Традиции литургического пения старообрядцев поморского согласия Западной Сибири
Диссертация
Традиционный текстологический анализ певческих памятников показывает, что система знаменной нотации, которой фиксировались древнерусские песнопения, не отображает многих релевантных признаков исполнения песнопений, таких как темповая, динамическая, артикуляционная и др. характеристики. В то же время данные элементы могут быть поняты на основе изучения современной певческой практики старообрядцев… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Историко-этнографический аспект бытования
- Глава 2. Традиции и специфика чинопоследования суточных служб
- Глава 3. Стилистические особенности богослужебного пения
Список литературы
- Алексеев Э. Е. Проблемы формирования лада (на материале якутской народной песни). — М.: Музыка, 1976. — 288 с.
- Алексеев Э. Е. Раннефольклорное интонирование: Звуковысот-ный аспект. М., 1986. — 240 с.
- Алексеева Г. В. Древнерусское певческое искусство (Музыкальная организация знаменного роспева). Владивосток, 1982. -172 с.
- А. П. История церковного пения в России. Краткий очерк. -СПб: издательство редакции «Русской музыкальной газеты», 1908. -39 с.
- Арановский М. Г. Синтаксическая структура мелодии: Исследование. М.: Музыка, 1991. — 320 с.
- Барская И. А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М.: Просвещение, 1993. — 223 с.
- Барсков Я. Л. Памятники первых лет русского старообрядчества. -СПб., 1912.
- Безуглова И. Ф. Опекаловский роспев // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. М., 1978. — С. 196 — 204.
- Беликов Д. Н. Первые русские крестьяне-насельники Томского края и разные особенности в условиях их жизни и быта. (Общий очерк за XVII и XVIII столетия). Томск: Типо-литография М. Н. Кононова и И. Ф. Скулимовского, 1898. — 138 с.
- Беликов Д. Н. Старинные монастыри Томского края. Томск: Паровая типо-литография П. И. Макушина, 1898. — 212 с.
- Беликов Д. Н. Томский раскол. (Исторический очерк от 1834 по 1880-е гг.). Томск: Паровая типо-литография П. И. Макушина, 1901. -247 с.
- Беликов Д. Н. Старинный раскол в пределах Томского края. -Томск, 1905.
- Бершадская Т. К вопросу об устойчивости и неустойчивости в ладах русской народной песни // Проблемы лада. М.: Музыка, 1972. -С. 181 — 190.
- Богатенко Я. «Едиными усты единым сердцем» // Церковное пение — 1909, № 6. — С. 147 — 154.
- Богатенко Я. С душевной болью // Церковное пение. 1909, №№ 4−5.
- Болонев Ф. Ф. Семейские. Улан-Удэ, 1985.
- Бражников М. В. Древнерусская теория музыки. Л.: Музыка, 1972.-422 с.
- Бражников М. В. Пути развития и задачи расшифровки знаменного роспева XII XVIII веков. — Л.: Музгиз, 1949. — 103 с.
- Бражников М. В. Статьи о древнерусской музыке. Л.: Музыка, 1975. — 120 с.
- Бражников М. В. Федор Крестьянин русский распевщик XVI в. Памятники русского музыкального искусства. — Вып. 3. — М.: Музыка, 1974.-248 с.
- Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Т. ХХ1У-А. — СПб., 1898. — С. 504 — 506.
- Бубнов Н. Ю. Старообрядческая книга в России во второй половине XVII в. СПб., 1995. — 435 с.
- Бурилина Е. М., Плигузов А. И. Наблюдения над современными исполнительскими традициями в знаменном роспеве // Музыкальная культура Сибири и Дальнего Востока: тезисы зональной науч. конфер.18 20 мая. — Новосибирск, 1983 — С. 47 — 51.
- Быстрое Л. Забытый распев // Церковное пение. Киев, 1909, № 11.-С. 286−291.
- Быстров Л. Нерешенный вопрос // Церковное пение. Киев, 1909, №№ 4 — 5. — С. 131 -135.
