Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов в области вычислительной техники на основе модульно-информационной технологии обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая значимость исследования состоит: в уточнении понятия «профессиональная компетентность» специалиста в области вычислительной техники, которая рассматривается как интегративное личностно-деятельностное свойство специалиста и представляет собой сбалансированное сочетание профессиональных компетенций и сформированной профессиональной позиции, обеспечивающие выполнение им собственных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в области вычислительной техники на основе модульно-информационной технологии обучения
    • 1. 1. Проблема формирования профессиональной компетентности в системе профессионального образования
    • 1. 2. Становление и развитие компьютерного автоматизированного тестирования как одного из наиболее эффективных средств контроля, измерения и оценки учебных достижений
    • 1. 3. Модульно-информационная технология обучения
  • Выводы по первой главе

Глава 2. Организация и методика экспериментальной работы по формированию профессиональной компетентности будущих специалистов в области вычислительной техники на основе модульно-информационной технологии обучения.

2.1. Модель формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в области вычислительной техники на основе модульно-информационной технологии обучения.

2.2. Реализация модели формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в области вычислительной техники на основе модульно-информационной технологии обучения.

2.3. Оценка и анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

Выводы по второй главе.

Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов в области вычислительной техники на основе модульно-информационной технологии обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Новые ориентиры и условия, сформировавшиеся в российской экономической и политической жизни, необходимость повышения конкурентоспособности отечественного профессионального образования с учетом нарастающей глобальной конкуренции, изменившиеся требования к характеру подготовки кадров в области вычислительной техники и автоматизированных систем требуют более тщательного рассмотрения и анализа проблемы формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в области вычислительной техники (специалистов техников).

Технологические знания устаревают каждые 1,5 года, при этом наблюдается устойчивая положительная динамика этого процесса. При сохранении традиционных образовательных технологий к окончанию обучения в среднем специальном образовательном учреждении знания выпускника технической специальности будут в значительной мере неактуальными, что существенно снижает конкурентоспособность выпускника на рынке труда.

В соответствии с новыми условиями происходит смена парадигмы профессионального образования на компетентностную, где ориентация образовательного процесса в учреждении профессионального образования должна быть нацелена на формирование и развитие определенного набора ключевых и функциональных компетентностей.

Теперь цели профессионального образования сводятся не к подготовке узких специалистов для конкретной области деятельности, а к развитию личности специалистов в области вычислительной техники, повышению его профессиональной компетентности.

Основные концептуальные положения и научно-теоретические основы профессионального образования разработаны в трудах В. В. Анисимова, И. Л. Бим, О. Г. Грохольской, И. А. Зимней, Г. А. Китайгородской, Е. А. Климова, А. А. Леонтьева, А. К. Марковой, Р.К. Миньяр-Белоручева, А. А. Миролюбова,.

A.M. Новикова, Е. И. Пассова, И. П. Смирнова, Е. В. Ткаченко, И. А. Халеевой, Г. А. Ягодина и др.

Общетеоретические основы применения технологий в сфере образования раскрыты в исследованиях В. П. Беспалько, Ю. С. Брановского, И .Г. Захаровой, Г. А. Ильина, П. И. Пидкасистого, Г. К. Селевко, Д. В. Чернилевского, М. А. Чошанова и др.

Проведенный нами анализ исследований по вопросам формирования профессиональной компетентности специалистов в области вычислительной техники (И.Д. Белоновская, Э. Ф. Зеер, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, М. А. Чошанов, Е. В. Трифонов, И. С. Якиманская, Н. В. Андронова и др.) и ее компонентов свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в области вычислительной техники.

Вместе с тем анализ педагогической, психологической и философской литературы показал, что, с одной стороны, проблема формирования профессиональной компетентности специалистов различных сфер широко рассматривается в научных работах, а с другой стороны, нет научно обоснованных подходов к формированию профессиональной компетентности специалистов в области вычислительной техники.

Анализ современных педагогических подходов к определению сущностных характеристик компетентности специалистов в области вычислительной техники, а также изучение теории и практики ее формирования позволили выявить следующие противоречия изучаемого процесса между: началом разработки новых государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ГОС СПО) на базе компетентностного подхода и отсутствием единого подхода к определению понятия «профессиональная компетентность" — динамикой возникновения инновационных характеристик профессиональной компетентности специалистов в области вычислительной техники и отсутствием единого подхода в определении критериев и уровней сформированности этой компетентностивозросшей потребностью информационного общества и производства в качественной подготовке специалистов в области вычислительной техники и недостаточной разработанностью модели формирования такого высококомпетентного специалистасовременным состоянием профессиональной подготовки студентов технических специальностей в условиях среднего профессионального образования и потребностью будущих специалистов в области вычислительной техники в эффективном формировании его профессиональной компетентности.

В связи с отмеченными противоречиями существует проблема исследования, связанная с отсутствием единого подхода к содержанию понятия «профессиональная компетентность» специалиста в области вычислительной техники, с теоретическим и практическим обоснованием педагогических условий, способствующих формированию профессиональной компетентности специалистов техников.

Вместе с тем можно утверждать, что в педагогической науке сложились теоретические предпосылки для решения обозначенной проблемы.

В исследовании мы опираемся на методологические идеи о соотношении понятий «компетентность» и «компетенция», разработанные в трудах В. И. Блинова, Н. А. Банько, О. М. Мутовкиной, Н. О. Епихиной, И. А. Зимней, А. В. Хуторского и др.

Большое значение при изучении вопроса формирования компетентности имеют исследования М. В. Киргинцева, В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой,.

A.П. Тряпицыной, Ю. Н. Емельянова, Н. В. Яковлевой, Н. С. Розова, И. П. Лотовой, F. Burg, В. Dahme, U. Kohc, I. Borg, М. Muller, Т. Staufenbiel, М. Perlmutter, М. Kaplan, L. Nyquist, Дж. Равенна и др.

Различные аспекты формирования профессиональной компетентности специалистов и ее компонентов рассмотрены в работах Е. И. Мычко, Н. Т. Волкова, Э. Ф. Зеера, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, С. В. Кондратьевой,.

B.А. Кан-Калика, J1.M. Митиной, М. А. Чошанова, Е. В. Трифонова, И. С. Якиманской, Н. В. Андроновой, О. С. Гришечко, В. М. Мындыкану,.

М.Н.Карапетовой, Л. Г. Антроповой, И. Р. Алтуниной, Ю. А. Конева, Л. А. Петровской и др.

Диапазон проблем, связанных с технологическим подходом в образовании, изучением психолого-педагогических аспектов применения компьютеров в процессе обучения, использованием новых информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе, рассматривается в работах А. Г. Асмолова, В. П. Беспалько, Ю. С. Брановского, А. Я. Ваграменко, А. П. Ершова, Г. К. Селевко, М. А. Чошанова, Ю. А. Шрейдера и др.

Наряду с теоретическими сформировались и практические предпосылки, к которым следует отнести Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 годаПриоритетный национальный проект «Образование" — Концепцию системной интеграции информационных технологий в средней и высшей школеперспективный план работы педагогического коллектива ГОУ СПО „Ставропольский колледж связи имени Героя Советского Союза В. А. Петрова“ по проблеме „Управление качеством образования с использованием высокоэффективных педагогических“ и информационных технологий в условиях реализации требований образовательных стандартов нового поколения» на 2009;2014 гг.- проектирование новых учебных планов и примерных программ обучения.

Таким образом, есть все основания утверждать, что педагогическая теория и практика свидетельствуют об актуальной потребности научно-теоретического и практического уточнения содержания понятия «профессиональная компетентность» специалиста в области вычислительной техники, определения педагогических условий, способствующих формированию профессиональной компетентности специалистов в области вычислительной техники (специалистов техников).

С учетом необходимости разрешения выявленных противоречий и сформулированной проблемы исследования была определена тема диссертации — Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов в области вычислительной техники на основе модульно-информационной технологии обучения (на примере дисциплины «Базы данных»).

Объектом исследования является подготовка будущих специалистов в области вычислительной техники в ссузе.

Предмет исследования — процесс формирования профессиональной компетентности специалистов в области вычислительной техники.

Цель исследования — выявить педагогические условия, способствующие формированию профессиональной компетентности специалистов в области вычислительной техники, разработать модель формирования профессиональной компетентности будущих специалистов техников на основе модульно-информационной технологии обучения.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что эффективность формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в области вычислительной техники может быть значительно повышена, если: формирование профессиональной компетентности будущих специалистов в области вычислительной техники рассматривается как одна из целей формирования конкурентоспособного специалиста техникаправильно установлены критерии и уровни сформированности профессиональной компетентности будущих специалистов в области вычислительной техники, с учетом контроля и самоконтроля, диагностики и мониторинга процесса профессионального становления будущих специалистов в области вычислительной техники;

— в образовательном учреждении разработана и внедрена модель формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в области вычислительной техники на основе модульно-информационной технологии обученияпри определении педагогических условий, способствующих эффективному формированию профессиональной компетентности специалистов в области вычислительной техники, учесть оптимальное сочетание форм, средств и методов обучения.

В соответствии с целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Раскрыть содержание понятия «профессиональная компетентность» специалиста в области вычислительной техники;

2. Определить критерии и уровни сформированности профессиональной компетентности будущих специалистов в области вычислительной техники;

3. Разработать модель формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в области вычислительной техники на основе модульно-информационной технологии обучения;

4. Выявить, обосновать и экспериментально проверить совокупность педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования профессиональной компетентности на основе модульно-информационной технологии обучения на примере специальной дисциплины.

Теоретико-методологической базой исследования послужили: на философском уровне: диалектико-материалистический подход в образовательной сфере как концепция развития личности в деятельности (Б.Г. Ананьев, А. П. Аверьянов, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, В. М. Садовский, Э. Г. Юдин и др.) — системно-целостный подход при изучении социальных процессов (Н.М. Борытко, B.C. Ильин, В. В. Краевский и др.) — системный анализ педагогических явлений (С.И. Архангельский, В. Н. Герасимов, В. В. Краевский, Н. В. Кузьмина и др.) — контекстный подход, рассматривающий систему образования как социальную среду для выявления логики педагогического взаимодействия (А.А. Вербицкий, B.C. Леднев, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов, Е. М. Шишова и др.) — на общенаучном уровне: методология педагогических исследований (Ш.А. Амонашвили, Ю. К. Бабанский, В. В. Краевский, А. К. Маркова, В. А. Сластенин и др.) — принцип единства сознания и деятельности (А.В. Брушлинский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — деятельностный подход в практике ориентированных исследованиях (А.Н. Леонтьев, В. П. Беспалько, А. А. Вербицкий, Т. А. Ильина, В. Г. Пищулин, В. А. Сластенин и др.) — системно-деятельностный и контекстный подходы к определению конечных целей профессиональной подготовки специалистов (А.А. Вербицкий, B.C. Леднев, И. Я. Лернер и др.) — компетентностный подход в подготовке специалистов (В.А. Болотов, И. А. Зимняя, О. В. Соколова и др.);

— на конкретно-научном уровне: личностно ориентированный подход в обучении (В.В. Давыдов, И. А. Зимняя, В. В. Сериков, A.M. Маркова и др.) — методы педагогического моделирования (B.C. Безрукова, В. П. Беспалько,.

A.Н. Дахин, Г. А. Лебедева, В. М. Монахов, А. А. Орлов, И. О. Яковлева и др.) — концепции формирования профессиональной компетентности (Н.В. Кузьмина, К. М. Левитан, А. К. Маркова, Л. М. Митина и др.) — идеи и положения, связанные с непрерывным педагогическим образованием (И.Ю. Алексашина, Н. М. Борытко, С. Г. Вершловский, В. В. Горшкова, Ю. Н. Кулюткин, А. Е. Марон,.

B. И. Подобед, Н. К. Сергеев и др.) — на технологическом уровне: педагогическое моделирование образовательных систем (А.А. Андреев, В. П. Беспалько, Ю. К. Бабанский, Н. Ф. Маслова и др.) — исследования в области педагогических технологий (В.П. Беспалько, А. А. Вербицкий, Д. В. Чернилевский и др.) — основные положения методологии педагогики и методики педагогического исследования (Н.И. Загузов, В. В. Краевский, В. И. Загвязинский и др.).

Для достижения цели, решения поставленных задач исследования и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования: методы теоретического анализа (сравнительно-сопоставительное изучение отечественной и зарубежной теории педагогических технологий, критический анализ литературных источников, изучение и обобщение положительного опыта преподавания) — прогностические методы (обобщение независимых характеристик, моделирование педагогического процесса в ссузе) — методы прямого и косвенного наблюдения, самонаблюдениепраксиметрические методы (анализ продуктов деятельности: творческих индивидуальных заданий, рефератов, дипломных работ студентов, методических проектов преподавателей) — метод реконструкции педагогического опытаметоды статистической обработки результатов эксперимента.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлось Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Ставропольский колледж связи имени Героя Советского Союза В. А. Петрова». На разных этапах исследования было охвачено 402 студента специальности 230 105 — Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем.

Экспериментальное исследование проводилось в 2005 — 2009 гг. в три этапа, частично перекрывающих друг друга.

Первый этап (2005 — 2007гг.) — поисково-теоретический — проводился анализ философской, психолого-педагогической, методической, специальной литературы, диссертационных работ, а также нормативно-правовых документов по исследуемой тематике для получения актуальной информации о сущности формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в области вычислительной техники. Была обоснована проблема исследования, определена цель, выдвинута гипотеза, поставлены задачи, программа последующих этапов экспериментального исследования, изучалась модул ьно-информационная технология обучения, способствующая значительно эффективному формированию профессиональной компетентности специалистов в области вычислительной техники, выявлялись педагогические условия ее эффективной реализации. На данном этапе проведен констатирующий эксперимент, целью которого являлось выявление уровня сформированности профессиональной компетентности будущих специалистов в области вычислительной техники колледжа связи.

