Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Место электронного бизнеса в национальной экономике

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ежегодный экспоненциальный рост аудитории Интернет во всем мире имеет следствием трудности анализа ее характеристик — численности пользователей, их национально-демографического состава, возраста, социального статуса. Главная сложность в подобном изучении заключается в том, что «статистика в Интернете ведется не по «человеческому фактору», а по IP-адресам компьютеров, включенных в Сеть, а точнее… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА
    • 1. 1. Специфика деловой среды Интернет
    • 1. 2. Схемы ведения сетевого бизнеса
    • 1. 3. Виды предпринимательской деятельности и услуг в сфере электронной коммерции
    • 1. 4. Системы электронных платежей и расчетов
  • ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
    • 2. 1. Проблемы и перспективы развития электронной торговли в России
    • 2. 2. Проблемы и перспективы развития электронной коммерции в сфере финансовых услуг
    • 2. 3. Проблема организации фондового рынка для высокотехнологичных компаний в России
  • ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА: РОССИЯ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Место электронного бизнеса в национальной экономике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ВВЕДЕНИЕ

Экономика функционирует благодаря разнообразным сетям связей между людьми (транспортным, социальным, культурным и др.), которые позволяют им обмениваться информацией, координировать и согласовывать свою экономическую деятельность.

Известно, что строительство дорог, судоходных каналов, новых торговых маршрутов и т. п. всегда расширяло контакты людей и обмен информацией между ними. Часто все это давало импульс для кардинальных изменений в экономике регионов, стран и континентов.

Но уменьшение пространственных барьеров между людьми само по себе не дает социально-экономических результатов. Они появляются только тогда, когда люди начинают использовать общие для всех правила и нормы поведения, когда между людьми возникает доверие, уважение и ощущение предсказуемости взаимного поведения. После этого можно считать, что между людьми есть устойчивые социально-экономические связи.

Такие связи позволяют существенно снижать непроизводственные издержки предпринимателей (издержки сделок), поскольку распространяемая информация воспринимается с доверием и может без дополнительных расходов на проверку ее достоверности использоваться для принятия решений.

Интернет «для широких масс», доступный каждому, появился не так давно, в 1995 г., сразу завоевав бешеную популярность среди представителей коммерческих структур, не говоря уже о компьютерных и научных организациях, для которых Интернет появился гораздо раньше. С технической точки зрения Интернет — это всемирное объединение компьютерных сетей, которые могут связывать компьютеры внутри предприятия (интранет) или же объединять локальные сети различных предприятий, например банков (экстранет). Что касается «наполнения» Интернета, то сегодня наиболее популярны такие ресурсы, как электронная почта телеконференции и Всемирная Паутина (World Wide Web, WWW, Web). С появлением World Wide Web стало возможно не только обмениваться текстовой информацией, но и доставлять пользователю графику, анимацию, звук, видео и вообще все средства современного мультимедиа. Тогда же, в 1994;1995 гг., стали появляться первые интернет-магазины, самый, пожалуй, известный из которых — ставший легендой интернет-бизнеса Amazon.com, достигший баснословных торговых оборотов.

Ежегодный экспоненциальный рост аудитории Интернет во всем мире имеет следствием трудности анализа ее характеристик — численности пользователей, их национально-демографического состава, возраста, социального статуса. Главная сложность в подобном изучении заключается в том, что «статистика в Интернете ведется не по «человеческому фактору», а по IP-адресам компьютеров, включенных в Сеть, а точнее — по количеству, характеру и времени их соединений между собой. По этой причине различно расходящиеся и противоречивые данные, исходя из которых можно установить лишь одну главную тенденцию, а именно ту, что число пользователей неуклонно возрастает, и их состав становится разнообразнее. По приблизительным подсчетам общее количество пользователей Интернета во всем мире превысило 200 млн. человек, из них больше половины — жители США и Канады (Nua Internet Surveys, осень 1999). В России же, по разным оценкам, насчитывается от 1,5 (Gallup и Com Con-2) до 6 миллионов (monitoring.ru) пользователей Сети.

Интернету свойственно значительно социальное влияние. Было замечено, что в развитых промышленных странах распространение персональных компьютеров и интернет-технологий может инициировать специфическое разделение на информационно бедных и информационно богатых (так называемая цифровая щель — digital divide, digital gap, в которую «проваливаются» неимущие слои населения).

Социальное воздействие Интернет в России можно считать позитивным. Наиболее значительную часть пользователей всемирной сети составляют студенты (20%); средний возраст пользователей — 31 год, при этом половина моложе 30 лет. На взгляд Нестера Акоповича Нагапетьянц и Сергея Николаевича Гуреева (специалистов по маркетингу в Интернете) обобщенный портрет российского пользователя Интернет мог бы выглядеть следующим образом: это молодой человек в возрасте от 18 до 40 лет, занимающий активную жизненную позицию в различных областях приложения усилий, это высокопрофессиональный специалист с хорошим образованием, растущими доходами и высоким потенциалом спроса, особенно по отношению к новым прогрессивным товарам, услугам, технологиям.

Российские регионы очень активно работают в Интернете, причем региональная часть Рунет, то есть российского сектора Интернет, составляющая 88% аудитории, существенно превосходит долю москвичей и петербуржцев (12%). Быстро растет доля сельских пользователей, их в декабре 2002 г. было 970 тысяч. Следует отметить заметную роль регионов Сибири и Дальнего Востока, представляющих 27% аудитории Рунет; сейчас у каждой третьей семьи в Надыме имеется персональный компьютер. С этой точки зрения российский Интернет обеспечивает социальное выравнивание, создает более однородную среду и сглаживает разрыв между бедными и богатыми.

Постепенно из модной игрушки Интернет превращается в один из инструментов ведения бизнеса. Как предмет интересов бизнеса Интернет представляет собой новую уникальную среду, которую самая обычная фирма, предлагающая самые обычные товары и услуги, может использовать в качестве канала распределения, а также для получения маркетинговой информации (проведения маркетинговых исследований). Таким образом, сам по себе Интернет не приносит никаких доходов предпринимателю, однако фирма, использующая Сеть в коммерческих целях, получает определенные преимущества и дополнительные возможности по сравнению с фирмой, избегающей участия в интернет-коммерции. Такие выгоды и преимущества, основным из которых является сокращение издержек фирмы, возможны благодаря специфике новой деловой среды.

Вообще Интернет сегодня нужен бизнесу потому, что он предлагает: 1) недорогие коммуникации; 2) интересную информацию; 3) в некоторых случаях снижение внутрифирменных технологических затрат; 4) доступные и удобные средства для разработки фирменных информационных систем, с помощью которых в Интернете возникает привлекательный образ фирмы и ее потенциала.

Быстрый рост информационной системы Интернет объясняется также ее децентрализованной природой. Ни одна из фирм не владеет Интернетом и не контролирует его. Такое децентрализованное построение и финансирование телекоммуникационной инфраструктуры распределяет инвестиционный риск и радикально отличается от традиционных централизованных систем телекоммуникационного бизнеса, которые принадлежат обычно крупные телефонным компаниям.

Возникает новый, виртуальный (существующий только в электронном пространстве) мир: каждый человек может легко сформировать свой информационный образ, достаточно подробно отражающий его возможности и намерения. И эта информация в считанные минуты может стать достоянием или определенной группой людей, или всего общества.

В таком виртуальном мире миллионные группы людей гораздо быстрее, чем раньше, могут обмениваться идеями, мнениями и приходить к общим решениям. Уже сейчас очевидно, что Интернет становится прототипом глобальной информационной инфраструктуры нового типа. Такая инфраструктура оказывает весьма существенное влияние на локальную бизнес-практику отдельных фирм. Собственно говоря, эти информационно коммуникационные технологии влияют на четыре главных для деятельности любой серьезной фирмы процесса: инновации, производство, обмен и сервис.

Информационный обмен — сущность рынка. Ведь рынок функционирует через взаимодействие между банками, торговыми партнерами, поставщиками, производителями и потребностями. В этом смысле информация появляется наиболее ценным товаром в экономике. Главная часть затрат на ведение бизнеса связана с поиском, обменом и использованием информации, что формирует накладные расходы (или «издержки сделок») фирм.

Эти затраты включают то, что относится к поиску и идентификации товаров, прикидкам, переговорам и защите условий продажи или покупки, платежам и реализации договоров (контрактов) или к их коррекции и изменению. Как только коммуникации становятся дешевыми, а информационные образы фирм и шаблоны сделок — более определенными, то издержки сделок фирм будут снижаться. Это сделает рынки существенно более эффективными.

Эра массового производства, знакомая нам по трудам Карла Маркса, закончилась в конце 70-х — начале 80-х годов триумфом японских гигантов, который сделал очевидным, что шанс на победу в конкурентной борьбе имеют лишь те производители, которые сумеют обеспечить покупателей недорогими качественными товарами и услугами, сохраняя эффективность производства. Когда рынок заполнился однотипными массовыми товарами, зародилась эра качества: высокая производственная эффективность и качество стали важнейшей заботой практически каждого производителя по всему миру. В результате рынок снова столкнулся с проблемой: если основные показатели качества достигнуты всеми участниками рынка, то в чем может состоять различие между двумя одинаково эффективными конкурирующими предприятиями, которое бы обеспечило одному из них лидерство? Теперь не растерялся потребитель: он желает не просто дешевых (результат эры массового производства) и качественных (результат эры качества) товаров и услуг, но и удовлетворяющих его индивидуальным запросам, к тому же постоянно меняющимся во времени. И решающим фактором конкуренции в эру потребителя стала способность производителей совместить индивидуальные покупательские предпочтения с эффективным производством и системой планирования.

