Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Энергетическая безопасность в системе национальной безопасности современной России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Воскресенский А. Д. Большая Восточная Азия: мировая политика и энергетическая-безопасность / А. Д. Воскресенский. — М.: Ленанд, 2006. — 128 е.- Жизнгт СЗ Энергетическая дипломатия России: экономика, политика, практика / С. З. Жизнин. — М.: Ист-Брук, 2006. — 638 е.- Кокошин A.A. Международная энергетическая безопасность / A.A. Кокошин. — М.: Европа, 2006. — 80 е.- Кузьмин Э. Л. Глобальная… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА.
    • I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ВНУТРЕННИХ УГРОЗ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
  • ГЛАВА III. МЕХАНИЗМЫ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ 81 ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ УГРОЗ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
  • ГЛАВА IV. ПЕРСПЕКТИВЫ УКРЕПЛЕНИЯ 114 ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Энергетическая безопасность в системе национальной безопасности современной России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Современное общественное развитие характеризуется ростом" взаимозависимостей между различными сферами общества, что зачастую делает трудным проведение грани между политикой, экономикой и культурой. Эти сферы развиваются неравномернонелинейно. Изменения' в одной сфере порождают изменения в других, образуя структурные взаимозависимости.

В конце XX века в связи с масштабными социальными изменениями во всем мире в целом и в. Российской Федерации, в частности, понятие' «безопасность» получило новое широкое толкование. Процессы, происходящие в современном мире (угрозы международного терроризма, мировой экономический, кризис, формирование новой военной стратегии США, экологическая* ситуация, угрозы ядерной войны, борьба стран за энергетические ресурсы, напряженная ситуация в странах арабского мира и др.), актуализировали задачу выработки адекватных механизмов развития I национальной безопасности России.

В системе национальной безопасности России ключевое значение отводится энергетической безопасности, которая является одной из основных гарантий развития, конкурентоспособности нашей страны на мировых рынках и роста ее международного авторитета. Наша страна самый крупный в мире экспортер природного газа, второй экспортер нефти и третий мировой' потребитель энергии. Политические аспекты проблемы энергетической безопасности Российской Федерации в научной литературе недостаточно' исследованы, тогда как ее значение для развития Российской Федерации огромно.

В России происходят как латентные, так и явные конфронтационные процессы, связанные с энергетическими интересами, которые могут привести к масштабным политическим конфликтам как в пределах страны, так и за 3 рубежом. Исходя из этого, все более явной становится необходимость разработки основных принципов обеспечения государственной энергетической политики в целях укрепления национальной безопасности.

В постсоветский период в научной литературе все чаще рассматриваются проблемы, касающиеся сырьевого характера экономики России, отсутствие эффективной, высокотехнологичной модернизации («сырьевой придаток», «петрогосударство», «снежная Венесуэла», «бензиновое государство» и др.). Такие аттестации подчеркивают зависимость государства и всей политической системы России от колебания > мировых цен на энергоресурсы, что способствует формированию в общественном сознании взгляда на отсталый характер экономики и несовершенство системы государственного управления-страной, что, в свою очередь, наносит серьезный ущерб имиджу государства, прежде всего, на мировой арене.

Актуальность темы

исследования также обусловлена тем, что без укрепления энергетической безопасности > России невозможно успешное осуществление выбранного руководством страны курса на модернизацию всех сфер жизни общества. Вышеперечисленные аспекты актуализируют необходимость политологического анализа проблемы энергетической безопасности в системе национальной безопасности современной России. Такой подход позволяет предположить, что политический анализ представляет собой набор различных методологических принципов и концептуализаций, необходимых для исследования конкретных процессов, институтов и явлений, имеющих политическую значимость, и вырабатывать на этой основе компетентные рекомендации и прогнозы.

Степень разработанности проблемы. Проблема энергетической безопасности в системе национальной безопасности актуализировалась в нашей стране сравнительно недавно, что объясняется укреплением в общественном сознании мысли об определяющем значении энергетического комплекса для развития российского государства и общества.

В официальной терминологии руководителей российского государства категория «национальная безопасность» применяется сравнительно недавно, с конца XX в., однако обзор исследований по этой проблематике позволяет утверждать, что эта категория является устоявшейся в политологическом знании и обладает важным теоретико-методологическим потенциалом.

Теоретико-методологические аспекты проблемы национальной безопасности анализируются в работах A.M. Буркина и A.B. Возженкова, С. Б. Иванова, C.B. Кортунова, А. Б. Курлова, Н. П. Патрушева, М. Хартда и А. Негри, B.JI. Шейниса и др1. Эти авторы отмечают, что стратегия обеспечения национальной безопасности напрямую зависит от таких факторов, как особенности развития политической системы государства, экономических ресурсов, социокультурных ценностей, степени консолидации широких социальных слоев, общей ситуации на международной арене, этноконфессиональных и этнических особенностей того или иного региона и др.

Такие исследователи проблемы национальной безопасности России как И. Б. Кардашова, И. А. Крылова, Н. П. Патрушев, В. М. Мирошниченко, Р. М'. Юсупов, В.И. ЛутовиновВ.Ф." ПелипенкоG.E. Метелев и др.2.

1 Буркин А. И. Национальная безопасность России в контексте современных политических процессов / А. И. Буркин, A.B. Возженков. — М.: РАГС, 2008. — 480 е.- Иванов С. Б. О новой редакции концепции национальной безопасности Российской Федерации / С. Иванов // Вопросы экономики переходного периода. — 2006. — № 7. — С. 15−20- Коршунов C.B. Безопасность международная, национальная: некоторые методологические проблемы / C.B. Кортунов // Политические исследования. — 2009. -№ 1. — С. 7−28- Курлов А. Б. Основы информационной аналитики / А. Б. Курлов, В. К. Петров. — М.: Юрист, 2009. — 350 е.- Патрушев Н. П. Особенности современных вызовов и угроз национальной безопасности России / Н. П. Патрушев // Журнал Российского права, — 2007. — № 7. — С. 3—12- Хардт М. Множество: война и демократия в эпоху империи / М. Хардт, А. Негри. — М.: Культурная революция, 2006. — 559 е.- Шейнис B.JI. Национальная безопасность России. Испытание на прочность. Часть I / В. Л. Шейнис // Полис. — 2009. — № 5. — С. 141−149- Шейнис В. Л. Национальная безопасность России. Испытание на прочность. Часть II / В. Л. Шейнис // Полис. — 2010. -№ 1. — С. 35−54- Шейнис В. Л. Национальная безопасностьРоссии. Испытание на прочность. Часть III / В. Л. Шейнис // Полис. — 2010. -№ 2. — С. 75−90.

2Кардашова И. Б. Механизм обеспечения национальной безопасности Российской Федерации / И. Б. Кардашова // Право и политика. — 2005. — № 2. — С. 86−93- Крылова И. А. Современные угрозы и безопасность России / И. А. Крылова // Философия и общество. — 2004. — № 4. — С. 60−88- Патрушев Н. П. Особенности современных признают важнейшее значение категории «национальная безопасность» для политологического анализа, отм ечая, ч то магистральным направлением ее укрепления является модернизация страны и политической системы.

Понятие энергетической сферы раскрывается через компетенцию Министерства энергетики, а нормативные акты Министерства образуют важную часть системы законодательства об энергетике1. В силу важности проблемы все основные политические институты так или иначе связаны с проблемой энергетического развития России и обеспечения ее безопасности, а сама эта проблема имеет широкий общественный резонанс. Ключевым институтом власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в том числе, по вопросам электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, магистральных трубопроводов нефти, газа и продуктовой переработки, возобновляемых источников энергии, освоения месторождений углеводородов на основе соглашений о разделе продукциисчитается Министерство энергетики.

Экспортные нефтепроводы находятся под исключительной юрисдикцией' t государственной компании «Транснефть».

Проблема энергетической безопасности России' является частью более сложной и комплексной проблемы национальной безопасности нашего государства. Именно от политики государства в области экономики, эффективности экономического контроля во многом зависит национальная вызовов и угроз национальной безопасности РоссииМирошниченко В. М. Национальная безопасность Российской Федерации. Обеспечение и организация управления / В. М. Мирошниченко. — М.: Экзамен, 2002. — 256 е.- Юсупов P.M. Наука и национальная безопасность / P.M. Юсупов. — М.: Наука, 2006. — 290 е.- Лутовинов В. И. К проблеме формирования стратегии национальной безопасности" России / В. И. Лутовинов // Власть. — 2008. — № 10. — С. 13−20- Пелипенко В. Ф. Национальная безопасность Российской Федерации: История. Концепция. Документы / В. Ф. Пелипенко. — М.: Айрис, 2005. -112 с.- Метелев С. Е. Национальная безопасность и приоритеты развития России: социально-экономические и правовые аспекты / С. Е. Метелев. — М.: Юнити, 2006 -223 с.

1 Вершинин А. П. Система и систематизация Российского законодательства об энергетике / А. П. Вершинин // Правоведение. — 2009. — № 1. -37 — 53. — С. 38. 6 безопасность России. Основные пути нейтрализации угроз энергетической безопасности рассматриваются в работах М. Г. Делягина, В. В. Дудина, B. JL Иноземцева, Е. Г. Катаевой, В. М. Редкоуса, Н. Е. Миллер, A.M. Мастепанова, С. Ш. Лейбы, П. П. Шарая, В. А. Язева и др1. Эти авторы отмечают необходимость диверсификации экономики, развития технологичности топливно-энергетического комплекса, тогда как политические аспекты проблемы обеспечения энергетической безопасности остаются во многом не раскрытыми. Большинство вышеперечисленных авторов работают в рамках методологии экономического < анализа, поэтому практически не анализируется влияние энергетической безопасности на политическую систему России, тогда как именно такой' исследовательский ракурс позволит подчеркнуть значение феномена энергетической безопасности для политологического знания и выявить, имплицитные связи> между энергетической безопасностью и процессом модернизации! политической системы России.

1 Делягин М. Г Энергетическая доктрина России / М. Г. Делягин // Свободная мысль. — 2006. — № 9−10. — С. 5−15- Дудин В. В. Энергетическая* политика в условиях трансформации российского общества: дис.. канд. полит, наук / В. В. Дудин. — Кемерово, 2006. — 185 е.- Иноземцев B.JI. О разумной энергетической политике / B.JI. Иноземцев // Свободная мысль. — 2006. — № 9−10. — С. 15−25- Катаева Е. Г. Энергетическая безопасность как условие устойчивого развития России: дис.. докт. полит, наук / Е. Г. Катаева. — М., 2006. — 331 е.- Редкоус В. М. К вопросу об обеспечении национальной безопасности как функции современного Российского государства / В. М. Редкоус // Право и государство: теория и практика. — 2009. — № 1. — С. 97−101- Миллер Н. Е Государственная энергетическая политика в постсоветской России: этапы и особенности развития: автореф. дис.. канд. полит, наук / Н. Е. Миллер. — М., 2009. — 26 е.- Мастепанов AM. Безопасность России: правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Энергетическаябезопасность (газовая промышленность России) / A.M. Мастепанов. — М.: МГФ Знание, 2005. — 688 с.-, Лейба С. Ш. Государственное регулирование энергосферы как основа экономической безопасности России: автореф. дис.. канд. экон. наук / С. Ш. Лейба. — М., 2004. — 34 е.- Томпсон У. Снежная Венесуэла? Ресурсное проклятие и политика России / У. Томпсон // Прогнозис. — 2008. — № 1. — С. 150−175- Шарай Я. Топливно-энергетический комплекс как фактор обеспечения' национальной безопасности / П. Шарай // Проблемы теории и практики управления. — 2007. — № 5. — С. 16−22- Язев В. Новые ориентиры в госрегулировании развития топливно-энергетического комплекса / В. Язев // Российский экономический журнал. — 2004. — № 2. — С. 15−30.

Энергетические богатства России обуславливают к ней повышенный интерес как соседних, так и отдаленных государств, которые испытывают жесткий дефицит энергетических ресурсов. Механизмы нейтрализации внешнеполитических угроз безопасности России анализируются в работах А. Д. Воскресенского, С. Г. Жизнина, A.A. Кокошина-, Э. Л. Кузьмина, А. К. Каграманова, П. С. Каныгина, Ю. В. Морозова, A.A. Румянцева, А. И. Уткина, A.A. Шатунова и др1. Исследования вышеперечисленных авторов отличает фокусированность на внешнеполитических аспектах проблемы энергетической безопасности, тогда как рассмотрению последней как части национальной безопасности России уделяется меньшее внимание.

Перспективы укрепленияэнергетической безопасности России находятся в прямой зависимости от функционирования" политической) системы и ее модернизации. Различные аспекты модернизации политической системы в современной России исследованы в работах Г. В. Агеева, Д. Биллингтона, П. К. Гончарова, Д. Е. Москвина, Е. О. Сониной, A.B. Рябова, Д. Е. Фурмана и др. Эти авторы различным образом трактуют политическую.

1 Воскресенский А. Д. Большая Восточная Азия: мировая политика и энергетическая-безопасность / А. Д. Воскресенский. — М.: Ленанд, 2006. — 128 е.- Жизнгт СЗ Энергетическая дипломатия России: экономика, политика, практика / С. З. Жизнин. — М.: Ист-Брук, 2006. — 638 е.- Кокошин A.A. Международная энергетическая безопасность / A.A. Кокошин. — М.: Европа, 2006. — 80 е.- Кузьмин Э. Л. Глобальная энергетическая безопасность и трубопроводный транспорт. (Политико-правовой аспект) / Э. Л. Кузьмин, А. К. Каграманов. — М.: Научная книга, 2009. — 248 е.- Каныгип П. С. Энергетическая безопасность Евросоюза и интересы России: дис.. канд. экон. наук / П. С. Каныгин. -М., 2007. — 183 е.- Морозов Ю. В Россия, Запад и страны ШОС в энергетических проектах центральной Евразии / Ю. Морозов // Центральная Азия и Кавказ. — 2008. — -№ 5. — С. 78−93- Румянцев A.A. Геополитика энергетических ресурсов / A.A. Румянцев // Власть. — 2008. — № 10. — С. 72−76- Уткин А. И. Новый мировой порядок / А. И. Уткин. -М.: Алгоритм, Эксмо, 2006. — 640 е.- Шатунов, А А. Диверсификация энергетических поставок в геополитическом измерении: дис.. канд. полит, наук / A.A. Шатунов. — М., 2008. 190 с.

