Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Роль конституционного суда Российской Федерации в обеспечении реализации прав и свобод граждан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Огромное значение для обеспечения эффективности участия Конституционного Суда Российской Федерации в механизме реализации прав и свобод граждан имеет надлежащее выполнение всеми органами законодательной, исполнительной и судебной власти всех своих государственно-правовых функций. В первую очередь, они должны принимать активное участие в процедуре исполнения решений Конституционного Суда… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Конституционный Суд Российской Федерации в системе органов государственной власти, обеспечивающих реализацию прав и свобод граждан
    • 1. Особенности правового статуса Конституционного Суда Российской Федерации в качестве государственного органа, обеспечивающего реализацию прав и свобод граждан
    • 2. Взаимодействие Конституционного Суда Российской Федерации и различных институтов государственной власти по вопросам обеспечения реализации прав и свобод граждан
  • Глава 2. Обеспечение реализации прав и свобод граждан при осуществлении правосудия Конституционным Судом Российской Федерации
    • 1. Инициирование процедуры конституционного судопроизводства в целях обеспечения реализации прав и свобод граждан
    • 2. Обеспечение реализации прав и свобод граждан при рассмотрении обращений в заседании Конституционного Суда Российской Федерации
    • 3. Роль решений Конституционного Суда Российской Федерации в вопросах обеспечения реализации прав и свобод граждан

Роль конституционного суда Российской Федерации в обеспечении реализации прав и свобод граждан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования.

В российской науке конституционного права в настоящее время особое внимание обращено к теме правового статуса личности в государстве, включающей в себя в качестве главной составляющей вопросы, касающиеся прав и свобод человека и гражданина. Это прежде всего обусловлено произошедшими в нашей стране в последние годы демократическими преобразованиями, важнейшим этапом которых явилось принятие в 1993 году Конституции Российской Федерации, провозгласившей права и свободы в качестве высшей ценности. Каждый гражданин получил возможность реализовывать закрепленные в Конституции Российской Федерации права и свободы, которые были наделены юридическим свойством непосредственного действия на всей территории нашего государства.

Однако, практика показала, что одного лишь факта включения в текст Конституции и иных законодательных актов положений о правах и свободах граждан и их гарантированное&tradeгосударством оказалось недостаточно для претворения в повседневную жизнь каждого индивида данных общепризнанных правовых ценностей. Даже гаранту КонституцииПрезиденту Российской Федерации пришлось констатировать на встрече с членами Комиссии по правам человека в конце 2002 года, что «фактически, есть большой разрыв между конституционными гарантиями и реальными возможностями людей по их реализации"1. В современной России имеют место факты массового, бесконтрольного нарушения политических, социально-экономических и иных конституционных прав, что, вне сомнения, приводит к обесцениванию в глазах граждан самого института прав и свобод.

1 См. текст официального выступления Президента Российской Федерации от 10.10.2002 г. на встрече с членами Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации, опубликованный на официальном интернет-сайте Президента России http://www.kremlin.ru.

Характерной чертой российской правовой действительности продолжает оставаться фактическое игнорирование различными федеральными и региональными органами государственными власти в своей правоприменительной и зачастую правотворческой деятельности норм Конституции Российской Федерации о правах и свободах. Такое положение дел быстрыми темпами ведет к усилению процессов дестабилизации социальной и политической обстановки в обществе.

Главная причина сложившейся ситуации заключается в первую очередь в том, что в Российской Федерации до сих пор не был создан эффективно действующий государственно-правовой механизм обеспечения реализации конституционных прав и свобод граждан. Разработка теоретических и практических основ такого механизма становится важнейшей задачей всей российской конституционно-правовой науки. При этом особую актуальность приобретают вопросы исследования уже существующих в России государственно-правовых институтов, призванных обеспечить прямое действие конституционных норм о правах и свободах и преодолеть существующий повсеместно правовой нигилизм как отдельных представителей государственных органов, так и населения в целом. В число таких правовых институтов уже на протяжении многих лет включены судебные органы конституционного контроля, осуществляющие конституционное правосудие, которое «принадлежит сегодня к международно признанным стандартам демократии"1.

Создание в Российской Федерации специализированного федерального органа конституционной юстиции явилось необходимым шагом на пути формирования правового государства. Во многом именно благодаря деятельности Конституционного Суда Российской Федерации начала наполняться реальным конституционно-правовым содержанием.

1 Баглай М. В. Некоторые актуальные проблемы конституционного правосудия в России // Конституционное правосудие. М. 1998. № 1. Стр. 7. норма Конституции Российской Федерации о том, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления.

Предоставленные Конституционному Суду Российской Федерации полномочия в области конституционного контроля позволяют говорить о нем, как о центральном элементе государственного правозащитного механизма, призванного на самом высоком политико-правовом уровне обеспечить прямое действие норм Конституции Российской Федерации о правах и свободах.

Согласно Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд представляет собой самостоятельный и независимый орган конституционного контроля, который осуществляет свои властные полномочия посредством конституционного судопроизводства1. Практически любое дело, рассматриваемое Конституционным Судом Российской Федерации, так или иначе затрагивает проблемы, связанные с реализацией прав и свобод граждан. Из всех поступающих в федеральный судебный орган конституционного контроля обращений абсолютное большинство составляют жалобы граждан на нарушение их прав и свобод нормами законодательных актов. Все это свидетельствует о том, что Конституционный Суд Российской Федерации уже занял особое место в системе органов государственной власти, обеспечивающих правовую охрану норм Конституции Российской Федерации.

Ввиду сравнительной новизны для российской государственности института конституционного правосудия, проблема определения места и роли органов конституционной юстиции в правозащитном механизме.

1 См. ст. 1 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 г., № 1-ФКЗ // Российская газета. 23.07.1994 г. нуждается в обстоятельном научном осмыслении. Конституционный Суд Российской Федерации представляет собой динамично развивающийся правовой институт, и дальнейший поиск путей совершенствования его правозащитной деятельности призван развить концепцию прав и свобод человека в современной России и обеспечить ее реальное воплощение.

Все вышеизложенное свидетельствует о важности проведения комплексного научного исследования теоретических и практических вопросов участия судебных органов конституционного контроля в механизме обеспечения реализации прав и свобод граждан и делает актуальной тему, избранную для настоящей диссертационной работы.

Степень разработанности темы исследования.

Теоретической основой настоящей диссертации явились научные труды в области теории государства и права и конституционного (государственного) права, в которых были рассмотрены различные аспекты правового положения личности в государстве, а также исследовались вопросы участия органов государственной власти в деле охране конституционных прав и свобод граждан.

В частности, некоторым общим вопросам анализа правозащитной функции государства посвящены работы С. С. Алексеева, Л. Д. Воеводина, И. Н. Глебова, В. В. Гущина, В. Н. Григорьева, В. В. Еремяна, В. А. Карташкина, A.M. Кононова, В. Я. Кикотя, С .Я. Лебедева, И. А. Ледяха, Е. А. Лукашевой, В. П. Малахова, B.C. Нерсесянца, А. С. Прудникова, В. А. Ржевского, Р. Г. Тимофеевой, В. Н. Фадеева, Н. Ю. Хаманевой и других. В трудах указанных авторов рассматриваются и отдельные проблемы защиты прав и свобод граждан судебными органами власти.

Особенностям правового статуса Конституционного Суда Российской Федерации посвящены работы С. А. Авакьяна, С. В. Боботова, А. Д. Бойкова, Н. В. Витрука, Г. А. Гаджиева, В. А. Кряжкова, В. О. Лучина, Ж. И. Овсепяна,.

Т.Я. Хабриевой, О. А. Снежно, В. Е. Чиркина, Б. С. Эбзеева и многих других. Исследования данных ученых обращены в основном на выявление специфических черт органов конституционной юстиции, благодаря которым они занимают одно из важнейших мест в структуре государственной власти.

Довольно значительное количество работ посвящено изучению собственно правозащитных полномочий Конституционного Суда Российской Федерации, реализация которых Судом рассматривается в основном только в качестве одного из направлений его деятельности. Изучением указанной проблематики занимались такие авторы, как Э. М. Аметистов, В. Анишина, Н. А. Богданова, О. Н. Доронина, В. М. Жуйков, JT.B. Лазарев, М. А. Митюков, Т. Г. Морщакова, С. Пашин, В. А. Сивицкий, Е. Ю. Терюкова, О. И. Тиунов и некоторые другие. Несмотря на то что в работах указанных авторов освещаются многие актуальные вопросы защиты прав и свобод граждан в федеральном судебном органе конституционного контроля, они не содержат в себе всех необходимых теоретических положений, позволяющих рассматривать Конституционный Суд Российской Федерации в качестве одного из ключевых государственных органов, участвующих в охране конституционных прав и свобод человека и гражданина.

В целом приходится констатировать, что в настоящее время в российской юридической науке отсутствует комплексное теоретическое исследование места и роли Конституционного Суда Российской Федерации в правозащитном механизме государственной власти.

Предмет исследования.

Предметом настоящего диссертационного исследования является деятельность Конституционного Суда Российской Федерации, связанная с обеспечением реализации прав и свобод граждан.

Объект исследования.

Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе участия Конституционного Суда Российской Федерации в механизме обеспечения реализации прав и свобод граждан.

Цель и задачи исследования

.

Главной целью настоящего диссертационного исследования является разработка теоретических положений, указывающих на особую роль Конституционного Суда Российской Федерации в вопросах обеспечения реализации прав и свобод граждан.

Цель исследования обусловливает постановку и решение следующих задач:

— выявление особенностей правового статуса Конституционного Суда Российской Федерации как специализированного правозащитного государственного органа;

— определение места и роли Конституционного Суда Российской Федерации и иных судебных органов конституционного контроля в государственном механизме обеспечения реализации прав и свобод граждан;

— изучение основных аспектов взаимодействия Конституционного Суда Российской Федерации и различных институтов государственной власти по вопросам обеспечения реализации прав и свобод граждан;

— исследование вопросов обеспечения реализации прав и свобод граждан в процессе осуществления Конституционным Судом Российской Федерации своей основной деятельности, связанной с рассмотрением в процессе конституционного судопроизводства различных категорий дел;

— определение роли решений Конституционного Суда Российской Федерации в государственном механизме обеспечения реализации прав и свобод граждан;

— выявление недостатков существующей системы судебного конституционного контроля и разработка конкретных предложений по оптимизации правозащитной деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.

Теоретическая и методологическая основа исследования.

Основными методами исследования, нашедшими применение в диссертации, являются сравнительно-правовой, исторический, системно-структурный, диалектический, логический, а также иные общенаучные и частнонаучные методы познания. В основу исследования легли концептуальные положения теории государства и права, а также теории конституционного (государственного) права.

Научная новизна исследования.

Научная новизна диссертации заключается в комплексном исследовании особенностей роли Конституционного Суда Российской Федерации в вопросах обеспечения реализации прав и свобод граждан. Автором впервые предпринята попытка теоретического анализа юридической природы и основных полномочий федерального судебного органа конституционного контроля через призму его участия в государственном механизме обеспечения реализации прав и свобод. Настоящая диссертация представляет собой монографическую научную работу, где специфика правового статуса Конституционного Суда Российской Федерации раскрывается с позиции приоритетности правозащитного направления его деятельности, которое фактически и определяет предназначение и смысл функционирования в российской правовой системе органов конституционной юстиции.

Впервые на уровне диссертационного исследования делается вывод о невозможности существования в условиях современной России эффективно действующего правозащитного механизма без наличия в системе органов государственной власти специализированного правового института судебного конституционного контроля.

Основные положения, выносимые на защиту:

— результаты анализа правового статуса Конституционного Суда РФ в качестве государственного органа, обеспечивающего реализацию прав и свобод граждан. Конституционный Суд РФ определяется автором как ключевой элемент государственного правозащитного механизма, без наличия которого в системе российских органов власти представляется затруднительным воплощение в правоприменительной практике конституционного принципа о прямом действии норм о правах и свободах. Функции Конституционного Суда РФ, составляющие его исключительную компетенцию, не могут быть распределены между иными органами государственной власти, переданы им полностью или в части;

— авторский вывод о том, что в силу специфики юридической природы Конституционного Суда РФ он должен занимать более активную общественно-политическую позицию в вопросах обеспечения реализации прав и свобод граждан, не ограничиваясь выполнением только функции арбитра в чужих спорах, свойственной иным органам судебной власти. В связи с этим Конституционный Суд РФ необходимо наделить правом самостоятельного инициирования процедуры конституционного судопроизводства, а также правом временного приостановления действия оспариваемых правовых актов до момента принятия им решения по существу рассматриваемого в заседании вопроса;

— результаты анализа взаимодействия Конституционного Суда РФ и иных органов государственной власти по вопросам обеспечения реализации прав и свобод граждан. В частности, доказывается прямая зависимость эффективности правозащитной деятельности Конституционного.

Суда РФ от надлежащего выполнения федеральными и региональными органами власти обязанностей по своевременному обращению в Конституционный Суд в каждом случае обнаружения фактов нарушения прав и свобод граждан каким-либо нормативным актом, не соответствующим Конституции, обязанностей по учету правовых позиций Конституционного Суда при разработке и принятии нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы реализации прав и свобод граждан, а также обязанностей по активному участию в процедуре исполнения решений Конституционного Суда, в том числе путем устранения пробелов в законодательстве, образовавшихся вследствие принятия таких решений;

— авторский вывод о том, что решения Конституционного Суда РФ, имеющие специфическую юридическую природу и обладающие важными качествами окончательности и обязательности, занимают особое место в системе норм российского права, регламентирующих порядок реализации конституционных прав и свобод граждан, поскольку правовые позиции, содержащиеся в таких решениях, должны быть столь же устойчивы и стабильны, как и нормы самой Конституции РФ о правах и свободах;

— предложения по совершенствованию законодательства, регламентирующего порядок осуществления конституционного судопроизводства, основная цель которых состоит в том, чтобы сделать Конституционный Суд РФ более открытым и доступным как для граждан, так и для органов государственной власти. В частности, предлагается расширить предмет конституционной жалобы в Конституционный Суд путем включения в него любых нормативно-правовых актов, осуществляющих регулирование в сфере прав и свобод, а не только актов, имеющих форму закона. Специализированные правозащитные государственно-правовые институты, такие как Уполномоченный по правам человека и органы прокуратуры, предлагается наделить более широкими полномочиями по обращению с запросами в Конституционный Суд РФ.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая и практическая значимость настоящей диссертационной работы заключается в том, что ее основные выводы и положения могут найти применение в новых научных исследованиях и разработках, связанных с проблемами правозащитной функции конституционного правосудия, а также могут быть использованы при преподавании соответствующих тем по курсу «Конституционное (государственное) право России», при разработке спецкурсов и учебно-методических пособий, касающихся вопросов участия судебных органов конституционного контроля в механизме обеспечения реализации прав и свобод граждан. Научно-практические результаты исследования могут быть использованы в правотворческой деятельности по модернизации законодательства, регламентирующего порядок функционирования Конституционного Суда Российской Федерации.

Достоверность и обоснованность исследования.

Достоверность и обоснованность основных положений диссертационного исследования базируется на Конституции Российской Федерации, иных нормативных актах Российской Федерации, нормативных актах субъектов Российской Федерации, международно-правовых актах, а также на научных источниках конституционного и иных отраслей права. Особое место в обеспечении достоверности и обоснованности основных положений работы занимает их апробация на научно-практической конференции, в учебном процессе и при подготовке научных публикаций.

Апробация и внедрение основных результатов исследования.

Диссертация была обсуждена на кафедре государственно-правовых дисциплин Современной гуманитарной академии и на кафедре конституционного и муниципального права Московского университета МВД России.

Основные положения диссертационного исследования были изложены в следующих публикациях автора:

1. Правовая природа Конституционного Суда Российской Федерации как правозащитного органа // Право: теория и практика. 2003. № 4. С. 4−11.

2. Основные аспекты взаимодействия Конституционного Суда РФ и высших органов законодательной и исполнительной власти (Президента, Федерального Собрания, Правительства) по вопросам обеспечения реализации прав и свобод граждан // Объединенный научный журнал. 2003. № 6. С. 3−15.

3. Защита права собственности в Конституционном суде РФ: практика последних лет// Право: теория и практика. 2002. № 7. С. 20−26.

Многие выводы и положения диссертации нашли отражение в докладе на научно-практической конференции «Десятилетие Конституции РФ: итоги и перспективы», проходившей в Московском университете МВД России в ноябре 2003 года.

Результаты диссертационного исследования внедрены и используются в учебном процессе кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России и кафедры государственно-правовых дисциплин Современной гуманитарной академии.

Структура работы.

Структура диссертационной работы обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и библиографии.

В заключение диссертационной работы представляется возможным сделать следующие обобщающие выводы по теме исследования:

В настоящее время важнейшей обязанностью российского государства, определяющей смысл функционирования каждого его правового института, включая и судебные органы конституционного контроля, является создание всех необходимых условий для беспрепятственного осуществления гражданами принадлежащих им прав и свобод. При этом Конституционный Суд Российской Федерации выступает ключевым элементом механизма обеспечения реализации прав и свобод граждан, без которого его нормальное функционирование не представляется возможным. Существование в Российской Федерации Конституционного Суда является одной из основных гарантий соблюдения всеми субъектами права принципа непосредственного действия норм Конституции Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Отсутствие в системе государственной власти специализированных органов конституционной юстиции, равно как и неполное обеспечение со стороны государства реальной независимости их деятельности, может значительно затруднить формирование в нашей стране гражданского общества и построение правового государства.

Правозащитная функция Конституционного Суда Российской Федерации проявляется не только при рассмотрении им дел по жалобам граждан на нарушение их прав и свобод нормами оспариваемых законов, но и при проверке конституционности нормативно-правовых актов по обращениям различных федеральных и региональных государственных органов, а также в процессе разрешения споров о компетенции между органами государственной власти, при толковании Конституции Российской Федерации и при осуществлении им иных полномочий. Защита основных прав и свобод граждан на современном этапе фактически становится главным направлением деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.

Характер участия Конституционного Суда в механизме обеспечения реализации прав и свобод граждан в значительной степени определяется его двойственной юридической природой. Его роль в данном механизме не может сводиться исключительно к выполнению функций арбитра в чужих спорах, что свойственно иным органам судебной власти, поскольку он имеет особый общественно-политический статус. Этот факт предопределяет необходимость наделения Конституционного Суда Российской Федерации рядом дополнительных полномочий, позволяющих ему занимать более активную позицию в вопросах охраны основных конституционных ценностей. В частности, представляется возможным предоставить ему право самостоятельного инициирования процедуры конституционного судопроизводства в случае выявления им правовых актов, создающих препятствия для реализации конституционных прав и свобод граждан, а также право временного приостановления действия оспариваемых правовых актов до момента принятия им решения по существу рассматриваемого вопроса в случае наличия реальной угрозы причинения какого-либо вреда гражданам в связи с применением к ним норм указанных актов.

Огромное значение для обеспечения эффективности участия Конституционного Суда Российской Федерации в механизме реализации прав и свобод граждан имеет надлежащее выполнение всеми органами законодательной, исполнительной и судебной власти всех своих государственно-правовых функций. В первую очередь, они должны принимать активное участие в процедуре исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе и путем устранения пробелов в законодательстве, образовавшихся вследствие принятия таких решений. При этом особое внимание государства должно быть уделено созданию отлаженного механизма привлечения виновных лиц к ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение или воспрепятствование исполнению постановлений и определений федерального судебного органа конституционного контроля. Уполномоченные органы государственной власти обязаны обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации в каждом случае обнаружения ими фактов нарушения прав и свобод граждан каким-либо нормативным актом, не соответствующим Конституции. При разработке и принятии органами власти нормативно-правовых актов, затрагивающих вопросы реализации прав и свобод граждан, должны в обязательном порядке учитываться правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по затрагиваемой тематике.

Конституционный Суд Российской Федерации должен стать более открытым и доступным для обращений граждан и государственных органов, поскольку именно такие обращения в большинстве случаев служат юридической предпосылкой для участия федерального судебного органа конституционного контроля в механизме обеспечения реализации прав и свобод граждан. В связи с этим законодательство в области конституционного процесса нуждается в некоторой модернизации. В частности, должен быть расширен предмет конституционной жалобы в Конституционный Суд Российской Федерации, путем включения в него любых нормативно-правовых актов, осуществляющих регулирование в сфере прав и свобод, а не только актов, имеющих форму закона. Любые сомнения в допустимости обращения в Конституционный Суд Российской Федерации должны трактоваться только в пользу заявителя жалобы. Перечень субъектов, имеющих право на обращение в Конституционный Суд с запросами в порядке пункта 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации должен быть расширен за счет таких правозащитных институтов, как Уполномоченный по правам человека и Генеральный прокурор. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации в целях защиты нарушенных прав и свобод граждан в конкретном деле должны получить органы прокуратуры.

Окончательная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации по отношению к вопросам, которые подлежали разрешению в рассматриваемом деле, выражается в его постановлениях и определениях, которые занимают особое место в системе норм российского права, регламентирующих порядок реализации конституционных прав и свобод граждан. Решения Конституционного Суда Российской Федерации имеют специфическую юридическую природу и обладают важными качествами окончательности и обязательности, что позволяет им оставаться столь же устойчивыми и стабильными, как и нормы самой Конституции Российской Федерации. Однако это не может полностью исключать возможность их пересмотра в будущем в том случае, если в новых общественно-политических условиях они станут препятствовать реализации отдельных прав и свобод граждан.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12.12.1993 г.
  2. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ // Российская газета. 23.07.1994 г.
  3. Федеральный конституционный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ от 17.12.2001 г., № 51. Ст. 4824.
  4. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ // Российская газета. 06.01.1997 г.
  5. Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26.02.1997 г. № 1-ФКЗ // Российская газета. 04.03.1997 г.
  6. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ //Российская газета. 23.12.1997 г.
  7. Федеральный конституционный закон «О военном положении» от 30.01.2002 г. № 1-ФКЗ //Российская газета. 02.02.2002 г.
  8. Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001 г. № 3-ФКЗ//Российская газета. 02.06.2001 г.
  9. Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» от 10.10.1995 г. № 2-ФКЗ//Российская газета. 19.10.1995 г.
  10. Гражданско-процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ// Российская газета. 20.11.2002 г.
  11. Арбитражно-процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002 г. № 95-ФЗ// Российская газета. 27.07.2002 г.
  12. Уголовно-процессуальный кодекс РФ // Российская газета. 22.12.2001 г.
  13. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 г. № 63-Ф3 // Российская газета. 25.06.1996 г.
  14. Часть первая Налогового кодекса РФ от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ //Российская газета. 06.08.1998 г.
  15. Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» от 18.10.95 № 168-ФЗ//Российская газета. 25.11.1995 г.
  16. Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» от 04.03.1998 г. № 33-Ф3 // Российская газета. 10.03.1998 г.
  17. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ // Российская газета. 19.10.1999 г.
  18. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. // Российская газета. 12.01.2002 г.
  19. Закон РФ от 27.04.93 № 4866−1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // Российская газета. 12.05.1993 г.
  20. Закон РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР» от 06.05.1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации от 09.05.1991 г., № 19, ст. 621 и от 25.07., № 30, ст. 1017.
  21. Указ Президента Российской Федерации от 21.09.1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации"// Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 27.09.1993 г., № 39. Ст. 3597.
  22. Положение «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации», утверждено Указом Президента Российской Федерации от 31.12.1996 г. № 1791 // Собрание законодательства РФ от 06.01.1997 г., № 1. Ст. 118.
  23. Положение о Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации, утверждено Указом Президента Российской Федерации от 18.10.1996 г. № 1457 // Российская газета. 24.10.1996 г.
  24. Регламент Государственной Думы // Собрание законодательства РФ от 16.02.1998 г., № 7. Ст. 801.
  25. Регламент Совета Федерации // Собрание законодательства РФ от 18.02.2002 г., № 7. Ст. 635.
  26. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.06.1998 г. № 604 «Вопросы организации деятельности Правительства Российской Федерации"//Российская газета. 16.07.1998 г.
  27. Регламент Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.1995 г. № 2−1/6 // Архив Конституционного Суда Российской Федерации. 1995 г.
  28. Использованные постановления и определения Конституционного Суда:
  29. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.01.1996 № 1-П «По делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 560 Гражданского Кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина А.Б. Наумова» //Российская газета. 25.01.1996 г.
  30. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24.06.1997 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности положений статей 74 (часть первая) и 90 Конституции республики Хакасия» // Российская газета. 02.07.1997 г.
  31. Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и от 11 октября 1996 года № 682-И ГД «О порядке применения пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации» // Российская газета. 22.11.1997 г.
  32. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.06.1998 г. № 19-П «По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации // Российская газета. 01.07.1998 г.
  33. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.05.1996 г. № 62−0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Аветяна Вельмира Арамаисовича» // Архив Конституционного Суда Российской Федерации. 1996 г.
  34. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.02.1997 г. № 6−0 // Архив Конституционного Суда Российской Федерации. 1997 г.
  35. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.04.1997 г. «О соответствии Конституции РФ пунктов 8 и 9 Постановления Правительства РФ от 01.04.96 № 479» // Собрание Законодательства РФ от 07.04.1997 г., № 14. Ст. 1730.
  36. РСФСР в связи с жалобами граждан К. М. Кульнева, B.C. Лалуева, Ю. В. Лукашова и И.П. Серебренникова» // Российская газета. 24.06.1997 г.
  37. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.1997 г. № 123−0 // Архив Конституционного Суда Российской Федерации. 1997 г.
  38. С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М. 1997.
  39. С.А. Проблемы теории и практики конституционного контроля и правосудия // Вестник Московского университета. Серия «Право». М. 1995. № 4.
  40. Ю.Е., Кикоть В .Я., Сыдорук И. И. Правопорядок: организационно-правовое обеспечение в Российской Федерации. М. 2003.
  41. С.С. Теория права. М. 1994.
  42. Л.Б., Жуйков В. М., Лукашук И. И. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации. М. 1996.
  43. Э.М. Защита социальных прав человека в Конституционном Суде Российской Федерации: первые итоги и дальнейшие перспективы // Вестник Конституционного Суда РФ. 1995. № 4.
  44. В. Применение постановлений Конституционного Суда РФ судами общей юрисдикции // Российская юстиция. М. 1999. № 11.
  45. В. Предмет обращения в Конституционный Суд // Российская юстиция. М. 2000. № 3.
  46. Г. Конституционный контроль: характер функционирования и развития системы. М. 1997.
  47. М.В., Габричидзе Б. Н. Конституционное право Российской Федерации. М. 1996.
  48. М.В. Некоторые актуальные проблемы конституционного правосудия в России // Конституционное правосудие. М. 1998. № 1.
  49. Д. Конституционный Суд России глазами американского юриста // Государство и право. М. 1993. № 12.
  50. А. «Детство, отрочество, юность» российского Конституционного Суда. М. 1996.
  51. С.В. Конституционная юстиция (сравнительный анализ). М. 1994.
  52. Н.А. Гарантии реализации государственно-правовых норм. Воронеж. 1984.
  53. Н.А. Конституционный Суд Российской Федерации в системе конституционного права // Вестник Конституционного Суда РФ. 1997. № 3.
  54. А.Д. Конституционное судопроизводство как вид правосудия // Вестник Конституционного Суда РФ. 1997. № 3.
  55. А.Д. Третья власть в России. М. 1997.
  56. В.В. Конституционная юстиция. Теория интерпретации и демократический процесс // Вестник Конституционного Суда РФ. 1997. № 2.
  57. Большой юридический словарь. Под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. М. 2000.
  58. А.П. Борьба за власть между Конституционным судом РФ и Верховным судом РФ: пострадают ли права человека? // Гражданин и право. М. 2003. № 3.
  59. Р.Ф. О некоторых условиях оптимального функционирования Конституционного Суда РФ // Вестник Конституционного Суда РФ. 1997. № 2.
  60. В.А. Основание конституционно-правовой ответственности // Законодательство. М. 2003. № 2.
  61. Н.В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс. М. 1998.
  62. Н.В. Правовой статус личности в СССР. М. 1985.
  63. JI.Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. М. 1972.
  64. Л.Д. Юридический статус личности в России. М. 1997.
  65. Г. А. Взаимоотношения Конституционного Суда РФ с судами общей юрисдикции и арбитражными судами // Российская юстиция. М. 1994. № 4.
  66. Г. А. Подведомственность и допустимость обращений в Конституционный Суд Российской Федерации // Журнал российского права. М. 1997. № 6.
  67. Г. А., Кряжков В. А. Конституционная юстиция в РФ: становление и проблемы // Государство и право. М. 1993. № 8.
  68. И.Н. Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы правового регулирования. М. 2000.
  69. В.Н. Охрана жизни, здоровья, обеспечение неприкосновенности личности и жилища советских граждан в условиях межнационального конфликта // Цель и средства в уголовном производстве. Сборник научных трудов. Нижний Новгород. 1991.
  70. Н., Колесников Е. Принципы судопроизводства должны распространяться и на Конституционный Суд // Российская юстиция. М. 2000. № 2.
  71. А. Акты Конституционного Суда РФ и право на судебную защиту // Российская юстиция. М. 1998. № 11−12.
  72. С.Г. Правотворчество в деятельности Конституционного Суда Российской Федерации // Право: Теория и практика. М. 2002. № 7.
  73. Государственное право Российской Федерации. Под ред. О. Е. Кутафина. М. 1996.
  74. В.В. Общественная безопасность и чрезвычайные ситуации. М. 1996.
  75. М., Кэй Р., Брэдли Э. Европейское право в области прав человека. Практика и комментарии: Пер. с англ. М. 1997.
  76. Ю.А. Защита конституционных прав граждан в уголовной и конституционной юстиции // Государство и право. М. 1999. № 6.
  77. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2001 году // Российская газета. 22.06.2002 г.
  78. В.К. Судебная охрана конституций в буржуазных государствах и в Союзе ССР. М. 1928.
  79. Европейское право в области прав человека. М. 1998.
  80. В.В., Федоров М. В. Местное самоуправление в России (XII начало XX века). М. 1998.
  81. В.М. Права человека и власть закона (вопросы судебной защиты). М. 1995.
  82. В.М. Правовые критерии разграничения предметной компетенции между судами общей юрисдикции и Конституционным Судом Российской Федерации // Юридический мир. М. 1997. Ноябрь.
  83. Законотворчество в Российской Федерации. Под ред. Пиголкина А. С. М. 2000.
  84. Защита прав человека в современном мире. М. 1993.
  85. Иностранное конституционное право. Под. ред. В. В. Маклакова. М. 1996.
  86. Интервью Председателя Конституционного Суда Российской Федерации В. А. Туманова журналу «Государство и право» // Государство и право. М. 1995. № 1.
  87. . Р.А. Права человека в России: Декларации, нормы и жизнь. (Материалы Международной конференции, посвященной 50-летию Всеобщей декларации прав человека). // Государство и право. М. 2000. № 3.
  88. JI.M. Гарантии независимости органа конституционного контроля // Вестник Конституционного Суда РФ. 1997. № 2.
  89. В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М. 1995.
  90. В.П. Судебная защита прав и свобод граждан. М. 1999.
  91. А. Конституционное судопроизводство нуждается в унификации // Российская юстиция. М. 1999. № 8.
  92. В.В. Конституционный контроль: опыт сравнительного анализа (Россия, субъекты федерации, страны участницы СНГ и Балтии) // Конституционное и муниципальное право. М. 1998. № 1.
  93. Комментарий к Конституции Российской Федерации. Под ред. Л. А. Окунькова, Б. С. Крылова, А. С. Пиголкина, А. Е. Постникова, М. Я. Булошникова. М. 1994.
  94. Комментарий к Конституции Российской Федерации. Под общ. ред. Ю. В. Кудрявцева. М. 1996.
  95. Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации. Отв. ред. Б. С. Эбзеев. Том 2: Защита прав и свобод граждан. М. 2001.
  96. A.M. Местное самоуправление в Российской Федерации. Саратов. 1997.
  97. Конституции зарубежных государств. М. 1997.
  98. Конституционный статус личности в СССР. М. 1980.
  99. Конституция Российской Федерации и совершенствование механизмов защиты прав человека. Отв. ред. Е. А. Лукашева. М. 1994.
  100. .С. О некоторых решениях Конституционного Суда Российской Федерации // Вестник Конституционного Суда РФ. 1997. № 2.
  101. В.А., Лазарев Л. В. Конституционная юстиция в Российской Федерации. М. 1998.
  102. В.А. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации (правовые основы и практика). М. 1999.
  103. . Ю. Команда профессионалов // Российская юстиция. М. 2001. № 10.
  104. И.В. О месте Конституционного Суда в системе разделения властей // Российский юридический журнал. 1997. № 4.
  105. В.А. Личность, свобода, право. М. 1978.
  106. В.В. Некоторые спорные вопросы теории и практики конституционного правосудия // Вестник Конституционного Суда РФ. 1997. № 3.
  107. . Л. Исполнение решений Конституционного Суда РФ И Российская юстиция. М. 2002. № 9.
  108. Л.В. Конституционный Суд России и развитие конституционного права // Журнал российского права. М. 1997. № 11.
  109. Л. Разграничение юрисдикции и взаимодействие судов в защите прав и свобод личности // Российская юстиция. М. 1996. № 4.
  110. В.В. Конституционное правосудие как фактор стабильности конституционно-правовых отношений // Журнал российского права. М. 1999. № 5/6.
  111. С.Я. Общественный порядок и общественная безопасность // Совершенствование деятельности органов внутренних дел по охране общественного порядка и общественной безопасности. Труды академии МВД СССР. М. 1991.
  112. Ю.И., Толстопятенко Г. П., Экштайн К. А. Права и свободы человека и гражданина: Научно-практический комментарий к главе 2 Конституции Российской Федерации. М. 2000.
  113. Е.А. Конституция в судебном переплете // Законодательство. М. 2000. № 12.
  114. В.О. Ответственность в механизме реализации Конституции // Право и жизнь. М. 1992. № 1.
  115. В.О., Доронина О. Н. Жалобы граждан в Конституционный Суд РФ. М. 1998.
  116. Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М.1993.
  117. К.О. Гражданское общество и государство. М. 1998.
  118. А.В. Правовое государство// Правоведение. СПб. 1997.3.
  119. Р.Б. Конституционная юстиция в субъектах Российской Федерации (на примере республик Южного федерального округа) // Государство и право. М. 2003. № 4.
  120. М.А. Исполнение актов Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации // Российская Юстиция. М. 2001. № 6.
  121. М.А. Акты Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации: общая характеристика и статистический анализ // Журнал российского права. М. 2001. № 6.
  122. М.А. Конституционное правосудие в странах СНГ и Балтии. М. 1998.
  123. Ш. Л. Избранные произведения. М. 1955.
  124. Т. Конституционная концепция судопроизводства // Российская юстиция. М. 2001. № 10.
  125. Т.Г. Некоторые вопросы конституционного правосудия в системе процессуальных реформ // Журнал Российского права. М. 2001. № 12.
  126. Т.Я. Конституционный контроль. Казань. 1992.
  127. В.В. Конституционный Суд Российской Федерации и правотворчество в России // Вестник Конституционного Суда РФ. 1997. № 3.
  128. B.C. Личность и государство в политико-правовой мысли. М. 1980.
  129. Общая теория государства и права. Под ред. В. В. Лазарева. М.1994.
  130. Общая теория прав человека. Отв. ред. Е. А. Лукашева. М. 1996.
  131. .И. Субъекты права на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации //Российская юстиция. М. 1996. № 1.
  132. .И. Судебный конституционный контроль в Российской Федерации: проблемы деполитизации (сравнительный анализ) // Государство и право. М. 1996. № 1.
  133. Л.А. Некоторые проблемы статуса и полномочий Президента и практика Конституционного Суда // Вестник Конституционного Суда РФ. 1997. № 2.
  134. С. Президентская власть и защита Конституции Российской Федерации (проблемы конституционного контроля и конституционного надзора) // Право и жизнь. М. 1998. № 15.
  135. С.А. Конституционный Суд в «новой редакции» // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. М. 1994. № 2.
  136. С. Российский Конституционный Суд не нуждается в защитниках // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. М.1995. № 2.
  137. И.Л. Человек как социально-правовая ценность // Государство и право. М. 1999. № 10.
  138. А.С. Толкование нормативных актов в СССР. М. 1962.
  139. С.В. Законотворчество в Российской Федерации. М.1996.
  140. Права человека: проблемы и перспективы. М. 1990.
  141. Правовая охрана конституции: Сб. обзоров. М. 1991.
  142. А.С., Андриашин Х. А. Административно-правовое обеспечение прав и свобод человека и гражданина. М. 1998.
  143. Реализация прав граждан в условиях развитого социализма. М.1983.
  144. В.А., Чепурнова Н. М. Судебная власть в Российской Федерации: конституционные основы организации и деятельности. М. 1998.
  145. О.В. К вопросу о понятии и природе правовых позиций Конституционного Суда РФ // Государство и право. М. 2001. № 7.
  146. Ф.С. Юридическая природа актов Конституционного Суда. М. 1997.
  147. Н.В. Конституционный Суд Российской Федерации в системе судебной власти. М. 1998.
  148. В.А. Место решений Конституционного Суда в правовой системе // Юридический консультант. 2000. № 5.
  149. В.А., Терюкова Е. Ю. Решения Конституционного Суда Российской Федерации как источники конституционного права Российской Федерации // Вестник Конституционного Суда РФ. 1997. № 3.
  150. . В.А. Порядок и условия реализации правосудия в Конституционном Суде //Гражданин и право. М. 2001. № 1.
  151. В.А. Юридическая сила решений Конституционного Суда Российской Федерации // Юридический мир. М. 2000. № 9.
  152. Ю. Полномочия прокуратуры во взаимоотношениях с судебной системой // Российская юстиция. М. 1999. № 3.
  153. Социальное государство и защита прав человека. М. 1994.
  154. .А. Научно-практическая конференция «Судебный конституционный контроль в России: уроки, проблемы, перспективы»: Обзор // Государство и право. М. 1997. № 5.
  155. В.Г. Конституционный Суд РФ. Постановления, определения. М. 2003.
  156. Теория государства и права. Под ред. В. Н. Казакова, В. П. Малахова. М. 2002.
  157. Р.Г. Конституционное право. Лекция. М. 1994.
  158. О.И. Новый закон о Конституционном Суде Российской Федерации // Российский юридический журнал. М. 1995. № 1(5).
  159. О.И. Решения Конституционного Суда РФ и международное право // Российская юстиция. М. 2001. № 10.
  160. Ю.А. Критерии конституционности правовых актов // Вестник Конституционного Суда РФ. 1996. № 6.
  161. Ю.В. Права человека. М. 1997.
  162. В.И. Российская прокуратура в условиях становления правового государства//Правоведение. СПб. 1998. № 2.
  163. В.А. Судебный контроль за конституционностью нормативных актов // Советское государство и право. М. 1988. № 3.
  164. Федералист. Политическое эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея. М. 1993.
  165. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации». Комментарий. Отв. ред. Н. В. Витрук, Л. В. Лазарев, Б. С. Эбзеев. М. 1996.
  166. Ю.Б. О конституционной защите прав юридических лиц. // Государство и право. М. 1996. № 6.
  167. . JI. Введение в американское право. М. 1993.
  168. Т.Я. Толкование Конституции Российской Федерации: теория и практика. М. 1998.
  169. Н.Ю. Защита прав граждан в сфере исполнительной власти. М. 1997.
  170. Н.Ю. Специфика правового статуса Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и проблемы законодательного регулирования его деятельности // Государство и право. М. 1997. № 9.
  171. А.Ф. Толкование советского права. М. 1979.
  172. С.В. Международные договоры и практика Конституционного Суда Российской Федерации // Вестник Конституционного Суда РФ. 1997. № 2.
  173. В.Е. Органы конституционного контроля: Россия и международный опыт // Журнал российского права. М. 1998. № 4/5.
  174. В.Е. Основы конституционного права. М. 1996.
  175. М.А. О правовой охране Конституции // Теоретические вопросы реализации Советской конституции. М. 1982.
  176. Х.Б. Доказательства в конституционном судопроизводстве // Вестник Конституционного Суда РФ. 1996. № 6.
  177. Г. А. Конституционное правосудие в системе разделения властей. М. 2001.
  178. Шон Д. Т. Конституционная ответственность // Государство и право. М. 1995. № 7.
  179. Г. Модели конституционной юрисдикции. Страсбург. 1994.
  180. ЮЛ. Конституционный контроль в России. М. 1995.
  181. Ю.Л. Институт конституционного надзора в Российской Федерации. М. 1998.
  182. .С. Конституционный Суд Российской Федерации: правовая природа, функции, основные направления деятельности // Вестник Конституционного Суда РФ. 1996. № 6.
  183. .С. Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля // Вестник Конституционного Суда РФ. 1995. № 2−3.
  184. .С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд. М. 1997.
  185. А. Общие основания конституционного права. СПб. 1909.
  186. Диссертации, авторефераты:
  187. И.А. Защита конституционных прав граждан Российской Федерации (теория и практика). Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М. 1993.
  188. А.А. Защита права на объединение в Конституционном Суде Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М. 2000.
  189. С.А. Конституционные средства охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Волгоград. 1999.
  190. А.Р. Конституционный Суд Российской Федерации: Практика и перспектива: Диссертация. канд. юрид. наук. М. 1997.
  191. О.Н. Жалобы граждан или их объединений в Конституционный Суд Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М. 1998.
  192. Е.А. Государственно-правовое обеспечение прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. СПб. 2000.
  193. И.С. Конституционное судопроизводство: На материалах деятельности Конституционного Суда Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М. 2000.
  194. М.В. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина России и гарантии их реализации: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. СПб. 2000.
  195. О.А. Конституционные основы государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов. 1999.
  196. Т.А. Конституционный Суд Российской Федерации: анализ деятельности и проблемы: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М. 1994.
Заполнить форму текущей работой