Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Системно-деятельностный подход к психологической профессиографии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современное развитие научно-технического прогресса, необозримо разнообразное расширение сфер профессиональной деятельности, появление совершенно новых для нашего общества коммерческих организаций, изменение социально-экономических взаимоотношений в обществе и т. п. с еще большей остротой активизировало интерес к проблемам психологического изучения профессиональной деятельности. Произошло… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-эмпирические предпосылки проблемы психологического изучения профессиональной деятельности
    • 1. 1. История развития принципов и методов психологического изучения профессиональной деятельности
    • 1. 2. Профессиональная деятельность как объект психологического изучения
    • 1. 3. Человек и профессия
  • Глава II. Методологические и теоретические основы психологического изучения профессиональной деятельности
    • 2. 1. Предпосылки формирования системного подхода к познанию профессиональной деятельности
    • 2. 2. Развитие принципов системно-деятельностного подхода к психологическому изучению профессиональной деятельности
    • 2. 3. Субъектно-деятельностный подход — основа психологического изучения профессиональной деятельности человека
  • Глава III. Системно-деятельностный подход к психологическому изучению профессиональной деятельности
    • 3. 1. Принципы изучения профессиональной деятельности как системного объекта
    • 3. 2. Правила организации системного изучения профессиональной деятельности
  • Глава IV. Психологическое системно-деятельностное профессиографи-рование — психотехнология изучения профессиональной деятельности
    • 4. 1. Динамика развития психотехнологий профессиографирования
    • 4. 2. Ориентировочная схема системного субъектно-деятельностного профессиографирования
    • 4. 3. Ориентировочная схема применения методов при профессио-графировании
    • 4. 4. Дифференцированное профессиографирование — стратегия психологического изучения профессиональной деятельности
  • Глава V. Применение дифференцированного системно-деятельностного профессиографирования в практических целях
    • 5. 1. Информационное профессиографирование
    • 5. 2. Ориентировочно-диагностическое профессиографирование
    • 5. 3. Конструктивное профессиографирование
    • 5. 4. Прогностическое профессиографирование
    • 5. 5. Диагностическое профессиографирование
  • Глава VI. Применение психологического системно-деятельностного профессиографирования в методических целях (методическое профессиографирование и его разновидности)
    • 6. 1. Разработка методика системного анализа психологической операторной структуры профессиональной деятельности
    • 6. 2. Аналитическая профессиограмма как средство обеспечения профессиональной психодиагностики разработчика радиоэлектронной аппаратуры
    • 6. 3. Разработка методик для сравнительного изучения профессионально важных качеств субъекта труда в условиях внедрения новой техники
  • Глава VII. Психологическое изучение профессиональной деятельности как средство формирования ориентировочного образа профессионала
    • 7. 1. Формирующее профессиографирование
    • 7. 2. Формирование образа объекта труда
    • 7. 3. Формирование образа субъекта труда
    • 7. 4. Построение ориентировочного образа профессионала

Системно-деятельностный подход к психологической профессиографии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Потребность в психологическом изучении профессиональной деятельности возникла еще во второй половине XIX века в связи с развитием технического прогресса и стремлением к наиболее экономически эффективному использованию его достижений в промышленности, на производстве и на транспорте. Эта потребность и послужила развитию психологической профессио-графии сначала у зарубежных психотехников (Г. Мюнстерберг, В. Штерн, О. Лип-ман, Ф. Баумгартен, Д. Древер, К. Пиорковский и др.). С 20-х годов XX века и в нашей стране (Б.Г. Ананьев, Н. А. Бернштейн, В. М. Бехтерев, С. Г. Геллерштейн, Н. К. Гусев, А. Ф. Лазурский, Н. Д. Левитов, А. И. Розенблюм, С. Г. Струмилин, А.А. Тол-чинский, И. П. Четвериков, И. Н. Шпильрейн, М. А. Юровская, С. Яманов и др.). Уже в XX веке психологическая профессиография рассматривалась как научная основа решения любой практической задачи в сфере профессионального труда. Ее значение и востребованность не утрачены и в настоящее время. Это подтверждается постоянными запросами практики (В.Е. Адрианова, В. Г. Асеев, В. А. Бодров, Е. М. Борисова, В. А. Васильев, В. Е. Гаврилов, О. И. Галкина, Ю. Я. Голиков, К. М. Гуревич, Л. Г. Дикая, М. А. Дмитриева, В. Я. Дымерский, Н. П. Ерастов, Д. А. Завалишина, Г. М. Зараковский, Т. Б. Климина, М. А. Котик, Н. С. Пряжников, В. Н. Пушкин, Ю. К. Стрелков и др.) и научным развитием данной проблемы (Б.Г. Ананьев, С. Н. Архангельский, Г. М. Зараковский, В. П. Зинченко, А. В. Карпов, Е. А. Климов, О.А. Коноп-кин, Ю. В. Котелова, А. А. Крылов, Б. Ф. Ломов, Д. А. Ошанин, К. К. Платонов, В. М. Русалов, Г. В. Суходольский, А. В. Филиппов, В. Д. Шадриков и др.).

Современное развитие научно-технического прогресса, необозримо разнообразное расширение сфер профессиональной деятельности, появление совершенно новых для нашего общества коммерческих организаций, изменение социально-экономических взаимоотношений в обществе и т. п. с еще большей остротой активизировало интерес к проблемам психологического изучения профессиональной деятельности. Произошло осознание сложности и значимости достижения успешного подбора кадров, обучения управлением людьми, ориентации в мире профессий и др. и понимания того, что требуется научно обоснованная система знаний для обеспечения экономически эффективной и безопасной организации, развития, формирования, диагностики, коррекции, регуляции и управления профессиональной деятельностью человека. Сложность решения таких вопросов, с одной стороны, состоит в том, что в настоящее время не только существует трудно обозримый мир профессий, но и происходят очень быстрые и комплексные инновации в этой области. С другой — область психологического знания теоретического, методологического, методического и практического значительно расширилась и обогатилась. В этих условиях от психолога требуется быстрая ориентация и в реальной ситуации, и в области научного знания для успешной организации своей профессиональной деятельности. Наряду с этим, профессиональная деятельность — это сложная полимодальная система, организацию, проектирование, планирование, стимулирование и обеспечение которой (техническое, материальное, правовое) осуществляют специалисты из различных областей знания и практики (технических, экономических, социологических, правовых и др.). В каждой из этих областей существуют свои специфические задачи, свои законы работы, нормы и правила, которые в большинстве случаев не согласуются с природой, особенностями и возможностями человека, что является частой причиной нарушения взаимосоответствия человека и профессии, приводящего к негативным проявлениям как у человека, так и в результатах его труда, в целом отрицательно сказывающемся на эффективности его деятельности.

Несмотря на существующую теоретико-методологическую основу психологического анализа профессиональной деятельности (А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, Е. А. Климов, Л. Берталанфи, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин и др.) и концепции системного психологического изучения профессиональной деятельности (Г.М. Зараковский, В. П. Зинченко, Е. А. Климов, Б. Ф. Ломов, Г. В. Сухо дольский, А. В. Филиппов, В. Д. Шадриков и др.), для современных условий работы психологов в практике сферы профессионального труда этого недостаточно. 5.

В связи с вышеизложенным научная и практическая актуальность создания новой технологии психологического изучения профессиональной деятельности обусловлена следующими моментами.

1. Современными запросами практики в психологическом обеспечении таких вопросов, как успешный подбор кадров и их расстановкаобучение управлению людьмиориентация и реориентация в мире профессийбезопасность профессионального трудапрофессиональная психодиагностикарегуляция, коррекция профессиональной деятельности и управление ею, повышение профессиональной работоспособности и др.

2. Отсутствием адекватной данной ситуации технологии психологического профессиографирования, обеспечивающей психологу быструю и правильную ориентацию при организации, планировании и прогнозировании успешности работы в разнообразных сферах профессионального и быстро изменяющегося труда.

