Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Этническая идентичность в контексте развития национально-культурных объединений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мы проанализировали теоретико-методологические традиции изучения этнической идентичности, основные механизмы развития и функционирования этнической идентичности, выявили наиболее существенные структурные компоненты этнической идентичности. Этническая идентичность несет особую функциональную нагрузку в переходный период жизни личности и общества, когда социальные структуры ослабевают или… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЭТНИЧНОСТЬ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
    • 1. 1. Объяснительные модели этничности
    • 1. 2. Теоретико-методологические основания этнической идентичности
  • ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКИХ НЕМЦЕВ)
    • 2. 1. Национально-культурные объединения как фактор развития этнической идентичности
    • 2. 2. Этнический габитус российских немцев: проблемы идентификации
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Приложение

Этническая идентичность в контексте развития национально-культурных объединений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность диссертационного исследования обусловлена глубокими переменами в духовной жизни современного российского общества, объединившего в своем составе более ста национальностей. Несмотря на то, что Россия по сравнению с Советским Союзом стала этнически более однородным государством, проблемы этничности не только не утратили свою значимость, но, напротив, приобрели новое звучание во всех сферах жизни общества. Передел и распад государственных границ, миграционные процессы привели к потере прежних идентификаций с титульным этносом республики и, как следствие, к усилению роли этнокультурного статуса на индивидуальном и групповом уровнях. В современных условиях, с одной стороны, актуализируются глобальные процессы, с другой стороны, повышается важность социально-экономических различий регионов и культурного своеобразия местных практик. Знание локальных социокультурных определений этничности необходимо для того, чтобы гуманизировать социальные отношения и сформировать надежную основу социального планирования и управления с целью предупреждения конфликтов и межэтнического противостояния.

Актуальность работы определяется необходимостью понимания и внимательного изучения явлений социальной реальности, связанных с феноменами национальных конфликтов, межнациональных отношений и этнической идентичности. Трансформационные процессы социальной системы приводят к изменениям функциональных особенностей различных элементов культуры как на макроуровне структурных регуляций, так и на микроуровне повседневных социальных практик. В условиях роста национального самосознания, возрождения этнических культур, усложнения межнациональных отношений изучение проблематики этнической идентичности приобретает все большую значимость. Проблема этнического самоопределения индивида как на индивидуально-личностном уровне, так и на уровне группы является одной из центральных в процессе формирования личности и ее взаимодействия с сообществами. В последнее время с особой силой проявляется феномен включенности индивида в процесс консолидации этнических групп в этнические объединения, этнические организации, ассоциации, автономии. Всплеск интереса к этническим проблемам привел к образованию общественных национально-культурных объединений с ярко выраженной формой социальной солидарности. Изучение процессов формирования и трансформации этнической идентичности в контексте развития национально-культурных организаций российских немцев во многом определяет дальнейший ход развития духовной жизни российского общества и оказывается в фокусе социологического исследования.

Степень научной разработанности проблемы социокультурного феномена этничности и этнической идентичности определяется научной традицией в исследованиях культуры и духовной жизни общества, в социологических, социально-психологических, социальноантропологических трудах отечественных и зарубежных ученых. Проблемы этничности и этнической идентичности рассматривались в различных методологических концепциях и подходах. Изучению этнических процессов и анализу изменений представлений о теории этноса и этнического самосознания посвящено значительное количество исследований, которые прежде всего связаны с разработкой общетеоретических вопросов этнологии и этнографии в отечественной науке. Необходимо отметить, что в отечественной этносоциологии и этнопсихологии основным предметом теоретических и эмпирических исследований долгое время было этническое самосознание — осознание индивидами собственной принадлежности к определенной этнической общности. Позднее было выделено понятие этнической идентичности как более широкого явления, содержащего в себе всю совокупность представлений членов этнической общности о своем и других этносах, i f Iь Ц включая социально-психологические характеристики, установки и, Понятия этничность и этническая идентичность отличаются 56. ошли в научный обиход с середины XX века. ственной научной традиции особое влияние на развитие этногенеза и этнического самосознания оказали работы и зарубежных ученых (Л.Н.Гумилев, Ю. В. Бромлей, «озлов, М. В. Крюков, С. А. Токарев, В.А.Тишков). то изучение национального самосознания в работах циологов Ю. В. Арутюняна, М. С. Джунусова, С. Кондратьева, А. А. Сусоколова, В. В. Пименова,, где рассматривалась структура национального ные группы и их место среди других общностей,, включенные в национальное самосознание.

