Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Поведение потребителя в рыночной экономике

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Уметь находить отличия между общей и предельной полезностью и формулировать закон убывающей предельной полезности. Формируется по результатам наличия или отсутствия на рынках взаимозаменяемых или взаимодополняемых товаров. Знать основные теории потребительского поведения и закономерности поведения потребителя на рынке. Нерациональный спрос", когда покупки совершаются под влиянием сиюминутных… Читать ещё >

Поведение потребителя в рыночной экономике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Дайте человеку все, чего он желает, и в ту же минуту он почувствует, что это все не есть все.

Я. Кант

Развиваемые компетенции:

  • • Знать основные теории потребительского поведения и закономерности поведения потребителя на рынке.
  • • Уметь находить отличия между общей и предельной полезностью и формулировать закон убывающей предельной полезности.
  • • Владеть основным инструментарием анализа потребительского поведения (кривые безразличия и линия бюджетного ограничения).
  • • Уметь находить в каждом конкретном задании оптимум потребителя.

Теория поведения потребителя: кардиналистический и ординалистический подходы

При анализе потребительского поведения обычно выделяют две специфические разновидности спроса: функциональный и нефункциональный спрос.

Потребительское поведение выступает как формирование

спроса потребителей на различные товары и услуги.

Функциональный спрос обусловлен потребительскими качествами, присущими данному благу, и специфическими действиями людей в процессе приобретения благ. Функциональный спрос:

  • • зависит от уровня доходов потребителя;
  • • максимизирует совокупную полезность при имеющихся денежных средствах;
  • • зависит от системы предпочтений, вкусов и отношений к моде;
  • • формируется по результатам наличия или отсутствия на рынках взаимозаменяемых или взаимодополняемых товаров.

Нефункциональный спрос возникает у потребителя под влиянием каких-либо других факторов, обусловленных внешними воздействиями. К числу таких факторов относятся:

  • — эффект присоединения к большинству. Стремление людей быть «не хуже других». При этом спрос увеличивается на те товары, которые покупают окружающие потребителя люди;
  • — «эффект сноба», желание потребителя выделиться из общей массы, подчеркнуть свое социальное положение. В этом случае спрос растет на те товары, которые поднимаются в цене;
  • — «демонстрационный эффект» — потребление покупателя определяется престижностью. Дополнительный спрос формируется за счет приобретения «элитарных товаров»;
  • — «нерациональный спрос», когда покупки совершаются под влиянием сиюминутных капризов и желаний;
  • — «спекулятивный спрос», широко используется в условиях дефицита различных товаров.

В предыдущей теме, рассматривая кривую спроса, мы указали, что она имеет отрицательный наклон. Для обоснования такой зависимости использовался закон спроса: чем выше цена, тем меньшее количество благ может приобрести потребитель. Теперь нам предстоит более пристально рассмотреть эту зависимость. Помимо здравого смысла отрицательный наклон кривой спроса объясняется:

  • • действием закона убывающей предельной полезности;
  • • оптимизацией сочетания целей потребления, вариантов выбора и ограничений возможностей;
  • • действием эффекта дохода и эффекта замещения.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой