Формирование интереса учащихся к химии на основе реализации в преподавании принципа связи обучения с жизнью
Диссертация
Установлено, что на разных этапах развития методики обучения химии проблема формирования интереса на основе связи обучения с жизнью исследовалась многими педагогами, психологами и методистами. Самыми действенными мотивами при обучении химии являются мотивы: «интересно» и «полезно». Важность выделения этих мотивов в том, что в действующих программах и учебниках по химии к изучению предлагается… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Отражение проблемы формирования интереса к химии, на основе реализации в преподавании принципа связи с жизнью в психологии, педагогике и методике обучения химии
- 1. Состояние проблемы формирования интереса к учению в психологии и педагогике
- 2. Отражение проблемы формирования интереса к химии, на основе реализации в преподавании принципа связи с жизнью в методике обучения химии
- 3. Условия формирования интереса к школьному предмету химии на основе реализации принципа связи с жизнью
- Выводы по I главе
- Глава II. Методика формирования интереса к химии на основе реализации в преподавании принципа связи с жизнью
- 4. Система формирования интереса к химии на основе использования принципа связи с жизнью
- 5. Методика формирования интереса к химии на основе реализации принципа связи с жизнью
- Выводы по 11 главе
- Глава III. Результаты экспериментального исследования
- 6. Поисковый эксперимент: «Изучение учебной мотивации школьников и выявление интереса к химии»
- 7. Формирующий эксперимент: «Проверка методики формирования интереса к химии на основе реализации в преподавай принципа связи с жизнью»
- Выводы по 1П главе
- Выводы
Список литературы
- Александрова М.М., Суровцева Р. П. Методика проведения комплексных экскурсий в процессе обучения химии:/ Методические рекомендации/-—М., 1984.
- Аршанский Е.Я. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля.- М.: Вентана Граф, 2002.-176с.
- Божович JI. И. Познавательные интересы и пути их изучения // Известия АПН РСФСР. Вып. 73. М., 1955. С. 3—14.
- БраунТ., Лемей Г. Ю.Химия-в центре наук. В 2-х частях.Пер.с англ.-М.: Мир, 1983.-448с.Ч 1.
- Буринская Н.Н. Учебные экскурсии по химии: Книга для учителя.1. М., 1989.
- Быстрицкая Е.В. Составление и решение расчетных задач с прикладным содержанием.//Химия в школе. 2000.№ 7. с.56−59.
- Васильева П.Д., Кузнецова Н. Е. Обучение химии. Модернизация общего образования. Санкт- Петербург.: изд — во КАРО, 2003- 128с.
- Верховский В.Н., СмирновА.Д. Техника химического экспери-мента.-М.: Просвещение, 1975-T.1 368.- 1975 — т.2 — 384с.
- Вилламо X. Косметическая химия/перевод с финского/ М.: Мир, 1990- 281с.
- Ю.Выготский JI.C. Собр. соч.: в 6 т. Т.4. Детская психология / Под. ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. 432с.
- Габриелян О.С., Казанцев Ю. Н. Химия для всех и каждого: дидактическое пособие к учебникам О. С. Габриеляна. -М.: Сиринъ према, 2006.-104с.
- ГабрусеваН.И. о практической направленности преподавания хи-мии//Химия в школе. 1999.№ 6.с.61.
- Гальска-Краевская. Дидактические игры. Изд-во педагогический факультет Градец Кралове, 1983−560с.
- Гольдфарб Я. Л. Внеклассная работа по химии. М.: Просвещение, 1971−191с.
- Грибанова К.Е. Создание сайта — виртуальной экскурсии по ХИМИИ.Электронный журнал «Вопросы Интернет образования» № 37 http://vio.fio.ru
- Давыдов В. В. Возрастные аспекты развития всесторонней и гармоничной личности // Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. М. 1980. С. 3—14.
- Журин А.А., Зазнобина Л. С. Начала химического эксперимента: Практические занятия по химии: 8-й класс средней общеобразовательной школы. М.: Школа Пресс, 1998.
- Журин А. А. Компьютер в кабинете химии. Пособие для учителя.-М.:Школьная пресса.-128с.
- Зайцев О.С.: Методика обучения химии. Теоретический и прикладной аспекты. -М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999. 384с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д.: Феникс, 1997.-480 с.
- Изучение мотивации поведения детей и подростков/Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. М., 1972, с. 22—29.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. — 512 с. 23 .История педагогики и образования. Под ред. Академика РАО Пискунова А. И. ООО ТЦ Сфера. Москва 2005.
- Кирюшин Д.М., Полосин B.C. Методика обучения химии.- М.: Просвещение, 1970−3 70с.
- Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения— М.: Педагогика, 1981. с. 193
- Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. — М.: Наука, 1970.- 192 с.
- Конасова Н. Ю. Новые формы оценивания образовательных результатов учащихся: Учебно-методическое пособие для администраторов и педагогов общеобразовательной школы.-СПб.: КАРО, 2006.-112с.
- Кохановский В.П.,.Лешкевич Т. Г., Матяш Т. П., Фатхи Т. Б. Основы философии науки. Изд. Феникс. Ростов-на-Дону. 2004.
- Кузнецова Н.Е., Шаталов М. А. Обучение химии на основе межпредметной интеграции: 8−9классы: Учебно-методическое пособие. М.: Вентана Граф, 2004.-352с.
- Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. Справ.пособие.-М.: Высшая школа, 1992.-192с.
- Левицкий М.М. О химии серьезно и с улыбкой. М.: ИКЦ Академкнига, 2005.-287с.
- Леенсон И.А. Удивительная химия.-М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.-176с.
- Лезер Ф. Тренировка памяти. Изд-во &bdquo-Мир", Москва, 1979. 168с.
- Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. -М.:
- Центр «Педагогический поиск», 2004−160с.
- Максимова В.Н. Интеграция в системе образования С.-Пб.: ЛОИРО, 1999, стр.53
- Манфред фон Макензен. Феноменологическое преподавание химии в 7-м и 8-м классах вальдорфской школы. — М.: Парсифаль. 2003. с.280с.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. М., Просвещение, 2001(1983).-96(157) с.
- Материалы по реформе ср. школы, Петроград, 1915, с. 236
- Менделеев Д.И. Границ познанию предвидеть невозможно—М.: Советская Россия, 1991.-592с.
- Минченков Е.Е. А каков социальный заказ будущей шко-ле.//Газета «1-сентября», приложение Химия № 41,1999
- Минченков Е.Е., Зазнобина Л. С., Смирнова Т. В. Химия: Учебник для 8-го класса средней общеобразовательной школы. М.: Школа Пресс, 1998.
- Минченков Е.Е., Корощенко А. С., Зазнобина Л. С., Журин А. А. Методика обучения химии в 8−9классах.-М.: Школьная Пресса, 2000.-160с.
- Минченков Е.Е., Цветков Л. А., Зазнобина Л. С. Химия: Учебник для 9-го класса средней общеобразовательной школы. М.: Школа Пресс, 1999.
- Минченков Е.Е. и Лисичкин Г.В. Концепция школьного химического образования//Химия в школе. 1993.№ 6. с.2−8.
- Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. Изд. Знание. М., 1979. 466 с.
- Москвин С.А. Чтобы разгорелась искра познания//Химия в шко-ле.1999 № 1.-с.16−17.
- Немов Р.С. Психология. В трех книгах. Книга 1. Общие основы психологии. М. Владос. 2003.стр. 468
- Николаев Л.А. Химия жизни/Пособие для учителей.-М.: Просвещение, 1973−222с.
- НифантьевЭ.Е. и Парамонова Н. Г. прикладные знания в курсе химии: анализ, проблемы, предложения// Химия в школе. 1995.№ 5.с. 15−17.51 .Новиков Д. А. Статистические методы в педагогических исследованиях. М.: МЗ Пресс, 2004.-67с.
- Новошинский И.И., Новошинская Н. С. Химия: пробный учебник для общеобразовательных учебных заведений: 8класс.- Краснодар, 2001.- 160с.
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1998.-939с.54.0ржековский П. А. Два притопа, три прихлопа", или почему мы при обучении химии стали так много играть. // Химия методика преподавания в школе № 7, 2002, стр. 42−48.
- Пак М. С. Роль и место познавательных заданий в формировании мотивации учения.//Химия в школе. 1999 № 2 с. 15−20.
- Парменов К.Я. Химия как учебный предмет в дореволюционной и советской школе. Изд. Академии педагогических наук РСФСР. Москва 1963.
- Пинкевич А.П. Основы методики естествознания, «Работник просвещения», 1930, издание 9-е, Москва, 272 стр.
- Пинкевич. А.П. Краткий очерк истории педагогики. Изд. 2. — Харьков: Пролетарий, 1930. -347с.
- Пичугина Г. В. Задания для самостоятельной работы по курсу прикладной химии//Химия в школе. 1997.№ 3.с.29−31.
- Пичугина Г. В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни-М.: АРКТИ, 1999.-136с.
- Пичугина Г. В. Прикладная направленность изучения химии: от теории к практике.// Химия в школе.1997.№ 1.с.50−54.
- ПодласыйИ.П. Педагогика. М.: изд-во Владос., 2000, кн. 1 с. 351−363.
- Полюсин B.C. О связи химии с жизнью.//Химия в школе. 1986,№ 1, с.46−48.
- Рабочая книга школьного психолога. Под.ред. И. В. Дубровиной, -М. .-Просвещение, 1991
- Райков Б.Е. Методика и техника ведения экскурсий. — второе издание переработанное и дополненное, Издательство «Время», Петербург, 1922, 128 с.
- Райков Б.Е. Методика и техника экскурсий. 4-е издание — Москва-Ленинград, 1930. 116 с.
- Регуш Л.А. Прогнозирование как познавательная способность личности. Проблема развития познавательных способностей.-Л.:ЛГПИ, 1985.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946. 704 с.
- Сгибнева Е.П., Скачков А. В. Современные открытые уроки химии 8−9классы.- Ростов н/Д: Изд-во Феникс, 2002.-30с.
- Симонов В.П. Урок: планирование, организация и оценка эффективности. Авторское издание.-М., 2006.- стр 66−67 (187с.).
- Сиротюк А.Л. Психофизические основы обучения школьников: Учебное пособие. -М.: ТЦ Сфера, 2007.-224с.
- Соловьев Ю.И., Трифонов Д. И., Шамин А. Н. История химии. Изд. Просвещение. Москва. 1984.
- Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук/ под общ.ред.д-ра филос. наук, проф. В. В. Миронова.-М.: Гардарики, 2007.-639с.
- Степин Б.Д., Аликберова Л. Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии.-М.: Дрофа, 2006.-43Ос.
- Тарасова А.В. Экскурсии по химии на промышленные предприятия. Йошкар-Ола Министерство просвещения РСФСР Марийский государственный педагогический институт им. Н. К. Крупской. 1970. с 56.
- Титова И.М. Обучение химии. Психолого-методический подход. С.-Пб.: КАРО, 2002, стр.46
- Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования: Методические рекомендации для учителей и школьных психологов / Лукьянова М. И., Калинина Н. В., Ульяновск ИПКПРО 1998, 62 е.,
- Фадеев Г. Н., Злотников Э. Г. Школа время реформ //Химия. Еже-нед.прилож. к газете «Первое сентября» № 35,№ 47, 1999.
- Федльман Ф.Г., Рудзитис Г. Е. Химия. Учебник для 9 класса средней школы.- М.: Просвещение, 1992.- 175с.
- Фигуровский Н.А. Дмитрий Иванович Менделеев. Биографический очерк.- М.Изд.Академии Наук СССР, 1961.- 315с.
- Фоллмер Г. Эволюционная теория познания. К природе человеческого познания//Культура и развитие научного зна-нич.М., 1991.С.141
- Фримантл М. Химия в действии. В 2-х ч.Ч.1:Пер.с анг.-М.: Мир, 1998−528с.
- Фримантл М. Химия в действии. В 2-х ч.Ч.2:Пер.с анг.-М.: Мир, 1998−620с.
- Химия: Неорганическая химия: 8−11классы: Книга для учителя.-М.: Издательство «Первое сентября», 2003 .-296с.
- Ходаков Ю.В., Эпштейн Д. А., Глориозов П. А. Неорганическая химия. Учебник для 7−8 классов. М.: Просвещение, 1986. — 238с.
- Ходаков Ю.В., Эпштейн Д. А., Глориозов П. А. Преподавание неорганической химии в средней школе. Методическое пособие для учителей.-М., «Просвещение», 1975−416с.
- Цветков Л.А. Общая методика обучения химии.- М.: Просвещение, 1982−222с.
- Цветков Л.А. Эксперимент по органической химии в средней школе. Методика и техника. Пособие для учителей.-М., «Просвещение», 1973−286с.
- Шаповаленко С.Г. Методика обучения химии. -М.: Учпедгиз, 1963 .-667с.
- Шаповаленко С.Г. Связь изучения основ наук с жизнью и производительным трудом учащихся. Москва. 1961.
- ШипареваГ.А. Домашний эксперимент по химии как средство формирования мотивации к учению предмета./ Автореферат дисс.канд.пед.наук-М.2001 -16с.
- Шукайло А. Д. Тематические игры по химии. 8-йкласс. Методическое пособие для учителя.-М.: ТЦ Сфера, 2004.-96с.
- Шульга Т.И., Пепеляева К. И. Возрастная психология. Часть2. Характеристика возрастов. Учебное пособие. — М.: Издательство МГОУ, 2007.-86с.
- Щукина Г. И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. М., 1984. 176 с.
- Щукина Г. И. «Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся». Москва, «Педагогика», 1988, С. 43
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: книга для учителя. М.: Просвещение, 1986 — 668с.
- Muammer Calik, Alipasha Ayas. A cross-age study on the understanding of chemical solutions and their components. International Education Journal, 2005, 6(1), 30−41.