Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности отношений межличностной значимости в реальных контактных и в разной степени виртуальных группах волонтеров

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность настоящего исследования обусловлена целым рядом обстоятельств. Прежде всего, она связана с тем, что сегодня, когда все более расширяются и содержательно углубляются возможности и формы человеческого взаимодействия, особую значимость приобретают именно психологические исследования, в том числе и социально-психологического характера, которые позволяют максимально использовать именно… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМАТИКЕ
    • 1. 1. Проблематика, малой группы в социально-психологических исследованиях: группы, первичные и вторичные, реальные контактные и виртуальные
    • 1. 2. Проблематика отношений межличностной значимости в, малых группах разного типа

    1.3. Базово-теоретическая платформа эмпирического исследования: теория деятельностного оппосредствования межличностных отношений в группах, концепция персонализации, социально-психологические модели вхождения личности в референтную группу и восхождения личности к своей социальной зрелости.

    ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ ЗНАЧИМОСТИ В РЕАЛЬНЫХ КОНТАКТНЫХ, И В РАЗНОЙ СТЕПЕНИ ВИРТУАЛЬНЫХ ГРУППАХ ВОЛОНТЕРОВ.

    2.1. Программа эмпирического исследования.

    2.2. Специфика ценностно-ориентационного единства в реальных контактных, и в разной степени виртуальных группах волонтеров.

    2.3. Характер интрагруппового структурирования в реальных контактных и в разной степени виртуальных группах волонтеров.

    2.4. Особенности межличностного взаимооценивания в реальных контактных и в разной степени виртуальных группах волонтеров.

Особенности отношений межличностной значимости в реальных контактных и в разной степени виртуальных группах волонтеров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность настоящего исследования обусловлена целым рядом обстоятельств. Прежде всего, она связана с тем, что сегодня, когда все более расширяются и содержательно углубляются возможности и формы человеческого взаимодействия, особую значимость приобретают именно психологические исследования, в том числе и социально-психологического характера, которые позволяют максимально использовать именно современные наиболее эффективные средства1 совместной деятельности, общения по интересам, особенно тогда, когда речь идет о реальной просоциальной активности. Безусловно, в этомплане первоочередной интерес вызывает такое средство межличностного контакта, как Интернет. Последнее время, к сожалению, в психологическом плане приоритетное внимание приобретают исключительно негативные последствия, которые связывают с расширением влияния на общество его компьютеризацииинтернет — аддикция, «уход в виртуальный мир» и т. д. Значительно меньше существует собственно психологических, а тем более социально-психологических исследовательских разработок (в первую очередь, это касается научно-квалификационных проектов — дипломов^ и диссертаций), которые бы иллюстрировали дополнительные возможности позитивного влияния на процессы личностного развития^ и группообразования именно интернет — ресурсов. В то же время в реальной жизненной практике интернет — реальность, или, как ее еще называют, виртуальная реальность, все более переплетается с социальной действительностью, не только искусственно и порой социально-мутационно заменяя и извращая ее, но и обогащая, позволяя совершить подлинно инновационные «прорывы» в современном социальном развитии.

Одним из примеров подобного, в том числе и психологического, прогресса является достаточно бурно развивающийся процесс создания принципиально нового вида и формы группообразования в рамках современного социума — создание различного рода интернет — сообществ. При этом следует отметить, что такие виртуальные сообщества, характеризуясь определенными собственно социально-психологическими, по сути своей, групповыми параметрами жизнедеятельности, могут иметь принципиально различные размер, степень ригидности границ, социальную направленность и психологически содержательную деятельностную насыщенность.

1>

В рамках данного диссертационного исследования нас, в первую очередь, интересует тот тип сообществ, специфика которых не просто не исчерпывается их виртуальным характером, но и при этом в сущностном плане определяется реальной просоциальной направленностью совместной деятельности их членов во вполне реальном, а никак не виртуальном социуме. В качестве обследуемых групп были выбраны в той или иной степени виртуальные сообщества волонтеров, ориентированные на помощь и поддержку детей-сирот.

Анализ специальной литературы психологического и социально-психологического содержания, а также результаты длительного целенаправленного и при этом включенного наблюдения за жизнедеятельностью подобных сообществ, позволили нам определить цель, предмет и объект диссертационного исследования, сформулировать его гипотезу и ключевые задачи.

Цель данного исследования состоит в выявлении и анализе социально-психологической специфики интрагруппового структурирования и межличностного восприятия в просоциально направленных и деятельностно ориентированных реальных контактных и в разной степени виртуальных волонтерских сообществах, нацеленных на решение социально значимых проблем реального социума.

Объект исследования — особенности межличностного восприятия и взаимооценивания, характер интрагрупповой структуры и специфика ценностно-ориентационного единства в просоциально направленных и деятельностно ориентированных на решение значимых проблем социума реальных контактных и виртуальных сообществах.

Предмет исследования — влияние степени виртуальности просоциально, направленных и деятельностно ориентированных групп на особенности взаимооценивания членов таких сообществ, характер интрагруппового структурирования в них и специфику ценностно-ориентационного единства членов этих групп.

