Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Влияние отклонений формы опорных поверхностей гидростатодинамических подшипников на динамические характеристики роторных систем

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При разработке современных турбомашин, прежде всего, необходимо обеспечить высокий коэффициент полезного действия при заданных параметрах и надежность работы агрегата в течение заданного ресурса при значительных динамических нагрузок и различных режимах работы. Решение первой задачи достигается правильным подбором параметров, определяющих тип и размеры турбомашины, и находится в процессе… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Динамическая система «ротор — радиальные подшипники жидкостного трения» как объект исследования
    • 1. 1. Задачи динамического анализа системы «ротор — радиальные подшипники жидкостного трения»
    • 1. 2. Обзор исследований и подходов к моделированию системы «ротор — подшипники жидкостного трения»
    • 1. 3. Структура, объект и задачи исследования
  • 2. Расчет характеристик подшипников жидкостного трения с учетом отклонений формы опорных поверхностей
    • 2. 1. Моделирование отклонений формы опорных поверхностей
    • 2. 2. Определение реакций смазочного слоя подшипника с учетом отклонений формы
    • 2. 3. Анализ влияния отклонений формы на характеристики подшипников жидкостного трения
  • 3. Динамические характеристики системы «ротор — радиальные подшипники жидкостного трения» с учетом отклонений формы
    • 3. 1. Динамические характеристики радиальных подшипников жидкостного трения с учетом отклонений формы поверхности
    • 3. 2. Уравнения динамики пространственного движения ротора
    • 3. 3. Движение ротора на подшипниках жидкостного трения с учетом отклонений формы

    4 Экспериментальные исследования влияния отклонений формы на динамические характеристики роторной системы с радиальными подшипниками жидкостного трения 92 4.1 Постановка задач и планирование экспериментальных исследований

    4.2 Описание экспериментального комплекса

    4.3 Обработка результатов и сравнительный анализ данных теоретических и экспериментальных исследований

    5 Вопросы практического применения результатов анализа динамических характеристик

    5.1 Рекомендации к проектированию роторно-опорных узлов быстроходных турбомашин

    5.2 Программное обеспечение для расчета динамических характеристик системы «ротор — радиальные гидростатодинамические подшипники жидкостного трения «

    5.3 Эталонные диагностические портреты отклонений формы 109

    Заключение 114

    Список литературы 117

    Приложения

    А Допуски отклонений формы Б Аппроксимация свойств смазочных материалов В Листинг основных расчетных модулей программного обеспечения Г Эталонный диагностический портрет Д

    Список основных научных трудов Данчина И. А. Е Свидетельства

Влияние отклонений формы опорных поверхностей гидростатодинамических подшипников на динамические характеристики роторных систем (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Рост конкурентоспособности машин неразрывно связан с необходимостью повышения их производительности при одновременном снижении мас-согабаритных характеристик и стоимости изделия. Применительно к транспортным и энергетическим роторным машинам это обстоятельство обуславливает необходимость повышения частот вращения их роторов. Однако, повышение частот вращения сопровождается ростом динамических нагрузок, что часто делает нецелесообразным или дорогостоящим применение опор 1 качения. Поэтому при необходимости обеспечения длительного ресурса машины в качестве подвеса высокоскоростных роторов находят широкое применение опоры жидкостного трения.

Функционирование системы «ротор — подшипники жидкостного трения» во многом зависит от режима работы трибосопряжения в подшипниках. Одним из параметров, определяющих режим работы трибосопряжения, выступает радиальный зазор, минимальное значение которого является критерием работоспособности подшипников жидкостного трения. В свою очередь радиальный зазор есть функция геометрии опорных и эксплутационных параметров подшипника. Изменение геометрии опорных поверхностей связано как с технологическими погрешностями изготовления, так и с износом в процессе эксплуатации. Технологические погрешности представляют собой совокупность различных отклонений формы, размеров и микрорельефа поверхности. Из перечисленных погрешностей наибольшую величину имеют отклонения форм, что подтверждается работами многих авторов. Наличие отклонений формы на опорных поверхностях приводит к изменению радиального зазора на заметную величину, что приводит к перераспределению сил в подшипнике и, в конечном счете, оказывает влияние на динамические характеристики роторных систем (несущая способность, динамические свойства смазочного материала, расход, потери мощности на трение, траектории движения и др.).

Так как динамические характеристики являются составляющими движения ротора в опорах жидкостного трения, то можно говорить об изменении вибрационного состояния системы «ротор — радиальные подшипники жидкостного трения». Результатом такого воздействия может быть как появление дополнительных «паразитирующих» колебаний в вибрационном портрете, так и увеличении износа опорной пары (цапфа — втулка), что приводит к снижению жизненного цикла роторной системы, и вынуждает повышать коэффициенты запаса по виброустойчивости для роторных машин и минимальному зазору в трибосопряжении подшипника жидкостного трения.

С другой стороны представляет большой интерес вопросы определения отклонений формы при оценке технического состояния роторных систем. В настоящее время диагностические портреты формируются на основе эмпирических данных, полученных путем непосредственного наблюдения за агрегатом. Таким образом, получение диагностических портретов для высокотехнологичных и наукоемких изделий (турбодетандеров, авиационных двигателей, турбонасосов и др.) является достаточно дорогостоящим мероприятием. В последнее время получила развитие тенденция, в рамках которой диагностические портреты могут быть сформированы на основе математических моделей протекающих в машине процессов.

Анализ работ в области исследования динамических характеристик роторных машин с радиальными опорами жидкостного трения позволяет сделать вывод о недостаточной изученности влияния всего комплекса отклонений формы на динамические характеристики роторных систем. Большинство работ используют либо упрощенные математические модели, либо используют данные, полученные путем непосредственного наблюдения.

