Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-психологические детерминанты восприятия времени

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В психологической науке восприятие времени понимается не как единый феномен, а скорее, как множество разнообразных явлений собственно психологического и социально-психологического плана. Такая разнородность изучаемого феномена восприятия времени обусловлена, прежде всего, существующим в психологии разнообразием определений и трактовок времени как предмета психологического исследования. Так… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Время как предмет психологического исследования
    • 1. 1. Психическое время и его характеристика
    • 1. 2. Специфика психологического времени
    • 1. 3. Время как социокультурный феномен
      • 1. 3. 1. Понятие и особенности социального времени
      • 1. 3. 2. Время в постмодернистском измерении
  • Выводы по Главе 1
  • Глава 2. Психологические и социально — психологические аспекты восприятия времени
    • 2. 1. Изучение перцентогенеза как процесса структурирования психического времени
    • 2. 2. Изучение психологических аспектов восприятия временных характеристик
    • 2. 3. Восприятие времени как социально-психологического феномена
  • Выводы по Главе 2
  • Глава 3. Эмпирическое исследование влияния социально -психологических факторов на эффекты восприятия времени
    • 3. 1. Логика обоснования выбора переменных и методическое обеспечение исследования
    • 3. 2. Общая характеристика экспериментальной выборки и процедура исследования
    • 3. 3. Обработка результатов
    • 3. 4. Результаты и их обсуждение
  • Выводы по Главе 3

Социально-психологические детерминанты восприятия времени (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современное российское общество переживает период кардинальных изменений, связанных с реформированием социально-экономического устройства. В то время, когда в процесс преобразования вовлечены все сферы социальной и духовной жизни, меняется не только общественный климат и стратегия развития общества, коренным трансформациям подвержена система отношений человека с миром. В ситуации нестабильности личность иначе воспринимает время собственной жизни. Прошлое, настоящее и будущее теряют свою привычную определенность, по-новому осмысляются и переживаются. Как следствие этого, происходят динамичные изменения в ценностной сфере человека, способах жизненного целеполагания и жизнестроительства [Анцыферова, 1993; Болотова, 1994, 2003].

Увеличение темпа социальной жизни сокращает длительность многих ситуаций социально-психологического характера. Это не может не оказывать влияния на восприятие, отношение и переживание личностью таких ситуаций. Быстротечность времени, в котором современный человек вынужден строить свое поведение, устанавливать коммуникативные связи и осуществлять свою профессиональную деятельность, является одним из характерных атрибутов новой социально-психологической реальности, которая требует от личности активных действий в отношении изменения своей картины мира, сформированной в течение жизни. Накопленный опыт часто оказывается не вполне адекватен сложившимся социальным реалиям. Психологическими последствиями неспособности «найти себя» во времена социальных перемен являются невротические расстройства, социально-психологическая дезадаптация, деструктивные и аутодеструктивные тенденции.

Несомненно, что восприятие времени и его атрибутов в новых социальных условиях не может оставаться неизменным. Представление человека о времени не является врожденным, оно развивается постепенно в процессе формирования личности, и временные понятия, отношения и оценки определяются множеством факторов и, прежде всего, факторами социокультурной среды, к которой личность принадлежит. Человек переживает и постигает социальное время посредством существующих форм социальной и духовной деятельности. Сами способы переживания и осознания времени всецело обусловлены культурноисторическими условиями и социально-психологическими факторами.

В психологической науке восприятие времени понимается не как единый феномен, а скорее, как множество разнообразных явлений собственно психологического и социально-психологического плана. Такая разнородность изучаемого феномена восприятия времени обусловлена, прежде всего, существующим в психологии разнообразием определений и трактовок времени как предмета психологического исследования. Так, в психологии широко используются понятия: «психическое время», «психологическое время», «культурно-историческое время», «социальное время», «временная перспектива» и т. д. Каждое из этих понятий имеет свою собственную теоретическую нагрузку и обозначает определенную предметную область научно-психологического познания. Поэтому не удивительно, что проблема связи времени с картиной мира и личностью человека разрабатывается в разных исследовательских контекстах. Восприятие и оценка времени, представления о времени и отношение к нему, связь времени и памяти, время и когнитивные процессы — вот далеко не полный перечень тех тематических разделов, которые традиционно представляют исследовательский интерес. В том или ином аспекте, проблема времени и его восприятия человеком разрабатывалась многими отечественными и зарубежными учеными (В. Вундт, К. Левин, Б. Г. Ананьев, АЛ I. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, Л. М. Веккер, А. Р. Лурия, Ж. Пиаже, К.А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, А. К. Болотова, A.A. Кроник, Е. И. Головаха, Р. Кастенбаум и др.). В большинстве случаев, в психологических исследованиях изучается феномена субъективного оценивания временных микрои макроинтервалов. В этом случае, предметом исследования выступает психологическое время. Однако в русле исследований психологического времени за пределами области изучения, как правило, остаются многие социально-психологические детерминанты, влияние которых не столь явно и, потому требует специальных методических средств обнаружения.

