Журналы «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ»: становление языка ранней советской литературной и кино-критики
Диссертация
Метафорика критических и проблемных статей лефовцев строится на «патолого-анатомической» образности, что связано с желанием авторов представить старую культуру мертвым анахронизмомиспользуются выражения и терминология из юридической практики, это объяснено в работе стремлением создать ощущение вывода дискуссий за пределы эстетических разногласий (маловажных в контексте лефовского неприятия… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Кинокритика и публицистика о кино в дореволюционной России
- 1. 1. Оппозиция «свой / чужой» в ситуации единства отрасли
- 1. 2. Кино как искусство
- 1. 3. Пространственная метафорика
- ГЛАВА 2. Язык кинокритики журналов «ЛЕФ» И «НОВЫЙ ЛЕФ»
- 2. 1. Политическая реальность в метафоре
- 2. 2. Кино и пропаганда (церковь, наркомания, пьянство)
- 2. 3. «Биологическая» и «гастрономическая» топика
- 2. 4. Семантические коды лефовской кинокритики
- ГЛАВА 3. Оппозиция «свой / чужой» в литературной критике журналов «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ»
- 3. 1. Рецензия и статья в «ЛЕФе» и «Новом ЛЕФе» — жанровые особенности
- 3. 2. ЛЕФ — о своем месте в искусстве 1920-х гг
- 3. 3. Авторы журналов «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ»
- 3. 4. Стилистика лефовских рецензий в ее взаимосвязи с оппозицией «свой / чужой»
Список литературы
- Аймермахер К. Политика и культура при Ленине и Сталине (1917 1932). М., 1998.
- Ахиезер А.С. Культурные основы этнических конфликтов // Общественные науки и современность. 1994. № 4.
- Блюм А.В. За кулисами «Министерства правды»: тайная история советской цензуры. М., 1994.
- Булгакова О.Л. ЛЕФ и кино // Киноведческие записки. № 18. С. 165 197.
- Булгакова О.Л. Фабрика жестов. М., 2005.
- Вайскопф М.Я. Во весь логос: Религия Маяковского // Вайскопф М. Я. Птица тройка и колесница души: Работы 1978 -2003 годов. М., 2003.
- Вайскопф М.Я. Писатель Сталин. М., 2002.
- Валюженич А.В. Кинопублицистика Осипа Брика 20-х годов. // Киноведческие записки. 2005, № 69.
- Валюженич А.В. Осип Максимович Брик. Материалы к биографии. Акмола, 1993.
- Гаспаров М.Л. «Извиняюсь» // Культура русского модернизма. Статьи. Эссе. Публикации. В приношение В. Ф. Маркову. М., 1993.
- Гинзбург С.С. Кинематография дореволюционной России. М., 1963.
- Григорьева Н.Я. Anima Laborans: писатель и труд в России 1920 1930-х гг. СПб., 2005.
- Гудков Л.Д. Негативная идентичность. Статьи 1997 -2002 годов. М., 2004.
- Понтер X. Леф и советская культура // Соцреалистический канон / Сборник статей. СПб., 2000.
- Диннерштейн Е.А. А.К. Воронский. В поисках живой воды. М., 2001.
- Диннерштейн Е.А. Положившие первый камень: Госиздат и его руководители. М., 1972.
- Иванов Вяч.Вс., Топоров В. Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы (древний период). М., 1965.
- Иньшакова Е.Ю. Опыт символизма в драматургии В. Маяковского // Символизм в авангарде. М., 2003. С. 370 380.
- Кацис Л.Ф. Владимир Маяковский: Поэт в интеллектуальном контексте эпохи. Изд-е 2-е, доп. М., 2004.
- Клемперер В. LTI. Язык Третьего рейха. Записная книжка филолога. М., 1998.
- Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994.
- Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2000.
- Малышева С.Ю. Советская праздничная культура в провинции: пространство, символы, исторические мифы (1917 -1927). Казань, 2005.
- Михайлов В.П. Рассказы о кинематографе старой Москвы. М., 2003.
- Молдавский Д.М. С Маяковским в театре и кино. Книга о С. Юткевиче. М., 1975.
- Наши даты // Независимая Газета. Приложение Ex Libris от 05. 18. 2000.
- Одесский М.П. Национальный вопрос и вопросы языкознания // Язык. Культура. Гуманитарное знание. Научное наследие Г. О. Винокура и современность. М., 1999.
- Одесский М.П. Явление вампира // Стокер Брэм. Дракула: Роман- Гость Дракулы: Рассказ. / Вступ. статья, сост. М. Одесского. М., 2005.
- Одесский М.П., Фельдман Д. М. Поэтика террора и новая административная ментальность: очерки истории формирования. М., 1997.
- Паперный В.З. Культура Два. М., 2006.
- Подорога В.А. Материалы к психобиографии С.М. Эйзенштейна // Подорога В. А. Авто-био-графия. К вопросу о методе. Тетради по аналитической антропологии. № 1. М., 2001.
- Рошаль JI.M. Начало всех начал. Факт на экране и киномысль «Серебряного века». М., 2002.
- Селищев A.M. Язык революционной эпохи: Из наблюдений над русским языком (1917 1926). М., 2003.
- Скороспелова Е.Б. Идейно-стилевые течения в русской советской прозе первой половины 20-х годов. М., 1979.
- Скороспелова Е.Б. Русская проза XX в.: От А. Белого («Петербург») до Б. Пастернака («Доктор Живаго»). М., 2003.
- Фельдман Д. Терминология власти: Советские политические термины в историко-культурном контексте. М., 2006.
- Флейшман JI.C. Борис Пастернак в 20-е годы. СПб., 2003.
- Харджиев Н.И. Статьи об авангарде. Т.2. М., 1997.
- Цивьян Ю.Г. Введение: несколько предварительных замечаний по поводу русского кино // Великий Кинемо: Каталог сохранившихся игровых фильмов России (1908 1919). М., 2002.
- Цивьян Ю.Г. Историческая рецепция кино: Кинематограф в России, 1896 1930. Рига, 1991.
- Цивьян Ю.Г. К проблеме ранней эволюции киноязыка // Семиотика пространства и пространство семиотики. Труды по знаковым системам. Ученые записки Тартуского государственного университета. Выпуск 720.
- Чернышев А.А. Русская дооктябрьская киножурналистика. М., 1987.
- Чубаров И. «Театрализация жизни» как стратегия политизации искусства. Повторное взятие Зимнего дворца подруководством Н. Н. Евреинова (1920 год) // Советская власть и медиа: Сб. статей. СПб., 2005.
- Шешуков С.И. Неистовые ревнители. М., 1970.
- Шкловский В.Б. За 40 лет. М., 1965.
- Шкловский В.Б. Эйзенштейн. М., 1976.
- Штейнер Е.С. Авангард и построение нового человека. Искусство советской детской книги 1920-х годов. М., 2002.
- Юткевич С.Ю. Поэтика режиссуры. М., 1986.
- Ямпольский М.Б. «Смысловая вещь» в кинотеории ОПОЯЗа // Ямпольский М. Б. Язык тело — случай: Кинематограф в поисках смысла. М., 2004.
- Янгиров P.M. Маргинальные темы в творческой практике ЛЕФа // Тыняновский сборник. Пятые тыняновские чтения. Рига- М., 1994.
- Boris Pasternac and his times. Selected papers from the second international symposium on Pasternac. Berkeley. 1989.
- Амфитеатров А.В. В защиту кинематографа // Вестник кинематографии. 1912. № 33.
- Андреев Л.Н. Еще раз о «великом немом» // Кинематограф. 1915. № 1.
- Апушкин Я.В. Искусство экрана // Кино-газета. 1918. № 18.
- Арватов Б.И. Рецензия на: Гастев А. Пачка ордеров // ЛЕФ. 1923. № 1.
- Арватов Б.И. Рецензия на: Тарабукин Н. От мольберта к машине // ЛЕФ. 1923. № 3.
- Армадо. От великого до безликого//Кине-журнал. 1915. № 21 22.
- Армандо. Благословение мародерства // Кине-журнал. 1915. № 15 16.
- Асеев Н.Н. Рецензия на сборник «Современный Запад» //ЛЕФ. 1923. № 2.
- Асеев Н.Н. Рецензия на сборник «Красноармейская поэзия» // ЛЕФ. 1923. № 3.
- Асеев Н.Н. Рецензия на сборник «Молодая Гвардия», № 6 // ЛЕФ. 1923. № 4.
- Асеев Н.Н. Рецензия на: Ходасевич В. Тяжелая лира: Четвертая книга стихов // ЛЕФ. 1923. № 1.
- Блонский М. Максисты // Кино-театр и жизнь. 1913. № 3.
- Бобров С. Рецензия на: Белый А. Глоссалолия: Поэма о звуке // ЛЕФ. 1923. № 1.
- Большая цензура: Писатели и журналисты в Стране Советов. 1917 1956. М., 2005.
- Брик О.М. За политику! // Новый ЛЕФ. 1927. № 1.
- Брик О.М. Противокиноядие // Новый ЛЕФ. 1927. № 2.
- Брик О.М. Фиксация факта // Новый ЛЕФ. 1927. № 1112.
- Василевский И. Его величество кинематограф // Кинематограф. 1915. № 2.
- Вега. Заметки о новой русской ленте // Кине-журнал. 1915. № 19 20.
- Вертов Д. Киноки. Переворот// ЛЕФ. 1923. № 3.
- Вертов Д. Статьи, дневники, замыслы. М., 1966.
- Винокур Г. О. Футуристы строители языка // ЛЕФ. 1923. № 1.
- Винокур Г. О. Поэтика. Лингвистика. Социология. // ЛЕФ. 1923. № 3.
- Винокур Г. О. Рецензии на книгу В.Я. Брюсова «Звукопись Пушкина» // ЛЕФ. 1923. № 2.
- Винокур Г. О. Формальная халтура. Рецензия на книгу «Творческий путь Тургенева» // ЛЕФ. 1923. № 4.• Г '
- Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП (б) ВКП (б), ВЧК — ОГПУ — НКВД о культурной политике. 1917 — 1933.
- Волин Ю.С. Своим путем // Кинематограф. 1915. № 1.
- Вольфсон С.Я. Язык и классовая борьба // ВАРНИТСО. 1930. № 5. Минск.
- Гриц Т.С., Никитин М. М., Тренин В. В. Об 0,1 романа Сергея Малашкина. Рецензия на: Малашкин С. И. Две войны и два мира. // Новый ЛЕФ. 1928. № 3.
- Гусев Н. Мысли по поводу кинематографа // Вестник кинематографии. 1914. № 5.
- Д. Нет дыма без огня // Кине-журнал. 1915. № 19 20.
- Дубровский М. Русский киноактер // Кине-журнал. № 13 14.
- И.С. Влюбленный. Народным комиссарам // Киногазета. 1918. № 15.
- Измайлов А. О чем я думаю перед экраном? // Кинематограф. 1915. № 2.
- Кантошкин Ф. Праздничная беседа о будничных делах // Кинематограф. 1915. № 2.
- Князь Сенегамбий. Режиссер в кинематографе // Кине-журнал. 1915. № 15 16.
- Когда же придет воскресенье? // Кино-газета. 1918. № 18.
- Кого предостерегает ЛЕФ? // ЛЕФ. 1923. № 1. С. 8 10.
- Кулешов Л.В. Собрание сочинений в 3 т. Т. 1. Теория. Критика. Педагогика. М., 1987.
- Кулешов Л.В. Экран сегодня // Новый ЛЕФ. 1927. № 4.
- Ленин В.И. Доклад о задачах власти советов // Поли, собр. соч. Т. 35. С. 3.
- Ленин В.И. Речь к делегатам V Всероссийского Съезда Советов 5 июля 1918 года // Собр. соч. Т. 36. М., 1962. С. 504.
- Ленин В.И. Речь к делегатам V Всероссийского Съезда Советов 5 июля 1918 года // Собр. соч. Т. 36. М., 1962.
- ЛЕФ и кино: Стенограмма совещания // Новый ЛЕФ. 1927. № 11 12.
- Люлин А. Кто виноват? // Кино-газета. 1918. № 18.
- Мавич. Постные темы // Сине-Фоно. 1914. № 1.
- Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 1.
- Маяковский В.В. В кого вгрызается ЛЕФ? // ЛЕФ. 1923.1.
- Маяковский В.В. Доклад «Что я привезу в СССР?» // Полн. собр. соч. Т. 12.
- Маяковский В.В. За что борется ЛЕФ? // Полн. собр. соч., Т. 12.
- Маяковский В.В. Кино и кино // Полн. собр. соч. Т.12.
- Маяковский В.В. Мистерия Буфф // Полн. собр. соч., Т.2.
- Маяковский В.В. Отношение сегодняшнего театра и кинематографа к искусству: Что несет нам завтрашний день? // Полн. собр. соч. Т. 1.С. 281 285.
- Маяковский В.В. Позабудь про камин // Поли. собр. соч. Т. 12.
- Маяковский В.В. Пощечина общественному вкусу // Поли. собр. соч. Т.13.
- Маяковский В.В. Театр, кинематограф, футуризм // Полн. собр. соч. Т. 1.
- Маяковский В.В. Уничтожение кинематографом «театра» как признак возрождения театрального искусства // Полн. собр. соч. Т. 1.
- Мелодиев Е. Кинематография как творчество // Киногазета. 1918. № 16.
- Нагродская Е.А. Кинематографические горести и радости // Кинематограф. 1915. № 1.
- Олеша Ю.К. Избранные сочинения. М., 1956.
- От редакции журнала «На посту» // На посту. 1923. № 1.
- Перцов В.О. «Игра» и демонстрация // Новый ЛЕФ. 1927. № 11.
- Перцов В.О. График современного ЛЕФа // Новый ЛЕФ. 1927. № 1.
- Перцов В.О. Идеология и техника в искусстве // Новый ЛЕФ. 1927. № 5.
- Полетаев Е.А., Пунин Н. Н. Против цивилизации. Пг., 1923.
- Ре. Не. Рецензия на фильм «Андрей Тобольцев» // Кине-журнал. 1915. № 21 22.
- Сельвинский И.Я. Черновики // РГАЛИ. Ф. 1604. On. I. Ед. хр. 1059. Л. 2 об.
- Силлов Вл. Рецензия на: Гершензон М. О. Вопросы теории и психологии творчества // ЛЕФ. 1923. № 4.
- Сталин И.В. Заметки на современные темы, или речь на пленуме коммунистической фракции ВЦСПС под названием «Троцкизм или ленинизм?» от 19 ноября 1924 г.
- Сталин И.В. О революционном движении на Востоке // Правда. 4 июля 1925 года.
- Сталин И.В. Об основах ленинизма. Лекции, прочитанные в Свердловском университете // Правда. Апрель -май 1924.
- Стржигоцкий. Предатели и убийцы // Кино-газета. 1918. № 24.
- Третьяков С.М. Бьем тревогу! // Новый ЛЕФ. 1927. № 2.
- Третьяков С.М. Живой «живой» человек. Рецензия на: Арсеньев В. К. В дебрях Уссурийского края // Новый ЛЕФ. 1928. № 7.
- Третьяков С.М. Кино к юбилею // Новый ЛЕФ. 1927. № 10.
- Троцкий Л. Д. Водка, церковь и кинематограф // Киноведческие записки. № 45.
- Троцкий Л. Д. Драма французского пролетариата // «Известия» от 16 мая 1922.
- Туркин В. Лицедеи и натурщики // Кино-газета. 1918. № 18.
- Урванцев Н. Творчество или машинка // Кинематограф. 1915. № 2.
- Утро России. 1915. 20 янв.
- Цесарец А. Леф в Югославии // ЛЕФ. 1923. № 2.
- Чужак Н.Ф. Бесплодная ученость. Рецензия на книгу: Горнфельд А. Г. Новые словечки и старые слова // ЛЕФ. 1923. № 1.
- Чужак Н.Ф. К задачам дня // ЛЕФ. 1923. № 2.
- Шиманский С. Подмостки и экран // Кинематограф. 1915. № 1.
- Шкловский В.Б. Воскрешение слова. СПб., 1914.
- Шкловский В.Б. Новооткрытый Пушкин. Рецензия на: Горький A.M. Рабселькорам и военкорам: О том, как я учился писать// Новый ЛЕФ. 1928. № 11.
- Шкловский В.Б. Ошибки и изобретения // Новый ЛЕФ. 1927. № 11−12.
- Шкловский В.Б. По поводу картины Эсфири Шуб // Новый ЛЕФ. 1927. № 8−9.
- Эйзенштейн С.М. Монтаж аттракционов: (К постановке «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского в Московском Пролеткульте) // ЛЕФ. 1923. № 3.
- Эйзенштейн С.М. Метод. Собрание сочинений в 2 т. М., 2002.
- Эйхенбаум Б.М. Основные стилевые тенденции в речи Ленина // ЛЕФ. 1924. № 1.