Гуманизм как ценностное основание современного высшего образования
Диссертация
На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что существо кризиса образования состоит в кризисе его ценностных оснований. Истоки и содержание этого кризиса — в отчуждении образования от человека, конфликте между институтом образования и личностью, поскольку образование не справляется со своими функциями, которые связаны не столько с овладением человеком какой-то суммы знаний, сколько… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ОСНОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, СФОРМИРОВАВШИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКУЮ ПАРАДИГМУ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА
- 1. 1. Обоснование гуманистической направленности образования в западноевропейской мысли
- 1. 2. Динамика оснований российского образования
- Глава 2. ЦЕННОСТНОЕ ОСНОВАНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 2. 1. Понятия «ценностное основание образования» и «гуманистическое ценностное основание образования»
- 2. 2. Высшее образование как институт, процесс, система и социальная ценность. Взаимоотношение подготовки и образования в различных парадигмах высшего образования
- Глава 3. ПУТИ И Н Т Е Р И О Р И 3 А Ц И И ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ СИСТЕМОЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 3. 1. Гуманитаризация как предпосылка формирования гуманистического сознания
- 3. 2. Духовность — стержень гуманистической системы образования
Список литературы
- Абрамова Н.Т. Ценности образования, новые технологии и неявные формы знания // Вопросы философии. 1998. — № 6.-С.58−65.
- Авдеев В.И. Становление культуры мышления как проблема. -Воронеж, 1992, — 175 с.
- Алексеев Н., Семенов И., Швырев В. Философия образования //Высшее образование в России. 1997. — № 3. — С.88−95.
- Аристотель. Политика. Афинская полития. М., 1997. — 458 с.
- Арнольд А., Ясен Т. и др. Отчуждение и гуманность : Пер. с немецкого. М., 1967. — 232 с.
- Астафьев Я.У., Шубкин В. Н. Социология образования в СССР и России // Мир России. 1996. — № 3. — С.161−178.
- Астахов В.В., Астахова В. И., Астахова Е. В. и др. Гуманистические функции образования и особенности их реализации в кризисном обществе / Деп. в НИИВО. Харьк. гуманит. ин-т «НУА» Харьков, 1996. — 415 с.
- Барулин B.C. Социально-философская антропология. М., 1994/- 252 с.
- Батищев Г. С. Введение в диалектику творчества. Спб., 1997. -463 с.
- Батищев Г. С. Социальные связи человека в культуре // Культура, человек и картина мира. М., 1987.- С.90−135.
- Баткин JI.M. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М., 1978. -269 с.
- Баткин JI.M. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989. -342 с.
- Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1990. — 527 с.
- Бергсон А. Две памяти // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти / Под ред. Ю. В. Гиппейрейтер, В. Я. Романова. М., 1979. — 272с.
- Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. — 224 с.
- Бердяев H.A. Русская идея // О России и русской философской культуре. М., 1990. — С.43−271.
- Бердяев H.A. Самопознание. Опыт философской автобиографии. М., 1991. — 448 с.
- Бердяев H.A. Смысл истории. М., — 1990. — 174 с.
- Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. — 607 с.
- Библер B.C. Мышление как творчество. Введение в логику мысленного диалога. М., 1975. — 399 с.
- Блок A.A. Собр. соч.: В6 т. М.1982 — Т. 4. — .462 с.
- Болдуин Т., Карпенко С. Гуманитарное образование в США // Свободная мысль. 1994. — № 1.- С.100−109.
- Борзенков В., Купцов В. Гуманитаризация современного образования // Коммунист. 1991. — № 7-. — С.32−41.
- Бубер М. Проблема человека. Перспективы //Лабиринты одиночества. М., 1989, — 623 е.
- Буева В. Человек, культура и образование в кризисном социуме // Aima mater: Вестн. высш. шк. 1997. — Апрель. — С.1 1−17.
- Вайнштейн Э. Дух. Стержень спирали. М., 1997. — 259 с.
- Вендровская Р.Б. Очерки истории советской дидактики. М., 1982.- 129 с.
- Воронина Т. Размышления о перспективах высшей школы на конференции по философии образования // Aima mater: Вестн.высш.шк.-1997. Май. -С.3−6.
- Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 года /Под ред. В. Г. Кинелева М., 1995. — С.342 с.
- Высшее образование за рубежом, 1994−1993: Информационно-аналитический справочник. KOLONNA Publications: Центр международного образования — Вып.1 -1995. — 168с.
- Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М., 1994. -, 367 с.
- Гайденко П.П. Парадокс свободы в учении Фихте. М., 1990. -128 с.
