Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организационно-педагогические условия реализации валеологических технологий в процессе профессиональной деятельности социального педагога: На примере Центра социального обслуживания населения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность изучения валеологических проблем пожилых людей с каждым годом возрастает, что связано с необходимостью выработки стратегии продления социально-активной жизни лиц пожилого и старческого возраста, специфическими требованиями этого контингента в отношении здравоохранения и улучшения качества жизни. Для оказания адресной помощи людям пенсионного возраста в России за последние десятилетие… Читать ещё >

Содержание

  • Раздел 1. Теоретические основы педагогической валеологии
    • 1. 1. Концептуальные основы формирования валеологического статуса и философии здоровья человека
    • 1. 2. Исторические аспекты педагогической валеологии
    • 1. 3. Особенности увеличения продолжительности жизни и продления активной старости человека
    • 1. 4. Валеологическая парадигма в профессиональной деятельности социального педагога
  • Раздел 2. Организация и результаты опытно-экспериментальной работы
    • 2. 1. Валеологические технологии в профессиональной деятельности социального педагога
    • 2. 2. Валеологическая служба в Модельном центре социального обслуживания населения: сущность, тенденции и основные направления развития
    • 2. 3. Научно-методическое обеспечение валеологических программ деятельности социального педагога

Организационно-педагогические условия реализации валеологических технологий в процессе профессиональной деятельности социального педагога: На примере Центра социального обслуживания населения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность изучения валеологических проблем пожилых людей с каждым годом возрастает, что связано с необходимостью выработки стратегии продления социально-активной жизни лиц пожилого и старческого возраста, специфическими требованиями этого контингента в отношении здравоохранения и улучшения качества жизни. Для оказания адресной помощи людям пенсионного возраста в России за последние десятилетие создана сеть Центров социального обслуживания населения, в штатное расписание которых введена должность социального педагога. Ведущая роль в валеологическом просвещении и адресной реабилитации пожилых клиентов Центров социального обслуживания населения (ЦСОН) отводится именно социальным педагогам, призванным объединить усилия специалистов разного профиля, работающих в Центрах.

Успешное развитие программ комплексной помощи пожилым людям сдерживается рядом проблем. Весь комплекс услуг системы социальной защиты разрабатывался для иной формы внутригосударственных отношений, которая не достаточно информативно отражает валеологические аспекты, необходимые для оптимизации здоровья пожилых людей. Смещение приоритетов валеологической концепции социального обслуживания пожилых клиентов в сторону комплексного подхода, а не только медицинского обслуживания, позволит повысить ответственность каждого пенсионера за свое здоровье, здоровье детей и внуков. «Человеческий капитал» приобретает все большую ценность и ответственность за его сохранение должны разделить государственные, общественные и иные организации и сам человек, желающий достойно встретить старость.

В течение последних пятидесяти лет XX столетия процесс старения населения в мировом масштабе развивался с такой стремительностью и последовательностью, что всякое игнорирование его значения связано с отрицательными последствиями для социальной политики государства. В настоящее время пожилые люди стали третьей по значимости категорией населения, что породило целый комплекс проблем, о существовании которых в прошлом человечество не могло даже предполагать.

Демографическая статистика свидетельствует, что доля лиц пожилого возраста стремительно увеличивается практически во всех странах мира. В соответствии с прогнозами ООН к 2025 году численность людей старше 60 лет составит 15% всего населения, в России эта цифра превысит 20% рубеж. Изменения демографической ситуации в мире сопряжено не только со старением населения, но и увеличением в обществе людей с тяжелыми хроническими заболеваниями, инвалидов.

Очевидно, что качество социальной поддержки пожилых клиентов напрямую зависит от квалификации и валеологической компетентности работающих в социальной службе специалистов: социальных педагогов, психологов, медиков, социальных работников, поэтому проблема профессиональной подготовки указанных специалистов к осуществлению адресной помощи пенсионерам чрезвычайно важна.

Проблеме подготовки социальных педагогов в системе профессиональной школы посвящены исследования Е. А. Демина, Л. А. Башариной, В. В. Булаева, А. П. Васильевой, Н. В. Алишева, Ж. Д. Андроповой, Е. А. Шульгина, И. В. Данильчука, Е. К. Павловой, К. А. Оразбековой, В. И. Баева, Ю. В. Кикнадзе, К.М.Дурай-Новаковой, С. Г. Вишняковой, А. Г. Рылова, Г. Н. Жаровой и других.

Вместе с тем проблема подготовки социальных педагогов, которая строилась бы с учетом современных требований практики валеологического просвещения и обучения пожилых клиентов социальных служб, в специальных исследованиях освещена недостаточно. В ряде работ последних лет таких авторов, как И. И. Брехман, Г. К. Зайцев, В. В. Колбанов, С. В. Вершловский, И. М. Воронцов, И. А. Колесникова, И. Ю. Глинянова, v В. П. Петленко, В. В. Сериков, Л. Г. Татарникова и других, рассматриваются лишь отдельные аспекты готовности специалистов-валеологов к работе с клиентами, но все исследования в основном направлены на подготовку педагогов образовательных учреждений.

Вместе с тем, результаты изучения материалов, раскрывающих теоретические основы, а также практический опыт профессиональной деятельности социального педагога социальных служб свидетельствуют о том, что достижения нового качественного состояния в подготовке и затем практической деятельности социальных педагогов заметно сдерживается из-за наличия и обострения ряда противоречий:

— между объективно возрастающими потребностями общества в здоровом образе жизни россиян и, следовательно, повышенными требованиями к деятельности социальных служб, и отсутствием валеологической составляющей в Российском Государственном образовательном стандарте вузовской подготовки социальных педагогов и в учебных планах факультетов социальной педагогики и социальной работы;

— между потребностью современного рынка в социальных педагогах, владеющих валеологическими технологиями и резкой нехваткой квалифицированных специалистов в социальных службах из-за отсутствия качественной профессиональной подготовки;

— между возможностью разработки системного подхода к сохранению психического и физического здоровья клиентов социальных служб и недостаточной готовностью социальных педагогов к проведению валеологической работы с пенсионерами;

— необходимостью реализации валеологических технологий в процессе профессиональной деятельности социального педагога ЦСОН и отсутствием научно обоснованных концептуальных и прикладных основ, определяющих организационно-педагогические условия, пути и средства достижения этой цели.

Необходимость разрешения обозначенных противоречий, недостаточная теоретическая разработанность проблемы и ее высокая практическая значимость обусловили актуальность выбора темы настоящего кандидатского исследования, направленную на выявление организационно-педагогических условий реализации валеологических технологий в процессе профессиональной деятельности социального педагога для осуществления реабилитационно-педагогической работы с пожилыми клиентами в условиях ЦСОН.

Объектом исследования является процесс профессиональной подготовки и деятельности социального педагога в практике социальных служб.

Предмет исследования — организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность реализации валеологических технологий в работе с пожилыми клиентами социальных служб.

Цель исследования — оптимизация социальной помощи пожилым людям средствами валеологических технологий.

Гипотеза исследования — реализация валеологических технологий в процессе профессиональной деятельности социального педагога будет эффективной, если: разработано содержание валеологической педагогической деятельности в условиях социальной службы с учетом возраста клиентов;

— создана валеологическая служба, объединяющая усилия специалистов разного профиля, для реализации комплексной помощи пожилым людям;

— целенаправленный процесс совершенствования профессиональной деятельности социального педагога ЦСОН осуществляется с учетом влияния организационно-педагогических и других условий.

— организована система валеологической подготовки и повышения квалификации социальных педагогов и специалистов социальных служб;

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования: изучить состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической, социологической и геронтологической теории и практике;

— определить критерии, показатели и уровни сформированности валеологической составляющей профессиональной деятельности социального педагога в работе с пожилыми клиентами;

— разработать валеологическую модель профессиональной подготовки социального педагога и учебно-методический комплекс валеологических педагогических программ и технологий с учетом взаимодействия специалистов с пожилыми клиентами социальных служб;

— разработать и провести экспериментальную проверку эффективности концепции валеологической службы Центра социального обслуживания населения;

— выявить организационно-педагогические условия эффективности реализации валеологических педагогических технологий в процессе профессиональной деятельности социального педагога.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов исследования: изучение зарубежного и отечественного опыта, беседа, педагогическое наблюдение, социологический опрос (анкетирование, интервьюирование), тестирование, теоретический анализ педагогической, психологической, геронтологической и социологической литературы, опытно-психолого-педагогическая работа, моделирование, статистическая обработка полученных результатов.

Методологической основой данного исследования являются философские труды И. Канта, Л. Фейербаха, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Г. Риккерта, Э. Фромма, А. Ф. Лосева и других ученых, ориентированные на антропологическое осмысление философии здоровья человека.

Выводы и результаты научных исследований Н. Т. Веселова, В. П. Казначеева, Ю. П. Лисицина, А. Г. Щедрина, С. В. Алексеева, В. С. Ротенберга, Н. М. Платоновой, В. А. Полесского, И. А. Гундарова, В. А. Никитина, Ю. И. Турчаниновой, Л. Д. Ясниковой, Н. Б. Захаревича, Т. О. Калининой, Н. К. Смирнова, А. А. Деркача, А. А. Бодалева и других служили опорой в изучении психолого-педагогических составляющих проблемы.

При выявлении специфических особенностей реализации валеологических технологий в профессиональной деятельности социального педагога определенный интерес представляли работы И. И. Брехмана, Г. К. Зайцева, В. В. Колбанова, С. В. Вершловского, И. М. Воронцова, И. А. Колесниковой, И. Ю. Глиняновой, В. П. Петленко, В. В. Серикова, Л. Г. Татарниковой, Е. И. Тороховой, Б. Н. Чумакова, И. П. Березина, Ю. В. Дергачева, Ю. Л. Варшамова, А. А. Семенова, В. П. Соломина, Е. А. Шульгина, Р. СЛцемирской, Е. Н. Хрисанфовой и других ученых. Отметим, что пик исследовательского интереса к изучаемой проблематике приходится на конец XX века.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяется:

— постановкой и решением на научно-практическом уровне проблемы валеологической составляющей профессиональной подготовки социальных педагогов для осуществления реабилитационно-педагогической работы с пожилыми клиентами в условиях Центров социального обслуживания населения;

— разработкой концепции развития валеологической службы в учреждениях социального обслуживания населения;

— разработкой комплексного подхода на валеологической основе к медицинской, психологической, педагогической и социальной профилактике, коррекции и реабилитации лиц пожилого возраста;

— определением педагогических условий эффективности реализации валеологических педагогических технологий в процессе профессиональной деятельности социального педагога.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны: концептуальный подход к созданию и развитию валеологической службы ЦСОН и учебно-методический комплекс валеологических программ и педагогических технологий для совершенствования процесса подготовки и профессиональной деятельности социальных педагогов в условиях социальных служб.

Обоснованность и достоверность полученных результатов исследования обеспечивалась всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позиций, адекватностью комплекса методов цели, задачам и предмету исследования, взаимодополнением и взаимопроверкой данных, получаемых с помощью разных методик, репрезентативностью используемой выборки.

Апробация исследования осуществлялась в процессе экспериментальной работы в Центрах социального обслуживания населения и колледжах г. Воронежа. Основные положения исследования обсуждались на заседаниях Временного научно-исследовательского коллектива «Социализация личности: третий возраст», работавшего на базе Воронежского филиала Российского государственного социального университета. Различные аспекты разрабатываемой проблемы были представлены на региональных, областных семинарах и научно-практических конференциях специалистов социальных служб, психологических и педагогических работников.

Положения, выносимые на защиту: валеологическая парадигма профессиональной подготовки социального педагога и учебно-методический комплекс валеологических педагогических программ и технологийсовокупность организационно-педагогических условий, способствующих формированию валеологической составляющей профессиональной деятельности социального педагогамодель валеологической службы ЦСОН, обеспечивающая комплексный подход к медицинской, психологической, педагогической и социальной профилактике, коррекции и реабилитации лиц пожилого возрастатехнологии и программы профессиональной деятельности социального педагога ЦСОН, включающие валеологическую составляющую.

Исследование проводилось в период с 2001 по 2005 годы и состояло из следующих этапов:

На первом этапе (2001;2002 гг.) изучалось состояние рассматриваемой проблемы в научной литературе, выявлялся валеологическая составляющая в подготовке социальных педагогов в зарубежном и отечественном опытевалеологические технологии, используемые в работе социальных служб.

На втором этапе (2002;2003 гг.) создавалась экспериментальная модель исследования, осуществлялась поэтапная разработка задач и методик исследования.

На третьем этапе (2003;2004 гг.) велась апробация созданной экспериментальной модели исследования, осуществлялась обработка результатов в ходе эксперимента.

На четвертом этапе (2004;2005 гг.) исследование было завершено, обобщались полученные экспериментальные данные, формулировались выводы и рекомендации.

Структура работы: диссертация состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы, содержащего 244 источника, приложений.

Заключение

.

Анализ и обобщение полученных данных дают основание считать, что поставленные задачи настоящего исследования решены, а гипотеза и ^ основные положения, выносимые на защиту, получили достоверное подтверждение.

В результате исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Философские труды И. Канта, Л. Фейербаха, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Г. Риккерта, Э. Фромма, А. Ф. Лосева и других ученых, ориентированные на антропологическое осмысление философии здоровья человека положили начало осмыслению экзистенциальных подходов к сохранению здоровья на любом возрастном этапе, развитию духовных начал личности, формированию установки на общечеловеческие ценности.

2. Значение валеологического образования определяется нами — как способ защиты человека от разрушения, способ развития его валеологического сознания и ментальности. Необходимо, чтобы валеологическое образование стало частью «образовательного поля» на протяжении всей жизни человека, органичным достоянием общественного сознания.

3. Одним из путей формирования валеологического философского сознания личности является преемственность в работе учреждений.

Ф здравоохранения, образования, социальной защиты и культуры через целенаправленное валеологическое просвещение граждан для утверждения здорового образа жизни, возрождения нравственных ориентиров, отличающих российский менталитет, российскую культуру, российскую семью. Интеграция образовательных курсов в обучающих системах на валеологической основе, с учетом возрастных психофизиологических особенностей, начиная с дошкольного учреждения и заканчивая «Университетами третьего возраста» для осмысления ценности жизни, ценности каждого человека в общей системе мироздания.

4. Личностная парадигма в валеологическом мышлении социального педагога — это сформированное представление о ценности и неповторимости каждой человеческой жизни, имеющей право познавать законы Вселенной с присущей именно этой личности динамикой осмысления процессов развития, концепции философии здоровья через его умение строить диалог, который рассматривается как «специфическая форма обмена духовно-личностного потенциала, как способ согласованного взаиморазвития и взаимной деятельности» (В.В.Сериков).

5. В структуре органов социальной защиты населения отсутствуют подразделения, призванные и способные оказывать всестороннюю помощь нуждающимся в ней пожилым клиентам.

Анализ работы на экспериментальной площадке подтвердил необходимость формирования единой валеологической службы в Центрах социального обслуживания населения, характеризующейся высоким уровнем управления, единством диагностических, реабилитационных и развивающих мероприятийнеобходимость комплексного подхода к медицинской, психологической, педагогической и социальной профилактике, коррекции и реабилитации лиц пожилого возраста. В ситуации, когда население России катастрофически стареет, комплексный подход в решении разнообразных проблем пожилых людей следует рассматривать как форму социальной защиты пенсионеров.

6. Одним из путей решения этой проблемы является вариант разработки специфических программ, реализуемых в деятельности валеологических служб, создаваемых при Центрах социального обслуживания населения. Программы валеологической работы с пожилыми клиентами ориентированы на личностные проблемы пенсионеров и призваны оказывать им комплексную (медицинскую, психологическую, педагогическую и социальную) помощь, а также обеспечивать психологическую комфортность нахождения пожилых клиентов на дневном стационаре социального учреждения.

7. Суть концепции валеологической службы состоит:

— в различении оздоровительно-обучающей функции, что с неизбежностью требует квалифицированной всесторонней поддержки и помощи пожилым клиентам, основанной на результатах комплексной диагностики;

— в обосновании необходимости создания в структуре органов социальной защиты, наряду с обычными формами работы, дополнительных валеологических программ, которые позволили бы проводить профилактику нарушений здоровья клиентов через организацию и осуществление помощи в процессе реабилитации. Валеологические программы могли бы существенно улучшить работу с семьей и культурной средой.

Необходимыми и достаточными направлениями деятельности валеологической службы Центров социального обслуживания населения, как позволило определить исследование, являются следующие: комплексно-диагностическое, медицинское, психологическое, социальное, педагогическое.

Эффективность деятельности валеологической службы, как показывает исследование, прямо зависит от степени реализации отдельных принципов:

— целостного, личностно-функционального изучения особенностей пожилых клиентов;

— комплексности в диагностике, поддержке и реабилитации клиентов;

— учета состояния соматического и психического здоровья пожилых людей;

— активного внедрения совокупности научно-обоснованных методов диагностики уровня нарушений состояния здоровья пенсионеров.

8. В результате экспериментальной части исследования разработаны валеологические курсы и программы, а также методические указания по основным видам учебных занятий (лекциям, семинарским и практическим занятиям и др.) с учетом подготовки студентов коллежда, повышения квалификации социальных педагогов и специалистов по социальной работе, валеологического просвещения пожилых клиентов социальных служб. Принципы формирования валеологических программ: системность, интегративность. Концептуальные основы курса формируют валеологический, антропософский, антропологический принципы.

9. Основными путями повышения эффективности реализации валеологических технологий в процессе профессиональной деятельности социального педагога являются: разработка областной валеологической стратегии социальной службы, учитывающей возрастные особенности и потребности пенсионеровсоздание валеологической службы в Центрах социального обслуживания населения, для реализации комплексной помощи пожилым людямподготовка и повышение квалификации социальных педагогов-валеологов, специалистов по социальной работерасширение спектра валеологических мероприятий для пожилых клиентов социальных служб. Педагогические условия направлены на повышение эффективности реализации валеологических технологий в процессе профессиональной деятельности социальных педагогов.

В диссертационной работе сделана попытка рассмотреть концептуальные основы педагогической валеологии применительно к старшему поколению, ее методологию, технологии, обеспечивающие поддержание и сохранение здоровья пожилых клиентов социальных служб, систему управления процессом валеологизации и создать программно-методическое обеспечение этого процесса, опираясь не только на теоретические посылки, но и на уже имеющийся практический опыт.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. -М., Мысль, 1991. -С.58.62.
  2. Акмеология: Учебник / под общ. Ред. Деркача А. А. -М.: ГАГС, 2004. -688 с.
  3. М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. -Д., 1974. -С. 16.
  4. С.В., Петленко В. П. Научно-технический прогресс, гигиена и педиатрия: единство и противоречия. / Методология и социология в педиатрии. Сборник научных трудов. -СПб., 1991. -С. 42.
  5. Н.В., Зайцев Г. К., Колбанов В. В., Татарникова Л. Г. Основные направления школьной валеологии./ Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. -Т.2, 1993. -С. 51−56.
  6. Г. Д. Становление и развитие опыта охраны здоровья школьников. Автореф. дисс. на соиск. уч. стен. канд. пед. наук. Алма-Ата., 1987. -С. 18−20.
  7. В.Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет. / Учебное пособие. -М.: «Издательство Приор», «Экспертное бюро», 1998. -С. 60−65.
  8. В.А. Психогигиенические и психопрофилактические основы здорового образа жизни. // Здоровый образ жизни: Сборник научных трудов. Ленинградский институт усовершенствования врачей. -Л., 1988. -С. 85−112.
  9. .Д. Формирование у студентов педвузов умений анализировать педагогические явления. Автореф. дисс. на соиск. уч. стен, канд. пед. наук. -М., 1980. -С. 17−18.
  10. С.Н. Об абсолютной ценности личности. Вестник Ленинградского университета. Серия 8, вып. 3 № 20, 1988. -С. 42.
  11. И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. -М., Наука, 1982. -С. 12.
  12. Л. Детский сад для стариков.// Строительство и недвижимость. 2000. -№ 12. -С.2.
  13. В.Ф. Педологическая служба в советской школе в 20−30-е гг. // Советская педагогика, 1990, -№ 3. -С. 93−100.
  14. Ю. Проблемы медико-социального обслуживания.// Социальное обеспечение. 2000. -№ 10. -С. 38−40.
  15. Г. А. Школа и здоровье. / Здоровье и образование: Материалы XIV Всемирной конференции по санитарному просвещению. -Л., ЗИМ, 1991.-С. 9−13.
  16. Ф.В., Рожнов В. Е., Рожнова М. А. Психическая травма и психологическая защита. / Руководство по психотерапии. Ташкент, Медицина, 1979. -С. 29−32.
  17. Р.С. Философско-методологические идеи в концепции человека. // Философские науки, 1989, -№ 7. -С.28.
  18. Н.А. Самопознание. -Лениздат, 1991. -С 20−25.
  19. Н.А. Судьба России. -М., 1990. -С. 60.
  20. И.П., Дергачев Ю. В. Школа здоровья. -М., 1989. -С. 35−39.
  21. Р. Развитие «Я концепции» и воспитание. -М., Прогресс, 1986. -С. 65.
  22. В. Личность и условия ее развития и здоровья. 2-е изд. -СПб., из-во К. Л. Риккера, 1905. -С. 44.
  23. , кн. Исход, 20,12−17- Евангелие от Матфея. Гл.5−7.
  24. Бим-Бад Б.М. О перспективах возрождения педагогической антропологии. / Педагогика, 1988, -№ 11. -С. 42.
  25. Биологические возможности увеличения продолжительности жизни. -Киев, 1976. -С. 30−40.
  26. Биология старения. -Л., 1982. -С. 15−16.
  27. В.И. Педагогическая технология: эволюция, понятия. / Советская педагогика, 1991, -№ 9. -С. 123.
  28. А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. -М.: Флинта: Наука, 1998, 168 с.
  29. Большая медицинская энциклопедия. -М., 1990. -С. 151.
  30. И.И. Валеология. -СПб., Наука, 1993. -С. 18.
  31. И.И. Введение в валеолологию науку о здоровье. -Л., Наука, 1987. -С. 24−30.
  32. И.И. Валеология наука о здоровье. -М., Физкультура и спорт, 1990. -С. 50−52.
  33. И.И. Философско-методологические аспекты проблемы здорового школьника. // Вопросы философии. 1982, -№ 2. -С. 48.
  34. Валеология. Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Сборник научных трудов. Выпуск 1, -СПб., «Наука», 1993 (Ответственный редактор И.И.Брехман). -С. 100−102.
  35. А.П. Педагогические факторы и критерии развития гуманистического мировоззрения студентов. Дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Казань, 1991. -С. 156−159.
  36. Ваша пенсия. // Социальная защита. 1993. -№ 3. -С. 11−12.
  37. И. Диэтика человеческой души. -М., 1802. -С. 54−68.
  38. С.Г. Общее образование взрослых. Стимулы. Мотивы. -М., Педагогика, 1988. -С. 30.
  39. С.Г. Социологический анализ профессиональной педагогической деятельности (под редакцией Ю.Н.Кулюткина). -JL, 1977. -С. 19−20.
  40. С.Г. Проблемы гуманизации школьного образования (Гуманизация образования Теория. Практика). -СПб., 1994. -С. 5−14.
  41. Н.Т. Социальная педиатрия. Актуальные проблемы. -Уфа, 1992.-С. 40.
  42. Висьневска-Рошковска К. Новая жизнь после шестидесяти. -М., 1989. -С. 27−28.
  43. И.П. Уроки творчества. // Воспитание школьников. 1987, -№ 1. -С. 20−27.
  44. И.М. К обоснованию некоторых методологических и частных подходов для формирования валеологических концепций в педиатрии и педологии. / Методология и социология педиатрии: Сборник научных трудов. -СПб., 1991. -С. 8−27.
  45. В.Г. Аксеологические аспекты готовности учителя к решению проблем гуманизации образования. (Гуманизация образования -Теория. Практика). -СПб., 1994. -С. 15−36.
  46. Л.С. Проблемы развития психики. Собр. соч. -Т.З. -М., Педагогика, 1983. -С. 144.
  47. Л.С. Психотехника и педология. / Психотехника и психофизиология труда. 1981, -№ 2−3. -С. 173−184.
  48. Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. / Умственное развитие детей в процессе обучения. -Л. 1975. -С. 3−9.
  49. С.И. Особенности наблюдения и уход за пациентами пожилого и старческого возраста // Медицинские проблемы пожилых. Сборник научных работ. -Йошкар-Ола, 1999. -С.52−60.
  50. JI.A., Гаврилова Н. С. Биология продолжительности жизни. -М, 1986. -С. 51−54.
  51. Гериатрия. Учеб. пособие. -М., 1990. -С. 3.
  52. Геронтологический центр как новая интегральная структура служб здравоохранения и социальной защиты. // Прикладные информационные аспекты медицины. Сборник научных трудов. -Воронеж, 1998. -Т.1. -С. 10−15.
  53. И.Ю. Концептуальные основы валеологического образования молодежи. / Экополис: образование и здоровье. Материалы VII международного конгресса, май, 1994, СПб., УПН, 1995. -С. 149.
  54. И.Ю., Мочалова П. П. Адаптация лицеистов и студентов 1 курса педагогических институтов к учебным и физическим нагрузкам. Вестник студенческого научного общества Волгоградского пединститута. Волгоград, 1992, -№ 3. -С. 41−48.
  55. И.Ю. Профилактико-оздоровительная работа в школе. / Педагогические системы в школе и ВУЗе: технологии и управление: Тезисы доклада на Российской научной конференции. 25−28 мая 1993. -Волгоград, Волгоградский университет, 1993. -С. 212−213.
  56. И.В., Дубровина И. В., Разумихина Г. П. Этика и психология семейной жизни. -М., Просвещение, 1984. -С. 356.
  57. М.Д. Геронтология учение о старости и долголетии. -М., 1964. -С. 17−18.
  58. М.Т. Педагогическое образование взрослых: Учебноепособие. -М.: ТОО «Интел Тех», 1995. -95 с.
  59. М.Т. Педагогические основы образования взрослых. -М., 1993. -С. 7−8.
  60. И.А., Полесский В. А. Принципы оценки и коррекции количества и качества жизни. / Сборник научно-методических материалов для службы формирования «Здоровый образ жизни». ВНИЦ профессиональной медицины Минздрава СССР, -М., 1992. -С. 28−54.
  61. И.С., Потехин Н. В. Процесс старения населения как медико-^ социальная проблема. // Основные вопросы медицинской демографии. -М., 1979. -С.25.
  62. В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления. Новое педагогическое мышление. -М., 1989. -С. 80.
  63. И.В. Геронтология. -М., 1966. -С. 25−26.
  64. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. -М., Общество любителей российской словесности учрежденное при Московском университете, 1863−1866. Ч. 2. 1865. -С. 1278.
  65. Н.Ф., Устинова Э. В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых. -М., 1995. -С. 41−42.
  66. Деонтология в медицине. -М., 1988. Т. 1. -С. 126.
  67. А. А. Методология и стратегия акмеологического исследования: Монография / А. А. Деркач, Г. С. Михалков. -М.: МПА, 1998, -148 с.
  68. Н.А. Органическое развитие человека в связи с его умственной и нравственной деятельностью. Избранные философские произведения. -Л., 1948. -С. 228−262.
  69. Н.П. Биологическое и социальное в развитии человека. -М., Наука, 1977.-С. 24.
  70. Д.И. К анализу методологических аспектов биосоциальной проблемы. / Биология и современное научное познание. -М., 1980. -С. 325.
  71. Ю.К. Старение: очерки развития проблемы. -Л., 1985. -С.18.
  72. Дурай-Новакова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности. Дис. на соиск. уч. степ, д-ра пед. наук. МГПИ. -М., 1986. -С. 332.
  73. А.А., Решетюк А. Л. Здоровье и труд в пожилом возрасте. -М., 1988. -С. 43.
  74. А.Н. Социально-трудовая реабилитация инвалидов и престарелых. -М., 1985. -С. 3−5.
  75. В.В. Районный территориальный центр как современная форма организации медико-социальной помощи населению пожилого и старческого возраста: Автореферат дис. на соискание ученой степени канд. мед. наук. -М., 1996. -С. 10−13.
  76. Г. А. Социальная и психологическая реабилитация ветеранов войны и труда.// Вопросы геронтологии. -М., 1987, Вып.9. -С.53−57.
  77. Е.П. Книга лечит. // Здоровье. 1973. -№ 10. -С.4.
  78. В.П. Формирование и управление здоровьем: Учебное пособие. -Белгород: Изд-во БелГТАСМ. 1998. -88 с.
  79. Г. К. Педагогическая валеология. СПб., 1998. -157 с.
  80. Здоровый образ жизни: Сборник научных трудов. -JL, 1988. -С. 131.
  81. О., Качалова Ю. И. Старшее поколение в современной России. Статистика, исследования, общественные организации. -М., 1999. -С.80.
  82. Здоровье пожилых людей. -М., 1978. -С. 66−67.
  83. Д.А. Здоровый образ жизни как основа профилактики. Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. мед. наук. МГМИ. -М., 1982. -С. 18.
  84. Иммунология и старение. -М., 1980. -С. 40−45.
  85. И. Собрание сочинений в 8 т. -М.: ЧЕРО, 1994. -Т.З. -С. 656,
  86. И. Трактаты и письма. -М., 1980. -С.332.
  87. В.М., Рубанов Н. С. Человек в изменяющемся мире: изменение и новое мышление.// Вестник Московского университета. 1990, -№ 4.-С. 15−19.
  88. Т.В., Шаталов А. Т. Философские аспекты геронтологии. -М., 1978. -С. 10−11.
  89. Квалиметрия жизни. Проблемы измерения качества жизни и направления их решения, (под редакцией А.И.Субетто). -JL, 1991. -С. 13−18.
  90. Квалиметрия человека и образование: методология и практика: Сборник научных трудов (под редакцией А.И.Субетто). Московский инженерно-строительный институт, -М., 1992. -С. 180.
  91. Ю.В. Социально-педагогические аспекты формирования здорового образа жизни и физической культуры. Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. (Тбилисский государственный институт физкультуры), -Тбилиси, 1990. -С. 18−20.
  92. А.И. Обучение и здоровье. -М., Высшая школа, 1985. -С.62.68.
  93. В. Человек и его здоровье. -М., 1990. -С. 11.
  94. В.З., Мартыненко А. В. Здоровый образ жизни: некоторые аспекты проблемы формирования. / Сборник научно-методических материалов для службы формирования здорового образа жизни. ВНИЦ профессиональной медицины Минздрава СССР, -М., 1991. -С. 67−74.
  95. В .П. Пожилые люди на работе. -М., 1978. -С. 21−23.
  96. А.А. Социальная геронтология: Учебно-методические материалы по курсу. -М., 1995. -С. 78−83.
  97. В.В., Зайцев Г. К. Валеология в школе. Методическое пособие. СПб., 1992. -С. 3−4.
  98. В.В. Валеология: Основные понятия, термины, определения. -3-е изд. -СПб. 2001. -255 с.
  99. И.А. Как приблизить педагогику учителя к потребностям школы.// Педагогика. 1992, -№ 5. -С. 71−78.
  100. И.А. Теоретико-медологическая подготовка учителя к воспитательной работе в школе в цикле педагогических дисциплин. Автореф. дис. на соиск. уч. степ, д-ра пед. наук. -JL, 1991. -С. 37.
  101. Е.П., Боровикова Я. В. Психофизиологическая саморегуляция лиц пожилого возраста: Учебно-методические материалы. -Воронеж, 2002. -26 с.
  102. А. Биология старения. -М., 1987. -С. 86−91.
  103. О.Н. Пациентоцентрированная библиотерапия психически непривычных условий существования. 1993. -№ 2. -С.34−54.
  104. Ю.Т. Акмеологический подход к построению мониторинга системы образования. -М., 1992. -С. 62−73.
  105. Н.В. Акмеология новая область научных знаний в системе наук о человеке. -М., 1992. -С. 61−62.
  106. Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя. // Вопросы психологии. 1986, -№ 2. -С. 21−30.
  107. В. Книга и здоровье. // Медицинская сестра. 1963. -№ 3. -С.50−52.
  108. В.А. Человек как проблема научного исследования. -М., 1989. -С. 58−59.
  109. Д., Лаут Ф. Ребефинг: Техника дыхательных трансов для психотерапии и самоусовершенствования. -М., 1998. -190 с.
  110. Л.Ф. Избранные сочинения. -М., Педагогика, 1988. -С. 1524.
  111. В. И. Секреты личной безопасности и жизнедеятельности: (Биотренинг). -М: Совершенство. 1998. -154 с.
  112. Ю.П., Сахно А. В. Здоровье человека социальная ценность. -М., Мысль, 1989. -С. 54.
  113. А.Ф. Эстетика Возрождения. -М., Мысль, 1982. -С. 56.
  114. М. Биология старения. -М., 1980. -С. 27.
  115. К.П. Человек в философском измерении: от Фейербаха к Фромму. -Псков, 1994. -С. 38.
  116. К. А., Дубровин Д. А. Момот Д. А. Введение в информационно энергетическую медицину. СПб., 1992. -С. 24−25.
  117. Медицинские и социальные проблемы в геронтологии. -М., 1996. -С. 56−57.
  118. А. Словарь образов. Практическое руководство по имагогике. -JL, Экое, 1991. -С. 37−39.
  119. Методология и социология педиатрии: Сборник научных трудов (под ред С. С. Сизова, Г. Г.Ершова), -СПб., 1991. -С. 125.
  120. Е.В. Организация «Телефона Доверия» для пожилых людей г.Воронежа.// IV Международный семинар по вопросам пожилых. -Самара, 2000. -С. 5−8.
  121. Н.М. Психологические расстройства у пациентов геронтопсихиатрического кабинета общесоматической поликлиники.: Автореферат дис. на соискание ученой степени д-ра мед. наук. -М., 1996. -С. 31.
  122. Н.Н. Палитра цивилизаций: разнообразие и единство. // Человек. -№ 3, -М., Наука, 1992. -С. 5−13.
  123. О. А., Крыжановская В. В. Возрастная трудоспособность лиц умственного труда. Киев, 1979. -С. 28−29.
  124. А.Е., Маслиева О. В. Генезис духовной культуры и психосоматики. Медицина. Культура. Философия. -СПб., 1994. -С.77.
  125. А.Е., Маслиева О. В. Проблемы развития мышления. Медицина. Культура. Философия. Сборник научных трудов под редакцией В. К. Юрьева, Г. Г. Ершова, -СПб., 1994. -С. 71.
  126. Н.Д. Экономические аспекты формирования здорового образа жизни. / Здоровый образ жизни: прикладные психологические аспекты: Материалы республиканской научно-практической конференции. Сыктывкарский университет, 1989. -С.23−24.
  127. Л.И. Управление в сфере подготовки специалистов с высшим образованием: региональные аспекты. -Пенза. 1998. -228 с.
  128. К. Характер и невроз. СПб., 1998. -335 с.
  129. Народонаселение. Продолжительность жизни. М., 1974. -С. 3133.
  130. Настольная книга специалиста: Социальная работа с пожилыми. М., 1995. -С. 86−87.
  131. . Личность и старение / Пер. с англ. Нью-Йорк, 1977. -С. 29−31.
  132. В.А. Начала социальной педагогики: Учебное пособие. -М.: МПСИ: Флинта, 1999. -С. 36, 44.
  133. Ф. Полн. собр. соч. -Т.2, М., 1909. -С. 199.
  134. А.Г. Занятость пенсионеров: социально-демографический аспект. М., 1981. -С. 11−12.
  135. О международном годе пожилых людей. // Социальное обеспечение. 2000. -№ 3. -С. 4−17.
  136. Оптимизация медико-социальной реабилитации лиц старческого и преклонного возраста. // Прикладные информационные аспекты медицины. Сборник научных трудов. -Воронеж, 1998. -Т.1. -С.17−21.
  137. К.А. Формирование здорового образа жизни личности. / Здоровый образ жизни: прикладные психологические аспекты: Материалыреспубликанской научно-практической конференции. Сыктывкарский университет, 1989. -С. 41−44.
  138. А. А. Формирование педагогического мышления. // Советская педагогика. 1990, -№ 1. -С. 82−86.
  139. Очерки психологии творческого акта (под ред. И. П. Страхова.) Саратов, 1960. -С. 16.
  140. О.М. Биологический возраст человека. -М., 1987. -С.7.8.
  141. Ю.П., Сачук Н. Н. Социально-психологические особенности образа жизни стареющих людей // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. М., 1985. -№ 9. -С. 20−22.
  142. Педагогическая антропология: Курс лекций / Б.М.Бим-Бад. -М.: Из-во УРАО. 2002, -205 с.
  143. Н.М. Основы социальной педагогики: Учебное пособие. СПб., 1997. -С. 20−21.
  144. В.М. Использование средств искусства в лечении, профилактике заболеваний и формировании здорового образа жизни. // Социальная гигиена, организация здравоохранения и история медицины. -Киев, 1998. Вып.20. -С. 104−107.
  145. Перечень мероприятий областного комплексного плана «Старшее поколение». -Воронеж. 1999. -С. 12−13.
  146. М. Ступени органического в человеке. Введение в философскую антропологию. -М., 1988. -С. 100.
  147. А.А., Донцов В. И. Старение, долголетие и биоактивация. М., 1996. -С. 45−46.
  148. Пожилые люди в нашей стране. -М., 1975. -С. 10−12.
  149. Пожилые люди в 11 странах. Серия ВОЗ. Общественное здравоохранение в Европе. -Женева. 1987. -С. 25−27.
  150. М.И. Воспитание здоровых привычек. -СПб., тип. П. П. Сойкина, 1901. -С. 24−27.
  151. B.C. Медико-социальная реабилитация больных, инвалидов и лиц пожилого возраста // Советское здравоохранение. -М., 1991. -№ 9. -С. 48.
  152. Популярная энциклопедия пожилого возраста. -Самара, 1996. -С.94.96.
  153. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 1997 года № 1090 «О федеральной целевой программе «Старшее поколение».
  154. Принципы и концепции развития медико-социальной реабилитации больных, инвалидов и лиц пожилого возраста: Методические рекомендации. -М., 1990. -С. 20−28.
  155. В. Год пожилых людей продолжается. // Социальное обеспечение. 2000. -№ 8. -С. 25−32.
  156. З.Г. Потребность населения старших возрастов в медицинской помощи.// Вестник АМН СССР. 1989. -№ 2. -С.72−79.
  157. А.А. Физиологическая реабилитация пожилых на производстве (постановка актуальной проблемы) // Вестник АМН СССР. 1990. -№ 1.-С. 18−20.
  158. Г. О понятии в философии. Логос, кн. 1. -М., 1910. -С. 29.
  159. B.C. Поисковая активность и адаптация. -М., Наука, 1984. -С. 40.
  160. А.В., Силютина М. В. Геронтологический Центр как интеграция служб здравоохранения и социальной защиты. // Сборник тезисов и статей Первого Российского съезда геронтологов и гериатров. -Самара, 1999. -С. 603.
  161. А.В., Силютина М. В. Перспективы развития геронтологической службы в Воронежской области и ЦентральноЧерноземном регионе. // IV Международный семинар по вопросам пожилых. -Самара. 2000. -С. 10−12.
  162. К. Групповая психотерапия. -СПб. 1998. -373 с.
  163. Руководство по геронтологии. -М., 1978. -С. 4−5.
  164. Э.М. Как преодолеть стресс. -М., 1998. -154 с.
  165. В.Г., Мещерякова Л. В. Теоретические основы развития творческого потенциала учителя (в процессе освоения педагогических инноваций). -М., 1998. -116 с.
  166. Н.Н. К вопросу изучения взаимосвязи между состоянием здоровья пожилых людей и их семейным положением // Здравоохранение РФ. 1984. -№ 5. -С. 52−53.
  167. В.В., Данильчук В. И. Повышение профессиональной направленности преподавания специальных предметов в педагогическом вузе. -М., 1987. -С. 26−27.
  168. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Монография. -Волгоград, Перемена, 1994. -С. 101−102.
  169. В.В. Личностный подход в обучении: от концепции к технологиям. / Проблемы обновления содержания общественного развития: Сборник научных трудов. -Ростов, 1992. -С. 25−32.
  170. Смит Эллиот Д. Стареть можно красиво. -М., 1995. -С. 23.
  171. М.Л., Дыскин А. А. Пожилой человек в семье и обществе. -М., 1984. -С. 39−40.
  172. Социальная геронтология: современные исследования. -М., 1994.1. С. 6.
  173. Социальное обслуживание пожилых граждан: состояние и тенденции развития. -М., 1994. -С. 53−54.
  174. Социальная работа с пожилыми людьми. МГСУ, Институт социальной работы. Ассоциация работников социальных служб. -М., 1995. -213 с.
  175. Социальная работа в России: прошлое и настоящее. -М.- Ставрополь, 1998. -С. 200−201.
  176. Старость. Популярный справочник. -М., 1996. -С. 25.
  177. А.И. Квалиметрия человека и высшего образования: Квалиметрия человека и образования. Сборник научных трудов Московского инженерно-строительного института. -М., 1992. -С. 4−12.
  178. Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. -СПб., 1995. -С. 95−99, 102−103, 142−143.
  179. Л.Г. Теоретические основы педагогической валеологии. / Экополис: образование и здоровье. Материалы VII международного конгресса, май, 1994, -СПб., УПН, 1995. -С. 28−35.
  180. Телефоны доверия: Организационно-методические рекомендации. -М., 1993. -С. 13−14.
  181. А.В., Вержиковская Н. В. Организационное обеспечение координации медицинской и социальной помощи пожилому населению. // Медицинские и социальные проблемы старения. Вопросы геронтологии. -Киев, 1987. -С. 3−7.
  182. Н.О. О влиянии школы на здоровье ее воспитанников. -М., 1981.-С. 32−39.
  183. Е.И. Валеология: Словарь-справочник. -М.: Флинта: Наука. 2002. -344 с.
  184. Трудоспособность пенсионеров по старости. Вопросы стимулирования и организации их труда. М., 1995. -С. 56−59.
  185. .Ц. Демография старения. -М., 1982. -С. 10.
  186. Н. Портрет пожилого человека. // Социальная защита. 2000.-№ 3.-С. 29−31.
  187. Успехи геронтологии. Вып. 1. -СПб, 1997. -С. 5−6.
  188. А.А. Доминанта как фактор поведения. -Л., Наука, 1978. -С. 63−90.
  189. B.JI. Школьная диэтика. -Одесса, 1895. -С. 15−24.
  190. И.Б. Высшее профессиональное образование: Мировые тенденции. М., 1998. -367 с.
  191. JI. Избранные философские произведения. -М., 1955. -С.265.
  192. Феномен долгожительства. Антрополого-этнографический аспект исследований. -М., 1982. -С. 24−25.
  193. Г. Здоровье и благополучие пожилых. Подход к многоаспектной оценке. -М., 1987. -С. 30.
  194. Философский словарь (под ред. Фролова И.Г.) 4-е издание, -М., Политиздат, 1980. -С.79.
  195. Фрейд 3. Психология бес сознательного. -М., Просвещение, 1989. -С. 20−34.
  196. Э. Душа человека. -М., Республика, 1992. -С.45.
  197. Э. Мужчина и женщина. -М.: ACT, 1998. -509 с.
  198. Фундаментальные и прикладные аспекты создания государственного стандарта учебных программ по валеологии / Под ред. Э. М. Казина. Кемерово. 1998. -124 с.
  199. Хаббард Рон. Дианетика: современная наука душевного здоровья. -М., «Воскресенье», «Нью Эра Паблинейшенс Групп», 1993. -С. 551.
  200. Г. Т., Уфимцева Н. В. Структура обыденного сознания и психология здоровья./ Здоровье и образование: Материалы XIV Всемирной конференции по санитарному просвещению. -JL, ЗИМ, 1991.-С. 120−122.
  201. Е.Н. Основы геронтологии. (Антропологические аспекты). М.: ВЛАДОС, 1999. -С. 8.
  202. Д.Ф. Геронтология и гериатрия. -М., 1984. -С. 32−33.
  203. В. Валеология категорический императив. // Вестник высшей школы. 1990, -№ 4. -С. 16−19.
  204. Д. Идеальное здоровье. ПКК «АРВЕДА». Издательство «Древо жизни», -Москва, 1992 (перевод с английского). -С. 15−16.
  205. .Н. Валеология: Курс лекций. -2-е изд-е. -М.: Педагогическое общество России. 2002. -406 с.
  206. В.Д. Социальная активность пожилых в СССР. -М., 1983. -С. 28−29.
  207. В.Д. Человек на пенсии: социальные проблемы и образ жизни. -М., 1980. -С. 11.
  208. Д.Д. Научные основы гигенического воспитания школьников: Автореф. дис. на соискание ученой степени д-ра пед. наук (Ташкент, пед. ин-т) -Ташкент, 1990. -С. 14−15.
  209. Н.Ф. Психическое старение. -М., 1996. -С. 19.
  210. М. Положение человека в Космосе. Проблема человека в западной философии. -М., 1988. -С. 90.
  211. А. Депрессия и методы ее лечения. -М., 1998. -110 с.
  212. А. Мир как воля и представление. Полное собрание сочинений. -Т.11, -СПб, 1993. -С. 775.
  213. А. Полное собрание сочинений. -Т. 4, 1910. -С. 29.
  214. Э.Я. Геронтологическая психиатрия. -М., 1977. -С. 3435.
  215. Г. П. Система педагогических исследований. Педагогика и логика. -М., 1993. -С. 139.
  216. Энциклопедия социальной работы. -М., 1994. -Т. 2. -С. 103.
  217. Юнг К. Г. Феномен духа в искусстве и науке. -М., Ренессанс, 1992. -С. 12−24.
  218. И.Ф., Юнда Л. И. Социально-психологические и медико-биологические основы семейной жизни. -Киев, «Высшая школа», 1990. -С. 18−24.
  219. Р.С. Психическое старение долгожителей (клинико-психопатологический и социально-гигиенический аспекты): Дис. на соискание ученой степени д-ра мед. наук. -София, 1990. -С. 118−119.
  220. Р.С., Беленькая И. Г. Социальная геронтология. -М., ВЛАДОС, 1999. -С. 4, 9−10.
  221. Brinton D. Religions of primitive peoples. N.J.L., 1897, p. 134.
  222. Flynn, Patrioia. Holistio health, 1986, p. 239.
  223. Healph education. (Edited by Beryll Ford: Pergamon press), 1977, p.
  224. Healph education. Hamburg. 1985, p. 118.
  225. Healph education in Primary Schools. Geneva, 1987, p. 180.
Заполнить форму текущей работой