Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Государственное регулирование экономической безопасности России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В результате проведения курса рыночных реформ в России произошла бурная ломка сложившихся в течение более 70 лет социалистических производственных отношений и рьяное насаждение капитализма, причем в варварских формах его проявления. Это привело к следующим экономическим последствиям: 1) Россия утратила положение страны-сверхдержавы и проигрыш на уровне страны в целом- 2) сложилась слабая… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
    • 1. 1. Основные направления обоснования экономической и национальной безопасности в социально-экономической системе
    • 1. 2. Экономическая безопасность и ее место в макроэкономическом анализе
    • 1. 3. Системы угроз и индикаторов экономической безопасности
  • ГЛАВА II. ВЛИЯНИЕ КУРСА РЫНОЧНЫХ РЕФОРМ IIA ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ
    • 2. 1. Экономические последствия проводимого курса
    • 2. 2. Потеря социальной и демографической безопасности
    • 2. 3. Необходимость повышения экономической безопасности России в условиях глобализации
  • ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
    • 3. 1. Переход к инновационному типу воспроизводства: инновация и конкурентоспособность как важные ресурсы обеспечения экономической безопасности
    • 3. 2. Всестороннее развитие человека
    • 3. 3. Совершенствование государственного регулирования экономической безопасности

Государственное регулирование экономической безопасности России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В настоящее время проблема экономической безопасности становится чрезвычайно актуальной. И это во многом обусловлено растущей глобализацией мирового хозяйства. Поэтому очень важно определиться за счет каких факторов ее можно обеспечить, учитывая, что экономическая безопасность является фундаментом национальной безопасности. Важнейшим фактором, на наш взгляд, является экономическая роль государства. В России в период проведения так называемых рыночных реформ отказ от государственного регулирования экономики и преувеличение роли рыночного саморегулирования привели к затянувшемуся экономическому и трансформационному кризису, а вместе с этим и к ослаблению не только экономической, но и национальной безопасности России.

Мировая практика показывает, что государства, не способные обеспечить экономическую безопасность, нередко попадают не только в экономическую, но и политическую зависимость от развитых стран. В этих случаях, по словам В. В. Путина, у стран-лидеров появляется «повод для роста геополитических амбиций».1 Нередко решение проблемы обеспечения экономической безопасности сводят к устранению криминализации хозяйственной деятельности. На наш же взгляд, это узкое понимание данной проблемы, так как криминализация экономики — это всего лишь следствие «провалов» рынка и государства в сложившейся экономической системе. С позиций экономической теории экономическую безопасность нельзя обеспечить только правовыми методами. Необходимо исследовать механизмы действия экономических законов и использовать их в решении всего комплекса проблем, способствующих созданию системы эффективного.

1 Путин В. В. Система исполнительной власти в стране должна быть кардинально пе-рестроена//Комсомольская правда. 2004. № 172(23 359). 14 сентября обеспечения экономической безопасности, отвечающей требованиям XXI века.

Поиск решения проблем обеспечения экономической безопасности российской экономики требует совершенствования государственного регулирования, особенно в контексте глобализации. Все вышеизложенное делает избранную тему актуальной для научного исследования с позиции перспектив экономического развития России.

Степень разработанности темы. Существенный вклад в разработку научных проблем экономической роли государства в рыночной экономике внесли зарубежные и отечественные экономисты: Л. И. Абалкин, В. М. Агеев, Борисов Е. Ф., А. В. Бузгалин, Ю. Ф. Воробьев, С. Ю. Глазьев, А. Е. Городецкий, Т. Ю. Горькова, А. Г. Грязнова, М. Ф. Гуськова, Г. П. Журавлева, Л. А. Иванченко, А. Илларионов, В. Я. Иохин, В. Д. Камаев, А. А. Кочетков, А. Г. Куликов, С. В. Любимцева, С. П. Макаров, В. И. Новичков, Р. Г. Нургалиев, Ю. М. Осипов, А. А. Пороховский, В. А. Савин, В. К. Сенчагов, Д. Е. Сорокин,.

A.И. Страхов, В. Л. Тамбовцев, К. А. Хубиев, В. В. Шлыков и др. Исследованию прикладных проблем государственного участия в регулировании экономики посвящены работы Н. А. Волгина, В. И. Кушлина,.

B.Д Руднева, А. В. Сидоровича, С. В. Степашина, Ф. Ф. Стерликова, В. Н Щербакова и др. Проблемы государственного предпринимательства и его роли в обеспечении экономической безопасности раскрываются в работах А. А. Грунина, Э. П. Дунаева, В. Е. Савченко, А. К. Сапора, В. А. Шахового и др.

Среди западных ученых в разработку конкретных проблем экономической безопасности внесли значительный вклад А. Вестинг, Дж. Гэлбрейт, С. Гудвин, В. Кейбл, Р. Кейли, Дж. Кейнс, X. Молл, Л. Олви, П. Самуэльсон, Я. Тинберген, Ф. Хэмпсон и др.

Однако при исследовании данной проблемы с позиции экономической теории еще мало внимания уделяется анализу сущности, характерных черт, классификационных признаков, функций, форм экономической безопасности и ее соотношению с национальной безопасностью, концептуальных основ формирования системы экономической безопасности в современных условиях, влияния государственного регулирования на повышение уровня экономической безопасности России, особенно в контексте глобализации.

Неразработанность вышеперечисленных вопросов и необходимость поиска новых государственных подходов к обеспечению экономической безопасности в условиях глобализации и предопределили выбор темы настоящего диссертационного исследования, его цель и задачи.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования являются разработка концепции государственного регулирования обеспечения экономической безопасности России и обоснование рекомендаций, направленных на совершенствование роли государства в системе обеспечения экономической безопасности в условиях рыночной экономики в контексте глобализации.

Для достижения постановленной цели определены задачи исследования:

• определение соотношения таких понятий как безопасность, экономическая и национальная безопасность в социально-экономической системе;

• анализ сущности, характерных черт и классификационных признаков экономической безопасности как экономической категории;

• уточнение системы показателей экономической безопасности;

• выявление изменений государственного регулирования обеспечения экономической безопасности в результате проводимого курса рыночных реформ в России;

• обоснование приоритетов социальной и демографической политики в стратегии экономической безопасности современной России;

• разработка направлений по совершенствованию государственного регулирования экономической безопасности в условиях глобализации;

• доказательство развития концептуальных основ усиления экономической безопасности в современной экономике.

Объектом диссертационного исследования являются процессы, закономерности и тенденции формирования, развития и совершенствования роли государства в системе обеспечения экономической безопасности в условиях рыночной экономики.

Предметом диссертационного исследования являются социально-экономические отношения, обеспечивающие совершенствование роли государства в системе обеспечения экономической безопасности в условиях рыночной экономики.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам формирования, развития и совершенствования государственного регулирования обеспечения экономической безопасности в условиях рыночных отношений. В диссертации широко используются общенаучные методы диалектического, исторического, системного, функционального и сравнительного исследований, а также инструменты макро-, мезои микроэкономических уровней анализа, концептуальные положения, отраженные монографиях и официальных документах.

