1.Понятия стратегического планирования на предприятии
В 1960;х годах в США и большинстве стран Западной Европы начался «бум стратегического планирования», который базировался на доминировании концепции предприятия как «открытой системы» на микроуровне, а также на развитии прогнозирования и индикативного планирования на государственном уровне .
Возникла необходимость разрабатывать реальные и надежные планы будущего развития предприятий с учетом сложившейся ситуации, определять перспективы на основе альтернатив развития, ориентироваться прежде всего на рыночные и финансово-экономические перспективы, например на объемы реализации и дохода (предприятия и индивида), прибыли, рентабельности капиталовложений, эффективности. Предприятие становилось более зависимым от спроса потребителей в определении перспектив своего расширения и дальнейшего существования. Решение этих проблем обусловило переход от долгосрочного к стратегическому планированию, которое по своим основным признакам был более гибким. Дж. А. Стайнер определил факторы, способствовавшие развитию стратегического планирования в течение 1960;1980 годов:
— рост размеров предприятий благодаря повышению комплексности и диверсификации деятельности;
— научно-технический прогресс;
— развитие связей с другими организациями;
— рост конкуренции на внутренних и внешних рынках вследствие их заполнения;
— развитие методологии и инструментария планирования;
— наличие необходимой оргтехники и квалифицированных кадров;
— лидирования предприятий, которые больше внимания уделяли стратегическому планированию .
Многие авторы публикаций по проблемам менеджмента отмечали изменениях, которые происходили в восприятии действительности собственниками и руководителями предприятий: от оптимистического взгляда в будущее, которое обещало широкие возможности развития, в реалистичного понимания того, что будущее — не по всем параметрам лучше прошлое.
Стратегическое планирование как явление и процесс предвидения будущего и подготовки к будущему толкуется достаточно широко:
— как интегральный процесс подготовки и принятия решений определенного типа,
— как формулирование целей и определение путей их достижения,
— как обеспечение подготовленности предприятия для конкурентной борьбы на рынках подобное .
В контексте этого раздела нужно акцентировать внимание на том, что стратегическое планирование — это адаптивный процесс, посредством которого осуществляются регулярная разработка и коррекция системы формализованных планов, пересмотр содержания мероприятий по их выполнению на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений снаружи и внутри предприятия. Стратегическое планирование охватывает систему долго-, среднеи краткосрочных планов, проектов и программ, однако главный содержательный акцент при этом делается на долгосрочных целях и стратегии их достижения.