Социально-психологические и индивидуально-личностные детерминанты состояния «выгорания» специалистов социальной работы
Диссертация
Достоверность и надежность полученных результатов и выводов обеспечены исходными теоретическими и методологическими позициями, применением современных средств планирования, организации и проведения научных исследований, корректным использованием разнообразного аппарата математико-статистической обработки эмпирических данных, сопоставлением полученных данных с результатами исследований других… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-методологический анализ социально-психологических и индивидуально-личностных детерминант состояния «выгорания» специалистов социальной работы
- 1. 1. Феноменология, генезис, детерминация состояния «выгорания»
- 1. 2. Профессионально-деятельностная спецификация состояния «выгорания»
- 1. 3. Концептуальная модель в изучении социально-психологических и индивидуально-личностных детерминант состояния «выгорания» специалистов социальной работы и социальных работников
- Глава 2. Экспериментально — психологическое исследование социально-психологических и индивидуально-личностных детерминант в возникновении состояния «выгорания» специалистов социальной работы
- 2. 1. Исследование структурно-процессуальных особенностей состояния «выгорания»
- 2. 2. Исследование влияния социально-психологических детерминант в возникновении состояния «выгорания»
- 2. 3. Исследование влияния индивидуально-личностных детерминант в возникновении состояния «выгорания»
- Глава 3. Стратегия и тактика психологического сопровождения деятельности специалистов социальной работы по профилактике и коррекции состояния «выгорания»
- 3. 1. Концептуальная модель, принципы и организация коррекционно-профилактического сопровождения деятельности специалистов социальной работы и социальных работников
- 3. 2. Психологическая коррекция состояния «выгорания» специалистов социальной работы и социальных работников
- 3. 3. Психологическая профилактика состояния «выгорания» специалистов социальной работы и социальных работников
Список литературы
- Абабков, В.А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии / В .А. Абабков, М. Перре. — СПб.: Речь, 2004. -166 с.
- Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980.-335с.
- Агапова, М.В. Социально-психологические аспекты эмоционального выгорания исамоактуализации личности: дисканд. психол. наук / М. В. Агапов. Ярославль, 2004.-184 с.
- Айсина, P.M. Влияние личностных факторов на эмоциональное выгорание менеджеров в условиях коммерческой организации: автореф. дис.. канд. психол. наук / P.M. Айсина. М., 2007. -27 с.
- Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. JL: Изд-во ЛГУ, 1968.-339с.
- Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2000.-376 с.
- Анцыферова, Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования / Л. И. Анцыферова // Психол. журн. 1980. -Т. 1, № 2. — С. 52−60.
- Анцыферова, Л.И. Сознание и действия личности в трудных жизненных ситуациях / Л. И. Анцыферова // Психол. журн. 1991. — Т. 12, № 1. — С. 2331.
- Асеев, В.Г. Преодоление монотонности труда в промышленности / В. Г. Асеев. М.: Экономика, 1974. -191 с.
- Барабанщиков, В.А. Принцип системности в современной психологии // Проблемы сисгемогенеза учебной и профессиональной деятельности. Ярославль, 2003. С. 11−23.
- Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин. Л., 1988.-269 с.
- Бодалев, А.А. Актуальные проблемы изучения взрослых / А. А. Бодалев // Мирпсихологии. -1999. № 2 (18). — С.6.
- Бодров, В.А. Профессиогенетический подход к проблеме формирования профессионала / В. А. Бодров // Психология субъекта профессиональной деятельности / под ред. А. В. Брушлинского, А. В. Карпова. М., Ярославль: Ин-т психологии РАН, 2001. — С. 54−72.
- Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В. В. Бойко. СПб.: Пигер, 1999. -105 с.
- Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В. В. Бойко. М.: Филин, 1996. — 469 с.
- Большакова, Т.В. Личностные детерминанты и организационные факторы возникновения психического выгорания у медицинских работников: дис.. канд. психол. наук / Т. В. Большакова. Ярославль, 2004. — 173 с.
- Борисова, М. В. Психологические детерминанты психического выгорания у педагогов: дис.. канд. психол. наук/ М. В. Борисова. — Ярославль., 2003. -190 с.
- Борисова, М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов / М. В. Борисова // Психол. журн. -2004.-№ 7.-С. 103.
- Вид, В. Д. Синдром перегорания в психиатрии и его зависимость от терапевтической идеологии / В. Д. Вид, Е. И. Лозинская // Рос. психиатр, журн. 1998. — № 1. — С. 19−21.
- Водопьянова, НЕ. Психическое «выгорание» и качество жизни / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. А А. Крылова и Л. А. Коростылевой. СПб., 2002.—445 с.
- Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / НЕ. Водопьянова, Е. С. Старченкова.—СПб.: Питер, 2005. 336 с.
- Водопьянова, НЕ. Синдром «психического выгорания» в управленческой деятельности / Н. Е. Водопьянова, А. Б. Серебрякова, Е. С. Старченкова // Вестн. СПбГУ. 1997. -Вып.7, Серия 6, № 13. -С. 84−90.
- Водопьянова, Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях / Н. Е. Водопьянова // Психология здоровья / под ред. Г. С. Никифорова.- СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. С. 44363.
- Танеева, Э.Р. Синдром выгорания на фоне проявлений акцентуаций черт характера школьного учителя: дис. канд. психол. наук / Э. Р. Танеева. — Казань, 2005.-153 с.
- Гнездилова, О.Н. Инновационная педагогическая деятельность как фактор предупреждения эмоционального выгорания учителя: дис.. канд. психол. наук / О. Н. Гнездилова. М., 2005. -159 с.
- Гришина, НВ. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности / под. ред. А. А. Крылова, JI.A. Коростылевой. СПб., 1997. — С. 143−156.
- Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. -СПб.: Питер, 1999.- 356 с.
- Завалишина, Д.Н. Способы идентификации человека с профессией / Д. Н. Завалишина // Психология субъекта профессиональной деятельности.- М.- Ярославль, 2001.-С.104−128.
- Зайчикова, Т.В. Социально-психологические детерминанты синдрома «профессионального выгорания» у учителей: автореф. дис.. канд. психол. наук/ Т. В. Зайчикова. Киев, 2005 — 20 с.
- Ильин, Е.П. Психофизиология состояний человека / Е. П. Ильин. Питер, 2005.-411 с.
- Карандашев, В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство / В. Н. Карандашев. — СПб.: Речь, 2004. — 70 с.
- Карпов, А.В. Метасистемный подход как перспектива развития принципа системности в психологических исследованиях / А. В. Карпов // Вестник интегративной психологии. 2004. — Вып. 2. — С.114−115.
- Карпов, А.В. Психология менеджмента: учеб. пособие / А. В. Карпов. М.:1. Гардарики, 1999. 584 с.
- Климов, Е. А. Введение в психологию труда / Е. А. Климов. М.: МГУ, 1988.- 197 с.
- Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Е. А. Климов. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1969. — 278 с.
- Ковальчук, В.И. Психическое выгорание тренеров / В. И. Ковальчук // Ананьевские чтения 2000: тез. науч.-пракг. конф. — СПб., 2000. — С. 97−98.
- Козина, Н.В. Исследование эмпатии и ее влияния на формирование «синдрома эмоционального сгорания» у медицинских работников: дис.. канд. психол. наук / Н. В. Козина. СПб., 1998. — 159 с.
- Крапивина, О.В. Эмоциональное выгорание как форма профессиональной деформации у пенитенциарных служащих: дис.. канд. психол. наук / О. В. Крапивина. Тамбов, 2004. — 200 с.
- Кудрявцев, Т.В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности / Т. В. Кудрявцев, В. Ю. Шегурова //Вопр. психологии. 1983. — № 2. — С. 51−59.
- Кузьмина, Ю.М. Формирование у будущих специалистов социальной работы умений предупреждать профессиональную деформацию: дис.. .канд. пед. наук / Ю. М. Кузьмина. Казань, 2006. -174 с.
- Кутузова, ДА. Организация деятельности и стиль саморегуляции как факторы профессионального выгорания педагога-психолога: дис.. канд. психол. наук / ДА. Кутузова. М., 2006. — 213 с.
- Левитов, Н.Д. О психических состояниях человека / Н. Д. Левитов. М.: Просвещение, 1964.- 344 с.
- Леонова, А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса от диагностики к профилактике и коррекции / А. Б. Леонова // Психол. журн. 2004. — Т.25, № 2. -С.75−85.
- Леонова, А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека /
- А.Б. Леонова. М.: Изд-во МГУ, 1984. -199 с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1975. 304 с.
- Ломов, Б.Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 31−45.
- Маркова, А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова М: «Знание», 1996. -308 с.
- Мартынова, Т.Н. Сибирская психология сегодня: сб. науч. тр. / Т. Н. Мартынова, О. П. Бусовикова. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. -Вып. 2.-410 с.
- Медведев, В.И. Функциональные состояния оператора / В. И. Медведев // Эргономика: принципы и рекомендации. М.: ВНИИТЭ, 1970. — Вып.1. -120 с.
- Новиков, В.В. Психологическое управление производственной организацией / В. В. Новиков, Ю. М. Забродин. М.: Наука, 1999.- 245 с.
- Носкова, О.Г. Психология труда: учеб. пособие / О.Г. Носков- под ред. Е. А. Климова. -М.: Академия, 2004. 383 с.
- Обозов, НН Психология межличностных отношений / Н. Н. Обозов. Киев, 1990. -191 с.
- Орел, В.Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания: дис.. д-ра психол. наук / В. Е. Орел. — Ярославль, 2005.- 449 с.
- Орел, В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы / В. Е. Орел // Психол. журн. -2001. Том 22, № 1. — С. 90−101.
- Осипова, А.А. Общая психокоррекция: учеб. пособие для студентов вузов / А. А. Осипова. М.: ТЦ Сфера, 2007. — 512 с.
- Парыгин, Б.Д. Основы социально-психологической теории / Б. Д. Парыгин. М.: Мысль, 1971.-351 с.
- Платонов, К.К. Система психологии и теория отражения / К. К. Платонов. -М.: Наука, 1982.-309 с.
- Постылякова, Ю.В. Ресурсы совладания со стрессом в разных видах профессиональной деятельности / Ю. В. Постылякова // Психол. журн. — 2005. Т. 26, № 6.-С. 35−43.
- Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. М.: Академия, 2001.- 477с.
- Райшродский, ДЛ. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие. Самара: изд. дом «БАХРАХ -М», 2004. — 672 с.
- Ронгинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т. Н. Ронгинская // Психол. журн. 2002. — Т. 23, № 3. — С. 85−95.
- Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии: в 2 т. Т. 1. / C.JI. Рубинштейн-М.: Педагогика, 1989. 485 с.
- Рукавишников, А.А. Опросник «психического выгорания» для учителей. — Ярославль: НЦП «Психодиагностика», 2001. -14 с.
- Рукавишников, А.А. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания у педагогов: дис.. канд.психол. наук/ А. А. Рукавишников. Ярославль, 2001. — 158 с.
- Селье, Г. Стресс без дистресса/ Г. Селье. М.: Прогресс, 1982. — 124с.
- Семиздралова, О. А Профилактика эмоционального выгорания на ранних этапах профессионализации учителя: дис.. .канд. психол. наук / О. А. Семиздралова. -М, 2006.-186 с.
- Середа, Е.И. Практикум по межличностным отношениям: помощь и личностный рост /Е.И. Середа. СПб.: Речь, 2006. -224 с.
- Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб.: ООО «Речь», 2003. — 350 с.
- Словарь практического психолога /сост. С. Ю. Головин. — Минск: Харвест, Изд-во ACT, 2003. 800 с. 70. • Собчик, JI.H. Диагностика индивидуально-типологических свойств имежличностных отношений: практ. рук / JI.H. Собчик. СПб.: Речь, 2003. — 96 с.
- Старченкова, Е.С. Психологические факторы профессионального «выгорания» (на примере деятельности торгового агента): дис. канд. психол. наук / Е. С. Старченкова. СПб., 2002. — 203 с.
- Творогова, Н. Д. Психология управления: учеб. пособие / Н. Д. Творогова. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001.-383 с.
- Теория и методика социальной работы: учеб. пособие. М.: Союз, 1994. -Ч. I. -339 с.
- Умняшкина, С.В. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности (в сфере помогающих профессий).: дис.. канд. психол. наук / С. В. Умняшкина. Томск, 2001. — 162 с.
