ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

Π­Ρ‚Π°ΠΏΡ‹ психологичСского развития Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. 
ВоспитаниС ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π² ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΌ ΠΈΠ· возрастных ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ΠΎΠ²

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π›. Π‘. Выготский Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ критСрия возрастной ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ рассматривал психичСскиС новообразования, Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½Ρ‹Π΅ для ΠΊΠΎΠ½-ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ этапа развития. Он Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΠ» «ΡΡ‚Π°Π±ΠΈΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅» ΠΈ «Π½Π΅ΡΡ‚Π°Π±ΠΈΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅» (критичСскиС) ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Ρ‹ развития. ΠžΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‰Π΅Π΅ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠ½ ΠΏΡ€ΠΈΠ΄Π°Π²Π°Π» ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Ρƒ кризиса — Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° происхоит качСствСнная пСрСстройка Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ ΠΈ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. Π’ ΡΡ‚ΠΈ ΠΆΠ΅ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Π‘ΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅

  • 1. Π’Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅
  • 2. Π­Ρ‚Π°ΠΏΡ‹ психичСского развития Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°
  • 3. ВоспитаниС ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π² ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΌ ΠΈ Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ΠΎΠ²
  • Π—Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅
  • 5. Бписок использованной Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹

Π­Ρ‚Π°ΠΏΡ‹ психологичСского развития Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. ВоспитаниС ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π² ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΌ ΠΈΠ· возрастных ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ΠΎΠ² (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

ΠŸΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ° развития ΠΎΠ΄Π½Π° ΠΈΠ· Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ слоТных ΠΈ Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π²ΠΎ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΡ… сфСрах Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ Π² Ρ„илософии, социологии, Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ, ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ΅ ΠΈ Π΄Ρ€. Π’ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ Π΅Π΅ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ ΠΊΠ°Ρ€Π΄ΠΈΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ. Π‘Ρ‚Ρ€Π΅ΠΌΡΡΡŒ ΠΏΡ€ΠΎΠ½ΠΈΠΊΠ½ΡƒΡ‚ΡŒ Π² ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρƒ Π΄Π²ΠΈΠΆΡƒΡ‰ΠΈΡ… сил развития Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΊΠ°ΠΊ личности, отСчСствСнныС психологи проводят ΡƒΠ³Π»ΡƒΠ±Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΈ Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠ½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ исслСдования. ΠžΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ развития ΠΏΡ€ΠΎΡΠ»Π΅ΠΆΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π² ΡΡ‚ΠΈΡ… исслСдованиях Π½Π° Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΎΠΌ ΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π·ΠΊΠ΅ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ. ΠžΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ характСристики Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ΠΉ развития, закономСрности Π΅Π³ΠΎ проявлСния, ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго Π½Π° ΡΡ‚Π°ΠΏΠ°Ρ… дСтства (младСнчСство, Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ возраст, младший ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ, подростковый ΠΈ ΡŽΠ½ΠΎΡˆΠ΅ΡΠΊΠΈΠΉ возраст).

ΠšΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ возрастной этап характСризуСтс ΡΠΎΠ²ΠΎΠΊΡƒΠΏΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ спСцифичСских закономСрностСй развития — основными достиТСниями, ΡΠΎΠΏΡƒΡ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ образованиями ΠΈ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡΠΌΠΈ, ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ особСнности ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½ΠΎΠΉ ступСни психичСского развития, Π² Ρ‚ΠΎΠΌ числС особСнности развития самосознания [9, 3].

ΠšΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ психологичСский возраст Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΠ΅Ρ‚ своСго стиля общСния с Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ, примСнСния особых ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΠΎΠ² ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² обучСния ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚ания.

Π¦Π΅Π»ΠΎΡΡ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ развития Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΠΈ, ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ возрастной Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ΅ психофизичСскоС Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅, ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ сформированности цСнностных ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ (освоСниС ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π° Π² Π΄Π΅Ρ‚ской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Π΅ творчСскиС проявлСния, Π·Π°Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉΡΡ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΡΡ‚ΠΈΠ»ΡŒ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ), Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π°Π΄Π΅ΠΊΠ²Π°Ρ‚Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΠΎΠ»Ρƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° интСрСсы ΠΈ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Ρ‹ повСдСния.

Π‘ Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ зрСния возрастной психологии ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΈ возрастной классификации ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½ΠΎ-историчСскими, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-экономичСскими условиями воспитания ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ия, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ соотносятся с Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Π²ΠΈΠ΄Π°ΠΌΠΈ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. ΠšΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΈ классификации соотносятся Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ с Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚Π½ΠΎΠΉ Ρ„ΠΈΠ·ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠ΅ΠΉ, с ΡΠΎΠ·Ρ€Π΅Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ психичСских Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ само Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹ обучСния.

ВозрастныС этапы психичСского развития нСтоТдСствСнны биологичСскому Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ. Они ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ историчСскоС происхоТдСниС. ΠšΠΎΠ½Π΅Ρ‡Π½ΠΎ, дСтство, ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π΅ΠΌΠΎΠ΅ Π² ΡΠΌΡ‹ΡΠ»Π΅ физичСского развития Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ, Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΠ³ΠΎ для Π΅Π³ΠΎ роста, прСдставляСт собой СстСствСнноС, ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ΅ явлСниС. Но Π΄Π»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π° дСтства, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ Π½Π΅ ΡƒΡ‡Π°ΡΡ‚Π²ΡƒΠ΅Ρ‚ Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΌ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π΅, Π° Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ готовится ΠΊ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΌΡƒ ΡƒΡ‡Π°ΡΡ‚ΠΈΡŽ, ΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Π΅Ρ‚ эта ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠ°, зависят ΠΎΡ‚ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎ-историчСских условий [8, 3].

Π’Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ этапов психичСского развития основано Π½Π° Π²Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΡ… ус-ловиях ΠΈ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΠΈΡ… закономСрностях самого этого развития ΠΈ ΡΠΎΡΡ‚авляСт ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚Π½ΡƒΡŽ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡŽ.

Π­Ρ‚Π°ΠΏΡ‹ психичСского развития Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°.

Π›.Π‘. Выготский Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ критСрия возрастной ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ рассматривал психичСскиС новообразования, Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½Ρ‹Π΅ для ΠΊΠΎΠ½-ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ этапа развития. Он Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΠ» «ΡΡ‚Π°Π±ΠΈΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅» ΠΈ «Π½Π΅ΡΡ‚Π°Π±ΠΈΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅» (критичСскиС) ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Ρ‹ развития. ΠžΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‰Π΅Π΅ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠ½ ΠΏΡ€ΠΈΠ΄Π°Π²Π°Π» ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Ρƒ кризиса — Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° происхоит качСствСнная пСрСстройка Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ ΠΈ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. Π’ ΡΡ‚ΠΈ ΠΆΠ΅ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ измСнСния Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ личности Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. Богласно Π›. Π‘. Выготскому, ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΎΡ‚ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ возраста ΠΊ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΌΡƒ происходит Ρ€Π΅Π²ΠΎΠ»ΡŽΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹ΠΌ ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΌ [5].

ΠšΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ΅ΠΌ возрастной ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ А. Н. Π›Π΅ΠΎΠ½Ρ‚ΡŒΠ΅Π²Π° ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰ΠΈΠ΅ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. Π Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ обусловливаСт главнСйшиС измСнСния Π² ΠΏΡΠΈΡ…ичСских процСссах ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ологичСских особСнностях личности Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π½Π° Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΉ стадии развития. «Π”Π΅Π»ΠΎ Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈ Π²ΡΡΠΊΠΎΠ΅ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠΊΠΎΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ, ΠΏΡ€ΠΈΠ½Π°Π΄Π»Π΅ΠΆΠ°Ρ‰ΠΈΠΉ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΌΡƒ поколСнию, застаСт ΡƒΠΆΠ΅ Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌΠΈ извСстныС условия ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ. Они ΠΈ Π΄Π΅Π»Π°ΡŽΡ‚ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Ρ‹ΠΌ Ρ‚ΠΎ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠ΅ содСрТаниС Π΅Π³ΠΎ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ» [7, 82].

Π’ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ возрастной ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π”. Π‘. Эльконина Π»Π΅ΠΆΠ°Ρ‚ Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰ΠΈΠ΅ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ½ΠΎΠ²Π΅Π½ΠΈΠ΅ психологичСских Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ Π½Π° ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½ΠΎΠΌ этапС развития. Π Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΡƒΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ общСния. [11].

А.Π’. ΠŸΠ΅Ρ‚Ρ€ΠΎΠ²ΡΠΊΠΈΠΉ для ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ возрастного ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π° выдСляСт Ρ‚Ρ€ΠΈ Ρ„Π°Π·Ρ‹ вхоТдСния Π² Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ‚Π½ΡƒΡŽ ΠΎΠ±Ρ‰Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ: адаптация, индивидуализация ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‚Сграция, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… происходят Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΡΡ‚Ρ€ΠΎΠΉΠΊΠ° структуры личности. [9, 53].

РСально возрастная пСриодизация ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° зависит ΠΎΡ‚ ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΠΉ Π΅Π³ΠΎ развития, ΠΎΡ‚ ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΉ созрСвания морфологичСских структур, отвСтствСнных Π·Π° Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΎΡ‚ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½Π΅ΠΉ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ самого Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, которая опрСдСляСт Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Π½Π° Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΏΠΎΠ·Π΄Π½ΠΈΡ… этапах ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π°. Для ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ возраста сущСствуСт своя спСцифичСская «ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ ситуация», свои «Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰ΠΈΠ΅ психичСскиС Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ» (Π›. Π‘. Выготский) ΠΈ ΡΠ²ΠΎΡ вСдущая Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ (А.Н. Π›Π΅ΠΎΠ½Ρ‚ΡŒΠ΅Π², Π”.Π‘. Эльконин). Π‘ΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π²Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΡ… ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… условий ΠΈ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΠΈΡ… условий созрСвания Π²Ρ‹ΡΡˆΠΈΡ… психичСских Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ опрСдСляСт ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π΅ Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ развития. На ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΌ возрастном этапС обнаруТиваСтся ΠΈΠ·Π±ΠΈΡ€Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΠΈΠΌΡ‡ΠΈΠ²ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊ Π²Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΠΌ воздСйствиям — ΡΠ΅Π½Π·ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. Π›. Π‘. Выготский ΠΏΡ€ΠΈΠ΄Π°Π²Π°Π» сСнзитивным ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π°ΠΌ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‰Π΅Π΅ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅, считая, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠ΅ ΠΈΠ»ΠΈ Π·Π°ΠΏΠ°Π·Π΄Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰Π΅Π΅ ΠΏΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ ΠΊ ΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Ρƒ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ оказываСтся нСдостаточно эффСктивным [5, 316].

ΠžΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅, историчСски обусловлСнныС Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ сущСство-вания Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΏΠΎ-своСму Π»ΠΈΡΡŽΡ‚ Π½Π° Π½Π΅Π³ΠΎ Π½Π° Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… этапах ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π° Π² Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΡ‚ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· ΠΊΠ°ΠΊΠΈΠ΅ Ρ€Π°Π½Π΅Π΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²ΡˆΠΈΠ΅ΡΡ психичСскиС Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ ΠΎΠ½ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π»ΠΎΠΌΠ»ΡΡŽΡ‚ΡΡ. ΠŸΡ€ΠΈ этом Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ «Π·Π°ΠΈΠΌΡΡ‚Π²ΡƒΠ΅Ρ‚ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΅ΠΌΡƒ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚, Π³ΠΎΡ€Π΄ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ ΠΌΠΈΠΌΠΎ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π²Ρ‹ΡˆΠ°Π΅Ρ‚ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ Π΅Π³ΠΎ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ» [8, 7].

Π˜Π·Π²Π΅ΡΡ‚Π½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ паспортный возраст ΠΈ Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚ «Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈ-тия» Π½Π΅ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΡΠΎΠ²ΠΏΠ°Π΄Π°ΡŽΡ‚. Π Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΆΠ°Ρ‚ΡŒ, ΠΎΡ‚ΡΡ‚Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈ ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ паспортному возрасту. ΠšΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ свой ΠΏΡƒΡ‚ΡŒ развития, ΠΈ ΡΡ‚ΠΎ слСдуСт ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Π³ΠΎ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ.

ΠœΡƒΡ…ΠΈΠ½Π° Π’.Π‘. ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΠΈΠ»Π° ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Ρ‹, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚ возрастныС достиТСния Π² ΠΏΡΠΈΡ…ичСском Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ Π² Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Ρ‚ΠΈΠΏΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π°Ρ… [8, 3]. ΠœΡ‹ Π±ΡƒΠ΄Π΅ΠΌ ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π½Π° Π΅Π΅ Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚Π½ΡƒΡŽ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡŽ:

I. ДСтство.

ΠœΠ»Π°Π΄Π΅Π½Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎ (ΠΎΡ‚ 0 Π΄ΠΎ 12−14 мСс).

Π Π°Π½Π½ΠΈΠΉ возраст (1 Π΄ΠΎ 3 Π»Π΅Ρ‚).

Π”ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ возраст (3 Π΄ΠΎ 6−7 Π»Π΅Ρ‚).

Младший ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ возраст (ΠΎΡ‚ 6−7 Π΄ΠΎ 10−11 Π»Π΅Ρ‚).

II. ΠžΡ‚Ρ€ΠΎΡ‡Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎ (ΠΎΡ‚ 11−12 Π΄ΠΎ 15−16 Π»Π΅Ρ‚).

ВоспитаниС ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π² ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΌ ΠΈΠ· Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚Π½Ρ‹Ρ… этапов.

Возрастная пСриодизация позволяСт ΠΎΠΏΠΈΡΡ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ Ρ„Π°ΠΊΡ‚Ρ‹ психичСской ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π² ΠΊΠΎΠ½Ρ‚СкстС ΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΠΎΠ² возраста ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€ΠΏΡ€Π΅Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ закономСрности достиТСний ΠΈ Π½Π΅Π³Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ Π² ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Ρ‹ развития.

Π”Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€ΠΎΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ дСтство Ρƒ Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ², стоящих Π½Π° Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… ступСнях общСствСнного развития, ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ‡Π΅ΠΌ Π½ΠΈΠΆΠ΅ эта ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ΅Π½ΡŒ, Ρ‚Π΅ΠΌ Ρ€Π°Π½ΡŒΡˆΠ΅ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ΡΡ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€Π°ΡΡ‚Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ Π²ΠΎ Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»Ρ‹Π΅ Π²ΠΈΠ΄Ρ‹ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π°. Π’ ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡΡ… ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ Π±ΡƒΠΊΠ²Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ с ΠΌΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°ΡŽΡ‚ Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ, трудятся вмСстС со Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»Ρ‹ΠΌΠΈ. ДСтство Π² Ρ‚ΠΎΠΌ Π²ΠΈΠ΄Π΅, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΌΡ‹ Π΅Π³ΠΎ Π·Π½Π°Π΅ΠΌ, появилось Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Ρ‚ΠΎΠ³Π΄Π°, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ взрослых стал нСдоступСн для Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, Π½Π°Ρ‡Π°Π» Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ большой ΠΏΡ€Π΅Π΄Π²Π°Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠΈ. Оно ΠΈ Π±Ρ‹Π»ΠΎ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΎ чСловСчСством ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠΈ ΠΊ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ, ΠΊ Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Π² Ρ‚Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ приобрСсти Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹Π΅ знания, умСния, психичСскиС качСства ΠΈ ΡΠ²ΠΎΠΉΡΡ‚Π²Π° личности. И ΠΊΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ возрастной этап ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π²Π°Π½ ΡΡ‹Π³Ρ€Π°Ρ‚ΡŒ Π² ΡΡ‚ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠ΅ свою ΠΎΡΠΎΠ±ΡƒΡŽ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ.

Роль ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹ состоит Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Π΄Π°Ρ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΡƒ знания ΠΈ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΡ, Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹Π΅ для Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ² ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½ΠΎΠΉ чСловСчСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ (Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π½Π° Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… участках общСствСнного производства, Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ, ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹), ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΡŒ ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ психичСскиС качСства. Π—Π½Π°Ρ‡Π΅Π½Π΅ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π° ΠΎΡ‚ Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΡ Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΡΡ‚уплСния Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρƒ Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Π² ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠ΅ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΡ…, исходных чСловСчСских Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ, психичСских качСств ΠΈ ΡΠ²ΠΎΠΉΡΡ‚Π² личности, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π½ΡƒΠΆΠ½Ρ‹ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΌΡƒ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΡƒ для ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅. К Π½ΠΈΠΌ относятся ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒΡŽ, ΡƒΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ² ΠΎΠ±ΠΈΡ…ΠΎΠ΄Π°, Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΊΠΈ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚ранствС ΠΈ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ, Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ чСловСчСских Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ восприятия, ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ, вообраТСния ΠΈ Ρ‚. Π΄., Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ основ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ людьми, ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΡΠΌ Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹ ΠΈ ΠΈΡΠΊΡƒΡΡΡ‚Π²Π°.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст

Бписок Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹

  1. Π“. Π‘. Возрастная психология: Π£Ρ‡Π΅Π±Π½ΠΈΠΊ для студСнтов Π²ΡƒΠ·ΠΎΠ². Π•ΠΊΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ½Π±ΡƒΡ€Π³: ДСловая ΠΊΠ½ΠΈΠ³Π°, 1999. 624 с.
  2. Π›.И. ΠŸΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ формирования личности. /Под Ρ€Π΅Π΄Π°ΠΊΡ†ΠΈΠ΅ΠΉ Π”. И. Π€Π΅Π»ΡŒΠ΄ΡˆΡ‚Π΅ΠΉΠ½Π° 2-Π΅ ΠΈΠ·Π΄. — Πœ.: Изд-Π²ΠΎ «Π˜Π½ΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡƒΡ‚ практичСской психологии», Π’ΠΎΡ€ΠΎΠ½Π΅ΠΆ: НПО «ΠœΠžΠ”Π­Πš», 1997. 352 с.
  3. Π›.А., ΠœΡƒΡ…ΠΈΠ½Π° Π’. Π‘. ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ: Π£Ρ‡Π΅Π±. ПособиС для ΡƒΡ‡-ся ΠΏΠ΅Π΄. ΡƒΡ‡-Ρ‰ ΠΏΠΎ ΡΠΏΠ΅Ρ†. М.: ΠŸΡ€ΠΎΡΠ²Π΅Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅, 1988. 336 с.
  4. Возрастная психология: ДСтство, отрочСство, ΡŽΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ: Π₯рСстоматия: Π£Ρ‡Π΅Π±. пособиС для студ. ΠΏΠ΅Π΄. Π²ΡƒΠ·ΠΎΠ² / Бост. ΠΈ Π½Π°ΡƒΡ‡. Ρ€Π΅Π΄. Π’. Π‘. ΠœΡƒΡ…ΠΈΠ½Π°, А. А. Π₯востов. М.: Изд. Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€ «ΠΠΊΠ°Π΄Π΅ΠΌΠΈΡ». 2000. 624 с.
  5. Π›. Π‘. Π‘ΠΎΠ±Ρ€. соч.: Π’ 6 Ρ‚. — Πœ., 1982−1984
  6. А.Π’. Π˜Π·Π±Ρ€Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ психологичСскиС Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Ρ‹: Π’ 2-Ρ… Ρ‚. Π’.1. ΠŸΡΠΈΡ…ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. М.: ПСдагогика, 1986. 296 с.
  7. А. Н. ΠŸΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ развития психики. — Πœ., 1959.-Π‘. 412.
  8. Π’.Π‘. Возрастная психология: фСномСнология развития, дСтство, отрочСство: Π£Ρ‡Π΅Π±. Для студ. Π’ΡƒΠ·ΠΎΠ². 7-Π΅ ΠΈΠ·Π΄., стСрСотип, — М.: Изд. Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€ «ΠΠΊΠ°Π΄Π΅ΠΌΠΈΡ», 2002. 456 с.
  9. А. Π’. ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉΡΡ личности / Под Ρ€Π΅Π΄. А. Π’. ΠŸΠ΅Ρ‚Ρ€ΠΎΠ²ΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ. — Πœ., 1987.
  10. Π”. И. ΠŸΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ возрастной ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ психологии -М., 1995.
  11. Π”. Π‘. Π˜Π·Π±Ρ€Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ психологичСскиС Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Ρ‹.-М., 1989.
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