Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование стратегии повышения конкурентоспособности промышленных предприятий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В рамках достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи: дать качественную и количественную оценку особенностей функционирования промышленности на современном этапеоценить тенденции развития промышленных предприятий в условиях становления конкурентной средыуточнить применительно к целям исследования экономическое содержание категории «конкурентоспособность» промышленного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава.
    • 1.
  • Глава.
  • Рыночные аспекты производственно-хозяйственной деятельности промышленных предприятий
  • Особенности функционирования промышленности на современном этапе
  • Оценка позиций хозяйствующих субъектов на рынке
  • Принципы стратегического планирования промышленных предприятий в современных условиях
  • Методические основы формирования системы комплексной оценки конкурентоспособности промышленных предприятий
  • Методические аспекты категорий конкурентоспособности в рыночной экономике
  • Методические подходы к оценке конкурентоспособности промышленных предприятий
  • Методика комплексной оценки конкурентоспособности промышленных предприятий
    • 2. 3. 1. Показатели оценки конкурентоспособности промышленного предприятия
    • 2. 3. 2. Методы комплексной оценки конкурентоспособности промышленного предприятия
  • Методические основы формирования стратегии повышения конкурентоспособности промышленных предприятий
  • Классификация современных конкурентных стратегий
  • Рекомендации по выработке стратегии повышения конкурентоспособности промышленного предприятия на основе комплексной оценки его конкурентоспособности

Формирование стратегии повышения конкурентоспособности промышленных предприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

В принятой Правительством РФ «Концепции промышленной политики до 2010 года» поставлена цель: повысить эффективность и конкурентоспособность российской промышленности.

В советский период развития экономики вопросы, связанные с конкурентоспособностью предприятия практически не исследовались, возникали они лишь в отношении тех предприятий, которые выпускали продукцию, подлежащую реализации на внешнем рынке. Не уделялось должного внимания конкурентоспособности предприятия как экономической категории ни в теории, ни тем более на практике. В рыночных условиях хозяйствования данная категория является одной из основных. С развитием рыночных отношений проблема повышения конкурентоспособности потребовала от всех хозяйствующих субъектов рынка поиска новых подходов к ее решению.

Отечественная наука только начинает подходить к изучению понятия конкурентоспособности предприятия, о чем свидетельствуют такие разные подходы к ее определению. Не имеет удовлетворительного решения и проблема оценки конкурентоспособности, не решены проблемы достижения конкурентоспособности промышленных предприятий.

В условиях становления конкурентной среды категория «конкурентоспособность предприятия» будет незамедлительно востребована практикой в силу своей исключительной значимости. Повышение конкурентоспособности промышленных предприятий позволит закрепить наметившиеся сдвиги в экономике и придать устойчивость экономическому росту.

Решение проблемы оценки конкурентоспособности промышленного предприятия и выработки стратегии ее повышения определили выбор темы данного исследования, его актуальность, методическую и практическую значимость.

Цель и задачи исследования

.

Цель диссертационной работы состоит в том, чтобы обобщив зарубежный и отечественный опыт, разработать методику комплексной оценки конкурентоспособности промышленных предприятий и на ее основе разработать рекомендации по выработке стратегии ее повышения, как составной части системы стратегического планирования.

В рамках достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи: дать качественную и количественную оценку особенностей функционирования промышленности на современном этапеоценить тенденции развития промышленных предприятий в условиях становления конкурентной средыуточнить применительно к целям исследования экономическое содержание категории «конкурентоспособность» промышленного предприятияпровести критический анализ существующих методов оценки конкурентоспособности промышленного предприятиявыявить и исследовать факторы, влияющие на конкурентоспособность промышленного предприятияразработать систему критериальных показателей, наиболее полно отражающих уровень конкурентоспособности промышленного предприятияразработать методику комплексной оценки конкурентоспособности промышленного предприятия с учетом его производственно-экономического потенциалапредложить метод оценки позиций хозяйствующих субъектов на рынке в соответствии с показателями конкурентоспособностиразработать рекомендации по выработке стратегии повышения конкурентоспособности промышленного предприятия на основе комплексной оценки его конкурентоспособности.

Объектом исследования являются промышленные предприятия, действующие на конкурентном рынке.

Предмет исследования — теоретические проблемы, методические и практические вопросы конкурентоспособности предприятия, ее оценка и стратегии повышения.

Теоретической и методической основой диссертационного исследования послужили работы зарубежных и отечественных авторов: Ансоффа И. Х., Портера М., Котлера Ф., Азоева Г. Л., Юданова А. Ю., Моисеевой Н. К., Градова А. П., Виханского О. С., Гельвеновского М., Фатхутдинова P.A., Яшина Н. С., Томпсона A.A., Стрикленда А.Дж., Хайека Ф. А. и др.

В качестве законодательной и нормативной базы исследования использовались федеральные законы, указы Президента Р. Ф., Постановления Правительства Р.Ф.

В процессе работы также использовались данные Госкомстата России, материалы таможенной статистики, ЦЭК при Правительстве России, экономических семинаров, сведения, опубликованные в отечественной и зарубежной литературе и периодической печати, а также размещенные в электронной сети интернет.

Наиболее существенные результаты, полученные автором и отличающиеся научной новизной, заключаются в следующем: выявлены и систематизированы факторы, предопределяющие необходимость диверсификации структуры промышленности, как важнейшего условия повышения конкурентоспособности отечественной продукциивыявлены тенденции развития промышленных предприятий в условиях становления конкурентной среды и уточнена их классификация с учетом правовых, производственных и рыночных аспектов деятельностипредложено авторское определение понятия конкурентоспособности промышленного предприятия", применительно к деятельности предприятий в современных условияхраскрыто содержание и уточнено понятие производственно-экономического потенциала промышленного предприятия, который автором рассматривается как совокупность факторов, обеспечивающих повышение конкурентоспособности предприятияразработана информационная модель, на базе которой может быть сформирована система показателей, необходимых для управления конкурентоспособностью промышленных предприятий и предложены способы выбора базы для сравнения и методы оценки конкурентоспособности, позволяющие эффективно осуществлять такое управлениепредложена методика комплексной оценки конкурентоспособности промышленных предприятий, как основы для выработки стратегии повышения конкурентоспособностиразработана шкала оценок позиций предприятий на рынке в соответствии с показателями конкурентоспособности и на ее основе выявлены виды конкурентных стратегий, которые могут применяться в условиях рыночной экономикипредложена система методического обеспечения выработки стратегии повышения конкурентоспособности промышленных предприятий.

Практическая значимость работы. Результаты, полученные в диссертации, могут быть использованы при формировании программы мероприятий по повышению конкурентоспособности промышленных предприятий различных отраслей, а также для регулирования их взаимоотношений с партнерами (инвесторами, кредиторами и т. д.), кроме того, изложенные в диссертации подходы нашли практическое применение в ЗАО «Кравтвей».

Апробация результатов работы.

Основные выводы и рекомендации диссертационного исследования отражены в научных отчетах и докладах Института микроэкономики, в ходе выступлений на научных конференциях, в публикациях автора. Ряд положений диссертационного исследования может использоваться в учебном процессе при подготовке студентов по специальности экономика и управление предприятиями и отраслями промышленности.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 5 работ общим объемом 1,4 п. л.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы из 118 наименований, 8. приложений. Объем работы составляет 161 страницу, 24 рисунка и 7 таблиц.

Заключение

.

1. Промышленный сектор экономики, на долю которого в рассматриваемом периоде приходится около 30% произведенного ВВП, понес сильный урон от проводимых экономических реформ. Наиболее ощутимо это проявилось в структурных изменениях в промышленности, которые привели к увеличению доли добывающих отраслей, сокращению производства в ряде обрабатывающих отраслей и снижению уровня их конкурентоспособности, нарастанию технологического отставания, деградации парка оборудования, износу основных фондов сверх допустимого уровня и в конечном счете к катастрофическому снижению рентабельности.

2. При всей сложности и противоречивости проводимых реформ, весьма негативно сказавшихся на ряде отраслей промышленности, главным их результатом все-таки стало построение основных контуров рыночного хозяйства. В настоящее время наметилась тенденция роста промышленного производства и при создании благоприятных условий для развития производства можно ожидать усиления этих тенденций, а затем быстрого роста промышленной продукции.

