Джаз в произведениях европейских композиторов первой половины XX века: к проблеме влияния джаза на академическую музыку
Диссертация
В современном музыкознании наиболее важными работами по вопросам взаимодействия джаза и академической музыки являются исследования В. Конен, А. Казуровой, Е. Овчинникова, В. Озерова, В. Сырова Д.Ухова. Д. Ухов, считающий изучение произведений, испытавших влияние джаза, на сегодняшний день весьма поверхностным — «музыковеды отделываются ничего не значащими эпитетами — вроде «острой джазовой… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ЭВОЛЮЦИЯ ДЖАЗА И ЕЕ ОТГОЛОСКИ В ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ МУЗЫКИ
- 1. 1. Джаз в Европе: появление и развитие
- 1. 2. Периоды раннего и традиционного джаза и его отражение в музыке композиторов академического направления
- 1. 3. Hot джаз, свинг и другие джазовые направления второй четверти XX века у европейских композиторов
- ГЛАВА II. РЕГТАЙМ И ДРУГИЕ ТАНЦЫ АМЕРИКАНСКОЙ ЭСТРАДЫ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ АКАДЕМИЧЕСКИХ КОМПОЗИТОРОВ
- 2. 1. Французская линия регтайма: Дебюсси, Равель, Мийо, Сати, Онеггер
- 2. 1. 1. Регтайм и кекуок в пьесах Дебюсси
- 2. 1. 2. Рег-темы в фортепианных концертах Равеля
- 2. 1. 3. Жанр регтайма у Мийо
- 2. 1. 4. «Jack in the box» Сати
- 2. 1. 5. Эстрадно-джазовые элементы у Онегтера
- 2. 2. Джаз и творчество немецких композиторов: Хиндемит, Хартман, Шульхофф
- 2. 2. 1. Регтайм, шимми и вальс-бостон у Хиндемита
- 2. 2. 2. «Джаз-токката и фуга» Хартмана
- 2. 2. 3. Эстрадно-джазовые танцы в творчестве Шульхоффа
- 2. 3. Регтайм в музыке Стравинского
- 2. 4. Шостакович и эстрадно-джазовые жанры
- 2. 1. Французская линия регтайма: Дебюсси, Равель, Мийо, Сати, Онеггер
- ГЛАВА III. ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЕ ТАНЦЫ В ДЖАЗОВОМ РЕПЕРТУАРЕ И ИХ НОВОЕ ЗВУЧАНИЕ В СОЧИНЕНИЯХ АКАДЕМИЧЕСКИХ КОМПОЗИТОРОВ
- 3. 1. Самба, танго и другие латиноамериканские танцы у Мийо
- 3. 2. Танго у Шульхоффа
- 3. 3. Черты танго в произведениях Стравинского
- ГЛАВА IV. БЛЮЗОВЫЕ СТРАНИЦЫ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ И СВИНГ
- 4. 1. Блюз у Равеля
- 4. 2. Блюзовые черты у Мийо
- 4. 3. Блюз у Стравинского
- 4. 4. Блюз-фокстрот у Шостаковича
- 4. 5. Свинг и блюз у Шульхоффа
Список литературы
- Альшванг А. Произведения Дебюсси и Равеля. — М., 1963.
- Арановский М. На пути к обновлению жанра // Сб. ст. Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 10. —Л., 1971. — С.123−164.
- Арановский М. Синтаксическая структура мелодии: исследование. — М., 1991.
- Асафьев Б.М. Музыкальная форма как процесс. — Л., 1971.
- Барбан Е. Черная музыка, белая свобода. — М., 1977.
- Баташев А. Советский джаз. — М., 1972.
- Боноски Ф. Две культуры. (Проблемы молодежной контркультуры в США и роль негров в американской культуре). — М., 1978.
- Гаккель Л. Фортепианная музыка XX века. Очерки. — М., 1976.
- Герштейн Э. Французский музыкальный экзотизм конца XIX—XX вв.еков: к проблеме взаимодействия культур Запада и Востока. Автореф. дисс.. канд. иск. (17.00.02). — М., 1995.
- Глядешкина 3. Типы гармонических конструкций в музыке Дебюсси // В кн.: труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 7. —М., 1968. — С. 27−53.
- Год после «Леди Макбет»: Беседа с композитором Д.Шостаковичем. — Красная газета, 1935,14 января.
- Григорьева Г. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века. 50−80-е годы. — М., 1989.
- Данилевич Л. Шостакович. Жизнь и творчество. — М., 1980.
- Дебюсси и музыка XX века // Сб. статей. — Л., 1983.
- Дебюсси К. Избранные письма. —Л., 1986.
- Друскин М. Игорь Стравинский: Личность, творчество, взгляды. — Л., 1982.
- Дьячкова Л. Политональность в творчестве Стравинского // В сб.:
- Вопросы теории музыки. Вып. 2. — М., 1970.
- Земзаре И. Взаимодействие серьезных и массово-развлекательных жанров в европейской музыке первой половины XX века. Автореф. дисс. канд. иск. —JL, 1984.
- И. Стравинский — публицист и собеседник. // Ред.-сост. Варунц В. — М&bdquo- 1988.
- Интервью с Мийо. Советская музыка, 1966, № 12. — С. 133−134.
- Ионин Л. Социология культуры. — М., 1998.
- Казурова А. Претворение элементов музыкального языка джаза в отечественной музыки академической традиции. Дисс. канд. иск. (14.00.02). — М., 1996.
- Казурова А. Шостакович и джаз // В сб. ст. Шостаковичу посвящается: 1906−1996. К 90-летию со дня рождения композитора // Сост. Долинская Е. — М., 1997, —С. 91−101.
- Каратыгина М. Неевропейские влияния в современной поп-музыке и джазе // Популярная музыка и традиции неевропейских культур: пути развития и взаимодействия. Вып. 3. — М., 1989. — С. 22−34.
- Ковалено О. Теоретические проблемы стиля в джазовой музыке. Дисс. канд. искусствоведения (17.00.02). — М., 1997.
- Кокорева Л. Дариус Мийо: жизнь и творчество. — М., 1985.
- Коллиер Дж. Становление джаза. Словарь специальных терминов (пер. Озеров В.Ю.). — М., 1984.
- Конен В. Блюзы и XX век. — М., 1980.
- Конен В. Пути американской музыки. Очерки по истории музыкальной культуры США. — М., 1977.
- Конен В. Рождение джаза. — М., 1984.
- Конен В. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке XX века. — М., 1994.
- Левая Т.Н., Леонтьева О. Т. Пауль Хиндемит. Жизнь и творчество. — М., 1974.
- Мартынов И. Морис Равель. — М., 1979.
- Мийо Д. Заметки без музыки. Советская музыка, 1963, № 3. — С. 105 114.
- Мийо Д. Моя счастливая жизнь. Пер. с фр. Кокоревой Л. — М., 1999.
- Мийо Д. Развитие джаза и североамериканская негритянская музыка // Джаз-банд и современная музыка. — Л., 1926.
- Мысовский В., Фейертаг В. Джаз: краткий очерк. — Л., 1960-
- Овчинников Е. Архаический джаз. — М., 1986.
- Овчинников Е. Джаз как явление музыкального искусства. К истории вопроса. Лекция. ГМПИ им. Гнесиных. — М., 1984.
- Овчинников Е. История джаза. Вып.1. — М., 1994.
- Овчинников Е. От классического джаза к свингу. Лекция. ГМПИ им. Гнесиных.—М., 1988.
- Овчинников Е.В. Джаз как явление музыкального искусства. К истории вопроса. Лекция. ГМПИ им. Гнесиных. — М., 1984.
- Одер А. Человечество и проблемы джаза. Нью-Йорк. 1956 // Пер. с англ. осуществлен группой исследователей джаза в СССР /ГИД/. Переводчики Ткаченко А., Михайлов В., Верменич Ю. — Воронеж, 1966. На правах рукописи.
- Озеров В. Джаз. США. Часть I. Учебно-справочное пособие. — М., 1990.
- Озеров В.Ю. Проблемы массовой музыкальной культуры в современной музыкально-педагогической теории и практике (по материалам западногерманского журнала «Musik und Bildung» за 1973−1983 гг.). Лекция. ГМПИ им. Гнесиных. — М., 1987.
- Озеров В., Орлова Е. Пути к импровизации. — М., 1985.
- Онеггер А. О музыкальном искусстве. Пер. с франц. Александровой В.Н.и Гвоздевой Е. С. — Л., 1985.