- Филлипова, Г. П. Совершенствование профессионализма социальных работников с учетом их личностных особенностей: дис.. .канд. психол. наук / Г. П Филлипова.-М., 1998.-223 с.
- Форманкж, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т. В. Форманюк // Вопр. психологии. -1994. № 6.- С.57−64.
- Фукин, А. И. Психология конвейерного труда / А. И. Фукин. М.: ПЕР СЭ, 2003.240 с.
- Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М. А. Холодная. М.- Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1997. — 391 с.
- Чернышев, А.С. Социально-психологические основы организованности первичного коллектива: автореф. дис.. д-ра. психол. наук / А. С. Чернышева. М., 1980. — 42 с.
- Чирков, В.И. Диагностика качественного своеобразия и интенсивности функциональных психофизиологических состояний человека: автореф. дис.. канд. психол. наук / В. И. Чирков. JL, 1983. — 22 с.
- Шадриков, В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В. Д. Шадриков.- М.: Наука, 1982. -185 с.
- Banka, A. Unemployment stress as perceived by officers working with the unemployed /
- A. Banka // Polish Psychological bulletin. 1993. — Vol. 24 (1). — P. 41−50.
- Bennett, L. Quality of life in health care profession als: Burnout and its associated factors in HIV/AIDS related care / L. Bennett, M. Kelaher, M.W. Ross // Psychology and Health. 1994. — Vol. 9, (4). — P. 273 283.
- Brill, P.L. The need for an operational definition of burnout / P.L. Brill // Family and Community Health. 1984. — Vol. 6. — P. 12−24.
- Buunk, B.P. Burnout: A perspective from social comparison theory // Professional burnout: Recent developments in the theory and research / ed. W. B. Shaufeli, C. Maslach, T. Marek. Washington DC: Taylor & Francis, 1993. — P. 53−69.
- Byrne, B.M. Burnout: testing for the validity, replication, and invariance of causal structure across elementary, intermediate, and secondary teachers /
- B.M. Byrne // American Educational Research Journal 1994. — Vol. 31, (3). — P. 645−673.
- Cherniss, C. Long-term consequences of burnout: An exploratory study /
- C. Cherniss // Journal of Organizational Behavior. 1992. — Vol. 13, (1). — P. 111.
- Dierendonck, D. V. Burnout among general practitioners: a perspective from egvity theory / D.V. Dierendonck, W.B. Shaufeli, H.J. Sixma // Journal of social and clinical psychology. 1994. — Vol. 13, (1).
- Edelwich, J. Burn-out: Stages of disillusionment in the helping professions / J. Edelwich, A. Brodsky. New York: Human Science Press, 1980. — 218 p.
- Freudenberger, H.J. Burn-out: How to beat the high cost of success / H.J. Freudenberger, G. Richelson. New York: Bantam Books, 1980. — 259 p.
- Freudenberger, H.J. Staff burn-out / HJ. Freudenberger // Journal of Social Issues. 1974. — Vol. 30. — P. 159−165.
- Greenberger, R.S.: Jab hazard how «burnout» affects corporate mangers and their performance / R.S. Greenberger // The Wall Street Journal — 1981/ -April 23.-P.1.
- Greenglass, E.R. Components of burnout, resources, and gender-related differences / E.R. Greenglass, R.J. Burke, R. Konarski // Journal of Applied Social Psychology. 1998. — Vol. 28, (12). — P. 1088−1106.
- Hallsten, L. Burning out: A framework / L. Hailsten // Professional bumout: recent developments in the theory and research / ed. W. B. Shaufeli, C. Maslach, T. Marek. -Washington DC: Taylor & Francis, 1993. -P. 95−113.
- Harrison, W.D. A social competence model of bumout / W.D. Harrison // Stress and Bumout in the Human Service Professions / ed. B. A. Farber. New York: Pergamon, 1983.-P. 29−39.
- Hochschild, A.R. The Managed Heart: Commercialization of human feeling / A.R. Hochschild. Berkeley, CA: University of California Press, 1983. — 234 p.
- Kondo, KL Burnout syndrome / K. Kondo // Asian Medical J. 1991. — № 34, (11).
- Leiter, M. P. Burnout is a developmental process: Considerations of models / M.P. Leiter // Professional bumout: Recent development in theory and research / ed W. B. Shaufeli, C. Maslach, T. Marek. Washington DC: Taylor & Francis, 1993. — P. 237−250.
- Maher, E.L. Bumout and commitment: A theoretical alternative / E.L. Maher // Personnel and Guidance Journal. 1983. — Vol. 61. — P. 390−393.
- Maslach, C. Burned-out // Human Behavior. 1976. — Vol. 5 (9). — P. 16−22.
- Maslach, С. Patterns of burnout among a national sample of public contact workers / C. Maslach, S.E. Jackson // Journal of Health and Human Resources Administration. 1984. — Vol. 7 — P. 189−212.
- Maslach, C. Burnout. The Cost of Caring. Englewood Cliffs- Prentice Hall, 1982.
- Miller, K. Empathy and burnout in human service work: An extension of a communication model / K. Miller, M. Birkholt, C. Scott, C. Stage // Communication Research.-1995. V. 22, (2). — P. 123−147.
- Perlman, B. Burnout: summary and future research / B. Perlman, E.A. Hartman // Human relations. -1982.-V. 35 (4).
- Pines, A.M. Burnout: An existential perspective / A.M. Pines // Professional burnout: Recent developments in the theory and research / ed. W. B. Shaufeli, C. Maslach, T. Marek. Washington DC: Taylor & Francis, 1993. — P. 33−51.
- Pines, A.M. Burnout: from tedium to personal growth / A.M. Pines, E. Aronson. NY., 1981.- 229 p.
- Schaufeli, W.B. The burnout companion to study and practice: A critical analysis / W.B. Schaufeli, D. Enzmann. Washington DC: Taylor & France, 1998. — 220 p.
- Shirom, A. Burnout in work organizations / A. Shirom // International review of industrial and organizational psychology / C.L. Cooper and I. Robertson New York: Wiley, 1989. с
- Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.
- Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
- Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.
- Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
- Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.
- Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
- Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.
- Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают напряжение.
- Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
- Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.
- При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.
- Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
- Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.
- Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
- У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случится, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.
- Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
- В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».
- Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
- Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы.
- Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.
- Я очень переживаю за свою работу.
- Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.
- При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
- У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.
- Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
- Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.
- Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
- Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.
- Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на «хороших» и «плохих».
- Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
- Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.
- Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.
- Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.
- По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
- После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.
- На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.
- Успехи в работе вдохновляют меня.
- Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).
- Я потерял покой из-за работы.
- На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера (ов).
- Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.
- Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.
- Я часто работаю через силу.
- Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.
- В работе с людьми я руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.
- Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.
- После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.
- Контингент партнеров, с которыми я работаю, очень трудный.
- Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
- Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
- Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.
- Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы со мной поступали.
- Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.
- Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.
- Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.
- Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.
- Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.
- Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.
- Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
- Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.
- Мои требования к выполняемой работе выше, чем-то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
- Моя карьера сложилась удачно.
- Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.
- Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.
- Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.
- Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.
- Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.
- Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.
- Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.
- Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.
- Работа с людьми явно подрывает мое здоровье. Ключ.
- Знак «+» около номера вопроса означает, что дан положительный ответ, знак «-» отрицательный ответ. В скобках указаны присеваемые баллы. «Напряжение»
- Переживание психотравмирующих обстоятельств: +2(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61(5), -73(5).
- Неудовлетворенность собой:-2(3), +14(2), +26(2), -38(10), -50(5), +62(5), +74(3).3. «Загнанность в клетку»:3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5).4. Тревога и депрессия:4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3). «Резистенция»
- Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: +5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5).
- Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), 78(5).
- Расширение сферы экономии эмоций:7(2), +19(10), -31(2), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5).
- Редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10).1. Истощение"1. Эмоциональный дефицит:9(3), +21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2).
- Эмоциональная отстраненность:10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10).
- Личностная отстраненность (деперсонализация): +11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5), +71(2), +83(10).
- Психосоматические и психовегетативные нарушения:12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5). Методика определения психического выгорания (А.А.Рукавишников)
- Думаю, что работаю лишь потому, что надо где-то работать.
- Меня беспокоит, что думают коллеги о моей работе.
- Я чувствую, что у меня нет никаких эмоциональных сил вникать в чужие проблемы.5. Меня мучает бессонница.
- Думаю, что если бы представилась удачная возможность, я бы сменил место работы.
- Я работаю с большим напряжением.
- Моя работа приносит мне удовлетворение.
- Чувствую, что работа с людьми изматывает меня.
- Думаю, что моя работа важна.
- Я устаю от человеческих проблем, с решением которых сталкиваюсь наработе.
- Я доволен профессией, которую выбрал.
- Непонятливость моих коллег или учеников раздражает меня.
- Я эмоционально устаю на работе.
- Думаю, что не ошибся в выборе своей профессии.
- Я чувствую себя опустошенным и разбитым после рабочего дня.
- Чувствую, что получаю мало удовлетворения от достигнутых успехов на работе.
- Мне трудно устанавливать или поддерживать тесные контакты с коллегами по работе.
- Для меня важно преуспеть на работе.
- Идя утром на работу, я чувствую себя свежим и отдохнувшим.
- Мне кажется, что результаты моей работы не стоят затраченных мною усилий.
- У меня не хватает времени на мою семью и личную жизнь.
- Я полон оптимизма по отношению к своей работе.24. Мне нравится моя работа.
- Я устал все время стараться.
- Меня утомляет участие в дискуссиях на профессиональные темы.
- Мне кажется, что я изолирован от своих коллег по работе.
- Я удовлетворен своим профессиональным выбором так же, как в начале карьеры.
- Я чувствую физическое напряжение, усталость.
- Постепенно я начинаю испытывать безразличие к своим ученикам.
- Работа эмоционально выматывает меня.
- Я использую лекарства для улучшения самочувствия.
- Меня интересуют результаты работы моих коллег.
- Утром мне трудно вставать и ид ти на работу.
- На работе меня преследует мысль: поскорее бы рабочий день закончился.
- Нагрузка на работе практически невыносима.
- Я ошущаю радость, помогая окружающим людям.
- Я чувствую, что стал более безразличным к своей работе.
- Случается, что у меня без особой причины начинает болеть голова или желудок.
- Я прилагаю усилия, чтобы быть терпеливым с учениками.41. Я люблю свою работу.
- У меня возникает чувство, что глубоко внутри я эмоционально не защищен.
- Меня раздражает поведение моих учеников.
- Мне легко понять чувства окружающих по отношению ко мне.
- Меня часто охватывает желание все бросить и уйти с рабочего места.
- Я замечаю, что становлюсь более черствым по отношению к людям.
- Я чувствую эмоциональное напряжение.
- Я совершенно не увлечен и даже не интересуюсь своей работой.
- Я чувствую себя измотанным.
- Я считаю, что своим трудом я приношу пользу людям.
- Временами я сомневаюсь в своих способностях.
- Я испытываю ко всему, что происходит вокруг, полную апатию.
- Выполнение повседневных дел для меня — источник удовольствия и удовлетворения.
- Я не вижу смысла в том, что делаю на работе.
- Я чувствую удовлетворение от выбранной мной профессии.56. Хочется «плюнуть» на все.
- Я жалуюсь на здоровье без четко определенных симптомов.
- Я доволен своим положением на работе и в обществе.
- Мне понравилась бы работа, отнимающая мало времени и сил.
- Я чувствую, что работа с людьми сказывается на моем физическом здоровье.
- Я сомневаюсь в значимости своей работы.
- Испытываю чувство энтузиазма по отношению к работе.
- Я так устаю на работе, что не в состоянии выполнить свои повседневные домашние обязанности.
- Считаю, что вполне компетентен в решении проблем, возникающих на работе.
- Чувствую, что могу дать детям больше, чем даю.
- Мне буквально приходится заставлять себя работать.
- Присутствует ощущение, что я могу легко расстроиться, впасть в уныние.
- Мне нравится отдавать работе все силы.
- Я испытываю состояние внутреннего напряжения и раздражения.
- Я стал с меньшим энтузиазмом относиться к своей работе.71 .Верю, что способен выполнить все, что задумано.
- У меня нет желания глубоко вникать в проблемы моих учеников.
- Обработка и интерпретация результатов теста.
