Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Гуманизм как ценностное основание современного высшего образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что существо кризиса образования состоит в кризисе его ценностных оснований. Истоки и содержание этого кризиса — в отчуждении образования от человека, конфликте между институтом образования и личностью, поскольку образование не справляется со своими функциями, которые связаны не столько с овладением человеком какой-то суммы знаний, сколько… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ОСНОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, СФОРМИРОВАВШИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКУЮ ПАРАДИГМУ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА
    • 1. 1. Обоснование гуманистической направленности образования в западноевропейской мысли
    • 1. 2. Динамика оснований российского образования
  • Глава 2. ЦЕННОСТНОЕ ОСНОВАНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 1. Понятия «ценностное основание образования» и «гуманистическое ценностное основание образования»
    • 2. 2. Высшее образование как институт, процесс, система и социальная ценность. Взаимоотношение подготовки и образования в различных парадигмах высшего образования
  • Глава 3. ПУТИ И Н Т Е Р И О Р И 3 А Ц И И ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ СИСТЕМОЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 3. 1. Гуманитаризация как предпосылка формирования гуманистического сознания
    • 3. 2. Духовность — стержень гуманистической системы образования

Гуманизм как ценностное основание современного высшего образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В настоящее время в России предпринимаются попытки реформирования высшей школы. Однако пока эти попытки не дали каких-либо зримых положительных результатов. По нашему мнению, одной из причин этого является отсутствие целостной концептуальной модели проведения реформы. Для успешного осуществления реформы высшей школы необходима разработка философской концепции (парадигмы) образования, соответствующей национальным интересам государства, реализации возможностей его граждан. Эта философская концепция должна базироваться на определенных аксиологических предпосылках, системе ценностных оснований. Проблема ценностных оснований имеет как внутриличностный смысл для каждого отдельного индивида, так и непреходящее значение для общества в целом, поскольку от того, какие ценности будут востребованы личностью, какие цели и идеалы будут претворены в жизнь, будет зависеть не только судьба каждого индивида, но и будущая судьба России.

Обращение к проблеме ценностных оснований высшего образования актуализируется кризисными явлениями в общественной жизни в целом и в сфере высшего образования в частности, поскольку институт образования хотя и обладает определенной автономией, но в то же время включен в общественную систему, является продуктом и инструментом культуры. Институт образования утрачивает устойчивость и определенность, если появляются существенные рассогласования его связей с более широкой системой или нарушается равновесность внутри самой образовательной системы.

Институт образования представляет собой многогранное и многоплановое явление, охватить все аспекты которого в отдельном диссертационном исследовании не представляется возможным. Социально-философский аспект изучения данной проблемы помогает сделать акцент на том, что в современной социокультурной ситуации, которая характеризуется глубоким кризисом ценностных оснований, данная проблема не может рассматриваться как узкопедагогическая, её решение выходит на более широкие обобщения, и, следовательно, оно должно осуществляться на социально-философском уровне исследования.

Степень разработанности проблемы. Проблема гуманистического ценностного основания образования вплетена в более широкую гуманистическую и аксиологическую проблематику. Естественно, нельзя говорить о гуманизации образования, о средствах и условиях этого процесса, не затрагивая основополагающих понятий: гуманизм, ценность, гуманитарность, духовность и др.

Степень разработанности аксиологической и особенно гуманистической проблематики достаточно высока. В зарубежной философии и социологии этими проблемами занимались такие мыслители, как Д. Дьюи, Э. Дюркгейм, Г. Мюнстерберг, Ф. Ницше, X. О р т е г, а — и — Г, а с с е г, А. Печчеи, Ж-П. Сартр, П. Тейяр де Шарден, Э. Трельч, В. Урбан, Э. Фромм, М. Хайдегтер, А. Швейцер, К. Юнг, К. Ясперс и др.

В отечественной философии эта проблема стала предметом анализа в работах: Г. С. Батищева, И. А. Бердяева, В. С. Библера, С. Н. Булгакова, Ф. М. Достоевского, А. А. Зиновьева, М. С. Кагана, М. К. Мамардашвили, В. В. Розанова, Вл. Соловьева, Л. Н. Столовича,.

Л.Н.Толстого, П. А. Флоренского, А. С. Хомякова, И. В. Цветаева, Г. П. Щедровицкого и др.

Проблема гуманизма как ценностного основания образования получила в отечественных исследованиях значительно меньшее отражение. В советское время аксиологические аспекты гуманизма регламентировались идеологией. Гуманизм определялся как «реальный гуманизм», он не нес в себе универсальности и не был связан с признанием ценности любой личности, что задавало соответствующую логику образованию, имеющую функциональную ориентацию. Идеи гуманизации и гуманитаризации в российском образовании были обозначены в 70 годы, но в большинстве своем носили формальный характер и не поднимали вопросов ценностного основания образования.

В последние годы появилось немало работ, авторы которых непосредственно или косвенно рассматривают различные социально-философские аспекты гуманизации образования, особый интерес представляют идеи, высказанные в работах: В. И. Авдеева, Л. П. Буевой, А. С. Кравеца, Л. И. Кохановича, Н. А. Лурьи, Е. С. Ляховича, Н. А. Мещеряковой, А. П. Огурцова, А. А. Радугина, В. С. Рахманина, В. М. Розина, Ю. Г. Татура, С. Н. Титова.

Фундаментальных систематических публикаций по философии образования не много, в числе наиболее полных можно назвать работы Б. С. Гершунского, О. В. Долженко, Н. С. Ладыжец, Н. Н. Пахомова, Н. С. Розова, В. Д. Шадрикова. Философия образования выступает в этих исследованиях как новый междисциплинарный уровень знания, способный трансформировать ценности, содействовать становлению философско-методологических оснований образовательной политики и практики, но качественные источники ценностного основания образования не конкретизируются.

Таким образом в отечественной литературе нашли своё отражение различные аспекты проблемы гуманизации высшего образования. Однако целостного концептуально-философского исследования гуманизма как ценностной основы высшего образования в нашей литературе до сих пор не было.

Цель и задачи исследования

Целью данного диссертационного исследования является целостный, концептуальный социально-философский анализ института высшего образования и обоснование положения о необходимости перестройки его на ценностных основаниях гуманизма. Достижение поставленной цели требует постановки и разрешения следующих задач:

— рассмотрения процесса формирования гуманистической парадигмы высшего образования в европейской и отечественной фило-софско-педагогической традиции;

— прояснения понятий «ценностное основание», гуманистическое ценностное основание" ;

— анализа высшего образования как социального института, процесса и социальной ценности;

— сопоставления различных парадигм образования;

— определения путей интериоризации гуманистических ценностей системой современного высшего образования.

Методологические основы диссертационного исследования. Сама специфика предмета диктует потребность в комплексном подходе к его решению. Социально-философский анализ данной проблемы предполагает осуществление исследования средствами понятийного аппарата с использованием системного, сравнительно-исторического и социокультурного методов. Для изучения заявленной темы применялся системный подход, с помощью которого можно объяснить структурные закономерности, способ развития и функционирования любой системы. Использование подобного метода становится возможным тогда, когда перед исследованием стоит задача объяснения интегративных свойств объекта, который не является результатом простого суммирования частей, и свойства не могут быть выявлены из особенностей составляющих его элементов. Системный метод, ориентированный на применение принципа целостности, позволяет создать некую идеальную модель гуманизации института высшего образования в соответствии с социокультурными процессами современности.

Сравнительно-исторический подход дал возможность значительно расширить горизонт научного исследования и рассмотреть проблему гуманизма как ценностного основания современного высшего образования в ее становлении и развитии в связи с конкретно-историческими условиями, их определяющими.

Благодаря социокультурному подходу стал возможен учет факторов социокультурной детерминации: общий фон потребности личности, ценностные ориентации и т. д.

Научная новизна работы:

— обосновано положение о необходимости перестройки института высшего образования так, чтобы он опирался на гуманистическое ценностное основание;

— прояснены понятия «ценностное основание» и «гуманистическое ценностное основание образования» ;

— выявлено, что гуманистическая парадигма образования в европейской культуре имеет длительную традицию. Она складывалась, начиная с античности, в борьбе против теоцентристских, технократических и иных тенденций в философско-педагогической мысли и общественном сознании;

— показано, что определенные предпосылки гуманизации высшего образования формировались и развивались в отечественной философско-педагогической мысли;

— обнаружена внутренняя противоречивость образования как ценности;

— рассмотрено противоречивое взаимоотношение подготовки и образования в различных технологиях высшего образования и намечены формы гармонизации учебно-образовательного процесса;

— определены причины и средства преодоления кризиса современного высшего образования;

— установлены пути интериоризации гуманистических ценностей системой высшего образования;

— раскрыто положение о духовности как стержневой основе гуманистической системы образования.

Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты исследования и выводы углубляют концепцию гуманизации и гуманитаризации института высшего образования, раскрывают тот огромный потенциал, которым обладает гуманизм как ценностное основание учебно-воспитательного процесса. Предложенная социально-философская концепция гуманизма позволяет рассматривать образовательный процесс во всей его полноте и многообразий связей, она задает смысловое направление совершенствованию учебно-воспитательного процесса и может быть использована государственными органами в формировании логически последовательной человекоцентристской концепции образования.

Основные теоретические положения и выводы диссертации могут быть использованы при дальнейшем изучении комплекса проблем, связанных с гуманистическим ценностным основанием, с процессом гуманизации и гуманитаризации высшего образования.

Теоретические положения и выводы диссертации имеют практическое значение и в том смысле, что они позволяют оценить, исходя из критериев полноценного развития личности, дидактические средства, тактическое и стратегическое целеполагание высшей школы. Результаты диссертационного исследования переданы администрации ВГАСА для анализа и возможного применения в совершенствовании организации, методологии и содержания учебно-воспитательного процесса.

Материалы диссертации могут послужить источником при разработке спецкурсов, лекций и семинаров по гуманистической проблематике образования.

Апробация работы.

Теоретические обобщения и практические выводы диссертации использовались автором в межвузовской научно-технической программе «Архитектура и строительство» по двум темам:

Корреляция процесса обучения в вузе с профессионально-социальной адаптацией специалистов системе рыночных отношений^ 1995;1997гг.).

Исследование качества обучения в техническом вузе с использованием социологического мониторинга" (1998;2000гг.).

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии, социологии и истории ВГАСАг.

По теме диссертации опубликованы следующие работы: 1. Социологические исследования как средство совершенствования учебного процесса // Организация, методика и совершенствование индивидуального обучения. — Деп. в НИИВО № 394−92 от 22.12.92. С.48−52.

2.Формирование условий для увеличения степени творческой удовлетворенности студентов в учебном процессе // Психологическая поддержка в развитии творческой одаренности на всех этапах непрерывного образованияЧПИ, Челябинск — 1993. — С.49−51. (в соавт.).

З.Роль социологической службы вуза в управлении качеством подготовки специалистов // Материалы научно-методической конференцииВВШ МВД, Воронеж — 1995. С.91−93.(в соавт.).

4.0 социальной и профессиональной защищенности выпускников академии // Совершенствование подготовки специалистов в системе рыночных отношений. — Деп. в НИИВО № 2−95 от 05.01.95. -С.6−9. (в соавт.).

5.Диагностика учебного процесса на основе социологических исследований // Управление качеством подготовки специалистов. -Деп. в НИИВО № 234−96 от 27.12.96. — С.2−6.(в соавт.).

6.К ценностному основанию образования // Проблемы реформирования экономики Российской Федерации в переходный периодВГАСА, Воронеж — 1998. С. 128−130.

7.Ценностное мировоззрение как условие развития института высшего образования // Проблемы реформирования экономики Российской Федерации в переходный периодВГАСА, Воронеж -1998. С.118−120.

8.Гуманистический аспект стратегии инженерного образования // Проблемы многоуровневого технического образованияНГАСУ, Нижний Новгород — 1997. — С.12−13. (в соавт.).

9. Аксиологический аспект образовательных технологий //Проблемы многоуровневого высшего образованияНГАСУ, Нижний Новгород — 1998. — С.88−89.(в соавт.).

10.Социологический анализ состояния и тенденции развития образовательного процесса в академии //Проблемы реализации государственного образовательного стандарта при подготовке специалистов в новых социально-экономических условиях. — Деп. в НИИВО № 27−98 от 19.02.98. — С.34−36.

11.От социологической диагностики к инновационным образовательным технологиям// Инновационные технологии организации обучения инженеров-строителейПГАСА, Пенза — 1998. С.34−36. (в соавт.).

12.Динамика совершенствования самостоятельной работы сту-дентов//Роль самостоятельной работы студентов в повышении качества подготовки специалистовНГАСУ, Новосибирск — 1999. -С.103−105.(в соавт.).

13.Гуманитаризация образования как предпосылка формирования гуманистического сознания // Проблемы реформирования экономики Российской Федерации в переходный периодВГАСА, Воронеж — 1999. С.63−66.

Основные положения диссертационного исследования использовались автором в качестве теоретического обоснования проводимых во ВГАСА социологических исследований: «Состояние и перспективы учебно-воспитательного процесса в оценке преподавателей ВГАСА», «Социальная и профессиональная защищенность выпускников академии», «Корректировка расписания учебных занятий и экзаменационной сессии», «Оценка качества обучения с позиции студента», «Проблемы обучения студентов по фундаментальным дисциплинам» и др.

Выводы и рекомендации этих исследований использовались администрацией для совершенствования организации, методики и содержательной части учебно-воспитательного процессапреподавателями для совершенствования собственной педагогической деятельностистудентами для осознания себя субъектами института образования и формирования ответственности за собственную образовательную траекторию — что способствует гуманистической ориентации образовательной стратегии вуза.

Структура диссертации определена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих шесть параграфов, заключения и библиографического списка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В данной работе была предложена целостная социально-философская концепция гуманизма как ценностной основы современного высшего образования и выявлены факторы, обусловливающие необходимость перестройки института образования на его принципах. Методологической базой данной концепции выступили системный, сравнительно-исторический и социокультурный подходы.

Обращение к проблеме ценностных оснований высшего образования вызвано глубоким кризисом этих оснований, который охватил как всю современную цивилизацию, так и общественную и духовную жизнь нашей страны. В индустриальную эпоху профессионализм был важнейшим социальным требованием и одной из существенных характеристик человека. Тот гигантский скачок в развитии производительности труда, в качестве и уровне жизни, который был совершен в современную эпоху, во многих странах осуществлен на основе и с помощью «человеческого фактора», представленного в основном «ролевыми личностями», идеальный предел которых в сфере экономики — профессионал. Достижения научно-технического прогресса опирались и культивировали одну функцию, придавая ей доминирующее значение.

Индустриальная цивилизация подошла к пределу своего развития, породив многочисленные проблемы глобального масштаба (экологические, социальные, экономические, демографические и т. д.), поставив вопрос о необходимости кардинального изменения социальных потребностей и общественных ценностей.

Сегодня узкий специалист — профессионал часто оказывается невостребованным. Решение производственных, социальных и личностных проблем требует всего творческого потенциала индивида.

На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что существо кризиса образования состоит в кризисе его ценностных оснований. Истоки и содержание этого кризиса — в отчуждении образования от человека, конфликте между институтом образования и личностью, поскольку образование не справляется со своими функциями, которые связаны не столько с овладением человеком какой-то суммы знаний, сколько с осознанием личностью своей сущности, обретением инструментов для ее самореализации. Иначе говоря, кризис образования приобрел гуманистическую заостренность и, следовательно, выход из данного кризиса требует, чтобы ценностными основаниями современного высшего образования стали ценности гуманизма.

Гуманизм — это совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности. Таким образом, гуманизм как система ценностных ориентаций признает человека в качестве высшей ценности. В гуманистической концепции образования личность рассматривается как высшая цель общественного развития, в процессе которого обеспечивается создание необходимых условий для полной реализации всех ее потенций. Особый акцент в гуманистически ориентированной системе образования делается на целостное, универсальное становление личности. Эта универсальность осмысливается как гармоничное развитие ее интеллектуальных, духовно-нравственных и эстетических потенций. Таким образом, с позиции гуманизма конечная цель образования состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познания и общения. Следовательно, мера гуманизации учебно-воспитательного процесса определяется тем, насколько этот процесс создаёт предпосылки для самореализации личности, раскрытия всех заложенных в ней природных задатков, ее способности к свободе, ответственности и творчеству.

Гуманизм как ценностное основание образования внутренне присущ образованию. Он имеет глубокие предпосылки в философской и педагогической традиции. Вместе с тем он соответствует современному пониманию рациональности, задачам стоящим перед выпускниками вузов как специалистами.

Гуманистическое мировоззрение, утверждающее ценность человека как личности и творческое развитие всех ее способностей, а также такие принципы гуманизма, как плюралистичность, гармоничность, отсутствие иерархий, несводимость сущности человека к одному какому-либо качеству, ориентация на высокие социальные и духовные идеалы, задают критерии оценки решениям и перспективам развития содержательной, методологической и организационной составляющей учебно-воспитательного процесса в современном вузе. Таким образом, гуманизация высшей школы предполагает как освоение гуманистических ценностей, так и организацию учебно-воспитательного процесса с точки зрения этих ценностей.

Из всего вышеизложенного следует, что гуманизация высшего образования должна осуществляться на концептуальной основе, суть которой — поворот к новой человеко-ориентированной модели образования и признание субъектов образовательного процесса в качестве целостной социально-культурной личности. А это означает необходимость признания самоценности личности студента и преподавателя. Оба субъекта образовательного процесса — студенты и преподаватели — должны проявлять себя в качестве активных и духовно-самостоятельных личностей, постоянно развивающихся, ответственных за свои собственные действия и поступки.

Одним из важных средств гуманизации высшей школы является ее гуманитаризация. Естественно-научные и технические знания объективно нейтральны. Для гуманитарного знания характерно обращение к духовным и культурным явлениям, то есть феноменам так или иначе связанным с человеком. Обращение к таким учебным дисциплинам, как философия, культурология, история этика, эстетика, религоведение, история науки и техники и т. д., а также к художественным произведениям, кинофильмам, биографиям выдающихся ученых и инженеров, познакомит студента с мировоззренческими установками, смысложизненными ориентирами, духовными ценностями в различные исторические эпохи и поможет им осмыслить свое место в мире, утвердить свои духовные и профессиональные ценности в современной социокультурной ситуации.

Таким образом, гуманитаризация высшего образования, на какие бы средства она ни опиралась, должна рассматриваться не как самоцель, а как средство постановки и решения тех задач, которые возникают перед выпускником вуза в процессе его производственной й общественной деятельности, а также~в личной жизни.

Итогом гуманитаризации должен стать не энциклопедический объем знаний, не многопрофильная эрудиция, а уровень осмысления этого знания, выражающийся в умении решать научные, производственные, личные и общественные проблемы и определять для себя их перспективы.

Стержнем процесса гуманизации высшего образования является наполнение его духовным содержанием. Демократизация, индивидуализация, гуманитаризация учебно-воспитательного процесса могут остаться лишь системой формальных мероприятий, если они не будут пронизаны началами духовности.

Духовность — высший уровень ценностного сознания, отражающий стремление к самореализации. Духовность составляет сущностную характеристику гуманистического мировоззрения. Формы проявления духовности разнообразны. В принципе любой вид общественно-полезной деятельности и межличностных отношений может стать сферой ее проявления, так как духовность заключена не в самой деятельности и отношениях, а в той мотивации и ценностной ориентации, которыми руководствуется в их процессе человеческая личность. Любая деятельность и общение, которые сопряжены с социально значимыми ценностями и идеалами, носит духовный характер.

Ядро духовности составляют смысложизненные ценности, имеющие общечеловеческую основу. Именно на пути их освоения происходит духовное воспитание личности, придание ей смысла жизни и деятельности.

Гуманизация учебно-воспитательного процесса предполагает рассмотрение его как вид духовной активности. Духовная активность задает смысловое направление развития основных интенций высшего образования: познанию, ценностному осмыслению, преобразованию реальности. Для этого образовательная деятельность должна выйти за гносеологические пределы, объединяя познание с ценностным осмыслением того, что познается: и внешний мир, и сам носитель сознания.

В идеале духовная активность человека как субъекта образования должна получить такое направление, при котором он становится на путь образования самого себя, на путь сознательного выбора способов мышления и действия, способствующих сохранению жизни природы и культуры.

Одним из важнейших результатов духовной активности должно стать формирование духовной культуры субъекта высшего образосмысловых, ценностных, эмоциональных) оценок поведения других и своего собственного.

Личностная парадигма предполагает такую организацию образования, которая сосредоточена преимущественно на личности обучаемого, его самобытности, уникальности, неповторимости, субъективности. Здесь на первый план выходят задачи организации законосообразной (природосообразной и культуросообразной) деятельности.

Таким образом, познавательная и личностная парадигмы образования отличаются друг от друга прежде всего по месту, отводимому в них личности: либо она средство, либо цель педагогической деятельности в широком смысле слова.

Аналогичные подходы прослеживаются и в работах зарубежных авторов, так например, Э. Лонг выделяет такие подходы. Первый связан с ценностями Просвещения и представлении об истинном знании, «ортогнозисе» — акцент, в этом случае, переносится на владение информацией, в которой усматривается сущность интеллектуальной жизни. Второй связан с представлением об истинной практике, или «ортопраксисе,» — главным в этом подходе является забота о созревании и обогащении человеческого «Я» и участие системы образования в духовной жизни общества.1.

Вместе с тем говорить о четком разделении двух парадигм образования такого плана можно лишь в теоретическом поле и то, по-видимому, только на уровне тенденций. Образовательная практика никогда не реализовывалась (да, наверное, и не может реали-зовываться) исключительно в рамках одной парадигмы. Рассмотрим, например, логику организации образования в рамках познавательной парадигмы.

1 Long Е. L.- jr. Higher education as a moral enterprise.- Wash.: Georgetown univ. press, 1992. — 221 p. вания — специалиста. Духовная культура специалиста выступает тем системообразующим началом, которое включает в себя профессиональное творчество, самореализующуюся личность, конкретно-исторический уровень ее сущностных сил. Развитая духовная культура специалиста поможет стать ему духовно богатой личностью во всей полноте ее проявлений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Т. Ценности образования, новые технологии и неявные формы знания // Вопросы философии. 1998. — № 6.-С.58−65.
  2. В.И. Становление культуры мышления как проблема. -Воронеж, 1992, — 175 с.
  3. Н., Семенов И., Швырев В. Философия образования //Высшее образование в России. 1997. — № 3. — С.88−95.
  4. Аристотель. Политика. Афинская полития. М., 1997. — 458 с.
  5. А., Ясен Т. и др. Отчуждение и гуманность : Пер. с немецкого. М., 1967. — 232 с.
  6. Я.У., Шубкин В. Н. Социология образования в СССР и России // Мир России. 1996. — № 3. — С.161−178.
  7. В.В., Астахова В. И., Астахова Е. В. и др. Гуманистические функции образования и особенности их реализации в кризисном обществе / Деп. в НИИВО. Харьк. гуманит. ин-т «НУА» Харьков, 1996. — 415 с.
  8. B.C. Социально-философская антропология. М., 1994/- 252 с.
  9. Г. С. Введение в диалектику творчества. Спб., 1997. -463 с.
  10. Г. С. Социальные связи человека в культуре // Культура, человек и картина мира. М., 1987.- С.90−135.
  11. JI.M. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М., 1978. -269 с.
  12. JI.M. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989. -342 с.
  13. М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1990. — 527 с.
  14. А. Две памяти // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти / Под ред. Ю. В. Гиппейрейтер, В. Я. Романова. М., 1979. — 272с.
  15. H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. — 224 с.
  16. H.A. Русская идея // О России и русской философской культуре. М., 1990. — С.43−271.
  17. H.A. Самопознание. Опыт философской автобиографии. М., 1991. — 448 с.
  18. H.A. Смысл истории. М., — 1990. — 174 с.
  19. H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. — 607 с.
  20. B.C. Мышление как творчество. Введение в логику мысленного диалога. М., 1975. — 399 с.
  21. A.A. Собр. соч.: В6 т. М.1982 — Т. 4. — .462 с.
  22. Т., Карпенко С. Гуманитарное образование в США // Свободная мысль. 1994. — № 1.- С.100−109.
  23. В., Купцов В. Гуманитаризация современного образования // Коммунист. 1991. — № 7-. — С.32−41.
  24. М. Проблема человека. Перспективы //Лабиринты одиночества. М., 1989, — 623 е.
  25. В. Человек, культура и образование в кризисном социуме // Aima mater: Вестн. высш. шк. 1997. — Апрель. — С.1 1−17.
  26. Э. Дух. Стержень спирали. М., 1997. — 259 с.
  27. Р.Б. Очерки истории советской дидактики. М., 1982.- 129 с.
  28. Т. Размышления о перспективах высшей школы на конференции по философии образования // Aima mater: Вестн.высш.шк.-1997. Май. -С.3−6.
  29. Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 года /Под ред. В. Г. Кинелева М., 1995. — С.342 с.
  30. Высшее образование за рубежом, 1994−1993: Информационно-аналитический справочник. KOLONNA Publications: Центр международного образования — Вып.1 -1995. — 168с.
  31. .П. Этика преображенного Эроса. М., 1994. -, 367 с.
  32. П.П. Парадокс свободы в учении Фихте. М., 1990. -128 с.
  33. Гак Г. М. Учение об общественном сознании в свете теории познания. М., 1960. — 164 с.
  34. Г. А., Бережной В. М. Организационные моменты гуманитаризации высшего технического образования // Проблемы развития федерации высшей школы: Тез. Докл. Харьков, 1991, — С.83−84.
  35. A.A. Древо духовной жизни. М., 1994. — 359 с.
  36. А., Проблема человеческого мышления в трактате Аристотеля «О душе»// Вопросы философии. 1997. — № 3. — С.73−75.
  37. .Л. Западная философия культуры 20 века. Тверь, 1997. — 288 с.
  38. Гуманитарное знание: сущность и функции /Сб. под ред. Г. А. Подкорытова Спб., 1991. — 152 с.
  39. Гуманитарный // Советский энциклопедический словарь. ., М., 1986.-С.350.
  40. А.Я. Человек и культура: индивидуализм в истории культуры. М., 1990. — 175 с.
  41. Динамика техносферы: социокультурный контекст .'Материалы «Круглого стола» в МГТУ им. Н.Э.Баумана// Alma mater: BecTH.высш.шк.-1997.- Февраль -С.26−31.
  42. В. И. Радугин A.A. Христианская теология и революция. М., 1990. — 335 с.
  43. О. В., Розин В. М. Судьбы образования и человека в истории и на пороге 21 века // Современная высшая школа -1989. -№ 3.- С.3−14.
  44. О. Очерки по философии образования. М., 1995. -240 с.
  45. Духовная культура и мировоззрение: Материалы «Круглого стола"// Политическое образование. 1987. — № 12. — С.78−90.
  46. Духовность, художественное творчество, нравственность: Материалы „Круглого стола“ // Вопросы философии. 1996. — № 2. — С.3−40.
  47. Э. Ценностные и „реальные“ суждения // Социс. -1991.- № 2. -С.106 -114.
  48. H.A. Собр. соч.: В 3 т. М., 1983. — Т.1 — 655с.
  49. И. Философия образования сегодня //Высшее образование в России. 1997. — № 2 — С152−155.
  50. Запад и Восток. Традиции и современность. М., 1993. — 232 с. 51.- Запесоцкий А. Гуманитарная культура и гуманитарное образование. Спб., 1996. — 320 с.
  51. И.В., Ляхович Е. С. Миссия университетов в европейской культуре. М., 1994. — 239 с.
  52. В.П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. М., 1997. — 336 с.
  53. П.В. Гуманитаризация подготовки инженеров // Alma mater: BecTH. высш. шк. 1986. — № 10. — С.22−31.
  54. В.И. Родное и вселенское. М., 1994. — 428 с.
  55. Из истории русской гуманистической мысли: Хрестоматия для учащихся старших классов / Ред. А. Ф. Малышевский М., 1993. -288 с.
  56. Э.В. Философия и культура. М., 1991. — 464 с.
  57. И.А. О сущности правосознания. Мюнхен, 1955. — 234с.
  58. М.С. Гуманитарные науки и гуманитаризация образования // Возрождение культуры России: гуманитарные знания и образование сегодня. 1994. — Вып.2. — С.25−36.
  59. М.С. Мир общения. М., 1988. — 184 с.
  60. М.С. О духовном. // Вопросы философии. № 9. — 1985. -С.91−102.
  61. М.С. Философская теория ценности. Спб., 1997, — 205с.
  62. Ф., Белугина Г. Гуманитарная среда в техническом вузе // Высшее образование в России. 1996. — № 4. — С51−56.
  63. И. Соч.: В 6 т. М.: Мысль, 1965. — Т. 4. — 4.1. — 544 с.
  64. О. фундаментальном и прикладном в науке и образовании, или „Не возводи свой дом на песке“ //Вопросы философии. 1995. № 11. — С.35−46.
  65. А.Н. Проблемы развития и актуальные проблемы теории социального прогресса. Пермь, 1987. — 156 с.
  66. Я.А. Дидактические принципы. М., 1940.- 341 с.
  67. Я.А., Локк Д., Руссо Ж-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. М., 1988. — 41 1 с.
  68. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самопознание. -М., 1984. 437 с.
  69. Кон И. С. Открытие „Я“. М., 1978. — 367 с.
  70. Концептуальные вопросы развития высшего образования: Сб. науч. тр. М.: НИИВО. — 1991. — 198 с.
  71. Ю.Т., Богомолов С. И., Даниленко Л. И. Алгебра и гармония в техническом вузе // Человек. 1996. — № 4. — С.88−96.
  72. С.В. Место гуманистических ценностей в современном дискуссионном смысловом поле // Современная высшая школа. 1991. № 4. — С.140−155.
  73. A.C. Идеалы и идолы науки. Воронеж, 1992. — 220 с.
  74. А. Гуманитаризация образования как общественная необходимость // Проблемы развития федерации высшей школы: Тез. докл.- Харьков, 1991. С. 85−86.
  75. И.В. Христианское и светское образование: взгляд Сократа. Схоластика // Европейская педагогика от античности до Нового времени. М., 1994. — С.64−67.
  76. Н.К. Методические заметки // Пед. соч.: В Ют. -М., 1959. ТЗ.- 798 с.
  77. .Г. Ценность познание: Очерки современной теории науки. М., 1975. — 167 с.
  78. Н.И. История науки как гуманитарная дисциплина // Проблемы гуманитарного познания. Новосибирск, 1986. -С.141−169.
  79. Культура, культурология и образование: Материалы „Круглого стола“ // Вопросы философии. 1997. — № 12. — С. З- 42.
  80. К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990. — 351 с.
  81. Н.С. Университетское образование: идеалы, цели, ценностные ориентации. Ижевск, 1992. — 236 с.
  82. Н.С., Сабурова Л. А., Розин В. М. Социокультурные аспекты регионального развития университета / Ижевск, 1996. — 212 с.
  83. В.Л. Искусство быть собой. М., 1977. — 208 с.
  84. В.А. Идеалы и реальность гуманизма // Вопросы философии. 1994. — № 6. — С.22−28.
  85. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1997. -304с.
  86. Р.Л. Духовность и бездуховность личности. Екатеринбург, 1997.- 152 с. .
  87. В.Т. Советское студенчество: Социологические очерки. М., 1990. — 304 с.
  88. Д.С. Заметки и наблюдения. Л., 1989. — 605 с.
  89. Д. Соч.: В 3 т. М., 1985. — Т.1. — 622 с.
  90. Лук А. Н. Психология творчества. М., 1978. — 128 с.
  91. H.A. Ценностно-деятельностная природа образованности и культурно-исторические условия изменения ее типа// Социально-философские проблемы образования. М., 1992. — С.103−125.
  92. Е. Модель Гумбольдта: университеты центры эталонного знания (опыт воплощенного идеала) //Aima mater: Вестн. высш. шк. — 1994.- № 2.- С.33−38.
