Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование региональной инфраструктуры рынка труда

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рынок труда понимается в настоящей работе как система общественных отношений (в том числе взаимоотношений юридически свободных работодателей и работников), социальных (в том числе правовых) норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство, обмен (куплю-продажу по цене, обусловленной соотношением спроса и предложения) и использование труда. Принципиальным отличием данного выше определения от ряда… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Экономическая сущность региональной инфраструктуры рынка труда
    • 1. 1. Инфраструктура регионального рынка труда: содержание и факторы, влияющие на ее развитие
    • 1. 2. Особенности современной инфраструктуры регионального рынка труда
    • 1. 3. Опыт развития инфраструктуры регионального рынка труда в странах с социально ориентированной экономикой
  • Глава 2. Региональная инфраструктура рынка труда и ее развитие
    • 2. 1. Становление инфраструктуры регионального рынка труда в современной России
    • 2. 2. Развитие существующих и создание новых звеньев региональной инфраструктуры рынка труда
  • Глава 3. Современное состояние и пути совершенствования инфраструктуры рынка труда региона
    • 3. 1. Состояние инфраструктуры рынка труда Южного федерального округа
    • 3. 2. Основные проблемы деятельности основных институтов и звеньев инфраструктуры рынка труда
  • ЮФО и Калмыкии
    • 3. 3. Пути развития и реорганизации инфраструктуры рынка труда Калмыкии

Совершенствование региональной инфраструктуры рынка труда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Международная организация труда (МОТ) определяет рынок труда как сферу, где предприниматели и работники совместно ведут переговоры, коллективные и индивидуальные, относительно заработной платы и условий труда. Данное определение носит институциональный характер, то есть ориентируется на трудовые отношения и механизмы установления цены труда.

Становление рыночной экономики в России предполагает формирование инфраструктуры рынка труда на уровне регионов, которая представляет собой совокупность государственных организаций, негосударственных структур содействия занятости, служб персонала предприятий и фирм, общественных организаций и фондов, нормативно-правовой среды, обеспечивающих эффективное взаимодействие между спросом и предложением рабочей силы.

Рынок труда понимается в настоящей работе как система общественных отношений (в том числе взаимоотношений юридически свободных работодателей и работников), социальных (в том числе правовых) норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство, обмен (куплю-продажу по цене, обусловленной соотношением спроса и предложения) и использование труда. Принципиальным отличием данного определения от ряда других является то, что к рынку труда мы относим не только сферу обмена труда, но и воспроизводство трудового потенциала (рыночные механизмы образования, профессиональной подготовки и так далее) и использование труда (рыночные механизмы управления персоналом на производстве).

Предлагаемая нами трактовка рынка труда рассматривает инфраструктуру как его органический элемент, что дает возможность определения её сущности, используя ряд особенностей: — инфраструктура рынка, как его составная часть, является полифункциональной системой, способной использовать различные организационные формы и методы обеспечения занятости населения и социальной защиты;

— институты и организации инфраструктуры создают правовые, финансово-экономические и информационные механизмы регулирования рынка труда;

— взаимодействие институтов и механизмов должно быть направлено на создание благоприятных условий для достижения эффективной занятости.

Достижение эффективной занятости — это главная социально-экономическая функция рынка труда. Следовательно, критерием успешного функционирования инфраструктуры как на федеральном, так и на региональном уровнях является создание экономически выгодных условий, обеспечивающих наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением труда.

Степень разработанности проблемы. В отечественной экономической науке проблемы формирования, распределения и использования трудовых ресурсов, регулирования рынка труда, были* разработаны А. Ананьевым, Е. Антосенковым, В. Белкиным, М. Гарсиа-Исер, Т. Заславской, В. Костаковым, А. Никифоровой, Г. Чертовым и др.).

Институциональные, экономические и правовые основы регулирования процессов на рынке труда рассматривались в работах И. Заславского, Р. Колосовой, С. Рощина, Ф. Прокопова О. Иншакова, Р. Капелюшникова и др.

Комплексные исследования региональной инфраструктуры рынка труда, и обобщение опыта работы таких её субъектов, как государственная и негосударственная службы занятости в регионах проводилась Т. Ружелович, И. Дружининой, О. Варфаломеевой и др.

В тоже время проблематика региональной инфраструктуры рынка труда, как системы организаций и институтов, а также экономических и правовых механизмов, формирующих необходимые условия для эффективного функционирования регионального рынка труда, не получила должного развития в экономической литературе.

Неясны перспективы развития и пути совершенствования региональной инфраструктуры, не исследован вопрос о целесообразности параллельного функционирования государственной и негосударственной служб занятости, а также их взаимодействия, как в России, так и в регионах, •й По-прежнему в научной литературе остаются дискуссионными вопросы о сущности и элементах рынка труда и его инфраструктуры.

Основная цель исследования состоит в определении направлений совершенствования региональной инфраструктуры рынка труда, обосновании мер государственного регулирования, обеспечивающих формирование новой системы трудовых отношений.

Реализация данной цели требует решения следующих задач, определивших логику исследования:

1) Исследовать и охарактеризовать сущность инфраструктуры рынка труда на федеральном и региональном уровнях.

2) Проанализировать состояние инфраструктуры рынка труда в Российской.

Федерации (РФ) и Южном Федеральном округе (ЮФО), её элементов и функций, выявить новые особенности, соответствующие переходной экономике.

3) Определить сферу трудового посредничества для государственной и негосударственной служб занятости, их взаимодействия и методов работы на уровне региона и субъекта России.

4) Обосновать координирующую и регулирующую роль государственной службы занятости на рынке труда среди остальных субъектов инфраструктуры.

5) Изучить работу служб занятости Южного федерального округа и.

Республики Калмыкия, исследовать возможность распространения выявленного опыта на другие региональные рынки России. 6) Провести социологические исследования системы профессионального образования при ограниченных условиях спроса и предложений на рынке труда.

7) Разработать принципы эффективной деятельности организационной структуры государственной службы занятости в регионах.

Предметом исследования является региональная инфраструктура рынка труда как совокупность институтов и организаций, создающих ^ экономически выгодные условия для эффективного ее функционирования в регионах. Объектом исследования выступают региональные рынки труда России, Южного федерального округа и Республики Калмыкия и его субъекты в лице государственной и негосударственной служб занятости, а также работодатели, работоспособные и ищущие работу граждане.

Информационной и методологической базой исследования являются макроэкономическая теория рынка труда, классические труды теоретиков рыночной экономики, работы отечественных экономистов и социологов по проблемам совершенствования региональных рынков труда и их инфраструктуры, законодательные акты Российской Федерации и регионов Южного федерального округанормативные документы Министерства труда «у и социального развития. Статистические материалы Государственной службы занятости России и Республики Калмыкия, статистические данные Государственного комитета по статистике РФрезультаты социологических исследований, проведенных автором, отечественные монографические издания, периодические экономические издания, материалы конференций и семинаров по вопросам регулирования рынка труда.

В процессе исследования были использованы следующие научные методы и приёмы: экономико-статистический анализ, синтез, сравнение, социологические опросы, моделирование.

Д}.

Научная новизна диссертации заключается в анализе состояния региональной инфраструктуры рынка труда в Российской Федерации и Южном Федеральном округе, её элементов и функций, выявлении новых особенностей, соответствующих переходной экономике.

К числу основных результатов, определяющих научную новизну исследования, относятся следующие:

— уточнено общее определение инфраструктуры рынка труда, как системы институтов и социально-экономических механизмов, формирующих благоприятные условия для его функционирования, и классифицированы элементы региональной инфраструктуры рынка труда, учитывающие рынок трудового посредничества, миграционные процессы и структуру профессионального образования в регионе;

— предложено изменение параметров инфраструктуры рынка труда, реагирующих на изменение спроса и предложения на профессии, адаптацию и повышение квалификации безработных, реорганизацию структуры образования и создание единой информационной среды;

— определены пути взаимодействия государственной и негосударственной служб занятости и распределения сфер их деятельности в регионах, как основных субъектов инфраструктуры, и разработаны дополнительные показатели оценки эффективности деятельности государственной службы занятости в регионе, характеризующие ее работу с точки зрения спроса и предложения на рынке труда;

— обоснована необходимость изменения стратегии деятельности региональных служб занятости, реорганизация структуры территориальных центров занятости, создание комплексных подразделений по работе с безработными;

— предложено внедрение новых форм обеспечения трудоустройства в региональных службах занятости: создание Центров по экспресс-обслуживанию населения, проведение гарантированных профильных собеседований, маркетинговых исследований, программ по профессиональной ориентации и переподготовке кадров.

Положения, выносимые на защиту.

1. Инфраструктура рынка труда представляет собой систему институтов, включающую государственные и негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий и фирм, общественные организации, а также создаваемые ими правовые, финансово-экономические и информационные механизмы, под действием которых создаются благоприятные экономические, социально-психологические и прочие условия для функционирования рынка труда.

Региональная инфраструктура труда представлена следующими й элементами: рынком трудового посредничествавнутрифирменным внутриотраслевым) регулированием трудовых отношенийрегулированием миграционных процессовструктурой профессионального и дополнительного образования. Законодательные организации, занимающиеся изучением конъюнктуры рынка труда, выработкой единой политики и разработкой программ обслуживают функционирование всей структуры рынка. Рассогласованность элементов и механизмов инфраструктуры ведет к снижению эффективности функционирования рынка труда.

2. Деятельность Службы занятости оценивается ограниченным кругом показателей: уровень и продолжительность безработицычисленность безработныхколичество вакансий, приходящихся на одного безработноговыплата пособий безработным, их полнота и своевременность. То есть состояние с занятостью оценивалось противоположными ей показателями незанятости, показателями и величинами безработицы.

Исходя из ситуации на региональных рынках труда (дефицит квалифицированных и неквалифицированных кадров, структурная безработица) возникает необходимость в разработке новых критериев для оценки её деятельности. Такая задача, как содействие в трудоустройстве, подразумевает компромисс отношений между работодателем и безработным, а критерием оценки такого компромисса является возможность удовлетворения их потребностей. Необходимо дополнить существующие показатели незанятости населения показателями, характеризующими эффективность работы с точки зрения спроса и предложения на рынке труда в целом.

3. Государственная служба занятости разрабатывает основные направления политики занятости — персональная помощь безработным и регулирование рынка труда. Ей приходится постоянно варьировать между решением проблем безработицы (социальная функция) и проблем, связанных с занятостью (экономическая функция). Основной функцией государственной службы занятости является обеспечение (если необходимо, в сотрудничестве с заинтересованными государственными, общественными и частными учреждениями) эффективной организации рынка труда для поддержания эффективной занятости.

4. Эффективная реорганизация территориальных центров занятости достигается совмещением структурирования — по принципу технологичности, когда направления работы разделены на аналитическую, организаторскую и обеспечивающую, и по принципу коммуникативности, когда подразделение в своей деятельности общается со всеми партнёрами на рынке труда: службой занятости, незанятым населением и безработными, работодателями. Сочетание этих вариантов позволит укрепить взаимодействие между подразделениями и свести до минимума дублирование функций.

5. Анализ деятельности службы занятости региона за десятилетний период показал необходимость внедрения новых форм организациигарантированных собеседований, на которое приглашаются организации и предприятия одной отраслевой принадлежности и безработные граждане, имеющие соответствующий профессиональный профиль и квалификациюЦентров по экспресс — обслуживанию населенияразработка региональных программ по профессиональной ориентации и переподготовке кадров, что позволяет оказывать услуги гражданам, не попадающим под действие закона о занятости.

6. Для того, чтобы система образования в регионе гибко реагировала на изменения спроса на рынке труда на профессии (образование молодежи) и обеспечивала адаптацию и повышение квалификации взрослого неработающего населении, следует создать единую информационную базу в ЮФО и субъектах федерации о предложении и спросе на профессии.

7. Модификация структуры и функций территориальных Департаментов занятости направлена на укрупнение подразделений и совмещение обязанностей, основными из которых могли бы стать посещение предприятий, накопление информации о потребностях в рабочей силе, подбор персонала для конкретных предприятий, консультирование предпринимателей по вопросам организации труда, а также сотрудничество с предприятиями определенных сегментов из числа постоянных «поставщиков» вакансий. Результатом такого комплексного подхода к организационной структуре районного центра занятости будет сокращение времени на обслуживание безработного, а, следовательно, и сокращение среднего периода нахождения в статусе безработного.

8. Региональные целевые программы содействия занятости должны в меньшей степени предусматривать меры по замедлению темпов массовых увольнений, роста безработицы и по социальной поддержке безработных, а в большей — кардинальные решения проблем занятости на основе подъема экономики региона и восстановления продуктивной занятости. Поскольку в каждом регионе имеются свои специфические проблемы, перечень основных направлений политики на рынке труда следует «регионализировать» с тем, чтобы они учитывали экономическую и социальную ситуацию в регионе, взгляды и ожидания людей, финансовое положение.

Практическая значимость предполагаемых результатов заключается в разработке новых подходов к развитию инфраструктуры рынка труда, которые могут быть использованы органами управления в регионах для выработки своевременных мер по вопросам контроля и регулирования состояния рынка труда, достижения соответствия между спросом и предложением рабочей силы в России и её субъектах.

Основные выводы, сделанные в ходе обсуждения проблем службы занятости, следующие: нужна новая стратегия службы занятости, а, следовательно, нужна и новая организационная структура службы, которая обеспечивала бы выполнение новых задач.

Заключение

.

Рынок труда понимается в настоящей работе как система общественных отношений (в том числе взаимоотношений юридически свободных работодателей и работников), социальных (в том числе правовых) норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство, обмен (куплю-продажу по цене, обусловленной соотношением спроса и предложения) и использование труда. Принципиальным отличием данного выше определения от ряда других является то, что к рынку труда мы относим не только сферу обмена (купли-продажи) труда, но и сферу воспроизводства трудового потенциала (рыночные механизмы образования, профессиональной подготовки и так далее) и сферу использования труда (рыночные механизмы управления персоналом на производстве).

Инфраструктура рынка труда представляет собой систему институтов, включающую государственные и негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий и фирм, общественные организации, а также создаваемые ими правовые, финансовые и информационные механизмы, под действием которых создаются благоприятные экономические, социально-психологические и прочие условия для функционирования рынка труда.

Рассмотрение особенностей российского рынка труда, институтов и механизмов инфраструктуры, каждого в отдельности и их совокупности, на федеральном и региональном уровнях показало, что рассогласованность ее элементов и механизмов ведет снижению эффективности функционирования.

Необходимо совершенствовать административно-правовое регулирование инфраструктуры рынка труда на основе такого важного инструмента, как региональные целевые программы содействия занятости, учитывающие экономическую и социальную ситуацию в регионе. Они должны предусматривать меры по замедлению темпов массовых увольнений, роста безработицы и социальной поддержке безработных, а главное кардинальные решения проблем занятости на основе подъема экономики региона и восстановления продуктивной занятости.

Меры по предоставлению субсидий предприятиям на заработную плату, должны носить избирательный характер и применяться в тех случаях, когда предприятие разрабатывает и осуществляет реальную программу реорганизации, включающую подробный план использования персонала. Если предприятие неперспективно, важно содействовать альтернативной экономической деятельности, создавая рабочие места для трудящихся и одновременно оказывая им временную материальную помощь.

В условиях жесткого дефицита средств государственного фонда занятости, необходимо законодательно ужесточить условия получения пособия, одновременно повысив его размер с тем, чтобы предупредить злоупотребления и стимулировать активный поиск работы. Помимо этого, целесообразно ввести обязательное страхование работающих от безработицы от суммы их дохода, не сводя выплату пособия к уравнительному распределению.

Оздоровление рабочей среды, в частности, решению проблем невыплаты заработной платы, предупреждения дальнейшего падения ее реального уровня регулируется с помощью договорной политики между представителями профсоюзов и работодателей. Профсоюзы договариваются с работодателями о гарантиях заработной платы, особенно в части положений, направленных на защиту трудящихся в случае неплатежеспособности предприятия.

Нуждается в совершенствовании инфраструктура образования, в том числе и дополнительного. Система образования должна гибко реагировать на изменения спроса рынка труда на профессии (образование молодежи) и обеспечивать адаптацию и повышение квалификации взрослого неработающего населения. Для этого необходимо создание единой информационной среды о предложении и спросе на профессии.

Необходимо создание институциональной основы на всех уровнях управления, позволяющей координировать реформу различных подсистем социальной защиты, а также мер общей социальной политики и политики в области занятости, обязательная социальная экспертиза программ реконструкции и развития региона или субъекта федерации для того, чтобы лучше оценивать последствия экономической политики.

Нами систематизированы существующие и предложены новые показатели оценки работы государственной службы занятости на рынке труда. Эффективность деятельности Службы занятости оценивалась противоположными ей показателями незанятостипоказателями и величинами безработицыуровнем безработицыпродолжительностью безработицычисленностью безработныхколичеством вакансий, приходящихся на одного безработноговыплатой пособий безработным, их полнотой и своевременностью.

