Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Государственный социальный заказ в советском музыкальном искусстве 1930-х годов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема «отражения» музыкой идеологических установок (в данном случае десять тем, по которым определялся государственный социальный заказ или государственная социальная направленность) рассмотрена в работе с позиций Л. Сабанеева, придерживавшегося мнения, что идеология в музыку привносится внешними — вербальными и изобразительнымисредствами. Рассмотрение всех аспектов в работе не представлялось… Читать ещё >

Содержание

  • Глава.
    • I. Советское искусство 1930-х годов. Обзор литературы
      • 1. 1. Отечественная культура в контексте политической ситуации
    • 193. 0-х годов XX столетия
      • 1. 2. Государственный социальный заказ в СССР как система организации социокультурной деятельности в 1930-е годы
  • Глава.
    • II. Теоретические основы исследования отечественноймузыкальной культуры 1930-х годов с применением методовсоциологии и математики
      • 2. 1. Предпосылки теоретической концепции социологии искусства
      • 2. 2. О возможности использования социологических и математических методов в исследовании музыкальной культуры. Контент-анализ
      • 2. 3. О возможности использования алгебры множеств
  • Глава.
    • III. Методы теоретического исследования музыкальнойкультуры 1930-х годов
      • 3. 1. Музыкальная культура в контексте 4-х полей социомузыкального цикла
      • 3. 2. Исследование компонентов музыкальной культуры в контексте предлагаемой методики. Практическое использование ме- 102тодики
        • 3. 2. 1. Данные по России
        • 3. 2. 2. Данные по Свердловску

Государственный социальный заказ в советском музыкальном искусстве 1930-х годов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1930;е годы — один из наиболее сложных и противоречивых периодовв жизни советского государства. Стабилизация нового строя сопровождалась продолжением революционных преобразований, но уже переведенных в область внутриполитической жизни: в сферу борьбы с инакомыслием. Стремление переделать человека — обобществить все формы его деятельности и подчинить их главной цели создания непротиворечивого массового сознания, послушного воле государства, — такова была идеологиягосударственного аппарата в 1930;е годы в СССР. Советская музыкальная культура 1930;х годов — яркое, самобытное и вто же время неоднозначное явление — сфокусировала в себе проблемы, типичные для того времени. Однако по ряду причин, прежде всего, политического характера, в течение полувека было невозможно объективно подойти к рассмотрению особенностей культуры этого периода и дать оценку его роли в развитии отечественной культуры. И лишь по прошествииопределенного временного периода (более 70 лет) появилась возможностьдостаточно отстраненно и беспристрастно проанализировать одно из наиболее драматичных десятилетий в истории государства. Ряд современныхисследований Н. Шахназаровой, И. Барсовой, И. Ромащук, Л. Толмацкой, Г. Орлова выводят осмысление истории отечественного музыкального искусства на новый этап и открывают новые перспективы в изучении культуры данного периода. В настоящей работе музыкальная культура 1930;х годов рассматривается сквозь призму государственного социального заказа, то есть в ее непосредственной связи с определенным общественным строем и структурными механизмами управления. Под государственным социальнымзаказом в настоящей работе подразумевается особая форма социальногозаказа, связанная с требованиями государства как органа управления ксоциуму. Рассматривая государственный социальный заказ как совокупность требований, методов и способов управления государственным аппаратом социокультурной ситуацией в обществе, автор анализирует более подробно влияние государственного заказа на музыкальную жизньсоциума. Применительно к музыкальному искусству сама постановка вопроса о влиянии государственного заказа на художественное творчествопредполагает сложность и неоднозначность ответов. Понятие «государственный заказ» в обыденном понимании связано с базисной сторонойобщественного устройства: например, государственный заказ на созданиепромышленной продукции, на техническое оснащение производства и т. д. По отношению к 1930;м годам, как показали исследования, это понятие применимо и к миру художественного творчества, в том числе к музыкальному искусству. Поэтому в центре данного исследования находится рассмотрение сути явления «государственный социальный заказ"(ГСЗ), его значения и влияния на судьбы советской музыки. Актуальность работы заключается в исследовании государственного социальногозаказа в 1930;е годы как механизма, регулирующего функционированиекультуры и направляющего ее в единое русло обобществленности массового сознания. Государственный социальный заказ во многом определил особенностихудожественной среды того времени и функционирование музыкальногоискусства в обществе, специфику музыкального творчества. Отраженная взеркале сложных общественных процессов проблема «власть и художник"в отечественном искусстве того времени оказалась особенно спорной. Несмотря на то, что творчество композиторов зависело от государственногодиктата, от внешних факторов, воздействующих на социомузыкальнуюдеятельность, музыкальная культура 1930;х годов, ограниченная жесткимирамками, установленными государством, была тем не менее представленаразнообразными жанрами и направлениями. В связи с этим рассмотрениепроблем композиторского творчества нуждается и в исследовании отдельных сторон музыкального искусства, и в изучении социокультурного контекста, влияющего на художественные процессы, которые в советскойкультуре 1930;х годов в их социальном контексте исследованы недостаточно. Музыковедческие изыскания советского времени, касающиеся данногопериода отечественной культуры, в большинстве своем идеологизированыи далеки от исторической объективности. Что касается научных исследований нашего времени (рубежа ХХ-ХХ1 вв.), то они, затрагивая лишь отдельные части целого, не претендуют на оценку музыкальной культуры1930;х годов как социохудожественной целостности. Сведения о ее сущностных — философских, эстетических и этических — сторонах рассредоточены в многочисленных работах, посвященных вопросам истории и теории музыки, эстетики, педагогики и т. д. Более того, системно не исследован стержень этой целостности, каковым, по мнению автора, и являетсягосударственный социальный заказ. Объектом исследования является музыкальная культура 1930;х годовв СССР. Предметом — особенности композиторского творчества и функционирования музыкального искусства в социокультурном контексте в1930;е годы. Цель исследования — выявление и обоснование специфики функционирования советской музыкальной культуры 1930;х годов в ее обусловленности государственным социальным заказом. Поставленная цель потребовала решения следующих задач:1. Рассмотрение социокультурной ситуации 1930;х годов с ретроспективным анализом исторической литературы. При решении данной задачивнимание сконцентрировано: — на осознании основных тенденций времени, формировавших новоеискусство, — на понимании сущности явления «советская музыкальная культура"и категорий, характеризующих это понятие.2. Изучение явления «государственного социального заказа» как важнейшего фактора, определяющего картину музыкальной культуры десятилетия. Рассмотрение социального контекста — сферы функционированиямузыкальной культуры — ведется в двух аспектах: социальный заказ общества и государственный социальный заказ.3. Анализ основополагающих музыкально-социологических идей итеорий XX века, уточнение используемого категориального аппарата, классификации теорий и соответствующей терминологии.4. Привлечение и раскрытие механизмов действия точных наук в музыкальной практике. Основное внимание сконцентрировано на использовании методов точных наук в анализе социомузыкальных процессов. В качестве этих методов были отобраны некоторые методы математической статистики, контент-анализа и алгебры логики, позволяющие проводить смысловой анализ на основе большого объема информационностатистических данных.5. Разработка комплексной методики, позволяющей охарактеризоватьсоциомузыкальную ситуацию в СССР 1930;х годов, которая содержит кактеоретические положения, так и подтверждающие их эмпирические данные, полученные в процессе работы. Хронологические рамки исследования определяются 1929;1940 годами, что обусловлено следующим: — с исторической точки зрения, нижняя хронологическая граница 1929 год — считается «годом великого перелома», началом периода мирного «культурного и промышленного строительства" — верхней границей является 1940 и первая половина 1941 года, поскольку далее в истории СССРнаступает совершенно иной период— с методологической точки зрения, автором сделана попытка применения методики с целью рассмотрения музыкальной культуры в определенный промежуток времени. При работе со статистическими данными учитываются также года1928 и 1941, поскольку исполнительские и театральные сезоны располагаются по полугодиям. Но при анализе композиторского творчества в работе учтены только те сочинения, которые были созданы с 1929;го по начало 1941 года, поскольку большинство сочинений, написанных в первыешесть месяцев 1941 года, так и не были исполнены, не обрели социального звучания. Теоретическая и методологическая основы исследования. В настоящее время музыкальную культуру принято рассматривать как комплексное явление, связанное с целым кругом проблем, из которых наиболее существенной является положение музыкальной культуры в контексте определенного исторического времени и соответствующих ему особенностей социального устройства. В связи с этим методологической основой работы явились: музыкально-социологические теории, а также работы по социологии искусства (Б. Асафьев, П. Бурдье, М. Вебер, А. Луначарский, А. Моль, Г. Плеханов, Л. Сабанеев, А. Сохор, В. Фриче), социологические методы исследования (В. Ядов), исследования в областях исторического и теоретического музыкознания (И. Барсова, М. Бонфельд, В. Валькова, Г. Орлов, И. Ромащук, Э. Роузберри, М. Тараканов, В. Холопова, В. Цуккерман, Н. Шахназарова), литературоведения (В. Баевский, Л. Воронин, Н. Лейдерман, Поварцов), историческойнауки (А. Ахиезер, А. Вишневский, И. Голомшток, Ю. Давыдов, И. Павлова, Ю. Пивоваров, А. Степун), философии (Н. Бердяев, И. Ильин, X. Ортега-и-Гассет, Ф. Степун), методы математической статистики иалгебры логики (Г. Крамер, В. Червенчук), краеведения (С. Беляев, Л. Серебрякова).Стремление к комплексному исследованию музыкальной культуры1930;х годов потребовало выделения теоретической и эмпирической линийв анализе материала, которые представлены в центральных главах, с последующим обобщением полученных результатов в заключении. Теоретическая линия исследования основана на рассмотрении социомузыкального цикла с выделением, по А. Молю, четырех основных элементовпроцесса функционирования музыкальной деятельности в социуме. В традиционном музыковедении оно зафиксировано в плоскостной схеме: Композитор — Произведение — Исполнитель — Слушатель. Эмпирическая линия исследования, позволяющая объективно охарактеризовать социокультурную ситуацию и подтвердить теоретические положения, включает в себя три этапа: — накопление информации и создание информационной базы, позволяющей объективно подойти к проблеме (создание Базовой таблицы, таблицы исполнений и других таблиц)-— выделение из общего объема собранной информации основныхсмысловых единиц методом контент-анализа, в цифрах дающего представление о степени влияния госзаказа на музыкальное искусство-— единовременная зрительная фиксация полученной информации путем графического отображения в виде диаграмм Венна-Эйлера (алгебрамножеств).Теоретическая и эмпирическая линии исследования были соединенывместе для максимально объективной характеристики культурной и музыкальной ситуаций, сложившихся в исследуемый период. Заявленнаяметодика, объединяющая в исследовании теоретический и эмпирическийподходы, в полной мере использована при общем обзоре музыкальногонаследия и частично при конкретном анализе советской массовой песни1930;х годов. Материалом исследования явились научные труды, произведения художественной литературы, мемуары, отдельные статьи, учебные пособия, архивные материалы, автобиографические этюды, критические статьи. Автор намеренно пользовался документами и материалами 1930;х годов, являющимися продуктом своего времени, и аналогичными источниками последнего десятилетия, которые позволяют сделать определенные выводына временном расстоянии от исторических событий/ Таким образом, имеющиеся исследования по данной теме следует рассмотреть и привестив единую систему для того, чтобы осмыслить особенности культуры этогопериода. Документы и материалы, использованные в работе, касаются развитиямузыкальной культуры в России, композиторского творчества в Москве иЛенинграде. Кроме этого, в работе использованы архивные документы, позволяющие рассмотреть особенности социомузыкальной ситуации в городе Свердловске, стремительно развивающемся советском промышленном и культурном центре. Автор целенаправленно рассматривал разныерегиональные уровни в сложившейся в 1930;е годы социокультурной ситуации с целью определения возможностей выработанной методики. В работе были использованы материалы из фондов Государственного АрхиваСвердловской области, Свердловской областной универсальной библиотеки им. В. Г. Белинского, а также музея Свердловского Государственногоакадемического театра оперы и балета. В работе рассматриваются музыкальные произведения этого времени: сочинения 76 авторов, работавших в самых разнообразных жанрах и формах, характеризующих музыкальную палитру 1930;х годов (написанные, исполненные или напечатанные в России с 1929 по 1940;1941 гг.). Фамилии этих авторов включены в Базовую таблицу, находящуюся в Приложении. Отдельно в работе проанализированы произведения свердловскихкомпозиторов. Критерием выбора авторов стала частотность появления фамилий композиторов в газетах и журналах того времени. Среди композиторов есть те, чьи произведения вошли в классический репертуар отечественного искусства, например, Д. Шостакович, Прокофьев, Б. Асафьев, Т. Хренников, Д. Кабалевский, А. Мосолов. В то же время сочинения многих композиторов, указанных в таблице, на сегодняшний день забыты, поВ работе не анализируются состояние музыковедческой науки того времени и музыкальнопедагогические разработки, поскольку этот материал требует отдельного научного исследования.10рою незаслуженно, а порою в связи с тем, что для истории музыкальнойкультуры они оказались художественно незначимыми. Научная новизна работы. Впервые музыковедческое исследованиеведется с применением социологического метода контент-анализа, позволяющего проанализировать большие объемы информацииметода математической статистики, позволяющего в динамике раскрыть социокультурныепроцессыдиаграмм Венна-Эйлера, позволяющих зрительно зафиксироватьполученную информацию. Соединение этих методов позволило выработатьновую оригинальную методику, которая позволяет: — оценить, достаточно объективно, положение музыкальной культурыв определенных социальных условиях с учетом влияния государственногосоциального заказа— рассмотреть и проанализировать процессы, протекающие в социомузыкальной деятельности— исследовать различные периоды развития музыкального искусства, независимо от исторического, социального и территориального контекстов— единовременно проанализировать материал методом контентанализа и зафиксировать большой объем информации в диаграммах и таблицах. Новизна работы заключается также во введении в научный обиход архивных материалов и статистических данных, ранее не использовавшихсяв исследовательской практике. Композиторское творчество в СССР отображено в сводной Базовойтаблице, основанной на статистических данных, которые позволяют получить целостное представление о различных сторонах музыкального искусства исследуемого периода. Таблица включает имена композиторов, определявших музыкальную культуру и направления музыкального творчества, жанровую палитру, тематику сочинений. В таблице указаны исполненные и неисполненные сочинения. Таким образом, Базовая таблица как11схема, состоящая из согласованных элементов, отражает в сжатом видецелостность картины советской музыкальной жизни 1930;х годов, определяющей ключевые показатели художественного процесса, что помогаетединовременному осознанию ситуации. Такого рода таблица в музыкознании применяется впервые. Материалы данного исследования, проведенного по России в целом, российским центрам Москве и Ленинграду, а также Свердловску как региональному центру, могут быть использованы в курсах отечественной истории музыки советского периода, а таюке в курсах музыкального регионоведения при изучении музыкальной культуры г. Екатеринбурга (Свердловска). Кроме того, предложенная методика достаточно универсальна и• может быть использована для характеристики некоторых историческихпериодов не только в музыкознании, но и в ряде смежных гуманитарныхнаук, изучающих художественное наследие. Применима методика для^ изучения социальных процессов в искусстве на протяжении небольшихотрезков времени или в отдельных регионах.

Результаты исследования позволяют говорить о развернувшейся в 1930;е годы систематичной работе по развитию массового музыкального просвещения на разных уровнях. Внимание к развитию средств массовой информации, создание разветвленной системы культурно-зрелищных мероприятий, новой системы академического образования и художественной самодеятельности привело к появлению в стране массовой социому-зыкальной деятельности, что в значительной мере ускорило оборачиваемость социомузыкального цикла и роль государственного социального заказа в данном случае была ведущей.

В работе обосновано и доказано, что в СССР в 1930;е годы был сформирован и действовал государственный социальный заказ, который сыграл как положительную, так и отрицательную роль в формировании советской музыкальной культуры. Можно с уверенностью говорить о том, что он был рожден самой эпохой, XX веком и той культурно-исторической ситуацией, которая сложилась в СССР в исследуемый период.

Заключение

.

Музыкальная культура 30-х годов XX века в СССР в данной работе рассмотрена как комплексное явление, функционирование которого было определено социально-политическим контекстом и в частности государственным социальным заказом. На основе источниковедческого материала, исследований в смежных областях гуманитарных знаний и разработанной авторской методики, состоящей из теоретического и эмпирического блоков, в работе были выявлены особенности социокультурной ситуации, сложившейся в обществе, в указанный период.

Неоднозначное отношение большинства исследователей к 1930;м годам и стремление автора к объективности предопределили выбор беспристрастного (по возможности) подхода к рассмотрению материала. Методы математической статистики, основанные на цифрах и фактах, соответствуют выбранному «беспристрастному» ракурсу, что обусловило создание информационной базы в виде статистических таблиц и списков, вбирающих значительные объемы информации по данному периоду, и введение в работу архивных документов.

Цифры, факты и подлинные документы позволяют наиболее объективно раскрыть степень влияния государственного социального заказа в социомузыкальной деятельности, взаимоотношения государственного заказа с социальным заказом общества, воссоздать подлинную панораму социально-культурного контекста изучаемого периода. Многие данные сами по себе представляют большой интерес, так как ранее не были опубликованы, а их рассмотрение во взаимосвязях с конкретными жизненными явлениями, позволяет уточнить некоторые аспекты социального бытования культуры и музыки в частности. Объективность, предоставленная статистическими данными, позволила обратиться в работе к рассмотрению таких тонких и неоднозначных вопросов как: взаимоотношения власти и художника, государственной власти и культурных центров, государственной власти и народных масс, композитора и слушателя.

Тоталитаризм в СССР и идеологическая основа социально-политической жизни государства в отношении культуры были претворены в форме государственного социального заказа, «формующего» музыкальную жизнь в соответствии с задачами построения нового общества. Неоднозначность и неровность протекания социально-политических процессов естественным образом сказалась на культурной ситуации.

Государственный социальный заказ, сформировавший и полностью подчинивший себе систему функционирования музыкальной индустрии, средства массовой информации и музыкального образования, дал положительные результаты, впоследствии повлиявшие на музыкальную жизнь страны. С другой стороны, борьба с инакомыслием и преимущество массового коллективного сознания над творческой индивидуальностью определенным образом изменили пути развития музыкальной культуры, доставшиеся 30-м годам XX века от первых двух десятилетий, и совершили насилие над тонким миром духовного творчества, организовывая и формуя его в соответствии с требованиями времени, методами соцреализма и государственной идеологией.

Художественный мир советских сочинений был столь же противоречивым, сколь и само время постоянных борений «с кем-либо» и «за что-либо». Наряду с «массовыми» по теме и музыкальному языку сочинениями, представленными творчеством JI. Книппера и В. Щербачева, В. Белого и А. Корчмарева, во второй половине 1930;х годов все чаще «проглядывает лицо лирического героя» в симфониях Голубева и А. Ве-прика — «герой становится и действующим, и чувствующим». Существовали произведения, не вписывающиеся в коллективно-радостное мироощущение, их художественный мир был наполнен трагическим осознанием современности (Д. Шостакович).

Творчество советских композиторов 1930;х годов, передающее живое дыхание эпохи является, тем не менее, субъективным авторским ощущением времени и событий. Особенностью данной работы стало внимание не к осознанию или отражению отдельными композиторами социальных проблем действительности в их творчестве, а понимание и рассмотрение социомузыкальной деятельности в которой живут и творят мастера, как единого поля, находящегося под влиянием государственного социального заказа. Жанр работы обусловил обобщенность взгляда на творчество композиторов 1930;х годов.

Анализ такого конкретного сочинения как кантата «Здравица» С. Прокофьева или др., были бы очень интересны в работе для выявления идеологических и стилистических аспектов, имели бы яркий эмоциональный эффект. Но направленность данной работы, связанная с возможностью анализа больших объемов статистической информации, с максимальным сохранением объективности, предопределила обобщенный, панорамный взгляд на композиторское творчество.

Помимо рассмотрения авторского творчества, в работе охарактеризована музыкальная действительность, с позиций объективных общественных сфер музыкальной жизни в стране, коими стали система концертно-зрелищных мероприятий, образования, развития СМИ, а также музыкально-социологические исследования 1930;х годов, характеризующие социомузы-кальную действительность того времени. Идеи массового просвещения нашли свое отражение в музыкальной социологии, провозглашавшей задачи государственного музыкального строительства. Работы Б. Асафьева и А. Луначарского служат подтверждением тому.

Автор работы обратился к социологическим теориям европейских и советских ученых середины столетия, что позволило провести анализ социокультурной ситуации с опорой на классические традиции научной социологии. Труды А. Моля, М. Вебера, А. Сохор, Л. Сабанеева и П. Бурдье стали основными при создании автором собственной методики. Аналитическое рассмотрение социомузыкальной ситуации в 1930;е годы было проведено с теоретических и подтверждающих теорию эмпирических позиций.

В создании теоретической основы метода решающую роль сыграл безоценочный метод М. Вебера, методы зрительной фиксации в схемах и таблицах А. Сохора и, конечно же, социокультурный цикл А. Моля, ставший основой для создания социомузыкального цикла, характеризующего в «зримом единстве» процессы функционирования музыкальной культуры в СССР в исследуемый период.

Графическое изображение музыкальной жизни советского общества в 1930;е годы, смоделированное на основе социокультурного цикла Моля, для объективного рассмотрения основных его элементов, было представлено в виде плоскостной цепи соединенных между собой 4-х полей: Композитор — Произведение — Исполнитель — Слушатель. Целесообразность теоретического представления о социомузыкальных процессах протекавших в обществе, была подтверждена эмпирическими методами, основанными на достижениях точных и гуманитарных наук — математики и социологии, что приводит исследование к более объективным и аргументированным выводам.

Информация, собранная по композиторскому творчеству 76 авторов, а также данные по развитию радио и кино, организации культурно-зрелищных мероприятий и театрального дела, были обработаны с помощью математической статистики и проанализированы новым для музыковедения социологическим методом контент — анализа, что позволило определить основные темы десятилетия и выявить степень влияния государственного социального заказа в музыкальном творчестве (первое и второе поле).

При рассмотрении поля № 3 ¦— «исполнитель», и зависимости последнего от государственного социального заказа, приоритетным становится исследование репертуарной политики, анализ которой позволяет соотнести количество советских сочинений с зарубежными и русскими произведениям.

В поле № 4, фокусирующем основные направления социомузыкальной деятельности государственной власти и общества, способом исследования становится соединение методов математической статистики с фиксированным изображением динамических показателей роста центров музыкальной культуры, образовательных учреждений и пр. в исследуемый период.

Аналитическая обработка информации с использованием методов социологии и математики в первых трех полях законченное отображение получает в соединении с методом алгебры логики, в частности, в способе зрительной фиксации полученной информации в виде диаграмм Венна-Эйлера.

Три основных этапа практической работы с информацией — накопление, выделение смысловых единиц и зрительная фиксация — придают новой методике логическое обоснование и позволяют сделать ее универсальной в связи с едиными логическими основами любого научного знания.

В результате исследования на основе созданной методики комплексного подхода к музыкальной культуре 1930;х годов с теоретических и эмпирических позиций был сделан ряд выводов, позволяющих охарактеризовать особенности социокультурной ситуации этого периода в целом, а также выявить уровни и степень влияния государственного социального заказа на музыкальную культуру исследуемого периода.

1. Музыкальная культура 1930;х годов, как всякое социальное явление, развивалась в контексте общественных процессов эпохи и конкретного государства. В исследуемый период, система тоталитарной государственной власти вырабатывает идеологические позиции в отношении роли и значения искусства в жизни общества. Художественное творчество и музыкальная жизнь в стране дополняют и наполняют эмоциональной окраской процесс социального переустройства и промышленного строительства. Цели и задачи, поставленные перед художественным творчеством вообще, и музыкальным искусством, в частности, оформляются в государственный социальный заказ.

2. Государственный социальный заказ становится в 1930;е годы явлением, распространяющимся на все сферы деятельности общества. Государственный заказ подчиняет себе потребности и запросы социума в целом, используя огромный диапазон средств — от воздействия художественного творчества на сознание и эмоции граждан до репрессивных мер по отношению к ним.

3. Государственный социальный заказ в музыкальном искусстве инициировал создание новой системы музыкальной деятельности и проявился на всех уровнях ее функционирования. Внимание к потребностям массового музыкального просвещения привело к созданию новой системы музыкального образования, привлечению масс в художественную самодеятельность, что на долгое время закрепило в сознании населения особые функции художественного творчества. Развитие кино, радио и печати позволило в значительной мере увеличить охват народных масс и включить их в единое информационно-художественное поле, в полной мере подконтрольное государственной идеологии. Особенностью данного информационно-художественного поля была его направленность на выработку единообразного массового сознания, которая осуществлялась на разных уровнях, в том числе и на уровне контроля за тематикой произведений.

4. Влияние государственного социального заказа на социомузыкаль-ную деятельность в обществе было рассмотрено в данной работе на уровне четырех полей — основных этапов вращения социомузыкального цикла. В результате чего были выявлены различия в уровне и степени влияния государственного заказа на уровне цикла.

5. Основные сферы влияния государственного социального заказа находятся именно в 4 поле, фокусирующем систему распространения музыкальной информации и способы ее получения. Четвертое поле, разделенное на сектора (средства массовой информации, зрительский сектор, сектор образования и художественной самодеятельности), концентрирует саму систему функционирования, контроль за которой возможен в большей мере, нежели контроль над процессом авторского творчества. Государственный социальный заказ в поле № 4 превращается в «государственное музыкальное строительство».

Избегая, по возможности, оценочности подхода, автор делает вывод о том, что государство сформировало на тот период времени полноценную систему функционирования музыкальной деятельности в обществе, и привлекло к ней значительные народные массы.

6. Государственный социальный заказ в меньшей степени проявился в исполнительском поле, поскольку выбор репертуара (именно этот аспект был рассмотрен в работе) в значительной степени зависел как от государственного социального заказа, возможностей и желаний творческого коллектива, так и от слушательской аудитории — социума, диктующего свой социальный заказ, — социальный заказ общества.

Само поле № 3 было рассмотрено с двух сторон: как самостоятельный блок цепи и одновременно в своих связях с 4-м полем. При анализе репертуарной политики поля как фрагмента цепи было выявлено, что исполнительский коллектив ставил значительное число советских сочинений, отражающих государственный социальный заказ, но рассмотрение связи между 3 и 4 полем показали всю неоднозначность ситуации: репертуар, предложенный исполнительским коллективом, не в полной мере был воспринят социумом. Столкновение двух социальных заказов, государственного и общественного, было выявлено в работе на основе разницы между количеством включенных в репертуар советских сочинений и суммой спектаклей прошедших в сезоне, короткой сценической жизнью большинства сочинений советского периода. В процессе взаимодействия полей государственный социальный заказ оказался не в состоянии определить и подчинить себе полностью вкусы и запросы социума.

7. Данные, полученные при исследовании поля № 2 «Жанры творчества советских композиторов», свидетельствуют об убывании степени влияния государственного социального заказа в сфере музыкального творчества по сравнению с полем № 3. Только ряд жанров оказался полностью подчиненным государственному заказу, и эти жанры были либо рождены эпохой (например, «агитлубки», музыкально-драматические постановки), либо напрямую связаны со словом и текстом: массовые песни, музыка к кинофильмам и к драматическим спектаклям. В академических жанрах результат был в достаточной степени предопределен. Самый значительный КГСН был выявлен в оперном жанре и составил 60%, самый незначительный — в традиционно лирической сфере музыкального искусства — камерной музыке -1,7%.

Проблема «отражения» музыкой идеологических установок (в данном случае десять тем, по которым определялся государственный социальный заказ или государственная социальная направленность) рассмотрена в работе с позиций Л. Сабанеева, придерживавшегося мнения, что идеология в музыку привносится внешними — вербальными и изобразительнымисредствами. Рассмотрение всех аспектов в работе не представлялось возможным, и анализ проводился с позиций вербальных комментариев, то есть: названий, программ, сюжетов, подзаголовков, или личных пояснений автора. Жанры «чисто» музыкальные, не связанные со словом или сюжетом, лишь косвенно могут отражать идеологические установки времени. Лирическая природа музыкального творчества и возможность философского осмысления действительности, имманентно присущие музыкальному искусству, позволяют достаточно субъективно толковать суть симфонических и камерно-инструментальных произведений.

Поиски знаков социальности и отражение основных проблем современности внутри самой структуры и музыкального языка сочинений, предложенные Адорно, представляют огромный интерес и требуют глубоких исследований, которые невозможно провести в объеме одной работе. Поэтому автор счел возможным сделать небольшой фрагмент возможного анализа музыкального языка с позиций предложенной методики на основе жанра, символизирующего само десятилетие и концентрирующего идеологические догматы, — массовой песни. В процессе анализа по предложенной методике были получены ожидаемые результаты — значительное присутствии КГСН в данном жанре.

На уровне словесного текста КГСН обнаружен в 77% рассмотренных песен. При анализе музыкального языка опорными жанрами в большинстве песен исследуемого периода стали марш и танец, объединенные Е. Назайкинским в единое моторно-пластическое начало и присутствующие в основе песен в 68% случаев. Семантика обоих жанров связана с бодрым, организованным и энергичным движением. Автор предполагает необходимость исследования советской массовой песни с применением выработанной методики в отдельной монографической работе.

8. При анализе поля № 1 полученные данные позволяют говорить о присутствии КГСН в 35−40% сочинений в творчестве основной массы советских композиторов — 75%, и не выше 36% процентов по шести наиболее известным авторам того времени.

Кроме того, были выявлены композиторы, в чьем творчестве государственный социальный заказ был отражен в большей мере, а также жанры, в которых работали данные авторы, связанные в большей степени с вокально-хоровыми жанрами и музыкой к кинофильмам. Автор работы, придерживаясь беспристрастного подхода, оставляет без комментария полученные данные. Значительность или незначительность полученных данных, в среднем составляющих 35% сочинений соответствующих государственному социальному заказу, каждый из исследователей определяет для себя сам.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т. Избранное: Социология музыки. — М.- СПб.: Университетская книга, 1998. — 445 с.
  2. А. Н. Нотографический справочник. — М.: Музыка, 1965. — 171с.
  3. Антирелигиозник.—М, 1932, №№ 2−12.
  4. М. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке// Музыкальный современник. — Вып. 6. — М.: Советский композитор, 1987. — С. 5−45.
  5. Архитектура СССР. — М., 1934, №№ 1−12.
  6. Архитектура СССР. — М., 1935, №№ 2−12.
  7. Архитектура СССР. — М., 1937, №№ 6−12.
  8. Архитектура СССР. — М., 1936, № 6−12.
  9. . Избранные работы о советской музыке. 5-й том. Ното-графия. — М.: Музыка, 1957. — 387 с.
  10. . Избранные статьи о музыкальном просвещение и образовании — JL: Музыка, 1973. — 144 с.
  11. . Музыкальная форма как процесс.— Л.: Гос. муз. изд., 1963.—Кн. 1−2, —379 с.
  12. А. С. Философские основы социокультурной теории и методологии // Вопр. философии. — 2000. — № 9. — С. 29−45.
  13. И. Между «социальным заказом» и «музыкой больших страстей»: 1934−1937 годы в жизни Д. Шостаковича// Д. Д. Шостакович: Сб. ст. к 90-летию со дня рождения. — СПб., 1996. — 400 с.
  14. С. Е. Музыкальное образование на Урале. Два века истории. — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998. — 182 с.
  15. С. Е., Серебрякова Л. А. Музыкальная культура Среднего Урала. — Екатеринбург: Уральская государственная консерватория им. М. П. Мусоргского, 2005. — 219 с.
  16. Н. А. Духовные основы русской революции: Опыт 1917— 1918 г.— М.: Русский христианский гуманитарный институт, 1999. — 431 с.
  17. Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. — М.: Наука, 1990, —222 с.
  18. Большая советская энциклопедия: В 51 т. — М.: Большая советская энциклопедия, 1949−1958.
  19. Большая советская энциклопедия: В 65 т.— М.: Большая советская энциклопедия, 1926−1940.
  20. Большевизм — социокультурный феномен / Ахиезер А. С., Давыдов А. П., Шуровский М. А., Яковенко И. Г., Яркова Е. Н. // Вопр. философии. 2002. — № 5. — С. 55−66.
  21. М. Ш. Введение в музыкознание — М.: ВЛАДОС, 2001. — 220 с.
  22. А. А. Песня как одно из средств формирования личности эл. ресурс. Режим доступа: http://student.km.ru/refshowframe.asp
  23. В. Красная смута — М.: РОССПЭН, 1997. — 375 с.
  24. П. Социальное пространство: поля и практики. — СПб.: Алтейя, 2005. — 576 с.
  25. Н. Революция и культура: Статьи и выступления. 19 231 936. — М.: Фонд им. Бухарина, 1993. — 350 с.
  26. В. Б. Музыкальный тематизм — мышление — культура. — Н. Новгород: Изд-во ННГУД992. — 161 с.
  27. В. Сергей Лемешев: Жизнь. Творчество. Окружение. — М.: ЭКСМО, 2003. — 224 с.
  28. Вас приглашает оперетта / Сост.: И. Ф. Глазырина, Ю. К. Матафо-нова. — Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1983. — 160 с.
  29. А. Избранное. Кризис европейской культуры. — СПб.: Университетская книга, 1999. — 565 с.
  30. М. Рациональные и функциональные основы социологии музыки // Избран, произведения / Под ред. Давыдова Ю. — М.: Прогресс, 1990, —805 с.
  31. А. Г. Серп и рубль. Консервативная модернизация в СССР. — М.: ОГИ, 1998. — 432 с.
  32. С. А. История государства и культуры России в кратком изложении: Учеб. пособие. — М.: Флинта, Наука, 2001. — 126 с.
  33. Вопросы методологии и социологии искусства / Под ред. Приты-кина О. — Л.: ЛГИТМИК, 1988. — 177 с.
  34. Л. С. Психология искусства. — М.: Лабиринт, 1997. — 416 с.
  35. Гайденко 77. Идея рациональности и социология М. Вебера // Кризис буржуазной культуры и музыка. — М., 1976. — Вып. 3. — С. 7−48.
  36. Государственный Архив Свердловской Области, ф. 2078, on. 1, д. 2 *
  37. ГАСО, ф. 2078, on. 1, д. 1.
  38. ГАСО, ф. 2089, on. 1, д. 2.
  39. ГАСО, ф. 1924, on. 1, д. 34
  40. ГАСО, ф. 1924, оп. 1, д. 19.
  41. ГАСО, ф. 1358, оп.1, д. 37.
  42. ГАСО, ф. 240, on. 1, д. 31.
  43. ГАСО, ф. 240, on. 1, д. 28.
  44. ГАСО, ф. 240, on. 1, д. 31 а.
  45. ГАСО, ф. 1924, on. 1, д. 6.
  46. ГАСО, ф. 240, on. 1, д. 46
  47. ГАСО, ф. 1924, on. 1, д. 33. Л. 20
  48. ГАСО, ф. 2369, оп. 1, д. 1.
  49. ГАСО, ф. 2369, оп. 1, д. 3.
  50. В указанных источниках ГАСО (кроме № 48) листы непронумерованы.
  51. ГАСО, ф. 1924, on. 1, д. 31.
  52. ГАСО, ф. 1924, on. 1, д. 38.
  53. ГАСО, ф. 1813, on. 1, д. 792.
  54. ГАСО, ф. 1813, on. 1, д. 91.
  55. ГАСО, ф. 240, on. 1, д. 41.
  56. В. Опыт социологии изобразительного искусства. — М: Новая Москва, 1924. — 80 с.
  57. М. Я. История России: В 4 т. — М.: Мик, 1996. — Т. 1: 1917−1945, —499 с.
  58. М., Некрич А. Утопия у власти. — М.: Мик, 2000. — 856 с.
  59. М. Б. Границы предмета социологии искусства. — М.: Российский Гуманитарный университет, 1999. —• 15 с.
  60. Говорит СССР. — М., 1936. №№ 1−5.
  61. И. Н. Тоталитарное искусство. — М.: Галарт, 1994. — 294 с.
  62. В. М. К вопросу о социалистическом реализме в музыке // Советская музыка. — 1933. — № 1. — С.6−18.
  63. А. Л. Музыкальная психология— М.: NB Магистр, 1993. — 191 с.
  64. А. Великая крестьянская война в СССР: Большевики и крестьяне: 1917−1933 год. — М.: Росспэн, 2001. — 96 с.
  65. Г. Л. Общая теория статистики. — М.: Цифра, 2000. — 138 с.
  66. П., Янин В. История начала грамзаписи в России. — М.: Языки славянской культуры, 2002. — 736 с.
  67. Е. Л. История зарубежной музыки. — М.: Академия, 1999. — 320 с.
  68. Ю. Идея рациональности и социология Т. Адорно // Кризис буржуазной культуры и музыка. — М., 1976. — Вып 3. — С. 49—105.
  69. Ю. Н. Тоталитаризм и техника // Полис.— 1991. — № 4. — С. 23−24.
  70. Демографический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1985. — 607 с.
  71. И. / Сост. Радчик П. — М.: Советский композитор, 1988. —127 с.
  72. А. «Метафизика национал — большевизма» // эл. ресурс. Режим доступа: http://belnacbol.narod.ru/Meta.htm
  73. Л. Томас Манн и Николай Бердяев. О духовно-исторических истоках большевизма и национал социализма // Вопр. философии. — 2001. — № 5. — С. 62−77.
  74. Екатеринбург: Энциклопедия. — Екатеринбург: Академкнига, 2002. — 728 с.
  75. А. Ф. Границы искусства. Социальная сущность художественного творчества. — М.: Искусство, 1987. — 319 с.
  76. А. А. К вопросу о социалистическом реализме в искусстве // Искусство. — 1936. — № 3.
  77. В. Б. Демографическая история России в 1930-е годы: Взгляд в неизвестное. — М.: РОССПЭН, 2001. — 280 с.
  78. Зак В. О мелодике массовой песни. — М.: Советский композитор, 1979, —387 с.
  79. А. Ф. Курс истории русской философии. — М.: Магистр, 1996. —352 с.
  80. Иве Г., Нъюсам К. О математической логике и философии математики. Начальные сведения об основаниях математики. — М.: Знание, 1968. —48 с.
  81. Из музыкального прошлого: В 2 т. / Ред.-сост. Б. Штейнпресс. — М.: Музыка, 1965. — Т. 1. — 342 с.
  82. И. А. Путь к очевидности. О правосознании-—• М.: Республика, 1993. —С. 247−254.
  83. И. А. Собр. соч. — М.: Русская книга, 2001. — Кн. 1. 4.1. — 576 с.
  84. Ильин И А. Собр. соч. — М.: Русская книга, 1999. — Т. 11: Дневник. Письма. Документы. 1903−1938. — 606 с.
  85. Я. Социология культуры. — М.: ЛОГОС, 2000. — 431 с.
  86. Ипполитов-Иванов М. М. Письма, статьи, воспоминания / Сост. Н. Соколов. — М.: Советский композитор, 1986. — 357 с. 88. Искусство, 1934, №№ 1−5.89. Искусство, 1936, №№ 1−5.90. Искусство, 1939, №№ 8−9.
  87. История России XX век: Учебное пособие / Под ред. Дмитрен-ко В. П. —М.: ACT, 1998, —608 с.
  88. История России с древнейших времен до наших дней / Под ред. Орлова А., Георгиева 3., Сивохиной Т. — М.: Проспект, 1999. — 544 с.
  89. История современной отечественной музыки / Под ред. Тараканова М. Е. — М., Музыка, 1995. — Вып. 1. — 480 с.
  90. История социологии: В 3 кн. / Под ред. Добренькова Н. — М.: Цифра —М., 2004.
  91. История советской политической цензуры / Под ред. Горяе-вой Т. М. — М.: РОСПЭНН, 1997. — 672 с.
  92. Д. Нотографический справочник.— М.: Советский композитор, 1977. — 54 с.
  93. М. Морфология искусства. — JL: Искусство, 1972. — 440 с.
  94. М. Об изучении музыки в контексте художественной культуры // Вопросы методологии и социологии искусства. — Л.: ЛГИТМИК, 1988. — 176 с.
  95. С. Музыка советского балета. — Л.: Советский композитор, 1980.—285 с.
  96. Кино: Политика и люди. 30-е годы.— М.-: Материк, 1995. — 230 с.
  97. Л. Воспоминания. Дневники. Заметки. —М.: Советский композитор, 1980. — 224 с.
  98. Композиторы Урала: Сб. ст. — Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1968, — 134 с.
  99. Краткий словарь по социологии —• М.: Политиздат, 1989. — 59 с.
  100. Т. Советский термидор. Духовные предпосылки сталинского поворота 1917−1928 // Вопр. истории. — 2001.— № 6. — 161 с.
  101. О. А. Эстетика. — М.: Аспект Пресс, 2003. — 447 с.
  102. Культурная Революция на Урале: Сб. ст. — Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1966. —309 с.
  103. Культурное строительство на Среднем Урале: Сб. — Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1984, —Т. 1: 1917−1941. — 384 с.
  104. Культурное строительство в РСФСР — М.: Советская Россия, 1985. —Т. 2. Ч. 1: 1928−1941. — 400 с.
  105. Культурное строительство СССР 1930−1934 — М.: Союзоргучет, 1935. — 164 с.
  106. Культурное строительство РСФСР: Статистический сб. — М.: Государственное статистическое издание, 1958. — 458 с.
  107. Культурное строительство СССР 1935 год. — М.: Союзоргучет, 1936. —279 с.
  108. Культурное строительство СССР.— М.: Госпланиздат, 1940. — 268 с.
  109. Культфронт Урала: Общественно-педагогический журнал. 1934, № 1, 5.
  110. Культфронт Урала на подъеме / Под ред. И. Переля. — М.- Свердловск, 1932. — 48 с.
  111. В. А. 30-е годы в судьбах отечественной интеллигенции. — М.: Наука, 1991. — 295 с.
  112. М. С. Становление русской советской живописи, 1917 начало 1930-х годов. — Л.: Художник РСФСР, 1983. — 224 с.
  113. В. М. Музыка советских массовых революционных праздников ¦— М.: Музыка, 1987. — 80 с.
  114. Э. О некоторых актуальных проблемах марксисткой музыкальной эстетики // Социалистическая музыкальная культура. — М.: Музыка, 1974. — С. 27−49
  115. М. Музыкальный стиль и жанр. — М.: Советский композитор, 1990. — 312 с.
  116. А. В. В мире музыки. — М.: Советский композитор, 1971, —540 с.
  117. А.В. Эстетика и социология искусства: В 2-х т. Т 1. — М: Искусство, 1978. — 631 с.
  118. В. Дискуссии о тоталитаризме в Германии, Италии и СССР//эл. ресурс. Режим доступа: http://alestep.narod.ru/lubin/discussiontot.htm
  119. А.В. История России: Социально-экономические и внутриполитические аспекты. — Екатеринбург: КРОК центр, 1992. — 320 с.
  120. М. Н. Тоталитаризм: темное прошлое или «светлое будущее» эл. ресурс. Режим доступа: http://zhumal.lib.rU/m/magidmn/totalitarizmtemnoeproloeiliswetloebuduee.html.
  121. М. Поле искусства как предмет исследования эл. ресурс. Режим доступа: http://www.nlo.magazine.ru/philosoph/sootech/sootech63.html.
  122. Малая советская энциклопедия: В 10 т.-— М.: ОГИЗ РСФСР, 1931.
  123. М.Я. Об опыте исследования отношения советских трудящихся к изобразительному искусству в 20−30-е годы // Социология культуры: Вып. 1: Труды НИИ культуры. — М., 1974. — Т. 9.
  124. Т. Культура и политика // Художник и общество: Статьи и письма. — М.: Радуга, 1986. — С. 70−76.
  125. Массовик Урала, 1930, №№ 1−12.
  126. А. В. Концепция произведения искусства у Т. Адорно // Адорно Т. Музыкальная социология. — М., 2002. — С. 290−370.
  127. А. В. Музыкальная социология: Адорно и после Адорно // Адорно Т. Музыкальная социология. — М., 2002. — С. 371−411.
  128. А. Социодинамика культуры. —М.: Прогресс, 1973. — 405 с.
  129. Музыкальный энциклопедический словарь. — М., 1990. ¦— 672 с.
  130. И. Л. Идеологическая функция музыки.— JL: Музыка, 1987, —78 с.
  131. Е. В. Звуковой мир музыки. — М.: Музыка, 1988. — 254 с.
  132. Е. В. Логика музыкальной композиции. — М.: Музыка, 1982. — 319 с.
  133. Е. В. Стиль и жанр в музыке. — М.: ВЛАДОС, 2003. —248 с.
  134. Г. Русский советский симфонизм. — М.: Музыка, 1966. — 332 с.
  135. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. 1930. — М.: ACT, 2001. — 510 с.
  136. А. Избранные статьи и воспоминания. — Л.: Советский композитор, 1961.—401 с.
  137. Отечественная музыкальная культура XX век. — М.: Московская государственная консерватория им. Чайковского, 1993. — 219 с.
  138. Очерки истории советского искусства / Под ред. Поспелова Г. — М.: Советский художник, 1980. — 263 с.
  139. М. Войти в музыкальный мир: Воспоминания дирижера. — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1999. — 208 с.
  140. И. В. Власть и общество в СССР // Вопросы истории. — 2001.—№ 10. —с. 46−56.
  141. В. А. Теория лада в русском музыкознании второй половины XIX века: Дис.. канд. искусствоведения. — М., 1988. — 220 с.
  142. Г. И. Музыка и идеология. — М.: Музыка, 1985. — 48 с.
  143. А. Театральное искусство Урала. — Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1967. — 327 с.
  144. В. М. Мифологическое сознание как способ освоения действительности. — Петрозаводск, 1991. — 111 с.
  145. Т. Музыкальные жанры и формы. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1954. — 384 с.
  146. В. И. Свердловский театр в предвоенные и военные годы. — Екатеринбург: рукописные книги из музея Свердловского театра оперы и балета им. А. Луначарского.
  147. Программа Свердловской Госоперы. // Фонды Библиотеки им. Белинского. Гр.792.4 85.335. Муз. Театр.
  148. С. С. Нотографический справочник. — М.: Советский композитор, 1962. — 168 с.
  149. А. В. Ленинизм и сталинизм: идеологические разногласия. // Вопр. философии. — 2001. — № 6. — С. 42−51.
  150. . Практика и теория большевизма. — М., Наука, 1999. — 126 с.
  151. И. К проблеме «социального заказа» в музыкальном искусстве 1930-х годов в СССР // Наука об искусстве: XXI век: Мат. науч.-практ. конф. — Екатеринбург: Уральская Государственная консерватория им. М. П. Мусоргского, 2004. — 233 с.
  152. И. Музыкальная культура Свердловска 30-х годов XX века. // Пути отечественной музыкальной культуры: Мат. науч.-практ. конф. — Екатеринбург: Уральская Государственная консерватория им. М. П. Мусоргского, 2005. — 235 с.
  153. И. Г. Н. Попов. — М., 2000. — 446 с.
  154. Российская социологическая энциклопедия/ Под ред. Осипо-ва Г. — М.: Норма-Инфра, 1998. — 672 с.
  155. Э. Шостакович.— Челябинск: Урал Л.Т.Д., 1999. — 211 с.
  156. Русские композиторы. — Челябинск: Урал Л.Т.Д., 2001. — 508 с.
  157. Л. Л. Всеобщая история музыки. — М.: Работник Просвещения, 1925. — 266 с.
  158. В. М. Массовые музыкальные представления. — М.: Музыка, 1989. — 144 с.
  159. Свердловская Государственная филармония к предстоящему сезону 1937−1938. Св.: Уральский Рабочий, 1937. — 35 с. Фонды библиотеки им. Белинского. Гр.792.4 85.335. Муз. Театр.
  160. А. А. Парадоксы «простой» музыки // Музыкальная Академия, — 1995, —№ 3. —С. 146−151.
  161. Сергей Прокофьев. Дневники: В 2 т.— Paris: Serge Prokofiev Estate, 2002.
  162. Сергей Прокофьев. 1891−1991. Дневники, письма, беседы, воспоминания / Сост. Тараканов М. Е. — М.: Советский композитор, 1991. — 315с.
  163. Н. Искусство пограничников. // Искусство. — 1936. — № 3, —114 с.
  164. Советская опера: Сб. критических статей. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1953. — 479 с.
  165. Советские композиторы: Краткий биографический справочник/ Под ред. Г. Бернандта и А. Должанского. — М.: Советский композитор, 1957. —695 с.
  166. Советские композиторы и музыковеды: В 3-х т. / Т. 1 под ред. Бернандта Г. и Ямпольского И., Т. 2 под ред. Григорьева JI. и Платека Я. — М.: Советский композитор. —1978, 1981.
  167. Советская опера: Сб. критических статей. — М.: Гос. муз. изд-во, 1953, —479 с.
  168. А. С. Введение в музыкальную композицию XX века. — М.: Гуманитарный издательский центр, 2004. — 231 с.
  169. О. К проблеме типологии музыкальных жанров // Проблемы музыки XX века— Горький: Волго-Вятское книжн. изд-во, 1977. — С. 12−58.
  170. П. А. Социальная и культурная динамика. — 1-е изд. 1937−1941.— СПб.: Русский Христианский гуманитарный институт, 2000. — 1054 с.
  171. П. А. Человек. Цивилизация. Общество. — М.: Политиздат, 1992. —462 с.
  172. А. Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: В 3 т. — JL: Советский композитор, 1980−1983.
  173. А. Развитие музыкальной социологии в СССР // Социалистическая музыкальная культура. — М.: Музыка, 1974. — С. 50−71.
  174. А. Н. Статьи о советской музыке. — Л.: Музыка, 1974. — 215 с.
  175. А. Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров— М.: Музыка, 1971. —С. 292−310.
  176. П. Бурдье. Поле политики, поле социальных наук, поле журналистики // Альманах института социологии РАН — СПб.: Ал-тейя, 2001. —С. 112−114.
  177. Социология в России / Под ред. Ядова В. А. — М., 1996. — 452 с.
  178. Статистические методы анализа информации в социологических исследованиях. — М.: Наука, 1979. — 319 с.
  179. Ф. А. Сочинения. Мысли о России. Очерк IX. — М.:РОССПЭН, 2000. — С. 336−351.
  180. Ф. А. Чаемая Россия / Сост. Ермичев А.— М.: РГХИ, 1999.—477 с.
  181. Судьбы российского крестьянства / Под ред. Афанасьева Ю. — М.: Российский государственный университет, 1996. — 595 с.
  182. М. Последствия неравного брака. Музыка и государственная власть в России // Отечественная музыкальная культура XX век. — М.: Московская государственная консерватория им. Чайковского, 1993, —С. 16−37.
  183. Уральская историческая энциклопедия. — Екатеринбург: Академкнига, 2000. — 640 с.
  184. В. Социологические формы осознания музыкальной жизни и культуры в музыкознании 1920-х годов // Музыкальное искусство и наука. — М.: Музыка, 1978. — Вып. 3. — С. 191−214.
  185. В. М. Очерки социальной истории искусства. — М: Новая Москва, 1923, —216 с.
  186. В. М. Проблемы искусствоведения: Сб. ст. — М., Л.: Гос. изд-во худож. лит-ры, 1931. — 189 с.
  187. В. М. Социология искусства. — М., Л.: Гос.изд., 1929. — 204 с.
  188. В. Легкая кавалерия большевизма эл. ресурс. Режим доступа: http://www.vestnik.com/issues/2004/0303/win/frumkinvl.htm
  189. Г. А. Советский театр. Пути развития.— М.: Знание, 1982. —240 с.
  190. А. И. Статьи и воспоминания. — М.: Советский композитор, 1980. —422 с.
  191. В. Н. Музыка как вид искусства. — СПб.: Лань, 2000. — 320 стр.
  192. Т. Н. Нотографический справочник. — М.: Советский композитор, 1987. — 111 с.
  193. Г. За массовую песню, за массовую симфонию // Советская музыка. — 1934. — № 2. — С. 3−4.
  194. В. А. Музыка и слушатель: Опыт социологического исследования. — М.: Музыка, 1972. — 204 с.
  195. В. А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм — М.: Музыка, 1964. — 159 с.
  196. В. Д. Введение в математику и логику: Учебное пособие. — Омск: Омский государственный педагогический университет, 2002. — 132 с.
  197. Ю. А. Нотографический справочник. — М.: Музыка, 1966. —120 с.
  198. Н. Дунаевский сегодня.— М.: Советский композитор, 1988. — 184 с.
  199. Н. Мифология? Утопия? Магия страха? // Музыкальная Академия. — 2000. — № 1. — с. 72 84
  200. В. Нотографический справочник.— М.: Советский композитор, 1963. — 143 с.
  201. В. Нотографический справочник. — М.: Советский композитор, 1963.— 143 с.
  202. Е. Бытовая музыка и социальная психология: лики общности // Музыкальная Академия, 1995, № 3. — С. 152−155.
  203. В. В. Статьи, материалы, письма. — JL: Советский композитор, 1985. — 360 с.
  204. Г. Эмоции и чувства как фора отражения действительности. — М.: Наука, 1971. — 224 с.
  205. Д. Нотографический справочник.— М.: Советский композитор, 1981. — 65 с.
  206. С., Порска В. Наш оперный: Воспоминания, впечатления, летопись 1912−1981 годов. — Екатеринбург, 1998.
  207. . М. Мой временник. — СПб.: ИНАПРЕСС, 2001. — 652 с.
  208. Н. Некоторые проблемы социальной природы художественной ценности // Музыка в социалистическом обществе. — Л., 1975. — Вып. 2. — С. 21−33.
  209. Р. Н. Краткая история киноискусства.— М.: Академия, 1997. —288 с.
  210. В. А. Социологическое исследование: Методология, программы, методы. — Самара: Самарский университет, 1995. — 330 с.
  211. М. О. Советский театр оперетты: Очерк истории. — М., Л.: Искусство, 1962. — 487 с.
  212. BlaumkopffK. Musiksociologie — Berlin, 1951.
  213. Dahlhaus С., Helga de la Motte. Haber Systimatische Musikwissenschaft. Band 10. — *: Laaber Verl, 1997. — 124 — 145 p.
  214. Fisher E. The Necessity of Art. — *: Penguin Books, 1978. — 234 p.
  215. Hauser A. The Sociology of Art. — Chicago and London, 1982. — 776 p.
  216. Marxism and the interpretation of Culture. — Macmillian Education, 1988. —738 p.1. Ы:06−17/6 т. г
  217. Федеральное агентство по культуре и кинематографии Уральская государственная консерватория им. М. П. Мусоргского1. На правах рукописи1. Резник Ирина Борисовна
  218. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ В СОВЕТСКОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ 1930-Х ГОДОВ
Заполнить форму текущей работой