Агеев Г. В. Трансформация политической системы Российской Федерации в современных условиях: автореф. дис.. канд. полит, наук / Г. В. Агеев. — М., 2009. — 17 е.- Биллннгтон Д. Россия в поисках себя / Д. Биллингтон. — М.: РОССПЭН, 2006. — 287 е.- Гончаров П. К Политическая система общества: гносеологическая и онтологическая основы теории / П. К. Гончаров // Социально-гуманитарные знания. — 2006. — № 2. — С. 96 118- Москвин Д. Е. Тр ансформация политической системы России: институциональный аспект: автореф. дис.. канд. полит, наук / Д. Е. Москвин. — Екатеринбург, 2007. — 17 е.- Сонина Е. О. Российская политическая система: типологический аспект / Е. О. Сонина // модернизацию, ставя ее в зависимость не только от демократических процессов, трансформации системы государственного управления, но и от «экономического базиса», каковым является топливно-энергетический комплекс.

Очень значимым для" диссертационного исследования является и анализ проблемы такими иностранными авторами, как Т. Фридмен, М. Томпсон, М. Росс, Р. Хаусман, Р. Роберто и др.1 Западные исследователи, в отличие от большинства российских, более отчетливо выделяют политическое измерение проблемы энергетической безопасности России, однако их трактовки нередко носят одиозный характер, что свидетельствует о значительной идеологизированности этих исследований и их включенности в систему властных отношений геополитического характера, которые в XXI в. нередко разворачиваются вокруг энергоресурсов.

Таким образом, обзор ' существующей литературы по теме диссертационного исследования подтверждает актуальность для политического знания попытки рассмотреть энергетическую> безопасность России в неразрывной связи с процессом^ политической модернизации.

Проблема энергетической безопасности в силу ее безусловной важности для.

Российской Федерации делает необходимым преодоление узко экономических трактовок этого феномена, которые по-прежнему.

Социум и власть. — 2009. — № 2. — С. 42−47- Рябов А. В. Развилки российской политики / А. В. Рябов // Свободная мысль. — 2008. -№ 2. — С. 17−27- Фурман Д. Е. Наша политическая система и ее циклы / Д. Е. Фурман // Свободная мысль XXI в. — 2003. — № 11. — С. 9−31.

1 Friedman T.L. The First Law of Petropolitics // Foreigh Policy. — May-June 2006. — P. 28−36- Томпсон У. Снежная Венесуэла? Ресурсное проклятие и политика России. — С. 150−175- Ross Michael L The Political Economy of the Resource Curse // World Politics. — 1999. — 51: 297−322, JanuaryRoss Michael L. Does Oil Hinder Democracy? // World Politics. — 2001. — P. 325−361- Hausman R., Roberto R. «An Alternative Interpretation of the „Resource Curse“: Theory and Policy Implications» // http://www.nber.org/papers/w9424 (дата обращения: 14.05.2011). преобладают в литературе, и ее рассмотрение с точки зрения политических институтов и процессов, происходящих в-современной России.

Актуальность,. недостаточная исследованность и существенная значимость вышеуказанных проблем для политической системы России определили выбор темы, диссертационного исследования.

Объектом диссертационного исследования является политическая1 составляющая энергетической безопасности России.

Предметом диссертационного исследования является политологический анализ, механизмов нейтрализации угроз энергетической безопасности в системе национальной безопасностисовременной России.

Цель: исследовать с точки зрения политологического знания проблему энергетической безопасности’в системе национальной1 безопасности России в XXI в.

Достижение цели диссертационного исследования, предполагает решение следующих задач:

— обосновать положение о значимости, энергетической безопасности России для политического: анализа—.

— охарактеризовать основные внутриполитические: угрозы, энергетической безопасности России и определить алгоритмы их нейтрализациивыявить механизмы нейтрализации угроз безопасности во внешней политикеопределить значение энергетической безопасности в контексте политической модернизации Российской Федерации.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Взаимообусловленность проблемнациональной и энергетической безопасности, их многоуровневый характер, предопределяющий возможность различных ракурсов, анализа, обусловили выбор теоретико-методологических принципов исследования. В качестве методологической базы, исследования выступили комплексный и системный подходы, позволившие выявить многообразие связей и отношений между.

10 безопасностью энергетической подсистемы и системой национальной безопасности России.

Компаративистский и исторический подходьь позволили проследить эволюцию формирования государственной энергетической политики, а также провести аналогии между основными принципами осуществления энергетической политики России и других стран, а также провести ретроспективные аналогии между современной Россией и СССР 1970;1980;х годов.

Посредством метода интерпретационного анализа исследовались заявления западных политологов и политиков о несправедливом доступе к энергоресурсам.

Системообразующее значение для диссертации имеют неконвенциональные трактовки политической сферы (П. Бурдье, В. Г. Ледяев, И.И. Кравченко), расширяющие базу политологического анализа за счет включения в область исследования иных, неполитических аспектов, в том числе, и взаимоотношений, складывающихся между политическими и неполитическими институтами. Это позволило рассматривать экономические явления в неразрывной связи с политическими инструментами влияния, как результат взаимодействия экономических структур с субъектами" принятия политических решений и других акторов. Такой подход помог выявить политические аспекты проблемы энергетической безопасности, формы их проявления и степень влияния на политическую систему современной России.

С помощью БЛУОТ-анализа исследовались слабые и сильные стороны системы национальной безопасности.

Рабочая гипотеза исследования заключается в предположении о ключевом значении энергетической безопасности в системе национальной безопасности России. Обеспечение устойчивого социально-политического развития Российской Федерации в XXI столетии и занятие нашей страной достойного места на международной арене невозможно без укрепления энергетической безопасности. Перед Россией стоит не только задача защиты своих национальных интересов, но и необходимость не допускать оттеснения страны на обочину международного сотрудничества.

Для нейтрализации основных внутренних и внешних угроз энергетической безопасности, учитывая специфику России с ее географическими, климатическими, экономическими и историческими особенностями, необходимо более активное участие государства во всей цепочке, связанной с энергетической отраслью, что предполагает укрепление вертикали власти, преодоление негативных последствий' «парада суверенитетов» 1990;х гг., а также интеграцию постсоветского пространства с закреплением лидирующей роли России. Посредством выстроенной вертикали власти российскому государству следует проводить политику, направленную на реструктуризацию, диверсификацию и модернизацию экономики, укрепление национальной безопасности и ее подсистем.

Научная новизна:

— обосновано ¡-положение о том, что энергетическая, безопасность играет особую роль для развития Российской Федерации, во многом обуславливает ее внутреннюю и внешнюю политику, что требует более широкого I включения категории «энергетическая безопасность» в систему политологического анализа;

— установлено, что для нейтрализации основных внутриполитических угроз энергетической безопасности, учитывая специфику России с ее географическими, климатическими, экономическими и историческими особенностями, необходимо более активное участие государства во всей цепочке, связанной с энергетической отраслью, что предполагает укрепление вертикали власти и преодоление негативных последствий «парада суверенитетов» 1990;х гг.- систематизированы важнейшие внешнеполитические угрозы энергетической безопасности по основным направлениям осуществления энергетической политики (западное, юго-восточное и южное) и определены механизмы их нейтрализации, такие как противодействие геостратегическим интересам США на постсоветском пространстве, интеграция постсоветского пространства, курс на. ликвидацию зависимости от соседей в области транзита и др.;

— выявлена несостоятельность заявлений западных политологов и политиков об антидемократичности стран — экспортеров нефти, в том числе: и России, а также о: несправедливом доступе к энергоресурсам, которые преследуют не только корыстные, интересы, ряда государств-, но и потенциально предполагают дестабилизацию современного политического процесса, провоцируя военные конфликты с энергетическим подтекстом;

— определено, что поскольку состояние энергетики России является объектом повышенного. внимания общественности, — от того насколько эффективно государство! будет проводить модернизациютопливно-энергетического комплекса,' во многом • зависит позитивное восприятие: политики руководствароссийского государствакак внутри страны, гак и за рубежом.

Основные теоретические положения, выносимые на защиту:

— энергетическая безопасность, Российской Федерации занимает важнейшее место в стратегии-устойчивого развития страны. В этой связи для нейтрализации основных угроз энергетической безопасности! России необходимо активное участие государства во всей цепочке, связанной с энергетической отраслью, что в политическом плане предполагает укрепление вертикали власти и преодоление негативных последствий «парада суверенитетов» 1990;х гг.

— среди субъектов Российской Федерации лишь несколько регионов являются донорами, большинство из которых специализируются на добыче и переработке энергоресурсов-.Исходя из-этого, следует признать оправданной попытку государства взять под контроль добычу и переработку энергоресурсов}: что позволит эффективно перераспределять доходымежду дотационными регионами, и регионами-донорами, а также укрепить целостность и сохранить суверенитет России.

— механизмы нейтрализации' внешнеполитических угроз по основным направлениям осуществления энергетической политики (западное, юго-восточное и южное), предполагают активные действия России, направленные на интеграцию постсоветского пространства, ликвидацию зависимости от сопредельных государств, участвующих в транзите энергоресурсов на мировые рынки, противодействие геостратегическим интересам США.

— заявления западных политологов и политиков об антидемократичности стран — экспортеров нефти, в том числе и России, основывающиеся на идеологеме «первый закон петрополитики», не соответствуют действительности и представляют угрозу дестабилизации современного политического процесса, провоцируя военные конфликты с энергетическим подтекстом.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Работа носит теоретический характер и представляет собой попытку выявить новые грани анализа политической системы современной России. Представленные в диссертации теоретические обобщения и выводы дополняют имеющиеся подходы в исследовании энергетической безопасности в системе национальной безопасности современной России.

Результаты исследования позволяют определить относительно достоверные перспективы укрепления энергетической безопасности в контексте политической модернизации, что предполагает возможность использования материалов диссертации в качестве экспертно-аналитического знания органами государственнойвласти Российской Федерации при принятии решений и разработке нормативно — правовых документов, а также аналитическими центрами.

Полученные в диссертации выводы могут представлять интерес для политологов, историков, экономистов, социологов. Положения и выводы диссертационного исследования могут быть исп ользованы • при разработке учебных пособий для студентов высших учебных заведений, применяться в преподавании общего курса политологии, соответствующих спецкурсов и семинаров. Материалы диссертации могут содействовать дальнейшему научному анализу политических аспектов укрепления < энергетической безопасности России.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационной работы докладывались на ряде научных и научно-практических конференций всероссийского и регионального уровней, в том числе на международной научно-практической конференции «Национальная политика и традиционная народная культура» (Уфа, 17 декабря 2009 г.) — IV Всероссийской научно-практической конференции «Власть. Общество. Личность» (Пенза, октябрь.

2009 г.) — научно-практической конференции «Исторические аспекты и процессы политической модернизации в России» (Екатеринбург, 10 ноября.

2010 г.), а также нашли отражение в 5 публикациях автора, в том числе 3 публикациях в журналах, рецензируемых ВАК РФ, общим объемом 2.2 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 175 наименований. Общий объем диссертации — 159 страниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенный политологический анализ проблемы энергетической безопасности в системе национальной* безопасности современной России показал, что борьба за право контролировать энергоресурсы потенциально может формировать целую, сеть не только экономических, но и политических конфликтов как внутри современных государств, так и на международной арене.

Как было показано в первой главе, масштабные социальные трансформации современности обусловили более широкое применение в системе политологических наук категории «национальная безопасность». Угрозы энергетической безопасности как важнейшей части национальной безопасности обуславливаются как внешними (геополитическими, макроэкономическими, конъюнктурными) факторами, так и параметрами функционирования энергетического сектора страны, а также различными аспектами политического регулирования данной сферы.

Мировые цены на энергоресурсы, их стратегическое значение для развития современного мира, а также их конечность объясняют то обстоятельство, что проблема распределения энергоресурсов имеет отчетливо выраженное политическое измерение, заключающееся в том, что за энергоресурсы происходит борьба, в которую вовлекаются государства, применяющие политические рычаги воздействия.

В России энергетический сектор приобрел особое-значение в связи с тем, что экспорт энергоресурсов является важной статьей дохода в бюджет страны. При этом любое снижение конкурентоспособности российского энергетического сектора представляет угрозу экономической безопасности страны, что, в свою очередь, чревато политическими конфликтами. Исходя из этого, попытки негосударственных субъектов формировать собственную энергетическую политику страны представляют собой угрозу энергетической и национальной безопасности России и не должны быть осуществлены.

Среди субъектов Федерации лишь несколько регионовявляются донорами, большинство из которых специализируются на добыче и переработке энергоресурсов. Поэтому во второй главе диссертации сделан вывод о том, что государство стремится взять под контроль добычу и переработку энергоресурсов, так как это позволит успешно перераспределять доходы между дотационными регионами и регионами-донорами, преодолеть деструктивные последствия парада суверенитетов и сохранить целостность и суверенитет России.

Обвинения руководства страны в неэффективном распоряжении средствами, полученнымиот экспорта энергоресурсовдалеко не всегда соответствуют действительности, поскольку увеличение ресурсов для функционирования государственных институтов необходимо для. преодоления* негативных последствийсепаратистских тенденций в различных регионах страны и выстраиваниявертикали власти. Для-нейтрализации* основных угроза энергетической безопасности Российской Федерации следует сбалансировать свой' экспорт, развивать основные направления.

В третьей главе диссертации показано, что Западное направление, являясь самым значительным для России, представляет собой целый каскад угроз энергетической безопасности: политика Евросоюза, непредсказуемая политика руководства Украины и Белоруссии в энергетической сфере, недоброжелательное отношение прибалтийских стран делают это направление потенциальным источником международных конфликтов. Необходимо более тесное сотрудничество со странами Евросоюза, в большей степени заинтересованными в российских углеводородах.

В' рамках Юго-восточного направления важнейшей угрозой энергетической безопасности России являются США и зависимые от них политические режимы постсоветского пространства (Грузия и отчасти.

Туркменистан). России необходимо взять курс на решительное восстановление приоритетов национальной стратегии на южном направлении. Генеральная линия российской дипломатии должна основываться на снижении участия США в геополитической жизни на Южном направлении, укреплении взаимоотношений с Турцией и реализации единой политики ресурсопользования Каспия при минимизации участия внешних акторов, что диктует необходимость проведения тонкой энергетической дипломатии и адекватных, взвешенных политических решений руководства страны.

Осложняет ситуацию то обстоятельство, что у России по-прежнему нет детально разработанной геополитической и внутриполитической стратегии, основанной на новой парадигме устройства современного мира, ее собственной роли' в этом мире, ее нового общественного и государственного устройства, парадигме, основанной на научном учете современных геополитических реалий и национальных традиций.

В будущем Россия может столкнуться с принципиально новыми угрозами энергетической безопасности1. Нельзя исключать, что со временем развитые страны" Запада, а также Япония и Китай, обладая: технологическим преимуществом, не начнут заявлять свои претензии на российские энергоресурсы.

Перед Россией стоит не только задача защиты своих национальных интересов, но и необходимость не допускать оттеснения страны на обочину международного сотрудничества. Несмотря на то, что высокие цены на нефть позволяют России осуществлять высокозатратные проекты, нельзя допускать, чтобы национальная безопасность зависела от мировых цен на нефть. В этой связи ключевым в плане перспектив укрепления энергетической безопасности в системе национальной безопасности России XXI в. является вопрос о том, насколько эффективно будут тратиться средства, направленные на модернизацию.

Заявления западных политологов и политиков об антидемократичности стран — экспортеров нефти, проанализированные в диссертационном исследовании, преследуют не только корыстные интересы западных государств, но и потенциально предполагают дестабилизацию современного политического процесса^ провоцируя военные конфликты с энергетическим подтекстомРаспространение таких идеологемшаносит определенный ущербимиджу российского государства: и: его: национальной безопасности и должно найтиадекватный1 ответ как со стороныроссийских политологов, так и политиков.

Идеологемы об «особости» Россииподкрепляемые фактором высоких мировых? цен* наэнергоресурсыявляются ошибочными, а их укрепление в политическомсознании способно привести к серьезным' стратегическим просчетам.,.

Российская Федерация не должна повторять ошибок руководства Советского Союза, поэтому в сложившихся условиях необходимо грамотно распорядиться теми средствами, которые поступают в бюджет от экспорта углеводородов, ч то требует структурных трансформаций.

Исходяиз этогов четвертойглаве диссертационногоисследования делается вывод о том, что российскому государству следует проводить более строгую энергетическую политику, используя выстроенную вертикаль власти, направленную на реструктуризацию, диверсификацию и модернизацию экономики страны.