Второй этап (2006 — 2008гг.) — теоретико-экспериментальный — предполагал продолжение теоретического анализа проблемы совершенствования процесса формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в области вычислительной техники. На данном этапе был проведен формирующий эксперимент, целью которого была реализация процесса формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в области вычислительной техники и выявленных педагогических условий, обеспечивающих успешность его функционирования, выполнялся сопоставительный анализ полученных результатов.

Третий этап (2007 — 2009гг.) — контрольный (завершающий) — проводились обработка, систематизация и оформление результатов педагогического эксперимента.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования определены четкостью исходных методологических принципов и методов познания исследуемого процессаприменением апробированной методики, соответствующей целям, задачам, логике исследованияопытно-экспериментальным подтверждением правомерности теоретических выводов и практических рекомендацийвоспроизводимостью и использованием полученных результатов в педагогической практике ссузов.

Научная новизна исследования заключается в разработке и реализации модели формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в области вычислительной техники на основе модульно-информационной технологии обучения, в которой представлены компетенции специалистов техников, этапы, оптимальные методы, средства и формы обучения для их формирования, с учетом региональных потребностей работодателя, ГОС СПО, задач и возможностей ссуза. Опытно-экспериментальным путем выявлены, обоснованы и апробированы педагогические условия, способствующие формированию профессиональной компетентности будущих специалистов в области вычислительной техники на основе модульно-информационной технологии обучения. Выделены уровни сформированности профессиональной компетентности специалистов в области вычислительной техники, определены критерии сформированности по каждому из видов компетенций, выделенных в исследовании.

Теоретическая значимость исследования состоит: в уточнении понятия «профессиональная компетентность» специалиста в области вычислительной техники, которая рассматривается как интегративное личностно-деятельностное свойство специалиста и представляет собой сбалансированное сочетание профессиональных компетенций и сформированной профессиональной позиции, обеспечивающие выполнение им собственных профессиональных обязанностей, выполняемых в работе с автоматизированными информационными технологиями, средствами операционных систем и сред, языками программирования для построения логически правильных и эффективных программ, с базами данных, в компьютерных сетях и др.- в развитии теоретических основ формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в области вычислительной техникив получении новых знаний в области педагогического проектирования, конструирования и применения в учебном процессе ссуза модульно-информационной технологии обучения, касающихся уточнения и развития методики отбора и структурирования содержания учебного материала, определения диагностических целей обучения, описания дидактического процесса в виде пошаговой последовательности действий обучающего и обучаемых, с целью более эффективного формирования профессиональной компетентности будущих специалистов техников.

Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические положения и выводы создают предпосылки для успешного решения проблемы формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в области вычислительной техники в условиях ссуза и могут быть использованы в этих целях и в других учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования. Используемая на занятиях по дисциплине «Базы данных» в рамках исследования модульно-информационная технология для формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в области вычислительной техники может быть применена для повышения качества профессиональной подготовки обучающихся в системах открытого и дистанционного образования.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Профессиональная компетентность специалиста в области вычислительной техники — интегративное личностно-деятельностное свойство специалиста, которое представляет собой сбалансированное сочетание профессиональных компетенций и сформированной профессиональной позиции, обеспечивающие выполнение им собственных профессиональных обязанностей, выполняемых в работе с автоматизированными информационными технологиями, средствами операционных систем и сред, языками программирования для построения логически правильных и эффективных программ, с базами данных, в компьютерных сетях и др.

2. В качестве критериев, позволяющих фиксировать и анализировать профессиональную компетентность будущих специалистов в области вычислительной техники на каждом уровне ее сформированности, выступают различные способности специалиста, аналогичные выделенным компетенциям в соответствии с основными видами его профессиональной деятельности (общепрофессиональные, эксплуатационная деятельность, проектно-технологическая деятельность, экспериментально-исследовательская деятельность, организационно-управленческая деятельность).

3. Модель формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в области вычислительной техники на основе модульно-информационной технологии обучения своей направленностью и логикой построения обеспечивает условия для самостоятельной постановки цели обучаемым — самоцелеполагания, что и определяет высокую эффективность всей его учебной деятельности. В ее состав интегрируются прикладные программные продукты, базы данных соответствующей предметной области учебного назначения, справочно-информационные системы, электронные учебные пособия, информационные серверы, сетевые практикумы, автоматизированные системы контроля знаний, а также совокупность дидактических средств и методических материалов, всесторонне обеспечивающих и поддерживающих эту модель формирования у студентов специальности 230 105 — Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных системмодель формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в области вычислительной техники на основе модул ьно-информационной технологии обучения, ориентируясь на модель высококвалифицированного выпускника, создает условия для эффективной организации обучения с учетом интересов и способностей обучающихся, т. е. реализации компетентностного подхода в среднем профессиональном образовании.

4. Педагогическими условиями, способствующими более эффективному формированию профессиональной компетентности у будущих специалистов в области вычислительной техники в ссузе, являются: применение модул ьно-информационной технологии обучения, реализованной на основе модели высококвалифицированного выпускника техникаиспользование своевременной и качественной диагностики и мониторинга сформировавшегося уровня профессиональной компетентности у студентов технической специальностицеленаправленное управление познавательной деятельностью обучающихся не только на учебных занятиях, но и во время их самостоятельной работы с использованием модульно-информационной технологии обучения для формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в области вычислительной техникииспользование в ссузе технологической инфраструктуры для применения в процессе обучения модульно-информационной технологии и информационной продукции учебного назначения.

Апробация результатов исследования. В процессе диссертационного исследования основные положения и выводы научной работы публиковались в научно-методических журналах, среди которых «Среднее профессиональное образование» (Москва, 2008), «Вестник Ставропольского государственного университета» (Ставрополь, 2009), включенные в перечень ВАК РФдокладывались, обсуждались и были одобрены на Международных научно-практических конференциях: «Актуальные вопросы методики преподавания математики и информатики» (Биробиджан, 2008), «Актуальные проблемы информатики и информационных технологий» (Тамбов, 2008), «Современные проблемы теории и методики обучения физике, информатике и математике» (Екатеринбург, 2009), «Технологии профессионального образования: традиции и инновации» (Самара, 2009), «Информационные технологии в гуманитарном образовании» (Пятигорск, 2009) — на Всероссийских научно-практических конференциях: «Тестирование в сфере образования: проблемы и перспективы развития» (Красноярск, 2008), «Технологии электронного обучения: возможности, перспективы» (Кемерово, 2008), «Математика. Информатика. Технологический подход к обучению в вузе и школе» (Курган, 2009) — в Межвузовском сборнике научных трудов: «Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования» (Челябинск, 2009). Ход и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии высшей школы в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ставропольский государственный университет».

Внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе профессиональной деятельности автора в Государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Ставропольский колледж связи имени Героя Советского Союза В. А. Петрова».

Структура и объем диссертации

отражают логику исследования. Работа, общим объемом 218 е., включает введение, две главы, заключение, библиографический список литературы (217 наименований), 22 таблицы, 46 рисунков, 3 приложения.

Выводы по 2 главе.

