Семантика стихотворной формы: Фигурная графика, строфика, enjambement
Диссертация
Лингвистическую интерпретацию стихотворной речи предложила О. Г. Ревзина. По ее мнению, стихотворная речь отличается от прозаической полным объемом означающего, куда входят как смыслоразличительные, так и несмыслоразличительные свойства языкового знака при доминирующей роли последних. Это имеет важные семантические последствия: «редуцированный объем означающего в прозаической форме как бы сам… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. СЕМАНТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ СТИХОТВОРНОЙ ГРАФИКИ (ФИГУРНЫЕ СТИХИ / CARMINA FIGURATA)
- 1. Визуальность графики как условие существования стиха
- 2. Типология фигурных стихов в семиотическом аспекте
- 3. Фигурные стихи в исторической динамике: эволюция визуальной графики
- 4. Семантизация фигурной графики в поэзии И. Бродского
- ГЛАВА 2. СЕМАНТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ СТРОФИКИ
- 1. Строфа как функциональная единица стиховой семантики: структурные предпосылки и эстетические возможности
- 2. Роль метрики, ритмики, интонации, рифмы в реализации семантического потенциала строфы
- 3. Семантический ореол национально окрашенных строф
- 4. Модификация классической строфы как семантическая стратегия стиха И. Бродского
- ГЛАВА 3. СЕМАНТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ СТИХОВОГО ПЕРЕНОСА
- 1. Enjambement как специфическое средство стиховой семантики и его роль в классической поэзии
- 2. Расширение семантических функций стихового переноса в неклассической поэзии
- 3. Семантика стихового переноса в поэзии И. Бродского
- 4. Enjambement как маркер интертекстуальных связей стиховой идиолект И. Бродского в поэзии конца XX в.)
Список литературы
- Апухтин А. Н. Полное собрание стихотворений / Сост., подгот. текста и примеч. Р. А. Шацевой. Л., 1991. — 444 с.
- Ахматова А. Сочинения: В 2 т. 2-е изд., испр. и доп. М., 1990. — Т. 1: Стихотворения и поэмы / Сост., подгот. текста, коммент. В. А. Черных- Вступ. ст. М. Дудина. — 526 с.
- Барскова П. Эвридей и Орфика: Стихотворения. СПб., 2000. — 72 с.
- Бек Т., Чупринин С. Здесь Родос здесь и прыгай: Беседа. // Арион. — 1998.-№ 3.-С. 46−56.
- Борисова М. Избранное: Стихотворения. / Вступ. ст. Е. Калмановского. — Л., 1985.-320 с.
- Бродский И. Большая книга интервью / Сост. В. Полухина. 2-е изд., испр. и доп. М., 2000. — 703 е.: ил.
- Бродский И. Сочинения Иосифа Бродского: В 7 т. / Под общ. ред. Я. А. Гордина. СПб., 2001.
- Бунин Я. А. Собрание сочинений: В 9 т. / Под общ. ред. А. С. Мясникова и др.- Вступ. ст. А. Т. Твардовского. М., 1965−1967. — Т. 1: Стихотворения. 1886−1917 / Примеч. О. Н. Михайлова, А. К. Бабореко. — 1965.-595 с.
- Венщова Т. Граненый воздух: Стихотворения. / [Пер. с лит. В. Гандельсмана]. М., 2002. — 88 с.
- Волков С. Диалоги с Иосифом Бродским. М., 1998. — 328 е.: ил.
- Волошин М. Стихотворения и поэмы / Вступ. ст. А. В. Лаврова- Примеч. В. П. Купченко. СПб., 1995. — 702 с.
- Гецевич Г. Стихи. М., 1995. — 16 с.
- Гораций Квинт Флакк. Оды / Пер. с латин. размерами-подлинниками I I. И. Шатерников. М., 1935. — 197 с.
- Горлов М. Человекаэроплан. Мишень первая. Горлов-книга. Партитура чтения: Кн. визуал. поэзии. Нальчик, 1993. — 125, [2] с.
- Григорьев Г. Футбол — 1985. Свидание со спидом. JL, 1990. — 32 с.
- Дебют-2000. Плотность ожиданий: Поэзия. М., 2001. — 288 с.
- Есенин С. Стихотворения и поэмы / Вступ. ст. И. С. Эвентова- Примеч. И. В. Алексахиной. JL, 1986. — 461 с.
- Иванов Вяч. Стихотворения и поэмы / Сост., подгот. текста и примеч. Р. Е. Помирчего- Вступ. ст. С. С. Аверинцева. JL, 1978. — 559 с.
- Иванов Вяч. Стихотворения. Поэмы. Трагедия / Вступ. ст. А. Е. Барзаха- Сост., подгот. текста и примеч. Р. Е. Помирчего. СПб., 1995. — Кн. 1. — 477 с.
- Кальпиди В. Хакер: Оды и стихи. Челябинск, 2001. — 96 с.
- Каменский В. Танго с коровами- Железобетонные поэмы / Рис. В. и Д. Бурлюков. Факс. изд. — М., 1991. — 36. е.: цв. ил. — Прил.: Ю. Молок Типографские опыты поэта-футуриста- А. Шемшурин Железобетонная поэма (Стрелец. Сб. 1. Пг., 1915).
- Кибиров Т. Сантименты: Восемь книг. Белгород, 1994. — 384 с.
- Кибиров Т. Amour, exil.: Книга стихотворений. СПб., 2000. — 64 с.
- Кузмин М. Избранные произведения / Сост., подгот. текста, вступ. ст. и коммент. А. Лаврова, Р. Тименчика. Л., 1990. — 573 с.
- Кушнер А. Здесь, на земле. // Иосиф Бродский: труды и дни. М., 1999.-С. 154−206.
- Кушнер А. Кустарник: Книга новых стихов. СПб., 2002. — 88 с.
- КругМ. «.Чтобы навсегда меня запомнили.»: Стихи и песни / Сост., предисл. Е. Беренштейна. Тверь, 2002. — 160 е.: 19 фот.
- Кэрролл Л. Аня в Стране чудес = Alice’s Adventures in Wonderland / Пер. В. Набокова. М., 1999. — 315 с. — Текст парад, на англ. и рус. яз.
- Лермонтов М. Ю. Сочинения: В 6 т. / Ред. Н. Ф. Бельчиков и др. -М.- Л., 1954−1957. Т. 4: Поэмы. 1835−1841 / [Ред. Б. В. Томашевский]. -1955.-428 с.
- Лосев JJ. Собранное. Екатеринбург, 2000. — 624 с.
- Мандельштам О. Полное собрание стихотворений / Сост., подгот. текста и примеч. А. Г. Меца. СПб., 1995. — 720 с.
- Пастернак Б. Стихотворения и поэмы: В 2 т. / Сост., подгот. текста и примеч. В. С. Баевского, Е. Б. Пастернака- Вступ. ст. В. Н. Альфонсова. -Л., 1990.-Т. 1.-501 с.
- Полоцкий Симеон. Избранные сочинения / Подгот. текста, ст. и коммент. И. П. Еремина. М.- Л., 1953. — 282 с.3 В. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. 4-е изд. Л., 1977— 1979.
- Рыжий Б. На холодном ветру: Стихотворения. СПб., 2001. — 80 с.
- Строчков В. Глаголы несовершенного времени: Избранные стихотворения 1981−1992 годов. -М., 1994.-416 с.
- Сумароков А. П. Избранные произведения / Вступ. ст., подгот. текста и примеч. П. Н. Беркова. Л., 1957. — 607 с.
- Точка зрения. Визуальная поэзия: 90-е годы / Сост. и общ. ред. Д. Булатова. Калининград, 1998. — 592 с.
- Феокрит. Мосх. Бион. Идиллии и эпиграммы / Пер. и коммент. М. Е. Грабарь-Пассек. М., 1958. — 326 с.
- Цветаева М. Сочинения: В 2 т. / Сост., подгот. текста и коммент. А. Саакянц. М., 1980. — Т. 1: Стихотворения. Поэмы. Драматические произведения. — 575 с.
- Цветков А. Дивно молвить: Собр. стихотворений. СПб., 2001. — 280 с.
- Bucoliques grecs / Texte etabli et trad, par Ph.-E. Legrand. Rdimpr. photomec. Paris, 1967−1972. — (Coll. des univ. de France. Ser. grecque). -T. 2: Pseudo-Theocrite. Moschos. Bion. Divers. 3. tirage. — 1967. -XIII, 283 p.
- Carroll L. The Penguin Complete Lewis Carroll with an Introduction by A. Woollcott and the Illustrations by J. Tenniel. Harmondsworth etc., 1983. -XIV, 1165 p.
- Cummings E. E. Complete Poems. 1913−1962. New York, 1972. -XXVI, 866 p.
- Concrete Poetiy: A World View. London, 1970. — 311 p.
- DiYanniR. Literature: Reading Fiction, Poetry, Drama, and the Essay. 2nd ed. -New York etc., 1990.-XXVIII, 1746 p.
- Frost R. The Poetry of Robert Frost: The Collected Poems, Complete and Unabr. / Ed. by E. C. Lathem. New York, 1979. — XX, 607 p.
- Hardy T. Collected Poems of Thomas Hardy. London, 1932. -XXXII, 917 p.
- Hollander J. Tales Told of the Fathers: Poems. New York, 1975. -VIII, 100 p.
- Hollander J., Kermode F. The Literature of Renaissance England. New York, 1973. — XXI, 1092 p. — (The Oxford Anthology of Engl. Lit).
- Swenson M. Iconographs: Poems. New York, 1970. — 88 p.
- Theocritus. Poems. / Ed. with a transl. a. comment, by A. S. F. Gow. — Cambridge, 1950. Vol. 1: Introd., text a. transl. — LXXXIV, 257 p.
- Thomas D. Collected Poems, 1934−1953 / Ed. by W. Davies a. R. Mand. -London, 1988.-X, 268 p.
- Абиева H. А. Пространственная симметрия стиха // Текст как объект изучения и обучения: Сб. науч. ст. Псков, 1999. — С. 5−10.
- АдлерДж. Непрерывность традиций визуальной поэзии: Типология и систематика фигурных стихов // Точка зрения. Визуальная поэзия: 90-е годы. Калининград, 1998.-С. 16−23.
- Андреева А. Н. Эволюция тонического стиха в поэзии Иосифа Бродского: Дис.. канд. филол. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 2003. -222 с.
- Арнхейм Р. Язык, образ и конкретная поэзия // Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994. — С. 105−118.
- Асеев Н. Наша рифма // Асеев Н. Дневник поэта. Л., 1929. — С 69−132.
- Бадаев А. Ф. Поэтическая графика как категория текста: Постановка проблемы // Художественный текст: структура, семантика, прагматика. — Екатеринбург, 1997.-С. 13−27.
- Баевский В. С. Синтаксический перенос (enjambement): квантитативный анализ // Риторика Лингвистика: Сб. ст. — Смоленск, 2001. — Вып. 3. — С. 52−57.
- Баевский В. С. Строфа и рифма в «Евгении Онегине» // Пушкинские чтения: Сб. ст. Таллинн, 1990. — С. 44−57.вв. Баевский В. С. Типы строфической организации стихотворений Некрасова // Некрасовский сборник. Калининград, 1972. — С. 106−109.
- Бадретдипова Л. Г. Структура стихотворной строки и способ реализации синтаксических связей в конце ее // Синтагматика, парадигматика и их взаимоотношения на уровне синтаксиса: Материалы науч. конф. — Рига, 1970.-С. 8−10.
- Бахтин М. М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве // Бахтин М. М. Работы 1920-х годов. Киев, 1994.-С. 257−318.
- Вельская Л. Л. Из истории русского пятистопного хорея: (О ритмике и семантике хореических пятистопников С. Есенина) // Studia Slavica Academiae Scientarum Hungaricae. 1980. — Т. 26, fasc. 3−4. — S. 401−416.
- Вельская Л. Л. Стих поэмы А. С. Пушкина «Домик в Коломне» // Болдинские чтения. Горький, 1985. — С. 65−76.
- Бернштейн С. Эстетические предпосылки теории декламации // Поэтика: Сб. ст. Л., 1927. — Вып. 3. — С. 254.
- БетеяД. Изгнание как уход в кокон: Образ бабочки у Набокова и Бродского//Рус. лит. 1991.-№ 3.-С. 167−175.
- Бирюков С. Е. Зевгма: Русская поэзия от маньеризма до постмодернизма: Пособие для учащихся. М., 1994. — 287 с.
- Брюсов В. Среди стихов: 1894−1924: Манифесты, статьи, рецензии. М., 1990.-720 с.
- Брюсов В. Я. Что такое стих // Вопр. языкознания. 1968. — № 6. — С. 127.
- Бухштаб Б. Я. Об основах и типах русского стиха // Intern. J. of Slavic Linguistics a. Poetics. 1973. -Vol. 16.-P. 96−118.
- Былинин В. К. Русская поэзия первой половины XVII века: Проблемы развития: Автореф. дис.. канд. филол. наук / Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. М., 1985. — 16 с.
- Васильев И. Е. Русский поэтический авангард XX века. Екатеринбург, 1999.-320 с.
- Bemfioea Т. О стихотворении Иосифа Бродского «Литовский ноктюрн: Томасу Венцлова» // Новое лит. обозрение. 1998. -№ 33. — С. 205−222.
- Винокур Г. Слово и стих в «Евгении Онегине» // Пушкин: Сб. ст. М., 1941.-С. 155−213.
- Винокур Г. Слово и стих в «Евгении Онегине» // Винокур Г. О. Филологические исследования: Лингвистика и поэтика. М., 1990. — С. 146−195.
- Вишневский К. Д. Архитектоника русского стиха XVIII-первой половины XIX века // Исследования по теории стиха. JI., 1978. — С. 48−66.
- Вишневский К. Д. Введение в строфику // Проблемы теории стиха. Л., 1984.-С. 37−57.
- Вишневский К. Д. Закон ритмического соответствия в разностопных строфах // Проблемы стиховедения: Сб. ст. Ереван, 1976. — С. 41−50.
- Вишневский К. Д. По-новому об известном // Рус. лит. 1973. — № 4. — С. 215−219.
- Вишневский К. Д. Строфика Лермонтова // Творчество М. Ю. Лермонтова: Сб. ст., посвящ. 150-летию со дня рожд. М. Ю. Лермонтова. — Пенза, 1965. С. 3−131. — (Учен. зап. Пенз. гос. пед. ин-та. Сер. филол.- Вып. 14).
- Вишневский К. Д. Структура неравностопных строф // Русский стих: Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика: В честь 60-летия М. Л. Гаспарова. — М., 1996.-С. 81−92.
- Воробьев Ю. В. Некоторые особенности строфики в английской поэзии XVIII и XIX веков: Автореф. дис.. канд. филол. наук / Моск. гос. пед. ин-т иностр. яз. им. М. Тореза. М., 1968. — 16 с.
- Воронина Т. Н. К вопросу о материальной фактуре поэтического текста. Графика // Текст как объект многоаспектного исследования. Науч.-метод. семинар «TEXTUS»: Сб. ст. СПб.- Ставрополь, 1998. — Вып. 3, ч. 2. — С. 49−60.
- Гаспаров М. J1. «Евгений Онегин» и «Домик в Коломне»: Пародия и самопародия у Пушкина // Тыняновский сборник: Вторые Тыняновские чтения. Рига, 1986. — С. 254−264.
- Гаспаров М. Л. Лингвистика стиха // Славянский стих: Стиховедение, лингвистика и поэтика: Материалы междунар. конф. 19−23 июня 1995 г. — М., 1996.-С. 5−17.
- Гаспаров М. Л. Метр и смысл: Об одном из механизмов культурной памяти. М., 1999. — 298 с.
- Гаспаров М. Л. Очерк истории европейского стиха. М., 1989. — 302 с.
- Гаспаров М. Л. Псрвочтение и перечтение: К тыняновскому понятию сукцессивности стихотворной речи // Тыняновский сборник: Третьи Тыняновские чтения. Рига, 1988. — С. 15−23.
- Гаспарое М. Л. Ритм и синтаксис: Происхождение «лесенки» Маяковского // Проблемы структурной лингвистики 1979. М., 1981. -С.151−152.
- Гаспаров М. Л. Рифма Бродского // Избранные статьи. М., 1995. — С. 8392.
- Гаспаров М. Л. Русский стих начала XX века в комментариях. 2-е изд., доп. — М., 2001.-288 с.
- Гаспаров М. Л. Строфическая традиция и эксперимент // Избранные труды. М., 1997. — Т. 3: О стихе. — С. 366−398.
- Гаспаров М. Л., Скулачева Т. В. Ритм и синтаксис в свободном стихе // Очерки истории языка русской поэзии XX века: Граммат. категории. Синтаксис текста. М., 1993. — С. 20−43.
- Гаспаров М. Л., Скулачева Т. В. Стих и проза: семантические различия // Человек и общество: Материалы междунар. науч.-практ. конф. Оренбург, 2001. — Ч. 3. — С. 109−111.
- Горбунов А. Н. Джон Донн и английская поэзия XVI—XVII вв.еков. М., 1993.- 188 с.
- Гречушникова Т. В. Об экспериментальной графике в немецкоязычной поэзии XX века // Слово в динамике: Сб. науч. тр. Тверь, 2003. — Вып. 3. — С. 19−46.
- Гроссман Л. П. Онегинская строфа // Пушкин: Сб. — М., 1924. — С. 117— 161.
- Гроссман Л. Поэтика русского сонета // Гроссман JI. Борьба за стиль: Опыты по критике и поэтике. М., 1927. — С. 122−144.
- Гроссман JI. Поэтика сонета // Проблемы поэтики: Сб. ст. М.- JI., 1925.-С. 115−140.
- Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М., 1957.-414 с.
- Дарк О. Байтов зимой, или Описание дороги // Новое лит. обозрение. — 1995. -№ 16.-С. 321−328.
- Дмитриева Н. А. Изображение и слово. М., 1962. — 314 е.: ил.
- ДозорецЖ.А. Соотношение стихотворной строки с речевым звеном и предложением: (На материале стихотворений А. С. Пушкина): Автореф. дис.. канд. филол. наук / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. М., 1972.-25 с.
- Добровольский Б. М. Цепная строфика русских народных песен // Русский фольклор: Материалы и исслед. М.- Л., 1966. — Т. 10: Специфика фольклорных жанров. — С. 237−247.
- ДрееваД.М. Стиховой перенос и синтаксический параллелизм как средства создания связности текста в немецкой эпической поэзии: (На материале поэм Г. Гейне): Автореф. дис.. канд. филол. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 1990. — 26 с.
- ДрэйджЧ.Л. К вопросу о древнегреческих и латинских размерах в русской поэзии: Эволюция сапфической строфы // Славянский стих: Стиховедение, лингвистика и поэтика: Материалы междунар. конф. 19−23 июня 1995 г.-М., 1996.-С. 140−147.
- ДюбоЖ.-Б. Критические размышления о Поэзии и Живописи: Пер. с фр.-М., 1976.-767 с.
- ЕлииаЕ.А. Вербальные интерпретации произведений изобразительного искусства: (Номинативно-коммуникативный аспект): Автореф. дис.. д-ра филол. наук / Волгоград, гос. пед. ун-т. -Волгоград, 2003.-48 с.
- Жаккар Ж.-Ф. Между «до» и «после». Эротический элемент в поэме Пушкина «Руслан и Людмила» // Russ. Studies: Ежеквартальник рус. филол. и культуры.- 1994.-Т. 1,№. 1.-С. 156−181.
- Жирмунский В. М. Теория стиха. Л., 1975. — 664 с.
- Жовтис А. Л. Стих как двухмерная речь // Ритм, пространство, время в художественном произведении. Алма-Ата, 1984. — С. 3−9.
- Жолковский А. К. Блуждающие сны и другие работы. М., 1994. — 428 с.
- Златоустова Л. В. Изучение звучащего стиха и художественной прозы инструментальными методами // Контекст. 1976. М., 1977. — С. 61−80.
- Золян С. 71 «Единство и теснота стихового ряда» и поэтический синтаксис // Тыняновский сборник: Четвертые Тыняновские чтения. — Рига, 1990.-С. 100−111.
- Зубова Л. В. Поэзия Марины Цветаевой: Лингвистический аспект. Л., 1989а.-262 с.
- Зубова JJ. В. Современная русская поэзия в контексте истории языка. -М., 2000.-432 с.
- Зубова Л. В. Языковой сдвиг в позиции поэтического переноса: (На материале произведений М. Цветаевой) // Проблемы структурной лингвистики 1985−1987.-М., 19 896.-С. 229−246.
- Зырянов О. В. Сонетная форма в поэзии И.Бродского: Жанровый статус и эволюционная динамика // Поэтика Иосифа Бродского: Сб. науч. тр. Тверь, 2003а. — С. 230−241.
- Зырянов О. В. Эволюция жанрового сознания русской лирики: Феноменологический аспект. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 20 036.- 548 е. — Из содерж.: Жанровая динамика сонетной формы.— С. 212−285.
- Иванова-Разумник Г. Н. Когнитивный характер ритмики стихов М. Цветаевой // Язык как творчество: Сб. ст. к 70-летию
- B. П. Григорьева.-М., 1996.-С. 164−170.
- Иконникова Е. А. Краткий словарь метафизической поэзии. — Южно-Сахалинск, 2000. 95 с.
- Иконникова Е. А., Маняшев А. Е. «Фигурные» стихи как разновидность поэтической «метафизики» И Филол. журнал: Межвуз. сб. науч. ст. — Южно-Сахалинск, 1999. Вып. 8. — С. 82−86.
- Илюшин А. А. К истории Онегинской строфы // Замысел, труд, воплощение.-М., 1977.-С. 92−100.
- Илюшин А. А. Стих «Божественной Комедии» // Дантовские чтения. 1971.-М., 1971.-С. 145−173.
- Казарин Ю. В. Поэтическое состояние языка (попытка осмысления). -Екатеринбург, 2002. 448 с. — Из содерж.: Поэтическая графика. Функциональные типы визуальных поэтических текстов. — С. 119−150.
- Кенигсберг М. М. Из стихологических этюдов. 1. Анализ понятия «стих» // Philologica. 1994. — Т. 1,№ ½.-С. 149−189.
- Керлот X. Э. Словарь символов. М., 1994. — 608 с.
- Клюкапов И. Э. Несколько замечаний о графических средствах оформления текстов // Язык и речь как объекты комплексного филологического исследования: Межвуз. темат. сб. Калинин, 1981. — С. 82−98.
- Клюкапов И. Э. Структура и функционирование параграфических элементов текста: Автореф. дис. канд. филол. наук / Саратов, гос. ун-т. -Саратов, 1983.- 16 с.
- Козицкая Е. А. Смысл о образующая функция цитаты в поэтическом тексте. — Тверь, 1999. 140 с.
- Козицкая Е. А. Цитата в структуре поэтического текста: Автореф. дис. канд. филол. наук / Твер. гос. ун-т. Тверь, 1998. — 24 с.
- Кормилов С. И. Маргинальные системы русского стихосложения. М., 1995.- 160 с.
- Кормилов С. И. Строфика как элемент стихотворной формы // Филология: Сб. студ. и аспиран. науч. работ. М., 1974. — Вып. 3. — С. 101−118.
- КосиковГ.К. Два пути французского постромантизма: Символисты и Лотреамон // Поэзия французского символизма. Лотреамон. Песни Мальдорора. М., 1993. — С. 5−62.
- Костецкий А. Г. Содержательные функции поэтической графики: Автореф. дис. канд. филол. наук / Киев. гос. ун-т им. Т. Г. Шевченко. -Киев, 1975.-24 с.
- Крепе М. О поэзии Иосифа Бродского. Ann Arbor, 1984. — 278 с.
- Криницын А. Б. «В начале жизни школу помню я.»: Проблемы интерпретации одного стихотворения А. С. Пушкина // Вести. Моск. унта. Сер. 9, Филология. 1999. — № 2. — С. 19−29.
- КручикИ. Какие особенности поэтики Иосифа Бродского чаще всего используют его подражатели // http://www.litera.ru/slova/kruchik/brodsky.html
- Кузьмин Д. План работ по исследованию внутрисловного переноса // Новое лит. обозрение. 2003. — № 59. — С. 392−409.
- Кунчева Р. Стиховая строка и сверхрематичность // Славянский стих: Лингвистическая и прикладная поэтика: Материалы междунар. конф. 2327 июня 1998 г.-М., 2001.-С. 197−200.
- ЛайонзДж. Введение в теоретическую лингвистику: Пер. с англ. / Ред. и предисл. В. А. Звегинцева. М., 1978. — 543 с.
- Левин Ю. И. Семантический ореол метра с семиотической точки зрения // Избранные труды: Поэтика. Семиотика. М., 1998. — С. 578−580.
- Левинтон Г. А. Три разговора: о любви, поэзии и (анти)государственной службе (I. Наблюдения над «Снежной границей"-1. От всего человека вам остается часть / речи (Три заметки о Бродском).
- I. Попытка политического дискурса (о диссидентстве семидесятых годов).) // Россия / Russia. Вып. 19.: Семидесятые как предмет истории русской культуры. М.- Венеция, 1998. — С. 213−288. — Из содерж.: [О семантике переносов у Бродского]. — С. 256−284.
- Левый И. Значения формы и формы значений // Семиотика и искусствометрия. Соврем, зарубеж. исслед.: Сб. пер. М., 1972. — С. 88 107.
- Лессинг Г. Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии / Общ. ред., вступ. ст. и примеч. Г. М. Фридлендера. М., 1957. — 519 с.
- Лилли И. Динамика русского стиха. М., 1997. — 128 с.
- Лосев А. Ф. Логика символа // Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. — С. 247−274.
- Лосев А. Ниоткуда с любовыо.: Заметки о стихах Иосифа Бродского // Континент. 1977. — № 14. — С. 307−331.
- Лосев Л. Значение переноса у Цветаевой // Марина Цветаева: Тр. 1-го междуиар. симп. (Лозанна, 30.VI.-3.VII. 1982). Bern etc., 1991. — P. 272 283. — (Slavica Helvetica- Vol. 26).
- Лосев Л. «На столетие Анны Ахматовой» (1989) // Как работает стихотворение Бродского. Из исслед. славистов на Западе. М., 2002. — С. 202−222.
- Лосев Л. Перпендикуляр: (Еще к вопросу о поэтике переноса у Цветаевой) // Марина Цветаева 1892−1992. Нортфилд (Вермонт), 1992. — С. 100−109. — (Норвич. симп. по рус. лит. и культуре- Т. 2).
- Лотман М. 10. Гиперстрофика Бродского // Russ. Lit. 1995. — Vol. 37, No. 2/3.-P. 303−332.
- Лотман M. Ю. К семантической типологии русского стихосложения // Славянское и балканское языкознание: Просодия: Сб. ст. М., 1989. — С. 76−98.
- Лотман М. Ю. Печальный хвост: Соотношение метрического и графического членения и проблема разграничения явлений стиха и прозы // Studia metrica et poetica: Сб. статей памяти П. А. Руднева. СПб., 1999.-С. 20−51.
- Лотман М. Русский стих: Семантика стихотворного метра в русской поэзии второй половины XIX века (А. А. Фет и Н. А. Некрасов) // Slowianska metryka porownawcza. 3: Semantyka form wierszowych. -Wroclaw etc., 1988.-S. 105−143.
- Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста // Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. СПб., 1999.-С. 18−252.
- Лотман Ю. М. Своеобразие художественного построения «Евгения Онегина» // Лотман Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь: Книга для учителя. М., 1988. — С. 30−107.
- Лузина Л. Г. Лингвистическая природа стихового переноса и его стилистические функции: (На материале английской поэзии XIX века): Автореф. дис.. канд. филол. наук / Моск. гос. пед. ин-т иностр. яз. им. М. Тореза. М., 1972. — 25 с.
- Марусенко Н. Семантизация служебных единиц в стихотворных текстах второй половины XX века // Studia Slavica: Сб. науч. тр. молод, филол. Таллинн, 1999. — С. 111−114.
- Матяш С. А. «Визитные» переносы (enjambements) в поэмах Пушкина // Вестн. Оренбург, гос. ун-та. 1999а. — № 2. — С. 4−7.
- МатяшС.А. Стихотворный перенос: К проблеме взаимодействия ритма и синтаксиса // Русский стих: Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика: В честь 60-летия М. JI. Гаспарова. М., 1996. — С. 189−202.
- Матяш С. А. Структура и функция переносов (enjambement) в поэме А. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» // Онтология стиха: Памяти Владислава Евгеньевича Холшевникова. СПб., 2000. — С. 133−146.
- Меднис Н. Е. Русская октава и октава Лермонтова // Учен. зап. Горьк. ун-та. Сер.: Гуманит. науки. Горький, 1969. — Вып. 105. — С. 14−26.
- Михайлов А. В. Поэтика барокко: завершение исторической эпохи // Михайлов А. В. Языки культуры: Учеб. пособие по культурологии. М., 1997.-С. 142−175.
- МоичеваЛ.Н. О графической семантике стихотворений Симеона Полоцкого // Тр. Отд. древнерус. лит. Л., 1989. — Т. 42. — С. 363−368.
- Неборсина Н. П. О герменевтике enjambement в английской поэзии. — Хабаровск, 1993. 17 с. — Деп. в ИНИОН 14.02.1994, № 48 929.
- Невзглядова Е. Звук и смысл. СПб., 1998. — 256 с. — (Лит. альм.- Вып. 17).
- НикишовЮ.М. Онегинская строфа: источник и поэтика // Филол. науки.- 1992.-№ 1.-С. 11−19.
- Никонов В. А. Строфика // Изучение стихосложения в школе: Сб. ст. -М., 1960.-С. 96−149.
- Новикова А. М. О строфической композиции традиционных лирических песен // Русский фольклор: Материалы и исслед. — Л., 1971. Т. 12: Из истории русской народной поэзии. — С. 47−54.
- Новинская JI. П. Строфическая композиция стихотворений Тютчева // Язык и стиль: Типология и поэтика жанра. Волгоград, 1976. — С. 142— 147.
- Орлицкий Ю. Визуальный компонент в современной русской поэзии // Новое лит. обозрение.- 1995.-№ 16.-С. 181−192.
- Панарнна М. А. Строфика Бродского: Поэтика конфликта // Вестн. молодых ученых. Сер.: Филол. науки. СПб., 2000. — № 8. — С. 54−64.
- Панов М. В. Логаэдический стих // Рус. словесность. 1998. — № 4. — С. 86−90.
- Панов С. И. К проблеме стихотворного переноса // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9, Филология. 1986. — № 4. — С. 56−59.
- ПанченкоА.М. Русская стихотворная культура XVII в. — Л., 1973. — 280 с.
- Пейсахович М. А. Двустишные формы в поэзии Некрасова // Филол. науки. 1971. — № 6. — С. 13−27.
- Пейсахович М. А. Онегинская строфа в поэмах Лермонтова // Филол. науки. 1969. — № 1. — С. 25−38.
- Пирс Ч. С. Логические основания теории знаков / Пер. с англ. В. В. Кирющенко и М. В. Колопотина. СПб., 2000. — 352 с.
- Полухина В. Бродский глазами современников: Сб. интервью / Под ред. В. Кулле. СПб., 1997.-336 с.
- Постоутенко К. Ю. История русской онегинской строфы: (На материале XIX начала XX в.): Автореф. дис. канд. филол. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. — М., 1992. — 22 с.
- Ревзина О. Г. Загадки поэтического текста // Коммуникативно-смысловые параметры грамматики и текста. М., 2002. — С. 418−433.
- Ревзина О. Г. Стихотворная речь // Очерки истории языка русской поэзии XX века. Поэтич. язык и идиостиль: Общ. вопросы. Звуковая орг. текста. М., 1990. — С. 27−33.
- Риа К. Дада визуально. Дикая типографика, оптофонетическая поэзия, визуальные стихи и т. д. // Точка зрения. Визуальная поэзия: 90-е годы. — Калининград, 1998. С. 24−29.
- Руднев 77. А. Введение в науку о русском стихе: Учеб. пособие. — Тарту, 1989.-Вып. 1.-120 с.
- Руднев П. А. О принципах описания и семантического анализа стихотворного текста на метрическом уровне // Вопросы историзма и художественного мастерства: Межвуз. респуб. темат. науч. сб. — Л., 1976.-Вып. 1.-С. 170−190.
- Руднев П. А., Руднев В. П. Типология строфических композиций в русском стихе. В сопоставлении с типологией композиций метрических // Стилистика художественной речи: Межвуз. темат. сб. — Калинин, 1982. — С. 137−154.
- Сазонова 77. И. Поэзия русского барокко (вторая половина XVII-начало XVIII в.). М., 1991.-263 с.
- Сануйе М. Дада в Париже: Пер. с фр. М., 1999. — 638 с.
- Семенов В. Б. Заджаль и романские строфы XII—XIII вв.. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9, Филология. 2003. -№ 3. — С. 14−29.
- Сергеев А. О Бродском // Знамя. 1997. -№ 4. — С. 139−158.
- Сигей С. Краткая история визуальной поэзии в России // Экспериментальная поэзия: Избр. статьи. Кенигсберг- Мальборк, 1996.-С. 60−67.
- Славецкий В. И. К вопросу о содержательности строфической композиции лирического стихотворения // Русское стихосложение: Традиции и проблемы развития. — М., 1985. С. 83−94.
- Смирнов И. П. Б. Пастернак «Метель» // Поэтический строй русской лирики. Л., 1973. — С. 236−253.
- СорокаМ. Зорова поез1я в сучаснш украшськш лггератур! // Слово i час. 1994. — № 4/5. — С. 71−76.
- Соссюр Ф. де. Заметки об общей лингвистике: Пер. с фр.- Общ. ред., вступ. ст. и коммент. Н. А. Слюсаревой. -М., 1990. 280 с.
- Сперантов В. В. Был ли кн. Шаликов изобретателем онегинской строфы? // Philologica. 1996. -Т. 3, № 5/7. — С. 125−132.
- Строганов М. В. Судьба «Черной шали»: Три лекции по истории русской культуры. Тверь, 2003. — 94 е.: ил., 15 л. нот.
- СуховейД. Круги компьютерного рая: (Семантика графических приемов в текстах поэтического поколения 1990−2000-х годов) // Новое лит. обозрение. 2003. -№ 62. — С. 212−241.
- Тарановский К. Из истории русского стиха XVIII в. Одическая строфа в поэзии Ломоносова // Тарановский К. О поэзии и поэтике. М., 2000. -С. 291−299.
- Тарановский К. Некоторые проблемы анжамбмана в славянском и западноевропейском стихе // Там же. С. 364−371.
- Тгшашева О. В. Эволюция графического почерка французских поэтов XIX XX вв.: (От романтизма к сюрреализму) // Вопр. филологии. — 1999.-№ 1.-С. 67−72.
- Тименчик Р. Д. Автометаописание у Ахматовой // Russ. Lit. — 1975. -No. 10/11.-P. 213−226.
- Тимофеев JI. «Медный всадник»: (Из наблюдений над стихом поэмы) // Пушкин: Сб. ст. М., 1941. — С. 214−242.
- Титаренко С. Д. Сонет в поэзии серебряного века: Художественный канон и проблема стилевого развития. Кемерово, 1998. — 106 с.
- Томашевский Б. Работа Пушкина над стихом // Лит. учеба. — 1930. — № 4.-С. 30−45.
- Томашевский Б. В. Строфика Пушкина // Томашевский Б. В. Стих и язык: Филол. очерки. М.- Л., — 1959. — С. 202−324.
- Тынянов Ю. Проблема стихотворного языка. Л., 1924. — 138 с.
- Тынянов Ю.Н. Пушкин // Тынянов Ю. Н. Пушкин и его современники.-М., 1969.-С. 122−165.
- Тынянов Ю. Н. Пушкин и Тютчев // Там же. — С. 166−191.
- Фатеева Н. А. Динамизация формы: поиски в области смысла или эксперимент? // Язык и искусство: Динамический авангард наших дней. -М., 2002. С. 5−43.
- Фатеева Н. А. Стих и проза как две формы существования поэтического идиостиля: Автореф. дис. д-ра филол. наук / Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова РАН. М., 1996. — 44 с.
- Федотов О. И. Двустишие в поэтической системе О. Мандельштама // «Отдай меня, Воронеж.»: Третьи междунар. Мандельштамовские чтения. Воронеж, 1995.-С. 241−250.
- Федотов О. И. Катрены охватной рифмовки в стихотворениях О.Мандельштама 1908−1909 гг. // Славянский стих: Лингвистическая и прикладная поэтика: Материалы междунар. конф. 23−27 июня 1998 г. — М., 2001.-С. 286−300.
- Федотов О. И. Онегинская строфа после «Онегина»: творческий диалог в письмах М. Волошина и М. Сабашниковой // Текст как объект многоаспектного исследования: Науч.-метод. семинар «TEXTUS»: Сб. ст.-СПб.- Ставрополь, 1998.-Вып. 3, ч. 1.-С. 149−155.
- Федотов О. И. Основы русского стихосложения: Метрика и ритмика. — М., 1997. 336 с. — Из содерж.: Переносы (Enjambement's). — С. 237−261.
- Федотов О. И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха: В 2 кн. М., 2002. — Кн. 2: Строфика. — 488 с.
- Федотов О. И. Понятие строфы и ее типология // Онтология стиха: Памяти Владислава Евгеньевича Холшевникова. СПб., 2000. — С. 63−78.
- Филиппова М. Ю., Пейкова А. К. Особенности поэтики Иосифа Бродского // Вести. Чуваш, гос. пед. ун-та им. И. Я. Яковлева.
- Языкознание. Лингводидактика. — Чебоксары, 1999. № 1(6), ч. 2. — С. 169−177.
- Фоменко И. В. Семантика «пустого места» // Анализ одного стихотворения: «О чем ты воешь, ветр ночной?.» Ф. И. Тютчева: Сб. науч. тр. Тверь, 2001. — С. 42−48.
- Фомичев С. А. Октавы «Домика в Коломне» Пушкина: (строфа и сюжет) // Проблемы теории стиха. — Л., 1984. — С. 125−131.
- Харлап М. Г. Народно-русская музыкальная система и проблема происхождения музыки // Ранние формы искусства: Сб. ст. М., 1972. — С. 221−273.
- ХачатуровС. Идеи М. М. Бахтина о «чужой речи» и метаморфозы индивидуального высказывания в истории визуальной культуры // «Своё-чужое» в контексте культуры нового времени: Сб. ст. (К 100-летию со дня рожд. М. М. Бахтина). М., 1996. — С. 2−11.
- Хворостьянова Е. В. «Русские сонеты» Пушкина: (К проблеме пушкинской строфики) // Пушкин и его современники: Сб. науч. тр. — СПб., 2002. Вып. 3. — С. 9−29.
- Хворостьянова Е. В. Слово vers, пародия // Имя — сюжет — миф: Межвуз. сб.-СПб., 1996.-С. 195−212.
- Холшевыиков В. Е. Перебои ритма как средство выразительности // Холшевников В. Е. Стиховедение и поэзия. JI., 1991. — С. 209−224.
- Черемисина Н. В. Вопросы эстетики русской художественной речи. -Киев, 1981. 240 с. — Из содерж.: Первичный ритм и стихотворные переносы. — С. 63−67.
- Чернов А. В. «Культурные фобии» XX века и стихотворение М. Цветаевой «Читатели газет» // Век и вечность: Марина Цветаева и поэты XX века: Сб. науч. работ. Череповец, 2002. — Вып. 1. — С. 44−53.
- Чумаков Ю. Н. Из размышлений о жанре, стилистике и строфике «Евгения Онегина» // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9, Филология. 1999а. — № 1.-С. 13−18.
- Чумаков Ю. Н. Принцип «перводеления» в лирических композициях Тютчева // Studia metrica et poetica: Сб. ст. памяти П. А. Руднева. СПб., 19 996.-С. 118−130.
- Шайкевич А. Я. Позиционный анализ поэтической строфы // Проблемы общей и прикладной лингвистики. Лингвистика. 10. Тарту, 1978. — С. 96−113. — (Учен. зап. Тарт. ун-та- Вып. 453).
- Шапир М. И. «Семантический ореол метра»: термин и понятие: (Историко-стиховедческая ретроспекция) // Лит. обозрение. 1991. — № 12.-С. 36−40.
- Шапир М. И. Три реформы русского стихотворного синтаксиса (Ломоносов — Пушкин Иосиф Бродский) // Вопр. языкознания. — 2003. — № 3.-С. 58−66.
- Шапир М. И. «Versus» vs «prosa»: Пространство-время поэтического текста // Шапир М. И. Universum versus: Язык — стих — смысл в русской поэзии XVIII—XX вв.еков. М., 2000. — Ки. 1. — С. 36−75.
- Шерр Б. Строфика Бродского: Новый взгляд // Как работает стихотворение. Из исслед. славистов на Западе. М., 2002. — С. 269−299.
- Штайп К. Э. Графика поэтического текста // Вести. Ставропол. гос. пед. ун-та. Соц.-гуманит. науки. 1995. — Вып. 1. — С. 135−145.
- Штейнер Е. Картины из письменных знаков: (Заметки об авангардной визуальной поэзии) // Сознание в социокультурном измерении. — М., 1990.-С. 41−56.
- Эткиид Е. Материя стиха = La matiere du vers. — Репр. изд. — СПб., 1998. 506 с. — (Bibl. Russe de Inst, d’etudes slaves- T. 48).
- Эткинд E. Сонеты Вячеслава Иванова // Эткинд Е. Г. Там, внутри: О русской поэзии XX века: Очерки. СПб., 1996. — С. 149−167.
- Эткинд Е. Г. Строфика Цветаевой: Логаэдическая метрика и строфы // Там же.-С. 371−391.
- Якобсон Р. К вопросу о зрительных и слуховых знаках // Семиотика и искусствометрия: Соврем, зарубеж. исследования: Сб. пер. — М., 1972. — С. 82−87.
- Якобсон Р. Письма с Запада. Дада // Якобсон Р. Работы по поэтике. — М., 1987.-С. 430−439.
- ЯнечекДж. «Стихи на смерть Т.С.Элиота» (1965) // Как работает стихотворение Бродского. Из исслед. славистов на Западе. М., 2002. — С. 33−42.
- Baetens J. Sur la figuration cachee // Litterature. 1989. — № 73. — P. 8396.
- Berry E. Visual Poetry // The New Princeton Encyclopedia of Poetry and Poetics. Princeton, 1993.-P. 1364−1366.
- CavaionD. L’enjambement nella poesia russa moderna // Museum Patavinum: Rivista semestrale della Facolta di Lettere e Filosofia. 1983. -A. 1, n. l.-P. 163−184.-(Univ. degli Studi di Padova).
- Clark M. Enjambment and binding in Homeric hexameter // Phoenix. -1994. Vol. 48, No. 2. — P. 95−114.
- Daiches D. A Critical History of English Literature: In 4 vol. 2nd ed. -London, 1969.-Vol. 2.-P. 368−371.
- Davie D. The Saturated Line // Times Literary Supplement. 1988. — 2528 Dec.-P. 1415.
- Dluska M. О strofie preliminaria: (Na materiale polskim) // Teorie verse I: Sb. Brnenske versologicke konf. 13−16 kvetna 1964. — Brno, 1966. — S. 63−79.
- Drage C. L. Russian Word-Play Poetry from Simeon Polotskii to Derzhavin: Its Classical and Baroque Context. London, 1993. — 109 p.
- Ernst U. Carmen figuratum: Geschichte des Figurengedichts von den antiken Ursprungen bis zum Ausgang des Mittelalters. Koln- Weimar- Wien, 1991.-XVII, 928 S.
- Ferrari M. C. Hrabanica. Hrabans «De laudibus sanctae crucis» in Spiegel der neueren Forschung // Kloster Fulda in der Welt der Karolinger und der Ottonen. Frankfurt a. M, 1996. — S. 493−526.
- Filonov Gove A. Parallelism in the Poetry of Marina Cvetaeva // Slavic Poetics: Essays in honor of Kiril Taranovsky. The Hague- Paris, 1973. -P. 171−192.
- Friedrich R. Homeric enjambement and orality I I Hermes. 2000. -Bd. 128, H. l.-S. 1−19.
- Janecek G. The Look of Russian Literature: Avant-Garde Visual Experiments, 1900−1930.-Princeton (N. J.), 1984.-XVIII, 314 p.
- Higgins D. George Herbert’s Pattern Poems: In their Tradition. West Glover (Vermont), 1977 — 79 p.
- Hollander J. Vision and Resonance: Two Senses of Poetic Form. 2nd ed. -New Haven- London, 1985. XIII, 322 p.
- Martinon Ph. Les strophes. Etude historique et critique sur les formes de la poesie lyrique en France depuis la Renaissance. Avec une bibliographic chronologique et un repertoire general. Paris, 1912. — XX, 615 p.
- Meyer H. «Быть может, в Лете не потонет / Строфа, слагаемая мной»: Onegins 'Strophe' als Lesezeichen // Die Welt der Slaven. 1998. -Jg. 43 (l).-S. 33−60.
- Meyer H. On the Spirit of Verse // The Disciplines of Criticism: Essays in Lit. Theory, Interpretation, a. History. New Haven- London, 1968. -X, 616 p.
- Moneh W. Das Sonett. Gestalt und Geschichte. Heidelberg, 1955. — 341 S.
- Nabokov V. The «Eugene Onegin» Stanza // Eugene Onegin: a novel in verse by Alexander Pushkin transl. from the Russian, with a comment., by V. Nabokov: In 2 vol. Princeton (N.J.), 1990. — Vol. 1. — P. 9−14.
- ReskeH.-F. Figu (en)gedicht // Metzler Literatur Lexikon: Begriffe und Definitionen. 2. uberarb. Aufl. Stuttgart, 1990. — S. 156−157.
- Seherr B. P. Beginning at the End: Rhyme and Enjambment in Brodsky’s Poetry // Brodsky’s Poetics and Aesthetics. London etc., 1990. — P. 176−193.
- Sonet in sonetni venec: Mednar. simp, v Ljubljani od 28. do 30. jun. 1995 / Ured. B. Paternu in F. Jakopin. Ljubljana, 1997. — 448 s. — (Obdobja- 16).
- Spiller M. R. G. The Development of the Sonnet: An Introduction. — London, 1992.-X, 241 p.
- Summers J. George Herbert: His Religion and Art. — London, 1954. — 247 p.
- Taranovsky K. Some Problems of Enjambement in Slavic and Western European Verse // Intern. J. of Slavic Linguistics a. Poetics. — 1963. Vol. 7. -P. 80−87.
- Thomson R. D. B. Towards a Theory of Enjambement: With Special Reference to the Lyric Poetry of Marina Cvetaeva // Russ. Lit. 1990. -Vol. 27.-P. 503−532.
- Verweyen T. Konkrete Poesie und barocke Bildgedichte Probleme einer historischen Parallelisierung // Buchstablich Niirnberger wortliche Tage: