Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Поэтика русской литературной утопии 1900-1910-х годов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

История изучения отечественной утопии складывается в основном в XX веке. Эволюция и структурно-функциональные особенности этого феномена рассматриваются в рамках философских, идеологических, социологических, политологических концепций. В отечественной науке последних лет проблемы утопии активно обсуждаются и в культурологическом контексте. Постоянное внимание к утопическому творчеству… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Русская утопия как литературоведческая проблема
    • 1. 1. Русская литературная утопия в историко-функциональном освещении
    • 1. 2. Типология жанра литературной утопии
  • Глава 2. Становление русской утопической традиции
    • 2. 1. Национально-культурные предпосылки формирования русской народной утопии
    • 2. 2. Утопии XVIII века в контексте художественной традиции
    • 2. 3. Особенности развития утопии в русской литературе XIX века
  • Преемственность и обновление
  • Глава 3. Русская литературная утопия 1900-х годов
    • 3. 1. Соотношение философско-религиозного и художественного начал в утопиях русских философов 1900-х годов
    • 3. 2. Утопическая историософия В. Брюсова («Утопии навыворот»)
      • 3. 2. 1. Рассказ «Республика Южного Креста»: амбивалентная природа авторской аксиологии
      • 3. 2. 2. Драма «Земля»: утопические и оккультно-эзотерические мотивы
  • Глава 4. Русская литературная утопия 1910-х годов. Поэтика трансформаций
    • 4. 1. «Социалистическая» утопия А. Богданова «Красная звезда». Проблема современного прочтения
    • 4. 2. Неизвестный Н. Олигер и его утопический роман «Праздник Весны»: традиции и новаторство

Поэтика русской литературной утопии 1900-1910-х годов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

История изучения отечественной утопии складывается в основном в XX веке. Эволюция и структурно-функциональные особенности этого феномена рассматриваются в рамках философских, идеологических, социологических, политологических концепций. В отечественной науке последних лет проблемы утопии активно обсуждаются и в культурологическом контексте. Постоянное внимание к утопическому творчеству свидетельствует о том, что оно является неотъемлемой частью человеческой деятельности и реализуется во всех ее сферах: в науке, политике, культуре, искусстве. Обращение представителей различных общественных и гуманитарных наук к исследованию специфики утопии и ее различных проявлений привело к зарождению и развитию особого направления в XX веке — утопиологии, которая достаточно глубоко и всесторонне решает проблемы, связанные со сложным феноменом утопического.

В центре исследовательского внимания оказываются в основном западноевропейские утопии самых разных эпох: от античности до современности. Обращение к утопии является одним из важнейших показателей реального состояния общества и, следовательно, одним из способов критического отношения к действительности. Утопия воспринимается как средство активного формирования ценностных ориентиров для проекции идеального будущего или восстановления картины совершенного прошлого. Благодаря важнейшим сквозным понятиям утопии (идеальное государство, идеальный социум, идеальное общество), определяющим* ее основное смысловое пространство, осуществляется связь времен и преемственность идей, которые находят выражение не только в рациональном, но и в образном проектировании.

Обладая, казалось бы, единым сущностным основанием, утопия тем не менее оказывается сложной конструкцией, с помощью которой выражаются фундаментальные представления человечества об идеальной модели мироздания. Они находят свое выражение в самых различных формах (мифы, легенды, тексты литературного, социально-теоретического, философского характера, умозрительные трактаты, проекты, требующие воплощения, и др.). Многообразие видов утопии побуждает исследователей к их интенсивному изучению. В современной отечественной науке утопия активно исследуется как в рамках отдельных направлений, так и с учетом междисциплинарного подхода к постижению ее фундаментальных характеристик.

Достигнутые успехи при изучении различных аспектов утопии сложно переоценить. Очевидно и то, что на протяжении большей части XX века статус отечественной литературной утопии оставался неопределенным. Оказавшись на периферии историко-литературного процесса, русская литературная утопия, в своем классическом варианте и во всем многообразии жанровых форм, трактовалась в основном с позиции философских, идеологических, политических взглядов на создание идеального общества.

Во многом подобная интерпретация утопии была обусловлена предельной идеологизацией культурного и литературного пространства революционной и постреволюционной эпохи, а также требованиями литературы социалистического реализма. Представление о советском обществе как практически реализованной утопии на долгие десятилетия определило в отечественной науке весьма отрицательное отношение к данному жанру как на уровне бытового, так и теоретического сознания.

Русское литературоведение не сразу вырвалось из плена официальной советской идеологии, поэтому в отечественных исследованиях обойдены вниманием многие актуальные темы и проблемы, осваиваемые и решаемые писателями. Вне поля зрения оставалась литературная утопия как самостоятельное жанровое явление, подвергающееся трансформации в ходе своего исторического и литературного развития. Поэтому важно проследить, как менялись представления художников о возможности построения счастья на земле, достижения идеала равенства, справедливости, свободы и благосостояния, как они проявлялись на уровне поэтического и жанрового сознания.

Интенсивное изучение русской литературной утопии началось в последние годы. Количество работ, в которых активно разрабатываются самые различные вопросы, раскрывающие природу литературной утопии, заметно возросло в 1990;2000;е годы. Исследование специфики отечественной утопии, уточнение ее жанровой и идейной сущности проясняет многие ключевые моменты, касающиеся развития русской литературы в целом. На сегодняшний день литературоведческие исследования вполне обоснованно составляют одно из важнейших направлений в современной утопиологии.

Однако, несмотря на обилие научных публикаций, посвященных исследованию литературоведческих проблем, до сих пор нет однозначности как в понимании самого явления, так и в определении типологических, жанровых, поэтических, национальных особенностей утопии. Структура жанра обнаруживает свою внутреннюю сложность, разноплановость и амбивалентность даже в своих классических образцах. Противоречивая природа утопии предполагает расширение традиционных границ исследования утопического творчества.

Достигнутые результаты, а также ряд существенных вопросов, актуальных для современного отечественного литературоведения, диктуют необходимость дальнейшего изучения различных аспектов литературной утопии: с одной стороны, настало время обобщить накопленный опыт анализа литературной утопии, а с другой стороны, появилась возможность расширить границы исследуемого материала и дать новую интерпретацию утопического жанра в русской литературе.

Таким образом, актуальность исследования определяется, во-первых, необходимостью углубления и уточнения имеющихся знаний об отечественной утопии с учетом разноречивого характера исследовательских толкованийво-вторых, потребностью осмысления на рубеже веков новых аспектов изучения русской литературной утопиив-третьих, возросшим интересом к утопии как* к специфическому литературному феномену, развивающемуся вне жестких жанровых схемв-четвертых, возможностью определения типологических характеристик литературной утопии в историко-культурном и философском контекстахв-пятых, значимостью исследования жанровых процессов трансформации русской утопии, начиная с народных форм ее выражения и заканчивая новыми вариациями в русской литературе первых десятилетий XX века.

Объектом исследования являются произведения русской литературы, написанные в жанре утопии.

Предметом исследования выступают поэтика и жанровые модификации русских утопий первого десятилетия XX столетия, рассмотренные в контексте отечественной классической традиции.

Вместе с тем в целях компаративистского анализа возникает необходимость, расширения ретроспективного исторического контекста за счет обращения к сходным явлениям устного народного творчества и русской литературы XVIII—XIX вв.еков.

Материалом исследования являются произведения, созданные до 1917 года, ознаменовавшего рубеж эпох, когда русская литературная утопия достигла самоговысокого уровня развития. Это «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории со включением краткой повести об антихристе и с приложениями» B.C. Соловьева, «Философия общего дела» Н. Ф. Федорова, «Земля», «Республика Южного Креста» В. Я. Брюсова,.

Красная звезда" A.A. Богданова, «Праздник Весны» Н. Ф. Олигера. При этом особое внимание уделено народной утопи и классическим вариантам отечественной литературной утопии XVIII—XIX вв. Это «Легенда о Китеже», «Сказание о роскошном житии и веселии», «Слово на похвалу блаженныя памяти Петра» Ф. Прокоповича, «Слово похвальное блаженныя памяти государю императору Петру Великому, говоренное апреля 26 дня 1755 года» М. В. Ломоносова, «Сон «Счастливое общество» «А. П. Сумарокова, «Путешествие в землю Офирскую г-на С. швецкаго дворянина» М. М. Щербатова, «Нума Помпилий, или Процветающий Рим» М. М. Хераскова, «Сон» А. Д. Улыбышева, «Европейские письма», «Земля Безглавцев» В. К. Кюхельбекера, «Город без имени», «4338 год. Петербургские письма» В. Ф. Одоевского, «Сон смешного человека» Ф. М. Достоевского, «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Мы не обращаемся к многочисленным утопическим проектам 1920;90-х годов, которые, на наш взгляд, должны стать предметом отдельного г исследования. Для объективных выводов в работе рассматриваются не только вершинные произведения первых десятилетий XX века, но и утопии второго ряда, в которых жанровый канон окончательно сформировался. Ориентируясь на «высокие» образцы, они сохраняют традицию, что позволяет провести ее системный анализ и определить особенности модификаций литературной утопии.

Несмотря на то что художественная ценность избранных утопических текстов неодинакова, основное внимание в диссертационной работе уделяется произведениям, позволяющим наиболее четко представить картину развития русской литературной утопии и выделить в ней значимые особенности жанровой поэтики.

Целью диссертационной работы является определение специфики жанра, поэтики, трансформации русской литературной утопии первых десятилетий XX века.

Соответственно задачи исследования следующие: выявить степень изученности русской литературной утопии в современной наукеуточнить терминологическое значение понятия «литературная утопия» с учетом его разнообразных трактовокисследовать закономерности развития жанра русской литературной утопии и определить диапазон его изменений в начале XX векаопределить особенности художественного выражения русской утопии первых десятилетий XX века.

Научная новизна диссертации состоит в том, что русская литературная утопия впервые анализируется в комплексе своих типологических и видовых признаков, обусловленных влиянием не только западноевропейской, но и отечественной традициирассматривается аксиологический потенциал жанра утопии и его реализация в тесной связи с конкретной историко-культурной ситуациейкартина жанровой трансформации русской утопии исследуется на достаточно широком^ материале с учетом как известных, так и малоизвестных художественных произведений.

Методологическую основу исследования составляют сравнительно-типологический анализ, предполагающий теоретические обобщения, связанные с выделением существенных признаков утопииисторико-литературный, способствующий выявлению динамики исторического развития утопии в разные эпохиконцептуально-философский принцип изучения литературной утопии, позволяющий выделить важнейшие компоненты русского утопизма. Методологические и теоретические принципы диссертации базируются на исследованиях отечественных и зарубежных ученых: литературоведов, культурологов, историков, философов и др., внесших значительный вклад в теорию литературной утопии.

Это работы, посвященные изучению сущности, генезиса и места утопии в общественном сознании (Э.Я. Баталов, Ч. С. Кирвель, С. С. Сизов,.

И.В. Фролова и др.) — работы по истории и философии отечественной утопии (Т.В. Артемьева, P.A. Гальцева, Б. Ф. Егоров, JI. Геллер, М. Нике, А. И. Клибанов, Е. Б. Кошовец, Г. М. Пономарева, C. JL Слободнюк, И. П. Смирнов, В. В. Святловский, В. П. Шестаков, К. В. Чистов и др.) — работы культурологического и литературоведческого характера (Ф. Аинса, H.H. Арсентьева, X. Гюнтер, С. А. Гончаров, E.H. Ковтун, H.A. Мараваль, В. И. Мильдон, O.A. Павлова, В. А. Чаликова, В. И. Хрулев и др.) — работы по теории жанра (М.М. Бахтин, H.JI. Лейдерман, Г. Н. Поспелов, Н. Г. Рымарь, О. М. Фрейденберг и др.).

Теоретическая значимость исследования состоит, во-первых, в развернутой характеристике основных типологических признаков литературной утопии, а также в определении степени их проявления в-различных утопических текстах русской литературы XVIII—XX вв.ековво-вторых, в исследовании русской утопической традиции, нашедшей яркое выражение как в долитературной, так и в литературной формев-третьих, в выявлении важнейших жанровых признаков русской утопии первых десятилетий XX века, с учетом влияния на нее философско-религиозных: концепций, оккультных учений, марксистской идеологии и др.

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что основные положения и материалы диссертации могут быть использованы в дальнейшем изучении отечественной утопической традиции. Основные положения работы могут войти в общие и специальные курсы по истории русской литературы XVIII—XIX вв. и рубежа XIX—XX вв.

Апробация работы. Различные аспекты диссертационного исследования были апробированы и изложены автором в научных журналах «Вестник БГПУ им. М. Акмуллы», «Вестник ЧТУ», «Вестник ЧГПУ», «Искусство и образование», а также в Различные аспекты диссертационного исследования были апробированы и изложены автором в научных журналах «Вестник БГПУ им. М. Акмуллы», «Вестник ЧГУ»,.

Вестник ЧГПУ", «Искусство и образование», а также в выступлениях на региональных и всероссийских конференциях «Актуальные проблемы филологии и филологического образования» (г. Стерлитамак, 27 марта 2006 г.), «Система непрерывного образования: школа-педучилище-педвуз» (г. Уфа, 2003;2011 гг.) — на всероссийской конференции с международным участием «Актуальные проблемы общего и регионального языкознания» (г. Уфа, 28 октября 2008 г.) — на международных конференциях «Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании» (г. Уфа, 13 декабря 2007 г.- 11 декабря 2010 г.- 17 декабря 2011 г.), «Поэтика художественного текста» (г. Борисоглебск, 25 ноября 2008 г.), «Художественная антропология: внешнее и внутреннее тело человека в литературе» (Казахстан, г. Караганда, 25 июля 2009 г.), «Проблемы поэтики и стиховедения» (Казахстан, г. Алматы, 15−16 октября 2009 г.).

Заключение

.

Русская утопия представляет широкий материал для наблюдений и обобщений самого различного характера. Исследовательский опыт, накопленный в последние десятилетия XX — начала XXI века, свидетельствует о глубоком и серьезном теоретическом обосновании различных аспектов отечественной утопии.

Историко-функциональное освещение научной литературы позволило выделить основные векторы в изучении русской литературной утопии. В русской словесности утопия предстает самостоятельным феноменом, в котором находят выражение закономерные особенности литературного процесса. На фоне подробной истории развития фантастики и антиутопии литературная утопия представляет — собой многоаспектное явление, поэтические особенности которого, наряду со способностью к жанровым трансформациям, осмысляются современным литературоведением достаточно широко — в рамках всей истории русского утопизма.

Определение жанрового' статуса литературной утопии, несмотря на динамику ее развития, позволило в ходе исследования выделить константные типологические черты, которые, благодаря своей устойчивости и повторяемости, формируют универсальную утопическую картину идеального общества. Выделенные нами основополагающие свойства утопии, такие как изображение идеального состояния общества, масштабность, всеохватность, глобальность, описательность и др., являются важнейшими структурными категориями, своего рода масштабными социопараметрами, определяющими ядро гипотетически созданного совершенного социума (общества, государства) в целом. Наличие этих сквозных признаков объединяет в единое целое самые различные формы утопии, представляя ее как сложную конструкцию, состоящую, в первую очередь, из социальных, философских, политических и т. п. парадигм, регламентирующих структуру текста.

Вместе с тем в ходе анализа были выделены черты, свидетельствующие о жанровой гибкости и подвижности литературной утопии. Мы обратили внимание на то, что в разные периоды литературного развития' утопия сдерживала или провоцировала те или иные качества, которые определили ее поэтическую специфику. Такие типологические особенности литературной утопии, как пограничный характер бытования, принцип двоемирия, особая нарративная и пространственно-временная структура текста, моделирующие свойства, присутствие вымысла, близость к романной форме и др., координировали развитие жанровых черт утопии на различных этапах ее-культурно-исторического развития. С учетомпредставленных, в работе наблюдений мы приходим к выводу о том, что основу типологии литературной утопии составляют черты, сохраняющиеся' на протяжении многих веков. Это, так сказать, жанровое ядро утопии, которое четко обозначено во всех конкретных модификациях и вариациях, позволяющих реконструировать линию ее развития:

Обзор русской утопической традиции позволил, в первую очередь, выделить одну из важных форм ее развития — фольклорную утопию как значительную составляющую народной культуры. Как показали результаты исследования, существенной особенностью русской утопической традиции является параллельное существование утопии как в народной, так и в официальной культурах, что, естественно, влияет на синхронное и диахронное существование долитературных и литературных ее форм. Начиная с середины XIX века народная утопия становится неотъемлемой частью социокультурной, литературно-философской мысли Нового времени. Фольклорные представления об идеальной жизни и основные мотивы народных утопий — праведность, истина, воля, свобода, вера в «земной» райнаходят яркое выражение в литературных утопиях.

В диссертационной работе отмечено, что более активное бытование в русской народной утопической культуре получают легенды о «далеких землях». С одной стороны, совершенно очевидно, что отечественная утопическая традиция в целом предполагала действенное восприятие утопических легенд, с другой — она подчеркивала особое сакральное восприятие идеального мира, которое выделяло одну из главных черт русской народной утопии — стремление к праведности. Вместе с тем мы сочли необходимым показать на примере «Сказанияо роскошном житии и веселии» пародийные представления о счастливом мире, полном всяческого изобилия, с помощью которых передается особое реалистическое мировоззрение средневекового человека, не подчиняющееся утопическим наивным представлениям о всеобщем счастье и изобилии.

Существенную роль в процессе формирования* утопической традиции ' играет XVIII век. Аккумулируются ценностные черты утопического жанра западноевропейской литературы, появляются оригинальные утопии. Мы показываем, что именно в эпоху петровского и екатерининского правления были созданы условия для формирования литературной утопии, отразившей особенности национальной культурной традиции. Преобладающими чертами этой эпохи явились, на наш взгляд, эсхатологичность, формирование светской культуры и литературы, ослабление роли церковной культуры, развитие как рациональных, так и иррациональных форм познания мира, активное жанровое развитие художественной литературы.

Появление в русской культуре XVIII века «государственного романа» (или «социального», «политического» романа), в котором развиваются утопические идеалы эпохи, характеризуется рядом черт, связанных с развитием идей просвещенного абсолютизма: наличием образа добродетельного, справедливого монарха, верой в законодательные проекты, создающие все условия для достижения идеального правления, и, конечно, созданием образа совершенного государства, напрямую соотносимого с образом России.

Русская утопическая традиция, XVIII века формируется независимо от того, провозглашаются ли всемогущество и добродетель монархии или подвергаются критике все проявления самодержавной власти. Так или иначе, в утопической традиции века Просвещения доминирует стремление к воссозданию идеального миропорядка, понимаемого русскими мыслителями как мир истины, высокой нравственности и морали.

Вместе с тем отправной точкой для понимания русской? утопии XVIII века становится идеал частной жизни. Активизируетсястремление:. дать художественную картину утопической концепции личности, которая, понимается как существо, открытое для нравственного совершенствования: Непременным условием формирования идеальной личности являютсяистина, праведность, нравственность, что ярко характеризует основы русской утопической традиции ХУШ века.

Анализируя основы развитияутопической традиции XIX века, мы приходим к выводам о томчто тенденции эпохи Просвещения оказываютсянезыблемыми и активно используются мыслителями XIX века, соответственно традиционной классической утопической схеме, демонстрируя тем самым преемственность двух рубежных эпох. Это побуждает писателей (А.Д. Улыбышева, В.К. Кюхельбекера) конструировать идеальный мир утопии, сохраняя утопические представления о законности, истинной религиозности, свободной от церковных догм, равенстве всех сословий и др.

Смеем утверждать, что именно в этот период русская утопия отступает от жестких’канонических правил. На смену утопическому трактату, проекту, нравоучительным и дидактическим обращениям и др. приходит романное освоение мирачто, безусловно, влияет на структуру литературной утопии. Особенно продуктивно реализуется жанр сновидения, который становится идеальным способом передачи утопических взглядов, выполняя порой и важную сюжетообразующую роль в произведении.

Рассматривая литературную традицию XIX века, мы видим, что в это время закладываются основы развития «нравственной утопии»: отсутствует четкая картина построения рационального, регламентированного государственного устройства, появляется несвойственная классической утопии «персоналистичность» повествования.

Однако традиция утопической мысли, сама по себе достаточно противоречивая, демонстрирует и ряд полемических форм, в которых позитивное восприятие изображаемого социума перекликается с негативными представлениями об утопическом мире. Для нас важным является то, что русская утопическая традиция XIX века формировалась на> основе сложного синтеза негативного и позитивного утопизма. Совершенно очевидно, что фундаментом развития антиутопии, сформировавшейся в начале XX века, стали не только произведения, родившиеся в одно время с классической антиутопией Е. И. Замятина «Мы», но и шедевры, созданные в XVIII—XIX вв.еках, глубоко укорененные в утопическом миросозерцании.

Русская утопия XIX века отражает сложный процесс постепенной трансформации позитивной утопии в свою негативную противоположность что, безусловно, отразилось на формировании утопических сочинений первых десятилетий XX века.

Литературная утопия 1900;х годов оказывается созвучной религиозно-философской мысли начала XX века. Привлечение ярчайших утопических сочинений B.C. Соловьева, Н. Ф. Федорова позволило увидеть значимую особенность анализируемого периода — сближение философского и художественного осмысления русской утопии, которое формирует условия для ее дальнейшего жанрового движения. Религиозно-философские концепции русских мыслителей развивают такие важнейшие утопические категории, как идеал, земной рай, счастье, свобода, гармония. Вместе с тем они коснулись важнейших вопросов религии, мистических учений, науки, культуры, космизма и др. В утопических сочинениях Н. Ф. Федорова и B.C. Соловьева выдвинуты небывалые по своему размаху проекты усовершенствования человечества. Сформирована утопическая тенденция, которая обосновала значение личности как творца мироздания. Объединяют этих авторов такие основные утопические мотивы, как мотив всеобщности и единения. Утопии русских философов направлены на коренное преобразование всего природно-мирового порядка. В них представлен некий симбиоз утопических и научных (у Н. ФФедорова), утопических и религиозных (у B.C. Соловьева) представлений о грядущем мире.

Аксиологическую неоднозначность утопического мира демонстрирует в своих произведениях В. Я. Брюсов. Поэт формирует собственную? утопическую историософию, которая выражаетсяв сложном, диалектичном понимании времени, цивилизации, культуры. Ее основой становится сквозная тема, пронизывающая поэтические откровения В. Я. Брюсова, -тема трагической судьбы человека в современном мире, исчерпанности потенциала исторического развития современной цивилизации.

Ход истории не вызывает у писателя утопического оптимизма и радужных надежд, хотя и не дает оснований для крайнего пессимизма. Утопическая мысль автора «Республики Южного Креста» претендует на осознание конца культуры, предрекая апокалипсический исход исторического развития и обновление, рождающее новую утопию. Обогащенная постижением человеческих проблем, пониманием сложной и неоднозначной природы человека, ее изначальной сущности, утопия становится важнейшим звеном брюсовской прозы, посредством которой автор стремился представить в космическом масштабе важные закономерности изменчивой действительности начала XX века.

В итоговой творческой книге первых десятилетий XX века «Земная ось» (1907) наиболее значимыми являются первое и заключительное произведения — новелла «Республика Южного Креста» и драма «Земля». Начало и конец «Земной оси» представляют собой своего рода «магнитные полюса», которые направляют и организуют «силовые линии» утопической историософии В. Я. Брюсова. В рассказе «Республика Южного Креста» автор продолжает диалог с утопической традицией, но вместе с темярко и убедительно выявляет амбивалентность любой утопии, ибо нарушение равновесия между человеком, природой и цивилизацией превращает позитивную утопию в свою противоположность.

Мы обратили внимание на важнейшую' особенность брюсовской утопии: мотивы самопроизвольного возникновения загадочного заболевания, стихийного проявления инстинктивно-бессознательных сил в человеке и, как следствие, безумие, утопических жителей республики. Это позволило сделать вывод о том, чтоавтор, как" один из первых утопистовначала XX века, раскрыл внутренний процесс саморазрушения утопии, отображающейв первую очередь, иррациональные стороны человеческой жизни:

На примере драмы «Земля» мы проследили связь утопической традиции с. оккультной: соседство различных духовных форм культуры, сближение модернистской картины мира с «тайными знаниями», небывалое устремление к будущему, судьба которого зависит от человека, и его реальной и конкретной жизни, создали глубокую основу для формирования нового типологического феномена культуры. В ней потребность пересотворить, мир, используя «тайные» знания, тесно переплелась с утопическим сознанием.

В духе оккультных представлений о судьбе цивилизации В. Я. Брюсов создает в утопической драме грандиозную картину утопического будущего, которую пронизывают апокалипсические настроения, предчувствия близящихся катастроф, исполнение невиданных пророчеств. Рождаетсяновое ощущение времени. Проведенный анализ показал, что использование различных мотивов оккультных учений и их отражение в драме: «Земля» это не изыск автора в области «тайных» наук, а органический элемент его утопического сознания. Оккультизм позволил автору обнажить в утопической драме насущные вопросы современности — о смысле жизни, смерти, взаимодействии с «запредельным» миром и т. п. — и наполнить их философским содержанием, что, безусловно, повлияло на жанровую природу утопии начала XX века.

Рассмотрение утопий 1910;х годов позволяет говорить о специфике жанра, о процессе трансформации, происходящем в утопических* сочинениях указанного периода. Среди огромного многообразия культурных дискурсов в России на рубеже XIX—XX вв.еков особую популярность обретает субкультура радикальной интеллигенции, создававшая утопические проекты в рамках марксистской идеологии. Одной из самых популярных «социалистических» (или «марксистских») утопий начала XX века является роман A.A. Богданова. (А. Малиновского) «Красная Звезда» (1908).

В романе русского утописта, в первую очередь, были оценены социалистические идеи, провозглашавшиеся автором как наиболее верный способ вербализации утопических идеалов. Социалистическая трактовка утопического текста не потеряла своей значимости и первостепенности даже тогда, когда роман подвергался анализу с точки зрения фантастического и научно-технического моделирования мира. Исследуя произведение A.A. Богданова, мы обращаемся к тому уровню художественности утопических произведений, который измеряется доминантой эстетического начала над идеологическим, философским, социальным содержанием. Роман A.A. Богданова интересен тем, что в нем ярко отразился процесс трансформации «классической» утопии, существенно повлиявший на хронотопическую и нарративную структуру текста.

Восполняя пробелы в исследовании малоизвестных, но не менее популярных в свое время утопистов, мы обратились к утопии Н. Ф. Олигера «Праздник Весны». В отличие от A.A. Богданова как автора социалистической" утопии, Н. Ф. Олигер отразил стремление не столько к социальному, сколько к эстетическому совершенству человека в мире. В романе мы видим отражение черт русского утопического сознания в целом, которые находят выражение в создании картиньь антигосударственного устроения жизни. Утопия Н. Ф. Олигера основана на любви, ценности творчества, гармонии чувств, мыслей, настроений.

Более того, писатель, как и многие художники начала века, апеллирует к библейским и новозаветным аллюзиям. Трансформируя их семантику, автор выражает хилиастическую идею «земного рая». Вместе с тем Н. Ф. Олигер создал эстетическую утопию, в которой в качестве главного принципа жизнеустроения выдвигалась категория прекрасного. В описании идеального мира Н. Ф. Олигер чутко отразил наиболее яркие черты переходного времени: культ свободнойлюбви, эстетизацию" смерти, представление о совершенном человеке со свойственными ему интенциями индивидуализма, гедонизма, гармонией не только духовного, но и телесного начала, с намерено акцентированным андрогинным характером.

С учетом полученных результатов можно определить следующие перспективы исследования: это дальнейшее осмысление специфики литературной утопии первых десятилетий XX века на материале романов А. И. Красницкого «За приподнятою завесой (в 2000 году)», К. С. Мережковского «Рай земной, или Сон в зимнюю ночь. Сказка-утопия», A.M. Осендовского «Грядущая борьба», Ф. К. Сологуба «Творимая легенда» и др.- изучение взаимодействия художественного и философского осмысления категории утопического в более широком контексте с учетом трудов К. Э. Циолковского («Мысли о лучшем государственном устройстве», «Идеальный строй жизни», «Устройство людей на Земле», «Радость без расплаты», «Радость и страдание» и др.), В. И. Вернадского («Область жизни», «Научная мысль как планетное явление», «Несколько слов о ноосфере», «Живое вещество», «Философские мысли натуралиста») и других «космистов». Это, несомненно, будет способствовать выявлению национально-культурного своеобразия русской утопии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Ф. Нужна ли нам утопия Текст. / Ф. Аинса // Курьер Юнеско. -1991.-№ 4.-С. 13−16.
  2. , Ф. Реконструкция утопии: Эссе Текст. / Ф. Аинса. М.: Наследие, 1999.-207 с.
  3. , А. Е. Утопия и антиутопия в русской прозе 1-ой трети XX в. Эволюция. Поэтика Текст.: автореф. дис.. доктора филолог, наук/ А. Е. Ануфриев. М.: Московский пед. гос. ун-т, 2002. — 51с.
  4. , Т. В. Михаил Щербатов Текст. / Т. В. Артемьева. СПб.: Издательство Петербургского ун-та, 1994. — 92 с.
  5. , Т. В. От Славного прошлого к светлому будущему: Философия истории и утопии в России Эпохи Просвещения Текст. / Т. В. Артемьева. — СПб.: Алетейя, 2005. 496 с.
  6. , Э. Я. В мире утопии: Пять диалогов об утопии, утопическом сознании и утопических экспериментах Текст. / Э. Я. Баталов. — М.: Политиздат, 1989. 319 с.
  7. , Э. Я. Социальная утопия и утопическое сознание в США Текст. / Э. Я. Баталов. М.: Наука, 1982. — 336 с.
  8. , Л. М. Ренессанс и утопия Текст. / Л. М. Баткин // Из истории культуры средневековья и Возрождения. Л.: Наука, 1976. — С. 225−245.
  9. , М. М. Проблемы поэтики Достоевского Текст. / М. М. Бахтин. -М.: Советский писатель, 1963. 395 с.
  10. , А. Символизм как миропонимание Текст. / А. Белый. М.: Республика, 1994. — 528 с.
  11. , Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма Текст. / Н. А. Бердяев. М.: Наука, 1990. — 220 с.
  12. , Н. А. Русская идея Текст. / Н. А. Бердяев // О России и русской философской культуре. -М.: Наука, 1990. С. 43−272.
  13. , Н. А. Судьба России: Опыты по психологии войны и национальности Текст. / Н. А. Бердяев. М.: Г. А. Леман и С. И. Сахаров, 1918.-240 с.
  14. , Г. Энциклопедия символов. Текст. / Г. Бидерман — пер с нем. — М.: Республика, 1996. 333 с.
  15. , А. А. Пролетарская культура и международный язык Текст. / А. А. Богданов // О пролетарской культуре. М.: Госиздат, 1924. — С. 328 332.
  16. , А. А. Тектология (Всеобщая организационная наука) Текст.: в 2-х книгах / А. А. Богданов. -М.: Экономика, 1989.
  17. Кн. 1.-1989.-304 с. Кн. 2.-1989.-351 с.
  18. , В. В. Антропологический эксперимент Ф.М. Достоевского Текст. / В. В. Борисова // Найти в человеке человека / Уральский гос. ун-т им. А. М. Горького — науч. ред. А. В. Подчиненов. Екатеринбург: [б.и.], 1996.-С. 3−18.
  19. , А. Ф. Русский советский научно-фантастический роман Текст. / А. Ф. Бритиков. JL: Наука, 1970. — 448 с.
  20. , В. Я. Земная ось. Рассказы и драматические сцены Текст. / В. Я. Брюсов. М.: Скорпион, 1907. — 98 с.
  21. , В. Я. Земная ось Рассказы и драматические сцены Текст. / В. Я. Брюсов- 2-е доп. изд. -М.: Скорпион. М, 1910. — 116 с.
  22. Брюсов- В. Я. Земля Текст. / В. Я. Брюсов // Брюсов В. Я. Огненный ангел: Роман, повести, рассказы. СПб.: Северо-Запад, 1993. — С. 829- 871.
  23. , В. Я. Республика Южного Креста Текст. / В. Я. Брюсов // Брюсов В. Я. Повести и рассказы. М.: Советская Россия, 1983. — 369 с.
  24. , В. И. В поисках завтрашнего дня. О фантастике всерьез и с улыбкой Текст. / В. И. Бугров. Свердловск: Средне-Уральское книжное, изд-во, 1981.-224 с.
  25. , Д. В. «Надежда» в Антарктиде: загадки офирской утопии князя М. М. Щербатова Текст. / Д. В. Бугров // Известия Уральского государственного университета. Гуманитарные науки. 2006. — № 47. — С. 275−291.
  26. Взгляд сквозь столетия (Русская фантастика XVIII и первой половины XIX вв.) Текст. / сост. В. Гуминский- художник Г. Метченко. М., Молодая гвардия, 1977. — 336 с.
  27. , А. И. Утопия и история: Некоторые проблемы изучения домарксистского социализма Текст. / А. И. Володин. М.: Политиздат, 1976.-271 с.
  28. , А. Н. Русская антиутопия в ближних и дальних контекстах Текст. / А. Н. Воробьева. — Самара: Изд-во Самарского науч. центра РАН, 2006.-268 с.
  29. , Н. К. Космический путь к «вечному блаженству» (К.Э.Циолковский и мифология технократии) Текст. / Н. К. Гаврюшин // Вопросы философии. 1992. — № 6. — С. 125−131.
  30. , Р. Помеха человека: Опыт века" в зеркале антиутопии Текст. / Р. Гальцева, И. Роднянская // Новый мир. — 1988. — № 12. — С. 217 230.
  31. , Р. А. Очерки русской утопической мысли XX века Текст. / Р. А. Гальцева. Л.: Наука, 1991. — 208 с.
  32. , Л. Вселенная за пределами догмы. Размышления о советской фантастике Текст. / Л. Геллер. London: Overseans Publikacations Interchange Ltd, — 1985.-448 с.
  33. , Л. Утопия в России Текст. / Л. Геллер, М. Нике. СПб.: Гиперион, 2003. — 312 с.
  34. , Г. Д. «Социализм науки»: Мебиусова лента А. А. Богданова Текст. / Д. Гловелли. -М.: Знание, 1991.-63 с.
  35. , А. М. О русском крестьянстве Текст. / А. М. Горький. -Берлин: Издательство И. П. Ладыжникова, 1922.
  36. , А. М. Собрание сочинений Текст.: в 24 т. / А. М. Горький. М.: Академия, 2000
  37. Т. 6: Письма (1) 1907 август 1908. Письмо А. А. Богданову. — 2000. — С.144−145.
  38. , Ф. М. Полное собрание сочинений Текст.: в 30 т. / Ф. М. Достоевский. -Л.: Наука, Ленинградское отд-е, 1976.
  39. Т. 14: Братья Карамазовы. 1976. — 510 с.
  40. , Б. Ф. Российские утопии: Исторический путеводитель Текст. / Б. Ф. Егоров. СПб.: Искусство-СПБ, 2007. — 416 с.
  41. , Б. Ф. Русские утопии XIX века Текст. / Б. Ф. Егоров // Звезда 1996.-№ 12. -С. 175−190.
  42. , Е. И. Избранное Текст. / Замятин Е. И — М.: Правда, 1989. -463 с.
  43. , А. В. Творчество Хераскова Текст. / А. В. Западов // Херасков М. М. Избранные произведения. М.- JL: Сов. Писатель, 1961. — С. 5−56.
  44. , В. В. История русской философии Текст.: в 2-х т. / В. В. Зеньковский. Ростов/на/Д: Феникс, 1999
  45. Т.1.- Ч. 1−2-1999.-541 с. Т.2.- Ч. 3−4- 1999.-544 с.
  46. , М. Какотопия Текст. / М. Золотоносов // Октябрь. -1990.- № 7.-С. 192−198.
  47. , И. Ю. Утопическое сознание в русской прозе первой трети XX века Текст.: учебно-методическое пособие / И. Ю. Иванюшина. -Саратов: Изд-во. Сарат. ун-та, 1996. — 13 с.
  48. , А. А. В поисках счастья: Общественно-политические воззрения арабо-исламских философов средневековья Текст. / А. А. Игнатенко. М.: Мысль, 1989. — 255 с.
  49. , В. Н. Валерий Брюсов. Великий мастер русского Возрождения Текст. / В. Н. Ильин // Ильин В. Н. Эссе о русской культуре / В. Н. Ильин. -СПб.: Акрополь, 1997. С. 241−267.
  50. , В. Н. Профанация трагедии (утопия перед лицом любви и смерти) Текст. / В. Н. Ильин // Ильин В. Н. Эссе о русской культуре / В. Н. Ильин. СПб.: Акрополь, 1997. — С. 116- 128.
  51. , С. П. Книга Валерия Брюсова «Земная ось» как циклическое единство Текст. / С. П. Ильев // Брюсовские чтения 1973 года. — Ереван, 1976.-С. 89−112.
  52. , И. А. Политико-правовая утопия в России (конец XIX начало XX века) Текст. / И. А. Исаев. — М.: Наука, 1991.-272 с.
  53. , Т. А. О жанровой природе утопии и антиутопии Текст. / Т. А. Каракан // Проблемы исторической поэтики. Вып. 2. Петрозаводск: ПГУ. — 1992. — С. 157−160.
  54. , А. А. Русская утопия XVIII столетия Текст. / А. А. Кизеветтер // Кизеветтер А. А. Исторические очерки / А. А. Кизеветтер. — М.: Скоропечатня А. А. Левенсон, 1912.- 502 с.
  55. , Ч.С. Утопическое сознание: Сущность, социально-политические функции Текст. / Ч. С. Кирвель. Мн.: Университетское, 1989.-200 с.
  56. , Л. Язык символов революций во Франции и в России Текст. / Л. Клеберг // Лотмановский сборник / Сост. Е. В. Пермяков. Т. 2. — М.: РГГУ: ИЦ — Гарант, 1997. — С. 140 — 152.
  57. , А. И. Народная социальная утопия Текст. / А. И. Клибанов. -М.: Наука, 1971.- 335с.
  58. , Jl. А. Философия Н.Ф.Федорова Текст. / Л. А. Коган // Вопросы философии. 1990. — № 11.- С.75−85.
  59. , В. Л. Китежская легенда: опыт изучения местных легенд Текст. / В. Л. Комарович. М.- Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1936.- 184 с.
  60. , В. К. Европейские письма Текст. / В. К. Кюхельбекер // Взгляд сквозь столетия (Русская фантастика XVIII и первой половины XIX вв.) / сост. В.Гуминский. Художник Г. Метченко. М.: Молодая гвардия, 1977.-С. 100−122.
  61. , В. К. Земля Безглавцев Текст. / В. К. Кюхельбекер // Взгляд сквозь столетия (Русская фантастика XVIII и первой половины XIX вв.) / Сост. В.Гуминский. Художник Г. Метченко. М.: Молодая гвардия, 1977.-С. 123−127.
  62. , А. М. Общественно-политические идеалы древнего мира, средних веков и нового времени Текст. / А. М. Ладыженский. -Харьков [б.и.], 1919. 113с.
  63. , Б. А. Жизнь в антиутопии: государство или семья? Текст. / Б. А. Ланин // Общественные науки и современность. 1995. — № 3. — С. 149 160.
  64. , Ю. Л. В ожидании Золотого века: от сказки к антиутопии Текст. / Ю. Л.- Латынина // Октябрь. 1989. — № 6. — С. 177−187.
  65. , Н. Л. Движение времени и законы жанра. Жанровые закономерности и развитие советской прозы в 60−70-е годы Текст. / Н. Л. Лейдерман. Свердловск: Сред.-Уральское книжное издательство, 1982. -256 с.
  66. , М. В. Слово похвальное блаженный памяти государю императору Петру Великому, говоренное апреля 26 дня 1755 года Текст. / М. В. Ломоносов // Ломоносов М. В. Избранная проза / М. В. Ломоносов. -М.: Сов. Россия, 1980. С. 186−303.
  67. , С. В. Книга рассказов «Земная ось». Художественное решение проблемы современного героя и мира Текст. / С. В. Ломтев // Проза русских символистов. Пособие для учителей. — М.: Интерпракс, 1994. С. 28−64.
  68. , Ю. М. Семиосфера Текст. / Ю. М. Лотман. СПб.: Искусство — СПБ, 2000. — 704 с.
  69. , Ю. М. Избранные" статьи: Текст. в 3 т. / Ю. М. Лотман -Таллинн: Александра, 1992.
  70. Т. 1: Семиотика пространства. 1992. — С. 386−479.
  71. , Ю. М. Структура художественного текста Текст. / Ю. М. Лотман // Лотман Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. СПб.: Искусство-СПБ, 1998.- С. 14−288.
  72. , А. В. Богданов «Красная Звезда» (Утопия) Текст. / А. В. Луначарский // Образование. 1908. — № 5. — отд. II. — С.119- 120.
  73. , А. Ф. Жанр антиутопии в XX веке: Содержательные и поэтологические аспекты Текст.: учеб. пособие по спецкурсу / А. Ф. Любимова. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2001. — 91 с.
  74. , Д. Е. Русские поэты начала века: Очерки Текст. / Д. Е. Максимов. — Л.: Сов. писатель. Ленинградское отделение, 1986.-408 с.
  75. , В. Реквием по утопии Текст. / В. Малухин // Знамя. 1987. — № 10. — С.219−221.
  76. , К. Диагноз нашего времени Текст. / К. Мангейм. М.: Юрист, 1994.-700 с.
  77. , К. В. А.Блок. А.Белый. В. Брюсов Текст. / К. В. Мочульский. -М.: Республика, 1997. 477 с.
  78. , К. В. Гоголь. Соловьев. Достоевский Текст. / К. В. Мочульский. М.: Республика, 1995. — 576 с.
  79. , Л. Н. Общий язык в утопии Текст. / Л. Н. Мясников // Человек. 1999. — № 4. — С. 158−166.
  80. , В. А. Роман Е.И.Замятина «Мы»: временное и непреходящее Текст. / В. А. Недзвецкий // Перечитывая- классику. Е. Замятин, А. Толстой, А. Платонов, В.Набоков. М.: Изд-во МПУ, 1997. -126 с.
  81. , П. И. Об общественном идеале Текст. / П. И. Новгородцев. М.: Пресса, 1991. — 639 с.
  82. , В. Возвращение к здравому смыслу: Субъективные заметки читателя антиутопии Текст. / В. Новиков // Знамя. 1989. — № 7. — С.214−220.
  83. , Т. Пространственно-временные координаты в утопии и антиутопии Текст. / Т. Новикова // Вестник Московского Университета. — Сер. № 9. Филология. 1997. -№ 1. — С.67−77.
  84. , В. Ф. 4338 год. Петербургские письма Текст. / В. Ф. Одоевский // Одоевский В. Ф. Последний квартет Бетховена. — М.: Московский рабочий, 1982. С. 212−302.
  85. , Н. Ф. Праздник Весны Текст. / Н. Ф. Олигер. СПб.: Освобождение, 1910. — 219 с.
  86. , А. Структура утопии Текст. / А. Петруччани // Утопия и утопическое мышление: антология зарубежн. лит. / сост., общ. ред., предисл. В.Чаликовой. М.: Прогресс, 1991. — С. 98−112.
  87. , С. М. Социальная утопия: тип сознания Текст. / С. М. Поздяева, И. В. Фролова. -Уфа: БашГУ, 1997. 130 с.
  88. , Г. М. Утопия и утопическое сознание в контексте русской культуры XIX начала XX вв. Текст.: автореф. дис.. д-ра филос. наук / Г. М. Пономарева. — М.: Моск. пед. гос. ун-т, 1996. — 41 с.
  89. , И. М. Благодетель в романе Е.И.Замятина «Мы» и Великий Инквизитор Достоевского Текст. / И. М. Попова // Творческое наследие Е. Замятина: взгляд из сегодня. В 2-х частях / под ред. проф. Л. В. Поляковой. Тамбов: ТГПИ, 1994. — Ч. 2. — С. 86−90.
  90. , И. М. «Чужое слово» в творчестве Е.И. Замятина (Н. В. Гоголь, M. Е. Салтыков-Щедрин, Ф. М. Достоевский) Текст. / И. М. Попова. -Тамбов: Тамбовский гос. ун-т, 1997. 152 с.
  91. , А. Н. Избранные философские и общественно-политические произведения (К 150-летию со дня смерти. 1802—1952) Текст. / А. Н. Радищев — под общ. ред. и со вступит, статьей И. Я. Щипанова. М.: Госполитиздат, 1952. — 676 с.
  92. , В. А. Перекресток утопий: Судьбы фантастики на фоне судеб страны Текст. / В. А. Ревич М.: Ин-т востоковедения РАН, 1998. — 198 с.
  93. B.П.Шестакова. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. 320с.
  94. Русский космизм Текст.: антология философской мысли / вступ. ст.
  95. C. Г. Семеновой. М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 368с.
  96. , Н. Т. Введение в теорию романа Текст. / Н. Т. Рымарь. -Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1989. 270 с.
  97. , А. История утопии Текст. / А. Свентоховский. М.: Типография В. М. Саблина, 19I0r^-427c.
  98. , В. В. Русский утопический роман Текст. / В. В. Святловский. -Пг.: Гос. изд-во, 1922. 53 с.
  99. , В.В. Каталог утопий Текст. / В. В. Святловский. М.- Пг.: Печат. двор, 1923.-100 с.
  100. , С. Г. Николай Федоров. Творчество жизни Текст. / С. Г. Семенова. — М.: Советский писатель, 1990. 383с.
  101. , С. Г. Русский космизм Текст.: вст. статья / С. Г. Семенова. // Русский космизм: Антология философской мысли. М.: Педагогика-Пресс, 1993.- 368с.
  102. , В. В. Владимир Соловьев: Запад, Восток и Россия Текст. / В. В. Сербиненко -М.: Наука, 1994. 205 с.
  103. , С. С. Утопия и общественное сознание: Философско-социологический анализ Текст. / С. С. Сизов. JL: ЛГУ, 1988. — 119с.
  104. , В. В. Три утопии Александра Богданова Текст. / В. В. Симонов, Н. К. Фигурновская // Социокультурные утопии XX века. М.: ИНИОН, 1988.-Вып. 6.-С. 71−96.
  105. , С. Л. Муза мстительных надежд: принцип талиона и теократическая утопия в православии Серебряного века Текст.: монография // С. Л. Слободнюк. СПб.: Наука, 2010.- 128 с.
  106. , И. П. Бытие и творчество Текст. / И. П. Смирнов. — СПб.: Канун, 1996.- 192 с.
  107. , В. С. Сочинения в 2 томах Текст. / В. С. Соловьев / Общ. ред. и сост. A.B. Гулыги, А.Ф. Лосева- Примеч. С. Л. Кравца и др.- М.: Мысль, 1988
  108. Т. 2. Смысл любви. 1988. — С. 493−547.
  109. , В. С. Сочинения в 2 томах Текст. / В. С. Соловьев / Общ. ред. и сост. A.B. Гулыги, А.Ф. Лосева- примеч. С. Л. Кравца и др. -М.: Мысль, 1988
  110. Т. 2. Идея сверхчеловека. — 1988. С. 626- 635.
  111. , B.C. Избранное Текст. / В. С. Соловьев. — М.: Советская Россия, 1990.-496с.
  112. , В. С. Словесность или истина? Текст. / В. С. Соловьев // Ницше: pro et contra / Сост., вступ., ст., примеч. и библиогр. Ю. В. Синеокой. Спб.: РХГИ, 2001. — 1076 с.
  113. , В. С. Любовь к народу и русский религиозный идеал Текст. / В. С. Соловьев // О христианском единстве (сборник произведений). -Брюссель: изд-во «Жизнь с Богом», 1967.
  114. , С. М. Владимир Соловьев: Жизнь и творческая эволюция Текст. / С. М. Соловьев- Послесл. П. П. Гайденко- подгот. текста И. Г. Вишневецкого. -М.: Республика, 1997—431 с.
  115. , Б. С. Русская утопия XVIII века и нравственный идеал человека Текст. / Б. С. Солодкий // Философские науки. 1975. — № 5. — С. 92−102.
  116. Социокультурные утопии XX века Текст. сб. науч. тр. / Реферативный сборник. Вып. 1−6. -М., ИНИОН, 1979−1988.
  117. , В. Н. Пространство и текст Текст. / В. Н. Топоров // Текст: Семантика и структура. М.: Наука, 1983. — С. 227−285.
  118. , В. Ф. Утопии (Социальный рай на земле) Текст. / В. Ф. Тотомианц, В. М. Устинов. М.: Библиотека Революция и культура, 1917. -118 с.-
  119. , А. Д. Сон Текст. / А. Д. Улыбышев // Взгляд сквозь столетия (Русская фантастика XVIII и первой половины XIX вв.) / сост. В. Гуминский, художник Г. Метченко. — М.: Молодая гвардия, 1977. С. 9199.
  120. Утопический социализм Текст.: Хрестоматия / Общ ред. А. И. Володина. М.: Политиздат, 1982. — 512 с.
  121. , А. М. Утопическая мысль в странах Востока: традиции и современность Текст. / А. М. Ушков. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 184с.
  122. , И.А. Из истории русской общественной мысли XVIII столетия: М. М. Щербатов Текст. / И. А. Федосов. — М.: Университет, 1967. -260 с.
  123. , Г. В. Метафизические предпосылки утопизма Текст. / Г. В. Флоровский // Вопросы философии. 1990. — № 10. — С. 80−89.
  124. , А. Социальные утопии Текст. / А. Фойгт — пер. с нем. Н. Стороженко. СПб: Изд-во А. С. Суворина, 1907. -XII, 172, 3 с.
  125. , О. М. Утопия Текст. / О. М. Фрейденберг // Вопросы философии. 1990.-№ 5. -С. 148−167.
  126. , В. Картины земного рая Текст. / В.Фриче. М.: [б.и:], 1919. -20 с.
  127. , И. В. Утопия: сущность и развитие (опыт социально-философской концептуализации) Текст.: автореферат дис.. д-ра философ. Наук / И. В: Фролова. Уфа, 2005. — 48 с.
  128. , И. В. Философия и утопия Текст.: учебное пособие / И. В. Фролова. Уфа: БашГУ, 2008. — 172 с.
  129. , В. И. В творческом мире Леонида Леонова Текст.: учебное пособие / В. И. Хрулев. Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. — Ч. 1. — 288 е.- Ч. 2. — 252 с.
  130. , В. И. Искусство иронии в прозе Леонида Леонова Текст.: учебное пособие / В. И. Хрулев. Уфа: РИО БашГУ, 2005. — 122 с.
  131. , К. Э. Утописты. Живая Вселенная Текст. / К. Э. Циолковский // Вопросы философии. 1992. — № 6. — С. 132−159.
  132. , В. А. Утопия и культура. Эссе разных лет. Т.1 Текст. / В. А. Чаликова. М.: ИНИОН, 1992 — 229 с.
  133. , В. А. Утопия рождается из утопии. Эссе разных лет: Текст. /
  134. B.А. Чаликова.-London, 1992.
  135. , В. А. Утопия и свобода. Эссе разных лет Текст. / В. А. Чаликова. М.: Весть-ВИМО, 1994. — 180 с.
  136. , Р. С. Утопия и антиутопия: типология взаимоотношения Текст. / Р. С. Черепанова // Вестник Челяб. ун-та Челябинск, 1999. — Сер. 1. -№ 1.-С. 96−108.
  137. , Т. А. Природа фантастики Текст. / Т. А. Чернышева. -Иркутск: Изд-во Ирк. ун-та, 1984. 330с.
  138. , Т. А. О художественной форме утопии Текст. / Т. А. Чернышева // Поэтика русской советской прозы. Иркутск: ИрГУ, 1975.1. C. 22−40.
  139. , Т. А: Русская утопия Текст. / Т. А. Чернышева // Сибирь Иркутск. — 1990. — № 6. — С. 118−127.
  140. , Е. Л. Утопия как тип сознания Текст. / Е. Л. Черткова // Общественные науки и современность. 1993. -№ 3. — С. 71−81.
  141. , Н. Д. Русский социальный роман XVIII века («Путешествие в землю Офирскую г. С. Швецкого дворянина» сочинение князя М.М.Щербатова) Текст. / Н. Д. Чечулин. СПб.: Типография B.C. Балашев и К., 1900.-59 с.
  142. , К. В. Русские народные социально-утопические легенды Текст. / К. В. Чистов. М.: Наука, 1967. — 341с.
  143. , К. В. Утопии и современность Текст.: / К. В. Чистов // Русские утопии: Сборник / Сост. В.Е.Багно- альманах Канун- под общей ред. Д.С.Лихачева- Вып. 1. СПб.: Terra fantastika, 1995. — С. 22−54.
  144. , Г. А. Современные цивилизационное мышление и российский менталитет Текст. / Г. А. Чупина, Е. В. Суровцева // Социально-политический журнал. 1994. -№ 9,10. — С. 21−30.
  145. , Г. Б. Арабоязычная философия средневековья и классическая традиция Текст. / Г. Б. Шаймухамбетова. -М., 1979. 151с.
  146. , Е. Утопия и традиция Текст. / Е.Шацкий. М.: Прогресс, 1990.-455 с. f / /
  147. , М. Человек и история Текст. / М. Шел ер // Шел ер М. Избранные произведения / М. Шелер / пер с нем. Денежкина А. В., Малинкина А. Н., Филлипова А. Ф.- под ред. Денежкина А. Ф. М.: Гнозис, 1994.-С. 70−97.
  148. , В. П. Эсхатология и утопия. Очерки русской философии и культуры Текст. / В. П. Шестаков. М.: Владос, 1995. — 207 с.
  149. , А. В. Смысл города и город-Смысл Текст. / А. В. Шипилов //Человек.- 2006. -№ 1.-С. 5−18.
  150. , В. На втором перекрестке утопий Текст. / В. Шохина // Звезда.- 1990.- № 11. С.171−179.
  151. , А. Э. «Город солнца»: утопия и наука Текст. / А. Э. Штекли. М.: Наука, 1978. — 368 с.
  152. , М. Мефистофель и андрогин Текст. / М. Элиаде. — СПб.: Алетейя, 1998. 374 с.
  153. Эллис, (Кобылинский Л. Л.) Русские символисты Текст. / Л. Л. Кобылинский. Томск: Водолей, 1998. — 288 с.
  154. Эрн, В. Идея катастрофического прогресса Текст. / В. Эрн // Русская мысль. 1909. — № Ю. — С. 142−159.
Заполнить форму текущей работой