- Нормы для компонента «психоэмоциональное истощение» (ПИ)
- Крайне низкие Низкие значения Средние значения Высокие значения Крайне высокие9 и ниже 10−20 21−39 40−49 50 и выше
- Нормы для компонента «личностное отдаление» (ЛО)
- Крайне низкие Низкие значения Средние значения Высокие значения Крайне высокие9 и ниже 16−10 17−31 32−40 41 и выше
- Нормы для компонента «профессиональная мотивация» (ПМ)
- Крайне низкие Низкие значения Средние значения Высокие значения Крайне высокие7 и ниже 8−12 13−24 25−31 32 и выше
- Нормы для индекса психического «выгорания» (ИПв)
- Крайне низкие Низкие значения Средние значения Высокие значения Крайне высокие31 и ниже 32−51 52−92 93−112 113 и выше
- Индивидуально-типологический опросник (ИТО) Л. Н. Собчик
- Инструкция: Прочитав каждое утверждение, зачеркните «В (верно)» перед номером соответствующего утверждения, если согласны с утверждением, или «Н (неверно)», если не согласны. ТЕСТ
- В Н 5. Я очень редко заговариваю первым (первой) с незнакомыми людьми. В Н 6. Для меня важно, что подумают другие о моих высказываниях и поступках.
- В Н 7. Если будет нужно, я разрушу все преграды на пути к достижению цели. В Н 8. Я часто тревожусь по пустякам. В Н 9. В моих неудачах виноваты определенные люди.
- В Н 10. Для меня важно иметь общее мнение с теми людьми, с которыми я обычно общаюсь.
- В Н 11. Меня мало касается все, что случается с другими. В Н 12. Мне интересны яркие, артистичные личности. В Н 13. Мне нет дела до чужих страданий: хватает своих.
- В Н 14. В шумной компании я чаще всего выступаю только в роли наблюдателя.
- В Н 15. Для меня не выносимо наблюдать страдания других людей. В Н 16. Я человек абсолютно правдивый и искренний. В Н 17. Все мои беды связаны с собственным неумением ладить с людьми. В Н 18. Меня часто тянет к шумным компаниям.
- В Н 19. Принимая важное решение, я всегда действую самостоятельно. В Н 20. Мне всегда приятно заводить новых знакомых.
- В Н 21. Берясь за какое-либо дело, я стану долго раздумывать, прежде чем начать действовать.
- В Н 22. Меня раздражают люди, пытающиеся изменить мое мнение, когда я уверен (уверена) в своей правоте.
- В Н 29. Я могу не смущаясь дурачиться в веселой компании. В Н 30. Я спокойно отношусь к тому, что кто-то рядом переживает по поводу своих неприятностей.
- В Н 31. Я никогда не поступаю как эгоист (эгоистка).
- В Н 32. Часто бывает так, что из-за меня у окружающих портится настроение. В Н 33. Интересные идеи приходят мне в голову чаще, когда я один (одна), а не в присутствии многих людей.
- В Н 34. Я могу взять на себя ответственность за целую группу людей для пользы дела.
- В Н 35. Мне трудно преодолеть застенчивость, когда нужно говорить перед группой людей.
- В Н 36. Мнение старших по возрасту или положению большого значения для меня не имеет.
- В Н 37. Мне не трудно заставить других людей действовать так, как я считаю нужным.
- В Н 38. Я так сильно переживаю неудачи, что у меня ухудшается самочувствие. В Н 39. Я всегда бываю упрям (упряма) в тех случаях, когда уверен (уверена) в своей правоте.
- В Н 40. Если в компании я не нахожусь в центре внимания, мне становится скучно и неинтересно.
- В Н 41. Никто не может навязать мне свое мнение.
- В Н 42. Мне нравится путешествовать с разными, каждый раз новыми попутчиками.
- В Н 43. Я могу изменить свое мнение под давлением окружающих. В Н 44. В поезде я с удовольствием провожу время в беседе с попутчиками. В Н 45. Я никогда не вру.
- В Н 46. Я никогда не откладываю на завтра то, что следовало сделать сегодня. В Н 47. Я вечно всем не доволен (недовольна).
- В Н 48. Я люблю одиночество, позволяющее мне сосредоточиться на своих мыслях.
- В Н 49. Я умею заинтересовать людей и повести их за собой.
- В Н 50. Мне нравится командовать другими.
- В Н 51. Я умею дать отпор тем, кто вмешивается в мои дела.
- В Н 52. Мне бывает не ловко за высказывания и поступки моих близких.
- В Н 53. Мне не редко приходилось в драки защищать свои права.
- В Н 54. Я испытываю чувство вины (или даже стыда), если меня преследуютнеудачи.
- В Н 55. Мое настроение находится в сильной зависимости от настроя тех, кто меня окружает.
- В Н 56. Я добиваюсь своего упорством и настойчивостью.
- В Н 57. Мне часто бывает скучно, когда вокруг все веселятся. В Н 58. Мое грустное настроение легко исправляется, если я смотрю в кино или по телевизору комедийное представление.
- В Н 59. Ради сохранения добрых отношений я могу отказаться от своих намерений.
- В Н 60. Я всегда придерживаюсь общепринятых правил поведения. В Н 61. Меня любят все мои друзья. В Н 62. У меня трагичная судьба. В Н 63. У меня много близких друзей. В Н 64. Я самый несчастный человек на свете.
- В Н 65. Мне проще надеяться на других, чем брать на себя ответственность, даже если речь идет о моих проблемах.
- В Н 66. Я стараюсь быть таким (такой), как все, не выделяться среди других. В Н 67. Я человек спокойный, уравновешенный.
- В Н 68. Я могу долго не реагировать на чьи-то шутки, но потом взорваться гневной реакцией.
- В Н 69. Я очень чувствителен (чувствительна) к изменениям погоды. В Н 70. Я не люблю присутствовать на шумных застольях.
- В Н 71. Я могу проявить безалаберность в делах, а потом понемногу приводить их в порядок.
- В Н 72. Я люблю ходить в гости.
- В Н 73. Мне все равно, что обо мне думают окружающие.
- В Н 74. Я волнуюсь только по поводу очень больших неприятностей.
- В Н 75. Я никогда не испытываю желания выругаться.
- В Н 76. Я никого никогда не обманывал (не обманывала).
- В Н 77. Мне никто не нужен, и я не нужен (не нужна) никому.
- В Н 78. Я человек застенчивый.
- В Н 79. Мне ужасно не везет в жизни.
- В Н 80. Я часто стараюсь следовать советам более авторитетной личности.
- В Н 81. Я бы очень переживал (а), если бы кого-то задел (а) или обидел (а).
- В Н 82. Меня ни чем не испугать.
- В Н 83. Я часто пользуюсь чужими советами при решении своих проблем.
- В Н 84. В своих неудачах я в первую очередь виню самого (саму) себя.
- В Н 85. Я совершенно не обращаю внимания на свой стиль одежды.
- В Н 86. Я не стараюсь планировать свое ближайшее будущее или работу.
- В Н 87. Когда меня зовут в гости, я чаще всего думаю: «Лучше бы мне остатьсядома».
- В Н 88. Я ничего не знаю о личных проблемах окружающих меня людей.
- В Н 89. Малейшая неудача резко снижает мое настроение.
- В Н 90. Я никогда не сержусь.
- В Н 91. Я отвечал (а) на все вопросы очень правдиво.1. Ключ.
- Ложь: «верно»: 16, 31, 45, 46, 60, 61, 75, 76, 90.
- Аггравация: «верно»: 2, 17, 32, 47, 62, 64, 77, 79.
- Экстраверсия: «верно»: 12, 27, 29, 42, 44, 72- «неверно»: 14, 57, 87.
- Спонтанность: «верно»: 4, 19, 21, 34, 49, 50- «неверно»: 6, 65, 80.
- Агрессивность: «верно»: 7, 22, 36, 37, 51, 53, 68- «неверно»: 66, 81.
- Ригидность: «верно»: 9, 24, 26, 39, 41, 56- «неверно»: 71, 83, 86.
- Интроверсия: «верно»: 3, 5, 33, 35, 48, 78-неверно": 18, 20, 63.
- Сензитивность: «верно»: 15, 28, 43, 59, 89-неверно": 11, 13, 30, 74.
- Тревожность: «верно»: 8, 23, 38, 52, 54, 69, 84- «неверно»: 67, 82.
- Лабильность: «верно»: 10, 25, 40, 55, 58-неверно": 70, 73, 85, 88.
- Методика «Диагностика межличностных отношений (ДМО)1. JI.H. Собчик
- Производит впечатление на окружающих
- Умеет распоряжаться, приказывать4. Умеет настоять на своем
- Обладает чувством достоинства6. Независимый
- Способен сам позаботиться о себе
- Может проявить безразличие9. Способен быть суровым10. Строг, но справедлив11. Может быть искренним12. Критичен к другим13. Любит поплакаться14.Часто печален
- Способен проявлять недоверие16. Часто разочаровывается
- Способен быть критичен к себе
- Способен признать свою неправоту 19. Охотно подчиняется20 .Покладистый21 .Благодарный
- Восхищающийся и склонный к подражанию 23. Уважительный24.Ищущий одобрения
- Способный к сотрудничеству, взаимопомощи
- Стремится ужиться с другими27. Доброжелательный28. Внимательный и ласковый29. Деликатный 30.Ободряющий31 .Отзывчив к призывам о помощи32. Бескорыстный
- Способен вызывать восхищения34. Легко смущается
- Неуверенный в себе 3 6. Уступчивый37. Скромный
- Часто прибегает к помощи других 39. Весьма почитает авторитеты 40. Охотно принимает советы
- Доверчив и стремится радовать других
- Всегда любезен в обхождении
- Дорожит мнением окружающих 44. Общительный и уживчивый45. Добросердечный
- Добрый, вселяющий уверенность47. Нежный и мягкосердечный48. Любит заботиться о других49. Щедрый50. Любит давать советы51. Производит впечатление значительности
- Начальственно-повелительный53.Властный54.Хвастливый55.Надменный и самодовольный56. Думает только о себе57. Хитрый58.Нетерпим к ошибкам других
- Расчетливый бО. Откровенный
- Часто недружелюбен 62, Озлоблен63. Жалобщик64.Ревнивый65.Долго помнит обиды66. Самобичующий67. Застенчивый68. Безынициативный69.Кроткий70.3ависимый, несамостоятельный 71. Любит подчиняться
- Предоставляет другим принимать решения73. Легко попадает впросак
- Легко под дается влиянию друзей75. Готов довериться любому
- Благорасположен ко всем без разбора77. Всем симпатизирует78. Прощает все
- Переполнен чрезмерным сочувствием
- Великодушен и терпим к недостаткам81. Стремится помочь каждому82. Стремится к успеху
- Ожидает восхищения от каждого 84. Распоряжается другими 8 5. Деспотичный
- Относится к окружающим с чувством превосходства 87. Тщеславный 8 8. Эгоистичный89.Холодный, черствый
- Язвительный, насмешливый 91. Злой, жестокий92. Часто гневлив
- Бесчувственный, равнодушный94. Злопамятный
- Проникнут духом противоречия96. Упрямый
- Недоверчивый и подозрительный98. Робкий99.Стыдливый100. Услужливый101. Мягкотелый102. Почти никому не возражает103. Навязчивый104. Любит, чтобы его опекали105. Чрезмерно доверчив
- Стремится снискать расположение каждого107. Со всеми соглашается
- Всегда со всеми дружелюбен109. Всех любит
- Слишком снисходителен к окружающим111. Старается утешить каждого112. Заботиться о других
- У (покорный-застенчивый): 17,18,19,20,49,50,51,52,81,82,83,84,113,114,115,116.
- У1(зависимый-послушный): 21,22,23,24,53,54,55,56,85,86,87,88,117,118,119,120.
- УП (сотрудничающий-конвенциальный):25,26,27,28,57,58,59,60,89,90,91,92,121,122,123,124.
- УШ (ответственный-великодушный):29,30,31,32,61,62,63,64,93,94,95,96,125,126,127,128.
- Методика «Когнитивная ориентация (локус контроля)» Дж. Роттер
- Утверждения на экстернальность соответствуют пунктам опросника: 2а, 36, 46, 56, 6а, 7а, 9а, 106, 116, 126, 136, 156, 16а, 17а, 18а, 20а, 21а, 226, 23а, 25а, 266, 286, 29а.
- Методика Шварца для изучения ценностей личности.1. Обзор ценностей1. ОБЗОР ЦЕННОСТЕЙ
- Ваша задача заключается в том, чтобы оценить степень важности каждой ценности как руководящего принципа Вашей жизни.
- Противоположной моим принципам Не важной Важной Очень важной Высшей значимости-1 0 1 2 3 4 5 6 7
- Равенство (равные возможности для всех)
- Внутренняя гармония (быть в мире с самим собой)
- Социальная сила (контроль над другими, доминантность)
- Удовольствие (удовлетворение желаний)
- Свобода (свобода мыслей и действий)
- Духовная жизнь (акцент на духовных, а не материальных вопросах)
- Чувство принадлежности (ощущение, что другие заботятся обо мне)
- Социальный порядок (стабильность общества)
- Жизнь полная впечатлений (стремление к новизне)
- Смысл жизни (цели в жизни)11 .Вежливость (предупредительность, хорошие манеры)
- Богатство (материальная собственность, деньги)
- Национальная безопасность (защищенность своей нации от врагов)
- Самоуважение (вера в собственную ценность)
- Уважение мнения других (учет интересов других людей, избегание конфронтации)
- Креативность (уникальность, богатое воображение)
- Мир во всем мире (свобода от войны и конфликтов)
- Уважение традиций (сохранение признанных традиций, обычаев) 19. Зрелая любовь (глубокая эмоциональная и духовная близость)
- Самодисциплина (самоограничение, устойчивость к соблазнам)
- Право на уединение (право на личное пространство)
- Безопасность семьи (безопасность для близких)
- Социальное признание (одобрение, уважение других)
- Единство с природой (слияние с природой)
- Изменчивая жизнь (жизнь, наполненная проблемами, новизной и изменениями)
- Мудрость (зрелое понимание мира)
- Авторитет (право быть лидером или командовать)
- Истинная дружба (близкие друзья)
- Мир красоты (красота природы и искусства)
- Социальная справедливость (исправление несправедливости, забота о слабых)
- Противоположной Не Важной Очень Высшеймоим принципам важной важной значимости-1 0 1 2 3 4 5 6 7
- Самостоятельный (надеющийся на себя, самодостаточный)
- Сдержанный (избегающий крайностей в чувствах и действиях)
- Верный (преданный друзьям, группе)
- Целеустремленный (трудолюбивый, вдохновенный)
- Открытый к чужим мнениям (терпимый к различным идеям и верованиям)
- Скромный (простой, не стремящийся привлечь к себе внимание)
- Смелый (ищущий приключений, риск)
- Защищающий окружающую среду (сохраняющий природу) 39. Влиятельный (имеющий влияние на людей и события)
- Уважающий родителей и старших (проявляющий уважение)
- Выбирающий собственные цели (отбирающий собственные намерения) 42. Здоровый (не больной физически или душевно)
- Способный (компетентный, способный эффективно действовать)
- Принимающий жизнь (подчиняющийся жизненным обстоятельствам) 45. Честный (откровенный, искренний)
- Сохраняющий свой имидж (защита собственного «лица») 47. Послушный (исполнительный, подчиняющийся правилам)
- Умный (логичный, мыслящий)
- Полезный (работающий на благо других)
- Наслаждающийся жизнью (наслаждение едой, сексом, развлечениями и т. д.)51 .Благочестивый (придерживающийся религиозной веры и убеждений) 52. Ответственный (надежный, заслуживающий доверия)
- Любознательный (интересующийся всем, пытливый)
- Склонный прощать (стремящийся прощать другого) 5 5. У спешный (достигающий цели)
- Чистоплотный (опрятный, аккуратный)
- Потворствующий своим желаниям (занимающийся тем, что доставляет удовольствие) Профиль личности
- Очень Похож В Немного Не Совсемпохож на некоторой похож похож нена меня степени на меня на похожменя похож на меня меня на меня
- Придумывать что-то новое и бытьизобретательным важно для него. Он любит поступать по-своему, на свой лад.
- Для него важно быть богатым. Он хочет, чтобы у него было много денег и дорогих вещей.
- Он считает, что важно, чтобы с каждым человеком в мире обращались одинаково. Он верит, что у всех должны быть равные возможности в жизни.
- Для него очень важно показать свои способности. Он хочет, чтобы люди восхищались тем, что он делает.
- Для него важно жить в безопасном окружении. Он избегает всего, что может угрожать его безопасности.
- Он считает, что важно делать много разных дел в жизни. Он всегда стремится к новизне.
- Он верит, что люди должны делать то, что им говорят. Он считает, что люди должны придерживаться правил всегда, даже когда никто не видит.
- Для него важно выслушать мнение людей, которые отличаются от него. Даже если он не согласен с ними, он все равно хочет их понять.
- Он считает, что важно не просить большего, чем имеешь. Он верит, что люди должны довольствоваться тем, что у них есть.
- Он всегда ищет повод для развлечения. Для него важно делать то, что доставляет ему удовольствие.
- Для него важно самому решать, что делать. Ему нравится быть свободным в планировании и выборе своей деятельности.
- Для него очень важно помогать окружающим. Он хочет заботиться об их благополучии.
- Для пего очень важно преуспеть в жизни. Ему нравится производит впечатление на других людей.
- Для него очень важна безопасность его страны. Он считает, что государство должно быть готово к защите от внешней и внутренней угрозы.
- Он любит рисковать. Он всегда ищет приключений.
- Для него важно всегда вести себя должным образом. Он хочет избегать действий, которые люди сочли бы неверным.
- Для него важно быть главным и указывать другим, что делать. Он хочет, чтобы люди делали то, что он говорит.
- Для него важно быть преданным своим друзьям. Он хочет посвятить себя своим близким.
- Он искренне верит, что люди должны заботиться о природе. Заботиться об окружающей среде важно для него.
- Быть религиозным важно для него. Он очень старается следовать своим религиозным убеждениям.
- Для него важно, чтобы вещи содержались в порядке и в чистоте. Ему действительно не нравится беспорядок.
- Он считает, что важно интересоваться многим. Ему нравится быть любознательным и пытаться понять разные вещи.
- Он считает, что все народы мира должны жить в гармонии. Содействовать установлению мира между всеми группами людей на земле важно для него.
- Он думает, что важно быть честолюбивым. Ему хочется показать насколько он способный.
- Он думает, что лучшего всего поступать в соответствии с установившимися традициями. Для него важно соблюдать обычаи, которые он усвоил.
- Для него важно получать удовольствие от жизни. Ему нравиться «баловать» себя.
- Для него важно быть чутким к нуждам других людей. Он старается поддерживать тех, кого знает.
- Он полагает, что всегда должен проявлять уважение к своим родителям и людям старшего возраста. Для него важно быть послушным.
- Он хочет, чтобы со всеми поступали справедливо, даже с людьми, которых он не знает. Для него важно защищать слабых.
- Он любит сюрпризы. Для него важно, чтобы его жизнь была полна ярких впечатлений.
- Он очень старается не заболеть. Сохранение здоровья очень важно для него.
- Продвижение вперед в жизни важно для него. Он стремится делать все лучше, чем другие.
- Для него важно прощать людей, которые обидели его. Он старается видеть хорошее в них и не держать обиду.
- Для него важно быть независимым. Ему нравится полагаться на себя.
- Иметь стабильное правительство важно для него. Он беспокоится о сохранение общественного порядка.
- Для него очень важно все время быть вежливым с другими людьми. Он старается никогда не раздражать и не беспокоить других.
- Он по-настоящему хочет наслаждаться жизнью Хорошо проводить время очень важно для него.
- Для него важно быть скромным. Онстарается не привлекать к себе внимание.
- Он всегда хочет быть тем, кто принимает решение. Ему нравится быть лидером.
- Для него важно приспосабливаться к природе, быть частью ее. Он верит, что люди не должны изменять природу.
- Ключ для обработки результатов
- Тип ценностей Номера пунктов опросника
- Обзор ценностей Профиль личности
- Конформность 11,20,40,47 7, 16,28,36
- Традиции 18,32, 36,44,51 9,20,25,38
- Доброта 33,45,49, 52,54 12, 18,27, 33
- Универсализм 1,17,24,26,29,30,35,38 3, 8, 19,23,29,40
- Самостоятельность 5, 16,31,41,53 1, 11,22,34
- Стимуляция 9,25,37 6, 15,30
- Гедонизм 4, 50, 57 10, 26,37
- Достижения 34, 39,43, 55 4, 13,24, 32
- Власть 3,12,27,46 2, 17,39
- Безопасность 8, 13, 15,22,56 5, 14,21,31,35
- ТЕСТ ОПИСАНИЯ ПОВДЕНИЯ К. ТОМАСА
- Инструкция: «Выберите наиболее подходящее для Вас утверждение или с каким из них вы согласны в большей степени, обведите кружком соответствующую ему букву — «а» или «б»: ТЕСТ.
- А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
- Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.
- А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
- Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.
- А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
- Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
- А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
- Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
- А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
- Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
- А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя. Б. Я стараюсь добиться своего.
- А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
- Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
- А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
- Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
- А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
- Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
- А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
- Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
- А. Первым делом я стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
- Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
- А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
- Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
- А. Я предлагаю среднюю позицию.
- Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
- А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его мнении. Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
- А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
- Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
- А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
- Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
- А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
- Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
- А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
- Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
- А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
- Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.
- А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
- Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
- А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
- А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
- Б. Я отстаиваю свои желания.
- А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
- Б. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
- А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
- Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу. 25: А. Я стараюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов. Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
- А. Я предлагаю среднюю позицию.
- Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
- А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
- Б. если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
- А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
- Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого. 29: А. Я предлагаю среднюю позицию.
- Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
- А. Я стараюсь не задеть чувства другого.
- Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.
- Ключ для обработки результатов.
- Методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе О. С. Михалюка и А. Ю. Шалыто.
- Инструкция: «Просим Вас принять участие в исследовании, целью которого является совершенствование психологического климата в Вашем коллективе».
- Для ответа на предлагаемые вопросы необходимо:
- Внимательно прочитать варианты ответа-
- Выбрать один из них, наиболее соответствующий Вашему мнению-
- Поставить знак «+» в пустой клетке против выбранного Вами ответа.
- Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений Вы больше всего согласны? ТЕСТ.
- Большинство членов нашего коллектива -хорошие, симпатичные люди В нашем коллективе есть всякие люди Большинство членов нашего коллектива — люди малоприятные
- Считаете ли вы, что было бы хорошо, если бы члены Вашего коллектива жили близко друг от друга?
- Нет, конеч, но Скорее нет, чем да Не знаю, не задумывался об этом Скорее да, чем нет Да, конечно
- Как Вам кажется, могли бы вы дать достаточно полную характеристику:
- Да Пожалуй, Не знаю, Пожалуй, нет Нетда не задумыва лея над этим
- Деловых качеств большинства членов коллектива
- Личных качеств большинства членов коллектива
- Обратите внимание на приведенную ниже шкалу. Цифра 1 характеризует коллектив, который Вам очень нравиться, а цифра 9-коллектив, который Вам очень не нравится. В какую клетку вы поместите Ваш коллектив?1 2 3 4 5 6 7 8 9
- Если бы у Вас возникла возможность провести отпуск вместе с членами
- Вашего коллектива, то как бы Вы к этому отнеслись?
- Это меня бы вполне устроило Не знаю, не задумывался над этим Это меня бы совершенно не устроило
- Могли бы Вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов Вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым вопросом:
- Нет, не мог бы Не могу сказать, не задумывался над этим Да, мог бы
- Как Вы думаете, если бы Вы вышли на пенсию или долго не работали по какой-либо причине, стремились бы Вы встречаться с членами Вашего коллектива?
- Да, конечно Скорее да, чем нет Затрудняюсь ответить Скорее нет, чем да Нет, конечно
- Ключ для обработки результатов.
- Каждый компонент тестируется тремя вопросами, ответ на каждой из них принимает только одну из трех возможных форм: +1- -1- 0.
- Положительная оценка (к этой категории относятся сочетания, в которых на все три вопроса или два даны положительные ответы).
- Отрицательная оценка (сюда относятся сочетания, в которых на все три вопроса или два даны отрицательные ответы).
- Средние оценки, попадающие в первый интервал, будут считаться отрицательными, во второй — противоречивыми- а третий — положительными.
- Следовательно, с учетом знака каждого компонента возможны следующие сочетания рассматриваемого отношения:1. полностью положительное- 2) положительное- 3) полностью отрицательное- 4) отрицательное- 5) противоречивое, неопределенное.
- На опросном листе вопросы 1,4 и 7 относятся к эмоциональному компоненту- 2,5,8 —к поведенческому компоненту- когнитивный компонент определяется вопросами 3 и 6, причем вопрос 3 содержит два вопроса.