Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Использование психодиагностики для выявления готовности ребенка к школе

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Другую и также не очень популярную в наши дни теорию именуют революционной теорией развития. Она представляет собой другую крайность в позициях и практически полностью отвергает какое бы то ни было значение генетических факторов в развитии. Сторонники этой теории все развитие сводят к разнообразным воздействиям среды и утверждают, что у любого человека независимо от его природных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. теоретико-методологические основы изучения подготовки ребенка к школе
    • 1. 1. Характеристика Культурно-исторической Концепции Л. С. Выготского по изучению и развитию личности
    • 1. 2. Характеристика Личностного подхода С. Л. Рубинштейна по изучению личности
    • 1. 3. Характеристика теории А. Н. Леонтьева о развитии психики ребенка
    • 1. 4. Современные исследователи о подготовке ребенка к школе
  • Глава 2. Характеристика психологических особенностей шестилетнего ребенка
    • 2. 1. Описание особенностей шестилетних детей и младших школьников: Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, В. С. Мухина, Л. Ф. Обухова, И. В. Шоповаленко и др
    • 2. 2. Готовность к школе и методы изучения психики ребенка. Взгляды Л. А. Венгера
    • 2. 3. Использование психодиагностики для изучения готовности ребенка к школе
  • Заключение

Использование психодиагностики для выявления готовности ребенка к школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема психического развития дошкольников и младших школьников одна из фундаментальных проблем современной детской психологии. Исследование этой проблемы наряду с научным значением представляет и практический интерес, поскольку нацелено на решение многих педагогических вопросов, связанных с организацией эффективного обучения и воспитания школьников. Психодиагностика здесь выступает, как область специальных знаний, связанных с разработкой теории, методологии и методик для точной оценки свойств, состояний или уровня психологического развития детей и определение готовности ребенка к школе.

Целью данной работы является изучение использования психодиагностики для выявления готовности ребенка к школе. Соответственно выделены следующие задачи: 1. Возникает необходимость рассмотреть теоретико-методологические основы изучения подготовки ребенка к школе, для чего требуется:

— охарактеризовать культурно-историческую концепцию Л. С. Выготского по изучению и развитию личности.

— дать характеристику личностному подходу С. Л. Рубинштейна по изучению личности.

— изучить характеристику теории А. Н. Леонтьева о развитии психики ребенка.

— сформулировать мнения современных исследователей о подготовке ребенка к школе.

Второй задачей данной работы является необходимость проанализировать характеристику психологических особенностей шестилетнего ребенка и следует:

— рассмотреть описание особенностей шестилетних детей и младших школьников, руководствуясь исследованиями Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, В. С. Мухина, Л. Ф. Обухова, И. В. Шоповаленко и др.

— изучить готовность к школе и методы изучения психики ребенка на основе взглядов Л. А. Венгера.

— определить значение использования психодиагностики для изучения готовности ребенка к школе.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ.

1.1. Характеристика Культурно-исторической Концепции Л. С. Выготского по изучению и развитию личности.

Лев Семенович Выготский известный русский психолог и философ, создатель культурно-исторической психологии. Теоретические обощения закономерностей развития психики в онтогенезе изложил в работе «Развития высших психических функций» (1931год). Согласно работам Выготского, в развитии психики участвуют биологические факторы и культурные как результат исторической эволюции общества. Культурное поведение направлено на преобразование действительности, т. е. вовне; затем этот процессизвне переходит вовнутрь (интериоризация), регулируя психическую дейтельность.

Изучая структуру сознания, Выготский разработал и экспериментально обосновал теорию умственного развития ребенка («Мышление и речь, 1934 год). Свои исследования он связывал с проблемой обучения ребенка и воздействия этого обучения на умственное развитие. Им введено положение о «зоне ближайшего развития», имеющее большое практическое значение. Идеи Выготского получили широкий резонанс во всех науках, исследующих человека.

Все современные ученые признают, что психика и поведение человека во мно-гих своих проявлениях имеют врожденный характер. Однако в том виде, в каком они представлены у развитого или развивающегося человека, психика и поведение большей частью являются продуктом обучения и воспитания.

Развитие представляет собой переход растущего организма на более высокую ступень, и этот переход может зависеть как от созревания, так и от научения. Главный вопрос состоит в выяснении того, как соотносятся эти два процесса друг с другом. Одна из точек зрения на данную проблему, представляющая в настоящее время в основном исторический интерес, заключается в утверждении, что становление психики и поведение человека есть результат эволюционного преобразования генетически заложенных в организме с рождения возможностей, существующих в виде задатков. В процессе онтогенетического психологического и поведенческого развития организма согласно данной точке зрения нет ничего такого, что хотя бы в зародыше не содержалось в генотипе. Все, что появляется далее в процессе развития, изначально имеется в виде задатков, которые, преобразуясь и развиваясь, превращаются в способности в основном по законам биологического созревания организма. Эту концепцию называют эволюционной теорией развития. Одно из значений слова «эволюция» — развертывание.

Другую и также не очень популярную в наши дни теорию именуют революционной теорией развития. Она представляет собой другую крайность в позициях и практически полностью отвергает какое бы то ни было значение генетических факторов в развитии. Сторонники этой теории все развитие сводят к разнообразным воздействиям среды и утверждают, что у любого человека независимо от его природных анатомо-физиологических особенностей можно сформировать любые психологические и поведенческие свойства, доведя из развитие до любого уровня с помощью обучения и воспитания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников (Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Ч. II. М, 1981.)
  2. Возрастные возможности усвоения знаний / Под. ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1969.
  3. Л.С. Мышление и речь (собр. Соч. в 6 т. Т. 2. Возрастная и педагогическая психология / под ред. М. В. Гамезо, М. В. Матюхиной, Т. С. Михальчик. М.: Просвещение, 1984.)
  4. Л.С. Развитие высших психических функций. Изд-во АПН РСФСР, 1960. с.341 342, 502 603
  5. П.Я., Эльконин Д. Б., Запорожец А. В. К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского мышления. Послесловие к книге Д. Флейвелла «Генетическая психология Ж. Пиаже». М., 1967.
  6. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. (Учебная деятельность в младшем школьном возрасте: 132 162.)
  7. А.В. Избранные психологические трудов: В 2 т. М., 1986. Т. 1. (Развитие мышления у детей дошкольников: 154 215.)
  8. А.Н., Лурия А. Р., Смирнов А. А. О диагностических методах психологического исследования школьников (Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии). М., 1981
  9. В.С. Детская психология: Учебник для студентов педагогических институтов. М., 1985. (Изобразительная и конструктивная деятельность дошкоьников: 130 155.)
  10. В.С. Шестилетний ребенок в школе. М., Просвещение, 1990.
  11. Л.В. Концепция Жана Пиаже: за и против; - М., 1981. (Развитие мышления в дошкольном возрасте: 85 88.)
  12. Н.Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников (Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Ч. II. М., 1981.)
  13. Психическое развитие младших школьников/ Под. ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1990.
  14. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989 С. 113 Т.1.
  15. Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). М., 1960 (Психическое развитие детей в дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет): 138 — 293)
  16. Д.Б. Психология игры. М., 1978. (Развитие игры в дошкольном возрасте: 168 270.)
Заполнить форму текущей работой