Информационно — эмпирической базой исследования послужили Конституция Российской Федерации (1993 г.), Федеральные законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, справочно-статистические материалы Росстата РФ, обзоры экономической политики, подготовленные Бюро экономического анализа (БЭА), материалы монографий и периодической печати, информационные и аналитические материалы научно — исследовательских учреждений, информационных агентств, а также некоторые сайты Internet.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: уточнены сущность, характерные черты, классификационные признаки, функции, формы экономической безопасности и ее соотношение с национальной, социальной и демографической безопасностьюразработана воспроизводственная классификация экономической безопасности (ресурсной и потребительской) и расширена традиционная трактовка структуры потребностей за счет нового ее элемента — потребности в безопасных товарах и услугахобоснована новая система показателей (индикаторов) экономической безопасности на основе системы национальных счетов (СНС) — раскрыто влияние курса рыночных преобразований на потерю экономической безопасности по многим важнейшим показателямразработаны основные направления совершенствования государственного регулирования в системе обеспечения социально-экономической и демографической безопасности России.

Наиболее существенные научные результаты, полученные лично соискателем и выносимые па защиту: экономическая безопасность является важной категорией социально-экономического развития, целевое назначение которой меняется под влиянием изменений отношений собственности: в условиях господства государственной формы собственности экономическая безопасность создается в значительной степени за счет средств государственного бюджета и выступает как государственная экономическая безопасностьв условиях господства частной формы собственности экономическая безопасность создается за счет средств частного капитала и выступает как частная экономическая безопасностьв условиях господства смешанной формы собственности экономическая безопасность отражает интересы частного капитала и государства и выступает как смешанная экономическая безопасностьс учетом способа управления экономикой экономическая безопасность рассматривается как централизованная и рыночная экономическая безопасностьисходя из воспроизводственного анализа экономической безопасности, выделено два новых типа экономической безопасности: 1) ресурсная, которая через воспроизводство материальных ресурсов формирует экономическую независимость, устойчивость и динамическое развитие экономики, и 2) потребительская, которая способствует расширенному воспроизводству людских ресурсов, что позволяет дополнить известную пирамиду потребностей А. Маслоу за счет такой ее составляющей как потребность в безопасных товарах и услугахоценку экономической безопасности предложено производить по таким показателям СНС, как: ВВП, валовая добавленная стоимость, чистые налоги, оплата труда наемных работников, валовая и чистая прибыль, валовой и чистый национальный доход, чистые текущие трансферты, располагаемый доход, валовые и чистые сбережениярасширена структура функций государства в современной экономике за счет функции обеспечения экономической безопасности в контексте глобализации мировой экономики и установлено: в переходной экономике государственное регулирование экономики необходимо рассматривать как приоритетный фактор укрепления экономической безопасностистратегическими направлениями совершенствования государственного регулирования экономической безопасности страны в контексте глобализации следует считать возрождение России как великой державы за счет всесторонней экономической интеграции со странами СНГ, развития вертикальных транснациональных корпораций, инновационного типа воспроизводства, ориентированного на всестороннее развитие человека, совершенствования методов и форм государственного регулирования.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке целостной концепции государственного регулирования экономической безопасности с целью укрепления социалыю-экономических позиций России в мировой экономике. Выполненное исследование существенно дополняет ранее разработанные положения относительно анализа государственного регулирования обеспечения экономической безопасности с позиции экономической теории. Данное исследование можно рассматривать как личный вклад соискателя в развитие экономической теории по избранной проблематике.

Практическая значимость исследования заключается в возможности совершенствования государственного регулирования обеспечения экономической безопасности в условиях рыночных отношений, что способствует формированию условии для высоких темпов экономического роста и укреплению экономической безопасности страны на перспективу. Полученные результаты исследования могут быть использованы государственными органами при разработке прогнозов и государственных программ в области обеспечения экономической безопасности, а также как учебный и учебно-методический материал при преподавании в вузах по курсам: Экономическая теория, Национальная экономика, Мировая экономика для студентов разных форм обучения и при разработке спецкурсов по избранной теме.

Апробация и практическое внедрение результатов исследования.

Результаты, полученные в ходе проведенного диссертационного исследования, нашли отражение в выступлениях на международных конференциях в РГСУ, РГТЭУ, Института правовой экономики и других вузах. Отдельные теоретические положения, выводы и рекомендации данного исследования использовались в практической деятельности фирмы «Ресурспрофстрой», о чем свидетельствует акт об их внедрении.

Публикации.

Основное содержание диссертации отражено в 5 авторских публикациях, общим объемом 2, 5 п.л.

Структура и объем диссертации

.

Диссертация состоит из введения, трех глав, 9 параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения (9 наименований). Работа изложена на 192 страницах, содержит 6 рисунков, 6 таблиц, 2 схемы. Список использованной литературы включает 210 наименований, в том числе 19 иностранных источников.

Выводы.

1.ГРЭ носит постоянный и систематический характервыступает в качестве неотъемлемой части процесса реализации государственных управленческих решений.

2. В современных условиях ГРЭ — это деятельность государства в лице уполномоченных им органов и должностных лиц по проверке законности расходования государственных средств, соблюдения законодательных и иных нормативных правовых актов. Выявляя отклонения от них и их причины, органы, осуществляющие ГРЭ намечают пути корректировки способов воздействия на подконтрольный объект с целью устранения этих отклонений.

3. В процессе государственного регулирования оценивается целесообразность и обоснованность принимаемых управленческих решений с целью предупреждения возможных неблагоприятных последствий.

4. ГРЭ имеет больше возможностей в силу правового статуса и широких полномочий воздействовать на органы власти с тем, чтобы заранее устранять причины невыполнения бюджета, федеральных целевых программ и других решений. В результате государственные средства используются более эффективно. Недопущение государственными органами отклонений от запланированных результатов на основании данных, представляемых ими государственными органами, приобретает все более важное значение в их деятельности.

5. ГРЭ является инструментом, средством, методом реализации государственных интересов. Оно не может быть вне политики. Но вопрос заключается в том, что понимать под политикой. В стране имеется множество политических партий, движений, организаций, средств массовой информации, провозглашающих свои программы, предлагающих свои пути решения проблем общества. Государственная власть призвана осуществлять только одну государственную политику, формируемую на основе институтов демократии, закрепленных в Конституции, в других законах и нормативных актах. Органы государственного регулирования следуют государственной политике, вырабатываемой демократическим путем, и не подчиняются, в частности, той или иной политической партии либо отдельной социальной группе.

6. ГРЭ выступает от имени всего общества, что и определяет его демократическую сущность. Структура органов государства, процедура и методы их деятельности призваны обеспечивать реализацию воли народа, устранять нарушения законности и другие отклонения от принятых государством решений независимо от форм собственности, субъективных взглядов тех или иных должностных лиц, ведомственных или сепаратистских подходов.