3. Анализ основных тенденций развития промышленных предприятий в России свидетельствует о том, что для перехода к новой модели ф экономического роста необходима разработка теории и методологии повышения конкурентоспособности предприятий, являющейся условием их выживания и эффективного функционирования. В настоящее же время на многих российских предприятиях отсутствует целенаправленная, постоянно-действующая, научно-обоснованная комплексная система оценки его конкурентоспособности, что негативно сказывается на эффективности деятельности предприятий в целом.

4. Анализ экономической литературы показал, что отечественная наука в силу известных причин только начинает подходить к изучению понятия конкурентоспособности предприятий, о чем свидетельствуют как.

• наличие таких различных подходов к ее определению, так и отсутствие общепринятой методики оценки конкурентоспособности промышленных предприятий. Не решена в теоретическом плане и проблема достижения желаемого уровня конкурентоспособности.

5. Проведено исследование сущности конкурентоспособности предприятия, выявлены ее отличия от конкурентоспособности товара. Показано, что анализ и оценка конкурентоспособности предприятия должны проводится постоянно, что позволит своевременно определять момент начала снижения показателей конкурентоспособности и принимать упреждающие меры.

6. Существующие методы оценки конкурентоспособности предприятий обладают рядом серьезных недостатков, которые подробно описаны в исследовании. При этом установлено, что основной причиной выявленных недостатков существующих методик оценки конкурентоспособности предприятий является с одной стороны, изначально нечеткое определение большинством экономистов понятия конкурентоспособности предприятия, а с другой, отсутствие комплексного подхода к выбору критериев ее оценки.

7. Решение задачи повышения конкурентоспособности промышленных предприятий носит стратегический характер и возможно только при надлежащей организации стратегического планирования. Выработка стратегии повышения конкурентоспособности предприятия предполагает использование соответствующего информационно-методического инструментария включающего:

• Частные, обобщающие и интегральный показатели конкурентоспособности предприятия;

• Информационную базу, позволяющую осуществлять анализ и оценку конкурентоспособности промышленного предприятия;

• Шкалу оценок позиций предприятия на рынке в соответствии с уровнем конкурентоспособности.

Все перечисленные моменты рассмотрены в диссертации и по ним сформулированы конкретные предложения.

8. Рассмотрены различные подходы к определению стратегий предприятий, базовых стратегий конкуренции, предложенных отечественными и зарубежными авторами, показана взаимосвязь стратегий с конкурентными преимуществами.

9. В качестве основы для выбора конкурентной стратегии промышленного предприятия может быть использована предложенная автором матрица «Привлекательность рынка — Конкурентоспособность предприятия». Принципы формирования и использования такой матрицы подробно рассмотрены в работе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Правовые н нормативные документы1. Конституция РФ.2. Гражданский кодекс РФ.
  2. Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. № 948−1 (с изменениями от 24 июня 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1997 г., 2 января 2000 г.).
  3. Федеральный закон от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации „О защите прав потребителей“ и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» (с изменениями от 17 декабря 1999 г.).
  4. Об акционерных обществах. Федеральный закон № 208-ФЗ от 26 декабря 1995 г. в ред. ФЗ № 65-ФЗ от 13 января 1996 и ФЗ № 101-ФЗ от 24 мая 1999 г.
  5. О бухгалтерском учете. Федеральный закон № 129-ФЗ от 21.11.96 г.
  6. Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе».
  7. С.Б., Розанова Н. М. Теория организации отраслевых рынков: Учебник. — М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998.
  8. В.Н., Котлов В. А. Производственный потенциал промышленного предприятия. М. 1989.
  9. Е., Гурков И. Адаптация промышленных предприятий к рыночным условиям. //Вопросы экономики. 1996. — № 5.
  10. В.Е., Ильенкова С. Д., Сиротина Т. П., Смирнов С. А. Экономика и статистика фирм. М.: Финансы и статистика, 1996.
  11. Г. А. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
  12. Г. А., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы. М: ОАО «Типография Новости», 2000.
  13. Р. Планирование будущего корпорации: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. В.Н. Данилова-Данильяна. -М.: Прогресс, 1985.
  14. М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. -М.: Финансы и статистика, 1997.
  15. С.А. Акционерные общества в переходной экономике: опыт, проблемы, стратегия развития. М.: Информационно-издательский центр «Информ-Знание», 1998.19
Заполнить форму текущей работой