Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Культурные и духовные потребности человека. 
Множественность определений понятия культура

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исторические, подчеркивающие роль традиций и социального наследия, доставшихся современной эпохе от предшествующих этапов развития человечества, т. е. культура является результатом исторического развития и включает в себя все, что искусственно, что люди произвели и что передается от поколения к поколению — орудия, символы, организации, общая деятельность, взгляды, верования; Описательные… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Культура: понятие и сущность
  • Классификация потребностей
  • Духовные и культурные потребности человека
  • Заключение
  • Список литературы

Культурные и духовные потребности человека. Множественность определений понятия культура (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вопросам развития сферы культуры в последние годы уделяется большое внимание. Мировой опыт рыночных преобразований в экономически развитых странах показывает, что реорганизация в экономической сфере должна идти параллельно с повышением культурного уровня, как всего населения, так и людей, осуществляющих экономические реформы. Снижение внимания государства к организации досуга людей и повышению культурного уровня даже при достижении высокого уровня материального благополучия приводит к возникновению таких социальных проблем, как наркомания, алкоголизм, детская и молодежная преступность и т. д.

Переход к рыночным отношения поставил учреждения культуры перед необходимостью задуматься о культурных запросах и предпочтениях населения, социально-экономических характеристиках аудитории этих учреждений, мотивах их посещения или непосещения, степени духовной удовлетворенности их деятельностью.

Сегодня, большинство организаций культуры не располагают конкретными сведениями о социальных, демографических, экономических и прочих признаках, характеризующих посетителей данных учреждений, замечниях и требованиях населения к сфере культуры, оценкам деятельности театров, музеев, библиотек, клубных и прочих досуговых организаций. Но поскольку конечной целью функционирования объектов и субъектов культуры и искусства является удовлетворение и формирование многообразных духовных потребностей людей, учреждения культуры должны обладать обширным информационным полем о реальном участии различных социальных групп (сегментов) в культурном процессе.

Цель данной работы рассмотреть культурные и духовные потребности человека, а так же множественность определений понятия культура.

Согласно цели работы для решения поставлены следующие задачи:

Описать понятие и сущность культуры;

Рассмотреть классификацию человеческих потребностей;

Проанализировать духовные и культурные потребности.

Культура: понятие и сущность

Слово «культура» употребляет практически каждый человек. Однако в него разные люди вкладывают различный смысл. Существует множество определений культуры и множество подходов к ее пониманию и оценке. По подсчетам американских культурологов Альфреда Кребера и Клайда Клакхона в настоящее время имеют место свыше 500 определений. Исследователи проанализировали свыше ста основных определений и сгруппировали их следующим образом:

описательные определения, восходящие в своей основе к концепции родоначальника культурной антропологии Э. Тайлора. Суть таких определений: культура — это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований; она включает в себя все созданное людьми (книги, картины и т. п.), знание путей приспособления к природе и обществу, язык, традиции, систему этикета, этику, религию;

исторические, подчеркивающие роль традиций и социального наследия, доставшихся современной эпохе от предшествующих этапов развития человечества, т. е. культура является результатом исторического развития и включает в себя все, что искусственно, что люди произвели и что передается от поколения к поколению — орудия, символы, организации, общая деятельность, взгляды, верования;

нормативные, акцентирующие значение принятых правил и норм. Культура — это образ жизни индивида, определяемый социальным окружением;

ценностные: культура — это материальные и социальные ценности группы людей, их институты, обычаи, реакции поведения;

психологические, исходящие из того, как человек решает конкретные проблемы на психологическом уровне. Культура — особое приспособление людей к природному окружению и экономическим потребностям, она складывается из всех результатов такого приспособления;

социально-педагогические: культура — это поведение, которому человек учится (приобретает в процессе социализации), а не получает в качестве биологического наследства (генетически);

структурные, выделяющие важность моментов организации или моделирования. Культура — система определенных признаков, различным образом связанных между собой. Материальные и нематериальные признаки культуры, организованные вокруг основных потребностей человека, образуют социальные институты, являющиеся ядром (моделью) культуры;

идеологические: культура — это поток идей, переходящих от индивида к индивиду посредством особых действий, т. е. с помощью слов или подражания;

символические: культураэто организация различных феноменов (материальных предметов, действий, идей, чувств), состоящая в употреблении символов или зависящая от этого .

Каждая из перечисленных групп определений схватывает какие-то важные черты культуры. Действительно, она является результатом поведения людей и деятельности общества, она исторична, включает модели, идеи и ценности, избирательна, основана на символах, т. е. не включает биологических компонентов человека и передается отличными от биологической наследственности механизмами, наконец, она воспринимается эмоционально конкретными индивидами. И все же этот перечень свойств не дает нам достаточно полного понимания тех сложных явлений, которые имеются ввиду, когда речь заходит о культурах майя или ацтеков, Киевской Руси или Империи Карла Великого.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. Н. Философия хозяйства. М. 2003. С. 282.
  2. В. Введение в психологию. М., 1912 и др. 237 с.
  3. В. Очерки психологии. М., 1913. 125 с.
  4. Г. Соч., т. VIII, М., СПб. 1935. 71 с.
  5. Духовная культура. Энциклопедическое издание. Том 9. Издатель: Равновесие-Медиа, 2006. 236 с.
  6. Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. М., 2000. с 212−213.
  7. К., Энгельс Ф. Избр. произв. в 3-х томах. Т. I. 1966. С. 75.
  8. Т.А. Потребность как социальное явление. М. Высшая Школа, 2000. 53 с.
  9. В.С. Человек и его потребности. Издательство: Питер, 2006. 160 с.
  10. В. М. Теория потребностей. Тверь, 2004, 143 с.
  11. Э. Душа человека. М., 2002. с 310−311.
  12. А.П. Культурология М.Владос. 2005. 236 с.
  13. Р. Духовное и бездуховное. СПб.: Родос. 45 с.
Заполнить форму текущей работой