Музыкознание как открытая система: опыт постановки проблемы: на материале отечественной музыкальной науки
Диссертация
Как было отмечено выше, открытость в работе понимается как возможность взаимодействовать и рассматривается в двух значениях: широком и узком. В широком значении открытость означает возможность междисциплинарных взаимодействий, которые могут проявляться как в лице одного исследователя, так и во взаимодействии ученых из разных областей знания. В узком значении понятие «открытость» означает… Читать ещё >
Содержание
- Часть первая
- Глава I. Методология познания музыки как проблема исследования
- 1. Музыкознание и наука
- 2. Отечественное музыкознание конца XX века о возможных способах изучения музыки
- 3. Структурная лингвистика и музыкознание
- Глава II. К проблеме методологии системного познания мира
- 1. Методология системного познания мира и музыкознание
- 2. О соотношении понятий Целое-Полнота-Целостность
- 3. Герменевтика и музыкознание
- Часть вторая
- Глава III. Аналитические очерки
- 1. Феномен фуги в истории культуры
- 2. Л.Бетховен. Квартет ор. 132 III часть
- 3. П.Хиндемит. Симфония «Гармония мира»
- 4. К.Штокхаузен. «Знаки Зодиака»
- 5. «Аквариум» и Культура: «проект Великого Синтеза»
Список литературы
- Аберт Г. В.А.Моцарт. Часто вторая, книга первая/ Пер. с нем., коммент. К. К. Саквы. 2-е изд. — М.: Музыка, 1989. — 496 е., нот.
- Аверьянов А. Системное познание мира: Методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985. — 263 с.
- Акопян JI. Анализ глубинной структуры музыкального текста. М.: Практика, 1995.-256 с.
- Акопян JI. Анализ глубинной структуры музыкального текста: Автореферат дис. д-ра иск. М., 1996. — 35 с.
- Акопян JI. О точках соприкосновения между теоретическим музыкознанием и глубинной психологией// Музыкальная академия. -1999.-№ 1, — С. 206−212.
- Акопян JT. Теория музыки в поисках научности: методология и философия «структурного слышания» в музыковедении последних десятилетий// Музыкальная академия. 1997. — № 1. — С. 181−189.
- Акопян JT. Теория музыки в поисках научности: методология и философия «структурного слышания» в музыковедении последних десятилетий (окончание)// Музыкальная академия. 1997. — № 2, -СЛ10−123.
- Алкон Е. Музыкальное мышление Востока и Запада: континуальное и дискретное: Автореферат дис.. д-ра иск. Владивосток, 2002. — 43 с.
- Арановский М. Интонация, знак и «новые методы»// Советская музыка. 1980,-№ 10.-С. 99−109.
- Арановский М. Музыкальный текст: Структура и свойства. М.: Композитор, 1998. — 343 с.
- Арановский М. Симфонические искания: Проблема жанра симфонии в советской музыке 1960−1975 годов: Исследовательские очерки. JL: Советский композитор, 1979. — 286 с.
- Аркадьев М. Временные структуры новоевропейской музыки. Опыт феноменологического исследования. Изд. 2-е, доп. — М.: Библос, 1992.- 168 с.
- Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музгиз, 1963. — 378 с.
- Баранцев Р. Где границы целого// Культура XXI века: Человек и среда обитания. Материалы второй конференции. Владивосток, 1997. — С. 29−31.
- Баранцев Р. Имманентные проблемы синергетики// Вопросы философии. 2002.-№ 9. — С. 91−101.
- Баранцев Р. Лекции, прочитанные в г. Владивостоке в Дальневосточном государственном техническом университете 26 и 28 сентября 2001 г.: конспект лекций.
- Баранцев Р. Становление тринитарного мышления. М.-Ижевск: НИЦ Регулярная и хаотическая динамика, 2005. — 124 с.
- Баранцев Р. Тринитарный смысл культуры// Культура XXI века: Человек, общество, космос: Материалы первой конференции, Центр Культуры «Живая Этика», Приморское отделение Петровской Академии наук и искусств, 1994. С. 64−66.
- Барсова И. Опыт этимологического анализа// Советская музыка. -1985,-№ 9.-С. 59−66.
- Барсова И. Самосознание и самоопределение истории музыки сегодня// Советская музыка. 1988. — № 9. — С. 66−70.
- Бать Н. Полифонические формы в симфоническом творчестве П.Хиндемита// Вопросы музыкальной формы: Сб. статей- Вып. 2. М.: Музыка, 1972.-С. 268−311.
- Бах И. С. Музыкальное приношение: Urtext. М.: Музыка, 1991. — 63 с.
- Бахтин М. К методологии гуманитарных наук// Бахтин М. Эстетика словесного творчества/ Сост. С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 1986. — С. 381−393.
- Бахтин М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках// Бахтин М. Эстетика словесного творчества/ Сост. С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 1986. — С. 297−325.
- Березовчук Л. Проблема аналитического описания произведения в рок-музыке: Соотношение текста и контекста// Молодежь и проблемы современной художественной культуры: Сборник научных трудов. -Л.: ЛГИТМиК, 1990. С. 29−56.
- Бетховен Л. Квартеты: Партитура. М.: Музыка, 1976. — 135 с.
- Бидерманн Г. Энциклопедия символов: Пер. с нем./ Общ. ред. и иредисл. Свенцицкой И. С. М.: Республика, 1996. — 335 с.
- Бикбаева Н. Герменевтика музыкального текста: (На примере оперы «Дитя и волшебство» Мориса Равеля), (http ://www. ihtik.lib.ru/ philosarticles)
- Биневский А. Философия в истории ее идей и концепций: 2. Философия Запада: Античность. Средние века. Новое время/ Учебное пособие. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1998. — 160 с.
- Блауберг И., Юдин Б. Часть и целое// Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. — С. 735−736.
- Блауберг И., Юдин Э. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973.-273 с.
- Бобровский В. Функциональные основы музыкальной формы. М.: Музыка, 1977. — 332 е., нот.
- Бонфельд М. Введение в музыкознание: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 224 е.: ноты.
- Бонфельд М. Музыкальная герменевтика и проблемы понимания музыки// Вопросы музыкознания и музыкального образования: Сборник научных трудов- Вып. 1. Вологда: Русь, 2000. — С. 31−41.
- Вейсман А. Греческо-русский словарь. Репринт V-ro издания, СПб.: Издание автора, 1899. — 1991. — 1373 с.
- Гадамер Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики: Пер. с нем./ Общ. ред. и вступит, ст. Б. Н. Бессонова. М.: Прогресс, 1988. -734 с.
- Гайденко П. Герменевтика// Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. — С. 119−120.
- Гаспаров Б. Некоторые вопросы структурного анализа музыкального языка// Труды по знаковым системам- Вып. 236. Тарту, 1969. — С. 174−203.
- Гаспаров Б. Структурный метод в музыкознании// Советская музыка. -1972.-№ 2.-С. 42−51.
- Гачев Г. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке. М.: Педагогика, 1991. — 272 с.
- Гачев Г. Национальные образы мира: Курс лекций. М.: Академия, 1998.-432 с.
- Герцман Е. Музыкальная боэциана. СПб.: Глаголь, 1995. — 480 с.
- Гервер Л. Полифонические этюды: I. Моцартовская фуга до минор. Опыт аналитической интерпретации. II. Еще раз об «узах законного брака» между западной полифонической традицией и «условиями нашей музыки"// Музыкальная академия. 2002. — № 1. — С. 123−131.
- Гессе Г. Степной волк. Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 2. Перевод с немецкого С.Апта. СПб.: Северо-Запад, 1994.-415 с.
- Горячкина Е. Творческая интерпретация космоса в музыке XX века: Автореферат дис. канд. иск. М., 1995. — 14 с.
- Гошовский В. Семиотика в помощь фольклористике// Советская музыка. 1966. — № 11. — С. 100−106.
- Гребенщиков Б. http://www.aquarium.ru /documents/FAQ, part 2. ht
- Гребенщиков Б. http://www.aquarium.ru /documents/FAQ, part 3. ht
- Гребенщиков Б. http://www.aquarium.ru /documents/FAQ, part 4. ht
- Григорьева Г. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века. М.: Сов. композитор, 1989. — 208 с.
- Грешем Мейчен Дж. Учебник греческого языка Нового завета/ Пер. на рус.яз. и адаптация текста А. А. Руденко. М.: Российское библейское общество, 1995.-236 с.
- Гулыга А. Кант. 3-е изд. — М.: Соратник, 1994. — 304 с.
- Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. — 752 с.
- Данин Д. Нильс Бор. М.: Молодая гвардия, 1978. — 560 с. с ил., портр.
- Демешко Г. Диалогические традиции современного отечественного инструментализма: Автореферат дис.. д-ра иск- Новосибирск, 2002.-48 с.
- Демешко Г. Диалогические традиции современного отечественного инструментализма. Новосибирск, НГК им. М. И. Глинки, 2002. — 343 с.
- Денисов А. К проблеме семиотики музыки// Музыкальная академия. -2000. -№ 1. С. 211−217.
- Дюрер А. Дневники, письма, трактаты. Т. 1. Л.: Искусство, 1957. -227 с.
- Ерохин В. De musica instrumentalis: Германия. 1960−1990 -Аналитические очерки. — М.: Музыка, 1997. — 400 е., нот.
- Захаров Ю. Истолкование музыки: Семиотический и герменевтический аспекты: Автореферат дис.. канд. иск. М., 1999. -27 с.
- Земцовский И. Апология текста// Музыкальная академия. 2002. — № 4.-С. 100−110.
- Земцовский И. Нужна ли музыкознанию семасиология// Советская музыка, 1972.-№ 1.-С. 28−35.
- Земцовский И. О методологической сущности интонационного анализа// Советская музыка. 1979. — № 3. — С. 24−29.
- Земцовский И. Семасиология музыкального фольклора (методологические предпосылки)// Проблемы музыкального мышления: Сб. статей. М.: Музыка, 1974 — С. 177−206.
- Земцовский И. Текст Культура — Человек: Опыт синтетической парадигмы// Музыкальная академия. — 1992. — № 4. — С. 3−6.
- Исаев В. Общая теория систем: Учебное пособие. СПб.: СПбГИЭУ, 2001.- 140 с.
- История полифонии: Вып. 3: Западноевропейская музыка XVII -первой четверти XIX в./ Вл. Протопопов. М.: Музыка, 1985. — 494 е., нот.
- Кандыба В. Лекции по истории искусств, прочитанные в г. Владивостоке в Дальневосточной государственной академии искусств в 2000—2001 гг.: конспект лекций.
- Кант И. Критика чистого разума/ Пер. с нем. Н.Лосского. М.: Мысль, 1994.-591 с.
- Кармин А. Основы культурологии: Морфология культуры. СПб.: Лань, 1997.-512 с.
- Каротина О. Лекции по введению в теорию межкультурных коммуникаций, прочитанные в г. Владивостоке в Дальневосточном государственном техническом университете с февраля по июнь 2002 г.: конспект лекций.
- Кац Б. Актуальные проблемы// Советская музыка. 1974. — № 11. — С. 101−104.
- Кац Б. К реконструкции замысла «Музыкального приношения"// Советская музыка. 1985. — № 6. — С. 67−75.
- Кац Б. О культурологических аспектах анализа// Советская музыка. -1978. № 1.-С. 37−43.
- Келдыш Ю. Музыковедение// Музыкальная энциклопедия. Т.З./ Гл. ред. Ю. В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1976. — С. 806−830.
- Кириллина JL Классический стиль в музыке XVIII начала XIX веков: самосознание эпохи и музыкальная практика: Автореферат дис.. д-ра иск. — М., 1996.-40 с.
- Кирнарская Д. Классическая музыка для всех: Западноевропейская музыка от григорианского пения до Моцарта. М.: Слово/ SLOVO, 1997.-272 е., илл.
- Конен В. «Теории» и свобода творчества// Музыкальная жизнь. 1988. -№ 5. — С. 1−2.
- Кони Ф. Фридрих Великий. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 544 с.
- Конов В. Исторические истоки симфонизма Хиндемита// Теоретические проблемы классической и современной зарубежной музыки: Сб. науч. трудов ГМПИ им. Гнесиных- Вып. 35. М., 1977. -С. 109−129.
- Коннов В. Симфония Хиндемита «Гармония мира», ее философские и эстетические предпосылки// Критика и музыкознание: Сб. статей. М.: Музыка, 1975.-С. 153−173.
- Коннов В. Шостакович и Хиндемит (К вопросу о философском характере симфонического жанра)// Музыка в социалистическом обществе: Сб. статей- Вып. 3. Л.: Музыка, 1977. — С. 127−141.
- Кузин В. Стоит ли музыкознанию быть научным?// Теоретические концепции XX века: Итоги и перспективы отечественной музыкальной науки. Новосибирск, НГК им. М. И. Глинки, 2000. — С. 26−39.
- Кузнецов В. Герменевтика и гуманитарное познание. М.: МГУ, 1991. -192 с.
- Куликова Е. Лекции по философии, прочитанные в г. Владивостоке в Дальневосточной государственной академии искусств в 2001—2002 гг.: конспект лекций.
- Культурология. XX век. Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997. 640 с.
- Лаврентьева И. Вокальные формы в курсе анализа музыкальных произведений. М.: Музыка, 1978. — 80 с.
- Латинско-русский словарь. Изд-е второе, переработ, и доп. М.: Русский язык, 1976. — 1096 с.
- Левая Т., Леонтьева О. Пауль Хиндемит: Жизнь и творчество. М.: Музыка, 1974.-448 с.
- Лейзер Д. Создавая картину Вселенной: Пер. с англ./ Под ред. и с предисловием С. П. Грищука. -М.: Мир, 1988. 324 с.
- Либман М. Дюрер и его эпоха: Живопись и графика Германии конца XV и первой половины XVI века. М.: Искусство, 1972. — 239 с.
- Лингвистический энциклопедический словарь/ Гл.ред. В. Н. Ярцева, -М.: Сов. энциклопедия, 1990. 685 е.: ил.
- Лукьянов В. Совершенствовать методологию// Советская музыка. -1981. -№ 4. С. 63−64.
- Лупинос С. Канон как принцип функционирования музыкального наследия в свете проблем коэволюции и синергетики// Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток Запад- Вып. 5. -Владивосток: ДВГИИ, 1999. — С. 69−80.
- Лупинос С. О единстве принципов квартовой и терцовой индукции в фактурном каноне музыки Востока и Запада: Опыт постановки проблемы// Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток -Запад- Вып. 6−7. Владивосток: ДВГАИ, 2000. — С. 125−130.
- Лупинос С. Проблема глубинной структуры в каноне музыкального интонирования// Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток Запад- Вып. 8. — Владивосток: ДВГАИ, 2002. — С. 235−242.
- Лупинос С., Шушкова О. Становление концепции единства мировой культуры и творческое наследие Г.В.Лейбница// Культура Дальнего
- Востока России и стран АТР: Восток Запад- Вып. 3−4. — Владивосток: ДВГИИ, 1997.-С. 4−33.
- Мазель JI. Концепция Асафьева и целостный анализ// Советская музыка. 1987. — № 3. — С. 76−82.
- Мазель Я. Новое слово в анализе музыки// Советская музыка. 1987. -№ 7. — С. 87−89.
- Мазель JL Музыкознание и достижения других наук// Советская музыка. 1974. -№ 4. — С. 24−35.
- Мазель JL Целостный анализ жанр преимущественно устный и учебный// Музыкальная академия. — 2000. — № 4. — С. 132−135.
- Мальцев С. Если конкретизировать спор.// Советская музыка. -1980.-№ 9.-С. 48−50.
- Мамардашвили М. Кантианские вариации. М.: Аграф, 1997. -320 с.
- Мамардашвили М. Картезианские размышления. М.: Прогресс- Культура, 1993.-352 с.
- Медушевский В. Интонационная теория в исторической перспективе// Советская музыка. 1985. — № 7. — С. 66−73.
- Медушевский В. Какая наука нужна музыкальной культуре// Советская музыка. 1977. — №> 12. — С. 78−84.
- Медушевский В. Музыкальный стиль как семиотический объект// Советская музыка. 1979. — № 3. — С. 30−39.
- Медушевский В. Музыковедение: проблема духовности// Советская музыка. 1988. — № 5. — С. 6−15.
- Медушевский В. О содержании понятия «адекватное восприятие»// Восприятие музыки: Сб. статей. М.: Музыка, 1980. — С. 141−155.
- Медушевский В. Таинственные энергии музыки// Музыкальная академия. 1992. -№ 3. — С. 54−57.
- Медушевский В. Человек в зеркале интонационной формы// Советская музыка. 1980. — № 9. — С. 39−48.
- Медушевский В. Этимология культуры// Музыкальная академия. 1993. -№ 3, — С. 3−10.
- Мейлах Б. Комплексное изучение творчества и музыковедение// Проблемы музыкального мышления: Сб. статей. М.: Музыка, 1974. -С. 9−28.
- Милка А. О четырех тактах из «Музыкального приношения» Баха// Музыкальная академия. 1998. — №№ 3−4. — С. 272−273.
- Михайленко А. Фуга как категория музыкознания// Теория фуги. Сб. науч. трудов. Л.: ЛОЛГК, 1986. — С. 10−35.
- Михайлов А. Языки культуры: Учебное пособие по культурологи. М.: Языки русской культуры, 1997. — 912 с.
- Моцарт В. Сонаты для фортепиано: Редакция А.ГольденвейзераМ.: Музыка, 1964.-340 с.
- Музыкальная наука: какой ей быть сегодня? Заочный «круглый стол» редакции: Т. Бершадская, В. Медушевский, О. Соколов, И. Земцовский, Ю. Кон, В. Девуцкий// Советская музыка. 1988. — № 11. -С. 83−91.
- Музыкальная наука: какой ей быть сегодня? Говорят молодые музыковеды: М. Сторожко, Д. Кирнарская, Р. Султанова, Е. Польдяева// Советскя музыка. 1989. — № 1. — С. 71−77.
- Музыкальная наука: какой ей быть сегодня? Заочный «круглый стол» редакции: М. Арановский, Н. Герасимова-Персидская, А. Юсфин// Советская музыка. 1989. — № 2. — С. 38−43.
- Музыкальная наука: какой ей быть сегодня? Е.Назайкинский. От редакции// Советская музыка. 1989. — № 8. — С. 48−55.
- Музыкознание как социальная, гуманитарная наука: В.Конен. Задача первостепенной важности. Д.Житомирский. Спорные вопросы анализа// Советская музыка. — 1977. — № 5. — С. 36−48.
- Музыкознание как социальная, гуманитарная наука (продолжение): В. Цуккерман, С. Раппопорт, Е. Фейнберг, А. Кандинский// Советская музыка. 1977. -№ 6. — С. 62−73.
- Музыкознание как социальная, гуманитарная наука (продолжение): В. Васина-Гроссман, Ю. Давыдов, И. Нестьев// Советская музыка. 1977. — № 7. — С. 52−62.
- Музыкознание как социальная, гуманитарная наука (окончание): Е. Назайкинский- От редакции// Советская музыка. 1977. — № 10. — С. 98−109.
- Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения/ Ред. В. П. Шестакова. М.: Музыка, 1966. — 571 с.
- Мэнли П.Холл. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, кабалистической и розенкрейцеровской символической философии/ Пер. с англ. И предисловие. В. В. Целищева. СПб: Спикс, 1994.-794 с.
- Назайкинский Е. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. -254 с.
- Назайкинский Е. Искусство и наука в деятельности музыковеда// Музыкальное искусство и наука: Сб. статей- Вып. 2. М.: Музыка, 1973.-С. 3−16.
- Назайкинский Е. Проблемы комплексного изучения музыкального произведения// Музыкальное искусство и наука: Сб. статей- Вып. 3. М.: Музыка, 1978. — С. 3−12.
- Найдыш В. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. М.: Гардарики, 1999. — 476 с.
- Науменко Т. Музыковедение: Стиль научного произведения: Автореферат дис. д-ра иск. М., 2005. — 54 с.
- Немецко-русский словарь. 80 000 слов./ Под ред. А. А. Лепинга и Н. П. Страховой. Изд. 5-е, стереотип. М.: Советская энциклопедия, 1968.-991 с.
- Немилов А. Грюневальд. Жизнь и творчество мастера Матиса Нитхарта-Готхарта. М.: Искусство, 1972. — 109 с.
- Ницше Ф. Так говорил Заратустра: Сочинения в 2-х томах. Т.2/ Пер. с нем. Ю. М. Антоновского, Н. Пелилова, К. А. Свасьяна, В. А. Флеровой. М.: Мысль, 1990. — 829 с.
- Новый энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия, 2000. — 1456 е., ил.
- Носина В. Символика музыки И.С.Баха. М.: Классика — XXI, 2004. — 56 с.
- Орлов Г. Семантика музыки// Проблемы музыкальной науки: Сб. статей- Вып. 2. М.: Советский композитор, 1973. — С.434−479.
- Пелипенко А., Яковенко И. Культура как система. М.: Языки русской культуры, 1998. — 376 с.
- Платон Филеб. Государство. Тимей. Критий/ Пер. с древнегреч./ Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. А. Асмуса, А.А.Тахо-Годи. М.: Мысль, 1999. -656 с.
- Преображенский Б. Эфирная вихревая космология В.П.Смирнова. Владивосток, 1999. — 324 е., ил.
- Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант/ Пер. с англ. М.: Прогресс, 1999.-268 с.
- Развивать и совершенствовать научный аппарат// Советская музыка. 1976. — № 11. — С. 72−83.
- Раппопорт С. Семиотика и язык искусства// Музыкальное искусство и наука: Сб. статей- Вып. 2. М.: Музыка, 1973. — С. 17−58.
- Ровинский Р. Самоорганизация как фактор направленного развития// Вопросы философии. 2002. — № 5. — С. 67−77.
- Ройтерштейн М. Граф и матрица как инструменты ладового анализа// Музыкальное искусство и наука: Сб. статей- Вып. 2. М.: Музыка, 1973.-С. 175−189.
- Роллан Р. Жизнь Бетховена. М.: Музыка, 1964. — 95 с.
- Рудь И., Цуккерман И. О возможности теоретико-информационного подхода к некоторым проблемам музыкального мышления и восприятия// Проблемы музыкального мышления: Сб. статей. М.: Музыка, 1974, — С. 207−229.
- Рыжкин И. Историзм постижения музыки// Советская музыка. -1978. -№ 10. -С. 60−69.
- Рыжкин И. О вкладе Л.А.Мазеля в музыкознание XX века // Музыкальная академия. 2001. -№ 4. — С. 116−120.
- Садовский В. Система// Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. — С. 584−585.
- Серов А. Музыка, музыкальная наука, музыкальная педагогика// Избранные статьи. Т.2/ Под общ. ред. со вступ. статьей и примечаниями Г. Н. Хубова. -М.: Музыка, 1957. С.187−216.
- Советский энциклопедический словарь/ Ред. A.M. Прохорова. -М.: Советская энциклопедия, 1979. 1600 с.
- Современная буржуазная философия: Учеб. пособие/ Под ред. А. С. Богомолова, Ю. К. Мельвиля, И. С. Нарского. М.: Высшая школа, 1978.-582 с.
- Соколов А. Музыкальная композиция XX века: Диалектика творчества. М.: Музыка, 1992. — 230 е., нот.
- Соловьев-Спасский В. История светлых времён: Аквариум в контексте мировой культуры- Аквариум Зеркало русской революции (http://www.aciuarium.ru /The History of The Blessed Times — 2. ht)
- Соловьев-Спасский В. История светлых времён: Аквариум в контексте мировой культуры- Поэзия Аквариума (http://www.aquarium.ru /The History of The Blessed Times 7. ht)
- Соловьев-Спасский В. История светлых времён: Аквариум в контексте мировой культуры- Прекрасный Дилетант (http://www.aquarium.ru /The History of The Blessed Times 8. ht)
- Соловьев-Спасский В. История светлых времён: Аквариум в контексте мировой культуры- Равноденствие (http://www.aquarium.ru /The History of The Blessed Times 55. ht)
- Соловьев-Спасский В. История светлых времён: Аквариум в контексте мировой культуры- Теодицея (http://www.aquarium.ru /The History of The Blessed Times 11 .ht)
- Соловьев-Спасский В. История светлых времён: Аквариум в контексте мировой культуры- Христианство (http://www.aquarium.ru /The History of The Blessed Times 11 .ht)
- Степин В. Наука// Новейший философский словарь: 2-е изд., переработ, и дополн. Мн.: Интерпрессервис- Книжный Дом. 2001. -С. 661−663.
- Тельчарова Р. Введение в феноменологию музыки. М.: Институт философии АН СССР, 1991. — 214 с.
- Толстоброва М. Инструменты Иеронима// Старинная музыка. -2000.-№ 1.-С. 22−28.
- Троицкий А. Рок в Союзе: 60-е, 73-е, 80-е. М.: Искусство, 1991.-207 е., илл.
- Урманцев Ю. О формах постижения бытия// Вопросы философии. 1993.-№ 4.-С. 89−105.
- Фарбштейн А. Музыкальная эстетика и семиотика// Проблемы музыкального мышления: Сб. статей. М.: Музыка, 1974. — С. 75−89.
- Фарбштейн А. Некоторые тенденции современной философии музыки// Советская музыка. 1979. — № 1. — С. 114−123.
- Фейнберг Е. Две культуры: Интуиция и логика в искусстве и науке. М.: Наука, 1992. — 251 с.
- Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. — 815 с.
- Фицуильямова вёрджинельная книга: Избранные пьесы/ Отбор и ред. Н. А. Копчевского. М.: Музыка. — 1988. — 255 с.
- Фраенов В. Фуга// Музыкальная энциклопедия/ Гл.ред. Ю. В. Келдыш. Т.5. М.: Советская энциклопедия, 1981. — С. 975−993.
- Хайдеггер М. Что это такое философия?// Вопросы философии. — 1993,-№ 8.-С. 113−123.
- Хакен Г. Синергетика: Иерархии неусточивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. М.: Мир, 1985. — 423 е., ил.
- Хасаншин А. Вопрос стиля в музыке: Суждение, феномен, ноумен// Музыкальная академия. 2000. — № 4. — С. 135−143.
- Хиндемит П. Гармония мира: Партитура. М.: Музыка, 1968. -141 с.
- Холопов Ю. К проблеме музыкального анализа// Проблемы музыкальной науки: Сб. статей- Вып. 6. М.: Советский композитор, 1985.-С. 130−152.
- Холопов Ю. Ладовый ритм// Музыкальный энциклопедический словарь/ Гл. ред. Г. В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1990. -С. 291−292.
- Холопов Ю. О формах постижения музыкального бытия// Вопросы философии. 1993. — № 4. — С. 106−114.
- Христов Дим. Теоретические основы мелодики: Опыт описания аналитического подхода к отдельной мелодии: Исслед./ Пер. с болг. вступит, статья и коммент. Е.Абызовой. М.: Музыка, 1980. — 256 е., нот., схем.
- Цуккерман В. Виды целостного анализа// Советская музыка. -1967.-№ 4.-С. 100−106.
- Цыбульский В. Календари и хронологии стран мира. М.: Просвещение, 1982. — 128 с.
- Чаплыгина М. Музыкально-теоретическая система К.Штокхаузена. Лекция по курсам: Музыкально-теоретические системы. Современная гармония. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1990. — 96 с.
- Чередниченко Т. Общая теория искусства и перспективы искусствоведческих исследований// Советская музыка. 1985. — № 12. -С. 100−106.
- Чередниченко Т. Принцип историзма и современная музыка// Советская музыка. 1987. — № 9. — С. 36−41.
- Четыркина Л. Арт-рок: (К проблеме культурного синтеза в массовых музыкальных жанрах XX века): Рукопись. Владивосток, 2001.-21 с.
- Четыркина Л. Массовые музыкальные жанры: Учебно-методическое пособие. Владивосток, 1999. — 74 с.
- Чинаев В. Карлхайнц Штокхаузен суперзвезда// Музыкальная жизнь. — 1991,-№ 5.-С. 12−14.
- Шаймухаметова Л. Семантические процессы в музыкальной теме: Автореферат дис.. д-ра иск. М., 2000. — 44 с.
- Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах/ Пер. с немец. Я. С. Друскина. -М.: Музыка, 1965.-725 с.
- Шестаков В. Эстетические категории: Опыт систематического и исторического исследования. М.: Искусство, 1983. — 358 с.
- Шинкарева М. Время и место музыковедения XXI века// Музыкальная педагогика и исполнительство: традиции, проблемы, перспективы. М.: МГУКИ, 2003. — С. 28−33.
- Шри Ауробиндо. Час бога. Йога и её цель. Мать. Мысли озарения/ Пер. с англ. В. Г. Баранова, А. А. Шевченко, А. А. Чеха. JI.: Институт эволюционных исследований «Савитри», 1991. — 94 с.
- Штокхаузен К. Дышать воздухом иных планет// Советская музыка. 1990. — № 10. — С. 58−65.
- Штокхаузен К. Когда-нибудь жизнь станет пением//Музыкальная жизнь. 1993. -№№ 15−16. — С. 24−26.
- Штокхаузен К. Подобно свободной естественной науке// Советская музыка. 1990. — № 10. — С. 65−68.
- Шушкова О. Лекции по анализу музыкальных произведений, прочитанные в г. Владивостоке в Дальневосточной государственной академии искусств в 1999—2001 годах.: конспект лекций.
- Шушкова О. О понятиях картина мира и модель мира// Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток Запад- Вып.8. -Владивосток: ДВГАИ, 2002. — С. 162−166.
- Шушкова О. Раннеклассическая музыка: эстетика, стилевые особенности, музыкальная форма: Автореферат дис.. д-ра иск. -Новосибирск, 2002. 42 с.
- Юдин Э. Сциентизм// Большая советская энциклопедия (в 30 томах). Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 3-е. М.: Сов. энциклопедия, 1976. -т. 25.-С. 127−128.
- Южак К. О природе и специфике полифонического мышления// Полифония. Сб. статей. М.: Музыка, 1975. — С. 6−62.