Тема этничности и этнической идентичности приобрела важное значение в работах ученых более позднего периода. В конце 1970;х — начале 1980;х появился целый комплекс социально-психологических исследований, в частности В. С. Агеева, А. О. Бороноева, Л. М. Дробижевой, А. Г. Здравомыслова, В. Н. Иванова, З. В. Сикевич, Г. И. Старовойтовой, Н. Г. Скворцова, В. В. Коротеевой, В.АДдова. Этничность и этническая идентичность являются одним из главных предметов теоретических и эмпирических исследований школы этнопсихологии. Такие специалисты, как Г. М. Андреева, В. П. Левкович, Л. И. Науменко, Г. У. Солдатова, Т. Г. Стефаненко, Ж. Т. Уталиева, Н. М. Лебедева особое внимание уделяют разработке подходов и методов исследования этнических стереотипов и установок, построению общезначимой модели этнической самоидентификации. Представителями этнопсихологической школы проведен широкий круг исследований, посвященных процессам восприятия разных народов, сходству и различиям этнических картин мира, определению места этнической идентичности в системе межэтнических отношений. К важнейшим достижениям отечественных исследователей относится информационная теория этноса А. А. Сусоколова.

Особый интерес представляют проблематика формирования идеологий и практик национализма, природа и причины возникновения наций, механизмы межэтнических конфликтов. Исследования культурологических, экономических и политических теорий национализма Н. Н. Алексеева, Б. Андерсона, Ф. Барта, Дж. Брейи, Ю. Бромлея, Р. Брубейкера, К. Вердери, Э. Геллнера, Л. Гринфельда, М. Гроха, В. В. Коротеевой, М. Манна, М. О. Мнацаканяна, М. Н. Руткевича, Э. Смита,.

B.А.Тишкова, Р. Хандлера, Э. Хобсбаума посвящены этническому измерению политической жизни общества.

В отечественной науке проблематика национально-культурных организаций, объединений, ассоциаций, особенности процессов этнической самоидентификации в рамках национально-культурных автономий нашли отражение в работах современных отечественных социологов (О.А.Богатова, О. Бредникова, Б. Винер, В. Воронков, С. К. Жидкова,.

C.И.Замогильный, О. Калачева, О. Карпенко, И. Освальд, Т. В. Полоскова, П. В. Романов, В. А. Тишков, Е. Чикадзе).

В последнее время проблемы истории и культуры немцев Поволжья активно исследуются этнографами, социологами, историками, филологами и другими учеными Саратова и России. Многие фрагменты социально-культурного развития российских немцев в Поволжье отражены в работах следующих ученых А. Э. Арндт, Н. Э. Башкау, П. П. Великий, П. К. Галлер,.

A.А.Герман, Я. Е. Дитц, Е. М. Ерина, С. И. Замогильный, А. Н. Кочетов, С. А. Константинова, Л. В. Константинов, Н. А. Малова, М. Ю. Мореханова, С. А. Овчинников, А. С. Ососков, Р. Е. Пашян, И. Р. Плеве, В. А. Русанов,.

B.П.Санатин, В. Г. Чеботарева, И. И. Шульга.

Следует отметить, что развитие темы этничности, этнической идентичности и межнациональных отношений нашло отражение в работах саратовских ученых (В.Антонова, С. И. Замогильный, Г. Г. Карпова,.

Н.Г.Козин, Л. В. Константинова, К. А. Крашенниников, В. В. Кочетков, Н. И. Ловцова, М. Э. Муталимов, Э. К. Наберушкина, П. В. Романов, Т. А. Сафронова, Т. Т. Тарасова, Л. Н. Татаринова, В. В. Щебланова, Е.Р.Ярская-Смирнова, В.Н.Ярская). Необходимо также отметить, что многие исследования общественного мнения в Саратове и Саратовской области принадлежат В. Н. Ярской, и первые исследования по проблемам российских немцев в Саратове проходили под руководством В. Н. Ярской.

Этническая идентичность — сложный и многогранный феномен, изучение которого требует целостного, многостороннего подхода. Несмотря на многочисленные исследования по данной тематике и определенную степень разработанности этой темы, до сих пор не выработано единой методологической концепции, позволяющей безошибочно оперировать концепцией этничности и этнической идентичности.

Методологическую и теоретическую основу диссертации представляют положения историко-эволюционного примордиалистского подхода к изучению этничности, представленные в работах В. Берге, Ю. В. Бромлея, К. Гиртца, Л. Н. Гумилева, Э. Шилза, конструктивистские объяснительные модели Б. Андерсона, П. Бергера, П. Бурдье, М. Вебера, Э. Геллнера, В. Ильина, В. А. Тишкова, Э. Хобсбаума, Э. Смита, работы Ю. В. Арутюняна, Л. М. Дробижевой, А. А. Сусоколова по социологии этничности, П. В. Романова и Е. Р. Ярской — Смирновой по качественной методологии, антропологии организаций и социальной идентичности. Эмпирическую базу исследования составили данные, полученные следующими методами: 10 этнографических наблюдений, 25 полуструктурированных, неформализованных интервью и вторичный анализ данных массовых опросов, проведенных отечественными социологами.

