Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие малых инновационных предприятий промышленности России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Институциональная поддержка развития малых инновационных предприятий промышленности России предусматривает: формирование в стране новой модели хозяйствования, которая должна базироваться на гибкой производственной специализации и иметь индустриально-инновационную направленностьразработку единой системы правовых норм в рамках Инновационного кодексаустановление специальной системы льгот… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Сущность и особенности функционирования малых инновационных предприятий в рыночной экономике
    • 1. 1. Малое предпринимательство как субъект рыночной экономики
    • 1. 2. Малые предприятия в структуре национальной инновационной системы
    • 1. 3. Государственное регулирование деятельности малых инновационных предприятий
  • Глава 2. Экономическая характеристика малых инновационных предприятий промышленности России
    • 2. 1. Предпосылки развития малого инновационного предпринимательства
    • 2. 2. Участие малых предприятий науки и трансфера технологий в реализации инновационной политики государства
    • 2. 3. Оценка инновационного потенциала малых предприятий промышленности
    • 2. 4. Проблемы развития малых инновационных предприятий
  • Глава 3. Концептуальные основы развития малых инновационных предприятий промышленности
    • 3. 1. Принципы развития малого инновационного предпринимательства
    • 3. 2. Условия эффективного функционирования малых форм хозяйствования в научно-технической сфере
    • 3. 3. Формы взаимодействия малых инновационных предприятий
    • 3. 4. Приоритетные направления развития малых инновационных предприятий промышленности
  • Глава 4. Совершенствование организационно-экономического механизма развития малых инновационных предприятий промышленности России
    • 4. 1. Институциональная поддержка развития малого инновационного предпринимательства
    • 4. 2. Стимулирование вступления малых предприятий промышленности в инновационные кластеры
    • 4. 3. Обеспечение внешнеэкономической деятельности малых инновационных предприятий промышленности

Развитие малых инновационных предприятий промышленности России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

1. В настоящее время под влиянием закономерных процессов, которые связаны с обострением конкуренции в глобальном масштабе, усилением тенденции к фрагментации потребительского спроса, углублением специализации и диверсификации промышленного производства, произошло изменение положения малых предприятий в национальных и мировой экономике, что определило новый характер их взаимоотношений с различными институтами рынка, привело к усложнению их функций.

Создание рабочих мест для большей части трудоспособного населения, формирование «среднего класса» и конкурентной среды, утверждение демократических принципов и установление социальной стабильности в обществе — функции, традиционно присущие малым предприятиям, в настоящее время перестали быть определяющими. В условиях глобализации, информатизации, дематериализации и интеллектуализации всего экономического пространства на передний план вышли иные их характеристики.

Во-первых, экономическая значимость малых предприятий сегодня вытекает из необходимости поддержания экономики в сбалансированном состоянии. Во-вторых, они становятся не только фактором, но и необходимым условием функционирования экономики с инновационной доминантой в развитии. В-третьих, малые предприятия выступают не только как неотъемлемая часть национального хозяйства, но и важный фактор, влияющий на формирование нового качества международных экономических отношений.

Это вызывает необходимость изменения подходов к пониманию сущности малого предпринимательства и его роли в современной экономике.

2. Нынешний этап развития мирового хозяйства характеризуется непрерывностью и масштабностью инновационного процесса, что, в свою очередь, определяется состоянием тех малых предприятий, которые в своей деятельности ориентированы на разработку новых знаний, широкомасштабное внедрение наукоемкой продукции в промышленное производство, а также быструю коммерциализациюрезультатов научных исследований.

Малые инновационные предприятия промышленности, создавая потенциал для устранения диспропорций в организации производства, способствуют специализации национальных инновационных систем, формированию рыночного спроса на новые технологии, материалы, продукты и взаимной увязке направлений развития науки и производства. Тем самым, малое инновационное предпринимательство придает импульс науке для изменения приоритетов в* области прикладных исследований и разработок. С другой стороны, — оно стимулирует процесс промышленного производства и доводит до коммерческого результата деятельность научных организаций.

Данные факторы обусловливают важность исследования теоретических и концептуальных основ функционирования малых инновационных предприятий промышленности.

3. В настоящее время в национальной инновационной системе России имеется существенный «крен» в сторону развития малых инновационных предприятий, в научной сфере и сфере трансфера знаний, в то время как страна не имеет адекватной базы к освоению и внедрению уже созданных инновационных продуктов и технологий.

В российском промышленном производстве в настоящее время число малых наукоемких предприятий невелико. Если' на Западе внедрением промышленных инноваций занимаются от 40 до 75% малых предприятий, 1 то удельный вес малого инновационного предпринимательства в промышленности России составляет не более 10%. При этом число малых.

1 Россия и страны мира: Стат.сб./ Росстат. М., 2006.

2 Голиченко О. Инновационная система России: модель и перспективы ее развития. М., Изд-во РУДН. 2004 предприятий промышленности, осуществляющих технологические о инновации, в 2005 году было только 893.

Подобное положение не отвечает задачам обеспечения экономического роста и конкурентоспособности страны, требует поиска путей совершенствования организационно-экономического механизма развития малых инновационных предприятий в экономике в целом и отечественной промышленности в частности.

4. Негативное развитие малых инновационных предприятий промышленности России определяется факторами объективного характера. Они связаны, во-первых, с особенностями существующей в стране модели хозяйствования, которая ориентируется только на крупномасштабное, стандартизированное производство, развивающееся в сырьевых отраслях, и не базируется на гибкой специализации, а также не имеет индустриально-инновационной направленности. Кроме того, отрицательное воздействие оказывают высокие риски малых инновационных предприятий, которые имеют дуалистическую природу и вытекают как из специфики инноваций, так и особенностей развития малого предпринимательства. Третья причинанедостаточно эффективная система государственной поддержки малых инновационных предприятий, которая не создает условия для их роста и увеличения числа.

Эти факторы вызывают необходимость разработки новых подходов к регулированию инновационной деятельности и стимулированию инновационной активности малых предприятий промышленности.

Степень научной разработанности проблемы.

Теоретические аспекты развития малых предприятий уже длительное время являются предметом исследования как зарубежных, так и отечественных экономистов.

В работах М. Вебера, ДжТСГэлбрейта, Р. Кантильона, Я. Корнаи, А. Маршалла, Д. Норта, В. Ойкена, М. Мескона, М. Портера, П. Сэмуэлсона,.

3 Малое предпринимательство в России. 2006: Стат.сб./ Росстат. — М., 2006.

Д.Рассела, П. Уилсона, В. Хойера, И. Шумпетера рассмотрены количественные и качественные характеристики малого предпринимательства, место и роль в экономике, условия функционирования.

Тенденции и противоречия развития малых предприятий в России, особенности государственного регулирования их деятельности, нашли свое отражение в трудах Т. А. Алимовой, А. О. Блинова, А. В. Виленского, Т. Г. Долгопятовой, И. Н. Евсеевой, М. Г. Лапуста, Б. Н. Ичитовкина, И. Г. Минервина, И. И. Разумновой, В. А. Рубе, Ф. И. Шамхалова, А. Е. Шаститко, А. А. Шулуса и других.

Вопросам развития современной экономики, ориентированной на знания и новые технологии, формированию и направлениям инновационной политики, управлению инновационными процессами как на уровне государства, так и отдельно взятого предприятия большое внимание уделено в работах западных экономистов: В. Баумоля, П. Друкера, Б. Лундвалла, Ф. Махлупа, Р. Нельсона, К. Фримена, Ф. Хайека, Й.Шумпетера.

Среди российских ученых, занимающихся теоретическими исследованиями институционального аспекта инновационной деятельности, становления национальной инновационной системы, ее структуры и условий эффективного развития, необходимо выделить А. Н. Авдулова, И. Г. Дежину,.

A.А.Дынкина, О. Г. Голиченко, В. В. Иванова, Н. И. Иванову, В. Ж. Келле, Р. А. Кожевникова, А. М. Кулькина, В. И. Лапина, В. Л. Макарова и др.

Большой вклад в развитие инновационного менеджмента, в том числе на производственных предприятиях, внесли такие отечественные ученые, как.

B.П.Баранчеев, Б. А. Исенжулов, А. Т. Каржаув, Г. Д. Ковалев, М. М. Максимцов, В. Г. Медынский, А. Г. Поршнев, Р. А. Фатхутдинов, С. Ю. Ягудин.