- Бычков В. В. К вопросу о древнерусской эстетике (методологические заметки) // Проблемы изучения культурного наследия. М.: Наука, 1985. — С. 303 — 310.
- Бычков В. В. Эстетика в России XVII в. М.: Знание, 1989. — 64с.
- В. В. и А. В. Глава из истории поморского брачного согласия // Старообрядческий церковный календарь. 1988. — С. 64 — 66.
- Вагнер Г. К. Проблема жанров в древнерусском искусстве. -М&bdquo- 1974. 266 с.
- Вагнер Г. К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М.: Искусство, 1987. — 288 с.
- Вагнер Г. К., Владышевская Т. Ф. Искусство Древней Руси. -М.: Искусство, 1993.-255 с.
- Викулова Е. Г. К изучению традиций новосибирской общины Русской Православной Старообрядческой Церкви: Дипл. раб. /НГК: Новосибирск. -1994.
- Владышевская Т. К вопросу об изучении традиций древнерусского певческого искусства // Из истории русской и советской музыки. Вып. 2. — М.: Музыка, 1976. — С. 40 — 62.
- Владышевская Т. Ф. Ранние формы древнерусского певческого искусства. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. искусств. М., 1976.
- Владышевская Т. Ф. К вопросу о связи народного и профессионального древнерусского певческого искусства // Музыкальная фольклористика. Вып. 2. — М.: Советский композитор, 1978. — С. 315 -336.
- Владышевская Т. Ф. К вопросу о роли византийского и национальных русских элементов в процессе возникновения древнерусского церковного пения. М., 1983. — 49 с.
- Владышевская Т. Ф. Византийская музыкальная эстетика и ее влияние на певческую культуру Древней Руси // Византия и Русь. М., 1989.-С. 145- 159.
- Владышевская Т. Ф. Традиции древнерусского церковного пения в современной практике старообрядцев // Старинная музыка в контексте современной культуры: Проблема интерпретации. М., 1989.-С. 427−436.
- Владышевская Т. Ф. Богодухновенное, ангелогласное пение в системе средневековой музыкальной культуры (эволюция идеи) // Механизмы культуры. М.: Наука, 1990. — С. 116 -136.
- Владышевская Т. Ф. Русская церковная музыка XI XVII вв. Автореф. дис. на соиск. уч. степ, доктора искусствоведения. — М., 1993.-47 с.
- Вознесенский И. И. Осмогласные роспевы трех последних веков православной русской церкви. Ч. 1. — Киев, 1888.
- Вургафт С. Г., Ушаков И. А. Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря. М.: Церковь, 1996.-316 с.
- Выговская Поморская пустынь и ее значение в истории русской культуры: Тез. докл. междунар. науч. конф. (13 17 сентября 1994 г.). — Петрозаводск, 1994. — 119 с.
- Гагарин Ю. В. Старообрядчество. Сыктывкар, 1973.
- Галицкая С. П. Теоретические вопросы монодии. Ташкент: Фан, 1981.-91 с.
- Гарднер И. А. Богослужебное пение русской православной церкви: сущность, система, история. Т. 1. — Нью-Йорк, 1978. — 567 с.
- Гарднер И. А. Богослужебное пение русской православной церкви: сущность, система, история. Т.2. — Нью-Йорк, 1982. — 605 с.
- Герасимова-Персидская Н. А. Русская музыка XVII в. встреча двух эпох. — М.: Музыка, 1994. — 126 с.
- Герцман Е. В. Византийское музыкознание. Л.: Музыка, 1988. -256 с.
- Гиппиус Е. В. Общетеоретический взгляд на проблему каталогизации народной мелодии // Актуальные проблемы современной фольклористики. Л.: Музыка, 1980. — С. 23 — 36.
- Григорьев Е. Пособие по изучению церковного знаменного пения. Рига, 1992. -144 с.
- Гусев В. Психология коллективного творчества // Содружество наук и тайны творчества. М.: Искусство, 1968. — С. 118 — 133.
- Денисов Н. Традиция пения «по напевке» в старообрядческой певческой культуре // Музыкальная культура средневековья. Проблемы древнерусской и армянской музыкальной письменности и культуры. Вып. 1.-М., 1990. — С. 215 — 228.
- Денисов Н. Традиция пения по «напевке» у старообрядцев (вопросы репертуара) // Русская музыка X XX вв. в контексте традиций Запад-Восток. Тезисы Всесоюзн. конфер. 5−7 мая 1991 — Новосибирск, 1991.-С. 75−78.
- Денисов Н. Г. Традиции пения старообрядцев юго-западной части России и Верхнего Поволжья // Музыкальная культура Средневековья. Вып. 2. — М., 1991. — С. 196 — 210.
- Денисов Н. Певческие традиции старообрядцев беглопоповско-го согласия хутора Новопокровский Краснодарского края // Культура -религия церковь. Всероссийская науч. конфер. 1−4 апреля. — Ч. 3. -Новосибирск, 1992. — С. 329 — 342.
- Денисов Н. Г. Традиции пения в старообрядческой общине села Кунича // Периферия в культуре. Новосибирск, 1994. — С. 75 — 83.
- Денисов Н. Г. Устные традиции пения у старообрядцев: пение по «напевке», вопросы интерпретации: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. искусствоведения. М., 1996. — 24 с.
- Домострой. М.: Советская Россия, 1990. — 304 с.
- Жилко И. А. Музыкальная культура старообрядцев в Латвии // Культура религия — церковь. Всероссийская науч. конференция 1−4 апреля. — Новосибирск, 1992. — С. 320 — 326.
- Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Иркутск, 1979. — 366 с.
- Журавлев А. И. Полное историческое известие о древних стригольниках, и новых раскольниках, так называемых, старообрядцах, о их учении, делах и разгласиях. СПб, 1799.
- Заволоко И. Н. Святые отцы о богослужебном пении // Родная старина. Древлеправославный исторический вестник. М.: Третий Рим, 1997.-С. 279−280.
- Заволоко И. Н. Учебник по Закону Божию для старообрядцев.
- Рига: Издательство центрального Совета Древлеправославной поморской Церкви Латвии, 1990.
- Задерацкий В. Музыкальная форма. Вып. 1. М.: Музыка, 1995.-544 с.
- Земцовский И. И. Русская протяжная песня. Л.: Музыка, 1967. — 193 с.
- Земцовский И. И. Проблема варианта в свете музыкальной типологии. (Опыт этномузыковедческой постановки вопроса) // Актуальные проблемы современной фольклористики. Л., 1980. — С. 36 -50.
- Зеньковский С. А. Русское старообрядчество: духовные движения XVII века. М.: Церковь, 1995. — 528 с.
- Извещение Российского совета Древлеправославной поморской Церкви.-М., 1989.-4 с.
- История и география русских старообрядческих говоров. М., 1995.- 158 с.
- История Сибири. Первоисточники. /Ред. Н. Н. Покровский. -Новосибирск, 1993.
- История старообрядческой церкви. Краткий очерк. М., 1991.39 с.
- Калиниченко Н. О малом распеве // Русская хоровая музыка XVI XVIII в. — Вып. 83. — М., 1986. — С. 46 — 57.
- Катунский А. Старообрядчество. М., 1972.
- Квитка К. В. Народная музыка славян // К. В. Квитка. Избранные труды: В 2-х т. М.: Советский композитор, 1971. — Т. 1. — 383 с. Т. 2.-423 с.
- Кириллов И. Под святым и старым знаменем (о характере деятельности старообрядческого культурно-просветительского общества) // Старообрядческая мысль. -1915, №№ 5−6.
- Копылов А. Н. Культура русского населения Сибири XVII -XVIII вв. Новосибирск, 1968.
- Корнактовский Д. Поморы на Алтае // Сибирский наблюдатель. -Кн. 10.-1901.
- Краткое обозрение существующих в России расколов, ересей и сект как в религиозном, так и в политическом их значении, с некоторыми по сему предмету примечаниями. /Сост. В. Кельсиев. Вып. 2. -Липранди, 1853. — С. 91 — 170.
- Кручинина А. Н. О семиографии попевок знаменного роспева в музыкально-теоретических руководствах конца XVII в. // Проблемы истории и теории древнерусской музыки. Л.: Музыка, 1979. — С. 148 -159.
- Кручинина А. Н. О композиционных закономерностях древнерусского чинопоследования // Источниковедческое изучение памятников письменной культуры. Поэтика древнерусского певческого искусства. Сб. науч. тр. СПб., 1992. — С. 11 — 40.
- Куандыков Л. К. Старообрядцы-беспоповцы на русском Севере в XVIII первой половине XIX вв. Организационно-уставные вопросы (по старообрядческим памятникам): Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, канд. ист. наук. — Новосибирск, 1983.
- Кушнарев X. Вопросы истории и теории армянской монодиче-ской музыки. Л., 1958. — 626 с.
- Лихачев Д. С. Избранные работы: Т. 1 3. — Л., 1987.
- Лозовая И. Знаменный распев и русская народная песня (О самобытных чертах столпового знаменного распева) // Русская хоровая музыка XVI XVIII вв. — М&bdquo- 1986. — С. 26 — 45.
- Лотман Ю. М. Каноническое искусство как информационный парадокс // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М.: Наука, 1973. — С. 16 — 22.
- Лукина М. И. Из истории Рогожского кладбища // Старообрядчество. История, культура, современность. Вып. 2. — Обнинск, 1995. -С. 42 — 46.
- Любопытный Павел. Каталог или библиотека староверческой церкви, собранной тщением Павла Любопытного, в Санктпетербурге 1829 г. М.: тип. В. Грачева, 1861. — 158 с.
- Мансветов Г. Краткое изъяснение на литургию. СПб.: тип. И. И. Глазунова, 1862. — 96 с.
- Мельников П. И. Письма о расколе // Мельников П. И. Собр. соч. в 6-ти т. Т. 6. — М., 1963.
- Мельников П. И. Очерки поповщины // Мельников П. И. Собр. соч. в 8 т. Т. 7. — М.: Правда, 1976. — С. 191 — 555.
- Мень А. В. Православное богослужение. Таинство, Слово и образ. М.: СП «Слово», 1991. -191 с.
- Миловидов В. Ф. Старообрядчество в прошлом и настоящем. -М., 1969.
- Миловидов В. Ф. Старообрядчество и социальный прогресс. -М.: Знание, 1983. 64 с.
- Миненко Н. А. Ссыльные крестьяне-«поляки» на Алтае в XVIII первой половине XIX в. // Политические ссыльные в Сибири (XVIII -начала XX вв.). — Новосибирск, 1983. — С. 198 — 214.
- Мир старообрядчества. Вып. I. М., СПб.: Хронограф, 1992.
- Мир старообрядчества. Вып. II. — М.: Российское университетское изд-во, 1995.
- Мир старообрядчества. Вып. III. — М. — Бородулино, 1996. -248 с.
- Михайлов Л. Церковный богослужебный устав // Старообрядческий поморский церковный календарь. Вильнюс, 1977, — С. 3 — 5.
- Михайлов Л. О богослужебном пении. Краткий исторический очерк // Старообрядческий церковный календарь. Вильнюс, 1978. -С. 3 — 5.
- Музыкальная эстетика западно-европейского средневековья и Возрождения. М.: Музыка, 1966. — 571 с.
- Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. — 671 с.
- Мурашова Н. С. О типологических признаках духовного стиха // Народная культура Сибири и Дальнего Востока: Материалы VI научно-практического семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору. Новосибирск, 1997. — С. 21 — 23.
- Неизвестная Россия. К 300-летию Выговской старообрядческой пустыни: Каталог выставки. М., 1994. — 95 с.
- Никитина С. Е. Устная народная культура и языковое сознание. М., 1993.- 189 с.