Достоверность и обоснованность результатов работы определяются обоснованными теоретическими положениями и созданием на их основе концептуальных особенностей этничности, обоснованием роли этнической идентичности в системе социальных практик и социальных измененийкомплексным использованием теоретических и прикладных методов исследованиякорректным применением известных достижений социологии, социальной психологии и социальной антропологии. Результаты проведенных эмпирических исследований соотнесены с известными эмпирическими данными других исследований.

Объект исследования — этническая идентичность российских немцев. Предметом исследования выступает этническая идентичность российских немцев в контексте развития немецких национально-культурных объединений.

Целью диссертационного исследования является изучение этничности и этнической идентичности российских немцев в контексте социальных изменений. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

• провести анализ основных теоретических подходов и моделей объяснения этничности, исследовать теоретико-методологические традиции изучения этнической идентичности, раскрыть смысловое содержание этничности в контексте полипарадигмального подхода в социологии;

• проанализировать основные механизмы развития и функционирования этнической идентичности, выделить и проанализировать наиболее существенные структурные компоненты этнической идентичностис опорой на вторичный анализ данных социологических опросов определить социальную значимость и социальные функции этнической идентичности в современных условиях;

• выявить особенности формирования и трансформации этнической идентичности в контексте возникновения и эволюции общественных форм самоорганизации граждан по принципу национально-культурных организаций, национально-культурных автономий, обосновать и разработать типологию национально-культурных объединений по следующим основаниям: организационная структура, социальные функции, социальные роли, социально-культурная политика;

• представить особенности интерпретации этнической идентичности в системе социального взаимодействияподдержании солидарности этнических групп, создании и расширении социально-этнических сетей, конструировании этнической идентичности личности в современных условияхна эмпирическом материале продемонстрировать особенности этнической идентичности и символический контекст поведения современной личности в рамках национально-культурных объединений;

• раскрыть специфику процессов этнической самоидентификации в немецких национально-культурных объединенияхпо авторской программе провести исследование этнической идентичности в изменяющемся обществе социологическими методами: этнографическое наблюдение и интервью.

Положения, выносимые на защиту:

• Этничность выступает как особая форма социальной организации культурных различий. Этническая идентичность как составляющая социальной идентичности личности предполагает прежде всего осознание собственной этнической принадлежности, которое происходит на основе выделения объективных признаков, характеризующих этногруппу, — языка, общности происхождения, культуры, религии. Объяснительные модели этничности необходимо рассматривать в системе конвергенции противостоящих друг другу подходов — примордиализма, конструктивизма, инструментализма.

• Этническая идентичность несет особую функциональную нагрузку в переходный период жизни личности и общества, когда социальные структуры ослабевают или трансформируются. В кризисной, нестабильной ситуации социально-культурного развития общества значимость этнической идентичности существенно повышается, выполняя функции социально-психологической поддержки личности. Этническая идентичность, проходя разные этапы развития, находит свое отражение в системе диспозиций современной личности и является важным инструментом в очерчивании социальных границ этнической группы. Этническая граница, в свою очередь, определяет когнитивно-эмоциональные и мотивационно-поведенческие компоненты этнической идентичности.

• Этничность как наиболее важный и устойчивый элемент социокультурной системы часто становится мобилизующим средством в обретении преимуществ на социально-политической арене, а также в стремлении определить особенности национального самосознания. Реформирование социальной жизни влияет на характер межэтнических отношений и национальную идентичность многих народов России. Наличие общеразделяемой системы ценностей является необходимой предпосылкой стабильности общества. Механизмом обеспечения этой стабильности в социальной реальности являются национально-культурные объединения как общественная форма самоорганизации граждан определенной этнической группы.

• Этническая идентичность играет роль катализатора социальных отношений, создания и расширения социальных сетей, вносит вклад в конструирование социальной идентичности личности. Общественная инициатива индивидов в деятельности национально-культурных организаций, в этнических движениях является способом конструирования этнической идентичности, формой поддержки социальных сетей, индикатором значимости для индивида каналов перераспределения ресурсов. Формирование и развитие национально-культурных организаций способствует усилению роли этнического фактора в социокультурной системе общества, очерчивая границы этногруппы и определяя этническую принадлежность современной личности.

• Немецкие национально-культурные организации — это социальные сети людей, объединившихся в поисках идентичности, где роль немца носит символический характер. Национально-культурные объединения — одно из немногих мест реализации себя как немца, сохранения немецких культурных и исторических корней и как результат — конституирования этнической идентичности. Коллективная память о репрессиях, представления об общности исторического происхождения этногруппы, современные социальные практики в стратегии реализации личности как немца являются основаниями немецкого габитуса. Габитус немца воспроизводится через диспозиционную систему примордиальности традиции и культуры и посредством конструирования социальных практик в национально-культурных организациях.

• Главными основаниями для осознания этнической принадлежности оказались социально-культурные и аффективные особенности немецкой этногруппы. Для немцев актуальной сферой осознания этничности являются также религиозные чувства. Этничность для немца — это во многом дополнительный ресурс для развития эффективных стратегий выживания, эмиграции, реализации возможностей в России. В настоящее время менее всего этничность осознается немцами в политической активности, что отлично от идентичности немцев в прошлом десятилетии. Для национальной самоидентификации немца существенным является доминирование категории этничности над понятием гражданственности.

Научная новизна исследования определяется полипарадигмальным подходом к изучению феномена этнической идентичности в контексте развития национально-культурных организаций. Новизна исследования представлена следующими моментами:

• с современных теоретических позиций социологии, социальной психологии и социальной антропологии осуществлен полипарадигмальный анализ концепции этничности, теоретических подходов и моделей объяснения этничности, раскрыто смысловое содержание этничности в контексте конвергенции примордиализма и конструктивизма, инструментализма;

• обобщены различные концепции развития и функционирования этнической идентичности, выделены и обоснованы наиболее существенные структурные компоненты этнической идентичности в системе диспозиций современной личностиопределена социальная значимость и социальные функции этнической идентичности личности в современных условиях;

• выявлены особенности возникновения и эволюции общественных форм самоорганизации граждан в контексте национально-культурных организаций, национально-культурных автономийпредставлена авторская типология национально-культурных объединений по следующим основаниям: организационная структура, социальные функции этнических объединений, социальные роли, социально-культурная политика.

• представлены особенности интерпретации этнической идентичности в системе социального взаимодействияподдержании солидарности этнических групп, создании и расширении социально-этнических сетей, конструировании этнической идентичности личности в современных условияхна эмпирическом материале продемонстрирован символический контекст поведения этнофоров в рамках национально-культурных объединений;

• раскрыта специфика процессов этнической самоидентификациипо авторской программе проведено исследование этнической идентичности в изменяющемся обществе методами интервью, этнографического наблюденияна эмпирическом материале продемонстрирован социологический анализ этнической идентичности российских немцев.

Заключение

.

В результате проведенного нами теоретического и эмпирического исследования мы пришли к следующим выводам:

• Объяснительные модели этничности необходимо рассматривать в системе конвергенции противостоящих друг другу подходов — примордиализма, конструктивизма, инструментализма. Этничность рассматривается нами как продолжительное во времени, социально устойчивое явление — габитус, сочетающий примордиальность истории и традиции и конструктивизм социальных практик — габитус, конституируемый этнофором посредством социальных практик.

• Мы проанализировали теоретико-методологические традиции изучения этнической идентичности, основные механизмы развития и функционирования этнической идентичности, выявили наиболее существенные структурные компоненты этнической идентичности. Этническая идентичность несет особую функциональную нагрузку в переходный период жизни личности и общества, когда социальные структуры ослабевают или трансформируются. В кризисной, нестабильной ситуации социально-культурного развития общества значимость этнической идентичности существенно повышается, выполняя функции социально-психологической поддержки личности. Этническая идентичность проходит разные этапы развития в системе диспозиций современной личности и является важным инструментом в очерчивании социальных границ этнической группы. Этническая граница, в свою очередь, определяет когнитивно-эмоциональные и мотивационно-поведенческие компоненты этнической идентичности. Формирование этнической идентичности зависит от процесса самоидентификации индивида (личности) — этническая идентичность изменяется под воздействием таких социальных факторов, как первичная социализация личности в семье, язык этнической группы, историческое прошлое и культура этногруппы.

• Этничность как наиболее важный и устойчивый элемент социокультурной системы часто становится мобилизующим средством в обретении преимуществ на социально-политической арене, а также в стремлении определить особенности национального самосознания. Реформирование социальной жизни влияет на характер межэтнических отношений и национальную идентичность многих народов России. Наличие общеразделяемой системы ценностей является необходимой предпосылкой стабильности общества. Механизмом обеспечения этой стабильности в социальной реальности являются национально-культурные организации, объединения как общественная форма самоорганизации граждан определенной этнической группы. Национально-культурные объединения в рамках законопроекта о национально-культурной автономии отличаются по своим первоочередным функциям и видам деятельности: организационно-хозяйственным, правовым, политическим, социально-экономическим, экспрессивным и инструментальным разнообразие которых диктует дальнейший процесс развития общества.

• Нами была раскрыта специфика процессов этнической самоидентификации в немецких национально-культурных объединенияхпо авторской программе проведено исследование этнической идентичности следующими методами: этнографическое наблюдение и интервьюна эмпирическом материале осуществлен социологический анализ этнической идентичности российских немцев в Саратове. Этническая идентичность играет роль катализатора социальных отношений, создания и расширения социальных сетей, вносит вклад в конструирование социальной идентичности личности. Участие индивидов в деятельности национально-культурных организациях обеспечивает поддержание социальной солидарности группы и является необходимым условием сохранения самобытности культуры и идентичности этнического сообщества. Развитие деятельности индивидов в национально-культурных организаций, в этнических движениях является способом конструирования этнической идентичности, формой поддержки социальных сетей, индикатором значимости для индивида каналов перераспределения ресурсов. Формирование и развитие национально-культурных организаций способствует усилению роли этнического фактора в социальной реальности, очерчивая границы этногруппы, и определяя этническую принадлежность современной личности. Немецкие национально-культурные организации — это социальные сети людей, объединившихся в поисках идентичности, где роль немца носит символический характер.

• Национально-культурные объединения — одно из немногих мест реализации себя как немца, сохранения немецких культурных и исторических корней и, как результат, — конституирования этнической идентичности. Коллективная память о репрессиях, представления об общности исторического происхождения этногруппы, современные социальные практики в стратегии реализации индивида как немца являются основаниями немецкого габитуса. Габитус немца воспроизводится через межпоколенную связь, язык и культуру, главным образом, посредством практик в национально-культурных организациях. Аффилиативные и мотивационные, когнитивно-познавательные и регулятивно-поведенческие компоненты этнической идентичности были исследованы как основные составляющие идентификационной матрицы.

• Главными основаниями для осознания этнической принадлежности оказались социально-культурные и аффективные особенности немецкой этногруппы. Для немцев актуальной сферой осознания этничности являются также религиозные чувства. При осознании этничности важными параметрами оказались дискриминация как на бытовом, так и на профессиональном уровнях. В настоящее время менее всего этничность осознается немцами в политической активности, что отлично от идентичности немцев в прошлом десятилетии.

• Для национальной самоидентификации немца существенным является доминирование категории этничности над понятием гражданственности. В процессе дискурса респондентов часто нацией выступает не Россия, а Германия, с которой многие респонденты связывают свое будущее. Для многих респондентов не гражданская, а именно этническая принадлежность выступает главной консолидирующей категорией. Таким образом, можно говорить о кризисе идентичности, которая выражается в отсутствии общего государственного сознания. Общегражданская идентичность немца расщепилась и несколько нивелировалась. Этничность немца, компенсируя утрату гражданской идентичности, вышла на первый план. Этничность для немцев — это также дополнительный ресурс для развития эффективных стратегий выживания, эмиграции, реализации возможностей в России. С течением времени мобилизационный процесс этничности изменяется. Сегодня мобилизованная немецкость выступает в качестве идентификационной ниши, психологической удовлетворенности в подчеркивании этнических границ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Психология межгрупповых отношений. М.: Наука, 1989.
  2. Э.Г. «Этническое самосознание» или «этническая идентичность» // Этнографическое обозрение. 1996. № 3. С. 21.
  3. Г. М. Социальная психология. М.: Наука, 1994.
  4. JI.B. Право национальных меньшинств на культурно-национальную автономию // Расы и народы. М., 1997. № 24.
  5. Ю.В., Дробижева JI.M., Сусоколов А. А. Этносоциология. М.: Аспект Пресс, 1999.
  6. В., Илларионова Т. Российские немцы: право на надежду. М.: Республика, 1995.
  7. Н.Э. Культурные связи немецкой автономии на Волге с Германией в 1918—1933 гг.. // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Сер. 4. История, Философия. Волгоград, 1997. Вып. 2.
  8. Белая «Волга» для Г. Старовойтовой // Огонек. 1992. № 2.
  9. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995.
  10. Ю.Боков Х. Х., Алексеев С. В. Российская идея и национальная идеология народов России. М., 1996.
  11. А.О., Павленко В. Н. Этническая психология. С-Пб, 1994.
  12. А. А. Колоткин М.Н. Немецкая диаспора Сибири: 1920−1930-е гг. Сиб. гос. геодез. акад. Новосибирск, 1997.
  13. Е.М. Очерки истории культуры Немецкой автономии на Волге. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1995.
  14. Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973.
  15. Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М.: Наука, 1987.
  16. П. Начала. М.: Sociologos, 1994.
  17. П.Бурдье П. Современные западные теории // Структуры, Габитус, Практики. М., 1994.
  18. П. Структуры. Габитус. Практика // Журнал социологии и социальной антропологии, 1998. Том 1, Выпуск 2.
  19. Р. В поисках Родины. Российские немцы. Дюльмен: «Лауманы -Ферлаг», 1995.
  20. .Е. Этническая идентичность у крупнейших меньшинств современного Санкт-Петербурга // Мир России. 1999. № 1−2.
  21. А.Х. Проблемы марксистской этнической психологии. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского университета, 1982.
  22. Е.М. Методический аспект изучения проблемы этнической идентичности // Духовная культура и этническое самосознание наций. М., 1990.
  23. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.- Наука, 1990.
  24. Э. Нации и национализм. М., 1991.
  25. А.А. Немецкая автономия на Волге 1918−1941 г. Автономная республика 1924−1941. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1994.
  26. А.А. История Республики немцев Поволжья в событиях, фактах, документах. -М.: Готика, 2000.
  27. Э. Девять тезисов о будущем социологии // THESIS. Теории и история экономических и социальных институтов и систем. Т. 1. Вып. 1. 1993
  28. B.C. «Игры сознания» и биографические исследования в этнопсихологии". Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М.: Институт психологии РАН, 1997.
  29. Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.- Наука, 1990.
  30. А.И., Стефаненко Т. Г., Уталиева Ж. Т. Язык как фактор этнической идентичности // Вопросы психологии. 1997. № 4.
  31. Л.М., Аклаев А.Р, Коротеева В. В., Солдатова Г. У. Демократизация и образы национализма в РФ 90-х годов. М.: Мысль, 1996.
  32. Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., Канон, 1995.
  33. Зб.Зубов А. Послесловие к эпохе этнических революций. Советская практика современной теории этнических движений // Знамя. 1993. № 5.
  34. В.И. Государство и социальная стратификация советского и постсоветского обществ.: 1917−1996гг.: Сыктывкар: Сыктывкарский ун-т, Институт социологии РАН, 1996.
  35. История социологии в Западной Европе и США. М.: НОРМА, 1999.
  36. Ю. Социальная реальность Социальное отношение — Габитус -Позиция // Социологические чтения. 1997. № 2.
  37. С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. М.: ТЕИС, 2000.
  38. Ю. Объединения украинцев Москвы // Русская культура вне границ. Информационно-аналитический сборник. М.: Изд-во РГБ НИО Информкультура. 1996. Вып. 2.
  39. Константинова JL, Киселева Е. Состояние национального самосознания // Этносоциальная ситуация в Саратовском Поволжье и проблемы управления. Саратов: Изд-во Поволж. фил. Рос. учеб. центра, 1996. Ч. 1.
  40. Н. Учрежден институт диаспоры и интеграции // Рус. культура вне границ. М., 1996. Вып. 5.
  41. Конструирование этничности. Этнические общины Санкт-Петербурга. СПб.: Дмитрий Буланин, 1998.
  42. В.В. «Воображенные», «изобретенные» и «сконструированные» нации: метафора в науке. // Обзоры, рецензии. 1993. № 3.
  43. В.В. Существуют ли общепризнанные истины о национализме? // Вокруг книг Т. 2. № 3. М.: Pro et Contra, 1997.
  44. В.В. Теории национализма в зарубежных социальных науках. М.- Изд-во РГГУ, 1999.
  45. Краткий этнологический словарь. М.- Российская академия управления, 1994.
  46. О.В. Прошлое и настоящее евангелическо-лютеранской общины немецкой традиции в Москве // Этнографическое обозрение. 1995. № 6.
  47. Немцы в России и СНГ 1763−1997. Москва Штутгарт, 1998. Вып. 6.
  48. Новый англо-русский словарь. М.: Русский язык, 1999.550 национально-культурной автономии: Федеральный закон РФ // Жизнь национальностей. 1996. № 6.
  49. Т.В. Диаспоры в системе международных связей: Дис. .доктора социол. наук. М., 2000.
  50. Ю.М. Введение в социальную теорию. М.: Институт востоковедения РАН, 1999.
  51. П.В. Формальные организации и неформальные отношения: Кейс-стади практик управления в современной России. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т. 2000.
  52. O.JI. Развитие этнической идентичности у детей и подростков. Дис. доктора социол. наук. М., 1994.
  53. Российские немцы и национальные меньшинства Европы: Материалы Международной научно-практической конференции «Будущее российских немцев» Межгос. совет рос. немцев, межгос. об-ние немцев СССР «Видергебурт». М., 1995.
  54. Российские немцы: Историография и источниковедение. М.: Готика, 1998.
  55. Т. Социологический анализ структурных компонентов этнокультуры // Этносоциальная ситуация в Саратовском Поволжье и проблемы управления. Саратов: Изд-во Поволж. фил. Рос. учеб. центра, 1996. Ч. 1.
  56. В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998
  57. З.В. О соотношении этнического и социального // Социология и соц. антропология. 1999. Т 2. № 2.
  58. З.В. Социология и психология национальных отношений: Учебное пособие. СПб: Изд-во Михайлова В. А., 1999.
  59. Н.Г. Проблема этничности в социальной антропологии. СПб- Admarginem, 1997.
  60. Н.Г. Этничность: Социологическая перспектива // Социол. исслед. 1999. № 1.
  61. Собрание законодательства РФ. 1994. № 16, ст. 1888- № 21, ст. 2383.
  62. Современное состояние и динамика развития некоммерческого сектора Самарской области. Социологическое исследование. Самара: ИЭКА «Поволжье», 1998.
  63. Современные проблемы этничности. Сборник научных статей. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2001.
  64. Г. У. Психология межэтнической напряженности // Фундаментальная психология. М.: Смысл, 1998.
  65. П.А. Национальность, национальный вопрос и социальное равенство // Этнополитический вестник России. 1992. № 2.
  66. Социальная и культурная дистанции. Опыт многонациональной России Институт этнологии и антропологии РАН. М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998.
  67. Социологические теории национализма. Научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН РАН СССР, 1991.
  68. Т.Г. Этнопсихология. М.: Институт психологии РАН, Академический проект, 1999.
  69. Г. Т. Этнология: Словарь-справочник. М., 1998.
  70. Т.Т. Проблемы поволжских немцев. Анализ современных национальных отношений в регионе Поволжья и Урала. Российская Академия наук. Центр конфликтологии. Институт социологии. М., 1993.
  71. В.А. Этничность, национализм и государство в посткоммунистических обществах // Вопросы социологии. 1993. № Vi.
  72. .Т., Чаптыкова Т. И. Диаспора как объект социологического исследования//Социс. 1996. № 12.
  73. Ф.С., Зарипов, А .Я., Грани этнической идентификации // Социол. иссл. 1997. № 8.
  74. Федеральный закон РФ «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 9. Ст. 1011.
  75. Федеральный закон РФ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. // Российская газета. 1995. 25 мая.
  76. Н. Постсоветское общество: новые методы исследования и модели интерпретации // Поля, власть и социальный талант. Критический анализ теории нового институционализма. М., 1997.
  77. Э. Нации и национализм после 1780 г. Спб., 1998.
  78. В.Ю. Этническое самосознание. СПб.: Алетейя 2000.
  79. Н.Н. Проблемы типологии этнических общностей в трудах советских ученых // Сов. этнография. 1967. № 4.
  80. В.Г. Немецкие колонии Российской империи «государства в государстве» // Этнографическое обозрение. 1997. № 1.
  81. П. Социология социальных изменений М.: Аспект Пресс, 1996.
  82. Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.
  83. Этничность и диаспоральность: Круглый стол // Этнометодология: проблемы, подходы и концепции. 1997. № 3.
  84. Эффективность работы некоммерческих организаций в регионах России С AF российское представительство, М., 1997.93 .Юрьев С. С. Общественные объединения // Большая российская юридическая энциклопедия. М., 1998.
  85. С.С. Правовой статус национальных меньшинств. М.- Эдиториал УРСС, 2000.
  86. В.А. Символические и примордиальные солидарности в условиях быстрых социальных перемен // Проблемы теоретической социологии. СПб- Петрополис, 1994.
  87. В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. 1995. T.IV. № ¾.
  88. Ярская-Смирнова Е. Р. Социальные изменения и мобилизация ресурсов: жизненные истории российских инвалидов // Интер. 2002. № 1.
  89. Ярская-Смирнова Е. Р. Социокультурный анализ нетипичности. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 1997.
  90. Anderson В. Imagined communities. Reflections on the origin and spread of nationalism. L., 1983.
  91. Banks M. Ethnicity: anthropological constructions. London, New York, 1996.
  92. Berghe P. L. Van den. The ethnic phenomenon. New York, London, 1982.
  93. Breuilly J. Nationalism and the State. Manchester, 1982.
  94. Campbell D.T. Stereotypes and the perception of group differences // American Psychologist. 1967. Vol. 22.
  95. Cohen A.P. The symbolic construction of community. London and New York, 1985.
  96. Cornell S., Hartmann D., Ethnicity and race making identities in a changing world. London, 1996.
  97. Ethnic groups and Boundaries 11 The Social Organization of Culture Differences / F. Barth, ed. Bergen- London: Universities, Forlaget / Allen & Unwin, 1969.
  98. Geertz C. The interpretation of cultures: Selected essays. New York, 1973. P. 259.
  99. Gellner E. Nations and nationalism. Oxford: Blackwell, 1983.
  100. George A. De Vos, Lola Romanucci-Ross. Ethnic Identity. Creation, Conflict, and Accomodation // Ethnic Identity: A Psychocultural Perspective. London, New Dehlli, 1995.
  101. Giddens A. The constitution of society: Outline of the theory of structuration. Berkeley, 1984.
  102. Glazer N., Moynihan D.P. Introduction // Ethnicity: Theory and Experience. Cambridge: Harvard University Press, 1975.
  103. Gleason Ph. Theories of ethnicity // Identifying Identity: A Semantic History. London, 1983.
  104. Goldberg D.T. Racist Culture. Oxford, 1993.
  105. Greenfeld L. Nationalism: Five roads to modernity. Cambridge, Mass., 1992.
  106. Haas E.B. What is nationalism and why should we study it // International organisation. Madison, 1986. Vol. 40, № 3.
  107. Hobsbaum E. Nations and nationalism since 1780: Programme, Myth, Reality. Cambridge, 1990.
  108. Kohn H. The idea of nationalism. New York, 1967.
  109. Law on cultural autonomy for national minorities / Est. Inform service. Tallinn, 1995.
  110. Mehta V. Ethnic Conflict and Violence in the Modern World, London, 1996.
  111. Roece A.P. Ethnic identity. Bloomington: Indiana univ. Press, 1982. VIII.
  112. Shils E. Primordial, Personal, Sacred and civil ties // British Journal of Sociology. Vol. 8. no. 2.
  113. Smith A.D. Nationalism and classical social theory // British journal of Sociology. London, 1983. Vol. 34, # 1.
  114. Sollors W. Theories of Ethnicity // Theories of American Ethnicity. London, 1996.
  115. Tajfel H. Human groups and social categories: Studies in social psychology. Cambridge. 1981.
  116. Tajfel Н/ Human groups and social categories: Studies in social psychology. Cambridge: Cambridge University Press, 1981
  117. Tilley V. The terms of the debate: untangling language about ethnicity and ethnic movements // Ethnic and racial studies. Routledge Journals, 1997. Vol. 20.
  118. Turner J.C. Social identification and psychological group formation // The Social Dimension. European Developments in Social Psychology. V. 2. Cambridge- P., 1984.
  119. Turner J.C. Towards a cognitive redefinition of the social group // Social Identity and Intergroup Relation. Cambridge Press. 1982
  120. Weber M. Economy and Society. University of California, Press Berkeley. Los Angeles, London. 1978. Vol. I.
  121. Weber M. Grundriss der Socialokonomik. Ill Abteilung. Tubingen, 1922.
  122. Law on cultural autonomy for national minorities / Est. Inform service. Tallinn, 1995.
  123. Mehta V. Ethnic Conflict and Violence in the Modern World, London, 1996.
  124. Roece A.P. Ethnic identity. Bloomington: Indiana univ. Press, 1982. VIII.
  125. Shils E. Primordial, Personal, Sacred and civil ties // British Journal of Sociology. Vol. 8. no. 2.
  126. Smith A.D. Nationalism and classical social theory // British journal of Sociology. London, 1983. Vol. 34, # 1.
  127. Sollors W. Theories of Ethnicity // Theories of American Ethnicity. London, 1996.
  128. Tajfel H. Human groups and social categories: Studies in social psychology. Cambridge. 1981.
  129. Tajfel Н/ Human groups and social categories: Studies in social psychology. Cambridge: Cambridge University Press, 1981
  130. Tilley V. The terms of the debate: untangling language about ethnicity and ethnic movements // Ethnic and racial studies. Routledge Journals, 1997. Vol. 20.
  131. Turner J.C. Social identification and psychological group formation // The Social Dimension. European Developments in Social Psychology. V. 2. Cambridge- P., 1984.
  132. Turner J.C. Towards a cognitive redefinition of the social group // Social Identity and Intergroup Relation. Cambridge Press. 1982
  133. Weber M. Economy and Society. University of California, Press Berkeley. Los Angeles, London. 1978. Vol. I.
  134. Weber M. Grundriss der Socialokonomik. Ill Abteilung. Tubingen, 1922.147
Заполнить форму текущей работой