Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Влияние механизма налогообложения прибыли на экономическую деятельность организаций

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Прогрессирование налоговых ставок может базироваться на различной динамике нормы прогрессии. Возможны три варианта: норма прогрессии стабильнанорма прогрессии растетнорма прогрессии снижается. Каждый из этих вариантов налогообложения применяется при различных вариантах налоговой политики. Стимулирование наиболее крупных и/или высоко эффективных предприятий достигается при приростном принципе… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ * ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИЙ
    • 1. 1. Экономическая природа прибыли
    • 1. 1. Прибыль в экономике государства
    • 1. 2. Прибыль как объект налогообложения. ^
  • Глава 2. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
    • 2. 1. Тенденции налогообложения прибыли организаций в зарубежных странах и их адаптация к россииским условиям
    • 2. 2. Анализ законодательства и практики налогообложения прибыли организаций, их совершенствование
  • Глава 3. ВЛИЯНИЕ НАЛОГОВЫХ СТАВОК НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ
    • 3. 1. Экономико-математические основы формирования налоговых ставок
    • 3. 2. Построение ставок налога на прибыль для организаций с различными условиями хозяйствования. ^ *

Влияние механизма налогообложения прибыли на экономическую деятельность организаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Трансформируемый характер российской экономики, находящейся в стадии качественных изменений прежних основ производственных отношений, требует значительных масштабов государственного регулирования и активного влияния государства. Важнейшими инструментами макроэкономической политики является налоговая и денежно-кредитная политика. Определенное их сочетание или преобладание одной из них — это конкретный исторический процесс, обусловленный различными факторами экономического, социального и политического развития общества.

Участие государства в регулировании экономики при проведении налоговой политики осуществляется через воздействие элементов налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка и другие. Подъем российской экономики большинство экспертов как в России, так и за рубежом связывают с ростом предпринимательской активности. Налог на прибыль является тем налогом, с помощью которого государство может активно воздействовать на экономическую деятельность организаций.

Важным инструментом осуществления налоговой политики государства является налоговая ставка. Она определяет процент налоговой базы или ее части, денежная оценка которой является величиной налога. Изменяя ее, правительство может, не изменяя всего массива налогового законодательства, а лишь корректируя установленные ставки, осуществлять налоговое регулирование. Ставка налога обеспечивает мобильность финансового законодательства, позволяет правительству быстро и эффективно осуществить смену приоритетов в политике налогового регулирования.

Существенный эффект от проведения налоговой политики может быть достигнут за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков в отдельных регионах, для отдельных отраслей и предприятий. Важная роль налоговой ставки для осуществления государственной политики состоит в возможности использования различного рода ставок налога: пропорциональных, прогрессивных и регрессивных. Благодаря налоговым ставкам единая налоговая система является.

• достаточно гибкой, что обеспечивается возможностью относительно быстрого уточнения ставок налогов и приведением налоговой политики в соответствие с имеющейся экономической конъюнктурой.

В настоящее время происходит активное изменение налоговой системы с целью обеспечения роста экономики. Однако проблема научной обоснованности механизма налогового стимулирования деятельности организаций и в частности их прибыли не снимается принятием главы 25 Налогового кодекса и установлением единой для всех отраслей ставки налога на прибыль. Поэтому поиск путей устранения противоречий, возникающих в системе налогообложения прибыли организаций, весьма актуален.

Степень разработанности проблемы. В экономической науке вопросы теории налогообложения прибыли являются одними из ключевых. Тема налогообложения прибыли достаточно глубоко изучена в зарубежной экономической литературе. В трудах российских экономистов С. Ю. Глазьева, Л. А. Дробозиной, А. З. Дадашева, В. Л. Кашина, В. Г. Князева, Л. Я. Маршавиной, Л. П. Павловой, В. Г. Панскова, А. Б. Паскачева, В. М. Пушкаревой, В. М. Родионовой, И. Г. Русаковой, Д. Г. Черника, С. Д. Шаталова достаточно глубоко исследован налог на прибыль, в частности изучен порядок определения налоговой базы, предоставления налоговых льгот и т. д. Несмотря на то, что в зарубежной практике налогового регулирования накоплен значительный опыт использования отдельных элементов налога на прибыль при проведении налоговой политики государства, в России специальных исследований такого элемента налога на прибыль, как ставка (виды ставок, их влияние на экономическую активность предприятий, обоснование применения, вопросы дифференциации ставок), не проводилось, что подтверждает актуальность проведенного в рамках настоящей диссертации исследования.

Цель диссертационного исследования состоит в разработке методологии определения ставок налога на прибыль для организаций с различными условиями хозяйствования, позволяющей усилить регулирующую функцию налога и тем самым повысить его роль в стимулировании инвестиционной активности предприятий.

Исходя из цели исследования, автором поставлены следующие задачи:

— раскрыть воздействие механизма налогообложения прибыли и ставки налога на деятельность коммерческих организаций и доходы бюджета;

— исследовать прибыль как объект подоходного налогообложения организаций, его преимущества и недостатки;

— изучить действующий механизм налогообложения прибыли в России, выявить его недостатки и возможные пути их устранения;

— определить целесообразность адаптации зарубежного опыта построения механизма налога на прибыль с учетом политических, экономических и социальных условий России;

— обобщить и критически осмыслить имеющиеся концептуальные представления о влиянии ставок налогов на экономическую активность организаций;

— разработать алгоритм дифференциации ставок налога на прибыль для организаций с различными условиями хозяйствования.

Объектом исследования является налог на прибыль организаций как инструмент государственного регулирования экономической деятельности.

Предметом исследования является механизм определения ставок налога на прибыль для стимулирования экономической активности организаций.

Методологической основой исследования выступают общенаучные методы познания: диалектика, исторический, логический и системный анализ и синтез, сравнение и экономический анализ. В совокупности с использованной в диссертации информацией в области экономики, инвестиций, финансов и налогов, а также щ нормативно-правовыми документами и статистической отчетностью эти методы позволили обеспечить достоверность полученных результатов исследования и обоснованность выводов.

Теоретическую базу проведенного научного исследования составили труды отечественных и зарубежных экономистов по налогам, рыночным отношениям, государственному регулированию экономики и финансам.

В процессе работы над диссертацией были критически изучены работы классиков русской (Д.М.Боголепова, Л. А. Исаева, М. Н. Соболева, А. А. Соколова, Н. И. Тургенева,.

B.Н.Твердохлебова, А. А. Тривуса, М.И.Фридмана) и мировой экономической мысли * (В.Петти, Д. Рикардо, А. Смита), а также современных российских экономистов:

Е.В.Балацкого, А. Б. Залесского, А. З. Дадашева, В. Г. Князева, Л. Я. Маршавиной,.

C.М.Мовшовича, Л. П. Павловой, В. Г. Панскова, А. Б. Паскачева, Г. Б. Поляка, В. М. Пушкаревой, В. М. Родионовой, И. Г. Русаковой, Д. Г. Черника, С. Д. Шаталова, зарубежных авторов А. Бабо, Д. Кейнса, М. Фридмена, А. Маршалла, К. Макконнелла и других.

Автором также использовались материалы Госкомстата России, аналитические и статистические данные МНС России, Счетной палаты Российской Федерации, Минфина «России, международных финансовых организаций, публикации в периодической печати, законодательные акты федеральных и региональных органов государственной власти Российской Федерации.

Научная новизна диссертации состоит в следующем:

— уточнено количественное определение понятия расходов, учитываемых для исчисления налога на прибыль;

— выявлена экономическая необходимость дифференциации ставок налога на прибыль для влияния на объем доходов бюджета, а также для воздействия на поведение экономических субъектов-налогоплательщиков;

— обобщен опыт налогообложения прибыли и налоговых реформ последних лет в зарубежных странах и раскрыты возможности его адаптации с учетом политических, экономических и социальных условий деятельности в России;

— критически оценен действующий механизм налогообложения прибыли организаций, раскрыты недостатки принятой редакции главы 25 Налогового кодекса и сформулированы предложения по их преодолению;

— определены недостатки существующих моделей построения ставок налога на прибыль, трудности их практического применения и предложена авторская концепция построения ставок налога на прибыль;

— выявлены и оценены факторы, влияющие на эффективную ставку налога на прибыль организаций полиграфической промышленности;

— выявлена зависимость эффективной ставки налога на прибыль от финансового состояния организации.

Практическая значимость работы состоит в следующем:

— разработаны рекомендации по совершенствованию механизма определения налогооблагаемой базы при исчислении налога на прибыль;

— разработан комплекс рекомендаций по сближению номинальных и эффективных ставок налога на прибыль, стимулирующих рост инвестиционной активности организаций;

— разработан алгоритм дифференциации ставок налога на прибыль для организаций полиграфической промышленности, который может быть использован государством и в других отраслях.

Рекомендации и предложения, представленные в диссертации, могут быть использованы российскими предприятиями при проведении финансового анализа и налогового планирования, Минэкономики России, Минфином Российской Федерации, МНС России при разработке налоговой политики, а также в учебных заведениях при преподавании финансовых дисциплин.

Апробация результатов исследования. Выводы диссертации были представлены на международных Плехановских чтениях. Основные положения и выводы диссертации докладывались и были одобрены на заседаниях Совета Налогового института РЭЛ им. Г. В. Плеханова, а также были представлены автором на международных конференциях, в опубликованных журнальных статьях. Материалы диссертации используются в учебном процессе РЭА им. Г. В. Плеханова, УДО «Школа-Бизнеса» в рамках учебных дисциплин «Теория налогов», «Налоговая система России», «Налоговые системы зарубежных стран». Отдельные выводы, положения и рекомендации диссертационного исследования использованы в практической деятельности предприятий полиграфической промышленности ООО «Элит-Пресс», ООО «Типография Полицвет». Отдельные результаты исследования используются в Министерстве финансов РФ.

Публикации. Основные положения диссертации отражены в 6 опубликованных работах общим объемом 3,0 п.л.

Логика и структура исследования. Поставленные цель и задачи обусловили логику изложения и структуру представленного диссертационного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Из проведенного автором исследования механизма использования таких инструментов налоговой политики государства, как налоговая ставка и налоговая база налога на прибыль, можно сделать следующие заключения.

Прибыль представляет собой одну из самых сложных экономических категорий, которая не имеет в настоящее время единого подхода к ее определению. Неоднозначны и суждения экономистов об источниках ее происхождения, сложились различные методологические подходы к объяснению природы прибыли.

В экономической науке сложились различные методологические подходы к объяснению природы прибыли. Существующие в настоящее время теории прибыли можно условно разделить на количественные и качественные. Качественные теории исследуют экономическую природу прибыли и её роль в воспроизводственном процессе. Количественные теории рассматривают прибыль с точки зрения ее измерения, а также значимости для субъекта хозяйствования.

Все расходы предприятия можно разделить на явные и неявные. При определении прибыли прежде всего учитываются явные издержки и определяется бухгалтерская прибыль. Если из нее вычесть скрытые издержки, то получим экономическую прибыль. Различные методологические подходы к определению экономической прибыли основываются на составе выручки, явных и неявных издержках, способах оценки элементов выручки и издержек и т. д.

Анализ различных проблем, связанных с исчислением прибыли, освещенных в экономической литературе, позволяет сделать вывод, что методология исчисления прибыли носит условный характер, существует разрыв между прибылью, полученной в бухгалтерском учете, и прибылью как результатом работы капитала.

В результате исследования автор пришел к выводу, что при определении категории «прибыль» необходимо разделить понятия «реальная экономическая прибыль» и «номинальная экономическая прибыль».

Под экономической прибылью понимается прирост экономической стоимости предприятия, имеющий место в отчетном периоде. В результате исследования автор пришел к выводу, что при определении категории «прибыль» с позиции ее исчисления необходимо разделить понятия «реальная экономическая прибыль» и «номинальная экономическая прибыль».

Бухгалтерская прибыль — положительная разница между доходами организации (приращение совокупной стоимости ее активов) и ее расходами (снижение совокупной стоимости активов, сопровождающееся уменьшением капитала собственника за исключением результатов операций, связанных с преднамеренным изменением этого капитала). Оба определения имеют право на существование, однако с практической точки зрения второе определение предпочтительнее.

Изучение различных теорий прибыли позволило автору сделать вывод об оптимальности выбора прибыли как объекта налогообложения: прибыль является главной целыо деятельности предпринимателей, что позволяет активно задействовать механизм налогового регулированияналогообложение прибыли позволяет государству контролировать расходы организации, принимаемые к вычету при исчислении налоговой базывыбор прибыли в качестве объекта налогообложения также позволяет выявлять как сверхприбыль, так и причины ее возникновения.

Как экономическая категория прибыль отражает финансовые результаты деятельности предприятия. Она является не только источником обеспечения внутренних потребностей предприятия, но и играет важную роль в формировании бюджетных средств и внебюджетных фондов.

Изучение проблем налогообложения прибыли организаций позволило автору сделать вывод о недостаточной проработанности использования такого инструмента налоговой политики государства, как ставка налога. По мере изменения налоговой базы ставки налога могут возрастать (прогрессивные), уменьшаться (регрессивные) или оставаться неизменными (пропорциональные). Каждый вид ставок оказывает свое воздействие на деловую активность предприятия. При выборе ставок налогообложения необходимо обеспечить предприятия достаточными средствами для инвестирования.

Единая налоговая ставка, обеспечивающая равнопропорциональное налогообложение, наиболее полно отвечает требованию справедливости обложения. В этом случае при прочих равных условиях государственное вмешательство в экономику сокращается, приоритеты предприятий формируются исходя из рыночных параметров экономики. Такая ставка нейтральна в отношении фаз цикла, ее использование обеспечивает следование доходов бюджета за колебаниями объекта налогообложения в зависимости от экономического цикла. Единая ставка налога обладает наименьшими регулирующими возможностями.

Альтернативой единой ставке является прогрессивное налогообложение, которое более чутко реагирует на изменение производственной ситуации, и тем самым несет в себе более активный регулирующий элемент. Теоретически прогрессия может применяться ко всей величине прибыли (дохода) или только к приросту по сравнению с определенным уровнем.

Прогрессирование налоговых ставок может базироваться на различной динамике нормы прогрессии. Возможны три варианта: норма прогрессии стабильнанорма прогрессии растетнорма прогрессии снижается. Каждый из этих вариантов налогообложения применяется при различных вариантах налоговой политики. Стимулирование наиболее крупных и/или высоко эффективных предприятий достигается при приростном принципе прогрессии с понижающимся коэффициентом. Практическое значение этой шкалы заключается в возможности налогового стимулирования предприятий с целью увеличения прибыли (до определенного предела, чтобы избежать появления монополистов). Растущая норма прогрессии обеспечивает большее изъятие у высокоприбыльных предприятий. Такая шкала стимулирует разделение доходов, т. е. разукрупнение предприятий, и может рассматриваться как один из способов борьбы с монополиями. Шкала с возрастающей прогрессией может использоваться для придания налогу ограничительного характера.

Возможно построение регрессивной налоговой шкалы с постоянной, растущей или снижающейся нормой регрессии. При этом большее налоговое бремя несут средние и мелкие предприятия с небольшим объемом прибыли, что может привести к ликвидации небольших предприятий.

Прогрессивное налогообложение прибыли активно реагирует на различные аспекты производственной ситуации, что позволяет ему играть роль «встроенного стабилизатора» экономики. Такой порядок налогообложения означает активное государственное вмешательство в формирование экономических приоритетов, и, тем самым, влияет на формирование отраслевых пропорций экономики.

С точки зрения циклического развития экономики, отсутствие продуманной долгосрочной налоговой политики (частые изменения налогового законодательства) может даже нанести вред экономике. Происходит «эффект запаздывания» (временной лаг). Результатом запаздываний (оно может достигать от полугода до года) является незначительное стабилизирующее воздействие, а зачастую — воздействие, усугубляющее циклические колебания. С этой точки зрения, встроенные налоговые стабилизаторы, свободные от указанного запаздывания, несут меньшую угрозу усиления циклических колебаний.

Зарубежный опыт показывает, что воздействие инструментов налогового регулирования имеет большой лаг, а кредитные инструменты, не нуждающиеся в длительной процедуре законодательного утверждения, могут быть задействованы значительно быстрее. В Западной Европе и Японии в ходе послевоенных циклов отдавалось предпочтение кредитным инструментам антициклического регулирования, а в США активнее использовались налоговые инструменты.

Изменение порядка определения налогооблагаемой прибыли, расхождение бухгалтерского и налогового учета, трудности в практическом применении 25 главы Налогового кодекса привели к падению поступлений налога на прибыль в бюджет.

Снижение уровня поступлений налога на прибыль в 2002 г. более чем на 25% по сравнению с 2001 г. имеет несколько объяснений.

— положения главы 25 Налогового кодекса привели к снижению налоговой базы по налогу на прибыль организаций;

— отменены льготы по налогу;

— по состоянию на 01.01.2002 имела место значительная переплата по налогу в федеральный бюджет;

— налог на прибыль с сумм, которые ранее не учитывались при формировании налоговой базы по налогу (база «переходного периода»), поступил в суммах меньших, чем это прогнозировалось;

— изменился порядок определения и списания на расходы производства и реализации продукции прямых и косвенных расходов.

Можно сделать вывод о резком снижении роли налога на прибыль в формировании доходов бюджета после введения в действие 25 главы Налогового кодекса и об ослаблении фискальной функции налога.

Введение

в действие 25 главы НК резко изменило механизм исчисления налога на прибыль: расширена налоговая база, отменены льготы, снижена ставка. Эти действия привели к тому, что снизилась роль прибыли в формировании ВВП и как источника инвестиций в основной капитал, что затрудняет обновление основных фондов предприятийпонижение ставки налога не привело к увеличению роли налога в формировании доходов бюджета.

Проведенный анализ редакция 25 главы Налогового кодекса позволил автору сделать вывод о том, что принятое Государственной думой решение об отмене всех льгот по налогу на прибыль с одновременным снижением ставки налога с 35% до 24% следует рассматривать как способствующее улучшению инвестиционного климата. Эти меры приведут к созданию равных условий для предприятий, как действующих, так и вновь создающихся, и могут способствовать инвестированию и увеличению объемов производства, разумеется, при условии снижения рисков для инвесторов.

Несмотря на значительные сдвиги в направлении нейтральности, эффективности и справедливости налоговой системы, достигнутые в главе 25 Налогового кодекса, автором рассмотрен целый ряд проблем, которые требуют серьезного обсуждения.

Целесообразно налогообложение полученных авансовых платежей даже при методе начислений, за исключением тех случаев, когда особенности производства предполагают длительное время выполнения заказа. Необходимо ограничение права выбора учетной политики для целей налогообложения, предусмотрев при этом невозможность ее частого изменения и уточнив порядок расчета максимального дохода, при котором разрешается выбор. Так, следует запретить изменение учетной политики чаще, чем один раз в три года. Кроме того, следует предусмотреть, что применение кассового метода разрешено только в том случае, если доход налогоплательщика, увеличенный на совокупный доход всех аффилированных с налогоплательщиком лиц, вступавших с ним в сделки, а также осуществляющих одинаковые с налогоплательщиком виды деятельности, не превышает установленный предел.

В силу вышеописанных причин, с целью устранения дискриминации разных форм финансирования инвестиций, необходима отмена льгот финансовому лизингу.

Важной представляется ликвидация ограничения на перенос убытков на будущее 30% налогооблагаемой прибыли. Убыток следует принимать в пределах всей суммы полученной прибыли в течение установленного срока. Однако целесообразны определенные ограничения на принятие убытков в случае слияния организаций, поскольку при принятии таких убытков без ограничений возможно применение налогоплательщиками практики «торговли убытками».

Было бы целесообразно установить ограничение на порядок формирования резервов по сомнительным долгам и по включению в состав расходов безнадежной задолженности, обусловливающее право уменьшения налоговой базы усилиями налогоплательщика по взысканию долга.

В настоящее время к вычету принимаются экономически оправданные и документально подтвержденные расходы. При этом отсутствует определение понятия «экономически оправданные расходы», что приводит к тому, что налогоплательщик относит на расходы практически все понесенные затраты. Предлагается следующее определение: «для целей налогообложения прибыли принимаются расходы, непосредственно связанные с получением дохода». Указанное определение содержит в себе прямую связь между произведенными затратами и полученным доходом.

Необходимо сблизить бухгалтерский и налоговый учет с целью формирования полной и достоверной информации об объекте налогообложения. В настоящее время налоговый учет для многих организаций является самоцелью, что приводит к формированию недостоверной информации из-за использования не сплошного метода отражения данных и отсутствием системы двойной записи. В целях упрощения работы предлагается адаптировать терминологию и классификации, содержащиеся в главе 25 Налогового кодекса, к требованиям практики. Существующий сегодня механизм исчисления налогооблагаемой прибыли приводит к возникновению несоответствия между фактическим показателем прибыли, отражаемым в бухгалтерском учете, и расчетным показателем, который является объектом налогообложения. Указанное несоответствие означает, что при исчислении налога на прибыль не в полной мере учитывается реальное экономическое положение организаций. Дальнейшее совершенствование механизма налогообложения прибыли обусловлено необходимостью устранения имеющихся недостатков.

Исследование экономико-математических основ построения налоговых ставок позволяет сделать вывод о том, что высказываемые мнения имеют прочный аналитический (с точки зрения математики) фундамент, но их практическое применение весьма затруднено, так как каждая из предложенных моделей основывается на целом ряде предпосылок (предполагались заданными экзогенные переменные). В работах отсутствует обоснование критериев выбора экзогенных параметров. Необходимо разработать методы, позволяющие связать эти параметры с экономикой страны.

В работе предложен подход к построению ставок налога. При этом автор руководствовался принципом простоты и удобства для государства при установлении, с одной стороны, и налогоплательщиков при их использовании, с другой стороны.

Указанное исследование проводилось на примере одной отрасли — производство «гибкой упаковки». Это динамично развивающаяся отрасль с большим объемом инвестиций и перспективами развития.

В результате исследования автором был разработан следующий механизм построения ставок налога на прибыль:

1. Установить максимальную и минимальную эффективную ставку налога, определяемую как отношение исчисленной суммы налога к балансовой прибыли.

2. Для определения эффективной ставки налога необязательно проводить мониторинг всех предприятий отрасли. Необходимо разработать методику ранжирования (группировки) предприятий по финансово-экономическому состоянию, определить границы интервалов и дать четкую интерпретацию показателей.

3. Используя методику ранжирования, определить эффективную ставку налога для предприятий с наилучшими и наихудшими финансовыми показателями, т. е. определить верхнюю и нижнюю границу шкалы налоговых ставок.

4. В зависимости от выбранных целей налоговой политики определить вид налоговых ставок (пропорциональные, прогрессивные и регрессивные), приращение ставки для каждой группы предприятий.

5. Провести анализ возможных последствий применения измененных ставок налога на прибыль (для этого необходим непрерывный мониторинг финансового состояния предприятий всех отраслей российской экономики).

6. Налоговые ставки ежегодно уточняются исходя из фактических результатов деятельности предприятий за год (квартал) и действуют в течение следующего налогового периода.

Реализация предложений и выводов, обоснованных в диссертации, по мнению автора, будет способствовать усилению справедливости распределения налогового бремени между субъектами хозяйствования. Использование вышеуказанного алгоритма построения ставок налога на прибыль позволят использовать налоговую ставку как мобильный элемент финансового законодательства, позволит правительству быстро и эффективно осуществлять смену приоритетов в политике налогового регулирования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
  4. Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.1991 № 2118−1
  5. Методические рекомендации по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации от 20.12.2002 г. №БГ-3−02/729.
  6. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/ 02 от 19.11.2002 г. № 4090.
  7. Инструкция по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций от 28.01.2002 г. № 3196.
  8. Приказ Министерства Финансов Российской Федерации «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 13.01.2000 г. № 4-н.
  9. Приказ Министерства Финансов Российской Федерации «О методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации» от 28.06.2000 г. № 60н.
  10. Письмо Министерства по налогам и сборам «О ставках по налогу на прибыль» от 07.03.2002 г. №БГ-3−23/118.
  11. Письмо Министерства Российской Федерации по налогам и сборам «О льготе по налогу на прибыль на финансирование капитальных вложений» от 28.08.2002 г. № 02−5-11/190-АБ939.
  12. Письмо Министерства Российской Федерации по налогам и сборам «О льготах по налогу на прибыль» от 02.04.2002 г. № 02−3-07/77-Н343.
  13. Письмо Министерства Российской Федерации по налогам и сборам «О налогообложении налогом на прибыль доходов по государственным ценным бумагам» от 30.09.2002 г. № 02−4-08/641-АЖ260.
  14. А.Л. Кейнсианская модель макроэкономического регулирования: возможность использования в современной экономике. Спб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1993.
  15. Г. Ф., Сапелкина А. А. налоговый и бухгалтерский учет прибыли организаций в 2002г. // Финансы, № 1,2002.
  16. JI., Назарова А. Итоги экономического и социального развития в 2003 году. // Экономист, № 12,2003.
  17. Э.Б., Стиглиц Дж.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора: Учебник. М.: Аспект Пресс, 1995.
  18. А. Прибыль. Пер. с фр./Общ. ред. и коммент. В. И. Кузнецова. М.: А/О Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1993.
  19. И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. 2-е изд., доп. — М.: Финансы и статистика, 2002.
  20. М. Краткий курс финансовой науки. Харьков, 1929.
  21. Е.В. Динамика экономики переходного периода (методология и принципы регулирования). Дисс. д-ра экон. наук. М., 1996.
  22. Е.В. Воспроизводственный цикл и налоговое бремя. // Экономика и математические методы. 2000. Т.36. Вып.1.
  23. Е.В. Инфляционные налоги и экономический рост. // Экономика и математические методы. 1997. Т.ЗЗ. Вып.З.
  24. Е.В. Лафферовы эффекты и финансовые критерии экономической деятельности. // Мировая экономика и международные отношения, № 11, 1997.
  25. Е.В. Переходные процессы в экономике (методы качественного анализа). М.: ИМЭИ, 1995.
  26. Е.В. Фискальное регулирование в инфляционной среде. // Мировая экономика и международные отношения, № 1, 1997.
  27. С.В. Формирование и использование чистого дохода общества. Изд-во СЭА, 1995.
  28. И.А. Управление прибылью. К.: «Ника-Центр», 1998.
  29. М.И. Краткий курс финансовой науки. Харьков, 1929.
  30. М.И. Финансы, правительство и общественные интересы. СПб, 1907.
  31. Г. И. Лекции по финансовой науке. М., 1928.
  32. В.В. Финансовый анализ. СПб: Питер, 2002.
  33. М. Из истории подоходного налога и налога на прибыль. // Налоговый вестник, № 6, 1996.
  34. А. Меняю доход на прибыль. // Российская газета, 9 февраля 2001 г., № 28.
  35. С.Ю. Конспект лекций о государстве и народном хозяйстве, читанных Его Императорскому высочеству Великому Князю Михаилу Александровичу в 19 001 902гг. СПб, 1912.
  36. В., Липницкий Д. Оценка возможностей снижения налогового бремени в переходной экономике. // Вопросы экономики, № 2, 1998.
  37. А., Смирнов А. Инвестиционная политика: каким методам госрегулирования отдать предпочтение? // Российский экономический журнал, № 11−12, 2001.
  38. Н.Н. Налоговые и финансовые методы стимулирования процесса внутреннего накопления. // Финансы, № 1,2000.
  39. С.Ю. Некоторые проблемы применения универсальной налоговой системы в текущей экономической ситуации в России. Налоговый кодекс: сегодня и завтра. М.: ФБК-ПРЕСС, 1997.
  40. П. Финансовое право. М.: Прогресс, 1978.
  41. Л.И., Каллистова Ю. И. Налог на прибыль (доход) организаций: проблема выбора объекта обложения. // Финансы, № 6,2001.
  42. В.Я., Поляк Г. Б., Швандар В. А. Предпринимательство. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  43. Государственные финансы: из опыта индустриально развитых стран. Институт Мировой экономики и международных отношений РАН. М, 1995.
  44. Государственная программа социально-экономического развития России на период 2001—2005 годы. М.: МГТУ, 2001.
  45. А.З., Лобанов А. В. Налоговое администрирование в Российской Федерации: Учебное пособие для вузов. Серия «Высшая школа». М.: Издательство «Книжный мир», 2002.
  46. Е.И., Петров Ю. А. Оценка полной ставки налогообложения добавленной стоимости в России и зарубежных странах. // Экономика и математические методы. 1996. Т.32. Вып.2.
  47. А.Б. Номинальные и действительные величины подоходного налога и облагаемого им дохода. // Экономика и математические методы. 1996. Т.35. Вып.2.
  48. А.Б. Принципы налогообложения предприятий и экономические последствия их применения. // Экономика и математические методы. 1993. т.29. Вып.1.
  49. О.О., Толстопятеико А. В., Черемных ЮЛ I. Математические методы в экономике: Учебник. 2-е изд. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, Издательство «Дело и Сервис», 1999.
  50. Э., Стурм Р. Этюды по теории обложения. СПб, 1908.
  51. Инфляция и антиинфляционная политика в России. / Под ред.Л. Н. Красавиной. — М.: Финансы и статистика, 2000.
  52. Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1978.
  53. Г. Я. Налог на прибыль. М. Инфра-М, 1995.
  54. Е.А. Система налогов и ее влияние на развитие предпринимательской деятельности. Дисс. д-ра экон. наук. М., 1998.
  55. В.А. Математическая экономика: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  56. Н.И., Алексеев А. А. Финансовое прогнозирование в экономических системах: Учебное пособие для вузов. М. ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  57. Курс общей экономической теорииЛТод ред. Добрынина А. И., Тарасевича Л. С.: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996 г.
  58. А.А., Белянин М. П. Теория налогообложения: 2-е изд.- перераб. и доп. -М.: «Вузовская книга», 1999.
  59. Э.В. Определение объектов налогообложения, цен и доходов. // Финансы, № 8,2000.
  60. Л.Н. Бюджетно-налоговые механизмы в становлении рынка. Дисс. д-ра экон. наук. М., 1993.
  61. К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М.: Республика, 1992.
  62. К. Капитал. М.: Соцэкгиз., 1952.
  63. К., Энгельс Ф., Сочинения. 2-е изд., М: Соцэкгиз., 1963.
  64. Л.Я. Механизм регулирования деятельности коммерческих банков России на макро- и микроуровне. Дисс. д-ра экон. наук. М., 2001.
  65. Л.Я. Социально-экономическая сущность прибыли и ее проявление в строительстве. Дисс. канд. экон. наук. М., 1971.
  66. А. Принципы экономической науки. М.:Прогресс, 1993.
  67. Д.Ю. Налоговый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2000.
  68. Н.В. Налоги и налогообложение: Практикум. М.: ИНФРА-М, 2000.
  69. С.М. Моделирование влияния налогов на долговременный экономический рост.// Экономика и математические методы. 1998.Т.34. Вып.1.
  70. С.М. Общественные потери от налогов и инфляции. // Экономика и математические методы. 2000. Т.36. Вып.4.
  71. С.М., Соколовский JI.E. Выпуск, налоги и кривая Лаффера. / Экономика и математические методы. 1994. Т.30. Вып.З.
  72. С.А. Чистый доход в социалистической экономике. Саратов, 1989.
  73. Налоги. Словарь-справочник. (Библиотека словарей «ИНФРА-М») — ИНФРА-М, 2000. Под ред. Черника Д. Г., Дадашева А. З., Морозова В.П.
  74. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для вузов / Под ред.проф. Г. Б. Поляка, проф. А. Н. Романова. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  75. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие для вузов по экон. специальностям / И. Г. Русакова, В. А. Кашин, А. В. Толкушкин и др.- Под. ред. И. Г. Русаковой, В. А. Кашина. -М.: ЮНИТИ, 2000.
  76. Налоги и налоговое право: Учебное пособие. / Под ред. Брызгалина. М.: Аналитик-Пресс, 1997.
  77. Национальное счетоводство / МЭСИ: Учебник / Под ред. Г. И. Кулагиной. М.: Финансы и статистика, 1997.
  78. Наука требует жертв. Бюджетных. // Российская газета, 21 марта 2002 г., № 50.
  79. А.Н. Самофинансирование предприятий в рыночной экономике. // Финансы, № 3, 1996.
  80. С., Никитин А., Степанова М. Налоговые льготы, стимулирующие предпринимательскую деятельность в развитых странах Запада. // МЭиМО, № 11,2000.
  81. В.Д., Клестова Н. В., Шпак А. В. Прибыль предприятия: бухгалтерская и экономическая. // Финансы, № 4,2003.
  82. И.Х. Основы финансовой науки. М., 1905.
  83. И.Х. Финансовая реформа в России. М. 1906.
  84. В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебник для вузов. -М.: Книжный мир, 2002.
  85. В. Лафферов эффект с последствием. // Мировая экономика и международные отношения, № 7,2001.
  86. В. Роль государства в современной экономической системе. // Вопросы экономики, № 11, 1993.
  87. А.Б. Налоговый потенциал экономики России. М., Издательский дом «МЕЛАП», 2001.
  88. В. Трактат о налогах и сборах. Петраком, 1993.
  89. А. Экономическая теория благосостояния. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1995.
  90. Политическая экономия. Словарь. М., Политиздат, 1983 г.
  91. Г. Б. Бюджетная система России. Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2002.
  92. Г. Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник. — 2-е изд., М.: ЮНИТИ, 2001.
  93. В.М. История финансовой мысли и политики налогов: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 1996.
  94. В. Ф. Пителин А.К. Инфляция в технологически отсталой монополизированной экономике (Концепция, моделирование, методы борьбы). Экономика и математические методы. 1995. Т.31. Вып.1.
  95. М., Суслов Д. Налоговые резервы России переходного периода. // Налоги, выпуск второй, 1999.
  96. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2002.
  97. Н.А. Оптимизация налоговой системы России. Дисс. д-ра экон. наук. М., 2002.
  98. Н.А. Упрощенный алгоритм расчета налога на прибыль с помощью налоговых сеток.// Финансы, № 1,2003.
  99. А. Теория налогов. М., 1928.
  100. JI.E. Налог на добавленную стоимость и предприятие, максимизирующее прибыль.// Экономика и математические методы. 1992. Т.28. В.4.
  101. P.O., Чистяков С. В. О ставках налогообложения как инструменте государственного регулирования. // Экономика и математические методы. 1993, том 29. Вып.2.
  102. А. Налогообложение: модели оптимизации. // Экономист, № 2, 1998 г.
  103. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., Наука, 1995.
  104. А. Теория налогов. М.: Соцэкиз, 1928.
  105. Стиглиц Дж.Э.Экономика государственного сектора. М.: Изд-во МГУ: ИНФРА-М, 1997.
  106. С.Ф., Погорлецкий А. И. Налоги и налоговое планирование в мировой экономике. СПб.: Полиус, 1998.
  107. В.Н. Финансовые очерки. М., 1916.
  108. А.А. Налоги как орудие экономической политики. Баку, 1925.
  109. Ю.Н., Макарова А. А. Статистический анализ данных на компьютере/ Под ред. В.Э.Фигурнова-М.: ИНФРА-М, 1998.
  110. А. Экономические законы в XXI веке. //Диалог, № 6, 1998.
  111. С., Дорнбуш Р., Шлагензи Р. Экономика. (Пер. с англ. со 2-го изд. М. Дело ЛТД, 1993.
  112. Финансовый словарь. Благодатин А. А., Лозовский Л. Ш., Райзберг Б. А. М.: ИНФРА-М, 2001.
  113. Дж. Р. Стоимость и капитал. Пер. с англ. М.: издательство «Прогресс», 1993.
  114. Э.С., ВАН Бреда М.Ф. Теория бухгалтерского учета. М., Финансы и статистика, 2000.
  115. Ценообразование и налогообложение. Учебник / Под ред. И. К. Салимжанова. — М.: ООО «ТК Велби», 2002.
  116. А. Устойчив ли экономический рост? // Экономист, № 12,2003.
  117. Д.Г. Налоговая реформа на рубеже веков. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2000.
  118. Шарп У. Ф, Александер Г. Дж.,. Бейли Дж. В, «Инвестиции», М, «ИНФРА-М», 1997.
  119. С.Д. Развитие налоговой системы России: проблемы. Пути решения и перспективы. М.: МЦФЭР, 2001.
  120. А.Д., Негашев Е. В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. М.: ИНФРА-М, 2003.
  121. Экономика налоговой политики. Пер. с англ./ Под ред. Майкла П. Девере, М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2001.
  122. Экономическая статистика. 2-е изд., доп.: Учебник / Под ред. Ю. Н. Иванова. — М.: ИНФРА-М, 2000.
  123. Экономический анализ налоговой реформы. А. Васильева, Е. Гурвич, В.Субботин.// Вопросы экономики, № 6,2003.
  124. Э. Благосостояние для всех. М, :Начало-Пресс, 1991.
  125. Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. — М.:ИНФРА-М, 2002.
  126. И.И. Основные начала финансовой науки. СПб, 1904.
  127. Atkinson A., Stiglitz J. Lectures on Public Economics, McGraw-Hill, 1980.
  128. Burns L., Krever R. Taxation of Income from Business and Investment. 1998
  129. Corporate Taxes 1999−2000 Worldwide Summaries, Pricewaterhouse-Coopers worldwide edition. / John Wiley&Sons, Inc.
  130. European Tax Handbook 2002. Editor: Juhani Kesti, LL.M., Amsterdam: IBFD Publications BV, The Nederlands.
  131. Gibbs L.B., Steuerle C.E. United States // World Tax Reform. A Progress Report. Washington: The Brookings Institution, 1988. P. 245~260.
  132. Gordon R.K. Depreciation, Amortization, and Depletion. In: Tax Law Design and Drafting. Ed. by Thuronyi V. IMF, 1998. P. 682~714.
  133. J.- «The Corporation Tax a:A Survey», Fiscal Stadies, vol. 16, no. 4, 1995.
  134. Musgrave R.A. The Theory of Public Finance, McGraw-Hill, New York, 1959
  135. Musgrave R., Musgrave P. Public Finance in Theory and Practice, fifth edition, 1989
  136. Rosen, H.S. Public Finance (5th edn), Irwin/McGraw-Hill, 1998.
  137. World wide corporate tax guide 2000, Ernst&Young.
  138. Материалы сайта МНС РФ — www.nalog.ru
  139. Материалы сайта МФ РФ www.minfin.ru
  140. Материалы сайта Госкомстата РФ-www.gks.ru
  141. Материалы сайта Института экономики переходного периода www.iet.ru143. www.akdi.ru144. www.akm.ru145. www.inek.ruл
  142. Формирование ВВП по источникам доходов и их первичное распределение.
  143. СТОИМОСТЬ ПРОИЗВЕДЕННОЙ ЗА ГОД ПРОДУКЦИИминус1. ПРОМЕЖУТОЧНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ
  144. ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТл-- г
  145. Валовая прибыль экономики Налоги Оплата труда с отчислениями
  146. Налоги на прибыль и из чистой прибыли1. Налоги напродукты1. НДС, акцизы, налогепродаж)
  147. Другие налоги на про изводство1. Налогинаимпорт1. Единыйсоциальныйналог
  148. Чистая прибыль организаций (к распределению и использованию)
  149. Государственные внебюджетные фонды1. Оплата трудаминус
  150. Подоходный и единый социальный налог1. Оплата труданаемныхработников
  151. Структура валового продукта предприятия
  152. ФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГООБЛАГАЕМОЙ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ ДО 2002 года1. Выручка-нетто от реализа'
  153. Прибыль (убыток) от реализации основных средств и иного имущества
  154. Доходы (за вычетом расходов) по внереали зационным операциям
  155. Себестоимость реализации, коммерческие и управленческие расходы1. БАЛАНСОВАЯ ПРИБЫЛЬ1. Прибыль (убыток) от реа
  156. Корректировка балансовой Прибыль, не обла- Доходы, облагаемые вприбыли (Справка о порядке гаемая налогом особом налоговомопределения данных, отражаемых по строке 1 «расчета налога от фактической прибыли»)
  157. Льготы по налогу на прибыль (не более 50%)1. НАЛОГООБЛАГАЕМАЯ ПРИБЫЛЬ
  158. Налоги и сборы, уплачиваемые за1. У г1. ПРИБЫЛЬ К РАСПРЕДЕЛЕНИЮ
  159. Изменение ставок налога на прибыль в ходе налоговых реформ80.90-х гг.1. Страна 1984 1990 19 991. Великобритания 45 35 331. Нидерланды 43 42 351. Канада 51 44 381. США 48 34 341. Франция 50 42 341. ФРГ 56 50 451. Япония 53 52 37,5
Заполнить форму текущей работой