- Никитина С. Е. Старообрядчество как конфессиональная культура: взгляд этнолингвиста // История и география русских старообрядческих говоров. М., 1995. — С. 84 — 92.
- Никишов Г. Инок Кирилло-Белозерского монастыря Христофор и его «Ключ знаменный» // Памятники русского музыкального искусства. Вып. 9. — М.: Музыка, 1983. — 292 с.
- Никольский К. Пособие к изучению устава богослужения православной веры. М.: Паломник, 1995. — 880 с.
- О церковном уставе и церковном пении. М. А. Кузмин Г. В. Чичерину. Комментарии и послесловие М. Рахмановой // Музыкальная академия. — 1992. -№ 3. — С. 37 — 44.
- Одинцов Н. Порядок общественного и частного богослужения в древней России до XYI в. СПб., 1881.
- Орлов А. А. Преемственная благодатность Древлеправослав-ной Церкви поморских христиан староверов // Старообрядческий церковный календарь Древлеправославной Церкви. — 1996. — С. 61 -65.
- Памятники истории старообрядчества XVII в. Л., 1927.
- Парфентьев Н. П. Древнерусское певческое искусство и его традиции в духовной культуре населения Урала (XVI XX вв.): Авто-реф. дис. на соиск. уч. степ. канд. исторических наук. — Новосибирск, 1981.-21 с.
- Певческие азбуки Древней Руси // Публикация, переводы, предисловие и комментарии Д. Шабалина. Кемерово: Кузбассиздат, 1991.-278 с.
- Подмазов А. А. Церковь без священства. Рига, 1973.
- Поздеева И. В. Продолжение традиции: книжная культура старообрядческого Верхокамья // Мир старообрядчества. Книга. Традиция. Культура. Вып. 3. — М. — Бородулино, 1996. — С. 6 — 45.
- Покровский Н. Н. О роли древних рукописных и старопечатных книг в складывании системы авторитетов старообрядчества // Научные библиотеки Сибири и Дальнего Востока. Вып. 14. — Новосибирск, 1973.
- Покровский Н. Н. Организация учета старообрядцев в Сибири XVIII в. // Русское население Поморья и Сибири. М., 1973. — С. 381 -406.
- Покровский Н. Н. Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян-старообрядцев в XVIII в. Новосибирск, 1974. — 393 с.
- Покровский Н. Н. К истории появления в Сибири забайкальских «семейских» и алтайских «поляков» // Известия СО АН СССР, серия общественных наук. Новосибирск, 1975. — С. 109−112.
- Покровский Н. Н. Следственное дело и выговская повесть о тарских событиях 1722 г. // Рукописная традиция XVI XIX вв. на Востоке России (археография и источниковедение Сибири). — Новосибирск: Наука СО, 1983. — С. 46 — 70.
- Поморские ответы. Б. М. Мануиловский Никольский монастырь, 1884.-XXII, 352 с.
- Поспелов Е. Возможно ли устройство в старообрядческихприходах одинакового церковного пения // Церковное пение. 1909. -№№ 4−5.-С. 128−131.
- Преображенский А. Вопрос о единогласном пении в Русской церкви XVII в: исторические сведения и письменные памятники. -СПб.: Тип. И. Н. Скороходова, 1904. 79 с.
- Преображенский А. В. Указатель по церковному пению. М., 1900. — 64 с.
- Пругавин А. С. Раскол и сектанство в русской народной жизни. М.: тип. И. Д. Сытина, 1905.
- Разумовский Д. В. Церковное пение в России. М.: тип. Т. Рис, 1867. — 366 с.
- Рамазанова Н. Музыкальная драматургия древнерусского певческого цикла // Музыкальная культура Средневековья. Вып. 2. -М., 1991.-С. 115−119.
- Рахманова М. Сохраненное богатство // Музыкальная академия. 1993. — № 4. — С. 138−151.
- Рогов А. И. Музыкальная эстетика России XI XVIII в. — М.: Музыка, 1973. — 245 с.
- Рубцов Ф. А. Основы ладового строения русской народной песни. Л.: Музыка, 1964. — 95 с.
- Рукописная традиция XVI XIX вв. на Востоке России. — Новосибирск, 1983.
- Сборник знаменного пения. М., 1984. — 155 с.
- Серегина Н. С. О некоторых принципах организации знаменного роспева // Проблемы музыкальной науки. Вып. 4. — М.: Советский композитор, 1979. — С. 164 — 189.
- Серегина Н. С. Художественный стиль древнерусского певческого искусства: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения. JL, 1980.
- Скабалланович М. Толковый типикон. Вып. 1. — М., 1996. -373 с.
- Смирнов П. С. Внутренние вопросы в расколе в XVII в. Исследование из начальной истории раскола по вновь открытым памятникам, изданным и рукописным. Спб.: печатня С. П. Яковлева, 1898.- CXXXIV, 237, 121 с.
- Смоленский С. В. О древнерусских певческих нотациях // Памятники древнерусской письменности и искусства. Вып. 145. — СПб., 1901.-122 с.
- Смоленский С. В. О ближайших практических задачах и научных розысканиях в области русской церковно-певческой археологии. Спб, 1904. — 64 с.
- Смоленский С. В. Об указаниях оттенков исполнения и об указаниях музыкально-певческих форм в крюковом письме // Церковное пение. 1909. — № 3.
- Соловьев С. М. Сочинения. В 18 кн. Книга VII. Т. 13 14. История России с древнейших времен. — М.: Мысль, 1991. — 701 с.
- Старообрядчество: история, культура, современность. Вып. 3. -М., 1995.-55 с.
- Старообрядчество: история, культура, современность. Вып. 4. -М., 1995.-48 с.
- Старообрядчество: история, культура, современность. Вып. 5.- М., 1996. 74 с.
- Старообрядчество в России (XVII XVIII вв.). — М.: Археографический центр, 1994. 167 с.
- Субботин Н. И. Материалы для истории раскола за первое время его существования. В 8-ми т. М., 1878 — 1890.
- Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. -Новосибирск: Наука СО, 1992. 321 с.
- Третьякова Н. В. Социально-бытовой уклад и обыденное религиозное сознание поморско-печерских старообрядцев: Автореф. дне. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук. М., 1974. — 23 с.
- Трубачев С. Музыкальный мир П. А. Флоренского // Советская музыка. М., 1988. — № 9. — С. 99 — 102.
- Успенский Б. А. Архаическая система церковнославянского произношения (из истории литургического произношения в России). -М., 1968.- 156 с.
- Успенский Б. К вопросу о хомовом пении // Музыкальная культура Средневековья. Вып. 2. — М., 1992. — С. 144 — 147.
- Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. М.: Советский композитор, 1971. — 622 с.
- Успенский Н. Д. Коллизия двух богословий в исправлении русских богослужебных книг в XYII в. // Богословские труды. М.: Московская патриархия, 1975. — С. 148−171.
- Успенский Н. Д. Чин всенощного бдения на православном Востоке и в Русской Церкви // Богослужебные труды. Сб. 18. — М.: Московская Патриархия, 1978. — С. 5 — 117. — Сб. 19. — М.: Московская Патриархия, 1978. — С. 3 — 70.
- Фаттахова Л. Р. Певческая культура старообрядцев Забайкалья: Дипл. раб. /НГК: Новосибирск, 1993.
- Федоренко Т. Г. К вопросу о типологии старообрядческих певческих рукописей // Культура религия — церковь. Всеросс. науч.конфер. 1 4 апреля. — Ч. III. — Новосибирск, 1992. — С. 311 — 319.
- Федоренко Т. Г. Забайкальское старообрядчество: книжные традиции и современная певческая практика: Дисс. на соиск. уч. степ, канд. иск. Новосибирск, 1995. — 264 с.
- Федоренко Т. Г., Шиндин Б. А. Об изучении книжных и певческих традиций старообрядцев Сибири (на материале рукописей ГПНТБ) // Музыкальное искусство и культура: Наблюдения, анализ, рекомендации. Новосибирск: Трина, 1996. — С. 29 — 54.
- Федоренко Т. Г. Старообрядческая напевка: утраты или приобретения? // Старообрядчество: история, культура, современность. Тезисы научной конференции 24 25 апреля 1996 г. — М, 1996. — С. 162 -164.
- Федоренко Т. Г. К проблеме определения старообрядческой напевки // Старообрядчество: История, культура, современность. Тезисы. М&bdquo- 1997. — С. 249 — 251.
- Филипов И. История Выговской старообрядческой пустыни. -Спб: «Общественная польза», 1862. 480 с.
- Флоренский П. А. Иконостас // Богословские труды. М.: Московская патриархия, 1972. — Сб. 9. — С. 89.
- Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств // У водоразделов мысли. Т. 1. — Париж, YMCA — PRESS, 1985. — С. 41 -56.
- Фомичев С. Наши задачи // Церковь. 1914. — № 19.
- Холопова В. Н. Русская музыкальная ритмика. М.: Советский композитор, 1983. — 280 с.
- Чистов К. В. Русские народные социально-утопические легенды.-М., 1967.
- Шабалин Д. С. О певческой культуре старообрядцев Сибири последних десятилетий // Проблемы культуры в условиях Сибири и перестройки: Тезисы докладов республик, науч. конфер. Ч. III. — Кемерово, 1990. — С. 52 — 57.
- Шахназарова Н. Музыка Востока и музыка Запада. Типы музыкального профессионализма. Исследование. М.: Советский композитор, 1983. — 152 с.
- Швецова М. Поляки змеиногорского округа // Записки западно-сибирского отдела РГО. Кн. 26. — Омск, 1899. — С. 1 — 92.
- Шиндин Б. А., Ефимова И. Е. Демественный роспев. Монодияи многоголосие. Новосибирск: издательство НГК, 1991. — 255 с.
- Шиндин Б. А. Певческая рукопись Тихомировского собрания № 448 // Культура религия — церковь. Всеросс. науч. конфер. 1−4 апреля. — Ч. III. — Новосибирск, 1992. — С. 283 — 294.
- Шмеман А. Евхаристия. Таинство Царства. М., 1992. — 304 с.
- Щапов А. П. Русский раскол старообрядцев, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII в. и в первой половине XVIII в. // Щапов А. П. Сочинения. Т. 1. — Спб, 1906. — С. 173 — 451.
- Южак К. И. Лад: тип порядка, динамическая и эволюционирующая система // Традиции музыкальной науки. Сб. исследовательских статей. Л.: Советский композитор, 1989. — С. 45 — 69.
- Юнг К. Г., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж. Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. М.: Серебряные нити, 1997. — 368 с.
- Сгашшеу R. О. The Old Believiers and the world of Antichrist. The vyg Community and the Russian State 1694 1855. — Wisconsin. Press, 1970.-XIX, 258 p.
- Iwaniec E. Z Zdiejow staroobrzedowcow naziemiach Polskich. -Warszawa: Panstw. wyd-wo nauk, 1977. 296 s.
- Gardner J. Das Cento Prinzip der Tropierung und seine Bedeutung tur die Entzifferund der altrussischen Zinienlossen Notationen. Music des Ostens. — В I. -1962.
- Gardner J., Koschmieder E. Ein haudshrift: ches Lehrbuch der altrussischen neumenschrift. Teil I: Text. — Munchen, 1963. — 333 s.
- Gardner J. und Koshmieder E. Ein handschriftliches Zehrbuch der altrussischen Nevmenschrift. II: Kommentar zum Zeichensystem. -Munchen, Verlag des Bayerischen Akademie der Wissenchaften. 1966. -59 s.
- Gardner J. und Koshmieder E. Ein handschriftliches Zehrbuch der1. НОТНЫЕ ПРИМЕРЫ
- Пример 1. Литургическое чтение (Темиртау).1. ХМ