- Гак Г. М. Учение об общественном сознании в свете теории познания. М., 1960. — 164 с.
- Гетьман Г. А., Бережной В. М. Организационные моменты гуманитаризации высшего технического образования // Проблемы развития федерации высшей школы: Тез. Докл. Харьков, 1991, — С.83−84.
- Горелов A.A. Древо духовной жизни. М., 1994. — 359 с.
- Гостев А., Проблема человеческого мышления в трактате Аристотеля «О душе»// Вопросы философии. 1997. — № 3. — С.73−75.
- Губман Б.Л. Западная философия культуры 20 века. Тверь, 1997. — 288 с.
- Гуманитарное знание: сущность и функции /Сб. под ред. Г. А. Подкорытова Спб., 1991. — 152 с.
- Гуманитарный // Советский энциклопедический словарь. ., М., 1986.-С.350.
- Гуревич А.Я. Человек и культура: индивидуализм в истории культуры. М., 1990. — 175 с.
- Динамика техносферы: социокультурный контекст .'Материалы «Круглого стола» в МГТУ им. Н.Э.Баумана// Alma mater: BecTH.высш.шк.-1997.- Февраль -С.26−31.
- Добреньков В. И. Радугин A.A. Христианская теология и революция. М., 1990. — 335 с.
- Долженко О. В., Розин В. М. Судьбы образования и человека в истории и на пороге 21 века // Современная высшая школа -1989. -№ 3.- С.3−14.
- Долженко О. Очерки по философии образования. М., 1995. -240 с.
- Духовная культура и мировоззрение: Материалы «Круглого стола"// Политическое образование. 1987. — № 12. — С.78−90.
- Духовность, художественное творчество, нравственность: Материалы „Круглого стола“ // Вопросы философии. 1996. — № 2. — С.3−40.
- Дюркгейм Э. Ценностные и „реальные“ суждения // Социс. -1991.- № 2. -С.106 -114.
- Заболоцкий H.A. Собр. соч.: В 3 т. М., 1983. — Т.1 — 655с.
- Задорожнюк И. Философия образования сегодня //Высшее образование в России. 1997. — № 2 — С152−155.
- Запад и Восток. Традиции и современность. М., 1993. — 232 с. 51.- Запесоцкий А. Гуманитарная культура и гуманитарное образование. Спб., 1996. — 320 с.
- Захаров И.В., Ляхович Е. С. Миссия университетов в европейской культуре. М., 1994. — 239 с.
- Зинченко В.П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. М., 1997. — 336 с.
- Зинченко П.В. Гуманитаризация подготовки инженеров // Alma mater: BecTH. высш. шк. 1986. — № 10. — С.22−31.
- Иванов В.И. Родное и вселенское. М., 1994. — 428 с.
- Из истории русской гуманистической мысли: Хрестоматия для учащихся старших классов / Ред. А. Ф. Малышевский М., 1993. -288 с.
- Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. — 464 с.
- Ильин И.А. О сущности правосознания. Мюнхен, 1955. — 234с.
- Каган М.С. Гуманитарные науки и гуманитаризация образования // Возрождение культуры России: гуманитарные знания и образование сегодня. 1994. — Вып.2. — С.25−36.
- Каган М.С. Мир общения. М., 1988. — 184 с.
- Каган М.С. О духовном. // Вопросы философии. № 9. — 1985. -С.91−102.
- Каган М.С. Философская теория ценности. Спб., 1997, — 205с.
- Каган Ф., Белугина Г. Гуманитарная среда в техническом вузе // Высшее образование в России. 1996. — № 4. — С51−56.
- Кант И. Соч.: В 6 т. М.: Мысль, 1965. — Т. 4. — 4.1. — 544 с.
- Карлов О. фундаментальном и прикладном в науке и образовании, или „Не возводи свой дом на песке“ //Вопросы философии. 1995. № 11. — С.35−46.
- Колобов А.Н. Проблемы развития и актуальные проблемы теории социального прогресса. Пермь, 1987. — 156 с.
- Коменский Я.А. Дидактические принципы. М., 1940.- 341 с.
- Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. М., 1988. — 41 1 с.
- Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самопознание. -М., 1984. 437 с.
- Кон И. С. Открытие „Я“. М., 1978. — 367 с.
- Концептуальные вопросы развития высшего образования: Сб. науч. тр. М.: НИИВО. — 1991. — 198 с.
- Костенко Ю.Т., Богомолов С. И., Даниленко Л. И. Алгебра и гармония в техническом вузе // Человек. 1996. — № 4. — С.88−96.
- Котина С.В. Место гуманистических ценностей в современном дискуссионном смысловом поле // Современная высшая школа. 1991. № 4. — С.140−155.
- Кравец A.C. Идеалы и идолы науки. Воронеж, 1992. — 220 с.
- Кривой А. Гуманитаризация образования как общественная необходимость // Проблемы развития федерации высшей школы: Тез. докл.- Харьков, 1991. С. 85−86.
- Кривушин И.В. Христианское и светское образование: взгляд Сократа. Схоластика // Европейская педагогика от античности до Нового времени. М., 1994. — С.64−67.
- Крупская Н.К. Методические заметки // Пед. соч.: В Ют. -М., 1959. ТЗ.- 798 с.
- Кузнецов Б.Г. Ценность познание: Очерки современной теории науки. М., 1975. — 167 с.
- Кузнецова Н.И. История науки как гуманитарная дисциплина // Проблемы гуманитарного познания. Новосибирск, 1986. -С.141−169.
- Культура, культурология и образование: Материалы „Круглого стола“ // Вопросы философии. 1997. — № 12. — С. З- 42.
- Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990. — 351 с.
- Ладыжец Н.С. Университетское образование: идеалы, цели, ценностные ориентации. Ижевск, 1992. — 236 с.
- Ладыжец Н.С., Сабурова Л. А., Розин В. М. Социокультурные аспекты регионального развития университета / Ижевск, 1996. — 212 с.
- Леви В.Л. Искусство быть собой. М., 1977. — 208 с.
- Лекторский В.А. Идеалы и реальность гуманизма // Вопросы философии. 1994. — № 6. — С.22−28.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1997. -304с.
- Лившиц Р.Л. Духовность и бездуховность личности. Екатеринбург, 1997.- 152 с. .
- Лисовский В.Т. Советское студенчество: Социологические очерки. М., 1990. — 304 с.
- Лихачев Д.С. Заметки и наблюдения. Л., 1989. — 605 с.
- Локк Д. Соч.: В 3 т. М., 1985. — Т.1. — 622 с.
- Лук А. Н. Психология творчества. М., 1978. — 128 с.
- Лурья H.A. Ценностно-деятельностная природа образованности и культурно-исторические условия изменения ее типа// Социально-философские проблемы образования. М., 1992. — С.103−125.
- Ляхович Е. Модель Гумбольдта: университеты центры эталонного знания (опыт воплощенного идеала) //Aima mater: Вестн. высш. шк. — 1994.- № 2.- С.33−38.
- Ляхович Е.С. Гуманизация высшего образования: социально-философский аспект проблемы //Современная высшая школа. -1991. № 3. — С.16−34.
- Мандельштам О.Э. Соч.: В 2 т. М., 1990, — Т.2 — 463 с.
- Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994. — 700 с.
- Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994. — 340 с.
- Миронов В.Б. Пир мудрецов. М., 1994. — 301 с.
- Моисеев Н. Идеи естествознания в гуманитарной науке // Человек. 1992. — № 2. — С.5−17.
- Моисеев И. Палитра цивилизаций: разнообразие и единство // Человек. 1992. — № 3. — С.5−14.
- Моисеев Н.Н. О единстве естественнонаучного и гуманитарного знания // Человек. 1992. — № 2. — С.5−19.
- Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973. — 406 с.
- Монтень М. О воспитании детей // Опыты. М.-Л., 1954 — Кн.1. — Гл. XXVI — С.187−230.
- Назаретян А.П. Интеллект во вселенной : истоки, становление, перспективы. Очерки междисциплинарной теории прогресса. -М., 1991. 222 с.
- Научно-методологические проблемы высшего образования на рубеже третьего тысячелетия: Сб.науч.тр.- Спб., 1995. 255с.
- Ю.Нечаев Н. Высшее образование: Сопряжение противоречивого // Коммунист. 1990. — № 17. — С. 57−66.
- Никитаев В. Деятельностный подход к содержанию высшего образования // Высшее образование в России. 1997. — № 1. -С.34−44.
- Ницше Ф. Генеология морали // Соч.: В 2 т. М., 1990. — Т.2. 829 с.
- Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1990. — 301 с.
- Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. Ее генезис и обоснование М., 1988. — 255 с.
- Огурцов А.П. От натурфилософии к теории науки. М., 1995. -292 с.
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991. -287с.
- Пастернак Б.Л. Охранная грамота // Воздушные пути. М., 1982.- 495 с.
- Песталоцци И.Г. Лебединая песня. // Изб.соч.: В.Зт. М., 1965.- Т.З. 635 с.
- Петров Ф.А. Российские университеты в первой половине XIX века. Формирование системы университетского образования // Панорама культурной жизни: Информ. сб. Вып. 6 — М., 1992. -С.1−15.
- Пико делла Мирондола Д. Речи о достоинстве человека // Антология.:В 2.т. М., 1981. — Т.1. 495 с.
- Платон. Избранные диалоги. М., 1965. — 442 с.
- Платонов Г. В., Косичев А. Д. Проблема духовности личности (состав, типы назначение) // Вестн. Моск. Ун-та. Сер 7, философия. — 1988. — № 2. — С.3−32.
- Проблема ценности в философии: Сб. ст./ Под ред. А. Г. Харчева М-Л., 1966. — 261 с.
- Психология и педагогика / Отв.ред. А. А. Радугин М., 1996. -336 с.
- Рахманин В. Образование как фактор гуманистической безопасности и социального развития // Aima mater: Вестн.высш.шк.- 1997. февраль. — С.3−7.
- Рахманин B.C. Общественная психология и революционный процесс. Воронеж, 1987. — 342 с.
- Рахманин B.C. Ориентация студентов и педагогическая культура : Аналит записка Воронеж, 1995. -42 с.
- Рашковский Е.Б. Лосев и Соловьёв // Вопросы философии. -1992.- № 4, — С.141−145.
- Реале Джованни, Дарио Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. Кн 1. СПб., 1994. — 320 с.
- Ремезова И. Проблема образовательного импульса и образовательного идеала в современных философских исследованиях // Aima mater: Вестн. высш. шк. 1997.- февраль — С.12−17.
- Ремизов В.А. Духовность как культурная ценность личности. // Философские науки. № 2. — 1997. — С.158−161.
- Розов Н.С. Методологические принципы ценностного прогнозирования образования // Социально-философские проблемы образования. М., 1992. — С.10−34.
- Розов Н.С. Философия гуманитарного образования (Ценностные основания базового гуманитарного образования в высшей школе) М., 1993. — 194с.
- Савельев В. Новая парадигма в отечественном культуросозна-нии // Высшее образование в России. № 3. 1998. С83−89.
- Зб.Сагатовский В. Н. Так что же такое духовность? // Школа ду-» ховности. 1998. — № 2.-С.45−49.
- Сартр Ж.П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. -М., 1990. — С.319−344.
- Сидоренко В.Ф. Образование: образ культуры // Социально-философские проблемы образования. М., 1992. — С.86−101.
- Симонов П.В., Ершов П. М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. М., 1989. — 350 с.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 1995 — 270 с.
- Сноу Ч. Две культуры. М., 1973. — 143 с.
- Современная западная социология: Словарь. М., 1990. — 432 с.
- Соловьев B.C. Соч.: В 2 т. М., 1988. — Т. 1 — 892с. — Т.2 — 822 с.
- Сорокин П.А. Цивилизация. Общество. М., 1992. — 544 с.
- Социально-философские проблемы современного образования. М., 1986. 61с.
- Социология высшей школы: межвуз.: Сб. М.: Финансы и статистика, 1990. 416 с.
- Социология образования. Учебник /Отв.ред. В. Т. Лисовский. Спб., 1996. 460с.
- Спирин А.Д. Общий курс философии. Иркутск, 1995. — 204 с.
- Спиркина Г. Сознание и самосознание. М., 1972. -303 с.
- Степин В. Философия ненасилия и будущее цивилизации// Коммунист. 1991, — № 2. — С.53−64.
- Степин B.C. Перспективы цивилизации: от культа силы к диалогу и согласию // Этическая мысль: Научно-публиц. чтения.-М., 1992. — С.198−199.
- Столович Л.Н. Жизнь творчество — человек: функции художественной деятельности. — М., 1985. — 415 с.
- Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. М., 1994. — 363 с.
- Сциентизм и антисциентизм //Современная западная философия: Словарь. М., 1991. — С.292 -293.
- Тартарашвили Т.А. Роль и значение гуманитарного образования в подготовке специалистов инженерно-технического профиля: Опыт вузов США. М., 1991. — 146 с.
- Татур Ю. Г. Прогноз на завтра // Высш. образование в России.-1995. -№ 1. С.62−73.
- Татур Ю. Г Высшее образование в России в XX веке // Высш. образование в России. 1994. -№ 3 — С.140−155- № 4 — С.111−125.
- Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. — 240 с.
- Тимошенко С.П. Инженерное образование в России (Нью-Йорк1959). М., 1996. — 1 12с.
- Титов С.Н. Человек: индивидуальность и судьба // Истоки возрождения России. Спб., 1993.- С.100- 116.161 .Томсон Д. Дух науки. М., 1970. — 175 с.
- Тугаринов В.П. Теория ценности в марксизме. Д., 1968. -124с.
- Уледов А.К. Духовная жизнь общества: Проблема методологии исследования. М., 1980. — 271 с.
- Уледов А.К. Духовное обновление общества. М., 1990. — 335с.
- Ушинский К. Д. Пед.соч.: В 6 т. М., 1988. — Т2. — 492 с.
- Фадьборк Г. А. Всеобщее образование в России. М., 1908. -212с.
- Федотова В.Г. Культура и духовная жизнь общества // Духовная жизнь общества и структура общественного сознания. М., 1988. С.3−16.
- Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. М., 1991. — 132 с.
- Философия истории: Антология /Ред. Ю. А. Кимелева М., 1995, — 315 с.
- Философия культуры: Становление и развитие / Под ред. М. С. Кагана, Ю. В. Петрова и др. Спб., 1995. — 312 с. 171 .Философия науки и техники / Степин B.C., Прохоров В. Г., Розов М. А., М., 1995, — 377 с.
- Философия образования для 21 века. М., 1992. — 193 с.
- Философия образования: состояние проблемы перспективы: Материалы «Круглого стола». Вопросы философии. — 1995. -№ 11. — С.3−45.
- Философский энциклопедический словарь. М., 1997. — 576 с.
- Флоренский П.А. Собр. соч.: В 4 т. М., 1990. — Т.1. — 839 с.
- Франк C.JI. Духовные основы общества. М., 1992. -51 1 с.
- Фребель Ф. Воспитание человека. М., 1913. — 320с.
- Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. — 415 с.
- Фромм Э. Человек для себя. Иметь или быть? Минск, 1997. -416 с.
- Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии. М., 1988. — 320 с.
- Холодная М.А. Психологические механизмы интеллектуальной одаренности // Вопросы психологии. 1993. — № 1. — С.32−39.
- Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Ред. А. И. Пискунов М., 1981. — 528 с.
- Ценность //Энциклопедический словарь по культурологии. М.1997. С.426−427.
- Чаадаев П. Я. Полное собрание сочинений и избранные письма
- Соч.: В 2 т. М., 1991. — Т2. 671 с. 185. Челидзе В. Иерархический человек. — М., 1991. — 224 с. 1 86. Честертон Г. К. Вечный человек. — М., 1992. — 544 с. 187. Чуткерашвили Е. В. Развитие высшего образования в СССР. М., 1961. — 240 с.
- Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992., — 576 с.
- Шевелева С.С. Открытая модель образования (синергетический подход).- М., 1997. 48 с.
- Шелер М. Формы знания и образования //Человек. 1992. № 4.-С.85−96- № 5. -С.63−75.
- Шпет Г. Г. Эстетические фрагменты. 4.1. — Петроград, 1922, -235 с.
- Шукшунов В.Ф., Взятышев В. Ф., Романкова Л. И. Через развитие образования к новой России. — М., 1993. — 44 с.
- Энгельмейер П.К. Теория творчества. Спб, 1910. — 210 с. 194. Это человек: Антология /Ред. П. С. Гуревич. — М., 1995.- 320 с. 195. Юнг К. Трансцендентальная функция /Избранное — Минск, 1998.- С.19−53.1. J я
- Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М., 1993.- 330 с.
- Юнг К. Г. Психологические типы. М., 1996.- 717 с.
- Ягодин Г. А. Асмолов А.Г. Образование как расширение возможностей развития личности// Современная высшая школа. -1991. № 4. — С.97−98.
- Ясперс К. Смысл и назначение истории М.: Республика, 1994. — 527 с.
- Long Е. L.-jr. Higher education as a moral enterprise. Wash.: Georgetown univ. Press, 1992. — 221p.
- Peterson M.L. Philosophy of edcation: Issues and options. Illinois: Inter Varsity press, 1986. — 154p.
- Samuelson W. S., Markowitz F. A. An introduction to philosophy in education. N. Y.: Philosophical lirary, 1987. 190 p.
- Spees E. R. Higher education: An arena of conflicting philosophies. N. Y.: Lang, 1989. 208 p.
- Toffler A. The Third Wave. A Bentam Book. — 1981. 21 lp.
- Vagianos L. Today is tomorrow: how higher education’s present shapes the future// Universities in crisis: a medieval institution in the twenty-fist century. Montreai: The Institute for research and pa-blic policy. 1986. — P. 1 82−183.