Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Расстройства адаптации у студентов (их клиника и динамика)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

РА у обследованных студентов развиваются преимущественно под влиянием интенсивных учебных нагрузок и возникающих межличностных конфликтов. Характер психотравмирующего воздействия, его сила и продолжительность оказывают влияние на клинические особенности и динамику РА. Повышенная уязвимость в условиях стресса у студентов обусловлена влиянием следующих факторов: конституциональные личностные… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
  • Введение-.
  • ГЛАВА I. Обзор литературы
    • 1. 1. Расстройства адаптации как диагностическая категория
      • 1. 1. 1. Актуальность выделения расстройств адаптации. И
  • L1.2. История изучения психогенных расстройств
    • 1. 1. 3. Распространенность расстройств адаптации
  • L1.4. Особенности этиологических механизмов расстройств адаптации
    • 1. 1. 5. Роль возрастного фактора в развитии дезадаптации у студентов
    • 1. 2. Проблемы клинико-психопатологической квалификации расстройств адаптации.".'
    • 1. 2. 1. Традиционные представления" о клинических особенностях, й динамике психогенных расстройств
    • 1. 2. 2. Современное состояние проблемы описания психопатологии и клиники расстройств адаптации
    • 1. 2. 3. Вопросы дифференциальной диагностики и коморбидности
    • 1. 3- Система психопрофилактической работы в вузе
  • ГЛАВА II. Характеристика обследованного контингента и используемых методов исследования
  • ГЛАВА III. Клиническая типология расстройств адаптации у студентов
    • II. L1.1. Клинико-статистическая характеристика расстройств адаптации у студентов
    • III. 1.2. Депрессивные реакции дезадаптации
  • Ш. 1.3. Тревожные реакции дезадаптации
    • III. 1.4. Смешанные тревожно-депрессивные реакции дезадаптации
  • Ш. 1.5. Соматизированные реакции дезадаптации
  • Ш. 1.6. Расстройства адаптации с нарушениями поведения
  • Ш. 1.7. Сравнительная характеристика групп по результатам клинических шкал (HDRS, HARS, CGI-S)
  • ГЛАВА IV. Особенности динамики расстройств адаптации у студентов. IV. 1. Изучение динамики расстройств адаптации в исследуемых группах пациентов
    • IV. 2. Оценка клинико-психопатологических показателей (HAMD, UARS, С Gl) в динамике в зависимости от вида терапевтического вмешательства или при его отсутствии
    • IV. 2.1. Сравнение показателей шкал HAMD и HARS на этапах катамнестического наблюдения у пациентов терапевтической группы и группы сравнения
    • IV. 2.2. Оценка тяжести состояния и степени его улучшения у пациентов терапевтической группы и группы сравнения
  • ГЛАВА V. Анализ медико-психологических, семейных и средовых факторов, влияющих на формирование расстройств адаптации у студентов
    • V. l. Общеклинические аспекты расстройств адаптации в исследуемой группе (наследственность, соматический статус, признаки резидуальной органической недостаточности ЦНС)
      • V. 2. Характерологические особенности студентов с расстройствами адаптации
      • V. 2. I. Типы акцентуаций характера (по типологии
  • К. Леонгарда)
    • V. 2.2. Оценка конституциональных факторов (по личностному опроснику Кеттела — 16ЛФ)
      • V. 3. Психосоциальный контекст расстройств адаптации у студентов. V.3.I. Изучение характера стрессового воздействия
    • V. 3.2. Роль социального окружения и семьи
    • V. 3.3. Влияние дезадаптации на показатели успеваемости и социальной активности
      • V. 4. Медико-психологическое сопровождение студентов, как инструмент психопрофилактической работы в вузе
      • V. 4. I. Медико-психологический центр вуза, его структура, цели и задачи
    • V. 4.2. Основные направления деятельности медикопсихологического центра в работе со студентами
    • V. 4.3. Информационная и образовательная работа медикопсихологического центра

Расстройства адаптации у студентов (их клиника и динамика) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Расстройства адаптации (далее — РА) являются одной из актуальных проблем современной психиатрии, что обусловлено их высокой распространенностью и значительными, трудностям в диагностической квалификации. По данным отечественных и зарубежных исследований, частота выявления РА в ралпчных возрастных категориях варьирует от 1% до 24% [15,75,90,223,270,272,330,345]. Следует отметить, что распространенность РА особенно высока среди пациентов общемедицинской сети. По данным разных исследований она достигает 551% [53,79,88,108,203,231,254,303,310,343,344]. Большой разброс результатов эпидемиологических исследований свидетельствует о недостаточной определенности самого понятия РА и сложностях диагностики указанных расстройств [209,216,320] формирующих своеобразный «феномен айсберга» .

У студентов РА выявляются в 14−21% случаев [147,187,294]. Проблемы адаптации в юношеском возрасте, и в особенности у студентов, традиционно вызывают интерес у психиатров [47,51,112,160,181,183,186,217,240,252]. С одной стороны, это обусловлено тем, что период обучения*совпадает с одним из кризисных периодов в жизни индивидуума, во время которого происходит завершение становления личности. С другой, образовательный процесс предъявляет повышенные требования к механизмам психической адаптации студентов [94,122,180]. Их повышенная уязвимость приводит к дезадаптации, что может проявляться в психологических затруднениях и социальных конфликтах, сопровождаются развитием различных форм зависимостей, возникновением отклоняющегося [5,158,222] и суицидального поведения [30,69,77,212,261,290,316].

РА представляют собой гетерогенную группу психопатологических состояний, связанных со стрессом, начиная от кратковременных реакций непсихотического уровня и заканчивая длительными психогенными нарушениями. Несмотря на представленность в МКБ-10, нозологическая принадлежность и целесообразность выделения РА в отдельную диагностическую категорию вызывают споры средиисследователей [31,202,203,221,228,255,345,346]. Сравнительные исследования показывают, что РА отличаются от других тревожно-депрессивных и поведенческих расстройств наличием прямой зависимости от психотравмирующей ситуации, ее характером, индивидуальной чувствительностью пациента, кроме того, они менее продолжительны, а случаи повторного обращения за психиатрической помощью редки [220,271,341,342]. Вместе с тем, несвоевременная диагностика РА может приводить к утяжелению психического состояния пациента, хронификации психических расстройств, повышению риска суицидального и аддиктивного поведения, что требует длительной и активной терапии и приводит к дополнительным экономическим затратам [191,206,234,255,261,285,297,298,304,312,313, 317,318].

Проблема нозологической самостоятельности и клинической специфичности РА до настоящего времени остается нерешенной [241,335,346]. Не разработаны единые критерии синдромальной квалификации этих состояний и их дифференциации с другими психическими расстройствами (в первую очередь расстройствами тревожно-депрессивного спектра). Во многом остаются не изученными динамика этих состояний, а также факторы, определяющие их возникновение и прогноз. В отечественной и зарубежной литературе практически нет исследований, посвященных комплексной оценке РА. Все сказанное свидетельствует об актуальности определения клинических характеристик и динамики РА у студентов с целью улучшения их прогноза и оптимизации медико-психологической помощи.

Цель исследования. Определить психопатологические особенности и дать квалификацию различных видов динамики РА у студентов, выделить факторы, влияющие на их формирование и разработать рекомендации по организации комплекса психопрофилактических и лечебных мероприятий в вузе.

Задачи исследования: Достижение поставленной цели предусматривало решение следующих задач:

1) Описание клинических проявлений РА у студентов и выделение их — типологических вариантов;

2) Изучение динамики различных вариантов РА у студентов;

3) Изучение влияния факторов (психологических, микросоциальных и соматогенных), определяющих клинические особенности и динамик}' данйых расстройств;

4) Разработка рекомендации по терапии и профилактике РА в рамках медико-психологического сопровождения образовательного процесса в вузе.

Научная новизна исследования. Впервые осуществлено комплексное клинико-психопатологическое, клинико-динамическое, общесоматическое и психосоциальное исследование РА у студентов. Проведен анализ клинических характеристик и динамики РА у данной категории пациентов с учетом преморбидных особенностей личности и влияния микросоциальных факторов. Изучено влияние РА на показатели соматического здоровья и социального функционирования студентов. На основании полученных данных разработаны подходы к оценке риска возникновения РА и их предупреждению у студентов. Кроме того, внесены дополнения в теоретическое обоснование комплексного медико-психологического сопровождения образовательного процесса в вузе и изложены его принципы.

Практическая значимость. В ходе проведенного исследования были уточнены клинические проявления РА, описаны их варианты, прослежена динамика. Была осуществлена оценка влияния РА на процесс обучения и профессионального становления студентов. Результаты исследования были реализованы в организационной модели психологического и медицинского сопровождения студентов вуза.

Положения, выносимые на защиту:

1. РА представляют собой континуум психопатологических состояний от условно патологических реакций до клинически очерченных, затяжных болезненных расстройств, связанных со стрессом. Клиническая картина РА включает как общие психопатологические проявления, так и специфические признаки, придающие своеобразие их отдельным типам.

2. Динамика РА у студентов разнообразна, но в целом она характеризуется относительной кратковременностью и стертостью клинических проявлений. При этом в ряде случаев РА имеют неблагоприятную динамику и выступают в качестве инициального этапа более тяжелых психических расстройств.

3. К факторам, влияющим на повышенную уязвимость к стрессу и определяющим развитие и тяжесть РА у студентов относятся личностные характеристики студента, особенности психосоциального развития и характер переживаемой психотравмирующей ситуации.

4. РА влияют на показатели соматического здоровья и существенно ухудшают социальное функционирование.

5. Комплексная система медико-психологического сопровождения образовательного процесса в вузе способствует ранней диагностике и своевременной коррекции РА у студентов.

Апробация работы и реализация полученных результатов.

Материалы диссертации докладывались и обсуждались на 8-ом конгрессе.

Мост между Восточной и Западной психиатрией" 13.06.2005, ежегодных общероссийских конференциях, конференции молодых ученых Московского.

НИИ психиатрии 15.04.2008. Диссертация апробирована на совместном заседании отделения расстройств аффективного спектра, отделения психотерапии и консультативной психиатрии и проблемной комиссии.

Клинико-патогенетические проблемы психиатрии" в ФГУ Московский НИИ психиатрии Минздравсоцразвития 22.04.2009. Материалы диссертационного исследования внедрены в работу медико-психологической службы одного из ведущих вузов России, занимающегося подготовкой управленческих кадров.

Публикации. Основные результаты исследования отражены в 12 научных публикациях, в том числе в две публикации, в изданиях, рекомендованных ВАК России.

ВЫВОДЫ.

1. РА у студентов имеют сложную психопатологическую структуру. Облигатной психопатологической характеристикой РА является реактивный симптомокомплекс, включающий в себя устойчивые интрузивные переживания, связанные с психотравмирующей ситуацией, изменение самоотношения, аффективно-мотивационные и парциальные когнитивные нарушения.

2. Качественное своеобразие клинических вариантов РА у студентов определяется различным сочетанием облигатных нарушений и факультативной симптоматики (астенические состояния, изменения настроения, соматоформные и психовегетативные дисфункции, нарушения подконтрольности поведения). Наиболее частыми клиническими проявлениями являются астенические (80,2%) и соматовегетативные нарушения (70,3%). При этом депрессивные реакции дезадаптации составляют 32,5%- тревожно-депрессивные реакции дезадаптации — 21,6%- соматизированные реакции дезадаптации — 20,7%- тревожные реакции дезадаптации — 13,5%- реакции с нарушениями поведения — 11,7%.

3. РА у обследованных студентов развиваются преимущественно под влиянием интенсивных учебных нагрузок и возникающих межличностных конфликтов. Характер психотравмирующего воздействия, его сила и продолжительность оказывают влияние на клинические особенности и динамику РА. Повышенная уязвимость в условиях стресса у студентов обусловлена влиянием следующих факторов: конституциональные личностные особенности (эмоциональная неустойчивость, повышенная тревожность и сензитивность, аффективная ригидность) — признаки психофизиологических дисфункций (выраженная вегетативная неустойчивость и явления резидуально-органической недостаточности ЦНС) — особенности психосоциального развития (дисфункциональные семейные отношения, семьи с одним ребенком или единственным родителем).

4. РА у студентов имеют три основных варианта течения: благоприятный (краткосрочный) вариант (33,3%) —. неблагоприятный вариант, характеризующийся появлением новых психопатологических симптомов и последующим переходом в тревожно-депрессивные расстройства (27,3%) — протрагированный вариант, протекающий либо по типу повторяющихся клишированных эпизодов (19,7%), либо по типу затяжных реакций (19,7%). В половине случаев РА протекают у студентов кратковременно (53,0%), однако даже в этих случаях возможно формирование повторных эпизодов по типу «клише» .

5. Неблагоприятными прогностическими признаками течения РА являются: существенная выраженность и длительность депрессивного синдрома, сочетание тревожной и депрессивной симптоматики, появление признаков соматизации, а также наличие у пациентов некоторых личностных особенностей, осложняющих социальное взаимодействие (коммуникативные затруднения, межличностная напряженность, отчужденность, зависимость от группы, низкий самоконтроль).

6. Нарушения функционирования и социальные последствия РА сохраняются определенное время и после редукции основных психопатологических проявлений. Академические показатели и социальные рейтинги студентов с РА снижаются в период расстройства и остаются пониженными на протяжении как минимум года после наступления клинической ремиссии. В 22,5% случаев (25 студентов) это явилось причиной академических отпусков или отчислений.

7. РА у студентов тесно сопряжены с состоянием общего здоровья. Нередко (в 40,6% случаев) они возникают на фоне изменений соматического состояния. В последующем по мере нормализации психического состояния происходит отставленное улучшение соматического здоровья. При этом РА чаще всего связаны с психосоматическими расстройствами (хронический гастрит, язвенная болезнь желудка, вегето-сосудистая дистония, нейродермит, бронхиальная астма).

8. Важную роль в профилактике РА у студентов играет комплексная система медико-психологического сопровождения, организованная на принципах непрерывности, конфиденциальности и полипрофессинального подхода. Своевременная диагностика и комбинированная коррекция РА с использованием психотерапии и психофармакотерапии приводят к значительной редукции психопатологической симптоматики и нормализации социального функционирования студентов.

Практические рекомендации: На основании полученных данных разработан психопатологический и клинико-психологический подход к диагностике РА у студентов, который способствует реализации комплексной программы психопрофилактики, терапии и реабилитации таких пациентов. Своевременная диагностика и адекватная терапия РА (как фармакологическая, так и психотерапевтическая) играют ведущую роль в предупреждении неблагоприятных последствий медицинского и социального характера и утяжеления психопатологической симптоматики. Проводимые психокоррекционные мероприятия при нарушениях психосоциальной адаптации студентов являются одним из приоритетных направлений работы М-ПЦ в системе медико-психологического сопровождения образовательного процесса в вузе.

Выражаю глубокую признательность кандидату психологических наук Майе Александровне Кулыгиной за непосредственное сотрудничество и помощь в прооведении исследования.

включения.

3 месяца б месяцев.

12 месяцев.

24 месяца.

РА, тревожно-депрессивная реакция (ТДР), п=24 без катам-неза, п=5.

РА, ТДР, п=18 без катам-неза, п=2 депрессия, п=1 депрессия, п=1 без катам-неза, п=1 N норма, п=1.

V У.

РДР-реккурентное депрессивное расстройство.

РА с нарушениями поведения, п=4.

РА с нарушениями поведения, п=13 норма, п=6 норма, п=2.

РА с нарушениями поведения, п=2.

РА с нарушениями поведения, п=2 Т норма, п=1.

РА с нарушениями поведения, п=1 без катам-неза, п=3.

РА с нарушениями поведения, п=3 норма, п=1.

РА с нарушениями поведения, п=1.

РА, соматизированная реакция, п=23.

РА, соматизированная реакция, п=5 г тгИч-Хч-. неврасте.

НИЯ-11=1 норма, п=4 норма, п=2 норма, п=9 Т неврасте ния, п= 1 норма, п=2.

РА, соматизированная реакция, п=2 г N неврасте ния, П=1 г г неврасге.

Н11Я1 П=к.

V? норма, п=1 без катамнеза, п=6.

РА, соматизированная реакция, п=1 норма, п=1.

Соматизированное расстройство, п-3=.

РА, тревожная реакция, п-24.

КДР п=1 норма, п=1.

РА, тревожная реакция, п=3 норма, п=3 без катамнеза, п=8.

Шпаргалка первокурсника" .

Тревожное и ответственное время для всего студенчества, особенно для первокурсников — зимняя экзаменационная сессия. Именно в этот период решается вопрос о соответствии студента I курса уровню вуза, получении стипендии, самоутверждении личности. Экзамен — это всегда испытание себя, собственных сил, способностей, возможностей. Это и лотерея, где можно вытащить любой билет.

И естественно, что экзаменационная ситуация является сильным стрессовым фактором, что приводит к состоянию эмоциональной напряжённости, переживаниям, к мобилизации всех сил организма. Возрастает объем, продолжительность, интенсивность учебного труда студентов.

В то же время во время сессии меняется образ жизни студента: сокращается физическая активность, нарушается режим сна и питания, сокращается время пребывания на свежем воздухе.

Воздействие всех этих факторов приводит к возникновению у студентов отрицательных эмоции, неуверенности в себе, волнению, страху. Что, в свою очередь, приводит к нарушению функционального состояния всего организма.

Самое главное — распланируйте объём изучаемого материала и чётко распределите время на подготовку и отдых. Не откладывайте большую часть материала на последний день. В течение дня интенсивная подготовка должна занимать 6−8 часов с перерывами Отдых должен быть активным: зарядка, танцы, обязательные прогулки на свежем воздухе в течение дня и особенно перед сном (1−2 ч.), принятие водных процедур. Спать нужно в этот период не менее 8−9 часов, особенно в последнюю ночь перед экзаменом.

Обязательно соблюдайте режим питания, принимайте пищу, богатую биологически активными веществами: фрукты, овощи, зелень, соки, шоколад, комплекс минеральных элементов. Для поддержания сил желательно принимать: корень женьшеня, лимонник, элеутерококк. Не советуем снимать напряжение с помощью крепкого кофе, чая, сигарет, алкоголя. Используйте лучше один из самых доступных способов регулирования психического состояния — психическую саморегуляцию посредством аутогенной тренировки. В основе аутотренинга лежат упражнения в произвольном, волевом длительном и глубоком расслаблении мышц.

Сеанс проводится в положении лежа на спине. Ничто не должно стеснять движений и отвлекать внимание. Можно включить негромкую спокойную музыку. Спокойно и мягко, не напрягаясь, повторяйте формулы самовнушения, сопровождая их мысленными образами и вызывая нужные ощущения. Например:

Мое тело приятно, спокойно расслабляется Расслабляются мышцы лица. Я отдыхаю.

Я отдыхаю спокойно и глубоко Расслабляются мышцы правой руки. Пальцы расслаблены. Расслабляются мышцы кисти. Мое предплечье расслаблено. Расслабляются мышцы плеча. Мышцы правой руки полностью расслаблены. Те же формулы произносятся для левой руки. Шея, затылок расслаблены Выключены плечи, спина. Совершенно свободно, легко лежит голова. Мои ноги расслабляются.

Правая нога расслабляется,.

Пальцы ноги расслабляются, стопа расслабляется. Расслабляются мышцы бедра. Те же формулы повторяются для левой ноги. Все тело полностью расслаблено. Расслабление приятно успокаивает. Отдых глубокий, спокойный.

Но если перед дверью экзаменатора вас всё же охватывает волнение, можете воспользоваться дыхательной гимнастикой, чтобы успокоиться и сосредоточиться. Первое упражнение: глубокий вдох и очень медленный выдох (5−7 раз). Второе упражнение: подышите «по-собачьи» (частое дыхание). И можете спокойно, уверенно, с улыбкой входить в аудиторию. Постарайтесь произвести благоприятное впечатление (если вы ещё не успели познакомиться во время занятий) на экзаменатора. Этому способствует благопристойный внешний вид, скромность, доброжелательность. Общайтесь с преподавателем, как с коллегой, сразу установите контакт глазами, улыбнитесь. Самое главное — вы должны произвести впечатление уверенного в себе и в своих знаниях студента (даже если это далеко не соответствует действительности). Отвечайте бодро, чётко, не делайте долгих пауз. Даже если не знаете точного ответа, не смущайтесь, размышляйте, стройте логические цепочки, и к вам придёт озарение. Рекомендации студентам по развитию памяти Ваша память — в ваших руках.

Можете ли вы за 10 минут запомнить полсотни слов в определенной последовательности? А имена трёх десятков человек? А их телефоны? «Вряд ли это возможно для людей с обыкновенной памятью» , — ответите вы. И будете не правы. Любой человек может сделать это. Дело же заключается в том, что далеко не каждый знает, как это сделать. «Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой разум». Эту нашу особенность подметил более трёх столетий назад великий французский писатель-моралист Франсуа де Ларошфуко. Плохой памяти нет. Люди различаются не сильной и слабой памятью, а знанием законов памяти и умением их использовать.

Очевидно, что «улучшить» нашу память поможет знание специальных методов запоминания, повторения и воспоминания. Если воспитать в себе культуру обращения с памятью, познать её внутренние законы и обращаться с ней разумно, то даже «слабая» память способна на чудеса. Другими словами, нужно или обладать хорошей памятью, или уметь обходиться без неё. Невероятный факт: никто, даже школьные учителя, не знают, как нужно повторять! Опросите своих знакомых. Большинство в недоумении вскинут брови: да что ж тут непонятного? Тем не менее, вразумительного ответа не даст никто. Лучшие ответы такие: «Перед сном», «Надо пересказывать», «Чем больше, тем лучше». Но этого, конечно, мало.

Важнейшие рекомендации относительно распределения количества времени.

1. Самое эффективное — это повторение, произведённое сразу после запоминания (пока есть, что повторять!). Ведь именно в первые минуты после запоминания забывание идёт особенно интенсивно. Что значит сразу? Это зависит от характера материала. Несмысловую информацию нужно первый раз повторить буквально в тот же момент, поскольку забывание в этом случае протекает стремительно. Чем более осмыслен материал, тем более «терпит» первое повторение.

2. Чем более осмыслен материал, чем он более сложен, тем более «растянут» должен быть график повторений. Для запоминания логической схемы, например, требуются большие интервалы времени между повторениями — часы и дни.

3. Главный закон повторения для запоминания большого количества нового и трудного материала: повторения во времени должны быть распределены гиперболически. То есть каждое следующее повторение должно отделяться от предыдущего всё большим интервалом времени. Именно здесь и заложен основной принцип оптимизации, дающий возможность достижения максимума эффекта при минимуме повторений. Например, мы хотим повторить что-то за четыре раза, допустим, к экзамену за два дня. График будет такой: 1-е повторение — сразу после чтения- 2-е повторение — через 20 минут- 3-е повторение — через 8 часов- 4-е повторение — через сутки. Метод смысловых опорных пунктов.

Заключается в выделении в тексте опорных смысловых групп. Затем в них определяют главные слова, из которых составляется структурный скелет, который в процессе восстановления информации как бы «обрастает» нужной информацией. А самый распространённый метод запоминания носит кодовое название «объяснение другому». Он основывается на принципе «чем глубже осмысление запоминаемой информации, тем лучше она сохраняется в памяти» .

Принцип трёх «3»: «Задуматься — запомнить — записать». Это значит, что записывать можно только после попытки осмыслить и запомнить. Тогда запись будет действительна усилением. Если же мы записываем сразу, без осмысления и усилий по запоминанию, сам акт записи может «вытеснить» осознание необходимости этих усилий. Техника припоминания.

Метод естественных знаков «.Если какая-то информация потерялась в памяти, то «вытащить» её оттуда могут ассоциации. Вы не можете вспомнить содержание совещания и лекции, состоявшейся месяц тому назад? Постарайтесь вызвать в памяти образ аудитории, лица выступавших, слушавших. Где вы сидели, на чём писали? Как себя чувствовали? О чём думали? Какая была погода? Этим способом часто пользуются студенты. Доказано, что результаты экзаменов значительно лучше, если они проходят в тех же аудиториях, в которых читались лекции или проводились практические занятия. Есть ещё одна хитрость для студентов. Приклейте на тетрадь с конспектами фотографию лектора. И читая свои записи, особенно при подготовке к экзамену, смотрите на это лицо. Тогда на самом экзамене вам будет значительно легче — и «мнемонически», и психологически.

Метод «повторения пути» Допустим, вы идёте по комнате и вдруг в голове проносится какая-то важная мысль. Но если быстро ухватить и зафиксировать её в сознании не удалось, то мысль, говоря словами Ильфа и Петрова, вильнув хвостиком, исчезает. Однако стоит вернуться и повторить маршрут движения — потерянная мысль появляется снова! Её возвращают одновременные и последовательные впечатления. Метод «провокации» Состоит в том, что, если вы не уверены, что сможете достаточно подробно вспомнить описание некоторого технического устройства, задавайте себе «провоцирующие» вопросы: область применения, принцип действия, рабочие параметры, КПД, экономическая эффективность и т. д.

Метод «обмана» Итак, перепробованы все способы, а результата нет. Придётся «обмануть» свою память. Ну ладно, не вспоминается — и не надо. И заняться другим делом. Глядишь, через несколько минут — «само» всплыло!

Все эти простые методы стимулируют самостоятельную работу памяти, тренируют механизмы доступа к её хранилищам.

Да, экзаменационную сессию отменить нельзя, но можно изменить к ней отношение, найти в этом мероприятии что-то приятное. А приятного не так уж мало.

Во-первых, можно наконец-то выспаться, и не спешить сломя голову по морозу в университет. Во-вторых, свое время распределяете самостоятельно и не зависите от коварного расписания. И самое замечательное — после успешно сданной сессии вас ожидают каникулы. Поэтому да здравствует сессия!

Мы надеемся, что наши рекомендации помогут вам не только успешно сдать экзамены, но и свести к минимуму воздействие стрессовых факторов.

Памятка для начальников курсов.

Организация социально-психологических тренингов является одним из актуальных направлений в работе медико-психологического центра поликлиники. Данная форма работы ставит своей целью развитие навыков стрессоустойчивости, самоорганизации, успешного социального взаимодействия. В рамках данного направления в медико-психологическом центре будут проводиться тренинги для студентов, которые испытывают проблемы адаптации.

Успешное взаимодействие между различными подразделениями вуза играет немаловажную роль в профилактике психоэмоциональных и поведенческих нарушений среди студентов, сокращении академических задолжностей, повышении уровня успеваемости. Во многом, именно начальники курсов являются связующим звеном между студентами и психологической службой вуза, поскольку зачастую студенты обращаются к ним со своими трудностями и проблемами.

Если в последнее время у кого-то из курируемых Вами студентов вы отмечаете:

1. Частые пропуски занятий, в том числе и по причине болезней.

2. Снижение успеваемости.

3. Трудности в общении, замкнутость, сильная зависимость от поведения и мнения окружающих.

4. Подавленность, вялость, сниженное настроение.

5. Неуверенность, нерешительность в действиях и поступках.

6. Безответственность, неряшливость, неопрятность.

7. Агрессивное поведение, неуравновешенность в поступках, импульсивность, приводящие к конфликтным ситуациям.

Необходимо порекомендовать им обратиться за консультацией в медико-психологический центр.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.А. Здоровье студентов. М.: Россия, 1997. — 200 .
  2. Ю.И. Невротические состояния у студентов, вызванные-экзаменационной ситуацией Сб. науч. тр. каф. психиатрии КГМИ. Фрунзе, 1977. Т. 20, вып. 1.25−26.
  3. Александровский Ю! А. Состояние- психической дезадаптации и их компенсация: (Пограничные нервно-психические расстройства). М.: Наука, 1976. 272 с.
  4. Ю.А. Социально-стрессовые расстройства // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им В. М. Бехтерева. 1992.- № 2.-С. 5−10.
  5. Ю.А. Пограничные психические расстройства. — М.: Медицина, 1993. 400 с.
  6. .Г. Человек как предмет познания / Избранные психологические труды: В 2-х т. T. I- Т.2. М.: Педагогика, 1980. — 232с- -230 с.
  7. F.C. Роль личностных особенностей в формировании’структуры депрессий и реакций дезадаптации, 1998, дисер.
  8. А.А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. и др. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах (Руководство для врачей). Авторский коллектив, Москва, 2004, С.-168.
  9. .А. психопрофилактическая помощь студентам вузов // психогигиена и психопрофилактика. Л., 1983. С. 39−46.
  10. Д.Л. Клинико-социальная характеристика, терапия и профилактика психических расстройств, связанных со стрессом: Автореф. дис.. канд. мед. наук. М 2002.
  11. П.Беребин М: А., Вассерман ЛИ: Факторы риска пограничных нервно-психических и психосоматических расстройств у педагогов общеобразовательных школ. // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева, 1996, № 4, с12−22.
  12. Ф.Б., Мирошников М. П. Русский модифицированный вариант психологического теста MMPI и его применение в психиатрической практике. В кн.: Проблемы психоневрологии. М., 1969- с. 337−42.
  13. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.:Наука, 1988.
  14. А.Е. Затяжные дистимические расстройства, возникающие в условиях хронического психического стресса (вопросы клиники, динамики и терапии). Автореф. канд. дис. М., 1982.
  15. А.Е., Кулыгина М. А., Белянчикова М. А., Ржезников М. В., Гладышев O.A. Влияние препарата атаракс на когнитивные функции при лечении тревожных расстройств. Психиатрия и психофармакотерапия, 2000, том 2, № 1, стр. 23 28.
  16. A.C. Эндогенная депрессия // Иркутск. — 2001. -С.49.
  17. И.Н. Клинические варианты реактивной депрессии в судебио-психиатрической клинике: Дис.. докт. мед. наук.- М., 1971.
  18. A.A. Психологическая служба в системе здравоохранения и образования (заседание «круглого стола» журнала) // Психол. журн. -1984. № 6. — С.27−38.
  19. Н.Е., Харченко E.H. О дифференциальной диагностике психогенных непсихотических реакций с аномальными формами поведения. Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1978. № 11. С.1671−1676.
  20. А.Н. Проблема реактивных состояний в судебно-психиатрической клинике. // Проблемы судебной психиатрии. М., 1947. Вып. 6. — С. 105 118
  21. . Динамика состояния здоровья и образа жизни студенческой молодежи г. Челябинска // Учащаяся молодежь России: прошлое, настоящее, будущее: сб. науч. ст.- Челябинск, 2000. С. 178 — 180.
  22. А. Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций. СПб., 2001. у-- • ¦¦¦'•:. •. у 198 .-¦••-¦ ¦ -.¦ ¦
  23. Л.И., Беребин М. А., Косенков Н. И. О системном подходе в оценке психической- адаптации: // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева.-1994: -№ 31 -16−25.
  24. A.B., Полторак C.B., Поляков А. Ю., Соломонова C.B. Лечение: расстройств адаптации: применение препарата «Афобазол» в комплексной: терапии: Справочник поликлинического врача № 8, 2006, с. 87−88.
  25. C.B. Структурные и:динамические особенности студенческого. адаптационного синдрома. Дисканд. психол. наук: 19.00.11: СПб., 2 000 185 с. -,
  26. Д.Ю. Клиникб-патогенетические закономерности ситуационных расстройств- депрессивного спектра. Дис. .доктора^ мед. наук: 14.00.18 // Москва, 2000.
  27. О. П. Возможные подходы к типологии депрессии: — В кн.: Депрессия (психопатология, патогенез). М., 1980- с. 9—16:
  28. В.Ф. Клиническая суицидология, — М.: Миклош, 2008
  29. Волошин В: М. Посттравматическое стрессовое расстройство (клиника, динамика, течение и современные подходы к психофармакотерапии). Диссер. .доктора мед. наук: 14:00:18 //Москва- 2005.
  30. Волошин В. Mï- Посттравматическое стрессовое расстройство. М.: Анахарсис, 2005. — 200с.
  31. Вопросы практической диагностики и психологического консультирования в вузе / Под ред. Н.НЮбозова. М., 1984. -152 с.
  32. Е.В. Структура и типы социально-психологической дезадаптации у студентов МГТУ им. Н. Э. Баумана.// Аффективные и шизоаффективные. расстройства: Материалы российской конференции: М., 2005. с. 37.
  33. П.Б. Избранные труды. Под редакцией проф. О. В. Кербикова. Ростов н/Д.: «Феникс», 1998.-416 с.
  34. Н.Г., Холмогорова А. Б., Евдокимова Я. Г., Москова М. В., Войцех В. Ф., Семикин Г. И. Предэкзаменационный стресс и эмоциональная дезадаптация у студентов младших курсов // Социальная и клиническая психиатрия, N2,2007, с.38−42.
  35. В.И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. -Л.: Медицина, 1977, — 272 с.
  36. Н.П., Семке В .Я., Белокрылова М. Ф. Сахарный диабет типа 2: коморбидность с непсихотическими психическими расстройствами и прогноз. // Психические расстройства в общей медицине. Том 01/N 2/2006. с. 3−6.
  37. В.А. Старые и новые проблемы психиатрии. М.: Медгиз, 1946. — 198 с.
  38. В.А. Избранные труды. — М.: Медицина, 1973. — 328 с.
  39. Т.В. Факторы формирования пограничных расстройств у студентов.// Реабилитация в психиатрии / Отв. ред. Семке В. Я. Томск: Изд-во НТЛ, 1998. -С. 214.
  40. И.Н. Тест нервно-психической адаптации. Вестник гипнологии и психотерапии, 1992, № 3, с.46−53.
  41. В.А., Дмитриева Т. Б., Гиндикин В. Я., Макушкин Е. В., Морозова Н. Б. Клиническая и судебная подростковая психиатрия. Под ред. Проф. В. А. Гурьевой. М.: Генезис, 2001″. 480 с.
  42. A.B. Психическое здоровье безработных (клинико-социальные, психопрофилактические аспекты). // Автореф. дис. канд. мед. наук. -Томск, 1997.-20 с.
  43. Диагностические алгоритмы расстройств адаптации: Метод, рекомендации / Сост.: В. Н. Кузнецов, А. Г. Соловьев / Под.ред. П. И. Сидорова Архангельск: ИЦ СГМУ. — 2005. — 14 с.
  44. Т.Б. Психогенные депрессии в подростковом возрасте и юношеском возрасте (клиника, патогенз и лечение): Автореф. дис. .канд. мед. наук. М., 1981- 17.
  45. И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики.- М., 1991.-232с.
  46. Я.Г. Интерперсональные факторы эмоциональной дезадаптации у студентов младших курсов // Психологическая наука и образование. 2007, № 5. С. 71−82.
  47. Н.М., Тюльпин Ю. Г. Психиатрия: М.: Медицина, 2000. — 544 с.
  48. .Д., Колесникова O.E., Барбашина Т. А., Курьянова И. В., Швец Е. В. Влияние афобазола на качество жизни кардиологических больных в процессе стационарного лечения. Российский Медицинский Журнал, 2007, том 15, № 16. 1241−1245.
  49. Н.П., Левенко М.Ю, Петров М. И. Клиническая характеристика учащихся техникумов и СПГУ, страдающих нервно-психическимизаболеваниями. Актуальные вопросы психиатрии, вып. 2, Томск, 1985 с. 20.
  50. С.Г. Очерки клинической психиатрии. М.: Медицина, 1965. -320 с.
  51. Ю.М. Развитие советской психологии и задачи психологической службы // Психол. журн. -1984. Т.5, № 6. — С. 3−20.
  52. А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 448 с.
  53. А. И., Стукалина О. П. Новый взгляд на аффективные нарушения // Консилиум: Медико-фармацевтический сибирский журнал 2001. — N 2 (20). — С. 9−11.
  54. С. П. Педагогическое руководство профессиональной консультацией в вузе.// Профессиональная ориентация в высшей школе. -Кемерово, 1990. С. 120−128.
  55. А.Д. Актуальные проблемы персонологии и клинической психиатрии. Тбилиси, Медниереба, 1970, с. 296.
  56. Н.В. О принципах классификации психогенных реакций. — В кн.: Проблемы судебной психиатрии. М., 1971, вып. 20, с. 36−47. *
  57. В.П. Современные аспекты адаптации. — Новосибирск: Наука, 1980.-С. 168.
  58. .Д. Неврозы. Руководство для врачей. М.: Медицина, 1980−448 с.
  59. Э.Г. К вопросу о социально-психиатрической помощи в вузах и о реабилитации студентов с психическими отклонениями. В кн.: Реабилитация больных нервными и психическими заболеваниями. JL, 1973, с. 100−103.
  60. О.В. Избранные труды. М.: Медицина, 1971. — 312 с.
  61. Н.Д., Кушнарев В. В. Профилактика дезадаптации и суицидального поведения у обучающейся молодежи. Методические рекомендации / Под. Рук. А. Г. Амбрумовой. М., 1988. — 21 с.
  62. Клиническая динамика неврозов и психопатий. Под ред. В. В. Ковалева. -Л.: Медицина, 1967. 214 с.
  63. В.В. Некоторые закономерности клинической динамики неврозов. М., 1979, вып. 17, сЛ 12−115.
  64. Я.Л., Реан A.A. Социальная педагогическая психология. СПб., 2000. 409 с.
  65. И. М. Сухарев A.B. Методологические основания зарубежной теории профессионального развития // Вопр. психол. -1989. № 5. — С. 158−164.
  66. Е.В. Роль копинг-механизмов в формировании расстройств адаптации у подростков. // XIV съезд психиатров России. 15−18 ноября2005 г. (Материалы съезда). Российское общество психиатров. М., 2005., С. 204.
  67. М.В., Кербиков О. В., Снежневский A.B., Наджаровым P.A. Психиатрия. Учебник для медвузов. М. Медицина, 1968 г. 360 е.,
  68. А.Н., Дорохова И. Г. Распространенность суицидов в Томской области среди лиц подростово-юношеского возраста // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. — 2000. —N4. — С. 21−23.
  69. H.A. Депрессивные расстройства. Диагностика, систематика, семиотика, терапия. — Томск, Издательство Томского университета. — 2000.-109 с.
  70. H.A., Е.В.Лебедева. Депрессивные расстройства у пациентов, перенесших инфаркт миокарда. // Психиатрия и психофармакотерапия. — 2003. Том 5. — № 5. — С. 195−198.
  71. Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. -Л.: Медицина, 1978. С. 257.
  72. Ц.П., Дмитриева Н. В. Социодинамическая психиатрия. М.: Академический проект, 2000, 460 с.
  73. С.С. Курс психиатрии, изд. 2-е. М., 1901- 1−2.
  74. Г. И., Смирнов В. М. Нервная система и «стресс». М.: Наука, 1970.-200 с.
  75. ., Бирюков С, Валеева И., Шуранова И. Психологическая подготовка специалиста // Высш. образ, в России. -1999. № 1. — С.71−75.
  76. В.П., Краснов В. Н. Психиатрия катастроф и чрезвычайных ситуаций. М.: Практическая медицина, 2008. — 448 е.: ил.
  77. Е.Д., Положий Б. С., Крюков Е. А. Нерно-психические заболевания студентов. Томск: Изд-во Томск. Ун-та, 1982. — 5 л. 113 с.
  78. В.Н. Расстройства аффективного спектра. М.: Практическая медицина, 2011. 432 е.: ил.
  79. Е.К. Избранные труды. М.: Медгиз, 1960. — 608 с.
  80. О.Н., Лыткин В. М. Психологические и психиатрические аспекты проблемы «непривычных условий существования». В кн.: Актуальные проблемы психиатрии войн и катастроф. СПб., 1997- 124−40.
  81. М.А., Логинов И. А., Бобров А. Е. Психосоциальная модель психопрофилактической службы в вузе. Материалы Российской конференции. М., 2004. С. 69.
  82. М.А. Профилактика психосоциальной дезадаптации студентов. Материалы III национальной научно-практической конференции «Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты», Москва, 2006, с. 73−74.
  83. В.И. Концепция предболезни психогенно обусловленных расстройств у военнослужащих // В кн.: Актуальные проблемы пограничной психиатрии. — СПб.: Сб. трудов ВМедА, 1998. — С. 9—14.
  84. Н.Д. Клинические варианты невротического развития. М.: Медицина, 1970.-222 с.
  85. H. Д., Трунова M. M. Неврозы, невротические развития личности и психопатии: Клиника и лечение. М.: Медицина, 1994.
  86. Лебедев M А. Предболезненные пограничные состояния у лиц молодого возраста. В кн.: Основные направления научных исследований психиатрической клиники им. С. С. Корсакова, Москва, 2000, с. 113−115.
  87. К.С., Райская М. М., Немировская C.B. и др. Клинико-психологический анализ нарушений поведения у подростков// Дефектология.- 1980.- № 5.- С.3−14.
  88. К. Акцентуированные личности: Пер с нем. Киев, 1981, 392 С.
  89. Леонтьев, А Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. — М., 1981. — 584с.
  90. А.Е. Подростковая психиатрия: Руководство для врачей. Л. 1985.
  91. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Санкт-Петербург: Речь, 2010. — 256с.
  92. А. А. Суициды и парасуициды (клинико-эпидемиологические и социально-организационные аспекты): автореф. дис. д-ра мед. наук — М., 2000.
  93. C.B. Затяжные депрессивные реакции у больных с расстройствами адаптации. Электронный журнал Психосфера № 5, 1998.
  94. Л.Д. Влияние личностных особенностей студентов на адаптацию к эмоциональному стрессу. Мат. межд. Конф. «Теоритические и прикладные аспекты физиологии и психологии в психитарии». Владивосток 1995, с. 85−89.
  95. A.C., Лисицына Т. А., Вельтищев Д. Ю., Серавина О. Ф., Ковалевская О. Б., Насонов Е. Л. Варианты психических нарушений убольных системной красной волчанкой // Научно — практическая ревматология. 2008. — № 4. — С. 21 — 26.
  96. JI. В., Скок Г. Б. Психологическая служба в вузе. Уч. пособие.-М., 1990.-23 с.
  97. Мирошников М: П., Михайлов А. Н., Рожанец Р. В. «Психическое здоровье и адаптация студентов». Состояние здоровья и работоспособности студентов вузов. Сборник научных трудов. М., 1974.
  98. Н.Ф., Иванова И. А. К вопросу изучения адаптации студентов к меняющимся условиям образовательного процесса. Электронный ресурс. .-Режим доступа: с1иЬ. пс81и.ги/8с1епсе/агйс1ез/118/09/02.р (117Шес1.
  99. МКБ-10: Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. В 3-х томах. М.: Медицина, 2004. -2434 С.
  100. А.Н. Психогении // БМЭ. — М., 1933. — Т. 27
  101. Н.Л. Семья в системе ценностных ориентации личности студента Электронный ресурс.: Дис канд. психол. наук: 19.00.11 .-М.: РГБ, 2003 (Из фондов Российской Государственной библиотеки).
  102. Г. В., Шостакович Б. В. Психогенные заболевания и проблемы деонтологии в судебно-психиатрической практике. М., 1982. С. 3−14.
  103. A.B. К изучению невротического расстройства у студентов //Здравоохр. Рос. Федерации. 1991. № 1. с.29−30.
  104. В.Н. Личность и неврозы.- М., 1990.- 356 с.
  105. Э.С. Психогенные депрессии в подростковом и юношеском возрасте и судебно-психиатрическая оценка. Судебно-психиатрическаяэкспертиза (Психогении) (Сборник научных трудов № 33) Под ред. aicr- АМН СССР Г. В. Морозова, М. -1979.
  106. Э.С., Королева В. Д., Курындина Л. И., Посохова Психогенные депрессии в подростково-юношеском возр^ //Психогенные заболевания и проблемы деонтологии в суд психиатрической практике. М., 1982- 57−67.
  107. Л.В. Состояние и проблемы здоровья студенче^ молодежи. Москва, 2007, 189 с.
  108. Э. Студент как личность // Высш. образ, в Европе. T.XIX. -X ^ № 3. — С.32 — 44.
  109. С. А. Клинические формы расстройств адаптац^—^^ военнослужащих срочной службы и факторы, влияющие на возникновение.// Социальная и клиническая психиатрия. 2003. Т. 13 ЛРчрь-^ с.46−50.
  110. Основы возрастно-психологического консультирования / Под. ^ Г. Лидерса. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. — 80 с.
  111. М.С. Расстройства адаптации у вынужденных мигранто^ ^ Пограничная психиатрия (сборник научных трудов) под ред. проф. ^ Александровского, Москва, 2001. 133−146.
  112. A.B. Дети и тактика семейного воспитания. М., 1981
  113. Ю.И. О так называемых непатологических суицидооп^о-^^^^ ситуационных реакциях.// Обозрение психиатрии и медицрп^-^^^ психологии им. В. М. Бехтерева. 1993. — № 3. — С. 156 — 158.
  114. Ю. И., Баранская И. В., Гурвич В.Б., Голубцова jjэ
  115. Летникова 3. В., Колпаков A.B. Основные клинические психической дезадаптации в позднем возрасте и способы их коррeici^ 1лц условиях центра социального обслуживания. Пособие для врачей 2003.
  116. .С. Психическое здоровье как отражение социального состояния общества. Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В .М.Бехтерева. 1993. — № 4. — С. 6 — 11.
  117. .С. Психическое здоровье и социальное состояние общества //Социокультуральные проблемы современной психиатрии (Материалы 8 научных Кербиковскиж чтений).- М., 1994- С.-88−94.
  118. Е.А. Навязчивые состояния и психотерапия. Неврастения. — В кн.: Опыт советской медицины в Великой Отечественной войне. М.: Медгиз, 1949, т. 26, с. 50−55.
  119. Е.М. Об участии резидуального органического поражения мозга в формировании невротических синдромов. — В кн.: Третий Всероссийский съезд невропатологов и психиатров. М., 1974, т. 1, с. 335 337.
  120. Ю.В., Вид В.Д. Реакции на стресс. Практический комментарий к 5-й главе Международной классификации болезней 10 пересмотра. // Современная психиатрия, 1998, № 1 (интернет-журнал).
  121. А.Д. Клиническая и социокультуральная характеристики стационарного контингента больных пограничными психическими расстройствами // Тез. Докл. XIII съезда психиатров России. М., 2000а. -Т.1.-С.78.
  122. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Сфера, 1997.
  123. Профилактика дезадаптации и суицидального поведения у обучающейся молодежи. Методические рекомендации Московского НИИ психиатрии МЗ РСФСР. Москва, 1988. проф. Ковалев В. В., под научн. руководством А. Г, Амбрумовой.
  124. Профориентация за рубежом. Информационно-методический обзор. Вып.З. Часть 1. / Отв. ред. Апостолов О. П. Петрозаводск, 1991 .-32 с.
  125. Психиатрия: Учебное пособие для студентов медицинских вузов (под ред. Самохвалова В.П.) Ростов: Феникс, 2002. — 576 с.
  126. Психологическая поддержка в вузе (круглый стол) // Психол. журн. -1994. Т.15.-№ 5.-С. 102−116.
  127. Психологическая служба в вузе / Под ред. Н. М. Пейсахова. Казань: Изд.Каз.ГУ.-1981.-240с.
  128. Психологическая служба вуза: принципы, опыт работы: Сб.науч.тр. / Отв.ред. Б. Б. Коссов. М.: НИИВО, 1993. -215 с.
  129. Психология. Словарь / Под. общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. -2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. — 494с.
  130. Психолого-педагогическое обеспечение многоуровнего высшего образования / Под ред. A.B. Капцова и В. И. Кичигина. Самара: СамГАСА, 2003.
  131. А.О. Патогенетические особенности дезадаптационных нарушений у курсантов в процессе обучения в вузе МО РФ. Автореф. дис.канд. мед. наук. ВМедА. — СПб., 2003. — 25 с.
  132. Н.И. Личность и характер: учебное пособие. М.: Изд-во РУДН, 1992, 88 с.
  133. С.Л. Проблемы общей психологии. В 2-х тт. Т.2.-М.Д989.-322с.
  134. B.B. Служба практической психологии образования: современное состояние и перспективы развития // Вопросы психологии. 2003. № 6. С .32−39
  135. Г. М., Щукин Б. П. Роль фактора миграции в генезе пограничных психических расстройств. //Пограничные психические расстройства (социальный и клинический аспекты) /Ред. Ю. А. Александровский.
  136. П. Комплексный отдел студенческих служб // Высш. образов, в Европе. T. XIX. -1994. № 3. — С. 69 — 72.
  137. A.M. Неврозы и их лечение. М.: Медицина, 1971.- 356 с.
  138. Северный А. А, Ануфриев А. К. Профилактика учебной дезадаптации у студентов, связанной с депрессивными расстройствами пограничного уровня: Метод, рекомендации. М., 1987. — 3 с.
  139. A.A. «Кризис мотивации» как одно из проявлений пубертатного криза. В кн.: XIII съезд психиатров России, Москва, 2000, с.142−145.
  140. С.Б. Группировка состояний психического здоровья// Предболезнь и факторы повышенного риска в психоневрологии. JL, 1986. С. 8−17.
  141. С.Б. Предболезненные психические расстройства. Д.: Медицина, 1987.184 с.
  142. В.Я., Положий Б. С. Пограничные состояния и психическое здоровье. Томск, 1993. — 20 с. .
  143. В.П. Психптария: руководство к изучению душевных болезней. М., 1906.
  144. Е.О., Собкин B.C., Асадулина О. Э., Новаковская A.A. Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье.// Вопросы психологии, 1999. № 6. с.18−28.
  145. А.Б., Ротштейн В. Г. Психогенные заболевания. — М., 2001.
  146. Е.Д., Березин Ф. Б., Барлас Т. В. Эмоциональный стресс: психологические механизмы, клинические проявления, психотерапия.// MateriaMedica, 1996. № 1(9). С. 5−25 (с сокращ.)
  147. О.Н. Астенические состояния различного генеза у студентов. Автореф. дисс. канд. мед. наук. М., 1994.
  148. A.C. «Медико-психологические аспекты адаптации студентов». Ленинград.
  149. В.В. Психологические основы врачебной деятельности: Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Академический Проект, 2003.-304 с.
  150. О.П. Психическая адаптация и психологическое сопровождение студентов-первокурсников на начальных этапах обучения Электронный ресурс.: Дис. .канд. психол. наук: 19.00.04. М.: РГБ, 2003 (Из фондов Российской Государственной библиотеки).
  151. В.В. Семья как объект психологической диагностики и неврачебной психотерапии. — В сб.: Семья и формирование личности / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1981, с. 26—38.
  152. В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Дис. .д-ра психол. наук. М., 1985. 420 с.
  153. Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. — М.: Медгиз, 1959, т. 2. 406 с.
  154. С.Х., Доровских И. В. Ситуационные реакции дезадаптации у военнослужащих срочной службы // Социальная и клиническая психиатрия- 1998. Т. 8, № 2. — с. 25−30.
  155. Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства.- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 1987 — 304 е.- ил.
  156. В.К. Неврозы, психопатии и реактивные психозы. Л.: Медгиз, 1958.-75 с.
  157. Н.И. Реактивные состояния / Н. И. Фелинская, К. Л. Иммерман // Руководство по судебной психиатрии. — М., 1977. — С. 315 347.
  158. Н.И. Современное учение о реактивных состояниях и узловые вопросы этой проблемы (критический обзор) // Журн. Невропатологии и психиатрии. 1980. Вып. U.C. 1717−1729.
  159. A.A. Клинические особенности пограничных психических расстройств у работников опасных профессий. Российский психиатрический журнал. 1998.-№ 4.- С. 49−51.
  160. А.Б., Воликова C.B. Семейный контекст расстройств аффективного спектра // Социальная и клиническая психиатрия. — 2004. — № 2. —С. 11−20.
  161. А. Б., ГаранянН. Г. Многофакторная модель депрессивных, тревожных и соматоформных расстройств как основа их интегративной психотерапии // Социальная и клиническая психиатрия. — 1998. — № 1, — С. 94−101.
  162. В.К. Учение о неврозах. М.: Медгиз, 1943. — 15S с.
  163. А.Г., Антропова М. В., Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам. М. Педагогика, 1982.
  164. M.А., Ильина M.А. Клинические особенности пограничных психических нарушений у студентов. // Вестник РУДН, серия Медицина. 2003. № 5 (24) с.71−73.
  165. С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста — СПб.: Издательство «Питер», 2004. -896 с.
  166. .Я. О «дезадаптационном» комплексе у студента-первокурсника. В кн.: Вопросы гигиены и состояния здоровья студентов вузов. М., 1974, с. 85−87.
  167. Н.С. заболевания вегетативной нервной системы. — М.: Медицина, 1968. 307 с.
  168. В.И. Консультативная психология в Словакии // Вопр. Психол. 1989.- № 4. -С.161−167.
  169. В.В., Логинова М. С., Смирнов М. М. // Региональные аспекты психического здоровья Томск-Владивосток, изд. НИИ психического здоровья Томского научного центра СО РАМН, 1993. -С.63−65.
  170. Е.А. «К вопросу об общей психопатологии неврозов». Сб. рефератов научно-исследовательских работ Одесского психоневрологического института, Одесса, 1934.
  171. А.Г., Похилько В. И., Соловейчик A.C. Тест-опросник 16 ЛФ. // Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы. М.: Изд-во моек, ун-та. 1988. С. 17−43.
  172. .В. Психогенные (реактивные) заболевания на измененной «почве» / Материалы научно-практической конференции. -Воронеж, 1982. -Вып.2. — С. 36−39.
  173. .В., Свириновский Я. Е., Собчик JI.H., Харитонова Н. К., Гусакова З. С. Клинико-психологические особенности легких форм реактивных состояний. Журн. невропатол. и психиатр., 1985, выпуск № 4, том IXXXV, с. 579−584.
  174. Э.Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. -СПб.: Изд-во «Питер», 1999. 656 с.
  175. Т.И. Психопатические конституции. М.: Изд-во М. и С. Сабашниковых, 1926. — 166 с.
  176. Г. С., Ренкер К. Основы реабилитации. М.: Медицина, 1973. -112 с.
  177. А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995 -296с.
  178. А. Наука жить: Пер. с англ. и нем. Киев: Port-royal, 1997.- 287 с.
  179. Akechi T., Okamura H., Nishiwaki Y., Uchitomi Y. Psychiatric disorders and associated predictive factors in patients with unresectable nonsmall cell lung carcinoma A longitudinal study. Cancer, 2001- 92: 10, pp. 2609−2622.
  180. Akechi T., Okuyama T., Sugawara Y., et al.: Major depression, adjustment disorders, and post-traumatic stress disorder in terminally ill cancer patients: associated and predictive factors. J Clin Oncol. 2004- 22 (10): 1957−1965.
  181. American Psychiatric Association. Diagnostic and statistical manual of mental disorders. 3rd ed., rev., Washington, DC: Am. Psychiatric Ass., 1987.
  182. Andreasen N., Wasek P. Adjustment disorders in adolescents and adults// Arch Gen Psychiatry, 1980,37(10): 1166−1170.
  183. Andreasen N., Hoenk P. The predictive value of adjustment disorders. A follow-up study/Am J.Psych., 1982- 139:584−590.
  184. Andreasen N.C., Black D.W. Introductory Textbook of Psychiatry (3rd Edition), 2001.
  185. Asnis G.M., Friedman T.A., Sanderson W.S., Kaplan M.L. Van Praag H.M., Harkavy-Fredman J.M.: Suicidal behaviors in adult psychiatric outpatients: description and prevalence// Arh. J. Psychiatry. 1993. — Vol. 150. — P. 108 112.
  186. Arolt V., Gehrmann A., John U. and Dilling H. Psychiatric consultation service in a university clinic. An empirical study of characteristic performance Article in German. Nervenarzt, 1995- 66(5), pp. 347−354.
  187. Barnow S., Linden M., Lucht M., Freyberger HJ. The importance of psychosocial factors, gender, and severity of depression in distinguishing between adjustment and depressive disorders. J Affect Disord. 2002- 72(1): 718.
  188. Barton J. Blinder, Edward J. Cumella, Visant A. Sanathara. Psychiatric Comorbidities of Female Inpatients with Eating Disorders. Psychosomatic Medicine, 2006, 68:454−462.
  189. Baumeister H., Maercker A., Casey P. Adjustment disorder with depressed mood: a critique of its DSM- IV and ICD-10 conceptualisations and recommendations for the future. Psychopathology. 2009- 42(3):139−147.
  190. Berdie Ralf F. Counseling-college and university // Encyclopedia of Educational Research. 4-th Ed. -1969. -L. P.242−252.
  191. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. — 421 с.
  192. Bhatia M.S., Aggarwal N.K., Aggarwal B.B. Psychosocial profile of suicide ideators, attempters and completers in India. Int J Soc Psychiatry. 2000- 46(3):155−163.
  193. Birnbaum К. Grenzgebiete der Psychiatrie.- In: Bumke O. Handbuch der Geistenskrankheiten // Allgem.teil.-Berlin: Springer, 1928. Bd.4. S.390−414.
  194. Blaine G.B., McArthur C.C., Emotional problems of the student, New York: Appleton-Century-Crofts, 1961.
  195. Bleuler E. Textbook of Psychiatry. New York: Macmillan, 1924. — P. 272. ,
  196. Bley S., Einsle F., Maercker A., Weidner K., Joraschky P. Evaluation of a new concept for diagnosing adjustment disorders in a psychosomatic setting. Psychotherapie, Psychosomatik Medizinische Psychologie. 2008- 58(12): 446 453.
  197. K.P. Тревожная и депрессивная симптоматика в рамках невротических и адаптационных расстройств у студентов-медиков на различных этапах обучения // Вюник Вшницького державного медичного ушверситету. 2003. — Т. 7, вип.2/2, — С.849−851.
  198. Bramsen I., Dirkzwager A.J.E., Ploeg Н.М. Predeployment personality trails and exposure to trauma as predictors of posttraumatic stress symptoms: A prospective study of former peace-keepers. The American Journal of Psychiatry, 2000, 157, 1115−1119.
  199. Braun L. Psychogene Reaktionen // Bumkes Handbuch der Geistenskrankheiten// Allgem.-Berlin, 1928. C.5. S. l 12−226.
  200. Bronisch Т., Hecht H. Validity of adjustment disorder, comparison with major depression//J Affect Disord. 1989 Nov-Dec- 17(3):229−36.
  201. Bronisch T. Adjustment reactions: a long-term prospective and retrospective follow-up study of former patients in a crisis intervention ward// Acta Psychiatr Scand. 1991- 84(l):86−93.
  202. Brown S.A., Mott M.A., Stewart, M.A. Adolescent alcohol and drug abuse. In C.E. Walker and M.C. Roberts (Eds.), The Handbook of Clinical Child Psychology (pp.677−693). New York: John Wiley. 1992.
  203. Bruffaerts, R., Sabbe, M., Demyttenaere, K. Attenders of a university hospital psychiatric emergency service in Belgium. Social Psychiatry and Psychiatric Epidemiology, Volume 39, Number 2, February 2004, pp. 146−153(8).
  204. Bumke 0. Handbuch der Geisteskrankheiten. Berlin: Springer .- 1928. -Bd. 5, T. 1.-578 S.
  205. R.C., Butcher J.N., Mineka S. Анормальная психология. 11-е изд. СПб.: Питер, 2004- 1167.
  206. Casey P., Dowrick Ch., Wilkinson G. Adjustment disorders: Fault line in the psychiatric glossary//The British Journal of Psychiatry (2001) 179: 479−481.
  207. Casey P. Adult adjustment disorder: a review of its current diagnosis status. J Psychiat Prac 2001−7:32−40.
  208. Casey P. Adjustment disorder: epidemiology, diagnosis and treatment. CNS Drugs. 2009−23(11):927−938.
  209. Cassano G. B, Rucci P., Frank E., Fagiolini A., Dell’Osso L., Shear M.K., Kupfer D.J. The mood spectrum in unipolar and bipolar disorder: arguments for a unitary approach. Am J Psychiatry. 2005- 162(5):1025.
  210. Cavanagh J., Owens D., Johnstone E. Suicide and undetermined death in south east Scotland. A case-control study using the psychological autopsy method. Psychol Med. 1999- 29(5): 1141−1149.
  211. Dahlin M., Joneborg N., Runeson B. Stress ad depression among medical students: a cross-sectional study. Med Educ 2005- 39: 594−604.
  212. DeLeo D., Pellegrini C., Serraioto L. Adjustment disorders and suicidally. Psychol Rep. 1986- 59:355−358.
  213. Derogatis LR, Morrow GR, Fetting J, et al.: The prevalence of psychiatric disorders among cancer patients. JAMA 249 (6): 751−7, 1983.
  214. Despland J, N, Monod L, Ferrero F. Clinical relevance of adjustment disorder in DSM-III-R and DSM-IV. Compr Psychiatry. 1995 Nov-Dec- 36(6):454−60.
  215. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders. 3rd ed. Washington, DC: American Psychiatric Association- 1987.
  216. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders. 4th ed. Washington, DC: American Psychiatric Association- 1994.
  217. Dowrick C., Casey P., Dalgard O., Hosman C., Lehtinen V., Vazquez-Barquero J.L., Wilkinson G.: Outcomes of Depression International Network (ODIN). Background, methods and field trials. ODIN Group. Br J Psychiatry 1998, 172:359−63.
  218. Dyson.R., Renk.K. Freshmen adaptation to university life: depressive symptoms, stress, and coping. J Clin Psychol.2006 Oct- 62(10):1231−44.
  219. Einsle. F., Koullner V., Dannemann S., Maercker A. Development and validation of a self-report for the assessment of adjustment disorders. Psychol Health Med. 2010 Oct- 15(5):584−95.
  220. Eric L., Radovanovich Z., Ievremovich I. Mental disorders among Yugoslav medical students // Brit. J. Psych. 1988. V. 152. p.127−129.
  221. Evans J. Adolescent and pre-adolescent psychiatry. -London: Acad. press, 1982.-P. 448.
  222. Fabrega H, Mezzich J.E., Mezzich A.C. Adjustment disorder as a marginal or transitional illness category in DSM-III. Arch Gen Psychiatry, 1987, 44: 567 572.
  223. Fabrega H, Mezzich J. Adjustment disorder and psychiatric practice: cultural and historical aspects. Psychiatry. 1987- 50(l):31−49.
  224. F., Hudgens R. W., Welner A. (1979) Undiagnosed psychiatric illness in adolescents. A prospective and seven year follow-up. Arch Gen Psychiatry, 1979,35. 279−281.
  225. Fergusson D. M, Lynskey M.T. Conduct problems in childhood and psychosocial outcomes in young adulthood: A prospective study. Journal of Emotional and Behavioral Disorders, 1998- 6: 2−18.
  226. Fogel. J, Eaton WW, Ford DE. Minor depression as a predictor of the first onset of major depressive disorder over a 15-year follow-up. Acta Psychiatr Scand 2006 113:36−43.
  227. Forehand R., Long N., Hedrick M. Family characteristics of adolescents who display overt and covert behavior problems. J. Behav. Ther. Exp. Psychiatry. Section 32, 1988, vol. 57, iss. 4, 1237
  228. Freedman A.M., Kaplan H.I., Sadoek B.I. Modern sinopsis of comperehensive textbook of psychiatry. Baltimor, 1973. 853 p.
  229. Fukunishi I., Aoki T. Relationship between narcissistic tendencies and psychiatric conditions in patients undergoing physical rehabilitation. // Percept. Mot. Skills, 1996.-V. 83 .-N. 2.-P. 403−408.
  230. Garfinkel B.D., Carson G.A., Weller E.B. Psychiatrie disorders in children and adolescent. — Philadelphia et al W.B. «Saunders Company», 1990.
  231. Glynn T.R. The traumatic neuroses // Lancet. 1910. — № 6. — P.100.
  232. Grassi L., Mangelli L., Fava G. A, et al. Psychosomatic characterization of adjustment disorders in the medical setting: some suggestions for DSM-V. J Affect Disord. 2007- 101(l-3):251−254.
  233. Greenberg W.M., Rosenfeld D.N. and Ortega E.A. Adjustment disorder as an admission diagnosis// Am. J. Psychiatry. 1995. — Vol. 152. — P. 459−461.
  234. Gur S., Hermesh H., Laufer N., Gogol M., Gross-Isseroff R. Adjustment disorder: a review of diagnostic pitfalls. Isr Med Assoc J. 2005- 7(11):726−31.
  235. Guy W. Clinical global impressions: ECDEV Manual, NIMH. Rockville: US Dept/ of Health andHuman Services, 1976. — P.217−222.
  236. Hamilton M. The assessment of anxiety states by rating // Br. J. Med. Psychol. 1959. — Vol. 32. — P. 50−52.
  237. Hamilton M. Development of rating scale for primarily depressive illness // Br. J. Soc. Clin. Psychol. 1967. — Vol. 6. — P. 278−296.
  238. Hansen-Schwartz J., Kijne B., Johnsen A., Andersen H.S. The course of adjustment disorders in Danish male conscripts. Nordic Journal of Psychiatry- Jun 2005, Vol. 59 Issue 3, p.193−197.
  239. Hawton K. Assessment of suicide risk. Brit. J. Psych. 1987.V.150. p.145 -153.
  240. Hawton K., Houston K., Haw C., Townsend E., Harriss L. Comorbidity of axis I and axis II disorders in patients who attempted suicide. Am J Psychiatry. 2003 Aug- 160(8):1494−500
  241. Henriksson M.M., Aro H.M., Martunnen M.J., et al. Mental disorders and comorbidity in suicide. Am J Psychiatry. 1993−150(6):935−940.
  242. Hock K., Konig W. Neurosenlehre und Psychotherapie. Jena, 1979.
  243. Hong. S.M., Faedda S., Zacharia M. Are university students more depresser than nonuniversily students// Psychol. Rep. 1993. V.72. p.991−994.
  244. Hough L.M. Oswald F.L. Personnel selection: Looking toward the future-Remembering the past. Annual Review of Psychology, 2000, 51, 631−664.
  245. Iqbal A. Common types of mental disorders in adult cancer patients seen-at Shaukat Khanum Memorial Cancer Hospital and Research Centre. J Ayub Med Coll Abbottabad, 2004−16:65−69.
  246. Jaspers K. Allgemeine Psychopathologie. Acta unveranderte auflage^Mit 3 Abbildungen. Berlin, Heidelberg, New York, Springer Verlag, 1965. 748 S.
  247. Jensen E.S., Vitiello В., Leonard H. et al.: Design and methodology issues for clinical treatment trials in children and adolescents. Psychopharmacology Bulletin, 1994,30:3−8.
  248. Jones R., Yates W.R., Williams S., et al. Outcome for adjustment disorder with depressed mood: comparison with other moods. J Affect Disorder. 1999−55(1):55−61.
  249. Jones R., Yates W.R., Zhou M.H. Readmission rates for adjustment disorders: comparison with other mood disorders. J Affect Disord. 2002- 71(1−3):199−203.
  250. Jouger M., Frasch K., Becker T. Adjustment disorders nosological state and treatment options. Psychiatr Prax. 2008 Jul-35(5):219−25. Psychiatr Prax. 2009 Mar- 36(2):95-(author reply 96−7).
  251. Kahn E. Dit psychopathischen Personlickeiten // Handbuch der Geisteskrankheiten / Hrsg. O. Bumke, 1928. Bd 5. — Spez. Teil. 1. — S. 227 486.
  252. Kaplan, H. I. and Sadock, B.J. (Eds) (1990). Pocket Handbook of Clinical Psychiatry. Williams and Wilkins, Baltimore.
  253. Kaplan H.J., Sadock B.J. Synopsis of Psychiatry: Behavioral Sciences Clinical Psychiatry. Sixth edition. Williams and Wilkins, New York, 1991. — P. 223−226, 494−498.
  254. Katz M. Counseling-elementary schools // Encyclopedia of Educational Research. 4- th Ed.-1969.-L. P.242−252.
  255. Kay W.H., Bulik C.M., Thornton L., Barbarich N., Masters K. Comorbidity of anxiety disorders with anorexia and bulimia nervosa. Am J Psychiatry 2004- 161:2215−21.
  256. А. Психопатология неврозов. Варшава, 1975. 398 с.
  257. Kirsh K.L., McGrew J.H., Dugan M., Passik S.D.: Difficulties in screening for adjustment disorder, Part I: Use of existing screening instruments in cancer patients undergoing bone marrow transplantation. Palliat Support Care 2 (1): 23−31,2004.
  258. Kovacs M., Gatsonis С., Pollock M., Parrone P.L. A controlled prospective study of DSM-III adjustment disorder in childhood. Short-term prognosis and long-term predictive validity. Arch Gen Psychiatry. 1994- 51(7):535−541.
  259. . Й. Служба психологической консультации в ЧССР // Вопр. психол.-1984.-№ 4.-С. 140−143.
  260. Kraepelin Е. Psychiatrie. 8 Aufl. Bd. 1−4. Leipzig: Barth, 1909−1915.
  261. А. Астенический невроз: Пер. с венгерск.- Бухарест, 1963.410 с.
  262. Kretschmer Е. Medizinische Psychologie. 12 Aufl. Stuttgart: G. Thieme verlag, 1963. 401 S.
  263. Kryzhanovskaya L, Canterbury R. Suicidal behavior in patients with adjustment disorders. Crisis. 2001- 22(3): 125−131.
  264. П., Хартманн Э. Проблема университетского образования и направления работы прогрессивных психологов ФРГ // Психол. жури. -1986. № 5. — С.157−160.
  265. Lange J. Die endogenen und reaktiven gemutserkrankungen und die manisch-depressive Konstitution // Handbuch der Geisterkrankheiten. Bd.VI. Spez.Teil.Berlin: Springer, 1928. 231 s.
  266. Layton Wilbur L., Sandeen C., Arthur. Baker Roland D. Student Development and Counseling//Ann. Rev. Psychol. -1971. -N22. P. 533 564.
  267. Lengua L. J. Growth in temperament and parenting as predictors of adjustment during children’s transition to adolescence. Developmental Psychology, 2006, 42, 819−832.
  268. Lonnqvist J.K., Henriksson M.M., Isometsa E.T., et al. Mental disorders and suicide prevention. Psychiatry Clin Neurosci. 1995−49(suppl. 1):S111-S116.
  269. Lu L. University transition: Major and minor life stress, personality characteristics and mental health. Psychology Medicine, 1994, 24, 81−87.
  270. Lubinski D. Scientific and social significance of assessing individual differences: «Sinking shafts at a few critical points». Annual Review of Psychology, 2000, 51, 405−444.
  271. Lung, F.W., Lee F.Y., Shu B.C. The relationships between life adjustment and parental bonding in military personnel with adjustment disorder in Taiwan. Military Medicine: An international Journal, 2002, 16, 678−672.
  272. Lung F.W., Lee F.Y., Shu B.C. The premorbid personality in military students with adjustment disorder. Military Psychology, 2006,18(1), 77−88.
  273. Magnan V. Lecons cliniques sur les maladies mentales. Paris, 1893. 334.
  274. Marttunen M.J., Aro H.M., Henriksson M.M., et al. Mental disorders in adolescent suicide. DSM-III-R axes I and II diagnoses in suicides among 13 to 19-years-olds in Finland." Arch Gen Psychiatry. 1991- 48(9):834−839.
  275. Marttunen M., Aro H.M., Henriksson M.M., Lonnqvist J.K. Adolescent suicides with adjustment disorders or no psychiatric diagnosis. Eur Child Adolesc Psychiatry. 1994- 3:101−110.
  276. Maslash C., Schaufeli W.B., Leiter M.P. Job burnout. Annual Review of Psychology, 2001, 52, 397−422.
  277. Mayer-Gross W., Slater E., Roth M. Clinical Psychiatry. London: Cassel and Co Ltd, 1960.
  278. Mechri A., Zaafrane F., Khiari G., Gassab L., Moussi N.M., Gaha L. Adjustment disorders: a clinical study of a psychiatric hospital population in Tunisia. Sante-Ment Que. 2003- 28(l):278−97.
  279. Мэй P. Искусство психологического консультирования. M., 1994. -144с.
  280. Miovic М., Block S: Psychiatric disorders in advanced cancer. Cancer 110, 2007, (8): 1665−76.
  281. Mitrev I. A study of deliberate self-poisoning in patients with adjustment disorders. Folia Med (Plovdiv). 1996- 38(3−4):! 1−16.
  282. Morasso G. Screening adjustment disorders related to mastectomy and its treatment. New Trends in Experimental and Clinical Psychiatry 13 (1): 90−3, 1997.
  283. Morel B.A. Traite des maladies mentales. Paris: Masson, 1860. — 258.
  284. L., Moreau D., Weissman M., Klerman G.L. Подросток и депрессия. Межличностная психотерапия. Пер. с англ. Е. Хромовой. М.: Из-во Эксмо, 2003. 320.
  285. Newcorn J.H. Strain J. Adjusment disorder in children and adolescents. In: Widiger T.A., Frances A.J., Pincus H.A., Ross R., First M.B.*, Davis W (eds.) DSM-IV Sourcebook, American Psychiatric Association, Washington DC, 1997, vol. 3, pp 291−301.
  286. Oxmann Т.Е., Barrett J.E., Freeman D.H., Manheimer E. Frequency and correlates of adjustment disorder related to cardiac surgery in older patients. Psychosomatics.36:6. 1994- 35(6):557−568.
  287. Parasuramann S., Cleek M.A. Coping behaviors and managers' affective reactions to role stressors. Journal of Vocational Behavior, 1984,24, 655−668.
  288. Pelkonen M., Marttunen M., Henriksson M., Lonnqvist J. Suicidality in adjustment disorder—clinical characteristics of adolescent outpatients// Eur Child Adolesc Psychiatry. 2005- 14(3):174−180.
  289. Pelkonen M, Marttunen M, Henriksson M, et al. Adolescent adjustment disorder: precipitant stressors and distress symptoms of 89 outpatients. Eur Psychiatry. 2007- 22(5):288−295.
  290. Pliszka S.R. Patterns of psychiatric comorbidity with attention-deficit/hyperactivity disorder. Child Adolesc Psychiatr Clin N Am. 2000- Jul- 9(3): 525−40, vii.
  291. А., Громы Я. Организация и методическое обеспечение психологических служб в ЧССР // Вест. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. -1988.- № 2.-С.55−59.
  292. Polyakova I., Knobler H.Y., Ambrumova A., Lerner V. Characteristics of suicidal attempts in major depression versus adjustment reactions. J Affect Disord. 1998- 47(1−3):159−167.
  293. Portzky G., Audenaert K., van Heeringen K. Adjustment disorder and the course of the suicidal process in adolescents// J Affect Disord. 2005 Aug- 87(2−3):265−70.
  294. Portzky G., Audenaert K., van Heeringen K. Suicide among adolescents A psychological autopsy study of psychiatric, psychosocial and personality-related risk factors. Soc Psychiatry Psychiatr Epidemiol. 2005 Nov-40(l 1):922−30.
  295. Present State Examination (Ninth edition of interview schedule, May 1973.
  296. Presicci A., Lecce P., Ventura P., Margari F., Tafiiri S., Margari L. Depressive and adjustment disorders some questions about the differential diagnosis: case studies. Neuropsychiatr Dis Treat. 2010 Sep7- 6:473−81.
  297. Ф. Психология юношеского и подросткового возраста. Санкт-Петербург, «Питер», 2000.
  298. Reiss Е. Konstitutionale Verstimmung und • manisch-depressives Irresein klinische Untersuchungen uber der Zusammenhang von Verlangng und Psyhose// Z.ges.Neurol., Psychiat. 1910. Bd. 2 S.347−628.
  299. X. Детская и клиническая психиатрия/ Пер. с нем. Т.Н. Дмитриевой- М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001, — 624.
  300. Rich C.L., Scherman M., Fower R.C. San Diego suicide study: the adolescents. Adolescence. 1990- 25(100):855−865.
  301. К. Клиентоцентрированная терапия. M., 1997. — 320с.
  302. Ronson A. Adjustment disorders in oncology: a conceptual framework to be refined. L’Encephale 2005, Volume 31 (2): 118−26.
  303. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М., 1993. — 368с.
  304. Rundell J. R: Demographics of and diagnoses in Operation Enduring Freedom and Operation Iraqi Freedom personnel who were psychiatrically evacuated from the theater of operations. Gen Hosp Psychiatry 2006, 28(4):352−6.
  305. M. Консультирование в университетах Венгрии // Высш. образ, в Европе. Т. XIX. -1994. — № 3. — С. 54−59.
  306. Schneider K. Die Psychopathischen Persounlichkeiten. Leipzig, Wien: Franz Deuticke, 1928. — 87 S.
  307. Schnyder U., Valach L. Suicide attempters in a psychiatric emergency room population.General. Hospital Psychiatry, 1997, 19, 119−129
  308. Schultz I.H. Grundfragen der Neurosenlehre. Stutgart: Thieme, 1955. -125 S.
  309. Selye H. The stress of life. N.Y.: McGraw-Hill. 1956.
  310. Semprini F., Fava G.A., Sonino N. The spectrum of adjustment disorders: too broad to be clinically helpful. CNS Spectr. 2010 Jun- 15(6):382−8.
  311. Shaffer D., Gould M.S., Fisher P., et al. Psychiatric diagnosis in child and adolescent suicide. Arch Gen Psychiatry. 1996- 53(4):339−348.
  312. Shaffer D., Craft L. Methods of adolescent suicide prevention. J Clin Psychiatry. 1999- 60(suppl. 2):70−74.
  313. К. Становление личности. М., 1982. -136 с
  314. М. Потребности студентов в эру массового высшего образования // Высш. образов, в Европе. Т. XIX. -1994. № 3. — С. 22−31.
  315. Skopek M. A, Perkins R. Deliberate exposure to motor vehicle exhaust gas: the psychosocial profile of attempted suicide. Aust N Z J Psychiatry. 1998- 32(6):830−838.
  316. Snyder S., Strain J.J., Wolf D. Differentiating major depression from adjustment disorder with depressed mood in the medical setting// Gen Hosp Psychiatry. 1990 May- 12(3): 159−65.
  317. Spalletta G., Troisi A., Saracco M., Ciani N., Pasini A. Symptom profile, axis II co-morbidity and suicidal behaviour in young males with DSM-III-R depressive illness. J Affect Disord, 1996, 39(2), 141−148.
  318. Strain J.J. Adjustment disorders. In: GO Gabbard, ed. Treatments of Psychiatric Disorders. 2nd ed. Washington, DC: APA Press- 1995:1656−65.
  319. Strain J.J., Newcorn J., Cartagena-Rochas A. Adjustment disorders. In Gelder MG, Lopez-Ibor Ж JJ, Andreasen N, eds. New Oxford Textbook of Psychiatry. Oxford Press: New York, 2000.
  320. Strain J.J., Diefenbacher A. The adjustment disorders: the conundrums of the diagnoses. Сompr Psychiatiy 2008 Mar-Apr- Vol.49 (2), pp. 121−130.
  321. Takei N., Sugihara G. Diagnostic ambiguity of subthreshold depression: minor depression vs. adjustment disorder with depressed mood. Acta Psychiatr Scan 2006- 114(2): 144.
  322. Tramer M. Lehrbuch del allgemeinen Kmderpsychiatrie.— In: Einschliesslich der allgemeinen psychiatne der Pubertat und Adoleszenz. III Aufl. Basel, 1964, p. 105−121.
  323. Trappler В., Friedman S. Posttraumatic stress disorder in survivors of the Brooklyn Bridge shooting. // Am. J. Psychiatry. 1996.- V.153. -N.5. P.705 -707.
  324. Uexeckull Т., Kohle К. Psychosomatische Medizin (3 Aufl.) / lirsg. Th. Von Uexeckull. Munchen-Wien-Baltimore, 1986. — S. 489 — 502.
  325. Ю.В. Психологическая служба в зарубежных вузах / Псих, служба вуза: принципы, опыт работы: Сб. науч. трудов. М.: НИИВО, 1993. -С.201−212.
  326. Wai B.H., Hong C., Heok K.E. Suicidal behaviour among young people in Singapore. Gen Hosp Psychiatry. 1999- 21(2):128−133.
  327. Walsh J., Corcoran J. A Social Work Perspective on the Adjustment Disorders. Social Work in Mental Health, Volume 9, Issue 2, 2011, Pages 107 -121
  328. Wangby M., Magnusson D., Stattin H. Time trends in the adjustment of Swedish teenage girls: a 26-year comparison of 15-year-olds. Scandinavian Journal of Psychology, 2005, 46(2):145−56.
  329. Weiss S. M. A comparison of maladaptive behaviors of athletes and nonathletes. The Journal of psychology. 1999- 133(3):315−22.
  330. Whiteley J.M., Burkhart M.Q., Harwey-Herman M., Whiteley R.M. Counseling and Student Development // Ann. Rev. Psichol. -1975. -N.26. P. 337−366.
  331. WHO. The ICD-10 classification of mental and behavioural disorders: Clinical descriptions and diagnostic guidelines. WHO-press, Geneva, 1992.
  332. Wing J.K., Cooper J.E., Sartorius N. The Measurement and Classification of psychiatric Symptoms. Cambridge University Press, 1974. — Reprinted 1975. -228 P. Appendix pp. 189 — 228.
  333. Winner J.A., Pollak G.H. Adjustment and /impulse control disorders. Comprehensive textbook of Psychiatry,.Edited by Kaplan HI et al., Baltimore- Williams and Wilkins Co, 1975, 3 edition, vol.2, p. 1812−1816.
  334. Zaider T.I., Johnson J.G., Cockell S.J. Psychiatric comorbidity associated with ED symptomatology among adolescents in the community. Int J Eat Disord, 2000- 28:58−67.
  335. Ziehen Th. Psychiatry. Fur Arzte und Studierende. 3 Aufl.- Leipzig: Hirrel, 1908. 801 s.
Заполнить форму текущей работой