Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Фон социального страхования

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В 1912 г. III Государственная дума приняла пакет страховых законов: «Об утверждении присутствий по делам страхования рабочих»; «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих»; «Об обеспечении рабочих на случай болезни»; «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве». Общее руководство социальным страхованием в стране осуществлял Совет по делам страхования рабочих при… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
    • 1. 1. История развития социального страхования в России
    • 1. 2. Виды обеспечения по обязательному социальному страхованию
  • 2. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • 2. 1. Формирование и расходование средств ФСС РФ
    • 2. 2. Анализ исполнения бюджета Фонда социального страхования РФ за 2004 год
  • 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • ЛИТЕРАТУРА

Фон социального страхования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социальное обеспечение, социальная защита всегда занимали и занимают одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества. Они непосредственно зависят от развития экономики и теснейшим образом связаны с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения.

Содержание понятия социального обеспечения, социальной защиты, его параметры формировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения в нашем государстве.

Социальное государство выступает гарантом и защитником интересов прав и свобод не какой-то одной социальной группы или нескольких групп, а всех членов общества. Такое государство не может произвольно устанавливать тот или иной порядок регламентации общественных отношений, так как оно связано неотчуждаемостью и приоритетом прав и свобод человека и гражданина как общечеловеческих ценностей.

Политика социального государства направлена в первую очередь на оздание таких условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека.

Фонд социального страхования Российской Федерации является одним из четырех государственных внебюджетных фондов, в число которых входят также Государственный фонд занятости РФ, Пенсионный фонд РФ и Фонд обязательного медицинского страхования РФ.

Средства Фонда социального страхования формируются за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателями (страхователями) всех форм собственности, а также гражданами, использующими труд наемных работников в личном хозяйстве.

Задачей Фонда социального страхования является обеспечение выплаты гарантированных государством различного рода социальных пособий и санаторно-курортного лечения и оздоровления работников и членов их семей, что является актуальным для значительной часть граждан нашей страны.

Цель курсовой работы рассмотреть особенности деятельности фонда социального страхования и проанализировать его роль в реализации социальных функций.

На основе цели определим задачи курсовой работы:

— развитие системы социального страхования в России;

— виды обеспечения по обязательному социальному страхованию;

— формирование и расходование средств фонда социального страхования РФ;

— анализ исполнения бюджета фонда социального страхования РФ за 2004 год;

— пути совершенствования деятельности фонда социального страхования.

В процессе выполнения курсовой работы были использованы методы статистического анализа.

1. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

1.1. История развития социального страхования в России

В развитии социального страхования в России можно выделить несколько периодов:

1) XVII—XIX вв. возникновение и развитие социального страхования как общественного института;

2) вторая половина XIX в. — 1917 г. — принятие страховых законов и формирование обязательного социального страхования и его учреждений;

3) с 1917 г. до начала 1930;х гг. — свертывание и огосударствление социального страхования в соответствии с политической и экономической ситуацией в стране;

4) начало 1930;х — 1980;е гг. — преобладание государственного социального обеспечения, передача социального страхования в ведение профсоюзов;

5) с начала 1990;х гг. — формирование системы социального страхования адекватного требованиям формирующейся рыночной экономики. [9, с. 34]

Зарождение добровольного пенсионного обеспечения относится ко второй половине XIX в., когда в России стали образовываться эмеритальные (пенсионные) кассы.

Эмеритальная касса — это организация, в которую человек вносил деньги и из которой через определенное время участия или по выслуге лет выплачивалась ежегодная пенсия (иногда заменяемая единовременным пособием) как самому участнику, так и членам семьи в случае смерти кормильца. Первая эмеритальная касса, устав которой впоследствии был взят за образец для пенсионных касс других учреждений, была основана при Морском ведомстве в 1858 г.

Обязательное устройство страховых касс в России восходит к 1861 г., когда был принят Закон «О вспомогательных товариществах». Эти кассы возникли при казенных заводах. В 1901 г. были приняты Временные правила о пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников, утративших трудоспособность на заводских и рудничных работах.

В России как и в других странах Европы, получает развитие общественная система страхования ремесленников и наемных рабочих, основой которой становятся больничные кассы. К 80-м гг. XIX в. относятся первые проекты государственного социального страхования рабочих. Революция 1905 г. ускорила решение вопросов, связанных с введением обязательного социального страхования.

В 1912 г. III Государственная дума приняла пакет страховых законов: «Об утверждении присутствий по делам страхования рабочих»; «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих»; «Об обеспечении рабочих на случай болезни»; «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве». Общее руководство социальным страхованием в стране осуществлял Совет по делам страхования рабочих при Министерстве торговли и промышленности. В губерниях и крупных городах учреждались страховые присутствия, наблюдавшие за исполнением страховых законов. Рабочими органами на местах являлись больничные кассы и страховые товарищества. Последние объединяли в страховых целях работодателей по округам. В дореволюционной России действовало несколько тысяч страховых касс и около 10 товариществ.

Вокруг страховых законов 1912 г. развернулась острая политическая борьба, в которой принимали активное участие различные политические партии и сами рабочие. Важнейшие требования рабочих в области социального страхования и охраны здоровья были сформулированы в докладе Н. А. Семашко в январе 1912 г. Эта программа имела решающее значение для создания в 1917 г. системы охраны здоровья, которая получила название «рабочая страховая медицина».

30 октября 1917 г. была объявлена программа страхования советского правительства. Был издан ряд декретов, в корне изменивших систему социального страхования: 14 ноября 1917 г. «О передаче больничным кассам лечебных учреждений»; 29 ноября «О страховых присутствиях и страховом совете»; 11 декабря — «О страховании на случай безработицы»; 22 декабря «О страховании на случай болезни».

В 1918 г. Народным комиссариатом труда было принято Положение о социальном обеспечении трудящихся, в соответствии с которым все страховые органы ликвидировались.

Возрождение социального страхования в России началось в 1921 г. в связи с новой экономической политикой (НЭП). Появление в период НЭПа различных форм собственности на средства производства потребовало новых подходов к социальному страхованию.

Постановлениями СНК 1921;1923 гг. были определены страховые взносы работодателей различных форм собственности по отдельным видам социального страхования. Устанавливались взносы на временную нетрудоспособность и другие виды обеспечения: на инвалидность, вдовство и сиротство, на безработицу и лечебную помощь. Размер страхового взноса по всем, кроме безработицы, видам страхования зависел от опасности и вредности производства.

В 1933 г. социальное страхование в СССР было передано в ведение профсоюзов, а страховые кассы ликвидированы, бюджет государственного социального страхования был консолидирован в государственный бюджет.

Данная система социального обеспечения и социального страхования существовала в бывшем СССР с начала 30-х до конца 80-х и характеризовалась высокой степенью централизации и интеграции в государственный бюджет.

Финансы социального обеспечения и социального страхования включали: государственный бюджет (расходы на социальное обеспечение); бюджет государственного социального страхования; Союзный фонд социальноо обеспечения колхозников; Союзный фонд социального страхования колхозников; социальные фонды государственных предприятий и колхозов. Доля государственного бюджета в общих расходах социального обеспечения и страхования в течение последних 15 лет составляла 95%.

Недостатками этой системы были отсутствие четкой специализации и перекрестное финансирование между фондами.

Управление системой социального обеспечения и страхования было сложным и бюрократизированным. Оно включало, кроме союзного парламента и правительства, союзный Комитет по труду и социальным вопросам, министерства социального обеспечения союзных республик, союзный и республиканские Советы социального обеспечения колхозников, профсоюзы и органы местного самоуправления в области социального обеспечения.

В течение последних 30 лет в бывшем Советском Союзе численность и доля населения, получающего пенсии и социальные пособия, постоянно увеличивалась — с 10,1% в 1960 г. до 16,9 в 1970 г. и 18,8% в 1980 г., достигнув 20,4% в 1987 г. Это явилось причиной роста доли расходов на социальное обеспечение в национальном доходе страны: с 6,8% в 1960 г. до 7,9 в 1970 г., 10,1 в 1980 г. и 11,8% в 1987 г. Потребовалось увеличение взносов на социальное страхование (максимального значения тарифов) с 9,0% в 1970 г. до 14,4%) в 1982 г. и до 30% к концу 1990 г. Уровень социальных платежей был дифференцирован по 30 отраслям народного хозяйства, в зависимости от уровня их рентабельности, без учета уровня социальных и профессиональных рисков. [2, с. 334]

Показать весь текст

Список литературы

  1. Книги одного или более авторов
  2. К. А. Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. — М.: Финансы ЮНИТИ, 2003.
  3. А.М., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. М.: Финансы: ЮНИТИ, 2004.
  4. Т.В. Государственные финансы. СПб.: Питер, 2003.
  5. П.М. Финансы учебник для вузов, издание 3 М.: Дашков и К, 2003.
  6. В. Финансовые потоки в российской экономике. — М., Экономика. 2000.
  7. М.Л., Маркина Е. В., Грязнова А. Г. Финансы Учебник. М.: ФИС, 2006.
  8. А.В. Расходы, возмещаемые Фондом социального страхования. М.:Главбух, 2003.
  9. Книги авторского коллектива
  10. Общая теория финансов. / Под ред. Л. А. Дробозиной. — М.: ЮНИТИ, 2004.
  11. Социальная политика: реформа социального страхования / Под ред. Л. А. Беляевой. — М.: Центр комплексных социальных исследований и маркетинга, 2004.
  12. Финансы, денежное обращение, кредит. / Под ред. Л. А. Дробозиной. М.: ЮНИТИ, 2003.
  13. Финансы. / Под ред. В. М. Родионовой — М.: Финансы и статистика, 2004.
  14. Финансы. Учебник. / Под ред. И. Ю. Ролдугиной. — М.: Финансы и статистика, 2004.
  15. Финансы. / Под ред. М. В. Романовского. — М.: Юрайт, 2004.
  16. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов. / Под ред. проф. А. В. Волковой — М.: Финансы, 2004.
  17. Финансы. / Под ред. М. П. Видяпина. — М.: Финансы и статистика, 2006.
  18. Финансы. / Под ред. Ю. В. Козловой. — М.: Финансы и статистика, 2006.
  19. Статья в журнале или газете
  20. З.А. Порядок формирования и использования средств Фонда социального страхования // Законодательство, 2004.- № 6, — с. 12- 34
  21. И. Порядок учета и расходования средств обязательного социального страхования // Финансовая газета. Региональный выпуск, 2004. -№ 20, — с. 11- 24
  22. Л. Выплаты по социальному страхованию в 2004 г. // Финансовая газета, 2004, — № 16, — с. 3- 31
  23. В.А. О порядке регулирования средств обязательного социального страхования // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, 2004, — № 15, — с. 11- 21
  24. Фонд социального страхования РФ: жизнь и надежда за строчкой отчета… // Частник, — 2006. — № 7. с. 31−35.
  25. Фонд социального страхования РФ: перспективы развития // Известия, — 2006. — № 5. с. 12−14.
  26. ФСС РФ увеличивает расходы // КоммерсантЪ — 2006. — № 2. с. 22−25.
  27. М.Б. Родовые сертификаты в 2007 г. // Известия, — 2006. — № 3. с. 7−10.
  28. Нормативные документы
  29. Федеральный закон от 4 марта 2006 г. N 34-ФЗ «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2004 год».
  30. Федеральный закон от 4 марта 2006 г. N 34-ФЗ «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2004 год».
  31. Федеральный закон от 22 декабря 2005 г. N 173-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год».
  32. Постановление Фонда социального страхования РФ от 9 марта 2004 г. N 22 «Об утверждении Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования».
  33. Электронные средства массовой информации
  34. Официальный сайт Фонда социального страхования www.fss.ru
Заполнить форму текущей работой