Укрепление энергетическойбезопасности в политическом отношении представляет для России не самоцель, но средство осуществления структурной* перестройки государства и общества, политической, модернизации, направленной на укрепление всей, системы национальной безопасности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. В. Трансформация политической системы Российской Федерации в современных условиях: автореф. дис.. канд. полит, наук / Г. В. Агеев. М., 2009. — 17 с.
  2. В.Ф. Региональные конфликты и процесс ценообразования на мировом рынке цен / В. Ф. Артюшкин // Полис. 2007. — № 5.-С. 129−140.
  3. С. Национальная и экономическая безопасность на пути к теоретическому консенсусу / С. Афонцев // Мировая экономика и международные отношения. 2002. — № 10. — С. 30−39.
  4. A.C. Социокультурное прогнозирование России на макро- и микроуровнях / A.C. Ахиезер // Политические исследования. — 1994. № 6. — С. 16−31.
  5. КБ. Этнополитические конфликты в Закавказском регионе: истоки и развитие: дис.. канд. полит, наук / К. Б. Барбарян. М., 2007.- 153 с.
  6. Д.Н. Конфликты и мировая политика / Д. Н. Барышников. М.: ACT: ACT МОСКВА: Восток-Запад, 2008. — 384 с.
  7. Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества / 3. Бауман. М.: Весь мир, 2004. — 188 с.
  8. И. Энергетика России: стратегия инерции или стратегия эффективности? / И. Башмаков // Вопросы экономики. 2007. — № 8.-С. 104−123.
  9. Бек У. Власть и ее оппоненты в эпоху глобализма. Новая всемирно-политическая экономия / У. Бек. М.: Прогресс-Традиция- Территория будущего, 2007. — 464 с.
  10. В.В. Современные угрозы территориальной целостности России / В. В. Белодедов, Л. А. Кононов // Национальные интересы. № 4. — 2006. — С. 28−32.
  11. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и ее геостратегические императивы / 3. Бжезинский. М.: Международные отношения, 2009. — 278 с.
  12. Д. Россия в поисках себя / Д. Биллингтон. — М.: РОССПЭН, 2006. 287 с.
  13. Ю.В. Энергетическая безопасность Российской Федерации в рамках СНГ (1992−2004 гг.): автореф. дис.. канд. истор. наук/ Ю. В. Боровский. М., 2006. — 28 с.
  14. Л.И. По силам решение самых больших и сложных1 задач: доклад XXVI съезду КПСС / Л. И. Брежнев. М., 1981.
  15. Бурдье 77. Социология политики / П. Бурдье. M.: Socio-Logos, 1993.-336 с.
  16. А.И. Национальная безопасность России в контексте современных политических процессов / А. И. Буркин, А. В. Возженков. М.: РАГС, 2008.-480 с.
  17. В. А. Проблема определения предмета и места геополитики в современной российской политической науке / В. А. Бурлаков // Полития. 2008. — № 2. — С. 114−126.
  18. И. Геополитические миро-системные изменения: 1945−2025 / И. Валлерстайн // Вопросы экономики. 2006. — № 4. — С. 67−84.
  19. А.И. Геополитика современного мира / А. И. Василенко. М.: Гардарики, 2006. — 317 с.
  20. И. Образ России в информационном пространстве: новые грани виртуального диалога культур / И. Василенко // Государственная служба. 2008. — № 4. — С. 87−100.
  21. И. А. Новые тенденции в мировой геополитике / И. А. Василенко // Вестник Московского университета. 2007. — № 6. — С. 3— 10.
  22. A.B. Международный терроризм и национальная безопасность России / A.B. Вахрамеев // Социально-гуманитарные знания. -2004. -№ 1.-С. 33−48.
  23. А.П. Система и систематизация Российского законодательства об энергетике / А. П. Вершинин // Правоведение. 2009. — № 1.-С. 37−53.
  24. Л.П. Принципы территориальной целостности государств и нерушимости границ: нормативное содержание и соотношение / Л. П. Волова // Правоведение. 1984. — № 1. — С. 30−37.
  25. H.H. Стратегические угрозы энергетической безопасности России / Н. И. Воропай, С. М. Сендеров, В. И. Рябчук // Всероссийский экономический журнал. 2006. — № 12. — С. 42—59.
  26. А.Д. Большая Восточная Азия: мировая политика и энергетическая безопасность / А. Д. Воскресенский. М.: Ленанд, 2006. — 128 с.
  27. ВР: Статистический обзор мировой энергетики, июнь 2009 // Вопросы экономики. 2009. — № 9. — С. 93−110.
  28. К.С. Введение в геополитику / К. С. Гаджиев. М.: Логос, 2000.-432 с.
  29. Гадэ/сиев К. С. Геополитика Кавказа / К. С. Гаджиев М.: Международные отношения, 2001. — 464 с.
  30. Р. Кризис современного мира / Р. Генон. М.: Эксмо, 2008. — 784 с.
  31. С. Значение грузино-югоосетинского конфликта для внешней политики Турции / С. Генч // Центральная Азия и Кавказ. 2009. -№ 1.-С. 38−47.
  32. Э. С оциология / Э. Гидденс. М.: Эдиториал УРСС, 1999.-704 с.
  33. П.К. Политическая система общества: гносеологическая и онтологическая основы теории / П. К. Гончаров // Социально-гуманитарные знания. 2006. — № 2. — С. 96—118.
  34. Госкорпорации: быть или не быть? // Закон. 2009. — № 5. — С. 17−27.
  35. С.А. Прикладная политология / С. А. Грановский. — М.: Флинта: МПСИ, 2004. 408 с.
  36. И.В. Договор к энергетической хартии в контексте отношений Россия ЕС: инвестиции, торговля, транзит / И. В. Гудков // Энергетическое право. — 2007. — № 1. — С. 17—31.
  37. В.П. Энергоресурсы России для мирного переустройства мира? / В. П. Давыдов, С. Ф. Гребениченко // Социально-гуманитарные знания. 2009. — № 1. — С. 22−39.
  38. М.Г. Разработка новой энергетической стратегии России: мирохозяйственный контекст и внешнеэкономические подходы / М. Г. Делягин // Российский экономический журнал. 2007. — № 4. — С. 18— 24.
  39. М.Г. Энергетическая доктрина России / М. Г. Делягин // Свободная мысль. 2006. — № 9−10. — С. 5−15.
  40. В.Ю. Национальная идея в России как фактор общественных трансформаций: политический аспект: автореф. дис.. канд. полит, наук /В.Ю. Дорожкина. Уфа, 2008. — 25 с.
  41. Г. А. Кавказский кризис 2008 г. в контексте концепции «плюралистической однополярности» / Г. А. Дробот // Вестник Московского университета. 2009. — № 1. — С. 6−10.
  42. С. Национальное чувство времени. Новая редакция / С. Дубинин // Прогнозис. 2009. — № 1. — С. 176−219.
  43. В. В. Энергетическая политика в условиях трансформации российского общества: дис.. канд. полит, наук / В. В. Дудин. Кемерово, 2006.- 185 с.
  44. Ю.А. Россия и глобальная энергетическая безопасность / Ю. А. Ершов // Инвестиции в России. 2006. — № 10. — С. 3−12.
  45. Ю.А. Сырье, топливо и энергетика / Ю. А. Ершов. М., 1975.-222 с.
  46. Ю.А. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года: плюсы и минусы новой энергетической политики Российской Федерации / Ю. А. Ершов // Внешнеэкономический бюллетень. 2004. — № 3. -С. 35−47.
  47. С.З. Энергетическая дипломатия России: экономика, политика, практика / С. З. Жизнин. М.: Ист-Брук, 2006. — 638 с.
  48. ИС. О международном энергетическом праве как отрасли международного права / И. С. Жуков // Вестник ОГУ. 2010. — № 2. — С. 4755.
  49. С.Б. О новой редакции концепции национальной безопасности Российской Федерации / С. Б. Иванов // Вопросы экономики переходного периода. 2006. — № 7. — С. 15−20.
  50. И.Ю. «Путинская Россия»: пора подвести баланс? / И. Ю. Игрицкий // Россия и современный мир. 2008. — № 4. — С. 5−30.
  51. Иноземцев В.Л. A, status-quo power. Россия в мировой политике XXI в. / B.JI. Иноземцев // Россия и современный мир. 2006. — № 3. — С. 523.
  52. B.JI. Глобальная экономика: ощущение неопределенности / B.JI. Иноземцев // Свободная мысль. 2008. — № 1. -С. 61−75.
  53. B.JI. Конкурентоспособность России: иллюзии, реальность, перспективы / B.JI. Иноземцев // Свободная мысль. 2008. — № 1. -С. 5−26.
  54. B.JT. Кризис: природа и перспективы / B.JI. Иноземцев // Свободная мысль. 2009. — № 7. — С. 95−109.
  55. B.JI. О разумной энергетической политике / B.JI. Иноземцев // Свободная мысль. 2006. — № 9−10. — С. 15−25.
