Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Обоснование политики охраны окружающей среды в системе государственного регулирования национальной экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Информационно-эмпирической и нормативно-правовой базой обеспечения доказательности концептуальных положений, достоверности выводов и рекомендаций стали труды российских и зарубежных ученых по исследуемой проблематике, законодательно-нормативные акты в виде доктрин, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и официальных данных Госкомстата РФ, Министерства природных… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические основы оценки взаимодействия и взаимообусловленности макроэкономической ситуации и окружающей среды
    • 1. 1. Статика и динамика взаимообусловленности рыночной трансформации и состояния окружающей среды
    • 1. 2. Основы взаимодействия макроэкономической политики и окружающей среды
    • 1. 3. Оценка механизмов государственного регулирования процессов охраны окружающей среды и управления ими
  • 2. Методическое обоснование реализации эффективной политики охраны окружающей среды
    • 2. 1. Макроэкономические факторы динамической устойчивости и равновесности системы рационального природопользования и охраны окружающей среды
    • 2. 2. Региональные аспекты управления экономико-экологической устойчивостью рыночных процессов
    • 2. 3. Особенности экологического регулирования устойчивости национального воспроизводственного комплекса
  • 3. Моделирование и прогнозирование экологической политики в системе государственного регулирования макропропорций
    • 3. 1. Диверсификация инструментария управления системой охраны окружающей среды
    • 3. 2. Институциональное моделирование политики охраны окружающей среды в условиях переходного этапа развития экономики России
    • 3. 3. Сценарное прогнозирование последствий экологического регулирования воспроизводственных процессов в условиях современной России

Обоснование политики охраны окружающей среды в системе государственного регулирования национальной экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Одной из ключевых задач экономической науки на современном этапе является исследование закономерностей и разработка инструментарного аппарата управления экологической составляющей макроэкономической политики. С одной стороны, рост экономики служит необходимым условием повышения уровня общественного благосостояния, а с другой — эффективная экономика порождает ряд острых экологических проблем. Стремительные темпы роста экономики становятся следствием благоприятствующей им макроэкономической политики, проводимой правительством. Они достигаются не стихийно, а в результате регулирования рыночного механизма. Однако при разработке стратегии экономического развития правительства, ориентируясь прежде всего на достижение высоких темпов увеличения объемов национального производства, проводят макроэкономические мероприятия без учета последствий для окружающей среды. В этой связи особый интерес представляет формализация гносеологического обоснования политики окружающей среды в системе государственного регулирования воспроизводственных процессов в современной России.

Незначительные положительные результаты получены и в области экологического контроля за трансграничным переносом опасных и радиоактивных отходов.

Последние десятилетия во многих странах отмечены значительными преобразованиями экологической составляющей макроэкономической политики. Рыночный характер трансформаций в сфере природопользования и охраны окружающей среды, относительная одновременность начала их осуществления в большинстве стран позволяют констатировать: независимо от исходной структуры национального воспроизводственного комплекса, существуют общие для всех факторы, обусловливающие этот процесс. Положительный опыт реформирования средоохранной деятельности в промышленно развитых странах (ПРС) позволяет дополнить теорию окружающей природной среды эмпирическим материалом и осмыслить результаты компаративного анализа по затрагиваемым вопросам в РФ и в индустриально развитых странах.

Переходный период развития трансформации российской экономики и неустойчивость её конституирующих факторов обусловливают сложность в определении объективных тенденций происходящих изменений и формализации прогнозных оценок и сценариев средоохранного регулирования рыночного взаимодействия.

Степень разработанности проблемы. В современной экономической литературе уделяется недостаточное внимание оценке комплексного влияния общеэкономической политики на состояние окружающей среды. Среди российских специалистов, занимающихся анализом влияния макроэкономической политики на окружающую среду, следует отметить С. Бобылева, А. Ходжаева, А. Голуба.

Сущностный аспект проблемы усиления степени экологической ориентированности управленческих отношений вовлечения природоохранной компоненты в систему государственного регулирования отечественной экономики разработан в трудах В. Вернадского, А. Гусева, Т. Лисочкиной, П. Нестерова, Н. Реймерса, Е. Рюминой, С. Трунина, Т. Хачатурова и др.

Проблемы организации государственного регулирования национальной экономики в сфере охраны окружающей среды освещаются и в работах зарубежных экономистов-теоретиков: Ф. Ангуса, Р. Барра, М. Баркли, У. Беккермана, К. Боулдинга, Р. Хайлбронера, Э. Вайцзеккера, Г. Вудвора, У. Дженкса, К. Джонса, Д. Мартина, Д. и Д. Медоузов, Д. Пирса, И. Рандерса, Р. Тернера, Т. Титенберга, Дж. Форрестера и др.

Теоретические результаты их научных исследований доказали необходимость анализа политики окружающей среды в качестве объекта изучения в условиях рыночной среды, поскольку экологический фактор существенно изменяет методологические основы и методический аппарат анализа и прогнозирования развития экономики как целостной системы.

В современных условиях наметилась тенденция трактовки экологической составляющей как эндогенного фактора макроэкономического взаимодействия. Перспективы совершенствования институциональных макромеханизмов с учётом глобальных тенденций и в рамках парадигмы устойчивого развития исследованы в работах М. Глазырина, В. Данилова-Данильяна, А. Исаченко, В. Леонтьева, К. Лосева, И. Мазура, В. Медведева.

Работы названных учёных обеспечили научную и информационную базу настоящего исследования, их критическое осмысление обусловило теоретическую основу выводов и предложений, изложенных в диссертации.

Вместе с тем проблематика разработки теории и методологии политики охраны окружающей среды для макроэкономических пропорций, выработка тактики и стратегии ее развития, учитывающих особенности управления национальной экономикой, остаются актуальными. Важным аспектом остается тесная взаимосвязь принципиальных положений реформирования системы охраны окружающей природной среды с интересами государства, а такжевыбор соответствующих механизмов государственной поддержки ее осуществления.

В научной литературе недостаточно полно затронута проблема макроэкономической оценки воздействия рыночных реформ, проводимых в настоящее время, на состояние окружающей среды и, как следствие, неполно освещены некоторые аспекты научного обоснования экологической политики государства.

Таким образом, малоизученными остаются многие существенные в теоретическом и практическом плане вопросы экологической составляющей макроэкономической политики, что позволяет отнести данную проблему к числу наиболее актуальных в современной экономической науке.

Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является изучение научных основ, методов и алгоритмов организации охраны окружающей среды как составляющей системы государственного регулирования, а также разработка конкретных предложений по практической peaлизации макроэкономических мероприятий, направленных на управление рыночной трансформацией с учетом ее природоохранной направленности.

Исходя из этого, в диссертации были поставлены следующие задачи:

— систематизировать понятийный аппарат политики охраны окружающей среды в системе государственного регулирования национальной экономики;

— определить факторы, обусловливающие изменение параметров участия государства в средоохранной сфере в аспекте эволюционных процессов экономического развития;

— позиционировать место и роль государства в механизме обеспечения экологической безопасности на базе гармоничного сочетания рыночной свободы хозяйствующих субъектов — загрязнителей ОПС и государственного регулирования их деятельности;

— провести анализ исследований, посвященных организации государственного регулирования политики охраны окружающей среды, и изучить малоисследованные аспекты природоохранного процессавыявить особенности проявления механизма природопользования в условиях специфики национальной экономики России;

— установить набор предпосылок, определяющих процесс институциональных преобразований в сфере охраны окружающей природной среды, осуществляемых во многих странах в начале XXI в.;

— уточнить теоретические основы моделирования процесса охраны окружающей среды, отбора и совершенствования инструментария госрегулирования экономико-экологического неравновесия и прогнозирования экологической устойчивости на макроуровне;

— разработать методический аппарат по обеспечению функционирования, определению эффективности применяемых средств и оценке результативности инструментов политики охраны окружающей среды.

Предметом настоящего исследования служат теория и методика государственного управления охраной окружающей среды.

Объект исследования — социально-экономическая и экологическая ситуация, а также опыт макроэкономического и природоохранного регулирования воспроизводственных процессов в промышленно развитых странах и в России.

Теоретико-методологическая основа исследования представлена рядом положений классической теоретической экономики, марксистской политической экономии, институционализма, теорий транзитивной экономики и окружающей среды. Использование этих концептуальных положений в качестве исходных для обоснования авторской версии позволило обеспечить ее преимущества, детерминированные эффектом взаимодополнения различных подходов при сохранении целостности избранной научной гипотезы.

Инструментарно-методический аппарат включает принципы, обеспечивающие возможность применения системного анализа к разработке проблемы в единстве его структурно-уровневого, компаративного, субъектно-объектного, интегративного, системно-функционального аспектовиспользованы диалектический, историко-логический, экономико-математический и статистический методы, а также методы моделирования, прогнозирования, группировки и контент-анализа.

Информационно-эмпирической и нормативно-правовой базой обеспечения доказательности концептуальных положений, достоверности выводов и рекомендаций стали труды российских и зарубежных ученых по исследуемой проблематике, законодательно-нормативные акты в виде доктрин, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и официальных данных Госкомстата РФ, Министерства природных ресурсов РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Научного совета Российской академии наук по проблемам экологии и чрезвычайным ситуациям, Государственной службы охраны окружающей природной среды России, Социальноэкологического союза РФ, Центра экологической политики РФ, Российского отделения международного социально-экологического союза, Комитета природных ресурсов по Краснодарскому краю, результаты собственных эмпирических исследований автора, а также факты, опубликованные в научной и периодической литературе и сети Интернет.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования строится исходя из предположения о том, что управление системой охраны окружающей среды способствует социально-экономической стабилизации на макроуровне. Согласно алгоритму рабочей гипотезы переход от теоретического осмысления проблемы к ее конкретизации на этапе прикладных результатов осуществляется для обеспечения эффективности использования рыночных инструментов и совершенствования организации и управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды на уровне макропропорций адекватно национальным проектам России.

Положения диссертации, выносимые на защиту.

1. На фоне положительного роста большинства конкурентных отраслей экономический эффект средоохранной составляющей не только не возрос, но и снизился, несмотря на востребованность данного сегмента рынка, выражающуюся в стабильном, устойчивом и в настоящее время массовом спросе на экологически чистые товары. Причины подобного диссонанса кроются в недостаточной теоретической обоснованности стратегии управления охраной окружающей природной среды на макроуровне в целом и понятийного аппарата ООПС как деятельности государства в лице органов государственной власти и местного самоуправления по использованию социально-природных систем для реализации задач экономической политики в частности.

2. Развитие средоохранной индустрии инициировано эволюционными процессами усиления техногенного воздействия, экономической интеграции и глобализации. По мере усложнения воспроизводственного процесса начинают развиваться противоречия, обусловленные гипертрофированным участием государства и нейтральностью в решении природоохранных проблем системы частного предпринимательства. Анализ развития управленческих отношений в средоохранной сфере с позиций макроэкономического подхода позволяет утверждать, что одной из основных причин снижения качества окружающей природной среды являются принципиальные различия в механизмах саморегуляции макроэкономических и макроэкологических подсистем, что выражается в форсировании производства материальных благ природо-емким путем.

3. Осуществление рыночных реформ в большинстве стран в начале XXI в., сопровождаемое приватизацией и дерегулированием инфраструктурных отраслей и обусловленное неэффективностью прямого участия государства в рыночных трансформациях, принимает специфические формы реализации при переводе проблемы в плоскость экологического регулирования деятельности хозяйствующих субъектов на макроуровне с учетом изменения параметров спроса и предложения в сфере ООПС и научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в условиях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды.

4. В странах с переходной экономикой воспроизводство устойчивого экологического равновесия является приоритетнымв стабилизирующейся экономике для её дальнейшего эффективного развития необходима адекватно развивающаяся средоохранная составляющая. Выполняя специфические функции, экологический рынок как сфера бизнеса характеризуется особенностями, в целом ограничивающими привлечение инвестиций за счет отсутствия механизмов разграничения собственности на природные ресурсы.

5. Модели трансформации природоохранного сектора рынка в России должны основываться на диверсификации инструментов управления качеством окружающей среды с осуществлением частичного дерегулирования воспроизводственных процессов. При инициировании и контроле процесса госрегулирования ООПС важное место следует отвести деятельности регионов и самих участников формируемых экологических рынков. Роль средоохранной индустрии, масштабность намечаемых здесь преобразований и их одновременность обусловливает поэтапность процесса реформирования, его соответствие темпам привлечения частных инвестиций и обеспечение возможности корректировок в методах реализации экологической составляющей макроэкономической политики и ее управляемости уровнем интенсификации рыночной трансформации.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в уточнении и систематизации гносеологических подходов к управлению природоохранными процессами в контексте макроэкономического регулирования рыночного взаимодействия. К числу положений, содержащих элементы приращения научного знания, можно отнести следующие:

1) уточнено понятие политики охраны окружающей среды, с одной стороны, как составной части политики государства, совокупности теоретических идей, целей и задач, практических мероприятий развития науки, техники, труда и производства, основной задачей которой выступает обеспечение устойчивого развития, с другой — как действий государства, направленных на регулирование экономики с целью воспроизводства экологической безопасности;

2) доказана закономерность развития экологической деятельности в связи эволюционными процессами обобществления производства и капитала и выделен набор факторов (изменение параметров спроса, развитие новых технологий в сфере природопользования, неэффективность в современных условиях прямого государственного регулирования, расширение сферы стратегических интересов крупных корпораций, определивших необходимость и возможность осуществления институциональных преобразований в охране ОПС России и зарубежных стран в XXI в.), детерминирующих конфигурацию сре-доохранной составляющей макроэкономической политики;

3) разработан авторский механизм реализации мер по обеспечению формирования и функционирования политики охраны окружающей среды, базирующийся на сочетании стратегии управления рациональным природопользованием и стратегии реализации экологически чистых товаров и услуг, а также использовании резервов региональных социально-природных комплексов;

4) установлены и содержательно охарактеризованы дополнительные факторы, определяющие особенности российской природоохранной сферы (государственное регламентирование, нормирование и контроль качества ОС, разработка механизма обеспечения разделения государственных органов по ОПС и управлению природными ресурсами, дифференцированный подход к интенсивности и направленности управления охраной ОПС, лицензирование экологически опасной деятельности, совершенствование механизма государственной и общественной экологических экспертиз), комплексный учет которых обеспечивает эффективность государственного управления ООПС;

5) показано, что определение потенциала политики охраны окружающей среды возможно на основе дифференцированного анализа экологической составляющей с использованием имитационных моделей. Для организации конкуренции в средоохранной индустрии предпочтительна максимальная дезинтеграция, степень которой детерминирована рыночной структурой, что объясняет альтернативность моделей рыночной трансформации;

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проведенные в нем систематизация и уточнение понятийного аппарата, анализ ключевых проблем и предлагаемые пути их решения способствуют развитию макроэкономической теории в контексте гносеологического обоснования политики окружающей природной среды, пониманию категории экологической составляющей как объекта управления на макроуровне, а также вносят существенный вклад в развитие комплексного подхода к формированию и реализации эффективной природоохранной политики.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования предложенных автором теоретических разработок при определении стратегии экономического развития страны. Воплощение конкретных практических рекомендаций автора по проведению экологосбалансированных макроэкономических мероприятий будет способствовать ООПС и социально-экономической стабилизации в России.

В диссертации содержатся рекомендации по совершенствованию регулирования природопользования в РФ, практическая реализация которых позволит повысить эффективность охраны окружающей среды.

Апробация результатов работы. Основные выводы и положения диссертации представлялись в научных докладах на международных, всероссийских, региональных, межвузовских и вузовских научных и научно-практических конференциях в г. Анапе, Краснодаре, Сочи, Шадринске.

Описанные в работе подходы к исследованию особенностей обоснования политики охраны окружающей среды в системе регулирования воспроизводственных процессов апробированы и внедрены в ходе реализации экспериментального проекта регионального уровня совместно с Некоммерческим партнерством «Инновационно-технологический центр «Кубань-Юг» «, а также используются в вузовском процессе при чтении учебного курса «Макроэкономика» на экономическом факультете Кубанского государственного университета.

Публикации. По теме диссертационной работы опубликованы 14 научных работ общим объемом 6,1 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В процессе исследования теоретико-методических аспектов обоснования политики окружающей среды на макроуровне получены следующие результаты:

1. Взаимодействие общества и природы в XXI в. становится актуальной проблемой в условиях глобализациипроцессы экологизации хозяйственной деятельности, объективные по своей природе, переводят вопросы расширения объекта, субъекта и предмета макроэкономики в плоскость экологии.

2. Ключевыми принципами обоснования политики ОПС выступают: позиционирование производства окружающей природной среды как момента воспроизводственного процесса и признание диалектического единства двух систем — общества и природы в условиях парадигмы опосредующей роли воспроизводственных процессов.

