Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие института частного хозяйствования в условиях постиндустриальной трансформации экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Частное хозяйствование содержит в себе и институциональные признаки, являющиеся продолжением экономических, среди них: независимость (относительная обособленность) хозяйствующего субъекта как институциональной единицы в осуществлении этой деятельности, выражающаяся в самостоятельном принятии решений о выборе контрагентов, объектов и условий трансакциихозяйственный риск, обусловленный как… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы исследования «института частного хозяйствования»
    • 1. 1. «Институт частного хозяйствования «как понятие и экономическая категория
    • 1. 2. Становление «института частного хозяйствования»
    • 1. 3. Особенности регулирования института частного хозяйствования
  • Глава 2. Направления развития института частного хозяйствования в России
    • 2. 1. Динамика основных форм частного хозяйствования в России
    • 2. 2. Сетевые и виртуальные взаимосвязи института частного хозяйствования

Развитие института частного хозяйствования в условиях постиндустриальной трансформации экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современные условия трансформации российской экономики свидетельствуют о двух ключевых моментах актуализации исследования теории и практики развития института частного хозяйствования.

Первый — связан с самими трансформационными процессами, протекающими в мировой и российской экономике, которые качественно изменили условия хозяйствования. Это обусловлено появлением новых отраслей производства и их тенденцией к «сетевизации», углублением международного разделения труда и выходом субъектов хозяйствования на внешние рынки, интенсивной динамикой средств коммуникации, а также усиливающейся зависимостью российской экономики от мировой экономики и воздействием экономической глобализации, что предъявляет дополнительные требования к сложившемуся институту частного хозяйствования и в то же время создает новые возможности для его развития.

Второй момент заключается в том, что развитие института частного хозяйствования является, как причиной современного этапа экономического роста, который составляет в среднем более 6% в год, так и его следствием.

Эта «двойственность» привела к нарастающему усложнению самого института частного хозяйствования, включая не просто увеличение количества его элементов, но изменение качественных параметров последних, а также усложнение условий их функционирования, связей и механизмов их взаимодействия.

Исследование института частного хозяйствования на данном этапе становится важным и в связи с неоднозначностью роли государства в его развитии. С одной стороны, государство относится к внешней среде института частного хозяйствования, регулируя и контролируя деятельность его институциональных агентов, с другой же, — осуществляя предпринимательские функции, само является субъектом данного института. Государство не только имеет сравнительные преимущества в осуществлении инноваций, имеющих характер общественных благ, но и обеспечивает взаимодействие между правительством, частным сектором, неправительственными организациями и другими элементами гражданского общества.

Интерес к проблеме предпринимательства как структурообразующего элемента института частного хозяйствования возникает в работах I.

Р.Кантильона, А. Смита, Дж.Б.Кларка, И. Тюнена, а впоследствии развивается и углубляется Л. Мизесом, И. Кирцнером, Дж.М.Кейнсом Ф. Хайеком, Ф. Найтом, М. Фридменом, И. Шумпетером и др. В трудах этих ученых заложены теоретические и методологические предпосылки исследования проблем частного хозяйствования, его роли и места в экономической системе.

В российской экономической мысли одним из первых авторов, исследовавших проблемы хозяйственной деятельности на государственном и частном уровнях, был И. Т. Посошков, который в своих работах рассматривал предпринимательство как главное условие социально-экономического развития России, умножения благосостояния государства и его граждан.

Длительное время в отечественной экономической литературе практически отсутствовали работы по проблемам развития частного хозяйствования. В настоящее время этот пробел восполняется. Среди российских экономистов, выявляющих проблемы развития частного хозяйствования и пути их решения, его роль и место в процессе общественного развития, следует упомянуть: Л. И. Абалкина, А. И. Добрынина, Т. И. Заславскую, А. Я. Лившица, Н. М. Римашевскую, В. В. Радаева, П. М. Ореховского, В. Е. Савченко, Э. А. Уткина и др. Эти ученые рассматривают частное хозяйствование с разных точек зрения: как стиль управления, как процесс организации и осуществления деятельности в условиях рынка, как взаимодействие субъектов рынка и т. д.

Исследование частного хозяйствования как социально-экономического института опирается на методологический и категориальный аппарат старого институционализма (Т.Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл, Д. Кларк) и неоинституционализма (А.Алчиан, Дж.М.Бьюкенен, Р. Коуз, Г. Мюрдаль, Д. Норт, О. Уильямсон и др.).

Среди российских ученых, активно применяющих неоинституциональные концепции в анализе современной российской экономики ее составляющих, следует выделить С. Авдашеву, О. Ананьина, А. Аузана, В. Вольчик, Р. Капелюшникова, Я. Кузьминова, Ю. Латова, Н. Лебедеву, В. Маевского, С. Малахова, Н. Манохину, В. May, В. Найшуля,.

A.Нестеренко, Р. Нуреева, А. Олейника, В. Полтеровича, В. Радаева,.

B.Русановского, В. Тамбовцева, А. Шаститко, М. Юдкевич, А. Яковлева и др.

Анализ степени разработанности проблемы частного хозяйствования как института показывает, что, не смотря на значительное внимание отечественных и зарубежных ученых ко многим составляющим частного хозяйствования с точки зрения неоклассический концепций, сквозь призму институциональной теории частное хозяйствование до сих пор исследовано недостаточно.

Таким образом, приходится констатировать, что частное хозяйствование как институт исследовано фрагментарно. Недостаточная разработанность этой проблемы, ее актуальность, а также появление новых предпосылок для ее дальнейшего исследования в условиях трансформации экономической системы России определили выбор темы, цели и задачи диссертационного исследования.

Цель исследования заключается в выявлении специфики развития института частного хозяйствования в условиях постиндустриальной трансформации экономики.

В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие задачи:

— раскрыть социально-экономическое содержание института частного хозяйствования;

— проанализировать особенности становления института частного хозяйствования в российской экономике;

— выявить внешние и внутренние механизмы развития института частного хозяйствования;

— рассмотреть деятельность основных институциональных агентов института частного хозяйствования;

— исследовать новые формы взаимосвязей в рамках института частного хозяйствования.

Предметом исследования являются социально-экономические отношения, возникающие в процессе влияния постиндустриальной трансформации на развитие института частного хозяйствования.

В качестве объекта исследования выступает частно-хозяйственная деятельность экономических агентов, а также субъектов, имеющих экономические и институциональные связи с ними.

Методологические, теоретические и информационные основы исследования. В ходе исследования использовались такие методы общенаучного познания, как: генетический метод, направленный на выявление причин развития института частного хозяйствованиявосхождение от абстрактного к конкретному, позволивший определить составные элементы данного институтаретроспективный метод, дающий возможность обосновать историческое развитие изучаемого процессасистемный подход, способствующий рассмотрению института частного хозяйствования в единстве с эндогенными и экзогенными факторами, обуславливающими их развитие.

Реализация поставленных в процессе научного исследования задач потребовала применения методов экономико-статистического, причинно-следственного, сравнительного, факторного анализа, выборочного наблюдения, единство субъективного и объективного в становлении института частного хозяйствования.

Теоретическую и информационную основу диссертационного исследования составили работы ведущих отечественных и зарубежных экономистов по исследованию различных аспектов частного хозяйствования, а также факторов развития данного института, источники энциклопедического характера по вопросам экономики и управления, периодические издания, данные Госкомстата РФ, аналитические данные, опубликованные в научной литературе, собственные расчеты и исследования автора.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1. Обосновано, что «институт частного хозяйствования» как экономическая категория представляет собой совокупность систематических отношений между субъектами, осуществляющими хозяйственную деятельность (включая физические и юридические лица) или участвующими в процессе формирования, функционирования, трансляции товаров (продуктов, услуг, идей) на самостоятельной основе с использованием инноваций.

2. Выявлено, что частное хозяйствование как институт неоднородно по своему составу, поскольку содержит в себе признаки формального (регулируется Конституцией, Налоговым, Гражданским кодексами, рядом Федеральных законов и др.) и неформального (ценностные ориентации субъектов данного института подвержены сильному влиянию традиций, обычаев, рутин, религии и т. д.) институтоввключает в свой состав:

• частное индивидуальное хозяйствование — ситуация, при которой одному субъекту принадлежит пучок прав собственности, который используется в его интересах и делегируется по его усмотрению другим субъектам;

• частное групповое хозяйствование — ситуация, при которой пучок прав собственности принадлежит группе субъектов на правах совместной или долевой собственности.

3. Доказано, что институт частного хозяйствования как элемент институциональной системы, является эффективным, поскольку способствует снижению трансакционных издержек и быстрому заполнению институциональных пустот, обеспечивает институциональное равновесие.

4. Выявлены факторы, определяющие развитие института частного хозяйствования:

• внешние, опосредованные влиянием глобализации, бурным развитием средств связи, новыми способами ведения бизнеса и проявляющие себя в резком обострении конкуренции на рынке, возрастании статуса потребителя как субъекта рынка, быстром росте темпов инноваций, увеличивающих капиталоемкость продукцииинтенсифицирующие взаимодействия институциональных акторов;

• внутренние факторы, включающие институциональные правила, регулирующие процессы производства и обмена, а также особые механизмы, используемые для оценки поведения участников рынка, разрешения возникающих споров, адаптации к непредвиденным изменениям, применения санкций к нарушителям правил игры, а именно: инфраструктурный, трансакционный, фактор «административных преференций и льгот», фактор собственности, фактор «мотивации и сетевизации», фактор государственной экономической политики.

5. Обосновано расширение целевых функций основных институциональных акторов частного хозяйствования в условиях постиндустриальной трансформации:

• со стороны крупных хозяйственных структур — завоевание и поддержание статуса глобальных игроков, участие в формировании и реализации государственной экономической политики, стремление к социальной ответственности и сбалансированности корпоративных интересов;

• со стороны мелких и средних хозяйственных структур — освоение новых ниш на внутреннем рынке, обслуживание сырьевых отраслей, выход на внешние рынки за счет объединения усилий.

6. Обосновано появление новых типов взаимосвязей между основными субъектами института частного хозяйствования (сетевых и виртуальных), приобретающих синергетическую конкурентоспособность и изменяющих свои рыночные стратегии в связи с возрастанием роли нематериальных активов, а также задающих институциональную мотивацию для институциональной системы в целом.

7. Обоснованы экономические и институциональные преимущества построения сетевых и виртуальных взаимодействий в рамках института частного хозяйствования: снижение затрат за счет объединения ограниченных ресурсов для поддержания конкурентных преимуществинтеграция опыта в рамках экономически целесообразных объединений и союзовбыстрое образование, развитие, реструктурирование сетевых и виртуальных предприятий в соответствии с потребностями рынкаобеспечение сотрудничества, интеграции и координации предприятий, коллективов и специалистов, пространственно удаленных друг от другамаксимально широкое распределение и гибкое перераспределение властных полномочий, основанных на персонификации отношений и др.

Теоретическая значимость диссертационной работы. На основе имеющихся теоретических разработок, сопоставления различных научных подходов, а также их обобщения уточнены система понятий и методологические основы анализа института частного хозяйствования для определения направлений повышения национальной конкурентоспособности, для комплексных разработок в области формирования стратегии экономической политики государства в отношении развития данного института.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в возможности применения разработанной теоретической модели в прикладных экономических исследованиях. Теоретические положения, содержащиеся в диссертационной работе, могут быть использованы в преподавании ряда тем курсов «Экономическая теория», «История экономических учений», «Институциональная экономика», «Институты и организации», Теоретический семинар «Современная система рыночной экономики», а также других спецкурсов для студентов и слушателей экономических специальностей.

Апробация работы. Наиболее существенные положения и результаты исследования докладывались на всероссийских и международных научно-практических конференциях, и нашли отражение в 8 публикациях автора объемом 3,5 п.л. В ведущих рецензируемых журналах опубликовано 2 статьи объемом 1,1 п.л.

Структура диссертации обусловлена поставленными задачами, целью и логикой исследования. Диссертация изложена на 170 страницах, включает две главы, пять параграфов, введение, заключение. Список использованной литературы содержит 198 источников. Диссертационная работа содержит таблицы и рисунки.

Заключение

.

В рамках поставленной проблемы, в соответствии с целями и задачами диссертационной работы получены следующие результаты:

В процессе исследования, учитывая многообразие трактовок при определении институтов, автор опирался на то общее, что объединяет все формы проявления институтов, встречающихся в научной литературе и, прежде всего, в конкретной практике хозяйствования, а именно: их использование согласовано между субъектами в процессе их взаимодействия. Институты создают структуру побудительных мотивов человеческого поведения, уменьшают неопределенность, организуя повседневную жизнь, помогают индивиду сберегать ресурсы в ситуации выбора, транслируя некий путь, уже пройденный до него другими.

В такой плоскости институт выступает в виде нематериального ресурса экономической деятельности, который участвует в перераспределении капитала и рабочей силы из менее эффективных сфер экономической деятельности в более эффективные, а значит, может трактоваться как первичный элемент-движущей силы общества, рассматриваемый в историческом развитии.

Одним из таких локомотивов развития общества и является частное хозяйствование. Анализ эволюции взглядов западных и отечественных экономистов на природу, сущность и функции частного хозяйствования показал, что движущим мотивом этой деятельности было и остается, прежде всего, получение дохода, который используется для ее дальнейшего развития. Но. это только экономические признаки, присущие любому виду хозяйственной деятельности.

Подобный подход к определению сущности частного хозяйствования был бы слишком односторонним, именно потому, что, всякий раз в периоды кризиса, когда происходит деформация рынка, возникает необходимость искать новые возможности, а перед крупными организациями встает задача технологического и структурного обновления, частное хозяйствование получает толчок для своего развития на качественно новом уровне.

Частное хозяйствование содержит в себе и институциональные признаки, являющиеся продолжением экономических, среди них: независимость (относительная обособленность) хозяйствующего субъекта как институциональной единицы в осуществлении этой деятельности, выражающаяся в самостоятельном принятии решений о выборе контрагентов, объектов и условий трансакциихозяйственный риск, обусловленный как асимметричностью информации-на рынке, так и возникший в результате текущей операционной деятельности или под влиянием каких-либо иных внешних факторовчеткая спецификация прав собственности на: объекты рыночных сделок, использование ограниченных ресурсовраспределение возникающих при этом затрат и выгод, в расчете на то, что «пучки прав собственности» могут расщепляться и имеют применительно к конкретному экономическому агенту (юридическому или физическому лицу) поведенческое значение, а именно замедляют или ускоряют его действия, тем самым, оказывая влияние на его экономический выборрегистрация институционального актора, осуществляющего хозяйственную деятельность в установленном законодательством порядкецелевая направленность частного хозяйствования, выражающаяся не только в получении прибыли, но и в возможности самореализации и самоактуализации его субъектовсистематический характер хозяйственной деятельности, позволяющий снижать трансакционные издержки, например, за счет повторяющихся событий в масштабе сети. Увеличение количества обменов само по себе продуктивно, так как это позволяет аккумулировать большее количество «неявного знания" — регулярное осуществление институциональных и организационных инноваций в масштабах фирмы — для извлечения прибыли, которое с определенным временным лагом в масштабах общества проявит себя в виде качественных изменений в существующих формах жизни предприятий, их групп и общества в целом.

Значит, субъект хозяйствования, стремящийся к собственному успеху, одновременно является ускорителем общественных отношений, транслируя для своих контрагентов институциональную мотивацию, под которой понимается комплекс целенаправленных экономико-правовых, институциональных, социально-психологических воздействий на субъектов хозяйственной деятельности, включая государство, с целью побуждения к соблюдению норм и правил, способствующих развитию частного, хозяйствования.

Все вышеизложенное, а также анализ и обобщение специальной литературы позволило определить «институт частного хозяйствования» как совокупность отношений, имеющих систематический характер между формальными и неформальными организациями, осуществляющими хозяйственную деятельность (включая физические и юридические лица) или участвующими в процессе формирования, функционирования, трансляции и ликвидации предпринимательских продуктов (товаров, услуг, идей) на самостоятельной основе с использованием инноваций. Эти взаимодействия часто выражаются формальными договорами •— контрактами (например, контракт на поставку оборудования, подрядный договор на выполнение определенного вида услуг и т. д.). Кроме того, даже если отношения не представлены в виде формального договора, существуют свои правила взаимодействия между поставщиками и потребителями продукции, между государством и субъектами, осуществляющими хозяйственную деятельность. Эти правила поведения могут рассматриваться в качестве неформальных контрактов, так как они достаточно стабильны на протяжении длительных периодов времени, а их нарушение вызывает формальные или неформальные санкции прочих участников.

На основе известных классификаций институтов в работе доказывается неоднородность института частного хозяйствования в виду того, что он содержит в себе признаки и формального, и неформального институтов. И включает в себя:

1. частное индивидуальное хозяйствование — ситуация, при которой одному субъекту принадлежит пучок прав собственности, который используется в его интересах и делегируется по его усмотрению другим субъектам;

2. частное групповое хозяйствование — ситуация, при которой пучок прав собственности принадлежит группе субъектов на правах совместной или долевой собственности.

Неоднородность данного института потребовала рассмотрения его взаимосвязи с институтом прав собственности. В результате было установлено, что субъект частного хозяйствования, персонифицирующий данный институт, являющийся полноправным собственником,. наделен полным пучком прав собственности и может комбинировать в различных сочетаниях, либо делегировать права собственности по своему собственному усмотрению.

Особенность становления института частного хозяйствования в России заключается в том, что оно зарождалось под влиянием целого ряда природно-географических, исторических и экономических факторов. С одной стороны суровый, климат, огромные по европейским масштабам расстояния, бездорожье, удаленность от теплых морей и основных торговых путей, затрудняли развитие торговли — необходимое условие специализациис другой стороны, огромные расходы на оборону протяженных границ, крепостное право ограничивали рост богатства — излишка над необходимым для жизни. А также политика государства, которое вплоть до.

Петра I не заботило развитие торговли и промышленности. Эти особенности ограничивали и тормозили развитие обмена, как условия развития хозяйственной деятельности.

В диссертации большое внимание уделено некоторым чертам российской ментальности, оказавшим влияние на развитие исследуемого нами института. Среди них: преобладание коллективного начала в ущерб развитию индивидуального, духовная культура, сложившаяся под влиянием православно-греческого (византийского) наследиясвободолюбие, перевес этических и религиозных начал над общественными и правовыми, настороженность и даже подозрительность в отношении «греховного» богатства, патриотизм, миролюбие и терпимость по отношению к другим народам, самоотверженное трудолюбие, нестяжательство и др.

Мощный толчок развитию института частного хозяйствования дает императорский манифест, провозгласивший отмену крепостного права от 19 февраля 1861 г., ознаменовавший наступление новой эпохи в истории России. Этот судьбоносный документ затрагивал не только внутренние' факторы развития частного хозяйствования, но и внешние, а также параметры его взаимодействия с другими социально-экономическими силами общества. С данного периода начинается бурное развитие института частного хозяйствования, подкрепленное принятием целого ряда нормативно-правовых актов, вплоть до 1917. Причем именно за этот полувековой отрезок для наиболее прогрессивной части производительного отечественного частного сектора были характерны активное сотрудничество с наукой, опора на высококвалифицированные инженерные кадры, забота о профессиональном образовании.

С 1917 г. частно-хозяйственная деятельность выводится за рамки закона. Официальным же признанием института частного хозяйствования в новой России стало принятие 26.08.1988 г. Закона СССР «О кооперации в.

СССР", заложившего некоторые основы рыночной системы. Далее последовали Закон РСФСР от 24.12.1990 г. «О собственности в РСФСР», предоставлявший государственным предприятиям право полного хозяйственного ведения, и появившийся следом Закон РСФСР от 25.12.1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности», наделивший предприятия правом хозяйственного ведения.

В тоже время один из основных выводов исследовательской программы Всемирного банка в России заключается в том, что изменение форм собственности слабо влияет на большинство показателей деятельности предприятий, включая.

11С объем реализации, заработную плат) и занятость .

Согласно Закону Российской Федерации «О предприятиях и предпринимательской деятельности», принятому 25 декабря 1990 года, предпринимательство как составной элемент частного хозяйствования рассматривается как инициативная созидательная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли, осуществляемая на свой' страх и риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия.

Экономический кризис 1998 г. привел к общему обострению и реструктуризации основных проблем частного хозяйствования, распаду институциональной структуры его государственной поддержки. Тем не менее, кризис создал бизнесу возможности для вхождения на рынок и занятия ниш, которые остались после выхода с рынка иностранных предприятий, способствовал давно ожидаемому притоку капитала в производственный сектор.

Исходя, из изложенного, становится очевидным, что институт частного хозяйствования — историческая категория, развитие которой во многом зависело и зависит от влияния государства, выражающемся, прежде всего, в.

Commander S., Fan Q., Schaffer M. (eds.). Enterprise Restructuring and Economic Policy in Russia. Wash., The World Bank, 1996. нормативно-правовой регламентации хозяйственной деятельности. При этом следует иметь в виду, что при осуществлении реформ возможности правительства влиять на изменение обычаев и традиций общества ограничены естественными пределами. Макроэкономическая стратегия (в частности, участие государства в экономической жизни) всегда должна вырабатываться с учетом политического, исторического и культурного подтекста. Одни и те же меры могут вызвать положительный результат в одной стране и отрицательный в другой. Чтобы нормально функционировать современный институт частного хозяйствования должен действовать в связке с определенной системой социальных и этических навыков.

Особый акцент в диссертации поставлен на внешние и внутренние факторы, определяющие развитие института частного хозяйствования. Первые складываются большей частью под влиянием глобализации и проявляют себя в резком обострении конкуренции на рынке, возрастании статуса потребителя как субъекта рынка, быстром росте темпов инноваций, в результате которого увеличивается капиталоемкость продукцииинтенсификации взаимодействий институциональных акторов вследствие бурного развития средств связи, новых способов ведения бизнеса и др.

Под внутренними факторами, влияющими на развитие института частного хозяйствования, понимаются институциональные правила, которые регулируют процессы производства и обмена, а также особые механизмы которые используются для оценки поведения участников рынка, разрешения возникающих споров, адаптации к непредвиденным изменениям, применения санкций к нарушителям правил игры. Среди них:

1. «Инфраструктурный», который^ определяется характеристиками института частного хозяйствования с точки зрения издержек, связанных с пользованием инфраструктурой: транспортом, складами, услугами таможенных служб, администраций, а также институциональной инфраструктурой частного хозяйствования.

При этом под институциональной инфраструктурой частного хозяйствования понимается совокупность выполняемых и законодательно закрепленных норм и образцов поведения субъектов реальной действительности, поскольку они в процессе своего функционирования выравнивают условия хозяйственной деятельности для институциональных субъектов, вступающих в хозяйственное взаимодействие. Институциональные субъекты, входящие в состав, института частного хозяйствования, не следует отождествлять с предпринимателями. Первая группа шире второй за счет охвата так называемых смежных элементовформальных и неформальных организаций, научных кадров, обладающих научными и практическими знаниями, домохозяйств, различных видов ресурсного обеспечения.

2. «Трансакционный» фактор, проявляющийся в необходимости снижения административного давления на субъектов, входящих в состав института частного хозяйствования.

3.Фактор «административных преференций и льгот», предполагающий характеристики административных привилегий бизнесу, условий доступа к госзаказу и кредитным ресурсам. В этом направлении со стороны государства предпринимаются определенные шаги, связанные с регламентированием процедур размещения заказа, однако привилегии бизнесу, условия доступа к кредитным ресурсам до сих пор в известной мере связаны с неформальной стороной взаимоотношений бизнеса и власти.

4.Фактор «собственности» — характеризуется ресурсной базой частного сектора (наличие собственности и иных активов для ведения бизнеса). На 1 января 2007 г. удельный вес предприятий и организаций, находящихся в частной собственности, составил 80,7%. Фактически началась дифференциация отношений собственности, что потенциально дает возможность предпринимательского комбинирования и построения новых экономических взаимосвязей, возникновения новых схем управления.

Создание новых, более сложных форм собственности и повышение управленческой эффективности возникают параллельно при утверждении в социуме социально-экономических отношений определенного уровня сложности.

5. Фактор «мотивации и сетевизации». Стремясь к снижению трансакционных издержек и уменьшая бремя социальной неопределенности, хозяйствующий субъект создает из множества1 «хаотических» экономических субъектов рыночного пространства проверенные на практике «сообщества». С развитием сетевой экономики, основанной на достижениях информационных технологий, возникают новые формы экономических взаимоотношений между институциональными агентами, в рамках которых уже начинают терять свое значение некоторые традиционные законы индустриальной экономики.

6. «Государственной экономической политики», характеризующей деятельность Правительства в области экономического законодательства и политики относительно развития предпринимательства и финансового сектора. В настоящее время существуют различные формы государственной поддержки частного хозяйствования: финансовая, имущественная, поддержка внешнеэкономической деятельности предприятий, информационное обеспечение, подготовка кадров. Косвенным подтверждением поддержки частного хозяйствования со стороны государства является рост благосостояния основной части населения.

Таким образом, государство в свете нашего исследования осуществляет следующие функции:

— регулирование основных макроэкономических пропорций. В системе ценностей кейнсианства роль государства видится главным образом во взаимодействии макроэкономических взаимосвязей, формирующих устойчивый совокупный спрос, инвестиции, полную занятость и еще при этом — достаточную антиинфляционную устойчивость экономики. Данная функция вытекает из необходимости активного макроэкономического вмешательства в экономику;

— регулирование рыночных взаимоотношений экономических субъектовограничений, которые бы накладывали на этих субъектов минимальные дополнительные затраты, связанные с собственно функционированием системы рыночных отношений.

В силу изложенного было установлено, что эффективным экономический институт частного хозяйствования становится' только тогда, когда государство, осуществляя свои системные функции, вмешивается в реальную экономику при помощи доступных инструментов, создавая условия для развития и воспроизводства частно-хозяйственной деятельности. Вместе с тем, не стоит абсолютизировать созидательную роль государства по развитию частного хозяйствования. Поскольку частное хозяйствование развивается в результате необратимой эволюции социально-экономических отношений. Другое дело, государство всегда воздействовало на эту эволюцию, могло ускорять развитие (весьма искусственным образом) одних видов хозяйственной деятельности, замедляя и деформируя, другие. ¦

Самоорганизация и саморегулирование института частного хозяйствования предполагает альтернативность, т. е. возможность выбора из нескольких имеющихся вариантов, которая выражается в том, что сами хозяйствующие субъекты, осуществляя свой выбор из целого спектра возможностей, не могут заранее предсказать какой из вариантов будет наиболееуспешным даже в случае осуществления сложных экономико-математических расчетов. Кроме того, саморегуляция данного института предполагает его способность к самовопроизводству в рамках институциональной системы, что проявляет себя, во-первых, в генерировании норм и правил своего бытия (традиции и неформальные практики взаимодействия институциональных акторов) и, во-вторых, участие в создании норм взаимоотношений с внешними агентами (контракты).

В отношении экономических взаимодействий, в том числе и рамках самого института частного хозяйствования, как неотъемлемой компоненты институциональной системы, обеспечивающей ее институциональное равновесие, критерии эффективности — снижение трансакционных издержек и способность заполнять институциональные пустоты. Институты могут обеспечивать стабильность ценой высоких трансакционных издержек, не принимая участия или медленно реагируя на «пробелы» в институциональной системе, т. е. быть неэффективными. С позиции данных критериев функционирование института частного хозяйствования в современных условиях представляется эффективным.

Дальнейший ход исследования заключался в анализе деятельности основных субъектов института частного хозяйствования, которыми являются малый, средний и крупный бизнес. Функционирование каждой из названных групп субъектов института частного хозяйствования потребовало детального рассмотрения из-за дифференциации целевых функций, взаимоотношений с внешней средой, тенденций развития, взаимоотношений с государством, факторов, определяющих структуру хозяйственных^* связей, координацию деятельности работников и многое другое.

В диссертации раскрыто расширение целевых функций основных институциональных акторов частного хозяйствования в условиях постиндустриальной трансформации:

В России, по мнению отдельных ученых, сложилась своя модель организации крупного бизнеса, называемая интегрированной бизнес-группой, отражающая особенности исторического наследия, менталитета, адаптации условий к рынку (шоковая терапия, тотальная приватизация, экономический спад, трансформация госрегулирования, отсутствие доверия как к частным структурам), спецификой которой является то, что:

1. Изменяется структура крупного бизнеса — снизилась его концентрация и стала расти доля обрабатывающих компаний.

Сохранилась тенденция прошлых лет — крупный бизнес в своей массе эффективнее мелкого и среднего.

3. Быстрые темпы роста характерны для телекоммуникационных компаний:

4. Крупный бизнес стал инвестировать свою выручку. Объемы реализации 400 крупнейших компаний в 2006 г. составили более 192 млрд долл., и в основе их были инвестиции.

Что касается малого бизнеса, то в соответствии с ФЗ-88 от 14 июня 1995 года «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» было введено понятие «субъекта малого предпринимательства», распадающееся, в свою очередь, на две категории: 1) индивидуальные предприниматели без образования юридического лица (ПБОЮЛ), 2) малые предприятияюридические лица. Предприятие — юридическое лицо признается малым, если число занятых на нем не превышает некоторого предела, установленного^ в зависимости от отрасли (максимум до 100 человек), и в образовании которого участие крупных предприятий и некоммерческих организаций не превышает 25%. Понятие «среднее предприятие» в России отсутствует. Проведенный анализ статистических и фактологических данных позволил сделать вывод о более высокой степени сходства между малыми и средними предприятиями, чем между крупными и средними, и о необходимости их поддержки со стороны государства, которая пока находится в зачаточном состоянии.

Следует учитывать то, что российское предпринимательство как малое и среднее, так и крупный бизнес, развивается в «особых» условиях внешней среды, среди них: неразвитость правовой системы, гипертрофированность исполнительной власти масштабные структурные диспропорции, неопределенность отношений собственности, зависимость экономики от природных ресурсов и т. д., и эти обстоятельства в известной мере задают вектор развития российского бизнеса.

В рамках исследования раскрыто расширение целевых функций основных институциональных акторов предпринимательства в условиях постиндустриальной трансформации:

Со стороны крупных предпринимательских структур: завоевание и поддержание статуса глобальных игроков (важнейший критерий отнесения той или иной структуры к крупному бизнесу, т. е. способность изменять экономические институты в сфере своей деятельности) — участие в формировании и реализации государственной экономической политики («Газпром», «Роснефть», Внешторгбанк и Сбербанк, РАО ЕЭС России и др.), стремление к социальной ответственности по образцам, принятым в международной практике, и сбалансированности корпоративных интересов, которая становится основным приоритетом деятельности фирмы, а как следствие — позволяет устранить причины корпоративных конфликтов, делая корпорацию более устойчивой изнутри.

Со стороны мелких и средних предпринимательских структур: освоение новых ниш на рынке, которые открываются крупным бизнесом, обслуживание сырьевых отраслей, выход на внешние рынки за счет объединения усилий. Примером может служить «НТ-МДТ» — организация, производящая оборудование для нанотехнологий. Под этим брендом выступает довольно большое число маленьких фирм, связанных договорными отношениями с концерном «Инструменты нанотехнологий», который занимается управлением проектами, сервисом, маркетингом и продвижением продукции. Такая структура позволяет достичь высокой гибкости производства и консолидации усилий на внешнем рынке. Или деятельность центра «Бизнес-наука», объединившего 15 МСП.

Для ряда малых предприятий характерно создание производственных кластеров по аналогии с подобными образованиями в Италии, Финляндии и ряде других стран. В силу данной и некоторых других причин формирование кластеров в России предполагает привлечение иностранного технологического потенциала и государственной поддержки на начальном этапе.

С тем, чтобы наиболее полно и последовательно рассмотреть развитие института частного хозяйствования в России, автором проанализированы новые виды связей в рамках сложившего института: виртуальные и сетевые. Именно потому, что в развитии современных социально-экономических отношений сетевые и виртуальные структуры выполняют важную прагматическую функцию. Сетевая связь, являясь одним из факторов масштабного экономического роста и распространения инноваций, порой буквально отождествляется с постиндустриальной организацией экономической жизни. В общем смысле сеть — это объединение отдельных людей или организаций, которые постоянно взаимодействуют между собой1 путем обмена информацией и другими ресурсами на основе относительно устойчивой структуры связей.

Обозначенные в диссертации научные позиции, сложившиеся в отечественной и зарубежной литературе, дают основание рассматривать сети как новые формы развития института частного хозяйствования.

В постиндустриальной экономике связь между институциональными субъектами становится все более тесной, что вызвано формированием единого мирового информационного пространства на базе сети Интернет, проникновением процессов информатизации, глобализации и виртуализации во все сферы экономики, созданием международного рынка информации и правления в дополнение к традиционным рынкам товаров (в частности, природных ресурсов), труда и капитала.

Особенностью современных сетей является то, что основным-нематериальным активом, вокруг которого они объединяются, как правило, являются бренды. И в настоящее можно привести множество названий российских брендов: «Балтика», «Коркунов», «Довгань», «Русский стандарт» ,.

J7″, «Красный Октябрь», «ВТБ», «ДонСтрой» широко известных как в бизнес-кругах, так и среди потребителей.

В последнее время ключевым фактором организации высокотехнологичного производства в рамках сетевых структур стали так называемые CALS-технологии, которые с практической точки зрения, создают основу для «виртуального предприятия», представляющего собой сеть взаимодействующих рабочих мест (сотрудников), находящихся в различных географических точках, но связанных между собой отношениями партнерства, сотрудничества или кооперации.

Цели построения сетевых и виртуальных взаимодействий в рамках института частного хозяйствования складываются из следующих элементов: снижение затрат за счет объединения ограниченных ресурсовдля поддержания конкурентных преимуществинтеграция опыта в рамках экономически целесообразных объединений и союзоворганизация предприятий вокруг сквозных бизнес-процесов, поддерживающих жизненный цикл продукта, что обеспечивает возможность быстрого образования, развития, реструктурирования и безболезненного расформирования сетевых и виртуальных предприятий в соответствии с потребностями рынкаобеспечение сотрудничества, интеграции и координации предприятий, коллективов и специалистов, пространственно удаленных друг от другамаксимально широкое распределение и гибкое перераспределение властных полномочий, основанных на персонификации отношенийпринятие решений на. всех уровнях организационной иерархииповышение уровня уверенностив исполнении сделок, не взирая на виртуальность следования нормам.

Рассмотренные тенденции свидетельствуют о том, что > объединение рыночных партнеров в физические, а также виртуальные сети приобретает всё- больший вес в хозяйственной деятельности и организационных процессах российской экономики. Хозяйственная сеть призвана создавать новую, синергетическую конкурентоспособность, которая формируется путем взаимодополнения, умножения малых конкурентных преимуществ союза ее партнерств. Развитие в направлении полностью сетевого рыночно-предпринимательского хозяйства, в котором координационные связи большей частью будут обеспечены техническими средствами, находится пока в начальной стадии, однако в предстоящие годы оно будет постоянно ускоряться. Эти инфраструктурные элементы сетевых и виртуальных взаимодействий в рамках развития института частного хозяйствования во всё- большей степени становятся основой производственных, торговых, финансовых и иных отношений между предприятием и его клиентами, сотрудниками и деловыми партнерами. И не смотря на то, что виртуализация и сетевизация экономических взаимодействий в России находятся в начальной стадии развития, в ближайшем будущем они все активнее будут определять развитие данного института на качественно новом уровне.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Законодательные и нормативно-правовые документы
  2. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.
  3. Гражданский кодекс РФ (ч. Первая принята 21октября 1994 г., ч. Вторая — 26января 1996)
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. Первая от 31 июля 1998 г. и ч. Вторая от 5 августа 2000 г.)
  5. Указ Президента РФ от 29 июня 1998 г. № 730 «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства»
  6. Указ Президента РФ от 6 июня 1995 г. № 563 «О Государственном комитете РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства"'
  7. Постановление Правительства РФ от 3 июля 1998 г. № 697
  8. Постановление Правительства РФ 14 февраля 2000 г. № 121
  9. Приказ ФСЗ от 18 апреля 1996 г. № 93 «Об утверждении «Положения об организации обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности».
  10. Монографии, учебники, стат. сборники
  11. Н.А. Философия неравенства. М., 1990.
  12. Бурышкин П. А. Москва купеческая. М., 1991.
  13. Т. Теория праздного класса. М., 1984.
  14. Взаимодействие малого ' и крупного бизнеса//Материалы IV Всероссийской конференции представителей малых предприятий. М., 2003.
  15. С.Ю. Воспоминания. В 3-х томах. T.l. М., 1960.
  16. ГейтсБ. Бизнес со скоростью мысли М.: Эксмо-Пресс, 2001.
  17. И.Н. Менеджмент. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ. 1997
  18. В. Буржуа. М., 1994.
  19. М. Кирцнер Конкуренция и предпринимательство. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  20. Инновационные процессы в малом предпринимательстве. Проект Tacic SMEROS 9501. 1999.
  21. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: Учебник/Под общ. Ред.д.э.н., проф. А. А. Аузана. М. ИНФРА-М, 2005. С. 19.
  22. История российского предпринимательства: Учеб. пособие/А.А. Галаган. Национальный институт бизнеса .-М.: Нац. ин-т бизнеса, 1999.-220 с.
  23. X., Урата Ш. Вступление на рынок малых и средних предприятий и динамизм экономики в Японии -Washington, В.С:Институт Всемирного банка 200 131. Кистяковский Б. А. Философия и социология права. СПб. 1998.
  24. В.О. Соч.: В 9 т: T.I. М., 1987.
  25. Д. Электронная коммерция. Пер. с англ. М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 1999.
  26. Н.П., Русановский В. А. Философия экономического анализа. Саратов. Издат. центр СГСЭУ. 2005.
  27. Комментарий к Конституции Российской Федерации /под общ. ред. Карповича В. Д. «Юрайт-М», «Новая Правовая культура», 2002 .
  28. Контуры инновационного развития мировой экономики: Прогноз на 2000−2015 годы /Под ред. А. А. Дынкина. М.: Наука, 2000.
  29. Ю.В. Экономика вне закона. (Очерки по теории и истории теневой экономики). М.: Московский общественный научный фонд, 2001.
  30. X. Аллокативная эффективность в сравнении с «X-эффективностью»//Теория фирмы. Спб. 1995. С.477−506.
  31. В.И. Полн. Собр.соч., Т. 1.
  32. . Стратегический ресурс инновации/Институт стратегических инноваций. М., 2000.
  33. Н.В. Теория развития институциональных структур экономики. Саратов. Издат центр СГСЭУ. 2003.
  34. Маркс К.Капитал. Критика политической экономии T. l М.: ОАО ЦСЭ, 2001.
  35. Г. П., Шуман X. Западня глобализации. Атака на процветание М.: ИД Альпина, 2001 г.
  36. Л. фон. Человеческая деятельность: Трактат по экономической теории- М.: ОАО НПО Экономика, 2000.
  37. .З. Теория организаций. 3-изд. — М.: ИНФРА-М. 2003.
  38. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет / Под ред. И. С. Королева. М., Юристъ. 2003.
  39. Р., Уинтер С.: Эволюционная теория экономических изменений. М.: Финстатинформ. 2000.
  40. Д. Институты и экономический рост: историческое введение // Тезис.Т. 1. Вып.2. М., 1993.
  41. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997.
  42. М. Личностное знание. М., 1982.,
  43. Предпринимательство и предприниматели России. От истоков до начала XX в. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЕН), 1997.
  44. Российский статистический ежегодник. 2004: Стат. Сб./ Росстстат.- М. 2004. С. 556.
  45. Россия в цифрах. 2007: Крат. Ст. сб./Росстат-М., 2007. 494 с.
  46. Русская идея и современность. М. 1992.
  47. Русский путь в развитии экономики. М., 1993.
  48. Ю.В. Основы предпринимательства. М., 1996.
  49. А.Дж. Постижение истории. Стимул давлений. М., 1991.
  50. О. Экономические институты капитализма. Рынки, фирмы, «отношенческая» контрактация. СПб.: Лениздат, 1996.
  51. Э.А., Эскиндаров М. А. Финансово-промышленные группы. -М.: Тандем. 1998.
  52. П. Соч. В 4 т. М., 1994, Т.1.
  53. Фридмен М, Ф.Хайек. О свободе. М.: Три квадрата. 2003. С.15
  54. Ф.А. Использование знания в обществе / Индивидуализм и экономический порядок. М., 2000.
  55. А.Е. Экономическая теория институтов. М.: Экон. фак. МГУ, ТЕИС, 1997.
  56. Й. Теория экономического развития. М., 1982.
  57. Японская классическая поэзия: Пятистишья. Трехстишья: Пер. со старояп. В Марковой. -М.:000 «Изд-во ACT», 2003. 519 с.
  58. Статьи из газет и журналов
  59. Абалкин Л. И. Российская школа экономической мысли: поиск самоопределения//Вопросы экономики. 2001. № 2. С.6−12.
  60. С. Российские холдинги: новые эмпирические свидетельстваУ/Вопросы экономики.2007. № 1. С.98−111.
  61. Акихиро Ишикава Социальная трансформация и дифференциация предпринимательских ценностей //Проблемы теории и практики управления. 2004. № 2. С.98−104.
  62. Амосов Результативны ли иностранные инвестиции?//Экономист. 2007. № 1. С.29−37.
  63. И. Россия: взгляд из будущего//Российская Федерация сегодня. 2005. N 16. С.32−34.
  64. А. Что мешает и что может помочь отечественному программированию//Известия. 2004, 16 июня
  65. В. «Анатомия» отечественного малого бизнесаЛ Российский экономический журнал. 1994. № 2. С.35−48.
  66. JI. Развитие малого бизнеса в России// Деловой мир. 1996. 26 февраля.
  67. С., Жмуров Д. Развитие сетевых формирований в инновационной экономике//Менеджмент в России и за рубежом. 2007. № 1. С.20−29.
  68. В. А. Развитие сетевых формирований в инновационной экономике //Менеджмент в России и за рубежом.2007. № 1. С. 20−30 .
  69. С. Вынужденное доверие сетевого мира//Полис. 2001. № 2.С.52−60.
  70. Т. Малое предпринимательство: тенденции развития и государственной поддержки //Экономические науки. 2004. № 8. С. 1524.
  71. Г. Интернет-логистика //РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2003.№ 3. С. 43−48.
  72. К. Промзона из Италии//Промышленный еженедельник. 2004. № 15.
  73. Р. Эмпирические законы сетевой экономики. //Проблемы теории и практики управления. 2003 .№ 3. С. 81−86.
  74. Р. Эмпирические законы сетевой экономики. //Проблемы теории и практики управления. 2003.№ 4. С. 82−88.
  75. Влияние информационных технологий на развитие фирм //Проблемы теории и практики управления. 2005.№ 5.С. 113−119.
  76. Д. Сценарии формирования инновационной модели экономики//Человек и труд. 2007. № 2. С.75−78.
  77. Я., Паппэ Я. Российский крупный бизнес в 2000—2005 гг.: основные направления трансформации и развития //Проблемы прогнозирования. 2006. № 3. С.23−41.
  78. Н.И. Институты и организации и их соотношение // Институциональное развитие современной экономики: сб. науч.трудов. Вып 2. / Под. общ. Ред. Д. В. Удалова. Саратов: СГСЭУ, 2006. С.10−12.
  79. Голенкова 3. Российский предприниматель: некоторые аспекты современной жизни//Социс. 2006. № 11. С.29−37.
  80. JI. О переходе к сетевой парадигме права//Государство и право.2005.№- 10. 113−120.
  81. В. Управление изменениями в корпорациях на основе цикличности инновационных процессов //Проблемы теории и практики управления. 2006. N 8. С. 86−94.
  82. С. Разрушим «ячейки» разрушим страну//Российская Федерация сегодня. 2000. № 17. С. 26−28.
  83. Р. Экономическая эффективность предпринимательства и социальная ответственность бизнеса/Юбщество и экономика. 2006. № 9. С.9−18
  84. С. Системный выбор России (к итогам 2006 г.) //Экономист. 2007.№ 4. С.3−23.
  85. А. Интеллектуальный багаж ждет хозяина: Управление знаниями или управление на основе знаний?//Служба кадров. 2002. № 10. С. 82−87.
  86. О. Социально-экономические альтернативы развития российского предпринимательства //Финансы и кредит. 2005. № 26. С.73−77.
  87. С. Организация закупки продукции для государственных и муниципальных нужд в новых законодательных условиях//Экономика. Социология. Право: Альманах. Вып. 2. Саратов. СГСЭУ. 2006. С.36−41.
  88. А.Н., Маликов Р. И. Институциональные факторы создания механизмов преодоления административных барьеров в развитии предпринимательства// Вестник МГУ. Сер.6. «Экономика». 2006. № 3. С.42−58.
  89. Г. Б. Информационная экономика: американский и российский подходы//США. Канада. Экономика политика — культура. 2006. N8. С. 107−118.
  90. Е. Экспортный потенциал малого бизнеса //Бизнес для всех. 2004. № 14.
  91. Н. и др. Сетевой способ организации межфирменной экономической деятельности //Экономическая наука современной России. 2007. N1.C. 68−81.
  92. Е. Отраслевые и региональные аспекты развития малого предпринимательства//Человек и труд. 2006. № 69. С.68−72.
  93. Деньги.//Известия. 2006. 3 февраля. С. 12.
  94. В. Российские компании утверждаются на мировом бренд-рынке//Человек и труд. 2007. № 1. С.88−89.
  95. О.В., Лебедева Н. Н. Институциональная теория в современной России: достижения и задачи развития. Предпринт WR/2001/12.Волгоград, 2001. С. 10.
  96. Г. Методы и инструменты моделирования архитектуры предприятия//Проблемы теории и практики управления. 2006. № 5.С.79−91.
  97. Г. Особенности процессов формирования и эволюции социально-экономических институтов в России: Предпринт. М.: ЦЭМИ РАН, 2001.
  98. Г. Особенности формирования экономических институтов в России//Экономика и математические методы. 2003. том 39. № З.С.6−7.
  99. В. В.Некоторые экономические аспекты организации виртуальных предприятий в высокотехнологичных отраслях промышленности //Экономическая наука современной России.2007.№- 1.С. 57−68.
  100. Г. Информационный механизм хозяйствования/Юбщество и экономика. 2006. N 9. С. 201−207.
  101. А. Экономические и правовые основы предпринимательства //Инновации. 2004. № 8. С.83−93.
  102. В. Государственный заказ как система устойчивого развития//Экономист. 2003. № 5. С.53−56.
  103. М. Виртуальные предприятия //РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2003. № 3. С. 49−53.
  104. Е. Виртуализация общества и повышение качества его базиса//Финансы и кредит. 2005. № 35. С. 30−43.
  105. Н. Институты: содержание и основные, свойства//Психология и экономика. 2006. № 4. С. 63. &bdquo-г
  106. А. Виртуальное предприятие как эффективная форма организации внешнеэкономической деятельности компании //Проблемы теории и практики управления. 2003. № 4. С. 89−93.
  107. May В. Экономическая политика России: в начале новой фазы //Вопросы экономики. 2001. № 3. С. 4−5.
  108. В. Виртуальные предприятия в обществе XXI в.//Проблемы теории и практики управления. 2006. № 4. С.73−81.
  109. Р., Перепелица Г. Институциональные факторы развития предпринимательства в республике Татарстан //Финансы и кредит. 2006. № 27. С.66−68.
  110. С. Инвестиционная составляющая инновационных процессов//Вопросы экономики. 2007. № 5. С.52−64.
  111. А. Снова о выборе экономического курса России //Российский экономический журнал. 2000. № 5/6. С. 4-
  112. А. Рост без развития (к итогам социально-экономического положения России)//ЭКО. 2007. № 4. С.2−12.
  113. А., Горин Н. Общество, бизнес и власть: условия цивилизованного взаимодействия/Юбщество и экономика. 2005. № 1011. С.5−42.
  114. П. Малое и среднее предпринимательство в России/Юбщество и экономика. 2005. № 12. С.49−85.
  115. Е. Власть, собственность и предпринимательство в России////Социально-гуманитанрные знания. 2003. № 1. С. 163−169.
  116. Осипов В. Электронные сделки //РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция.2002. № 1.С. 43−45.
  117. А. Парадоксы предпринимательства, парадоксы истории//Вопросы экономики. 1995. № 7. С. 62.
  118. Э.Л. Неформальные институты и формальные правила: закон действующий vs закон применяемый. // Политическая наука. 2003, № 1. С. 37.
  119. Я. Российский крупный бизнес как экономический феномен // Проблемы прогнозирования. 2002. № 2. С. 84−89.
  120. Я., Галухина Я. Внешнеэкономические факторы трансформации крупного бизнеса в России//Вопросы экономики.2005. № 10. С.72−90.
  121. Патока Я. Значимость концентрации капитала //Экономист. 2006.№ 8. С.57−60.
  122. А., Поспелов И. Инновационно-прорывной путь развития: прогнозные параметры //Экономист. 2007. № 1. С. 15−29.
  123. Е. Виртуальные банковские услуги населению //Банковские услуги. 2005. № 6.С. 7−14.
  124. Развитие малого предпринимательства в регионах России/Юбщество и экономика. 2005. № 10−11. С.231−310.
  125. И. Информационная инновационная экономика как шанс ускорения внутренней модернизации //Инновации.2005.№- 10. С. 44−50.
  126. А. Инфраструктура поддержки предпринимательского сектора в рыночной и транзитивной экономике//Экономика и право. 2006. № 1.С.46−56.
  127. А.Н. Информационные технологии на японских предприятиях //ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. 2003. № 1. С. 126 -141.
  128. . Экономика информации: новая парадигма и ее границы //Вопросы экономики. 2005. № 10. С. 4−24.
  129. Г. В.Трансграничная электронная банковская деятельность: управление и надзор //Банковские услуги. 2006. № 3. С. 26−30.
  130. В. Сетевые и виртуальные организации: состояние, перспективы развития //Менеджмент в России и за рубежом: 2002. № 5. С. 91−104.
  131. Сигу нов В. Реальные деньги виртуального мира //Эксперт. 1999. № 43.
  132. И. Социальная ответственность бизнеса: глобальный контекст и российские реалии//Вопросы экономики.2005.№- 10. С.90−102.
  133. И. Общество сетевых структур и информационный ресурс как сетевое благо//Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика. 2003. N 5. С. 3−18.
  134. Т. Россия на распутье: два пути к международной конкурентоспособности//Вопросы экономики. 2006. № 2.С.56−57.
  135. Тонких А. С, Тонких С. А. Бизнес-реинжиниринг//Аудит и финансовый анализ. 2007. № 1. С.365−366.
  136. Н. Инновационная деятельность как главный источник повышения благосостояния и развития человеческого капитала//Аудит и финансовый анализ. 2007. № 2. С.332−347.
  137. Е. Фабрика инноваций/ТБизнес для всех. 2004. № 14.150.. Черкасова В. Риск-менеджмент //РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2004. N 3. С. 75−79.
  138. В. Дистанционная работа, или виртуализация рабочих мест //Человек и труд. 2002. N11. С.41−43.
  139. А. Условия и результаты формирования институтов // Вопросы экономики. 1997. № 3.
  140. Л. Понятие предпринимательской деятельности, ее экономическая и правовая сущность//Законодательство. 2006. № 11. С.33−40.
  141. С.Ю. Российское здравоохранение: к чему приведут преобразования//ЭКО. 2007. № 4. С.28−40.
  142. Г. Модели жизненных циклов российских компаний: результаты эмпирического исследования//Проблемы теории и практики управления. 2006. № 11. С.25−34.
  143. А. Малое предпринимательство в контексте рыночной трансформации //Аудит и финансовый анализ. 2007. № 1. 430−483.
  144. А. Раскрытие информации о предприятиях и проблемы классификации неденежных трансакций //Вопросы экономики. 2000. № 5. С.91−102.
  145. Byrne J.A., Brandt R., Port О. The Virtual Corporation/ZBusiness Week, 8th ofFebruary.1993.
  146. R., Heritier A., Keman H. (eds), Institutions and Political Choice. On the limits of rationality. Amsterdam: VU Press, 1998.
  147. Davidow W., Malone M. The Virtual Corporation: Structuring and Revitalizing the Corporation for the 21st Century. New York: HarperCollins. 1992.
  148. Dobers P., Wolff R. Competing with Soft Issues. From Managing the Environment to Sustainable Business Strategies. — Business Strategy and the Environment, 2000, vol. 9, Issue 3.
  149. Economic Commerce and Role of WTO. Geneva, WTO, 1998. -
  150. Enterprise and Small Business. Principles, Practice and Policy. Pearson Education, 2000.
  151. Foster J. From Simplistic to Complex Systems in Economics, Discussion Paper No 335, October 2004, School of Economics, The University of Queensland.
  152. Irwin D. Small Business Support: Lessons from the United States.2000.
  153. JochimsenR. Theorie der Infrastruktur. Tubingrn, 1996.
  154. Knight J. Institutions and Social Conflict. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1992.
  155. Knight J. Institutions and Social Conflict. Cambridge, 1992.
  156. Masson Р/ Globalization: Facts and Figures// IMF Policy Discussion Paper. October. 2001.
  157. UNCTAD. World Investment Report. 2003. FDI Policies for development: National and International Perspectives. New York, 2003.
  158. Veblen T. Why Is Economics Not An Evolutionary Science? // Quarterly Journal of Economics. July. 1898.
Заполнить форму текущей работой