Задачи исследования.

1. Осуществить анализ психологической и социально-психологической. литературы по интересующей нас проблематике, классифицировать наиболее апробированные подходы к ее анализу и сформулировать свою позицию в логике постановки проблемы исследования.

2. Создать программу эмпирического исследования, включающего такие содержательные разделы, как блок гипотез исследования, методический инструментарий исследования, организация и этапы исследования.

3. Провести пилотажное исследование, апробировать методики и скорректировать как основную, так и частные гипотезы исследования.

4. Провести основные эмпирические серии, осуществить обработку первичной эмпирики, выявить и описать закономерности и зависимости, характеризующие особенности межличностного восприятия и интрагруппового структурирования в интересующих типах сообществ, проинтерпретировать и описать полученные результаты.

5. Сформулировать положения, выносимые на защиту, и итоговые выводы диссертационной работы, предложить блок рекомендательного материала.

Согласно основной гипотезе исследования, мы предположили, что степень виртуальности просоциально * направленного и деятельностно ориентированного сообщества в существенной мере определяет специфику интрагруппового структурирования, характер межличностного восприятия и особенности ценностно-ориентационного единства в нем.

Согласно первой частной гипотезе, мы предположили, что в реально функционирующих контактных группах волонтеров уровень сплоченности членов в сфере межличностных внутригрупповых отношений, как правило, сопоставим или даже превышает уровень их ценностно-ориентационного единства по поводу деятельностно-целевых ориентиров групповой активности, в то время как в той или иной степени виртуальных сообществах волонтеров уровень сплоченности членов сообщества по поводу целей, задач и содержания групповой деятельности принципиально превышает уровень их ценностно-ориентационного единства в сфере их межличностных отношений.

Согласно второй частной гипотезе, мы предположили, что интрагрупповая структура в группах волонтеров в значимой степени различается в связи с тем, какое место занимает это сообщество в континууме «реальная общность — виртуальная общность», т. е. степень виртуальности групп волонтеров в определяющей мере обусловливает характер интрагруппового статусного структурирования в этих сообществах.

Согласно третьей частной гипотезе, мы предположили, что степень виртуальности групп волонтеров в определяющей мере обусловливает и 7 выраженность ориентации членов этих сообществ на статусную принадлежность и самих себя, и своих одногруппников при решении задачи определения «сходства — различия» в процессе взаимооценки и межличностного восприятия, и характер используемых при этом разностатусными членами сообщества оценочных суждений и характеристик.

Теоретико-методологическими основаниями исследования являются концептуальные позиции, раскрывающие общенаучные принципы аналитического подхода к проблеме — принципы детерминизма, системности, развития и гуманизма. Именно это задает реально комплексный, подлинно субъектный подход к разработке исследовательских задач данного конкретного диссертационного исследования.

Принципиальное значение в разработке собственно теоретико-базовых основ исследования, его планирования и осуществления имеют культурно «-историческая теория развития высших психических функций J1.C. Выготского, теория отношений личности (В:Н. Мясищев), теория деятельностного опосредствования межличностных отношений в группах (A.B. Петровский).

Теоретическими основаниями настоящей работы выступают также многочисленные теоретико — эмпирические и эмпирико — теоретические изыскания, в которых зафиксированы важнейшие закономерности и зависимости, раскрывающие психологическую сущность и характер жизнедеятельности реальных малых групп, формирования, развития и реализации в них межличностных отношений и, прежде всего, отношений межличностной значимости, специфику процессов интрагруппового структурированияи межличностного восприятия в сообществах разного уровня социально-психологического развития и различного деятельностного профиля.

В диссертации, помимо целенаправленного наблюдения за жизнедеятельностью исследуемых групп волонтеров, анализа документального материала и консультаций с компетентными лицами, был использован комплект экспериментальных методик, методических приемов и процедур, а именно: социометрия, референтометрия, методический прием определения неформальной интрагрупповой структуры власти в группе, методика определения уровня ценностно-ориентационного единства в группе, социально-психологическая модификация техники «репертуарных решеток» Дж. Келли.

Достоверность исследования основана на адекватности методолого-теоретических схем психологически сущностной проблематике исследования, обусловлена содержательным анализом социально-психологической и психологической литературы, посвященной анализируемой тематике, содержательным осмыслением рассматриваемых вопросов, обоснованным подбором методического инструментария, статистической обработкой полученных данных.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования в решающей степени определяются' тем, что, с одной стороны, впервые, во всяком случае в рамках отечественной социальной психологии, осуществляется детальный анализ особенностей процессов интрагруппового структурирования и межличностного восприятия в таких специфических объединениях людей, которыми являются в той или иной степени виртуальные группы волонтеров, а с другой — результаты работы позволяют, наконец, психологически качественно, дифференцировать различные виды виртуальных сообществ и форм их жизнедеятельности с учетом такой важнейшей переменной, как степень виртуальности. Кроме того, в теоретическом плане немаловажным является тот факт, что зафиксированные зависимости и выявленные закономерности, характеризующие процессы групповой дифференциации и межличностного восприятия в виртуальных сообществах, позволяют существенно обогатить и расширить психологию малых групп за счет введения в современную классификацию подобного рода групп группы нового типа и новой формы существованиявиртуальных сообществ.

Практическая значимость исследования заключается в том, что настоящая диссертационная работа носит откровенно практико-прикладной характер, который, в частности, выражается в том, что реально функционирующим в< соответствующем интернет — бизнесе провайдерам (конечно, с помощью профессионально «продвинутого» в этой области психолога, прежде всего, психолога социального) становится достаточно легко определить характер заявленного к регистрации интернет — сообщества, степень просоциальности его деятельности, а также меру его виртуальной автономности или включенности в жизнедеятельность открытого социума. Помимо этого, на наш взгляд, практические психологи, работающие в различного типа образовательных учреждениях, освоив тот методический инструментарий, который используется в настоящей диссертации, могут успешно выступить инициаторами и организаторами новых просоциально направленных и ориентированных на реальную деятельность в открытом социуме интернет — сообществ, членами которых станут учащиеся тех учебных заведений, которые они курируют.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В континууме «реально функционирующая контактная группа волонтеров — в максимальной степени виртуальная группа волонтеров», помимо полярных позиций, существует качественно самоценная с социально-психологической точки зрения позиция «в относительной степени виртуальная группа волонтеров».

2. Степень виртуальности групп волонтеров выступает в качестве переменной, определяющей реальность следующего в социально-психологическом плане значимого «перевертыша»: чем выше степень виртуальности подобных сообществ, тем выше степень сплоченности членов группы по поводу ценностей, норм и целей групповой деятельности по сравнению с уровнем ценностно-ориентационного единства в сфере интрагрупповых межличностных отношений.

3. Степень виртуальности групп волонтеров задает определенный характер интрагрупповой структуры подобного сообщества (соотношение разностатусных членов группыпоказатели позитивных межличностных выборов и межличностных отвержений, показатель их взаимностистепень адекватности оценки своей позиции членами группы в иерархии неформальной власти сообщества).

4. В волонтерских группах, характеризующихся различной степенью виртуальности, их члены используют в процессе взаимовосприятия различный набор оценочных суждений и характеристик (различия значимы по таким показателям как эмоциональный «знак», «привязка» к сфере групповой активности, количество качеств «окончательного вывода»).

5. Члены реально функционирующих контактных групп волонтеров по сравнению с членами виртуальных волонтерских сообществ при решении задачи определения «сходства — различия» принципиально более жестко ориентированы на факт принадлежности своих одногруппников к тому или иному статусному «слою».

6. Задействованная в диссертационном исследовании батарея методик и методических приемов может быть рекомендована практическим психологам, работающим с виртуальными сообществами, в качестве своего рода алгоритма анализа системы межличностных отношений в подобного типа группах.

Апробация результатов исследования. Как этапные, так и итоговые результаты исследования неоднократно обсуждались на круглых столах «Социально-психологические проблемы образования» факультета социальной психологии МГППУ (2007, 2009, 2010 гг.) на расширенных заседаниях кафедр теоретических основ социальной психологии (2009 — 2011 гг.) и социальной психологии развития (2009, 2010 гг.). Апробация наработанных в ходе диссертационного исследования эмпирических данных и результатов их интерпретации осуществлялась в ходе лекций, семинарских и практических занятий на факультете социальной психологии МГППУ по дисциплинам «Социальная психология», «Социальная психология личности», «Социальная возрастная психология» и др. Помимо этого, конкретные эмпирические данные и основанные на них рекомендательные выводы были использованы для консультаций школьных практических психологов ряда образовательных учреждений г. Москвы при создании в этих образовательных учреждениях просоциально направленных и деятельностно ориентированных виртуальных сообществ учащихся.

Структура и объем диссертации

Материалы диссертационного исследования изложены на 128 страницах. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 191 наименований, из которых на иностранных языках — 42.

Выводы.

1. В континууме «реально функционирующая контактная группа — в. максимальной степени виртуальная группа» в социально-психологическом содержательном плане качественно значимую «срединную» позицию занимают в относительной степени виртуальные группы.

2. Степень виртуальности просоциально направленных и деятельностно ориентированных групп" г волонтеров в решающей степени обусловливает специфику сплоченности сообществ, особенности их интрагруппового структурирования и специфику межличностного восприятия в них.

2.1. Чем выше степень виртуальности просоциально направленных и деятельностно ориентированных сообществ волонтеров, тем более сплочены их члены по поводу норм, целей и ценностей совместной деятельности и тем ниже коэффициент их внутригрупповой сплоченности применительно к сфере межличностных отношений.

2.2. Несмотря на то, что в> обследованных сообществах всех трех типов интрагрупповая статусная структура имеет полный, неусеченный характер, она характеризуется качественной спецификой в зависимости от того, о реально функционирующих контактных, в, но относительной степени виртуальных или в максимальной степени виртуальных сообществах идет речь. При этом качественные различия имеют место по таким параметрам, как количественное соотношение представителей внутригрупповых статусных «прослоек" — количество позитивных межличностных выборов и отверженийуровень взаимности позитивных межличностных выборов и отверженийстепень адекватности оценки своей позиции во внутригрупповой иерархии неформальной власти.

2.3. Разностатусные члены реально функционирующих контактных групп волонтеров (за исключением аутсайдеров) по сравнению с членами виртуальных волонтерских сообществ существенно более жестко ориентированы на статусную принадлежность и свою, и, своих одногруппников при решении задачи «сходства — различия» в процессе взаимооценивания и межличностного восприятия.

2.4. Степень виртуальности просоциально направленных и деятельностно ориентированных групп волонтеров задает определенный характер используемых в процессе взаимооценки и межличностного восприятия оценочных суждений: используемый список этих характеристик качественно различается в группах трех обследованных типов по таким параметрам, как эмоциональный «знак», «привязка» к сфере групповой активности, количество качеств «окончательного вывода».

3. Выявленные закономерности и зависимости «работают» лишь применительно к таким в той или иной степени виртуальным группам, которые можно охарактеризовать как просоциально направленные и деятельностно ориентированные, но при этом батарея методических процедур, использованных в диссертации, может применяться при исследовании других типов виртуальных сообществ, если исследовательские задачи носят социально-психологический характер.

Рекомендации.

1. Практические психологи и организаторы — управленцы, работающие с в той или иной степени виртуальными группами волонтеров должны учитывать тот факт, что в социально-психологическом плане эти сообщества существенно отличаются от в социальном и деятельностном планах схожих сообществ, но реально функционирующих и столь же реально контактных.

2. Создавая, а затем и работая с интернет — сообществами волонтеров, организуя и< сопровождая" их просоциально направленную активность, и психологи, и организаторы — управленцы должны учитывать такую переменную, как степень виртуальности конкретной курируемой ими группы, так как и характер интрагруппового структурирования, и особенности межличностного взаимооценивания в группах в относительной степени виртуальных и в максимальной степени виртуальных качественно различаются.

3. Ставя своей целью социально-психологическое развитие в той или иной, степени виртуальных групп волонтеров, необходимо ориентироваться на недопущение их излишней виртуализации, так как отсутствие реальных контактов членов таких сообществ неизбежно ведет к резкому ограничению или деформации личностной взаимопредставленности и к качественному падению значимости для них сферы собственно межличностных отношении, а в конечном счете, к перерождению группы в некое число «индивидуалов», неспособных к какой бьг то ни было совместной деятельности.

4. Для качественного повышения уровня социально-психологического развития виртуальных групп волонтеров целесообразно организовывать под руководством психолога совместные встречи занятия и тренинги, ориентированные на создание достаточно яркого эмоционального фона (главное, не нейтрального).

112 межличностных отношений и формирование готовности к совместной деятельности.

5. Практические психологи, работающие с в той или иной степени виртуальными группами волонтеров, могут использовать задействованный в диссертации комплект методик и методических приемов для диагностики и оптимизации межличностных отношений в подобных сообществах, а так же для повышения эффективности их деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Осуществленный анализ специальной психологической и социально-психологической литературы по рассматриваемой проблематике, результаты длительного целенаправленного наблюдения за жизнедеятельностью интересующих нас типов групп, полученные в ходе диссертационного исследования эмпирические данные и итоги их содержательной интерпретации позволили сформулировать выводы настоящего исследования и предложить блок практико-ориентированных рекомендацийадресованных, прежде всего, практическим психологам.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.А., Агеев B.C. Анатомия взаимопонимания. М., 1990.
  2. Г. С. Введение в практическую психологию. М., 1994.
  3. Г. С. Возрастная психология. М., 1998.
  4. М.Н., Лебедева A.B. Интернет: рождение новой реальности, http://psvnet.carfax.ru/texts/new real. htm
  5. H.H. Психоаналитические аспекты поведения человека в киберпространстве // Журнал практической психологии и психоанализа. 2000 — № 3.
  6. .Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. М., 1980.
  7. Г. М. Психология социального познания. М., 2000.
  8. Г. М. Социальная психология. М., 2002.
  9. Антология социальной психологии возраста / Под ред. М. Ю. Кондратьева. М., 2010.
  10. О.Н., Бабанин Л. Н., Войскунский А. Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. № 4. -1996.
  11. О.Н., Бабанин Л. Н., Войскунский А. Е. Мотивация пользователей Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А. Е. Войскунского. М., 2000.
  12. О.Н., Войскунский А. Е. Тендерные аспекты деятельности в Интернете // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А. Е. Войскунского. М., 2000.
  13. В.И., Данилов Ю. А., Тарасенко В. В. Методология сетевого мышления: феномен самоорганизации, http.7/medicinform.net/comp/comp psych21 .htm
  14. Е.П. Интернет и идентификационные структуры личности. Текст доклада для конференции на портале «Аудиториум», http://www.auditorium.ru
  15. Е.П. К обоснованию социокультурного подхода в анализе виртуальной реальности, http://psvnet.carfax.ru/texts/bel5.htm
  16. Е.П. К проблеме групповой динамики сетевого сообщества // II Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М., 2000.
  17. Е.П. Человек в Информационном мире, http://psvnet.carfax.ru/texts/bel5.htm
  18. Е.П., Жичкина А. Е. Пространство, населенное Другими, http://inter.net.ru/16/28.html
  19. Е.П., Жичкина А. Е. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью, http://flogiston.ru/proiects/articles/strategy.shtml
  20. .В. Проблемы коллектива и его экспериментальнопсихологического изучения // Психология. Т. 2. Вып. 2. М., 1929.
  21. . В. Проблемы коллектива и его экспериментально-психологического изучения // Психология. Т. 3. Вып. 3. М., 1930.
  22. .А. О влиянии взаимных оценок на взаимоотношения в трудовом коллективе // Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения. JI., 1970.
  23. Д.Я. Внутригрупповые взаимоотношения и общительность // Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения. Д., 1970.
  24. A.A. О психологии познания людьми друг друга // Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения. Д., 1970.
  25. A.A., Куницына В. Н., Панферов В. Н. О социальных эталонах и стереотипах и их роли в оценке личности // Человек и общество. Вып. 9. Д., 1971.
  26. C.B. О временных характеристиках социальных процессов в киберпространстве, http://psvnet.carfax.ru/texts/bondarenko3.htm
  27. C.B. О методологических аспектах осуществления социокультурного анализа виртуальных сетевых сообществ, http://psynet.carfax.ru/texts/bondarenko5.htm
  28. C.B. Социальная система киберпространства как новая социальная общность, http://psynet.carfax.ru/texts/bondarenko2.htm
  29. C.B. Стратификация в сетевых сообществах межличностного общения. Текст доклада для конференции на портале «Аудиториум», http://www.auditorium.ru
  30. А.Е. Исследование Интернета в психологии // Интернет и российское общество / Под ред. И. Семёнова. М., 2002.
  31. А.Е. Представление о виртуальной реальности в современных гуманитарных знаниях // Текст доклада для конференции на портале «Аудиториум», http://www.auditorium.ru
  32. А.Е. Психологические аспекты деятельности человека в Интренет среде // II Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М., 2000.
  33. .Н. Влияние коллектива на оценку учащимися положительных качеств личности своих одноклассников // Социально -психологические проблемы взаимоотношений в группах учащейся и рабочей молодежи. Минск, 1970.
  34. И.П. Социометрические методы в социально-психологическом исследовании. Л., 1970.
  35. И.П. Социометрия как метод социальной психологии: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Л., 1968:
  36. И.П., Обозов H.H. Измерения флюктуаций типа психологического статуса в зависимости от размера сферы общения // Теоретическая и прикладная психология в Ленинградском университете. Л., 1969.
  37. Г., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психология. М., 1972.
  38. Е.И. Структура групповой деятельности. Социально-психологический анализ. Киев, 1979.
  39. А.Д. Специфика адаптации в студенческой группе студентов первокурсников // Интрагрупповое структурирование в сообществах разного типа. Краснодар, 1989.
  40. Л.Н. К психологии отношений и взаимоотношений в первичном коллективе учащихся девятых одиннадцатых классов // Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения. Л., 1970.
  41. А.И. Проблема групповой сплоченности. М., 1979:
  42. И.Г. Проблема «значимого другого»: терминологический аспект // Индивидуальность педагога и формирование личности школьников. Даугавпилс, 1988.
  43. А.Е. О возможностях психологических исследований в сети Интернет//Психологический журнал. 2000. Том 21. — № 2.
  44. А.Е. Особенности социальной перцепции в Интернете // Мир психологии. 1999. — № 3.
  45. А.Е. Особенности формирования образа себя и образа другого в Интернет коммуникации, http://www.isn.ru/info/seminar-С*ос/5оср5у-аус95.с1ос
  46. Ю.М. Проблема разработки практической психологии // Психологический журнал. 1980. — № 2.
  47. Зацепин В-.И. К вопросу о структуре вертикального общения в коллективе//Руководство и лидерство. Л., 1973.
  48. р. Интернет и социометрия, http://wwwilnfliston.ru/proiects/articles/inet 5оаоте^у, 51^т1
  49. А.Е. Философские и психологические аспекты виртуальной и социальной реальности в их взаимосвязи: Дисс.. канд. филос. наук. -М., 2004.
  50. В. Особенности реализации функции социального управления // Интернет и российское общество / Под ред. И. Семёнова. М., 2002.117
  51. Э.Г. Особенности адаптации в студенческой группе бывших разностатусных старшеклассников // Коллектив и личность: личностное в групповом и групповое в личностном. Махачкала, 1988.
  52. Т.А. Виртуальная реальность: сущность, критерии, типологии: Дисс.. канд. филос. наук Омск, 2004.
  53. В.Р. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. М., 1972.
  54. В.Н. Психологические- особенности понимания личности значимого другого как субъекта общения: Дисс.. канд. психол. наук. -М., 1983.
  55. А.Г. Курс лекций по социальной психологии. М., 1972.
  56. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. -Минск, 2001.
  57. Кон И. С. Социология личности. М., 1967.
  58. М. Ю. Взаимосвязь авторитета личности и авторитета роли учителя // Вопросы психологии. 1987. — № 2.
  59. М.Ю. Подросток в системе межличностных отношений закрытого воспитательного учреждения. М., — Воронеж, 1994.
  60. М.Ю. Слагаемые авторитета. М., 1988.
  61. М.Ю. Социальная психология в образовании. М., 2008.
  62. М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. СПб., 2005.
  63. М.Ю. Социально-ролевая детерминация межличностного восприятия в группах трудновоспитуемых подростков и юношей: Дисс.. канд. психол. наук. М., 1983
  64. М.Ю. Ученические группы // Психология. Учебник для педвузов / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 2002.
  65. М.Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога практика. М., 2007.
  66. М.Ю., Кондратьев Ю. М. Психология отношений межличностной значимости. М., 2006.
  67. Ю.М. Особенности отношений межличностной значимости в системах «студент студент» и «преподаватель -студент» в современном российском вузе: Дисс. канд. психол. наук -М., 2005
  68. Кричевский PJL, Дубовская Е. М. Психология малой группы-теоретический и прикладной аспект. М., 1991.
  69. A.A., Кроник Е. А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Психология значимых отношений. М., 1989.
  70. A.A., Хорошилова Е. А. Диагностика взаимопонимания в значимых отношениях // Вопросы психологии. 1987. — № 1.
  71. Е.С. Основы социальной психологии. JL, 1967.
  72. В.Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб., 2003
  73. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
  74. Д.А. Грани проблемы индивидуальности // Психологические проблемы индивидуальности. Вып. 3. Л. М., 1985.
  75. Х.Й. Место групповой работы среди других форм обучения // Советская педагогика и психология. Т. 5. Тарту, 1971.
  76. Х.Й. О некоторых исходных положениях в исследовании ученических групп и коллективов // Измерения в исследовании проблем воспитания. Тарту, 1973.
  77. А.И., Рязанцева И. А. Интернет-тренинг как новая возможность групповой психологической работы, ttp://flogiston.m/articles/netpsy/inet training
  78. П.Г. Полиструктура малой группы как фактор стабилизации межличностных отношений // Педагогическое взаимодействие: психологический аспект. М., 1990.
  79. Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М., 1981.
  80. Методологические и теоретические проблемы социальной психологии. -М., 1977.
  81. Методология и методы социальной психологии. М., 1977.
  82. Т.М. О социологии малых групп // Американская социология: перспективы, проблемы, методы. М., 1972.
  83. А. Некоторые психологические свойства и особенности Интернет как нового слоя реальности, http://flogiston.ni/proiects/articles/minakov.shtml
  84. Е. Интернет и наука: технология глобализации и российская наука // Интернет и российское общество / Под ред. И. Семёнова. М., 2002.
  85. C.B. Интернет как социальное явление: Дисс. канд. социол. наук. Ульяновск, 1990.
  86. В.Ф., Ткачева Н. Ю. Проблемы периодизации развития личности в психологии. М., 1981.
  87. Дж. Социометрия. М., 1958.
  88. А. С. Три подхода к исследованию явлений социального влияния // Социально-психологические проблемы формирования личности и учебно-воспитательного коллектива. М., 1975.
  89. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. М., 1960.
  90. H. Н. Динамика межличностных отношений студентов и ее связь с экстраверсией и нейротизмом // Человек и общество. Вып. 13. Л., 1973.
  91. H. Н. Межличностные отношения. Л., 1979.
  92. Общение как предмет теоретических и прикладных исследований. Л., 1973.
  93. Т.Е. Динамика взаимодействия в виртуальных командах: Дисс.. канд. психол. наук. СПб., 2006.
  94. В.И. Структура межличностных отношений. Методика и математические методы исследования. Киев, 1975.
  95. С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. -М., 1991.
  96. .Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971.
  97. Перспективы социальной психологии. М., 2001.
  98. Ю. Территориальная организация российского Интернет пространства // Интернет и российское общество / Под ред. И. Семёнова. М., 2002.
  99. A.B. Авторитет, эмоциональный статус и роль в структуре* личности «значимого другого» // Индивидуальность педагога и формирование личности школьников. Даугавпилс, 1988.
  100. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.
  101. A.B. Развитие личности в системе межличностных отношений // Социальная психология. М., 1987.
  102. A.B. Трехфакторная модель значимого другого // Вопросы психологии. 1991. — № 1.
  103. . A.B., Петровский В. А. Индивид и его потребность быть личностью // Вопросы философии. 1982. — № 3.
  104. В.А. Метод отраженной субъектности // Личность в общении и деятельности. Ульяновск, 1985.
  105. В.А. Принцип отраженной субъектности в психологическом исследовании личности // Вопросы психологии. -1985.-№ 4.
  106. В.А. Системно деятельностный подход к личности: концепция персонализации // Психология развивающейся личности. М., 1987.
  107. Ю.П. Основы социальной психологии. СПб., 2004.
  108. .Ф. Социальная психология и история. М., 1968.
  109. Л.Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. СПб., 2000.
  110. A.M. К вопросу об удовлетворении потребности в межличностном общении // Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси, 1974.
  111. Психологическая теория коллектива / Под ред. A.B. Петровского. -М., 1979.
  112. Психология развивающейся личности / Под ред. A.B. Петровского. М., 1987.
  113. Пути совершенствования практических занятий по психолого-педагогическим дисциплинам в высшей школе. М., 1979.
  114. М.Н. Взаимосвязь этапов вхождения в ученическую группу и статусной позиции старшеклассников и студентов: Дисс.,. канд. психол. наук. М., 2009.
  115. K.M. Психология межличностного познания. Саранск, 1993.
  116. Д.К. Интернет как среда проведения психологических исследований // П Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М., 2000.
  117. СачковаМ.Е. Социально-психологический портрет ученической группы: особенности исследования // Социально-психологические проблемы образования: вопросы теории и практики. Вып. 3. М., 2005.
  118. A.B. Групповая сплоченность и неформальные подгруппы // Психологический журнал. 2006. — Том 27. — № 1.
  119. A.B. Психологический механизм групповой динамики малой группы: интеграция и дезинтеграция // Вопросы психологии. 2004. — № 5.
  120. Ю.В. Психологические особенности композиции групп разного типа // Педагогическое взаимодействие: психологический аспект. М., 1990.
  121. Т.В. Приспособленность и ее связь с социометрическим статусом. М., 1975.
  122. T.B. Процесс социально-психологической адаптации в условиях специализации учебной деятельности (на материале физико-математических школ): Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1978.
  123. Социальная психология / Под ред. М. Ю. Кондратьева // Психологический лексикон в шести томах. Т. 3. М., 2005.
  124. Социальная психология / Под ред. A.B. Петровского. М., 1987.125. ' Социальная психология / Под ред. Г. П. Предвечного, Ю. А. Шерковина. М., 1975.
  125. Социальная психология в вопросах и ответах / Под реД-В.А. Лабунской. Ростов — н/Д, 1999.
  126. Социальная психология малых групп. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти проф. A.B. Петровского. М., 2009.
  127. Социальные и психологические последствия применения информационных технологий: Материалы Международной интернет -конференции / Под ред. A.B. Войскунского. М., 2001.
  128. Теоретические и прикладные проблемы познания людьми ДРУГ друга / Под ред. A.A. Бодалева и др. Краснодар, 1974.
  129. O.K., Гурьева Л. П. Психологический анализ трудовой деятельности, опосредованной компьютерами // Психологический журнал. 1986. — № 5.
  130. УманскийЛ.И. Лидер и лидерство в контактных группах // Общение как предмет теоретических и прикладных исследований. Л., 1973.
  131. Д.И. Психология становления личности. М., 1994.
  132. В. Человек в поисках смысла / Под ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. — М., 1990.
  133. Н., Вильсон П. Использование виртуальной реальности в психологических исследованиях И Психологический журнал. 1996. -№ 2.
  134. X. Мотивация и деятельность: в 2-х т. / Под ред. Б. М. Величковского. М., 1986.
  135. Е.А. Феномен субъективной значимости другогочеловека: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1984.
  136. ХохловаЛ.П. Межличностное восприятие и проявление действенной эмоциональной идентификации в юношеских группах: Дисс.. канд. психол. наук. М., 1980.
  137. Н.Д. Интернет форум как виртуальный аналог, психодинимической группы, http://psynet.carfax.ru/texts/chebot.htm
  138. И.М. Психологические особенности долговременных Интернет сообществ // III Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М., 2003.
  139. Т. Социальная психология. Ростов — н/Д., 1999.
  140. В.В. Экспериментальное изучение параметров малых групп // Вопросы психологии. 1972. — № 5.
  141. Е.В. Значимый круг общения и способы его экспериментального выявления // Социально-психологические проблемы формирования личности и учебно-воспитательного коллектива. М., 1975.
  142. Е.В. К возможности сопоставления социометрического и референтометрического выбора в группе // Личность в психологическом эксперименте. Л., 1973.
  143. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1994.
  144. В.А. Социологическое исследование. М., 1972.
  145. П.М. Общение людей как социально-психологическая проблема. М., 1973.
  146. П.М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности // Психологический журнал. 1981. — № 4.
  147. ГТ.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.
  148. Ю.В. О соотношении реальных и социометрическихвыборов в совместной учебно-трудовой деятельности // Измерения в исследовании проблем воспитания. Тарту, 1973.
  149. Anderson М. Workshop 2-co-opeative Project Interaction and group making in on-line learning communities. Spring, 1999.
  150. Bales R. F., Cohen S.P. SYMLOG A System for the Multiple. Level Observation of Groups. N. Y., 1979.
  151. Becker-Beck W., Wintermantel M., Borg A., Principles of regulating interaction in teams practicing face-to-face communication versus teams practicing computer-mediated communication // Small group research. 2005. — vol: 36 (4).
  152. Bikson Т., Cohen S., Mankin D. Information technology and high performance teams // Supporting work team effectiveness.-San Francisco, 1999.
  153. Carey J.M., Kacmar C.J. The impact of communication mode and task complexity on small groups performance and member satisfaction // Computers in Human Behavior. 1997. — 13.
  154. Cascio W.F. Managing a virtual workplace // The Academy of Management Executive. Ada, 2000.
  155. Chinowsky P. S. and Goodman, R.E., Managing Interdisciplinary Project Teams Through the Web // Journal of Universal Computer Science. -1996. -vol.2. No.9.
  156. Electronic Journal of Organizational Virtualness. 2001. — No.3.
  157. Eom S.B., Lee С. K. Virtual teams: An information age opportunity of mobilizing hidden manpower // S.A.M. Advanced Management Journal. -1999.
  158. Fisher K., Fisher M.D. The distance manager: A hands-on guide to managing off-site employees and virtual teams. N.Y., 2001.
  159. Group processes in computer-mediated communication // Organizational Behavior and Human Decision Processes. 1986. — Vol. 37.
  160. Gundry J. Feeling together apart // Behavioral contracts for remote workers.- London, 2001.
  161. Gundry J. Trust in Virtual Teams // A White Paper from Knowledge Ability Ltd. Malmesbury UK, 2000.
  162. Grundy J. Trust in Virtual Teams // Harvard Business Review. 1998- -76(6).
  163. Guzzo R., Dickson M: Teams in organizations: Recent research on performance and effectiveness // Annual Review of Psychology. 1996. -vol. 47.
  164. Handbook of Small Group Research. N. Y., 1962.
  165. Hofstede G. J., Vermunt A., Smits M., Noorderhaven N. Wired International teams: Experiments in Strategic Decisionmaking by Multicultural Virtual Teams // Proc. 5th European Conference on Information-Systems. 1997. -vol. I, 1997.
  166. Henry J. and Hartzler M. Tools for Virtual Teams: Team of Fitness Companion. N. Y. 1998.
  167. Jarvenpaa S.L., Leidner D.E. Communication and Trust in Global Virtual Teams // Journal of Computer-Mediated Communication. 1998.
  168. Katzenbach J., Smith D. The wisdom of teams. Cambridge, 1990.
  169. Kiesler S., Siegel J., McGuire T. Social aspects of computer mediated communication // American Psychologist. 1984. — vol. 39.
  170. Kimble F., Li F., Barlow A. Effective Virtual Teams Through Communities of Practice // Strathclyde Business School Research Paper. -2000. No.9
  171. Kruger J., Epley N., Parker J., Ng Zhi-Wen. Egocentrism over e-mail: can we communicate as well as we think? // Journal of Personality and Social Psychology. 2005. — vol. 89. — No.6.
  172. Lipnack J and Stamps J. Virtual Teams: People working across boundaries with Technology. N. Y., 2000.
  173. Lipnack J. Stamps J. Vitual teams: The new way to work. Strategy and Leadership. Chicago, 1999.
  174. Maxwell J.C. The 17 indisputable laws of teamwork. Nashville, 2001.
  175. Maznevski M. L., Chudob K. Mi Bridging Space over Time: Global Virtual Team Dynamics and Effectiveness // Organization Science. 2000. -11(5).
  176. McGrath J. E., Arrow II., Groups, Tasks, and Technology // Small Group Research. 1993. — 24(3).
  177. McCrew J., Bilotta J., Deeney J. Software team formation, and decay // Small Group Research. -1999. 30.pp.
  178. Nowak K.L., Watt J., Walther, J.B. The influence of synchrony and sensory modality on the person perception process in computer-mediated groups // Journal of Computer-Mediated Communication. 2005. — 10 (3). -article 3.
  179. Olarian B.A. A model of group satisfaction in computer-mediated communication and face-to-face meetings // Behavior and information technology. 1996. — No. 15.
  180. Roberts J., Pines M. Group-analytic psychotherapy // International Journal of Group Psychotherapy. 1992. — 42 (4) 1992.
  181. Slem C., Levi D., Young A. Attitudes about the impact of technological change: Comparison of U.S. and Japanese workers // Journal of high technology Management Research. -1995. No.6.
  182. Straus S.G., McGrath J.E., Does the medium matter? The interaction of task type and technology on group performance and member relationships // Journal of Applied Psychology. 1994.
  183. Taha L., Caldwell B. Social isolation and integration in electronic environments // Behavior and Information Technology. -1993. No. 12.
  184. The Handbook of Group Communication Theory and Research. -London, 1999.
  185. Tuckman B.W. Development Sequence in Small Group // Psychological Bulletin. 1965. — vol.65.
  186. Tuckman, B.W., Jensen, M.A. Stages of Small Group Development Revisited // Group and organizational Studies. 1997. — vol.2.
  187. Wech B., Mossholder K., Steel R., Bennet N. Does work group cohesiveness affect individuals' performance and organizational commitment? // Small Group Research. 1998. — No.29.
  188. Weldon E., Jehn K., Pradhan P. Processes that mediate the relationship between a group goal and improved group performance // Journal of Personality and Social Psychology. 1991. — No.61.
  189. Whalther J.B. Croup and interpersonal effects in international computer-mediated collaboration // Human communication research. 1997. — vol. 23.
  190. Witemane 11. Group Member satisfaction: A conflict-related account // Small group research. 1991. — No.22.
Заполнить форму текущей работой