3. Неравновесие в системе «общество — природа» повышает степень энтропии процесса воспроизводства факторов общественного производства и препятствует социальному прогрессу. Равновесие в системе «обществоприрода» становится объективным условием макроэкономической стабильности, но экстраполирование традиционных представлений об устойчивости на понятийный ряд экономического роста некорректно, так как не охватывает всего спектра отношений между обществом и природой, в частности устойчивого развития.

4. Экологизация управленческих отношений на макроуровне обусловливает экологическую диверсификацию экономических инструментов, реи-фицирующуюся в обеспечение высокого качества окружающей природной среды.

5. Ключевой проблемой транзитивной экономики РФ в контексте реализации концепции устойчивого развития выступают научное обоснование и конструктивная реализация государственной политики охраны окружающей среды в условиях императива общенациональных экологических предпочтений.

6. Неопределенность институциональной составляющей в экологической сфере влечет противостояние общества и природы. Выходом из этой ситуации служит признание причинно-следственной связи между экономической и институциональной структурами, а изучение воздействия экономики на совершенствование институциональных отношений в экологической сфере становится первым этапом формирования рыночного отношения к охране окружающей среды. Основная причина отсутствия ценностного отношения к экологическому фактору — несовершенство институциональной структуры, обусловливающей права и их распределение в экономической сфере. Когда хозяйствующие субъекты не учитывают обоснованности политики охраны окружающей среды, то отношения между ними по поводу природопользования и охраны ОПС формируются не с помощью принципов рационализма и оптимизации, а переводятся в плоскость иррационализма.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.А., Кузьмин А. П., Хаскин В. В. Экология. Природа человек — техника. М., 2001.
  2. Т.А., Хаскин В. В. Основные критерии экоразвития. М., 1994.
  3. В.Т., Крапчатое В. П., Тарасова Н. П. Анализ техногенного риска: Учеб. пособие. М., 2000.
  4. В.М. Возможные причины колебаний продолжительности жизни в России в 90-е гг. // Вопросы статистики. 2002. № 11.
  5. Ю.М. и др. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать? М., 1997.
  6. Э.А., Левакова И. В., Баркалова Н. В. Экологические основы природопользования. М., 2001.
  7. Безопасность жизнедеятельности: Учебник/ Под ред. Л. А. Михайлова. СПб., 2007.
  8. . Экологизация налоговой системы в России. М., 2001.
  9. М. Методология экономической науки, или Как экономисты объясняют: Пер. с англ. / Под ред. B.C. Автономова. М., 2004.
  10. М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994.
  11. С. и др. Национальная стратегия сохранения биоразнообразия" и общественный договор о сохранении живой природы России: Программа в рамках проекта ГЭФ «Сохранение биоразнообразия». М., 2001.
  12. С.Н., Ходжаев А. Ш. Экономика природопользования: Учеб. пособие. М, 1997.
  13. Л. Экоэкономика: как создать экономику, оберегающую планету: Пер. с англ. М., 2003.
  14. М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник. М., 1998.
  15. Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ). М., 2001−2005.
  16. В.А. Экология и экономика. Проблемы и поиск путей устойчивого развития. Новосибирск, 1995.
  17. В.В. Экологическое оздоровление экономики. М., 1994.
  18. А.Е., Гуськов Г. В., Прокопенко Н. А. Устойчивость функционирования объектов экономики. М., 2001.
  19. А.П. Рациональное природопользование. М., 2000.
  20. A.M. Экологическая безопасность пищевых производств: Учеб. пособие. СПб., 2006.
  21. И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности: Учеб. пособие. М., 2000.
  22. И.Н. Менеджмент: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2004.
  23. М.П. Природный капитал в экономике переходного периода. М., 2001.
  24. А., Струкова Е. Природоохранная деятельность в переходной экономике // Вопросы экономики. 1995. № 2.
  25. А.А., Струкова Е. Б. Экономика природопользования. М., 1995.
  26. М. Ю. Совершенствование статистики национального богатства Российской Федерации // Вопросы статистики. 2000. № 10.
  27. Государственное регулирование рыночной экономики / Под ред. В. И. Кушлина и Н. А. Волгина. М., 2001.
  28. К.Г., Рюмина Е. В. «Кредитные отношения» общества и природы // Экономика и математические методы. 1994. Т. 30. № 2.
  29. Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учеб. по> собие. 3-е изд., доп. М., 2005.
  30. А.А., Гусева И. Г. Об экономическом механизме экологически устойчивого развития // Экономика и математические методы. 1996. Т. 32. Вып. 2.
  31. Данилова В. С Основные закономерности формирования ноосферы. М., 2001.
  32. Данилов-Данильян В. И. План, прогноз, программа // Зеленый мир. 1996. № 4.
  33. JI. Потеря плодородия почвы грозит обнищанием общества // Экономист. 1997. № 7.
  34. Д. и др. Экономический анализ воздействий на окружающую среду / Пер. с англ. А. Н. Сольниковой, С. С. Шалыпиной / Под ред. С. Н. Бобылева и др. М., 2000.
  35. Доклад «О состоянии окружающей природной среды Краснодарского края в 2001 г.». Краснодар, 2002.
  36. А.Г. Метафизика и геополитика природных ресурсов // Философия хозяйства. М., 2002. № 6 (24).
  37. Е.Г. Экономическая теория в схемах, таблицах, графиках и формулах: Учеб. пособие. 2-е изд. М., 2004.
  38. Загрязнение окружающей среды и здоровье населения. Введение в экологическую эпидемиологию. М., 2001.
  39. Законодательные акты Российской Федерации: природные ресурсы и окружающая среда: В 2 т. М., 2002. Т. 1.
  40. В.М. Здоровье среды: концепция. М., 2000.
  41. В.М. Здоровье среды: методика оценки. М., 2000.
  42. Д.Н. Микроэкономика. М., 2000.
  43. Информационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. С.Н. Ми-зиной и др. М., 2004.
  44. Н.М. Совершенствование социалистического природопользования (политико-экономический анализ). М., 1990.
  45. А.Г. Экологическая география России. СПб., 2001.
  46. Е.П. Статистические показатели экономического развития с учетом экологического фактора (опыт стран СНГ) // Вопросы статистики. 2003. № 2.
  47. JI.B. Экономический расчет наилучшего использования ресурсов. М., 1959.
  48. Компьютерное моделирование менеджмента: Учеб. пособие / Под ред. А. Ф. Коршунова. М., 2004.
  49. К.Я., Романюк Л. П. Перспектива устойчивого социально-экономического развития в контексте деятельности Всемирного банка // Региональная экономика. 1996. № 1,2.
  50. В.И., Передельский JI.B. Экология. Ростов н/Д, 2001.
  51. П.Г. Этико-экологические аспекты управления антропогенным воздействием на биосферу. М., 2001.
  52. В.Ф., Кондратьев К. Я. Глобальные изменения окружающей среды: экоинформатика. СПб., 2002.
  53. В.А. Охрана природы: принципы, проблемы, приоритеты. М., 1992.
  54. .Н., Яковец Ю. В. Россия 2050: стратегия инновационного прорыва. М., 2004.
  55. И.И., Махутов Н. А., Хетагуров С. В. Безопасность и риск: эколого-экономические аспекты. СПб., 1997.
  56. Курортно-туристский комплекс Краснодарского края: Стат. бюл. Информационно-издательского центра Краснодарстата. Краснодар, 2005.
  57. М.И., Макаров В. Л., Рубинов А. М. Математические модели экономического взаимодействия. М., 1993.
  58. К.С. Экологические проблемы и перспективы развития России в XXI веке. М., 2001.
  59. Н.Н., Улитин А. А. Как спасти современный мир от экологической катастрофы. М., 2000.
  60. Н.Н., Улитин А. А. Стратегия управления природопользованием. М., 2001.
  61. И.И., Козлова О. Н., Глазачев С. Н. Путь к экологической культуре. М., 2001.
  62. Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М., 2000.
  63. A.M., Хутыз ЗА. Проблемы экологизации экономического механизма хозяйствования. Майкоп, 1996.
  64. Д.Ж. Социальная экология. М., 1991.
  65. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 15.
  66. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 19.
  67. А. Принципы экономической науки: Пер. с англ. М., 1993.
  68. А.С., Новоселов А. С. Основы теории рационального воспроизводства. М., 1998.
  69. В.И., Алдашева А. А. Экологическое сознание. М., 2001.
  70. Д.Х., Медоуз Д. Л., Рандерс Й. За пределами роста. М., 1994.
  71. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и природных ресурсов: Справ, пособие / Сост. Е. А. Высторобец. М., 2000.
  72. Менеджмент: Учебник / Под общ. ред. М. П. Переверзева и др. М., 2005.
  73. Т. Жизнь в окружающей среде: В 3 т. М., 1994. Т. 2.
  74. Н.Н. Восхождение к разуму. М., 1993.
  75. Г. А. Экологическое страхование. М., 1996.
  76. . Наука об окружающей среде: как устроен мир: В 2 т. М., 1993. Т. 1.
  77. А.В. Экономика природопользования. М., 1990.
  78. Л.И., Аширова Г. Т. Методологические проблемы совершенствования статистики национального богатства // Вопросы статистики. 2001. № 10.
  79. Л.И., Аширова Г. Т. Методы оценки природных ресурсов стран в международной статистике // Вопросы статистики. 2002. № 8.
  80. П.М., Нестеров А. П. Экономика природопользования и рынок. М., 1997.
  81. Низ А. Экономика и окружающая среда. М., 1981.
  82. A.M., Хоружая Т. Л. Глобальная экология. М., 2000.
  83. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В. А. Иноземцева. М., 1999.
  84. В. К вопросу о взаимодействии в системе «общество -природа» // Вопросы экономики. 1990. № 9.
  85. Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. М., 2000.
  86. О концепции перехода РФ к устойчивому развитию: Указ Президента РФ № 440 от 01.04.96 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». 2006. Вып. 5.
  87. Об охране окружающей природной среды: Закон РФ № 2060−1 от 19.12.91 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 10. Ст. 457.
  88. Об охране окружающей среды: Федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.02 // http: // www.rosatom.m/laws/document/laws/zakon
  89. П.Г. Колокол тревоги: пределы бесконечности и судьбы цивилизации. М., 1990.
  90. Основные направления развития организации деятельности государственных природных заповедников Российской Федерации на период до 2010 года. М., 2001.
  91. О состоянии природопользования и об охране окружающей среды Краснодарского края в 2004 г.: Стат. бюл. Информационно-издательского центра Краснодарстата. Краснодар, 2005.
  92. О финансировании деятельности по охране окружающей среды: Стат. бюл. Информационно-издательского центра Краснодарстата. Краснодар, 2005.
  93. Охрана окружающей природной среды. Постатейный комментарий к закону России. М., 1993.
  94. В.Н. Экология и природопользование: Словарь-справочник. Новосибирск, 2000.
  95. С. Решающие условия предотвращения глобальной экологической катастрофы на Земле. Обоснование концепции. М., 1997.
  96. В. Экология и право. М., 1981.
  97. К.М. Общая экология: взаимодействие общества и природы. СПб., 2000.
  98. Е.В. и др. Деньги, кредит, банки: Учеб. пособие. Краснодар, 2002.
  99. ЮО.Пигу А. Экономическая теория благосостояния: В 2 т. М., 1985. Т. 1.
  100. Проблемы устойчивого развития России в свете научного наследия В. И. Вернадского. М., 1997.
  101. О.М., Филимонова Е. М., Суховская М. Г. Приключения «грязных» платежей в России // Главная книга. 2003. № 16.
  102. ЮЗ.Пыльнева Т. Г. Природопользование. М., 1997.
  103. .А. Загрязнение окружающей среды и здоровье населения. Введение в экологическую эпидемиологию. М., 2001.
  104. Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы). М., 1994.
  105. И.А. Глобальные проблемы человечества. М., 1995.
  106. Российская Федерация Южный федеральный округ — Краснодарский край: Стат. бюл. Информационно-издательского центра Краснодарстата. Краснодар, 2006.
  107. Российский статистический ежегодник. М., 2002−2005.
  108. В.А. Институциональные аспекты организации малого бизнеса в развитых странах и в России: Учеб. пособие. М., 2004.
  109. Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. М., 2005.
  110. E.B. Концепция экологически устойчивого развития применительно к макроэкономическому уровню // Экономика и математические методы. 1995. Т. 31. Вып. 3.
  111. В.Т. Экономическое развитие России: реформы и российское хозяйство XIX—XX вв. СПб., 1999.
  112. А.А. Экологическая безопасность в контексте устойчивого развития // Использование и охрана природных ресурсов России. 2001. № 11−12.
  113. Дж., Ларрен Ф. Макроэкономика. Глобальный подход. М., 1996.
  114. А.А. Экономический механизм экологического равновесия: вопросы теории и методологии. Ростов н/Д, 2000.
  115. С.А. Экологические аспекты природопользования урбанизированных территорий // Использование и охрана природных ресурсов России. 2003. № 4−5.
  116. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Антология экономической классики. М., 1993.
  117. Социально-экономическое положение регионов Юга России: Стат. бюл. Информационно-издательского центра Краснодарстата. Краснодар, 2005.
  118. Современная экономика. Лекционный курс: Учеб. пособие / Под ред. О. Ю. Мамедова. Ростов н/Д, 2001.
  119. Современная экономика: Учеб. пособие / Науч. ред. О.Ю. Маме-дов. 8-е изд. Ростов н/Д, 2005.
  120. И.А. Здоровье россиян: состояние и тенденции // Использование природных ресурсов России. 2001. № 10.
  121. Строительство и инвестирование природоохранных объектов: Стат. бюл. Информационно-издательского центра Краснодарстата. Краснодар, 2005.
  122. А.И. История экономики и экономических учений. М., 1998.
  123. B.JI. Право и экономическая теория: Учеб. пособие. М., 2005.
  124. Терминологический словарь по отходам / Под ред. В. А. Улицкого. М., 2000.
  125. А.Н. Упрощённо мыслящее человечество в сложном мире природы. М., 2001.
  126. Управление природоохранной деятельностью в Российской Федерации / Под ред. Ю. Б. Осипова, Д. Е. Дымова, Д. Г. Зилинга и др. М., 2001.
  127. В.Б., Балдин К. В. Информационные системы в экономике: Учебник. М., 2004.
  128. Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. М., 2002.
  129. А.Л., Николаев Н. П., Каменский С. Б. Как бороться с экологическими правонарушениями. Н. Новгород, 2001.
  130. Г. И. Рынок: регулирование рынка: Учебное пособие. М., 2004.
  131. В.И. Экономическая эффективность использования при-родно-ресурсного потенциала. М., 1997.
  132. М.А., Акимов В. А., Козлов К. А. Северо-Кавказкий регион: опасности природного и техногенного характера // Экология и промышленность России. 2000. № 2.
  133. Н.В., Родин В. А., Думнов А. Д. Методологические проблемы статистического наблюдения за расходами на охрану окружающей природной среды в рамках комплексного экологического и экономического учета // Вопросы статистики. 2002. № 8.
  134. А.В. Развитие экологического аудита в РФ // Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика. 1998. № 2.
  135. Экологическая доктрина России // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». 2006. Вып. 5.
  136. Экология и безопасность жизнедеятельности / Под ред. Л. А. Муравья. М., 2000.
  137. Экономика организации предприятия: Учебник / Под ред. Н. А. Сафронова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004.
  138. Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы: Ежегодник: В 2 т. / Под ред. О. В. Иншакова. Волгоград, 2006. Т. 1. Вып. 7.
  139. Экономическая теория: Пер. с англ. / Науч. ред. B.C. Автономов. М., 2004.
  140. Экономическая теория: Учебник / Под ред. В. Д. Камаева. 10-е изд., перераб. и доп. М., 2004.
  141. Экономическая теория: Учебник / Под ред. В. И. Видяпина и др. М., 2005.
  142. Экономический словарь / Под ред. А. И. Архипова. М., 2005.
  143. А., Квернер И. Экономика природных ресурсов / Под ред. Н. Пахомовой, К. Рихтера. 2-е изд. СПб., 2004.
  144. Barge J.Ph. Economic Instruments in Environmental Policy: Lessons from the OECD Experience and Their Relevance to Developing Economics. P. OESD, 1994.
  145. Boulding K. Economic Analysis. N.Y., 1996.
  146. Kellert. New Hawen- L., 1991.
  147. Marking development sustainable. Washington, 1994.
  148. Weigsacker E.U. von. Erdpolitik Okologishe Realpolitik. 1992.
  149. Wooldridge Adrian «a survey of multinationals» // The Economist. June, 24. 1995.
Заполнить форму текущей работой