1. Модель формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в области вычислительной техники на основе модульно-информационной технологии обучения как основной элемент подготовки специалиста техника в ГОУ СПО «Ставропольский колледж связи им. В.А. Петрова» позволила не только на практике реализовать основные задачи модернизации образовательного процесса, но и создать в учебном заведении такие условия и методику, при которых успешно происходит профессиональное становление и социальная адаптация личности, способной к самопознанию, самоконтролю и самореализации. В свою очередь, это способствует более совершенному формированию профессиональной компетентности у выпускников, что позволяет им легче реализовать себя в изменяющихся обстоятельствах, проявляя предприимчивость, оригинальность мышления, гибкость реагирования и способность принимать нестандартные решения.

2. Модель формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в области вычислительной техники на основе модульно-информационной технологии обучения проявила свою эффективность в:

— активизации познавательной деятельности студентов на основе личностно ориентированного подхода к обучениюинициировании самоорганизации обучающихся, их способности самостоятельно планировать, выполнять и контролировать свою работу, что составляет, на наш взгляд, основу профессиональной самостоятельности будущего специалиста техника;

— создании основы формирования профессиональной компетентности и профессиональной мобильности, построении индивидуальных траекторий для студентов в зависимости от их способностей, ранее полученных знаний и умений, познавательных интересов и мотивации.

3. В ходе опытно-экспериментальной работы были выявлены педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в области вычислительной техники.

4. Эмпирическое исследование позволило проверить эффективность использования модели формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в области вычислительной техники на основе модульно-информационной технологии обучения. Полученные результаты позволяют заключить, что становление специалиста техника в условиях среднего профессионального образования при реализации модульно-информационной технологии обучения по дисциплине «Базы данных» для формирования профессиональной компетентности является достаточно эффективным.

5. Выделены уровни и критерии, позволяющие судить о сформированности профессиональных компетенций, формируемых на занятиях по дисциплине «Базы данных», что и составляет в совокупности с рядом других компетенций профессиональную компетентность специалиста техника.

6. Результаты экспериментального обучения остаются стабильными с течение ряда лет, что подтверждает гипотезу нашего исследования.

Заключение

.

Социально обусловленная потребность общества в подготовке высококвалифицированных специалистов техников, готовых на производстве и других сферах жизни применить все свои профессиональные знания и умения в нужной предметной области, с одной стороны, и новые подходы к формированию профессиональной компетентности — с другой, настоятельно требуют совершенствования и разнообразия методов преподавания спецдисциплин, в особенности с применением новейших информационных технологий.

Исследование показало, что решение проблемы формирования профессиональной компетентности у будущих специалистов в области вычислительной техники в рамках среднего профессионального образования находится на одном уровне с использованием передовых достижений педагогической науки, в частности личностно ориентированного и компетентностного подходов к подготовке специалистов техниковвсестороннего дидактического обеспечения как содержательной, так и процессуальной стороны учебного процессаактивизации познавательной деятельности студентов на основе планомерного управленияприменения автоматизированных систем для упрощения трудоемких и наименее творческих аспектов педагогической деятельности преподавателя, а также создания педагогических условий, способствующих повышению эффективности использования модульно-информационной технологии обучения.

К основным выводам исследования отнесем: 1. Решение проблемы формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в области вычислительной техники следует осуществлять путем реализации в образовательном процессе модульно-информационной технологии обучения. Профессиональная компетентность будущего специалиста в области вычислительной техники на основе модульно-информационной технологии обучения формируется как интегративное личностно-деятельностное свойство специалиста, которое представляет собой сбалансированное сочетание профессиональных компетенций и сформированной профессиональной позиции, обеспечивающее выполнение им собственных профессиональных обязанностей, выполняемых в работе с автоматизированными информационными технологиями, средствами операционных систем и сред, языками программирования для построения логически правильных и эффективных программ, с базами данных, в компьютерных сетях и др. В рамках исследования анализ уровня сформированности профессиональной компетентности будущих специалистов в области вычислительной техники проводился на занятиях по дисциплине «Базы данных», в связи с этим определены, во-первых, структура профессиональной компетентности, а именно ее состав в виде ряда профессиональных компетенцийво-вторых, цель и содержание обучения, модель учебной дисциплины в контексте будущей профессиональной деятельности специалистов техниковв-третьих, выявлена информационная емкость и система смысловых связей между элементами содержания предметав-четвертых, проведено структурирование учебного материала по блокам — модулям, заданы требуемые уровни его усвоения, обоснованы структура и предметно-содержательное наполнение элементов модуля.

2. Выделены критерии и уровни сформированности профессиональной компетентности будущих специалистов в области вычислительной техники, ориентированные на модель высококвалифицированного выпускника, а также позволяющие судить о сформированности профессиональных компетенций, формируемых на занятиях по дисциплине «Базы данных», что и составляет в совокупности с рядом других компетенций профессиональную компетентность специалистов техников. Полученные результаты позволяют заключить, что становление специалистов в области вычислительной техники в условиях среднего профессионального образования при реализации модели формирования профессиональной компетентности специалистов в области вычислительной техники на основе модульно-информационной технологии обучения является достаточно эффективным. Такая организация учебного материала и учебной деятельности в полной мере соответствует идеологии профессионального обучения и позволяет эффективно и на высоком уровне формировать профессиональную компетентность специалистов техников.

3. В основе организации модели формирования профессиональной компетентности специалистов в области вычислительной техники на основе модульно-информационной технологии обучения лежат следующие принципы: ориентация на развитие самостоятельной учебной деятельности обучаемых, стимулирование познавательной активностимаксимально эффективное использование учебного времени за счет методически обоснованного построения модулей и использование средств информационно-коммуникационных технологий в обученииизменение роли преподавателя в процессе обучения, связанное с приоритетным осуществлением им функций проектирования учебного процесса, консультирования обучаемых, анализа результатов обучения и коррекции методикиориентация образовательного процесса на заранее заданный обязательный уровень учебных достиженийсистематическая проверка уровня усвоения содержания обучения в ходе изучения модуля с приоритетной реализацией обучающей, стимулирующей и коррекционной функций контроля и оценки учебных достиженийобоснованное сочетание индивидуальной и групповой форм учебной деятельности.

Модель формирования профессиональной компетентности специалистов в области вычислительной техники на основе модульно-информационной технологии обучения использовалась по следующему алгоритму: диагностическая постановка целей обучения, обоснование содержания предметной деятельности педагога, представление профессионального опыта в виде практических работ для студентов технической специальности, поиск специальных дидактических процедур усвоения этого опыта (выбор организационных форм, методов, средств индивидуальной и коллективной учебной деятельности), выявление логики организации педагогического взаимодействия с обучающимися с целью переноса осваиваемого опыта на новые сферы деятельности, выбор процедур контроля и измерения качества усвоения программы обучения, а также способов коррекции сформированности профессиональной компетентности. Модель формирования профессиональной компетентности специалистов в области вычислительной техники на основе модульно-информационной технологии обучения своей направленностью и логикой построения обеспечивает условия для самостоятельной постановки цели самим обучаемым — самоцелеполагания, что и определяет высокую эффективность всей его учебной деятельности. В ее состав интегрируются прикладные программные продукты, базы данных соответствующей предметной области учебного назначения, справочно-информационные системы, электронные учебные пособия, информационные серверы, сетевые практикумы, автоматизированные системы контроля знаний, а также совокупность дидактических средств и методических материалов, всесторонне обеспечивающих и поддерживающих эту модель.

