Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Творчество Л.И. Бородина: особенности проблематики и поэтики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особая точка зрения на прозу Л. И. Бородина сложилась у А. Агеева. В статьях, посвященных творчеству писателя, чьей твердой общественной позицией он откровенно восхищается, критик настойчиво проводит мысль о несоответствии общественно значимым идеям бородинских произведений уровня их художественного воплощения. Объяснение такой амбивалентности авторской позиции он видит в полярности современного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Философско-эстетическое своеобразие художественного мира Л. И. Бородина (конец 1960-х — середина 1980-х гг.)
    • 1. 1. Социально-нравственный аспект конфликта личности и государства
    • 1. 2. Художественная концепция преступления и наказания
    • 1. 3. Проблема судьбы: трагическое и оптимистическое
  • Глава II. Религиозно-этические ориентиры в прозе Л. И. Бородина (конец 1980-х — начало 2000-х гг)
    • 2. 1. От «Божеполья» к «Бесиву»: образы смутного времени
    • 2. 2. Структурообразующая функция авторского сознания

Творчество Л.И. Бородина: особенности проблематики и поэтики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Разновекторный характер развития отечественной литературы последних десятилетий, в значительной степени обусловленный кардинальными изменениями в сфере общественных отношений и общественного сознания, делает насущным всестороннее изучение творчества тех писателей, чьи произведения наиболее значимы в мозаичном полотне современного литературного процесса и отражают многообразие сложных, противоречивых явлений действительности.

В когорте литераторов, определяющих основные направления развития современной российской прозы, Леонид Бородин, наряду с В. Распутиным, А. Прохановым, Б. Екимовым, Б. Евсеевым, А. Варламовым, О. Павловым, Р. Сенчиным, представляет традиционное, хотя и во многом обновившееся, обогатившееся опытом андеграунда, модернизма и постмодернизма, реалистическое направление, обнаружившее в последние годы тенденцию к возвращению лидирующих позиций, что делает весьма значимым исследование причин этого процесса и самих художественных явлений, о нем свидетельствующих. Вместе с тем, творчество Л. И. Бородина выделяется неординарным взглядом на человека, государство, мир в целом, в значительной степени проистекающим из особенностей биографии художника. Л. И. Бородин, «последний писатель среди политзаключенных» (В. Бондаренко), прошел сложный жизненный путь реальной борьбы с социальной системой, постулаты которой представлялись ему противоестественными, — путь, во многом предопределивший самобытность его художественных воззрений на те жизненные процессы, свидетелем которых он стал, — путь писателя-реалиста, пролегший через пристальное всматривание в социальное бытие, выявление истоков его дисгармоничности к утверждению общечеловеческих ценностей.

Неординарность личности Л. И. Бородина и весомость его литературного творчества определяют актуальность исследования динамики художественных воззрений писателя, активно участвующего на протяжении всего творческого пути в общественно-политической жизни страны и трепетно относящегося к судьбе своего народа. Значимость такого рода работы видится также в возможности не только прояснить своеобразие эстетического кредо писателя, но и установить, в какой степени индивидуально-творческий феномен отражает действие более масштабных тенденций литературного процесса.

Объект исследования составляют прозаические произведения Л. И. Бородина конца 1960;х — начала 2000;х гг. Материалом исследования являются романы «Расставание», «Трики, или Хроника злобы дней», повести «Перед судом», «Повесть странного времени», «Гологор», «Третья правда», «Год чуда и печали», «Женщина в море», «Божеполье», «Ловушка для Адама», «Царица смуты», «Повесть о любви, подвигах и преступлениях старшины Нефедова», «Ушел отряд», «Бесиво», рассказы «Встреча», «Вариант», «Посещение», «Реку переплыть» и другие, автобиографическое повествование «Без выбора».

Предметом изучения явилась динамика философско-эстетических идей автора и форм их художественного воплощения.

Цель исследования — проследить процесс творческого становления и развития Л. И. Бородина, отразившийся в изменениях семантики и поэтики его произведений.

Реализация цели предусматривает решение комплекса задач:

• выявить основные проблемно-тематические пласты прозы писателя;

• исследовать типологию характеров в произведениях Л. И. Бородина;

• определить своеобразие сюжетно-композиционной и пространственно-временной организации прозаических текстов писателя;

• выявить особенности речевого строя произведений Л. И. Бородина;

• охарактеризовать основные формы выражения авторского сознания, его структурообразующую функцию.

Л.И. Бородин, чей жизненный путь вобрал в себя особенности послевоенного времени, репрессий, перестройки, рубежа веков, лауреат различных отечественных и зарубежных литературных премий: итальянской «Гризане Кавур», французского Пен-клуба, журналов «Юность», «Наш современник», правительства Москвы, имени А. И. Солженицынаглавный редактор журнала «Москва», с момента появления его произведений в российской печати находится в поле зрения критиков А. Агеева, Л. Аннинского, П. Басинского, В. Бондаренко, С. Куняева, А. Немзера, О. Тимошенко, И. Штокмана и других. Большинство из них рассматривают особенности проблематики прозы Л. И. Бородина в связи с фактами биографии писателя, который им видится яркой фигурой современного литературного процесса: «выпавший из поколения» (Б. Драгилев), «несломленный» (В. Бондаренко), «крутой, последовательный романтик» (Л. Аннинский), автор «рациональной и авторитарной прозы» (Т. Рябова) — «романтичный, простодушный и в то же время пытливый и твердый в своих убеждениях» (Г. Владимов). Практически все критики единодушно выделяют в качестве отличительных черт прозы Л. И. Бородина социальнонравственную направленность, связанную с изображением борьбы разных типов сознания, использование беллетристического сюжета, выраженную характерность героев, интерес к стилевым экспериментам.

С. Куняев отмечает, что среди современных авторов Л. И. Бородин выделяется «жесткой постановкой нравственно-этической доминанты"1, которая выводит его прозу из социальных рамок на уровень общечеловеческий.

Куняев, С. «Умрет Толстой, что тогда?» // Наш современник. — 2004. — № 1. — С. 268. 5.

Особая точка зрения на прозу Л. И. Бородина сложилась у А. Агеева. В статьях, посвященных творчеству писателя, чьей твердой общественной позицией он откровенно восхищается, критик настойчиво проводит мысль о несоответствии общественно значимым идеям бородинских произведений уровня их художественного воплощения. Объяснение такой амбивалентности авторской позиции он видит в полярности современного общественного сознания, что и исследует в своем творчестве прозаик. Как отмечает А. Агеев, Л. И. Бородин — «рационалист и моралист, и в его прозе первичны именно идеи», среди которых выделяются две противоречащих друг другу: ориентация на христианские ценности, с одной стороны, и «прелесть греховной, безбожной, живой и свободной жизни» — с другой1. Поэтому А. Агеев отказывает в художественной достоверности сюжетам произведений прозаика: повестям «Третья правда», «Женщина в море», роману «Расставание». Некоторый схематизм бородинских произведений, в частности «Третьей правды», «Расставания», отмечает и Е. Шкловский, выделяя в качестве важнейшей черты авторского сознания — принцип открытости: «Писатель открыт разным правдам"2.

Е. Клименко, И. Казанцева, И. Штокман сопоставляют прозу Л. И. Бородина с творчеством А. И. Солженицына, ориентируясь главным образом не на художественные особенности, а на авторскую позицию, в которой, по их мнению, в обоих случаях сказалось «упрямое слово свободы и правды — голос бывшего зека, бунтующего сознания, упрятанного за колючую проволоку"3. Е. Клименко, К. Кокшенева, Т. Рябова, И. Штокман констатируют связь бородинских произведений на проблемном и художественном уровнях с творчеством М. Ю. Лермонтова, Ф. М. Достоевского: внимание к нравственному выбору человека, к его рефлексииизображение героев-бунтарей, героев-идеологов, «подпольного.

Агеев, А. Моралист перед сфинксом // Октябрь. — 1991. — № 6. — С. 201 — 204.

2 Шкловский, Е. Ускользающая реальность // Литературное обозрение. — 1991. — № 2. -С.13.

3 Клименко, Е. В ожидании Афродиты. // Литературное обозрение. — 1991. — № 2. — С. 56. 6 человека" — полифонию повестей и романов современного автора, обращение к дневниковому стилю повествования.

Содержательное исследование поэтики ряда произведений Л. И. Бородина представлено в статьях В.Д. Серафимовой1, сосредоточившей внимание на авторской модели мира, трансформации библейских образов и мотивов, литературных реминисценциях. Ученым делается обоснованный вывод о близости творческого метода писателя «постреализму».

В 1996 году творчество Л. И. Бородина стало предметом специального исследования в кандидатской диссертации Т. В. Рябовой. Ученый рассматривает эволюционный характер прозы писателя: «Его развитие — в накоплении опыта, человеческого и художественного, в углублении понимания жизни, в восприятии всех ее сегодняшних проявлений с позиции не стороннего наблюдателя, но активного участника событий». Т. В. Рябовой выделено три этапа творческого пути художника на основе ключевых его произведений. Особенность прозы современного автора исследователь видит в открытости, динамичности авторской позиции.

В 2000 году повести Л. И. Бородина 1990;х годов («Божеполье», «Ловушка для Адама», «Царица смуты») исследовались в кандидатской диссертации Н. Л. Федченко «Тенденции жанрово-стилевого развития повести 90-х годов (В.Крупин, Л. Бородин, В. Нарбикова)». Опираясь на жанрово-стилевой анализ произведений Л. И. Бородина и рассмотрение ключевой проблемы «человек и государство», исследователь относит творчество писателя к «традиционной прозе», которая «в своих духовно-нравственных приоритетах и жанрово-стилевых исканиях наследует принципы «деревенской прозы» и является полноправной преемницей.

1 Серафимова, В. Д. Поэтика повести JI. Бородина «Ловушка для Адама» // Русская речь. -2005. — № 5. — С. 33 — 44- Серафимова, В. Д. Поэтика прозы Л. И. Бородина. Проблемы человеческого сознания // Русская литература XX века в типологическом аспекте изучения. Шешуковские чтения. — Вып. 9. — М., МПГУ, 2004. — С. 472 — 483.

2 Рябова, Т. В. Проза Леонида Бородина, 1970;х — нач. 90-х гг.: дис. канд. филол. наук. -СПб., 1996.-С. 139. классической национальной культуры"1. Обращение к православно-национальным духовным ориентирам, христианскому толкованию бытийных категорий, созидательного начала художественного мира, по мнению H. J1. Федченко, позволяет найти точки схождения и в художественных методах Л. И. Бородина и В. Н. Крупина.

Г. Л. Нефагина отнесла творчество Л. И. Бородина к религиозной прозе2, основываясь на анализе рассказа «Посещение». В русле «развития христианских воззрений» рассматривает отдельные произведения прозаика М. М. Дунаев в работе «Православие и русская литература» (2004). Единство ученых в определении религиозной направленности творчества писателя зиждется как на интерпретации конкретных произведений, так и на открытых проявлениях проправославной позиции Л. И. Бородина, а также его редакторской деятельности в журнале «Москва», не без основания считающегося «оплотом православного патриотизма» (В. Бондаренко). Однако позиция писателя не так однозначна, на чем настаивает в своих статьях А. Агеев.

И. Штокман в 2000 году посвящает Л. И. Бородину монографию, где при рассмотрении его основных произведений приходит к выводу об определяющей роли в прозе писателя «внутренней биографичности». Работа И. Штокмана отличается субъективным пристрастием. Критик определяет доминантами произведений писателя патриотизм и верность идеалам.

Анализ работ, посвященных творчеству современного автора, показал разноречивость интерпретации его произведений, недостаточную изученность отдельных сторон их проблематики и поэтики, преобладание в большинстве случаев эмоциональности над аналитичностью, что определяет необходимость комплексного исследования прозы Л. И. Бородина,.

1 Федченко, H.JI. Тенденции жанрово-стилевого развития повести 90-х гг.: В. Крупин, Л. Бородин, В. Нарбикова: автореферат дис.. канд. филол. наук. — Армавир, 1999. -С. 19.

2 Нефагина, Г. Л. Русская проза второй половины 80-х — начала 90-х годов XX века. -Минск, 1998.-С. 51.

3 Штокман, И. Леонид Бородин — Слово и судьба. — М., 2000. С. 6. 8 позволяющего дать целостное представление о своеобразии его творчества и о месте художника в современном литературном процессе.

Научная новизна работы определяется впервые предпринятой попыткой рассмотрения художественного мира прозы Л. И. Бородина в его проблемно-тематическом и поэтическом своеобразии, а также включением в объект исследования произведений писателя 2000 — 2004 гг., практически не осмысленных критиками.

Методологию исследования составили историко-литературный, структурно-генетический и сравнительно-исторический методы. Теоретической основой стали труды историков культуры и литературы философско-эстетической школы Н. А. Бердяева, А. Ф. Лосева, идеи и концепции ведущих русских филологов М. М. Бахтина, В. В. Виноградова, Ю. М. Лотмана, работы современных теоретиков литературы по проблемам поэтики (жанра, организации текстового пространства, роли автора в литературном. произведении, хронотопа, стиля) Б. О. Кормана, Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпы, В. Е. Хализева и других. Учтены подходы к рассмотрению русской прозы конца XX — начала XXI вв. Н. Л. Лейдермана, М. Н. Липовецкого, Г. Л. Нефагиной, Т. Н. Марковой.

Заключение

.

Представленные в исследовании диахронические срезы проблематики и поэтики прозы Л. И. Бородина позволяют определить характер творческой эволюции художника.

Философско-эстетическая концепция Л. И. Бородина, сложившаяся под влиянием учений славянофилов, почвенников, работ Н. А. Бердяева, отличается ориентацией на возрождение России при условии следования православию, в чем писатель продолжает традиции Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого. Художественное решение ключевых проблем «личность и государство», «преступление и наказание», «правда и справедливость», «выбор и ответственность за него» связано с ключевой идеей о противоречивой сущности человека, соединившей в себе природное (языческое) и Божественное (христианское) начала. Потребность в вере отдельной личности и общества в целом, по мнению писателя, была использована советским режимом с антихристовой идеей построения царства Божьего на земле, что привело к разрушению не только самой системы, но и ценностных ориентиров русского человека. Исследование трагических коллизий позволяет художнику подойти к философскому осмыслению состояния мира и назначения человеческого бытия.

Поиск «правды», по мысли писателя, в тяжких судьбоносных испытаниях способен вернуть человека к истинным ценностям Красоты, Добра и Бога. Для воплощения данной философской концепции в своих произведениях Л. И. Бородин использует многообразие художественных приемов. Сюжетно-композиционная организация прозы писателя отличается напряженностью действия, неожиданностью финалов, активным использованием мотивов дороги и игры, ретроспективных и монтажных построений. Хронотоп бородинских произведений включает такие значимые амбивалентные характеристики художественного мира, как небо — земля, внутреннее — внешнее, горнее — дольнее, настоящее — прошлое, временноевечное, конечное — бесконечное. Художник рисует социально окрашенное время и пространство, в котором властвует «красная» власть, построенная на насилии. Л. И. Бородин проводит идею о противоестественной сути социалистической системы, переворачивающей в сознании человека представления о добре и зле, провоцирующей его на преступление. Социально-политический аспект проблемы преступления и наказания постепенно переплетается в произведениях писателя с общечеловеческим. Л. И. Бородин находит корни зла и в человеческой натуре, несовершенной по своей природе. Ориентиром в преодолении зла, конфликта с самим собой, обществом и миром в целом, видится художнику соблюдение христианских заповедей, созидающих и утверждающих доброе начало в человеке.

Для показа духовных поисков героев, а также передачи авторской позиции Л. И. Бородин обращается к различным формам субъектной организации. Тяготение к многоголосию отражает авторское стремление раскрыть разные типы сознания, запечатленные в его героях. Повествовательный дискурс прозы писателя, особенно после романа «Расставание», выразителен, включает семантизацию, смешение книжного и разговорного стилей. Символика заглавий, имен героев, образная и числовая символика передают многозначность исследуемых художником проблем.

Произведения Л. И. Бородина конца 1960;х — начала 1980;х гг. связаны с исследованием трагических конфликтов человека с государственной системой, природой, с самим собой, надежда на оптимистический исход которых подпитывается жизнеутверждающей верой писателя в духовные возможности личности, поставленной в экстремальные условия необходимого выбора. При этом имеет место некоторая схематичность сюжетных ходов в «Повести странного времени», повести «Гологор», романе «Расставание», связанная со стремлением прозаика к проведению своих идей без учета степени убедительности их художественного воплощения. Религиозность и диалогичность являются ключевыми характеристиками авторского сознания, проявляющимися в обращении к теме веры, утверждении христианских ценностей в качестве жизненных ориентиров лучших персонажей, в полифоническом строе произведений, в использовании системы двойников и героев-антиподов.

Проза Л. И. Бородина конца 1980;х — начала 1990;х гг. отличается повышенным вниманием к социально-психологической проблематике, что связано с кардинальными общественно-политическими изменениями в стране, предопределившими обостренный интерес художника к исследованию трансформаций человеческого сознания в эпоху «смутного времени». Образ России выступает духовно-смысловым центром в современных произведениях писателя. Анализ ключевых бородинских текстов двух последних десятилетий (повестей «Женщина в море», «Божеполье», «Царица смуты», «Бесиво», романа «Трики, или Хроника злобы дней») позволил обнаружить определенную авторскую концепцию истории России, связанную с особым путем ее развития, национальным характером, важными составляющими которого являются необычный духовный дар, эсхатологическая направленность сознания. Причины современной Смуты писатель видит в революционном перевороте 1917 года, когда кризис веры привел к кризису государственности.

Художественный мир прозы Л. И. Бородина на данном этапе его творческой эволюции отличает появление новых типов героев («оборотни» смутного времени, автобиографические герои-рассказчики), расширение пространственно-временных рамок, связанное с обращением к историческому прошлому России, проникновение в глубины подсознательного, исследование изменений индивидуального и общественного бытия на рубеже эпох. При этом произведения Л. И. Бородина последнего времени отличаются художественной достоверностью, гармоничной целостностью выражения авторских идей.

Жанрово-стилевое разнообразие бородинской прозы — следствие многоуровневости системы авторского мировидения, диалогичности его художественного сознания, которое проявляется как через субъектные, так и внесубъектные формы. Амбивалентность авторского сознания, выполняющего в большинстве произведений писателя конца 1990 — начала 2000;х годов структурообразующую функцию, нашла отражение в совмещении идеи о христианской основе возрождения личности с признанием «инстинкта жизни», берущего начало в природной сути человека. Наряду с продолжением традиций русской классики в раскрытии сложности и важности духовных исканий отдельной личности в творчестве писателя отразилась тенденция современной неоклассической литературы к утверждению идеи о возрождении российской державности через осознание россиянами своей причастности к истории государства и ответственности за судьбу Родины. Для решения этой задачи Л. И. Бородин использует фантастические элементы, приемы кинематографии, а также максимально сближает позиции автора и героя-рассказчика, что отличает в целом современную отечественную прозу.

Таким образом, идейная плотность произведений Л. И. Бородина последних десятилетий в сочетании с разнообразием художественных решений ознаменовали выход писателя на более высокий уровень осмысления «вечных» тем и проблем, заявленных им еще в первых творениях, а также новых, продиктованных сложной духовно-общественной жизнью современной России. Эволюционные изменения прозы Л. И. Бородина на идейно-тематическом и жанрово-стилевом уровнях свидетельствуют о сложившемся индивидуальном творческом методе автора как особом явлении современной русской литературы.

Наиболее продуктивным представляется дальнейшее изучение прозы Л. И. Бородина с точки зрения ее стилевых особенностей, а также в широком литературном контексте, что позволит более полно охарактеризовать тенденции развития современной прозы реалистического направления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Л.И. Без выбора : Автобиографическое повествование / Л. И. Бородин. М.: Молодая гвардия, 2003. — 505 с.
  2. , Л.И. Бесиво / Л. И. Бородин // Москва. 2002. — № 11.-С. 3 — 60.
  3. , Л.И. Божеполье / Л. И. Бородин // Роман-газета. 1993. -№ 15.-С. 1 — 57.
  4. , Л.И. Выйти в небо / Л. И. Бородин // Москва. 2000. — № 5. -С. 23- 32.
  5. , Л.И. Год чуда и печали / Л. И. Бородин. Possev — VTRAG, K.G., 1981.- 195 с.
  6. , Л.И. Два рассказа : Флюктуация. Рыбалка в Южной Англии / Л. И. Бородин // Наш современник. 2000. — № 8. — С. 25 — 38.
  7. , Л.И. Инстинкт памяти : (Рассказы: Сайк. Медбрат 17-го лагпункта. Сан Саныч.) / Л. И. Бородин // Юность. 1997. — № 4. -С. 32 — 60.
  8. , Л.И. Как он мог. / Л. И. Бородин // Юность. 1993. — № 7.- С. З- 10.
  9. , Л.И. Киднепинг по-советски / Л. И. Бородин // Юность. -1995.- № 8.-С. 2- 15.
  10. , Л.И. Ловушка для Адама / Л. И. Бородин // Юность. 1994.- № 9. С. 4−53.
  11. , Л.И. Однажды в отпуске / Л. И. Бородин // Юность. 1996. -№ 3. — С. 20−23.
  12. , Л.И. Перед судом / Л. И. Бородин // Юность. 1992. — № 4 -5.-С. 34−48.
  13. , Л.И. Перечитывая норильский дневник / Л. И. Бородин // Москва.-1994. № 6−7.
  14. , Л.И. Повесть странного времени : повести / Л. И. Бородин. -М.: Современник, 1990.-399с.
  15. , Л.И. Посещение : повести, рассказы / Л. И. Бородин. М.: Андреевский флаг, 2003. — 384 с.
  16. , Л.И. Правила игры / Л. И. Бородин // Московский вестник.1990, — № 5.-С.32−64.
  17. , Л.И. Справа гора Казбек. / Л. И. Бородин // Москва. -2005, — № 5.-С. 72- 96.
  18. , Л.И. Стихотворения / Л. И. Бородин // Юность. 1994. -№ 1.-С. 62−63.
  19. , Л.И. Таинственный выстрел / Л. И. Бородин // Слово.1991.- № 1 4.
  20. , Л.И. Три рассказа : Встреча. Вариант. Посещение / Л. И. Бородин // Юность. 1989. — № 1. — С. 3 — 29.
  21. , Л.И. Трики, или Хроника злобы дней / Л. И. Бородин // Москва.- 1998.- № 11−12.
  22. , Л.И. Ушел отряд / Л. И. Бородин // Москва. 2004. — № 7. -С. 9−73.
  23. , Л.И. Царица смуты / Л. И. Бородин // Москва. 1996. — № 5. -С. 18−107.
  24. , Л.И. Этого не было / Л. И. Бородин // Юность. 1998. -№ 4.- С. 10−15.1.
  25. Л.И. Проблема автора и авторской позиции в «женской прозе : автореф. дис.. канд. филол. наук / Л. И. Абдуллина. Томск, 2003.- 24 с.
  26. Алгазо, Хасан Нравственное становление личности в автобиографической прозе русского Зарубежья: И. А. Бунин, И. С. Шмелев, Б. К. Зайцев, А. И. Куприн: дис. канд. филол. наук / Хасан Алгазо. М., 2006. — 206 с.
  27. , А. Моралист перед сфинксом / А. Агеев // Октябрь. 1991. -№ 6.-С. 201 — 204.
  28. , А. На улице и в храме / А. Агеев//Знамя. 1990. — Кн. 10.-С. 228 — 237.
  29. , JI. Заговор художников? / JI. Аннинский // Москва. -1994.- № З.-С. 143−145.
  30. , Н.Д. О стыде и совести / Н. Д. Арутюнова // Логический анализ языка: Языки этики / отв. ред. Н. Д. Артюнова, Т. Е. Янко, Н. К. Рябцева. М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 54 — 79.
  31. , В.В. Авторское сознание и социальный заказ в структуре текста : автореф. дис.. д-ра филол. наук / В. В. Бадиков. Алматы, 2000. — 55 с.
  32. , А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян / А. К. Байбурин. Л.: Изд-во «Наука», 1983. — 188 с.
  33. , Р. Избранные работы : Семиотика. Поэтика / Р. Барт. М.: Прогресс, 1989.-616 с.
  34. , П. «Как сердцу высказать себя?» (О русской прозе 90-х гг.) / П. Басинский // Новый мир. 2000. — № 4. — С. 185 — 192.
  35. , В., Дюмотц, И., Головин, С. Энциклопедия символов / В. Бауэр, И. Дюмотц, С. Головин. -М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. 512 с.
  36. , М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин // М. М. Бахтин Собрание сочинений в 7 тт. М.: Ин-т мировой лит-ры РАН, 2002.-Т. 6.- 800 с.
  37. , М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. М.: Искусство, 1979.-423 с.
  38. , Г. А. Художественный мир современной прозы / Г. А. Белая. -М.: Наука, 1983. 191 с.
  39. , Н.А. Русская идея : Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX века. Судьба России / Н. А. Бердяев. М., Сварог и К, 1997.-541 с.
  40. , Н.А. Философия свободного духа / Н. А. Бердяев. М.: Республика, 1994. — 479 с.
  41. , А.Ю. Деревня как архетип : от Пушкина до Солженицына / А. Ю. Большакова // Вестник РГНФ. 1999. — № 1. -С. 316−327.
  42. , А.Ю. Нация и менталитет : феномен «деревенской прозы» XX века / А. Ю. Большакова. М.: Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации правительства Москвы, 2000. — 132 с.
  43. , А. Ю. Феномен деревенской прозы / А. Ю. Большакова // Русская словесность. 1999. — № 3. — С. 15 — 19.
  44. , В. Несломленный / В. Бондаренко // Слово. 1989. -№ 10.-С. 49.
  45. , В. Неожиданная проза Леонида Бородина / В. Бондаренко // Наш современник. 1998. — № 4. — С. 247 — 249.
  46. , В. «Московская школа» или эпоха безвременья : Критические статьи / В. Бондаренко. М.: Столица, 1990. — 272 с.
  47. , JI.O. Авторское сознание в поэзии и прозе : когнитивное моделирование / JI.O. Бутакова. Барнаул, 2001. — 284 с.
  48. , JI.O. Авторское сознание как базовая категория текста : когнитивный аспект: автореф. дис.. д-ра филол. наук / JI.O. Бутакова. Барнаул, 2001. — 42 с.
  49. , А.Н. Апокалиптические мотивы в русской прозе конца XX века : дис.. канд. филол. наук / А. Н. Варламов. М., 1997. -200 с.
  50. , А. Не палачи, не жертвы : о прозе JI. Бородина /
  51. , Н. А., Орлицкий Ю. Б., Скороходов, В.В. Поэтика заглавий: Материалы к биографии / Н. А. Веселова, Ю. Б. Орлицкий,
  52. , А.Н. Избранные труды и письма // А. Н. Веселовский. -СПб., Наука, 1999.-365 с.
  53. , А.Н. Язык поэзии и язык прозы / А. Н. Веселовский // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология / под общ. ред. В. П. Нерознака. М.: Академия, 1997.1. C. 85−112.
  54. , В.В. О теории художественной речи / В. В. Виноградов. М.: Высш. шк., 2005. — 287 с.
  55. , В.В. О языке художественной прозы / В. В. Виноградов. -М.: Наука, 1980.- 315 с.
  56. , В.В. Проблема авторства и теория стилей / В. В. Виноградов. М.: Наука, 1961.-616 с.
  57. Вопреки правилам игры: беседа с писателем // Россия молодая. -1991.-№ 2.- С. 69−71.
  58. , Л. Я. О психологической прозе / Л.Я. Гинзбург- М.: Интрада, 1999.-415 с.
  59. , Н.Д. Современная отечественная проза / Н. Д. Горшкова. -Новосибирск: Изд-во НТГУ, 2005. 32 с.
  60. , А.Н. Поэзия Федора Сологуба : принципы воплощения авторского сознания: дис.. канд. филол. наук / А. Н. Губайдуллина. Томск, 2003.-217 с.
  61. , А.Т. Диалектика позиций повествователя в романе JI.H. Толстого «Война и мир» / А. Т. Гулак // Филологические науки. -2002.-№ 3.-С. 9−19.
  62. , Ю. В. Архетипические мотивы в русской прозе XIX века : автореф. дис.. канд. филол. наук / Ю. В. Доманский. Тверь, 1998.- 22 с.
  63. , Е.В. Достоевский и русский суд как основа национально-правовой этики : феноменология образов: дис.. канд. филол. наук / Е. В. Дорошева. Краснодар. — 2005. — 250 с.
  64. , JI.A. Художественное сознание / JI.A. Закс. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1990. — 212 с.
  65. , В. Т. Импрессионистические тенденции в русской прозе начала XX века : дис. д-ра филол. наук / В. Т. Захарова. М., 1995.-363 с.
  66. , М. Ю. Авторские жанровые формы в русской прозе конца XX века : Монография / М. Ю. Звягина. Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2001 — 180 с.
  67. , А.В. Космополиты и почвенники / А. В. Зеленин // Русская речь.-2003.-№ 1.-С. 111 118.
  68. , В. История русской философии / В. Зеньковский. -Париж, YMCA-PRESS, 1948 // textshare.da.ru http: // textshare.tsx.org
  69. , Т.В. Современная отечественная проза : Учеб. пособие / Т. В. Казарина. Самара: Самарская гуманитарная академия, 2000. -237 с.
  70. , Ю.Ф. Достоевский и канун XXI века / Ю. Ф. Карякин. -М.: Советский писатель, 1989. 646 с.
  71. , В.Я. У истоков Романа-трагедии. Достоевский -Пушкин Гоголь // Достоевский и русские писатели / сост. В. Я. Кирпотин. — М.: Сов. писатель. — 1971. — С. 9 — 86.
  72. Классика и современность: сб. статей / под ред. П. А. Николаева, В. Е. Хализева.-М.: Изд-во МГУ, 1991.-254 с.
  73. , Ю. Вверх по лестнице зла / Ю. Козлов // День. 1993. -20−26 июня (№ 24). — С. 6.
  74. , В.Н. Марина Мнишек / В. Н. Козляков. М.: Молодая гвардия, 2005. — 341 с.
  75. , И.В. Смута : «Эпоха «безвременья» в истории России / И. В. Кондаков // Общественные науки и современность. 2002. -№ 2.-С. 55−67.
  76. , Б.О. Изучение текста художественного произведения / Б. О. Корман. -М.: Просвещение, 1972. 110 с.
  77. , С. «Умрет Толстой, что тогда?» / С. Куняев // Наш современник. 2004. — № 1. — С. 262 — 277.
  78. , Н.Л. Постреализм : теоретический очерк / Н. Л. Лейдерман. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т филол. исслед. и образоват. стратегий «Словесник», 2005. — 248 с.
  79. , А. Ф. Миф. Число. Сущность / А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 1994.-478 с.
  80. , А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / А. Ф. Лосев. М.: Искусство, 1976. — 367 с.
  81. , Ю.М. Внутри мыслящих миров : Человек текст -семиосфера — история / Ю. М. Лотман. — М.: «Языки русской культуры», 1996.-464 с.
  82. , Ю.М. Об искусстве : структура художественного текста / Ю. М. Лотман. СПб.: Искусство, 1998. — 704 с.
  83. , Т.В. Авторское сознание в лирике К.М. Фофанова: дис. канд. филол. наук / Т. В. Малыгина. Орел, 2005. — 196 с.
  84. , Т. Н. Современная проза : конструкция и смысл (В. Маканин, JI. Петрушевская, В. Пелевин): Монография / Т. Н. Маркова. М.: Изд-во Моск. гос. обл. ун-та, 2003. — 368 с.
  85. , Т.Н. Формотворческие тенденции в прозе конца XX века (В. Маканин, JI. Петрушевская, В. Пелевин): автореф. дис.. д-ра филол. наук / Т. Н. Маркова. Екатеринбург, 2003. — 50 с.
  86. , Л.П. Виртуальный модус культуры : текст как специальная форма выражения авторского сознания / Л.П. Марьина// Виртуальное пространство культуры: матер, науч. конф. 2000, СПб.: Изд-во СПбГУ — С. 108 — 111.
  87. , В. Персонажи жестоких игр / В. Меньшиков // Роман-газета. 1993. — № 15. — С. 58 — 61.
  88. , В. Послесловие к повести «Третья правда» / В. Меньшиков // Роман-газета. 1991. -№ 4. — С. 65 — 66.
  89. , Ю.И. Теория художественной словесности (поэтика и индивидуальность) / Ю. И. Минералов. М., ВЛАДОС, 1999. -360 с.
  90. , А. А. Русская идея : проблемы, суждения / А. А. Муронов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 1998. — № 3. — С. 104 — 111.
  91. , Н.А. Онейросфера в русской прозе XX века : модернизм, постмодернизм: дис.. д-ра филол. наук / Н. А. Нагорная. М., 2004. — 414 с.
  92. , А. Русское самосознание : между царством и церковью / А. Назаренко // Москва. 2000. — № 12. — С. 133 — 144.
  93. , В. Спонтанность сознания : Вероятные теории смыслов. Смысловая архитектоника личности / В. Налимов. М.: Просвещение, 1990.-287 с.
  94. , А. Взгляд на русскую прозу в 1996 году / А. Немзер // Дружба народов. 1997. -№ 2. — С. 165 — 186.
  95. , А. Замечательное десятилетие : О русской прозе 90-х годов / А. Немзер // Новый мир. 2000. — № 1. — С. 199 — 219.
  96. , А. Поражение справедливости / А. Немзер // Дружба народов. 1997.- № 2. -С. 168−169.
  97. , Г. Л. Русская проза второй половины 80-х начала 90-х годов XX века : Учеб. пособие / Г. Л. Нефагина. — Минск, БГУ, 1998.-231 с.
  98. Новейший философский словарь. Минск, Изд-во В. М. Скакун, 1988.-896 с.
  99. , Л.И. Русская идея Соловьева и Достоевского / Л. И. Новикова // Сиземская И. Н., Новикова Л. И. Русская философия истории: Курс лекций. М., 1997. — Лекция 12. — С. 229 — 233.
  100. , О. Метафизика русской прозы / О. Павлов // Октябрь. -1998.-№ 1.-С. 167 -183.
  101. , О. Новые лица русской прозы / О. Павлов // Москва. -2002.-№ 6.-С. 169- 174.
  102. О великом инквизиторе: Достоевский и последующие / сост., предисл., ил. Ю.И. Селиверстова- послесл. Г. Б. Пономаревой и В. Я. Курбатова. М.: Молодая гвардия, 1992. — 270 с.
  103. , В.О. О языке художественной прозы. Повествование и диалог / В. О. Одинцов. М.: Наука, 1973. — 104 с.
  104. , С.Ф. Смута в Московском государстве / С. Ф. Платонов // Платонов С. Ф. Лекции по русской истории. Петрозаводск: Изд-во СТД, 1996, Ч. 1.-С. 256−359.
  105. , Г. Н. Вопросы методологии и поэтики : сб. статей / Г. Н. Поспелов. М.: Издание МГУ, 1983. — 336 с.
  106. , А. Эстетика и поэтика / А. Потебня. М.: Искусство, 1976.-613 с.
  107. Пчелкина, Т. Р. Автор и герой в художественном мире
  108. A.И. Куприна (типология и структура): дис.. канд. филол. наук / Т. Р. Пчелкина. Магнитогорск, 2006. — 177 с.
  109. B.А. Пьецух. М.: НЦ ЭНАС, 2005. — 216 с.
  110. , А.В. Сознание и нравственность / А. В. Разин // Вест. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1999. -№ 3. — С. 91 — 103.
  111. B.В. Виноградова в свете современного гуманитарного знания / О. Г. Ревзина // Вест. Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. 1995. — № 6.1. C. 83−91.
  112. , Н., Скобелев, В. Теория автора и проблема художественной деятельности / Н. Рымарь, В. Скоблев. Воронеж, 1994.-262 с.
  113. , Т.В. Проза Леонида Бородина, 1970-х нач. 90-х гг.: дис. канд. филол. наук / Т. В. Рябова. — СПб., 1996. — 149 с.
  114. , И. Помочь не отчаяться / И. Савкина // Север. 1992. -№ 2.-С. 149−155.
  115. , В.Д. Поэтика повести Л. Бородина «Ловушка для Адама» / В. Д. Серафимова // Русская речь. 2005. — № 5. — С. 33 — 44.
  116. , A.JI. «Славянская идея» главный этап на пути духовного единения человечества во Христе / A.JI. Сергеева // III Пасхальные чтения: сб. науч-метод. конф. «Гуманитарные науки и православная культура». — М.: МПГУ, 2005. — С. 205 — 208.
  117. , JI. Н. Фольклорная традиция русской прозы последней трети XX века / JI.H. Скаковская. Тверь: Золотая буква, 2003.-304 с.
  118. , JI.B. Духовно нравственные искания писателей-традиционалистов второй половины XX в.: В. Шукшин, В. Распутин,
  119. В. Белов, В. Астафьев: дис.. д-ра филол. наук / JI.B. Соколова. -СПб., 2005.-381 с.
  120. , К. А. К пониманию «реализма в высшем смысле» / К. Степанян // Достоевский и мировая культура: Альманах. № 10-М., 1998.-С. 54−64.
  121. , К. Реализм как спасение от снов / К. Степанян // Знамя. 1996. -№ 11.-С. 194−200.
  122. Теоретическая поэтика: понятия и определения. М.: РГГУ, 2001.-446 с.
  123. , О. Где она, «третья правда»? / О. Тимошенко // Москва. 1990. — № 6. — С. 204 — 206.
  124. , В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: исследования в области мифопоэтического: Избранное / В. Н. Топоров. М.: Изд. группа «Прогресс» «Культура», 1995. — 624 с.
  125. , В.А. Достоевский и русские писатели / В. А. Туниманов. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) РАН. — СПб.: Наука, 2004. — 380 с.
  126. , П. Воры и диссиденты / П. Ульяшов // Книжное обозрение. 1990. — № 11. — С. 6.
  127. , Н.JI. Тенденции жанрово-стилевого развития повести 90-х гг.: В. Крупин, Л. Бородин, В. Нарбикова: дис.. канд. филол. наук / H.JI. Федченко. Армавир, 1999. — 218 с.
  128. B.Е. Хализев // Вест. Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. 2002. — № 3.1. C. 7 21.
  129. , Т. Последний из диссидентов? / Т. Хорошилова // Комсомольская правда. 1990. — 24 апреля. — С. 6.
  130. Человек из другой команды: беседа с JL Бородиным // Российская газета. 1993. — 6 февр. — С. 10.
  131. , Е.М. Евангелиевские образы, сюжеты, мотивы в художественной культуре. Проблемы интерпретации / Е. М. Четина. -М.: Флинта- Наука, 1998. 112 с.
  132. , Е.А. Грани гуманизма. Социально-нравственные проблемы современной прозы / Е. Шкловский. М.: «Знание», 1989. -40 с.
  133. , В.Б. О теории прозы / В. Б. Шкловский. М.: Сов. писатель, 1983. — 384 с.
  134. , И. Два портрета / И. Штокман // Наш современник. -1990.-№ 9.-С. 179 180.
  135. , И. Леонид Бородин Слово и судьба / И. Штокман. -М.: Моск. город, организация Союза писателей России, 2000. — 124 с.
  136. , A.JI. Россия против России. Итоги XX века / А. Л. Янов // Вестн. Моск. гос. ун-та. Сер. 12. Политические науки. 2003. — № 1. -С. 26 — 39.
  137. , А.Л. Русская идея и 2000 год / А. Л. Янов // Нева. 1990 -№№ 9 — 12.
  138. Gardner, A. Religious instincts sacred landscapes Two Russian novels/ A. Gardner. Encounter. — London, 1989. — Vol. 73. — p. 42 — 45.
Заполнить форму текущей работой