Основные участники налоговых правоотношений
Налогоплательщики-организации и индивидуальные предприниматели — помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя: об открытии или закрытии счетов — в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов; обо всех случаях участия… Читать ещё >
Основные участники налоговых правоотношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1 Права и обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов
2 Налоговые агенты, их характеристика
3 Налоговые органы, права и обязанности Заключение Тест Список использованной литературы
Согласно ст. 9 НК РФ участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:
— организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;
— организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;
— налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);
Фактически налоговые отношения затрагивают большее количество субъектов, поскольку установление, введение и взимание налогов в доход государства требует также привлечения иных физических и юридических лиц, органов власти и местного самоуправления, которые прямо не обозначены в качестве участников налоговых отношений, но наделены налоговым законодательством соответствующими правами и обязанностями.
Рассмотрим более детально основных участников налоговых правоотношений.
1 Права и обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы (статья 19 НК РФ). Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) установлены статьей 21 Налогового кодекса РФ.
Налогоплательшики имеют право:
1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения;
3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК;
5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
6) представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;
7) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
8) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
9) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
10) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
13) требовать соблюдения налоговой тайны и т. д.
Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.
Статья 22 Налогового кодекса РФ устанавливает гарантии обеспечения и защиты прав налогоплательщиков (плательщиков сборов).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса РФ на налогоплательщиков (плательщиков сборов) возложены следующие обязанности: уплачивать законно установленные налоги; встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК; вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей; в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов и т. д.
Налогоплательщики-организации и индивидуальные предприниматели — помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя: об открытии или закрытии счетов — в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов; обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия; обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, — в срок не позднее одного месяца со дня их создания или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения). Указанное сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения организации; о реорганизации или ликвидации — в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения.
Налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, также несут обязанности, предусмотренные таможенным законодательством Российской Федерации.
2 Налоговые агенты, их характеристика
Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено Налоговым Кодексом РФ. Налоговые агенты обязаны:
— правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства;
— В течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;
— вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;
— Представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном Налоговым Кодексом РФ для уплаты налога налогоплательщиком. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3 Налоговые органы, права и обязанности
Налоговые органы в Российской Федерации составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 31 Налогового кодекса РФ устанавливает права налоговых органов требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;
— проводить налоговые проверки в порядке, установленном Налоговым Кодексом;
— производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
— вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
— приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном НК;
— осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации;
— определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, непредставление в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;
— требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
— взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени и штрафы в порядке, установленном НК;
— вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
— заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности и т. д.
Вышестоящие налоговые органы вправе отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.
Обязанности налоговых органов определяются статьей 32 Налогового кодекса РФ.
Налоговые органы обязаны: соблюдать законодательство о налогах и сборах; осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц; бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих изменениях в законодательстве о налогах и сборах и руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах; сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства; принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения; соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение; направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа (справка представляется в течение пяти дней); осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов; по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.
Заключение
Правоотношение — общественное отношение, урегулированное нормой права, участники которого наделены субъективными правами и обязанностями. Налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства. Все налоги связаны с государственным принуждением.
Ни один налогоплательщик не будет добровольно платить налоги, если данный вопрос не будет контролироваться государством.
Согласно действующему в нашей стране законодательству, выделяют следующих участников налоговых правоотношений:
1. Налогоплательщики (плательщики сборов);
2. Налоговые агенты;
3. Сборщики налогов и сборов;
4. Налоговые органы;
5. Таможенные органы;
6. Финансовые органы (Министерство Финансов РФ);
7. Органы внутренних дел.
В настоящее время налоговые правоотношения в РФ принимают всё более цивилизованный характер с учётом норм международного права.
Тестовые задания
1. Сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, называется:
а) пеней;
б) неустойкой;
в) штрафом;
г) недоимкой.
2. Налоговая система — это:
а) обязательные элементы налогообложения;
б) совокупность экономических, правовых, организационных и контрольных мероприятий государства в области налогообложения;
в) совокупность налогов и сборов, действующая в конкретном государстве;
г) нет верного ответа.
3. Международное двойное налогообложение означает, что:
а) два различных лица облагаются налогами в отношении одного и того же дохода;
б) один и тот же доход одного и того же лица облагается налогом в более, чем одном государстве;
в) налог необходимо уплатить в два срока;
г) нет верного ответа.
4. Какой из ниже перечисленных налогов не является местным:
а) налог на имущество физических лиц;
б) земельный налог;
в) оба налога являются местными;
г) оба налога не являются местными.
5. Налогоплательщики обязаны сообщить в налоговый орган по месту учета об открытии и закрытии счета в банке в течение:
а) 1 месяца;
б) 10 дней;
в) 7 дней;
г) 5 дней.
6. Ставка НДС при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта составляет:
а) 0%;
б) 10%;
в) 12%;
г) 18%.
7. При применении упрощенной системы налогообложения налоговая ставка равна:
а) 1% и 15%;
б) 1% и 6%;
в) 6% и 15%;
г) 18%.
8. Являются ли объектом налогообложения по транспортному налогу транспортные средства, находящиеся в розыске?
а) да;
б) нет;
в) нет, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.
9. При применении упрощенной системы налогообложения объектом налогообложения признаются:
а) доходы;
б) имущество;
в) расходы.
10. В течение какого периода времени с момента получения акта выездной налоговой проверки налогоплательщик вправе представить в налоговый орган возражение по акту в целом или по его отдельным положениям:
а) 10 дней;
б) 2 недели;
в) 15 дней;
г) 2 месяца.
1. Налоговый кодекс РФ (Часть 1) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (Принят ГД ФС РФ 16 июля 1998 г., ред. от 30.06.2008 г. № 108-ФЗ).
2. Налоговый кодекс РФ (Часть 2) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (Принят ГД ФС РФ 19 июля 2000 г., ред. от 04.12.2007 г. № 332-ФЗ, с изм. от 30.04.2004 г.).
3. Скворцов, О. В. Налоги и налогообложение: Учеб. пособ. для сред. проф. учеб. завед./ О. В. Скворцов, Н. О. Скворцова.- 2 изд., испр. и доп.- М.: Академия, 2004. 240 с.
4. Кураков, Л.П.
Введение
в экономическую теорию: Учеб. пособ./ Л. П. Кураков.- М.: Гелиос АРВ, 2000. 385 с.
5. Мальцев, В. А. Налоговое право: Учеб. для студ. сред. проф. учеб. завед./ В. А. Мальцев.- М.: Академия, 2004. 240 с