Вот тут-то на первое место во всех бизнес-планах вышел Интернет. Всего лишь инструмент для взаимодействия с информационным пространством, но именно он вывел бизнес на новую ступень развития, позволив, с одной стороны, компаниям достичь максимальной аудитории потребителей, а с другой, дав потребителям возможность донести до производителя сведения об их индивидуальных предпочтениях.

Целью работы является исследование основных тенденций развития электронного бизнеса в России, анализ функционирования электронной коммерции в нашей стране с учетом зарубежного опыта. На основе сделанного обзора различных секторов электронного бизнеса, определены перспективы развития электронной торговли. Отдельно рассматривается роль государства в регулировании данного вида деятельности и особенности налогообложения электронных сделок.

Задачей работы является определение приоритетных направлений развития электронного бизнеса, разработка рекомендаций по усовершенствованию законодательной и юридической базы, регламентирующей этот сектор национальной экономики.

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА

1.1. Специфика деловой среды Интернет У разных авторов не совпадают точки зрения на то, что же в действительности представляет собой электронная коммерция. Многие отождествляют электронную коммерцию с совершением покупок через Интернет. Между тем электронная коммерция и интернет-торговля — это разные вещи. Электронная коммерция — это любая сделка, совершенная посредством сети связанных между собой компьютеров (хотя бы и не подключенных к Интернету), по завершении которой происходит передача права собственности или права пользования вещественным товаром или услугой. Она существует уже более 30 лет, а первые продажи через Интернет состоялись лишь в 1995 г. Поскольку в России основная борьба за внедрение интернет-торговли ведется вокруг розничного сектора, понятие «электронная коммерция» у нас трансформировалось в торговлю через интернет-магазины, хотя эволюция развития электронной коммерции неизбежно приводит к лидерству сетевого бизнеса между фирмами. Интернет-торговля — это лишь часть электронной коммерции, причем все уменьшающаяся. В общих оборотах электронной коммерции доля розничного сектора все время падает. Это важная тенденция, так как именно на розничном секторе рынка сейчас происходят наибольшие потрясения, и именно этот сектор стал неправильно называться в России «электронной коммерцией».

Из всех существующих компьютерных сетей, используемых банками, предприятиями торговли и прочими экономическими агентами, первую скрипку в формировании глобального и национальных электронных рынков играет, безусловно, Интернет. Поэтому многие авторы не без оснований сосредоточивают свое внимание на интернет-коммерции, на сфере деловой активности в Глобальной Сети. Правда, деловая активность в Интернет — это не «любая сделка», но именно она определяет современный облик электронной коммерции.

Невзирая на все сложности, все большее число российских компаний включают интернет-коммерцию в перечень используемых инструментов. Причем все большее число фирм использует Интернет на всех этапах своей деятельности, «для многих компаний вопрос уже заключается не в том, стоит ли использовать Интернет, а в том, какой бюджет на это выделить и как его распределить».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. М.: Проспект, 2000.
  2. Об информации, информатизации и защите информации: Федеральный закон РФ от 2 февраля 1995 г. № 24-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. — № 8. С. 1213−1225.
  3. Об участии в международном информационном обмене: Федеральный закон РФ от 4 ию-ля 1996 г. № 85-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. — № 25. С. 8654−6861.
  4. С.И. Виртуальная экономика Сибири // ЭКО. 1996. — № 9. С. 65−78.
  5. А.А. Проблема и перспективы развития электронных магазинов // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. — № 3. С. 84−89.
  6. Н., Гуреев С. Internet-маркетинг // Маркетинг. 1998. — № 5. С. 99−110.
  7. А.И. Доступ к электронным ресурсам от Бонна до Владивостока // Научные и технические библиотеки. 2000. № 7. С. 25−37.
  8. А. Цель определяет средства // Эксперт. 2001. — № 6. С. 94−96.
  9. Е. Электронная коммерция в России. Основные вопросы // Хозяйство и пра-во. 2000. — № 12. С. 23−37.
  10. А.А. Стратегия и тактика маркетинга в Интернет // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. — № 2. С. 63−66.
  11. С. С Internet-авоськой по магазинам // Научный парк. 1998. — № 6. С. 54−58.
  12. А. Как зарабатывать деньги в Internet. М., 1998. С. 88−109; 125−129.
  13. В. Как сделать бизнес в Internet. К.; М.; СПб., 1998. С. 191−203; 319−336.
  14. М. Иное измерение // Эксперт. 2000. — № 24. С. 1−4.
  15. А. Клонирование технологий // Эксперт. 2000. — № 8. С. 6−10.
  16. Лидеры российского виртуального шопинга // Эксперт. 2000. № 16. С. 77−82.
  17. С. Модель бизнеса для бизнеса // Финансист. 2000. — № 2. С. 45−47.
  18. В. Битуби, пиар, иарпи // Эксперт. 2000. — № 28. С. 6−11.
  19. Д. Электронное правительство // Эксперт. 2001. — № 14. С. 90−92.
  20. В. Интернет и деньги // Эксперт. 2000. — № 16. С. 82−86.
  21. В., Гришанков Д. Центры прибыли // Эксперт. 2000. — № 16. С. 86−87.
  22. Н. Российский бизнес уходит в сеть // Финансовая Россия. 2000. — № 24. С. 6.
  23. С. Розничная торговля в США уже никогда не будет такой как прежде. А в Рос-сии? // Финансист. 2000. — № 2. С. 45−47.
  24. С. Банковские услуги по Интернету // Финансист. 2000. — № 2. С. 76−79.
  25. А. Стратегия ломки границ // Эксперт. 2001. — № 11. С. 80.
  26. Р. Проблемы развития электронной коммерции в сфере финансовых услуг // Финансист. 2000. — № 11−12. С. 106−112.
  27. А. Компьютерный кошелек // Эксперт. 1998. № 25. С. 44−45.
  28. Гута-брокер электронный брокер нового поколения // Эксперт. 2001. — № 10. С. 93.
  29. А. Интернет-трейдинг массовая услуга или вотчина профессионалов? // Ры-нок ценных бумаг. 2000. — № 7. С. 30−32.
  30. С. Интернет-коммерция за и против // Рынок ценных бумаг. 2000. № 7. С. 27−29.
  31. С., Решетин Е. Виртуальное страхование // Эксперт. 2001. — № 11. С. 108−112.
  32. А. Кустари-одиночки без госмоторчика // Эксперт. 2001. — № 6. С. 90−92.
  33. В.Г. Расследование хищений, совершаемых в кредитно-финансовой сфере с ис-пользованием электронных средств // Законодательство. 2000. С. 53−59.
  34. В. В сетях коммерции // Финансовая Россия. 1999 (апрель) — № 12. С. 11.
  35. И. Электронные деньги и банковские операции в компьютерных сетях // Миро-вая экономика и международные отношения. 1996. С. 118−125.
  36. А.В. Денежная составляющая платежной системы: правовой и экономический подходы // Деньги и кредит. 2000. — № 4. С. 38−41. — № 7 С. 38−41 (1999).
  37. В. В2С: Васk to College // Эксперт. 2001. № 10. С. 81−84.
  38. М. Глоток кислорода в солнечный день // Эксперт. 2000. — № 20. С. 12−16.
  39. Ю., Шпагина М. От революции к эволюции // Эксперт. 2001. № 14. С. 87−90.
  40. И. Шаг назад и два вперед // Эксперт. 2001. — № 10. С. 86−87.
  41. В. Хотят ли русские В2 В //Эксперт. 2001. — № 10. С. 94−96.
  42. В. Виртуализация ирамид // Эксперт. 2000. — № 15. С. 12−17.
  43. А. Сокращая дистанцию // Эксперт. 2000. — № 24. С. 17.
  44. С. Паутина опасностей // Финансовая Россия 2000 (май). — № 19. С. 11.
  45. В. Интернет задача на завтра // Эксперт. 2001. — № 11. С. 76−78.
  46. М., Аузан В. Лицом к клиенту, спиной к человеку // Эксперт 2000. — № 24. С. 14−16.
  47. К. Возможен ли NASDAQ в России? // Финансовая Россия. 2001 (март) — № 10. С. 17.
  48. В. С чистого листа // Эксперт. 2000. — № 24. С. 13.
  49. Д.К. Интернет праву быть // www.advocats.kiev.ua
  50. И.Ю. Электронная торговля: правовые проблемы предпринимательской дея-тельности в Интернет // Московский журнал международного права. 2000. № 4. С. 275−278.
  51. Н. Совершение сделок путем электронного обмена данными: Принципы правового подхода. 1997. — № 6. С. 52−59. — № 7. С. 54−63.
  52. В. Канцелярщина // Эксперт. 2001. — № 14. С. 93−94.
  53. Ю. Когда едет крыша, держись за фундамент // Эксперт. 2000. — № 24. С. 8−10.
  54. Ю. Силиконовая тайга: Манифест новой экономики // Эксперт. 2001. — № 6. С. 81−89.
  55. К. Возможен ли NASDAQ в России? // Финансовая Россия. 2001 (март) — № 10. С. 17.
Заполнить форму текущей работой