Формирование грамматической способности учащихся при изучении темы «Имя прилагательное» на уроках русского языка в средней школе
Диссертация
Уникальные возможности для интеллектуального и речевого развития ребенка содержит изучение грамматики родного языка, в частности морфологии, поскольку от учащихся, усваивающих учебный материал, требуется более высокий уровень абстрагирования и обобщения, они вынуждены оперировать не только конкретными языковыми элементами, но и отвлеченными категориями. Однако именно результаты изучения… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические основы формирования грамматической способности учащихся
- 1. Понятие языковой компетенции в методической и научной литературе
- 2. Лингвистические основы изучения грамматики
- 3. Решение вопроса о грамматическом развитии учащихся в методической литературе
- 4. Психологические особенности усвоения грамматики учащимися 5−6 классов
- Выводы
- Глава II. Состояние формирования грамматической способности учащихся 6−11 классов
- 1. Содержание темы «Имя прилагательное» в действующих программах и учебниках
- 2. Типология диагностических упражнений
- 3. Уровень осмысления учащимися лингвистической теории
- 4. Степень учета учащимися грамматических значений при дифференцировании грамматических категорий
- 5. Использование морфемной семантики при грамматическом анализе слов
- 6. Уровень владения лексико-семантическими группами слов определенной части речи
- 7. Использование имен прилагательных в творческих pa- 107 ботах учащихся
- Выводы
- Глава III. Методика развития грамматической способности учащихся при изучении темы «Имя прилагательное»
- 1. Организация и содержание пробного обучающего экс- 116 перимента. Виды упражнений на языковое и умственное развитие учащихся
- 2. Овладение учащимися категориальным значением имени прилагательного и его лексико-семантическими группами
- 3. Формирование умения дифференцировать части речи с учетом из семантики
- 4. Усвоение лексико-грамматических разрядов имени прилагательного
- 5. Изучение категории степени сравнения имени прилагательного и способов ее образования
- 6. Овладение учащимися грамматическими понятиями склонение" и «краткая и полная формы» прилагательного
- 7. Использование имени прилагательного в целях созда- 173 ния художественного образа в творческих работах Итоговая проверка и
- выводы
- Выводы по обучающему эксперименту
Список литературы
- Айдарова, JI. И. О психологических проблемах конструирования Текст. / JI. И. Айдарова // Проблемы школьного учебника. М., 1980. -Вып. 8.-С. 112−132.
- Айдарова, JI. И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку Текст. / JI. И. Айдарова. М., 1978. — 132 с.
- Алексеев, Н. Г. Исследование творчества в науке и обучение творчеству в школе Текст. / Н. Г. Алексеев, Э. Г. Юдин // Научное творчество. -М, 1969.-212 с.
- Актуальные вопросы формирования интереса в обучении Текст. / под ред. Г. И. Щукиной М., 1984. — 223 с.
- Анастази, А. Психологическое тестирование Текст. / А. Анастази. М.: Педагогика, 1982, — 161 с.
- Арсеньев, А. С. Анализ развивающего понятия Текст. / А. С. Арсень-ев, В. С. Библер, Б. М. Кедров. М.: Наука, 1967. — 439 с.
- Арсирий, А.Т. Занимательные материалы по русскому языку Текст. / А. Т. Арсирий. М.: Просвещение, 1995. — 383 с.
- Ю.Асеев, В. Г. Проблема мотивации и личности Текст. / В. Г. Асеев // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974.
- Бабайцева, В. В. Русский язык. Теория Текст.: учебник для 5−9 классов общеобразовательных учебных заведений / В. В. Бабайцева, JI. Д. Чеснокова. М.: Дрофа, 2000. — 332 с.
- Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основы Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982.-82 с.
- Бабанский, Ю. К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников Текст. / Ю. К. Бабанский. Ростов-на-Дону, 1970.- 114 с.
- Бабанский, Ю. К. Рациональная организация учебной деятельности Текст. /Ю. К. Бабанский. М., 1981.-223 с.
- Баранов, Т. М. Методика преподавания русского языка Текст. / Т. М. Баранов. -М.: Просвещение, 1990. 187 с.
- Баранов, Т. М. Выбор упражнений для формирования умений и навыков Текст. / Т. М. Баранов // РЯШ. 1993. — № 3 — С. 36.
- Барлас, JI. Г. О категории выразительности и изобразительных средствах языка Текст. / Л. Г. Барлас // РЯШ. 1989. — № 1. — С. 75−80.
- Березин, Ф. М. История лингвистических учений Текст. / Ф. М. Бере-зин.-М.: Наука, 1975.- 174 с.
- Бирюкова, Т. Г. Теоретические основы формирования речевой способности старшеклассников Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. Г. Бирюкова. М., 2001.-37 с.
- Благова, Н. Г. О концепции обучения русскому языку с учетом регионального компонента (для общеобразовательных средних школ)
- Текст. / Н. Г. Благова, Л. А. Коренева, О. Д. Родченко // РЯШ. — 1993. -№ 4.-С. 16.
- Блннкнна, А. И. Взаимосвязь морфологии и синтаксиса при изучении частей речи Текст. / А. И. Блинкина. М.: Просвещение, 1963. — 117 с.
- Богданова, Т. Г. Диагностика познавательной сферы ребенка Текст. / Т. Г. Богданова, Т. В. Корнилова. М., 1994. — 68 с.
- Богоявленский, Д. Н. О некоторых особенностях анализа и синтеза при усвоении знаний Текст. / Д. Н. Богоявленский // Вопросы психологии- 1956 № 2. — С.68−73.
- Богоявленский, Д. Н. К характеристике вопросов абстракции и обобщения при усвоении грамматики Текст. / Д. Н. Богоявленский // Вопросы психологии. 1958. — № 4 — С. 85−98.
- Богоявленский, Д. Н. Психология усвоения знаний в школе Текст. / Д. Н. Богоявленский, Н. А. Менчинская. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.- 347 с.
- Богоявленский, Д. Н. Трудности усвоения грамматических понятии Текст. / Д. Н. Богоявленский // РЯШ. 1979. — № 1. — С. 21.
- Богуславская, Н. Е. К вопросу об изучении системных отношений слова на уровне языковой способности Текст. / Н. Е. Богуславская // Слово в системных отношениях: сб. научн. тр. Свердловск, 1975. — С. 32−34.
- Божович, Л. И. Значение осознания языковых обобщений в обучении правописанию Текст. / Л. И. Божович // Известия АПН РСФСР. -1946. Вып. 3.-С. 27−60.
- Большой толковый словарь русского языка Текст. СПб.: Норинт, 2000.- 1525 с.
- Бондарко, А. В. Теория морфологических категорий Текст. / А. В. Бондарко. -М.: Просвещение, 1976. 127 с.
- Бондарко, А. В. Грамматические категории и контекст Текст. / А. В. Бондарко. -М.: Просвещение, 1971. 147 с.
- Бондарко, А. В. Принципы функциональной грамматики и вопросы ас-пектологии Текст. / А. В. Бондарко. JI.: Наука, 1983. — 280 с.
- Бондарко, А. В. Функциональная грамматика Текст. / А. В. Бондарко. -Я.: Наука, 1984.- 136с.
- Буланин, JI. JI. Трудные вопросы морфологии Текст.: пособие для учителей / JT. JI. Буланин. М.: Просвещение, 1976. — 92 с.
- Булыгина, Т. В. Проблемы теории морфологических моделей Текст. / Т. В. Булыгина. М.: Просвещение, 1977. — 144 с.
- Брусенская, JI. А. Категория числа прилагательного Текст. / JI. А. Бру-сенская // РЯШ. 1990. — № 6. — G. 59.
- Брушлинский, А. В. Психология мышления и проблемное обучение Текст. / А. В. Брушлинский. М., 1983. — 212 с.
- Быстрова, С. А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка Текст. / С. А. Быстрова // РЯШ. 1996. — № 1. — G. 3−8.
- В Веденская, JI. А. Русский язык и культура речи Текст. / JI. А. Введенская, JT. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. -544 с.
- Власенков, И. А. Развивающее обучение русскому языку Текст. / И. А. Власенков. М.: Просвещение, 1983. — 208 с.
- Возрастная и педагогическая психология / под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1981. -222 с.
- Войшвилло, Е. К. Понятие Текст. / Е. К. Войшвилло. М.: Изд-во МГУ, 1967.-286 с.
- Вопросы психологии усвоения грамматики и орфографии Текст. / под ред. Д. Н. Богоявленского. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. — 376 с.
- Вопросы теории частей речи на материале языков различных типов Текст. // отв. ред. В. М. Жирмунский, О. П. Суник. JI., 1968. — 311 с.
- Временный государственный образовательный стандарт: общее среднее образование: Русский (родной) язык Текст. М.: Институт общеобразовательной школы РАО, 1993. — 50 с.
- Вульфсон, Р. Е. Эмоционально-оценочная лексика и контекст Текст. / Р. Е. Вульфсон // РЯШ. 1991. — № 4. — С. 33.
- Выготский, Л. С. Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте Текст. / Л. С. Выготский // Избранные психологические исследования. М., 1956. — С. 389−496.
- Выготский, Л. С. Педагогическая психология Текст. / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1991. — 479 с.
- Гальперин, П. Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления Текст. / П. Я. Гальперин // Вопросы психологии. 1966. — № 4. — С. 128−135.
- Гальперин, П. Я. Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий Текст. / П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызин // Вестник МГУ. Сер. Психология. 1979. — № 4. — С. 2−8.
- Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи Текст. / А. Н. Гвоздев. М.: Просвещение, 1961. — 215 с.
- Горбачевская, М. В. О характере знаний, умений и навыков учащихся при усвоении грамматических понятий и правил правописания Текст. / М. В. Горбачевская // РЯШ. 1978. — № 6. — С. 8.
- Горский, Д. П. Вопросы абстракции и образование понятий / Д. П. Горский. -М.: Педагогика, 1961. 122 с.
- Горский, Д. П. Определение : (логико-методологические проблемы) Текст. / Д. П. Горский. М., 1974. — 133 с.
- Гостева, Н. Ю. Формирование морфологических понятий при изучении частей речи в общеобразовательной средней школе Текст.: дис.. канд. пед. наук/Н. Ю. Гостева. М., 1999. — 176 с.
- Грамматика русского языка Текст. В 3 т. Т. 1 Фонетика и орфография / под ред. В. В. Виноградова М.: Изд-во АН СССР, 1953. — 332с.
- Грамматико-стилистические упражнения (при изучении частей речи) Текст.: пособие для учителей / сост. П. А. Щербакова J1.: Просвещение, 1991.-222 с.
- Граник, Г. Г. Секреты орфографии Текст. / Г. Г. Граник, С. JT. Бонда-ренко, JI. А. Концевая. М.: Просвещение, 1991. — 222 с.
- Грещевская, С. Э. Роль учебника в подготовке учителя к уроку русского языка Текст. / С. Э. Грещевская // РЯШ. 1983. — № 5. — С. 11.
- Гужва, Ф. К. Морфология русского языка Текст.: книга для учителя / Ф. К. Гужва. Киев: Радняньска школа, 1987. — 273 с.
- Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения : опыт теоретического и экспериментального психологического исследования Текст. / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
- Давыдов, В. В. Виды обобщения в обучении : (логико-психологические проблемы построения учебных предметов) Текст. / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1972. — 322 с.
- Давыдов, В. В. Развитие мышления в младшем возрасте Текст. / В. В. Давыдов, Э. К. Маркова // Принцип развития в психологии. М.: Педагогика, 1981.-С. 11−14.
- Дейкина, Л. Д. Методические подходы к обучению семантике слов русского языка Текст. / А. Д. Дейкина // Семантика языковых единиц и ее изучение в школе и вузе: сб. научн. тр. Н. Новгород: НГУ, 1993. -С. 12−17.
- Десяева, Н. Д. Как я обучаю решению поисковых задач на уроках морфологии Текст. / Н. Д. Десяева // РЯШ. 1986. — № 5. — С. 17.
- Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей Текст.: сб. научных трудов / под ред. Д. Б. Эльконина, А. А. Зенге-ра.-М., 1981.- 157 с.
- Дидактика средней школы Текст. / под ред. Н. М. Скаткина М.: Просвещение, 1982. — 225 с.
- Добромыслов, В. А. Изучение грамматических определений и правил в 5−7 классах Текст. / В. А. Добромыслов. М., 1951. — 132 с.
- Добромыслов, В. А. О развитии логического мышления учащихся 5−7 классах на занятиях по русскому языку Текст. / В. А. Добромыслов. -М.: Учпедгиз, 1956. 314 с.
- Додонов, Б. И. Процесс категориального узнавания грамматического материала Текст. / Б. И. Додонов // Вопросы психологии. 1959. — № 2.-С. 157−168.
- Домарев, К. П. Это увлекательное имя прилагательное Текст. / К. П. Домарев // Русская словесность. 1996. — № 6. — С. 54.
- Дудников, А. В. Методики изучения грамматики в 8-летней школе Текст.: пособие для учителей / А. В. Дудников. М.: Просвещение, 1977.-304 с.
- Жирмунский, В. М. О природе частей речи и их классификации Текст. / В. М. Жирмунский // Общее и германское языкознание / В. М. Жирмунский.-Л., 1967.-С. 12−27.
- Жуйков, С. Ф. К характеристике процессов абстрагирования и обобщения при усвоении грамматики / С. Ф. Жуйков // Вопросы психологии. 1958.6. — С. 97−107.
- Жуйков, С. Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку Текст. / С. Ф. Жуйков. -М., 1979.-212 с.
- Журавлев, В. И. О способах реализации развивающих возможностей обучения Текст. / В. И. Журавлев, В. В. Воронов // РЯШ 1985. — № 4. -G.25.
- Зализняк, А. А. Русское именное словоизменение Текст. / А. А. Зализняк. М., 1967. — 323 с.
- Занков, — Л. В. Вопросы обучения и развития учащихся Текст. / Л. В. Занков // Современная педагогика 1955. — Вып. 2. — С. 55−60.
- Зимняя, И. А. Педагогическая психология Текст. / И. А. Зимняя М.: Наука, 1997.-286 с.
- Иванова, А. И. Лексико-грамматические упражнения по русскому языку Текст. / А. И. Иванова. Киев: Радняньска школа, 1988. — 188 с.
- Иванова, В. А. Занимательно о русском языке Текст. / В. А. Иванова. Л.: Просвещение, 1990. — 87 с.
- Иваницкая, Г. М. Уроки развития связной речи Текст.: пособие для учителя / Г. М. Иваницкая. Киев: Радняньска школа, 1990. — 115 с.
- Инновационное обучение: стратегия и практика / под ред. В. Я. Ляу-дис.-М., 1994. -203 с.
- Ипполитова, Н. А. Упражнения по грамматической стилистике при изучении частей речи Текст.: пособие для учителей / Н. А. Ипполитова. -М.: Просвещение, 1980. 142 с.
- Исакова, А. И. Методика работы над значением слова на основе его семантических связей Текст.: дис.. канд. пед. наук / А. И. Исакова. -М., 1992.-207 с.
- Исследования развития познавательной деятельности Текст.: пер. с англ. / под ред. Дж. Брунера, Р. Олвер, П. Гринфельд М, 1974. — 222 с.
- Кабанова-Меллер Е.Н. О развитии логического мышления учащихся Текст. / Е.Н. Кабанова-Меллер // Советская педагогика. 1956. — № 4. -С. 28−38.
- Казарицкая, Т. А. Упражнения при функционально-направленном обучении грамматике Текст. / Т. А. Казарицкая // Иностр. яз. в школе. -1987.-№ 3.-С. 68−72.
- Калмыкова, 3. И. Психологические принципы развивающего обучения Текст. / 3. И. Калмыкова М.: Знание, 1979. — 48 с.
- Калмыкова, 3. И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики Текст. / 3. И. Калмыкова. М., 1975. — 72 с.
- Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность Текст. / Ю. Н. Караулов. -М.: Наука, 1987. 263 с.
- Катюшина, А. Н. Семантика на уроках морфемики Текст. / А. Н. Ка-тюшина // Семантика и ее изучение в школе и вузе: сб. научн. тр. Н. Новгород: НГУ, 1993.-С. 115−118.
- Кириллова, Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения Текст. / Г. Д. Кириллова. М.: Просвещение, 1980. — 222 с.
- Кобзева, И. Н. Лингвистическая семантика Текст. / И. Н. Кобзева. М.: Эдиториал УРСС, 2000. — 350 с.
- Кожина, Н. М. О коммуникативном аспекте в теории и практике языкознания Текст. / Н. М. Кожина // МАПРЯЛ: докл. советской делегации.- М.: Русский язык, 1986. С. 223−228.
- Кон, И. С. Психология старшеклассников Текст. / И. С. Кон. М.: Педагогика, 1980.-288 с.
- Косма, Т. В. Влияние обучения на развитие классификации у младших школьников Текст. / Т. В. Косма// Вопросы психологии. 1964. — № 3.- С. 65−74.
- Костяева, Т.А. Имя прилагательное. 6 класс Текст. // Русская словесность — 1996, № 3. — С.54
- Костяева Т. А. Имя прилагательное : 6 класс // Русская словесность. -1996. -№ 6.-С. 61.
- Костяева, Т. А. Материалы для диагностики знаний, умений и навыков учащихся 6−9 классов Текст. / Т. А. Костяева// РЯШ. 1993. — 4. — С. 49−57.
- Костяева, Т. А. Материалы для диагностики знаний, умений и навыков учащихся 6−9 классов Текст. / Т. А. Костяева // РЯШ. 1993. — № 6. -С. 12−17.
- Краевский, В. В. Проблемы научного обоснования обучения Текст. / В. В. Краевский. — М.: Просвещение, 1979. -232 с.
- Кружилина, М. В. Всегда ли семантика наречия повторяет семантику прилагательного? Текст. / М. В. Кружилина // РЯШ. 1988. — № 4. — С. 80.
- Кубрякова, Е. С. Основы морфологического анализа Текст. / Е. С. Кубрякова. М.: Просвещение, 1974. — 227 с.
- Кузнецов, П. С. О принципах изучения грамматики : материалы к курсам языкознания Текст. / П. С. Кузнецов. М., 1961. — 228 с.
- Курылева, Н. В. Семантико-функциональный аспект изучения языковых средств качественной характеристики предмета в общеобразовательной школе Текст.: дне.. канд. пед. наук / Н. В. Курылева. Н. Новгород, 2000. — 163 с.
- Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики Текст. / А. А. Леонтьев. -М.: Смысл, 1997.-286 с.
- Леонтьев, А. Н. Психологические вопросы сознательности учения Текст. / А. Н. Леонтьев // Известия АПН РСФСР. 1947. — Вып. 7. — С. 12−18.
- Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения Текст. / И. Я. Лернер. — М.: Педагогика, 1981. — 185 с.
- Лидман-Орлова, Г. К. Виды разбора на уроках русского языка в 4−6 классах Текст. / Г. К. Лидман-Орлова // РЯШ. 1978. — № 5. — С. 8.
- Лидман-Орлова, Г. К. Лингвометодические основы работы над лексикой при изучении частей речи Текст. / Г. К. Лидман-Орлова // Развитие речи на уроках морфологии. М., 1979.-С. 11−15.
- Лидман-Орлова, Г. К. Русский язык. Практика Текст. / Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Пименова. М.: Просвещение, 1992. — 189 с.
- Лукин, М. Ф. О номинативно-грамматическом принципе классификации частей речи Текст. / М. Ф. Лукин // РЯШ. 1992. — № 1. — С. 82.
- Львов, М. Р. Формирование грамматических понятий у младших школьников Текст. / М. Р. Львов // Начальная школа. — 1981. № 11.-С. 15−22.
- Львов, М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка Текст. / М. Р. Львов. il.: РОСТ СКРИН, 1997. — 255 с.
- Львова, С. И. Схема на уроках русского языка Текст. / С. И. Львова // РЯШ.- 1990.-№ 2.-С. 7−13.
- Львова, С. И. Уроки словесности : 5−9 классы Текст. / С. И. Львова. -М. :Дрофа, 1997.-416 с.
- Лыжова, Л. К. Логический анализ содержания учебника как основа для выбора оптимальных форм и методов обучения Текст. / Л. К. Лыжова // РЯШ. 1987. — № 5. — С. 25.
- Марков, Ю. Г. Функциональный подход в современном научном познании Текст. / Ю. Г. Марков. Новосибирск, 1982. — 188 с.
- Матюшкин, М. А. Проблемные ситуации в мышлении и обучении Текст. / М. А. Матюшкин. М-: Педагогика, 1972. — 114 с.
- Матюшкин, М. А. К проблеме «шага» в процессе усвоения Текст. / М. А. Матюшкин // Новые исследования в педагогике и психологии. М., 1966.-С. 33−38.
- Махмутов, М. И. Теория и практика проблемного обучения Текст. / М. И. Махмутов. Казань, 1972. — 88 с.
- Мачалова, Н. М. Методы проблемного обучения и границы их применения Текст. / Н. М. Мачалова. Казань, 1979. — 74 с.
- Методы обучения в современной общеобразовательной школе Текст. / под ред. Н. И. Кудряшова. М., 1983. — 184 с.
- Мизинцев, В. П. Проблема аналитической оценки качества pi эффективности учебного процесса в школе Текст. / В. П. Мизинцев. — Куйбышев, 1979.-222 с.
- Микулинская, М. Я. Развитие лингвистического мышления учащихся Текст. / М. Я. Микулинская. М.: Педагогика, 1989. — 144 с.
- Молодцова, С. Н. Изучение имени прилагательного по учебному комплексу Текст. / С. Н. Молодцова // РЯШ. 1994. — № 6. — С. 25.
- Напольникова, Т. В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка Текст. / Т. В. Напольникова. М.: Просвещение, 1983. -111 с.
- Напольникова, Т. В. Практикум по методике преподавания русского языка Текст. / Т. В. Напольникова, П. С. Пустоваков. М.: Просвещение, 1976.-98 с.
- Николаева, Н. Ю. Психологические и физиологические механизмы формирования «чувства языка» Текст. / Н. Ю. Николаева // Образование в регионе: история, современность и перспективы: сб. науч. тр. Орел, 2001.-Ч. 2.-G. 23−25.
- Огородников, Т. И. Сравнительное изучение эффективности отдельных методов обучения в школе Текст. / Т. И. Огородников // Оптимальное усвоение учащимися знаний и эффективность отдельных методов обучения в школе: сборник. М., 1972. — С. 223−228.
- Озерская, В. П. Изучение морфологии на синтаксической основе Текст. / В. П. Озерская. М.: Просвещение, 1989. — 176 с.
- Основы методики обучения русскому языку в 4−8 классах Текст. / под ред. А. В. Текучева, Т. А. Ладыженской, М. М. Разумовской. М.: Прюсвещение, 1978. — 104 с.
- Основы теории речевой деятельности Текст. / отв. ред. А. А. Леонтьев. -М., 1974.-246 с.
- Панин, Л. Г. О формах имени прилагательного в русском языке Текст. / Л. Г. Панин // РЯШ. 1988. — № 1. — С. 53.
- Петренко, В. Ф. Основы психосемантики Текст.: учеб. пособие / В. Ф. Петренко. Смоленск: СГУ, 1997. — 396 с.
- Пешковский, А. М. Грамматика в новой школе Текст. / А. М. Пеш-ковский // Избранные труды. М., 1959. — С. 229−254.
- Питкасистый, П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении Текст. / П. И. Питкасистый. М., 1980. — 524 с.
- Поляков, В. А. Совершенствование методов обучения Текст. / В. А. Поляков // Выбор методов обучения в средней школе / под ред. Ю. К. Бабанского. М., 1981.-С. 186−198.
- Поспелов, Н. С. Учение о частях речи в русской грамматической традиции Текст.: материалы к курсам языкознания / Н. С. Поспелов. -М., 1954.-278 с.
- Потебня, А. А. Из записок по русской грамматике. Т. 1 Текст. / А. А. Потебня. М., 1958. — 116 с.
- Прокопович, Н. Н. Изучение русского языка в средней школе: Морфология Текст. / Н. Н. Прокопович, Н. С. Поспелов. М., 1954. — 195 с.
- Проблема оптимальных требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся Текст. М., 1976. — 326 с.
- Проблемы развития психики Текст. М.: Педагогика, 1989. — 564 с.
- Пронина, Е. П. Формирование у школьников синтаксических понятий на основе структурно-семантического принципа Текст. / Е. П. Пронина // РЯШ. 1979. — № 4. — С. 54.
- Пузанкова, Е. Н. Проблемы языкового развития учащихся при обучении морфологии Текст. / Е. Н. Пузанкова // Опыт теоретического исследования: пособие к спецкурсу. Орел, 1994. — С. 12−21.
- Пузанкова, Е. Н. Состояние развития языковой способности учащихся 5−11 классов общеобразовательной школы Текст. / Е. Н. Пузанкова. -Орел, 1997. -234 с.
- Пузанкова, Е. Н. Формирование языковой способности учащихся Текст. / Е. Н. Пузанкова // Русская словесность. — 1997. № 4. — С. 48.
- Пузанкова, Е. Н. Методика развития языковой способности учащихся 57 классов средней школы Текст. / Е. Н. Пузанкова. Орел, 1998. — 86 с.
- Работа над умениями и навыками по русскому языку в 4−8 классах Текст. // сост. М. В. Гандилгер, С. И. Львова. М., 1988. — 119 с.
- Разумовская, М. М. Лингвистические основы обучения орфографии Текст. / М. М. Разумовская // Лингвистические знания — основа умений и навыков: сб. науч. тр. М.: Просвещение, 1985. — С. 198−204.
- Репкин, В. В. Русский язык : экспериментальная программа развивающего обучения: 6 класс Текст. / В. В. Репкин. Томск — Харьков, 1993. -158 с.
- Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. М., 1973. — 208 с.
- Русская грамматика Текст. М.: Наука, 1980. — 572 с.
- Дудников, А. В. Русский язык Текст.: сборник упражнений / А. В. Дудников, А. И. Арбузова, И. И. Ворожбицкая. М.: Высшая школа, 1975.- 186 с.
- Русский язык: 5−9 классы Текст.: программы для общеобразовательных учреждений / сост. Л. М. Рыбченкова. М.: Дрофа, 2000. — 74 с.
- Русский язык Текст.: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. М.: Просвещение, 1999.-224 с.
- Русский язык Текст.: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. — М.: Просвещение, 2000.-226 с.
- Русский язык Текст.: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / М. Т. Баранов, Т. Г. Григорян [и др.] - под ред. Н. М. Шанского. М.: Просвещение, 2000. — 234 с.
- Сборник нормативных документов. Русский язык. / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2004. — 96. — С. 5−6.
- Сборник упражнений по современному русскому языку Текст.: учебное пособие / П. А. Лекант, В. В. Леденева [и др.]. М.: Дрофа, 2001. — 180 с.
- Секой, Л. Продуктивные процессы в обучении и мышлении Текст. / Л. Секой // Психология мышления: сборник. М., 1965. — С. 34- 47.
- Семененко, Л. П. Основы коммуникативно-целевой семантики Текст. / Л. П. Семененко. Орел, 1999. — 84 с.
- Скаткин, М. Н. Методология и методика педагогических исследований Текст. / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1986. — 150 с.
- Скаткин, М. Н. Проблемы современной дидактики Текст. / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1984. — 95 с.
- Скаткин, М. Н. Совершенствование процесса обучения Текст. / М. П. Скаткин. М.: Педагогика, 1971. — 206 с.
- Скорнякова, М. Ф. О доказательствах при грамматическом разборе Текст. / М. Ф. Скорнякова // РЯШ. 1978. — № 6. -С. 14.
- Смирницкий, А. И. К вопросу о словах (проблемы отдельности слова) Текст. / А. И. Смирницкий // Вопросы теории и истории языка: сборник.-М., 1952.-С. 24−38.
- Смирнова, А. Д. Изучение морфологии в школе Текст.: пособие для учителя / А. Д. Смирнова. Киев: Радняньска школа, 1988. — 189 с.
- Современный русский язык Текст.: учебник для студентов педагогических институтов. В 3-х ч. Ч. 2. Словообразование. Морфология / под ред. Н. М. Шанского, А. Н. Тихонова. -М.: Просвещение, 1987. 134 с.
- Соловейчик, М. С. Первые шаги в изучении языка и речи Текст. / М. С. Соловейчик. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000. — 99 с.
- Сперанская, А. Н. Несколько слов о преимуществах семантического подхода к изучению родного языка Текст. / А. Н. Сперанская // Семантика языковых единиц и ее изучение в школе и вузе: сб. науч. тр. Н. Новогород: НГУ, 1993. — С. 74−85.
- Талызина, Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний Текст. / Н. Ф. Талызина. М.: Просвещение, 1975. — 236 с.
- Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся Текст. / Н. Ф. Талызина. М. .'Просвещение, 1983. — 172 с.
- Текучев, А. В. Методика преподавания русского языка в средней школе Текст. / А. В. Текучев. М., 1980. — 216 с.
- Текучев, А. В. Очерки по методике обучения русскому языку Текст. / А. В. Текучев. М.: Просвещение, 1980. — 219 с.
- Текучев, А. В. Некоторые вопросы теории преподавания грамматики Текст. / А. В. Текучев // РЯШ. — 1971. № 4. — С. 24.
- Теоретические основы содержания общего образования / под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М., 1983. — 378 с.
- Токарева, И. Ю. Психологические основы формирования культурной языковой компетенции Текст. / И. Ю. Токарева // Образование в регионе: история, современность и перспективы: сб. науч. тр. Орел: ОГУ, 2001.-Ч. 2.-С. 45−48.
- Тростенцова, Л. А. Некоторые вопросы теории методики преподавания грамматики Текст. / Л. А. Тростенцова // РЯШ. 1972. — № 2. — С. 13.
- Тростенцова, Л. А. Воспитание у школьников сознательного отношения к изучаемым теоретическим сведениям Текст. / Л. А. Тростенцова // РЯШ. 1976.-№ 3.-С. 17.
- Тростенцова, Л. А. Изучение морфологии в 4−6 классах Текст. / Л. А. Тростенцова// РЯШ. 1980. — № 3. — С. 12.
- Тростенцова, Л. А. Изучение морфологии в 5−6 классах Текст.: метод, указания к учебнику: пособие для учителей / Л. А. Тростенцова. М.: Просвещение, 1981. — 86 с.
- Тростенцова, Л. А. Повторение морфологии в 5−6 классах Текст. / Л. А. Тростенцова // Повторение на уроках русского языка: пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1978. G. 34−45.
- Тростенцова, JI. А. Реализация практической направленности школьного курса морфологии Текст. / JI. А. Тростенцова // Лингвистические знания основа умений и навыков: сб. науч. тр. — М.: Просвещение, 1985. -С. 12−24.
- Тростенцова, Л. А. Обучение русскому языку в школе как целенаправленный процесс: морфологический аспект Текст. / Л. А. Тростенцова. -М., 1990.-214 с.
- Ушинский, К. Д. О первоначальном преподавании русского языка Текст. / К. Д. Ушинский // Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. М.: Педагогика, 1974. — Т. 2. — С. 251−268.
- Успенский, М. Б. Семантика на уроках русского языка Текст. / М. Б. Успенский // РЯШ. 1995. — № 2. — С. 12−17.
- Ушинский, К. Д. Руководство к преподаванию по «Родному слову» Текст.: приложение к практической грамматике / К. Д. Ушинский // Собр. соч. М.-Л., 1949. — Т. 7. — С. 117−225.
- Федоренко, Л. П. О научной и школьной грамматике Текст. / Л. Г1. Федоренко // РЯШ. 1971. — № 4. — С. 29.
- Федоренко, Л. П. Принцип понятия языковых значений в обучении русскому языку Текст. / Л. П. Федоренко // РЯШ. 1979. — № 3. — С. 8−12.
- Федоренко, Л. П. Закономерности усвоения родной речи Текст. / Л. П. Федоренко. -М.: Просвещение, 1964. -222 с.
- Федоренко, Л. П. Изучение языка и развитие мышления Текст. / Л. П. Федоренко // РЯШ. -1987. № 4. — С. 63−71.
- Формирование интереса к учению у школьника Текст. / под ред. А. К. Маркова. М.: Педагогика, 1986. — 98 с.
- Цыбулько, И. П. Выбор учебника как важнейшее условие успешной работы учителя-словесника Текст. / И. П. Цыбулько // Образование в регионе: история, современность, перспективы: сб. науч. тр. Орел: ОГУ, 2000.-С. 92−95.
- Цыганкова, М. Е. Развивающие особенности грамматической омонимии Текст. / М. Е. Цыганкова. Орел, 1999. — С. 18−21.
- Шанский, Н.М. Школьный курс русского языка (Актуальные проблемы и возможности решения). / Н. М. Шанский // РЯШ. — 1993. — № 2. — С.7.
- Шамова, Т. И. Активизация учения школьников Текст. / Т. И. Шамо-ва.-М., 1982.-218 с.
- Щерба, JI. В. О частях речи в русском языке Текст. / Л. В. Щерба // Избранные работы по русскому языку / Л. В. Щерба. — М., 1957. С 226−230.
- Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе Текст. / Г. И. Щукина. М., 1979. — 114 с.
- Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике Текст. / Г. И. Щукина. -М., 1981. 118 с.
- Язык, культура, гуманистическое знание: научное наследие Г. О. Винокура и современность. М.: Научный мир, 1999. — 488 с.
- Якиманская, И. С. Знание и мышление школьника Текст. / И. С. Якиманская. — М.: Знание, 1985. 80 с. 1 2 3 4 5 6
- Тема школьной программы Тема опытного обучения Постановка методических задач Задания на осмысление учебных задач Виды и формы работы с дидактическим материалом Задания на использование полученного опыта в речи