Исходя из новой ситуации на рынке труда, особенно в регионах (дефицит квалифицированных и неквалифицированных кадров, структурная безработица) мы можем говорить о возникновении необходимости в разработке новой стратегии действий службы занятости, новых критериев для оценки её деятельности.

Содействие в трудоустройстве, подразумевает компромисс отношений между работодателем и безработным, а критерием оценки такого компромисса является возможность удовлетворения потребностей работодателя и безработного. Следовательно, для оценки эффективности работы Службы занятости нужно измерить степень удовлетворения потребностей работодателя и безработного.

Необходимо дополнить комплекс существующих показателей незанятости населения показателями, характеризующими эффективность работы Службы занятости с точки зрения спроса и предложения на рынке труда в целом, такими как:

— доля трудоустроенных из числа ищущих работу граждан и обратившихся в службу занятости, в числе занятых в экономике;

— доля трудоустроенных из числа ищущих работу граждан и обратившихся в службу занятости, в числе принятых на работу в экономике;

— доля вакансий, заявленных в службу занятости, в числе зарегистрированных безработных;

— доля вакансий, полученных в службе занятости, в числе всех принятых на работу в экономике;

— доля предприятий, представивших вакансии в службу занятости в числе всех предприятий по статистическому учёту;

— доля зарегистрированных в службе занятости безработных в числе незанятых из экономически активного населения;

— численность обратившихся в службу занятости граждан за текущий период к численности обратившихся в службу занятости граждан за соответствующий предыдущий период;

— доля не удовлетворяющих рабочих мест в числе удовлетворяющих рабочих местдоля удовлетворяющих рабочих мест в числе всех рабочих мест на предприятии.

Нужна новая стратегия службы занятости, а, следовательно, новая организационная структура службы, которая обеспечивала бы выполнение поставленных задач.

Предлагается совмещение двух вариантов структурирования — по технологическому принципу сходства методов и приёмов их исполнения, когда направления работы разделены на аналитическую, организаторскую, обеспечивающую и другие деятельностипо принципу коммуникативности, когда подразделение по роду своей деятельности общается со всеми партнёрами на рынке труда, включая разные уровни службы занятости, незанятое население и безработных, работодателей и др. Сочетание этих вариантов позволит укрепить взаимодействие между подразделениями и свести до минимума дублирование функций.

Территориальные Департаменты по занятости не должны иметь структуры в виде отдельных специализированных подразделений, а должны состоять из отдельных блоков, объединяющих несколько направлений работы.

Мы предлагаем организовать в структуре региональных центров занятости населения команды, включающие в себя несколько специалистов:

— по трудоустройству, предоставляющий информацию о зарплате и характере труда по имеющимся вакансиям;

— проводящим первичную проверку документов безработного;

— организовывающий встречи работодателя с безработным и отвечающий за работу с работодателями;

— консультанта по профориентации и специалист по профобучению.

В функциональные обязанности такой команды будет входить: периодическое посещение предприятий, накопление информации о потребностях в рабочей силе, подбор персонала для предприятий, консультирование предпринимателей по вопросам организации труда.

В результате личностного подхода к решению вопросов занятости повысится ответственность специалистов районных служб за соблюдение требований работодателей, уменьшится случаи отказа в приеме на работу безработных, направленных специалистами района, сократится время на обслуживание безработного, а, следовательно, и средний период нахождения в статусе безработного.

Необходимо определить проекты государственной значимости, для которых в первоочерёдном плане следует готовить специалистов и квалифицированных рабочих, принимая во внимание, что процесс их подготовки длителен во времени и требует значительных финансовых затрат. Такие проекты необходимо определить и на региональном (областном), и на местном уровнях.

На основании указанных проектов и концепции профессиональной занятости определяются региональные масштабы обучения и профессиональная направленность подготовки специалистов и квалифицированных рабочих. В первую очередь финансируются учебные заведения, выполняющие заказ на подготовку кадров приоритетных профессий, а также специалистов и рабочих под проекты государственной значимости. Целесообразно сократить масштабы подготовки по тем профессиям, по которым трудоустройство обучающихся в местных условиях становится невозможным или проблематичным и если требуемый резерв предстоящего замещения незначителен.

Наибольшую потребность молодежь испытывает в услугах по профессиональной информации и профессиональной диагностике. Для работающей молодежи, находящейся в ситуации нестабильной занятости, активизируются потребности в психологической помощи и поддержке, таким необходима развернутая и постоянно, действующая, система профессиональной адаптации.

Отсутствует в структуре средних школ и базовых профессиональных учебных заведений подразделений, занимающихся профессиональной адаптацией и трудоустройством выпускников, хотя потребности в них среди учащихся предельно высоки. Недостаточна профессиональная информированность молодежи, формирование профессиональных намерений личности, происходит в основном, под воздействием стихийных факторов, следствие незащищенность и беспомощность в ситуации самостоятельного трудоустройства.

Выпускники средних и начальных профессиональных образовательных учреждений считают, что причиной проблем с трудоустройством является более высокая престижность диплома о высшем образовании по сравнению их дипломами, что показывает реальную оценку выпускниками, как и своих возможностей при поиске работы, а так же свою конкурентоспособность на рынке рабочей силы, и знание современного состояния рынка труда региона.

Изменить философию отношения к региональным структурам Государственной службе занятости, приняв за основу, что это в первую очередь орган по оказанию услуг на рынке труда, и её работа чаще всего сводится к организации перераспределения рабочей силы на имеющиеся вакантные рабочие места. Требовать, чтобы служба занятости создавала новые рабочие места (или даже ставить задачу), неэффективно.

Таким образом, рынок труда необходимо рассматривать как сложную систему, состояние которой улучшается или ухудшается от степени её изученности и управляющих воздействий на разных уровнях, как по горизонтали, так и по вертикали. Мнение, что рынок труда есть нечто стихийное, абсолютно неверно. Он в значительной степени управляем на федеральном и региональном уровнях при должной продуманности и комплексном подходе.

Поэтому предлагаем внедрение новых форм трудоустройства в региональных службах занятости: создание Центров по экспресс-обслуживанию населения (ЦЭОН) — гарантированные собеседования между организациями и предприятиями одной отраслевой принадлежности и безработными гражданами, имеющими соответствующий профессиональный профиль и квалификацию, подходящие под требования работодателейпрограммы по профессиональной ориентации и переподготовке кадров, лекции психотрансформирующего характера и консультации психолога по профориентации, обучение умения ставить личные цели и находить пути их эффективного достижения.

Негосударственных кадровым агентствам, для повышения их конкурентоспособность и эффективность деятельности на уровне субъектов Российской Федерации, мы предлагаем: создать Ассоциацию всех рекрутеров (не только известных и крупных агентств) с едиными нормами и правилами деятельностиразработать программу совместного обучения для менеджеров по персоналу предприятий и рекрутеров агентствразработать квалификационные стандарты для посредников на рынке труда.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.И. Комментарий к закону «О занятости населения в Российской Федерации». М.: Фонд «Правовая культура», 1997. 228 с.
  2. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2000−2001 годы // Российская газета. 1999. 31 дек.
  3. Кодекс законов о труде РФ (с изменениями и дополнениями на 15 апреля 1997 года)// Бюллетень Минтруда России, 1997, № 4.
  4. Комментарий официальных органов к Кодексу законов и труде РФ (по состоянию на 15 марта 2000 года) -М.: ИНФРА-М, 2000, -1216 с.
  5. Постановление Правительства Республики Калмыкия «О критической ситуации на рынке труда» от 24 мая 1999 года.
  6. Положение о Департаменте федеральной государственной службы занятости населения по субъекту Российской Федерации // Человек и труд, 2001, № 2, стр. 52−56.
  7. Республиканская программа содействия занятости населения Республики Калмыкия на 1998−2000 годы.1. Монографии:
  8. М. Капитализм против капитализма. СПб.: Экономическая школа, 1998,
  9. Е.Г., Куприянова З. В. Тенденции в текучести рабочих кадров: Динамические аспекты анализа / Отв. Ред. Е. Д. Малинин. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1977. — 253 с.
  10. Ю.Бабленкова И. И. Социально-экономический анализ. М.:1998.
  11. П.Г. Служба управления персоналом. Новосибирск: ЭКО, 1997.
  12. Барр, Раймонд Политическая экономия: В 2-х кн. Пер. с фран. М.: Международные отношения, 1995.
  13. Безработица, структурная перестройка экономики и рынок труда в Восточной Европе и России. М.: ИНФРА-М, 1995.
  14. Большая книга по экономике / Пер. с нем. В. Годфрида. М.: Терра, 1997. — 736 с.
  15. Л.Ц. Региональная экономика России: Учебник. Элиста: АПП «Джангар», 2001. — 384 с.
  16. Ю.В. Экономическая социология: история идей. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995.
  17. Н.С. Финансирование социальных программ в странах Запада. -М.: Наука, 1993.- 144 с.
  18. Э.А. Социально-экономическое управление (Интер. аспект социал. познания). Киев, 1988.
  19. Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы / Ин-т макроэкономических исследований Минэкономики РФ- Отв. Ред. Л. С. Чижов. М.: Наука, 1998. — 254 с.
  20. Т.Н., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни. Очерки. Теории. Новосибирск: Наука. Сиб. Отделение. 1991.
  21. H.A. Труд, занятость, безработица, М., 1992. — 160 с.
  22. Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации. М.: ГУ ВШЭ, 2001. — 309 с.
  23. A.B. Экономика и занятость. -М.: ИМЭИ, 1999. 233 с.
  24. Р.П. Трудовой потенциал промышленности. М.: Изд-во МГУ, 1987.
  25. А.Л. Прогнозно-аналитическая работа на региональном рынке труда.-М., 1997.
  26. Л.А. Международная организация труда (МОТ) мировой центр социально-трудового законодательства и трипартизма. — М., 1994.
  27. В.А. Государственное регулирование занятости населения в современных условиях. М., 1999. — 221 с.
  28. Л.В. Рынок труда и обеспечение занятости населения в Российской Федерации.-Воронеж, 1997.
  29. С.А. Занятость: стратегии России (РАН, Ин-т соц.-экономич. проблем населения. М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 304 с.
  30. С.А. Рыночная экономика и труд. М.: Наука, 1993. — 141 с.
  31. С.А. Эффективная занятость населения. -М.: Экономика, 1990. -143 с.
  32. Н.Х. Становление и развитие рыка труда в переходный период. -М., 1996.
  33. X. Социальная рыночная экономика. Германский путь. М.:. Дело ЛТД, 1994.-224 с.
  34. Т. Гайнер. Макроэкономическая теория и переходная экономика. Пер. с англ., Общая редакция В. А. Исаева. М., 1996.
  35. В.И. США: Человеческий фактор и эффективность экономики-М.: Наука, 1991.-239 с.
  36. М.С. Российский рынок труда. М., 1993.
  37. А.А. Рынок труда: занятость и безработица. М., 1991.
  38. Ф.Т., Малева Т. М. Политика противодействия безработице / Бюро экон. Анализа. -М.: РОССПЭН, 1999. 182 с.
  39. Путь в 21 век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики / Рук. авт. коллек. Д.С. Львов- Отд. экон. РАН- Науч. М.: Экономика, 1999. — 793 с.
  40. Г. А. Рынок труда на макро- и микро- уровне: закономерности и тенденции формирования. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 1998. — 139 с.
  41. JI.O. Социально-экономические проблемы рынка труда. М., 1998.
  42. Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе: Переходный период и дальнейшее развитие / Пер. с англ.- Под ред. Н. Барра. М: ИКЦ «ДИС», 1997. — 496 с.
  43. Ю.Ю. Социально-экономический анализ рынка. М., 1998.
  44. Т.А. Формирование и использование трудовых ресурсов села в условиях рынка. Курск, 1996.
  45. А.Р. Региональный аспект регулирования занятости и рынка труда.-М, 1997.
  46. А.Н. Социально-экономические особенности формирования рынка труда. М., 1998.
  47. Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики. М.: ИНФРА-М, 1996.
  48. Г. И. Экономическая социология. -Мн.: Высшая школа, 1998.
  49. Сорос Джордж. Кризис мирового капитализма: Открытое общество в опасности/ (Пер. с англ. С. К. Утрихиной, М.З. Штернгарца) М.: ИНФРА-М, 1999-XXVI, 262 с.
  50. Стинглиц, Джозеф Ю. Экономика государственного сектора / Пер. с англ. Е. Э. Кумакиной М.: ИНФРА-М, 1997. — 720 с.
  51. В.Б. Наемный труд в США на новом этапе НТР: качественная эволюция и проблемы использования / Отв. ред. JI.H. Карпов- АН СССР, Ин-т США и Канады М.: Норма, 1990. — 140 с.
  52. Е.Е. Труд и социализация собственности. СПб., 1998.
  53. A.B. Повышение занятости трудовых ресурсов на селе в условиях перехода к рынку. Ставрополь, 1997.
  54. Экономическое и социальное развитие современного общества. Под ред. J1.H. Боголюбова. -М.: Просвещение, 1993.
  55. Р., Смит Р. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. М.: Изд-во МГУ, 1996.
  56. Homo institutius Человек институциональный: монография. / под ред. д-ра экон. наук О. В. Иншакова. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. — 845 с.
  57. Учебные пособия, справочники, брошюры, сборники статей:
  58. Е.Ф. Экономическая теория. Курс лекций для студентов высших учебных заведений. М., 1996.
  59. Г. С., Вечканова Г. Р., Пуляев В. Т. Краткая экономическая энциклопедия / Под общ. ред. Г. С. Вечканова. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998 — 509 с.
  60. .М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. 2-е изд., испр. И доп. М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2000. — 412 с.
  61. А.З., Черник Д. Г. Финансовая система России: Учебное пособие М.: ИНФРА-М, 1997, — 248 с.
  62. С.А. и др. Трудоустройство: поиск работы: Учебное пособие / С. А. Карташов, Ю. Г. Одегов, И.А. Кокорев- Под ред. Ю. Г. Одегова / РЭА им. Г. В. Плеханова. М.: Экзамен, 2002. — 384 с.
  63. М.Г. Экономика труда. Учебное пособие для студентов бакалавриата экономических вузов М.: Изд-во Магистр, 1998. — 24 с.
  64. Курс Экономики: Учебник 3-е изд. Доп. / Под ред. Б. А. Райзенберга. -М.: ИНФРА-М, 2000. — 716 с.
  65. Обзор Экономики России. Основные тенденции развития. 2000 год 4 квартал. Отв. ред. русского вып. Э.Б. Ершов- Пер. с англ., С. Афонцев, Д. Носков, С. Сумин. М., 2001 — 207 с.
  66. В.В. Экономическая социология. Курс лекций. Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2000 368 с.
  67. Регионы России. Социально-экономические показатели 2003: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2003. — 895 с.
  68. К.С. Основы экономики труда: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990.- 208 с.
  69. Российский рынок труда: становление и развитие / Учебное пособие. М., 1995.- 108 с.
  70. А.И., Збышко Б. Г., Ишин В. В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов труда. Учебное пособие. -М.: МИК, 1998. 160 с.
  71. А.И. Экономика и социология труда: Учебное пособие. М.: МИК, 1996,-128 с.
  72. Рынок труда и доход населения / Под ред. H.A. Волгина. Учебное пособие- М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1999. 280с.
  73. Рынок труда: Учебник / Под ред. B.C. Буланова, H.A. Волгина / Российская Академия Государственной службы при Президенте РФ. М.: Экзамен, 2000. 448 с.
  74. Рыночная экономика: Словарь / Под общ. ред. Г. Я. Кипермана. М.: Республика, 1993.
  75. П.А., Нордхаус В. Д. Экономика: Пер. с англ. М.: «Лаборатория Базовых Данных», 2000. 800 с.
  76. Словарь современной экономической теории Макмилана: Пер. с англ. /Общ. ред. Девида У. Пирса. М.: ИНФРА-М, 1997.
  77. Социологический энциклопедический словарь на рус., англ., немец, франц. Языках / Под ред. Г. В. Осинова, М.: ИНФРА-М: Норма, 1998.
  78. Социально-экономические проблемы России: Справочник / ФИПЭР (Отв. ред. П.С. Филипов- ред. Т. М. Бойко, A.B. Островский) СПб.: Норма, 1999,-320 с.
  79. Социология труда: Учебник / Под ред. Н.и. Дряхлова, А. И. Кравченко, В. В. Щербины.-М., 1993.
  80. Л.И., Золотарева Т. Ф. Занятость населения и ее регулирование: Учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2001. — 192с.
  81. Н.М. Инфраструктура рынка: Учебник для образовательных учреждений МВД России / Рязан. Ин-т права и экономики. Рязань, 1999 -212с.
  82. М.Б. Определение профессиональных предпочтений и намерений несовершеннолетних граждан. Элиста: Калмыцкий институт гуманитарных исследований Российской Академии наук, 2003. 31 с.
  83. М.Б. Социально-трудовая ориентация выпускников профессиональных образовательных учреждений. Элиста: Калмыцкий институт гуманитарных исследований Российской Академии наук, 2003. 25 с.
  84. Уровень жизни населения Республики Калмыкия. Статистический сборник. Госкомстат Республики Калмыкия. Элиста, 2001. 115 с.
  85. С., Дорнбуш Р, Шмалензи Р. Экономика. Пер. с англ. -М., 1997.
  86. С.С. Социология. Учебник для вузов. -М.: «Логос», 1997.
  87. В. Основы социологии. Учебник для средних специальных учебных заведений. М.: «Логос», 1997.
  88. JI.C., Скосырева Н. П. Социально-экономические аспекты устойчивого развития рынка труда в переходной экономике. Учебное пособие / Волгогр. гос. техн. ун-т, Камыш, технолог, институт. -Волгоград: Политехник, 2000.
  89. Экономика труда и социальные отношения. Учебно-методические материалы. -М.: Изд-во РАГС, 1997.
  90. Экономика труда и социальные отношения. Курс ключевых лекций. -М.: Изд-во РАГС, 1998.
  91. Экономика социальной сферы: Учебное пособие / В. Г. Игнатов, J1.A. Батурин, В. И. Бутов, Г. Г. Уварова, C.B. Хадарев. Ю. Г. Элланский Ростов н/Д: МарТ, 2001,-416 с.
  92. Экономика. Учебник / Под ред. А. И. Архипова, А. Н. Нестеренко, А. К. Большакова. -М.: ПРОСПЕКТ, 1998, 792 с.
  93. Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов / Под ред. A.C. Булатова, М., 1997.
  94. Экономика: Учебник / Под ред. A.C. Булатова 2-е изд. переработанное и дополненное-М.: Издательство БЕК, 1999, -816 с.
  95. Экономика и социология труда. Учебник. / Под ред. Б. Ю. Сербиновского, В. А. Чуланова Ростов н/Д.: Феникс. 1999−512 с.
  96. Экономика и социология труда: Учебное пособие / Н. М. Воловская. М., Новосибирск: ИНФРА-М: Сиб. соглашение, 2001.
  97. Экономическая энциклопедия / Гл. ред. Л. И. Абалкин М.: Экономика, 1999- 1055 с.
  98. Е. Гибкость рынка труда: опыт макроэкономической оценки // Мировая экономика и международные отношения, 1998, № 2, стр. 80.
  99. Н. В центре «Лидер» готовят будущую управленческую элиту: (Проблемы подготовки управленческих кадров) // Известия Калмыкии, -1998,-21 апреля.
  100. И., Кузьминова М. Социальные контуры рынка труда // Человек и труд. 1993. — № 12. — стр 13−17.
  101. М.Бондаренко Л. Состояние трудовой сферы села // Вопросы экономики. -М., 2002. № 7. с. 67−75.
  102. И. Аномалии российского рынка труда // Мировая экономика и международные отношения, 1998, № 2, стр. 91.
  103. В.Г. Система регионального рынка труда. СПб., 1997.
  104. Н., Гендлер Г. Информационная асимметрия на российском рынке труда // Человек и труд, 2001, № 2, стр. 57−59.
  105. Т.Н. Проблема адаптации к новым отношениям на рынке труда//Мир России, 1998. № 1−2, стр. 193.
  106. Н., Кулешова Е. Российский рынок труда в 2000 году // Человек и труд, 2001, № 4, стр. 40−41.
  107. Гарсия-Исер М., Голодец О., Смирнов С. Критическая ситуация на региональных рынках труда // Вопросы экономики, № 2, 1997.
  108. Г., Гильднгерш М. Безработный глазами социологов // Человек и труд. 1993. — № 12. стр. 18−26
  109. В., Горбачева Т., Липпольд Д. Движение рабочей силы (оценки, международные сопоставления и влияние на рынок труда) // Вопросы экономики, 1997, № 2.
  110. С. Прогнозирование макроэкономической динамики (материалы к лекциям и семинарам) // Российский экономический журнал. 2001. -№ 3. — с. 84−106
  111. В. Молодые кадры будущее республики (О работе. администрации Президента Республики Калмыкия по программекадрового обеспечения структур управления) // Известия Калмыкии, -1999,-8 июня (№ 116).
  112. JI. Учиться в жизни пригодиться (О деятельности службы занятости населения в переподготовке безработных) // ЭЖ Калмыкия плюс, 1998, — 20 февраля, (№ 7).
  113. И.А. К характеристике труда в современной России (очерк социально-трудовой политики) // Вопросы экономики, 1997, № 2.
  114. Г. Е., Шуклина Е. А. Профессиональное образование и рынок труда // Социологические исследования. 2003. № 4. с. 99−106.
  115. Е. Мотивация на рынке труда // Вопросы экономики, 1997, № 2.
  116. И.Я. Реформирование трудового законодательства в республиках бывшего Союза ССР (новые Трудовые кодексы и законы о труде) // Труд за рубежом. 2001, № 2, с. 100−125.
  117. В., Садовая Е. Объединения работодателей в системе социального партнерства, опыт развитых стран и России // Мировая экономика и международные отношения, 1997, № 5, стр. 52−65.
  118. А.Г., Полежаев A.B., Андрюнин A.B. Структурные изменения и взаимодействия региональных рынков труда: методы анализ // Проблемы прогнозирования, 2002, № 4. с. 134−148.
  119. . Федеральный закон об основах охраны труда и Трудовой кодекс // Человек и труд, 2001. № 3, стр. 62−64.
  120. В.Ц. Рынок труда: особенности и тенденции: (Интервью с руководителем Департамента службы занятости населения по Республике
  121. В.Ц. Лиджиевым / Подгот. В. Алешин) // Известия Калмыкии, 2000, -10 августа (№ 159).
  122. H.A. Региональный вуз и рынок труда: проблемы адаптации (на примере Читинской области) // Социологические исследования, 2003, № 2. с. 68−72
  123. Л.Г., Подольная Н. Г. Локальный рынок труда депрессивного региона// Социологические исследования, 2002, № 10. с. 66−72.
  124. Ю. Особенности рынка труда в регионах // Справочник кадровика, 2000. № 10, стр. 101−106.
  125. H.H., Самойлова P.M. Мониторинг рынка труда в США // Труд за рубежом. М., 1997. № 1. с. 3−16.
  126. Н. Социальная политика, рынки труда, безработица и семья в России // Мир России, 1998, № 1−2, стр. 71.
  127. М., Махотаева М. Обобщение опыта планирования социально-экономического развития в субъектах РФ // Вопросы экономики. 2002, № 5. — с. 126−136.
  128. Г. К. Государство и опыт регулирования рынка труда: опыт США // Труд за рубежом. М., 1997. — № 2. — с. 3−20.
  129. Е.Л. Стилевые стратегии занятости и их тендерные особенности // Социологические исследования, 2002, № 11. с. 36−47.
  130. И.П. Вытесняющая вторичная занятость (специалисты депрессивных предприятий). // Социологические исследования, 2002, № 10. с. 57−66.
  131. Российский рынок труда не стал состязательным // Человек и труд, 2001, № 5, стр. 66−70.
  132. А., Кузнецов С. Методология прогнозирования экономической активности населения // Человек и труд. 2001, № 9. — с.45−49.
  133. А., Кузнецов С. Модели прогнозирования спроса на рабочую силу // Человек и труд. 2001, № 11. — с. 35−38
  134. С.И. Фактор гражданской социализации учащейся молодежи // Социологические исследования, 2002, № 5. с. 107−111.
  135. В.Г. Технология прогнозирования развития систем с помощью ТРИЗ: (теория изобретения изобретательных задач). // ЭКО. -2001, № 8.-с. 144−158.
  136. И., Четвернина Т. Маштабы безработицы в России и способы ее изменения // Вопросы экономики, 1999, № 11.
  137. В. Сферы труда в США: новые тенденции и вызовы XXI в. //Проблемы теории и практики управления, 2001,№ 3, стр 96.
  138. A.A., Яновская Ю. М. Рынок труда в США: тенденции 19 951 996 гг. и прогноз до 2005 г. // Труд за рубежом. М., 1997, № 2, — с. 73−84
  139. А. Общий рынок труда в СНГ // Мировая экономика и международные отношения, 1997, № 12, стр. 104−113.
  140. Трудовой кодекс: быть или не быть // Человек и труд, 2001, № 3, стр. 5961.
  141. А. Реформа службы занятости: первые результаты, первые трудности // Человек и труд, 2001, № 2, стр. 49−51.
  142. Г. Р., Цыбатов В. А. Технология прогнозирования регионального развития: опыт разработки и использования // Проблемы прогнозирования. 2002, № 3 — с. 64−82.
  143. Д. Рынку труда необходим действенный механизм // Человек и труд, 2001, № 6, стр. 20−22.
  144. Т. Кризис Фонда занятости и пути его преодоления // Вопросы экономики, 1999, № 11.
  145. Т. Положение безработных и государственная политика на рынке труда // Вопросы экономики, 1997, № 2.
  146. Элистинская панорама, 16 декабря 2004 г.
  147. Элистинская панорама, 21 декабря 2004 г. 1. Авторефераты:
  148. И.В. Инфраструктура рынка труда: региональный аспект. Автореферат диссертации кандидата социологических наук: 22.00.03. -Тюмень: Тюменский государственный университет, 2001
  149. Л.М. Рынок труда: методология исследования. Автореферат доктора экономических наук. Воронеж, 1998.
  150. М.В. Формирование регионального аграрного рынка труда (На примере Ульяновской области). Автореферат диссертации кандидата экономических наук-М., 1998.
  151. Р.П. Формирование рынка труда трудоизбыточного региона. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук, СПб, 1997.
  152. Т.М. Развитие инфраструктуры регионального рынка труда: Автореферат диссертации кандидата экономических наук. Омск, 1997.
  153. О., Layard R. (eds.). Handbook of Labor Economics. Vols. l-2. Amsterdam, New York, North Holland, 1986.
  154. I. (ed.). Sociological on Labor Markets. N.Y., Academic Press, 1981.
  155. Charting the projections: 1998 2008 // Occupational outlook quart. — Wash., 1999−2000. — Vol. 43, № 4. — P.2−38
  156. Comment les nouvelles technologies changent ellse les regies du jeu? // Problemes econ. — P., 1999, № 2631 -P.22−24. (Как новые технологии влияют на рынок труда).
  157. Doeringer P., Piore М. International Labor Markets and Manpower Analysis. Lexington, Heath Lexington on Books, 1971/
  158. Key indicators of the labor market (KILM) / Intern. Labor Organization. -Geneva: Intern. Labor Office, 1999.
  159. Labor market changes and job insecurity: A challenge for social welfare a. helth promotion / Ed. by Ferrie J.T. et al. Copenhagen: WHO. Regional office for Europe, 1999. — XIII, 252 p.: ill — (WHO regional publ.: Europ. ser.- № 81)
  160. Miller R.L. Economics Today and Tomorrow: Therd Ed. Columdus (Ohio): Glencoe, 1991,594 p.
  161. Prasar E.S., Utili F. The Italian labor market: Stylized facts, intstitutions and direction for reform. Wash.: IMF, 1998. — 49 p. — (IMF working paper- WP/98 742)
  162. Soltwedel.R., Dohse D., Krieger-Boden C. European labor markets and EMU: Challenges ahead // Finance a. development. Wash, 2000. — Vol. 37, № 2. — P. 37−40.
  163. The labor market // Problems of econ. transition. Armonk (N.Y.), 1998. Vol. 41, № 3.-p. 53−58
Заполнить форму текущей работой