Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности развития человеческого капитала в условиях переходного периода

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Развитие неформального образования в Республике Таджикистан есть объективный и закономерный процесс. Оно существовало и сегодня возникает в силу объективности причин его необходимостиразвивается как закономерный процесс удовлетворения существующего спроса на потребность населения в качественном образовании и получении профессии в соответствии с требованиями, как национального, так и мирового… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
    • 1. 1. ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ»
    • 1. 2. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
    • 1. 3. МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
  • ГЛАВА II. ФАКТОРЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН
    • 2. 1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН
    • 2. 2. РАЗВИТИЯ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН
    • 2. 3. РОЛЬ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
  • ГЛАВА III. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН
    • 3. 1. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА НА ОСНОВЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
    • 3. 2. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ПРОЦЕССЕ ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРЦИИ

Особенности развития человеческого капитала в условиях переходного периода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Позитивные изменения в XXI веке связываются, прежде всего, с человеческими ресурсами как носителями знаний. Доминирующая роль высококвалифицированного творческого труда становится определяющим фактором развития общества нового типа и присущей ему экономики. Ведущие мировые державы убедительно демонстрируют, что наука, образование, профессиональная подготовка и другие «инвестиции в человека», формирующие «человеческий капитал», играют решающую роль в обеспечении конкурентных преимуществ.

Вместе с тем, одним из важных направлений инвестиций в человеческий капитал становится миграция рабочей силы, влияющая на формирование глобальной экономики, наряду с информационными и финансовыми потоками. В Таджикистане отсутствие научно обоснованной теории регулирования миграционных процессов, неорганизованность, неконтролируемость внешней трудовой миграции и неразвитость институциональной среды регулирования миграционных процессов оказывают отрицательное влияние на развитие человеческого капитала.

Повышение роли человека в современных экономических отношениях в связи с превращением знаний в главный стратегический ресурс, изменения на мировом рынке труда, вызванные расширением миграционных процессов, обусловили актуальность темы данного диссертационного исследования. Специфика формирования и развития человеческого капитала в Республике Таджикистан, связанная с особенностями системного кризиса и влиянием сдерживающих факторов развития человеческого капитала, усиливает научный интерес к данной проблематике.

Состояние научной разработанности проблемы. Наиболее значимое место в развитии теории человеческого капитала занимают труды Т. Шульца и Г. Беккера, а также Л. Туроу, М. Фишера и др. В Республике Таджикистан страновые аспекты формирования и использования человеческого капитала освещены в научных трудах М. Нурмахмадова, С.Дж. Комилова, Х. У. Умарова, Т. Б. Ганиева, Д. Б. Кадырова, Т.Дж. Усмановой, И. Хоркашева и др. 3.

Значительный вклад в исследование теоретических и методологических аспектов проблемы развития человеческого капитала в современных условиях внесли российские ученые Р. И. Капелюшников, С. А. Дятлов, B.C. Гойло, В. И. Марцинкевич, М. М. Критский, А. И. Добрынин, Е. Д. Цыренова, С. А. Курганский и др. На основе изучения наследия этих ученых было выявлено, что в научных разработках в области теории человеческого капитала относительно мало внимания уделяется институциональным аспектам.

Институциональный подход к изучению данной проблемы потребовал рассмотрения научных трудов представителей институционализма — Т. Веб-лена, Дж. Р. Коммонса, У. К. Митчелла, Дж. К. Гэлбрейта. В Таджикистане изучением институциональных аспектов в экономике занимаются такие ученые, как А. Хакимов, Г. Г. Саломова, и К. А. Дериникьян. В России особо следует отметить труды Л. И. Львова, P.M. Нуреева, В. В. Радаева, А.Н. Олей-ника, А. Е. Шаститко, В. Л. Тамбовцева, A.A. Цыреновой и других.

Миграционные процессы нашли отражение в трудах таких ученых, как Р. Г. Абдулатипов, В. А. Ионцев, O.A. Колесникова, Р. П. Колосова, В.А. По-, хвощев, C.B. Рязанцев, Л. Л. Рыбаковский, A.B. Топилин, A.A. Федченко, И. П. Цапенко, Б. С. Хорев и другие. В их работах были обобщены основные российские и зарубежные подходы к решению проблем миграции.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является обоснование специфики управления процессами развития человеческого капитала с учетом усиления миграционных процессов и институциональных преобразований в трудоизбыточном регионе в период перехода к рыночной экономике. В соответствии с этой целью были поставлены и решены следующие задачи:

— обосновать методологию исследования экономической природы и содержания человеческого капитала;

— выявить институциональную природу сущности и функций государства в экономике переходного периода;

— исследовать институциональную среду развития человеческого капитала;

— выделить факторы формирования и развития человеческого капитала в трудоизбыточной экономике Республики Таджикистан;

— выявить направления развития человеческого капитала на основе совершенствования взаимодействия государства и образовательной системы;

— предложить систему мер государственного воздействия, направленных на эффективное использование труда мигрантов и способствующих развитию человеческого капитала Республики Таджикистан.

Методологическую базу исследования образуют общенаучные методы познания, системный, диалектический, историко-динамический подходы. В исследовании применялись абстрактно-логический, экономико-статистический и аналитический методы.

Объектом исследования являются условия и особенности формирования и развития человеческого капитала в депрессивной, трудоизбыточной экономике Республики Таджикистан.

Предметом исследования являются взаимодействия социально-экономических институтов, возникающие в процессе формирования и развития человеческого капитала в трудоизбыточной экономике Республики Таджи-, кистан.

Теоретическую основу диссертационного исследования составляют научные публикации отечественных и зарубежных ученых в области исследования человеческого капитала. Были изучены и использованы законодательные и нормативные материалы Российской Федерации и Республики Таджикистан, связанные с проблемами образования, воспроизводства трудового капитала, миграцией населения.

Информационную базу диссертации составили оперативные данные Министерства труда и социальной защиты Республики Таджикистан, данные Государственного комитета по статистике Республики Таджикистан, аналитические материалы Центра поддержки образовательных реформ «Пульс», информация международных статистических источников, статистические и информационные данные Международной организации труда и Международной организации по миграции, информационные ресурсы глобальной сети Интернет.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в выделении особенностей человеческого капитала в условиях переходного периода, с учетом усиления миграционных процессов и институциональных преобразований в трудоизбыточном регионе и разработке направлений его развития. В диссертации получены следующие теоретико-методологические и практические результаты, определяющие научную новизну и являющиеся предметом защиты:

— обоснована методология исследования экономической природы и содержания человеческого капитала, позволяющая комплексно подойти к выявлению направлений его развития;

— предложена авторская интерпретация понятия человеческого капитала, расширяющая существующие взгляды на понятийный аппарат;

— предложена схема институциональной среды развития человеческого: капитала, выявляющая роль государства как связующего звена между участниками социально-экономических процессов, создающего систему стимулов для обеспечения экономической активности всех членов общества;

— выделены факторы формирования и развития человеческого капитала, влияющие на высшее профессиональное образование, использование возможностей развития неформального образования, регулирование миграционных процессов в условиях переходного периода Республики Таджикистан;

— выявлены направления развития человеческого капитала на основе совершенствования взаимодействия государства и образовательной системы, позволяющие формировать рынок образовательных услуг в соответствии с необходимостью повышения профессионально-квалификационного уровня отечественных кадров в условиях рыночной конкуренции;

— предложена система мер государственного воздействия, направленных на эффективное использование труда мигрантов и способствующих развитию человеческого капитала Республики Таджикистан. Теоретическая значимость результатов исследования заключается в развитии теории человеческого капитала, ее применении в трудоизбыточных регионах. Результаты научного исследования могут быть использованы при чтении курсов «Теория человеческого капитала», «Экономика труда» и «Трудовая миграция населения».

Апробация работы. Материалы диссертации докладывались и обсуждались на международных, республиканских и внутривузовских научно-практических конференциях в г. Душанбе и в г. Воронеже.

По теме диссертации опубликовано 16 работ, в том числе 4 в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы, включающего 161 наименований. В работе имеется 12 таблиц и 3 рисунка. Объем диссертации составляет 159 страниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволили нам сделать, следующие выводы:

1. Человек, с одной стороны — субъект экономики, а с другой — субъект общества. Как субъект экономики он формируется и развивается в системе рыночных отношений. Рыночные отношения обусловливают необходимость его функционирования в качестве человеческого капитала.

2. Человеческий капитал — это совокупность знаний и креативных способностей, а также умений и навыков, здоровья, личных качеств и мотиваций, накапливаемых за счёт инвестиций в образование, профессионально-техническую подготовку, здравоохранение, миграцию, а также в воспитание детей и используемых с целью получения ими как будущего дохода.

3. Развитие человеческого капитала осуществляется не только во времени, но и в экономическом пространстве. В этом смысле миграция — это то пространственное действие, где осуществляется реализация человеческого капитала. Именно поэтому, между миграцией и человеческим капиталом существует причинно-следственная связь. Если человеческий капитал не мигрирует, то не происходит его пространственного движения, его динамичное развитие пространственно ограничено.

4. Общественные институты присутствуют практически во всех областях жизни человека и также практически все они оказывают влияние на формирование человеческого капитала. В большей мере это государство, домохозяйства, система образования и наука, система здравоохранения, предприятия, сложившиеся обычаи и традиции.

5. Система высшего образования в Таджикистане сильно отстала от мировых тенденции развития высшей школы. И именно это в особенности сильно влияет на сдерживание развития человеческого капитала в стране. Исходя из этого, помимо решения внутренних проблем, важ.

141 ным представляются меры по развитию международного сотрудничества и интернационализации высшей школы с целью интеграции вузов Таджикистана в мировое образовательное пространство путем решения вопросов повышения качества человеческого капитала.

6. Развитие неформального образования в Республике Таджикистан есть объективный и закономерный процесс. Оно существовало и сегодня возникает в силу объективности причин его необходимостиразвивается как закономерный процесс удовлетворения существующего спроса на потребность населения в качественном образовании и получении профессии в соответствии с требованиями, как национального, так и мирового рынка труда. К сожалению, процесс развития неформального образования в Таджикистане носит скорее стихийный, чем целенаправленно-организованный характер. Развитие учреждений неформального образования в Таджикистане осложнено следующими факторами: отсутствие понятийного аппарата, рекламы, учета и статистикиотсутствие государственной поддержки, специальной законодательной и институциональной базы, финансовые и материальные трудностиотсутствия заинтересованности и мотивации граждан.

7. В области совершенствования политики и управления высшим образованием, необходимо:

— разработать государственную стратегию развития высшего образования с участием широкого круга специалистов, государственных и общественных организаций, представителей вузов и общественности и с учетом мировой тенденции развития высшего образования;

— совершенствовать существующее законодательство и принимать дополнительные нормативно-правовые акты и программы, приводить их в соответствие с международными нормами для создания прочной законодательной основы дальнейшего развития системы;

— обеспечить необходимую финансовую поддержку реализации каждого закона, каждого решения, принятых программ, содействовать подготовке достойного профессионального потенциала руководителей вузов и структурных подразделений, от которых напрямую зависит эффективность реализации законов на местах, принимать меры с целью правильного восприятия и понимания сущности законов со стороны профессорско-преподавательского состава, самих студентов и общественности;

— создать более компетентный орган аттестации, аккредитации и лицензирования при Правительстве РТ с привлечением представителей органов управления образованием, вузов и независимых экспертов;

— шире использовать возможности налаживания международных контактов, развивать сотрудничество как со странами СНГ, так и с другими странами дальнего зарубежья, принять меры по привлечению франчайзинга в образовании и развития дистанционного образования;

— особое внимание уделить изучению иностранных языков (наряду с изучением государственного языка) в вузах, искоренить метод повторения, разработать и внедрить новые учебные планы, увеличить объем часов;

— шире использовать механизмы международного сотрудничества по взаимообмену преподавателями и студентами для прохождения стажировок, участия в международных конференциях и симпозиумах;

— разработать эффективные механизмы и всемерно поддержать привлечение внебюджетных средств вузов за счет расширения научно-экономической деятельности, создания благоприятных условий для привлечения иностранных граждан, оказания различных образовательных услуг и т. д.;

— разработать и шире использовать различные механизмы привлечения иностранных инвестиций на взаимовыгодной основе;

— разработать специальные механизмы социальной защиты уязвимых слоев населения, позволяющие улучшить доступ к высшему образованию;

8. В области политики и управление внешней трудовой миграцией на, необходимо:

— разработать государственную концепцию регулирования внешней трудовой миграцией с участием широкого круга специалистов, государственных и общественных организаций, с учетом развития человеческого капитала эмигрантов, сохранения интеллектуального потенциала страны;

— организовать курсы обучения, повышения квалификации мигрантов до их отъезда;

— создать информационное обеспечение миграционных процессов, повышение правовой грамотности трудовых мигрантов путем обучения, выпуска буклетов и информационных листков, поддержки научных исследований и публикаций по проблемам трудовой миграции;

— обеспечить сотрудничество государственных органов с международными организациями MOM, МОТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО и др. с целью совершенствования процессов внешней трудовой миграции и предотвращения нелегальной миграции;

— развить инфраструктуру финансовой, юридической помощи и коммуникационного обслуживания мигрантов за границей;

— создать центры таджикской диаспоры в странах пребывания;

— обеспечить сотрудничество с местными организациями профсоюзов, институтами гражданского общества.

— ввести налоговые льготы и иные преференции для поощрения бизнеса мигрантов после их возвращения в страну, привлечения инвестиций мигрантов в национальную экономику;

— установить сроки обязательной работы в стране после завершения образования за государственный счет;

— провести комплекс мероприятий по адаптации возвращающихся мигрантов.

Полученные результаты могут быть использованы при научно-исследовательской и учебно-методической работе, а также в практической деятельности органов государственного управления в условиях переходного периода.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. О национально-государственных интересах России // Вопросы экономики. — 1994.- № 2. — С.4−16.
  2. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: ВЛАДОС, 1996.-336с.
  3. X. Рынок труда в Таджикистане: проблемы и перспективы // Вестник ТГНУ, выпуск 1(45), 2008.- С.137−146.
  4. В. Модель человека в экономической науке/ СПб.: Экономическая школа, 1998. — 229с.
  5. В.В., Ромашов О. В., Сорокина М. Е. Экономика и социология труда / М.: ЮНИТИ, 1999.- 407с.
  6. Г. Ш. Регулирующая роль государства в экономике // Вестник ТГНУ, выпуск 6(38), 2007.- С. 18−24.
  7. А. «Экономический и эволюционный аспект национально-государственных интересов // Вопросы экономики.-1994.-№ 2. С.85−89.
  8. Г., Денисюк В. Франчайзинг: определения, преимущества, перспективы // Бизнесинформ. 1997. — № 9. — С.8−15.
  9. Антология экономической классики. Т.1. М.: 1993.
  10. Ю.Артаманова М. В., Богословская О. В., Латов Ю. В. Институциональная трансформация российского высшего образования // Экономический вестник Ростовского государственного университета. Т.4.- № 3.- 2006. -С.84−89.
  11. Д.А. Управление персоналом / М.: Проспект, 2008.- С. 384.
  12. А., Кадыров Ш., Амонов Н. Неформальное образование в Республике Таджикистан. Монография (на тадж. языке) / Душанбе.: Центр поддержки образовательных реформ «Пульс», 2008. — 101с.
  13. А. и др. Анализ ситуации высшего образования в Республике Таджикистан. Аналитический документ / Душанбе, «Ирфон», 2006. -138с.
  14. Г. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории /- М.: ГУ ВШЭ, 2003. 672 с.
  15. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Академия, 1999. — 788 с.
  16. О.С. и др. Эволюция институциональной структуры системы образования как следствие зависимости от предшествующего пути развития // Экономический вестник Ростовского государственного университета, 2004, Том 2. № 4. — С. 60−73.
  17. С.А. Лекции по экономике образования / — М.: ВШЭ, 2002. -338с.
  18. И.В. Институциональные детерминанты хозяйственного порядка // Экономический вестник Ростовского государственного университета, Том 6, № 3, 2008.- С.88−94.
  19. М. Методология экономической науки, или как экономисты объясняют. Пер. с англ./Науч. ред. и вступ. ст. B.C. Автономова. М.: НП «Журнал Вопросы экономики», 2004. — 416с.
  20. М. И. Актуальные проблемы внедрения дистанционного обучения в Республике Таджикистан, (http://www.conf.muh.ru/10 305/doc/bakievdoc).
  21. B.C., Ермакова Е. Е., Похвощев В. А. Занятость населения /- Ростов н/Д: Феникс, 2001.- 320 с.
  22. .Н. Франчайзинг в образовательной сфере. (http://www.tisbi.rU/science/vestnik/2004/issue4//Educate4.html).
  23. Ю.А. Трансформация потребностей развития личности и общества// ПОЛИС. 1994. № 5. С.6−22.
  24. С. Непрерывное образование как фактор социализации // Новые знания, 1/2001. — С. 1−5.
  25. В.В., Скорев М. М. Институциональная инерция и развитие российской системы образования, (http://www.ecsocman.edu.ru/db/msgl55804).147
  26. A.JI., Литвинова Н. П. Образование взрослых в XXI веке: роль университетов в его развитии. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. — 174с.
  27. B.C. Современные буржуазные теории воспроизводства рабочей силы. Критический очерк. М.: Наука, 1975.- 231 с.
  28. Государственный комитет статистики Республики Таджикистан. Аналитический доклад по проведению обследования рабочей силы в Таджикистане. -Душанбе: 2005.
