Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие художественно-творческих способностей учащихся: На материале детских художественных школ и школ искусств Республики Адыгея

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработанная модель развития художественно-творческих способностей учащихся и программа были апробированы на базе Адыгейской республиканской детской школы искусств на отделении изобразительного искусства. Результаты апробации свидетельствуют о том, что разработанная нами модель развития художественно-творческих способностей учащихся, включающая в себя единое образовательное пространство… Читать ещё >

Содержание

  • I. Глава. Теоретические основы развития творческих способностей
    • I. 1. Психолого-педагогические основы развития способностей учащихся
    • I. 2. Сущность понятия «творчество», характеристика креативности и аспекты её исследования
    • I. 3. «Художественное творчество» и «художественно-творческие способности». Аспекты развития художественно-творческих способностей
    • I. 4. Профессионально- личностные качества педагога
  • Выводы
  • I. Глава. Развитие художественно-творческих способностей учащихся детских художественных школ и школ искусств
    • II. 1. Разработка модели развития художественно-творческих способностей учащихся ДХШ и ШИ и авторской программы с национально-региональным компонентом
  • II. 2.0пытно-экспериментальная работа и анализ её результатов. -140 II. 3. Рекомендации по организации педагогических условий развития художественно-творческих способностей учащихся ДХШ и ШИ
  • Выводы

Развитие художественно-творческих способностей учащихся: На материале детских художественных школ и школ искусств Республики Адыгея (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования. Темп научно-технического прогресса, дальнейшее развитие производственных отношений зависят от того, насколько успешно реализуются потенциальные возможности каждого члена общества. Современное общество даёт социальный заказ на творчески активную личность, способную решать задачи в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать полученные знания в разнообразных жизненных ситуациях, творчески преобразовывая окружающую действительность. Всегда актуальной является проблема поиска человеком смысла жизни, определение своих жизненных приоритетов и ценностей. Необходимым условием формирования современного разносторонне развитого человека является наличие в нём высоких нравственных качеств, развитого эстетического вкуса, творческой свободы. Поэтому насущной задачей науки становится анализ отечественного и зарубежного опыта теоретических знаний относительно природы, функций и механизмов творчества, определение понятия задатков, творческих способностей, их раннего диагностирования и прогнозирования.

Проблемами задатков и способностей, и в частности художественно-творческих способностей, занимались отечественные учёные: Б. Г. Ананьев [5], А. В. Брушлинский [22], Д. Б. Богоявленская [19], JI. С. Выготский [38], В. Н. Дружинин [53], Н. С. Лейтес [77], И. Я. Лернер [83], А. А. Мелик — Пашаев [99], В. С. Мерлин [104], Я. А. Пономарёв [126], С. Д. Смирнов [145], Б. М. Теплов [151], М. А. Холодная [165], Б. Д. Шадриков [168], Д. Б. Эльконин [174] и др. Эти вопросы рассматривали и зарубежные учёные: Дж. Гилфорд [192], Д. Майерс [196], А. Маслоу [96], К. Роджерс [137], Э. Фромм [160].

Для социокультуры современности в России характерны две тенденции: незнание собственных культурных корней, подверженность поведенческим стандартам массовой обезличенной культурой или полное замыкание в рамках собственных традиций, отсутствие толерантности и межкультурного общения, ведущих к ментальной несовместимости. Эти явления опасны для многонациональной России в целом и полиэтнической Адыгеи, в частности. Своеобразным миротворцем может служить народное декоративно-прикладное искусство, т.к. законы творчества одинаковы для всех народов, его язык интернационален. Проникая в тайну орнамента, мы познаём нравственные, этические нормы народа, род его занятий, верований, представления о мире и месте человека в этом мире. Мощь и богатство декоративного искусства основаны на силе и многогранности духовной жизни народа и, в конечном счете, на силе и богатстве как народного, так и профессионального творчества. Народ определяет яркую самобытность декоративного искусства, используемого в повседневной жизни и быту, так же как и все стороны народной культуры в целом. Черты национального характера, обусловленные окружающей природой, укладом жизни, историей, эмоциональный, психологический склад народа всегда предопределяют духовное содержание и самобытный характер созданных руками предметов. Их духовная наполненность и сила выразительности постоянно вызывают интерес. Народное искусство как феномен современности функционирует и развивается в контексте всей культуры. В свете сказанного особый интерес представляют исследования, посвященные таким проблемам, как:

— этнографические особенности Северного Кавказа и в том числе Адыгеи (Л. А. Асланова [9], Л. Я. Люлье [93], Г. Г. Маркграф [95], В. А. Салеев [143], Е. М. Шиллинг [169], X. X. Яхтанигов [177] и др.);

— народное декоративно-прикладное искусство и его место в современной культуре (М-К. 3. Азаматова [1], А. В. Бакушинский [10], И. Я. Богуславская [20], Ю. К. Беджанов [12], А. Г. Кушу [71], Н. Г. Ловпаче [88], Ю. В. Максимов [94], М. А. Некрасова [109], Е. Н. Студенецкая [148], Т. Я. Шпикалова [172] и др.);

— национальная система образования, народная педагогика (К. И. Бузаров [24], Г. Н. Волков [35], A.M. Ланин [75], М. А. Меретуков [102], И. А. Шоров [170]).

