современной концепции ПР общество обязано XX веку, периоду интенсивного развития экономики, упрочению демократии и гражданского общества.
В диссертации рассмотрены и уточнены шесть этапов и четыре модели развития ПР с позиции управленческого и функционального подходов. Эпоха «связи с общественностью в период войн и революций», «этап паблисити», этап «разъяснительной рекламы», период начала «профессиональной связи с общественностью», период «связь с общественностью — новая концепции в управлении» и «эра двусторонних коммуникаций». Выделены четыре модели связи с общественностью: односторонней убеждающей коммуникации, односторонней информирующей коммуникации, двусторонней ассиметричной коммуникации и двусторонней симметричной коммуникации. Каждая модель связана с определенным этапом эволюции связи с общественностью как социального явления.
На основе исследования автор приходит к выводу, что в настоящее время связь с общественностью уже прочно вошла в политическую и социальную жизнь всех демократических стран, стала важнейшей составляющей управления.
Российское государство переходного периода особенно нуждается во взаимопонимании между обществом и властью, в доверии и согласии между гражданами и чиновниками, внутри самих государственных институтов. Связь с общественностью в российских органах исполнительной власти способна стать важным «посредником» в управлении, механизмом гармонизации социальных интересов.
В исследовании проанализирована практическая деятельность органа власти субъекта Федерации — администрации Нижегородской области в сфере связи с общественностью за период с 1991 по 2000 гг. На конкретном примере PR-деятельности администрации исследование дает возможность обнаружить в технологиях связи с общественностью реальные возможности согласования интересов, налаживания цивилизованных форм диалога между гражданами и властью. Данный опыт позволяет сделать вывод, что закономерности становления и развития связи с общественностью в органах исполнительной власти являются также закономерностями демократического развития органов власти в целом. Отступление от принципов демократизма ведет за собой утрату общественного доверия и повышает уровень конфликтности в обществе.
Современный российский опыт свидетельствует о том, что связь с общественностью является важнейшим инструментом в реализации процессов демократизации и открытости системы государственного и муниципального управления. В современных условиях связь с общественностью представляет собой один из мощных ресурсов исполнительной власти и государственной власти в целом в интересах всего общества.