Таким образом, анализ влияния отклонений формы на динамику системы «ротор — подшипники жидкостного трения» является актуальной научно-технической задачей, решение которой позволит:

• выявить, и систематизировать те изменения в динамических характеристиках роторных машин, которые обусловлены наличием отклонений формы на опорных поверхностях подшипников;

• сделать выбор допусков и посадок для трибосопряжения в подшипнике более точным, соответствующим условиям работы машины;

• повысить надежность при определении значения предельной толщины масляного слоя (критического радиального зазора), для каждого трибосопряжения в отдельности;

• уточнить значения коэффициента запаса по критической толщине масляного.

Также представляется актуальной задача по формированию диагностических портретов состояния системы «ротор — подшипники жидкостного трения» при различных отклонениях формы, позволяющая уточнить и значительно дополнить существующие диагностические модели.

Настоящая работа выполнялась в рамках развития научной школы по исследованию опорных узлов турбомашин, динамики и диагностики роторных систем с опорами скольжения. Ведомственная научная программа код проекта: № 4394 (№ госрег. 0120.0 504 034), 2005 г., а также в рамках договора с ОАО «НПО Энергомаш» им. акад. В.П. Глушко" (г. Химки).

Объект исследования — система «ротор — радиальные подшипники жидкостного трения».

Предмет исследования — динамические характеристики системы «ротор — радиальные подшипники жидкостного трения».

Целью работы является совершенствование методов расчета и разработка инструментальных средств проектирования роторных систем с радиальными опорами жидкостного трения с учетом отклонений формы опорных поверхностей.

В работе были поставлены и решены следующие задачи: 1. построить математическую модель определения гидродинамических сил в подшипниках жидкостного трения, работающих в турбулентном неизотермическом режиме течения смазочного материала с учетом отклонений формы его опорных поверхностей;

2. построить математическую модель пространственного движения ротора в радиальных опорах жидкостного трения;

3. провести вычислительные эксперименты по изучению влияния отклонений формы опорных поверхностей на динамические характеристики системы «ротор — гидростатодинамические подшипники жидкостного трения»;

4. провести модельные эксперименты для проверки адекватности математической модели динамики ротора;

5. разработать программное обеспечение для расчета роторных систем с радиальными гидростатодинамическими опорами жидкостного трения с возможностью учета отклонений формы опорных поверхности;

6. по результатам проведенных исследований сделать рекомендации по проектированию роторных систем с учетом отклонений формы опорных поверхностей;

7. сформировать эталонные диагностические портреты отклонений формы для радиальных гидростатодинамических подшипников жидкостного трения.

Научная новизна:

1. построена математическая модель расчета нелинейных гидродинамических сил в радиальных гидростатодинамических подшипниках жидкостного трения, отличающаяся возможностью учета турбулентного неизотермического течения смазочного материала и отклонений формы опорных поверхностей;

2. разработана динамическая модель пространственного движения жесткого ротора в радиальных гидростатодинамических подшипниках жидкостного трения, позволяющая учесть отклонения формы опорных поверхностей;

3. создано программное обеспечение, позволяющее рассчитать динамические характеристики системы «ротор — подшипники жидкостного трения» с учетом отклонений формы опорных поверхностей;

4. выявлены закономерности влияния отклонений формы на динамические характеристики подшипников жидкостного трения (несущая способность, расход смазочного материала, потери мощности на трение, коэффициенты жесткости и демпфирования смазочного слоя, траектории движения, кривые подвижного равновесия);

5. на основе математических моделей расчета гидродинамических реакций гидростатодинамических подшипников жидкостного трения и пространственного движения жесткого ротора получены диагностические портреты состояний системы «ротор — подшипники жидкостного трения».

Основные виды аналитических выражений для математических моделей отклонений формы опорных поверхностей получены методами аналитической геометрии.

Расчет поля давлений в смазочном слое подшипника осуществлялся на основе совместного решения уравнений Рейнольдса, баланса энергий и расходов. Решение это системы уравнений проводилось методом конечных разностей. Реакции смазочного слоя получены интегрированием поля давлений по опорной поверхности подшипника.

Динамические характеристики системы «ротор — подшипники жидкостного трения» исследовались на основе двух подходов: линейного и нелинейного. Для линейного подхода были получены динамические коэффициенты смазочного слоя. Для нелинейного — рассматривалось решение системы уравнений движения ротора совместно с уравнениями гидродинамики смазочного слоя, в результате были получены траектории движения цапфы.

С целью проверки адекватности полученных теоретических результатов проведено экспериментальное исследование по изучению динамического состояния системы «ротор — подшипники жидкостного трения». Исследования проводились на специально разработанном стенде с использованием информационно-измерительной системы фирмы «National Instruments». Исследовалось влияние отклонений формы на траектории движения цапфы ротора.

Анализ динамического поведения ротора в подшипниках жидкостного трения осуществлялся на основе анализа формы и амплитуды траекторий движения центра цапфы ротора, а также спектров колебаний ротора. Для получения спектров использовалось быстрое преобразование Фурье.

Обработка результатов производилась средствами системы научных и инженерных расчетов MATLAB.

Достоверность результатов обеспечивается корректностью постановки задачи, обоснованностью используемых теоретических зависимостей, принятых допущений и ограничений, применением известных математических методов и подтверждается качественным и количественным согласованием результатов теоретических исследований с экспериментальными данными, полученными как лично автором на разработанном экспериментальном стенде с использованием современной измерительной аппаратуры, так и другими исследователями.

Практическая ценность заключается в том, что полученные в работе зависимости влияния отклонений формы на динамические характеристики системы «ротор — радиальные подшипники жидкостного трения» и разработанное программное обеспечение могут быть использованы при проектировании и оценке технического состояния системы «ротор — радиальные подшипники жидкостного трения».

Результаты работы используются при проектировании опорных узлов насосов на ОАО «Ливгидромаш», г. Ливны.

