Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Автоматизация диагностирования трубопроводов, транспортирующих сероводородсодержащие среды

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В этой ситуации научной проблемой представляется автоматизация диагностирования ТП и выработка управляющих воздействий для технического обслуживания и ремонта. Автоматизация процесса идентификации технологических и эксплуатационных дефектов с последующим ранжированием по степени их опасности и исключением неопасных дефектов из дальнейшего рассмотрения позволяют построить замкнутую многомерную… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Состояние вопроса и задачи исследования
    • 1. 1. Выбор объекта исследования
    • 1. 2. Техническая диагностика трубопроводов
    • 1. 3. Автоматизированные системы диагностики
      • 1. 3. 1. Внутритрубная дефектоскопия трубопроводов
      • 1. 3. 2. Ультразвуковая и магнитная дефектоскопия
      • 1. 3. 3. Анализ метода внутритрубной ультразвуковой дефектоскопии
    • 1. 4. Анализ методов оценки дефектности трубопроводов
    • 1. 5. Особенности автоматизации диагностирования трубопроводов
    • 1. 6. Цель и постановка задач исследования
  • Глава 2. Структурный синтез АСУ надежностью ТП
    • 2. 1. Структурный синтез нелинейных систем
    • 2. 2. Классификация дефектов по данным внутритрубной дефектоскопии
    • 2. 3. Идентификация дефектов трубопроводов
      • 2. 3. 1. Признаки технологических и эксплуатационных дефектов при их идентификации
      • 2. 3. 2. Обоснование признаков дефектов типа водородные расслоения при идентификации
  • Глава 3. Определение векторов состояния трубопроводов
    • 3. 1. Создание автоматизированной базы данных по результатам внутритрубной дефектоскопии
    • 3. 2. Статистическая обработка выявленных дефектов
    • 3. 3. Анализ изменения коррозионного состояния трубопроводов
    • 3. 4. Построение регрессионных моделей характеристик дефектов
      • 3. 4. 1. Прогнозирование дефектности трубопроводов
    • 3. 5. Прогнозирование образования дефектов в труднодоступных участках трубопроводов
  • Глава 4. Реализация АСУ надежностью трубопроводов
    • 4. 1. Разработка АСУ надежностью трубопроводов
    • 4. 2. Алгоритм оценки технического состояния трубопроводов
    • 4. 3. Оценка технического состояния трубопроводов по разработанному алгоритму
    • 4. 4. Оценка эффективности АСУ

Автоматизация диагностирования трубопроводов, транспортирующих сероводородсодержащие среды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Оренбургское газоконденсатное месторождение (ОГКМ) сероводо-родсодержащих газов является одним из крупнейших промышленных объектов области и разрабатывается с 1974 г. Стальные трубопроводы (ТП) подвергаются воздействию сероводородной коррозии, в результате чего возникают различные типы повреждений. В случае нарушения целостности ТП неизбежно возникает аварийная ситуация, которая приводит к значительному материальному и экологическому ущербу. В то же время ни один из методов локального коррозионного контроля не отражает реальной скорости коррозии ни в контролируемой системе в целом, ни в отдельных ее местах.

С появлением промышленных образцов внутритрубных дефектоскопов-снарядов, стало реальным получать информацию о дефектности многокилометровых участков ТП. Однако объективный анализ результатов внутритрубной дефектоскопии затруднен из-за невозможности идентификации дефектов ТП и определения их потенциальной опасности. Это объясняется тем, что для ТП, транспортирующих сероводородсодержащие среды, внутритрубная дефектоскопия впервые в мировой практике применена на соединительных ТП ОГКМ. Начальный этап применения внутритрубной дефектоскопии характеризуется значительными материальными и временными затратами на оценку фактического состояния ТП и вырезку дефектных участков ТП, не представляющих потенциальной опасности.

В этой ситуации научной проблемой представляется автоматизация диагностирования ТП и выработка управляющих воздействий для технического обслуживания и ремонта. Автоматизация процесса идентификации технологических и эксплуатационных дефектов с последующим ранжированием по степени их опасности и исключением неопасных дефектов из дальнейшего рассмотрения позволяют построить замкнутую многомерную систему управления надежностью ТП и существенно сократить затраты материальных и временных ресурсов при проведении внутритрубной диагностики. Перспективным направлением повышения объективности оценки технического состояния ТП представляется автоматизация процесса диагностирования ТП на основе современных информационных технологий, включающих создание базы данных, идентифицируемых и прогнозируемых моделей и определения эффективности функционирования ТП.

Работа является разделом научного направления исследований лаборатории «Надежность» и кафедры «Автоматика и автоматизированные производства» Оренбургского государственного университета, и выполнена в соответствии с приоритетным направлением развития науки и техники (2728п-п8 от 21.07.96) «Технология обеспечения безопасности продукции, производства и объектов» и постановлением Правительства России от 16.11.1996 г. N 1369 по проведению в 1997;2000 гг. внутритрубной диагностики ТП в пределах территорий Уральского района и Тюменской области.

Цель работы, обеспечение надежности ТП путем автоматизации процесса диагностирования, включающей создание базы данных внутритрубной дефектоскопии и оценку технического состояния ТП.

Для достижения этой цели определены следующие основные задачи исследования:

1 Провести структурный синтез многомерной АСУ надежностью ТП с последующей идентификацией дефектов ТП и определением их потенциальной опасности;

2 Разработать автоматизированную базу данных результатов внутритрубной дефектоскопии и алгоритм оценки технического состояния ТП;

3 Построить модель дефектности ТП и оценить техническое состояние участков ТП, не доступных для внутритрубной дефектоскопии;

4 Оценить эффективность автоматизации процесса диагностирования.

Поставленные задачи решались комплексно путем проведения теоретических и экспериментальных исследований с применением современных средств технической диагностики ТП. Диссертация состоит из четырех глав, общих выводов и результатов исследований и приложений.

В первой главе сделан анализ эффективности локальных средств диагностики применяемых на предприятиях «Оренбурггазпром». Рассмотрены характеристики применяемых методов неразрушающего контроля за состоянием ТП. Показано, что имеющие средства не отвечают требованиям безопасности нефтегазовых объектов. Наряду с этим, сделан обзор современных методов технической диагностики. В частности, подробно рассмотрены методы внутритрубной дефектоскопии, основанные на ультразвуковом и магнитном методах. Проведен их сравнительный анализ, обосновано применение ультразвуковой дефектоскопии (УЗД) на ТП, транспортирующих сероводородсодержащий газ.

По результатам анализа технической диагностики ТП, рассмотрена существующая система обеспечения их надежности, Показана, что имеющаяся автоматизация процесса диагностирования ТП недостаточна для эффективного воздействия на показатели надежности ТП.

В конце главы на основе анализа технической диагностики на ОГКМ и обеспечения надежности ТП сформулированы цель и задачи исследования.

Вторая глава посвящена структурному синтезу системы управления надежностью ТП. Трубопровод представлен как многомерный объект, характеризующийся вектором состояния, описанный системой линейных дифференциальных уравнений первого порядка. Используя метод обобщенной инвариантности синтезирована структура АСУ надежностью ТП с последующей декомпозицией на частные задачи. Показано, что одной из основных частных задач является классификация и идентификация дефектов по результатам внутритрубной УЗД. Решение этой задачи изложено в методике экспериментального исследования дефектных участков.

Третья глава посвящена решению частных задач, определенных во второй главе. Большой объем информации о дефектности ТП при проведении внутритрубной УЗД требует создания средств для ее обработки. Оперативность обработки, доступность и достоверность определяют качество оценки технического состояния. Ввиду этого разработана автоматизированная база данных, включающая информацию о дефектности ТП, его режимах работы и позволяющая проводить статистическую обработку дефектных участков и строить модели прогноза дефектности ТП. С применением разработанной автоматизированной БД проведен анализ технического состояния всех ТП, инспектируемых внутритрубной УЗД, построены и проанализированы регрессионные модели дефектности ТП. По результатам исследований предложено решение по оценке участков ТП недоступных внутритрубной дефектоскопии.

В четвертой главе на основе синтезированной структуры АСУ и проведенных исследований разработана многомерная замкнутая система управления надежностью ТП. Для канала обратной связи предложен алгоритм оценки технического состояния ТП. В конце главы проведена оценка эффективности предложенной АСУ надежностью ТП. Показано, что вероятность нормального функционирования Рф (0 участка ТП рассчитанное при фактическом состоянии ТП выше чем при использовании статистических данных. Следовательно, применение автоматизированной системы управления надежностью ТП посредством организации канала обратной связи повышает эффективность функционирования ТП.

1 Состояние вопроса и задачи исследования.

Основные выводы и результаты исследований.

1 Проведен структурный синтез, на основе которого разработана замкнутая многомерная АСУ надежностью ТП с декомпозицией задач: идентификации и классификации дефектов, создание автоматизированной базы данных, построение регрессионных моделей дефектности ТП.

2 Разработана методика идентификации ТП, основанная на дифференциации технологических и эксплуатационных дефектов. По результатам идентификации составлен атлас сканов (более 50 сканов) дефектов, характерных для ТП, транспортирующих сероводородсодержащие нефтегазовые среды, позволяющий оперативно идентифицировать основные типы дефектов.

3 Создана база данных, содержащая информацию об основных режимах ТП и его дефектности и позволившая обработать свыше 14 тысяч дефектов на дистанции более 500 км, составить картотеку вырезанных участков ТП, контролировать оставшиеся дефекты при повторной внутритрубной дефектоскопии и прогнозировать техническое состояние участков ТП, недоступных для внутритрубной дефектоскопии.

4 На основе выявленных значимых факторов: температура, влажность, давление рабочей среды, оказывающих влияние на коррозионное состояние внутренней поверхности ТП, построена математическая модель прогноза дефектности ТП, позволяющая моделировать коррозионную ситуацию при возможных изменениях параметров ТП (температура, давление, влажность).

5 Осуществлена автоматизация процесса диагностирования ТП, позволившая предложить модель многомерной замкнутой системы управления надежностью ТП, которая более чем на 10% эффективнее существующей. Результаты работы применяются на П «Оренбурггазпром», в лаборатории «Надежность» ОГУ, в учебном процессе и включены в «Положение об экспертном диагностировании ТП», утвержденное Оренбургским округом Госгортехнадзора России. Годовой экономический эффект от внедрения результатов исследований составляет 484 тысяч деноминированных рублей за счет сокращения количества вырезанных участков ТП.

Показать весь текст

Список литературы

  1. H.H. Опыт фирмы «Саратовгазприборавтоматика» в создании и эксплуатации автономных средств внутритрубной инспекции линейной части магистральных газопроводов. «Диагностика-96».-Ялта. 1996 г.-М.ИРЦ ГАЗПРОМ. -С.201−209.
  2. И.А. Техническая диагностикам.: 1978. 236 с.
  3. JI.M. Метод структурного синтеза нелинейных систем автоматического управления. М.: 1971. 112 с.
  4. Бойчук J1.M. Синтез координирующих систем автоматического управления.1. М.: 1991. 160 с.
  5. В.В. Прогнозирование ресурса машин и конструкций. М.: 1980.
  6. Г. Г., Бирбиан O.A., Кизингер Р. выявление трещин в трубопроводах: опыт инспекции, полученный при использовании дефектоскопа «Ультраскан СО»."Диагностика-96″.-Ялта. 1996 г.-М.:ИРЦ ГАЗПРОМ,-С.94−108.
  7. Ю.Р., Кушнаренко В. М., Щепинов Д. Н. Программное обеспечение для автоматизированной оценки состояния газопроводов. -Оренбург.: Межвузовский сборник научных трудов.-1997.С. 164−169.
  8. H.A., Бочкарев Г. И., Гончаров A.A., Митрофанов A.B.,
  9. .Р. Опыт и анализ проблем обеспечения надежностинефтегазовых комплексов на примере Оренбургского НГКМ.'Диагностика96″.-Ялта 1996.-М.ИРЦ ГАЗПРОМ, — С.31−35.
  10. И.Б. Теоретические основы планирования профилактических работ.М: 1969.
  11. В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. -М.: 1977. 477 с.
  12. В.Н. Совершенствование диагностики технического состояния магистральных трубопроводов залог повышения их надежности и безопсной эксплуатации. «Диагностика 97"-Ялта 1997.-М.:ИРЦ ГАЗПРОМ. Т 1 -С.11−19.
  13. В.К., Северцев H.A. Основные вопросы эксплуатации сложных систем. М.: 1976. 402 с.
  14. В.А. Обслуживание и эксплуатация линейной части магистральных газопроводов. М.: 1984. 235 с.
  15. И.Ф., Зарицкий С. П., Шишков В. П. К вопросу управления качеством и надежностью при эксплуатации парка газотурбинных установок авиационного типа.// НТС ,-М:// Диагностика оборудования и трубопроводов. 1997.-N2.C.3−6.
  16. И.Ф., Шишков В. П. Совершенствование системы управления качеством и надежностью как перспектива повышения эффективности эксплуатации парка энергомеханического оборудования отрасли. „Диагностика 97“.-Ялта 1997.-М.:ИРЦ ГАЗПРОМ. Т 1 -С.83−88.
  17. И.Ф., Григорьев Б. А. Комплексная система управления надежностью работы ГПА и КС с использованием базы данных об эксплуатационных параметрах оборудования и систем/Диагностика 97» -Ялта 1997.-М.:ИРЦ ГАЗПРОМ. Т 1 -С.88−97.
  18. Калбертсон Д.Л., Tenneco Energy, Хьюстон. Создание внутритрубных приборов обнаружения и измерения размеров трещин.// Трубопроводный транспорт. -1997.-N3.-C.38−40.
  19. П.Х. Принципы построения алгоритмов программы комплексного анализа состояния трубопроводов с учетом условий окружающей среды. -Москва 1994.-М.:ИРЦ ГАЗПРОМ.-С.50−58.
  20. К., Ламбердсон Л. Надежность и проектирование систем. М.: -1980.604 с.
  21. .В. Обзор проблемы коррозии в соединительных газопроводах Ду 700 УКПГ-ГПЗ и возможных путей повышения их безопасной эксплуатации на текущем этапе разработки Оренбургского ГКМ, — Москва 1994.-М.:ИРЦ ГАЗПРОМ.-С.46−50.
  22. Г. В., Яковлев Е. И., Тимашев С. А., Макаров В. М. Управление эксплуатацией трубопроводных магистралей.-Свердловск 1990.289 с.
  23. Кушнаренко В. М, Щепинов Д. Н., Нургалиев Д. М, Ахметов В. Н, Калехман П. Х. Определение дефектности труб бывших в эксплуатации. -Оренбург 1997.-С. 170−171.
  24. В.М., Владов Ю. Р., Стеклов О. И. Оценка эффективности технических систем, контактирующих с коррозионными средами. НТИС «Защита от коррозии и охрана окружающей среды» № 3 1992.-М.:С. 15−21.
  25. И.И., Иванцов О. М., Молдованов О. И. Конструктивная надежность и экологическая безопасность трубопроводов.-М.:1990 263 с.
  26. A.B., Киченко Б.В., Сапун A.A.K вопросу о возможном способе оценки степени опасности коррозионно-водородных повреждений в трубопроводах // НТЖ.НГП.-М:// Защита от коррозии и охрана окружающей среды.-1994-N5.- С.2−6
  27. Д.М. Диагностический контроль трубопроводов повышение их надежности и ресурса работы. «Диагностика 97″.-Ялта 1997.-М.:ИРЦ ГАЗПРОМ.-С.70−75.
  28. Д.М., Ахметов В. Н., Щепинов Д. Н. Результаты внутритрубной дефектоскопии конденсатопровода УКПГ-16-ГПЗ."Диагностика 97″.-Ялта 1997.-М.:ИРЦ ГАЗПРОМ.-С.123−126.
  29. Д.М., Ахметов В. Н., Коханов В. Н. Анализ коррозионного состояния соединительных газопроводов по результатам внутритрубной дефектоскопии и вопросы повышения надежности их эксплуатации/Диагностика^».-Ялта 1994 г.-М.:ИРЦ ГАЗПРОМ, — с. .
  30. Д.М., Ахметов В. Н., Гафаров H.A., Кушнаренко В. М., Щепинов Д. М. К оценке дефектности трубопроводов при внутритрубной дефектоскопии «Диагностика-96».-Ялта 1996.-М.:ИРЦ ГАЗПРОМ.-С.35−41.
  31. В.П., Резвых А. И. Анализ коррозионного состояния магистральных трубопроводов по результатам внутритрубного обследования. Ремонт трубопроводов в процессе эксплуатации. «Диагностика-94″.-Ялта 1994 г.-М.:ИРЦ ГАЗПРОМ.-С. .
  32. Павловский Б.Р.и др. Экспертное заключение по оценке технического состояния и необходимого ремонта газопровода „Оренбург-Заинек“ на основании данных внутритрубной инспекции: Отчет о НИР // АО’Техдиагностика», — Оренбург, 1995.-90 с.
  33. .Р. и др. Экспертиза по проблеме ресурса соединительных трубопроводов, транспортирующих влажный сероводородсодержащий газ: Отчет о НИР // АООТ. ВНИИНЕФТЕМАШ.-М., 1994.-40 с.
  34. Павловский Б.Р.и др., Экспертиза методов внутритрубной дефектоскопии применительно к трубопроводам, транспортирующим влажный сероводородсодержащий газ: Отчет о НИР // АООТ. ВНИИНЕФТЕ-МАШ.-М., 1994.-25 с.
  35. И.В., Коваль В. Н., Волошанский Р. В. и др. Исследование коррозионного состояния трубопровода на сложных участках трассы. «Диагностика 97».-Ялта 1997.-М.:ИРЦ ГАЗПРОМ.-С.270−274.
  36. В.А., Резвых А. И., Резвых В. А. Оптимизация технического обслуживания магистральных трубопроводов на основе данных внутритрубной инспекции. «Диагностика 97».-Ялта 1997.-М.:ИРЦ ГАЗПРОМ.-С.95−103.
  37. А.И., Полозов В. А. Патраманский Б.В. Опыт применения отечественного магнитного снаряда-дефектоскопа ДТМ-1000 при обследовании газопровода Оренбург-Самара."Диагностика-96″.-Ялтам 1996 г. -М.:ИРЦ ГАЗПРОМ.-С.42−44
  38. А.И., Полозов В. А. Опыт и перспективы использования различных систем внутритрубного обследования для магистральных газопродуктопроводов предприятия «Оренбурггазпром».
  39. Рин Ван Стейн, Бакаев В. В. Внутритрубная дефектоскопия магистральных и промысловых трубопроводов «Диагностика -96».Ялта 1996.-М.:ИРЦ ГАЗПРОМ. -С.66−69.
  40. В.В., Капцов И. И. Актуальные задачи повышения надежности и контроля технического состояния магистральных трубопроводов. «Диагностика 97».-Ялта 1997.-М.:ИРЦ ГАЗПРОМ. Т 1-С.108−111.
  41. В.В., Спиридонова Н. В. Особенности комплексной диагностики трубопроводных систем. «Диагностика 97».-Ялта 1997.-М.:ИРЦ ГАЗПРОМ. Т 2 -С.5−11.
  42. М.Н. Статистические методы обработки результатов механических испытаний. -М.: Машиностроение. -1985. -222 с.
  43. С.А. Расчет и управление надежностью больших механических систем. 1988.
  44. Н.Д., Чернова Г. П. Теория коррозии и коррозионностойкие конструкционные сплавы. -М.: Металлургия.-1986.-362 с.
  45. К.Р., Данфорд Д. Х., Манн Э. С. Дефектоскопия действующих трубопроводов для выявления коррозионных и усталостных трещин. «Диагностика-94».-Ялта 1994 г.-М.:ИРЦ ГАЗПРОМ.-С.44−60.
  46. В.А., Браткевич В. В. Исследование комплексного показателя эффективности внедрения диагностического обеспечения.//НТС,-М.//Диагностика оборудования и трубопроводов.-1997.-N4.T 1 С.4−11
  47. К.В., Васин Е. С. Опыт диагностического контроля магистральных трубопроводов акционерной компании по транспорту нефти «Транснефть»."Диагностика-96″.- Ялта 1996 г.-М.:ИРЦ ГАЗПРОМ. -С.57−66.
  48. К.В. Роль и задачи диагностики нефтепроводов России // Газовая промышленность. 1995.-N8.C.41−43.
  49. K.B. Обеспечение безопасной эксплуатации магистральных нефтепроводов России на основе комплексной программы диагностики, ремонта и реконструкции их линейной части. «Диагностика 97».-Ялта 1997.-М.:ИРЦ ГАЗПРОМ.-С.77−83.
  50. К., Мурата Т. Разработка нефтескважинных труб, предназначенных для эксплуатации в среде влажного высокосернистого газа // Технический доклад фирмы «Nippon Steel Corp».-l 979.-63 с.
  51. Надежность и эффективность в технике. Под ред. Судакова P.C., Тескина О. И. Т 6.-М.: 1989. 375 с.
  52. Справочник по надежности. Под. ред. Левина Б. Р. Т 1 ,-М.: 1969.339 с.
  53. Атлас дефектов стали. Перевод с немецкого под редакцией М. Л. Бернштейна, — М.: Металлургия. 1979. 187 с.
  54. Временный регламент обследования участков газопроводов, поверженных коррозионному растрескиванию под напряжением (стресс-коррозии). -М.: ВНИИГАЗ. 1993.-7 с.
  55. Временное положение о проведении работ по диагностированию газопроводов РАО «ГАЗПРОМ» внутритрубными инспекционными снарядами. М.: Газпром. — 1995. — 43 с.
  56. Временный регламент и нормы оценки технического состояния трубопроводов неочищенного сероводородсодержащего газа и газового конденсата. Оренбург 96 г.
  57. Временная инструкция по ранжировке дефектов, выявленных при внутритрубной инспекции, и расчету приоритета магистральных газопродуктопроводов для проведения идентификации поврежденных участков и вывода их в ремонт. Оренбург 97 г.
  58. Инструкция по освидетельствованию, отбраковке и ремонту труб в процессе эксплуатации и капитального ремонта линеинои части магистральных газопроводов. М.: ВНИИГАЗ. 1991. — 12 с.
  59. МР 159−85 Выбор видов распределений случайных величин. -М.: ВНИИНМАШ.-1985. 41 с.
  60. Методика определения технического состояния трубопроводов, подвергнутых внутритрубной дефектоскопии .- Оренбург.: Лаборатория «Надежность». 1997 г.
  61. Положение об экспертном диагностировании ТП. Оренбург. 1997.76 с.
  62. Положение по контролю и защите от коррозии трубопроводов и оборудования в УЭСГ.1990.
  63. Положение по техническому обслуживанию и ремонту газопромыслового оборудования. -М .: 1989 //
  64. Положение о системе технического обслуживания и планово предупредительных ремонтов промыслового оборудования для газодобывающих предприятий. Краснодар: ПО Союзоргэнергогаз, — 1989, — 165 с.
  65. Правила технической эксплуатации магистральных газопроводов. М.: 1989.105 с.
  66. Оценка возможности эксплуатации дефектных участков трубопроводов: Отчет о НИР // Лаборатория «Надежность».-ОГУ.,-58 с. 77 48 Оценка предельных характеристик дефектных участков ТП с вмятинами: Отчет о НИР // Лаборатория «Надежность», — ОГУ.,-18 с.
  67. Результаты внутритрубной и наружной дефектоскопии потенциально-опасных участков газопровода Оренбург-Заинек: Отчет о НИР // Лаборатория «Надежность».-ОГУ.,-23 с.
  68. Результаты контроля нулевого участка соединительного газопровода УКПГ
  69. П-ОГПЗ: Отчет о НИР // Лаборатория «Надежность», — ОГУ.,-31 с.
  70. Требования по проведению обследований подземных трубопроводов на наличие коррозии. Проект руководящего документа. -М.: 1997. 8 с.
  71. TEDIP программа на IBM PC для анализа результатов внутритрубной дефектоскопии и оценки прочности дефектных труб.
  72. Пайптроникс «Ультраскан». Программа интерпретации данных MOLDAU. Pipetronix Gmbh, Germany.-1996.-67 с.
  73. Pipetronix. Ультраскан. Окончательный отчет. Проект: 5,3 км х 20″. Нефтепродуктопровод Black Forest Казино Баден-Баден-Термы Каракаллы. Германия.-1995. 37 с.
  74. Peters L. Internal surveys aid pipe line operations. -Pipeline Industry.-1990,vol.72.-N 1,-P. 27−28.
  75. Roche V. Systematic programm and mternflinspectio keys to control I I Oil & Gas J.-1991, IV.-Vol.89& N14.-P.72−75.
  76. ANS I/ASM E В 3 IG-1984. Manual For Determin the Remaining Strength of Corroded Pipelines. ASME. New York.
  77. Метод оценки и прогнозирование коррозии для изменившихся условий на ОГКМ. Отчет о НИР // ВНИИ природных газов.-М.: 1994.28 с.
  78. Графический редактор технологических схем объектов газотранспортных систем. Оренбург, УЭСГ.90 МР-3.6−95
  79. Требования по проведению обследований подземных трубопроводов наналичие коррозии. Проект руководящего документа. -М.: 1997. 12 с.
  80. Кушнаренко В. М. Методы оценки коррозионного состояния и технология ремонта оборудования сероводородсодержащих месторождений. Автореферат. М.: 1992. 41 с.
  81. Р^Э Еил 20КЕ ГА1е НО. 63 ГКи ГеЬ 06 13=59 154 1997б)
  82. Рисунок 1 Дефекты с признаками водородных расслоенийdisUnre li.11+780.4 0 individual channels111+790.000 5.5.00:38:CO U+fiOO.OOO ¦3
Заполнить форму текущей работой