7. Основное свойство ГРЭ, обозначаемое прилагательным «государственное», и состоит в том, что оно призвано обеспечивать реализацию единых, универсальных дел всех граждан и всего общества, законов и других правовых норм. Все «государственное» относится к публичной власти, в которой на первом месте стоит государственный интерес, равенство всех граждан перед законом. А для этого институты государственного контроля должны быть рационально построенными, независимыми от разного рода субъективизма и произвола со стороны отдельных должностных лиц. При соблюдении этих условий государственный контроль может не только противодействовать анархии и произволу со стороны, но и становиться преградой на их пути, не допускать совершения противозаконных действий.

В условиях перехода к рыночной экономике ГРЭ приобретает новые черты, но это не означает, что оно утрачивает свое качество и перестает быть государственным регулированием.

Предложения о снижении роли ГРЭ означает, что неуправляемой становится вся система обеспечения экономической безопасности. Подмена зафиксированного в юридических нормах механизма государственного регулирования социально-экономических процессов призывами к «свободе» оборачиваются на практике дезорганизацией и развалом экономики, «дикой» приватизацией, разворовыванием собственности, неуплатой налогов, криминальной экономикой. Все это вместе взятое и есть угрозы экономической безопасности.

На наш взгляд, без тщательного отрегулированного и четко функционирующего государственного регулирования экономики практическая реализация национальной экономической безопасности невозможна.

Эффективность ГРЭ имеет социально-экономический характер, поэтому практическое определение социально-экономической эффективности конкретных мероприятий требует комплексного подхода и системного анализа всех основных экономических и социальных последствий, проявляющихся в различных частях социально-экономической системы в целом. Исходя из того, что ГРЭ является частью общей системы такого экономического объекта как государство, нами предложено определять экономический эффект ГРЭ как бюджетную эффективность, которая определяется предотвращением отрицательных последствий в социально-экономическом развитии общества. Эффект возникает в социальной и в экономической сфере.

Социальный эффект ГРЭ в обеспечении экономической безопасности жизнедеятельности заключается в предотвращении роста уровня безработицы (в % к экономически активному населению (ЭАН) в среднегодовом исчислении по методологии МОТ), лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума во всем населении (%), соотношения доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения (раз), уровня монетизации социальных льгот, уровня инфляции, демографического кризиса, отравлений, травматизма, различного рода заболеваний, летальных исходов, порчи имущества граждан и загрязнения окружающей среды.

Экономический эффект ГРЭ в обеспечении экономической безопасности складывается из предотвращения недопроизводства валового внутреннего продукта, уменьшения валовой добавленной стоимости, спада производства, уменьшения доли инвестиций в основной капитал, доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции, доли машиностроения и металлообработки в промышленном производстве, снижения налоговых поступлений, валовой и чистой прибыли, уменьшения национального дохода, текущих трансфертов, располагаемого дохода, валовых сбережений, сокращения доли государственных расходов на науку и оборону (в % к ВВП).

В заключении можно сказать, что без четко функционирующего механизма государственного регулирования экономики эффективная реализация национальной и экономической безопасности невозможна. Чтобы повысить качество системы государственного регулирования обеспечения экономической безопасности России необходимо:

— способствовать реализации специальной функции государства по обеспечению экономической безопасности;

— использовать весь механизм государственного регулирования экономики, включающий государственные финансы и государственное предпринимательство, денежно-кредитный и внешнеэкономический инструментарий, административно-правовые методы, прогнозирование, планирование, программирование и маневрирование ресурсами;

— радикально пересмотреть методы государственного регулирования, а также нормативную базу, регулирующую экономические отношения и обеспечивающую функционирование экономической системы с точки зрения ее криминологической оценки;

— усилить ответственность хозяйствующих субъектов за правонарушения и преступления в сфере экономической деятельности, затрагивающие интересы личности и государства (прежде всего в плане национальной безопасности);

— создать научно-исследовательские учреждения, занимающиеся разработкой проблем, касающихся безопасности и учебные заведения, специализирующиеся на подготовке специалистов, занимающихся защитой экономических интересов хозяйствующих субъектов;

— содействовать совершенствованию федерального и республиканского управления, а также местного самоуправления, что обеспечивает взаимодействие их полномочий в установленных пределах;

— необходимо совершенствовать систему правового обеспечения государственного регулирования экономической безопасности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. В словарной трактовке под «безопасностью» понимается отсутствие опасности для какого-то объекта или субъекта со стороны кого-либо или чего-либо, т. е. такое состояние, когда полностью исключена опасность любого вида. Термины «национальная безопасность» и «экономическая безопасность» появились во второй половине XX века. В России проблемы национальной и экономической безопасности стали глубоко исследоваться в связи с принятием Закона Российской Федерации «О безопасности» 05 марта 1992 года, где впервые было определено государственное понятие «. безопасности как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.».

Основополагающим элементом национальной безопасности является экономическая безопасность (ЭБ). Проблема экономической безопасности в России стала объектом исследования в связи с проведением курса рыночных реформ. Исследуя понятие экономической безопасности в отечественной экономической мысли, мы установили, что пока оно еще не получило единого и четкого определения. По нашему мнению, проблему экономической безопасности следует рассматривать с позиции сложившихся в обществе отношений собственности. В этом случае экономическая безопасность выступает как социально-экономическая категория, так как она отражает отношения господствующей формы собственности и, соответственно, способа управления экономикой.

2. Поэтому мы вводим в научный анализ новую классификацию обеспечения экономической безопасности с позиции следующих признаков: 1) господства различных форм собственности: государственная, частная и смешанная безопасности- 2) способа управления экономикой: централизованная и рыночная безопасности- 3) воспроизводства: ресурсная (факторная) и потребительская безопасности- 4) уровню экономического анализа: макро-, мезо и микроуровень ЭБ.

Исходя из предложенной классификации, можно утверждать, что целевое назначение экономической безопасности меняется под влиянием изменений отношений собственности: в условиях господства государственной формы собственности экономическая безопасность способствует укреплению основ централизованной экономики с целью удовлетворения общенародных интересов, а в условиях господства частной (в современном понимании смешанной) формы собственности экономическая безопасность способствует укреплению основ рыночной экономики с целью максимизации прибыли.

Экономическую безопасность следует рассматривать не только с ресурсной позиции, но с позиции удовлетворения потребностей, или потребительской позиции, т. е. обеспечения воспроизводства необходимыми товарами и услугами (потребностями) как производственного, так и индивидуального назначения. Этот факт подчеркивает объективный характер экономической безопасности. В этой связи пришли к следующему выводу: исходя из воспроизводственного процесса, считаем целесообразным выделить 2 типа экономической безопасности: 1) ресурсный и 2) потребительский. К ресурсной, или факторной, экономической безопасности следует отнести ту безопасность, которая через воспроизводство материальных и людских ресурсов формирует экономическую независимость, устойчивость и динамическое развитие народного хозяйства, способствуя росту производительности труда. К потребительской — ту безопасность, которая способствует воспроизводству людских ресурсов и способствует удовлетворению их потребностей безопасными продуктами, что позволило расширить известную пирамиду потребностей А. Маслоу за счет выделения такой их составляющей как потребность в безопасных товарах и услугах. Таким образом, мы вводим в оборот новое понимание экономической безопасности с позиции воспроизводственного процесса. В этом случае, т. е. с воспроизводственной позиции, экономическая безопасность — это есть результат функционирования воспроизводственного процесса.

3. Оценку экономической безопасности предложено производить по таким показателям СНС, как: ВВП (в рыночных ценах), валовая добавленная стоимость, чистые налоги, оплата труда наемных работников, валовая и чистая прибыль, валовой и чистый национальный доход, чистые текущие трансферты, располагаемый доход, валовые и чистые сбережения. Исследование данных показателей неизбежно приводит к своевременному устранению угроз экономической безопасности, либо максимальному снижению их воздействия. При этом необходимо учитывать, что для оценки экономической безопасности важное значение имеют не сами показатели, а их пороговые значения, т. е. предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу воспроизводства, что приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в экономической безопасности. В этом аспекте для макроэкономической. оценки экономической безопасности необходимо использовать так называемые «пороговые» значения экономической безопасности, разработанные Ю.Глазьевым. Предложенная нами система показателей будет более полноценной при наличии пороговых показателей и в совокупности они обеспечат достоверную оценку экономической безопасности страны.

4. В результате проведения курса рыночных реформ в России произошла бурная ломка сложившихся в течение более 70 лет социалистических производственных отношений и рьяное насаждение капитализма, причем в варварских формах его проявления. Это привело к следующим экономическим последствиям: 1) Россия утратила положение страны-сверхдержавы и проигрыш на уровне страны в целом- 2) сложилась слабая экономика, политическая и социальная нестабильность, глубокий моральный кризис общества, а главное — отсутствие четких целей и ориентиров развития страны ставят под вопрос перспективы России как сильного государства, способного защищать свои национальные интересы. Мировое сообщество все более склоняется к настороженному отношению к России как к стране с непредсказуемой внутренней и внешней политикой- 3) сокращается основное национальное богатство — интеллектуальный потенциал населения страны- 4) в стране сформировался неблагоприятный деловой климат, а государство оказалось не способным выполнять все взятые на себя обязательства. В структуре экономики все еще преобладает производство товаров с низкой долей добавленной стоимости (главным образом, сырьевых) и нерыночных услуг- 5) преступность остается одним из препятствий экономического и социального прогресса- 6) слабость государственной власти, её коррумпированность, подмена государственных интересов принципом баланса интересов чиновников и бизнесменов наносят непоправимый ущерб экономике российского государства, разрушают среду для конкурентной и законной предпринимательской деятельности, в конечном счете — лишают Россию нормального исторического будущего.

Данная характеристика не отражает полный перечень проблем. Россия в результате затянувшегося экономического и трансформационного кризиса 1990;1998 гг. по основным социально-экономическим показателям до сих пор не вышла на докризисный уровень. Она уже потеряла в своем экономическом развитии 15 лет. При нынешних темпах экономического роста Россия выйдет на уровень 1990 года не раньше, чем через 5 лет. Все это свидетельствует о потере экономической безопасности России.

5. Что касается социальных последствий проводимого курса рыночных реформ в России, то к ним следует отнести массовое обеднение населения, 39кризис качества и образа жизни, истощение здоровья нации,.

39 «Особенность России в том, как правильно пишет профессор Руднев В. Д., что бедность процветает в богатой стране». Руднев В. Д. Россия на острие социально-экономических проблем. Политэкономический анализ. М.: Информационно — внедренческий центр «Маркетинг», 2006, с. 91. демографический кризис, что ведет к ухудшению репродуктивного потенциала и генофонда России, медленное разрушение образовательного и интеллектуального потенциала страны на фоне катастрофического развала отечественного производства, систем образования и подготовки кадров, утечки квалифицированных кадров за границу, насаждения чуждого для россиян образа жизни, популяризации жестокости и моральной вседозволенности. Все эти последствия раскрывают несоответствие проводимого курса реформ ожиданиям населения, глубокую рассогласованность с интересами общества и личности.

6. В условиях глобализации первостепенное значение в повышении ЭБ России приобретает не просто восстановление роли государства для адекватных ответов на вызовы глобализации и ее угроз, а о качественном изменении сущности самого государства, о его превращении в государство глобального развития. По нашему мнению, это такое государство, которое способно отвечать на вызовы глобального развития, предотвращать угрозы национальной и экономической безопасности развитию, активно отстаивать государственные интересы в глобальной экономике, обеспечивать национальную конкурентоспособность в жесткой глобальной конкуренции. Необходимо развитие российских вертикальных корпораций с высокой степенью новой стоимости и придание им с помощью государства транснационального характера. На наш взгляд, перспективными направлениями повышения ЭБ страны в контексте глобализации следует считать: установление более гибкого и эффективного государственного регулирования, направленного на противостояние американской модели глобализации, выбор собственного пути развития через учет интересов страны в современном мировом сообществе, возрождение национального фактора в выборе экономической стратегии, анализ объективно существующих внутренних возможностей и перспектив, формирование социально-ориентированного российского общества и восстановление духовной миссии России. В сложившихся условиях первостепенное значение для России приобретает проблема возрождения РОССИИ как к*.

ВЕЛИКОМ ДЕРЖАВЫ, упрочения экономической безопасности страны на основе развития всесторонней экономической интеграции со странами СНГ.

7. Мировая практика показывает, что экономическая безопасность зависит не столько от масштаба производства, или количественных факторов, сколько от технологических сдвигов в экономике на базе инноваций и роста конкурентоспособности. В современном экономическом анализе инновация и конкурентоспособность рассматриваются как обоснование нового типа инновационного производства. В целом можно заключить, что переход к инновационному типу воспроизводства ЭБ обеспечит:

1) восстановлению тенденции к опережающему росту обрабатывающих 4 производств и значительное улучшение функционирования газо-нефтяного сектора, т.ч. за счет новых налоговых стимулов;

2) усиление инвестиционной направленности экономического роста и структурной перестройки экономики, как за счет усилий бизнеса, так и увеличения государственных расходов.

3) повышение конкурентоспособности, что проявится в сокращении разрыва между темпами роста импорта и отечественного производства, а также в сближении темпов роста производительности и заработной платы.

Отсюда наш вывод: инновации и защита конкуренции — это необходимые условия для повышения ЭБ. Во многом этому будет способствовать претворение в жизнь идей партнерства государства и бизнеса в системе ее обеспечения.

8. Всестороннее развитие человека (ВРЧ) традиционно является одной из ключевых проблем ЭБ. В самом широком плане ВРЧ предполагает реализацию прав и способностей человека, расширение его экономического, социального и интеллектуального выбора, обеспечение базовых потребностей в образовании, здоровом образе жизни и безопасности, как экономической, так и социальной. Несомненно, что оно зависят от уровня экономического развития. В политическом же отношении ВРЧ невозможно без демократических институтов и процедур и, одновременно, сильного государства, способного обеспечить соблюдение законов, разумный баланс экономической эффективности и социальной справедливости. В этой связи обеспечение ЭБ является не самоцелью общества, а лишь средством для достижения определенного уровня человеческого развития.

Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует, что в настоящее время условием ВРЧ, или экономического партнерства (ЭП) является необходимость взаимодействия государства и частного бизнеса ради предоставления обществу достаточного количества общественных благ, что напрямую связанно с ВРЧ. Наибольшие экономические успехи в реализации модели экономического партнерства достигнуты в группе стран (Великобритании, Ирландии, Португалии, Греции и Австралии), правительства которых создали структуры поддержки проектов, а также разработали соответствующие стандарты и условия.

В этом же аспекте нельзя не затронуть проблему социальной политики и ее роли в укреплении экономической безопасности человеческого развития. В сложившихся условиях преобразования в социальной сфере должны быть направлены на достижение следующих основных целей: обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ (медицинское обслуживание и общее образование) — создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребленияобеспечение высокого качества и возможностей широкого выбора населением предоставляемых социальных благ и услуг.

На наш взгляд, положительные стороны мирового опыта в формировании экономической и социальной безопасности в целях человеческого развития могут и должны быть восприняты в нашей стране и, соответственно, стать частью государственной Стратегии социально-экономического развития РФ на перспективу.

9. В заключении можно сказать, что без четко функционирующего механизма государственного регулирования экономики эффективная реализация национальной и экономической безопасности невозможна.

Чтобы повысить качество системы государственного регулирования обеспечения экономической безопасности России необходимо:

— способствовать реализации специальной функции государства, но обеспечению экономической безопасности;

— использовать весь механизм государственного регулирования экономики, включающий государственные финансы и государственное предпринимательство, денежно-кредитный и внешнеэкономический инструментарий, административно-правовые методы, прогнозирование, планирование, программирование и маневрирование ресурсами;

— радикально пересмотреть методы государственного регулирования, а также нормативную базу, регулирующую экономические отношения и обеспечивающую функционирование экономической системы с точки зрения ее криминологической оценки;

— усилить ответственность хозяйствующих субъектов за правонарушения и преступления в сфере экономической деятельности, затрагивающие интересы личности и государства (прежде всего в плане национальной безопасности);

— создать научно-исследовательские учреждения, занимающиеся разработкой проблем, касающихся безопасности и учебные заведения, специализирующиеся на подготовке специалистов, занимающихся защитой экономических интересов хозяйствующих субъектов;

— необходимо совершенствовать систему правового обеспечения государственного регулирования экономической безопасности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Закон РФ № 2446−1 от 05 марта 1992 «О безопасности» (в редакции Закона РФ от 25 июля 2002 № 116-ФЗ)
  3. Закон РФ № 40-ФЗ от 03 апреля 1995 «О федеральной службе безопасности» (в редакции Закона РФ от 30 июня 2003 № 86-ФЗ)
  4. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания № 327-СФ от 08 августа 1996 «О законодательном обеспечении экономической безопасности РФ»
  5. Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 «О порядке разработки, утверждения и реализации федеральных целевых программ РФ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация»
  6. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 20,03.98 № 2318-П «О преодолении кризиса в экономике РФ и о стратегии экономической безопасности государства»
  7. Постановление Правительства РФ № 1569 от 27 декабря 1996 «О первоочередных мерах по реализации государственной стратегии экономической безопасности РФ»
  8. Положение «О Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по безопасности в сфере экономики» утверждено Указом Президента РФ от 01 сентября 2000 № 1603
  9. Указ Президента РФ № 306 от 11 марта 2003 «Вопросы совершенствования государственного управления РФ»
  10. Указ Президента РФ № 949 от 02 августа 1999 «Об утверждении положения о Совете безопасности РФ» (в редакции указа Президента РФ от 28 декабря 2000 № 2105)
  11. Указ Президента РФ № 1418 18 ноября 1998 «Вопросы Совета безопасности Российской Федерации» (в редакции указа Президента РФ от 27 мая 2000 № 967)
  12. Указ Президента РФ № 2078 от 25 декабря 2000 «Об утверждении структуры аппарата Совета безопасности Российской Федерации»
  13. Указ Президента РФ № 361 от 04 апреля 1992 «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» (в редакции указа Президента РФ от 16 ноября 1992 № 1392)
  14. Указ Президента РФ № 867 от 17 мая 2000 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (в редакции указа Президента РФ от 16 июня 2003 № 676)
  15. Указ Президента РФ № 1603 от 01 сентября 2000 «О межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ по безопасности в сфере экономики»
  16. Монографии, брошюры, статьи
  17. JI.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение //Вопросы экономики. 1994.- № 12
  18. Абалкин Л, И. Бегство капитала: природа, формы, методы борьбы // Вопросы экономики. 1998. — № 7.
  19. Л.И. Экономическая безопасность России // Вестник РАН. М. .-1997.-№ 9.
  20. В.Д. Россия в мировой экономике. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
  21. А., Городецкий А., Михайлов В. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики. М. -1994.-№ 12.
  22. A.M., Бороздин СВ., Брагин Л. А. Макроэкономика: показатели экономической безопасности и их пороговые значения. М., 1997.
  23. Аудит безопасности фирмы: теория и практика: учеб. пособие для вузов В. И. Ярочкин, Я. В. Бузанова М.: Акад. Проект — Королев: Парадигма, 2005
  24. С.А. Дискуссионные проблемы концепции национальной экономической безопасности: Практическое пособие. М., ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
  25. У., Сабов 3., Хайнрих Й., Кох В. Основы экономической теории: принципы, проблемы, политика. Германский опыт и российский путь. -СПб.: Издательство «Питер», 2000.
  26. В. Л., Гончаренко Л. П., Елисеев В. А. Менеджмент: экономическая безопасность: Учеб. пособие. М.: ФГУ НИИ РИНКЦЭ, 2005
  27. Е.Н. Продовольственная безопасность России (проблемы и перспективы). М.: Экономика, 1997.
  28. Е.Ф. Экономическая теория. Учебное пособие. М. Юрайт, 2001.
  29. . Теневые структуры и виртуальные «ловушки» модели неформального сектора в переходных экономиках//Экономический журнал ВШЭ, Т.4. 2000. — № 4.
  30. А.В., Колганов А. И. Новая экономико-политическая реальность глобального мира: будущее России // Новая политика для новой экономики: альтернативы рыночному и консервативному фундаментализму. Доклады и выступления. М.: Слово, 2003.
  31. Е., Гловацкая Н., Лазуренко С. Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии и показатели // Вопросы экономики,. -1994.-№ 12.
  32. Е.М., Нестеров Л. И. Проедание национального богатства -модель «экономики без будущего» // ЭКО. М. — 1994. — № 6.
  33. Валентей С, Нестеров Л. Россия в меняющемся мире: внешние и внутренние вызовы // Вопросы экономики. 2002. — № 3.
  34. Н.П., Дзлиев М. И., Урсул А. Д. Безопасность39. предпринимательской деятельности: Учебное пособие, Моск. гос. ун-т коммерции. НИИ устойчивого развития и безопасности. 2-е изд. — М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2002. — С. 192.
  35. Е.Н. Экономическая безопасность Российской Федерации. М., 1997.
  36. В. Что угрожает нашей финансовой безопасности. Президентский контроль (информационный бюллетень). М., 2001. — 10 сентября.
  37. Вечканов, Григорий Сергеевич Экономическая безопасность: учеб. пособие СПб.: Вектор, 2005
  38. А.В., Глебов И. Н., Золотарев В. А. Основные концептуальные положения национальной безопасности России в XXI веке. М.: ЭДАСПАК, 2000.
  39. А.В. Национальная безопасность России. М.: Издательство РАГС, 2002.
  40. Е. Государство и эволюция. М., 1995.
  41. О. Ю. Обеспечение экономической безопасности России в сфере экспорта : Дис. канд. экон. наук: 08.00.14 М., 2005
  42. А. П. Национальная экономика : учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Нац. экономика» и др. экон. специальностям А. П. Градов М. и др.: Питер, 2005
  43. С.Ю. За критической чертой: О концепции макроэкономической политики в свете обеспечения экономической безопасности страны. -М., 1996.
  44. С.Ю. Безопасность экономическая. Политическая энциклопедия. T.I. М.: Мысль, 1999.
  45. СЮ. Российская реформа и новый мировой порядок //Российский экономический журнал. 1997. — № 7.
  46. В. Численность и состав российской бюрократии // Вопросы экономики. 2002. -№ 11.
  47. А. Вопросы безопасности экономики России //Экономист. -1995.-№ 10.
  48. А.Г., Суслов В. И., Коломак Е. А. Крупные регионы России: экономическая интеграция и взаимодействие с мировой экономикой. Отчет по программе экономических исследований (EERC Russia). М., 1997.
  49. О., Грунин С. Экономическая безопасность организации. СПб.: Питер, 2002.
  50. К. Норт Д. Институты и экономический рост: историческое введение. THESIS, Весна'93.
  51. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Рус. яз., 1978. Т. 1.С. 67−68.
  52. А. С. Проблемы борьбы с экономической преступностью и коррупцией: Автореф. дис. канд. юр. наук. Нижний Новгород, 1997.
  53. М. Бегство капитала ухудшает перспективы России // Вестник НАУФОР. 2002. — № 2.
  54. М.И., Урсул А. Д. Основы обеспечения безопасности России. -М.-ЗАО «Издательство «Экономика», 2003.
  55. Димитриади Георгий Гурамович, Безопасность России и ее экономическая политика Г. Г. Димитриади — Рос. акад. наук, Ин-т систем. Анализа, М., 2005
  56. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. Год 1997. М., «Права человека», 1998.
  57. Р. М., Экономическая безопасность России как основа политической стабильности общества, М.: Изд-во экономико-правовой лит., 2004
  58. А., Шиллер Ф., Никитина Е. Экономическая безопасность России: региональный уровень // Вопросы экономики. М. — 1995. — № 3.
  59. В., Капустин Н. Теоретические основы оценки экономической безопасности отрасли и фирмы // Бизнес-информ. 1997. -№ 15−16.
  60. Е.Б., Экономическая безопасность Российской Федерации : учеб. пособие Е. Б. Завьялова — Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России, Каф. мировой экон., М.: Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России., 2004
  61. Н. И., Российская модель безопасности : институциональные изменения, механизм реализации Н. И. Зинченко — М-во экон. развития иторговли Рос. Федерации, Рос. гос. торг.-экон. ун-т, М.: Изд-во РГТЭУ, 2004
  62. B.G. Экономическая безопасность России. М.: Гардарика, 1997.
  63. . А.В. Государственный контроль за соблюдением законодательства субъектами предпринимательской деятельности (теоретический аспект) // Государство и право, 2002, № 2.
  64. М. Россия и рычаги глобализационной политики // МЭ и МО. -2002.-№ 5.
  65. Ю. О показателях экономического благосостояния // Вопросы экономики. 2003. — № 2.
  66. Ю.В. Основные угрозы экономической безопасности России и новые формы борьбы с экономической преступностью (опыт зарубежных стран): Автореф. дис. канд. экон. наук. М., 1995.
  67. В.В. Перспектива вывода российской финансовой системы из кризиса. Приоритеты и механизмы экономической политики России в кризисный период//Вестник Совета Федерации. М. — 1999. — № 2.
  68. В. Общность критериев экономической и государственной безопасности // Экономист. М. — 1996. — № 5.
  69. А.И. Критерии экономической безопасности//Вопросы экономики.- 1998.-№ 10.75. .Ильин О. С. Коррупция в условиях российских рыночных реформ. // Прокурорская и следственная практика. М. — 1998. — № 3.
  70. Г. Б., Беченов А. Г., Петросян Д. С. Национальная безопасность России : (экон. и управлен. аспекты) под ред. Д. С. Львова.- М.: Изд-во Прима-Пресс-М, 2005
  71. А., Смирнов С, Ибрагимова Д. Экономический рост России: амбиции и реальные перспективы // Вопросы экономики. 2002.-№ 8.85. .Кобрин Ю. К вопросу об обеспечении стратегии экономической безопасности России // Экономист. 1999. — № 7.
  72. А. А., Металлургический комплекс и его влияние на экономическую безопасность региона А. А. Козицын — под ред. А. И.
  73. И.Н. Формирование спектра консалтинговых услуг в сфере обеспечения экономической безопасности бизнеса высш. проф. образования «С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов»., СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005
  74. И.Н., Оценка уровня экономической безопасности государства: методологический подход., СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005
  75. Г. К., Менеджмент экономической безопасности К. Г. Копейкин, В. К. Потемкин., СПб.: Терция, 2004.
  76. М. Я., Экономическая безопасность России: основы теории и методологии исследования: учеб. пособие. М.: Изд-во РАГС, 2005
  77. Н. В., Современный неоинституционализм: экономические интересы и проблемы экономический безопасности Дальневосточного региона России: монография. [И. В. Кузнецова и др.] - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2004.
  78. А. А., Методика оценки влияния состояния предприятия федерального значения на экономическую безопасность территориймуниципального уровня А. А. Куклин и др. — [отв. ред. А. А. Куклин], Екатеринбург: Ин-т экономики, 2004
  79. В.И. Введение //Экономическая безопасность хозяйственных систем. М, 2001. С. 7.
  80. Ю.А. Правовые основы экономической безопасности в Российской Федерации //Вестник Саратовской государственной академии права. -Саратов.- 1998.-№ 2.100. .Крысин А. В. Безопасность предпринимательской деятельности. -М: Финансы и кредит, 1996.
  81. , А. А. Теоретико-методологические подходы к обоснованию социально-эколого-экономической безопасности территории. Екатеринбург: Ин-т экономики, 2004
  82. А. Экономическая безопасность России // Наука. Политика. Предпринимательство. М. — 1997. — № 2.
  83. И. А. Проблемы разработки концепции национальной безопасности РФ. Проблемы глобальной безопасности. М., 1995.
  84. Е. Л. Стратегии экономической войны : конфронтация геоэкон. конкурентов с СССР и Россией: учеб. пособие для студентов вузов. -М.: Закон и право: ЮНИТИ, 2005
  85. А.С. Формирование механизмов обеспечения экономической безопасности организации : Дис. канд. экон. наук: 08.00.05.- М., 2005
  86. Д.С. Вернуть народу ренту. Резерв для бедных. М.: ЭКСМО, Алгоритм, 2004
  87. Д.С. Развитие экономики России и задачи экономической науки.-М., 1999.299
  88. К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. -М.: ИНФРА-М, 2002.
  89. A.M. Влияние нефтяного сектора на экономическую и энергетическую безопасность крупнейших нефтегазоносных субъектов Российской Федерации. Екатеринбург: Изд-во Ун-рал. -та- М., 2005
  90. , Г. В. Модели развития экономической безопасности региона на основе оптимизации его ресурсного обеспечения : монография Маханько. Ставрополь: Сервисшкола, 2004
  91. В. Проблемы экономической безопасности России // Вопросы экономики. 1997. — № 3,
  92. Международная торговля, экономическая безопасность и таможенные преступления: науч.-практ. и учеб. пособие. под ред. Г. Г. Мокрова.-М.: Юркнига, 2004
  93. . Крупные корпорации основа подъема и ускоренного развития экономики // Вопросы экономики. — 1998. — № 9.
  94. О. Н. Социальные факторы национальной экономической безопасности : Дис. канд. экон. наук: 08.00.01.- М., 2005
  95. Национальная безопасность и промышленная политика: конспект лекций: для студентов-политологов, специализирующихся в области международных отношений и международной безопасности. Ю. А. Ушанов.- Москва: Макс пресс, 2005
  96. А.Д. Необходимо завершить системную трансформацию экономики. Приоритеты и механизмы экономической политики России в кризисный период // Вестник Совета Федерации. 1999. — № 2.
  97. Р.Г. Система обеспечения экономической безопасности государства // Москва: Рос. Акад. предпринимательства,
  98. Обзор дохода и богатства. Международная ассоциация по изучению дохода и богатства. 2002. — № 3.
  99. В.П. Открытость экономики и экономическая безопасность России // Мировая экономика и международные отношения. -1995 № 56.
  100. В.П., Поспелов В. А. Глобализация мировой экономики: проблемы и риски российского предпринимательства. М.: Наука, 2001.
  101. А.А. Экономическая и информационная безопасность : справочник: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Нац. экономика» и др. экон. специальностям .М.: Экзамен, 2005
  102. Е. А. Экономическая и национальная безопасность : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Нац. экономика» и др. эконом. Специальностям.- М.: Экзамен, 2005
  103. С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1984. С. 37.
  104. Ю.М. Россия в актуальном времени-пространстве //Философия хозяйства. 1999. — № 5.
  105. С. А. Организационно-управленческий механизм борьбы с коррупцией как условие обеспечения экономической безопасности страны : Дис. канд. экон. наук: 08.00.05.- М., 2005
  106. Д.В., Котилко В. В. Проблемы безопасности экономики России и стран Содружества. М.: Экономист. — 1997. — № 7.
  107. Е.А., Шикунова О. Г. Влияние теневой экономики на криминогенную ситуацию в России. // Законодательство и экономика. -2002.-№ 10.
  108. Основы экономической безопасности. (Государство, регион, предприятие, личность) / Под ред. Е. А. Олейникова. М., 1997,
  109. В. Японские взгляды на экономическую безопасность // Проблемы Дальнего Востока. М. — 1997. — № 1.
  110. В. Экономическая безопасность // Интерлинк 1992, — № 3.
  111. П. Почему Россия не Америка. М., 2001.
  112. JI. Г. Инвестиционная составляющая экономической безопасности / микроформа. JI. Г. Паштова, Оригинал:.- М. :Изд-во Гном и Д., 2001.-243 Петренко И. Н. Безопасность экономического пространства хозяйствующего субъекта.-М.: Анкил, 2005
  113. И. В. Демонополизация рынков в процессе обеспечения экономической безопасности макрорегиона: воспроизводственный подход: монография И. В. Петров.- М.: ЮНИТИ, 2005
  114. Ю., Жукова М. Платежный баланс России 1993−2001 годов: трансграничное движение капитала и перемещение стоимости // Российский экономический журнал. 2002. — № 4.
  115. B.G. Методология комплексного исследования проблем безопасности России. Проблемы глобальной безопасности. М., 1995.