  93. Е.С. Гуманизация высшего образования: социально-философский аспект проблемы //Современная высшая школа. -1991. № 3. — С.16−34.
  94. О.Э. Соч.: В 2 т. М., 1990, — Т.2 — 463 с.
  95. К. Диагноз нашего времени. М., 1994. — 700 с.
  96. Г. Одномерный человек. М., 1994. — 340 с.
  97. В.Б. Пир мудрецов. М., 1994. — 301 с.
  98. Н. Идеи естествознания в гуманитарной науке // Человек. 1992. — № 2. — С.5−17.
  99. И. Палитра цивилизаций: разнообразие и единство // Человек. 1992. — № 3. — С.5−14.
  100. Н.Н. О единстве естественнонаучного и гуманитарного знания // Человек. 1992. — № 2. — С.5−19.
  101. А. Социодинамика культуры. М., 1973. — 406 с.
  102. М. О воспитании детей // Опыты. М.-Л., 1954 — Кн.1. — Гл. XXVI — С.187−230.
  103. А.П. Интеллект во вселенной : истоки, становление, перспективы. Очерки междисциплинарной теории прогресса. -М., 1991. 222 с.
  104. Научно-методологические проблемы высшего образования на рубеже третьего тысячелетия: Сб.науч.тр.- Спб., 1995. 255с.
  105. Ю.Нечаев Н. Высшее образование: Сопряжение противоречивого // Коммунист. 1990. — № 17. — С. 57−66.
  106. В. Деятельностный подход к содержанию высшего образования // Высшее образование в России. 1997. — № 1. -С.34−44.
  107. Ф. Генеология морали // Соч.: В 2 т. М., 1990. — Т.2. 829 с.
  108. Ф. Так говорил Заратустра. М., 1990. — 301 с.
  109. А.П. Дисциплинарная структура науки. Ее генезис и обоснование М., 1988. — 255 с.
  110. А.П. От натурфилософии к теории науки. М., 1995. -292 с.
  111. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991. -287с.
  112. .Л. Охранная грамота // Воздушные пути. М., 1982.- 495 с.
  113. И.Г. Лебединая песня. // Изб.соч.: В.Зт. М., 1965.- Т.З. 635 с.
  114. Ф.А. Российские университеты в первой половине XIX века. Формирование системы университетского образования // Панорама культурной жизни: Информ. сб. Вып. 6 — М., 1992. -С.1−15.
  115. Пико делла Мирондола Д. Речи о достоинстве человека // Антология.:В 2.т. М., 1981. — Т.1. 495 с.
  116. Платон. Избранные диалоги. М., 1965. — 442 с.
  117. Г. В., Косичев А. Д. Проблема духовности личности (состав, типы назначение) // Вестн. Моск. Ун-та. Сер 7, философия. — 1988. — № 2. — С.3−32.
  118. Проблема ценности в философии: Сб. ст./ Под ред. А. Г. Харчева М-Л., 1966. — 261 с.
  119. Психология и педагогика / Отв.ред. А. А. Радугин М., 1996. -336 с.
  120. В. Образование как фактор гуманистической безопасности и социального развития // Aima mater: Вестн.высш.шк.- 1997. февраль. — С.3−7.
  121. B.C. Общественная психология и революционный процесс. Воронеж, 1987. — 342 с.
  122. B.C. Ориентация студентов и педагогическая культура : Аналит записка Воронеж, 1995. -42 с.
  123. Е.Б. Лосев и Соловьёв // Вопросы философии. -1992.- № 4, — С.141−145.
  124. Реале Джованни, Дарио Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. Кн 1. СПб., 1994. — 320 с.
  125. И. Проблема образовательного импульса и образовательного идеала в современных философских исследованиях // Aima mater: Вестн. высш. шк. 1997.- февраль — С.12−17.
  126. В.А. Духовность как культурная ценность личности. // Философские науки. № 2. — 1997. — С.158−161.
  127. Н.С. Методологические принципы ценностного прогнозирования образования // Социально-философские проблемы образования. М., 1992. — С.10−34.
  128. Н.С. Философия гуманитарного образования (Ценностные основания базового гуманитарного образования в высшей школе) М., 1993. — 194с.
  129. В. Новая парадигма в отечественном культуросозна-нии // Высшее образование в России. № 3. 1998. С83−89.
  130. Зб.Сагатовский В. Н. Так что же такое духовность? // Школа ду-» ховности. 1998. — № 2.-С.45−49.
  131. .П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. -М., 1990. — С.319−344.
  132. В.Ф. Образование: образ культуры // Социально-философские проблемы образования. М., 1992. — С.86−101.
  133. П.В., Ершов П. М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. М., 1989. — 350 с.
  134. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 1995 — 270 с.
  135. Ч. Две культуры. М., 1973. — 143 с.
  136. Современная западная социология: Словарь. М., 1990. — 432 с.
  137. B.C. Соч.: В 2 т. М., 1988. — Т. 1 — 892с. — Т.2 — 822 с.
  138. П.А. Цивилизация. Общество. М., 1992. — 544 с.
  139. Социально-философские проблемы современного образования. М., 1986. 61с.
  140. Социология высшей школы: межвуз.: Сб. М.: Финансы и статистика, 1990. 416 с.
  141. Социология образования. Учебник /Отв.ред. В. Т. Лисовский. Спб., 1996. 460с.
  142. А.Д. Общий курс философии. Иркутск, 1995. — 204 с.
  143. Г. Сознание и самосознание. М., 1972. -303 с.
  144. В. Философия ненасилия и будущее цивилизации// Коммунист. 1991, — № 2. — С.53−64.
