Феномен доверия в российском обществе: социологические основы и диагностика
Владыкина И. К., Плесовских С. Н. Конструирование сказочных сюжетов как метод выявления прототипа идеального лидера среди молодежи //Вестник МГУ. Политические науки. 2000. — № 5. — С. 98 — 103. Кенджели Дж. Райс Дж. Ковальски К. Формирование, упадок и возрождение доверия в организации//Лидерство. Психологические проблемы в бизнесе. Дубна: Издательский центр «Феникс», 1997. С. 59−71. Карпухин О… Читать ещё >
Содержание
- Заключение
Доверие в жизни людей в начале XXI века приобретает характер объективной необходимости. Доверие становится все более значимым фактором во взаимоотношениях между государствами, между социальными группами, между людьми. Доверие, делая жизнь людей комфортной и привлекательной, в то же время таит в себе опасность. Доверяющий человек может стать жертвой обмана со стороны людей, злоупотребляющих доверием. Проблема доверия не может быть предметом только психологического и социально-психологического исследования. Доверие — есть серьезная социальная проблема современного российского общества.
Для развития доверия в российском обществе необходима детально разработанная, ориентированная на защиту интересов граждан, законодательная база, регулирующая взаимоотношения между людьми. Закон должен быть реально действующей силой, способной обеспечить гражданам ощущение их правовой защищенности.
Общество доверия — это общество, интегрированное на основе нравственных ценностей. Ведущее значение среди них может принадлежать принципам уважения к личности и социальной справедливости.
Уважение к личности на основе ее правовой защищенности способно поменять самоощущение человека, его положение в кругу других людей. Для этого необходимо также утверждение неотвратимости наказания за преступления, обман, мошенничество в рашем государстве.
Самостоятельность, независимость личности, как элементы гражданского общества, предполагают необходимый уровень материальной защищенности человека. Только будучи самим собой и хозяином своего положения человек способен по-настоящему доверять миру и окружающим его людям.
Важным фактором распространения в обществе атмосферы доверия является личность политического лидера. Если во главе региона, общества в целом стоит личность, пользующаяся авторитетом, доверием населения, то это доверие распространяется на стиль взаимоотношений между гражданами. Серьезность, справедливость в осуществлении управления регионом, обществом, открытый искренний стиль общения с людьми — необходимые атрибуты позиции лидера, которому доверяют граждане. В нашем исследовании обнаружилось значение веселого нрава, оптимистического стиля общения с людьми, ожидаемого людьми от своих политических лидеров. Это не противоречит искренности и открытости, поскольку веселый нрав, не соответствующий истинным установкам личности легко считыва-ется россиянами и воспринимается ими как скоморошество. Искренние намерения политиков сделать жизнь людей лучше являются надежной основой формирования доверия к ним.
Восстановлению и развитию в обществе атмосферы доверия способствуют PR акций, направленные на поиски взаимопонимания и согласия между представителями различных политических партий, как между собой, так и с народом. Это ТВ передачи «Глас народа», «К барьеру» и др. Поиски согласия с апелляцией к общественному мнению конфликтующих сторон пользуются интересом и поддержкой населения в передачах «Судебный процесс», «Моя семья».
Важным фактором роста внутригруппового согласия в стране и формирования в ней атмосферы доверия являются телемосты, особенно при прямом открытом диалоге Главы государства с гражданами России.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие
выводы:
1. Доверие представляет собой сложное по структуре, многоликое явлениг ем. Оно существует как чувство, в большей или ||рЦьшей степени спонтанное, как установка. Склонность к проявШЯю доверия представляет собой индивидуальную особенность личности. Доверие есть характеристика стиля межличностных отношений. На социальном уровне доверие представляет собой атмосферу доверия в обществе, оказывающую влияние на проявление и функционирование всех других уровней доверия.
2. Доверие является очень древним социальным образованием. Социальные, исторические корни доверия кроются в особенностях жизнедеятельности людей в первых человеческих сообществах. Являясь коллективным субъектом жизнедеятельности и находясь в обстановке внешней угрозы и опасностей, первичное человеческое сообщество сплачивалось, интегрировалось на основе внутригруппового доверия.
3. К социально-психологическим функциям доверия можно отнести следующие его особенности:
Ощущение целостности коллективного субъекта деятельности-
Чувство безопасности, защищенности внутри группы-
Чувство психологического комфорта в условиях доверительных отношений-
Облегчение взаимодействия, мотивация взаимопомощи.
4. Развитие способностей к проявлению доверия в процессе индивидуального развития личности имеет свою специфику и соответствует стадиям психического развития человека. В младенчестве доверие играет ведущую роль в развитии личности, формируется базовая установка на доверие или недоверие. В возрасте от 1 года до 3 лет формируется доверие ребенка к самому себе в соответствии с ростом автономии и самостоятельности. В период от 3 до 6 лет в стадии роевой игры ребенок осваивает стратегии недоверия как коммуникативного потенциала. В период от 6 до 11 лет накапливаются ресурсы ДШ1рия к себе на основе овладения учебным материалом и укреплением своей собственной позиции в коллективе. От 11 до 14−15 лет ребенок интегрируется с коллективом, обретает силу коллективного субъекта деятельности, укрепляется его базовое доверие к миру через идентификацию с группами. В стадии юности до 20 лет человек опять возвращается в свое внутриличностное пространство, укрепляется его эгоидентичность и доверие самому себе.
Успешное прохождение стадий формирования доверия способствует становлению личности, которой доверяют другие люди.
5. Атмосфера доверия в обществе формируется на основе доминирования интегративных тенденций, консолидации социальных групп на базе значимых социальных ценностей и норм поведения. Большое значение для распространения атмосферы и культуры доверия в обществе играет наличие четкой законодательной базы и соблюдение правовых норм взаимоотношений между людьми.
6. Одним из действенных средств консолидации социальных групп в современном российском обществе, распространения в нем атмосферы доверия является политический PR, как многоплановое коммуникативное воздействие с целью налаживания взаимопонимания, согласия между группами и индивидами.
7. Проявление доверия /недоверия в современной российской реальности отличается противоречивостью и непоследовательностью. Часто, имея четкую рациональную установку на недопустимость проявления доверия, в реальном поведении и на уровне подсознательных тенденций российские граждане склонны к проявлению доверия. В целом же установки на доверие преобладают над установками на недоверие, особенно среди людей молодого возраста.
8. Российские граждане не доверяют представителям формальной государственной структуры, но стремятся взаимодействовать с ними на основе широкой сети неформальных межличностных отношений. В наибольшей степени граждане не доверяют Политикам (83,3%), чиновникам (75,4%), милиционерам (60,9%). В наибольшей степени граждане доверяют родственникам (88,7%) и друзьям (83,0%).
9. Доверие в процессе общения и взаимодействия между людьми представляет собой самостоятельную социальную ценность, способствует раскрытию ряда положительных эмоций. При общении с людьми, которым доверяют, люди испытывают открытость и доброжелательность
58,8%), эмоциональный комфорт (55,3%), имеют возможность быть самими собой (48,2%), испытывают чувство безопасности (34,1%), стремятся продлить общение, взаимодействие (28,2%).
Ю.При общении с людьми, которым не доверяют, люди вынуждены контролировать ситуацию, поведение свое и партнера (63,8%), стремятся выйти из общения и взаимодействия (38,3%), испытывают необходимость играть нужную роль (33,3%), дискомфорт и быстрое утомление (26,2%).
11. Одной из причин недоверия в современном российском обществе является неудовлетворенность потребности в безопасности в различных формах ее проявления. Влияние правовой незащищенности личности на чувство недоверия к людям оказалось статистически значимым показателем. Потребность в правовой защите у опрошенных граждан удовлетворена в наименьшей степени — на 32,6%, потребность в медицинском обслуживании — на 48,9%, потребность в материальной защищенности удовлетворена на 49,9%, потребность в физической безопасности удовлетворена на 58,8%. Наиболее благополучная ситуация в области духовной независимости, потребность в которой удовлетворена у опрошенных граждан на 79,8%.
12.Наиболее значимыми факторами повышения атмосферы доверия в обществе опрошенные граждане считают обеспечение правовой защиты (75,9%), поддержку моральных норм, нравственных ценностей, способных интегрировать общество (64,5%), повышение материального уровня жизни (55,3%). .
13.Среди нравственных принципов, способных консолидировать общество, как основы распространения в нем атмосферы доверия, для молодежи доминирующее значение имеет осуществление принципа уважения к личности. Для представителей старшего поколения более значимой категорией оказалась идея социальной справедливости.
14.Среди людей с установкой на доверие к людям больший процент оптимистов, полагающих, что в будущем в России жизнь станет лучше (35%), среди не доверяющих людям оптимистов гораздо меньше (18%). Среди пессимистов примерно равное количество людей с установками на доверие и недоверие людям (23% и 24%).
15.Доверие к личности политического лидера способствует консолидации общества, распространению в нем атмосферы доверия. Среди личностных особенностей, влияющих на доверие к личности политического лидера, граждане отмечают, прежде всего, заботу о людях (78,4%), продуктивность, компетентность (77,0%), нравственную чистоту (65,5%).
16.При выявлении образа идеального, востребованного политического лидера и особенностей восприятия гражданами личностей конкретных политиков нами был использован метод цветовых ассоциаций в социологических исследованиях. Исследование, проведенное на большом статистическом материале, подтвердило статистическую значимость полученных результатов, их адекватность социально-экономическим особенностям районов региона, психологическим характеристикам реальных прототипов исследованных политиков. Использование метода цветовых ассоциаций в социологических исследованиях можно считать возможным и весьма продуктивным.
17.Использование предлагаемого метода цветовых ассоциаций предполагает наличие высокого уровня нравственного развития и социальной зрелости исследователя, не допускающего возможных манипуляций на основе полученных результатов.
18.Ключевыми характеристиками востребованного политического лидера, которому доверяют граждане, являются справедливость и отзывчивое участие. Для политика, которому доверяют, оказалось характерным сочетание серьезности, честности, как целевой личностной ориентации, с активностью, оптимизмом, веселым нравом, как стилем взаимодействия с людьми. Данные характеристики оказались сходными как для граждан в Москве и Московской области, так и для жителей Сахалинской области.
19.При исследовании соответствия образов известных политиков в Москве и Московской области оказалось, что чем ближе личностный профиль политика в восприятии его гражданами образу востребованного лидера, тем больше уровень доверия к нему.
20.При исследовании в Сахалинской области выяснилось, что уровень доверия к политикам соответствует данным по готовности голосовать за них. Уровень доверия к политику конвертируется в намерение голосовать за него.
21.При исследовании в Сахалинской области удалось выявить как усредненный образ востребованного политика, так и его варианты в различных по социально-экономическому положению районах. Данные по особенностям восприятия в этих районах конкретных политических лидеров могут быть основой рекомендаций по коррекции публичного образа политика, построению более адекватной запросам избирателей программы PR мероприятий.