  56. B.JI. Призыв к порядку / B.JI. Иноземцев // Свободная мысль.-2008.-№ 10.-С. 57−71.
  57. B.JI. Призыв к порядку / B.JI. Иноземцев // Свободная мысль.-2008.-№ 10.-С. 57−71.
  58. B.JI. Судьба индивидуализированного общества // Бауман 3. Индивидуализированное общество. — М.: Логос, 2005. — С. IX— XXXV.
  59. Э. О геополитической функции «Центральной Азии» в XXI в. / Э. Исмаилов // Центральная Азия и Кавказ. — 2008. — № 2. — С. 7—33.
  60. Н.Ю. Роль энергодиалога Россия — ЕС в обеспечении энергетической безопасности «Большой Европы» / Н. Ю. Кавешников //
  61. Интернет-журнал «Вся Европа. ги». 2009. — № 5. URL: il*http://www. alleuropa.ru/ index. php?option=comcontent&task=view&id=l 104.
  62. П.С. Энергетическая безопасность ' Евросоюза и интересы России: дис.. канд. экон. наук / П. С. Каныгин. М., 2007. — 183 с.
  63. О. «До-современное» государственное строительство в постсоветской России / О. Капелли // Прогнозис. 2009. — № 1. — С. 131−176.
  64. И.Б. Механизм обеспечения национальной безопасности Российской Федерации / И: Б. Кардашова // Право и политика.2005.-№ 2.-С. 86−93.
  65. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 608 с.
  66. Е.Г. Энергетическая безопасность как условие устойчивого развития России: дис.. докт. полит, наук / Е. Г. Катаева. М., 2006.-331 с.
  67. А. Конец «эпохи Путина» неизбежен / А. Кива // Свободная мысль. 2008. — № 3. — С. 5−19.
  68. С. Проблемы нефтегазовой ориентации экономики России / С. Киммельман, С. Андрюшин // Вопросы экономики. 2006. — № 4. -С. 53−67.
  69. В.Г. Как лечить больную экономику. «Голландская болезнь» и энергетическая безопасность России / В. Г. Клинов // Россия и современный мир. 2007. — № 4. — С. 5—22.
  70. Кокоилин А. А Международная энергетическая безопасность / A.A. Кокошин. М.: Европа, 2006. — 80 с.
  71. C.B. Западный и восточный векторы в российской нефтегазовой политике: взаимодополнение или конкуренция? / C.B. Колчин // Россия и мир в XXI веке. 2007. — № 7. — С. 45−60.
  72. В. Вопрос о правовом статусе Каспийского моря: международное право ответа не дает / В. Кондаурова // Центральная Азия и Кавказ.-2008.-№ 6.-С. 84−101.
  73. РФ. М.: Юрайт, 2009.-47 с. ¦
  74. Концепция национальной безопасности- Российской Федерации до 2020 года. URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html (дата обращения: 20.01.2011).
  75. А.Г. Нефтедобывающая промышленность России / А. Г. Коржубаев // Бурение & нефть. URL: http://burneft.ru/archive/issues/2011−04/1/ (дата обращения: 20.06.2011).
  76. A.B. Россия и международная энергетическая безопасность / A.B. Корнеев // США — Канада. Экономика- политика-культура. — 2006. — № 4. — С. 55−65.
  77. C.B. Безопасность международная, национальная: некоторые методологические проблемы / C.B. Кортунов // Политические исследования. 2009. — № 1. — С. 7−28.
  78. И.И. Бытие политики / И. И. Кравченко. М.: Ин-т философии РАН, 2001. — 259 с.
  79. Ю. Модернизация российского общества: соотношение экономики и политики / Ю. Красин // Власть. 2010. — № 2. — С. 4—7.
  80. НА. Современные угрозы и безопасность России / И. А. Крылова // Философия и общество. 2004. — № 4. — С. 60−88.
  81. Кузьмин 3.JI. Глобальная энергетическая безопасность и трубопроводный транспорт. (Политико-правовой аспект) / Э. Л. Кузьмин,
  82. Кулъпин-Губайдуллин Э. С. Россия и Китай: проблема безопасности и сотрудничества в контексте глобальной борьбы за ресурсы / Э.С. Кульпин-Губайдуллин // Полис. 2008. — № 6. — С. 147−157.
  83. А.Б. Основы информационной аналитики / А. Б. Курлов,
  84. B.К. Петров. М.: Юрист, 2009. — 350 с.
  85. В.Г. Власть: концептуальный анализ / В. Г. Ледяев. М.: РОССПЭН, 2001.-384 с.
  86. С.Ш. Государственное регулирование энергосферы как основа экономической безопасности России: автореф. дис.. канд. экон. наук / С. Ш. Лейба. М., 2004. — 34 с.
  87. В.И. К проблеме формирования стратегии национальной безопасности России / В. И. Лутовинов // Власть. 2008. -№ 10.-С. 13−20.
  88. А. Югоосетинский конфликт и рубежи борьбы за энергоресурсы большого Каспия / А. Магомедов // Центральная Азия и Кавказ. 2009. — № 2.- С. 36−51.
  89. O.A. Энергоресурсы как фактор устойчивого развития в Закавказском регионе: дис.. канд. экон. наук / O.A. Мандругина. -М., 2006.-194 с.
  90. Манхейм К Идеология и утопия / К. Манхейм // Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994. — С. 7−277.
  91. Т. Энергетическая безопасность Европы и Балканы: борьба между США и Россией за геостратегический контроль над Евразией / Т. Маркатос // Центральная Азия и Кавказ. 2008. — № 5. — С. 64−78.
  92. A.M. Безопасность России: правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты / A.M. Мастепанов // Энергетическая безопасность (газовая промышленность России). — М.: МГФ Знание, 2005.-688 с.
  93. С.Е. Национальная безопасность и приоритеты развития России: социально-экономические и правовые аспекты / С. Е. Метелев. М.: Юнити, 2006. — 223 с.
  94. Н.Е. Государственная энергетическая политика в постсоветской России: этапы и особенности развития: автореф. дис.. канд. полит, наук / Н. Е. Миллер: М., 2009: — 26 с.
  95. В. Может ли Россия стать энергетической сверхдержавой? / В. Милов // Вопросы экономики. 2006. — № 9. — С. 21−31.
  96. П.А. Пространственные аспекты российской экономики / П. А. Минакир // Экономика и управление. Российский научный журнал. 2006.-№ 1.-С. 15−19.
  97. В. Российская экономика в контексте развития мировых энергетических рынков / В. Миронов, С. Пухов // Вопросы экономики. -2006.-№ 8. -С. 119−137.
  98. В.М. Национальная безопасность Российской Федерации. Обеспечение и организация управления / В. М. Мирошниченко. -М.: Экзамен, 2002. 256 с.
  99. Ю.В. Россия, Запад и страны ШОС в энергетических проектах центральной Евразии / Ю. В. Морозов // Центральная Азия и Кавказ. -2008.-№ 5.-С. 78−93.
  100. Д.Е. Трансформация политической системы России: институциональный аспект: автореф. дис.. канд. полит, наук / Д. Е. Москвин. Екатеринбург, 2007. — 17 с.
  101. Мыслящая Россия: картография современных интеллектуальных направлений / под ред. В. А. Куренного. М.: Наследие Евразии, 2006. -388 с.
  102. A.B. Национальная и международная безопасность: концепции и реалии в XX начале XXI вв. (Историко-политологический анализ): автореф. дис.. канд. полит, наук / A.B. Назаренко. — М., 2008. -30 с.
  103. Об основных направлениях энергетической политики Российской Федерации на период до 2010 года. URL: http://www.gostrf.com/Basesdoc/ 44/44 741/index.htm (дата обращения: 11.02.2011).
  104. Отток капитала из России превысил 38 миллиардов долларов за год. URL: http://www.lenta.ru/news/2011/01/13/ottok/ (дата обращения: 11.02.2011).
  105. К. Права человека обходятся недешево / К. Оффе // Свободная мысль. 2009. — № 4. — С. 5−17.
  106. A.C. Философия политики / A.C. Панарин. М.: Новая школа, 1996.-424 с.
  107. Пантин В Ж Политическое самоопределение России в современном мире: основные факторы, тенденции / В. И. Пантин // Полис. -2007.-№ 5.-С. 105−118.
  108. Папава В, «Центральная Кавказия» вместо «Центральной Евразии» / В. Папава // Центральная Азия и Кавказ. 2008. — № 2. — С. 33−48.
  109. Парамонов В. Проекты и инвестиции России в государствах
  110. Центральной Азии: нефтегазовая сфера / В. Парамонов, А. Строков //t
  111. Центральная Азия и Кавказ. 2008. — № 6. — С. 101−113.
  112. Н.П. За< теплом в Арктику / Н. П. Патрушев // Российская газета. — 2011. — 14 января (№ 5381 (5)).
  113. Н.П. Особенности современных вызовов и угроз национальной безопасности России / Н. П. Патрушев // Журнал Российского права. 2007. — № 7. — С. 3−12.
  114. ИЗ. Пелипенко В. Ф. Национальная безопасность Российской Федерации: История. Концепция. Документы / В. Ф. Пелипенко. М.: Айрис, 2005.- 112 с.
  115. План Путина: словарь политических терминов / сост. А. Чадаев, К. Логинов. -М.: Европа, 2007. 144 с.
  116. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации (12 ноября, 2009 г.). URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/5979 (дата обращения: 20.03.2011).
  117. И.И. Полномочия Президента и Правительства Российской Федерации по осуществлению контроля в области обеспечениянациональной безопасности / И. И. Прокудин // Право и политика. 2003. -№ 11.-С. 82−88.
  118. Е.В. О понятии и системе экономической безопасности / Е. В. Прудиус // Законодательство и экономика. 2008. — № 1. — С. 34- 40.
  119. Путин объяснил рост добычи нефти в 2009 году // Росбалт. -2010.-20 апреля.
  120. Путин: бюджет России в 2010 году на 50% состоял из поступлений от нефтегазовой отрасли. URL: http://minfin.com.ua/ 2011/02/09/325 412/ (дата обращения: 22.02.2011).
  121. В.М. К вопросу об обеспечении национальной безопасности как функции современного Российского государства /
  122. B.М. Редкоус // Право и государство: теория и практика. — 2009. № 1.1. C. 97−101.
  123. Россия в глобализирующемся мире: мировоззренческие и социокультурные аспекты / Секция философии, социологии, психологии и права Отделения общественных наук РАН. М.: Наука, 2007. — 640 с.
  124. A.A. Геополитика энергетических ресурсов / A.A. Румянцев // Власть. 2008. -№ 10. — С. 72−76.
  125. А.Ю. Атомная энергетика в настоящем и будущем энергообеспечении страны. Энергетика России проблемы и перспективы / А. Ю. Румянцев. -М.: Наука, 2006. С. 30−31.
  126. А. Закрепление инерционного развития или новые возможности? / А. Рябов // Свободная мысль. 2007. — № 2. — С. 19−29.
  127. А. Развилки российской политики / А. Рябов // Свободная мысль. 2008. — № 2. — С. 17−27.
  128. Ю.В. Основные проблемы современного этапа развития мировой энергетики / Ю. В. Самошин // Внешнеэкономический вестник. -2008.-№ 9.-С. 6−13.
  129. КС. Образ России на Западе: диалектика представлений в контексте мирового развития (К постановке проблемы) /
  130. И.С. Семененко, B.B. Лапкин, В. И. Пантин // Полис. 2006. — № 6. — С. 110— 125.
  131. В.В. Политическая безопасность /
  132. B.В. Серебрянников // Свободная мысль. 1997. — № 1. — С. 46−55.
  133. Системная история международных отношений в двух томах. -Т. 2: События 1945−2003. М.: Культурная революция, 2006. — 720 с.
  134. В. Контуры нового мира / В. Соловей // Свободная мысль. 2007. — № 2. — С. 19−29.
  135. Е.О. Российская политическая система: типологический аспект / Е. О. Сонина // Социум и власть. 2009. — № 2. — С. 42−47.
  136. Стратегия национальной безопасности России до 2020 г. // http://www.rg.ru/2009/05/19/strategia-dok.html. Дата-обращения: 12.06.2011
  137. А. Россия, Восточная Европа и энергетическая безопасность / А. Сытин // Свободная мысль. 2009. — № 2. — С. 99−111.
  138. А. Россия: «второе издание капитализма» / А. Тарасов // Свободная мысль. 2009. — № 1. — С. 31−45.
  139. JT.O. Внешние и внутренние угрозы безопасности в бесполярном мире: проблемы измерения / Л. О. Терновая // Вестник Московского университета. 2009. -№ 1. — С. 14−17 .
  140. С.Г. Политический риск в обеспечении национальной безопасности: дис.. канд. полит, наук / С. Г. Тигин. М., 2006. — 150 с.
  141. И. Новые реалии нефтяного рынка и энергетическая политика России / И. Томберг // Центральная Азия и Кавказ. 2004. — № 4.1. C. 130−144.
  142. У. Снежная Венесуэла? Ресурсное проклятие и политика России / У. Томпсон // Прогнозис. 2008. — № 1. — С. 150−175.
  143. Э. Метаморфозы власти / Э. Тоффлер. — М.: ACT, 2003. -669 с.
  144. Э. Третья волна / Э: Тоффлер. М.: ACT, 2004. — 781 с.
  145. .Т. Парадоксальный человек / Ж. Т. Тощенко // М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 543 с.
  146. Трубопроводы-транспорт нефти. -2001.-№ 3. С. 9. t
  147. АД. Государство в стратегии устойчивого развития / А. Д. Урсул. М.: РАГС, 2000. — 223 с.
  148. A.M. Америка ищет стратегию / А. И. Уткин // Прогнозис. -2007.-№ 3.-С. 64−79.
  149. А.И. Новый мировой порядок / А. И. Уткин. М.: Алгоритм, Эксмо, 2006. — 640 с.
  150. Д.Е. Наша политическая система и ее циклы / Д. Е. Фурман // Свободная мысль XXI в. 2003: — № Ы. — С. 9−31.
  151. С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. -М.: ACT, 2003.-602 с.
  152. М. Множество: война и демократия в эпоху империи / М. Хардт, А. Негри. М.: Культурная революция, 2006. — 559 с.
  153. В.К. Геостратегические интересы Российской Федерации на Дальнем Востоке: автореф. дис.. канд. полит, наук / В. К. Хегай. — М., 2004.- 168 с.
  154. Д. Глобальные трансформации: политика, экономика, культура / Д. Хелд и др. М.: Праксис, 2004. — XXiV. — 576 с.
  155. Н. Гегемония или борьба за выживание: стремление США к мировому господству / Н. Хомски. М.: СТОЛИЦА-ПРИНТ, 2007. -464 с.
  156. Н. Государства-изгои. Право сильного в мировой политике / Н. Хомски. М.: Логос, 2003. — 320 с.
  157. H. Несостоятельные штаты: злоупотребление властью и атака на демократию / Н. Хомски. М.: СТОЛИЦА-ПРИНТ, 2007. — 480 с.
  158. Л. Здесь не нужно пророка: война и мир>на Кавказе / Л. Чантуридзе // Центральная Азия и Кавказ. № 1. — 2009. — С. 7−13.
  159. П.П. Топливно-энергетический комплекс как фактор обеспечения национальной безопасности / П. Шарай // Проблемы теории и практики управления. 2007. — № 5. — С. 16—22.
  160. A.A. Диверсификация энергетических поставок в геополитическом измерении: дис.. канд. полит, наук / A.A. Шатунов. — М., 2008. 190 с.
  161. Е.А. Энергетика Латинской Америки и возможности российско-латиноамериканского сотрудничества в энергетической сфере: дис.. канд. экон. наук / Е. А. Швец. — М., 2006. — 190 с.
  162. Г. В защиту возобновляемых источников энергии / Г. Шеер // Свободная мысль. 2007. — № 2. — С. 108−112.
  163. В.Л. Национальная безопасность России. Испытание на прочность. Часть I / В. Л. Шейнис // Полис. 2009: — № 5. — С. 141−149.
  164. В.Л. Национальная! безопасность России: Испытание на прочность. Часть II / В. Л. Шейнис // Полис. 2010. — № 1. — С. 35−54.
  165. В.Л. Национальная безопасность России. Испытание на прочность. Часть III / В. Л. Шейнис // Полис. 2010. — № 2. — С. 75−90.
  166. М.Ю. Глокализация как предмет научного анализа / М. Ю. Шинковский // Полис. 2008. — № 2. — С. 46−58.
  167. В.А. Россия в глобализованном мире: альтернативы развития // Вопросы философии. 2008. — № 12. — С. 3−22.
  168. Энергетическая стратегия России на период до 2020 (август 2003 г.) // ТЭК. 2003. — № 2. — С. 5−37.
  169. Энергетическая стратегия России до 2030 г. URL: http://www.energystmtegy.ru/projects/docs/ES-2030(utv.N 1715-р13.11.09). doc (дата обращения: 20.06.2011).
  170. P.M. Наука и национальная безопасность / P.M. Юсупов. -М.: Наука, 2006.-290 с.
  171. В. Новые ориентиры в госрегулировании развития топливно-энергетического комплекса / В. Язев // Российский экономический журнал. 2004. — № 2. — С. 15−30.
  172. Friedman T.L. The First Law of Petropolitics 11 Foreigh Policy. -May-June 2006. P. 28−36.
  173. Hausman R, Roberto R. «An Alternative Interpretation of the „Resource Curse“: Theory and Policy Implications» // http://www.nber.org/papers/w9424 (дата обращения: 14.05.2011).
  174. OPEC: The Long-term Strategy. URL: http://www.opec.org/opec web/en/ (дата обращения: 15.03.2011).
  175. Ross Michael L. Does Oil Hinder Democracy? // World Politics. -2001.-53:3.-P. 325−361.
  176. Ross Michael L. The Political Economy of the Resource Curse// World Politics. 1999. — 51:297−322, January. P. 297−322.
Заполнить форму текущей работой