4. Обоснованными и экспериментально подтвержденными педагогическими условиями, способствующими более эффективному формированию профессиональной компетентности у будущих специалистов в области вычислительной техники в ссузе, являются: дидактическое проектирование и применение модульно-информационной технологии обучения, реализованной на основе модели высококвалифицированного выпускника техникаиспользование своевременной и качественной диагностики и мониторинга сформировавшегося уровня профессиональной компетентности у студентов техниковцеленаправленное управление познавательной деятельностью обучающихся не только на учебных занятиях, но и во время их самостоятельной работы с использованием модульно-информационной технологии формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в области вычислительной техникисоздание в ссузе технологической инфраструктуры для применения в процессе обучения модульно-информационной технологии и информационной продукции учебного назначения.

Представленная в диссертационном исследовании модель формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в области вычислительной техники на основе модульно-информационной технологии обучения позволяет педагогам профессиональных ссузов на научной основе решать эту проблему и способствует более эффективному использованию новейших информационных технологий в их профессиональной деятельности.

Изложенные в настоящей научной работе выводы и предложения не претендуют на окончательное и исчерпывающее решение проблемы формирования профессиональной компетентности у будущих специалистов в области вычислительной техники.

Дальнейшее изучение проблемы может быть связано с более глубокими исследованием закономерностей, принципов, условий индивидуализации формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в области вычислительной техники в ссузе, а также особенностей формирования различных видов компетенций в структуре личности техника профессионала.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Композиция тестовых заданий / B.C. Аванесов. М.: Ассоциация инженеров-педагогов, 1996. — 191с.
  2. B.C. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. — М.: изд-во МИСиС, 1989. 168с.
  3. B.C. Тесты в социологическом исследовании. М., 1982. — 199с.
  4. И.М. Формирование методических умений преподавателя физики в классическом университете. Автореф. дис. д-ра. пед. наук. — М., — 2006. — 44с.
  5. И.Р. Развитие коммуникативной компетентности у старшеклассников и взрослых людей (с помощью видеотренинга): Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1999. -15с.
  6. Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. — М.: Педагогика, 1984. 297с.
  7. Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. М.: Знание, 1980. — 96с.
  8. .Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды: В 2 т. Т.П. М., 1980.
  9. А. Психологическое тестирование: Книга 1- Пер. с англ. / Под ред. К. М. Гуревича, В .И. Лубовского. М.: Педагогика, 1982. — 320с.
  10. А. Психологическое тестирование: Книга 2- Пер. с англ. / Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. — М.: Педагогика, 1982. — 336с.
  11. Н.В. Умение разрабатывать психолого-педагогические рекомендации как компонент психологической компетентности учителя: Автореф. дис. канд. психол. наук. — Казань, 2000. -17с.
  12. Л.Г. Совершенствование коммуникативной компетентности учителя на основе творческой рефлексии (в условиях дополнительного образования): Автореф. дис. канд. пед. наук. — Челябинск, 1999. -27с.
  13. Л.И., Завалишина Д. Н., Рыбалко Е. Ф. Категория развития в психологии // Категории материалистической диалектики в психологии / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1988. — с. 22−56.
  14. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методы / Под ред. С. И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1980. — 360с.
  15. С.И., Мизинцев В. Качественно-количественные критерии оценки научно-познавательного процесса // Новые методы и средства обучения. М., 1989, № 3.
  16. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы. — М.: Просвещение, 1982. — 192с.
  17. Ю.К. Оптимизация процесса обучения, общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. — 254с.
  18. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. — М.: Педагогика, 1982. 192с.
  19. Н.А. Формирование профессионально-педагогической компетентности будущих инженеров. Дис. канд. пед. наук. Волгоград, 2002.-218с.
  20. О.В. Информационные технологии обучения в профессиональной подготовке курсантов академии противопожарной службы: Дис. канд.пед.наук: 13.00.01, 13.00.08: Челябинск, 2000. 138с.
  21. В.П. Образование и обучение с участием компьютеров / В. П. Беспалько. М.: МОДЭК, 2002. — 352с.
  22. В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). — М.: Изд-во Воронежский ун-т, 2002. — 224с.
  23. В.П. Основные теории педагогических систем. Воронеж: изд-во ВГУ, 1977.-304с.-
  24. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: изд-во Минобразования РФ, 1995. — 335с.
  25. В.П. Система тестов TOEFL: педагогические несуразности // Педагогика. 2002. — № 4. — С. 89−94.
  26. В.П. Слагаемые педагогические технологии / В. П. Беспалько. — М.: Педагогика, 1989. 190с.
  27. М.Б. Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров в среде информационных технологий. Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. — Карачаевск, 2006. 156с.
  28. В.И. Концептуальные основы разработки федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования нового поколения. М.: Федеральный институт развития образования, 2008. — 64с.
  29. М. Школьный балл, проблемы и решения. http://www.vestnik.edu.ru
  30. Болонский процесс: Бергенский этап / Под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В. И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов: Российский новый университет, 2005.
  31. Болонский процесс: на пути к Берлинской конференции (европейский анализ) / Под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В. И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов: Российский новый университет, 2004. — 416с.
  32. Болонский процесс: середина пути / Под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В. И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов: Российский новый университет, 2005. — 379с.
  33. В.В. Метод динамического тестирования в определении структуры знаний студентов: Дисс. канд. пед. наук. М., 2006. — 124с.
  34. В.М. Система формирования социальной компетентности специалиста органов внутренних дел в процессе профессиональной подготовки. Автореф. дисс. д-ра. пед. наук. — Ставрополь, 2005 — 42с.
  35. Ю.С. Введение в педагогическую информатику. — Ставрополь: Изд-во СГПУ, 1995. 206с.
  36. Ю.С. Компьютеризация процесса обучения в педагогическом вузе и средней школе. — Ставрополь: Изд-во СГПИ, 1990. — 144с.
  37. Ю.С. Состояние и перспективы использования современных информационных технологий в учебном процессе и научных исследованиях // Педагогическая информатика. 1999. — 1. — С. 15−20.
  38. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989. — 200с. Анастази А. Психологическое тестирование: Книга 1- Пер. с англ. / Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. М.: Педагогика, 1982. — 320с.
  39. К.Я. Саморазвитие человека и модульное обучение. Н. Новгород, 1991.-58с.
  40. Т. В. Модули самообучения // Вестник высшей школы. 1988. о б. С. 86−87.
  41. Т.В. Перспективы модульного обучения в вузе. Гуманитарные науки и образование: опыт, проблемы, перспективы: Матер, между нар. науч. конф., ч.2. Тольятти: Волжс.унив.им. Татишева, 2004. С. 36 — 40.
  42. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1991. — 207с.
  43. С.М. Профессиональное образование: сл. ключевые, понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. -М.: НМЦ СПО, 1999. — 538с.
  44. Н.Т. Личностно ориентированное обучение курсантов высшего военно-учебного заведения // Автореф. дис. канд. пед. наук. — Ярославль, 2000. 20с.
  45. Высшее образование в XXI веке. Подходы и практические меры. Всемирная конференция по высшему образованию. ЮНЕСКО. Париж, 59 октября 1998 г. — 136с.
  46. М.А. Тестирование как проблема теоретического и прикладного исследования / М. А. Гаврилова, Н. Н. Яремко. — Пенза, 2001. — 83с.
  47. И.Д. Педагогические основы взаимодействия преподавателей и студентов гуманитарных факультетов с информационными технологиями. Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. — Ставрополь, 2000. — 180с.
  48. Ф. Наследственность таланта, ее законы и последствия / Пер. с англ.-СПб., 1975.-313с.
  49. И.Г. Формирование синтезной системы контроля и оценки знаний в общеобразовательной школе. Дис. канд. пед. наук. Республика Чувашия, 2002. — 224с.
  50. В.Ф. Компьютерно-ориентированные обучающие технологии в инженерной подготовке. М., 1998 / НИИ ВО: Вып.12.
  51. JI.B. Модульно-рейтинговая система как форма оценки качества самостоятельной работы студентов. // Наука и образование. 2005 г. Спецвыпуск.
  52. О.С. Влияние психологической компетентности на профессионально-личностный рост учителя иностранного языка: Автореф. дис. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 1999. — 16с.
  53. Р.Д., Чебышева Б. П. Компьютерная технология обучения // Информатика и образование. 2000. — 5. — с. 44−46.
  54. С.Р. Педагогические основы новых информационных технологий в образовании: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра пед. наук: (13.00.01) / Рост. гос. пед. ун-т. Ростов н/Д., 1995. — 34с.
  55. Д.А., Слепцова М. Г., Слепцов Н. В. Информационно-логические принципы управления электронными средствами обучения // Педагогическая нформатика. — 2001. — 4. с. 25 — 28.
  56. Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: Автореф. дис. доктора психол. наук. -Л., 1991.-36с.
  57. Н.О. Обогащение языковой компетенции студента в образовательном процессе вуза // Автореф. дис. канд. пед. наук. — Красноярск, 2001. 19с.
  58. Е.Е. Формирование конфликтной компетентности будущего учителя // Автореф. дис. канд. пед. наук. — Волгоград, 2001. 18с.
  59. В.Б. Модульное построение учебных пособий по специальным дисциплинам. Проблемы вузовского учебника / В. Б. Закорюкин, В. М. Панченко, Л. М. Твердин. Вильнюс: ВГУ, 1983. — С 73−75.
  60. И.Г. Информационные технологии в образовании. — М.: Академия, 2003. 192с.
  61. И.Г. Информационные технологии для качественного и доступного образования // Педагогика. 2002. — № 1. — С. 27−34.
  62. Э.Ф. Модернизация профессионального образования в ФРГ // Педагогика. 1993. № 4. -с. 106−110.
  63. И. А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня, 2003. N 5
  64. И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата современного образования// Интернет-журнал «Эйдос». — 2006. — 5 мая. http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm. В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: [email protected].
  65. B.JI. Структура электронного учебника // Информатика и образование. 2001. — 6. — с. 63−72.
  66. B.JI. Электронный учебник: системы контроля знаний // Информатика и образование. -2002. 1. — с. 71−81.
  67. В.А. Ионосферная эдукология: Новые информационные технологии обучения. СПб.: ЛГУ, 1991. -80с.
  68. Г. А. Нетрадиционные формы усвоения социального опыта в контексте образования // Вопросы психологии. — 1992. № 3,4. — С. 19−23.
  69. Т.И. Педагогика. М., 1984.
  70. К. Педагогическая диагностика : пер. с нем. — М.: Педагогика, 1991.-240с.
  71. И. А. Принципы создания и методика использования электронного учебного пособия как открытой информационной системы Дисс.канд.пед.наук. Москва, 2003 г. — с. 152
  72. Ю.И. Педагогические и организационные условия эффективного сочетания очного обучения и применения технологий дистанционного образования. Автореф. дис. д-ра пед. наук. — М., 2007. — 40с.
  73. М.И. Формирование педагогической компетентности преподавателя образовательных учреждений // Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 2000.-21с.
  74. Р.Я., Зинченко В. А., Грандберг И. И. Рейтинговый контроль // Высшее образование в России, 1994. № 2. — С.83−92.
  75. И.В., Логинов В. А. Профессионально важные качества личности инженера-педагога // http://uscrs.kpi.kharkov.ua/lrc/seckcial 3/Microl .htm
  76. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / под ред. Скаткина М. Н., Краевского В. В. М.: Педагогика, 1978. — 208с.
  77. Е.А., Подчиненов И. Е. «Электронный учебник» путь решения проблем // Педагогическая информатика. — 1999. -2.-е. 66−67.
  78. М.В. Формирование профессиональной компетентности курсантов военно-технических вузов в условиях дидактической информационной среды. Дис. канд. пед. наук. Ставрополь, 2005. — 172с.
  79. Н.С. Саморегулируемое обучение студентов лингвистических специальностей в условиях дидактических информационных сред. Дис. канд. пед. наук. — Ставрополь, 2003. — 192с.
  80. Ю.В. Использование информационных технологий как средства формирования профессиональной компетентности курсантов военных вузов. — Дис. канд. пед. наук. — Ставрополь. 2005. — 189с.
  81. Компетентностный подход в педагогическом образовании. Коллективная монография / Под ред. проф. В. А. Козырева, проф. Н. В. Родионовой и проф. А. П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — 392с.
  82. Компетенция / Словарь русского языка // Ожегов С. И. — М.: Русский язык, 1980.-921с.-С. 289.
  83. Компетенция / Советский энциклопедический словарь / Научно-редакционный совет: A.M. Прохоров (пред.). — М.: «Советская энциклопедия», 1981. — 1600с. С. 621.
  84. Ю.А. Влияние коммуникативного тренинга на компетентность учителя в общении: Дис. канд. психол. наук. СПб., 1998. — 260с.
  85. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года / Правительство Российской Федерации: Распоряжение № 1756-р от 29.12.2001 г.
  86. Концепция системной интеграции информационных технологий в высшей школе. -М.: РосНИИСИ, 1993. -72с.
  87. С.Д. Модульное обучение смежным профессиям при подготовке квалифицированных рабочих кадров из числа безработных граждан. Дисс. канд. пед. наук. Тула, 2005 — 205с.-
  88. К. Тесты и не роскошь, и не идеал // Народное образование. № 8. — 2000.
  89. В.А., Мубассаров И. Р. АИССТ автоматизированная интерактивная система сетевого тестирования //Компьютерные учебные программы и инновации, 2006. — № 10. — С. 104−108.
  90. Г. А., Соловов А. В., Беляев М. И. Технологии создания электронных обучающих средств. — М.: МГИУ, 2002. — 304 с.
  91. Краткий толковый словарь русского языка / под ред. В. В. Розановой. — М.: Рус.яз., 1985.-245с.
  92. Г. Ю. Оценочная деятельность учителя. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 121с.-
  93. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. СПб., 1993. — 98с.