Многие психологические работы посвящены изучению проблемы временной или жизненной перспективы (К. Левин, Л. Франк, И. Наттин и др.). В основном, жизненная перспектива связывается с целым рядом факторов (соотношение с прошлыми и настоящими событиямизависимость от способности структурировать время или от ценностного отношения к будущему и т. д.). В контексте изучения жизненной перспективы личности неизбежным оказывается включение в анализ социально-психологических условий самореализации личности, а также значимых характеристик социальной среды. Жизненная перспектива личности оказывается неразрывно связанной с восприятием социальной реальности, с «духом времени» современной жизни.

Актуальность и научная значимость отмеченной социально-психологической проблематики обусловлены тем, что анализ детерминант восприятии времени, изучение социально-психологических аспектов этого особого вида отражения способствует лучшему пониманию не только функционирования человеческой психики, но и познанию личности человека, включенного в социокультурный контекст. Кроме того, анализ факторов, влияющих на восприятие времени дает возможность осуществить диагноз и прогноз социально-психологического развития личности, понять ее регулятивные возможности в условиях ускоряющейся социальной жизни.

Цель исследования: установить влияние социально-психологических детерминант на особенности восприятия времени представителями различных социальных групп.

Объект исследования: время как феномен социальной перцепции.

Предмет исследования: социально-психологические детерминанты восприятия времени представителями различных социальных групп.

Задачи исследования:

1. Произвести теоретический анализ позиций отдельных авторов к изучению феномена времени в контексте современного гуманитарного знания.

2. Рассмотреть феномен времени в качестве предмета психологического исследования и выявить отличия между психическим, психологическим и социальным временем.

3. Провести анализ феномена восприятия времени.

4. Описать социально-психологические аспекты восприятия времени.

5. Осуществить эмпирическое исследование зависимости восприятии времени от социально-психологических факторов.

Гипотеза исследования:

Уровень образования, половозрастные характеристики, место проживания, религиозность человека и социальный статус существенно влияют на субъективное отношение человека к своему прошлому, настоящему и будущему.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют положения философии, истории и социальной психологии о феномене времени как антропологическом явлениитеоретические подходы к изучению различных аспектов восприятии времени, представленные в работах отечественных и зарубежных исследователей (Л.Р. Лурия, СЛ. Рубинштейн, К. Г. Юнг, К.А. Абульханова-Славская, А. К. Болотова, A.A. Кроник и др.) — подход к анализу связи психического времени и памяти человека, реализованный в информационной теории J1.M. Веккерапсихосемантический подход, разработанный в трудах В. Ф. Петренко, А. Г. Шмелеватеория когнитивного диссонанса JI. Фестингера.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы и методики: теоретический анализ философской, методологической, исторической, культурологической и психологической научной литературы по проблеме исследованиясоциально-психологический опросметодика диагностики психологической структуры личности (методика Б.Н. Смирнова) — психосемантическая методика субъективного шкалирования (методика Кроника A.A., Головаха Е.И.) — факторный анализдискриминантный анализ. Научная новизна исследования заключается в следующем: в едином контексте теоретического анализа выявлены отличия между психическим, психологическим и социальным временем, а также показаны их специфические особенностивыявлено дифференцированное отношение к прошлому, настоящему и будущему времени с помощью психосемантической процедуры исследования восприятия временивыявлена зависимость восприятия времени от социально-демографических различийустановлена зависимость восприятия времени от религиозности человекаприменен дискриминантный анализ для определения влияния социально-психологических детерминант на процесс восприятия времени.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Жизнедеятельность человека обусловлена биологической, психической, психологической и социальной формами структурирования времени: восприятие времени является гетерогенным явлением.

2. Представления о времени обусловлены как социокультурными традициями, так и социально-психологическими условиями функционирования личности.

3. Восприятие времени в качестве социально-психологического феномена зависит от действия ряда факторов: половозрастных характеристик, уровня образования, места проживания, социального статуса и религиозности человека.

4. Восприятие времени верующими является более целостным (с большим соотнесением настоящего с прошлым и будущим), что приводит к снижению уровня когнитивного диссонанса при восприятии настоящего.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дают возможность лучше понять особенности представлений личности о времени радикальных социальных преобразований и, как следствие, специфику восприятия социальных изменений, происходящих в российском обществеобогащают опыт изучения феномена восприятия времени, позволяя уточнить знание о различиях в восприятии времени в зависимости от социально-психологических факторовдемонстрируют возможности использования современных математических методов при исследовании социально-психологических феноменов.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования полученных в результате проведенного эмпирического исследования данных для создания адаптационных и коррекционных программ для жителей крупных городов. Результаты исследования могут быть включены в учебные курсы по общей психологии, психологии развития, социальной психологии.

Достоверность и надежность результатов обеспечены многосторонним изучением проблематики исследования, а также благодаря применению современных методов планирования, организации и проведения научного исследования. Соответствие полученных эмпирических результатов принятым научным критериям валидности и надежности достигалось путем использования представительной выборки испытуемых и применением современных средств статистической обработки. Выдвинутые гипотезы проверены на высоком уровне значимости.

Апробация результатов исследовании.

Результаты диссертационного исследования были апробированы на заседаниях кафедры социальной психологии Самарского государственного педагогического университета, на международной конференции «Проблемы интеграции академической и практической психологии» (Самара, 1999), на международной научно-практической конференции «Теоретические и прикладные проблемы психологии личности» (Пенза, 2004), на IV Всероссийской конференции по исторической психологии российского сознания «Ментальность российской провинции в настоящем и будущем» (Самара, 2004), на региональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы современной психологической науки», на всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы профессионального становления психологов» (Самара, 2005).

Структура и содержание работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Диссертация изложена на 183 страницах, из них 150 страниц основного текста. Основной текст содержит 12 рисунков и 2 таблицы.

Список литературы

содержит 178 наименований.

Выводы по Главе 3.

1. Восприятие времени зависит от действия ряда социально-психологических факторов: половозрастных характеристик, уровня образования, места проживания, социальною статуса и религиозности человека.

2. Женщины склонны считать будущее периодом, наиболее насыщенным значимыми для них событиями, определяющими их жизньони живут в ожидании лучшего будущего. В го же время для мужчин невозможно однозначно указать наиболее важный для них воспринимаемый период жизни, они могут ориентироваться как на будущее, так и на настоящее и ггрошлое.

3. Изменение субъективного отношения ко времени являегся одной из важных составляющих кризиса среднего возраста. До 35 лег вопрос отношения ко времени не является для человека важным и актуальным, и поэтому человек рассчитывает на то, что самые важные события в ег о жизни еще не произошли. Как следствие, до 35 лег человек не склонен рассматривать события, происходящие в его настоящей жизни, как имеющие для него решающее значение, да, и в целом, не придает особою значения событиям, происходящим в актуальном для нею настоящем. Осознание тою, что половина жизни уже прошла, приводит к переосмыслению собственного отношения ко времени и более серьезному восприятию событий, происходящих в настоящем. В пожилом возрасте человек склонен часто задумываться о времени, переосмысливать события, произошедшие в его жизни, и не ждет, что в будущем произойдут еще какие-либо значимые события.

4. Для верующих людей вопрос об отношении ко времени становится более актуальным. Вера укрепляет представление людей о значимости их прошлого и событий, в нем происходивших, и дает надежду на значимые события в будущем, тем самым, наполняя их жизнь внутренним содержанием. Восприятие времени верующими является более целостным и гармоничным, с большим соотнесением настоящего с прошлым и будущим, что приводит к снижению уровня когнитивною диссонанса при восприятии настоящего.

5. Характер полученного образования (профессиональная подготовка) является основным фактором, определяющим субъективное отношение человека к своему прошлому, настоящему или будущему. Однако его влияние может быть как прямым, так и косвенным, поскольку часто профессиональная деятельность является не только целыо, но и средством достижения других значимых для человека целей.

6. Восприятие времени является более целостным у людей, занятых более квалифицированным трудом, требующим высокою уровня образования и планирования своей работы. Для лиц с высоким уровнем образования их настоящее воспринимается как связанное с прошлым и будущим, достигнутым в результате прошлого опыта и подготавливающим дальнейшие жизненные события. В то же время люди с неполным средним образованием полностью сконцентрированы на настоящем и не склонны связывать настоящие события ни со своим прошлым, пи со своим будущим.

7. Условия больгггого города являются сгрессогенными для его жителей, что приводит к большему когнитивному диссонансу в их восприятии настоящего. В то же время в этих условиях человек обладает потенциально большими возможностями для самореализации, что позволяет человеку воспринимать свое будущее как предоставляющее ему такие возможности. Однако нестабильная общественно-политическая ситуация, сложившаяся в городе, может подрывать уверенность человека в завтрашнем дне и вызывать опасения по поводу будущею. В то же время жители небольших городов — районных центров, не видят перспектив собственной жизни и недовольны ей, что приводит к негативному восприятию своей жизни в целом и всех временных периодов в отдельности. При этом они не стремятся внести изменения в свою жизнь, внутренне соглашаясь с тем, что в их жизни не было и не будет никаких особенно значимых для них и приятных событий.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой