Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовые проблемы содействия трудовой занятости в России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Президент Торгово-промышленной палаты РФ Е. Примаков в выступлении 14 января 2005 г. на заседании «Меркурий-клуба» категорически против удаления государства из экономической жизни, лишения его регулирующих функций. Рыночное саморегулирование не способно само по себе изменить в близкой перспективе структуру российской экономики. Необходимо ограничить или ликвидировать диспропорции в потоках… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОДЕЙСТВИЯ ТРУДОВОЙ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
    • 1. Понятие содействия занятости
    • 2. Общая характеристика организационно-правовых форм содействия трудовой занятости
    • 3. Правовой механизм и система содействия трудовой занятости
  • ГЛАВА II. ПРАВО НА СОДЕЙСТВИЕ ТРУДОВОЙ ЗАНЯТОСТИ И МЕСТО НОРМ О СОДЕЙСТВИИ УКАЗАННОЙ ЗАНЯТОСТИ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА
    • 1. Право граждан на содействие трудовой занятости
    • 2. Место норм о содействии трудовой занятости в системе российского права
  • ГЛАВА III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ТРУДОУСТРОЙСТВА РАБОЧЕЙ СИЛЫ
    • 1. Содержание правового регулирования распределения кадров
    • 2. Трудоустройство: некоторые вопросы теории и практики правового регулирования
  • ГЛАВА IV. ОТДЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ СОДЕЙСТВИЯ ТРУДОВОЙ ЗАНЯТОСТИ (ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ)
    • 1. Специфические формы содействия трудовой занятости
    • 2. Формы профподготовки и переподготовки кадров
    • 3. Формы распределения (виды трудоустройства) рабочей силы

Правовые проблемы содействия трудовой занятости в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Среди крупных социально-экономических и правовых проблем, требующих скорейшего и эффективного решения в условиях продолжающихся в Российской Федерации1 рыночных реформ, безусловно, остаются вопросы трудовой занятости населения, ее Л содействия и обеспечения .Что немаловажно в стремлении России влиться в опирающуюся на знание глобальную экономику.

В настоящее время, по данным МОТ, численность экономически активного населения в мире составляет 3 млрд. человек, из них 160 млн. -безработные и 830 млн. не полностью занятые. За последние три года создается ежегодно около 40 млн. новых рабочих мест, что не достаточно даже для покрытия естественного прироста численности трудоспособных (около 50 млн. человек в год), не говоря уже о снижении уровня существующей безработицы .

Концептуальной основой международного подхода к политике в области занятости в условиях глобализации служит идея, заключающаяся в том, что полная и продуктивная занятость есть главное средство в решении социальных проблем и в борьбе с бедностью. При этом, несмотря на явную тенденцию к снижению в процессе глобализации регулирующей роли государства в сфере экономики, признается, что направляющая роль государственных органов на рынках труда и в сфере занятости должна возрастать, а решение проблем продуктивной и полной занятости должно.

1 Далее, как правило, сокращено — РФ.

2 Здесь и в дальнейшем под трудовой занятостью обычно понимается занятость граждан в экономическом значении или в сфере производства, то есть направленная на получение заработка или иного вознаграждения, а под ее содействием — комплекс разных мероприятий, способствующих ее достижению. При этом основной акцент сделан на анализ содействия трудовой занятости, основанной на трудовом договоре (или направленного на заключение такового). Причем эти две разновидности трудовой занятости (вторая — форма первой) тесно взаимосвязаны. Подробнее см. §§ 1 и 2 главы 1.

3 Global Employment Agenda. ILO, Geneva, March 2002. быть главным лейтмотивом в национальных программах и стратегиях экономического и социального развития (подчеркнуто нами — С. Джиоев).

Вышеизложенное базируется на международных подходах и нормах, определенных в решениях Социального саммита в Копенгагене в 1995 г., Декларации МОТ 1998 г. об основополагающих принципах и правах в сфере труда, Концепции МОТ о достойной занятости, Глобальной программе занятости МОТ и др.1.

Глобальная программа занятости, например, направлена на то, чтобы полная, продуктивная и свободно избранная занятость была поставлена в центр национальной экономической и социальной политики. Программа стала ответом МОТ на предложение ООН, сделанное в ходе специальной сессии Генеральной Ассамблеи 2000 г. — разработать всесторонние основы обеспечения занятости, оказав этим содействие достижению цели Декларации тысячелетия ООН — сократить к 2015 г. вдвое численность населения, живущего в крайней бедности.

Кстати, в Глобальную программу занятости входят 10 ключевых элементов, большинство из которых по меньшей мере можно считать активной политикой государства в сфере занятости .

Все сказанное, естественно, имеет прямое отношение и к РФ. Но в России почему-то складывается иная ситуация. Начнем с рынка труда3. В РФ он и так достаточно своеобразный, что признается всеми исследователями. Но дело в другом — создается впечатление, что государство по сути устранилось от его регулирования и проведения конкретных действий. Понятно, что финансирование таких затрат — вопрос очень щепетильный и.

1 Подробнее см.: Степанец В. И. Глобализация и ее влияние на рынок труда и занятость // Труд за рубежом. 2004. № 1. С. 3−23.

2 См.: Степанец В. И. Указ. работа. С. 20−21.

3 Здесь и далее мы используем устоявшийся в юридической литературе этот термин, а не другой, более правильный — «рынок рабочей силы». Ведь никто до сих пор не смог оспорить положения К. Маркса, что труд не является объектом купли-продажи, поскольку таковым может быть только рабочая сила. Труд же как процесс ее использования возникает лишь после акта купли-продажи последней, когда она переместилась из сферы обращения в сферу производства. См., например: Котляр А. О понятии рынка труда // Вопросы экономики. 1998. № 1. С. 35. важный, но от него не уйти. Конечно, гораздо проще сделать минимумпринять, например, Трудовой кодекс РФ1, Закон РФ от 19 апреля 1991 г. «О Л занятости населения в Российской Федерации», создать органы государственной службы занятости, в необходимых случаях назначать пособия по безработице (которые по мнению специалистов больше выполняют функции вспомоществования) и т. д. И пусть участники рынка труда сами решают свои вопросы, в том числе и о содействии трудовой занятости.

На смелость подобного предположения наталкивает и не очень выразительная по содержанию Концепция действий на рынке труда на 20 032 005 годы, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 6 мая 2003 г. № 568-р. Каких-либо впечатляющих шагов по государственному регулированию рынка труда (и это в условиях огромного российского экономико-географического пространства), созданию общефедеральной системы содействия или обеспечения трудовой занятости в ней нет (как, впрочем, и в других документах).

В преамбуле Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2005;2007 годы4 в числе приоритетных целей, например, значатся: обеспечение права работников на достойный труд, резкое сокращение масштабов бедности на основе повышения эффективности отечественной экономики и т. д. Это, с одной стороны, обнадеживает. А с другой записано: устранить избыточное влияние государства на механизмы рынка (п. 1.7). Это настораживает. Что значит «избыточное»? Да и сам раздел III о рынке труда написан слишком «гладко»,.

1 В дальнейшем, как правило, — ТК.

2 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 18. Ст. 565 (с последующими изм. и доп.). В дальнейшем Закон именуется кратко — Закон о занятости.

3 Российская газета. 2003. 14 мая. В дальнейшем — Концепция действий на рынке труда.

4 Российская газета. 2005. 29 января. В дальнейшем — Генеральное соглашение на 2005;2007 годы. чтобы его надлежащим образом выполнить. Нет системы содействия трудовой занятости, мало государственного регулирования.

К сожалению, и сама Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006;2008 годы)1 в области развития рынка труда не ставит задачу по усилению государственного регулирования и управления процессами распределения рабочей силы, ее профподготовки. Хотя необходимость принятия мер по повышению уровня занятости, качества оказания государственных услуг в сфере содействия занятости, эффективности трудоустройства и профподготовки, развитию новых форм и методов оказания содействия занятости в ней присутствует. Что также немаловажно.

Не надо путать рыночную экономику и рынок труда с анархией. Это вполне достаточно регулируемые атрибуты любого государства.

Вторая проблема — безработица. В настоящее время Россия относится к группе стран с высокой безработицей. Т. Я. Четвернина, например, в своей докторской диссертации «Социальная защита от безработицы и ее институциональное обеспечение» приводит впечатляющую динамику численности регистрируемых безработных (понятно, она не столь велика) и безработных, выявляемых обследованием рабочей силы по методологии МОТ в 1992;2000 г. г. Дистанция огромного размера2. Но самое главное, в России преобладает социальный подход к безработице, что было характерно для развитых стран в начале XX века. Безработица воспринимается как неизбежное зло, а не как результат неэффективного функционирования экономики, и рассматривается в контексте социальной политики и социальной помощи населению. Другими словами, экономические издержки.

1 Утверждена распоряжением Правительства РФ от 19 января 2006 г. № 38-р // СЗ РФ. 2006. № 5. Ст. 589.

2 Хотя и не так «малы» официальные цифры безработицы. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики РФ в конце января 2006 г. классифицировались как безработные (в соответствии с методологией МОТ) 5,7 млн. человек или 7,7% экономически активного населения. А в органах государственной службы занятости зарегистрировано 1,8 млн. безработных. безработицы отодвинуты на второй план, а соответствующая государственная политика сконцентрирована только на регистрируемых безработных. А это лишь верхушка айсберга проблем1.

Но тенденция увеличения безработицы сохранится в ближайшее время, о чем сказано в той же Концепции действий на рынке труда.

Особенно она велика на Северном Кавказе, где согласно данным Концепции действий на рынке труда уровень общей и регистрируемой безработицы превышает средний показатель по России в 1,5−3 раза.

Третья проблема — после 2005 г., когда в трудоспособный возраст начнет входить поколение граждан, родившихся в период низкой рождаемости 90-х годов, произойдет не только количественное сокращение трудоспособного населения, но и его качественное ухудшение — начало старения экономически активной части населения. По прогнозу Росстата, в середине XXI в. в России будет проживать от 75 до 100 млн. человек (сегодня -144,2)2.

Не случайно в Концепции реформирования законодательства о занятости населения в РФ, подготовленной к десятилетию со дня введения в действие Закона о занятости, сказано, что последний по существу является «законом о безработице», в котором нет упреждающих финансовых, организационных и социально-экономических мер по предупреждению этого явления. Не подготовлены варианты по трудоустройству и поддержке высвобождаемых. На протяжении всего периода реформ российское государство не ставило своей задачей выработать целостную концепцию регулирования занятости и рынка труда. Кроме того, государство преждевременно отказалось от функций стимулирования таких процессов в сфере занятости и на рынке труда, как расширение спроса на рабочую силу,.

1 См.: Четвернина Т. Я. Социальная защита от безработицы и ее институциональное обеспечение: Автореф. дис. .доктора эконом, наук. — М., 2002. С. 3, 12−13 и др.

2 См.: Российская газета. 2004. 19 октября. С. 2. См. также Концепцию демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренную распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2001 г. № 1270-р // Российская газета. 2001. 17 октября. прогрессивные сдвиги в отраслевом и профессионально-квалификационном распределении занятых, выравнивание социально-экономических условий занятости по регионам, полагая, что рыночные механизмы успешно справятся с этими функциями1.

Другими словами, в настоящее время почти отсутствует в масштабах России организованное распределение трудовых ресурсов, как, впрочем, не созданы система и эффективный организационно-правовой механизм содействия трудовой занятости (подчеркнуто нами — С. Джиоев).

Получается замкнутый круг. С одной стороны, безработица в гор. Москве и гор. Магадане, в других северных и восточных регионах, в которых есть нефть, газ, золото и другие полезные ископаемые. И несмотря на безработицу в последних, «добывать эту валюту» для России некому. Вымирают города и деревни. Привлечь туда квалифицированные кадры некому. К тому же начинается абсолютное сокращение численности населения трудоспособного возраста. И как указано в Концепции действий на рынке труда, наиболее острой проблемой для российского рынка остается неэффективная занятость. Она определяет меру отставания России от развитых стран в производительности и т. д.

С другой стороны, согласно ст. 1 Конвенции МОТ № 122 «О политике л в области занятости» (1964 г.) в качестве главной цели Россия должна проводить активную политику, направленную на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости. Эту политику считают средством обеспечения на практике осуществления права на труд, а всестороннее признание государством права на труд следует связывать с осуществлением экономической и социальной политики, цель которойсодействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости (п.п. 1 и 2.

1 См.: Солидарность. 2000. Октябрь. № 3. Приложение. С. 1−8.

2 Международные стандарты предпринимательства и занятости. Правовые международные документы. Библиотечка Российской газеты. 2000. Выпуск № 15.

Рекомендации МОТ № 169 «О политике в области занятости (дополнительные положения» (1984 г.)1.

И в дополнение к этому ст. 27 Конституции РФ гарантирует каждому, кто законно находится на ее территории, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

И эти две крупные проблемы «сталкиваются». Нужны весомые пути их решения.

Президент Торгово-промышленной палаты РФ Е. Примаков в выступлении 14 января 2005 г. на заседании «Меркурий-клуба» категорически против удаления государства из экономической жизни, лишения его регулирующих функций. Рыночное саморегулирование не способно само по себе изменить в близкой перспективе структуру российской экономики. Необходимо ограничить или ликвидировать диспропорции в потоках инвестиций и рабочей силы. Труд станет, пожалуй, самым дефицитным ресурсом. Особенно остро стоит вопрос освоения богатейших восточных районов. Немногочисленность населения Дальнего Востока и Восточной Сибири усугубляется его оттоком. Только ускоренное развитие социально-экономической инфраструктуры в восточных регионах может «перераспределить» туда население. В сложившихся условиях особое значение приобретают целенаправленные государственные меры, которыми можно обеспечить перспективу потока инвестиций и в конечном счете трудовых ресурсов. Не следует забывать и о морально-патриотических стимулах, особенно для молодежи: не все плохо, что было в прошлом. А система профессиональной подготовки кадров в постсоветской России полностью разрушена.2.

Как отмечается в литературе, вряд ли в условиях глобализации «перегруженные» государства будут долго терпеть запущенную.

1 Там же. л.

Примаков Е. Россия в 2004 году: взгляд в будущее // Российская газета. 2005. 15 января. С. 1,4. неосвоенность российских пространств1. Имеются в виду прежде всего восточно-сибирские, да и некоторые другие малозаселенные регионы. Что является угрозой территориальной целостности РФ и ее национальной л безопасности. Нужны высококвалифицированные трудовые ресурсы .

В этих условиях к первоочередным направлениям социально-экономической политики государства следует отнести не столько недопущение массовой безработицы и оказание помощи в выборе формы (прежде всего трудовой) занятости всем, кто может и хочет работать (с одновременным повышением качества их трудового потенциала), сколько создание общефедеральной системы (с участием субъектов РФ) и эффективного организационно-правового механизма содействия трудовой занятости населения.

Тем более, что в России создана определенная база для построения основ такой системы. В частности, функционирует ТК, Закон о занятости, есть акты по отдельным формам содействия занятости (профориентации и т. д.). Другие нормативные правовые акты и документы желательно принять. В некоторые действующие следует внести изменения и дополнения.

Сложившаяся практика требует анализа и конкретных рекомендаций по совершенствованию как органов, занимающихся содействием трудовой занятости, так и соответствующего законодательства и иных актов. Ведь для комплексного решения задачи содействия трудовой занятости населения необходимы новые нетрадиционные подходы и в основном принципиально иные (чем действовали раньше) экономические, организационные, правовые и др. условия.

Между тем в программных документах Правительства и действующем законодательстве (иных актах) РФ (где термины «содействие занятости» и «обеспечение занятости» встречаются достаточно часто) задача создания.

1 Приводится, в частности, позиция А. И. Солженицина.

2 См.: Круглов В. Восточный вызов // Завтра. 2005. № 8. С. 1, 3. Подробнее об этом см. § 1 главы III.

3 Здесь и далее термин «законодательство» трактуется, как правило, широко. сбалансированной и эффективной федеральной системы содействия трудовой занятости прямо не сформулирована, хотя отдельные предпосылки и вытекают из их содержания. Естественно, не определены пути ее построения, а также соответствующего организационно-правового механизма.

В этой связи нам представляются не совсем удачными и оправданными изменения и дополнения в Закон о занятости, внесенные ФЗ от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий"1 и вступающее в силу 1 января 2007 г., в части децентрализации в осуществлении мероприятий в области содействия трудовой занятости, «раздробления» соответствующих федеральных механизмов и т. д. Получается, что, например, сельхозпереселение может быть «тамбовским», «рязанским» и т. п. Или профориентация?

Не лучше обстоят дела с научными исследованиями многогранных проблем содействия трудовой занятости. Поскольку занятость — это прежде всего категория экономическая, юристы вплотную обратились к этим проблемам лишь в 1990;е годы. Хотя представители прежде всего науки трудового права еще до этого времени внесли определенный (порой даже существенный вклад) в изучение отдельных правовых аспектов содействия трудовой занятости. В некоторых работах (в частности, Н. Г. Александрова, H.A. Горбатка, Е. В. Магницкой, A.C. Пашкова, А. И. Ставцевой, A.M. Шлемина и др.) заложены методологические и теоретические основы правового регулирования подготовки, распределения и использования кадров. Были и комплексные монографические и диссертационные исследования одной из важнейших составных частей системы содействия трудовой занятости — трудоустройства (К.П. Уржинский, В. П. Данукин и др.), а также отдельных форм содействия занятости (оргнабора и др.). Однако большинство работ относятся к предшествующему периоду, поэтому.

1 Российская газета. 2005. 31 декабря. содержащиеся в них некоторые теоретические и многие нормативные аспекты устарели.

В 1990;е годы по спец. 12.00.05 — трудовое право, право социального обеспечения защищены сразу четыре докторские диссертации. Сначала А. Я. Петров в 1992 г. рассмотрел проблемы рационального использования трудовых ресурсов (но по сути в условиях советского периода). Через два года О. М. Медведев попытался проанализировать правовые проблемы обеспечения трудовой занятости, главным образом, в плане совершенствования распределительного процесса рабочей силы и фактически на стыке двух конституций — РСФСР 1978 г. и РФ 1993 г. Затем С. А. Димитрова рассмотрела правовые проблемы труда и занятости населения в Республике Казахстан. Наконец, A.M. Нурмагамбетов остановился на правовых проблемах рынка труда и перспективах его развития.

В 2003 г. была защищена еще одна докторская диссертация (H.H. Дерюга), но по спец. 12.00.08 и касалась она организационно-правовых проблем занятости осужденных, содержащихся в местах лишения свободы.

В 2001 г. вышел в свет фундаментальный труд — курс российского трудового права под общ. ред. Маврина С. П., Пашкова A.C., Хохлова Е. Б., том 2 которого именуется «Рынок труда и обеспечение занятости (правовые вопросы)».

В указанный период защищались и кандидатские диссертации по отдельным аспектам занятости главным образом, трудовой (П.Е. Морозов, П. П. Зуб, С. А. Пузыревский, позже — О. В. Собченко, Г. В. Сулейманова и др.), а также трудоустройству (Ж.А. Горбачева, C.B. Кулакова, Е.В. Яшурина).

Однако большинство работ относятся, как правило, к предшествующему периоду и не учитывают не только сегодняшних реалий, но и требований нынешнего законодательства и иных актов. Не случайно даже сами экономисты до сих пор прямо указывают, что отечественные исследования вопросов занятости продолжают оставаться на начальной стадии, практически в зачаточном состоянии.

Таким образом, на сегодняшний день в России отсутствует комплексное монографическое исследование правовых проблем содействия трудовой занятости в период становления развитых рыночных отношений, выполненное с учетом сегодняшних политических и социально-экономических реалий, последних достижений отечественной и зарубежной науки и на базе анализа имеющегося современного законодательства и практики его применения. И применительно к условиям глобальной экономики, опирающейся на знания. Это осложняет не только разработку теоретических аспектов правового регулирования именно содействия трудовой занятости (до этого слабо исследованных), но и ставит их на новый качественный уровень (по сравнению с предшествующим периодом), иную научную основу. Между тем от выяснения многих теоретических вопросов зависит разработка направлений становления и эффективного функционирования правового механизма и системы содействия трудовой занятости, имеющей целью заключение трудового договора.

Перечисленные и другие моменты обусловливают актуальность избранной темы диссертационного исследования и ее научную и практическую значимость.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе содействия трудовой занятости, главным образом, основанной на трудовом договоре (имеющего целью заключение такового).

Предметом настоящего исследования прежде всего являются проблемы правового регулирования в сфере трудовой занятости.

Цель и задачи исследования

Принимая во внимание широту и многогранность предмета исследования, сложность соответствующих правовых проблем и их различную отраслевую принадлежность, неодинаковую степень актуальности и научной разработки отдельных из них, обилие динамичного массива нормативного правового материала, автор счел целесообразным ограничить круг рассматриваемых вопросов, что видно из главной цели и основных задач исследования.

При этом особое внимание наряду с необходимым анализом некоторых общих вопросов уделено исследованию правовых проблем содействия трудовой занятости населения, возникающей на основе трудового договора (направленного на заключение такового), и в рамках, главным образом, тех форм трудовой занятости, где распространяются нормы трудового законодательства. Рассматривать же только проблемы трудового права в «чистом» виде не совсем оправданно, поскольку, во-первых, это обеднит и крайне затруднит исследование (при отсутствии сложившихся теоретических основ учения о правовом регулировании содействия занятости многие из них будут просто непонятны), и, во-вторых, законодательство о содействии занятости — это прежде всего комплексное межотраслевое правовое образование, поэтому большинство проблем содействия трудовой занятости носят общий или межотраслевой характер.

Главная цель исследования — в свете новейшего законодательства РФ, международных правовых норм и на основе системного подхода разработать теоретические основы учения о правовом регулировании содействия трудовой занятости населения, имеющего целью заключение трудового договора, в условиях перехода РФ к развитым рыночным отношениямвыявить закономерности и новые пути развития указанного регулирования, комплексно проанализировав имеющиеся здесь некоторые проблемы, носящие как общий характер, так и относящиеся, главным образом, к сфере трудового правапоказать эффективность применения норм права (прежде всего трудового) и на этой основе разработать рекомендации и предложения по совершенствованию действующего законодательства (иных актов) и практики их применения.

В этой связи основными задачами диссертационного исследования являются:

— выявление сущности и формулировка научно обоснованных понятий трудовой занятости, ее формы, содействия трудовой занятости, его значений и формы, их классификация;

— определение соотношения понятий «содействие трудовой занятости» и «обеспечение трудовой занятости»;

— анализ и разработка основ правового механизма регулирования содействия трудовой занятости;

— разработка и обоснование основных характеристик (параметров) и составных частей федеральной системы содействия трудовой занятости, выработка путей построения этой системы;

— обоснование права граждан на содействие трудовой занятости и исследование его понятия, содержания, сущности, соотношения с правом на труд, с правом на защиту от безработицы и перспектив развития;

— классификация и определение отраслевой принадлежности правоотношений в сфере содействия трудовой занятости и на этой основе анализ места соответствующих норм в системе права (особенно в сфере и системе трудового права);

— выявление и обоснование изменений и новых элементов в понятии и содержании правового регулирования распределения рабочей силы;

— исследование и уточнение некоторых вопросов теории и практики правового регулирования трудоустройства1, претерпевших изменения применительно к сложившимся реалиям, включая понятие, сущность, классификацию, принципы и др.;

— разработка научного определения, основных характеристик и классификации организационно-правовых форм содействия трудовой занятости, а также основных направлений их развития;

1 В работе рассматривается не любое устройство гражданина на работу, а только организованное трудоустройство, то есть при помощи посредника в лице специально уполномоченного органа или организации и которое сопровождается установлением особых правоотношений по трудоустройству. Подробнее см. § 2 главы III.

— рассмотрение правовых проблем (в том числе теоретических) пятнадцати конкретных форм содействия трудовой занятости с учетом системного подхода к ним (новых или сравнительно новых, где сложилось определенное законодательство и есть практика его применения, и традиционных, которые либо претерпели существенные изменения, не подвергнутые глубокому научному анализу, либо наиболее нуждаются в качественном обновлении, либо пока не применяются) с учетом опыта прошлого (советского периода);

— сравнительный анализ (по некоторым позициям) российских норм о содействии трудовой занятости и соответствующих международно-правовых актов и документов как на предмет выявления их соответствия, так и в целях дальнейшего развития законодательных и иных актов в РФ;

— выработка, формулировка и аргументация конкретных предложений по совершенствованию и развитию законодательства (иных актов) о содействии трудовой занятости и практики его применения;

— рассмотрение и обобщение законодательства и соответствующего опыта в области содействия занятости некоторых государств — членов СНГ и развитых стран по определенным аспектам на предмет использования в отечественной практике не в качестве готовых рецептов, а лишь некоторых рекомендаций.

Тем более, что об отдельных вопросах и проблемах, исследуемых в диссертации, автор знает не по наслышке: живет и работает на Северном Кавказе, где, как указано в Концепции действий на рынке труда, обстановка с занятостью очень остра и требует кардинального улучшения.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Методологической основой являются положения и идеи о демократическом правовом и социальном государстве с верховенством закона и приоритетом прав и свобод человека как высшей ценностиучение о праве как регуляторе общественных отношений и др.

Теоретической основой работы послужили труды отечественных ученых — экономистов, правоведов, демографов, социологов и представителей других отраслей знаний, а также зарубежных авторов. Широко использованы определенные достижения экономической, социологической, демографической науки (работы Б. Бреева, Е. Бреевой,.

A.JI. Гайдобы, С. Н. Злупко, В. Г. Костакова, J1.A. Костина, А. Э. Котляра, И. С. Масловой, И. Н. Назимова, Е. Примакова, Е. И. Рузавиной, В. В. Трубина,.

B.В. Чембровского и др.), общей теории права, трудового, административного, гражданского и других отраслей права, в частности, исследования С. С. Алексеева, С. Н. Братуся, А. Ф. Ноздрачева, трудовиков Е. М. Акоповой, Н. Г. Александрова, B.C. Андреева, Л. Ю. Бугрова,.

C.А. Голощапова, H.A. Горбатка, К. Н. Гусова, С. А. Димитровой, И. К. Дмитриевой, А. Д. Зайкина, С. А. Иванова, И. Я. Киселева, К. Д. Крылова,.

A.M. Куренного, М. И. Кучмы, Р. З. Лившица, A.M. Лушникова, М. В. Лушниковой, С. П. Маврина, Е. В. Магницкой, О. М. Медведева,.

B.И. Миронова, В. К. Миронова, М. В. Молодцова, A.M. Нурмагамбетова, Ю. П. Орловского, A.C. Пашкова, А. Я. Петрова, Ф. Д. Роммы, Г. С. Скачковой, В. Н. Скобелкина, О. В. Смирнова, И. О. Снигиревой, А. И. Ставцевой, Л. А. Сыроватской, В. Н. Толкуновой, Э. Г. Тучковой, К. П. Уржинского, Е. Б. Хохлова, О. С. Хохряковой, А. И. Шебановой, A.M. Шлемина и др.

Эмпирическую базу исследования составили международные акты в области прав и свобод человека, занятости и содействия занятости (Всеобщая декларация прав человека, Конвенции и Рекомендации МОТ и др.) — Конституция РФ и действующее законодательство о содействии занятости, в том числе некоторых стран — членов СНГ (например, Беларуси) и государств с развитыми рыночными отношениямипрактика регулирования общественных отношений в указанной области как в нашей стране, так и за рубежомстатистические данныерезультаты экономических, демографических, социологических и других исследований (в том числе проведенных автором в ряде регионов РФ1), имеющих непосредственное отношение к предмету диссертационной работы.

Использованы различные методы научного познания объективной действительности, в том числе формально-логический, исторический, комплексный, экономико-правовой, сравнительного и системного анализа, социологический и т. д.

Научная новизна работы. Это первое в условиях сегодняшних реалий комплексное монографическое исследование правовых проблем содействия трудовой занятости населения в РФ, в котором предпринята попытка системно разработать теоретические, организационные и нормативные основы содействия трудовой занятости, имеющей целью заключение трудового договора, выявить их закономерности и новые пути развития, дать предложения по совершенствованию действующего законодательства и практики его применения.

При этом особое внимание уделено разработке вопросов и изучению проблем, имеющих отношение к сфере трудового права.

В названном аспекте столь широко и комплексно теоретические исследования в нашей стране еще не проводились. Те аспекты, которые уже рассматривались в науке, анализируются на качественно иной основе применительно к новым социально-экономическим и политико-правовым условиям.

Наиболее существенные моменты, отражающие научную новизну диссертационного исследования, содержатся в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. Выявлена сущность таких явлений, как трудовая занятость, форма занятости, форма трудовой занятости и др., разработана классификация некоторых из них и сформулированы научно-обоснованные понятия- ! Я /ь оь.

1 В работе используются материалы и данные открытого характера, полученные непосредственно диссертантом и не ущемляющие интересы третьих лиц. В остальных случаях по возможности приводятся соответствующие источники.

2. На основе вышеуказанных аспектов, анализа, а также воспроизводственного процесса рабочей силы и структуры занятости определены границы и содержание категорий «содействие трудовой занятости в экономическом значении или в сфере производства» и «содействие трудовой занятости, имеющей целью заключение трудового договора», разработаны их развернутые определения, показана целесообразность одновременной трактовки содействия трудовой занятости о двух аспектах1;

3. Сравнительный анализ понятий «содействие трудовой занятости» и «обеспечение трудовой занятости» однозначного ответа не дает2;

4. Выработано понятие организационно-правовой формы содействия трудовой занятости, выявлены ее основные признаки и критерии классификации, намечены перспективы развития этих форм;

5. Разработаны (выявлены) основы правового механизма содействия трудовой занятости, в том числе:

— его понятие и содержание;

— методы и принципы;

— соотношение федеральных, региональных централизованных и децентрализованных, нормативных пропорций;

— роль государства в регулировании;

— основные направления развития;

6. Обоснована целесообразность закрепления права граждан на содействие трудовой занятости именно в качестве такового как в российском.

1 В диссертации исследуется в основном только один аспект — в узком (собственном) значении, т. е. отношения по содействию занятости и соответственно правовые проблемы, возникающие на фазе использования рабочей силы, как правило, не затрагиваются.

2 См. об этом § 2 главы I. Нужно иметь в виду, что в тексте работы часто употребляются термины и «содействие», и «обеспечение», но не в том контексте, в котором анализируется «содействие трудовой занятости», (например, «содействие в трудоустройстве», «обеспечение работой» и т. д.). Просто используются при необходимости смысловые, общепринятые значения этих терминов. И это не следует забывать. См. также с. 211 (сноску). и локальных, и договорных законодательстве, так и в Декларации МОТ 1998 г. об основополагающих принципах и правах в сфере труда в качестве одного из основополагающих прав, а также в развернутом виде в одной из конвенций МОТ: № 122 (1964 г.) или № 168 (1988 г.). А саму конвенцию включить (считать) в число основополагающих;

7. Раскрыто содержание указанного права, рассматриваемого в трех аспектах: как норма (нормы) законодательства, как субъективное право граждан, как реализованное в конкретном правоотношении по содействию трудовой занятости;

8. Показано соотношение права на содействие трудовой занятости с правом на труд и правом на защиту от безработицы;

9. Классифицированы многочисленные отношения, складывающиеся в процессе содействия трудовой занятости, определена их правовая природа, большинство которых входят в предмет административного и трудового права;

10. Аргументирована целесообразность именовать определенные группы правоотношений в сфере содействия занятости в качестве правоотношений по содействию трудовой занятостипоказано, что это собирательное и комплексное понятие, а само правоотношение имеет ряд. особенностей;

11. Установлено, что нормы по содействию трудовой занятости в совокупности образуют самостоятельное комплексное межотраслевое правовое образование, включающее ряд комплексных межотраслевых институтов и подинститутов, а также некоторых отраслевых институтов;

12. Сделан вывод, что в трудовом праве объективно существует отраслевой институт содействия трудовой занятости, основанной на трудовом договоре, а реалии таковы, чтобы признать это официально (в законодательстве и литературе) и наполнить соответствующим содержанием;

13. Высказаны конкретные предложения по развитию и унификации норм института содействия трудовой занятости как отрасли трудового законодательства применительно к структуре Трудового кодекса;

14. В качестве минимально необходимых определены семь характеристик (параметров, признаков и т. п.), при наличии которых можно говорить о содействии трудовой занятости как реально сложившийся системе в РФв отношении некоторых из них (включая надлежащую правовую базу) высказаны соответствующие соображения и рекомендации;

15. Намечены структура (составные части) федеральной системы содействия трудовой занятости и пути ее построения;

16. Выявлены и обоснованы изменения и новые элементы в содержании правового регулирования распределения рабочей силы как составной части системы содействия трудовой занятости и показана необходимость усиления прямого государственного вмешательства в этот процесс;

17. Проанализированы перспективы развития организационно-правовых форм распределения рабочей силы в переходный к развитым рыночным отношениям период и целесообразность возврата к некоторым уже упраздненным (но на качественно иной основе);

18. Проанализированы и уточнены некоторые вопросы теории и практики правового регулирования трудоустройства кадров применительно к сегодняшним реалиям, включая, в частности:

— понятие и аспекты, в которых следует рассматривать организованное трудоустройство как правовую категорию (их три);

— перспективы развития внутреннего трудоустройства;

— критерии для развернутой научно-практической классификации;

— принципы;

19. Дан анализ правовых проблем пятнадцати форм содействия трудовой занятости с учетом системного подхода к ним (новых или сравнительно новых, где сложилось определенное законодательство и есть практика его применения, и традиционных, которые либо претерпели существенные изменения, не подвергнутые глубокому научному анализу, либо наиболее нуждаются в качественном обновлении, либо сейчас не применяются1):

— профориентации;

— организации общественных работ;

— квотирование рабочих мест;

— профподготовки кадров непосредственно на производстве, в организации (у работодателя);

— профподготовки кадров по направлению (через) службы занятости ;

— целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием;

— сельхозпереселения;

— оргнабора;

— общественного призывал.

— трудоустройства граждан через службу занятости ;

1 При этом автор вновь подчеркивает, что отказ государства от ряда форм (прежде всего организованного распределения кадров — оргнабора, общественного призыва и др.) в сложившейся и складывающейся ситуации с трудовыми ресурсами в России по меньшей мере преждевременен. Привлечение иностранной рабочей силы ситуацию вряд ли спасет. Ведь иностранцев прежде чем использовать, тоже надо распределить в организованном порядке. Поэтому в диссертации обосновывается целесообразность возврата к некоторым апробированным формам, но на качественно новой основе.

В работе под службой занятости и ее органами понимаются в основном федеральная государственная служба занятости населения, ее органы и учреждения, ныне входящие в систему Федеральной службы по труду и занятости.

3 Здесь и далее под этой формой в основном понимается посредническая деятельность службы между организациями и гражданами, имеющая целью устройство последних на работу только в местные организации. См. также §§ 1 и 2 главы III, § 3 главы IV.

— трудоустройства в отъезд на основе межреспубликанской, межкраевой и межобластной информации;

— трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования (в том числе распределения обученных кадров после подготовки в указанных учреждениях);

— перевода в другую организацию (к другому работодателю) либо в другую местность;

— трудоустройства граждан РФ за границу (за границей);

— организованного набора иностранной рабочей силыпри этом по всем формам высказаны предложения по их совершенствованию применительно к требованиям нынешнего этапа перехода к развитой рыночной экономике (включая и проблему так называемого «заемного труда»), а по некоторым проанализированы и разработаны теоретические аспекты;

20. Выработаны, сформулированы и аргументированы рекомендации по принятию новых нормативных правовых актов и норм о содействии трудовой занятости (в частности, главы «Содействие трудовой занятости населения» в Законе о занятости, раздела «Содействие трудовой занятости» в Трудовом кодексе, Положения о формах содействия трудовой занятости и др.1), а также конкретные предложения по совершенствованию действующего законодательства (иных актов) и практики их применения;

21. Предложены некоторые позитивные моменты регулирования содействия и обеспечения трудовой занятости в зарубежных странах в качестве рекомендаций при становлении и развитии отечественной системы содействия трудовой занятости, повышения эффективности отдельных ее составных элементов. Что особенно актуально в свете современных.

1 В том числе федеральных законов «О трудовых ресурсах Российской Федерации», «О содействии (обеспечении) занятости» (в перспективе), «О трудоустройстве» и т. д. концепций «человеческого капитала» (США), «достойной занятости» (МОТ), «экономики, основанной на знаниях» и др.1.

Научно-практическая значимость работы. Результаты исследования, выводы и предложения могут быть использованы для оптимизации нормотворческой и правоприменительной деятельности и прежде всего при разработке соответствующих законодательных и нормативных правовых актов и документов и совершенствовании действующих.

Необходим кардинальный поворот к становлению эффективной и действенной системы содействия трудовой занятости в РФ и соответствующей развитой правовой базы. Именно эту задачу и имел в виду автор, осуществляя данное исследование.

Для этого и нужны разработанные в работе теоретические основы учения о правовом регулировании содействия трудовой занятости, которые получат, видимо, дальнейшее развитие в научных исследованиях как правовых проблем содействия и обеспечения занятости, так и в трудовом, а также некоторых других отраслях права. Они позволят на новой концептуальной основе подойти к решению целого ряда острых экономико-социальных вопросов в указанной области.

Аргументированные в диссертации положения и выводы могут быть использованы при совершенствовании учебного процесса прежде всего по дисциплине «Трудовое право» и спецкурсу, посвященному правовой регламентации вопросов занятости (прежде всего трудовой), а также некоторым другим курсам.

Апробация и внедрение результатов исследования. Диссертация выполнена на кафедре гражданского и трудового права Горского государственного аграрного университета, обсуждена на кафедре трудового права и права социального обеспечения Московской государственной юридической академии. Основные ее положения и выводы докладывались.

1 Основные выводы и положения, отражающие суть работы, содержатся также в Заключении. автором на научно-практических конференциях, совещаниях, семинарах, в том числе международных (в частности, в январе 2005 г. и 2006 г. в г. Москве на конференциях, проведенных Российской ассоциацией трудового права и социального обеспечения и др. организациями).

Кроме того, некоторые результаты проведенного исследования были апробированы в ходе участия диссертанта в разработке и обсуждении ряда законопроектов как на федеральном уровне, так и в Республике Северная Осетия — Алания, а также в практической деятельности автора в качестве председателя Промышленного районного суда гор. Владикавказа.

Диссертантом разработан и успешно внедрен учебный спецкурс «Правовое регулирование содействия занятости населения», который с 2003 г. преподается в ГГАУ при подготовке специалистов по спец. 30 501 -Юриспруденция. Отдельные разработки используются при преподавании курса «Трудовое право России».

Теоретические и практические выводы полученные в процессе исследования, опубликованы в 26 работах, в том числе монографии «Правовые проблемы содействия трудовой занятости» (объем 18,0 печ. л.). Написанный диссертантом общий объем составляет 54 печ. л.

Структура диссертации. Она состоит из введения, четырех глав (всего 10 параграфов), заключения и библиографии.

1. Нормативный и иной материал1.

2. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Права человека. Сборник международных документов. М.: МГУ, 1986.

3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. Там же.

4. Европейская социальная хартия (пересмотренная 3 мая 1996 г.) // Труд за рубежом. 2000. № 3.

5. Декларация МОТ 1998 г. об основополагающих принципах и правах в сфере труда // Российская газета. 1998. 16 декабря.

6. Конвенция МОТ № 88 «Об организации службы занятости» (1948 г.) // Международная Организация Труда. Конвенции и рекомендации 1919;1956. Том I. Женева: МБТ, 1991.

7. Конвенция МОТ № 96 «О платных бюро по найму (пересмотренная в 1949 году)» (1949 г.). Там же.

8. Конвенция МОТ № 122 «О политике в области занятости» (1964 г.) и одноименная Рекомендация МОТ № 122 (1964 г.) // Международная Организация Труда. Конвенции и рекомендации 1957;1990. Том II. Женева: МБТ, 1991.

9. Конвенция МОТ № 142 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» (1975 г.).-Тамже.

10. Конвенция МОТ № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (1983 г.). Там же.

11. Рекомендация МОТ № 169 «О политике в области занятости» (1984 г.).-Тамже.

12. Приводятся только основные акты и документы и не только действующие в РФ в настоящее время.

13. Конвенция MOT № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» (1988 г.). Там же.

14. Конвенция МОТ № 181 «О частных агентствах занятости» (1997 г.). Отдельное издание. — Женева: МБТ, 1997.

15. Рекомендация МОТ № 195 «О развитии людских ресурсов» (2004 г.) // Труд за рубежом. 2005. № 1.

16. Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 2004.

17. Декларация права и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. // Государство и право. 1992. № 4.

18. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. // СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 3 (с последующими изм. и доп.).

19. Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2490−1 «О коллективных договорах и соглашениях» // Российская газета. 1992. 28 апреля (с последующими изм. и доп.).

20. Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266−1 «Об образовании» (в ред. ФЗ от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ) // Российская газета. 1996. 23 января (с последующими изм. и доп.).

21. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530−1 «О вынужденных переселенцах» (в ред. ФЗ от 20 декабря 1995 г. № 202-ФЗ) // СЗ РФ. 1995. № 52. Ст. 5110 (с последующими изм. и доп.).

22. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 452−1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» // Российская газета. 1993. 16 апреля (с последующими изм. и доп.).

23. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866−1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // Российская газета. 1993. 12 мая (с последующими изм. и доп.).

24. Федеральный закон РФ от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 8560 (с последующими изм. и доп.).

25. Федеральный закон РФ от 12 января 1996 г № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // Российская газета. 1996. 20 января.

26. Федеральный закон РФ от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Российская газета. 1996. 29 августа (с последующими изм. и доп.).

27. Федеральный закон РФ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Российская газета. 2002. 31 июля.

28. Указ Президента РФ от 25 марта 1993 г. № 394 «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» // Российская газета. 1993. 3 апреля.

29. Указ Президента РФ от 21 апреля 1993 г. № 471 «О дополнительных мерах по защите трудовых прав граждан Российской Федерации» // Российские вести. 1993. 27 апреля.

30. Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2146 «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» // Российская газета. 1993. 30 декабря.

31. Постановление Совета Министров РСФСР от 30 ноября 1984 г. № 494 «О мерах по дальнейшему совершенствованию организованного набора рабочих и общественного призыва молодежи» // СП РСФСР. 1985. № 5. Ст. 92.

32. Постановление Совета Министров РСФСР от 18 января 1988 г. № 16 «Об обеспечении эффективной занятости населения, совершенствовании системы трудоустройства и усилении гарантий для трудящихся» // СП РСФСР. 1988. № 6. Ст. 23.

33. Постановление Совета Министров РСФСР от 19 января 1991 г. № 33 «О создании государственной службы занятости в РСФСР» // СП РСФСР. 1991. № 10 Ст. 136.

34. Постановление Совета Министров Правительства РФ от 5 февраля 1993 г. № 99 «Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения» // Российская газета. 1993. 18 февраля.

35. Постановление Правительства РФ от 25 мая 1994 г. № 533 «О льготах для граждан, переселяющихся для работы в сельскую местность» // СЗ РФ. 1994. № 6. Ст. 607 (с последующими изм. и доп.).

36. Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1995 г. № 942 «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним специальным образованием» // СЗ РФ. 1995. № 39. Ст. 3777.

37. Постановление Правительства РФ от 14 июля 1997 г. № 875 «Об утверждении положения об организации общественных работ» // Российская газета. 1997. 7 августа (с последующими изм. и доп.).

38. Постановление Правительства РФ от 22 июня 1999 г. № 659 «О мерах по поддержанию занятости населения» // Российская газета. 1999. 6 июля.

39. Постановление Правительства РФ от 21 ноября 2000 г. № 875 «О Правилах отнесения территорий к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда» // Бюллетень Минтруда РФ. 2000. № 12.

40. Постановление Правительства РФ от 14 июня 2002 г. № 424 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации» //Российская газета. 2002. 21 июня.

41. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 321 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2004. № 7.

42. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости» Там же.

43. Положение о порядке высвобождения, трудоустройства рабочих и служащих и предоставления им льгот и компенсаций от 2 марта 1998 г. // Бюллетень Госкомтруда СССР. 1988. № 6 (с последующими изм. и доп.).

44. Типовое положение о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства от 15 июня 1988 г. // Бюллетень Госкомтруда СССР. 1988. № 11.

45. Типовая инструкция о порядке проведения организованного набора рабочих от 26 июня 1989 г. // Бюллетень Госкомтруда СССР. 1989. № 10.

46. Временная инструкция о порядке проведения переселения семей и общественного призыва молодежи в сельскую местность от 26 июня 1989 г. // Бюллетень Госкомтруда СССР. 1989. № 11.

47. Рекомендации по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях, особо нуждающихся в социальной защите, от 6 февраля 1995 г. // Бюллетень Минтруда РФ. 1995. № 3.

48. Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации от 27 сентября 1996 г. // Российские вести. 1996. 5 декабря.

49. Положение о порядке оказания гражданам содействия в трудоустройстве в другой местности от 21 июля 1997 г. // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. № 5.

50. Положение об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения от 13 января 2000 г. // Бюллетень Минтруда РФ. 2000. № 3 (с последующими изм. и доп.).

51. Положение о финансировании мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан за счет средств федерального бюджета от 25 марта 2002 г. // Российская газета. 2002. 18 апреля (с последующими изм. и доп.).

52. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года от 24 сентября 2001 г. // Российская газета. 2001. 17 октября.

53. Концепция действий на рынке труда на 2003;2005 годы от 6 мая 2003 г. // Российская газета. 2003. 14 мая.

54. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2005;2007 годы от 29 декабря 2004 г. // Российская газета. 2005. 29 января.

55. Федеральная целевая программа содействия занятости населения Российской Федерации на 1998;2000 годы от 24 июля 1998 г. // Российская газета. 1998. 1,2 сентября (с последующими изм. и доп.).

56. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. № 6.

57. Нормативные акты по использованию трудовых ресурсов / Под общ. ред. К. А. Новикова. М.: Юридическая литература, 1972.

58. Трудовое законодательство: Сборник нормативных актов / Сост. К. Н. Гусов. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

59.

Литература

(диссертации, монографии, книги, статьи).

60. Адаменко Н. Пролетарии всех стран. // Социальная защита. 1991.2.

61. Александров Н. Г. Правовое регулирование распределения рабочей силы / Советское право в период Великой Отечественной войны. М.: Госюриздат, 1948. Ч. 1.

62. Александров Н. Г. Трудовое правоотношение. М.: Госюриздат, 1948.

63. Алексеев С. С. Общая теория права. В 2-х т. М.: Юридическая литература, 1981.

64. Андреев B.C., Медведев О. М. Организованный набор рабочих. -М.: Юридическая литература, 1988.

65. Андреева Л. А., Медведев О. М. Правовое регулирование обеспечения занятости в России: Учебник. М.: МГИУ, 1997.

66. Андреева Л. А., Медведев О. М. К вопросу о понятиях трудовой занятости и ее обеспечения / Сборник научных трудов (межвузовский). Т. IV. Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук / Под ред. Г. К. Овчинникова. -М.: МГИУ, 2000.

67. Андреева Л. А., Медведев О. М. Трудовой договор в России: Учебное пособие. М.: МИИР, 2004.

68. Антропов В. В. Опыт регулирования рынка труда в ФРГ // Труд за рубежом. 2001. № 4.

69. Артемова В. Н. Трудовое право и подготовка кадров. Минск: Наука и техника, 1975.

70. Артемова В. Н. Право советских граждан на профессиональную подготовку и повышение квалификации. Минск: Наука и техника, 1981.

71. Артемова М. В. Проблемы правового регулирования подбора, использования и профессионального обучения кадров в организации: Автореф. дис.. канд. юридич. наук. М., 2005.

72. Астрахан Е., Каринский С., Ставцева А. Роль советского трудового права в плановом обеспечении народного хозяйства кадрами. М.: Госюриздат, 1955.

73. Балашов Ю. К. Занятость: меры воздействия государства на сферу производства // Труд за рубежом. 1993. № 3.

74. Багрова И. В. Особенности структуры занятости в развитом социалистическом обществе и критерии ее оптимальности / Актуальные проблемы развития труда в условиях научно-технического прогресса. М.: Экономика, 1979.

75. Балашов Ю. К. Подготовка рабочей силы: взаимодействие государства и предприятий в капиталистических странах // Труд за рубежом. 1990. № 2.

76. Здесь и далее сами диссертации не приводятся, поскольку их выходные данные содержаться в соответствующих авторефератах.

77. Балашов Ю. К., Рыжов В. А. Профессиональная подготовка кадров в условиях капитализма. М.: Высшая школа, 1987.

78. Безгребельная И. Об определении потребности предприятия в профессиональном обучении работающих // Социалистический труд. 1990. № 3.

79. Билет на ударную. В помощь организатору общественного призыва молодежи. М.: Молодая гвардия, 1986.

80. Блажевич С. Проблемы, перспективы развития // Социалистический труд. 1988. № 12.

81. Бондарь А. Ю. Правовое регулирование образовательно-трудовых отношений в условиях перехода к рыночной экономике: Автореф.. канд. юридич. наук. Екатеринбург, 1999.

82. Братусь С. Н. Предмет и система советского гражданского права. -М.: Госюриздат, 1963.

83. Бреев В. Эволюция трактовки занятости при социализме // Экономические науки. 1990. № 11.

84. Бреева Е. Распределение трудоспособного населения в условиях интенсификации // Экономические науки. 1990. № 4.

85. Бушмарин И. В. Пути повышения творческого потенциала трудовых ресурсов: опыт экономически развитых стран // Труд за рубежом. 2004. № 1.

86. Вечканов Г. Проблемы регулирования миграции населения // Экономические науки. 1974. № 10.

87. Вишневская Н. Т. Реформа законодательства о защите занятости в странах с развитой рыночной экономикой // Труд за рубежом. 2002. № 1.

88. Волкова О. Н. Юридические гарантии трудовых права граждан в СССР при приеме на работу в качестве рабочих и служащих: Автореф. дис.. канд. юридич. наук. М., 1079.

89. Волох В. Интеграция России в мировой рынок труда // Человек и труд. 1992. № 8−12.

90. Волох В. О соглашениях России и ФРГ в области внешней трудовой миграции // Человек и труд. 1992. № 8−12.

91. Воспроизводство рабочей силы и повышение эффективности использования трудовых ресурсов. М.: МГУ, 1971.

92. Гайдоба A.JI. Тенденция развития профессиональной ориентации в капиталистических странах // Труд за рубежом. 1990. № 1.

93. Гайдоба A.JI. Совершенствование профориентационной работы в СССР с учетом зарубежного опыта / Пути развития системы профессиональной ориентации. -М.: НИИтруда, 1991.

94. Галкина О. И. Профессиональная ориентация школьников. JL: ЛГУ, 1969.

95. Гончаров В., Букин В. Общественные работы: зарубежный опыт// Социалистический труд. 1991. № 2.

96. Горбаток H.A. Правовое регулирование распределения трудовых ресурсов. Минск: Наука и техника, 1981.

97. Горбачева Ж. В. Правовое регулирование трудоустройства в Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юридич. наук. -М., 1997.

98. Гусов К. Н. Договоры о труде в трудовом праве при формировании рыночной экономики: Дис. доктора юридич. наук. М., 1993.

99. Гусов К. Н., Толкунова В. Н. Трудовое право: Учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.

100. Данукин В. П. Трудоустройство и его формы в СССР: Автореф. дис.. канд. юридич. наук. -М., 1979.

101. Данукин В. П. Трудоустройство и его формы в СССР // Советское государство и право. 1979. № 4.

102. Демидов К., Рождественская С. Территориальные методы регулирования рынка труда // Социалистический труд. 1991. № 3.

103. Дерюга H.H. Организационно-правовые проблемы занятости осужденных, содержащихся в местах лишения свободы: Автореф. дис.. доктора юридич. наук. Владивосток, 2003.

104. Джиоев С. Х. Содействие трудовой занятости. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

105. Джиоев С. Х. Правовые проблемы содействия трудовой занятости в России. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 20 061.

106. Димитрова С. А. Правовые проблемы труда и занятости населения.- Алматы: Жет1 жарэы, 1997.

107. Димитрова С. А. Правовые проблемы труда и занятости населения в Республике Казахстан: Автореф. дис.. доктора юридич. наук. -Екатеринбург, 1998.

108. Дмитриева И. К. Основные принципы трудового права: Автореф. дис. доктора юридич. наук. М., 2004.

109. Егоров В. В. Право на труд рабочих и служащих: теория и практика. -М.: Наука, 1986.

110. Егоров М. А. Совершенствование системы законодательства о труде / Реформа трудового законодательства в СССР. Тезисы докладов и выступлений на Всесоюзной научной конференции. М.: ВНИИ совгосстроительства и законодательства, 1990.

111. Занятость, рост и основные потребности: общемировая проблема.- Женева: МБТ, 1976.

112. Заславский И., Кузьмин В., Москвина М. Занятость и перераспределение трудовых ресурсов в условиях интенсификации экономики // Социалистический труд. 1987. № 6.

113. Заславский И. Е. Управление занятостью в условиях перегруппировки работников / Социально-экономические и организационные проблемы перераспределения и трудоустройства высвобождаемых работников. М.: НИИтруда, 1988.

114. Заславский И. Профориентация и рынок труда: новая ситуация // Социалистический труд. 1988. № 4.

115. Остальные работы С. Х. Джиоева приводятся в автореферате диссертации.

116. Заславский И. Проблемы занятости: уроки истории // Социалистический труд. 1989. № 3.

117. Заславский И. Занятость и рынок труда при НЭПе // Социалистический труд. 1989. № 10.

118. Заславский И. Труд и занятость в тоталитарную эпоху: 30−40-е годы // Социалистический труд. 1990. № 4.

119. Заславский И. Е. Рынок труда и занятость // Социалистический труд. 1990. № 10.

120. Заславский И. Труд, занятость, безработица. М.: Департамент труда и занятости, 1992.

121. Захаров M. JL, Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России: Учебник. М.: Изд-во БЕК, 2001.

122. Захаров H.H. Профессиональная ориентация школьников. М.: Просвещение, 1988.

123. Захаров Н., Куцын Н. Мотивация против стимулирования // Социалистический труд. 1991. № 11.

124. Злупко С. Сущность и основные компоненты категории социалистической занятости // Экономика Советской Украины. 1981. № 5.

125. Злупко С. Н. Теоретико-управленческие аспекты занятости в развитом социалистическом обществе. Киев: Наукова думка, 1985.

126. Зуб П. П. Правовые проблемы содействия занятости населения в Российской Федерации на современном этапе: Автореф. дис.. канд. юридич. наук. Екатеринбург, 1999.

127. Зуев В. М. Пути формирования системы подготовки и трудоустройства молодых специалистов в условиях рыночного хозяйствования (научный оклад). -М.: Высшая школа, 1990.

128. Иванов С. А., Лившиц Р. З., Орловский Ю. П. Советское трудовое право: вопросы теории. М.: Наука, 1978.

129. Исаченко Т. М. Основные принципы формирования европейской стратегии занятости // Труд за рубежом. 2001. № 4.

130. Исаченко Т. М. Глобализация, международная торговля, их влияние на рынок труда // Труд за рубежом. 2002. № 4.

131. Исаченко Т. М., Волков А. А. Инновационная политика и трудовые ресурсы // Труд за рубежом. 2003. № 2.

132. Капелюшников Р. Российская модель рынка труда: что впереди? // Вопросы экономики. 2003. № 4.

133. Киселев И. Я. Профессиональная ориентация и профессиональный отбор в капиталистических странах. М.: Наука, 1968.

134. Киселев И. Я. Трудовой договор при капитализме: проблемы найма и увольнения. М.: Наука, 1989.

135. Киселев И. Я. Трудовое право в условиях рыночной экономики: опыт стран Запада. М.: Наука, 1992.

136. Киселев И. Я. Сравнительное трудовое право: Учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

137. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. К. Н. Гусова. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.'.

138. Костаков В. Занятость: дефицит или избыток? // Коммунист. 1987.2.

139. Котляр А. Э. Рабочая сила в СССР. М.: Мысль, 1967.

140. Котляр А. Э. Сущность и основные формы занятости при социализме / Трудовые ресурсы. Проблемы формирования занятости. М.: ЦНИЛТР при Госкомтруде РСФСР, 1977. Вып. 1.

141. Котляр А. Э. Социалистическое распределение рабочей силы // Экономические науки. 1978. № 3.

142. Котляр А. Э. Занятость в социалистическом обществе / Трудовые ресурсы СССР / Под общ. ред. Л. А. Костина. М.: Экономика, 1979.

143. Котляр А. Теоретические проблемы занятости остаются актуальными // Человек и труд. 1996. № 5.

144. Указанных комментариев в России достаточно много, поэтому приводится толькоодин.

145. Котляр А. О понятии рынка труда // Вопросы экономики. 1998.

146. Котляр А. Еще раз в поддержку критики расширительной трактовки рынка труда // Вопросы экономики. 2004. № 9.

147. Котляр А. Э., Трубин В. В. Проблемы регулирования перераспределения рабочей силы. -М.: Экономика, 1978. С. 9−14.

148. Котляр А., Талалай М. Новые социально-экономические аспекты профориентационной работы // Социалистический труд. 1989. № 5.

149. Кох J1. Политика занятости при переходе от плановой к рыночной экономике // Человек и труд. 1993. № 10.

150. Красненков A.JI. Правовое регулирование профессионального отбора. Калинин. 1989.

151. Кузьмин В. А. Система трудоустройства в условиях рыночной экономики // Проблемы перегруппировки кадров. М.: НИИтруда, 1991.

152. Кулакова C.B. Некоторые правовые вопросы трудоустройства в Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юридич. наук. М., 2003.

153. Курман В. М. Оптимальная занятость в социалистическом обществе / Демографические тетради. Киев, 1972. № 6−7.

154. Курс российского трудового права. Т. 2: Рынок труда и обеспечение занятости (правовые вопросы) / Под ред. С. П. Маврина, A.C. Пашкова, Е. Б. Хохлова. М.: Юристъ, 2001.

155. Кязимов К. Профконсультационная служба: пора становления // Человек и труд. 1993. № 2.

156. Кязимов К. Профессиональное обучение незанятых: концептуальные подходы // Человек и труд. 1993. № 10.

157. Лавренкова М. Ю. Правовое регулирование занятости населения в СССР: Автореф. дис. канд. юридич. наук. Санкт-Петербург. 1991.

158. Лазор Л. И. Правовые проблемы конкурсного подбора, аттестации кадров и рабочих мест на современном этапе: Автореф. дис.. доктора юридич. наук.-М., 1991.

159. Леоничева В. Д. Государственное регулирование занятости в Великобритании // Труд за рубежом. 1993. № 3.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой