Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Разработка уточненного метода расчета композитных упругих элементов на стадии проектирования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Испытания композитов достаточно сложная задача, поскольку стандарты для сталей не могут быть использованы для оценки механических свойств реальной конструкции. Испытывая стандартные небольшие образцы нет возможности учесть масштабный эффект (эффект абсолютного размера), «scale effect», который имеет решающее значение при определении механических свойств элементов из КМ. Как было сказано, материал… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Основные эффекты применения КМ в объектах машиностроения
    • 1. 1. Общая таблица эффектов и объектов. Банк знаний «Инженерная механика д композитов»
    • 1. 2. Примеры применения КМ в различных отраслях
    • 1. 3. Упругие элементы из КМ: рессора, лук, торсион
  • Глава 2. Рациональное проектирование профилированных однолисговых рессор
    • 2. 1. Инженерный подход к расчету рессор
    • 2. 2. Степенные законы изменения геометрии
    • 2. 3. Общин случай построения упругой линии
    • 2. 4. Общий коэффициент снижения массы
    • 2. 5. Влияние прямоугольных концевых участков на коэффициент формы
  • Глава 3. Учет влияния рашриентации волокон на упругие свойства ^ профилированных рессор
    • 3. 1. Основы теории анизотропной упругости
    • 3. 2. Методы усреднения модуля упругости для разориентированных волокон
    • 3. 3. Расчет прогиба балки с переменным по длине модулем упругости. Сравнение с ^ инженерным подходом
  • Глава 4. Механизмы и критерии разрушения волокнистых композитов при ^ различных видах нагружения
    • 4. 1. Два критерия прочности для однонаправленного и ортогонально армированного ^ композита. Оптимальный угол малой разориентации
    • 4. 2. Силовой критерий расслоения при изгибе
    • 4. 3. Силовой критерий расслоения при кручении
    • 4. 4. Энергетическое условие расслоения при изгибе
    • 4. 5. Энергетическое условие расслоения при кручении
    • 4. 6. Энергетическое условие расслоения при совместном действии изгиба и кручения
    • 4. 7. Схема проверки прочности рессоры по разным критериям
  • Глава 5. Экспериментально-технологические проблемы создания ^ стеклопластпковых рессор
    • 5. 1. Длительная релаксация рессоры
    • 5. 2. Испытания на ползучесть
    • 5. 3. Тсхнология создания балки с постоянной площадью поперечного сечения
    • 5. 4. Оправка с изменяемой геометрией
    • 5. 5. Проблемы крепления композитных деталей

Разработка уточненного метода расчета композитных упругих элементов на стадии проектирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Композиционные материалы (КМ) перестали быть материалами будущего — они настоящее. Нет ни одной области техники и не только техники (наравне с машиностроением композиты применяются также в строительстве, медицине, для изготовления спортинвентаря, и т. д.), где не нашлось применения для волокнистых композиционных материалов. Наиболее широко композиты применяются для изготовления панелей, оболочек, деталей каркаса различных конструкций, то есть в элементах, не несущих значимую нагрузку. При использовании КМ в силовых деталях перед инженером-проектировщиком сразу возникает ряд вопросов: о методах расчета и испытаний, о технологии изготовления и методах крепления, решить которые традиционными «металлическими» способами не представляется возможным.

Стоимость производства детали из КМ (на настоящем производственном этапе) выше стоимости металлического аналога, поэтому эффективность применения композитов может быть достигнута решением некой принципиальной технической задачи: упрощение конструкции, снижение габаритов упругого элемента, обеспечение нехрупкости изделия и т. п.

Создание детали одновременно с материалом — вот основное преимущество волокнистых композитов (угле-, стекло-, боро-, органопластики) перед традиционными конструкционными материалами (учиться у живой природы — главный лозунг инженера-композитчика). Пока это правило применимо в большей степени для изделий простой формы: композитные трубы различного назначения, стержни, балки: материал-изделие изначально формуется для лучшего сопротивления заданным нагрузкам, и наибольшая прочность закладывается по линиям наибольших напряжений.

Следует отметить основные особенности проектирования изделий из волокнистых композитов^ и задел, созданный в этой области отечественными и зарубежными учеными:

Широкие возможности варьирования геометрическими размерами элемента конструкции при изготовлении. При производстве деталей из КМ не нужно сложных и тяжелых штампов, оправок, дробеструйных обработок и т. д. Технологические особенности изготовления деталей из композиционных материалов показаны в работах Цыплакова О. Г. 71], Буланова И. М., Воробья В. В. [12].

Современная технология позволяет создавать из волокнистых КМ балки (рессоры) различного сечения и формы, что открывает новые возможности при проектировании силовых элементов конструкций. Проектированием композитных силовых элементов занимались Анин Б. Д. [2], Гордон Дж. [19], Непершин Р. И. [30], Парцевский В. В. [34].

Касательные напряжения в металлических рессорах практически не учитываются — незачем, но проведенные эксперименты на рессорах из КМ показывают, что для них наиболее вероятно именно расслоение или расщепление, то есть разрушение от касательных напряжений. Работы по расчету упруго-прочностных характеристик и по критериям прочности волокнистых композитов велись Алфутовым Н. А. 3], Ашкенази Е. К. 4], Баженовым С. Л. 7], Болотиным В. В. [11], Васильевым В. В. [14, 15], Георгиевским В. П. [17], Немировским Ю. В. [28, 29], Полиловым А. Н. [37, 40, 47], Савиным Г. Н. [59], Тарнопольским Ю. М. [24] и другими авторами.

Технология изготовления элементов из КМ неразрывно связана с условиями эксплуатации. Мы создаём не из материала конструкцию, не подбираем материал для конструкции в справочниках, а создаём и конструкцию, и материал одновременно, то есть свойства материала создаваемого элемента должны наиболее полно удовлетворять условиям работы. В частности для рессор мы должны не только удовлетворить условию прочности вдоль рессоры, но и обеспечить достаточную прочность 4 на расщепление. Методам оптимизации и рационализации армирования композитных материалов посвящены работы Бабича Д. В. [6], Баничука Н. Б. [8], Победри Б. Е. [35], Цыплакова О. Г. [72] и др.

Испытания композитов достаточно сложная задача, поскольку стандарты для сталей не могут быть использованы для оценки механических свойств реальной конструкции. Испытывая стандартные небольшие образцы нет возможности учесть масштабный эффект (эффект абсолютного размера), «scale effect», который имеет решающее значение при определении механических свойств элементов из КМ. Как было сказано, материал и конструкция создаются одновременно, по логике вещей надо испытывать нетолько образцы, но и конструкцию в целом. Механикой разрушения и методами испытаний волокнистых композитов занимались Ванин Г. А. 13], Милейко С. Т., Полилов А. Н. [42,44], Черепанов Г. П. [73].

Создание эффективных мест крепления композитных элементов к другим элементам конструкции — сама по себе очень важная и сложная задача, здесь невозможно обойтись стандартными методами, применимыми к «обычным» конструкционным материалам. Работы по концентрации напряжений в композитах отражены в трудах Лехницкого С. Г. [25], Немировского Ю. В. [29] и др.

Данная работа посвящена уточнённому методу расчета самого популярного упругого элемента транспортных средств — рессоры. Рессоры в современной технике применяются достаточно широко: от грузовых, легковых, специальных автомобилей и автобусов до лёгких самолётов и снегоходов: рессорные подвески и рамная конструкция являются основными атрибутами колёсной техники (как отечественной, так и заграничной), работающей в тяжелых условиях, а для отечественной — всей техники грузоподъёмностью выше полутора тонн.

Широкое применение подвески с листовыми рессорами в автомобильном транспорте объясняется простотой её конструкции и эксплуатации. Одним из основных недостатков рессор является большая масса, которая обусловлена 5 тем, что накапливаемая в ней энергия деформации на единицу объёма металла в несколько раз меньше чем в элементах другого типа. Здесь хорошо видна актуальность работы: снизить массу рессоры и одновременно сохранить накопленную упругую энергию. Применение КМ позволяет также улучшить коррозионные свойства. Для машин, работающих при низких температурах (условия Крайнего Севера), решающую роль играет нехрупкость, практическая нечувствительность прочности КМ к низким температурам даже при наличии конструкционных или эксплуатационных концентраторов напряжений типа отверстий или трещин.

В работе рассмотрены следующие вопросы, связанные с проектированием композитных упругих элементов, в частности профилированных рессор:

1. Возможность изменения формы рессоры без снижения механических характеристик, и расчет для произвольной формы.

2. Разориентация волокон при формовании, откуда вытекает задача об учете изменения модуля упругости. Усреднение механических характеристик по длине — есть элемент новизны, в известной нам литературе похожих вещей нет.

3. Учет особых механизмов разрушения композитной рессоры.

4. Критерии прочности для однонаправленных и ортогонально армированных волокнистых композитов, нахождение оптимального угла разориентации.

5. Экспериментальные методы для проверки механических характеристик рессор.

6. Техно логические принципы создания оправок с изменяемой геометрией.

В работе 5 глав (рис.1), где последовательно изложены вопросы, с которыми сталкивается инженер-проектировщик, занимающийся созданием композитных силовых элементов, и предложены методы их решения. Особое внимание уделено изучению влияния разориентации на упруго-прочностные б свойства стеклопластиковой рессоры. Предложены методы осреднения модуля упругости. Рассмотрены механизмы разрушения рессор и критерии прочности волокнистых композитов. Приведены результаты и обработка проведённых экспериментов. Даны предложения по технологии изготовления. в Главе 1 приведены историческая справка применения КМ в различных отраслях машиностроения, примеры решения принципиальных задач, анализ применения композитов в силовых элементах;

Глава 2 посвящена анализу основных эффектов применения КМ в рессорахв 3-й Главе рассмотрены методы усреднения упругих характеристик рессоры, зависящих от угла укладки волокон (угол разориентации), который, в свою очередь, меняется из-за профилированияв Главе 4 проведена оценка снижения прочности из-за разориентации волокон в рессоре, рассмотрены эффекты, обнаруженные при стандартных видах испытаний композитов, и критерии, позволяющие описать зависимости прочности от размеров образцов и структуры армирования;

5-я Глава посвящена экспериментальным и технологическим аспектам создания стеклопластиковых рессор. в приложениях приведены примеры проектного расчета некоторых вариантов упругих элементов.

Основные Рациональное эффекты проектирование применения профилированных.

КМ рессор Эффекты и I объекты.

Примеры — применения.

Упругие элементы.

Инженерный подход.

• Изменение геометрии.

Общио случаи расчета.

Обций коэффициент снижения ыассь!

Влияние концов.

Влияние разориентации волокон на упругие свойства [.

Анизотропная теория упругости.

Метода усреднения модуля упругости.

Прогиб с переменным модулем.

Критерии Экспериментально-прочности технологические волокнистых КМ проблемы создания рессор из КМ.

Механизмы разрушения Длительная релаксация Критерии прочности для .ПЯ" 3^!®-?7!;

Оправка с изменяемей однонаправленных и ортогонально армированных КМ.

Энергетические и силовые кри-ерии разрушения рессор юометриеи Проблемы крепления.

Рис. 1. Структура диссертационной работы.

Выводы:

1. Композитные рессоры имеют значительные преимущества перед металлическими аналогами как накопители упругой энергии.

2. Разработанный метод проектного расчета позволяет учитывать изменение упругих свойств и механизмы разрушения КМ в случае разориентации волокон в профилированных элементах конструкций.

3. Уточнение расчета за счет переменного модуля на профилированном участке даёт поправку ~2% к прогибу, т. е. изменение модуля при длине профилированного участка менее трети рессоры можно не учитывать вовсе.

4. Предложенные линейные критерии для однонаправленного и ортогонально армированного пластиков позволяют с достаточной точностью оценить прочность композитных элементов с различными углами укладки волокон.

5. Разработанное приспособление показывает простоту получения изделий сложной формы из композитных материалов.

6. Стеклопластик сохраняет свои упруго-прочностные характеристики при длительном (многолетнем) нагружении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Работа посвящена самому простому и одновременно самому массовому элементу, применяющемуся в современных автомобильных конструкциях — рессоре. Задача решается в упругой постановке, но, несмотря на кажущуюся простоту, применение волокнистых композиционных материалов существенно усложняет в задачу.

Опыт автора показывает, что иногда инженеры не до конца понимают основ проектирования композитных элементов, например, стремление при помощи композитов получить полный аналог металлической рессоры приводит к тому, что создаются многолистовые композитные рессоры с изотропными листами — как следствие они не выдерживают заданного количества циклов: многолистовые композитные рессоры разработанные компанией «АВТОРОС» выходили из строя, отработав менее 2 ООО (на два порядка меньше требуемого) из-за выкрашивания материала в месте контакта листов. Комплексный подход к проектированию деталей из волокнистых композитов исключает ошибки подобного рода.

В работе доказано, что нужно стремиться к однолистовому исполнению композитной рессоры, именно в таком варианте наиболее полно реализуются все преимущества волокнистых композитов.

В работе, на основе: критериев прочности, учитывающих особые механизмы разрушения, исследования изменения свойств в зависимости от ориентации волокон, применения современных технологий производства КМ представлен уточненный проектный расчет композитной рессоры. Предложенная в работе схема проектирования композитных элементов на примере листовой рессоры не претендует на применимость во всех типах элементов, но расположение волокон по линиям наибольших напряжений представляется рациональным для любых видов конструкций. Такой способ проектирования композитных элементов позволит избежать ошибок, присущих «металлическому» подходу.

В работе показано, что в расчете рессор (балок) с разориентацией волокон менее 5° можно не учитывать изменение модуля упругости (ошибка ~5%), поскольку влияние этого на эксплуатационные характеристики минимально (увеличение прогиба ~2%). При угле малой разориентации порядка 7° наблюдается незначительное падение прочности в продольном направлении и заметное увеличение в поперечном.

Проведённые автором эксперименты доказывают нечувствительность модуля упругости стеклопластика к длительному нагружению.

Применение пултрузионной технологии с последующим формованием позволяет получать малую разориентацию, не ухудшающую свойств, но исключающую опасность расслоения и расщепления рессоры.

На основании проведенных экспериментальных и теоретических исследований разработана уточненная комплексная методика проектного расчета композитных упругих элементов, которая позволяет учитывать изменение упругих свойств и механизмы разрушения КМ в случае разориентации волокон в профилированных упругих элементах конструкций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Х., Малахов А. И., Фуфаев JI.C. Новые материалы в технике. — М.: Высшая школа, 1968. 368 с.
  2. .Д., Каламкаров A.J1., Колпаков А. Г., Партон В. З. Расчет и проектирование композиционных материалов и элементов конструкций. — Новосибирск: «Наука», Сибирская издательская фирма, 1993. -256 с.
  3. H.A., Зиновьев П. А., Попов Б. Г. Расчет многослойных пластин и оболочек из композиционных материалов. — М. МАШИНОСТРОЕНИЕ, 1984.-264 с.
  4. Е.К. Анизотропия строительных материалов. -Ленинград, Машиностроение, 1969 112 с.
  5. С.И., Суворова Ю. В., Мосин A.B. Оценка долговечности геосинтетического материала//Проблемы машиностроения и автоматизации. 2008. — № S1. — С.79. .83
  6. Д.В. О рациональном армировании работающих на сжатие оболочек//Механика композиционных материалов. — 1991. № 1. — С.157. 160
  7. СЛ., Берлин A.A. Два механизма разрушения однонаправленного углепластика при сжатии//Докл. РАН. — 2001. № 2, С. 187.190
  8. Н.Б., Кобелев В. В., Рикардс Р. Б. Оптимизация элементов конструкций из композитных материалов—М. Машиностроение, 1988.-224с.
  9. Е.И., Дмитрович A.M., Ложечников Е. Б. Новые материалы в технике. — Минск, Изд. Беларусь, 1971. — 176 с.
  10. В.В., Новичков Ю. Н. — Механика многослойных конструкций. — М.: Машиностроение, 1980 г. — 375с.
  11. И.М., Воробей В. В. Технология ракетных и аэрокосмических конструкций и композитных материалов. Учебник для Вузов. -М.: МГТУ им. Баумана, 1998. -516 с.
  12. Г. А., Король Е. З., Маркачев Н. Б., Мельшанов А. Ф., Николаев В. П., Погарский М. В., Подлипчук М. Е., Полилов А. Н., Соколовский С. В. Научно-методический сборник. НТП — 4 92. Под.ред. Гусенкова А. П. — М.: МНТК «Надёжность машин», 1992. — 247 с.
  13. В.В. Механика конструкций из композиционных материалов. — М.: Машиностроение, 1988. — 268 с.
  14. В.В., Хазиев А. Р. Оптимальное проектирование слоистых композите в//Механика композиционных материалов и конструкций. 2009. — том 15. — № 1. — С.З. 17
  15. A.C. Современные концепции применения композитных материалов в летательных аппаратах и двигателях//Механика композитных материалов. 2005 — № 6. — С. 1049. 1056
  16. В.П. Метод прогнозирования несущей способности машиностроительных конструкций выполненных из композиционных материалов. Проблемы машиностроения и надежности машин. — 2005. № 4. — С.87.91
  17. Г. В., Шашков Д. П. Композиционные материалы. Учебное пособие. М.: Изд-во МАДИ, 2003. — 58 с.
  18. Дж. Почему мы не проваливаемся сквозь пол (перев. с анг. С. Т. Милейко, под ред. Ю.Н. Работнова). М.: «Мир», 1971.-272 с.
  19. Г. М., Жигун И. Г., Поляков В.А, Михайлов В. В. Факторы, влияющие на прочность при сжатии слоистых композитов и способы ее повышения//Механика композиционных материалов. — 1990. — № 1. — С.52.60
  20. А.П., Лютцау В. Г., Махутов H.A., Полилов А. Н., Рыбак Т. И. Под редакцией академика К.В.Фролова. Научно-технический прогресс в машиностроении. Выпуск № 26. Композиционные материалы для сельскохозяйственного машиностроения. — М., 1990. 192 с.
  21. П.Г., Рассоха A.A. Изменение углов между волокнами при формовании изделий из неотвержденных композитных материалов//Механика композиционных материалов. — 1991. — № 1. -С.138.142
  22. Я.С. Оптимизация структуры композиционного материала панелей летательных аппаратов при ограничениях по прочности, устойчивости и прогибу//Проблемы прочности. — 2004. — № 6. С. 33. .47
  23. Композиционные материалы, справочник под редакцией Васильева В. В., Тарнопольского Ю. М. — М.: Машиностроение, 1990. 510с.
  24. С.Г. Теория упругости анизотропного тела. М.: Наука, 1977.-415 с.
  25. В.Г., Махутов H.A., Полилов А. Н. Проблемы и перспективы применения композитных материалов в машиностроенш{//Машиноведение. — 1988 — № 2. С.З. 11
  26. Ю.В., Резников Б. С. О механизме разрушения армированных балок при изгибе. 1. Разрушение от сдвига// Механика полимеров. 1973. — № 4 — С. 698. 709
  27. Ю.В., Резников Б. С. Разрушение армированных пластин с вырезами//Механика композитных материалов. — 1980 — № 3. — С.489.499
  28. Р.И., Клименко В. В. Оптимальное проектирование некоторых элементов конструкций автомобиля из волокнистых полимерных композитов//Машиноведение. — 1986. № 6 — С. 43 .51
  29. П.М., Ломакин В. А., Кишкин Б. П. Механика полимеров. М.: Изд. МГУ. — 1975. — 528 с.
  30. А.Н. Геосинтетические материалы, их классификация, свойства и приложения//Проблемы машиностроения и надежности машин. -2002. — № 3. С. 79.85
  31. И.Г. Автомобильные листовые рессоры М.: Машиностроение, 1978.-232с.
  32. В.В. Расслоение композитных пластин при изгибе//Механика композиционных материалов. 1990. — № 6. -С.1047.1050
  33. .Е. Механика композиционных материалов. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 336 с.
  34. М.В. Выбор формы профиля трубчатой конструкции из однонаправленного композита//Механика композиционных материалов. -1991.-№ 1.-С.113.118
  35. А.Н. Схема предразрушения композитов около отверстий//Изв. АН СССР. Механика твердого тела. — 1982. № 3. -С.110.117
  36. А.Н. Схема расчета прочности косоугольно армированных композитов при плоском напряженном состоянии//Механика композитных материалов. 1980. — № 2. — С.221. .226.
  37. А.Н. Объяснение масштабного эффекта на основе энергетического критерия разрушення//Изв. АН СССР. Механика твердого тела. 1984. — № 1. -С. 106. 110
  38. А.Н. Торможение трещины поверхностью раздела//Изв. АН СССР. Механика твердого тела. 1974. -№ 1. — С.68.72
  39. А.Н., Бузников Ю. Н. Рост расслоений в углепластиках при кручении//Машиноведение — 1984. № 3. — С.66. .70
  40. А.Н., Погарский М. В. Особенности разрушения, однонаправленных композитных элементов при крученииУ/Проблемы машиностроения и надёжности машин. 1991. — № 2. — С.48. .55
  41. А.Н., Работнов Ю. Н. О разрушении композитных труб по форме «китайского фонарика»//Механика композитных материалов. — 1983.-№ 3.-С.548.550
  42. А.Н., Работнов Ю. Н. Развитие расслоений при сжатии композитов/,''Изв. АН СССР. Механика твердого тела. — 1983. — № 4. -С.166.171
  43. А.Н., Работнов Ю. Н. Разрушение около боковых выточек композитов с низкой сдвиговой прочностью. Изв. АН СССР. Механика твердого тела. — 1976. -№ 6. С. 112.119
  44. А.Н. Сопротивление расслаиванию однонаправленных композитов//Машиноведение 1978. — № 5. — С.74. .78
  45. А.Н., Степанычев Е. И. Влияние концентрации напряжений на прочность ортогонально армированных пластиков//Машиноведение. — 1975. — № 1. С. 70.74
  46. А.Н., Стрекалов В. Б. Введение характерного размера для описания масштабного эффекта в условиях концентрации напряжений в композитах//Проблемы прочности. 1984. -№ 12. — С.62.66
  47. А.Н., Погарский М. В. Параметры повреждённости и повреждаемости для описания масштабного эффекта прочности композитов около отверстий//Машиноведение. — 1990. — № 2. — С.65. .71
  48. А.Н., Погарский М. В. Равнопрочная геометрия многозвенных трубчатых конструкций из однонаправленного композита//Механика композитных материалов. — 1990. № 5. — С.884. .890
  49. А.Н. Критерий разрушения поверхности раздела в однонаправленных композитах//Известия АН СССР. Механика твёрдого тела, 1.978. -№ 2, — С. 116. 119
  50. А.Н., Татусь Н. А. Использование опыта работы с композитными материалами для обеспечения их применения в автомобильной технике. Сборник трудов IV Российской выставки «Изделия и технологии двойного назначения». — М., 2003. — С. 121. 128
  51. А.Н., Татусь Н. А., Полилов JI.A. Основные объекты и эффекты применения композитов в автомобилестроении//Промышленный транспорт XXI век. 2007. — № 5/6. — С.36. .42
  52. А.Н., Хохлов В. К. Критерий межслойной прочности композитов при поперечном изгибе//Машиноведение.-1977—№ 3—С.56.59
  53. А.Н., Хохлов В. К. Расчётный критерий прочности композитных балок при изгибе//Машиноведение. 1979. — № 2. — С.53.57
  54. А.Н. Этюдные задачи механики композитов. М.: Изд-во УНИКтУМ ИМАШ. — 2004. — 172 с.
  55. Руководство по применению полимерных материалов (пенопластов, геотекстилей, георешеток, полимерных дренажных труб) для усиления земляного полотна при ремонте пути. — М.: ИКЦ «Академкнига». -2002.- 110 с.
  56. Г. Н. Механика деформируемых твердых тел. Избранные труды. — Киев: Наукова думка. — 1979. — 468 с.
  57. В.Н. Спецглавы механики конструкций. Учебное пособие. -М.: МГИУ, 2003. 144с.
  58. Справочник по композиционным материалам (Handbook of composites), в двух книгах, под редакцией Дж. Любина, перевод с английского. -М.: Машиностроение. — 1988. — 448с., 580с.
  59. Е.И. Особенности механических испытаний элементов конструкций и деталей машин из композиционных материалов с полимерной матрицей. Учебное пособие. — М., 1982. 80с.
  60. A.B., Асеев A.B., Сисаури В. И. Полимерные композиты перспективные строительные материалы XXI века//Строительныематериалы, оборудование, технологии. — 2003. — № 12. — С.20. .23
  61. И.Г., Сибгатулин Э. С. Критерий разрушения для многослойных пластин и оболочек//Механика композиционных материалов. 1990.-Ш.-С.74.79
  62. .Н. Древесиноведение с основами лесноготовароведения. Изд. 3 переработанное и дополненное. — М.: Изд-во
  63. Московского государственного университета леса. — 2002. — 338 с.
  64. A.A., Вавакин A.C., Мансуров P.M., Степанов Л. П., Малинин Н. И. Критерий прочности стеклопластика с косослойным армированием//Механика композитных материалов. 2004. — № 6. — С.1005. 1011.
  65. А.И., Новцов A.M., Валеев Н. Х., Тимофеев Н. Е., Беляков A.B. Свойства композиционных материалов. Справочное пособие. -Казань: Изд-во КГТУ. 2000. — 110 с.
  66. Ю.В. Упруго-пластические свойствакомпозиционного материала армированного в двух направлениях.
  67. Математическое моделирование и краевые задачи. Труды 12 Межвузовскойконференции. — Самара: Изд-во СамГУ. — 2002. — С.203.206 121
  68. О.Г. Основы формования стеклопласта ковых оболочек. — М.: Машиностроение. — 1968. — 176с.
  69. О.Г. Конструирование изделий из композиционных волокнистых материалов. — Л.: Машиностроение. — 1984. — 140с.
  70. Г. П. Механика разрушения композитных материалов. М.: Наука. — 1983. — 296 с.
  71. М.М., Тозантеяни X., Омиди М. Д. Влияние ориентации волокон и формы поперечного сечения композитных труб на поглощение энергии при осевом динамическом нагружении-УМеханика композиционных материалов. 2009. — том 45. — № 6. — с. 821. .834
  72. Boyles Charles М. Designer materials. Cutt. Tool Eng. 2002. V. 54, № 3, p. 46.50
  73. Cook J., Gordon J.E. A mechanism for the contiol of crack propagation in all-brittle systems//Proc.Roy.Soc.Sec.A., 1964, Y. 282, № 1391, p.132.144
  74. Hu Xiao-Zhi. An asymptotic approach to size effects on fracture toughness and fracture energy of composites//Eng. Fract. Mech. 2002. V. 69, № 5. p.555.,.564
  75. Kim Patrick, Toll Stefan. Stress spectra and the effective elastic and viscoelastic properties of unidirectional composites under transverse loading//J. Compos. Mater. 2000. V. 34. № 17. p. 1418.1436
  76. Lee O. S., Kim G. H. Thickness effects on mechanical behavior of a composite material and polycarbonate in split Hopkinson pressure bar technique//Mater. Sci. Lett. 2000. V. 19. № 20, p. l805. 1808
  77. Lenci Stefano. Elastic and damage longitudinal shear behavior of highly concentrated long fiber composites//Meccanica (Netherlands) 2004. V 39. № 5. p.415.,.439
  78. Liao Kin, Reifsnider Kenneth L. A tensile strength modern for unidirectional fiber reinforced brittle matrix composite/Ant. J. Fract. 2000.V. 106. № 2. p. 95.115
  79. New composites might be the strongest yet//Amer. Mach. 2004. V. 148, № 7, p 22.24
  80. Noda Naoaki, Nisitano Hironubu, Takase Yasushi, Takeuchi Kenichiro. Определение усредненного модуля упругости композита//Тгаш. Jap. Soc. Mech. Eng. A. 2001. V. 67. № 655, p 173. 178
  81. Oksman Kristina. Mechanical properties of natural fibre mat reinforced thermoplastic//Appl. Compos. Mater. 2000. V. 7, № 5−6, p. 403.414
  82. Rovira Juan, Ivorro Salvador, Rovira Joaquin. Construction of a tower with pultruded FRP composites//J.Int. Assoc. Shell and Spat. Struct. 2004, V. 45. № 2. p. 109. 117
  83. Vaidya Uday K. Multi-functional sandwich composites conference on smart materials, structures and systems//Proc. SPIE.2003. 5062. part 2, p.621.628
Заполнить форму текущей работой