3. Рассогласованием между современным уровнем научного знания, позволяющим изучать человека как субъект труда, а профессиональную деятельность — как системный объект, и существующим теоретико-методическим инструментарием профессиографирования.

4. Динамичностью процессов, происходящих в сфере профессионального труда и запросов практики, а также совершенствованием форм профессиональной подготовки психологов-практиков.

Объект исследования: теоретико-методические и методологические предпосылки и основы формирования системно-деятельностного подхода к психологической профессиографии.

Предмет исследования: концепция системно-деятельностного подхода к психологической профессиографии как основа решения разнообразных практических и научно-методических задач в различных сферах профессионального труда.

Цель исследования — разработать психотехнологию дифференцированного изучения профессиональной деятельности с позиций системно-деятельностного подхода, обеспечивающую решение и практических, и научно-методических задач изучения, организации, формирования, управления, оценки, регулирования, консультирования индивидуального и коллективного субъекта труда в различных сферах профессиональной деятельности.

Гипотезы исследования:

1) разработка концепции системно-деятельностного подхода к психологической профессиографии должна расширить область применения профессиографии и обеспечить ориентировочную основу организации, планирования любого психологического исследования в разнообразных сферах профессионального труда и прогнозирования его успешности соответственно запросам практики;

2) основой построения системно-деятельностной психологической профессиографии могут быть современные методологические и теоретико-методические знания в сочетании с актуальными принципами классической профёЭсметравфгишзии с целью и гипотезами исследования были определены следующие задачи.

1. Проанализировать теоретико-эмпирические предпосылки формирования принципов и методов отечественной профессиографии и охарактеризовать профессиональную деятельность как объект психологического изучения.

2. Изучить методологические и теоретические основы психологического исследования профессиональной деятельности на основе анализа предпосылок формирования системного подхода к познанию профессиональной деятельности и развития принципов системно-деятельностного подхода.

3. Проанализировать динамику развития психотехнологий профессиографирования, выделить специфические особенности их развития.

4. Обосновать роль субъектно-деятельностной концепции как основы психологического изучения профессиональной деятельности.

5. Обосновать и разработать концепцию системно-деятельностного подхода к психологическому изучению профессиональной деятельности, выделив принципы изучения профессиональной деятельности как системного объекта и обосновав правила организации системного изучения профессиональной деятельности субъекта труда.

6. Обосновать и разработать психотехнологию системно-деятельностного профессиографирования и теоретико-методический инструментарий ее применения (ориентировочную схему системного субъектно-деятельностного профессиографирования и ориентирующую схему комплекса методов).

7. Обосновать и разработать метод системного анализа психологической операторной структуры профессиональной деятельности.

8. Обосновать сущность дифференцированного профессиографирования как стратегии решения практических (информационных, ориентировочно-диагностических, прогностических, конструктивных, диагностических) и научно-методических задач.

9. Применить разработанный системно-деятельностный подход к психологическому дифференцированному профессиографированию при решении практических и научных задач в различных сферах профессионального труда.

10. Эмпирически подтвердить возможности применения психологического системно-деятельностного профессиографирования в практике изучения различных видов профессиональной деятельности субъекта труда, как средства оценки и обеспечения взаимосоответствия человека и профессии.

Теоретико-методологические основы исследования: классические и современные научные знания о человеке, его психике и механизмах регуляции (И.М. Сеченов, В. М. Бехтерев, А. А. Ухтомский, П. К. Анохин, JI.C. Выготский, C.JI. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, Б. М. Теплов,.

A.Р. Лурия, П. Я. Гальперин, А. А. Смирнов, В. В. Давыдов, Б. Ф. Ломов, B.C. Мерлин, Л. И. Божович, В. П. Зинченко, Е. А. Климов, Г. М. Андреева, А. А. Бодал ев,.

B.А. Иванников, Н. Ф. Талызина, А. И. Донцов, А. А. Деркач, А. Г. Асмолов, В. Г. Асеев, Д. И. Фельдштейн, В. А. Ядов, A.M. Аболин, P.P. Бибрих и др.) — научные воззрения на обусловленность взаимосвязей человека с объективной реальностью (Н.А. Бердяев, В. Н. Мсищев, C.JI. Рубинштейн, C.JI. Франк, В. Франки, Э. Фромм, К. Ясперс) — методология системного исследования (Э.Г. Юдин) — теория деятельности (А.Н. Леонтьев) — научное понимание человека как субъекта труда (C.JI. Рубинштейн, Б. А. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыфирова, А. В. Брушлинский, В. А. Лекторский, В. В. Знаков и др.) — концепция субъектно-деятельностного подхода в психологии труда (Е.А. Климов) — научное понимание человека как субъекта труда (В.А. Бодров, А. К. Маркова, А. К. Осницкий, Э. Ф. Зеер и др.) — принципы психологической профессиографии, разработанные отечественными психотехниками (Б.Г. Ананьев, Н. Д. Левитов, С. Г. Геллерштейн, И. Н. Шпильрейн, А.А. Толчинский) — систематизация методов научного исследования (Б.Г. Ананьев) как основа организации комплекса методов сбора, анализа и интерпретации данных про-фессиографического исследованияметоды анализа: операционально-структурный, структурно-системный, функционально-структурный.

Достоверность результатов обеспечивалась опорой на методологию системно-деятельностного и субъектно-деятельностного подходов, а также на актуальные принципы профессиографирования, разработанные в отечественной психологической науке. Достоверность определялась эффективностью применения разработанной концепции системно-деятельностного профессиографирования в разнообразных сферах профессионального труда при решении различных практических задач в условиях производства и научно-методических задач в учебном процессе на факультете психологии МГУ им. М. В. Ломоносова и других учебных заведениях, а также ее применением в диссертационных исследованиях.

Научная новизна и теоретическая значимость настоящего исследования состоит в разработке концепции системно-деятельностного подхода к психологической профессиографии, обеспечивающей изучение профессиональной деятельности как системного объекта, а человека — как субъекта труда, а также и решение различных практических задач в самых разнообразных сферах профессиональной деятельности.

Концепция системно-деятельностной профессиографии обеспечила создание метода системного психологического анализа — аналитическую профессио-грамму, на основе которого можно строить гипотетические модели психологической операторной структуры конкретной профессиональной деятельности, а также разрабатывать методы оценки уровня сформированности или готовности к формированию профессионально важных качеств и различные тренинговые занятия.

На основе принципов системно-деятельностной концепции разработана ориентировочная схема системного изучения профессиональной деятельности субъекта труда, обеспечивающая дифференцированное профессиографирование.

Разработана ориентировочная схема применения комплекса методов в условиях системно-деятельностного профессиографирования, которая обеспечивает быструю ориентацию в выборе методов и последовательности их примЗйвврыые разработана и применена программа формирующего профессиографирования, обеспечивающая построение ориентировочного образа психолога-практика студентами старших курсов.

Выделены новые типы дифференцированного профессиографирования (конструктивное, диагностическое и формирующее), представлены примеры их применения в реальных производственных и учебных условиях.

Выделены три типа психотехнологий в отечественном профессиографиро-вании (операционально-технологический, операторно-психологический, субъект-но-деятельностный) и показана актуальность и специфичность их применения при исследовании различных видов профессиональных деятельностей в современной практике.

Практическая значимость. Разработанная концепция системно-деятельностного подхода к психологической профессиографии применима: к изучению различных видов профессиональной деятельности (намотчиц, сборщиц, наборщиков, начальника отдела кадров, разработчиков, юристов, журналистов, коллективного оператора и др.) при решении разнообразных практических задач (информационных, диагностических, конструктивных, прогностических и др.) и научно-методических задачдля построения психологической модели конкретной профессиональной деятельности.

Разработанную концепцию могут применять не только сформировавшиеся профессионалы-психологи, но и студенты старших курсов при исполнении курсовых и дипломных работ и в условиях реальной работы.

Применение данной концепции обеспечивает молодому специалисту-психологу более быстрое освоение работы в реальных условиях.

Концепция обеспечивает организацию формирующей профессиональной психодиагностики, разработку методов исследования психики человека, адекватных специфике профессиональной деятельности и условиям ее исполнения, а также она является ориентировочной основой деятельности психолога, практикующего в сфере профессионального труда, как показали многочисленные исследования, представленные в работе.

Выделенные типы системного психологического дифференцированного профессиографирования обеспечивают решение и практических, и научно-методических задач (изучения, организации, формирования, управления, оценки, регулирования, консультирования и др.) в различных сферах профессиональной деятельности и при решении задач психологии труда, инженерной психологии и эргономики, организационной психологии и психологии управления.

Положения, выносимые на защиту.

1. Концепция системно-деятельностного подхода к психологической профессиографии является научно-методической основой деятельности психолога, решающего различные проблемы и вопросы, связанные с психологическим обеспечением будущего или настоящего субъекта труда и успешности его деятельности (профессиональное самоопределение, профессиональное развитие и преодоление профессиональных кризисов, обеспечение экономической эффективности и безопасности профессионального труда и оценка успешности труда).

2. Психотехнология системно-деятельностного дифференцированного про-фессиографирования является теоретико-методической основой изучения профессиональной деятельности как системного объекта, а человека — как субъекта труда. Она оснащена ориентировочной схемой системного субъектно-деятельностного профессиографирования, обеспечивающей психологу быструю и правильную организацию и планирование работы, так как позволяет выделять основные зоны исследования и объекта труда, и субъекта труда. Также позволяет выделять именно те их взаимосвязи, характер которых необходимо изучать для решения конкретной задачи. Кроме этого она включает и схему комплекса разнообразных методов (организационных, сбора эмпирических данных, их анализа и психологической интерпретации), ориентирующую психолога в их адекватном выборе при системном субъектно-деятельностном профессиографировании.

3. Концепция системно-деятельностного подхода к профессиографии является средством разработки метода системного анализа психологической операторной структуры профессиональной деятельности — аналитической профессио-граммы, содержание которой представляет собой гипотетическую психологическую операторную модель профессиональной деятельности.

4. Аналитическая профессиограмма позволяет разрабатывать методы и процедуры профессиональной психодиагностики с позиций деятельностного подхода, направленного на формирующую психодиагностику, раскрывающую потенциальные тенденции успешности освоения профессиональной деятельности.

5. Системно-деятельностное профессиографирование может применяться как средство формирования ориентировочного образа профессионала на завершающих этапах профессионального обучения.

6. Системно-деятельностное психологическое профессиографирование задает новую ориентацию и стратегию психологического изучения профессиональной деятельности как в практическом, так и в научно-методическом направлениях. Оно обеспечивает дифференцированное решение практических задач (информационных, ориентировочно-диагностических, конструктивных, прогностических, психодиагностических) в разных сферах профессионального труда, а также методических (разработка методик изучения профессионально важных качеств и механизмов их регуляции, адекватных реальным или моделируемым условиям профессиональной деятельности) и формирующих профессиональное сознание.

Апробация работы и внедрение результатов. Результаты теоретических и эмпирических исследований неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Докладывались на Ломоносовских чтениях (1987, 1996, 2002), представлены на научных конференциях, в лаборатории психологии труда Института психологии РАН, на Всероссийской конференции Российского психологического общества (2002), на 3-м съезде Российского психологического общества (Санкт-Петербург, 2003), на конференции, посвященной памяти А. Н. Леонтьева (2003).

Применяются в учебном процессе: спецкурс «Психология профессий», спецпрактикум «Профессиография», общий курс «Психология труда», курсовые и дипломные работы. В курсах по подготовке специалистов службы занятости и проф-консультантов.

Результаты применены в условиях реального производства и экспериментально проверены (Московский электрозавод им. В. В. Куйбышева, Профессионально-техническое училище полиграфической промышленности).

Применены в двух диссертациях на звание кандидата психологических наук (1993,2002).

По теме диссертации опубликованы 43 работы, в том числе 1 монография, 8 учебных пособий, 12 статей по основным разделам диссертации.

Структура диссертации. Диссертация включает введение, семь глав, в них можно выделить три части: теоретическую (1—3 главы) — методическую (4 глава) — практическую (5—7 главы), заключение, выводы, список литературы. Объем работы составляет 248 страниц текста, включая 16 таблиц и 19 рисунков.

Список литературы

содержит 336 наименований, из них 28 — на иностранных языках.

Выводы.

1. Концепция системно-деятельностного подхода к психологической профессиографии является научно-методической основой деятельности психолога, решающего различные проблемы, связанные с психологическим обеспечением будущего или настоящего субъекта труда и проблемы психологического обеспечения экономической эффективности и безопасности профессионального труда, его организации, решения кадровых вопросов и др.

2. Ориентировочная схема системного субъектно-деятельностного профессиографирования в сочетании с ориентировочной схемой применения комплекса методов в условиях данного профессиогарфирования являются теоретико-методической основой дифференцированного психологического системно-деятельностного профессиографирования.

3. Аналитическая профессиограмма позволяет разрабатывать гипотетические психологические операторные модели деятельности специалистов, соответственно решаемым задачам.

4. Аналитическая профессиограмма обеспечивает методическую организацию профессиональной психодиагностики с позиций деятельностного подхода, основанной на принципе выявления тенденций профессиональной успешности.

5. Психологическая профессиография, разработанная с позиций системно-деятельностного подхода к изучению деятельности субъекта труда, представленная в работе, и примеры ее применения позволяют рассматривать ее как новую психотехнологию профессиографирования, являющуюся общей ориентировочной основой деятельности психолога сферы профессионального труда, обеспечивающая ему решение профессиональных задач соответственно современным требованиям практики и науки.

6. Результаты применения данной психотехнологии раскрывают дальнейшие возможности ее развития и применения не только при обеспечении взаимосоответствия человека и профессии, но и при формировании специалиста на завершающих этапах его профессиональной подготовки, а также при решении и других вопросов, связанных со сферой профессионального труда или с так называемым человеческим фактором в профессиональной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате анализа теоретико-эмпирических предпосылок формирования отечественной психологической профессиографии, обоснования взаимосвязей человека и профессии и определения психологической сущности профессиональной деятельности была выявлена необходимость дальнейшего развития психологической профессиографии. Операционально-технологическое изучение профессиональной деятельности позволяло выявлять только отдельные профессионально важные качества, активизируемые при исполнении каждой технологической операции. Обнаружилось рассогласование между возможностями классической профессиографии и ее применением к изучению профессиональной деятельности человека, рассматриваемого как целостное сложное, многоуровневое, саморегулируемое, динамичное явление.

Анализ методологических и теоретических и методических предпосылок формирования системного подхода в психологической науке и разработанных принципов системно-деятельностного подхода позволили определить дальнейшее развитие принципов и методов психологического профессиографирования. С позиций системно-деятельностного подхода профессиональная деятельность рассматривалась как системный объект. Психологическими операторными единицами анализа становятся целостная деятельность, выделяемая на основе по-требностно-мотивационной направленности человекадействия, выделяемые на основе представления о результате труда, которые должны рассматриваться в двух аспектахинтенциональном и операциональном, а также операции, которые выделяются на основе учета средств их исполнения {в том числе и технических). Это позволяет в процессе профессиограирования оперировать уже психологическими единицами анализа, но еще только на операторно-психологическом уровне, т. е. отсутствуют единицы анализа, обеспечивающие изучение индивидуально-личностной направленности человека.

Анализ развития субъектного подхода в отечественной психологии и концепции субъектно-деятельностного подхода в психологии труда позволили определить принципы и методы изучения человека как субъекта труда. В результате психологическая профессиография обогатилась еще одним уровнем анализа, позволяющим изучать и понимать, что руководит человеком при выборе той или иной профессиональной деятельности, какова его когнитивно-мотивационная обеспеченность, что предопределяет его успех или неуспех в работе. Профессиональная деятельность с позиций субъектно-деятельностного подхода стала рассматриваться как множество состояний сознания человека, а человек — как субъект труда. Единицами анализа уровня готовности к освоению профессиональной деятельности и уровня сформированности профессионала с позиций субъектно-деятельностного подхода являются психологические признаки труда, позволяющие изучать характер взаимосвязи когнитивно-мотивационных и операторных характеристик субъекта труда через осознание им социальной значимости профессионального труда, осознание обязательности исполнения заданных нормативов, осознание и владение специальными навыками работы и осознание межлюдских взаимосвязей. Психические регуляторы труда также можно рассматривать как единицы анализа уровня сформированности профессионального самосознания у опытного специалиста, так как они позволяют исследовать сложившиеся у него представления (образы) объекта труда, субъекта труда и субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений. Субъектно-деятельностная концепция позволила расширить системно-деятельностную про-фессиографию от операторно-деятельностной до личностно (субъектно)-деятельностной.

Сравнительный анализ технологий классической операционально-технологической профессиографии с операторно-психологической (системно-деятельностной) и системной с позиций субъектно-деятельностной концепции позволил выявить позитивные взаимосвязи этих психотехнологий профессиографирования, их специфические особенности и актуальные возможности применения в настоящее время. Так, принцип дифференцированного подхода к про-фессиографированию, указывающий на необходимость планирования изучения конкретной деятельности соответственно решаемой задаче, был рассмотрен с позиций новой системной субъектно-деятельностной технологии как стратегия психологического изучения профессиональной деятельности в разнообразных областях.

В связи с разнообразием задач, постоянно возникающих в мире профессионального труда, как показано в работе, осуществлена типологизация дифференцированного профессиографирования. Было выделено дифференцированное профессиографирование, направленное на решение практических задач (информационное, ориентировочно-диагностическое, конструктивное, прогностическое, психодиагностическое) и профессиографирование, обеспечивающее решение научно-методических задач.

В результате методологического и теоретико-методического анализа традиционных и современных воззрений, подходов, принципов и методов психологического изучения профессиональной деятельности была разработана новая психотехнология профессиографирования, обеспечивающая изучение профессиональной деятельности субъекта труда с позиций системно-деятельностного подхода. Она включает ориентировочную схему системного субъектно-объектного профессиографирования, ориентировочную схему применения комплекса методов в условиях данного профессиографирования и новый метод системного анализа психологической операторной структуры профессиональной деятельности — аналитическую профессиограмму.

Применение разработанной психотехнологии профессиографирования показало следующее.

Информационное профессиографирование осуществляется успешно студентами старших курсов по предлагаемым на выбор схемам профессиографиче-ского описания профессий. Им удалось в описаниях различных видов профессиональной деятельности (нотариуса, библиотекаря, консультанта и журналиста) охарактеризовать субъектно-объектные взаимосвязи и психологическую специфику этих видов деятельности.

Ориентировочно-диагностическое профессиографирование, востребованное в практике в связи с техническими и технологическими инновациями труда сборщиц утюгов, отразившихся негативно на экономической эффективности их труда, позволило посредством данной технологии профессиографирования установить конкретную причину негативных факторов организации труда сборщиц: нерациональное нормирование труда сборщиц бригады, повлекшее за собой разную степень напряженности психофизиологической нагрузки, испытываемой сборщицами бригады.

Конструктивное профессиографирование позволило разработать рекомендации по снижению напряженности труда сборщиц, вызванное нерациональным нормированием их труда. Была разработана программа пересадки сборщиц как релаксирующее мероприятие и проведено экспериментальное исследование в условиях производства результатов предложенных рекомендаций.

Прогностическое профессиографирование было востребовано в связи с проблемой безопасности и разработкой рекомендаций профилактического характера. В данном случае было проведено професиографическое изучение деятельности по совершенствованию учебной программы, предположительно позволяющее обеспечить оптимальное взаимодействие коллективного оператора в целях снижения ошибок при работе в сложном техническом комплексе.

Диагностическое профессиографирование позволило выявить психофизиологические механизмы регуляции сложного перцептивно-моторного действия в деятельности намотчиц катушек трансформаторов. Установлено несоответствие организации профессионального обучения требованиям профессии и нерациональная организация операторной зоны их деятельности, тоже отрицательно влияющая на их функциональное состояние и соответственно на работоспособность.

В другом случае психодиагностика, спланированная на основе новой психотехнологии профессиографирования, позволила получить данные об уровне готовности к успешному освоению учащимися полиграфического училища профессии «наборщик на наборно-программирующем аппарате» и составить прогноз тенденций успешности освоения данной профессии в выделенных экспериментально группах учащихся.

Системно-деятельностная психотехнология профессиографирования, обеспечившая также и разработку метода анализа психологической операторной структуры деятельности — аналитическую профессиограмму, как показано в работе на примерах аналитических профессиограмм, составленных студентами старших курсов, работающих в разных сферах деятельности (менеджер, юрист, руководитель депозитарного отдела и др.), обеспечила построение гипотетических моделей деятельности для решения разнообразных практических задач.

Аналитическая профессиограмма также была применена как средство разработки методов и процедуры профессиональной психодиагностики уровня сформированности опытных разработчиков радиоэлектронной аппаратуры.

Психотехнология системно-деятельностного профессиографирования позволяет разрабатывать и методики сравнительного анализа психологической сложности и психофизиологической напряженности профессиональной деятельности в связи с техническими инновациями производства, проверка которых возможна в реальных условиях производства. В работе это достаточно подробно продемонстрировано на примере сравнительного изучения резчика и оператора, в результате которого был дан обоснованный ответ руководителям производства о неэффективности переобучения резчиков на профессию операторов.

В процессе исследования новой психотехнологии психологического изучения профессиональной деятельности открылись и новые возможности профессиографирования. Его применение в качестве средства интроспективного анализа студентами старших курсов собственной деятельности при исполнении курсовой работы позволило им построить ориентировочный образ своей будущей профессиональной деятельности и переосмыслить себя уже не как учащегося, а как человека, заинтересованного и ответственного за свою работу.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.М. Семантические характеристики профессиональной направленности медиков: Автореф. дис.. канд. психол. наук. —М., 1993.
  2. JT.M. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. — Казань: Казанск. ун-т, 1987.
  3. Абулъханова-Славская К. А. Типологический подход к личности профессионала. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В. А. Бодрова. — М., 1991.
  4. Абулъханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М., 1991.
  5. Абулъханова-Славская К. ЗА. Проблема определения субъекта в психологии // Субъект действия, взаимодействия, познания. — М., 2001.
  6. Абулъханова-Славская К.А., Рубинштейн C.JI. Ретроспектива и перспектива // Проблема субъекта в психологической науке. — М., 2002.
  7. С.В. Личностные предпосылки становления субъективной готовности учащихся ПТУ к профессиональной деятельности: Автореф. Дис.. канд. психол. наук. — М., 1990.
  8. В.Е. Деятельность человека в системах управления. — Л., 1974.
  9. .Г. К методологии профессиоведения // На психотехническом фронте. — Л., 1931. — Вып. 2.
  10. .Г. О проблемах современного человекознания. — М., 1977.
  11. Ананьев Б. Г Человек как предмет познания. — СПб., 2002.
  12. .Г., Веккер Л. М., Ломов Б. Ф., Ярмоленко А. В. Осязание в процессах познания и труда. — М., 1959.
  13. А. Психологическое тестирование. — М., 1982. — В 2 кн.
  14. Г. М. Психология социального познания. — М., 2000.
  15. О.М. Самооценка в структуре личности студента: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — Л., 1984.
  16. П.К. Принципиальные вопросы общей теории функцио-нальных систем // Избранные философские аспекты теории функциональной системы. — М., 1978.
  17. Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В. А. Бодрова. — М., 1991.
  18. Л.И. Психологическое содержание феномена субъект и границы субъектно-деятельностного подхода // Проблема субъекта в психологической науке. — М., 2000.
  19. С.Н. Анализ трудовых действий с помощью киносьемки // Вопросы психологии труда. — М., 1958. — Вып. 91.
  20. С.Н. Очерки по психологии труда. — М., 1958.
  21. Асеев В. Г Преодоление монотонности труда в промышленности. — М, 1974.
  22. В.Г. Личность и значимость побуждений. — М., 1993.
  23. А.Г. Психология личности. — М., 1990.
  24. Р. Человеческая память в процессе обучения. — М., 1980.
  25. О.В., Пищелко А. В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста. — М., 2001.
  26. Р.А. Биографические кризисы личности: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. —М., 1994.
  27. Ф. Психика человека в труде и игре. — М., 1959.
  28. М.Я. Избранные психологические произведения. — М., 1975.
  29. Ф. Психотехника. Исследования пригодности к профессиональному труду. — М., 1926.
  30. Н.А. Самосознание. — М., 1991.
  31. Н. А. О построении движений. — М., 1947.
  32. Л. История и статус общей теории систем // Системные исследования.— М., 1973.
  33. В.М. О рациональном использовании человеческой энергии в труде // Тез. докл. на конф. по научн. организации труда в производстве. — М., 1921.
  34. P.P. Исследование видов целеобразования. — Кишенев, 1987.
  35. Блонский 77.77. Реформа науки. — М., 1920.
  36. А. А. Личность и общение. Избранные труды. М., 1983
  37. В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования и развития личности профессионала / Под ред. В. А. Бодрова. — М., 1991.
  38. В.А. Психология профессиональной деятельности. Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В. Н. Дружинина. — М., 1999.
  39. В.А. Психология профессиональной пригодности. — М., 2001.
  40. Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармоничной личности // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анцыферовой. — М., 1981.
  41. Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анцыферовой.— М., 1981.
  42. Е.М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. — М., 1991.
  43. Т.А. К применению динамометрии при исследовании статистической выносливости для оценки работоспособности в системе НОТ: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — Свердловск, 1969.
  44. Е.С. и Левигурович Г.И. Психологическое изучение профессии шофера // Гигиена и патология автоработников. — М., 1930.
  45. .С. К проблеме человека в психологии // Вопр. психол. — 1997. —№ 5. —С. 3—19.
  46. Дж. Психология познания. —М., 1977
  47. А.В. Проблемы психологии субъекта. — М., 1994.
  48. А.В. Психология субъекта и его деятельность. Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В. Н. Дружинина. — М., 1999.
  49. В.В. Научный эксперимент. — М., 1989.
  50. Г. А. Профессионал: смысл жизни и акме // Общество и безопасность. — 2001.
  51. В.А. Структура профессиограмм юридических профессий // IV Всесоюзный съезд психологов СССР. Судебная психология. — М., 1971.
  52. И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием.—М., 1991.
  53. Введение в эргономику / Зараковский Г. М., Королев Б. А., Медведев В. И., Шлаен П. Я. — М., 1974.
  54. В. Ф. Методологические принципы исследования психологических факторов решения оперативных задач // Методология инженерной психологии, психология труда и управления. — М., 1981.
  55. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. — М., 1990.
  56. Вопросы профессиоведения / Под ред. В. Е. Гаврилова, Каневец. — М., 1982.
  57. М.И. Физиология трудовых процессов. — М., 1966.
  58. Р. Экспериментальная психология. — М., 1950.
  59. JJ.C. Проблема высших интеллектуальных функций в системе психотехнического исследования // Психотехника и психофизиология труда. — 1930. —№ 5.
  60. JJ.C. Развитие высших психических функций. — М., 1960.
  61. В.Е. Модульный подход к психологической классификации профессий // Совершенствование профориентации и профотбора молодежи на рабочие профессии. — Л., 1986.
  62. А.А. Сравнительная оценка методов психотехнической характеристики профессий // Психофизиология труда и психотехника. — М., 1929.
  63. О.И. Об изучении профессии в свете психологии труда // Научно-методический сборник. — JL, 1969.
  64. П.Я. Теория поэтапного формирования умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. — М., 1966.
  65. В.А. Системные исследования в психологии. — JI., 1984.
  66. С.Г. Психотехника. — М., 1926 .
  67. С.Г. К вопросу о профессиональной типологии // Психотехника и психофизиология труда. — 1930. — № 6.
  68. С.Г. Проблемы психологии профессий в системе советской психотехники. —М.- Д., 1931.
  69. С.Г. Психологический анализ трудовой деятельности в свете задач инженерной психологии. — М., 1968. — Вып. 1.
  70. С.Г., Иттин А. Г. Психологический анализ профессий наборщиков // Гигиена труда. — 1923. — № 12.
  71. Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. — М., 1976.
  72. Ю.Я., Костин А. Н. Методология и теория психологического анализа проблемностей // Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа. — М., 1999.
  73. Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности. — Киев, 1984.
  74. Н.Д., Девишвили В. М., Зинченко В. П. Микроструктурный анализ исполнительной деятельности. — М., 1976.
  75. Н.Д., Девишвили В. М., Зинченко В. П., Кочурова Э. И. Функциональная структура и критерии оценки инструментальных пространственных действий // Проблемы космической биологии. — М., 1977. — Т. 34.
  76. В.М., Зинченко ВП. Структурно-функциональный анализ психической деятельности // Системные исследования. — М., 1978.
  77. Г. Г. Личность и профессия: профессионально-личностная реадаптация в условиях «тройного» кризиса. — Челябинск, 2002.
  78. С.И. и др. Методики исследований в физиологии труда. — М.,
  79. Графики и функции / Дородное A.M., Острецов И. Н., Петросов В. А., Приходов В. Ю., Сафонов И. Б. — М., 1972.
  80. К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970.
  81. К.М. Современная психологическая диагностика: пути развития // Вопр. психол. — 1982. — № 1.
  82. Гусев Н. К К вопросу об изучении профессий в целях профконсультации. Материалы профконсультации. — JL, 1935. — Вып. 2.
  83. В.В., Зинченко В. П., Мунипов В. М. О путях развития методологии эргономики и инженерной психологии // Эргономика. — М., 1979. — № 17.
  84. В.М. Тремор как показатель психофизиологического состояния оператора // Эргономика. Принципы и рекомендации. — М., 1974. — Вып. 6.
  85. В.М., Иванова Е. М. Опыт профессиографирования работы намотчиц.—М., 1973.
  86. В.М., Гончаров B.C., Иванова Е. М. Опыт применения методики тремора суставнго угла для оценки функциональных состояний // Проблемы функционального комфорта. —М., 1977.
  87. Е.А. К вопросу о количественной (постадийной) оценке утомления летного состава // Авиационная и космическая медицина. — М., 1963.
  88. Е.А. и др. К определению психофизиологических резервов летчика на фоне основной деятельности // Воен.-мед. журн. — 1955. — № 7.
  89. А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. — М., 2000.
  90. М.А. Психологический анализ деятельности авиадиспетчера // Проблемы общей и инженерной психологии. — Л., 1964.
  91. М.А. Цели профессиографии и структура профессиограммы // Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда. — Л., 1974.—Ч. 1.
  92. М.А., Суходольский Г. В. Основы классификации профессио-графических методов // Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда. — Л., 1974. — Ч. 1.
  93. Н.Ф. Труд и внимание // Вопросы психологии труда, трудового обучения и воспитания. — Ярославль, 1965.
  94. Л.В. Двигательная деятельность человека в условиях механизированного производства. — Л., 1975.
  95. А.И. Психология коллектива: Методологические проблемы исследования. — М., 1984.
  96. ДреверД. Психология труда. —Л.- М., 1926.
  97. В.Я. Системный подход и психологический анализ водительской деятельности // Исследование структуры и формирования навыков управления движущимися машинами. — М., 1978. —Вып. 2.
  98. Н.А. Оценка уровня сформированности профессиональной деятельности разработчиков радиоэлектронной аппаратуры: Дисс. на соискание степени канд. психол. наук. — М., 1993.
  99. Н.П. Структурно-психологический анализ деятельности и проблема рациональной организации труда // Психологические проблемы рационализации деятельности. —Ярославль, 1976.
  100. A.JI. Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений в обществе. // Труды института психологии РАН. —М., 1997. —Вып. 2.
  101. Д.Н. Психологический анализ оперативного мышления. — М., 1985.
  102. Н.Д., Ломов Б. Ф., Пономаренко В. А. Образ в системе психической регуляции деятельности. — М., 1986.
  103. А.Н. Организационная психология: Учебное пособие. — М., 2000.
  104. А.В. Развитие произвольных движений. —М., 1960.
  105. Г. М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности. — М., 1966.
  106. Г. М. Популяционный психологический потенциал: Основные идеи и операционализация понятий // Труды института психологии РАН. — М, 1997.—Вып. 2.
  107. Г. М., Медведев В. И., Мунипов В. М. Принципы эргономического описания деятельности оператора. // Эргономика. Принципы и рекомендации. — 1971. — Вып. 2.
  108. Г. М., Медведев В. И. Психофизиологическое содержание деятельности оператора // Инженерная психология. — М., 1977.
  109. B.C. Человек и профессия. — М., 1972.
  110. Э.Ф. Психология профессий. —Екатеринбург, 1999.
  111. А.И., Шмелев А. Г. К вопросу о классификации мотиваци-онных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. — 1987. —№ 4.
  112. В.П. Функциональная структура исполнительных (перцептивно-моторных) действий // Эргономика. Труды ВНИИТЭ. — М., 1978. — № 16.
  113. В.П., Майзель Н. И., Назаров А. И., Цветков А. А. Анализ деятельности человека-оператора // Инженерная психология. — М., 1964.
  114. В.П., Мунипов В. М. Основы эргономики. — М., 1979.
  115. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. — М., 1994.
  116. В.П., Смирнов С. Д. Методологические вопросы психологии. — М., 1983.
  117. В.В. Понимание субъектом мира как проблема психологии человеческого бытия // Проблема субъекта в психологической науке. — М., 2000.
  118. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. — М., 1998.
  119. Е.М. Психологический анализ деятельности и его роль в решении задач научной организации труда. Материалы к семинару «Профотбор и профориентация как важнейшие элементы научной организации труда». — М., 1973.
  120. Е.М. Опыт изучения психологической структуры профессиональной деятельности // Психологические исследования. — М., 1974. — Вып. 6.
  121. Е.М. Анализ психологической структуры профессиональной деятельности в целях создания комфортных условий труда // Проблемы функционального комфорта. —М., 1977.
  122. Е.М. Применение микроструктурного анализа исполнительной деятельности к исследованию сенсомоторного профессионального действия // Проблемы инженерной психологии. — М., 1979. — Вып. IV.
  123. Е.М. Психологические аспекты регуляции труда и экономика // Тез. докл. Всесоюзн. научн. симпозиума «Роль психологических факторов в интенсификации экономики». — М., 1984. — Ч. 1.
  124. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. — М., 1987.
  125. Е.М. Технология психологической оценки профессионала // Вопр. психол. — 1991. — № 4.
  126. Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. — М., 1992.
  127. Е.М. Профессиография как средство формирования образа профессионала // Психология как профессия. Ежегодник Российского психологического общества. — М., 2002. — Т. 9, вып. 3.
  128. Е.М., Гончаров B.C., Девишвили В. М. К методам оценки характера напряженности профессионального труда и утомления // Физиология труда. Д., 1978.
  129. Е.М., Кабардова Л. И. Некоторые вопросы организации труда на конвейере. // Охрана труда при выполнении монотонной работы. М., 1975.
  130. Е.М., Котелова Ю. В. Опыт психологической рационализации режимов труда намотчиц // Опыт работы отраслевых лабораторий НОТ в области улучшения условий труда на предприятии. — М., 1974.
  131. Э.В. Проблема идеального // Вопр. философии. — 1979. — № 7.
  132. Е.П. Стиль деятельности. Новые подходы и аспекты // Вопр. психол. — 1988. —№ 6.
  133. Интегральная оценка работоспособности при умственном и физическом труде / Деревянко Е. А., Хухлаев В. К. и др. — М., 1976.
  134. С.Б. Мотивация труда. — М., 1998.
  135. Т.С. Методы психологического воздействия. — М., 2000.
  136. Т.С. Психология управления человеческими ресурсами — СПб., 2003.
  137. М.С. Человеческая деятельность. — М., 1974.
  138. А.И. Модель управления профессионализацией // Советская педагогика. — 1990. — № 3.
  139. А.В. Психологический анализ трудовой деятельности: Учебное пособие.—Ярославль, 1988.
  140. Ю.В., Талызина Н. Ф. Психодиагностика познавательного развития учащихся. — М., 1989.
  141. А.И. Экономическая психология. — М., 1987.
  142. .И. Социальная причинность: ее природа и специфика. — М.,
  143. Т.Е. Мыслительная активность в стереотипной трудовой деятельности: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. — М., 1989.
  144. Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. — Обнинск, 1993.
  145. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. — М., 1995.
  146. Е.А. Психология профессионального самоопределения. -— Ростов-на-Дону, 1996.
  147. Е.А. Психология профессионала. — М.- Воронеж, 1996.
  148. Е.А. Введение в психологию труда. — М., 1998.
  149. Е.А. Конфликтующие реальности в работе с людьми (психологический аспект). —М.- Воронеж, 2001.
  150. JI.H. Цель и смысл жизни человека. — М., 1984.
  151. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. — М., 1980.
  152. JI.H. Самооценка как механизм саморегуляции профес- сио-нальной деятельности // Вестн. Ленингр. ун-та. — 1989. — № 27, вып. 4. — Сер. 6.
  153. КН. Учебник психологии, изложенной с точки зрения диалектического материализма. — М.- Л., 1929.
  154. Ю.В. Очерки по психологии труда. — М., 1986.
  155. М.А. Некоторые психологические механизмы возникновения интереса в труде // Вопр. психол. — 1989. — № 6.
  156. М.А., Емельянов A.M. Природа ошибок человека-оператора. — М., 1993.
  157. А.А. Системный подход как основа исследований по инженерной психологии и психологии труда. — Л., 1974.— Ч. 1.
  158. С.И. Психология формирования профессиональных интересов.— Вильнюс, 1981.
  159. С.И. Управление формированием профессиональных интересов // Вопр психол. — 1985. — № 3.
  160. А. С. Методы психологической саморегуляции и психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний человека в связи с особенностями профессиональной деятельности: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. — М, 1993.
  161. .В. Основы профессиональной психодиагностики. — JL, 1984.
  162. А.А. Аппаратурный метод испытания технической сообразительности // Вопросы профконсультации и профподбора. — JL, 1928.
  163. В.И. Методика и техника эксперимента с применением киносъемки и осциллографии при исследовании трудовых приемов. // Совещание по вопросам психологии труда: Тез. докл. —М., 1957.
  164. А.Ф. Классификация личностей. — Л., 1924.
  165. Л.Н. Прогнозирование и профилактика межличностных производственных конфликтов в условиях нововведений // Психол. журн. — 1992. —№ 5.
  166. С.Н. Методы психологического анализа профессиональной деятельности: Обзор. — Л., 1973.
  167. Н.Д. Психотехника и профессиональная пригодность. Проблемы и методы. — М., 1928.
  168. В.А. Проблема объекта и субъекта в классической и современной буржуазной философии. — М., 1965.
  169. В.А. Субъект, объект, познание. —М., 1980.
  170. А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. — М., 1984.
  171. А.Б. Психологическая саморегуляция и профилактика неблагоприятных функциональных состояний // Психол. журн. — 1988. — № 3.
  172. А.Б., Чернышова О. Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. Хрестоматия. — М., 1995.
  173. А.Н. Проблемы развития психики. — М., 1965.
  174. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975.
  175. А.Н., Панов Д. Ю. Психология человека и технический прогресс // Вопр. философии. — 1962. — № 5.
  176. О. Психология профессий. — Пг., 1923.
  177. .Ф. Человек и техника. — М., 1966.
  178. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1984.
  179. .Ф. Системный подход и система детерминизма в психологии // Психол. журн. — 1989. — № 4.
  180. А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. — М, 1974.
  181. А.Р. Мозг человека и психические процессы // Нейропсихологи-ческие исследования. — М., 1963. — Т. 1.
  182. А.К. Психология профессионализма. —М., 1996.
  183. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. — М., 1986.
  184. А.А. Субъективность человека как философская и психологическая проблема // Современная психология: состояние и перспективы. — М., 2002. —Т. 1.
  185. А.А. Системный подход и психология развития: формы и уровни взаимодействия // Труды института психологии РАН. — М., 1997. — Вып. 2.
  186. Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. — М, 1990.
  187. В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции. — М., 1998.
  188. Г. Психология и экономическая жизнь. —М., 1924.
  189. В.Н. Принцип организации научного исследования труда // Тез. к докладам, представленным на научную конференцию по научной организации труда в производстве. — М., 1921.
  190. В.Н. Психология отношений. — М.- Воронеж, 1995.
  191. Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. — М., 1988.
  192. Н.Н. Деятельностный подход как основа системного построения модели архитектора // Психология и архитектура. — М., 1993.
  193. Е.П. Объяснение — функция науки. — М., 1970.
  194. Л. Структуры человеческой деятельности. — М., 1984.
  195. Николаев В. И, Темное В. Н. Метод математической обработки экспертных оценок // Проблемы системотехники. — Л., 1972.
  196. О.Г. История психологии труда в России 1917—1957. — М., 1997.
  197. Образ в регуляции деятельности / Под ред. Н. Л. Мориной, В. И. Козлова. — М., 1997.
  198. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М, 1987.
  199. В.В. Динамика «образа своей профессии» в зависимости от степени приобщения к ней // Вопросы психологии. — 1981. — № 5.
  200. А.Б. Склонность и профессия. — М., 1981.
  201. А.К. Образы как порождаемые субъектом модели предметной ситуации, цели и средств ее достижения // Образ в регуляции деятельности / Под ред. Н. Л. Мориной, В. И. Козлова. — М., 1997.
  202. Д.А. О психологическом изучении производственных операций // Вопр. психол. — 1959. — № 1.
  203. ДА., Конопкин О. А. О психологическом подходе к изучению деятельности человека-оператора. Психологические вопросы регуляции деятельности. — М., 1973.
  204. Е.И. К вопросу об изменениях спектрального состава тремора в зависимости от характера двигательной задачи // Биофизика. — 1964. —Т. 9, вып. 6.
  205. В.П. Психологические проблемы профессиональной переориентации взрослых // Психол. журн. — 1993. — № 3.
  206. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. —М., 1982.
  207. К.К. Вопросы психологии труда. — М., 1970.
  208. К.К. Структура и развитие личности. — М., 1986.
  209. Поваренков Ю. И Психологическое содержание профессионального становления человека. — М., 2002.
  210. М.Г. О влиянии мышечной работы на тремор // Психофизиология труда в промышленности. — JL, 1935.
  211. К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопр. психол. — 1994. — № 1.
  212. В.А. Психология духовности профессионала. — М., 1997.
  213. A.M. Кинометод определения направления взглядов в процессе трудовой деятельности // Тез. докл. на совещании по вопросам психологии труда. — М., 1957.
  214. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова, Н. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. — СПб., 2001.
  215. Практическое мышление: функционирование и развитие. — М., 1990.
  216. Проблема субъекта в психологической науке. М.: Изд-во Академический проект, 2000.
  217. Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа деятельности. — М., 1999.
  218. Проблемы формирования профпригодности специалистов / Под ред. Ю. М. Забродина. — М., 1985.
  219. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М.- Воронеж, 1996.
  220. Н.С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. — М., 2001.
  221. Психодиагностика: теория и практика / Под ред. Н. Ф. Талызиной. — М., 1986.
  222. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В. А. Бодрова. — М., 1991.
  223. Психология профессиональной подготовки / Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб., 1993.
  224. Психофизиологические вопросы становления профессионала / Под ред. К. М. Гуревича. — М., 1974. — Вып. 1.
  225. Психофизиологические вопросы становления профессионала / Под ред. К. М. Гуревича. — М., 1976. — Вып. 2.
  226. В.Н. Оперативное мышление в больших системах. — М.- JL, 1965.
  227. А.И. Опыт составления профессиограмм намотчиц. — JL, 1969.
  228. Рабочая книга социолога / Осипов Г. В., Руткевич М. Н., Андреенков В. Г. и др. — М., 1983.
  229. JI.A. Применение тензометрии для изучения рабочих движений человека // Физиол. журн. СССР. — 1957. — Т. 43, № 8.
  230. B.C. Динамика работоспособности человека как критерий рациональности режимов труда и отдыха // Социалистический труд. — 1971. — № 4.
  231. Развитие психофизиологических функций взрослых людей. — М., 1977.
  232. И.И. Личность, индивидуальность, общество. — М, 1984.
  233. Н.А. Анализ микродвижений рук в различных видах трудовой деятельности // Проблемы общей и инженерной психологии. — Л., 1964.
  234. Н.А. Психомоторика взрослого человека. — Л., 1970.
  235. В.В. Проблема утомления. — М., 1961.
  236. А.И. О задачах и путях психотехнической рационализации профессий // Советская психотехника. — 1932. — № 3.
  237. Т.Н. Смысловая регуляция деятельности у больных, перенесших инфаркт миокарда: Автореф. дис. канд. психол. наук. —М., 1991.
  238. Н.А. Автобиография рабочих и ее изучение. — М.- Л., 1939.
  239. C.JJ. Проблемы общей психологии. — М., 1973.
  240. С.Л. Бытие и Сознание. Человек и Мир. — СПб., 2003.
  241. Е.И. Психологические методы исследования утомления // Психофизиология труда. — М.- Д., 1927. — Вып. 2.
  242. Руководство по психотехническому профессиональному подбору. — М.- Л., 1929.
  243. Руководство по физиологии труда / Под ред. З. М. Золиной, Н. Ф. Измерова. — М., 1983.
  244. В.М. Проблема индивидуальности в становлении профессионала // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В. А. Бодрова. — М., 1991.
  245. В.Н. Принцип системности, системный подход и общая теория систем // Системные исследования. Ежегодник. — М., 1978.
  246. Самоненко Ю А. Психология и педагогика. — М., 2001.
  247. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. — Л., 1979.
  248. И.М. Очерк рабочих движений человека. — М., 1906.
  249. И.М. Избранные произведения. —М., 1958.
  250. В.Т. Введение в эргономику. — Женева, 1974.
  251. Р.Х. Работа и его моторное исполнение // Экспериментальная психология. — М., 1963.
  252. Г. Н. Некоторые вопросы к постановке психотехнических аппаратурных исследований // Психотехника и психофизиология труда. — 1931. — № 2—3.
  253. А.А. Психология запоминания. —М.- Л., 1948.
  254. В.В. Анализ и проектирование групповой деятельности в прикладных психологических исследованиях. — М., 1992.
  255. В.М. Психологические основы экономики. — М., 1999.
  256. Ю.К. Психологическое содержание операторского труда. — М., 1999.
  257. Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. — М.,
  258. А.В., Иванова Г. И., Нечаев Н. Н. Архитектура и психология. — М., 1993.
  259. С.Г. К вопросу о классификации труда // Проблемы экономики труда. — М., 1957.
  260. Г. В. Структурно-алгоритмические модели деятельности // Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда. — Л., 1974,—Ч. 1.
  261. Г. В. О требованиях к психологическому изучению деятельности // Личность и деятельность. Экспериментальная и прикладная психология. — Л., 1982.— Вып. 2.
  262. Схема для изучения профессий в целях профконсультации / Галкина О., Гусев Н., Комм А., Пахорукова Л // Материалы профконсультации. — Л., 1935. — Вып. 2.
  263. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М., 1975.
  264. Теория функциональных систем в физиологии и психологии. — М., 1978.
  265. Теории личности в западноевропейской и американской психологии / Под ред. Д. Я. Райгородского. — М., 1996.
  266. .М. Проблемы индивидуальных различий. — М., 1961.
  267. .М. Простейшие способы факторного анализа // Типологические особенности в. н. д. человека. — М., 1967.
  268. В.А. Стили профессиональной деятельности. — М., 1999.
  269. Г. Теоретические и экспериментальные основы психического развития человеческой жизни // Принцип развития в психологии. — М., 1998.
  270. А.А. Метод аналитического графика и его использование в рационализации производства, профобучения // Бюл. Ленингр. Ин-та организации и охраны труда. — Л., 1932. — № 9—10.
  271. М.М. Современное учение о задачах и методах психологии. Речь на 1-м заседании Психологического общества 14.03. 1885 // Вопр. психол. — 1995, —№ 4.
  272. Д.Н. Психологические исследования.—М., 1966.
  273. А.А. Доминанта. —М.- Д., 1966.
  274. А. Т. Измерение сенсомоторики // Инженерная психология. — М., 1964.
  275. Д.И. Психология развивающейся личности. — М., 1996.
  276. А.В. Методология психологического анализа управленческой деятельности // Методология инженерной психологии, психологии труда и управления / Под ред. Б. Ф. Ломова, В. Д. Венда. — М., 1981.
  277. C.JI. Реальность и человек. — М., 1997.
  278. В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.
  279. Формирование системного мышления в обучении / Под ред. З.А. Реше-товой. — М., 2002.
  280. И.П. Перспективы человека. — М., 1983.
  281. Э. Бегство от свободы. Человек для себя. — Минск, 1998.
  282. В. Инженерная психология и психология труда: Психологическая структура и регуляция различных видов трудовой деятельности / Под. ред. В. Ф. Венды и А. А. Крылова. — М., 1985.
  283. X. Мотивация и деятельность / Под ред. Б.М. Велич-ковского. — М., 1986.
  284. Дж. Введение в психофизиологию. — М., 1981.
  285. Чеснокова И. ИПроблема самосознания в психологии. — М., 1977.
  286. И.П. Характерологический метод изучения профессий и профессионального отбора // На психотехническом фронте. — М., 1931. — Вып. 2.
  287. Шадриков В Д. Психологический анализ деятельности как системы // Вопр. психол. — 1980. — № 3.
  288. ВД. Деятельность и способности. — М., 1995.
  289. А.Г. Психодиагностика личностных черт. — СПб., 2002.
  290. И.Н. К вопросу о методике психотехнического анализа профессии // Вопросы психофизиологии, рефлексологии, и гигиены труда. — Казань, 1923.—Сб. 1.
  291. И.Н. Анализ профессии как основа исследования утомления // Гигиена труда. — 1925. — № 10.
  292. И.Н. Основные вопросы профессиографии // Психотехника и психофизиология труда. — 1928. — № 1.
  293. И.Н. Метод искусственной деавтоматизации в психологическом исследовании // Психотехника и психофизиология труда. — 1930. — № 2—3.
  294. Э. Прикладная психология. Методы и результаты. — М., 1924.
  295. М.Р. Структура индивидуального стиля и условия его формирования: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. — Новосибирск, 1994.
  296. Э. Идентичность: юность и кризис. — М., 1996.
  297. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. — М, 1978.
  298. М.А. К психологическим характеристикам профессий // Интеллигентный труд. — М., 1925.
  299. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. // Методологические проблемы социальной психологии. — М., 1975.
  300. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. — М., 1969.
  301. С. Схема содержания работы психотехнического изучения индустриальных профессий // Кадры социалистической промышленности. — 1931. — № 6.
  302. М.Г. Психофизиология труда и принцип деятельности в советской психологии // Вопр. психол. — 1977. — № 6.
  303. К. Смысл и назначение истории. — М., 1991.
  304. Amabile Т.М., DeJong W., Lepper M.R. Effects of externally imposed deadlines on subsequent intrinsic motivation // J. Pers. Soc. Psychol. — 1976. — V. 34.
  305. Barnes R.M. An investigation of some hand motion used in factory work // University Jowa Studies in Engineering. — 1936. — Bui. 6.
  306. Barnes R.M. Motion and time study. Design and measurement of work // J. Wiley & Sons, INC. — N.Y.- London, 1964.
  307. Bartlett F.C. Psychological criteria of fatigue / Floyd W.E. & Welford A.T. (Eds.) // Symposium on Fatigue. — London, 1953.
  308. Child I.L. Humanistic psychology and the research tradition. Their several virtues. — N.Y., 1973.
  309. Conrad R. Adaptation to time in a sensory-motor skill // J. Exp. Psychol. — 1955a.—Vol. 49.
  310. Fleishman E.A. Some new frontiers in personnel selection research // Personnel Psychology. — 1988. — Vol. 41.
  311. GiorgiA. Status of qualitative research in the human sciences // J. for Human Science. — 1986. —V. 1.
  312. Gormly A. V., Brondzinsky D.M. Lifespan human development. — Fort Worth, 1995.
  313. Grandjean E. Fitting the Task to the man. An ergonomic approach. — London, 1969.
  314. Harzberd F. Motivation to work. — N.Y., 1959.
  315. Jacobson G.F. Programs and techniques of crisis intervention // American handbook of psychiatry.— N.Y., 1974.
  316. Jochen, Neumann und Klaus. Peter Timpe // Psychologishe Arbeitsge-staltung. —Berlin, 1976.
  317. KierkegaardS. Stades sur le chemin de la vie. — Paris, 1993.
  318. Kilpatrick F. Explorations in transactional psychology. — N.Y., 1970.
  319. Lemme B.N. Development in adulthood. — Boston, 1995.
  320. May R. Psychology and human dilemmas. —N.Y., 1991.
  321. McClelland D.C. The two forces of power // J. of International Affairs. — 1970.—Vol. 24.
  322. Porter L. W., Lawler E.E. Managerial attitudes and performance. — Home-wood, 1968.
  323. Rybash J. W. Roodin P.A., Santrock J. W. Adult development and aging. — Wm. C. Brown Publishers, 1985.
  324. Sigelman C.K., Shaffer D.R. Lifespan human development. — Grove, 1989.
  325. Simon J. R., Simon B.R. Duration of movements in a dual setting task as a function of the precision of manipulation // J. Appl. Psychol. — 1959. — Vol. 43.
  326. Schmidtke H. Die Ermudung, Symptome / Theorien, Messerversuche. Bern- Stuttgard, 1965.
  327. Thomdike P., Hagen E. Measurement and evaluation in psychology and education.—N.Y., 1977.
  328. Wandersman A. Poppen P.J., Ricks D.F. Humanism and behaviorism: Dialogue and growth. — N.Y.
  329. Welford A.T. The «psychological refractory period» and the timing of highspeed performance — a review and a theory // Brit. J. Psychol. — 1952. — Vol. 43.
  330. Welford A.T. Stress and performance // Ergonomics. — 1971. — Vol. 16.
  331. Wroom V.H. Work and motivation. — N.Y., 1964.
Заполнить форму текущей работой