  116. А. Экономическая безопасность: валютно-финансовые аспекты // МЭ и МО. 2002. — № 5.
  117. А.А. Вектор экономического развития, М.: ТЕИС, 2002.
  118. А.А. Экономически эффективное государство: американский опыт//Вопросы экономики. -1998. № 3.
  119. Прикладной системный анализ: безопасность и риск В. К. Буторин и др. Кемерово: Кузбассвузиздат — АСТШ М. Рос. ун-ты, 2005
  120. Проблемы борьбы с теневым сектором в экономике России. Стенограмма совещания Совета по проблемам социально-политической и социально-экономической безопасности при Академии социальных наук.-М., 1998.
  121. Проблемы безопасности социально-экономических систем: материалы Рос. науч.-практ. конф. (г. Курган, 11−12 нояб. 2004 г.): сб. науч. тр. [редкол.: Семенов В. М., Зотова Н. Н., Уварова И. А.]. Курган: Изд-во Кург. гос. ун-та, 2005
  122. А., Корнилов М. О проблеме критериев и оценок экономической безопасности/Юбщество и экономика. 2003. № 4−5. С. 225.
  123. А.А. Общая теория национальной безопасности. М.: РАГС, 2002.
  124. С.В. Российская государственность в системе трансформационных координат. М., 2000.
  125. Т. Д. Экономическая безопасность национального хозяйства : микроформа. Теория, методология, формирование в России Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2003.
  126. С. Н. Совершенствование системы обеспечения экономической безопасности промышленных предприятий субъекта Российской Федерации: На примере города Москвы: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05.- М., 2005
  127. В.А. Некоторые аспекты экономической безопасности России // Международный бизнес России. 1995. № 9. С. 8.
  128. В.Д. Россия на острие социально-экономических проблем. Политэкономический анализ.М.: Инф.-внедр.центр «Маркетинг», 2006
  129. Е. А. Экономическая безопасность государства в условиях глобализации : монография Е. А. Савицкая — Тюмень: Тюмен. гос. с.-х. акад., 2005
  130. В.И. Исторический аспект феномена безопасности и реформы в России. Проблемы глобальной безопасности. М., 1995.
  131. К. Элементы концепции экономической безопасности. // Вопросы экономики. М. — 1994. — № 12.
  132. В.А. Безопасность России и ее геополитический аспект: методологические вопросы. Проблемы глобальной безопасности. М., 1995.
  133. В.К. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России. Вопросы экономики. М. — 1995. — № 1.
  134. В.К. Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности // Вопросы экономики. 2001.- № 8.
  135. Д. Вызовы нового века и стратегический ответ России // Вопросы экономики. 2001. -№ 11,
  136. А.И. Экономическая безопасность. //ЭКО: экономика и организация промышленного производства. Новосибирск. -1998. — № 7.
  137. А.П., Лекарев СВ. Безопасность предпринимательской деятельности: Практическое пособие. М.: ПРЕСС, 2001.
  138. В. Л. Экономическая безопасность хозяйственных систем: структура, проблемы//Вестник МГУ. Серия 6 «Экономика». 1999. №З.С.9
  139. В. Роль государства в экономике: эволюция концепций // Мировая экономика и международные отношения. 1998. — № 10.304
  140. А.И., Куклин А. А. Диагностика экономической безопасности Российской Федерации// Вестник Российского гуманитарного научного фонда.-М. 1998. -№ 1.
  141. Тихомиров Ю. Закон основа стратегии. Президентский контроль, 2005, № 8, с.З.
  142. Укрепление финансовой безопасности // Президентский контроль. -2000.-№ 11.
  143. И.П. Внешние аспекты национальной экономической безопасности России. Проблемы глобальной безопасности. М., 1995.
  144. О. В. Роль конкурентоспособности страны в обеспечении национальной экономической безопасности : Дис.. канд. экон. наук: 05.13.10
  145. Хромов Ю. С Продовольственная безопасность России: внутренние и международные аспекты. М., 1995.
  146. В. X. Экономическая безопасность: теория и практика.-Челябинск: ЦНТИ, 2005
  147. В.В. К теории экономического пространства // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2001. № 3.
  148. А.Г. Система борьбы с экономической разведкой. М.: Издательский дом «Правовое просвещение», 2000.
  149. К. А. Реализация экономических интересов и обеспечение экономической безопасности в условиях социально-рыночной трансформации в России : Дис.. канд. экон. наук: 08.00.01, 08.00.05.-Новочеркасск, 2005
  150. ШестаковА.В. Теневая экономика. Изд. Дом «Дашков и К», 2000.
  151. Ю.В. Экономическая безопасность России: место СНГ. Проблемы глобальной безопасности. М., 1995.
  152. Экономика: Учеб. / Под ред. А. И. Архипова, А. Н. Нестеренко, А. К. Большакова М.: Проспект, 1999. С. 11
  153. Экономическая безопасность: Производство Финансы — Банки / Под ред. Сенчагова В. К. //Сущность экономической безопасности и её стратегическое обеспечение. — М.: Финстатинформ, 1998.175. .Экономическая безопасность. Энциклопедия. (Рук. проекта Шаваев
  154. A.Г.). М.: Издательский дом «Правовое просвещение», 2001.
  155. Экономическая безопасность России: общий курс: учебник. [Под ред.
  156. B. К. Сенчагова — М.: Дело: Акад. народ, хоз-ва при Правительстве Рос. Федерации, 2005
  157. А.Ю. Секреты финансовой устойчивости международных монополий. М.: Финансы и статистика, 1991.179. .Юданов А. Конкуренция: теория и практика: Учебно-практическое пособие. М., 1998.
  158. В.М. Безопасность информационных систем. М., 1996.
  159. О.Н. «Критический случай»: социальный порядок в «обществе риска» // Социологическое обозрение. 2002. Т. 2. № 2. (www.sociologica.ru).
  160. О.Н. Россия как общество риска: методология анализа и контуры концепции // Общественные науки и современность. 2004. № 2.
  161. Р.Г. Глобальные изменения и социальная безопасность. -М.: Academia, 1999.
  162. ЕТ. Перспективы российской экономики: проблемы и факторы роста // Экономический журнал. 2002. № 2.
  163. Adams J.Risk.L.: UCL Press, 1995.
  164. DeplerM. and Willimson J. Capital Flight. Concepts, Measuments and Issues. Wash. 1987-
  165. Dooley M.P. Capital Flight. A Response to Diffemces in Financial Risks / IMF Staff Papers. V. 35,1988.
  166. Eggertsson T. Economic Behavior and Institutions. Cambridge: Cambridge University Press, 1990.
  167. Cable V. What Is International Economic Security? International- Affairs. 1995. April. V.71, № 3.
  168. Cumby R. and Levitch R. On the Definition and Magnitude of Recent Capital Flight. The Problem and Policy Responses. Ed. By D. Leesard and J. Williamson., Wash., 1987.
  169. DeplerM. and Willimson J. Capital Flight. Concepts, Measurement and Issues. Wash. IMF Staff Studies for the World economic Outlook, 1987.
  170. Dooley M.P. Capital Flight. A Response to Differences in Financial306 Risks. IMF Staff Papers. 1988, V.35.
  171. Gaddy C, Ickes B. Stability and Disorder: An Evolutionary Analysis of Russia’s Virtual Economy. Working Paper № 276, WDI, 1999.
  172. Globalization with a human face. Human Development Report, 1999.
  173. Gwartney J. and Lawson R. with D.Samida. Economic Freedom of the World. 2000 Annual Report. Fraser Institute, Vancouver, 2000.
  174. Материалы фирмы WEFA/ICF Global Industry Service. Eddystone. PA: Spring, 1999.
  175. Machovski H. Ost-West Handel: Entwicklung, Interessenlagen, Aussichten/Aus Politik u. Zeitgeschichte. Bonn, 1985. — № 5.
  176. Maull H. Raw materials, energy and Western security. L., 1984.
  177. Murdoch С Economic factors as objects of security: Economics security & vulnerability//K. Knorr, F. Trager. Economics issues & national security. -Lawrence, 1977.
  178. Reddaway P.& Glinsky D., The tragedy of Russias Reforms. Market Bolshevism Against Democracy. United States Institutes of Peace. Wash., 2001.
  179. Tockman V. Competition between the Informal and Formal Sectors in Retailing: the Case of Santiago. World Development, V.6, № 9−10, 1978.
  180. E-mail: [email protected]. http://www.minfln.ru210. http://www.gks.ru
Заполнить форму текущей работой