Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование интереса учащихся к химии на основе реализации в преподавании принципа связи обучения с жизнью

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Установлено, что на разных этапах развития методики обучения химии проблема формирования интереса на основе связи обучения с жизнью исследовалась многими педагогами, психологами и методистами. Самыми действенными мотивами при обучении химии являются мотивы: «интересно» и «полезно». Важность выделения этих мотивов в том, что в действующих программах и учебниках по химии к изучению предлагается… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Отражение проблемы формирования интереса к химии, на основе реализации в преподавании принципа связи с жизнью в психологии, педагогике и методике обучения химии
    • 1. Состояние проблемы формирования интереса к учению в психологии и педагогике
    • 2. Отражение проблемы формирования интереса к химии, на основе реализации в преподавании принципа связи с жизнью в методике обучения химии
    • 3. Условия формирования интереса к школьному предмету химии на основе реализации принципа связи с жизнью
  • Выводы по I главе
  • Глава II. Методика формирования интереса к химии на основе реализации в преподавании принципа связи с жизнью
    • 4. Система формирования интереса к химии на основе использования принципа связи с жизнью
    • 5. Методика формирования интереса к химии на основе реализации принципа связи с жизнью
  • Выводы по 11 главе
  • Глава III. Результаты экспериментального исследования
    • 6. Поисковый эксперимент: «Изучение учебной мотивации школьников и выявление интереса к химии»
    • 7. Формирующий эксперимент: «Проверка методики формирования интереса к химии на основе реализации в преподавай принципа связи с жизнью»
  • Выводы по 1П главе
  • Выводы

Формирование интереса учащихся к химии на основе реализации в преподавании принципа связи обучения с жизнью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

: В последние годы наблюдается снижение интереса к химии у учащихся общеобразовательных школ, несмотря на то, что современный человек в своей жизни все чаще использует вещества и продукты химического производства. В тоже время снижается количество часов, отведенных для изучения химии, и возрастает объем изучаемого материала. Возникает противоречие между необходимостью для современного человека химических знаний и непониманием значимости изучаемого материала для практической жизни. Существующее сегодня в практике обучения химии противоречие между повышением теоретического уровня изучения предмета на начальном этапе и недостаточной сформированностью умения логического мышления является причиной резкого снижения интереса учащихся к предмету.

Поэтому, необходимость формирования у учащихся культуры использования химических веществ, элементов осознанного и безопасного обращения с этими веществами, экологических норм и правил поведения в создаваемой искусственной среде обитания является главной задачей химии.

Развитие интереса школьников к предмету химии, их познавательной активности, самостоятельности и любознательности на основе использования в преподавании принципа связи с жизнью — важнейшая задача современной школы. Этому вопросу уделяется большое внимание в методической литературе и практике современной общеобразовательной школы.

В истории методики преподавания химии в нашей стране в этот вопрос занимал различное место в учебном курсе. Так в 20-е годы прошлого века связь с жизнью была основой изучения предмета, и, порой, изучение химии заменялось практическим трудом.

В дальнейшем в разные исторические периоды этому вопросу уделялось различное количество времени в школьном курсе химии. В зависимости от исторических условий особенно подчеркивались различные формы и методы работы учителя.

В методике преподавания химии есть работы, посвященные связи химии с жизнью. Так И. М. Титова изучала различные аспекты мотивации учения, Г. В. Пичугина предлагала задания, посвященные конкретным проблемам сферы нашего быта, Л. Ю. Аликберова уделяет много внимания историческим сведениям и демонстрационным опытам, И. А, Леенсон рассматривает историю и методы величайших открытий ученых-химиков, А. А. Журин изучал вопрос интеграции медиаобразова-ния с курсом химии средней общеобразовательной школы.

Несмотря на проведенные исследования, вопрос формирования интереса к химии на основе применения принципа связи с жизнью еще не достаточно хорошо изучен. Об этом свидетельствует и изучение состояния этого вопроса среди учителей и школьников.

На вопрос: «Как вы используете принцип связи с жизнью?» учителя химии говорят об эпизодических сообщениях, редких экскурсиях на предприятия города, о биологической роли некоторых веществ в жизни людей, т. е. формирование интереса идет стихийно, ситуативно. В основном учителя ориентируются на те факты и методы, которые кажутся интересными им самим. Учащиеся часто не видят применения знаниям, полученным в процессе изучения школьного курса химии в дальнейшей практической жизни.

Таким образом, актуальность темы обусловлена:

— важностью формирования у школьников интереса к химии;

— возникшими противоречиями между возросшей теоретизацией школьного курса химии и недостаточной подготовленностью учащихся к осознанию практической значимости изучаемого материала;

— недостаточной изученностью проблемы формирования интереса к химии на основе реализации в преподавании принципа связи с современной жизнью;

— необходимостью разработки конкретной методики формирования интереса к химии на основе реализации в преподавании принципа связи с жизнью;

— необходимостью внедрения в практику работы учителя методики формирования интереса к химии на основе реализации в преподавании принципа связи с жизнью.

Цель исследования: повышение интереса учащихся к изучению химии на основе реализации в преподавании принципа связи с жизнью.

Объектом исследования является процесс обучения химии.

Предмет исследования: процесс формирования интереса учащихся к химии на основе более полной реализации в преподавании принципа связи обучения с жизнью.

Гипотеза: обучение химии будет проходить более эффективно, и у школьников будет вырабатываться интерес к предмету химии, если в процессе преподавания более полно реализовать принцип связи обучения с жизнью.

Для достижения цели и проверки гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

1) исследовать состояние проблемы формирования интереса к химии на основе реализации в преподавании принципа связи с жизнью в психологии, педагогике и методике преподавания химии;

2) определить комплекс средств, благодаря которым могут быть созданы возможности для формирования интереса к химии;

3) разработать методику формирования интереса к химии на основе реализации в преподавании принципа связи с жизнью;

4) экспериментально проверить влияние разработанной методики формирования интереса к химии на основе реализации в преподавании принципа связи с жизнью на развитие познавательного интереса и качество обучения.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

— анализ методической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

— моделирование основы уроков, формирующих интерес к химии на основе реализации в преподавании в преподавании принципа связи с жизнью;

— наблюдение за учебно-воспитательным процессом, тестирование, анкетирование учителей и учеников, сравнение;

— педагогический эксперимент;

— анализ и обработка результатов исследования.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (2004;2005гг.) позволил: определить, на основе рабочей гипотезы, цель, предмет, задачи экспериментального исследованияпроанализировать литературные источники по проблеме реализации принципа связи обучения с жизнью в психологии, педагогике и методике преподавания химииразработать экспериментальную методику. В ходе поискового эксперимента были выявлены причины снижения интереса к учебному предмету химии у учащихся 9-х и 11-х классов, непонимание учащимися значимости изучаемого материала для практической жизни.

Второй этап (2005;2008гг.) позволил с учетом результатов информационного и научного поиска выявить условия формирования интереса к химии на основе реализации в преподавании принципа связи обучения с жизньюразработать методику формирования интереса к химии. Был проведен формирующий эксперимент. В ходе этого этапа учителями экспериментальных школ проводились учебные занятия по разработанной методике. Были подготовлены методические рекомендации по применению материала связанного с жизнью при обучении химии.

На третьем этапе (2008;2009гг.) был проведен окончательный анализ экспериментальных данных, скорректированы методические рекомендации. Проведено обобщение исследовательского материала, сформулированы выводы и оформлен окончательный вариант диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— выявлены действенные подходы формирования интереса к химии;

К ним относятся:

— объяснительно-иллюстративный метод, включающий сочетание словесных методов (беседы, рассказа и т. д.) в том числе проблемного изложения с наглядными демонстрациями видеофрагментов, рисунков, схем и т. д.;

— практические и самостоятельные работы, включающие работу с инструкциями к химическим веществам, используемым в повседневной жизни, анализ жизненных ситуаций;

— познавательные игры, включающие вопросы, связанные с жизнью;

— исследовательский метод, включающий анализ природных и искусственных объектов.

— выявлены условия формирования интереса к химии на основе реализации в преподавании принципа связи с жизнью.

Такими условиями являются: комплексное, систематическое и целенаправленное использование материала связанного с жизнью на различных типах и этапах уроков по химии, и во внеклассной работепостоянное связывание изучаемого материала с жизнью школьников, использование современных информационных технологийвзаимосвязь урочной и внеурочной форм работы по химии.

— разработаны также принципы отбора материала в основе которых лежат критерии «интересно» и «полезно»:

— соответствие учебной информации, связанной с жизнью теме урока;

— учет знаний и практического опыта по данной теме, имеющихся у учащихся;

— актуальность и социальная значимость информации;

— личностные особенности учащихся: уровни интереса, типы восприятия, тендерные доминанты, соответствие с возможностями учащихся.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

— предложенные методические приемы содержат решение важной научной задачи — уменьшение формализма и повышение осознанности химических знаний;

— полученные в исследовании результаты обогащают имеющиеся научные представления об особенностях использования принципа связи обучения с жизнью при преподавании химии в общеобразовательной школе;

— разработанная методика может быть использована в процессе преподавания других дисциплин естественнонаучного цикла.

Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке методики формирования интереса к химии, на основе реализации в преподавании принципа связи с жизнью. Результаты исследования внедрены в практику обучения в образовательных учреждениях города Лобня. Подготовлены и изданы методические рекомендации для учителей.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается использованием методов адекватных задачам исследования, соответствием выводов, полученных в ходе исследования, с результатами педагогического эксперимента.

Проверка и внедрение результатов.

Проверка методики проходила в школах МОУ СОШ № 8, № 3 г. Лобня, МОУ СОШ № 22 г. Балашиха.

Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на городском методическом объединении учителей г. Лобня, на конференции студентов и аспирантов МГОУ (2008), на международной научно-практической конференции в честь 175-летия Дмитрия Ивановича Менделеева в МГОУ (2009).

Разработанная методика была представлена на городском конкурсе «Учитель года города Лобни 2007» и на областном конкурсе «Учитель Подмосковья 2007».

На защиту выносятся следующие положения:

— комплексное использование на уроках химии и во внеклассной работе материала связанного с жизнью, необходимо для формирования интереса к химии, а также для дальнейшей жизни учащихся;

— постоянное связывание изучаемого материала с жизнью школьников, не только формирует у них интерес к предмету, но и повышает качество знаний;

— реализация в преподавании принципа связи с жизнью формирует у учащихся элементы осознанного обращения с веществами, экологические нормы и правила поведения в созданной искусственной среде обитания и помогает вырабатывать необходимые умения грамотной жизнедеятельности.

Выводы.

1. Установлено, что на разных этапах развития методики обучения химии проблема формирования интереса на основе связи обучения с жизнью исследовалась многими педагогами, психологами и методистами. Самыми действенными мотивами при обучении химии являются мотивы: «интересно» и «полезно». Важность выделения этих мотивов в том, что в действующих программах и учебниках по химии к изучению предлагается сугубо химический материал и недостаточное внимание уделяется практическому применению получаемых на уроках знаний. Существует необходимость систематического использования материала связанного с жизнью на уроках химии на основе взаимосвязи между урочной и внеурочной формами работы.

2. Определены методические условия, обеспечивающие наиболее эффективное использование материала, связанного с жизнью на уроках химии. Так для формирования мотива «интересно» необходимо создавать с помощью материала связанного с жизнью ситуации мыслительной активности. Основой формирования «полезности» является обучение навыкам грамотного, рационального использования химических веществ и химических реакций, гармонического существования в «химическом» мире. Современные средства обучения позволяют по новому использовать материал, связанный с жизнью в преподавании химии;

3. Определен комплекс средств, благодаря которым могут быть созданы возможности для формирования интереса к химии. К нему относятся: комплексное, систематическое и целенаправленное использование материала связанного с жизнью на различных типах и этапах уроков по химии, и во внеклассной работепостоянное связывание изучаемого материала с жизнью школьников, использование современных информационных технологийвзаимосвязь урочной и внеурочной форм работы по химии.

4. Разработаны принципы, которые позволяют учителю отбирать материал, связанный с жизнью для уроков химиив основе которых лежат критерии «интересно» и «полезно».

5. Разработана схема, показывающая, взаимосвязь урочной и внеурочной форм работы, для реализации принципа связи с жизнью на уроках химии.

6. Разработана методика формирования интереса к химии на основе реализации в преподавании принципа связи с жизнью.

7. Экспериментально подтверждено положительное влияние разработанной методики на развитие познавательного интереса и качество обучения.

8. Подготовлены методические рекомендации по использованию материала связанного с жизнью на уроках химии в общеобразовательной школе. Данные рекомендации являются гибкой системой, позволяющей корректировать отдельные их компоненты с учетом конкретных условий учебно-воспитательного процесса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.М., Суровцева Р. П. Методика проведения комплексных экскурсий в процессе обучения химии:/ Методические рекомендации/-—М., 1984.
  2. Е.Я. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля.- М.: Вентана Граф, 2002.-176с.
  3. JI. И. Познавательные интересы и пути их изучения // Известия АПН РСФСР. Вып. 73. М., 1955. С. 3—14.
  4. БраунТ., Лемей Г. Ю.Химия-в центре наук. В 2-х частях.Пер.с англ.-М.: Мир, 1983.-448с.Ч 1.
  5. Н.Н. Учебные экскурсии по химии: Книга для учителя.1. М., 1989.
  6. Е.В. Составление и решение расчетных задач с прикладным содержанием.//Химия в школе. 2000.№ 7. с.56−59.
  7. П.Д., Кузнецова Н. Е. Обучение химии. Модернизация общего образования. Санкт- Петербург.: изд — во КАРО, 2003- 128с.
  8. В.Н., СмирновА.Д. Техника химического экспери-мента.-М.: Просвещение, 1975-T.1 368.- 1975 — т.2 — 384с.
  9. X. Косметическая химия/перевод с финского/ М.: Мир, 1990- 281с.
  10. Ю.Выготский JI.C. Собр. соч.: в 6 т. Т.4. Детская психология / Под. ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. 432с.
  11. О.С., Казанцев Ю. Н. Химия для всех и каждого: дидактическое пособие к учебникам О. С. Габриеляна. -М.: Сиринъ према, 2006.-104с.
  12. ГабрусеваН.И. о практической направленности преподавания хи-мии//Химия в школе. 1999.№ 6.с.61.
  13. Гальска-Краевская. Дидактические игры. Изд-во педагогический факультет Градец Кралове, 1983−560с.
  14. Я. Л. Внеклассная работа по химии. М.: Просвещение, 1971−191с.
  15. К.Е. Создание сайта — виртуальной экскурсии по ХИМИИ.Электронный журнал «Вопросы Интернет образования» № 37 http://vio.fio.ru
  16. В. В. Возрастные аспекты развития всесторонней и гармоничной личности // Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. М. 1980. С. 3—14.
  17. А.А., Зазнобина Л. С. Начала химического эксперимента: Практические занятия по химии: 8-й класс средней общеобразовательной школы. М.: Школа Пресс, 1998.
  18. Журин А. А. Компьютер в кабинете химии. Пособие для учителя.-М.:Школьная пресса.-128с.
  19. Зайцев О.С.: Методика обучения химии. Теоретический и прикладной аспекты. -М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999. 384с.
  20. И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д.: Феникс, 1997.-480 с.
  21. Изучение мотивации поведения детей и подростков/Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. М., 1972, с. 22—29.
  22. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. — 512 с. 23 .История педагогики и образования. Под ред. Академика РАО Пискунова А. И. ООО ТЦ Сфера. Москва 2005.
  23. Д.М., Полосин B.C. Методика обучения химии.- М.: Просвещение, 1970−3 70с.
  24. Г. Введение в дифференциальную психологию учения— М.: Педагогика, 1981. с. 193
  25. В.И. Мотивы поведения и деятельности. — М.: Наука, 1970.- 192 с.
  26. Конасова Н. Ю. Новые формы оценивания образовательных результатов учащихся: Учебно-методическое пособие для администраторов и педагогов общеобразовательной школы.-СПб.: КАРО, 2006.-112с.
  27. Кохановский В.П.,.Лешкевич Т. Г., Матяш Т. П., Фатхи Т. Б. Основы философии науки. Изд. Феникс. Ростов-на-Дону. 2004.
  28. Н.Е., Шаталов М. А. Обучение химии на основе межпредметной интеграции: 8−9классы: Учебно-методическое пособие. М.: Вентана Граф, 2004.-352с.
  29. Ю.Н. Химия вокруг нас. Справ.пособие.-М.: Высшая школа, 1992.-192с.
  30. М.М. О химии серьезно и с улыбкой. М.: ИКЦ Академкнига, 2005.-287с.
  31. И.А. Удивительная химия.-М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.-176с.
  32. Ф. Тренировка памяти. Изд-во &bdquo-Мир", Москва, 1979. 168с.
  33. В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. -М.:
  34. Центр «Педагогический поиск», 2004−160с.
  35. В.Н. Интеграция в системе образования С.-Пб.: ЛОИРО, 1999, стр.53
  36. Манфред фон Макензен. Феноменологическое преподавание химии в 7-м и 8-м классах вальдорфской школы. — М.: Парсифаль. 2003. с.280с.
  37. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. М., Просвещение, 2001(1983).-96(157) с.
  38. Материалы по реформе ср. школы, Петроград, 1915, с. 236
  39. Д.И. Границ познанию предвидеть невозможно—М.: Советская Россия, 1991.-592с.
  40. Е.Е. А каков социальный заказ будущей шко-ле.//Газета «1-сентября», приложение Химия № 41,1999
  41. Е.Е., Зазнобина Л. С., Смирнова Т. В. Химия: Учебник для 8-го класса средней общеобразовательной школы. М.: Школа Пресс, 1998.
  42. Е.Е., Корощенко А. С., Зазнобина Л. С., Журин А. А. Методика обучения химии в 8−9классах.-М.: Школьная Пресса, 2000.-160с.
  43. Е.Е., Цветков Л. А., Зазнобина Л. С. Химия: Учебник для 9-го класса средней общеобразовательной школы. М.: Школа Пресс, 1999.
  44. Е.Е. и Лисичкин Г.В. Концепция школьного химического образования//Химия в школе. 1993.№ 6. с.2−8.
  45. Н.Г. Учителю о познавательном интересе. Изд. Знание. М., 1979. 466 с.
  46. С.А. Чтобы разгорелась искра познания//Химия в шко-ле.1999 № 1.-с.16−17.
  47. Р.С. Психология. В трех книгах. Книга 1. Общие основы психологии. М. Владос. 2003.стр. 468
  48. Л.А. Химия жизни/Пособие для учителей.-М.: Просвещение, 1973−222с.
  49. НифантьевЭ.Е. и Парамонова Н. Г. прикладные знания в курсе химии: анализ, проблемы, предложения// Химия в школе. 1995.№ 5.с. 15−17.51 .Новиков Д. А. Статистические методы в педагогических исследованиях. М.: МЗ Пресс, 2004.-67с.
  50. И.И., Новошинская Н. С. Химия: пробный учебник для общеобразовательных учебных заведений: 8класс.- Краснодар, 2001.- 160с.
  51. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1998.-939с.54.0ржековский П. А. Два притопа, три прихлопа", или почему мы при обучении химии стали так много играть. // Химия методика преподавания в школе № 7, 2002, стр. 42−48.
  52. Пак М. С. Роль и место познавательных заданий в формировании мотивации учения.//Химия в школе. 1999 № 2 с. 15−20.
  53. К.Я. Химия как учебный предмет в дореволюционной и советской школе. Изд. Академии педагогических наук РСФСР. Москва 1963.
  54. А.П. Основы методики естествознания, «Работник просвещения», 1930, издание 9-е, Москва, 272 стр.
  55. . А.П. Краткий очерк истории педагогики. Изд. 2. — Харьков: Пролетарий, 1930. -347с.
  56. Г. В. Задания для самостоятельной работы по курсу прикладной химии//Химия в школе. 1997.№ 3.с.29−31.
  57. Г. В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни-М.: АРКТИ, 1999.-136с.
  58. Пичугина Г. В. Прикладная направленность изучения химии: от теории к практике.// Химия в школе.1997.№ 1.с.50−54.
  59. ПодласыйИ.П. Педагогика. М.: изд-во Владос., 2000, кн. 1 с. 351−363.
  60. B.C. О связи химии с жизнью.//Химия в школе. 1986,№ 1, с.46−48.
  61. Рабочая книга школьного психолога. Под.ред. И. В. Дубровиной, -М. .-Просвещение, 1991
  62. .Е. Методика и техника ведения экскурсий. — второе издание переработанное и дополненное, Издательство «Время», Петербург, 1922, 128 с.
  63. .Е. Методика и техника экскурсий. 4-е издание — Москва-Ленинград, 1930. 116 с.
  64. Л.А. Прогнозирование как познавательная способность личности. Проблема развития познавательных способностей.-Л.:ЛГПИ, 1985.
  65. С. Л. Основы общей психологии. М., 1946. 704 с.
  66. Е.П., Скачков А. В. Современные открытые уроки химии 8−9классы.- Ростов н/Д: Изд-во Феникс, 2002.-30с.
  67. В.П. Урок: планирование, организация и оценка эффективности. Авторское издание.-М., 2006.- стр 66−67 (187с.).
  68. А.Л. Психофизические основы обучения школьников: Учебное пособие. -М.: ТЦ Сфера, 2007.-224с.
  69. Ю.И., Трифонов Д. И., Шамин А. Н. История химии. Изд. Просвещение. Москва. 1984.
  70. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук/ под общ.ред.д-ра филос. наук, проф. В. В. Миронова.-М.: Гардарики, 2007.-639с.
  71. .Д., Аликберова Л. Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии.-М.: Дрофа, 2006.-43Ос.
  72. А.В. Экскурсии по химии на промышленные предприятия. Йошкар-Ола Министерство просвещения РСФСР Марийский государственный педагогический институт им. Н. К. Крупской. 1970. с 56.
  73. И.М. Обучение химии. Психолого-методический подход. С.-Пб.: КАРО, 2002, стр.46
  74. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования: Методические рекомендации для учителей и школьных психологов / Лукьянова М. И., Калинина Н. В., Ульяновск ИПКПРО 1998, 62 е.,
  75. Г. Н., Злотников Э. Г. Школа время реформ //Химия. Еже-нед.прилож. к газете «Первое сентября» № 35,№ 47, 1999.
  76. Ф.Г., Рудзитис Г. Е. Химия. Учебник для 9 класса средней школы.- М.: Просвещение, 1992.- 175с.
  77. Н.А. Дмитрий Иванович Менделеев. Биографический очерк.- М.Изд.Академии Наук СССР, 1961.- 315с.
  78. Г. Эволюционная теория познания. К природе человеческого познания//Культура и развитие научного зна-нич.М., 1991.С.141
  79. Фримантл М. Химия в действии. В 2-х ч.Ч.1:Пер.с анг.-М.: Мир, 1998−528с.
  80. Фримантл М. Химия в действии. В 2-х ч.Ч.2:Пер.с анг.-М.: Мир, 1998−620с.
  81. Химия: Неорганическая химия: 8−11классы: Книга для учителя.-М.: Издательство «Первое сентября», 2003 .-296с.
  82. Ю.В., Эпштейн Д. А., Глориозов П. А. Неорганическая химия. Учебник для 7−8 классов. М.: Просвещение, 1986. — 238с.
  83. Ю.В., Эпштейн Д. А., Глориозов П. А. Преподавание неорганической химии в средней школе. Методическое пособие для учителей.-М., «Просвещение», 1975−416с.
  84. Л.А. Общая методика обучения химии.- М.: Просвещение, 1982−222с.
  85. Л.А. Эксперимент по органической химии в средней школе. Методика и техника. Пособие для учителей.-М., «Просвещение», 1973−286с.
  86. С.Г. Методика обучения химии. -М.: Учпедгиз, 1963 .-667с.
  87. С.Г. Связь изучения основ наук с жизнью и производительным трудом учащихся. Москва. 1961.
  88. ШипареваГ.А. Домашний эксперимент по химии как средство формирования мотивации к учению предмета./ Автореферат дисс.канд.пед.наук-М.2001 -16с.
  89. Шукайло А. Д. Тематические игры по химии. 8-йкласс. Методическое пособие для учителя.-М.: ТЦ Сфера, 2004.-96с.
  90. Т.И., Пепеляева К. И. Возрастная психология. Часть2. Характеристика возрастов. Учебное пособие. — М.: Издательство МГОУ, 2007.-86с.
  91. Г. И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. М., 1984. 176 с.
  92. Г. И. «Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся». Москва, «Педагогика», 1988, С. 43
  93. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: книга для учителя. М.: Просвещение, 1986 — 668с.
  94. Muammer Calik, Alipasha Ayas. A cross-age study on the understanding of chemical solutions and their components. International Education Journal, 2005, 6(1), 30−41.
Заполнить форму текущей работой