При этом в научной литературе не получили должного развития вопросы изменения функций малых форм хозяйствования и их положения в инфраструктуре рынка в условиях институциональных преобразованийв стадии разработки находятся сущностные характеристики и особенности функционирования малого наукоемкого предпринимательстваостались за рамками изучения концептуальные основы развития малых инновационных предприятий промышленности России, что предопределяет недостаточную разработанность данной проблемы и необходимость проведения исследований в этом направлении.

Объектом исследования являются малые инновационные предприятия промышленности современной России.

Предмет исследования — организационно-экономический механизм развития малых инновационных предприятий промышленности России, основанный на их взаимодействии с государством, предприятиями более крупного размера, научными центрами в процессе производства знаний, их трансфера и коммерциализации новой продукции и технологий.

В качестве научной гипотезы выдвинуто предположение о том, что малые инновационные предприятия являются обязательным институтом современной экономики, осуществляющим эффективное внедрение знаний и новых технологий в промышленное производство.

Цель диссертационного исследования заключается в разработке концептуальных основ и путей совершенствования организационно-экономического механизма развития малых инновационных предприятий промышленности современной России.

Поставленная цель обусловила решение следующих взаимосвязанных научных и практических задач:

• обосновать качественные характеристики малых предприятий, выявить воздействие глобализации, информатизации, дематериализации производства и интеллектуализации экономического пространства на изменение их положения в инфраструктуре рынка и роли в экономике, ориентированной на знания и новые технологии;

• уточнить экономическую сущность и функции малых инновационных предприятий, а также определить характер их влияния на состояние и уровень развития национальной инновационной системы;

• проанализировать состояние малого инновационного предпринимательства в России, оценить условия развития малых предприятий в сфере производства и трансфера знаний, а также выявить причины низкой предпринимательской активности отечественных малых инновационных предприятий промышленности;

• разработать концептуальные основы функционирования субъектов малого инновационного предпринимательства в российской экономике;

• обосновать институциональные условия повышения устойчивости функционирования и роста конкурентоспособности малых предприятий промышленности;

• разработать предложения по совершенствованию организационно-экономического механизма развития малых инновационных предприятий промышленности России.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составляют законы экономической науки, труды отечественных и зарубежных экономистов, посвященные вопросам развития малого предпринимательства в условиях экономики, ориентированной на знания и новые технологии.

Эмпирическую и информационную базу исследования составили законодательные и нормативные акты Российской Федерации, данные Федеральной службы государственной статистики, результаты деятельности научно-исследовательских организаций РАН Российской Федерации, аналитические документы Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и других специализированных организаций. В работе были использованы также материалы международных и отраслевых научно-практических конференций и информация из глобальной сети Интернет.

Диссертационное исследование основано на применении диалектического, аналитического, исторического и логического методов изучения социально-экономических явлений, а также методов научной абстракции, анализа и синтеза, индукции и дедукции. В работе были применены принцип системного подхода и специфические методы исследования: функционально-стоимостный, экспертных оценок, сравнительного анализа, которые позволили выявить тенденции и закономерности развития малых инновационных предприятий промышленности России.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в обосновании положения о малом инновационном предпринимательстве как обязательном институте современной экономики, ориентированной на знания и новые технологии, разработке концептуальных основ и путей совершенствования организационно-экономического механизма развития малых инновационных предприятий промышленности современной России.

В диссертационном исследовании получены следующие научные результаты, содержащие элементы научной новизны:

• сформулирован авторский подход к определению малых предприятий, которые характеризуются высоким инновационным потенциалом, осуществляют деятельность в условиях существенного риска и стремятся в целях повышения конкурентоспособности и устойчивости функционирования вступать в интеграционное взаимодействие с различными институтами рынка;

• обосновано, что под влиянием объективных процессов, формирующих условия развития современной экономики, функции малых предприятий меняются и определяющими становятся: поддержание экономики в сбалансированном состоянииповышение инновационного потенциала отдельных предприятий, отраслей и национального хозяйства в целомукрепление международных связей;

• раскрыта экономическая сущность и роль малых инновационных предприятий, которые, осуществляя научные исследования, трансфер знаний и их коммерциализацию, обеспечивают взаимодействие всех элементов национальной инновационной системы, придавая ей гибкий, динамичный и целостный характер;

• определены принципы эффективного развития малых инновационных предприятий промышленности, среди которых определяющими являются обеспечение роста их конкурентоспособности и снижение уровня рисков;

• выявлены условия функционирования малых инновационных предприятий промышленности, которые определяются эффективностью системы государственного регулирования малого предпринимательства и уровнем развития рыночных отношений, а также комплексным воздействием инструментов государственной поддержки и механизмов рынка;

• обоснованы приоритетные направления развития малых инновационных предприятий промышленности, в том числе интеграционное взаимодействие с различными институтами рынка (государством, производственными предприятиями более крупного размера, научными центрами);

• сформулированы предложения по совершенствованию организационно-экономического механизма развития малых инновационных предприятий промышленности России, которые состоят в повышении эффективности их институциональной поддержки, стимулировании вступления в инновационные кластеры, а также формировании условий для обеспечения внешнеэкономической деятельности.

В результате проведенного исследования на защиту выносятся следующие положения.

1. Теоретические основы функционирования малых инновационных предприятий в рыночной экономике, которые содержат:

• авторский подход к определению малых предприятий на основе их качественных характеристик;

• обоснование изменения места малых предприятий в современной инфраструктуре рынка, их роли и выполняемых функций;

• экономическую характеристику малых инновационных предприятий, оценку их влияния на структуру и уровень развития национальной инновационной системы.

2. Результаты анализа состояния малых инновационных предприятий промышленности России и причины их неэффективного развития.

3. Концептуальные основы развития малых инновационных предприятий промышленности, которые включают:

• принципы, в том числе обеспечение роста конкурентоспособности и снижение уровня рисков;

• условия функционирования, которые определяются эффективностью системы государственного регулирования малого предпринимательства и уровнем развития рыночных отношений, а также комплексным воздействием инструментов государственной поддержки и механизмов рынка;

• приоритетные направления, в том числе интеграционное взаимодействие с различными институтами рынка (государством, производственными предприятиями более крупного размера, научными центрами).

4. Пути совершенствования организационно-экономического механизма развития малых инновационных предприятий промышленности России, которые предусматривают:

• институциональную поддержку малого инновационного предпринимательства;

• стимулирование вступления малых предприятий промышленности в инновационные кластеры;

• обеспечение внешнеэкономической деятельности малых инновационных предприятий промышленности.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования.

В диссертационной работе расширены научные представления о сущности и роли малых предприятий в экономике, ориентированной на знания и новые технологии, проведен комплексный анализ состояния и проблем развития малого предпринимательства в России, предложен принципиально новый концептуальный подход к исследованию сущностных основ функционирования малых инновационных предприятий промышленности.

Практическая ценность результатов состоит в возможности использования сформулированных в ней предложений при разработке государственной политики страны, направленной на развитие малого инновационного предпринимательства.

Сделанные в диссертации обобщения и рекомендации могут найти практическое применение в хозяйственной деятельности малых предприятий промышленности при разработке инновационной стратегии своего развития.

Концептуальные подходы и выводы, сделанные в работе, могут послужить основой для последующих исследований особенностей функционирования и проблем развития малых инновационных предприятий промышленности России.

Выводы и положения диссертационной работы могут быть использованы в процессе преподавания учебных курсов «Экономическая теория», «Институциональная экономика», «Основы предпринимательской деятельности», «Экономика малого бизнеса», «Инновационный менеджмент», «Экономика промышленности».

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования опубликованы в монографиях автора «Малый инновационный бизнес: новые подходы к эффективному развитию», «Малый бизнес: тенденции и ориентиры развития в современной России». Ряд выводов и рекомендаций по рассматриваемым проблемам были изложены в научных статьях и обсуждались на международных и межвузовских научно-практических конференциях, посвященных вопросам развития предпринимательства и инновационной политики страны.

Отдельные предложения автора нашли отражение в «Концепции долгосрочного развития российской экономики», разработанной Министерством экономического развития и торговли России.

По результатам исследования опубликовано 38 научных работ общим объемом 50 п.л., в том числе 2 монографии.

Структуру работы определили цель и задачи исследования. В соответствии с логикой изложения материала работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка источников и литературы. Основные положения диссертации изложены на 276 страницах машинописного текста, в работу включены 11 таблиц, 29 рисунков, 8 приложений.

ВЫВОДЫ.

1. Институциональная поддержка развития малых инновационных предприятий промышленности России предусматривает: формирование в стране новой модели хозяйствования, которая должна базироваться на гибкой производственной специализации и иметь индустриально-инновационную направленностьразработку единой системы правовых норм в рамках Инновационного кодексаустановление специальной системы льгот и преференций для коммерческих банков, кредитующих деятельность МИП, расширение сферы банковского страхования, в том числе с участием государства, формирование в стране благоприятного инвестиционного климатаснижение общего уровня налогообложения субъектов инновационной деятельности, расширение системы венчурного финансирования, повышение заинтересованности крупных компаний, коммерческих банков, страховых организаций к сотрудничеству с субъектами инновационного предпринимательстваувеличение ресурсных возможностей малых предприятий, в том числе за счет развития лизинга и их свободного выхода на фондовый рыноквнедрение различных форм партнерства между государством и бизнесомформирование инфраструктуры рынка деловых и консалтинговых услуг в области инновационного менеджмента, кадровое обеспечение инновационного процесса, разработку стандартов независимой научной экспертизы инновационных проектовсоздание полноценной системы статистического учета и отчетности малых инновационных предприятий и их сетей с учетом международных стандартов.

Институциональная поддержка малых инновационных предприятий промышленности должна носить комплексный характер и быть основана на использовании всех механизмов рынка и инструментов государственного регулирования.

Причем подход к стимулам для субъектов малого инновационного предпринимательства должен быть дифференцированным в зависимости от сроков, размеров и отраслевой принадлежности предприятий, от ориентации деятельности только на внутренний или на внутренний и внешний рынок одновременно, от достигнутых МИП результатов.

Только при этих условиях малые инновационные предприятия промышленности смогут снизить свои риски, повысить свою устойчивость и конкурентоспособность, а также сыграть достойную роль в становлении национальной инновационной системы России.

2. В целях стимулирования деятельности малых инновационных предприятий промышленности в стране в рамках инновационных кластеров в работе предложено: принять федеральную целевую программу по реализации кластерных проектовобеспечить свободное вхождение МИП в кластерные инновационные сетипредоставить им информационную и консультационную поддержкуосуществлять финансирование деятельности.

МИП на условиях государственно-частного партнерства и привлекать к этому процессу не только средства федерального бюджета, региональных и местных бюджетов на условиях долевого финансирования, но и венчурных фондов, крупных компаний, коммерческих банковпредусмотреть обучение представителей краевых, районных и муниципальных администраций, профессиональных и бизнес-сообществ, руководства научно-исследовательских институтов, вузов, крупных и малых предприятий промышленности и организаций социального сектора экономики основам деятельности инновационных кластеров.

Активизация деятельности малого наукоемкого предпринимательства в рамках инновационных кластеров позволит усилить кооперацию научных организаций, университетов, государства, МП и крупных производственных предприятий, будет содействовать развитию промышленных зон, стимулировать разработки прикладного характера и рост объема их практического использования, а также даст возможность решить вопросы увеличения масштабов МИП и расширения характера их деятельности.

3. Для обеспечения конкурентной устойчивости, поддержки и защиты интересов малых инновационных предприятий промышленности России во внешнеэкономической деятельности (ВЭД), роста их экспортного потенциала и повышения доли наукоемкой продукции в объеме экспорта необходима, по нашему мнению, комплексная система мер государственной поддержки экспорта МП. Она должна предусматривать: реализацию программы по подготовке предпринимателей к выходу на внешние рынкипредоставление специального пакета помощи малым инновационным предприятиям в лицензировании продукции по международным стандартам, в кредитовании экспортной деятельности при условии гарантирования государством возврата займов, в обеспечении страхования политических, коммерческих, финансовых и других рисков, связанных с ВЭД, в организации информационно-консультационной поддержки экспортеровсодействие в проведении выставок и ярмарок инновационной продукции, организации рекламы и поиске партнеров за рубежомсовершенствование инновационно-технологической инфраструктурыформирование условий по повышению конкурентоспособности отечественной продукции на международных рынках.

Реализация этих направлений позволит повысить экспортный потенциал этих малых инновационных предприятий промышленности России и обеспечить высокую эффективность их внешнеэкономической деятельности, что, в свою очередь, будет способствовать инновационному развитию национальной экономики в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Фундаментальной основой современного экономического развития ведущих промышленно развитых стран является качественно новый тип технологического и хозяйственного уклада, в котором роль главного производственного ресурса играют знания и информация.

Экономика этих стран все больше ориентирована на инновационную составляющую, передовые технологии и особые отношения между наукой, государством, бизнесом и обществом. Определяющее значение здесь имеют новые принципы организации промышленного производства, новые способы и системы управления, а также новые подходы к формированию различных сфер человеческой деятельности.

В тоже время в России уровень инновационной активности в настоящее время невысок. Если в западных странах в среднем наукоемкость ВВП составляет 2,13%, а в Швеции, Финляндии, Японии достигает 3,95%, 3,48%, 3,15%, соответственно, то в отечественной экономике данный показатель не превышает 1,4%, что свидетельствует о сравнительно низком уровне затрат на исследования и разработки.1.

Кроме того, для нашей станы характерна незначительная доля инновационно-активных предприятий — например, в промышленности их число не превышает 9,5%, в то время как в Великобритании, Норвегии, Швеции уровень колеблется от 38,0% до 47,2%, а в Германии, Канаде, Нидерландах составляет 65,8% -75,0%.

Только 5,2% отгруженной российскими производственными предприятиями продукции является инновационной, что мешает ей конкурировать на мировых рынках.

В структуре затрат на технологические инновации в нашей стране ведущие позиции занимает приобретение машин и оборудования — более 60%, в то время как доля затрат на исследования и разработки не превышает.

1 Россия и страны мира: Стат.сб./ Росстат, — М., 2007. — С. 14−18.

2 Там же.

10%.3 Для большинства промышленно-развитых стран наблюдается обратная тенденция. Здесь на научные исследования, причем выполненные собственными силами, тратится от 50% до 68% затрат, а на покупку оборудования и новых технологий — не более 20% — 30%.

Эти данные говорят о том, что в России отсутствуют стимулы к инновациям, наблюдается невысокий спрос на результаты научных исследований и разработок со стороны бизнеса, что можно объяснить не только перекосом в сторону фундаментальных исследований, но и сырьевой направленностью экономики в целом. Добывающим отраслям новые технологии не нужны, они и так являются высокорентабельными, а обрабатывающим проще покупать готовые изделия, чем осуществлять собственное наукоемкое производство.

Однако этот путь не является перспективным для российской экономики, т.к. приводит к усилению ее зависимости от внешних рынков и конъюнктуры мировых цен, а также поддержанию низкой конкурентоспособности отечественной готовой продукции. Поэтому одним из главных приоритетов развития становится переход на страны к реализации инновационной стратегии, проведение диверсификации российской * промышленности и формирование стимулов для активного внедрения новых технологий в производство.

Поэтому основные усилия правительства Российской Федерации в настоящее время направлены на совершенствование нормативной базы инновационных процессов, осуществление институциональных преобразований в экономике, корректировку методов государственного управления в налоговой, бюджетной и таможенной сфере, изменение политики стандартизации продукции, проведение технического перевооружения естественных монополий, повышение роли малого и среднего предпринимательства, в том числе инновационно.

3 Россия в цифрах: Стат.сб./ Росстат, — М., 2007. С. 352 — 356 ориентированного, который должен стать движущей силой научно-технологического развития страны.

При этом в качестве главных субъектов инновационной стратегии в «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» и направлениях промышленной политики станы остается государство, которое инициирует хозяйственные реформы, определяет методы и инструменты регулирования экономики, является основным потребителем наукоемкой продукции и активным участником по ее продвижению на мировые рынки, а также крупный бизнес, который обладает высокопрофессиональными кадрами, высокой управленческой компетенцией, передовыми технологиями и достаточным объемом финансовых ресурсов для реализации задач инновационного преобразования национальной экономики.

Таким образом, несмотря на понимание руководством страны той роли, которое играет малое инновационное предпринимательство в обеспечении стабильности развития страны, повышении инновационной активности, эффективности и конкурентоспособности отечественного производства, значение данного субъекта экономической деятельности в реализации проводимых реформ до конца не определена. Хотя МИП благодаря своим преимуществам представляют собой уникальный ресурс, который в совокупности с достаточно сильным научным и образовательным потенциалом России мог бы стать ключевым фактором устойчивого экономического роста, не связанным с экспортом продукции топливно-энергетического комплекса, источником новых рабочих мест, действенным механизмом поддержки государственного научно-исследовательского и промышленного секторов экономики. Эти предприятия, облегчающие установление эффективных связей между исследовательскими, образовательными, промышленными и финансовыми институтами, способствовали бы переходу государственных научных и учебных институтов, а также крупных производственных компаний на использование новых экономических инструментов и методов управления, адекватных задачам экономики с инновационной доминантой в развитии.

К сожалению, в настоящее время высокий потенциал МИЛ используется в России не достаточно результативно. В последние годы число малых инновационных предприятий снижается, уменьшается их доля в производстве товаров и оказании услуг, сокращается рентабельность деятельности и предпринимательская активность.

Основная причина подобного положения заключается в отсутствии условий, благоприятно влияющих на рост МИЛ. Среда функционирования наукоемкого предпринимательства не заинтересовывает его заниматься научными разработками, их промышленным освоением и коммерциализацией нововведений на рынке. К негативным факторам относятся высокие административные барьеры и проблемы с контрольно-' надзорными органами, затрудненный доступ к финансовым ресурсам и высокое налоговое бремя, отсутствие нормативно-правой базы и реальной государственной помощи, наличие устаревшей системы организации производства и неразвитой информационно-консалтинговой инфраструктуры. Отрицательное влияние на развитие малых инновационных предприятий оказывает недостаток мощностей, отвечающих современным требованиям, и отсутствие, как правило, у МИЛ собственной дорогостоящей исследовательской и опытно-экспериментальной базы, а также возможностей использовать производственные ресурсы государственных научно-исследовательских и учебных организаций из-за законодательных ограничений. Не под силу малым наукоемким предприятиям получать квалифицированную помощь, особенно в сфере правовой охраны деятельности и коммерциализации интеллектуальной собственности. Для МИЛ характерны трудности выхода на фондовый рынок, а также рынок государственных и муниципальных закупок. Чрезвычайно высокими барьерами ограничена промышленная кооперация малых предприятий с крупными компаниями, в том числе и с зарубежными, и их доступ к внешним ресурсам. В последние годы существенно обострил ситуацию дефицит квалифицированных кадров в области инновационного менеджмента и низкая востребованность инновационной продукции на национальном рынке.

Приведенные выше трудности развития МИП как объекта и субъекта управления могут рассматриваться в качестве факторов, определяющих необходимость формирования в России долгосрочной государственной политики в отношении малого инновационного предпринимательства. Она позволила бы сформировать целостное представление о стратегии развития малых форм хозяйствования, направлениях их поддержки и мерах по достижению результатов, стимулировала бы создание институтов регулирования и помощи, заинтересовывала бы в разработке стабильных и взаимовыгодных правил игры для их эффективного функционирования.

Государственная инновационная политика поддержки МИП должна быть согласована с «Основами политики РФ в области науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу», а также с Федеральной целевой программой «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического Комплекса России на 2007— 2012 годы» и направлена на обеспечение интересов федерального центра и субъектов федерации, выполнение программ социально-экономического развития страны и построение эффективной национальной инновационной системы России, в которой максимально задействован потенциал малого предпринимательства.

Целью государственной политики страны, направленной на развитие малых инновационных предприятий, должно стать формирование в России современной высокоэффективной экономики, основанной на знаниях, использовании передовых наукоемких технологий во всех отраслях, а особенно в промышленности, во всех сферах деятельности, а особенно на-предприятиях, осуществляющих добычу полезных ископаемых, производство и распределение электроэнергии, воды, газа, а также предприятиях обрабатывающих производств.

Государственная политика в отношении малого предпринимательства в целом и инновационного в частности должна иметь долгосрочную направленность и комплексный характер, а также предусматривать создание условий, благоприятно влияющих на развитие МП, преодоление их трудностей и проблем. Кроме того, она должна обеспечивать гибкость системы поддержки малых форм хозяйствования в зависимости от этапов их деятельности и фазы инновационного цикла, сроков, размеров и отраслевой принадлежности предприятий, от ориентации их деятельности только на внутренний или на внутренний и внешний рынок одновременно, от достигнутых МИП результатов.

В стратегии государства необходимо четко зафиксировать разграничения функций, полномочий и ответственности между федеральными, региональными и местными властями, а также различными-экономическими ведомствами за, осуществление политики поддержки малого инновационного предпринимательства. Так, за федеральными органами, исполнительной власти необходимо закрепить решение задач по развитию МИП в тех отраслях экономики, в которых наша страна обладает мощными конкурентными позициями, которые могут выступить в качестве локомотива перестройки отечественной экономики и на которых базируется промышленная политика страны. Эти структурные приоритеты были обозначены в Послании Президента России Федеральному Собраниюсовременная энергетика, коммуникации, космос, авиастроение, нанотехнологии.4 Органы власти же власти субъектов Российской Федерации и местные власти должны содействовать улучшению бизнес-среды и стимулировать развитие малых инновационных предприятий в тех отраслях, которые являются регионообразующими и базовыми для той или иной территории.

4 Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 26 апреля 2007 г. http://www.akdi.ru/ECONOM/program.

Фундаментальные научные разработки должны, безусловно, лежать в зоне ответственности Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства образования и науки российской Федерации, а прикладные исследования — отраслевых министерств и Федеральных агентств. Однако для обеспечения эффективности, прозрачности и конкуренции в разработке и реализации программ поддержки МИЛ в стратегии должно быть предусмотрено участие не только органов государственного управления любого уровня хозяйствования, но и представителей бизнеса, предпринимательских союзов и различных ассоциаций. Таким образом, поддержка малых инновационных предприятий промышленности должна строиться на условиях со финансирования и частно-государственного партнерства.

Инструментом реализации политики поддержки малого' инновационного предпринимательства в России обязаны стать федеральные и региональные программы, содержащие целевые установки государства в, отношении этого субъекта хозяйствования и систему соответствующих мер по их реализации.

В основе Программ должны лежать принципы:

• гласности, который предполагает публичное обсуждение документов с учетом интереса всех заинтересованных сторон: государства, бизнес-сообщества, учреждений науки;

• прозрачности, что предусматривает проведение регулярного мониторинга как показателей развития МИП, так и возникающих в связи с этим проблем с целью определения эффективности проводимых мероприятий;

• эластичности, который основан на регулярной корректировке нормативных актов в зависимости от достигнутых результатов.

Государственная политика в отношении малых инновационных предприятий в целом и промышленности в частности реализуется через институциональную поддержку МИП, стимулирование их взаимодействия с крупными компаниями и научными центрами, а также вступления в инновационные кластеры, обеспечение выхода субъектов наукоемкого предпринимательства за пределы национальных границ и оказание помощи во внешнеэкономической деятельности.

Вышеназванные пути совершенствования организационно-экономического механизма развития малых инновационных предприятий промышленности современной России должны включать следующие направления:

— разработку единой системы нормативно-правовой базы регулирования деятельности малого предпринимательства. Она должна содержать как действующие законодательные акты, доработанные с учетом особенностей функционирования МИЛ, так и новые, введение которых необходимо для развития этого субъекта хозяйствования и обеспечения роста инновационной активности в странесоздание специализированного государственного органа, занимающегося управлением развития малого инновационного предпринимательства, повышением эффективности поддержки деятельности МИЛ и обеспечением полноценной системы статистического учета и отчетности малых инновационных предприятий и их сетей с учетом международных стандартов;

— снижение административных барьеров, ограничивающих возможности малых форм хозяйствования и связанных с системой регистрации и лицензирования деятельности МИЛ, сертификации и стандартизации наукоемкой продукции, организацией процедуры патентования и защитой интеллектуальной собственностиобеспечение ресурсной поддержки малого инновационного предпринимательства, которая предусматривает комплекс направлений финансовой, имущественной, информационной помощи. Финансовая поддержка предполагает использование различных форм бюджетного финансирования (государственные ссуды, гарантии по кредитам, субсидии и гранты, участие в уставном капитале компаний и пр.), расширение объема налоговых и таможенных льгот, изменение действующей амортизационной политики высокотехнологичных предприятий, увеличение числа государственных и частно-государственных фондов «посевного» инвестирования, формирование условий для свободного доступа МИП к банковским кредитам и получения венчурных инвестиций, обеспечение их выхода на рынок корпоративных ценных бумаг и страхование деятельности. Имущественная поддержка включает льготный режим при приобретении и использовании на условиях аренды нежилых помещений, производственных площадей и технологического оборудования, предоставление дополнительных льгот для участия МИП в лизинговых отношениях, а также при выделении им имущества реорганизуемых предприятий-банкротов или в результате перепрофилирования производства. Информационная поддержка предусматривает формирование информационной инфраструктуры, создание сети федеральных, региональных и местных информационно-аналитических центров, расширение информационных баз и банков данных, в том числе и зарубежных, о деятельности МИП, потребностях и возможностях рынка, использование унифицированных программных и технических средств, информационных систем и телекоммуникационных сетей, современных электронных и Интернет-технологий;

— расширение инновационной инфраструктуры за счет развития инкубаторов, технопарков, центров трансфера технологий, венчурных фондов, фондов содействия научно-технической деятельности МИП, выставочных центров, консалтинговых фирм, ассоциаций малых предприятий, кредитных союзов, экспортно-ориентированных особых экономических зон и пр. Они призваны обеспечить процесс создания и реализации новшеств кадровыми, финансовыми, информационными ресурсами, увязать интересы производителей и потребителей инновационной продукции и содействовать передаче инноваций из сферы их разработки в сферу практического использования;

— активную реализацию способов коммерциализации технологий, направленных на получение прибыли от конкретных инновационных проектов и технологических разработок, осуществляемых МИЛ, и обеспечивающих их выход на новые рынки, в том числе зарубежные. В этой связи становится актуальной развитие системы государственных и муниципальных закупок, формирование центров технологической экспертизы и сертификации, а также центров интеллектуальной собственности при высших учебных заведениях, содействие в поиске партнеров, в том числе для экспорта продукции МИЛ, развитие системы субконтрактации и аутсорсинга;

— поддержку кооперации между субъектами малого инновационного предпринимательства, крупными производственными предприятиями, организациями науки и образования, органами власти, финансовыми структурами, стимулирование их совместной деятельности по разработке, внедрению и коммерциализации наукоемкой продукции, а также содействие формированию кластерных сетей «высоких технологий» на региональном, межрегиональном и международном уровне;

— усиление региональной составляющей в системе поддержки МИЛ, которые, в первую очередь, призваны быть основой развития инновационного потенциала того или иного региона. Для этого в стране должны быть созданы единые правовые условия функционирования малого инновационного предпринимательства с учетом специфики местных условий, единые принципы деятельности региональных органов управления развитием МИЛ, единые подходы к формированию инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства, а также единые условия финансовой имущественной и ресурсной помощи;

— создание системы кадрового обеспечения деятельности малых инновационных предприятий путем внедрения новых образовательных технологий, открытия новых направлений подготовки специалистов и магистров в высших учебных заведениях, расширения программ переподготовки и повышения квалификации кадров, в том числе преподавателей и представителей органов власти, увеличения объема учебно-методической и справочной литературы по вопросам управления инновационными процессами и качеством инновационной продукции с учетом международных стандартов, интеграции науки, образования и производства.

Таким образом, формирование развитой системы малых инновационных предприятий промышленности России — сложный и многогранный процесс, который связан с преодолением значительного числа проблем, причем не столько научно-технического, сколько социально-экономического и организационного характера. Однако их решение необходимо, ибо оно позволит изменить количественное и качественное положение малого инновационного предпринимательства. Это, в свою очередь, способно повлиять на построение в стране эффективной национальной инновационной системы, достижение общегосударственных. целей диверсификации экономики России и роста ее конкурентоспособности, а также формирование, распространение и воспроизводство в обществе «новой» идеологии, что является основой инновационного прогресса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, четвертая). М., 2008 (Официальный текст по состоянию на 10.01.2008)
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (с изм. и доп., вступающими в силу с 05.01.2008) М., 2008
  3. Закон Российской Федерации № 209 ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
  4. Закон Российской Федерации № 116-ФЗ от 22.07.2005 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»
  5. Закон Российской Федерации № 127-ФЗ от 23.08.1996 «О науке и государственной научно-технической политике» (с изменениями и дополнениями на 4.12.2006)
  6. Постановление Правительства российской Федерации от 17 октября5 I2006 г. № 613 «О федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 2012 годы»
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2005 года № 685 «О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности»
  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 года № 1460 «О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности»
  9. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (утв. Президентом Российской Федерации 30.03.2002 г. № Пр-576)
  10. Постановление Правительства Москвы 20 июня 2006 г. N 420−1111 «О Комплексной целевой программе поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007−2009 гг.»
  11. И.П. Система риск-менеджмента на предприятиях в условиях реализации инновационного проекта // Инновации. 2003. № 5.
  12. Н.Г. Малое предпринимательство в России и промышленно развитых странах / Рос. Академия предпринимательства. М.: АНКИЛ. 2000.
  13. . B.C. Малый бизнес и региональное развитие в индустриальных странах / Сб. обзоров М.: ИНИОН РАН, 2000.
  14. В. Малый бизнес: экономические особенности, модели рыночного равновесия, анализ деловой активности. Спб.: Крисмас +. 1997.
  15. Ю. Как поднять российский венчур // Эксперт. № 40. 2002.
  16. И. Г. Павлов К.В., Проблемы выделения малого и среднего бизнеса с учетом позитивного зарубежного опыта. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2007. № 9.
  17. М., Мясникова Л. Мировая конкуренция и кластеризация экономики // Вопросы экономики. 2005. № 4.
  18. В., Шпагина М. Как освоить новую экономику. // Эксперт. 2002. № 1−2.
  19. Г. В., Гахокидзе Н. С. Предпринимательские сети в системе интеграционных связей малых и крупных предприятий как фактор реформирования экономики. М.: Институт экономики РАН. 2003.
  20. В.А., Рыгалин Д. Б. и др. Инновационная инфраструктура для целевого инкубирования стартовых высокотехнологичных компаний // Инновации. 2006. № 6.
  21. Бизнес в развитии инновационной деятельности и инфраструктуры. Сборник научных трудов по материалам II Международного форума «От науки к бизнесу». Санкт-Петербург. 14−16 мая 2008.
  22. А.О., Кузнецов А. Н., Карбанов М. Е. Малый бизнес в экономике развивающихся стран // Наука и промышленность России. 2003. № 6.
  23. А. Условия регулирования малого бизнеса. // Экономист. 1999. № 2.
  24. А.О., Шапкин И. Н. Малое предпринимательство. М.: Дашков и Ко, 2003.
  25. А. О. Шапкин И.Н. Предпринимательство на пороге третьего тысячелетия. М.: Экономистъ, 2000
  26. И.П., Мессенгиссер М. Российские малые предприятия. История, тенденции, перспективы. М. 2005.
  27. И.М. 10 лет развития малого инновационногопредпринимательства в России // Инновации. 2004. № 1 (68).
  28. Е., Виленский А. Российская модель взаимодействия малого и крупного предпринимательства// Вопросы экономики. 1999. № 2.
  29. А. Малый бизнес: социальное измерение // Наука. Культура. Общество. 2006. № 6.
  30. . Содействие развитию инновационных предприятий малого и среднего бизнеса. Российско-Европейский Центр Экономической Политики (РЕЦЭП). Москва, 2005.
  31. В.И. Основные термины и определения в сфере инноваций // Инновации. 2005. № 4.
  32. A.A. Объективная необходимость поддержки малого бизнеса// труды Вольного экономического общества России: Сб. науч. ст. М.: Ярославль. 2006. Т. 76.
  33. М.И. Конкурентоспособность национальной экономики: проблемы статистического сопровождения // Вопросы статистики. 2004. № 7.
  34. С. Формирование макроэкономических условий устойчивого экономического роста // Проблемы теории и практики управления. 2007. № 6.
  35. О.Г. Национальная инновационная система России и основные направления ее развития // Инновации. 2003. № 6.
  36. О. Инновационная система России: модель и перспективы ее развития. М. Изд-во РУДН. 2004.
  37. В. Руководство для высшего управленческого персонала в 2-х томах. М.: МНИИПУ. 1996.31 .Государство в условиях формирования смешанной экономики. М.: Институт экономики РАН. 200,1.
  38. К.И. Участие малых высокотехнологичных предприятий в выполнении государственного и муниципального заказа: эмпирический анализ//ЭКО. 2006. № 10.
  39. P.C. Перестройка структуры российской экономики основамодернизации // Проблемы теории и практики управления. 2007. № 12.
  40. П.Г. Венчурные и прямые частные инвестиции в России: теория и десятилетие практики. СПб.: ООО «Аналитический центр «Альпари СПб». 2003.
  41. A.A. Фактор НТП в современной рыночной экономике. М.: Наука. 1994.
  42. И.Г. Зарубежная поддержка науки и инноваций в России: оценка результативности. // Проблемы теории и практики управления. 2007. № 2.
  43. И.Г., Салтыков Б. Г. Становление российской национальной инновационной системы и развития малого бизнеса. // Проблемы прогнозирования. 2005. № 2.
  44. И.Г., Салтыков Б. Г. Совершенствование экономических механизмов государственного регулирования коммерциализации результатов научных исследований и разработок. М.: Институт экономики переходного периода (ИЭПП). 2004.
  45. В. Интеграция предприятий и экономическое развитие. М.: ЦЭМИ РАН. 1998.
  46. Е. Механизм субконтракции в России. М. 1999.
  47. Г. А. Малое инновационное предпринимательство в России: вопросы государственной поддержки. М. ВНТИЦ. 1994.
  48. А. Стимулирование инновационной деятельности малого и среднего бизнеса // Проблемы теории и практики управления. 2007. № 4.
  49. Г. Риски нефтегазового бизнеса // Нефтегазовая вертикаль. Аналитический журнал. 2002. № 7.
  50. В.В. Национальная инновационная система как институциональная основа экономики постиндустриального общества // Инновации. 2004. № 5.
  51. М., Иванова Р. Становление института интеллектуальнойсобственности необходимое условие сохранения научно-технического потенциала России // Науковедение. 2002. № 2.
  52. Н.И. Национальные инновационные системы // Вопросы экономики. 2002. № 7.
  53. Н.И. Формирование и эволюция национальных инновационных систем. М.: ИМЭМО. 2001.
  54. А. Лизинг: экономическая сущность и перспективы развития. -М.: Экономика. 1997.
  55. Информационная записка. Технопарки как инструмент интенсификации развития производства. // Эксперт РА. М. 2004.
  56. . Проблемы инноваций в свете инновационного менеджмента // Инновационная экономика России. 2004.
  57. Т. А., Гамидов Г. С. Инновационная экономика — стратегическое направление развития России в XXI веке // Инновации. 2003. № 1.
  58. А.Т. Инновационные риски венчурного капитала и управление ими. М.: ЗАО Издательство «Экономика». 2003.
  59. С. Интеллектуальное предпринимательство и стабильное экономическое развитие в постсоциалистических странах Европы // Проблемы теории и практики управления. 2002. № 3.
  60. В.Ж. Инновационная система России. М.: УРСС, 2003.
  61. Г. А., Черкасов В. В. Государственная политика в сфере науки и технологий: новые задачи и старые решения // Инновации. 2004. № 3.
  62. В. Стимулирование инновационной активности в странах ЕС: национальный и наднациональный аспекты // Проблемы теории и практики управления. 2007. № 10.
  63. Г. Б. Становление общества знаний в России: социально-экономические аспекты // Общественные науки и современность. 2005. № 3.
  64. P.A. Государственная инновационная политика и ее финансовое обеспечение // Вопросы экономики. 1998. № 12.
  65. А., Колесникова Л. Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема определения // Вопросы экономики. 1996. № 7.
  66. Конкурентоспособность России в мировой экономике. М.: Международные отношения. 2003.
  67. Кузнецова 3. Малое предпринимательство в странах с переходной экономикой: пути стимулирования // Проблемы теории и практики управления. 2007. № 10.
  68. Т.А., Рогова Е. М. Партнерство государства и венчурного капитала в организации финансирования инновационного бизнеса в промышленности // Инновации. 2006. № 4.
  69. И. «Индустриальные округа» как альтернативный путь индустриализации // Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 6.
  70. Лингардт Ж. Промышленность высоких технологий // Экономист. 2004. № 8.
  71. Малый бизнес России состояние, проблемы и перспективы. Аналитический обзор. М. 1996.
  72. Малый бизнес в России. Аналитическое пособие. М.: КОНСЭКО. Л998.
  73. Малое предпринимательство и проблемы финансового и имущественного обеспечения. / Аналитический обзор торгово-промышленной палаты РФ. М. 2004.
  74. В. Предпринимательские сети в бизнесе. М.: Центр экономики и маркетинга. 1997.
  75. Международный опыт развития инфраструктуры инновационной деятельности. Сборник научных трудов по материалам I Международного форума «От науки к бизнесу». Санкт-Петербург, 1719 мая 2007.
  76. Л.Э., Васин В. А. Интеграционные процессы- важнейшее направление развития инновационной сферы// Инновации. 2006. № 4.71 .Мухамедшин И. Венчурное финансирование: проблемы развития в России и опыт развитых стран// Консультант директора. 2003. № 2.
  77. Налогообложение организаций, занимающихся, научно-исследовательской деятельностью // Налоговый вестник. 2004. № 9.
  78. Ю.Н. Малый инновационный бизнес: новые подходы к эффективному развитию. Монография. М.: МПА-Пресс, 2006
  79. Ю.Н. Малый бизнес: тенденции и ориентиры развития в современной России. Монография. М.: Издательский центр РГГУ, 2007.
  80. Л.Н., Худилайнен М. И. Становления малого бизнеса в России // Инновации. 2006. № 9.
  81. X. Инновационная деятельность на малых и средних предприятиях // Проблемы теории и практики управления. 2002. № 3.
  82. Опыт поддержки и развития малого и среднего предпринимательства зарубежных стран. Аналитические материалы. М.: Московский центр развития предпринимательства. 2002.
  83. Организация и управление развитием малых предприятий: ИНП РАН/ Комков Н. И. и др. Под ред. Иващенко Н. П. М.: МАКС Пресс.2007.
  84. Особенности функционирования венчурного капитала и разработка государственной системы стимулирования венчурных инвестиций в России. М. Бюллетень по материалам Проекта Бюро экономического анализа. 2003.
  85. Отчет о проведении научно-исследовательской работы «Исследование проблем в сфере малого предпринимательства, возникающие приприсоединении Российской Федерации к Всемирной торговой организации» М. 2003.
  86. А. О контрактных взаимоотношениях крупного и малого бизнеса // Российский экономический журнал. 1997. № 7.
  87. Е. Основные направления налоговой политики государства в целях стимулирования инновационного развития // Инновации. 2006. № 7.
  88. М. Конкуренция: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2003.
  89. Прилуцкий JL Финансовый лизинг. Правовые основы, экономика, практика. М.: Ось-89. 1997.8 8. Примаков Е. М. О развитии малого предпринимательства // Промышленная политика РФ. 2003. № 11.
  90. Развитие малого предпринимательства: отечественный и зарубежный опыт / В. Е. Лялин, В. И. Ляшенко, К. В, Павлов, В.В.'Хахулин. М.: Экономиста. 2006.
  91. М. Границы «безграничных» предприятий: перспективы сетевых организаций // Проблемы теории и практики управления. 1997. '№ 1.
  92. Российское обозрение малых и средних предприятий. Москва, Ресурсный Центр Малого Предпринимательства (РЦМП). 2002.
  93. В. А. Малый бизнес: История, теория, практика. М.: ТЕИС. 2000.
  94. А. Управление инновационными процессами // Экономист. 2005. № 5.
  95. П1ульгина И. В. Финансирование малых инновационных предприятий (Опыт США)// Науковедение. 2003. № 2.
  96. Н. Лизинговый аспект столичной системы поддержки малого предпринимательства // Российский экономический журнал. 1996. № 11−12.
  97. Участие государства в развитии венчурного инвестирования в России // Информационно-аналитический бюллетень. М.: Бюро экономического анализа. 2003. № 45.
  98. ФирсовВ. Венчурное инвестирование в малый бизнес // США.1993. № 12.
  99. В., Марушкина М. Интеграция инновационной сферы // Экономист. 1997. № 2.
  100. В. Эффективность государственной поддержки малого наукоемкого бизнеса в США // Проблемы теории и практику управления. 2006. № 6.
  101. И.Г. Малое предпринимательство дело за малым // ЭКО. 2004. № 1.
  102. ЧекмареваЕ. Лизинговый бизнес (практическое пособие по организации и проведению лизинговых операций). М.: Экономика.1994.
  103. В., Толстобров М. Стратегия российского высокотехнологичного научно-производственного малого предприятия в системе международного трансфера инноваций // Инновации. 2006. № 3.
  104. А.Е. Анализ эффективности организационной и институциональной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства // Промышленная политика в Российской Федерации. 2004. № 7.
  105. А., Малухов К., Трофимова И. Малое предпринимательство заявляет о себе // Российский экономический журнал. 1996. № 3−4.
  106. А. Становление системы поддержки малого предпринимательства в России // Российский экономический журнал. 1997. № 6−7.
  107. И.В. Финансирование малых инновационных предприятий (Опыт США) // Науковедение. 2003. № 2
  108. Н. Поддержка малого предпринимательства в США // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 5.
  109. I. Справочные и информационные издания
  110. Малое предпринимательство в России. 2004: Стат.сб./ Росстат. М.2004.
  111. Малое предпринимательство в России. 2005: Стат.сб./ Росстат. М.2005.
  112. Малое предпринимательство в России. 2006: Стат.сб./Росстат. М. 2006.
  113. Малое предпринимательство в России. 2007: Стат.сб./Росстат. М. 2007.
  114. Российский статистический ежегодник. 2007. Стат.сб./ Росстат. М. 2007.
  115. Россия в цифрах.: Стат.сб./ Росстат. М. 2005.
  116. Россия в цифрах: Стат.сб./ Росстат. М. 2006.
  117. Россия в цифрах: Стат.сб./Росстат. М. 2007.
  118. Россия и страны мира. Стат.сб./ Росстат. М., 2004. Ю. Россия и страны мира. Стат.сб./Росстат. М., 2005. 11. Россия и страны мира: Стат.сб./ Росстат. М., 2006 12. Труд и занятость в России. 2007: Стат. сб./ Росстат. М., 2007.1. Адреса Интенет-ресурсов
  119. Аналитика малого предпринимательства Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.giac.ru/
  120. Европейская ассоциация прямого инвестирования и венчурного капитала (EVCA) Электронный ресурс. Режим доступа: http ://www.evca.eu/
  121. Информационная служба ЕС в области исследований и развития (CORDIS) Электронный ресурс. Режим доступа: http.7/cordi s. europa. ей/
  122. Информационный центр Европейского Союза EU-i в Институте Европы РАН Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.edc-aes.ru/site/ru/home.html
  123. Московский центр развития предпринимательства Электронный ресурс. Режим доступа: www.mbm.ru/stuff.asp?id=173 44k
  124. Минитерство образования и науки РФ Электронный ресурс. Режим доступа: www.mon.gov.ru
  125. Официальный сайт Президента РФ Электронный ресурс. Режим доступа: www.kremlin.ru
  126. Портал информационной поддержки инноваций и бизнеса Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.innovbusiness.ru/
  127. Программа Европейского сотрудничества в области научно-технических исследований Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.cost.esf.org/ COST
  128. Седьмая Рамочная Программа ЕС по науке и технологическому развитию (FP7, 2007−2013) Электронный ресурс. Режим доступа: http: //cordi s. europa. eu/fp7/homeen.html
  129. ТАСИС Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.tacisinfo.ru/ru/index.htm
  130. Федеральное агентство по науке и инновациям, Министерство образования и науки Российской Федерации http://www.fasi.gov.ru/
  131. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.fasie.ru
  132. Центр исследований и статистики науки Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.csrs.ru/english/international/programms/promed.htm
  133. Шестая Рамочная программа Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.fp6.csrs.ru
  134. About Specific Measures for SMEs, European Union, December. 2003.
  135. Appold SJ. Research parks and the location of industrial research laboratories: an analysis of the effectiveness of a policy intervention. — New York: Oxford University Press. 2002.
  136. Building an Innovative Economy in Europe: A review of 12 studies of innovation policy in today’s Europe. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities. 2001.
  137. Burns P., Dewhurst., Small business in Europe. L.: Macmillan. 1986.
  138. Commission Recommendation of 6 May 2003 concerning the definition of micro, small and small-sized enterprises// Official journal NO. L 124, 2003.
  139. High-tech SMEs in Europe. Observatory of European SMEs. European Communities. 2002. № 6.
  140. Innovation and Future Technologies in the SME Sector High Tech Master Plan// Federal Ministry of Economic Affairs and Labor (BMWA), Federal Ministry of Education and Research (BMBF). 2004.
  141. Innovations and SMEs- Keys to Prosperity. European Commission. 2000.lO.Innovation and SMEs-Keys to Prosperity. Eurohean Commission. 2005.
  142. Innovation in Europe. Results for the EU, Iceland and Norway. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities. 2004.
  143. Innovation in Germany. Windows of opportunity. Deutsche Bank Research. June 22. 2004.
  144. Innovation Policy in Europe 2001. European Trend Chart on Innovation. Innovation Papers № 17. European Commission. 2001.
  145. Keeble D. University and Technology: Science and Technology Parks in the Cambridge Region. Cambridge: Harvard University Press. 2001.
  146. Local Area Networks: Industrial Adaptation in Silicon Valley // Paper presented at the Third International Conference on Innovation, Technological Change and Spatial Impacts, Selwyn College, Cambridge, United Kingdom. 2000.
  147. D. & Allen, J. Uneven Re-Development: Cities and Regions in Transition. London: Hodder and Stoughton. 2000.
  148. Merker Richard Die Organizationsstructur von Klein- und Mitteluntemehmen. Berichte aus agewannten Innovations forschung, Bochum. 2000.
  149. National Science Board. Science and engineering indicators. 1989.
  150. Noboru Maeda. Japanese Innovation System Restructuring with High-tech Start-ups — Creative Destruction of Catch-up Model in micro, macro and regional level. Stanford Japan Center. April 19. 2004.20.0ECD Small and Medium Enterprise Outlook, OECD, 2002.
  151. Proposed Guidelines for Collecting and Interpreting Technological Innovation Data: Oslo Manual. Paris: OECD, Eurostat. 1997.
  152. Promesese Profiles of Management Excellence in European Smallth
  153. Enterprises. 25 European Small Business Seminar, September. 1995.
  154. Regional Innovation Policy For Small-Medium Enterprises/ edited by Bjorn Asheim at al. Edward Elgar. Cheltenham, Northampton. 2003.
  155. Regulatory reform for smaller firms, OECD. 1999.
  156. Role of Science and Technology in Creation Favorable Innovation Climate in Russia. Ministry of Industry, Science, and Technology of RF. Background paper. Helsinki Seminar, March 1−2. 2001.
  157. N., Landau R. & Mowery, D. C. Technology and the Wealth of Nations.-Stanford, California: Stanford University Press. 2002.
  158. Samson K. Scientists as entrepreneurs: Organizational performance in scientist — started new ventures. Boston etc.: Kluwer. 1990.
  159. Small and Medium-seized Enterprises: Local Strength, Global Reach: Policy Brief, OECD. 2000.
  160. Small Business Innovation and Research Legislation. Wash. 1981.
  161. Small Firms and Technology: Acquisitions, Inventor Movement, and Technology Transfer. SB A Office of Advocacy. 2004.
  162. Small Serial Innovators: The Small Firm Contribution To Technical Change. SB A Office of Advocacy. 2003.
  163. SMEs in Europe: Competitiveness, innovation and the knowledge-driven society. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities. 2002.
  164. Study on Innovative Small and Medium Enterprises and the Creation of Employment (May 2000 July 2001): Presentation Report on The Impact of Innovation on the Skill Level of Jobs in SMEs. Vienna. 2000.
  165. Stoner Y. Dolan E. Introduction to Business. London. 1985.
  166. The activities of the European Union for small and medium-sized enterprises (SMEs). Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities. 2005.
  167. The European Observatory for SMES. European Network for SME Research. 1995.
  168. White Paper on Small and Medium Enterprises in Japan 2004 The Limitless Potential of the Diversity of Small and Medium Enterprises. SME Agency. 2004
  169. Факторы развития национальной инновационной системы1. НОРМАТИВНО-
  170. ПРАВОВАЯ БАЗА 1. НОРМАТИВНО
  171. ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВОВАЯ БАЗА
  172. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  173. ПОДДЕРЖКА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ3. ИСТОЧНИКИ ПОДДЕРЖКА
  174. ФИНАНСИРОВАНИЯ 3. ЗАЩИТ, А ПРАВ4. НАЛИЧИЕ СОБСТВЕННОСТИ
  175. КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ 4. СПРОС НА1. КАДРОВ ИННОВАЦИИ5. ИНФОРМАЦИЯ О 5. НАЛИЧИЕ
  176. ПОКУПАТЕЛЯХ ИННОВАЦИОННОЙ И
  177. ИННОВАЦИОННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ1. ПРОДУКЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ
  178. ВЫСОКИЙ РИСК 6. КООПЕРАЦИЯ1. ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИНИМА
  179. НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ТЕЛЬСКИХ И НАУЧНО
  180. ВЕЛИЧИНА ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИЙ5. СОСТОЯНИЕ РЫНКА ИННОВАЦИЙ
  181. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ7. НАЛИЧИЕ
  182. КВАЛИФИЦИРОВАННОГО ПЕРСОНАЛА
  183. НАЛИЧИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ
  184. КООПЕРАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР10. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ
  185. Число малых предприятий по отраслям экономики и видам экономическойдеятельности (на конец года, тыс.)1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
  186. Всего, в том числе 560,0 865,0 896,9 877,7 841,7 861,1 868,0 890,6 879,3 843,0 882,3 893,0 953,1 979,3 1032,8
  187. Промышленность 60,0 94,7 127,2 128,5 131,9 134,8 136,1 136,2 134,2 125,1 121,0 119,0 128,1 126,5 131,6
  188. Сельское хозяйство 6,9 10,9 9,5 9,8 10,9 11,9 13,8 13,5 14,4 13,4 15,6 17,9 19,3 29,0 31,3
  189. Строительство 72,9 92,2 123,5 145,5 138,0 142,1 137,5 135.9 126,8 121,9 113,0 117,1 121,3 109,3 117,1
  190. Транспорт и связь ИД 19,3 17,6 20,5 20,4 21,3 21,8 25,8 23,2 22,5 24,1 26,6 31,8 44,3 50,3
  191. Торговля и общественное питание 275,5 397,5 419,4 374,6 359,3 372,8 386,1 399,7 407,5 388,1 422,4 417,3 441,2 448,8 464,6
  192. Общая коммерческая деятельность 20,6 63,9 51,9 42,4 35,9 36,0 35,2 36,7 35,7 34,7 38,8 39,6 44,3
  193. Наука и научное обслуживание 35,9 64,8 51,7 48,8 46,7 43,9 38,8 37,1 30,9 28,5 22,7 22,1 20,7
  194. Другие отрасли 74,1 121,7 96,1 107,6 98,6 98,3 98,7 121,5 106,6 108,8 163,5 133,4 146,4
  195. Операции с имуществом, аренда 151,9 163,3
  196. Предоставление услуг 69,2 74,3
  197. Источники: Россия в цифрах.: Стат.сб./ Росстат.- М., 2004. С. 164.
  198. Малое предпринимательство в России. 2005: Стат.сб./Росстат. М., 2005. С. 17−25. Малое предпринимательство в России. 2006: Стат.сб./Росстат. М., 2006. С. 14−17. Малое предпринимательство в России. 2007: Стат.сб./Росстат. М., 2007. С. 13−15.
  199. Численность работников малых предприятий по отраслям экономики и видам экономической деятельности (тыс. человек)1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
  200. Всего, в том числе 6830 8860 13 871 8621 8639 7401 7543 7621 7436 7976 8255 8667 8934 9469
  201. Промышленность 2262 2575 3325 1879 1911 1581 1646 1622 1529 1570 1723 1841 1832 1975
  202. Сельское хозяйство 82 94 111 133 170 149 180 182 159 187 212 215 350 355
  203. Строительство 2195 2606 4149 2273 2188 1601 1653 1586 1545 1492 1699 1676 1558 1618
  204. Транспорт и связь 93 157 304 264 300 241 289 274 265 308 332 381 477 508
  205. Торговля и общественное питание 1372 2146 3414 2358 2448 2526 2524 2607 2554 3035 2671 2874 2748 2994
  206. Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка 286 351 543 314 251 242 209 218 232 237 257 259
  207. Наука и научное обслуживание 219 232 740 474 509 263 208 192 177 166 243 200
  208. Другие отрасли 321 699 1285 926 862 798 834 940 975 981 1118 1221
  209. Операции с имуществом, аренда 1348 1360
  210. Предоставление услуг 621 659
  211. Источники: Россия в цифрах.: Стат.сб./ Росстат.- М., 2004. С. 165
  212. Малое предпринимательство в России. 2005: Стат.сб./ Росстат. М., 2005. С. 29−34. Малое предпринимательство в России. 2006: Стат.сб./Росстат. М., 2006. С. 27−29. Малое предпринимательство в России. 2007: Стат.сб./Росстат. М., 2007.-С. 26−28.
  213. Классификация инновационных рисков
  214. Факторы Инновационные риски
  215. В Н Е О п Е Р, А Ц И О н н ы Е СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ -являются следствием изменения социально-политической ситуации в стране. Ухудшение условий инвестиционной деятельности Сложности с привлечением иностранного инвестора Невыгодные условия контрактов
  216. ОТРАСЛЕВЫЕ возникают в результате изменений в экономическом состоянии отрасли Усиление конкуренции между инновационными предприятиями
  217. ФИЗИЧЕСКИЕ вероятное воздействие на имущество организации, следствием чего является его повреждение, уничтожение или утрата Порча уникального оборудования Нарушения в работе аппаратуры Потеря качества товара
  218. ФИНАНСОВЫЕ возникают в процессе управления финансами предприятия Ошибочность выбора проекта Непредвиденные затраты Отсутствие или недостаточное финансовое обеспечение проекта Нанесение ущерба существующему производству
  219. ПРАВОВЫЕ связаны с изменениями законодательства и выполнением договорных отношений с партнерами Отказ в сертификации разработки Несвоевременное патентование результата Получение непатентоспособного результата
  220. Классификация рисков малых инновационных предприятий
  221. Фазы инновационного цикла Содержание фаз инновационного цикла Отраслевые риски Маркетинговые риски Финансовые риски Научно- технические риски Правовые риски1 2 3 4 5 6 7
  222. Система управления рисками малых инновационных предприятий
  223. Характеристика основных стратегий управления рисками МИП
  224. СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕИМУЩЕСТВА ДЛЯ МИП НЕДОСТАТКИ ДЛЯ МИП
  225. ИЗБЕЖАНИЕ ОТКАЗ ОТ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОЕКТА ПОЗВОЛЯЕТ ПОЛНОСТЬЮ ИЗБЕЖАТЬ ВЕРОЯТНЫХ ПОТЕРЬ И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ НЕ ПОЗВОЛЯЕТ ПОЛУЧИТЬ ОБЪЕМ ПРИБЫЛИ, СВЯЗАННЫЙ С РИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
  226. РЕЗЕРВИРОВАНИЕ САМОСТРАХОВАНИЕ СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ МАТЕРИАЛЬНОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, СНИЖАЮЩЕЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. ОТВЛЕЧЕНИЕ СРЕДСТВ ИЗ ОБОРОТА 2.3НАЧИТЕЛЬНЫЕ РАСХОДЫ1. ЭККАУНТИНГ
  227. ОГРАНИЧЕНИЕ ЛИМИТИРОВАНИЕ УМЕНЬШЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ РИСКА 1. ТРУДОЕМКОСТЬ 2.РАСЧЕТ ПРЕДЕЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3. РАЗРАБОТКА СЦЕНАРИЕВ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4. ВЫДЕЛЕНИЕ НАИБОЛЕЕ ОПАСНОГО УЧАСТКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  228. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ1. ЛОКАЛИЗАЦИЯ
  229. Факторы и условия развития малых инновационных предприятийм
Заполнить форму текущей работой