  94. М., Околелов О. Дидактический инструментарий новых образовательных технологий // Высшее образование в России. 2001. — 1. -с. 124−127.
  95. Н.Д. Профессионально-методическая подготовка учителя математики (13.00.08) Дисс. д-ра. пед. наук. — Ставрополь, 2002 464с.
  96. В. Концепция минимальной компетентности / Перспективы: вопросы образования, 1988. № 1. — С. 16−20.
  97. И .Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-186с.
  98. И.П. Психологические условия эффективности профессиональной деятельности работников социальных служб. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1999.-127с.
  99. М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя // Педагогика. -2001. -№ 10. С. 56−61.
  100. В.Р. Методическая система геометрической подготовки учителя на основе новых информационных технологий: Монография. — Красноярск: РИО КГПУ, 2001. 368с.
  101. А.Н. Теория и практика создания тестов. М.: «Народное образование», 2000. — 351с.
  102. А.Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование. Издание 2-ое, СПб.: Образование и культура, 1997.-304с.
  103. А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. 1995 — № 6.
  104. А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Советская педагогика. 1990. — № 8. — С. 82−88.
  105. А.К. Психология профессионализма. — М., 1996. — 308с.
  106. Н.А. Психология и психофизиология индивидуальных различий. -М.: Педагогика, 1977. 53с.
  107. Модульный подход к организации и планированию учебного процесса в высшей школе / Е. В. Сковин, Н. Е. Качура, М. А. Бондаренко, В. В. Сковин. Под ред. Е. В. Сковина. -Тула: изд-во ТулГУ, 2004. 236с.
  108. О.М. Слагаемые профессиональной компетентности преподавателя иностранных языков // http://www.elib.vstu.ru/Open/3/R37.htm
  109. В.М. Педагогическая техника и мастерство учителя. — Кишинев: «Штиница», 1991.- 197с.
  110. Е.И. Практико-ориентированная технология как средство воздействия в процесс профессиональной подготовки // Проблемы педагогического образования. Сборник научных статей: Выпуск 8. — М.: МПГУ, 2001. — С.32−35.
  111. Р.С. Психология. В 3-х книгах. Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. — М.: «Просвещение», «Владос». 1995. — 509с.
  112. Н.В. Экзамен как форма контроля знаний студентов в гуманитарном вузе // Культурная жизнь Юга России. -№ 1(7).-2004-
  113. Н.Н. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 113с.
  114. С.Ю. Повышение качества и доступности дополнительного профессионального образования на основе использования модульно-информационной технологии. Дис. канд. пед. наук. Ставрополь, 2005. — 166с.
  115. Об обеспечении выполнения Комплекса межведомственных мероприятий по развитию начального и среднего профессионального образования на период до 2010 года / Министерство образования и науки Российской Федерации: Приказ № 256 от 17 октября 2006 г.
  116. Общая психодиагностика / Под ред. Бодалева А. А., Столина В. В. М., 1987−303с.
  117. В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. Л. Г. Кашкуревича, Н. Г. Горина. — М.: Высшая школа, 1990. 382с.
  118. JI.B. Дидактические условия создания и использования электронных средств обучения. Дис. канд. пед. наук. — Ярославль -Красногорск, 2005. 184с.
  119. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В. Петровского. М.: изд-во МГУ, 1986. — 303с.
  120. Основы применения информационных технологий в учебном процессе военных вузов: Научно-методический сборник. — М.: ВУ, 1995. 101с.
  121. От глиняной таблички к университету. / Под ред. Т. Н. Матулис. — М.: изд-во УДН, 1998.-531с.
  122. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1988. -478с.
  123. Педагогика. Учеб. пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 640с.
  124. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. Ростов н/Д.: Феникс, 2002. — 544с.
  125. Е.И. Экзамены в советской школе. -М.: Учпедгиз, 1948. 192с.
  126. JI.A. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. -М.: «Наука», 1989. -216с.
  127. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / П. И. Пидкасистый. — М.: Педагогика, 1980. — 240с.
  128. И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов пед. вузов: в 2 кн. Кн.1: Общие основы. Процесс обучения / И. П. Подласый. — М.: ВЛАДОС, 1999. 576с.
  129. Положение для постоянного определения или оценки успехов в науках // Энергия понимания. Размышления о высшей школе / под ред. К. С. Пигрова. -Л., 1990, прил.1.
  130. Е.В. Психолого-педагогическая компетентность как научно-педагогическая проблема // Известия Южного отделения Российской академии образования. Выпуск 1. Ростов-на-Дону, 1999. — С. 127−136.
  131. Приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 19 июня 1998 г. № 1646. Приложение № 2 к приказу Минобразования России от 19 июня 1998 г. № 1646.
  132. И.И. Теория и практика управления развитием профессионализма учителя в региональной инновационной системе образования: Дис. докт. пед. наук. СПб., 1998. — 432с.
  133. И. Модульная система, усовершенствующая подготовку кадров низового и среднего звена / И. Прокопенко // Проблемы труда. 1985.-№ 2.-С. И -21.
  134. Профессиональная компетентность / Трифонов Е. В. Психофизиология человека. Толковый русско-англо-русский словарь. 2001. // http://tryphonov.narod.ru/tryphonov6/terms6/prcom.htm
  135. Профессиональная педагогика: Учеб. для студентов, обучающихся по пед. специальностям и направлениям / Под ред. С. Я. Батышева. — М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. 512с.
  136. Психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. М. — 1990. — С.396−399, 494. Анастази А. Психологическое тестирование: Книга 1- Пер. с англ. / Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. -М.: Педагогика, 1982. — 320с.
  137. В.П. Руководство персоналом организации. М.: Аспект Пресс. -2000. — 166с.
  138. Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация М., 2002.
  139. И.В. Современные информационные технологии в образовании. — М.: Школа-Пресс, 1994.-205с.
  140. С.Л. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1976. -416с.
  141. М.В. Модульно-рейтинговая система в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений. // Профильная школа. 2006. № 6.
  142. М.В. Модульно-рейтинговая система в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений. //Профильная школа. 2007 № 1 с.5−13.
  143. А .Я. Технология обучения и их роль в реформе среднего профессионального образования // Высшее образование в России. — 1994. -№ 2. С.34−36.
  144. И.Н. Развитие правовой компетентности руководителя образовательного учреждения в системе повышения квалификации: Автореф. дис. канд. пед. наук. Оренбург, 1999. — 20с.
  145. Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 288с.
  146. Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. — М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 208с.
  147. Симен-Северская О. В. Формирование педагогической компетентности специалиста социальной работы в процессе профессиональной подготовки в ВУЗе // Дис. канд. пед. наук. — Ставрополь, 2002. — 195с.
  148. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя: уч. пособие / В. П. Симонов. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 192с.
  149. В.П. Проверка и оценка степени обученности учащихся / В. П. Симонов, Е. Г. Черненко // Совершенствование образовательного процесса и управление им: сб. науч. трудов — М., 1998.- С. 161−163.
  150. В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом: уч. пособие / П. В. Симонов. М., 1997.-264с.
  151. М.Н. Методология и методика педагогических исследований / М. Н. Скаткин. -М.: Педагогика. 1986. — 150с.
  152. JI.E. Оценивание как механизм развития познавательной активности школьников в процессе обучения. Автореферат дисс. канд. пед. наук. Ульяновск, 2006 — 26с.
  153. Составляющие профессиональной компетентности / Трифонов Е. В. Психофизиология человека. Толковый русско-англо-русский словарь. 2001. // http://tryphonov.narod.ru/tiyphonov6/terms6/cmprcm.htm
  154. И.Р. Проектно-технологический принцип профессионального обучения в подготовке военных специалистов // Вестник ОГУ. 2004. -№ 2. — С. 48−56.
  155. О.С. Научно-педагогические основы применения НИТ в профессиональной подготовке студентов экономических факультетов. Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Ставрополь, 2000. — 172с.
  156. Л.Д. Педагогическая психология. Ростов/н/Д.: «Феникс», 2000. — 544с.
  157. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. — М., 2001. — 29с.
  158. Г. А. О единстве критериального и нормативного подходов к оцениванию знаний учащихся // Психологический журнал, 1995. № 2, С. 120- 127.
  159. В.Г. Использование электронного учебника в процессе обучения // Качество образования: Концепции, проблемы оценки, управление: Тез.
  160. Всерос. научно-метод. конф. / Под общ. ред. А. С. Вострикова. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1998. Ч. III. — с. 53.
  161. Е. Семь законов оценки знаний // «Alma mater», 1998. № 1.
  162. Е.П. Анализ профессиональной компетентности руководителей ОУ // http://ww.ooipkro.ru/BankHTML/str37.htm.
  163. Н.Ф. Методика становления обучающих программ. — М.: МГУ, 1980.-46с.
  164. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. (Психологические основы) М.: Изд-во МГУ 2-е изд-е, 1984. — 344с.
  165. Н.Ф., Печенюк И. Г., Хиловский Л. Б. Пути разработки профиля специалиста. — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1987. — 175с.
  166. С.С. Педагогическая экспертиза как фактор совершенствования профессиональной компетентности учителя: Дис. канд. пед. наук. СПб., 1997. — 229с.
  167. В.Ю. Автоматизированный тестовый самоконтроль знаний как средство активизации учебной деятельности студентов (на примере учебной дисциплины «Информатика») Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Пенза, 2006. — 164с.
  168. В.И., Кузнецов В. Э., Калиновская Т. С. «Практика разработки и использования электронных учебных пособий в системе информационной образовательной среды колледжа», common@ecol.edu.ru.
  169. Г. Г. Методическая система обучения алгебре и теории чисел в педвузе с точки зрения профессионально-педагогического подхода. -СПб.: РГПУ.-1993.
  170. Н.В. Направления формирования профессиональной компетентности у студентов // http://www.masu.ni/masu/science/sbornik/31 .htm.
  171. А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения СПб.: Питер, 2004. — 541 е.: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
  172. А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. — 2003. № 2.
  173. А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». — 2002. 23 апреля // http://www.eidos.ru/iournal/2002/0423.htm.
  174. А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. — 12 декабря // http://www.eidos.m/iournal/2005/l 212.htm.
  175. Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учебное пособие для вузов. -М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 437с.
  176. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. М.: Народное образование, 1996. — 160с.
  177. М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения // Педагогика. 1997. — № 2. — С. 21−29.
  178. В. Курс на профессиональную компетентность // http://www.uhr.ru/index/jobmarket/russia/55 580.html.
  179. Д.В. Дипломная работа «Автоматизированная тестовая система», Ставрополь, 2000. 103с.
  180. Е.Н. Развитие личности в обучении / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. -М.: Академия, 1999. -288с.
  181. В.Ф. Информационные технологии обучения. Информатика и образование. 1998. — № 2. — С.5−13.
  182. А., Тихомирова П., Ершиков С., Лобова Т. Тестовый контроль в системе рейтинга // Высшее образование в России, 1995. № 3. — С. 100−102.
  183. Электронные учебники и электронные библиотеки. — М., 2001.
  184. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. -М., 1974.
  185. Энциклопедия профессионального образования: В 3 т. М.: РАО: Ассоциация «Профессиональное образование», 1998.
  186. Эрн Ф. Что думали о баллах наши отцы. // Вестник воспитания. 1991. № 3. — с. 26−32.
  187. П.А. Методы модульного обучения. Вильнюс: Минвуз Лит. ССР, 1988.-55с.
  188. Юцявичене П. А. Основы модульного обучения. Вильнюс: Минвуз Лит. ССР, 1989.-257с.
  189. П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас: Швиеса, 1989.-272с.
  190. П.А. Создание модульных программ / П. А. Юцявичене // Сов. педагогика. 1990. — № 2. — С.55−60.
  191. И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. 1994. №". — С. 64−77.
  192. Н.В. Психологическая компетентность и ее формирование в процессе обучения в вузе (на материале деятельности врача): Дис. канд. психол. наук. Ярославль, 1994. — 277с.
  193. М.Г. История психологии. 2-е изд. М., 1976. — 464с. Анастази А. Психологическое тестирование: Книга 1- Пер. с англ. / Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. — М.: Педагогика, 1982. — 320с.
  194. Ahmann J., Glock М. Measuring and evaluation educational achievement. 2-nd ed., Boston, 1975.-314p.
  195. Bertrand A., Cebula G. Tests, measurement and evaluationA A development approach. Massachusetts: Addison-Wesley Publishing Company, 1980. 321 p.
  196. , B.S., (Ed.). 1956. Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals: Handbook I, cognitive domain. New York: Longman.
  197. Borg I., Muller M., Staufenbiel T. Ein empirischer Verdleich von funf standart verfahren zur eindimensionalen Skalierung // Arch. Psychol. 1990. N. 1. s. 25−33.
  198. Burg F.D. Medical Competence // Medical Feature. 1982. N. 2. Vol. 4. p. 331 336.
  199. Competence. The New Encyclopedia Brtannica. Chicago., 1994. V. 14. — P. 852.
  200. Copperud C. The test design handbook. New Jersey. 1979. 149p.
  201. Dahme В., Koch U., Enke A. Unterricht in der Medizinischer Psichologie. Berlin/W., 1982. 256s.
  202. Goldschmid B, Goldschmid M.L. Modular Instruction in Higher Education, Higher Education 1972. -Nr.2.- P. 15−35.
  203. Gronlund N.E. Constructing achievement tests. New Jersey, Prentice Hall, Inc., 1977.-150p.
  204. Gronlund N.E. Preparing criterion-referenced tests for classroom instruction. N. Y., Macmillan Publishing Co, Inc., 1973. 208p.
  205. Pannel R., Laabs G. Construction of a diagnostic test for an industrial instruction program. Journal of applied psychology, № 3, 1979. P. 255−256.
  206. Postlethwait S.N., Time for Mierocourses, The Library College Journal -1969. -Vol.2.-Nr.2.
  207. Russel J.D. Modular Instruction, A. Guide to the Design, Selection, Utilization and Evaluation of Modular Materials. Minneapolis: Burgess Publishing Company, 1974. 164p.
  208. Schroder H., Vorwerg M. Soziale Competence als Zielgrosse fur personlichkeitsforchung, Berlin, 1978. s. 48−63.
Заполнить форму текущей работой