Формирование духовных потребностей у подростков в современной национальной школе
Диссертация
Результаты исследования позволяют сделать вывод о целесообразности применения в учебно-воспитательном процессе школы выявленных и обоснованных нами механизмов, подходов и средств формирования духовных потребностей. Исследование показало: достигнуть необходимого результата в формировании духовных потребностей у учащихся возможно при систематической реализации определенной совокупности… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические и практические предпосылки формирования духовных потребностей у подростков в современной национальной школе
- 1. 1. Проблема формирования духовных потребностей личности в трактовке зарубежных и отечественных исследователей
- 1. 2. Своеобразие формирования духовных потребностей у подростков в современной национальной школе
- 1. 3. Формирование духовных потребностей у воспитанников в опыте Симбирской чувашской школы И. Яковлева
- 1. 4. Использование национальных традиций и других средств народной педагогики в формировании духовных потребностей у подростков
- Глава 2. Пути и методы формирования духовных потребностей у подростков национальных школ
- 2. 1. Состояние формирования духовных потребностей учащихся на практике в условиях современной национальной школы
- 2. 2. Условия формирования духовных потребностей у подростков в процессе преподавания гуманитарных наук и во внеклассной работе
- 2. 3. Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности научно-методических рекомендаций исследования
Список литературы
- Конституция (Основной Закон) Чувашской Республики. -Чебоксары, 1993.46 с.
- Закон Российской Федерации об образовании // Бюллетень Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ. -М., 1993. Ш. -С. 1−43.
- X. Закон Чувашской Республики об образовании //Совет. Чувашия. -1993.-18 марта.-С. 2−4.
- Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни (соотношение философского, методологического и конкретно-научного подхода в проблеме индивида). -М.: Мысль, 1977. -224 с.
- Августин. Исповедь. М.:МНПП. Гендальф/ Минск: МЭТ-000, Б (1992).-с.541.
- Азерман Л.С. Уроки нравственного прозрения. М.: Педагогика, 1993.- 129 с.
- Актуальные проблемы философии и социологии образования. Томск, 1998. — 228 с.
- Александрова Р.И. Этическое и эстетическое в творчестве М.М.Бахтина // Вопросы философии, 1994. — № 12. — С. 95.
- Алиева P.M. Мораль и нравственность в системе эт-нокультуры. Автореф. дисс. на соис. уч. степени канд. фнлос. наук. -Санкт-Петербург. 1992. -16 с. 1. Амонашвили Ш. А. Созидая Человека. М.: Знание, 1982, — № 4. — 96 с.
- Ананьев Б.Г. Избр. психологические труды. В 2-х т. М.:Педагогика, 1980. -Т.1.-230 е.- Т.2. -245 с.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс.
- Книга 2: Издательство Казанского университета, 1998. 316с.
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой. -М: Просвещение, 1987. -144 с.
- Анисимов Г. А. Русский язык в чувашской школе: проблемы, поиски, опыт. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1990. — 175 с.
- Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. -М.: Мысль, 1985. 158 с.
- Античные мыслители об искусстве. М., 1937.
- Антология мировой философии. В 4-х т. -М.: Мысль, 1970. -Т.2.-776 с.
- Антонович М.А. Избранные философские сочинения. М., 1945.- 303 с.
- Аристотель. О душе. М., 1937. — 374 с.
- Аристотель. Соч.:В 4 т.- М., 1983.-Т.4- 78 с.
- Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М.: Нар. Акад. культуры и общечеловеческих ценностей, 1993.- 352 с.
- Архангельский Л.М. Марксистская этика: Предмет, структура, основные направления. -М.: Мысль, 1985. -239 с.
- Архангельский Л.М. Моральные ценности и современность // Вопросы философии. 1983. — № 11 — с. 88−93.
- Архив научно-исследовательского института при Совете Министров ЧАССР орд. Н, ед.хр.517,инв.№ 1474−1487, С. 229.
- Архив научно-исследовательского института при Совете Министров ЧАССР отд. Н, ед.хр.517, С.363−364.
- Архив научно-исследовательского института при Совете министров ЧАССР отд. П, ед.хр.517, инв.№ 1499, С. 258.
- Асеева В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. -М.: Мысль, 1976.-158 с.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: Изд-во МГУ, 1984. -105 с.
- Ашмарин Н.И. Болгары и чуваши. Казань, 1902. — 94 с.
- Ашмарин Н.И. Словарь чувашского языка: В 17-и томах. Вып.1. -Казань, 1928.-336 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.:Просвещение, 1982. 192 с.
- Бабосов Е.М. Духовный мир советского человека. Минск: Беларусь, 1983.-334 с.
- Белинский В.Г. Рассуждение. Доброе воспитание всего нужнее для молодых людей // Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1982. — С.17−19.
- Белова З.С. Визуальная наглядность в формировании реалистичного мышления у учащихся. Диссертация на соискание ученой степени кандидат педагогических наук. Чебоксары, 1997.
- Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX века.// О России и русской философской культуре. С. 183.
- Бердяев Н.А. Смысл культуры. Л., 1990, 232 с.
- Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого // Мир философии. Книга для чтения. Часть 2.- М., 1991.- С. 49.
- Бессонов Б.Н. Человек: пути формирования личности. М.: Мысль, 1988. -302 с.
- Библейская энциклопедия: в 2 т. Т. 1. -М., 1991.
- Битинас Б.П. Структура процесса воспитания: (Мето-дол. аспект). -Каунас: Швиеса, 1984.-190 с.
- Блонский П.П. Избранные пед. И психол. Соч. в 2-х томах / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. — 303 с.
- Богданова О.С. и др. О нравственном воспитании подростков: В помощь кл. рук-ям (4−8 кл.). М.: Просвещение, 1979. — 111 с.
- Богданова О.С., Черенкова С. В. Нравственное воспитание старшеклассников: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1988. -204 с.
- Бодалев Л.И. Личность и общение. Избранные труды. М.: Педагогика, 1966. -С.43−45.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. 205 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. -464 с.
- Болдарев Н.И. Методика воспитания раб. ВШК.: Учебное пособие для студентов пединститутов. 2-е изд.- испр. и доп. — М.: Просвещение, 1981. 223 с.
- Бондаревская Е.В. Проблемы формирования нравственного сознания личности старшего школьника // Советская педагогика. -1980. -М. -С.23.
- Брожик В. Эстетика на каждый день. М.: Знание, 1990. — 206 с.
- Бытховский Б.Э. Къеркегор. -М., 1972. -с.51,52.
- Васильев Е.В. Воспитание у сельских школьников гуманности в сфере межнациональных отношений. Чебоксары, 1995.-305 с.
- Васильева З.И. Воспитание убеждений у школьников в процессе обучения. -Л.: ЛГПИ, 1981. -65 с.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: 1984.
- Васютина Н. Изображение родной природы и предметов чувашского народного быта на уроках изобразительного искусства. // Народная школа. 1996. № 5.-с. 84−86
- Веденов А.В. Роль внутренних противоречий и способов их преодоления в развитии личности //Вопросы психологии. -1959. -Ш. -С.57.
- Вергелес Г. И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников: автореф. дис. д-рапед. наук. Л., 1996. — 33 с.
- Водзинский Л.И. Научные основы нравственного формирования личности школьника. -Минск.: Вышейш. школа, 1984. -176 с.
- Волков Г. Н. Воспитание чувашской национальной элиты в симбирской школе // Совет. Чувашия. 1994. — 26 сентября
- Волков Г. Н. Дидактические взгляды И.Я. Яковлева. Уч. записки ЧГПИим. И. Я. Яковлева, вып. 19, 1962, С. 176−188
- Волков Г. Н. И.Я. Яковлев и его школа //Учен. зап. Чув. гос. пед. ин-та. -Чебоксары, 1971. Вып. 33. — С.5−9.
- Волков Г. Н. Модель школы будущего. // Вестник Чувашского Государственного педагогического института им. И. Я. Яковлева, Чебоксары. -1998. -2(3). -с.3−14.
- Волков Г. Н. Нравственное воспитание учащихся IV-VIII кл. В сельской национальной школе. М., 1986. — 105 с.
- Волков Г. Н. О традициях чувашского народа в эстетическом воспитании. Чебоксары. Чувашкнигоиздат.-1969.-59с.
- Волков Г. Н. Обыкновенное дело педагога. Чебоксары, 1993. — 336 с.
- Волков Г. Н. Педагогика жизни. Чебоксары, 1970. — 96 с.
- Волков Г. Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания. Чебоксары, 1993. -85 с.
- Волков Г. Н. Судьба патриарха. Роман-эссе. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1998. -350 с.
- Волков Г. Н. Формирование демократической педагогики чуваш. -Чебоксары, 1958. 262 с.
- Волков Г. Н. Чувашская народная педагогика. Чебоксары. 1958. -258с.
- Волков Г. Н. Чувашская народная педагогика. -Чебоксары, 1966.-341с.
- Волков Г. Н. Энтопедагогическое осмысление современного процесса воспитания.// Рус. яз. и лит. в киргиз, шк.- 1984. № 2. — с. 7−14
- Волков Г. Н. Этнопедагогика / под ред. И. Т. Огородникова. Чебоксары. Чуваш, кн. изд-во, 1979−448с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика чувашей. М.: Пресс-сервис, 1997. — 441с
- Волков Г. Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1966. — 342 с.