Наш анализ педагогических трудов, посвященных проблеме развития художественно-творческих способностей, показывает, что эта проблема остаётся актуальной. Остаётся не исследованным ряд вопросов, связанных с системным построением процесса эффективного развития способностей, и художественно-творческих способностей в частности, учащихся детских художественных школ и детских школ искусств. Не используются методики по определению художественно-творческих задатков детей, не уточнены теоретико-методологические основы развития этих специальных способностей. Не разработана модель развития художественно-творческих способностей учащихся, содержащая все компоненты в комплексе и взаимной интеграции. Не учтён фактор народного адыгского декоративно-прикладного искусства и искусства родного края в развитии художественно-творческих способностей учащихся в контексте национально-регионального компонента и актуальности решения этих проблем, поставленных в основополагающих документах современности:

— «Национальной доктрины образования в Российской Федерации от 4 октября 2000 г."[108];

— «Концепции художественного образования в Российской Федерации».

66];

— «Республиканской программе развития образования на 2000;2004 годы» [135].

Недостаточно разработана содержательная сторона образовательного процесса ДХШ и ШИ из-за отсутствия интегрированных программ по всем видам изобразительной деятельности.

Налицо противоречие между необходимостью развития художественно-творческих способностей учащихся в контексте национально-регионального компонента и недостаточной разработанностью этого вопроса.

Выводы.

В данной главе проведён анализ содержания образовательного процесса ДХШ и ШИ РА, обоснованы аспекты его обновления.

В исследовании разработана модель развития художественно-творческих способностей учащихся, концепция авторской программы по изобразительному и декоративно-прикладному искусству как составной части педагогических условий развития художественно-творческих способностей учащихся ДХШ и ШИ РА.

Рассмотрен аспект народного декоративноприкладного искусства и искусства родного края как одного из условий развития эстетического вкуса, воспитания и повышения творческого потенциала учащихся. Программа знакомит с творчеством художников-прикладников Адыгеи, Кавказа, юга России, со стилистическими особенности и творчеством народных мастеров, что даёт мощный импульс самостоятельной творческой деятельности. Самостоятельность в творческом процессе закрепляется в ходе практикума по избранному виду декоративно-прикладной деятельности.

В данном исследовании даны рекомендации по организации учебного процесса и выбору методов, способствующих развитию художественно-творческих способностей учащихся, изложены рекомендации методики оценки работ учащихся.

Разработанная модель развития художественно-творческих способностей учащихся и программа были апробированы на базе Адыгейской республиканской детской школы искусств на отделении изобразительного искусства. Результаты апробации свидетельствуют о том, что разработанная нами модель развития художественно-творческих способностей учащихся, включающая в себя единое образовательное пространство, педагогические условия развития этих способностей, расширяют кругозор учащихся об искусстве родного края, даёт необходимые знания, умения и навыки для дальнейшего развития художественнотворческих способностей и сохранения устойчивого интереса к избранной художественно-творческой деятельности.

Заключение

.

Анализ и обобщение отечественной и зарубежной литературы по теме диссертационного исследования показали недостаточную разработанность проблемы комплексной организации педагогических условий развития художественно-творческих способностей учащихся ДХШ и ШИ РА. Представленные в настоящем исследовании материалы дают основания рассматривать развитие художественно-творческих способностей учащихся как целенаправленный, организуемый и контролируемый педагогический процесс в определённой деятельности. Проблема развития этих способностей многогранна и может рассматриваться в комплексе, включая в себя общепедагогические, специальные, методологические, психологические аспекты. Автором исследования предпринята попытка разобраться в многообразии различных аспектов и подходов, на которых базируются основные концепции и теории развития художественно-творческих способностей, определить факторы, способствующие обеспечению цели исследования, методы и приёмы развития способностей, уровни и критерии развития этих способностей учащихся.

Проведённый нами анализ специальной литературы позволил представить в виде модели развитие художественно-творческих способностей учащихся детских художественных школ и школ искусств, в которую входят единое образовательное пространство и целесообразные педагогические условия развития художественно-творческих способностей учащихся ДХШ и ШИ. Выявлено, что целенаправленное развитие художественно-творческих способностей возможно в специально организованных педагогических условиях, частью которых являются: психолого-педагогические основы развития художественно-творческих способностей;

— диагностика и контроль развития художественно-творческих способностей учащихсяинтегрированные программа с национально-региональным компонентом;

— методические особенности работы с детьми, обладающими художественно-творческими способностями;

— профессионально-личностные качества педагога, способного реализовать цели и задачи данной модели по развитию художественно-творческих способностей учащихся.

В рамках объекта и предмета исследования были использованы методы определения художественно-творческих задатков учащихся, уточнены теоретические основы педагогических условий развития художественно-творческих способностей учащихся.

Более подробно изучено общее состояние современного народного искусства и этнокультуры как особого типа художественного творчества. Рассмотрен и исследован вопрос о месте декоративно-прикладного искусства и искусства родного края в контексте введения в процесс обучения национально-регионального компонента в свете современных требований.

Данное исследование явилось результатом педагогической работы в общеобразовательной, затем в Республиканской детской художественной школе, Адыгейском республиканском колледже искусств и на отделении изобразительного искусства в Институте искусств при Адыгейском государственном университете. Кураторская работа различных ДХШ и ШИ Республики Адыгеи позволило автору иметь достаточно полное представление о состоянии преподавания изобразительного искусства и декоративно-прикладного искусства, а также развития художественно-творческих способностей учащихся, проследить дальнейшее их профессиональное и творческое становление.

Результаты опытно-экспериментальной работы по оценке эффективности разработанной модели и апробации авторской программы с национально-региональным компонентом, как содержательной стороны этой модели, свидетельствует о том, что развитие художественно-творческих способностей в едином образовательном пространстве (гимназия, детская художественная школа, колледж искусств) позитивно сказывается на результатах. Программа изобразительного и декоративно-прикладного искусства для нетиповых детских школ искусств и детских художественных школ РА целенаправленно и поэтапно с учётом особенностей сензитивных периодов развивает художественно-творческие способности учащихся в контексте национально-регионального компонента. Эта программа на семилетний срок обучения, состоящая из 9 интегрированных программа апробирована в ходе эксперимента. Развитие художественно-творческих способностей в деятельности предлагается на основе практикума по основным ремёслам Республики Адыгея.

В рамках исследования рассмотрен вопрос о профессионально-личностных качествах и креативности самого педагога, способного творчески осмысливать данную программу, найти свои методы и приёмы, опирающиеся на предложенные данным исследованием основополагающие принципы развития художественно-творческих способностей учащихся.

С целью ознакомления с психолого-педагогическими основами развития художественнотворческих способностей учащихся, особенностями авторской программы на базе Республиканского колледжа искусств были проведены курсы повышения квалификации для учителей ДХШ и ШИ РА.

Продолжением проведённого исследования могут быть работы: -по взаимному влиянию и обогащению культур в условиях полиэтнического общества;

— по совершенствованию содержательного компонента обучения, разработке программ по истории искусств, другим видам народного декоративно-прикладного искусства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Азаматова М.-К.З. Адыгейский народный орнамент / М.-К.З Азаматова.-Майкоп, 1960.-142 с.
  2. Азаматова М.-К.З. Этнографические этюды / М.-К.З Азаматова. Майкоп, 1997.-138 с.
  3. Г. Ю. Проверь свои способности / Г. Ю. Айзенк.- Пер. с анг. — М.: Мир, 1972. 176 с.
  4. .Г. Избранные психологические труды // Б. Г. Ананьев. Соч.: В 2 т./ Избранные психологические труды М., 1980. — Т. 2. — 232 с.
  5. .Г. Психология и проблемы человекознания / Б. Г. Ананьев. -М.: Изд-во «Ин-тут прак. псих.», 1996. 384 с.
  6. А. Психологическое тестирование /А. Анастази. — М.: Педагогика, 1982.- 318 с.
  7. Н. В. Древнее золото Кубани /Н. В. Анфимов. Краснодар, 1987.-230 с.
  8. Р.И. Искусство и визуальное восприятие /Р.И. Арнхейм. — М.: Наука, 1974.-С.144−145.
  9. JI. А. К вопросу о формировании адыгейского орнамента // JI. А. Асланова. Вопросы искусства народов Карачаево-Черкессии: Сб. науч. тр.-Черкесск, 1991.-С.111−117.
  10. Ю.Бакушинский А. В. Исследования и статьи: Избранные искусствоведческие труды / А. В. Бакушинский. М.: Советский художник, 1991.-348 с. 11 .Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание /А.В. Бакушинский. М., 1979. -230 с.
  11. Ю. К. Народное декоративно- прикладное искусство: Учебное пособие / Ю. К. Беджанов. Карачаевск: Изд-во Карачаево-Черкесского пединститута, 1993. -100 с.
  12. . М. Национальные традиции народов Адыгеи: генезис, сущность и проблемы воспитания / Б. М. Берсиров Материалы первой республиканской научно практической конференции. — Майкоп, 1990. -127с.
  13. Ф. Мозг, разум и поведение /Ф. Блум, А. Лейзерсон, Л. Хофстедтер. — М.: Мир, 1988.-246 с.
  14. Н. С. Лепка на занятиях в школьном кружке /Н. С. Боголюбов. -М.: Просвещение, 1979.-144 с.
  15. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества /Д. Б. Богоявленская. Ростов н/Дону, 1983.-174 с.
  16. Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества. //Д. Б. Богоявленская. Вопросы психологии, 1999, № 2. С. 35 — 42.
  17. Д.Б. Психология творческих способностей /Д. Б. Богоявленская М.: Академия, 2002. — 337 с.
  18. И. Я. Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов /И. Я. Богуславская Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Л.: Художник РСФСР, 1981. — С.16−43.
  19. Е.В. Педагогика: Учеб. пособие / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. Москва — Ростов н/Дону, 1999. — 559 с.
  20. А. В. Мышление и прогнозирование./А. В. Брушлинский.-М., 1970.- 99 с.
  21. Большая советская энциклопедия. Т. 12-М., 1973.-593 с.
  22. К. И. Комплексное решение образовательно-воспитательных задач в национальной школе./К. И. Бузаров.- Майкоп, 1987. -190 с.
  23. Н.Ф. Восприятие искусства./Н. Ф. Бучило. М., 1990.-149 с.
  24. Е. Г. Педагогические условия обучения учащихся народному декоративно-прикладному искусству: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук./Е. Г. Вакуленко. Краснодар: КГУД998. -19 с.
  25. А. От действия к мысли. /А. Валлон. Пер. с фран. Е. К. Андреевой, Ю. В. Жуковой. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1956. — 238 с.
  26. А. Психическое развитие ребёнка./А. Валлон. М.: Просвещение, 1967.-231 с.
  27. Введение в общую психологию. /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Черо, 1996.-332 с.
  28. JI.A. Педагогика способностей./JI. А. Венгер. М., 1973.-249 с.
  29. Н.Ф. Креативная психопедагогика./ Н. Ф. Вишнякова Основы творческого обучения. Минск, 1995.-311 с.
  30. Возрождение черкесов. Вып. 1, М., 1998.-С.27
  31. Н.Ю. Предистория интеллекта (к проблеме антропогенеза)./Н. Ю. Войтонис. М.: Изд-во АН СССР, 1960. — 269 с.
  32. А. Опыт начериания общей теории изящных искусств./А. Войцехович.-М., 1823.- 77 с.
  33. A.M. Деятельность: структура и регуляция./А. М. Волков, Ю. В. Микадзе- М.: МГУ, 1987. 220 с.
  34. Воспитание к свободе. Педагогика Р. Штайнера. — М., 1983.-368 с.
  35. JI. С. Психология искусства. / Под ред. М. Г. Ярошевского. -М.: Педагогика, 1987.-416с.
  36. JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте./Л. С. Выготский. М., 1991. — С.346.
  37. А. М. Героический эпос. «Нарты» адыгских (черкесских) народов./А. М. Гадагатль.- Майкоп, 1987. —404 с.
  38. Н. Эстетика./Н. Гартман.-М., 1958.-392 с.
  39. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию./С. И. Гессен. М.: Школа — Пресс, 1995.-448 с.
  40. Ю.З. Внимание: одарённые дети./Ю. 3. Гильбух. М.: Знание, 1991. — 139 с.
  41. Ф.Н. Психология./Ф. Н Гоноболин. Под ред. проф. Н. В. Добрынина. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1973. — 240 с.
  42. P.M., Творчество и преодоление стереотипов./Р. М. Грановская, Ю. С. Крижанская- СПБ., 1994.-409 с.
  43. О. С. Педагогика индивидуальности./ О. С. Гребенюк.//Курс лекций.-Калининград, 1995.-341с.
  44. Гучев 3. JI. Искусство адыгской циновки./3. JI. Гучев. Майкоп: Адыг. отделение Краснодарского кн. из-ва, 1990. -127 с.
  45. В.В. Теория развивающего обучения./В. В.Давыдов. М.: Интор, 1996. -419 с.
  46. И. А. Гобелен за десять вечеров./И. А. Дворкина.- М.: Культура и традиции, 1997.-183 с.
  47. У. Многообразие религиозного опыта./У. Джеймс. М.: Наука, 1993. — 304 с.
  48. Дильтей Вильгельм. Описательная психология./Вильгельм Дильтей. -М.: Современ. гум. ун-тет МБА Сервис, 2001. -138 с.
  49. Ю.Б. Психология внимания /Ю. Б. Дормашёв, В. Я. Романов. -М.: Тривола, 1995. 352 с.
  50. Л.Я. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве /Л. Я. Дорфман, Г. В. Ковалёва // Вопросы психологии, 1999, № 2. С. 101 — 106.
  51. В.Н. Психология общих способностей /В. Н. Дружинин. М.: Лантерна вита, 1995. -301 с.
  52. В.Н. Психология общих способностей /В. Н. Дружинин.-2-е изд. СПб.: изд-во «Питер», 1999. — 368 с.
  53. Загадка одарённости: Проблемы практической диагностики //Вопросы психологии.-М.: Педагогика, 1973.-216 с.
  54. Ермолаева — Томина Л. Б. Исследование факторов детерминирующих индивидуальные различия в проявлении творческой активности / Л. Б. Ермолаева Томина // Сб. Психология творчества. — М.: Наука, 1990.-С.167−173.
  55. К. Э. Психология эмоций /К. Э. Изард. Пер. с анг. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. —464с.
  56. Исследование развития познавательной деятельности /Под ред. Д. Ж. Брунера. Перевод с анг. — М.: Педагогика, 1971. 391 с.
  57. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении.-М.: Наука, 1987,189 с.
  58. Н. И. Народные художественные промыслы /Н. И. Каплан, Т. Б. Митлянская. М.: Высшая школа, 1980.-176 с.
  59. Каталог. Современное искусство Северного Кавказа. Живопись. Графика. Скульптура. М.: Пресса, 1995.-21 с.
  60. В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности /В. И. Кириенко. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. 402 с.
  61. Ю.А. Психология девиантного поведения /Ю. А. Клейберг. М.: ТЦ Сфера-Юрайт, 2001. — 160 с.
  62. Концепция художественного образования в Российской Федерации//Искусство в школе, № 2, 2002.-С. 84−86, 96
  63. В.М. Воспитывающее обучение /В. М. Коротов. М.: Просвещение, 1980.- 191с.
  64. Краткое руководство для учителей по работе с одарёнными учащимися: Кто они такие, как их опознать, как им помочь расти и развиваться /Подредакцией JI. В. Пановой и В. И. Пановой.- М.: Молодая Гвардия, 1997.-137 с.
  65. В. С. Психология /В. С. Кузин. М.: Высшая школа, 1982.-279 с.
  66. Н. С. Методы исследования педагогической деятельности/Н. С. Кузьмина. -М.: Просвещение, 1970.-168 с.
  67. А. Г. Традиции народного искусства адыгов и их современное состояние /А. Г. Кушу // Культура и быт адыгов. 7- вып.- Майкоп, 1991. С.289−299.
  68. А. Г. Художественные средства декоративного оформления циновок/ А. Г. Кушу // Культура и быт адыгов. 3-вып.- Майкоп, 1980. С. 139−162.
  69. Д. Н. Четырнадцать гениев, которые ломали правила / Д. Н. Ландром.-Ростов н/Дону.:Феникс, 199.-640 с.
  70. А. М. Подготовка и переподготовка учителей изобразительного искусства в условиях возрождения этнохудожественной культуры адыгов: Автореф. дис. на соиск. учён. ст. канд. пед. наук /А. М. Ланин. -Майкоп, 1990.-29 с.
  71. А. М. Новая программа по изобразительному искусству и воспитание Человека Культуры /А. М. Ланин //Современные подходы к воспитанию и развитию личности в новых социокультурных условиях. Майкоп, 1994.- С.73−76.
  72. А. М. Программа по изобразительному искусству и художественным ремёслам для начальных классов общеобразовательных школ Республики Адыгея./А. М. Ланин Майкоп, 1993. — 53 с.
  73. Н.С. Воспоминания, размышления, беседы./Н. С. Лейтес //Психологический журнал, № 1,1992. С. 147−165.
  74. Н.С. Бывают выдающиеся дети./Н.С. Лейтес //Семья и школа, № 3,1990.-С.33−39.
  75. Н.С. О признаках детской одарённости./ Н. С. Лейтес // Вопросы психологии, № 4, 2003. С. 13 — 19.
  76. Н.С. Умственные способности и возраст./ Н. С. Лейтес. М.: Педагогика, 1976. — 279 с.
  77. А. Н. Самореализация и сущностные силы человека / Д. А. Леонтьев.// Под ред. В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997. — С.110.
  78. А. Н. О формировании способностей.//Вопросы психологии, № 1, 1960.-С.7−17.
  79. И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей./ И. Я. Лернер //Вопросы философии. -№ 7,1971.С.7−17.
  80. .Т. Воспитательные аспекты обучения./Б. Т. Лихачёв -М., 1982. 354 с.
  81. Н. Г. Декоративные средства средневековой адыгской керамики./ Н. Г. Ловпаче //Сборник статей по этнографии Адыгеи. -Майкоп, 1975.-С.303−328.
  82. Н. Г. Зарождение и развитие тамговой системы адыгов. / Н. Г. Ловпаче //культура и быт адыгов. Вып.7.- Майкоп, 1989.- С. 128−153.
  83. Н. Г. Художественная керамика средневековой Адыгеи/ Н. Г. Ловпаче.- Майкоп, 1995 .-232 с.
  84. Н. Г. Этический и эстетический идеал адыга в прошлом/Н. Г. Ловпаче //национальные традиции народов Адыгеи: генезис, сущность и проблемы воспитания. Майкоп, 1994. — с.83−94.
  85. Н. Г.Изображение зверей в торевтике адыгов./ Н. Г. Ловпаче //Культура и быт адыгов. Майкоп, 1980.-е. 163.
  86. Лук А. Н. Мышление и творчество./ А. Н. Лук. М.: Изд — во полит, лит-рыД 976.-181с.
  87. Лук А. Н. Психология творчества./ А. Н. Лук М., 1978.-213с.
  88. Лук А. Н. Эмоции и личность./ А. Н. Лук М.: Знание, 1982. -175с.
  89. Л. Я. Черкессия. Историко-этнографические статьи./Л. Я. Люлье-Майкоп.: Северо- Кавказский филиал традиционной культуры МЦТК Возрождение, 1980.- 47 с.
  90. Ю. В. У истоков мастерства: нар. искусство в худож. воспитании детей./Ю. В. Максимов.-Из опыта работы.-М.: Просвещение. 1983.-159 с.
  91. Г. Г. Очерк кустарных промыслов Северного Кавказа /Г. Г. Маркграф.- М., 1982.-128 с.
  92. А. Самоактуализация. /А. Маслоу //Психологтя эмоций.-М.: из-во Моск. ун-та, 1982.-329 с.
  93. A.M. Концепция творческой одарённости./А. М. Матюшкин // Вопросы психологии, № 6,!989. -С.29 33.
  94. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении./А. М. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
  95. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческих способностей./А. А. Мелик-Пашаев. М., 1981.-304 с.
  96. Мелик-Пашаев А. А. Об источнике способности человека к художественному творчеству./А. А. Мелик-Пашаев // Вопросы психологии, № 1,1998. С.76−83.
  97. Г., Мелхорн Х. Г. Гениями не рождаются. Общество и способности человека. Кн. для учителя./Г. Мелхорн, X. Г. Мелхорн. Пер. с нем. М.: Просвещение, 1989. — 160 с.
  98. М. А. Кустарные промыслы и ремёсла у адыгов. /М. А. Меретуков //Культура и быт адыгов: Вып.4.- Майкоп, 1981.- С.3−96.
  99. ЮЗ.Меретукова 3. К. Педагогическая культура и педагогический идеал: Учеб. пособие для студентов и аспирантов /3. К. Меретукова.-Майкоп, 1999.-157 с.
  100. В. С. Проблемы интегрального исследования индивидуальности человекаУВ. С. Мерлин //Психологический журнал.-1980. -С.58−71.
  101. В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одарённости./ В. А. Моляко // Вопросы психологии, № 5,1994. -С.86−95.
  102. Юб.Мудрик А. В. Индивидуальная помощь в социальном воспитании./А. В. Мудрик // Новые ценности образования. Вып. З.-М., 1995.- С.54−57.
  103. Нарты. Адыгский героический эпос. — М.: Наука, 1974.-415 с.
  104. Национальная доктрина образования в Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751.-//Учительская газета, 2000.- С. 6−7.
  105. М. А. Народное искусство как часть культуры./ М. А. Некрасова М.: Изобразительное искусство, 1983.-С.212.
  106. ПО.Неменский Б. М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя./Б. М. Неменский.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1987.-С.177.
  107. Р. С. Психология /Р. С. Немов.-Кн. 1.-М.: ВЛАДОС, 1997.-688 с.
  108. М. С. Адыгская художественная культура. Учебник. 2 год обучения./М. С. Непсо. -Майкоп, 1997.-160 с.
  109. ПЗ.Непсо М. С. Адыгская художественная культура. Учебник. 3 год обучения./М. С. Непсо. -Майкоп: РИПО Адыгея, 2000.-261 с.
  110. В. Н. Ценности как основа целей воспитания./ В. Н. Никандров // Педагогика, № 3.1998.-С.3-Ю.
  111. Ф. Г. Элементы народного творчества в эстетическом воспитании младших школьников /из опыта работы школ Адыгейской автономной области /: Автореф. дисс. на соиск. учён. ст. канд. пед наук./Ф. Г. Никитина.- Тбилиси, 1974. -21 с.
  112. Л.Ф. Возрастная психология./Л. Ф. Обухова. М.: Пед. об-во России, 2001.-442 с.
  113. Одарённые дети./ Под ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. М.: Изд. центр «Академия», 1991.- 376 с. 1210 Рейли С. Плетение./С. О Рейли.- С-П., 1998.-С.31.
  114. А.В. К психологии активности личности./А. В. Петровский // Вопросы психологии, № 3, 1975. С. 26 — 38.
  115. Петровский А. В История психологии./А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. М.: Рос. гос. гум. ун-тет, 1994. — 448 с.
  116. . Психология интеллекта /Ж. Пиаже //Избранные труды.-М.: Просвещение, 1969.-659 с.
  117. К.К. О системе психики.- М.: Мысль, 1972. 241с.
  118. Я. А. Психика и интуиция./Я. А. Пономарёв.-М.: Политиздат, 1967. 256 с.
  119. Я.А. Психология творчества./Я. А. Пономарёв. М., 1976.-293 с.
  120. Программа (проект) для отделений общего эстетического образования (воспитания) ДШИ. Изобразительное искусство. М.: Центральный научно-методический кабинет по учебным заведениям культуры и искусства, 1986.- 43 с.
  121. Проект «Развитие национальных школ». М.: МО РФ, 1994. —5 с.
  122. Проекты программ для подготовительных групп ДХШ. Изобразительное искусство. Станковая композиция. Декоративно-прикладная композиция. Рисунок. Лепка.- М.: Центральный научно-методический кабинет по учебным заведениям культуры и искусства, 1987. -32 с.
  123. Психология одарённости детей и подростков./ Под ред. Н. С. Лейтеса. -М.: Изд. центр «Академия», 1996.-399 с.
  124. Психология. Словарь.2-е изд. М.: Политиздат, 1990. — С.393.
  125. С. X. Искусство и эмоции./С. X. Раппопорт.- Изд.2-е, дополн. Музыка, 1972 -166 с.
  126. Республиканская программа развития образования на 2000−2004 годы.//Светская Адыгея, № 195,2000.-С.З-7.
  127. Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании./Е. И. Рогов.- ВЛАДОС, 1996.-529 с.
  128. К. Эмпатия./К. Роджерс //Психология личности.-М.: из-во Моск. ун-та, 1982.-399 с.
  129. И.В. Психология художественного творчества./И. В. Рожденственская.- СПб., 1995.-403с.
  130. Е.С. Графические методы психологической диагностики./Е. С. Романова, О. Ф. Потёмкина.—М.: Изд. Дидакт, 1991.-219с.
  131. Н. Н., Развитие творческих способностей на занятиях рисованием./Н. Н. Ростовцев, А. Е. Терентьев.- М.: Просвещение, 1987.176 с.
  132. B.C., Поисковая активность и адаптация./В. С. Ротенберг, В.
  133. B.Аршавский-М.: Наука, 1984.-362 с.
  134. С. Л. Принцип творческой самодеятельности./С. Л. Рубинштейн // Вопросы философии.-№ 11, 1996.-С.57.
  135. Ю. Н. Психолого-педагогическая антропология./Ю. Н. Салов, Ю.
  136. C. Тюнников.-М.: Владос-Пресс.-2003.-256 с.
  137. В. Г. Изучение искусства родного края как проблема и как средство эстетического воспитания учащихся средней общеобразовательной школы: Дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук./В. Г. Смирнов.- М., 1976.- 264 с.
  138. С. Д. Психология образования: проблема активности психического отражения./В. Г. Смирнов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. -231с.
  139. О.В. Современные представления об интуиции./0. В, Степаносова // Вопросы психологии, № 4,2003. — С. 133−144.
  140. Е. Н. Одежда народов Северного Кавказа. 18−20вв./Е. Н. Студенецкая.-М.: Наука, 1989.-С.288.
  141. В. А. Сердце отдаю детям./В. А. Сухомлинский.-Киев: Радьянская школа, 1973.-244 с.
  142. А. А. Нартский эпос неиссякаемый источник духовной жизни адыгов/А. А. Схаляхо//Нартский эпос и кавказское языкознание /Материалы 6 Международного коллоквиума Европейского общества кавказологов/. Майкоп, 1994. — С.39−47.
  143. .М. Способности и одарённость./Б. М. Теплов. Избран. произв.т.2 М., 1985.- 446 с.
  144. .М. Проблемы индивидуальных различий./Б. М. Теплов. Избран, произв. т.1.- М., 1983.-504 с.
  145. К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии./К. А. Торшина // Вопросы психологии,№ 4,1998. -С.123−133.
  146. Г. Павлов и Фрейд. /Г. Уэльс. — М.: Изд-во иностр. лит-ры., 1969. -608 с.
  147. Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности. — М.: АН СССР, 1963. 770 с.
  148. В. Человек в поисках смысла./В. Франки. М.: Прогресс, 1990. -293 с.
  149. Фрейд 3. Психоанализ и культура. Леонардо да Винчи./З. Фрейд. СПб, Алетейя, 2000. — 296 с.
  150. Фрейд 3. Психология бессознательного./З. Фрейд М., Просвещение, 1990.-448 с.
  151. Л.М. Психология воспитания./Л. М. Фридман. — М.:ТЦ Сфера, 2000. 208 с.
  152. Э. Иметь или быть?/Э Фромм.-М.: Прогресс, 1987.-336 с.
  153. Хан-Гирей. Записки о Черкессии./Хан-Гирей. Нальчик, 1987.-333 с.
  154. А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе./А. С. Хворостов.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1988.-176 с.
  155. Л. Теория личности./Л. Хьелл, Д. Зиглер.-Санкт-Петербург: Питер, 1997.-607 с.
  156. X. Мотивация и деятельность./Х. Хекхаузен Т.2- М.: Педагогика, 1986.-603 с.
  157. М. А. Интеллектуальная одарённость как проявление особенностей организации индивидуального ментального опыта./М. А. Холодная//основные современные концепции творчества и одарённости.-М.: Мол. Гвар., 1997.-С. 295−314.
  158. М. А. Психология интеллекта, парадоксы исследования./М. А. Холодная.-Томск.: Из-во томского университета., М.: Из-во Барс, 1997.392 с.
  159. В.Э. Воспитание способностей и формирование личности./В. Э. Чудновский. -М., 1986.-262 с.
  160. В.Д. Деятельность и способности./В. Д, Шадриков М.: Логос, 1994.-320 с.
  161. Е. М. Адыгейские национальные узоры./Е. М. Шиллинг //Искусство, № 3,1940.-159 с.
  162. И. А. Реализация адыгской народной педагогики в современном воспитании./И. А. Шоров //Национальные традиции народов Адыгеи: генезис, сущность и проблемы воспитания / Материалы первой научно-практической конференции/.- Майкоп, 1994.- С.23−25.
  163. Е. В. Основы композиции: Учебное пособие для студентов пед. ин ТОВ./Е. В. Шорохов.-М.: Просвещение, 1979, — С. 5.
  164. Т. Я. Национальное и общечеловеческое / Т. Я. Шпикалова //Народное творчество, № 5−6,1993.-С.8−9.
  165. Д.Б. Психология игры,/Д. Б. Эльконин.-М.: Просвещение, 1978.-541 с.
  166. Юнг Карл Густав. Сознание и бессознательное./Карл Густав Юнг. -СПб. -М., 1997.-610 с.
  167. Юнг Карл Густав. Психологические типы./ Карл Густав Юнг. М.: Кн. изд-во ун-та, 1996. — 214 с.
  168. X. X. Северокавказские тамги./Х.Х, Яхтанигов.- Нальчик: Лейтер-Ибн- Марат, 204 с. 178. (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 43−75.
  169. Agor W.H. The logic of intuitive decision making. Westport, CT: Quorum books, 1986.P.126.
  170. Amabile T.M. Social psychology of creativity: A consensual assessment technique // Pres. & Soc. Psychol. 1982. V.43. P. 997−1013.
  171. Barron F., Harrington D. Creativity, intelligence and personality // Ann. Rev. of Psychol. V. 32. 1981. P. 439−476.
  172. Barron F. Putting creativity to work // R. Stemberg, T. Tardif (eds.).The natyre of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P.76−98.
  173. Bastick T. Intuition: How we think and act .N. Y.: Wiley, 1982.P. 156.
  174. Baylor A.M. A thee component conception of intuition: Immediacy, sensing relationships and reason // New Ideas in Psychol. 1997. V. 15. N2. P. 185 -194.
  175. Chikszentmihalyi M. Socity, culture, and person: A system view of creativity // R. Sternberg, T. Tardif (eds.).The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press. 1988. P. 325−339.
  176. Claxton G. Investigating human intuition: Knowing without knowing why// Psychologist. 1998. V. 11. N 5. P. 217−220.
  177. Feldman D.N., Csikszentmihalyi M., Gardner H. Changing the world: A framework for the study of creativity. Yale: Yale Press, 1994.P.204.
  178. Gardner H. Creative lives and creative works: a synthetic scientific approach // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988.P.298−324.
  179. Goldberg P. The intuitive experience // Agor W. H. ed. Intuition in organizations: Leading and managing productively. Newbury Park, CA: Sage, 1989. P. 173−194.
  180. Gruber H., Devis S. Inching our way up Mount Olympus: the evolving-sistem apporoach to creative thinking // R. Sternberg, T. Tardif (ads.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P.243−270.
  181. Guilford J. P. The nature of human intelligence.-NI: Me Gaw Hill, 1967.P.134.
  182. Johnson W.L., Johnson A.M. A third-order component analysis of the Myers-Briggs Type Indicator// Edus. and Psychol. Measurement. 1998. V. 59. N 5. P. 820−832.
  183. Kihlstrom J. F., Shames V.A., Dorfman J. Intimations of memory and thought // Reder L.M. (ed.). Implicit memory and metacognition. Mahwah, NJ: Erlbaum, 1996. P. 1−23.
  184. Lieberman M.D. Intuition: A social cognitive neuroscience approach // Psychol. Bull. 2000. V. 126. N 1. P. 109−137.
  185. Myers D. G. Intuition. The powers and perils of inner knowing. New Haven, CT: Yale Univ. Press, 2002.P.237.
  186. Osbeck L.M. Conceptual problems in the development of psychological notion of «intuition» // J. Theory Soc. Behav. 1999. V. 29. N 3. P. 229 250.
  187. Percins D. N. The possibility of invention // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 362−385.
  188. Reber A. S., Walkenfeld F.F., Hernstadt R. Implicit and explicit learninq: Individual differ. 1988.P.324.
  189. Rences and IQ // J.Exp. Psychol.: Learning, Memory and Cogn. 1991. V. 1.1. P. 888−896.
  190. Runco M. A., Sakamoto S. O. Experimental studies of creativity // Sternberg R. J. (ed.). Handbook of creativity. N.Y.: Cambr. Univ. Press, 1999. P. 62−92.
  191. Shirley D.A., Lagan- Fox J. Intuition: A review of the literature // Psychol. Rep. 1996.V. 79. P.563−584.
  192. Sternberg R. J. A thee -facet model of creativity // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988.P. 125−147.
  193. Sternberg R., Lubart T. Defying the croud: Cultivating creativity in a culture of conformity. N.Y.: Free Press, 1995.P. 137.
  194. Storfer M.D. Intelligence and giftedness. The contributions of heredity and early environment. San Francisco- Oxford: Jossy- Bass Publ., 1990. P. 120
  195. Tardif Т., Sternberg R. What we khow abaut creativity ?// R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988.P.429−446.
  196. Torrance E. P. The Test of creative thinking: Technical-norm manual. lll, 1974. P.lll.
  197. Torrance E.P. The nature of creativity as manifest in the testing // R.
  198. Sternberg, T. Tardif .1976. P.145.
  199. Woolhouse L. S., Bayne R. Personality and the use of intuition: Individual differences in strategy and performance on an implicit learning task. // Eur. J. Person. V. 14.P. 157−169.
Заполнить форму текущей работой