Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Меры процессуального принуждения

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В сегодняшней ситуации эффективная организация уголовного преследования возможна лишь при наличии в распоряжении правоохранительных органов мер государственного принуждения. С преступным миром нужно бороться такими действенными средствами, которые позволяли бы быстро раскрывать совершенные или готовящиеся преступления, а также, гораздо важнее, заранее и вовремя их предотвращать. Кроме того… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Общая характеристика мер уголовно-процессуального принуждения
    • 1. 1. Социальная обусловленность и значение мер уголовно-процессуального принуждения
    • 1. 2. Признаки и понятие мер процессуального принуждения
    • 1. 3. Классификация мер уголовно-процессуального принуждения
  • Глава II. Задержание подозреваемого как мера процессуального принуждения
    • 2. 1. Понятие задержания подозреваемого
    • 2. 2. Основания, условия и порядок задержания
  • Глава III. Меры уголовно-процессуального пресечения
    • 3. 1. Юридическая природа мер пресечения
    • 3. 2. Понятие, общие основания, условия и порядок применения мер уголовно-процессуального пресечения
    • 3. 3. Характеристика отдельных мер пресечения
  • Глава IV. Иные меры уголовно процессуального принуждения
  • Глава V. Судебная проверка законности и обоснованности заключения под стражу
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Меры процессуального принуждения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В течении нескольких последних лет все чаще и чаще говорят о построении правового государства, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Движение к правовому государству неразрывно связано с кардинальным укреплением законности и правопорядка, усилением контроля над преступностью, обеспечением неотвратимости ответственности за правонарушения и полным использованием в этом деле всей силы законов, чтобы ни один преступник не ушел от заслуженного наказания. Для государства и общества одинаково важны как успешная борьба с преступными посягательствами, так и успешная защита прав и свобод человека. На мой взгляд, здесь недопустимы противопоставление и конкуренция между публичным и личными интересами. Государство в погоне за укреплением законности в обществе не должно само становиться на путь беззакония, какими благородными целями оно не руководствовалось. В этой связи абсолютно недопустим какой-либо произвол со стороны правоохранительных органов.

Преступность в нашей стране, на мой взгляд, если еще и не достигла критической точки, но стремиться к ней. Все больше совершается умышленных преступлений, усиливается организованность преступности, и появляются новые, чаще всего тяжкие виды преступлений. Преступники идут на активное сопротивление правоохранительным органам и противодействие каким-либо действиям, направленным на их выявление и разоблачение, создавая всяческие помехи законному и обоснованному разрешению уголовных дел и установлению истины по делу. К тому же от следствия, дознания и правосудия ежегодно скрываются десятки тысяч лиц, подлежащих уголовной ответственности.

В сегодняшней ситуации эффективная организация уголовного преследования возможна лишь при наличии в распоряжении правоохранительных органов мер государственного принуждения. С преступным миром нужно бороться такими действенными средствами, которые позволяли бы быстро раскрывать совершенные или готовящиеся преступления, а также, гораздо важнее, заранее и вовремя их предотвращать.

В то же время, необходимым условием применения мер уголовно-процессуального принуждения является их законность и обоснованность, так как все эти меры, в той или иной степени, ограничивают закрепленные Конституцией РФ права и законные интересы человека и гражданина. В принципе, можно сказать, что среди всех видов государственной деятельности уголовное судопроизводство больше других вторгается в сферу частной жизни, ограничивая права и свободы граждан. Обусловлено это публичностью уголовного процесса. Интересы общества и государства состоят в том, чтобы установить истину по уголовному делу, привлечь виновных к ответственности, преодолеть возможное сопротивление заинтересованных лиц и не допустить совершения преступления в будущем как уже привлеченными к ответственности лицами, так и другими гражданами.

Цель моей работы изучить и проанализировать меры уголовно-процессуального принуждения, закрепленные в Уголовно-процессуальном кодексе РФ (далее по тексту — УПК РФ), рассмотреть их суть, содержание и основания применения.

Кроме того, задачей моей работы является показать, что применение мер уголовно-процессуального принуждения необходимо и обосновано, что несмотря на жестокость, а с одной стороны это так и есть, без наличия этих способов воздействия невозможно осуществление законности, поддержание правопорядка, а также улучшение общей ситуации в стране и построения правового государства.

Глава I. Общая характеристика мер уголовно-процессуального принуждения

1.1 Социальная обусловленность и значение мер уголовно-процессуального принуждения

Как уже было сказано выше, существуют ситуации, когда общественные интересы диктуют необходимость прямого вторжения государства в сферу прав людей. В их числе необходимость борьбы с преступниками и другими правонарушителями; преодоление неблагоприятной ситуации, вызванной эпидемией или стихийным бедствием и их последствиями; осуществление военного положения.

На мой взгляд, борьба с преступностью и укрепление общественного правопорядка занимает особое место. Борьба с преступностью является одной из функций государства, но в тоже время это часть его правового режима, правовой системы, при стабильности которой и только тогда возможны действительная защита и уважение прав и достоинства личности. Бесспорным остается тот факт, что характер задач борьбы с преступностью определяет необходимость принудительных мер, вторжений в личную свободу и другие права граждан. Это справедливое, на мой взгляд, утверждение было дано еще в 60-е года 20 в., в Советский период.

Кроме того, социальная обусловленность существования и применения мер уголовно-процессуального принуждения в значительной степени определяется таким понятием, как «социальная справедливость». Понятие справедливости в уголовном процессе выступает в качестве высшего нравственного критерия для регулирования и оценки действий субъектов путем применения к ним тех или иных форм государственного воздействия. Восстановление справедливости является одной из задач всего уголовного судопроизводства.

В отношении обвиняемого (подозреваемого) как субъекта уголовного процесса, наиболее широко подвергаемого уголовно-процессуальному принуждению, принцип справедливости действует в том смысле, что он «сам спровоцировал

Показать весь текст

Список литературы

  1. РФ. // Российская газета.-1993.-№ 237 (25 декабря).
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 169-ФЗ). / СЗ РФ. 2004. № 1. Ст. 459
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. с изм. и доп., внесенными федеральными законами от 29 мая 2002 г., 24 июля 2002 г., № 98-ФЗ и № 103-ФЗ, 25 июля и 13 октября 2002 г., 30 июня 2003 г., 4 июля 2003 г. № 92-ФЗ и № 94-ФЗ, 7 июля 2003 г. // СЗ РФ. 2001 № 52 (Ч.1), СТ. 4921; 2002. № 22. Ст. 2027; № 30. Ст. 3015, 3020, 3029; № 44. Ст. 4928; 2003. № 27 (Ч. 1). Ст. 2700, 2706; № 27 (Ч. 2). Ст. 2708; № 28. Ст. 2880.
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. // СЗ РФ. 2002. № 44.ст.4295; СЗ РФ. 2003. № 27. Ст. 2007; СЗ РФ. 2004. № 34. Ст. 3529; СЗ РФ 2005. № 1. Ст. 40; СЗ Р. 2005. № 13.Ст. 1077.
  5. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г. // Система «Гарант-платформа», осень 2006. выпуск 13.
  6. Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"//"Российская газета» от 30 апреля 1992 г.
  7. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // СЗ РФ. 1995 г., № 29, ст. 2759
  8. О.И. Решение вопроса об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу: проблемы правоприменения // Журнал российского права. 2005. № 2.
  9. Е.Г. Меры уголовно-процессуального принуждения. Моногра-фия. Уфа: Издательство Башкирского государственного университета, 2003.
  10. В. Принятие судебных решений о заключении под стражу // Рос-сийская юстиция. 2002. № 6.
  11. А.В. Задержание и заключение под стражу должны быть не только законными и обоснованными, но и мотивированными // Журнал российского права. 2005. № 3.
  12. А.В. Обоснованность задержания и заключения под стражу по УПК РФ // Журнал российского права. 2003. № 9
  13. Н.А., Полунин С. А. Санкции в уголовно-процессуальном праве России. М., 1998.
  14. .Б., Сайкин Л. Р. Проблемы задержания по УПК РФ // Российская юстиция. 2005. № 8.
  15. З.Д. Меры процессуального принуждения в системе средств обеспечения обвинения и защиты. Уфа, 1978.
  16. З. З. Некоторые аспекты проявления социальной справед-ливости при охране прав обвиняемого // Социальная справедливость охраны прав обвиняемого. Кемерово, 1989.
  17. Г. П. Основания применения мер процессуального принужде-ния. Дис. канд. юр. наук. М., 1986.
  18. Н.И. Меры пресечения в российском уголовном процессе // Следователь. 2001. № 8.
  19. Ф.М. Принуждение в уголовном судопроизводстве. Красно-ярск, 1985.
  20. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В. И. Радченко; научн. ред. В. Т. Томин, М. П. Поляков. М.: Юрайт-Издат, 2006.
  21. Л.А. Принципы и нормы Совета Европы в уголовном судопроизводстве Российской Федерации // Журнал российского права. 2006. № 4.
  22. В.П. Применение залога как меры пресечения в Российской Федерации и в Республике Беларусь (Сравнительный анализ) // Российская юстиция. 2006. № 4.
Заполнить форму текущей работой