- Волков Г. Н. Я.А. Коменский и И.Я. Яковлев //Учен.зап.Чув.НИИ.
- Чебоксары, 1962. Вып.21. — С. 128−141.
- Вульфов Б.З. Воспитание и рынок в переходный период // Педагогика. -1993.-М. -С.3−9.
- Вульфов Б.С., Семенов В. Д. Школьник и социальная среда: взаимодействие. -М.: Знание, 1981. -95 с.
- Выготский Л.С. Собр. соч.: В б-ти т. -М.: Педагогика, 1982−1984. -Т.1. -487 с- Т.2. -504 е.- Т.З. -367 е.- Т.4. -432 с.-Т.5. -369 е.- Т.6. -397 с.
- Газман О.С., Иванов А. В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя). -М.: Новая школа, 1992.-114 с.
- Гайденко П.П. Философия Фихте и современность, -М., 1979-е.83, М., 1979.-c.249
- Гачев Г. Д. Творчество, жизнь, искусство. М.: Дет. лит., 1980. — 143 с.
- Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: Т. 1. Наука.- М.: Мысль, 1974.-452с.
- Гегель Г. В. Ф. Наука логики: в Зт. Т.З. 1970−1972. -М.: Мысль. М., 1997-т.З-с.7.
- Гегель Г. В. Ф. Философия духа// Энциклопедия философских наук.-М., 1997.-Т.З,-с.7
- Гегель Г. В. Ф. Эстетика. М.: Изд-во «Искусство», 1968. 312 с. 87. Геродот. История в девяти книгах /Перев. В. Мищенко. -II, 80,-М., 1988.
- Гельвеций К.А. Соч. В 2 т.- Т.1. М.: Мысль, 1973. — 647 с.
- Геродот. История в девяти книгах /Перев. В. Мищенко. -II, 80,-М., 1988.
- Гордин Л.Ю. Школа инициативы и самостоятельности. -М.: Педагогика, 1984.-112 с.
- Григорьев В.А. Методика собирания и изучения народных игр. М.: 1986.
- Гурин В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. -М.: Педагогика, 1988. -136 с.
- Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения. -М.: Педагогика, 1986.239 с.
- Даль В.И. Пословицы русского народа: Сборник в 2-х т. Т.1. М.: Худож. лит., 1984.-383 с.
- Декарт Р. Соч.: В 2 т. М., 1989. — т.1. — С.286
- Дмитриев В.Д. Заметки о личном архиве И.Я. Яковлева. // Учен.зап.ЧНИИ.- Чебоксары: Чувашгосиздат, 1957. С.221−236.
- Дмитриев В.Д. Чувашские исторические предания: Очерки истории чувашского народа с древнейших времен до середины XIX века. -Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1993. -446 с.
- Егоров Н.И. Чувашские праздники и обряды. Чуваш, кн. изд-во, 1994. -204 с.
- Енисеев М.К. И.Я. Яковлев о дидактическом принципе сознательности // И.Я. Яковлев и его школа. Ученые записки. Выпуск XXXIII. Чебоксары, 1971. -С.118−129.
- Ермакова Г. А., Никифорова В. Н., Кузьмина Т. Г. Я и ценности моего рода.- Чебоксары, 1999. 150 с.
- Земляков А.Е. Иван Яковлевич Яковлев и современность. Чебоксары, 1997, 250 с.
- Иванов В.М. Элитарная школа в национальной системе образования.-Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1999.-184с.
- Иванов Д.Е. Общинные воспитатели как прообраз современных социальных работников. Москва-Чебоксары. 1998. -52с.
- Иванов Д.Е., Петрова Т. Н. Национальная культура, традиции и элементы народной философии чувашей: Учеб. пособие для 5−8 классов. -Чебоксары, 1996. 32 с.
- Илюмжинов К. Калмыкия земля духа: национальная идея. Элиста, 1997.
- Ильин B.C. Формирование личности школьника. М.: Педагогика, 1984. -144 с.
- Ильин И.А. Путь к очевидности // Слово, № 3−4, 1993. С-19.
- Исследования по древней и современной культуре чувашей / ред. В. П. Иванов и др. Чебоксары: НИИ яз., лит., истории и экономики, 1987
- Кабалевский Д.Е. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1984. — 206 с.
- Каган М.С. О духовном.// Опыт категорического анализа// Вопросы философии. М., 1985. — с.91−102
- Каган М.С. Человеческая деятельность. -М., 1975. -147 с.
- Как родить вундеркинда //Аргументы и факты. 1996. — № 47 — С. 4.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество учителя. -М.: Педагогика, 1990. 268 с.
- Кант И. Соч.: в 6 т. М., 1963.-Т.1- с. 249,250
- Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. — с.448.
- Кант И. Трактаты и письма. с. 481.
- Каплан Т.Н. Формирование духовных потребностей.
- Караковский В.А. Воспитательная система школы. Педагогическая идея и опыт формирования. -М.: НМО «Творческая педагогика», 1991.-126 с.
- Каховский В.Ф. Памятники материальной культуры ЧАССР. Чебоксары: Государственное изд-во Чув. АССР. — 175 с.
- Кириллов В.К., Алексеев Б. Л. Актуальные проблемы современной дидактики. В 2-х частях. -Чебоксары, 1994. -547 с.
- Клементьев Л.П., Иванов С. М. Развитие деловых качеств учащихся в процессе самоуправления. Чебоксары, 1997. — 80 с.
- Ковалев А.Г. Воспитание ума, воли и чувств у детей. Минск: 1974 г.
- Колесов М.С. Человек и проблема его духовности (человек и духовные ценности). Тезисы научно-теоретической конференции. Кишинев, 1990.
- Коменский Я.А. и др. Педагогическое наследие / Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1987. — 416 с.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А. К. Красновского. М.: Мин. прос. РСФСР, 1955. — 238 с.
- Конимяко В. Размышления на исходе века. На крючке позолоченном// Сов. Россия.-1998.- 20 авг, С.З.
- Корганова С.С. Развитие общечеловеческих черт в процессе взаимодействия национальных культур. Автореф. дисс. на соис. уч. степени канд. филос. наук. -Алма-Ата, 1992. -17 с.
- Коротов В.М. Воспитывающее обучение. -М.: Просвещение, 1980. -191 с.
- Коротов В.М. Развитие гуманистических взглядов и убеждений. Самара: Самарский ун-т, 1984. — 136 с.
- Коротов В.М. Самоуправление школьников. -М.: Просвещение, 1981. -208 с.
- Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников. -Минск: Народная асвета, 1990. -175 с.
- Краковский А.П. О подростках. -М.: Педагогика, 1070.-272 с.
- Краковский В.А. Общечеловеческие ценности- основа целостного учебно-воспитательного процесса.// Воспитание школьников. 1993.№ 2,3,4.
- Краснов Н.Г. Выдающийся чувашский педагог-просветитель. Чебоксары, 1992.-414 с.
- Крутецкий В.А. Психология. М.: Просвещение, 1986. — 336 с.
- Крылов Д.Г. И.Я. Яковлев и его школа // Ученые записки Чув. гос. пед. инта. Чебоксары. — Вып.ЗЗ. — С. 150−162.
- Ксенофонт. Лакедомонское государство. 1, 2, 3, 4. / Перев. Янчевецкого. -М., 1888.
- Ксенофонт. Лакедомонское государство. 1, 2, 3, 4. / Перев. Янчевецкого. -М., 1888.
- Культура родного края. Учебная программа / Сост. М. И. Скворцов, А. Г. Григорьева. -Чебоксары: Изд-во Чуваш, ин-та образования, 1993. -57 с.
- Культура чувашского края: Учебное пособие. Часть 1 / Сост. М. И. Скворцов. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1995. — 350 с.
- Куприянова Е., Шебалова А., Пешехонова А. Еще раз о национальном // Общественные науки. 1990. -М2. -С.23.
- Куприянова Е., Шебалова А., Пешехонова А. Еще раз о национальном // Общественные науки. 1990. -М2. -С.23.
- Кураков Л.П. Предисловие/ Волков Г. Н. Этнопедагогика чувашей. М.: Пресс-сервис, 1977.-С.7.
- Къеркегор С. Страх и трепет: этич. трактаты- М., 1992.
- Ламетрий Ж.О. Сочинения. М.: Мысль, 1983. — С.203.
- Ласточкина М.Д. Письмо к работникам музея И.Я. Яковлева. Чебоксары, 1979. — Папка № 1, инв. № 736.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1975. -304 с.
- Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Прометей, 1995. -282 с.
- Лихачев Д.С. «Письма о добром и прекрасном». М: 1989 г.
- Лихачев Д.С. Основные принципы и задачи эстетического воспитания. Основы эстетического воспитания. М., 1975. — 148 с.
- Лихачев Д.С. Русская культура: наследие прошлого и реальная сила сегодня// Семья. 1988. -№ 24.-с.14
- Лосев А.Ф. Страсть к диалектике. М., 1990.-c.90
- Лосев А.Ф. Эстетика возрождения. -М.: Мысль, 1978. 623 с.
- Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991. — с.234.
- Лук А. Н. Эмоции и личность. М., 1982. — 174 с.
- Магницкий В.К. Нравы и обычаи в Чебоксарском уезде. Казань: Типография Губернского правления, 1888. — 118 с.
- Макаренко А.С. Трудовое воспитание. М.: Педагогика 1964. — 246 с.
- Макаренко А.С. Воспитание гражданина. М.: Просвещение, 1968. — 373 с.
- Макаренко А-С. Сочинения в 8-ми т. -М.: Педагогика, 1985.
- Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьников. -М.: Педагогика, 1985. -206.
- Менчинская Н.А. «Психологические проблемы неуспеваемости школьников». М: 1971 г.
- Михайлов С.М. Предания чуваш. ЧНИИ 11−47. Инв № 146. — 228 с.
- Михайлова Р.В. Духовность крестьянства России XX века. Чебоксары: 1977. -с. 159.
- Монтень М. Опыты: в 3-х кн. М., Д., 1958, -с. 194.
- Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. -М.: Педагогика, 1984.-111с.
- Муравьева О.С. «Как воспитывали русского дворянина». М: 1995 г.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. Избр. психологич. труды/ Под ред. -А. А Бодалева.-М.:-Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО"Модекс", 1995.-358с.
- Наумов Н.В. Век // Хыпар 1989.
- Николаева А.Н. Этнопедагогическая система воспитания духовности у учащихся чувашско-немецкой гимназии. Уч. пособие. -М.: Ассоциация «Народная педагогика». 1994. -125с.
- Никольский Н.В. Краткий курс этнографии чуваш. Казань, 1928.
- Никольский Н.В. Народное образование у чуваш. Казань, 1906. -86 с.
- Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. М., 1990- с. 102.
- Общие вопросы эстетического воспитания в школе / Под ред. В. Н. Шацкой. М.: Изд-во акад. пед. наук, 1955. — 184 с.
- Одюков И.И., Юмарт Г. Ф., Радионов В. Г. Чаваш халах самахлахе. Вак жанрсем. Шупашкар, 1984. — Т.5. — 352 с.
- Оливова В. Люди и игры: у истоков современного спорта. М.: Физкультура и спорт, 1985. -С.93
- Очерки по истории физической культуры // Физкультура и спорт. -М., 1948.-Вып.З.-С.112
- Павлова И.И. Теория и практика гражданского воспитания подростков в современной национальной школе.- Чебоксары: Чув. гос. пед. институт, 1996.-250с.
- Парсонс Г. Человек в современном мире. Перевод с англ. Общая ред., сост. и пред. В. А. Кувакина. М.: Прогресс, 1985. — 432 с.
- Парыгин Б.Д. Основы психолого-педагогической теории. М.: 1971.-161 с.
- Патмар И.А., Патмар Э. И. Народная мудрость. Канаш, 1994. -110 с.
- Пашенцев Д. Приживется ли 10 на российской почве? (работа с одаренными детьми) // Первое сентября. 1997.-22.02.-С.6. Песталоцци И. Г. Избр. пед. соч. в 2-х т. / Под ред. В. А. Ротенберг, В. М. Кларина. -М.: Педагогика, 1981.
- Песталоцци И.Г. Избр. пед. соч. в 2-х т. / Под ред. В. А. Ротенберг, В. М. Кларина. -М.: Педагогика, 1981.
- Петров К.А. Воспитание дисциплины личного поведения у учащихся многонациональной городской школы. Чебоксары, 1996. — 165 с.
- Петрова Т.Н. История воспитания и педагогической мысли чувашского народа в ХУ-ХУШ вв. /Афтореф. дис. док-т. пед. наук. М. 1997. — 48 с.
- Петрова Т.Н. История воспитания и педагогической мысли чувашского народа в ХУ-ХУ1 вв. Чебоксары, 1996. -205 с.
- Петрова Т.Н. Чувашская педагогика как факт мировой культуры. -Чебоксары, 1996. 96 с.
- Пидкасистый П.И. Педагогика. М. -1996
- Платон. Диалоги- М. -с.201, 420, 428.
- Платон. Сочинения. В 3-х т. -М.: Мысль, 1972.
- Платон. Сочинения. В 3-х т. -М.: Мысль, 1972.
- Плечов Г-Н., Сидоров Г. С., Кириллов В. К., Енисеев М. К. программа развития образования организационная основа государственной политики в области образования в современных условиях. -Чебоксары: Изд-во ЧГПИ, 1993. -77 с.
- Плутарх. Сравнительные жизнеописания / Перев. Алексеева. Ликург. 144. -Изд. Суворина. -СПб, 1892.
- Плутарх. Сравнительные жизнеописания / Перев. Алексеева. Ликург. 144. -Изд. Суворина. -СПб, 1892.
- Победа Н.А. Духовные потребности и реальное поведение.
- Проблема воспитания школьников в национальной школе./ Под. Ред. Ю. П. Соколоникова. Грозный, 1975. — 97 с.
- Психология современного подростка / Под ред. Д. И. Фельдштейна. -М.: Педагогика. -240 с.
- Пушкин В.Н. Изучение эпических произведений в чувашской школе. -Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1993. -80 с. 200. Рад. школа, 1979.
- Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах / Сост. В. Н. Назаров, Г. П. Сидоров. -М.: Политиздат, 1989. -605 с.
- Рейнвальд Н.И. Психология личности. -М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1987. -200 с.
- Рекеев А. Из чувашских преданий и верований. Отдельные известия по Казанской Епархии. Казань, 1896. — С. 1−8.
- Рождественский Б.П. и др. Эстетика в школе. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1969. -241 с.
- Романов Н.Р. Чувашские пословицы, поговорки, загадки. Чебоксары, 1960.-358 с. 258.
- Рубинштейн C. J1. Бытне и сознание. -М: Изд-во АПН СССР, 1957. -328 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. -М.: Учпедгиз, 1990. -595 с.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. -М, 1976. -248 с.
- Руссо Ж.Ж. Пед. соч. в 2-х т. -М: Педагогика, 1981.
- Руссо Ж.Ж. Избранное- Пер. с франц.-М.: Дет. лит., 1976.-190с.
- Рябов В.Ф. Наш духовный мир. Л.: Лениздат, 1987. — 156 с.
- Салмин А.К. Народная обрядность чувашей. Чебоксары, 1994. -338с.
- Салмин А.К. Религиозно-обрядовая система чувашей. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1993. -47 с.
- Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. Л. Ядова. -Л.: Наука, 1979. -264 с.
- Сачко Г. В. Потребность личности в общественно-политической деятельности. -М.: Наука, 1981. -213 с.
- Сбоев В. Исследования об инородцах Казанской губернии. Заметки о чувашах. Казань, 1856. — 188 с.
- Сбоев В.А. Чуваши в бытовом, историческом и религиозном отношениях. -М.: типогр. С. Орлова, 1855. 222 с.
- Свадковскнй И.В. Хрестоматия по истории Западно-Европейской педагогики. -М., 1934.
- Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. -М.: Педагогика, 1975.
- Сергеев Т.С. Культура советской Чувашии. -Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1989. -335 с.
- Симонов П.В., Ершов П. М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. -М, 1989.-с. 320−326
- Сирин А. Д. Общий курс философии.С.228 237
- Сироткин Л.Ю. Школьник, его развитие и воспитание. -Самара, 1991. -243с.
- Сироткин Л.Ю. Формирование личности: проблема устойчивости. -Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1992. 176 с.
- Сироткин М.Я. Чувашский фольклор. -Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1965. -183 с.
- Системный подход: проблемы совершенствования воспитания в современных условиях: Материалы Росс, науч.-практ. конф. В 2-х ч. -Чебоксары: Изд-во ЧГПИ, 1992. -4.1. 226 е.- -4.2. -224 с.
- Сластелин В.А. Формирование личности учителя Советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
- Слободчиков В.И., Исаев В. И. Психология человека. -М.: «Школа-пресс», 199.5.-384 с.
- Смирнов. Ясная Поляна Льва Толстого. Тула, Приокское книжное издательство, 1991. 207 с.
- Сокольников Ю.П. Общая концепция исследования «Диалектика общечеловеческого и национально особенного в воспитательно-образовательных системах современного общества. -Чебоксары, 1995. -41с.
- Сокольников Ю.П. Системный подход к воспитанию школьников (Учебно-методическое пособие). М.: «Прометей», 1990. — 90 с.
- Соловьев B.C. Сочинения: в 2 т. М., 1989. — Т.1 — с. 815, 830
- Спиридонов С. С. Мировоззрение И.Я. Яковлева. М., 1965. — 96 с.
- Степашко М.А. Философия и история образования. Хабаровск, 1997. -227 с.
- Суханов И.В. Обычаи, традиции. Преемственность поколении. -М.: Политиздат, 1976. -216 с.
- Сухомлинский А.В. Избр. произв. в 5-ти т. -Киев: Рад. школа, 1979.
- Сухомлинский В.А. Заключение на рукописи, монографии Г.Н. Волкова Формирование демократической педагогики чуваш. М., 1981. — 132 с.
- Тайчинов М.Г. Воспитание и самовоспитание школьников. -М.: Просвещение, 1982. -160 с.
- Тайчинов М.Г. Народные традиции и религиозная культура в воспитании подрастающего поколения. -Сыктывкар: Народная педагогика, 1994.-120 с.
- Тайчинов М.Г. Проблемы формирования нравственного сознания и поведения подрастающего поколения. -Алма-Ата: Менхтеп, 1985.-210 с.
- Тайчинов М.Г. Религиозная культура и воспитание // Педагогика. -1993. № 3. -С.38−40.
- Тайчинов М.Г., Кобзарь Б. С. Личность и ее самовоспитание. -Киев: Изд-во «Молодь», 1990. -165 с.
- Талызин Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М.: Изд-во МГУ, 1989. -343 с.
- Творческое использование педагогического наследия В. А. Сухомлинского в процессе перестройки общеобразовательной, профессионально-технической, средне-специальной и высшей школы: Материалы Республ. науч.-практ. конф. -Чебоксары, 1988.
- Титаренко А.И. Структура нравственного сознания. М.: Мысль, 1974. -278 с.
- Толковый словарь живого русского языка. -М., 1981. Т.1. -390 с.
- Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. -М.: Учпедгиз, 1953. -444 с.
- Толстых Н.И. Жизненные планы подростков и юношей // Вопросы психологии. -1984. -ИЗ. -С.79−86.
- Тугаринов В.П. Философия сознания. -М.: Мысль, 1971. -199 с.
- Тукташ И. Чувашский фольклор. Чебоксары, 1994.- С. 22.
- Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. -М.: Наука, 1966.-451 с.
- Уледов А.К. Структура общественного сознания. -М.: Мысль, 1968.-324 с.
- Урманбектова Ж.К. Преемственность в развитии духовной культуры нации. Автореф. дисс. на соис. уч. степени канд. филос. наук. -Алма-Ата, 1992.-16 с.
- Успенский В.В. Образовательные стремления эпохи Возрождения // Очерки по истории педагогических учений. -М.: -Польза, 1911.
- Ученые записки «И. Я. Яковлев и его школа». Чувашия, 1971 г.
- Ушинскнй К.Д. Собр. соч.: в 11-ти т. -M.-JL: Изд-во АПН РСФСР, 1948. -Т.1. -689 е.- Т.2. -655 е.- Т.З. -691 с.
- Федотова В.Г. Человек и духовность.- Рига: Зинатне, 1990.-152с,
- Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. -М: Педагогика, 1989. -206 с.
- Фензов Э.З. Сознание. Чебоксары. 1994. 48 е., С. 5.
- Философская энциклопедия. -М.: Наука, 1989. -814 с.
- Философский словарь / Под ред. И. Т .Фролова. -М.: Политиздат, 1987. -590с.
- Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. В. И. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987. -184 с.
- Франк B.C. Человек в поисках смысла. М. 1990
- Франк С.А. Духовные основы общества. М., 1992.
- Хайруллина М.Г. Очерки по истории преподавания русского языка в национальной школе. Уфа, 1966. — 119 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика. -М.: Просвещение, 1990. 576 с.
- Хуторской А.В. Школа творчества. М., 1996
- ЦТ, А ЧАССР, ср. 350, on. 1, д. 9, № 89.
- ЦТ, А Чувашской АССР, on. 1, ср. 207, 186, № 15.
- Цит. по: Касьянова К. О. О русском национальном характере, с.80
- Чернышевский Н.Г. Избранные пед. соч. -М.: Просвещение, 1984. -297 с.
- Чибуков В.В. Итоги юбилейной научной сессии, посвященной столетию со дня рождения И.Я. Яковлева. Ч: 1949 г.
- Чичерина С.В. У приволжских иноверцев /Путевые заметки/. Спб, 1905. -427 с.
- Чувашская народная поэзия. -Чебоксары, 1990. -127 с.
- Чувашские легенды и сказки, перевод С. Шуртаковой, 1979, с. 18)
- Чувашские народные песни. 620 песен и мелодий записанных от Гаврила Федорова / сост. Ю. А. Илюхин. Чебоксары, 1969. — 351 с.
- Чувашские народные сказки / Сост. П. Е. Эйзин. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1993.-352 с.
- Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование. -М.: Педагогика, 1981. -208 с.
- Чумакова М.П. Педагогические основы процесса воспитания гражданской зрелости старшеклассников. Диссерт. на соис. уч. степени канд. пед. наук. -М., 1980.-176 с.
- Чуприкова Н.И. Психика и сознание как функции мозга. -М.: Наука, 1985.-200 с.
- Шацкий С.Т. Пед. соч. В 4-х т. -М.: Просвещение, 1964.
- Шеллинг Ф.Ф. Сочинения: в 2 т. М., 1987. — Т.2. — с.112
- Шемшурина А.И. Этическая гимнастика. Методическое пособие для воспитателей и классных руководителей. 6-й класс. 1992.
- Шилова М.И. Изучение воспитанности школьников. М.: Педагогика, 1982.-104 с.
- Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. М.: Педагогика, 1990.-144 с.
- Школа на творческом пути. Чебоксары, 1997. — 200 с.
- Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971.-351 с.
- Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. -М.: Педагогика, 1981. -112 с.
- Щуркова Н.Е. Когда урок воспитывает: Нравственный аспект. М., 1981 г.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии.-1971. № 4. -С.28−40.
- Энгельгарт А.Н. Из деревни. 12 писем. 1872 1887. — М.: Мысль, 1987. -с. 62.
- Эфиров А.Ф. Нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири. М., 1948. — 280 с.
- Эфиров А.Ф. Педагогическая деятельность чувашского просветителя И.Я. Яковлева (1848−1930)// Советская педагогика. -1946, № 7. С. 75−84
- Юдин А.В. Русская традиционная народная духовность. М.: Интерпракс, 1994.- с. 142.
- Юхма М. Цветы Эльби. Рассказы, сказки, легенды. М.: Сов. Россия, 1977.-160 с.
- Юхма М.Н. Древние чуваши. Чебоксары, 1996. — 575 с.
- Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. -М.: Наука, 1975. -С.89−105.
- Ядов В.А. Соотношение ценностных ориентации и реального (явного) поведения личности в сферах труда и досуга. Личность и ее ценностные ориентации // Информационный бюллетень ИКСИ. -1969. -№. -С. 1−66.
- Якобсон П.М. Психологические предпосылки эстетического воспитания школьников // Советская педагогика. М., 1986. — 4.
- Якобсон П.М. Психология художественное восприятие //
- Яковлев А.И. Иван Яковлевич Яковлев /1848−1930/.-Чебоксары, 1958.-120с.
- Яковлев И.Я. Букварь для чуваш, 1886, с.7.
- Яковлев И.Я. в воспоминаниях современников. Чебоксары, 1968. -152с.
- Яковлев И.Я. Воспоминания. Чебоксары, 1982, 1983. — 288с.
- Яковлев И.Я. К 40-летнему юбилею Симбирской чувашской учительской школы. Симбирск, 1910. — 42 с.
- Яковлев И.Я. Моя жизнь. М.: Республика, 1997. — 696 с.
- Яковлев И.Я. Письма. Чебоксары, 1985. — 366 с.
- Яковлев И.Я. Симбирская учительская школа и ее роль в просвещении чуваш. Под ред. Н. Я. Сироткина. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1959. -144 с.
- Яковлев И.Я. Сочинения в 4-х томах. Научный архив Чувашского института гуманитарных наук, отд. 2. /рукопись/.
- Baldwin A.L. Theories of Child Development. N.Y.- L.: Sydney, 1967
- Coleman I.S. The Nature of Adolescence. L., N.Y., 1980.
- Douvan E. Commitment in social contract in adolescence // Psychiatry. 1974. -V.37 (1).
- Erikson E.H. Identity, Youth and Crisis. N.Y., 1968
- Masterson I. The Psyshiatric Dilemma of Adolescence. Boston, 1967.
- Факторы влияния на формирование духовных потребностей подростков (констатирующий эксперимент)
- Факторы влияния Классы Место1 2 3
- Желание преодолеть 7−8 131 32 11жизненные трудности 9−11 150 28 241. Самоконтроль 7−8 17 8 129.11 103 24 24
- Знания, полученные на 7−8 37 65 76уроках 9−11 29 58 61
- Теле-, радиопередачи 7−8 29 45 509.11 21 43 45
- Беседы со взрослыми 7−8 23 35 509.11 27 40 43посещение музеев, выставок, 7−8 43 45 37картинных галерей 9−11 38 47 31
- Общение с Богом, посещение 7−8 15 11 18церкви 9−11 22 36 35
- Дидактические функции наглядности при формировании духовных потребностей подростков.
- Дидактические функции средств обучения Методические задачи, решению которых помогает наглядность
- Развитие интеллектуальной познавательной деятельности подростков. Желание осмыслить настоящее, планировать будущее. Обдумывание нравственного и духовного спасения.1. X 1 X X X добрые поступки1. X 2х'-Т. { ' ' ч / •
- Момент ^ выбора • ч ч / /2Лч иные поступки
- Подготовка Первый шаг (4 ч
- График № 1, наводящий подростка к самоанализу собственныхпоступков
- Тест-график № 1 для анализа поступков, отражающий нравственные ориентиры подростка за один день с 6 утра до 16 часов вечера (+ положительные дела, иные дела, поступки)1. ДОБРОЕ
- Тест-график № 2. Душевное состояние прожитого дня