- Орлова Е.В. От составителя // Популярная музыка и традиции неевропейских культур: пути развития и взаимодействия. Вып. 3. — М., 1989. —С. 1−13.
- Панасье Ю. История подлинного джаза. — Л., 1979.
- Письма к другу. Письма Д. Д. Шостаковича к И. Д. Гликману // Сост. и коммент. Гликмана И. Д. — М., СПб., 1993.
- Равель в зеркале своих писем // Сост. Жерар М. и Шалю Р. Пер. с франц. Михелис В. и Поляк Н. —Л., 1988.
- Савенко С. Мир Стравинского. — М., 2001.
- Сарджент У. Джаз: генезис, музыкальный язык, эстетика. Пер. с англ. и примечание к книге Озерова В. — М., 1987.
- Соколов А. Музыкальная композиция XX века: диалектика творчества. — М., 1992.
- Сохор А. Вопросы социологии и эстетики музыки. Т.2. — Л, 1981.
- Сохор А. Эстетическая природа жанра в музыке. — М., 1968.
- Стравинский И. Диалоги. —Л., 1971.
- Стравинский И. Хроника моей жизни. — Л., 1963.
- Сыров В. Европейский контекст в джазе // «Свое» и «чужое» в европейской культурной традиции. — Нижний Новгород, 1999.
- Ухов Д. Аналогии и ассоциации (к проблеме: «Джаз и европейская музыкальная традиция») // Советский джаз. — М., 1989. — С.114−142.
- Фейертаг В. Джаз от Ленинграда до Петербурга: Время и судьбы. Фестивали джаза. Кто есть кто. — СПб., 1999.
- Филейко Г. Э. Сати // В сб.: Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 5,—Л., 1967.
- Фридман Д. Программность и музыкальная форма в фортепианных прелюдиях Дебюсси // Музыка и современность. — М., 1971.
- Хентова С. В мире Шостаковича. Запись бесед с Д. Д. Шостаковичем. Запись бесед о композиторе. — М., 1996.
- Холопова В. Нерегулярно-акцентная ритмика. Ее значение для выразительности и формообразования произведений И. Стравинского // В книге: Холопова В. Вопросы ритма в творчестве композиторов первой половины XX века. — М., 1971. — С. 194−245.
- Цукер А. Жанрово-стилевые взаимодействия академической и массовой музыки. Возможности. Пути. Перспективы // Стилевые искания в музыке 70-х—80-х гг. XX века. — Ростов-на-Дону: РГК, 1994. — С. 49−76.
- Цукер А. И рок и симфония. — М., 1993.
- Шнеерсон Г. Музыка и время. — М., 1970.
- Шостакович Д. Не надо пугать композиторов джазовой спецификой. Советская музыка, 1956, № 11. — С. 102−103.
- Шостакович Д. О времени и о себе (1926−1975) // Сост. Яковлев М. — М., 1980.
- Шостакович Д. Творческий раппорт композитора. Красная газета, 1934, 25 января.
- Шостакович: между мгновением и вечностью. Документы, материалы, статьи. — СПб., 2000.
- Якубов М. Сюита для эстрадного оркестра или Сюита для джаз-оркестра № 2 // В сб.: Шостакович: между мгновением и вечностью. Документы, материалы, статьи. — СПб., 2000. — С. 325−345.
- Ярустовский Б. Игорь Стравинский // В сб.: Труды ГМПИ им. Гнесиных. — М., 1977.
- Adorno Th.W. Prismen. Kulturkritik und Gesellschaft. — Muenchen, 1963.
- Art Rock. Fusion. Jazz // The New Harvard Dictionary of Music. Ed. by Randel M. — Harvard University Press, 1986.
- Atkins R. Jazz- the Ultimate Guide from New Orleans to the New Jazz Age.1. Smithmark, 1995.
- Azriel A. Jazz. Analysen und Aspekte. — Berlin, 1985.
- Bastin B. Red River Blues: The Blues Tradition in the Southeast. — Urbana- Chicago: Univ. of Illinois press, cop. 1986.
- Berendt J. The Jazz book: From New Orleans to jazz rock and beyond. — London, 1984.
- Blackwell Guide to Recorded Jazz // Ed. by Kernfield B. — Cambridge: Blackwell, 1991.
- Blesh R. and Janis H. The all played Ragtime /4ht ed./. — NY, London, 1971.
- Bohlaender C., Holler K.-H. Jazzfuehrer. — Leipzig, 1980.
- Carr I. and others. Jazz: The Essential Companion. — Prentice, 1988.
- Charters S.B., Constant L. Jazz: A history of the New York scene. — NY, 1981.
- Cortot A. La musique francaise de piano (deuxieme serie). — Paris, 1932.
- Dahl L. Stormy Weather: The Music and Lives of a Century of Jazzwomen.1.melight, 1989.
- Dibelius U. Karl Amadeus Hartmann. Komponist im Widerstreit. — Baerenreiter Kassel, 2004.
- Die Musik. March, 1927. — P. 438.
- Eggebrecht H.-H. Musikalisches Denken. — Wilhelmshaven, 1977.
- Feather L. The book of jazz. — NY, 1961.
- Gidding G. Vision of jazz: The first century. — Oxford University Press, 1999.
- Gridley M.C. Jazz styles: History and analysis. — NY, cop. 1995.
- Gunther Sch. The History of Jazz. Vol I: Early Jazz. Its Roots and Musical Development. — NY, Oxford Un. Press, 1968.
- Gunther Sch. The History of Jazz. Vol II: The Swing Era. The Development of Jazz 1930−1945. —NY, Oxford Un. Press, 1989.
- Harrison M. Simphonic Jazz // New Grove Dictionary of Jazz. — NY, 1994.
- Haskins J. Scott Joplin. — NY: Doubleday, 1978.
- Hindemith P. 1922 Suite fuer Klavier. — Mainz, 1922. Авторское примечание к первому изданию Сюиты.
- Kampf Н. Postserielle Musik und Free Jazz. 2. Aufl. — Rahrdorf, 1981.
- Kan A. Golden Years Of Soviet Jazz. A Brief History Of New Improvised Music in Russia. — London, 2001.
- Kernfeld B. Jazz Style // New Grove Dictionary of Jazz. — NY, 1994.
- Moon T. Jazz // Music Central '97. Microsoft Multimedia Encyclopedia of Jazz & Popular Music.
- Ragtime: its history, composers and music // Ed. By Hasse J.E. — London: Macmillan Press, 1985.
- Ravel M. Esquisse autobiographique // La Revue musicale, 1938, № 187. V. II.
- Roberts J.S. Black Music of Two Worlds. — London, 1973.
- Roberts J.S. In Latin Jazz: The First Of The Fusions, 1880s To Today. — London: Scribner Books, 1999.
- Roy J. Darius Milhaud, l’homme et son oeuvre. — Paris, 1968.
- Sargeant W. Jazz: Hot and Hybrid. — NY, 1975.
- Satie E. The writings of Eric Satie // Ed. a. transl. by Wilkins M. — London: Eubenburg, 1980.
- Schafer W.J., Riedel J. The art of ragtime: form and meaning of original Black American art // Shafer W.J. and Riedel J. with assist, from Polad M. and Thompson R. — NY, 1977.
- Schmitz E.R., The piano works of Claude Debussy // By Schmitz E.R.- Ed. by Armitage M.- Forew. by Thomson V., — Repr. — NY, 1984.
- Stravinsky in Modern music (1924−1946) // Сотр. and with an introd. by Oja C.J. Forew. by Copland A. — NY, 1982.
- That’s Jazz Der Sound des XX Jahrhunderts. Eine Musik-, Personen-, Kultur-, Sozial- und Mediengeschihte des Jazz von den Anfaengen bis zur Gegenwart. Herausgegeben von Worbert K. — Frankfurt am Main, 1997.
- The Essential Jazz Records. Vol. 1. Ragtime to Swing // Ed. by Harrison M. — London: Mansell, 1984.
- The Influence Of Jazz In Classical Music // Compton’s Interactive Encyclopedia. 1998. (Compton's Home Library).
- The story of Jazz: From New Orleans to rock jazz // Ed. by Berendt J.E., with contributions from Werner Burkhardt teal. — NY, 1978.
- Whiting S.M. Satie the Bohemian: From Cabaret to Concert Hall. — Oxford: Publication Year, 1999.
- Wicke P., Ziegelbruecker W., Sachlexikon Popularmusik. 2. Aufl. — Mainz, 1989.