  145. B.C. Перспективы цивилизации: от культа силы к диалогу и согласию // Этическая мысль: Научно-публиц. чтения.-М., 1992. — С.198−199.
  146. Л.Н. Жизнь творчество — человек: функции художественной деятельности. — М., 1985. — 415 с.
  147. Л.Н. Красота. Добро. Истина. М., 1994. — 363 с.
  148. Сциентизм и антисциентизм //Современная западная философия: Словарь. М., 1991. — С.292 -293.
  149. Т.А. Роль и значение гуманитарного образования в подготовке специалистов инженерно-технического профиля: Опыт вузов США. М., 1991. — 146 с.
  150. Ю. Г. Прогноз на завтра // Высш. образование в России.-1995. -№ 1. С.62−73.
  151. Татур Ю. Г Высшее образование в России в XX веке // Высш. образование в России. 1994. -№ 3 — С.140−155- № 4 — С.111−125.
  152. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. — 240 с.
  153. С.П. Инженерное образование в России (Нью-Йорк1959). М., 1996. — 1 12с.
  154. С.Н. Человек: индивидуальность и судьба // Истоки возрождения России. Спб., 1993.- С.100- 116.161 .Томсон Д. Дух науки. М., 1970. — 175 с.
  155. В.П. Теория ценности в марксизме. Д., 1968. -124с.
  156. А.К. Духовная жизнь общества: Проблема методологии исследования. М., 1980. — 271 с.
  157. А.К. Духовное обновление общества. М., 1990. — 335с.
  158. К. Д. Пед.соч.: В 6 т. М., 1988. — Т2. — 492 с.
  159. Г. А. Всеобщее образование в России. М., 1908. -212с.
  160. В.Г. Культура и духовная жизнь общества // Духовная жизнь общества и структура общественного сознания. М., 1988. С.3−16.
  161. В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. М., 1991. — 132 с.
  162. Философия истории: Антология /Ред. Ю. А. Кимелева М., 1995, — 315 с.
  163. Философия культуры: Становление и развитие / Под ред. М. С. Кагана, Ю. В. Петрова и др. Спб., 1995. — 312 с. 171 .Философия науки и техники / Степин B.C., Прохоров В. Г., Розов М. А., М., 1995, — 377 с.
  164. Философия образования для 21 века. М., 1992. — 193 с.
  165. Философия образования: состояние проблемы перспективы: Материалы «Круглого стола». Вопросы философии. — 1995. -№ 11. — С.3−45.
  166. Философский энциклопедический словарь. М., 1997. — 576 с.
  167. П.А. Собр. соч.: В 4 т. М., 1990. — Т.1. — 839 с.
  168. C.JI. Духовные основы общества. М., 1992. -51 1 с.
  169. Ф. Воспитание человека. М., 1913. — 320с.
  170. Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. — 415 с.
  171. Э. Человек для себя. Иметь или быть? Минск, 1997. -416 с.
  172. М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии. М., 1988. — 320 с.
  173. М.А. Психологические механизмы интеллектуальной одаренности // Вопросы психологии. 1993. — № 1. — С.32−39.
  174. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Ред. А. И. Пискунов М., 1981. — 528 с.
  175. Ценность //Энциклопедический словарь по культурологии. М.1997. С.426−427.
  176. Чаадаев П. Я. Полное собрание сочинений и избранные письма
  177. Соч.: В 2 т. М., 1991. — Т2. 671 с. 185. Челидзе В. Иерархический человек. — М., 1991. — 224 с. 1 86. Честертон Г. К. Вечный человек. — М., 1992. — 544 с. 187. Чуткерашвили Е. В. Развитие высшего образования в СССР. М., 1961. — 240 с.
  178. А. Благоговение перед жизнью. М., 1992., — 576 с.
  179. С.С. Открытая модель образования (синергетический подход).- М., 1997. 48 с.
  180. М. Формы знания и образования //Человек. 1992. № 4.-С.85−96- № 5. -С.63−75.
  181. Г. Г. Эстетические фрагменты. 4.1. — Петроград, 1922, -235 с.
  182. В.Ф., Взятышев В. Ф., Романкова Л. И. Через развитие образования к новой России. — М., 1993. — 44 с.
  183. П.К. Теория творчества. Спб, 1910. — 210 с. 194. Это человек: Антология /Ред. П. С. Гуревич. — М., 1995.- 320 с. 195. Юнг К. Трансцендентальная функция /Избранное — Минск, 1998.- С.19−53.1. J я
  184. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М., 1993.- 330 с.
  185. Юнг К. Г. Психологические типы. М., 1996.- 717 с.
  186. Г. А. Асмолов А.Г. Образование как расширение возможностей развития личности// Современная высшая школа. -1991. № 4. — С.97−98.
  187. К. Смысл и назначение истории М.: Республика, 1994. — 527 с.
  188. Long Е. L.-jr. Higher education as a moral enterprise. Wash.: Georgetown univ. Press, 1992. — 221p.
  189. Peterson M.L. Philosophy of edcation: Issues and options. Illinois: Inter Varsity press, 1986. — 154p.
  190. Samuelson W. S., Markowitz F. A. An introduction to philosophy in education. N. Y.: Philosophical lirary, 1987. 190 p.
  191. Spees E. R. Higher education: An arena of conflicting philosophies. N. Y.: Lang, 1989. 208 p.
  192. Toffler A. The Third Wave. A Bentam Book. — 1981. 21 lp.
  193. Vagianos L. Today is tomorrow: how higher education’s present shapes the future// Universities in crisis: a medieval institution in the twenty-fist century. Montreai: The Institute for research and pa-blic policy. 1986. — P. 1 82−183.
Заполнить форму текущей работой