Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблема онтологии: история и современность

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Общие итоги развития современной философии таковы. Несмотря на то, что понятие бытия являлось краеугольным камнем ведущих онтологических систем современной западной онтологии, ни «новая онтология» Н. Гартмана, ни «фундаментальная онтология» М. Хайдеггера, претендующие на создание альтернативы классической метафизике, не достигают универсальности классической онтологии: мир в неклассических… Читать ещё >

Содержание

  • Введение з
  • Глава II. ервая. Онтология в истории западноевропейской философии
    • 1. Возникновение и развитие понятия «бытие» в античной философии
    • 2. Онтологическая проблематика философии средних веков
    • 3. Соотношение онтологии и гносеологии в философии Нового времени
  • Глава вторая. Проблема онтологии в философии советского периода ф
    • 1. Проблема определения предмета философии в советский период
    • 2. Проблема субстанции в философии диалектического материализма
  • Глава третья. Проблема онтологии в современной западной философии
    • 1. Критика онтологии в западной философии 20 века
    • 2. Философия бытия Н. Гартмана
    • 3. Бытие сознания в феноменологии Э. Гуссерля
    • 4. Фундаментальная онтология М. Хайдеггера

Проблема онтологии: история и современность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Онтологическая проблематика является неотъемлемым элементом философского знания, «основанием», имплицитно входящим в эпистемологические, аксиологические, эстетические или этические исследования. Независимо от своих исторических и теоретических трансформаций, философская онтология как исследование бытия, в отличие от частных наук, изучающих отдельные регионы сущего, выступает как необходимый отправной пункт любого философского анализа. Такое понимание онтологии задается в античной философии, развивается в онтологии средневекой и, отчасти, сохраняется в философии Нового времени. Состояние же современной философской онтологии можно рассматривать как кризисное. Существенная трансформация классической онтологии, начавшаяся еще в Новое время и получившая логическое завершение в немецкой классической философии, приводит к тому, что в современной философии имеет место размытость и нечеткость представлений о непосредственной предметной области онтологических разработок. Под онтологией понимается и учение о мире в целом, и наука о субстанции мира, и всеобщая теория материи и т. д. Выдвигаются всевозможные варианты «региональных» онтологий: онтология языка, онтология сознания, онтология личности, онтология «Dasein» и т. д. Как правило, не отказываясь от традиционного взгляда на онтологию как науку о бытии, современные авторы вкладывают разный, зачастую противоположный смысл в это понятие. Бытие нередко понимается как простое существование, бытие «как таковое», имеют место указания на то, что «все есть бытие» или, напротив, бытие сводится к узкой сфере субъективного человеческого существования. В последнее время отмечена и тенденция постепенного вытеснения понятия бытия понятием небытия, т. е. замена онтологии нигилологией. Наконец, немалое количество современных философских течений скептически относятся к возможности существования философской онтологии как таковой (это гносеологическая школа советской философии, западные течения прагматизма, неопозитивизма, постмодернизма и т. д.).

В сложившейся ситуации несомненна актуальность проблемы, поднятой еще И. Кантом: «как возможна метафизика?». Попытка ответа на этот вопрос и обуславливает цель настоящего исследования — уточнение конкретной предметной области онтологических исследований (предмета онтологии), а также определение места и роли онтологии в системе философского знания. В соответствии с поставленной целью определяются следующие задачи исследования:

1. На материале классической западноевропейской философии проследить генезис онтологии как философской дисциплины: исследовать зарождение и формирование онтологической проблематики;

— выявить содержание и предмет классической онтологии;

— определить эволюцию места и роли онтологии внутри классической философской системы.

2. Исследовать проблему онтологии в отечественной философии советского периода:

— рассмотреть дискуссии «гносеологов» и «онтологов» по вопросу определения предмета и структуры философии диалектического материализма;

— проанализировать развитие онтологической проблематики в советской философии, прежде всего, рассмотреть альтернативные подходы к решению проблемы субстанции.

3. Определить причины и направление трансформации классической онтологии в современной западной философии.

— исследовать антиметафизические концепции начала XX, т. е. установить причины скептического отношения к философской онтологии, рассмотреть содержание и аргументированность выдвигаемой критики;

— рассмотреть неклассические варианты онтологической философии, представленные в концепциях ведущих западных исследователей XX века.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения и библиографии. Библиографический список включает 248 наименований.

Заключение

.

В данном исследовании была предпринята попытка рассмотрения проблемы онтологии в исторической ретроспективе. Для достижения поставленной цели был осуществлен анализ ведущих онтологических концепций, начиная с момента зарождения философии и заканчивая современными отечественными и западными теориями. Проведенное исследование не только подтверждает широко распространенное на сегодняшний день положение о том, что зарождение философии как самостоятельной области теоретического знания связано с появлением онтологической проблематики, но и привносит новое знание в понимание конституирования самой онтологии. С учетом выявленных тенденций в становлении этой философской дисциплины, автор предлагает общую схему развития и трансформации философской онтологии в современной отечественной и западной философии.

Установлено, что становление классической онтологии является результатом синтеза онтологической проблематики милетской философии и терминологического аппарата философии Парменида. Понятие бытия становится выражением формальной стороны классической онтологии, а разработка категории сущности — ее непосредственным содержанием. Эта особенность определяет и общую структуру классической онтологии, которая может быть сведена к некой античной триаде: «бытие — сущностьатрибуты», в которой сущность раскрывает реальность и содержание бытия, а атрибуты раскрывают способ существования сущности. Субстанциальное понимание «того, что лежит в основе», было заложено в той же милетской философии и развивалось практически во всех онтологических концепциях классической философии (правда, в ряде онтологических концепций Нового времени оно имело существенные нюансы). Трансформация онтологической проблематики новоевропейских философских концепций, а еще более положения немецкой классической философии определили онтологический кризис XIX, который выразился не только в появлении антиметафизических философских направлений, но и в формировании современных онтологических концепций, отказавшихся от структуры и содержания классической онтологии. Неклассическая западная онтология, при этом, идет по пути развития формальной стороны классической онтологии, т. е. концентрирует свое внимание на «бытии как таковом» (линия Парменида), критикуя классическую онтологию за «подмену» исследования бытия исследованием сущего. Онтологическое же направление отечественной философии диалектического материализма, напротив, игнорируя «бытие как таковое», сосредотачивает внимание на категории субстанции, рассматривая материю в качестве того, «что лежит в основе» мирового единства, т. е. развивает онтологическую проблематику, восходящую к милетской философии.

Общие итоги развития современной философии таковы. Несмотря на то, что понятие бытия являлось краеугольным камнем ведущих онтологических систем современной западной онтологии, ни «новая онтология» Н. Гартмана, ни «фундаментальная онтология» М. Хайдеггера, претендующие на создание альтернативы классической метафизике, не достигают универсальности классической онтологии: мир в неклассических онтологических проектах едва ли предстает единым целым. Последнее обстоятельство вообще ставит под вопрос правомерность определения этих философских концепций как онтологических. Напротив, онтологическое направление советской философии, несмотря на общее господство гносеологической парадигмы, добилось не только существенных успехов в разработке классической категории субстанции, но и соответственно целостного представления о мире. Субстанциальное понимание материи, разрабатываемое в советской онтологической литературе, является фактическим продолжением развития содержательной стороны классической онтологии на качественно новой диалектико-материалистической основе.

Содержание и суть современных онтологических концепций свидетельствует, что именно категория сущности, разработка которой осуществлялась в античной онтологии, но не «бытие как таковое» является непосредственным предметом онтологии (на что фактически указано уже Аристотелем, по мнению которого Сущность является не только первой категорией философии, но и представителем бытия среди других категорий).

Во-первых, определение онтологии как науки о бытии — определение абсолютно бессодержательное, поскольку бытие — самое широкое по объему и самое узкое по содержанию понятие (это положение нашло отражение в гегелевской философии). Во-вторых, автоматически исключает из ряда онтологических концепций те философские системы, в которых онтологическая проблематика разрабатывалась без посредства понятия бытия. А это и милетская философия, с которой собственно и берет начало сама философская онтология, и ряд философских систем Нового времени, в которых понятие бытия фактически было вытеснено словом Природа, и, наконец, онтологическое направление отечественной философии диалектического материализма.

Таким образом, понимая под предметом онтологии «сущность бытия», логическое ударение следует ставить не на слове «бытие», но на слове «сущность». Знание об отдельных регионах мира, пусть даже объединенное в более или менее целостное представление обо всех этих регионах в их совокупности, еще не будет являться знанием о сущности этого мира. Специфика и смысл онтологии как философской науки как раз и состоит в том, что, представляя собой знание о всеобщем, всеобщность этого знания выражается не в формировании представления об общей совокупности вещей, составляющих сущее, а в том, что оно дает знание о сущности этого сущего. Именно такое понимание онтологии не только определяет ее специфику по отношению к частным наукам, но и обосновывает необходимость существования этой философской дисциплины.

Между тем, простого констатирования, что онтология является наукой о сущности бытия, также недостаточно: необходимо достичь такого определения сущности, которое указывало бы не только на то, что лежит в основе сущего, но и определяло бы способ существования этого сущего. Отсюда предметом онтологии является не просто сущность, а атрибутивная сущность, т. е. субстанция. В тоже время, указание на то, что именно субстанция является предметом онтологии, хотя и справедливо, но также недостаточно. Дискуссии по проблеме субстанции, имеющие место в советской онтологической литературе, показывают, что под субстанцией нередко понимается всего лишь субстрат, «оторванный» от своих атрибутов (субстратная трактовка). Или, напротив, атрибутивное толкование субстанции «заслоняет» собой сам субстрат (атрибутивная концепция). Между тем, отрыв сущности от существования (имеющей место не только в советской онтологической литературе) не является обоснованным: сущность, оторванная от существования, превращается в несуществующую сущность, становиться ничем (соответственно и наоборот). Отсюда определение онтологии как науке о субстанции в качестве обязательного элемента должно включать указание на способ связи между сущностью и ее атрибутами, равно как и атрибутами между собой (в этом вопросе мы полностью придерживаемся позиции B.JI. Акулова). Опираясь на анализ исторической трансформации предмета и структуры онтологии, а также на альтернативные разработки субстанциальной проблематики отечественной философии, мы предлагаем следующее уточнение определения онтологии: онтология — это фундаментальная философская наука о сущности бытия, субстанциальный статус которой предполагает наличие опосредованной связи между атрибутами через их субстратную основу.

Основным достоинством данного определения является конкретность и четкость формулировки, определяющей, во-первых, положение онтологии внутри структурной системы философского знания, во-вторых, указывающей на конкретный предмет онтологических исследований.

Согласятся ли будущие исследователи с подобной интерпретацией философской онтологии или нет — покажет время. Вероятно, что в силу того, что данное исследование охватывает практически всю историю развития онтологической мысли, отдельные нюансы, а быть может и существенные стороны онтологической проблематики были нами упущены и (или) не нашли отражения в данной работе (однозначно, что исследование современной западной философии требует отдельного полномасштабного исследования). Проблема онтологии во многом остается открытой и, с учетом ее несомненной важности и актуальности, требует дальнейшего анализа.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Р. Онтологическое мышление: виды и сущность. Уфа: Изд. Башкирск. ун-та, 2002.
  2. А. Исповедь // М., Одиссей. 1989.
  3. Августин. О граде Божьем. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000.
  4. М.А. Учение Аристотеля о сущности. М., 1970.
  5. . М., 1922. № 7.
  6. В.В. О теоретических основах марксизма-ленинизма // Ленин В. И. Избранные сочинения. Т. 6. М., 1952.
  7. В.В. Программа по основным вопросам марксизма. Изд. 4, М.-Л., 1924.
  8. В.Л. Диалектический материализм как система. М., 1986.
  9. В.Л. Философия, ее предмет, структура и место в системе наук. Краснодар, 1976.
  10. П.В., Панин А. В. Философия. Учебное пособие. М., 1997.
  11. И. Аналитическая философия (избранные тексты) // Сост. в ступ. ст. и коммент. А. Ф. Грязнова. М.: Изд-во МГУ, 1993.
  12. Антология мировой философии. Т. 1, ч. I. М., 1969.
  13. Апель, К.-О. Трансформация философии. М.: Логос. 2001.
  14. Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т.1. Метафизика, — М., 1976.
  15. Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т.2. Категории. М., 1978.
  16. В. Ф. Иммануил Кант. М.: Мысль, 1973.
  17. А. С. Логическое учение Аристотеля. М.: Изд-во соц.-эк. лит., 1960.
  18. В. У. Феноменологическая Философия науки. М.: Наука, 1985.
  19. Д. А. Заметки по феноменологии. // http://www paradigma narod. ru
  20. А. Ф. Проблема начал познания у Б. Рассела и Э.Гуссерля. -Тб.: Мецниереба. 1969.
  21. А. Опыт о непосредственно данных сознания // Соч.: В 4 т. Т 1. -М.: Московский клуб, 1992.
  22. А. Творческая эволюция. М.: КАНОН-пресс, 1998.
  23. Н.А. Проблема онтологии в аналитической философии. // Материалы Второго Российского философского конгресса. Т. 1. Ч. 2. — Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2000.
  24. А.С. Немецкая философия после 1865 года. М.- Изд-во МГУ, 1968.
  25. О. Экзистенциальная философия. СПб.: Лань, 1999.
  26. В. Актуальные проблемы диалектического материализма. -Киев: Вища школа, 1983.
  27. Боэций. Каким образом Троица есть единый бог, а не три божества.// Боэций. «Утешение философией» и др. трактаты. М., 1990.
  28. Боэций. Могут ли «Отец», «Сын», и «Святой Дух» сказываться о божестве субстанциально.// Боэций. «Утешение философией» и др. трактаты. -М., 1990.
  29. Буржуазная философская антропология XX века. М.: Наука, 1986.
  30. М. Гегелевский феномен современности, или насколько Гегель близок к модерну. // «Логос» № 5−6 М., 2001.
  31. М. Эвристическая роль метафизики в науке. //Структура и развитие науки. М., 1978. С. 43−110.
  32. ЛЯ., Гурьев Д. Д. Современная философия духа и сознания.- М.: Моск. Лицей, 1996.
  33. Вестник коммунистической академии. 1929. № 3.
  34. В.И. Записка о выборе члена Академии по отделу философских наук.// Философские науки. 1988. № 4.
  35. В.П. Взаимосвязь онтологии и физики в атомизме Демокрита. // littp://www philosophy.ru ihram/libraiy//phy sic/01 /html
  36. Л. Логико-Философский трактат М., 1958.
  37. В.Н. Онтология личности. Иваново: ИвГУ, 2001.
  38. В.Н. Западная философия XX века. Иваново: ШГПУ, 2000.
  39. Г. X. фон. Логика и Философия в XX веке // Вопросы философии.- 1992, № 8. С. 80−92.
  40. Ф.Ф. К определению понятия и предмета онтологии. // Материалы Второго Российского философского конгресса. В 4-х т. Т. 1. Ч. 2. -Екатеринбург: Из-во Урал. Ун-та, 2000. С. 43−44.
  41. П.П. Бытие и разум. // Вопросы философии, № 7 1997. С. 114 127.
  42. П.П. Проблема интенциональности у Э. Гуссерля и экзистенциалистическая категория трансценденции. В кн.: Современный экзистенциализм. М., 1966. С. 77−108.
  43. П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX века.- М.: Республика, 1997.
  44. П.П. Философия Фихте и современность. М.: Мысль, 1979.
  45. П.П. Экзистенциализм и проблема культуры: Критика философии Мартина Хайдеггера. М.: Высш. шк., 1963.
  46. Гегель Г. В. Ф. Наука логики // Энциклопедия философских наук. Соч.: В 3 т. Т.1. М.: Мысль, 1974.
  47. Д. Естествознание и логика// Кантовский сборник, вып. 15. -Калининград: Изд-во Калининградского университета, 1990. С.116−127.
  48. Д. Что такое философия? СПб, 1997.
  49. Т. Избранные произведения в 2-х томах. Т.2. М.: Мысль, 1991.
  50. Т. Н. Философия Н. Гартмана. JL: Наука, 1969.
  51. JT.P. Естествознание, философия и наука о человеческом поведении в Советском Союзе: Пер. с анг. М. Политиздат. 1991.
  52. А. Новая критика теологических интерпретаций физической космологии. // Вопросы философии, 2002, № 4. С. 67−88, № 5. С. 78−88.
  53. В. Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. М., РГГУ, 1998.
  54. Г. Н. О материальности идеального // Философские науки. -1990, № 2. С. 72−74.
  55. Э. Феноменология // Зарубежная феноменология и экзистенциализм (тексты и комментарии). 4.1 Киев, 1989. С. 24−48.
  56. Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М.: Лабиринт, 1994.
  57. Э. Картезианские медитации. М.: Дом интеллектуальной книги, 2001.
  58. Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Философия как строгая наука. Новочеркасск: САГУНА, 1994. С. 49- 100.
  59. Э. Кризис европейского человечества и философия // Вопросы философии, 1986, № 3. С.101−116.
  60. Э. Логические исследования. Том II: Исследования по феноменологии теории познания. Введение. // Логос, 1997, № 9. С. 25−41.
  61. Э. Логические исследования. Том. II. Исследование V. Об интенциональных переживаниях и их содержаниях // Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. Рига, 1988. С. 282−297.
  62. Э. Логические исследования. Том. II. Исследование V. Об интенциональных переживаниях и их содержаниях // Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. Рига: Зинатне, 1988. С. 282- 297.
  63. Э. Логические исследования. Часть 1. Пролегомены к чистой логике. СПб.: Образование, 1909.
  64. Э. Феноменология внутреннего сознания времени // Соб. соч. Т. 1.- М.: Гнозис, 1994.
  65. Р. Сочинения в 2-х т.Т. 1. М.: Мысль, 1989.
  66. . Логика смысла. Пер. с фр.- Фуко М. М., 1998.
  67. . Различие и повторение. М., 1998. Перевод с французского Н. Б. Маньковской (содержание с. 3—7 и вторая часть с. 215—382), Э. П. Юровской (первая часть с. 9—215). ТОО ТК «Петрополис», 1988.
  68. В.А. Общественное бытие и общественное сознание, механизм их взаимосвязи. -Кишенев, 1926.
  69. . Форма и значение, замечание по поводу феноменологии языка Перевод с французского С. Г. Кашиной. СПб., Изд-во «АЛЕТЕЙЯ», 1999. С.139−168.
  70. . О грамматологии. М., 2000. пер. с фр. ст. Наталии Автономовой. М.: Ad Marginem, 2000. C. l 11−540.
  71. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.
  72. П.А. Эволюция взглядов физиков на картину природы. //Вопросы философии, 1963, № 12. С. 85−86.
  73. Т.Б. Проблема бытия в немецкой философии и современность. -М., 2002.
  74. JI. А. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М.: МГУ, 1986.
  75. А.В. Проблема бытия в материалистической философии // Научные школы и направления Ивановской государственной архитектурно -строительной академии. Иванов, гос. архит. строит, акад. Иваново, 1999.
  76. А.В. Проблема онтологии в философии диалектического материализма//Философский альманах № 3−4. Иванов, гос. архит. строит, акад. Иваново, 1999. С. 3−11.
  77. А.В. Проблема онтологии сознания в марксистской и современной западной философии// Философия сознания в XX веке: проблемы и решения. Межвуз. сб. научн. трудов. — Иваново: ИвГУ, 1994. С.18- 32.
  78. М. В. Предмет философии в истории философии. М.: МГУ, 1981.
  79. Э. Философ и теология. Пер. с французского К. Демидова. М. «Гнозис», 1995.
  80. В.К. Бытие. М: Лицей, 1994.
  81. Зарубежная феноменология и экзистенциализм. Тексты под ред. ПоповичаМ. В. Киев: Наукова думка, 1999.
  82. М.Г. Монистическая парадигма философского понимания мира и человека. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. Иваново: ИвГУ, 2001.
  83. М.Г. Монистическая парадигма философского понимания мира и человека. Иваново: ИвГУ, 2001.
  84. А.Ф. Современная западная философия: Учебн. пособие. М.: Высш. шк., 2001.
  85. , А.Ф., Мельвиль Ю. К. Западная философия XX века. М., 1998.
  86. Идеализм Гуссерля//Логос, 1991, № 1. С.132−147.
  87. В.В. Диалектическая логика. М. «Наука», 1984.
  88. В.В. Философия. Учебник для вузов. М., Академический проект, 1999.
  89. Л., Широков И, Чернов Ф., Иванов А. Материализм диалектический. В кн. МСЭ. Т.6. — М., 1937.
  90. Т. Кризис морали и проблемы метатехники. // Вопросы философии", 1995, № 3. С. 73−82
  91. История Философии. В 6 т. под редакцией М. А. Дынника. Т.1. М.: 1957.
  92. З.М. Проблема человеческого бытия. Тбилиси, 1985.
  93. В.А. Философия. -М., Логос, 2005.
  94. И. Критика чистого разума // Соч. в 8 т. Т. 3. М., 1994.
  95. И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может появиться как наука// Соч. в 8 т. Т. 4. М.: Чоро, 1994. С. 5−153.
  96. С.Л. Как возможна метафизика?// // http://www philosophy, ru /library//katrl how meta. 2005 html
  97. С.Л. Онтология ЛФТ Л. Витгенштейна.//Ьир://ууу philosophy, ru /library//katrl /wittontology. html
  98. И.С. Порядок бытия и мышления в системе Спинозы. // http://www anthropology, ru /texts/Zkaufman /abstract, html
  99. .М. О методе изложения диалектики. Три великих замысла (К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина) М., 1990.
  100. Ф.К. К истокам греческой мысли. М., 2001.
  101. С.В. Диалектика природы и натурфилософия. М., 1966.
  102. A.M. Целостность и многообразие мира. Т. 1- М., 1996.
  103. О. Дух позитивной философии. СПб, 1910.
  104. В.Н. Очерк истории марксистско-ленинской философии в СССР.-М., 1978.
  105. И.А. Материализм Спинозы. -М., 1971.
  106. В.П. Гносеологические и логические основы науки. М., 1968.
  107. В.П. У истоков советской философской науки. Изд-во Моск. Ун-та.-М., 1981.
  108. Д., Ушаков A. EuroOntology. М., 2001.
  109. Д.Ю. Фундаментальное различие бытия и сущего как способ обоснования онтологии. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Специальность 09.00.01 М., 2002.
  110. Т.Б. Онтология языков познания. -Иваново, 2005.
  111. М. А. Античная философия. Иваново, ИвГУ, 1996.
  112. Кун Т. Структура научных революций.—М., 1977.
  113. А. О вере и знании без антиномий. // Вопросы философии, 1922, № 7. С. 45−63.
  114. В.А. Оправдание 6bmw.//http://www philosophy, ru /library//kytarev/opravdanie. html
  115. В.Б. Философское учение о бытии и субстанции.—М.: Изд-во Моск. Коммерч. Ун-та, 1993.
  116. Г. Монадология// Сочинения в 4-х т. Т.1 — М.: Мысль, 1982. С. 413−429.
  117. В.И. Полн. Собр. Соч. Изд. 5-е. Т. 18. М., Госполитиздат, 1961.
  118. В.И. Полн. Собр. Соч. Изд. 5-е. Т. 29. М., Госполитиздат, 1961.
  119. В.И. Полн. Собр. Соч. Изд. 5-е. Т. 36. М., Госполитиздат, 1963.
  120. В.И. Полн. Собр. Соч. Изд. 5-е. Т. 45. М., Госполитиздат, 1962.
  121. И. От субстанции к рефлексии. Пути западноевропейской метафизики.//Вопросы философии № 1 1995. С. 95−105.
  122. А.А. Суть бытия. Минск: Вышейшая школа, 1983.
  123. Д. Избранные философские произведения в 2-х т. Т.1. М., 1960.
  124. А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М.: Искусство, 1975.
  125. А.Ф. Типы античного мышления// Античность как тип культуры. -М., 1988. С. 78−104.
  126. Ю.В. Проблема субстанции в отечественной материалистической философии XX века. // Новые идеи в философии. Вып. 14.4.1. Пермь, Изд-во ПТУ, 2005. С. 74- 89.
  127. Я. Аристотелевская силлогистика с точки зрения современной формальной логики. М.: ИЛ, 1959.
  128. Майданский А. Д Две категории бытия в средневековой философии //Философское наследие средних веков. Таг.:2000, С. 38−41
  129. Г. Г. Формирование средневековой философии: Латинская патристика.-М.: Мысль, 1979.
  130. MX. Развитие понятий и предмета философии в истории ее учений. Л.: Наука, 1982.
  131. А. С. История логики. М.: Наука, 1967.
  132. Материалистическая диалектика: В 5 т. под общей редакцией (и с предесл) Ф. В. Константинова, BJT. Макарова. Т. 1. М., 1981.
  133. Материалы 2-го российского философского конгресса. // Сборник XXI век: будущее России в философском измерении. Т.1. Ч. 2. Екатеринбург, 1989.
  134. Ю.К. Позитивизм и феноменология: Основные течения современной буржуазной философии. М.: Высш. шк., 1969. вып. 2.
  135. Ю.К. Пути буржуазной философии XX века. М.: Мысль, 1983.
  136. С.Г. Материя в ее единстве, бесконечности и развитии. М., 1966.
  137. К.Х. Социум. Общество. История. М. 1994.
  138. Н. В. Принципы и противоречия Феноменологической философии. -М.: Высшая школа, 1968.
  139. Н.В. Анализ «предметностей» сознания в феноменологии Э. Гуссерля. // Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989.
  140. Ю.Н. Философия как общее учение о мире и человеке. -Оренбург: ОГПУ, 1998.
  141. На переломе. Философские дискуссии 20-х гг: Философия и мировоззрение. // Сост. П. В. Алексеев. М. Политиздат, 1990.
  142. Обсуждение вопроса о диалектике природы как философской науке // Вопросы философии, 1963. № 3.
  143. Т.И. Феноменологическая концепция философии как высшей духовной культуры // Феноменология искусства. М.: ИФ РАН, 1996. С. 322.
  144. Орлов В. В Понятие материи в марксистской философии.- Пермь, 1977.
  145. В.В. Материя, развитие, человек. Пермь, 1974.
  146. О рте га и — Гассет X. Что такое философия? — Институт философии. Серия мыслители века. — М., Наука 1991 г.
  147. М. С. Проблема субстанции в философии и науки. А.- А.: Наука, 1975.
  148. Основы онтологии. Под ред. Ф. Ф. Вяккерева, В. Г. Иванова, Б. Липского, Б. Б. В. Маркова. СПб.: СПбГУ, 1997.
  149. А. И. Введение в онтологию О содержательной аксиоматизации материалистической диалектики. — М., 1998.
  150. И. Д., Пахомов Б. Я. Диалектический материализм в свете современной науки. -М., Мысль. 1971.
  151. В.М. В защиту теологии. // Вестник РФО, 2002, № 1. С. 52−53.
  152. Платон. Государство // Соч.: В 4 т. Т3. М.: Мысль, 1994. С. 79−420.
  153. Платон. Парменид // Соч.: В 4 т. Т.2. М.: Мысль, 1994. С. 346−509.
  154. Плэтон. Письма // Соч.: В 4 т. Т.4. М.: Мысль" 1994. С. 460−516.
  155. Г. В., Руткевич М. Н. О диалектике природы как философской науке. // Вопросы философии. 1963 № 3. С. 134−144.
  156. С.В. Существование и деятельность в определении ценностного отношения.- .Пермь: ПГУ, 2002.
  157. А.Н. Язык и сознание: основные парадигмы исследования проблемы в философии XIX XX вв. — Иваново: ИвГУ, 1994.
  158. А.В. О специфике философского знания. Р.-н./Д., 1973.
  159. Природа и дух: мир философских проблем. СПб, 1995.
  160. Проблема сознания в современной западной философии: Проблема истины в современной западной философии науки. М.: ИФАН, 1987.
  161. Проблемы и противоречия буржуазной философии 60−70-х годов. М.: Наука, 1983.
  162. Проблемы сознания в современной буржуазной философии. Вильнюс, 1983.
  163. Пьер Адо. Плотин или простота взгляда. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1991.
  164. Д. И. Онтологические вариации. Н. Новгород: МНЭПУ, 1999.
  165. Г. Границы естественно научного образования понятий. -СПб.: Наука, 1997.
  166. В.П. Предмет и структура марксистко-ленинской философии. -Л., 1958.
  167. Ю.М. Бытие и естество. СПб., Алетейя, 2003.
  168. Русская философия к. XIX нач. XX вв. Антология. — Изд-во Спб. Ун-та, Спб., 1993.
  169. А.М. От Фрейда к Хайдегтеру: Критич. очерк экзистенциального психоанализа. М.: Политиздат. 1985.
  170. И.И. Бытие как единое. // Материалы Второго Российского философского конгресса. В 4-х т. Т. 1. Ч. 2. — Екатеринбург: Изд во Урал. Ун-та, 2000. С. 43−44.
  171. В.Н. Основы систематизации всеобщих категорий. Томск, 1973.
  172. АЛ. Детская болезнь левизны в материализме. M.-JL, 1926.
  173. . П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М.: Республика, 2000.
  174. В. И. О некоторых принципах философского истолкования действительности // Философские науки, 1968, № 2. С. 32−40.
  175. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. 1921. № 12.
  176. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. 1922. № 75.
  177. Современная буржуазная философия. М.: Высш. шк., 1978.
  178. В. В. Философия Спинозы и современность. М., МГУ, 1964.
  179. В.В. От философии античности к философии Нового времени: субъективно- онтологическая парадигма.- М., 2000. 335с.
  180. В.В. Средневековая философия. Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1979.
  181. Е.Ф. Материя и движение. JI. 1972.
  182. К.В. Очерки из истории классической философии. М., 2001.
  183. . Этика // Об усовершенствовании разума. М.: ЭКСМО Пресс, Харьков: Фолио, 1998. С. 587- 844.
  184. А.Г. Основы философии. Учебное пособие. М.: Политиздат, 1988.
  185. Н. И. Развитие логических идей от античности до эпохи возрождения. М.: Изд-во МГУ, 1974.
  186. Г. М. Проблема человека во французском экзистенциализме. -М.: Наука, 1977.
  187. А. И. И. Кант на рубеже традиционной и нетрадиционной метафизики // littp://www anthropology, ru /texts//gathered /herspm/ index. Html 190. Типы мировоззрений и обнаружение их в метафизических системах //
  188. Новые идеи в философии. СПб., 1912. — С. 119−181.
  189. С.Н. Курс истории древней философии.- М., 1997.
  190. В.П. Соотношение категорий диалектического материализма. -Л., ЛГУ, 1956.
  191. А.И. Вещи, свойства и отношения. М., Изд-во А.Н. СССР, 1963.
  192. Философия в современном мире. Философия и наука: Крит, очерки буржуазной философии. М.: Наука, 1972.
  193. Философия не кончается. Из истории отечественной философии: XX век. В 2 кн. под редакцией В. А. Лекторского. Кн.1.- М., 1999.
  194. Философия не кончается. Из истории отечественной философии: XX век. В 2 кн. под редакцией В. А. Лекторского. Кн. 2 М., 1999.
  195. Философия природы в античности и в средние века. Под редакцией П. П. Гайденко, В. В. Петрова. М., 2000.
  196. Э. Гуссерля и ее критика. М.: ИНИОН, 1983.
  197. Философия эпохи ранних буржуазных революций. // Т. И. Ойзерман и др. -М.: Наука, 1983.
  198. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.
  199. И.Г. Факты сознания // Соч.: В 2 т. Т. 2. СПб.: Мифрил, 1993. С. 619−769.
  200. Фома Аквинский. Сумма теологии // Сумма против язычников. Кн.1.1261−1264 Перевод Т. Ю. Бородай. Долгопрудный, 2000.
  201. В.П. Социальная деятельность как система. Новосибирск. 1981.
  202. Фрагменты ранних греческих философов. / Отв. ред. И. Д. Рожанский. Ч. I. -М., 1989.
  203. М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997.
  204. М. Вещь // Время и бытие. М.: Республика, 1993. С. 316— 326.
  205. М. Европейский нигилизм. Пер. В. В. Бибихина // Проблема человека в западной философии: Переводы.// Сост. и послесл. П. С. Гуревича. Общ. ред. Ю. Н. Попова. М., Прогресс, 1988. С.261−313.
  206. М. Кант и проблема метафизики. М.: Логос, 1997.
  207. М. Положение об основании. Статьи и фрагменты. Пер. с нем.О. А. Коваль. СПб, Алетейя, 2000.
  208. М. О сущности истины // Разговор на проселочной дороге. -М.: Высш. шк., 1991. С. 8−27.
  209. М. Основные проблемы феноменологии. СПб., 2001.
  210. М. Сборник статей. Издание подг. Д. Ю. Дорофеевым.- Спб., РХГУ, 2004.
  211. М. Преодоление метафизики // Время и бытие. М.: Республика, 1993. С. 177−191
  212. М. Пролегомены к истории понятия времени. Томск: Водолей, 1998.
  213. М. Что такое метафизика? // Время и бытие. М.: Республика, 1993.-С. 16−40.
  214. М. Что это такое философия? // Вопросы философии, 1993, № 8.-С. 113−123.
  215. Херрманн Ф.-В. Временность присутствия и время бытия // Понятиефеноменологии у Хайдеггера и Гуссерля. Томск: Водолей, 1997. С. 85−96
  216. Херрманн Ф.-В. Жизненный мир и бытие-в-мире // Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля. Томск: Водолей, 1997. С. 5876
  217. Ю. А. Храмова В.Л. Ньютон как физик и философ. // Математическое естествознание в его развитии. Киев, 1987. — С. 8−15.
  218. А.А. Учение Аристотеля о сущности. // Тр. Тбилис. Ун-та -Тбилиси, 1989.-С. 194−196.
  219. А.И. Курс лекций по древней и средневековой философии. Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1991.
  220. B.C. Культурные предпосылки методологии эмпиризма в Средние века и Новое время. // Вопросы философии, 1987, № 7. С. 62−67.
  221. А.П. Система категорий диалектики. М.1967.
  222. Д. И. Диалектика познания и категория субстанции. Минск: Наука и техника, 1974.
  223. Г. Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы. М.: Гермес, 1914.
  224. Юм Д. Исследование о человеческом разумении. М.: Прогресс, 1995.
  225. А.И. К проблеме понимания категории материи. //Философские науки, 1989, № 9. С.113−119.
  226. Anderson J. F. St. Augustine and Being. The Hague, 1965.
  227. Bochenski J. M. Contemporary European philosophy. New York, 1957.
  228. Burkhardt B. Hegels Kritik an Kant’s theoretischer Philosophie. Munchen, 1984.
  229. Derrida J. Force de loi. Paris, 1994.
  230. Dewey J. Problems of Men. N. J., 1946.
  231. Dewey J. Reconstruction in Philosophy. Boston, 1957.
  232. Dewey J. The development of American Pragmatism // The Philosophy of Jon Dewey. Ed by J. McDermott. Chicago, 1981.
  233. Findley J.N. Kant and the transcendental Object. Oxf.—N.Y., 1981.
  234. Gartmann N. Philosophie derNatur. Berlin, 1950.
  235. Gartmann N. Grundziige einer Metaphysik der Erkenntnis. Berlin- Leipzig, 1925.
  236. Gartmann N. Zur Grundlegung der Ontologie. Berlin, 1965
  237. Heidegger M. Die Grundprobleme der Phanomenologie // Gesamtausgabe.
  238. Bd 24. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann. 1997.
  239. Heidegger M. Vom Wesen der Wahrheit. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann. 1997.
  240. Hegels B. Dialektische Ontologie und tomistische Analek-tik. 2. Afl.
  241. Kremer К. Die neuplatonisch Seinsphilosophie und ihre Wirkung auf Thomas von Aquin. Leiden, 1966
  242. Logical Positivism. Ed. By A. J. Ayer. L., 1959.
  243. Me Namara P. Does the Actual World Actualy Exist? // Philosophical Studies. Dordrecht, 1993.
  244. Russel B. Logic and Knowledge. N. J., 1971.
  245. Safranski R. Ein Meister aus Deutschland: Heidegger und seine Zeit. Frankfurt am Main: Fischer. 1998.
  246. Sartre J.-P. Sein und Nichts. Hamburg, 1964.
  247. Thomas von Aquino. Interpretation und Rezeptio. Mainz, 1974.
Заполнить форму текущей работой