Апробация работы. Материалы диссертации докладывались и обсуждались на: Международном научном симпозиуме «Машины и механизмы ударного, периодического и вибрационного действия», Орел, 2003; школе-семинаре «Современные проблемы механики и прикладной математики», Воронеж, 2004; Второй научной конференции «Проблемы динамики и прочности исполнительных механизмов и машин», Астрахань, 2004; Всероссийской научно-технической конференции «Теоретические и прикладные вопросы современных информационных технологий», Улан-Удэ, 2005; III Международном технологическом конгрессе «Военная техника, вооружение и технологии двойного назначения», Омск, 2005; VII научно-технической конференции «Вибрация — 2005. Вибрационные машины и технологии» — Курск, 2005; Международном научном симпозиуме «Гидродинамическая теория смазки — 120 лет», Орел, 2006.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 13 научных трудов, включая 9 статей в научных сборниках (2 статьи в журналах, входящих в перечень ВАК), 2 тезисов докладов и 3 свидетельства о регистрации программы для ЭВМ.

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка литературы включающего 157 источников, приложенийизложена на 162 страницах текстасодержит 58 рисунков, 11 таблиц.

Выводы по главе.

Модернизирован опорный узел экспериментального стенда исследования радиальных подшипников жидкостного трения. Проведен комплекс экспериментальных исследований для проверки адекватности теоретических результатов, сделан сравнительный анализ теоретических и экспериментальных результатов, который подтвердил их удовлетворительное согласование. Расхождение траекторий движения составляет 13%.

5 Вопросы практического применения результатов анализа динамических характеристик.

Повышение конкурентоспособности турбомашины и увеличение ее жизненного цикла связано, помимо разработки новых и модернизации устаревших узлов, режимов и принципов работы, с надлежавшим изготовлением и монтажом, а также правильной эксплуатацией.

Здесь под надлежащим изготовлением понимается в правильном назначении различных допусков на обрабатываемые поверхности, их надлежащий контроль как в процессе изготовления так и при сборке узла. Появление новых видов смазочных материалов, увеличение мощности и уменьшение массогабаритных характеристик роторных машин приводит к тому, что различные нормы не могут гибко реагировать на темп роста промышленности. Вместе с тем, отсутствие дифференцированного подхода к назначению допусков на отклонения тормозит развитие роторных машин. Зачатую нормы указанные в стандартах поднимают планку либо неоправданно выше, что ведет к назначению более дорого способа обработки поверхности, либо занижают, делая машину нежизнеспособной еще до ее испытаний.

Эксплуатация турбомашины состоит из следующих этапов:

• пуско-наладочные работы;

• этап приработки машины;

• этап интенсивной эксплуатации;

• утилизация.

На этапе пуско-наладочных работ происходит сравнение режимов работы рекомендованных заводом-изготовителем для данного агрегата с параметрами, которые были получены в процессе пробных пусков. По результатам вносятся изменения в режимную карту турбоагрегата.

На этапе приработки происходит последнее уточнение режимных карт (окончательный вариант режимной карты должна быть согласован с заводом изготовителем). В журнал мониторинга заносятся первые данные о состояния турбоагрегата.

Этап интенсивной эксплуатации состоит из двух частей собственно из самой эксплуатации и ремонта. Различают плановый и внеочередной виды ремонта. При плановом ремонте происходит осмотр агрегата, замена различных узлов. Проведение внеочередного ремонта связано в первую очередь с выявлением различных дефектов в машине. Если взять в процентном соотношение время, затраченное на плановые ремонты и время, затраченное на внеочередные, то данные будут приблизительно равны 95% и 5% соответственно. Однако во время проведения плановых ремонтных работ теряется машинное время работы турбоагрегаты, производство становится менее гибким. Поэтому дифференцирование времени проведения плановых ремонтных работ позволит увеличить машино-часы тур-бомашин. Основным рычагом при правильном и, что самое главное адекватном дифференцировании времени между плановыми остановами, выступает оценка технического состояния турбомашины (диагностика). Под оценкой технического состояния турбомашины понимается выявление и предупреждение отказов и неисправностей, поддержание эксплуатационных показателей в установленных пределах, прогнозирование состояния в целях полного использования доремонт-ного и межремонтного ресурса.

5.1 Рекомендации к проектированию роторно-опорных узлов турбомашин.

При разработке современных турбомашин, прежде всего, необходимо обеспечить высокий коэффициент полезного действия при заданных параметрах и надежность работы агрегата в течение заданного ресурса при значительных динамических нагрузок и различных режимах работы. Решение первой задачи достигается правильным подбором параметров, определяющих тип и размеры турбомашины, и находится в процессе термогазодинамического расчета проектируемого агрегата. Вторая задача решается рациональным отбором конструктивных исполнений основных элементов и узлов машины, тщательно подобранными для них материалами, а также высоким качеством изготовления и сборки. Между тем необходимо отметить, что наибольшие затраты необходимы на изготовление агрегата. Поэтому назначение допусков, а соответственно технологии изготовления должно быть гибким, учитывающим все аспекты работы машины. Будь-то работа с маловязкими и криогенными жидкостями, работы на больших скоростях вращения и др. Это позволит снизить затраты на производство, улучшить работу машины, что повысит его конкурентоспособность на рынке.

При назначении допусков на отклонения формы ГОСТом определяются только суммарная величина отклонений формы для различной точности обработки поверхности ГОСТ 24 643– — 81 (см. Приложение А). Однако проведенные в рамках диссертации исследования позволяют сделать выводы о том, что отклонения формы реального профиля по разному влияют на динамику роторной системы при работе с маловязкими жидкостями (жидкий водород, жидкий кислород и др.).

Так конусность поверхности оказывает влияние на работу подшипника при разливных скоростях вращения при величине 4% от радиального зазора. При радиальном зазоре 50 мкм и диаметре ротора 0,04 м это составляет 2 мкм, в то время как ГОСТ назначает на данную поверхность допуск равный 8 мкм с 6-ой степенью точности на изготовление. Отсюда видно, что величина допуска больше границы действия конусности в 4 раза. Под границей действия понимается значение величины отклонения, при котором начинается существенное влияние на характеристики подшипника. В тоже время при бочкообразности поверхности при тех же условиях граница начала влияния находится на отметке 9 мкм, что удовлетворяет требованиям ГОСТ.

В таблице 5.1 приведены значения границ начала действия различных отклоняй формы при диаметре подшипника 0,04 м.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертационной работе решена актуальная научно-техническая задача, состоящая из теоретического и экспериментального исследования влияния реального профиля опорных поверхностей радиальных подшипников жидкостного трения на динамические характеристики роторной системы. В ходе выполнения диссертационного исследования были решены следующие задачи:

• проведен анализ области использования роторных систем на подшипниках жидкостного трения, их преимуществ и недостатков;

• проведен обзор различных источников (литература, internet). Предметом исследования являлись различные подходы к учету влияния реально профиля на работу роторных систем;

• выявлены основные отклонения реального профиля;

• построены математические модели отклонений формы;

• разработана математическая модель для расчета реакций смазочного слоя в подшипнике с учетом его реального профиля;

• построена модель пространственного движения двухопорного неуравновешенного жесткого ротора в радиальных опорах жидкостного трения;

• проведена серия вычислительных экспериментов по изучению влияния отклонений формы опорных поверхностей на динамические характеристики подшипников жидкостного трения и роторной системы в целом;

• проведена серия натурных экспериментов для проверки адекватности математической модели динамики ротора. Сравнения проводились по траекториям движения и кривым подвижного равновесия;

• разработаны рекомендации по проектированию подшипников жидкостного трения;

• сформированы эталонные диагностические портреты отклонений формы опорных поверхностей;

• создано программное обеспечение для расчета системы «ротор — радиальные подшипники жидкостного трения» с учетом реального профиля поверхности.

При решении этих задач были получены, и сформированы следующие результаты и выводы:

• установлено, что отклонения формы реального профиля опорных поверхностях в значительной мере влияют на динамические характеристики подшипников жидкостного при использовании в качестве смазочных материалов маловязкие жидкости (изменение динамических характеристик -4. 30%);

• отклонения формы влияют на динамические характеристики роторной системы, что ведет к дестабилизации ее работы.

Так при конусности 10% амплитуда колебаний цапфы ротора возросла на 30% от первоначального значения. При дальнейшем увеличении конусности в ряде случаев наблюдается дестабилизация движения ротора (появление автоколебаний). При наличии эллипсности опорных поверхностей 5% и выше появляется дополнительная частотная составлящая в колебании ротора равная двойной оборотной частоте. Рост амплитуда по сравнению с конусность меньше 10. 16%. Однако наличие частотного влияния приводит к нарушению стабильного движения ротора при эллипсности 10%, в отличии от конусности.

• Влияние бочкообразности и корсетности менее заметно, чем конусности и эллипсноста. Так при бочкообразное&trade- 10% амплитуда колебаний ротора увеличивается на 5. 12%;

• теоретически установлено и экспериментально, что при неуравновешенности ротора порядка 5−6 мкм происходит дестабилизация его орбиты движения, следствием чего является быстрый износ опорных поверхностей подшипника жидкостного трения и наступление аварийно ситуации. Наличие на опорных поверхностях подшипников отклонений формы приводит к снижению порога неуравновешенности ротора до 2.3 мкм;

• использование разработанной математической модели позволит дифференцированно подойти к назначению допусков на отклонения формы, что позволит улучшить качество изготовления турбомашин применение данной математической модели даст возможность уточнить значения коэффициентов запаса назначаемых для подвесов на радиальных подшипниках жидкостного трения в сторону уменьшения, разработанная математическая модель пространственого движения двух-опорного неуравновешенного жесткого ротора позволяет использовать ее в системах оценки технического состояния турбомашинпредложенный подход к формированию эталонных диагностических портретов позволяет уменьшить время введения в работу диагностических моделей, сокращая время набора диагностической информации;

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абдул-Вахед, Николас, Паскаль. Устойчивость подшипников крупных тур-бомашин и их колебания, вызванные дебалансом Текст. // Проблемы трения и смазки. 1982. -№ 1. — С. 70−80.
  2. A.M., Филиппов В. В. Динамика роторов Текст. /под ред. А. И. Кобрина М.: Издательство МЭИ, 1995. — 132 с.
  3. А.А., Солодовников А. И. Диагностика в технических системах управления. СПб.: СПбГЭТУ, — 1997. — 188 с.
  4. А.А., Дубинский Ю. А., Копченова Н. В. Вычислительные методы для инженеров. Текст. / М.: Высшая школа, 1994. 544 с.
  5. Н.П. Гидростатические подшипники быстроходных машин Текст. // Исследование и проектирование опор и уплотнений быстроходных машин. Харьков, ХАИ, 1975. — Вып. 3. — С. 5 — 16.
  6. Н.П., Василенко В. М., Поляков В. И., Савин JI.A. и др. Газожидкостные опоры роторов криогенных турбонасосных агрегатов. Текст. / М.: КБ Химмаш, 1993.- 146 с.
  7. Н.П., Чайка А. И., Доценко В. Н. и др. Гидростатические опоры роторов быстроходных машин Текст./ Харьков: «Основа», 1992 198 с.
  8. А.В., Баркова Н. А., Азовцев А. Ю. Мониторинг и диагностика машин по вибрации: Учеб. пособие. СПб.: Изд. центр СПбГМТУ, 2000 159с.
  9. К., Вилсон Е. Численные методы анализа и МКЭ. М.: Стройиздат, 1982.-448 с.
  10. А.И. Динамические характеристики опорных многокамерных гидростатических подшипников Текст. // Динамика гибких роторов М.: Наука, 1972.-С. 51−56.
  11. А.И. Способ расчета динамических характеристик гидростатических подшипников Текст.// Исследование гидростатических подшипников. -М.: Машиностроение, 1973.-С. 12−18.
  12. А.И., Балякин В. Б., Новиков Д. К. Теория и проектирование гидродинамических демпферов опор роторов Текст. / Под ред. А. И. Белоусова. -Самара: Издательство Самарского научного центра РАН, 2002. 335 с.
  13. А.И., Равикович Ю. А. Динамические характеристики жидкостной пленки в гибридном гидростатическом подшипнике Текст. // Известия ВУЗов. Авиационная техника.- 1978. -№ 3. С. 25−29
  14. А.И., Равикович Ю. А. Устойчивость движения роторов на гидростатических подшипниках Текст. // Исследование и проектирование гидростатических опор и уплотнений быстроходных машин Харьков: Изд-во ХАИ, 1977. — Вып. 4. — С. 51−58. 8
  15. А.И., Равикович Ю. А., Бросайло A.M. Теоретическое исследование вынужденных колебаний роторов на упругодемпферных ГСЩТекст. // Исследование и проектирование гидростатических опор и уплотнений ДЛА. -Харьков: Изд-во ХАИ, 1986. Вып. 2. — С. 64−70.
  16. А.И., Хромова Т. А. Влияние некоторых погрешностей формы вала и обоймы на характеристики гидростатического подшипника Текст. // В Сб. «Исследования гидростатических подшипников» М.: Машиностроение, 1973.с. 18−28
  17. А.И., Чегодаев Д. Е. Динамические характеристики гидростатических устройств Текст. // Вопросы виброизоляции оборудования Ульяновск, 1974.-С. 56−64.
  18. Браун, Уилер III, Хендрикс. Термогидравлическая модель криогенного радиального гидростатического подшипника с полностью связанными переменными свойствами жидкости Текст. // Проблемы трения и смазки. 1988. -№ 2.-С. 18−29.
  19. И.Н., Семендяев К. А. Справочник по математике для инженеров. Текст. / М.: Наука, 1986. — 544 с.
  20. А.Г., Завьялов Г. А. Устойчивость движения шипа в подшипниках жидкостного трения. Текст. / М.: Машиностроение, 1964. 148 с. 75
  21. Н.Б. Справочник по теплофизическим свойствам газов и жидкостей. Текст. / М.: Наука, 1972. 720 с.
  22. В.А., Дьяков В. И., Зиле А. З. Расчет и проектирование опор жидкостного трения. Текст. / М.: Машиностроение, 1983. 232 с.
  23. Генка. Динамически нагруженные радиальные подшипники скольжения. Расчет мотодом конечных элементовТекст. .//Тр. амер. об-ва инж.-мех. / Проблемы трения и смазки.-М.: Мир. -1984.-№ 4.-С.10- 14. 130.
  24. Герике Б.JI.Мониторинг и диагностика технического состояния машинных агрегатов: Учеб. Пособие. В 2-х ч. 4.1: Мониторинг технического состояния по параметрам вибрационных процессов Текст./ кузбас.гос.техн.ун-т. -Кемерово, 1999.- 188 с.
  25. А.С. Вибрация роторных машин. Текст. / М.: Машиностроение, 2000.-344 с. 30.ГОСТ 24 642−8131.ГОСТ 24 645−81.
  26. В.В. Решение триботехнических задач численными методами. Текст./ М.: Наука, 1982.-112с
  27. В.В., Сафонов Б. П., Жуков Р. В. Динамика механизма движения поршневого компрессора с учетом зазоров в подвижных соединениях Текст. // Вестник машиностроения, 2002, № 4. С.3−7.
  28. В.Ф., Орлов В. Н., Схиртладзе А. Г. Основы Вибродиагностики объектов в машиностроении: Учеб. пособие. Текст. / Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та. 2004. 151 с.
  29. А.А. Балансировка роторов машин // Вибрации в технике. В 6 т. Том 6. Защита от вибрации и ударовТекст. / Под ред. К. В. Фролова. М.: Машиностроение, 1981.-С. 35−82.
  30. А.А. Динамика и балансировка гибких роторов Текст./ М.: Наука, 1974.- 144 с.
  31. Гхош, Висванат. Влияние сжимаемости жидкости в камере на динамические характеристики многокамерных гидростатических радиальных подшипников с вращающимся валом Текст. // Проблемы трения и смазки 1988. — № 2. -С. 30−37.
  32. Гхош. Динамические характеристики многокамерного радиального подшипника с внешним нагнетанием смазки Текст. // Проблемы трения и смазки. -1978.-№ 4.-С. 18−23.
  33. А.Б. Расчет и конструирование турбодетандеров Текст. / А. Б. Давыдов, А. Ш. Кобулашвили, А. Н. Шерстюк. М.: Машиностроение, 1987. -232 с.
  34. М.Е., Голубков Б. Н. Механика жидкости и газа // Теплотехнический справочник. В 2-х т. Том 2 Текст. / Под общ. ред. Юренева В. Н. и Лебедева П. Д. М.: «Энергия», 1976. — С. 79 — 91.
  35. Ф.М. Изгибные колебания вращающихся валов. Текст. / М.: Изд-во АН СССР, 1959. 348 с.
  36. Ф.М., Шаталов К. Т., Гусаров А. А. Колебания машин. Текст. /
  37. М.: Машиностроение, 1964. 380 с.
  38. А.Д. Расчет нестационарно нагруженных подшипников. Текст. / JI. Машиностроение, 1982.-223 с.
  39. Использование гидростатических подшипников в турбонасосных агрегатах Текст. / Е. Н. Ромасенко, А. С. Сидоренко, Л. А. Толстиков, С. А. Юновидов // Труды ГДЛ-ОКБ. 2000. № XVII. — С. 216 — 232.
  40. В .Я. Обеспечение вибронадежности роторных машин на основе методов подобия и моделирования. Текст. / СПб.: СЗПИ, 1992. — 374 с. 66
  41. А.С., Журавлев Ю. Н., Январев Н. А. Расчет и конструирование роторных машин. Текст. / Л.: Машиностроение, 1975.-288 с.
  42. А.С., Циманский Ю. П., Яковлев В. И. Динамика роторов в упругих опорах. Текст. / М.: Наука, 1982. 280 с.
  43. Клит, Лунд. Вычисление динамических коэффициентов радиального подшипника с использованием вариационного подхода Текст. // Проблемы трения и смазки. 1986. — № 3. — С. 91−96
  44. М.В. Теоретические основы работы подшипников скольжения. М.: Машгиз, 1959. — 404 с. 16
  45. А.Г. Динамика и прочность турбомашин. Текст. / М.: Машиностроение, 1982. 264 с.
  46. В.Н., Науменко А. П. Практические основы виброакустической диагностики машинного оборудования: Текст. Учеб. Пособие/ Под ред. В. Н. Костюкова. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2002. 1408с.
  47. А.И. Совершенствование расчетно-экспериментальных методов исследования динамических характеристик турбоагрегатов и их элементов.
  48. Дисс. на соискание ученой степени доктора технических наук. Москва, Московский энергетический институт, 1999. 320 с.
  49. Лабуф, Буккер Динамически нагруженные подшипники с жесткими и упругими поверхностями. Конечно-элементный расчет Текст. // Тр. амер. Об-ва инж.-мех. / Проблемы трения и смазки. М.:Мир. — 1985. — № 4. — С. 72 — 83.
  50. В.Н. Постановка физического эксперимента и статистическая обработка его результатов. Текст. / М.: Энергоатомиздат, 1986. 272 с.
  51. С.А., Медников В. А., Соломин О. В., Савин Л. А., Устинов Д. Е. Коэффициенты жесткости и демпфирования парожидкостного подшипника скольжения Текст. // Сб. научных трудов ученых Орловской области. Выпуск 3. Орел: ОрелГТУ, 1997. — С. 146−150.
  52. М.И. Гибкие роторы судовых турбин. Текст. / Л.: Судостроение, 1969.-158 с.
  53. М.К. Современные методы расчета динамических характеристик роторных систем. NASTRAN или DYNAMICS? // Двигатель, 2004. № 3. С. 14−16.
  54. Л.Г. Механика жидкости и газа. Текст. / М.: Наука, 1978. 736 с.
  55. В.Г. Колебания высокоскоростных роторов на гидростатических подшипниках и методы снижения виброактивности машин. Самара: Изд-во Самарского НЦ РАН, 2001. — 122 с.
  56. А.В. Классификатор вибрадиагностических признаков дефектов роторных машин. Текст. / Иркутск: Изд-во ИрГТУ. 1999. — 228 с.
  57. Й. Разработка понятия динамических коэффициентов радиальных подшипников жидкостного трения // Проблемы трения и смазки, 1987. № 1. — С. 40−45.
  58. Лунд, Штернлихт. Динамика системы «ротор подшипник» и проблема ослабления колебаний Текст. // Труды американского общества инженеров-механиков. Техническая механика. Серия D. — М.: Мир, 1962. — № 4. — С. 97 109.
  59. Лунд. Неустановившиеся линейные колебания гибкого ротора, опирающегося на подшипники с газовой смазкой Текст. // Проблемы трения и смазки-1976.-№ 1.-С. 57−67.
  60. В.А., Баткис Г. С. Трибология подшипников и уплотнений жидкостного трения высокоскоростных турбомашин. Текст. / Казань: ФЭН, 1998. -428 с.
  61. Е.Е. Устойчивость и вынужденные колебания роторов на гидростатических подшипниках Текст. // Машиноведение. 1967. — № 1. — С. 68−76.
  62. Г. П. Вынужденные колебания роторных систем из-за несовершенств изготовления и сборки Текст.: Автореферат. Дис. на соиск. учен, степ. канд. тех. наук. Москва, 1982. — 22с.
  63. Мкивор, Финнер Конечно-элементный анализ динамически нагруженных упругих радиальныхъ подшипников скольжения. Быстрый метод Ньютона-РафсонаТекст. // тр. амер. об-ва. инж.-мех. / Современное машиностроени-ею Серия А.-М.:Мир.- 1990.-№ 7 С. 10
  64. П.И. Основы конструирования: Справочно-методическое пособие. Текст. / В 2-х кн. Кн. 2. Под ред. П. Н. Учаева. М.: Машиностроение, 1988. — 544 с.
  65. Я. Г. Основы прикладной теории колебаний и удара. Л.: Политехника, 1990.- 212 с.
  66. Э.Л. Динамические свойства масляной пленки в подшипниках сколь-женияТекст. // Известия АН СССР. ОТН. Механика и машиностроение-1961.-№ 6.-С. 52−67.
  67. Э.Л. Исследование устойчивости движения роторов на подшипниках скольжения Текст. // Известия АН СССР. ОТН. Механика и машиностроение.-1963. № 2.-С. 102−119.
  68. Э.Л. Колебания роторов Текст. / // Вибрации в технике. В 6 т. Том 3. Колебания машин, конструкций и их элементов / Под ред. Ф. М. Диментберга, К. С. Колесникова.-М.: Машиностроение, 1980-С. 130−189
  69. Э.Л. Упрощенный численный метод расчета характеристик подшипников скольжения произвольной формы Текст. // Машиноведение 1966. -№ 2.-С. 91−99.
  70. В.Н., Горюнов Л. В., Такмовцев В. В. Совмещенные опоры быстроходных турбомашин. Принципы конструирования и экспериментальные исследования. Казань: КГТУ имени А. Н. Туполева, 2003. — 62 с.
  71. В.Н. Прикладная теория и методы расчета гидродинамических сложнонагруженных опор скольжения: Дисс. на соискание ученой степени доктора технических наук. Текст. /Челябинск, 1985.-445 с.
  72. А.О., Савин Л. А., Соломин О. В. Динамика разгона жесткого ротора на подшипниках жидкостного трения // Известия вузов. Машиностроение.2006, № 4.-С. 11- 20.
  73. Ю.А. Конструкции и проектирование подшипников скольжения агрегатов ДЛА. М.: Изд-во МАИ, 1995. — 58 с.
  74. Ю.А. Конструкции и проектирование подшипников скольжения с газовой смазкой агрегатов ДЛА и ЭУ. М.: Изд-во МАИ, 1998. — 52 с.
  75. Ю.А. Конструкции и проектирование подшипников скольжения агрегатов ДЛА: Учебное пособие. М.: Изд-во МАИ, 1995. — 58 с.
  76. Редцклиф, Вор. Гидростатические подшипники криогенных турбонасосов ракетных двигателей Текст. // Проблемы трения и смазки. 1969. — № 3. — С. 206−227.
  77. Ю.В. Связанные задачи динамики и смазки сложнонагру-женных опор скольжения. Дисс. на соискание ученой степени доктора технических наук, Челябинск, 1999. 347 с.
  78. Роу. Анализ динамических и статических характеристик гидростатических характеристик гидростатических радиальных подшипников с камерами при малых перемещениях вала Текст. // Проблемы трения и смазки 1980. -№ 1.-С. 80−87.
  79. Л.А. Теоретические основы расчета и динамика подшипников скольжения с парожидкостной смазкой: Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук. Текст. / Орел, 1998. 352 с.
  80. Л.А., Соломин О. В. Динамика жесткого ротора на подшипниках скольжения, смазываемых криогенной жидкостью //Известия вузов. Машиностроение, 2004.-№ 4.-С. 21−38.
  81. Л.А., Соломин О. В. Расчет подшипников скольжения в условиях двухфазного состояния смазочного материала // Известия вузов. Машиностроение. 2004, — № 2. — С. 36 — 42.
  82. JI.A., Соломин О. В., Устинов Д. Е. Влияние упругих деформаций ротора на работоспособность опор скольжения Текст. // Итоги развития механики в Туле: Тез. докл. межд. конференции. Тула, 1998. С. 86.
  83. Л.А., Соломин О. В., Устинов Д. Е. Прикладные методы динамических расчетов роторно-опорных узлов Текст. // Вибрационные машины и технологии: Сборник докладов IV международной конференции Курск, 1999.-С. 126−129.
  84. Л.А., Соломин О. В., Устинов Д. Е. Теоретические основы расчета парожидкостных подшипниковТекст. / // Тез. докл. школы «Современные проблемы механики и прикладной математики». Воронеж, ВГУ, 1998. — С. 244.
  85. Л.А., Соломин О. В., Устинов Д. Е., Жидков С. А., Корнеев А.Ю. Пакет прикладных программ для исследования динамики роторных систем
  86. Текст. // Системные проблемы качества, математического моделирования и информационных технологий: Материалы Международной конференции и Российской научной школы. Часть 7. Москва: НИИ «Автоэлектроника», 1999.-С. 88.
  87. А.А., Гулин А. В. Численные методы. Текст. /М.: Наука, 1 989 432 с.
  88. Сейрег, Дэндейдж. Применение фазового моделирования к исследованию влияния величины дисбаланса на вихревое движение роторов с гидродинамическими подшипниками Текст. // Проблемы трения и смазки. 1975. -№ 1.-С. 41−48.
  89. С.И. Динамика криогенных турбомашин с подшипниками скольжения. М.: Машиностроение, 1973. — 304 с.
  90. Сингх, Синхасан, Тайал. Теоретический расчет траектории движения центра шипа радиального подшипника Текст. // Проблемы трения и смазки. -1975.-№ 4.-С. 148−155.
  91. О.В., Устинов Д. Е. Методы расчета динамических характеристик опорных узлов // Сб. научных трудов ученых Орловской области. Текст. / Орел: ОрелГТУ, 1998. Выпуск 4. — С. 51 — 56. 105
  92. О.В. Динамические характеристики гидростатодинамических опор в условиях двухфазного состояния смазочного материала // Известия вузов. Машиностроение, 2006, № 1. С. 14 — 23.
  93. О.В., Данчин И. А. Влияние макроотклонений опорных поверхностей на распределение давлений в радиальном подшипнике жидкостного трения // Известия вузов. Машиностроение. 2005, № 5. — С. 24 — 31.
  94. О.В., Морозов А. А. Численные методы решения уравнений движения в задачах динамики роторных систем с опорами жидкостного трения // Известия вузов. Машиностроение. 2006, № 11. — С. 16 — 26.
  95. О.В., Устинов Д. Е., Савин J1.A. Подход к выбору типа подшипника Текст. //Сб. научн. тр. ученых Орл. обл.-Орел: ОрелГТУ, 1997.-Вып 3-С. 150- 152.
  96. Н.А. Опоры осей и валов машин и приборов Текст. /. М.: Машиностроение, 1970. 520 с. 12
  97. Справочник по триботехнике: т.1 Теоретические основы Текст. / / под общ. ред. М. Хебды, А. В. Чичинадзе. М.: Машиностроение, 1989. — 400 с.
  98. С.П., Янг Д.Х., Уивер У. Колебания в инженерном деле. М.: Машиностроение, 1985.-472 с.
  99. Н., Константинеску В. Н. и др. Подшипники скольжения: расчет, проектирование, смазка. Бухарест: Изд-во АН РНР, 1964. — 458 с.
  100. И.А., Тарабаев Г. И. Крупногабаритные гидростатические подшипники. М.: Машиностроение, Текст. / 1976 — 200 с.
  101. А.Г. Адаптивные системы вибрационной диагностики. Общие требования. Текст. / Обз. информ. Сер. Транспорт и подземное хранение газа. — М.: ИРЦ Газпром, 2000, — 40 с.
  102. А.Г. Вибрационная диагностика. Измерительная информация. Анализ и первичная обработка. Текст. / Обз. Информ. Сер. Транспорт и подземное хранение газа. М.: ИРЦ Газпром, 62 с.
  103. А.Г. Вибрационная диагностика. Система базового мониторин-га./Обз. информ. Сер. Транспорт и подземное хранение газа. Текст. / М.: ООО «ИРЦ Газпром», 2003, 66 с.
  104. А. Динамика роторов турбогенераторов. Л.: Энергия, 1971.-388 с.
  105. А.Д. Теплофикационные паровые турбины и турбоустановки Текст./ А. Д. Трухний, Б. В. Ломакин. М.: Издательство МЭИ, 2002. — 540 с.
  106. М.К., Максимов В. А. Гидродинамическая теория смазки: этапы развития, современное состояние, перспективы. М.: Наука, — 1985. — 144 с.
  107. К.В., Ахметханов Р. С., Банах Л. Я., Пановко Г. Я., Рачук B.C., Рудис М. А., Титков Н. Е. Динамический анализ роторных машин // Научно-технический юбилейный сборник «КБ Химавтоматики 1941 2001 гг.». — Воронеж, 2001.-С. 324−332.
  108. Р.В. Численные методы для научных работников и инженеров. Текст. / М.: Наука, 1972.-400 с.
  109. Ч. Основные принципы планирования эксперимента. Текст. / М.: Мир, 1967.-408с.
  110. Д.В. Колебания в двигателях летательных аппаратов. М.: Машиностроение, 1980.-296 с.
  111. Д.Е., Белоусов А. И. Гидростатические опоры как гасители колебаний Текст. // Проектирование и доводка авиационных газотурбинных двигателей. Выпуск 67. Куйбышев, 1974. — С. 196 — 204.
  112. Д.Е., Штейнберг С. М. Численно-аналитический метод расчета первой критической частоты вращения многомассового ротора на упругих опорах // Вестник машиностроения. Текст. /1991. № 4. — С. 13−14.
  113. Чекина О. Г «О трении шероховатых поверхностей, разделенных тонким слоем жидкости» Текст. // Трение и износ, 19 (1998), № 3, 306 -311.
  114. X. Теория инженерного эксперимента. Текст. / М.: Мир, 1972. -384с.
  115. Н.Г., Воробьев Ю. С. Численный анализ колебаний системы турбоагрегат фундамент. — Киев: Наукова думка, 1991.-232 с.
  116. Шуп Т. Решение инженерных задач на ЭВМ. Текст. / М.: Мир, 1982. 238с. 92
  117. А., Михаелсон С., Камерон А. Граница устойчивости по отношению к вихрю для радиального подшипника конечной длины Текст. // Проблемы трения и смазки. 1971.-№ 1.-С. 170−182.
  118. М.И. Планирование эксперимента и обработка его результатов: Мо-ногрнафия. Текст. / Краснодар: КТАУ, 2004 239с.
  119. А.К., Явленский К. Н. Теория динамики и диагностики систем трения качения. Текст. / Л., Изд-во Ленингр. ун-та, 1978. 184 с. ил.
  120. К.Н., Явленский А. К. Вибродиагностика и прогнозирование ка-честа механических систем. Текст. / Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1983.-239 с.
  121. Adams M.L. Rotating machinery vibration: from analysis to troubleshooting. -NY: Marcel Dekker, Inc., 2001. 354 p.
  122. Chu F.H., Pilkey W.D. A direct integration technique for the transient analysis of rotating shafts // Transactions of ASME. 1982. — Vol. 104, April. — P. 384 — 388.
  123. Development of aerodynamic foil journal bearings for a high speed cryogenic turboexpander / L.-Y. Xiong, G. Wu, Y. Hou, etc. // Cryogenics. 1997. — Vol. 37. -P. 221−230.
  124. Dynamics of rotors: stability and system identification / edited by O. Mahzen-holtz- Wien New York, 1984. — 424 p.
  125. Genta G. Dynamics of rotating systems. NY: Springer, 2005. 660 p.
  126. Handbook of rotordynamics / Edited by Ehrich F. New York, McGraw-Hill, 1992.-542 p.
  127. Handbook of turbomachinery. NY, Marcel Dekker, 1995. — 472 p.
  128. Hannum N.P. The performance and application of high speed long life LH@ hybrid bearings for reusable rocket engine turbomachinery Текст./ N.P. Hannum, C.E. Nielson // AIAA № 83−1389,1983.
  129. Lalanne M., Ferraris G. Rotordynamics Prediction in Engineering. J. Wiley&Sons, 1998, 266 p.
  130. MAtLab 5.x. Текст. / К.: Издательская группа BHV, 2000. 384 с.
  131. Micro-heat engines, gas turbines, and rocket engines the MIT microengine project / A. Epstein, S. Senturia, G. Anathasuresh, etc. // AIAA 97−1773, 1997. — 12 p.
  132. Orr D.J. Macro-scale investigation of high speed gas bearings for MEMS devices: Thesis. MIT, 1999. — 227 p.
  133. Savin L., Solomin O., Ustinov D. Rotor dynamics on friction bearing with cryogenic lubrication //Tenth World Congress on the Theory of Machines and Mechanisms: Proceedings. Oulu, Finland: Oulu University. Vol. 4. -P. 1716 — 1721. 47
  134. SomeyaT. Journal-Bearing Databook. New York: Springer, 1988.
  135. The field test and calculation analysis for unstable vibration of 320MW turbo-machinery rotor-bearing systems / S/ Lu, H. Fu, J. Wang, Y. Ma // Sixth International Conference on Rotor Dynamics: Proceedings. Sydney, Australia, 2002. -P. 183−190.
  136. Vance M. John. Rotordynamics of turbomachinery. New York, John Wil-ley&Sons, 1988.-322 p.
  137. Yamamoto Т., Ishida Y. Linear and nonlinear rotordynamics. A modern treatment with applications. New York, John Willey&Sons, 2001. — 326 p.
Заполнить форму текущей работой