Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организационный механизм управления экономикой региона с учётом обеспечения экономической безопасности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическую и методологическую основу исследования составили фундаментальные концепции и положения, представленные в трудах отечественных и зарубежных учёных в области национальной и экономической безопасности, теории управления экономическими системами, региональной экономики, а также нормативно-правовые акты федерального и регионального уровней по исследуемой проблеме. Теоретические… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы управления экономикой с учётом обеспечения экономической безопасности
    • 1. 1. Содержание экономической безопасности (эволюция понятия, уровни, виды и угрозы экономической безопасности) в системе управления экономикой
    • 1. 2. Методологические аспекты оценки экономической безопасности в системе управления экономикой
    • 1. 3. Механизм обеспечения и контроля экономической безопасности в системе управления экономикой
  • Глава 2. Развитие методических аспектов управления экономикой региона с учётом экономической безопасности (на примере Владимирской области)
    • 2. 1. Анализ системы управления экономикой региона с позиции обеспечения экономической безопасности области
    • 2. 2. Разработка методики оценки уровня экономической безопасности субъектов региона
    • 2. 3. Разработка механизма обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов в системе управления экономикой региона
  • Глава 3. Совершенствование системы управления социально-экономическим развитием региона с учётом экономической безопасности
    • 3. 1. Разработка стратегии управления экономической безопасностью региона
    • 3. 2. Формирование организационного механизма реализации стратегии управления экономической безопасностью региона
    • 3. 3. Разработка системы управления экономикой региона с учётом обеспечения и контроля экономической безопасности

Организационный механизм управления экономикой региона с учётом обеспечения экономической безопасности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования обусловлена необходимостью совершенствования системы управления социально-экономическим развитием региона с учётом обеспечения экономической безопасности. Но в условиях кризиса, когда возникает опасность углубления существующих и появления новых угроз экономической безопасности, проблема повышения эффективности организационных и экономических механизмов управления развитием региона приобретает особую актуальность. Высокая дифференциация населения по уровню доходов, низкая рождаемость в сочетании с высочайшим уровнем смертности, напряжённость в связи с криминальной обстановкой, возрастающий уровень инфляции, коррумпированность всех сфер экономики и другие факторы формируют дополнительные угрозы экономической безопасности страны.

Экономическая безопасность и благополучие любого экономического пространства, в свою очередь, определяются экономическим состоянием функционирующих в его пределах экономических субъектов. Если рассматривать в качестве такого пространства экономику страны, то следует вести речь о субъектах федерации, муниципальных образованиях и хозяйствующих субъектах, расположенных на их территории.

Между тем, проблемы управления развитием территорий (субъектов федерации, муниципальных образований) с точки зрения обеспечения экономической безопасности остаются недостаточно исследованными, хотя население территорий в повседневной жизни сталкивается со спектром угроз, имеющих именно локальный характер.

В связи с тем, что ответственность по защите населения от таких угроз возлагается, главным образом, на региональные и местные органы управления, возникает объективная необходимость в разработке механизмов, мер и инструментария управления, адекватных современным реалиям. Однако, возможность принятия эффективных управленческих решений с позиции обеспечения экономической безопасности сдерживается недостаточной разработанностью методических основ оценивания уровня экономической безопасности регионов и муниципальных образований. Известно, что используемые системы показателей и индикаторов оценки экономической безопасности ориентированы в основном на макроэкономический уровень.

Указанные обстоятельства во многом обусловливают актуальность диссертационного исследования, его теоретическую и практическую значимость.

Считаем важным подчеркнуть, что в исследовании рассматривается не весь комплекс управления социально-экономическим развитием региона, а лишь его составная часть — развитие организационного механизма управления экономикой региона с учётом обеспечения экономической безопасности.

Степень научной разработанности проблемы. Отдельные аспекты проблемы управления региональным развитием с учётом обеспечения экономической безопасности рассмотрены в работах JI. Андриченко,.

B. Бабанова, Д. Галиуллина, А. Голубцова, Г. Гутмана, Ю. Лапыгина,.

C. Дарькина, Е. Кормишкина, А. Татаркина, Ф. Удалова и др.

Исследования в области обеспечения экономической безопасности предприятия и предпринимательской деятельности проводили В. Алёшин, К. Багриновский, М. Бендиков, Е. Хрусталёв, Л. Будович, Н. Ващёкин, О. Грунин, В. Козырев, В. Шлыков, Р. Седегов, Ф. Юрлов, Г. Яковлев и др.

Исследованию вопросов экономической безопасности на макроэкономическом уровне посвящены работы таких российских экономистов, как Л. Абалкин, В. Дворянков, Е. Олейников, А. Илларионов, Е. Ведута, А. Колосов, В. Лисов, А. Архипов, В. Загашвили, А. Арбатов, М. Дзлиев, С. Афонцев, В. Паньков, А. Прохожев, А. Вахрамеев, С. Глазьев, И. Богданов, В. Сенчагов, и др. Вопросы обеспечения экономической безопасности на уровне региона, муниципалитета и предприятия в работах этих авторов рассмотрены в общих чертах.

Однако, если в теоретическом плане наблюдаются определённые позитивные результаты, то в методическом и практическом аспектах сохраняются многие проблемы. В частности, недостаточно изучены возможности сочетания положительных аспектов административных и рыночных методов управления обеспечением экономической безопасности на региональном уровне.

Практически отсутствуют работы, посвященные формированию организационного механизма управления развитием региона с позиции обеспечения экономической безопасности, созданию единой методологии оценивания уровня экономической безопасности территории, как основы для применения адекватных управленческих решений.

Данное обстоятельство послужило основанием определения цели, задач, предмета и объекта диссертационного исследования.

Целью диссертационного исследования является развитие организационного механизма управления экономикой региона с учётом обеспечения экономической безопасности.

Реализация поставленной цели исследования потребовала последовательного решения следующего комплекса взаимосвязанных задач:

S исследовать особенности управления экономикой на макроэкономическом уровне с позиции обеспечения экономической безопасности;

S обосновать систему показателей экономической безопасности и определить пороговые значения индикаторов, учёт которых необходим при разработке региональной политики в области управления экономикой;

S разработать методику оценки уровня экономической безопасности муниципальных образований и хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципальных образований;

S разработать стратегию управления экономикой региона в сфере экономической безопасности и организационный механизм её реализации;

S обосновать предложения по формированию механизма управления развитием региона с учётом экономической безопасности.

Объектом исследования является система управления экономикой региона (на примере Владимирской области).

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения в системе управления экономикой региона с учётом экономической безопасности.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили фундаментальные концепции и положения, представленные в трудах отечественных и зарубежных учёных в области национальной и экономической безопасности, теории управления экономическими системами, региональной экономики, а также нормативно-правовые акты федерального и регионального уровней по исследуемой проблеме. Теоретические и практические выводы сделаны на основе обработки статистических данных Госкомстата РФ и статматериалов, опубликованных в периодических изданиях, а также ресурсов «Интернет».

Содержание диссертационного исследования соответствует п. 2. «Макроэкономика»: 2.5. «Обеспечение экономической безопасности» и п. 5. «Региональная экономика»: 5.16. «Управление экономикой регионов на национальном, региональном и муниципальном уровнях» Паспорта ВАК РФ специальности 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством.

Научная новизна исследования:

•S предложены уточнённые классификации уровней и угроз экономической безопасности, в системе управления экономикой на макроэкономическом уровне, отличающиеся от существующих большей полнотой и конкретикой;

•S обоснованы группы показателей и определены пороговые значения индикаторов, учёт которых необходим при разработке региональной экономической политики в области обеспечения экономической безопасности;

•S разработана методика оценки экономической безопасности муниципальных образований и хозяйствующих субъектов, которая в отличие от существующих, отражает состояние объектов анализа более реально, и является наиболее удобной для практического применения;

•S разработана структура стратегии управления экономической безопасностью региона как органической составляющей общей стратегии социально-экономического развития субъекта федерации и сформирован организационный механизм её реализации для условий Владимирской области;

•S обоснованы направления формирования механизма управления экономикой региона с учётом обеспечения экономической безопасности, предложен алгоритм контроля реализации стратегии управления экономической безопасностью региона.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что разработанные теоретические, методологические и практические подходы и предложения автора могут быть использованы:

S при разработке стратегии социально-экономического развития субъектов федерации и обосновании стратегических приоритетов развития муниципальных образований с учётом обеспечения экономической безопасностил/ при разработке долгосрочных программ и стратегий управления экономической безопасностью региона;

У при подготовке законодательных актов, направленных на совершенствование системы управления экономикой региона с учётом экономической безопасности;

S в учебном процессе высших учебных заведений, а также в системе переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих.

Апробация материалов диссертационного исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования изложены, обсуждены и получили одобрение на всероссийских и региональных конференциях в 2007;2008 гг.: V Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы экономики и статистики в общегосударственном и региональном масштабах» (Пенза, 2008), ежегодной региональной научно-практической конференции студентов и аспирантов «Труды молодых учёных и аспирантов» (Нижний Новгород, 2007).

По результатам исследования опубликовано пять работ, в том числе в Вестнике Государственного университета управления, входящего в перечень рекомендуемых ВАК России изданий для публикации материалов по докторским и кандидатским диссертациям.

Заключение

.

Характер и содержание проведённого в диссертационной работе исследования подтверждает актуальность темы, правомерность поставленных задач, научную новизну и практическую ценность полученных результатов и выводов.

Россия ещё не настолько экономически сильное государство, чтобы безболезненно для себя проводить политику открытой экономики. Резкий курс, взятый на либерализацию внешнеэкономических отношений, привёл в первую очередь к потере конкурентоспособности отечественной продукции, и как следствие к беспрецедентному снижению ВВП, доходов населения, безработице.

По нашему мнению, основной причиной кризисных явлений в стране служит отсутствие реальной системы защиты экономических интересов государства и его субъектов. В качестве ведущего элемента защиты экономических интересов выступает механизм обеспечения экономической безопасности в системе управления экономикой. Осуществлённые отечественными и зарубежными специалистами научные исследования различных аспектов экономической безопасности вносят существенный вклад в теорию и практику анализа и оценки экономической безопасности. Однако проблемы обеспечения экономической безопасности муниципального образования практически не затрагиваются, несмотря на тот факт, что население на территории муниципального образования в своей повседневной жизни сталкивается со спектром угроз, имеющих именно локальный характер. В этой связи высокая эффективность защиты граждан от данных угроз может быть обеспечена лишь органами местного самоуправления как наиболее приближенными к населению, что обусловливает насущную необходимость и несомненную актуальность научных исследований в области управления экономикой региона с учётом обеспечения экономической безопасности.

Следовательно, в данной работе было необходимым разработать систему мер, направленных на обеспечение экономической безопасности муниципального образования в системе управления экономикой региона. Выполненное диссертационное исследование позволило обосновать ряд обобщающих научных положений и практических рекомендаций.

1. Проведённое исследование теоретических основ экономической безопасности позволило выделить понятие безопасности как экономической категории: экономическая безопасность — такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов.

При этом под экономической безопасностью муниципального образования мы понимаем совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому росту муниципальной экономики и её способности удовлетворять потребности населения, обеспечивающих конкурентоспособность муниципального образования на внешних рынках, гарантирующих защиту его экономической сферы от различного рода угроз и потерь.

2. Анализ и оценка ключевых проблем экономической безопасности позволили выявить уровни, виды и основные угрозы экономической безопасности.

Экономическая безопасность является многоуровневой проблемой. В её структуре принято выделять три уровня — уровень индивида (личности), государства и мировой экономической системы. В соответствии с задачами и предметом исследования целесообразно дополнить эту классификацию уровней экономической безопасности вопросами в рамках делового предприятия (фирмы), отрасли в масштабах страны или мира, региона внутри страны, регионального объединения стран.

Важнейшими видами экономической безопасности являются — финансовая, энергетическая, военная, оборонно-промышленная, продовольственная, внешнеэкономическая и информационная безопасность.

Наиболее часто угрозы классифицируют на внешние и внутренние. Однако, такое ранжирование угроз является недостаточным, поэтому в диссертационной работе предложена наиболее полная и конкретная классификация.

3. Специфика проблемы обеспечения экономической безопасности требует выработки количественных методов её оценки, поэтому в данном диссертационном исследовании проведён анализ методов оценки экономической безопасности, предложены системы показателей для различных уровней.

4. Анализ основных подходов к оценке экономической безопасности, позволил разработать методику расчёта показателя экономической безопасности муниципального образования, комплексно характеризующего состояние экономики рассматриваемой территории.

Данный математический метод позволяет учитывать самую разную информацию об оцениваемой территории, при этом для автоматизации расчётов в среде визуального программирования BORLAND DELPHI 7 было создано специальное программное приложение.

Апробация методики расчёта показателя экономической безопасности на примере Владимирской области подтвердила возможность её использования для анализа экономической безопасности муниципальных образований.

5. Ключевым моментом в обеспечении экономической безопасности муниципального образования является разработка и реализация мер, направленных на нейтрализацию угроз безопасности и стабилизацию социально-экономического положения. Поэтому, нами была предложена технология разработки стратегии управления экономической безопасностью региона, с конкретными предложениями, которая носит универсальный характер и может быть применена в различных субъектах нашей страны.

Суть стратегии заключается в постепенном движении к российскому варианту общества постиндустриального типа с современными характеристиками качества жизни населения, среды обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной, социально ориентированной, динамичной рыночной экономики при значительной роли государства в её трансформации и регулировании. Достигаться это должно защитой экономики муниципального образования от внутренних и внешних угроз, а также повышением благосостояния жителей данной территории за счёт увеличения занятости населения и вовлечения его в наиболее производительный труд в различных секторах экономики.

6. На основе проведённого исследования предложены рекомендации органам власти региона и муниципальных образований по формированию организационного механизма реализации стратегии управления экономической безопасностью. В частности, для того чтобы эффективно обеспечить экономическую безопасность муниципальных образований региона, было рекомендовано создать при администрации области комитет экономической безопасности, а на низших уровнях — отделы экономической безопасности, с наделением этих структурных подразделений соответствующими правами и полномочиями, необходимыми для решения поставленных перед ними задач.

7. Обобщая вышеперечисленные положения и практические рекомендации, в работе разработана система управления экономикой региона с учётом обеспечения и контроля экономической безопасности, включающая алгоритм стратегического контроля и систему мониторинга.

Выявлено, что региональным органам власти должна принадлежать ведущая роль в вопросах управления экономической безопасностью, поскольку практика показывает, что причины складывающихся угроз экономической безопасности имеют ярко выраженный региональный характер. Однако, региональная политика должна формироваться и реализовываться в контексте общефедеральной стратегии экономической безопасности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция РФ 1993 г. (внесённые изменения Указами Президента РФ от 09.01.1996 № 20, от 10.02.1996 № 173, от 09.06.2001 № 679) // Основные кодексы и законы Российской федерации. — 2-е изд., пе-рераб. СПб.: ИД «Весь», 2002. — 992 с.
  2. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (основные положения). Утв. Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608 // Российская газета. — 1996. 14 мая.
  3. О безопасности: основы законодательства Российской Федерации от 5.03.1992 года № 2446−1 // Российская газета. 1992. — 6 мая.
  4. Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Утв. Указом Президента Российской Федерации от 17.12.1997 года № 1300 // Собрание законодательства РФ. 1997. — № 52. Ст. 5909.
  5. Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Утв. Указом Президента Российской Федерации от 10.01.2000 года № 24 // Собрание законодательства РФ. 2000. — № 2, ст. 170.
  6. О правительстве Российской Федерации: Федер. Конституционный закон Российской Федерации от 17.12.1997 года № 2-ФЗК // Собрание законодательства РФ. 1997. — № 51. — Ст. 5712.
  7. О счётной палате: Федер. закон Российской Федерации от 11.02.1995 года № 4-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1997. — № 3. — Ст. 167.
  8. Об информации, информационных технологиях и защите информации: Федер. закон Российской Федерации от 27.07.2006 года № 149-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. — № 31. — Ст. 3448.
  9. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: Федер. закон Российской Федерации от 13.10.1995 года № 157-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. — № 42. — Ст. 3923.
  10. , Jl.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. — 1994. № 12. — с.4−13.
  11. , Л.И. Размышления о долгосрочной стратегии, науке и демократии. //Вопросы экономики. 2006. — № 12. — с.4−19.
  12. , Р. Право и экономическая безопасность // Власть. — 2005. № 5. — с.65−67.
  13. , А. Неравномерность развития муниципальных образований / А. Александрова, Е. Гришина II Вопросы экономики. — 2005. -№ 8. с.97−105.
  14. , В.А. Безопасность предпринимательской деятельности в регионе / В. А. Алёшин, Л. Дьяконова // Социально-политический журнал. -1998.-№ 2.-с. 179−186.
  15. , Л.В. Взаимоотношения органов государственной власти субъектов Российской Федерации с экономическими субъектами // Журнал российского права. 2005. — № 6. — с.3−15.
  16. , А. Национальная безопасность России в многополярном мире // Международная экономика и международные отношения. — 2000. -№ 10. — с.22−30.
  17. , А. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения / А. Архипов, А. Городецкий, Б. Михайлов // Вопросы экономики. 1994. — № 12. — с.38−49.
  18. , А.Н. Основные угрозы экономической безопасности в современной России // Труды молодых учёных и аспирантов. — Вып. 7 / Науч. ред. А. В. Дахин. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2007.-с. 5−6.
  19. , А.Н. Об актуальности проблемы обеспечения экономической безопасности России // Труды молодых учёных и аспирантов. — Вып. 8 / Науч. ред. А. В. Дахин. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2009. — с. 5−6.
  20. , А.Н. Методика оценки уровня обеспечения экономической безопасности муниципального образования // Вестник Государственного университета управления. 2008. — № 9 (47). — с. 182−183.
  21. , С. Национальная экономическая безопасность на пути к теоретическому консенсусу // Мировая экономика и международные отношения. 2002. — № 10. — с.30−39.
  22. , В. Экономическая безопасность региона. Учебное пособие / В. Н. Бабанов, В. В. Печёнкина, Н. Н. Цикорёв. Орёл: ОРАГС, 2001. -195 с.
  23. , К. Экономическая безопасность и наукоёмкий сектор промышленности / К. Багриновский, М. Бендиков, Е. Хрусталёв // Консультант директора. 2000. — № 14. — с.25−35.
  24. Безопасность предпринимательской деятельности // Юридическая консультация предпринимателя. 2004. — № 2. — с.78−99.
  25. , М.А. Анализ экономических показателей в системе национальной экономической безопасности // Вестник МГТУ. 2005. — № 2. -том 8. — с.208−210.
  26. , М. Экономическая безопасность промышленного предприятия в условиях кризисного развития // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. — № 2. — с. 17−29.
  27. , М. Технологическое развитие как основа экономического роста России // Консультант директора. 2001. — № 19. — с. 2−10.
  28. , М. Технологическое развитие как основа экономического роста России // Консультант директора. 2001. — № 2 l.-c. 16−21.
  29. И.Я. Экономическая безопасность России: теория и практика. М.: ИСПИ РАН, 2001.- 175 с.
  30. , JI. Аудит безопасности предприятия как метод оценки эффективности управления системой безопасности // Власть. 2007. — № 2. — с.47−50.
  31. , И. Проблемы обеспечения устойчивого развития агро-продовольственной системы // Общество и экономика. 2006. — № 6. — с. 139 151.
  32. , В.Ю. Каким быть закону о национальной безопасности? // Право и безопасность. 2004. — № 1. — с.22−28.
  33. , А.В. Национальная безопасность Российской Федерации (декларации и реальность) // Социально-гуманитарные знания. 2001. -№ 3. — с. 65−79.
  34. , Е.Н. Экономическая безопасность Российской Федерации. М.: Гос. дума, 1997. — 87 с.
  35. Г. Ю. Индикаторы социально-экономического развития муниципальных образований. М.: Фонд «Институт экономики города», 2001.-68 с.
  36. , В.Г. и др. Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы укрепления государственно-правовых основ // Журнал российского права. 2005. — № 2. — с.3−34.
  37. , В.Г. О методологических основах правового регулирования проблем безопасности Российской Федерации // Журнал российского права. 2005. — № 9. — с.27−39.
  38. Военная экономика: управление, планирование, военно-экономическая безопасность / Под ред. А. С. Сумина, Ю. И. Арепина. М.: ВИМИ, 1995.- 183 с.
  39. А.Г. Муниципальное хозяйство и управление: проблемы теории и практики. — М.: Финансы и статистика, 2002. 176 с.
  40. , П.М. Анализ и оценка экономической безопасности региона: дис.. канд. экон. наук: 08.00.05: защищена 12.10.01: утв. 22.04.02 / Воронин Павел Михайлович. Н. Новгород, 2001. — 158 с.
  41. , Н. Стратегические угрозы энергетической безопасности России / Н. И. Воропай, С. М. Сендеров, В. И. Рабчук. // ЭКО. 2006. — № 12. -с.42−59.
  42. , Д.Л. Экономическая безопасность регионов: социологический аспект. // Право и образование. — 2006. № 6. — с. 186−190.
  43. А.Л., Панкрухин А. П. Стратегическое управление: Учебник. М.: Омега-Л, 2004. — 472 с.
  44. , М. Муниципальные социально-производственные комплексы инновационного типа / М. Глазырин, А. Дряницин // Экономист. — 2007. -№ 1.-с.80−87.
  45. , С. Основа обеспечения экономической безопасности страны альтернативный реформационный курс // Российский экономический журнал. — 1997. — № 1. — с.3−19.
  46. , С. Основа обеспечения экономической безопасности страны — альтернативный реформационный курс // Российский экономический журнал. — 1997. № 2. — с.3−18.
  47. С.Ю. Геноцид. Россия и новый мировой порядок. Стратегия экономического роста на пороге XXI века. М.: ИТЕРРА, 1997. 218 с.
  48. С. О стратегии экономического развития России // Вопросы экономики. 2007. — № 5. — с. 30−51.
  49. , С. «Высветление» экономики и укрепление национальной безопасности России / С. Глинкина, Г. Клейнер // Российский экономический журнал. 2003. — № 5−6. — с.3−13.
  50. , А.Н. Экономическая безопасность регионов приволжского федерального округа / А. Н. Голубцов, В. Г. Гордиева, Е.В. Пройдако-ва // Вопросы статистики. 2005. — № 4. — с.52−56.
  51. , JI. Оценка экономической безопасности ООО «Четвёртый континент» // Справочник экономиста. 2005. — № 3. — с. 14−19.
  52. , А. Стратегия развития региона: цели, преимущества, технология разработки // Общество и экономика. 2008. — № 1. — с. 115−120.
  53. О.А., Грунин С. О. Экономическая безопасность организации: учебное пособие / О. А. Грунин, С. О. Грунин. СПб.: Питер, 2002. -160 с.
  54. , Р. Аграрная политика: от либералистских догм к экономическому прагматизму. // Российский экономический журнал. 2003. — № 2. — с.34−42.
  55. , Р. Продовольственная безопасность страны: к развитию правовых основ и экономических механизмов обеспечения // Российский экономический журнал. 2006. — № 11−12. — с.41−56.
  56. Г. В., Лапыгин Ю. Н., Родионов Ю. П. Экономическая безопасность региона. Теория и практика. — М.: Наука, 1996. — 216 с.
  57. , А.С. Продовольственная безопасность в опасности // Право и безопасность. — 2005. — № 2. — с. 62−64.
  58. , С.М. Экономическая безопасность Приморского края // ЭКО. 2004. — № 4. — с.151−158.
  59. В.А. Экономическая безопасность теория и реальность угроз. — М.: МО МАНПО, 2000. — 222 с.
  60. , М. Конкурентоспособность Российской экономики в условиях глобализации // Власть. — 2005. № 2. — с. 12−21.
  61. , М.И., Урсул, А.Д. Основы обеспечения безопасности России. М.: Экономика, 2003. 423 с.
  62. , Н.Г. Актуальные проблемы защиты интересов государства в экономических отношениях // Журнал российского права. 2005. -№ 12. — с.77−83.
  63. , А. Продовольственная безопасность страны: угроза и факторы нейтрализации // Российский экономический журнал. 2003. — № 7. — с.27−42.
  64. Жук, М. Г. Криминалистическая концепция экономической безопасности. / Актуальные проблемы теории и практики уголовного судопроизводства и криминалистики. М., 2004. — 250 с.
  65. B.C. Экономическая безопасность России. М.: «Юристъ», 1997.-239 с.
  66. Л.Г., Соколова М. И. Стратегический менеджмент: Учебник. М.: Экономисть, 2004. — 416 с.
  67. , В. Рекомендации по совершенствованию управления развитием социально-экономической сферы муниципального района города. // Консультант директора. 2003. — № 2. — с. 25−33.
  68. , В. Рекомендации по совершенствованию управления развитием социально-экономической сферы муниципального района города // Консультант директора. — 2003. № 4. — с. 29−36.
  69. , Д.Н. Экономическая безопасность в банковской сфере. -Н.Новгород: Из-во ВВАГС, 2002. 120 с.
  70. , Е. Экономическая безопасность России // Мировая экономика и международные отношения. 2001. -№ 11.- с.44−51.
  71. В.Г., Бутов В. И. Регионоведение (экономика и управление): Учебное пособие. 3-е издание, перераб. и доп. М.: ИКЦ «МарТ», 2004. -528 с.
  72. , А. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики. 1998. — № 10. — с. 35−49.
  73. , В. «Теневые» параметры реформируемой экономики и антикризисный потенциал среднего класса. // Российский экономический журнал. -2001. № 3. — с.16−25.
  74. , С. Оценка внутренней конкурентоспособности регионов России // ЭКО. 2008. — № 5. с. — 63−80.
  75. . Деловая стратегия: Пер. с англ. / Науч. ред. и авт. по-слесл. В. А Приписнов. М.: Экономика, 1991. — 239 с.
  76. , Р. Управление хозяйственным риском основа экономической безопасности региона // Проблемы теории и практики управления. — 2006. — № 4. — с. 45−52.
  77. Ким, К. В. Из опыта обеспечения экономической безопасности иностранных предпринимателей институтом «Кредит- Бюро» в период НЭПа // Финансы и кредит. 2008. — № 15. — с. 81−84.
  78. , А.Ю. Экономическая безопасность как особое направление обеспечения региональной безопасности в современном Российском государстве // Адвокатская практика.- 2006. № 1. — с.37−41.
  79. , А., Плотников, С. Правовые аспекты обеспечения экономической безопасности Российской Федерации / А. Кирюшина, С. Плотников // История государства и права. 2006. — № 9. — с.6−8.
  80. , Г. Риски промышленных предприятий (как их уменьшить и компенсировать?) // Российский экономический журнал. 1994. — № 56. — с.85−92.
  81. , Ю. К вопросу об обеспечении стратегии экономической безопасности России // Экономист. 1999. — № 7. — с.37−45.
  82. , В. Экономическая безопасность промышленного комплекса как критерий необходимости его реструктуризации // Личность. Культура. Общество. 2004. — № 4. — с. 171−184.
  83. , В.М. Каждому региону нужен «паспорт безопасности» // Право и безопасность. 2005. — № 1. — с.84−87.
  84. , Е. Экономическая безопасность как основа антикризисного управления регионом // Регионология. 2002. — № 4. — с. 50−62.
  85. , С.В. Диалектика национальной и международной безопасности: некоторые методологические проблемы // Полис (Политические исследования). 2009. — № 1. — с. 7−28.
  86. , С. Некоторые вопросы национальной экономический безопасности государства // Проблемы местного самоуправления. -2005. -№ 3. с.57−58.
  87. , В. Экономическая безопасность страны, региона, предприятия и личности // Региональная экономика. 2006. — № 11.- с.16−19.
  88. , Э. Национальная безопасность России в геоэкономическом контексте // Безопасность Евразии. 2000. — № 2. — с. 141−152.
  89. , А.П. Стратегия национальной безопасности: Конспект лекций. М.: МНЭПУ, 2001.-350 с.
  90. В.А., Омарова Т. Д., Чайковская Н. В. Управление региональной экономикой механизмы перехода от антикризисного к устойчивому развитию: моногр. — Муром: Изд.-полиграфический центр МИВлГУ, 2005.-216 с.
  91. , Ю. Предприятия в регионе: вхождение в реформу / Ла-пыгин, Ю., Эйдельман, Я. // Общество и экономика. 1995. — № 10−11. — с. 118−126.
  92. Ю.Н. Государственное и муниципальное управление: разработка и реализация стратегии. Муром: Изд.-полиграфический центр МИВлГУ, 2005.-412 с.
  93. , Л.Ф. Экономическая безопасность человека // США -Канада: экономика, политика, культура. 1999. — № 9. — с.66−78.
  94. , Ю. Концепция финансовой безопасности (общегосударственный и региональный аспекты / Ю. Любимцев, А. Логвина // Экономист. 1998. — № 3. — с.55−64.
  95. , И. Методика разработки стратегии развития города / И. Майзл ер, М. Щербинин // Консультант директора. — 2003. № 5. — с. 22−28.
  96. , Н.В. Система органов, обеспечивающих экономическую безопасность в России: проблема рациональной организации // Государственная власть и местное самоуправление. 2003. — № 6. — с. 18−22.
  97. , В. Региональное стратегическое планирование: основные подходы и условия реализации // Проблемы теории и практики управления. — 2008. -№ 11. — с.35−42.
  98. , В. Проблемы экономической безопасности России // Вопросы экономики. 1997. -№ 3. — c. l 11−127.
  99. , С. Международная экономическая безопасность. Польская точка зрения. М.: ИНИОН, 1990. -216 с.
  100. Модельные формы законов. Электронный ресурс. // URL: http://www.webplan.rn/index.php7orgicH969 [страница официального сайта сетевого холдинга «ВЭБ-ПЛАН Групп"] (дата запроса страницы 09.09.2008).
  101. , Ю. Критерии оценки экономической безопасности некоммерческих организаций // Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2006. № 10. — с.29−35.
  102. , И. Юридический статус понятия экономической безопасности // Философия права. 2006. — № 1. — с.48−57.
  103. Национальная экономика России: потенциалы, комплексы, экономическая безопасность / Под ред. В. И. Лисова. М.: ОАО «НПО «Экономика»», 2000. — 479 с.
  104. Неуловимый джоуль: цикл статей. // Политический журнал. — 2006.-№ 16.-с.49−63.
  105. , Д. Проблемы безопасности экономики России и стран содружества / Д. Орлова, В. Котилко // Экономист. — 1997. № 7. — с.73−81.
  106. Основы экономической безопасности / Под ред. Е. А. Олейникова. -М.: Бизнес школа «Интел-Синтез», 1997. 644 с.
  107. , В. Экономическая безопасность // Интерлинк. 1992. -№ 3. — с. 114−124.
  108. , И. Индикативная система общей безопасности хозяйствующего субъекта // Вопросы экономики. 2008. — № 1. — с. 149−154.
  109. Проблемы повышения конкурентоспособности Российской экономики (Из доклада Всемирного банка «Оценка инвестиционного климата в России») // Общество и экономика. 2006. — № 11−12. — с. 118−124.
  110. Промышленное производство в первом полугодии (по материалам Министерства промышленности и энергетики РФ) // Экономист. 2007. -№ 10.-с. 41−49.
  111. , А. О проблеме критериев и оценок экономической безопасности / А. Прохожев, М. Корнилов // Общество и экономика. 2003. -№ 4−5. — с.225−239.
  112. , А.А., Карманова, И.А. Регионы России: социальное развитие и безопасность. М.: Типография «Новости», 2004 — 201 с.
  113. , А.А. Теория развития и безопасности человека и общества. М.: Ин-октаво, 2006 — 288 с.
  114. , С.Н. Теоретико- и политико-правовые проблемы обеспечения экономической безопасности // Право и политика. 2006. — № 2. — с.66−77.
  115. Российский статистический ежегодник. 2007: Стат. сб. / Росстат. -М., 2007.-826 с.
  116. Россия в цифрах. 2006: крат. стат. сб. / Росстат. М., 2006.462 с.
  117. , Г. Ф. Государственный контроль за законностью осуществления предпринимательской деятельности // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. — № 7. — с. 19−23.
  118. В.Г. Управление комплексным развитием и повышение эффективности менеджмента муниципальных образований / В. Г. Садков, В. Е. Кириенко, В. Н. Иконников. М.: Издательская группа «Прогресс», 2005.-443 с.
  119. О.А. Экономическая безопасность как финансово-правовая категория // Финансовое право. 2007. — № 7. — с. 2−8.
  120. , В.К. Экономическая безопасность России // ЭКО. -2007. № 5. — с.2−20.
  121. Г. Э. Социальная экономика: Учебник. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. 368 с.
  122. Социально-экономическое развитие округа Муром в 20 072 010гг.: ежегодное официальное издание администрации округа 'Муром/Под ред. В. Н. Курдикова. Муром: Изд.-полиграфический центр МИВлГУ, 2008.- 191 с.
  123. А.Г. Государственное регулирование экономики региона. М.: Финансы и статистика, 2004. — 260 с.
  124. Стратегическое управление: регион, город, предприятие / Под ред. Д. С. Львова, А. Г. Гранберга, А. П. Егоршина. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. 605 с.
  125. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке/Под ред. А. Г. Гранберга, В.И. Данилова-Данильяна, М. М. Циканова, Е. С. Шопхоева. -М.: ЗАО «Издательство «Экономика». 2002.-414 с.
  126. , Т. Россия на распутье: два пути к международной конкурентоспособности // Вопросы экономики. 2006. — № 2. — с. 46−64.
  127. , А.И. Экономическая безопасность региона: единство теории, методологии исследования и практики. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1997. 238 с.
  128. Типология российских регионов / Авт. колл.: Б. Бутс, С. Дробы-шевский, О. Кочеткова и др. М.: 2002. — 492 с.
  129. Управление региональной экономикой / Под ред. Г. В. Гутмана. — М.: Финансы и статистика, 2001. 176 с.
  130. , В. Рейдерство как социально-экономический и политический феномен современной России // Общество и экономика. 2008. -№ 5. — с.101−139.
  131. , Л. Стратегическое планирование и экономическая безопасность товаров в регионах // Консультант директора. — 2005. № 6. — с.27−28.
  132. , В. Экономическая безопасность страны (проблемы методологии и анализ ситуации в странах Южно-кавказского региона)/В. Ходжабекян, А. Маркосян // Общество и экономика. — 2005. № 1. — с.145−167.
  133. Хунтуа, 3. Международная конкуренция и национальная экономическая безопасность // Общество и экономика. 2004. — № 2. — с.69−85.
  134. , В.В. Комплексное обеспечение экономической безопасности предприятия. — СПб.: Алетейя, 1999. с. 377 с.
  135. , В.В. Экономическая безопасность предприятия // ЭКО. -2002.-№ 11.-с.94−100.
  136. , Е.С. Социально-экономические императивы безопасности в системе индикаторов регионального развития : дис.. канд. экон. наук: 07.00.02: защищена 20.12.06: утв. 13.06.07 / Шустова Екатерина Сергеевна. Ростов-наДону, 2006. — 178 с.
  137. Экономическая безопасность предприятия (фирмы) / Под ред. Седегова Р. С. Минск: Высшая школа, 1998. — 391 с.
  138. Экономическая безопасность России. Общий курс / Под ред. В. К. Сенчагова, М.: Дело, 2005. — 896 с.
  139. Экономическая безопасность хозяйственных систем / Под ред. А. В. Колосова. М.: РАГС, 2001. -360 с.
  140. Экономическая и национальная безопасность / Под ред. Е. А. Олейникова. М.: Экзамен, 2005. 768 с.
  141. , Ф.Ф., Яковлев, Г.С. Экономическая безопасность предприятия в условиях конверсии: на примере предприятий ВПК Нижегородской области. Н. Новгород: НГТУ, 2000. 158 с.
  142. , P.M. Наука и национальная безопасность. СПб.: Наука, 2006. — 290 с.
  143. , Г. Стратегический анализ показателей уровня жизни населения России в период перехода к рыночной экономике // Консультант директора.-2005. № 10. — с. 17−27.
  144. Hagerty, M.R. Quality of life indexes for national policy: Review and agenda for research / M.R. Hagerty, R.A. Cummins, A.L. Ferriss et al. // Soc. Indie. Res. 2001, Vol. 55. P. 1−96.
  145. United Nations Development Programme (UNDP). Human Development Report 2004. N. Y., 2004.
  146. Porter M.E. Building the Microeconomic Foundations of Prosperity: Findings from the Business Competitiveness Index // Global Competitiveness Report 2003−2004. Ch. 1.2. World Economic Forum. Oxford, 2003.
Заполнить форму текущей работой