  29. Государственный комитет статистики Республики Таджикистан «Таджикистан: 15 лет Государственной независимости» Душанбе: 2006.- 489с.31 .Государственное регулирование рыночной экономики. / под ред. В. И. Кушлина. 2-е изд. М.: Изд. РАГС, 2005. -834с.
  30. К.А. Институциональные основы развития экономики Республики Таджикистан. Автореф. дисс. на. соиск. уч.ст. к.э.н.- Душанбе: 2009.- 25с.
  31. А.И., Дятлов С. А., Цыренова Е. Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука, 1999. -309с.
  32. Доклад о развитии человека 2009. Преодоление барьеров: человеческая мобильность и развития/Пер. с англ.: ПРООН М.: Издательства «Весь Мир», 2009.- 232с.
  33. С.А. Использовать международный опыт/ В сб. Утечке умов в условиях современной России: внутренние и международные аспекты. М., 1992.-С. 117−129.
  34. М.В. Миграция населения как источник проблем образовательной политики // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Выпуск 6 (62). 2008. — С.265−270.
  35. С.А. Теория человеческого капитала. СПб.: СПбУЭФ, 1996 .- 141с.
  36. В.А. Международная миграция населения: Россия и современныймир // СоцИс: Соц. исслед. М., 1998. — N 6. — С.38−48.148
  37. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Пер. с анл. под ред. О. Шкаратана. М.: ГУ-ВШЭ, 2000.- 608 с.
  38. Д.Б., Бровиков В. И., Ашмаров И. А. Мировая экономика. -Душанбе: «Ирфон», 2009. 404с.
  39. Д.Б. Доходы населения как фактор роста благосостояния: Монография -Воронеж: Изд-во ВГУ, 2004.- 231с.
  40. Д.Б. Управление изменениями и изменения в управлении в условиях рынка // Вестник ТГНУ, выпуск 1(45), 2008.- С.33−42.
  41. К.К. Социальная информатика. М.: Фонд «Мир», 2003.- 432с.
  42. Д.О. Глобализация и регионализация: методология исследо-вания//Экономика Таджикистана: стратегия развития.-2006.-№ 3. С.32−45.
  43. Н.К. Глобализация экономики и обеспечение продовольственной безопасности Таджикистана//Экономика Таджикистана: стратегия развития. Душанбе, 2008.- № 4. -С.25−41.
  44. З.К. Результаты и планы (на тадж. языке) //Экономика Таджикистана: стратегия развития. Душанбе, 2008, — № 4. -С.63−73.
  45. Ю.А., Жиляев И. Б. Оценка ситуации/ В сб. Утечка умов. -М.: 1998. -С.201−210.
  46. Г. В. Влияния глобализации на формирование экономической политики национального государства // Вестник Тамбовского университета, выпуск 3(59), 2008.- С.33−37.
  47. С.Дж., Файзуллоев М. К. Основы развития инновационной деятельности предприятий // Душанбе: «Ирфон», 2004.- 118с.
  48. Р.И. Теория человеческого капитала. (http://www.libertarium.ru/libertarium).
  49. Г. В., Тураева М. О. О трудовых доходах таджикских мигрантов // Экономика Таджикистана: стратегия развития.- 2007.- № 4. С.177−195.
  50. Е. С. Международная миграция населения в России в условиях перехода к рынку. -М., 1997. 192 с.
  51. Д. Проблемы миграции населения в Таджикистане. Центральная Азия и Кавказ. № 3. — 2004, — С.101−112.
  52. Д. Что является главным достоянием любой развитой нации /Д. Кузин// Вопросы экономики.-1994.-№ 2. С37−39.
  53. Н. Количество мигрантов в России превысило 13 миллионов// Российская газета. Федеральный выпуск № 4003 от 22 февраля 2006 г.
  54. Н.П. Альтернативные пути финансирования образования. / Вестник Костромского государственного педагогического университета им. H.A. Некрасова. 1995. — № 4. — С. 77−84.
  55. Н.П. и др. Неделя образования для взрослых в России / Международный проект. СПб.: 2001.- 50с.
  56. В.К. Мировая экономика. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: ЮНИТИ. 2007.- 671с.
  57. Д.С. Введение в институциональную экономику. М.: Из-во Экономика, 2005- 639с.
  58. В.И. Эволюционная экономическая теория и некоторые проблемы современной российской экономики // Вестник молодых ученых. Сер. Экономические науки. 2001. № 2.-.С. 5−16.. .
  59. И.А. Вклад человеческого капитала в экономическое развитие России // Экономическая наука современной России, 2003. № 4. С. 52−63.
  60. K.P., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 томах. М.: Республика, 1992.- 800с.
  61. К. Капитал. Маркс К., Энгельс Ф. — Сочинение. 2-е изд., Т, 23. Ч. I
  62. А. Принципы экономической науки в 3 т. Т 1. Пер. с англ. / М.: Прогресс, 1993.- 415с.
  63. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза (http://www.znanie.org/jornal/n201/memneprobraz.html)
  64. . Управления интеллектуальными ресурсами // Вопросы экономики. 2007.- № 7 — С. 129−140.
  65. В.И. Миграционная и национальная политика в контексте мифов о миграции в полиэтническом регионе// Проблемы миграции и опыт ее регулирования в полиэтничном Кавказском регионе. — М. Ставрополь, 2003. С. 182−183.
  66. Национальный отчет о реформах в системе высшего образования и состоянии тендерного образования в Республике Таджикистан. Подготовили А. Куватова и А. Байзоев. -Душанбе: 2005. 40с.
  67. P.P., Уинтер С. Дж. Эволюционная теория экономических изменений. М.: Финстатинфром, 2000. 474с.
  68. Д. Институты и экономический рост: историческое введение/ЛГНЕЗК. -Т.1.- Вып.2.- М. 1993.-С.69−91.
  69. Д. Институциональные изменения: рамки анализа// Вопросы экономики. 1997. № 3. С.6−17.
  70. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997.-188с.
  71. Р. М. Трансформация экономических институтов в постсоветской России. М.: МОНФ, 2000.- 304с.
  72. М. Проблемы занятости населения и внешняя трудовая миграция/экономика Таджикистана: стратегия развития. Душанбе, 2001-№ 1. -С.58−63.
  73. М., Рахимов Р. К. Внешняя трудовая миграция и политика занятости/Юбщества и экономика, № 2, 2002. С. 131−141.
  74. М., Рахимов Р. К. Необходимость, цели и регулирование внешней трудовой миграции //Материалы республиканской научно-практической конференции «Проблемы трудовой миграции и пути их решения». Душанбе: 2007. — С.24−31.
  75. Образование в Республике Таджикистан. ГКС РТ. Душанбе, 2008.- 84с.
  76. С.И., Шведова И. Ю. Толковый словарь русского языка / -М.ЮОО «Издательства ЭЛИПС», 2003 .-944с.85.0лимова С, Боев И. Трудовая миграция из Таджикистана. MOM, 2003. i
  77. Ю. М.Опыт философии хозяйства. М., 1990. 336с.
  78. Ю.М. Основы теории хозяйственного механизма / Ю. М. Осипов -М.: МГУ, 1994.-368с.
  79. Обзор рынка труда в Таджикистане: Отчет Европейского фонда образования. Автор Куддусов Д. Душанбе: 2009.- 123с.
  80. Л.А. Республиканское общественное объединение «Наели на-врас», Душанбе. 2006, — 73с.
  81. Оценка рынка труда и профессионального образования и обучения (ПОО) в Таджикистане: отчет МОТ и MOM. Апрель, 2009.- 44с.
  82. У. Экономические и статистические работы. М.: «Соцэкгиз», 1940.-411с.
  83. A.C. Человеческий капитал: социально экономическая сущность и формы проявления. Экономическая социология и социология труда: Доклады. (http://lib.socio.msu.ru/l/library)
  84. И.В. Методика экономических исследований в сельском хозяйстве,— М.: «Экономика», 1977. 224с.
  85. Постановление Правительства Республики Таджикистан «О концепции трудовой миграции граждан республики Таджикистан за границу» от 9 июня 2001 года № 242 г. Душанбе.
  86. Проблемы трудовой миграции и пути их решения. (Материалы научно-практической конференции) Душанбе, «Ирфон», 2007, — 232 с.
  87. Н.И. Теоретико-методологические предпосылки разработки концепции механизма согласования общественных интересов // Вестник ТГУ, выпуск 6(62), 2008.- С. 129−138.
  88. Р.К. Некоторые вопросы экономической безопасности Таджикистана// Экономика Таджикистана: Стратегия развития.- Душанбе, 2008. № 4.-С.5−24.
  89. Д. Начало политической экономии и налоговое обложение. М., 1955-
  90. Дж. Теория справедливости. Изд-во Новосиб. ун-та, 1995. -535с.
  91. Г. М. Роль образования в системе формирования трудового потенциала России для рыночной экономики. //Материалы международной конференции «Образование взрослых в поликультурном мегаполисе». -СПб.: 1999. 155с.
  92. П., Федорова М. Человек в экономике // Общество и экономика. 2008. — № 7.- С. 5−19.
  93. Г. Г. Институциональные основы формирования и развития рынка труда в Республике Таджикистан: Автореф. дисс. на. соиск. уч.ст. к.э.н.- Душанбе: 2006.- 29с.
  94. В.Т., Скоблякова И. В. Классификация и виды человеческого капитала в инновационной экономике.http ://www.creativeconomy .ru/library/prd 165 .php)
  95. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Классика экономической мысли. Сочинение М.: ЭКСМО. Пресс. 2000 — 960с.
  96. Статистический ежегодник Республики Таджикистан (официальное издание). Душанбе, ГКС РТ-2008.
  97. B.JI. Государство и переходная экономика: пределы управляемости. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1997. — 125с.
  98. JI. Международная миграция в социально-экономическое развитие //Мировая экономика и международные отношения, 1998, № 7.- 144с.
  99. Тенденции в сфере высшего образования развитых стран. Статьи журнала «Человек и труд» № 6, 2002. (www. (chelt.ru/2002/602/tendenz6.html).
  100. В. А. Экономическая сущность миграции населения и вопросы ее регулирования: Автореф. дисс. на. соиск. уч.ст. к.э.н., Свердловск, 1975. -31с.
  101. О. Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация: Пер. с англ. СПб: Лениздать, 1996. -702с.
  102. Умаров Х. У. Теневые стороны внешней трудовой миграции
  103. Материалы республиканской научно-практической конференции «Про154блемы трудовой миграции и пути их решения"-Душанбе. «Ирфон», 2007.-С.10−19.
  104. А. А., Колесникова O.A., Волкова Л. П. Иммигранты на рынке труда Воронежской области: результаты социологического исследования// Вестник ВГУ, серия экономика и управления, 2009, № 1. С. 25−34.
  105. A.A. Регулирование миграционных процессов // Трудовая миграция: проблемы и пути решения: сб. аналитических материалов. Воронеж, 2009. — 62 с.
  106. A.A. Роль экономического анализа при оценке уровня развития региона // Экономический анализ: теория и практика.- 2009. № 21. -С. 16−21.
  107. Философский энциклопедический словарь. /Гл.ред.: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов М.: Советская энциклопедия, 1983. — 840с.
  108. А. Организация управления национальной экономики (на таджикском языке) Душанбе.: «Ирфон», 2005. — 416с.
  109. Д. А. Институциональная среда формирования и развития человеческого капитала // Вестник Воронежского государственного университета. Серия Экономика и управления, № 2/2009. С. 101−108.
  110. Д. А. Методы подбора персонала // Материалы Республиканской научно-практической конференции «Проблемы развития менеджмента в XXI веке» Душанбе, 2005. — С.203−210.
  111. Д. А. Миграционные аспекты развития человеческого капитала: таджикский опыт // Материалы международной научно-практической конференции «Кризис и социально-экономическая и политическая ситуация в регионе».- Воронеж, 2009 г.- С. 169−176.
  112. Д. А. Основные направления развития рынка образовательных услуг в контексте формирования и развития человеческого капитала: мировые тенденции и таджикский опыт// Вестник ТНУ. Серия экономических наук, 2009, № 7(55).-С.63−67.
  113. Д. А. Проблемы формирования и управления кадрового потенциала предприятий // Материалы Республиканского круглого стола «Проблемы управления социально-экономическими процессами в Республике Таджикистан», Душанбе, 2009.-154−159.
  114. Д. А. Развитие человеческого капитала как фактор трудовой адаптации // Материалы международной научно-практической конференции «Экономическая, социальная и психологическая адаптация личности в современных условиях».- Воронеж, 2008 г.- С.99−106.
  115. Д. А. Совершенствование системы образования как фактор снижение бедности// Материалы научно-практической конференции «Экономические проблемы снижение бедности в Республике Таджикистан», — Душанбе, 2004. С. 144−150.
  116. Д. А. Трудовая миграция и человеческий капитал // Экономика Таджикистана: стратегия развития, 2009, № 4. — С.72−82.
  117. Д. А. Ферменная культура // Материалы научно-практической конференции «Человек и вода: история развития, настоящее и будущее»,-Душанбе, 2003. С.121−125.
  118. Д.А., Яхёев О. З. Некоторые вопросы снижения уровня бедности//Вестник ТГНУ, выпуск 1(33), 2007.- С.194−202.
  119. Д.А., Яхеев О. З. Экономика и социология труда. Учебное пособие /- Душанбе: «Ирфон», 2007.- 275с.
  120. И. От иммиграционного контроля к управлению миграционными процессами //Мировая экономика и международные отношения, 2001. -№ 10. С.23−33.
  121. И. Как противостоять нелегальной миграции // Вопросы экономики. 2001. — № 9. — С.141−150.
  122. А.А. Развития человеческого капитала в условиях трансформации институциональной среды: Монография Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006. — 178с.
  123. А.Е. Институциональная среда хозяйствования в России: основные характеристикиwww.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2007/03/. ./028-Shastitko.pdf)
  124. А.Е. Куда идет Россия? Кризис институциональных систем: Век, десятилетие, год / Под общ. ред. Т. И. Заславской. М.: Логос, 1999. 425с.
  125. А.Е. Неоинституционализм. //Вестник МГУ. Серия 6 «Экономика». 1997. № 6.- С. 10−18.
  126. А. Е. Условия и результаты формирования институтов // Вопросы экономики.-1997.-№ 3. С.67- 81.
  127. В.А. Институциональный механизм системной нестабильности экономики СПб.: Знание, 1999.- 90с.
  128. Х.Р. Социально-педагогические проблемы развития системы высшего образования в Республике Таджикистан: Автор, дисс. на со-иск. уч. степ. д. пед. н., Рязан., 2007.- 42с.
  129. Й. Теория экономического развития: (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры) М.: Прогресс, 1982.- 454с.
  130. Энциклопедия мудрости/К. Андриевская и др.- Можайск: Изд-во «РООССА», 2007. 814с.
  131. И.И. Институты экономической и социальной политики государства : -Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2007.- 32с.
  132. О.З. Проблемы трудовой миграции населения Республики Таджикистан// Вестник ТГНУ, выпуск 6(38), 2007.- С.94−98.
  133. Чуб А. А. Институциональная структура общества как фактор развития человеческого капитала. http://journal.vlsu.ru/index.php?id=1785.
  134. Davis L., North D. Institutional Change and American Economic Growth. -Cambridge, 1971. P. 5−6.
  135. Schultz T. W. Economic value of education. N.W., 1963.
  136. Schultz T.W. Investing in Human Capital. N.Y., 1971- Investing in People. — Los Angeles, 1981-
  137. Lucas R.E. On the Mechanism of Economic Development //Journal of Monetary
  138. Economics. 1988. — No. 22. — P.3−42-
  139. Bhagwati J. ed. Taxing the Brain Drain: a Proposal. Vol. 1−2. Amsterdam, 1976-
  140. Stokey N.L. Human Capital, Product Quality and Growth //Quarterly Journal of Economics. 1991. — No. 106. — P.578−616-
  141. Rebelo S. T Long-Run Analysis and Long-Run Growth //Journal of Political Economy. 1991. -No.99. — P.500−521
  142. Becker G.S. Human capital: theoretical end empirical analysis, with special reference to education. N. W., 1964.
  143. Becker G.S. Investment in Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis. N.Y. 1964
  144. Mokyr J. Technological Inertia in Economic History // Journal of Economic History. Jun., 1992. V. 52. № 2. P. 325−338.
  145. European Commission (2001a), Realizing the European Union’s Potential: consolidating and extending the Lisbon Strategy, Contribution to the Spring European Council, Stockholm 23 24 March, available at: http://europa.eu.int/comm/stockholmcouncil.
  146. Lucas R.E. On the mechanics of economic development // Journal of monetary economics. -1988. -№ 22 (1).
  147. Veblen T. Why Is Economics Not An Evolutionary Science?//Quarterly Journal of Economics. July, 1898. P. 200.
  148. World Migration 2008: Managing Labour Mobility in the Evolving Global Economy (IOM, Geneva, 2008) «Мировая миграция в 2008 году: регулирование подвижности трудовых ресурсов в условиях развития глобальной экономики», MOM, Женева, 2008 г.
Заполнить форму текущей работой