Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Музыкознание как открытая система: опыт постановки проблемы: на материале отечественной музыкальной науки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как было отмечено выше, открытость в работе понимается как возможность взаимодействовать и рассматривается в двух значениях: широком и узком. В широком значении открытость означает возможность междисциплинарных взаимодействий, которые могут проявляться как в лице одного исследователя, так и во взаимодействии ученых из разных областей знания. В узком значении понятие «открытость» означает… Читать ещё >

Содержание

  • Часть первая
  • Глава I. Методология познания музыки как проблема исследования
    • 1. Музыкознание и наука
    • 2. Отечественное музыкознание конца XX века о возможных способах изучения музыки
    • 3. Структурная лингвистика и музыкознание
  • Глава II. К проблеме методологии системного познания мира
    • 1. Методология системного познания мира и музыкознание
    • 2. О соотношении понятий Целое-Полнота-Целостность
    • 3. Герменевтика и музыкознание
  • Часть вторая
  • Глава III. Аналитические очерки
    • 1. Феномен фуги в истории культуры
    • 2. Л.Бетховен. Квартет ор. 132 III часть
    • 3. П.Хиндемит. Симфония «Гармония мира»
    • 4. К.Штокхаузен. «Знаки Зодиака»
    • 5. «Аквариум» и Культура: «проект Великого Синтеза»

Музыкознание как открытая система: опыт постановки проблемы: на материале отечественной музыкальной науки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В.Набоков заметил: «.то, что полностью контролируемо, никогда не бывает вполне реальным, а то, что реально, никогда не бывает вполне контролируемым» [Цит. по: 142, 252]. Учитывая сказанное писателем, а также открытость — одно из свойств новой научной парадигмы синергетики, подразумевающую «.обмен веществом, энергией и информацией, происходящий в пространстве, времени и масштабе, причем обмен, не полностью контролируемый» [15, 92], отметим, что познание Мира есть процесс не являющийся контролируемым вполне, а потому являющийся бесконечным и всегда новым. Это и есть одна из тех проблем, о которых учитель философии Н. Бора Х. Хеффдинг говорил: «Решения проблем могут умирать, но сами проблемы всегда пребывают живыми (выделено мною Т.К.)» [54, 26]. В этой связи актуальность предлагаемой работы предопределена самой особенностью человеческого мышления: постоянным стремлением Человека к рефлексии над методологией познания.

Всплеском методологической рефлексии были отмечены разные периоды в истории Человечества. Один из них, начавшийся в эпоху Возрождения, продолжившийся в Новое время и далее, ознаменовал смену теоцентрической концепции мироздания на антропоцентрическую, суть которой ёмко выражена словами И. Канта: «Имей мужество пользоваться собственным умом» [52, 7].

Характерной чертой научной мысли конца XX — начала XXI веков стало стремление системно осмыслить различные явления человеческого знания. В отечественном музыкознании всплеск методологической рефлексии пришелся на последнее тридцатилетие XX века. В конце 70-хначале 80-х годов прошлого столетия появляется ряд статей отечественных ученых, анализирующих и подвергающих критике ситуацию, сложившуюся в советском музыкознании. Очертим круг обсуждаемых учеными вопросов.

Первая проблема, с которой, по мнению И. Барсовой, столкнулось отечественное музыкознание того времени, связана с научно-технической революцией XX века, последствием которой стала вера в «.бесконечные возможности точной науки и техники и в их большую, по сравнению с гуманитарными, пользу» [20, 67]. Эта ситуация, как отмечает исследователь, помимо музыковедения пагубно сказалась на развитии гуманитарных наук в целом. Вторую проблему И. Барсова связывает с различными запретами советского времени. Последствиями этого явились: малая доступность для ученых СССР (даже в 60−70-е годы) новых западных книжных и нотных изданий, отсутствие систематических научных контактов с западными исследователями. Целая формация музыковедов выросла практически не слыша в студенческие годы Р. Вагнера, Г. Малера, К. Дебюсси, М. Равеля, И. Стравинского, перед поколением середины XX века история музыки предстала «деформированной и искусственно выкрученной» [См.: 20, 67]. В 40-е годы XX века история и теория музыки оказались полярно разведенными [См.: 20, 69]. В этой ситуации, по мнению И. Барсовой, «.ни о каком серьезном исследовании истоков явления, сути явления, связей (выделено автором — Т.К.) в которые оно поставлено [.] не могло быть и речи. Ряд идеологических табу, например табу на религиозную концепцию творчества, долгое время отвращал исследователей от подобных проблем» [20, 68]. Следствием всего этого, по мнению ученого, явилась ситуация когда ученые уходили в теорию музыки, «.ища в ней область, менее подверженную идеологическому зажиму [.] к тому же тогда представляющую собой благодатную почву для разработки в духе современных научных требований» [20, 69].

Эту же проблему в указанное время (80-е годы) обсуждала в своих статьях В.Конен. Следствием ситуации, сложившейся в СССР к середине XX века, исследователь считает глубокий консерватизм и узость кругозора советских ученых, а определяющим качеством специфики научного мышления отечественных музыковедов того времени — глубоко внедрившуюся «боязнь новизны» [См.: 78, 1]. В. Конен отмечает: ученый «.не может опираться только на технологический анализ. Он должен обладать широким обобщающим мышлением, в котором синтезированы разные аспекты изучаемого художественного явления [.] охватить не только внешние, но и внутренние, часто глубоко запрятанные связи между собственно музыкальными явлениями и духовной культурой породившей их эпохи» [122, 39].

К концу 80-х годов прошлого столетия отечественная музыкальная наука приходит к осознанию важности изучения феноменов музыкального искусства системно, к мысли о необходимости их изучения исходя из широкого культурного контекста. Утверждая, что ни одна из областей человеческой культуры не должна замыкаться в себе, В. Медушевский отмечает: «Каждая Наука должна мыслить себя не как территорию (тем более отгороженную), а как взгляд на целое с особой точки зрения. И помнить, что кроме ее конкретных целей — причинности, следствий, закономерности, — у нее есть еще духовная основа: любовь к истине, красоте и добру — сила, устремляющая ее к поискам» [108, 9].

Указанное веяние 80-х годов усилилось в последнее десятилетие XX века. В исследованиях ученых, в авторефератах диссертаций по музыкальному искусству в разделе о методологии исследования [См., например: 4- 191- 12- 76- 45] регулярно стали встречаться следующие понятия: системный подход, интерпретация, истолкование, семантическая интерпретация, метод междисциплинарного синтеза, музыкальная герменевтика, выявление глубинного имманентного смысла музыкального текста, задача комплексного подхода, структурно-системный и системно-исторический методы, подход к музыке как к коммуникативной семиотической системе, системное осмысление музыки. Следует подчеркнуть, что особенно часто среди вышеперечисленных понятий встречаются понятия системный подход и интерпретация музыки. Это связано с тем, что в конце XX века возникла потребность не только системно изучить еще неизученные явления музыкального искусства, но и по-новому взглянуть на изучавшееся ранее: в другом ракурсе, с иными методологическими принципами. Одним из показательных примеров в этой связи является раздел обоснования актуальности работы в исследовании Л. Кириллиной о классическом стиле в музыке. Автор отмечает, что появление нового исследования о классическом стиле в музыке XVIIIначала XIX веков обусловлено «.не столько неизученностью темы, сколько, наоборот, обилием накопившихся в этой сфере разноречивых суждений, а также стереотипов и клише, требующих нового научного рассмотрения данной проблемы (выделено мною — Т.К.)» [76, 3]. Л. Кириллина считает, что потребность в подобных исследованиях «.сейчас особенно велика, учитывая глубокие духовные перемены, совершившиеся в нашей стране — мы имеем ввиду не только освобождение от прежних идеологических догм, но и вообще стремление к новому или обновленному взгляду даже на самые известные явления (выделено мною — Т.К.)» [76, 3].

В связи с рассматриваемой проблематикой, представляется необходимым остановиться на проблеме, также активно обсуждавшейся в 90-е годы прошлого столетия: концепции «классического» и «неклассического» музыкознания. М. Аркадьев говорит о наличие в музыкознании теорий, склонных к статическому описанию музыкальной формы и к процессуальному типу ее описания [См.: 12, 106]. Ученый проводит параллель с естествознанием и предлагает соотнести статический тип описания музыкальной формы с «классической» парадигмой, а процессуальный тип — с «неклассической» парадигмой. Исходя из этого утверждения, «классическим» М. Аркадьев называет «.аналитическое музыкознание, склонное к статическому описанию чистого музыкального объекта» [12, 106]. «Неклассическим» музыкознанием ученый предлагает называть «.такое исследование музыкального языка и музыкального произведения, которое склонно рассматривать музыку как процесс, как становление, как динамическую структуру» [12, 106].

С этой идеей корреспондирует концепция Л. Акопяна об анализе глубинной структуры музыкального текста. Согласно мнению ученого, предмет и цели музыковедческого анализа определяются двумя принципиально различными способами. Первый способ по своей сути связан со статическим описанием феномена музыкального искусства (с тем, что М. Аркадьев называет «классическим» музыкознанием). Второй — с процессуальным описанием («неклассическое» музыкознание). В своем исследовании Л. Акопян придерживается второго способа. Конечную цель своей аналитической концепции ученый видит в выявлении и интерпретации глубинного имманентного смысла музыкального текста. В этой связи ключевыми в концепции Л. Акопяна являются понятия: глубинная структура, поверхностная структура и смысл [См.: 4, 1−2].

Обобщая все сказанное выше, следует заметить, что «красной нитью» через все работы обсуждаемого периода проходит мысль об усовершенствовании и развитии методологии отечественной музыкальной науки: «.сейчас речь должна идти уже не о темах отдельных исследований, книг или статей, а о методе музыкознания в целом (выделено авторомТ.К.)» [122, 38].

Необходимостью осмысления методологического всплеска последнего тридцатилетия XX века и обусловлена предлагаемая работа. Следует отметить, что, несмотря на насущность обсуждаемой в диссертации проблемы, на сегодняшний день в отечественном музыкознании нет специальной работы, посвященной осмыслению указанных явлений отечественной музыкальной науки1.

1 В контексте насущности обсуждаемой проблемы следует указать, что в 2005 году была издана монография Т. Науменко «Музыковедение: стиль научного произведения (опыт постановки проблемы)», а в июне 2005 года защищена одноименная диссертация. Цель своего исследования автор определяет как изучение стиля «.музыковедческого произведения как особой формы научного высказывания, пребывающего в нерасторжимом единстве общего и особенного, канонического и индивидуального, чужого и своего» [132, 3]. В качестве материала исследования избраны труды отечественных музыковедов (монографии и статьи), созданные в последнее десятилетие XX — начала XXI веков (начало 1990;х — начало 2000;х годов) [См.: 132,4].

В этой связи цель работы — постановка проблемы осмысления и попытка изучения роли и места музыкознания в системе человеческого знания в контексте открытости методологии познания и самопознания в целом.

Следует отметить, что указанная цель реализуется на материале трудов ученых отечественной музыкальной науки и в целом на материале музыкознания композиторской традиции. В то же время мы не исключаем возможности применения основных положений исследования и в области методологии этномузыкознания.

Учитывая условность оппозиции открытый/закрытый, под открытостью понимаем готовность к любым взаимодействиям. Это связано с тем, что познание любого объекта есть процесс познания, прежде всего самого себя. В этой связи следует помнить, что «.Целое имеет такую же природу, как и Я, и что мы постигаем Целое путем всё более глубокого постижения Я» [Цит. по: 142, 25], а познание себя не получается при ограничении собой ни в предмете, ни в точке зрения [См.: 40, 32]. С предложенным пониманием открытости согласуется разрабатываемая в естествознании гипотеза бутстрапа (от англ. bootstrap — зашнуровка), согласно которой Вселенная рассматривается как сеть отношений [См.: 15, 95], а также одна из концепций экологии, согласно которой Человек понимается не как отдельный атом или частица, а «.как пульсирующее поле взаимодействий» [Цит. по: 15, 95].

В число исследовательских задач входило:

1) анализ методологических исканий отечественной музыкальной науки второй половины XX века;

2) изучение значения категории «система» и понятия «системный подход» применительно к методологии отечественной музыкальной наукиОсобое внимание здесь было уделено осознанию сути понятия открытость и значению данного понятия для методологии музыкознания;

3) рассмотрение значения взаимодействий музыкознания и герменевтики. В данном случае мы видели свою задачу в выявлении причины возросшего к концу XX века в сфере отечественной музыкальной науки интереса к герменевтике и осмыслении сути и необходимости взаимодействий музыкознания и герменевтики.

4) анализ музыкальных произведений, имеющий целью показать новые возможности «прочтения» достаточно известных композиторских текстов.

Предметом исследования в диссертации является методология отечественной музыкальной науки XX века. Следует отметить, что нас интересовали, главным образом, мнения отечественных ученых о методологии отечественной музыкальной науки.

В этой связи материалом исследования стали труды отечественных музыковедов по проблемам методологии музыкознания, статьи по данному вопросу, напечатанные в журналах «Советская музыка» и «Музыкальная академия» за последние тридцать лет прошлого столетия: А. Акопяна, М. Арановского, М. Аркадьева, Б. Асафьева, И. Барсовой, В. Бобровского, Б. Гаспарова, А. Денисова, И. Земцовского, Б. Каца, Ю. Келдыша, В. Конен,.

B.Лукьянова, Л. Мазеля, В. Медушевского, Е. Назайкинского, И. Рыжкина, А. Фарбштейна, Т. Чередниченко, Ю. Холопова, К. Южак и многих других исследователей, а также композиторское музыкальное творчество, в частности: И. С. Бах «Музыкальное приношение», В. А. Моцарт Фантазия и соната c-moll (К. № 475, К. № 457 — I часть), Соната C-dur (К. № 545 — Т часть), Л. Бетховен Квартет ор. 132 (III часть), П. Хиндемит Симфония «Гармония мира», К. Штокхаузен Инструментальный цикл «Знаки Зодиака», Б. Гребенщиков Альбом «Равноденствие».

Методологические принципы работы сложились под влиянием трудов отечественных музыковедов: М. Арановского, М. Аркадьева, Б. Асафьева, И. Барсовой, Л. Березовчук, И. Земцовского, Б. Каца, В. Конен,.

C.Лупиноса, В. Медушевского, Е. Назайкинского, Т. Чередниченко,.

О.Шушковой и других исследователей. В частности, принципиально важными для формирования нашей концепции явились следующие идеи отечественных ученых: идеи И. Земцовского о синтетической парадигме и смысле музыковедческого анализаидеи В. Медушевского о системности знания и антропоморфности интонацииидея Б. Каца о культурологическом анализе. Остановимся на каждой из указанных идей.

И.Земцовский считает, что в научном знании постепенно должна произойти смена парадигм: «.на смену парадигме, основанной на предпочтении той или иной методической модели, должна прийти некая синтетическая парадигма (выделено мною — Т.К.), основанная на сосуществовании разнокачественных позиций» [65, 3]. Компонентами, составляющими синтетическую парадигму, по мнению исследователя, являются понятия текст — культура — человек. Как отмечает ученый эти составляющие новой парадигмы «.не просто оппозиционны, и не просто линейно отражают историческую последовательность смены научных взглядов, но — на современном этапе — позволяют увидеть друг друга как бы заново: через толщу культуры, через всю многослойность текста, через всю полимодальность человека (выделено мною — Т.К.)» [65, 4]. Исследователь отмечает, что указанные компоненты присутствовали и в старой парадигме, но там они были или обособлены друг от друга или сочетались оппозиционно. В новой — синтетической парадигме они соотносятся по принципу дополнительности. Это связано с тем, что синтетическая парадигма, по мнению ученого, ничего не отрицает. Она «.принципиально открыта для все новых точек зрения, для все новых позиций, направленных не на другие позиции, а на сам предмет» [65, 4]. В этой связи И. Земцовский считает, что проблема текста в музыке — это всегда проблема культуры и проблема человека. Среди трех компонентов синтетической парадигмы особую роль И. Земцовский отводит компоненте человек: «Человек выступает не только как творец — исполнитель — слушатель, но и как медиатор (выделено автором — Т.К.) между людьми, между поколениями, между человечеством и природой, человечеством и космосом, и если угодно, между человечеством и Богом. Творчество и восприятие Человека Музицирующего затрагивает в момент вдохновения не только звучащее для всех, но и слышимое ему одному, — словно некто свыше „диктует“ ему, посылает необходимую информацию, открывает внутренние глаза» [65, 6].

В этой связи приведем следующую мысль В. Медушевского оказавшуюся методологически важной для нашего исследования: «Стремление науки осознать целостность человека, увязать в единый узел проблемы его сущности, истоков жизненной активности, его потенций и реального становления, духовного общения с современниками и творческого диалога с культурой, коллективным опытом человечества — наталкивается на значительную неравномерность наших знаний. Рациональная сторона человека до сих пор нам понятнее, чем интуитивная. Показательно, что о важнейших для целостного человека „музических“ (по выражению А.Р.Лурии) функциях правого полушария мозга наука узнала только в последние десятилетия (XX века — Т.К.). Именно к нему, как это удостоверено в десятках исследований, в первую очередь адресуется колоссальный мировоззренческий опыт, накопленный музыкой. Как это осуществляется? Здесь открываются удивительные механизмы художественного отражения мира [.] Музыка при таком подходе может оказаться своеобразным ключом к человеку, для музыковедения же открывается волнующая возможность еще дальше продвинуться к тайнам своего искусства (выделено мною — Т.К.)» [111, 39]. В этой связи важным для методологии музыкознания и концепции диссертации представляется замечание В. Медушевского о том, что «.секрет органичности музыки состоит в принципиальной антропоморфности всех видов интонации: за ней всегда стоит человек» [111, 44]. В связи с этим одной из ведущих идей предлагаемой в диссертации концепции является идея о предмете исследования в музыкознании: музыкознание через познание музыкального языка изучает музыкальное мышление Человека и восприятие Человеком мира в разные эпохи2.

В определении цели музыковедческого анализа путеводной звездой для нас стали высказывания И. Земцовского о назначении и сущности анализа музыкальных текстов. В качестве методологически важных мы приняли: идею о необходимости «.возлюбить текст как феномен культуры (выделено автором — Т.К.)» [61, 101], не просто анализировать текст, а оэюивлятъ музыку своим аналитическим исполнением. Эти идеи обусловлены тем, что, по мнению ученого, «анализируемый текст — это всегда твой (выделено автором — Т.К.) текст, лично тебе подаренный судьбой в аналитическое овладение» [61, 103]. «Анализ текста — это наслаждение от прочтения [.] как текста, так и подтекста и контекста культуры, его породившей» [61, 103]. Понимание этих фактов, как замечает И. Земцовский, «.способствует анализу текста как живого существа (выделено автором — Т.К.)» [61, 103].

Важной для нашего исследования явилась также идея культурологического анализа Б. Каца согласно которой, любой художественный текст является ценным источником информации о культуре той или иной эпохи, в связи с чем данные анализа музыкальных произведений должны быть поняты и объяснены как культурные феномены [См.: 74, 39]. Б. Кац отмечает, что культурологический анализ дает возможность выйти за пределы текста, проанализировать культурные контексты создания и бытования произведения, освободить анализ от «замкнутости на себя», от узкотехнологической ограниченности [См.: 74, 39].

На формирование изложенной в исследовании концепции, помимо музыковедческих трудов, оказали влияние идеи, изложенные в работах.

2 Следует отметить, что к концу XX — началу XXI веков в науке усилилась антропологическая направленность исследований. В музыкознании в указанном русле выполнены работы, например: Е. Алкон «Музыкальное мышление Востока и Запада: континуальное и дискретное» (антропоцентристский подход), Г. Демешко «Диалогические традиции современного отечественного инстументализма», О. Шушкова «Раннеклассическая музыка: эстетика, стилевые особенности, музыкальная форма» (антропологическая направленность) [См.: 8- 55- 201]. ученых из области философии, культурологии, естествознания: идеи А. Аверьянова, Р. Баранцева, М. Бахтина, Г. Гадамера (герменевтика), Г. Гачева, Э. Гуссерля (феноменология), М. Мамардашвили, И. Пригожина, Ф. де Соссюра (структурализм). В частности, особую методологическую важность для нас приобрели: идея М. Бахтина о диалогической природе гуманитарного знания [См.: 23], идея Г. Гачева о доминантности «ургийного» начала немецкой ментальное&trade- [См.: 41], идеи Р. Баранцева о сущности понятия «метод» [См.: 16].

Научная новизна работы заключается в предлагаемой постановке проблемы «Музыкознание как открытая система» и предмете исследованияв анализе понятия «система» через феномен значения, предложенного в словаре А. Вейсманав гипотезе о том, что цель как фактор системообразования связана с категорией культурыв выстраивании цепочки Целое-Полнота-Целостность и рассмотрении сущности и значимости этих категорий для музыкознания как гуманитарной наукив предложенном графическом изображении категорий Целое и Целостность (Целое/Круг, Целостность/Спираль).

Применение идей структурализма, герменевтики и феноменологии позволило предложить свою интерпретацию достаточно известных в музыковедческой практике явлений музыкальной культуры и композиторских опусов. В частности, предлагается авторское понимание феномена фуги в истории западноевропейской культурыпредложена новая интерпретация темы из «Музыкального приношения» И. С. Бахапроведена аналогия между сочинением «Музыкальное приношение» И. С. Баха и сонатами В. А. Моцарта [Сонатой c-moll (К. № 457), фантазией c-moll (К. № 475) и сонатой C-dur (К. № 545)]- через третий закон диалектики (закон отрицания отрицания) предложена интерпретация сочинения К. Штокхаузена «Знаки Зодиака" — на основе симфонии П. Хиндемита «Гармония мира» раскрыт сформировавшийся в XX веке новый вариант структурно-семантического канона жанра симфонии, основой которого является трехмастный цикл, где третья часть репрезентирует образ Человека Верующегочерез идеи естественнонаучных концепций (теории самоорганизации и теории глобального эволюционизма) предложен новый взгляд на творчество группы «Аквариум».

Диссертация состоит из двух частей (трех глав), введения, заключения, списка литературы и трех приложений.

Первая глава посвящена анализу методологических исканий отечественной музыкальной науки второй половины XX века. Цель данной главы — осмысление аналитических процессов методологической рефлексии отечественной музыкальной науки прошлого столетия. Глава охватывает следующий круг проблем: музыкознание и наука (§ 1) — полемика отечественных музыковедов конца XX века о способах изучения музыки (§ 2) — взаимодействие музыкознания и структурной лингвистики (§ 3).

Вторая глава посвящена проблеме методологии системного познания мира. В главе обсуждается следующий круг вопросов: понятие «система» как философская категория и методология системного познания мира (§ 1) — соотношение понятий Целое-Полнота-Целостность (§ 2) и взаимодействие музыкознания и герменевтики (§ 3). Цель второй главы осмыслить методологическую важность категории «система» в контексте активно развивающейся с конца 80-х годов XX века в отечественном музыкознании идеи о необходимости системного изучения феноменов музыкального искусства.

Цель третьей главы показать новые возможности «прочтения» достаточно известных композиторских текстов, учитывая предложенные в первой и второй главах рассуждения о возможных взаимодействиях музыкознания с другими областями знания. Глава содержит пять параграфов, каждый из которых посвящен какому-либо музыкальному сочинению или жанру.

Часть первая.

Заключение

.

Размышления о методе являются сущностной составляющей любой науки. Р. Баранцев определяет метод как «.способ воспроизведения изучаемого объекта в мышлении» [См.: 16]. Таким образом, занимаясь проблемой методологии, мы, по сути, пытаемся понять, как воспроизвести интересующий нас объект в мышлении (то есть изучить его)? Что лежит в основе этого способа воспроизведения-изучения? Какие компоненты составляют этот способ?

В данной работе была впервые предпринята попытка системно осмыслить методологические искания отечественной музыкальной науки XX века, попытка проанализировать и понять цель этих методологических исканий, их суть и результаты. Выводы работы в этой связи сгруппировались вокруг следующих четырех пунктов.

1. Проанализировав труды отечественных ученых по вопросам методологии отечественной музыкальной науки, мы пришли к выводу, что суть методологических исканий отечественного музыкознания последнего тридцатилетия XX века заключалась в рефлексии над методологией отечественной музыкальной науки с точки зрения ее системности, открытости и постоянного обновления. Указанный всплеск методологических исканий ознаменовал начало нового этапа отечественной музыкальной науки.

Вопросы методологии отечественного музыкознания стали объектом пристального внимания отечественных ученых начиная с 70-х годов XX века. Проблематика методологических исканий, на наш взгляд, сфокусировалась на трех методологических составляющих: системности, открытости и идее постоянного обновления. Центральным вопросом методологических исканий явился вопрос: Музыкальная наука: какой ей быть сегодня?

Рефлексия над методологией отечественной музыкальной науки с точки зрения системности проявилась в дискуссиях о важности рассмотрения музыкознания в системе человеческого знания в целом и рассмотрения музыкознания как гуманитарной науки, т. е. науки включенной в систему наук о человеке и человеческом обществе. В этой связи обсуждался вопрос о необходимости пересмотра методики в подходе к феномену музыкального искусства в целом (М.Арановский, В. Задерацкий, Ю. Келдыш, В. Конен, Е. Назайкинский, В. Цуккерман и другие исследователи).

Рефлексия с точки зрения открытости проявилась в контексте обсуждения проблематики интердисциплинарных контактов. Дискуссии по проблемам взаимодействия музыкознания с другими областями знания проводились в 70-е и 80-е годы на страницах журнала Советская музыка. Исследованиями в данной области занимались ученые: Б. Гаспаров (структурный метод в музыкознании [38- 39]), В. Гошовский, А. Фарбштейн (семиотика и музыкознание [46- 169]), Г. Орлов, И. Рудь, И. Цуккерман (теория информации и музыкознание [138- 148]), Б. Мейлах, Е. Назайкинский (комплексный подход и музыкознание [113- 130]), И. Земцовский (лингвистика и музыкознание [64]) и другие исследователи. Вопросы интердисциплинарных взаимодействий оказались настолько актуальны, что в 70-е годы XX века стали издаваться сборники «Музыкальное искусство и наука», основой которых явились статьи по проблемам взаимодействий музыкознания с другими областями знания. Сборники охватили различную тематику, в частности: вопросы применимости понятия наука к теории музыки (Е.Назайкинский [129]), семиотика и язык искусства (С.Раппопорт [144]), математика и музыкознание (М.Ройтерштейн [146]) и многое другое.

Осмысление методологии отечественного музыкознания с точки зрения открытости и системности обосновывалось важностью рефлексии над третьей методологической составляющей: принципом постоянного обновления. Необходимость понимания данной методологической составляющей обосновывалась обращением к теореме «о неполноте» К. Геделя (Г.Орлов [138]), свидетельствующей о том, что полное описание какой-либо системы «.достижимо лишь при условии выхода за ее пределы и рассмотрения ее в качестве элемента некоторой большей, более сложной метасистемы» [138,469].

Таким образом, всплеск методологических исканий последнего тридцатилетия XX века, на наш взгляд, ознаменовал начало нового этапа отечественной музыкальной науки: этапа осмысления методологии музыкознания с точки зрения системности, открытости и постоянного обновления. Ценность сформулированного в 80-е годы вопроса -«Музыкальная наука: какой ей быть сегодня?» — заключается в том, что его актуальность не подвержена времени. Априорные методологические составляющие — системность, открытость и постоянное обновлениеуказывают на непреходящую актуальность методологических исканий, что, как говорилось выше, обусловлено самой особенностью человеческого мышления: постоянным стремлением Человека к рефлексии над методологией познания.

2. Результатом произошедших изменений стало понимание того, что, будучи неотъемлемыми качествами методологии познания, системность, открытость и постоянное обновление в результате исследовательской рефлексии стали методологическим инструментарием отечественной музыкальной науки, приобрели функцию неотъемлемой составляющей исследовательского процесса.

В исследованиях отечественных ученых в разделах о методологии исследования регулярно встречаются следующие понятия: системный подход, метод междисциплинарного синтеза, комплексный подход, системное осмысление музыки. Данные понятия стали играть роль своего рода методологической установки, «путеводной звезды» направляющей исследования в русло системности, открытости и постоянного обновления избираемых подходов к изучению феноменов музыкального искусства.

Осознание указанных качеств методологии музыкознания в качестве методологического инструментария, неотъемлемой составляющей исследовательского процесса приводит к обновленному пониманию категории анализ. Исследователь сосредоточивает свое внимание на своего рода сверхзадаче, заключенной в этимологии слова анализ (от греч. -разрешать задачу, нечто трудное): сверхзадаче совершить «художественное открытие» (понятие Л. Мазеля) [См.: 183]. Понимание творческой доминанты категории анализа позволяет полнее осознать, что независимо от выбора типа анализа конечная цель любого исследования заключается именно в раскрытии того «неповторимого, индивидуально-своеобразного» (выражение В. Цуккермана) в изучаемом [См.: 183], что в конечном итоге составляет основу «художественного открытия» в исследовании.

Анализ значения категории «система», понятия «системный подход» позволил сделать следующий вывод: Музыка как Изучаемое и Музыкознание как Изучающее представляют собой системы, где музыка есть семиотическая система, а музыкознание — система понятий, гипотез и теорий о музыке. С предложенным пониманием музыкознания как Развивающейся системы согласуется высказанная в работе гипотеза о том, что цель как фактор системообразования связана с категорией культуры. В этой связи категория культуры раскрывает и смысл системного познания мира, сутью которого является постоянное «возделывание» себя и всего вокруг.

3. Предмет исследования в музыкознании определяется принадлежностью этой науки к гуманитарной области знания: музыкознание через познание музыкального языка изучает музыкальное мышление Человека и восприятие Человеком мира в разные эпохи.

Музыкальный язык — это искусственная система, созданная Человеком для отражения его понимания мира средствами музыкального искусства. Данное утверждение обосновывается через обращение к определениям музыкального языка («.многоуровневая порождающая система, которая обладает необходимым набором моделей единиц и правил их сочетания, предназначенных для построения музыкального текста» [10, 46]) и музыкального мышления («.процесс выбора решения, протекающий посредством оперирования элементами музыкальной материи, цель которого состоит в ее организации и означивании» [10, 340]), данных М.Арановским.

Процесс выбора решения осуществляется Человеком, протекает посредством оперирования системой (музыкальный язык), создателем которой является Человек, организация и означивание элементов музыкальной материи зависят, по меньшей мере, от двух особенностей: эпохи, в которую живет Человек, и индивидуального видения-восприятия-понимания мира Человеком. Функция музыкального языка — это порождение текста. Текст в свою очередь является результатом музыкального мышления, «продуктом» организации и означивания элементов музыкальной материи. Таким образом, утверждение — музыкознание через познание музыкального языка изучает музыкальное мышление Человека и восприятие Человеком мира в разные эпохи, возможно понимать следующим образом: музыкознание через познание музыкального языка изучает созданные Человеком музыкальные тексты, отражающие музыкальное мышление Человека и восприятие человеком мира в разные эпохи.

4. Музыкознание как гуманитарная наука в качестве неотъемлемой методологической составляющей априори содержит герменевтическую проблематику. Герменевтическая проблематика понимается в диссертации как сущностная характеристика гуманитарного познания, порождающая возможности: а) изучения каких-либо явлений с разных точек зрения и б) наличия множества точек зрения на один и тот же предмет исследования.

Особенность музыкознания содержать в качестве неотъемлемой методологической составляющей герменевтическую проблематику заключается в принадлежности музыкознания к гуманитарной области знания. Герменевтика и гуманитарное познание имеют одинаковую природу — текстовую. Инструментом изучения этой природы является интерпретация. Возможность изучения каких-либо явлений в музыкознании с разных сторон и наличие множества точек зрения на один и тот же предмет исследования подтверждается в диссертации через следующее утверждение В. Кузнецова: множественность различных интерпретаций одного и того же гуманитарного факта является реальным и нормальным состоянием научного знания. Плюрализм мнений в гуманитарных науках является объективным фактором, зависящим от предмета и специфики гуманитарных наук" [84, 144]. Предложенная в работе в этой связи цепочка: текст — ситуация непонимания — интерпретация — понимание — текст1, является своеобразной моделью интерпретации и отражает ее механизм.

Методологическая априорность герменевтической проблематики музыкознания объясняется также тем, что любой тип анализа представляет собой, по сути, понимание и как следствие интерпретацию какого-либо произведения музыкального искусства.

Как было отмечено выше, открытость в работе понимается как возможность взаимодействовать и рассматривается в двух значениях: широком и узком. В широком значении открытость означает возможность междисциплинарных взаимодействий, которые могут проявляться как в лице одного исследователя, так и во взаимодействии ученых из разных областей знания. В узком значении понятие «открытость» означает свободный выбор и свободное взаимодействие разных типов анализа. В этой связи «открытость» означает, по сути, необязательность поиска какого-либо одного, универсального музыковедческого типа анализа, так как любое музыкальное произведение есть составная часть музыкальной культуры как системы и в целом гуманитарной культуры как системы и отрасли знания, предметом изучения которой является Человек, в связи с чем очевидным фактом является невозможность абсолютной формализации аналитического аппарата музыкознания, являющегося в свою очередь «живым», постоянно растущим организмом. Осознание качества открытости в указанном ключе создает для музыкознания возможность быть Развивающимся, Творимым и потому всегда Обновляющимся.

Согласно всему сказанному выше, а также идее о том, что «.история есть продолжение сотворения мира» [15, 97], в качестве генерализующей фразы нашей работы предлагаем следующие слова Р. Баранцева, в данном контексте структурирующие диссертацию по принципу разомкнутой концовки: «.сотворение мира продолжается.» [16].

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. В.А.Моцарт. Часто вторая, книга первая/ Пер. с нем., коммент. К. К. Саквы. 2-е изд. — М.: Музыка, 1989. — 496 е., нот.
  2. А. Системное познание мира: Методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985. — 263 с.
  3. JI. Анализ глубинной структуры музыкального текста. М.: Практика, 1995.-256 с.
  4. JI. Анализ глубинной структуры музыкального текста: Автореферат дис. д-ра иск. М., 1996. — 35 с.
  5. JI. О точках соприкосновения между теоретическим музыкознанием и глубинной психологией// Музыкальная академия. -1999.-№ 1, — С. 206−212.
  6. JT. Теория музыки в поисках научности: методология и философия «структурного слышания» в музыковедении последних десятилетий// Музыкальная академия. 1997. — № 1. — С. 181−189.
  7. JT. Теория музыки в поисках научности: методология и философия «структурного слышания» в музыковедении последних десятилетий (окончание)// Музыкальная академия. 1997. — № 2, -СЛ10−123.
  8. Е. Музыкальное мышление Востока и Запада: континуальное и дискретное: Автореферат дис.. д-ра иск. Владивосток, 2002. — 43 с.
  9. М. Интонация, знак и «новые методы»// Советская музыка. 1980,-№ 10.-С. 99−109.
  10. М. Музыкальный текст: Структура и свойства. М.: Композитор, 1998. — 343 с.
  11. М. Симфонические искания: Проблема жанра симфонии в советской музыке 1960−1975 годов: Исследовательские очерки. JL: Советский композитор, 1979. — 286 с.
  12. М. Временные структуры новоевропейской музыки. Опыт феноменологического исследования. Изд. 2-е, доп. — М.: Библос, 1992.- 168 с.
  13. . Музыкальная форма как процесс. Л.: Музгиз, 1963. — 378 с.
  14. Р. Где границы целого// Культура XXI века: Человек и среда обитания. Материалы второй конференции. Владивосток, 1997. — С. 29−31.
  15. Р. Имманентные проблемы синергетики// Вопросы философии. 2002.-№ 9. — С. 91−101.
  16. Р. Лекции, прочитанные в г. Владивостоке в Дальневосточном государственном техническом университете 26 и 28 сентября 2001 г.: конспект лекций.
  17. Р. Становление тринитарного мышления. М.-Ижевск: НИЦ Регулярная и хаотическая динамика, 2005. — 124 с.
  18. Р. Тринитарный смысл культуры// Культура XXI века: Человек, общество, космос: Материалы первой конференции, Центр Культуры «Живая Этика», Приморское отделение Петровской Академии наук и искусств, 1994. С. 64−66.
  19. И. Опыт этимологического анализа// Советская музыка. -1985,-№ 9.-С. 59−66.
  20. И. Самосознание и самоопределение истории музыки сегодня// Советская музыка. 1988. — № 9. — С. 66−70.
  21. Н. Полифонические формы в симфоническом творчестве П.Хиндемита// Вопросы музыкальной формы: Сб. статей- Вып. 2. М.: Музыка, 1972.-С. 268−311.
  22. Бах И. С. Музыкальное приношение: Urtext. М.: Музыка, 1991. — 63 с.
  23. М. К методологии гуманитарных наук// Бахтин М. Эстетика словесного творчества/ Сост. С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 1986. — С. 381−393.
  24. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках// Бахтин М. Эстетика словесного творчества/ Сост. С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 1986. — С. 297−325.
  25. Л. Проблема аналитического описания произведения в рок-музыке: Соотношение текста и контекста// Молодежь и проблемы современной художественной культуры: Сборник научных трудов. -Л.: ЛГИТМиК, 1990. С. 29−56.
  26. Л. Квартеты: Партитура. М.: Музыка, 1976. — 135 с.
  27. Г. Энциклопедия символов: Пер. с нем./ Общ. ред. и иредисл. Свенцицкой И. С. М.: Республика, 1996. — 335 с.
  28. Н. Герменевтика музыкального текста: (На примере оперы «Дитя и волшебство» Мориса Равеля), (http ://www. ihtik.lib.ru/ philosarticles)
  29. А. Философия в истории ее идей и концепций: 2. Философия Запада: Античность. Средние века. Новое время/ Учебное пособие. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1998. — 160 с.
  30. И., Юдин Б. Часть и целое// Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. — С. 735−736.
  31. И., Юдин Э. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973.-273 с.
  32. В. Функциональные основы музыкальной формы. М.: Музыка, 1977. — 332 е., нот.
  33. М. Введение в музыкознание: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 224 е.: ноты.
  34. М. Музыкальная герменевтика и проблемы понимания музыки// Вопросы музыкознания и музыкального образования: Сборник научных трудов- Вып. 1. Вологда: Русь, 2000. — С. 31−41.
  35. А. Греческо-русский словарь. Репринт V-ro издания, СПб.: Издание автора, 1899. — 1991. — 1373 с.
  36. Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики: Пер. с нем./ Общ. ред. и вступит, ст. Б. Н. Бессонова. М.: Прогресс, 1988. -734 с.
  37. П. Герменевтика// Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. — С. 119−120.
  38. . Некоторые вопросы структурного анализа музыкального языка// Труды по знаковым системам- Вып. 236. Тарту, 1969. — С. 174−203.
  39. . Структурный метод в музыкознании// Советская музыка. -1972.-№ 2.-С. 42−51.
  40. Г. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке. М.: Педагогика, 1991. — 272 с.
  41. Г. Национальные образы мира: Курс лекций. М.: Академия, 1998.-432 с.
  42. Е. Музыкальная боэциана. СПб.: Глаголь, 1995. — 480 с.
  43. Л. Полифонические этюды: I. Моцартовская фуга до минор. Опыт аналитической интерпретации. II. Еще раз об «узах законного брака» между западной полифонической традицией и «условиями нашей музыки"// Музыкальная академия. 2002. — № 1. — С. 123−131.
  44. Г. Степной волк. Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 2. Перевод с немецкого С.Апта. СПб.: Северо-Запад, 1994.-415 с.
  45. Е. Творческая интерпретация космоса в музыке XX века: Автореферат дис. канд. иск. М., 1995. — 14 с.
  46. В. Семиотика в помощь фольклористике// Советская музыка. 1966. — № 11. — С. 100−106.
  47. Гребенщиков Б. http://www.aquarium.ru /documents/FAQ, part 2. ht
  48. Гребенщиков Б. http://www.aquarium.ru /documents/FAQ, part 3. ht
  49. Гребенщиков Б. http://www.aquarium.ru /documents/FAQ, part 4. ht
  50. Г. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века. М.: Сов. композитор, 1989. — 208 с.
  51. Грешем Мейчен Дж. Учебник греческого языка Нового завета/ Пер. на рус.яз. и адаптация текста А. А. Руденко. М.: Российское библейское общество, 1995.-236 с.
  52. А. Кант. 3-е изд. — М.: Соратник, 1994. — 304 с.
  53. Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. — 752 с.
  54. Д. Нильс Бор. М.: Молодая гвардия, 1978. — 560 с. с ил., портр.
  55. Г. Диалогические традиции современного отечественного инструментализма: Автореферат дис.. д-ра иск- Новосибирск, 2002.-48 с.
  56. Г. Диалогические традиции современного отечественного инструментализма. Новосибирск, НГК им. М. И. Глинки, 2002. — 343 с.
  57. А. К проблеме семиотики музыки// Музыкальная академия. -2000. -№ 1. С. 211−217.
  58. А. Дневники, письма, трактаты. Т. 1. Л.: Искусство, 1957. -227 с.
  59. Ерохин В. De musica instrumentalis: Германия. 1960−1990 -Аналитические очерки. — М.: Музыка, 1997. — 400 е., нот.
  60. Ю. Истолкование музыки: Семиотический и герменевтический аспекты: Автореферат дис.. канд. иск. М., 1999. -27 с.
  61. И. Апология текста// Музыкальная академия. 2002. — № 4.-С. 100−110.
  62. И. Нужна ли музыкознанию семасиология// Советская музыка, 1972.-№ 1.-С. 28−35.
  63. И. О методологической сущности интонационного анализа// Советская музыка. 1979. — № 3. — С. 24−29.
  64. И. Семасиология музыкального фольклора (методологические предпосылки)// Проблемы музыкального мышления: Сб. статей. М.: Музыка, 1974 — С. 177−206.
  65. И. Текст Культура — Человек: Опыт синтетической парадигмы// Музыкальная академия. — 1992. — № 4. — С. 3−6.
  66. В. Общая теория систем: Учебное пособие. СПб.: СПбГИЭУ, 2001.- 140 с.
  67. История полифонии: Вып. 3: Западноевропейская музыка XVII -первой четверти XIX в./ Вл. Протопопов. М.: Музыка, 1985. — 494 е., нот.
  68. В. Лекции по истории искусств, прочитанные в г. Владивостоке в Дальневосточной государственной академии искусств в 2000—2001 гг.: конспект лекций.
  69. И. Критика чистого разума/ Пер. с нем. Н.Лосского. М.: Мысль, 1994.-591 с.
  70. А. Основы культурологии: Морфология культуры. СПб.: Лань, 1997.-512 с.
  71. О. Лекции по введению в теорию межкультурных коммуникаций, прочитанные в г. Владивостоке в Дальневосточном государственном техническом университете с февраля по июнь 2002 г.: конспект лекций.
  72. Кац Б. Актуальные проблемы// Советская музыка. 1974. — № 11. — С. 101−104.
  73. Кац Б. К реконструкции замысла «Музыкального приношения"// Советская музыка. 1985. — № 6. — С. 67−75.
  74. Кац Б. О культурологических аспектах анализа// Советская музыка. -1978. № 1.-С. 37−43.
  75. Ю. Музыковедение// Музыкальная энциклопедия. Т.З./ Гл. ред. Ю. В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1976. — С. 806−830.
  76. Кириллина JL Классический стиль в музыке XVIII начала XIX веков: самосознание эпохи и музыкальная практика: Автореферат дис.. д-ра иск. — М., 1996.-40 с.
  77. Д. Классическая музыка для всех: Западноевропейская музыка от григорианского пения до Моцарта. М.: Слово/ SLOVO, 1997.-272 е., илл.
  78. В. «Теории» и свобода творчества// Музыкальная жизнь. 1988. -№ 5. — С. 1−2.
  79. Ф. Фридрих Великий. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 544 с.
  80. В. Исторические истоки симфонизма Хиндемита// Теоретические проблемы классической и современной зарубежной музыки: Сб. науч. трудов ГМПИ им. Гнесиных- Вып. 35. М., 1977. -С. 109−129.
  81. В. Симфония Хиндемита «Гармония мира», ее философские и эстетические предпосылки// Критика и музыкознание: Сб. статей. М.: Музыка, 1975.-С. 153−173.
  82. В. Шостакович и Хиндемит (К вопросу о философском характере симфонического жанра)// Музыка в социалистическом обществе: Сб. статей- Вып. 3. Л.: Музыка, 1977. — С. 127−141.
  83. В. Стоит ли музыкознанию быть научным?// Теоретические концепции XX века: Итоги и перспективы отечественной музыкальной науки. Новосибирск, НГК им. М. И. Глинки, 2000. — С. 26−39.
  84. В. Герменевтика и гуманитарное познание. М.: МГУ, 1991. -192 с.
  85. Е. Лекции по философии, прочитанные в г. Владивостоке в Дальневосточной государственной академии искусств в 2001—2002 гг.: конспект лекций.
  86. Культурология. XX век. Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997. 640 с.
  87. И. Вокальные формы в курсе анализа музыкальных произведений. М.: Музыка, 1978. — 80 с.
  88. Латинско-русский словарь. Изд-е второе, переработ, и доп. М.: Русский язык, 1976. — 1096 с.
  89. Т., Леонтьева О. Пауль Хиндемит: Жизнь и творчество. М.: Музыка, 1974.-448 с.
  90. Д. Создавая картину Вселенной: Пер. с англ./ Под ред. и с предисловием С. П. Грищука. -М.: Мир, 1988. 324 с.
  91. М. Дюрер и его эпоха: Живопись и графика Германии конца XV и первой половины XVI века. М.: Искусство, 1972. — 239 с.
  92. Лингвистический энциклопедический словарь/ Гл.ред. В. Н. Ярцева, -М.: Сов. энциклопедия, 1990. 685 е.: ил.
  93. В. Совершенствовать методологию// Советская музыка. -1981. -№ 4. С. 63−64.
  94. С. Канон как принцип функционирования музыкального наследия в свете проблем коэволюции и синергетики// Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток Запад- Вып. 5. -Владивосток: ДВГИИ, 1999. — С. 69−80.
  95. С. О единстве принципов квартовой и терцовой индукции в фактурном каноне музыки Востока и Запада: Опыт постановки проблемы// Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток -Запад- Вып. 6−7. Владивосток: ДВГАИ, 2000. — С. 125−130.
  96. С. Проблема глубинной структуры в каноне музыкального интонирования// Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток Запад- Вып. 8. — Владивосток: ДВГАИ, 2002. — С. 235−242.
  97. С., Шушкова О. Становление концепции единства мировой культуры и творческое наследие Г.В.Лейбница// Культура Дальнего
  98. Востока России и стран АТР: Восток Запад- Вып. 3−4. — Владивосток: ДВГИИ, 1997.-С. 4−33.
  99. JI. Концепция Асафьева и целостный анализ// Советская музыка. 1987. — № 3. — С. 76−82.
  100. Я. Новое слово в анализе музыки// Советская музыка. 1987. -№ 7. — С. 87−89.
  101. Мазель JL Музыкознание и достижения других наук// Советская музыка. 1974. -№ 4. — С. 24−35.
  102. Мазель JL Целостный анализ жанр преимущественно устный и учебный// Музыкальная академия. — 2000. — № 4. — С. 132−135.
  103. С. Если конкретизировать спор.// Советская музыка. -1980.-№ 9.-С. 48−50.
  104. М. Кантианские вариации. М.: Аграф, 1997. -320 с.
  105. М. Картезианские размышления. М.: Прогресс- Культура, 1993.-352 с.
  106. В. Интонационная теория в исторической перспективе// Советская музыка. 1985. — № 7. — С. 66−73.
  107. В. Какая наука нужна музыкальной культуре// Советская музыка. 1977. — №> 12. — С. 78−84.
  108. В. Музыкальный стиль как семиотический объект// Советская музыка. 1979. — № 3. — С. 30−39.
  109. В. Музыковедение: проблема духовности// Советская музыка. 1988. — № 5. — С. 6−15.
  110. В. О содержании понятия «адекватное восприятие»// Восприятие музыки: Сб. статей. М.: Музыка, 1980. — С. 141−155.
  111. В. Таинственные энергии музыки// Музыкальная академия. 1992. -№ 3. — С. 54−57.
  112. В. Человек в зеркале интонационной формы// Советская музыка. 1980. — № 9. — С. 39−48.
  113. В. Этимология культуры// Музыкальная академия. 1993. -№ 3, — С. 3−10.
  114. . Комплексное изучение творчества и музыковедение// Проблемы музыкального мышления: Сб. статей. М.: Музыка, 1974. -С. 9−28.
  115. А. О четырех тактах из «Музыкального приношения» Баха// Музыкальная академия. 1998. — №№ 3−4. — С. 272−273.
  116. А. Фуга как категория музыкознания// Теория фуги. Сб. науч. трудов. Л.: ЛОЛГК, 1986. — С. 10−35.
  117. А. Языки культуры: Учебное пособие по культурологи. М.: Языки русской культуры, 1997. — 912 с.
  118. В. Сонаты для фортепиано: Редакция А.ГольденвейзераМ.: Музыка, 1964.-340 с.
  119. Музыкальная наука: какой ей быть сегодня? Заочный «круглый стол» редакции: Т. Бершадская, В. Медушевский, О. Соколов, И. Земцовский, Ю. Кон, В. Девуцкий// Советская музыка. 1988. — № 11. -С. 83−91.
  120. Музыкальная наука: какой ей быть сегодня? Говорят молодые музыковеды: М. Сторожко, Д. Кирнарская, Р. Султанова, Е. Польдяева// Советскя музыка. 1989. — № 1. — С. 71−77.
  121. Музыкальная наука: какой ей быть сегодня? Заочный «круглый стол» редакции: М. Арановский, Н. Герасимова-Персидская, А. Юсфин// Советская музыка. 1989. — № 2. — С. 38−43.
  122. Музыкальная наука: какой ей быть сегодня? Е.Назайкинский. От редакции// Советская музыка. 1989. — № 8. — С. 48−55.
  123. Музыкознание как социальная, гуманитарная наука: В.Конен. Задача первостепенной важности. Д.Житомирский. Спорные вопросы анализа// Советская музыка. — 1977. — № 5. — С. 36−48.
  124. Музыкознание как социальная, гуманитарная наука (продолжение): В. Цуккерман, С. Раппопорт, Е. Фейнберг, А. Кандинский// Советская музыка. 1977. -№ 6. — С. 62−73.
  125. Музыкознание как социальная, гуманитарная наука (продолжение): В. Васина-Гроссман, Ю. Давыдов, И. Нестьев// Советская музыка. 1977. — № 7. — С. 52−62.
  126. Музыкознание как социальная, гуманитарная наука (окончание): Е. Назайкинский- От редакции// Советская музыка. 1977. — № 10. — С. 98−109.
  127. Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения/ Ред. В. П. Шестакова. М.: Музыка, 1966. — 571 с.
  128. Мэнли П.Холл. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, кабалистической и розенкрейцеровской символической философии/ Пер. с англ. И предисловие. В. В. Целищева. СПб: Спикс, 1994.-794 с.
  129. Е. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. -254 с.
  130. Е. Искусство и наука в деятельности музыковеда// Музыкальное искусство и наука: Сб. статей- Вып. 2. М.: Музыка, 1973.-С. 3−16.
  131. Е. Проблемы комплексного изучения музыкального произведения// Музыкальное искусство и наука: Сб. статей- Вып. 3. М.: Музыка, 1978. — С. 3−12.
  132. В. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. М.: Гардарики, 1999. — 476 с.
  133. Т. Музыковедение: Стиль научного произведения: Автореферат дис. д-ра иск. М., 2005. — 54 с.
  134. Немецко-русский словарь. 80 000 слов./ Под ред. А. А. Лепинга и Н. П. Страховой. Изд. 5-е, стереотип. М.: Советская энциклопедия, 1968.-991 с.
  135. А. Грюневальд. Жизнь и творчество мастера Матиса Нитхарта-Готхарта. М.: Искусство, 1972. — 109 с.
  136. Ф. Так говорил Заратустра: Сочинения в 2-х томах. Т.2/ Пер. с нем. Ю. М. Антоновского, Н. Пелилова, К. А. Свасьяна, В. А. Флеровой. М.: Мысль, 1990. — 829 с.
  137. Новый энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия, 2000. — 1456 е., ил.
  138. В. Символика музыки И.С.Баха. М.: Классика — XXI, 2004. — 56 с.
  139. Г. Семантика музыки// Проблемы музыкальной науки: Сб. статей- Вып. 2. М.: Советский композитор, 1973. — С.434−479.
  140. А., Яковенко И. Культура как система. М.: Языки русской культуры, 1998. — 376 с.
  141. Платон Филеб. Государство. Тимей. Критий/ Пер. с древнегреч./ Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. А. Асмуса, А.А.Тахо-Годи. М.: Мысль, 1999. -656 с.
  142. . Эфирная вихревая космология В.П.Смирнова. Владивосток, 1999. — 324 е., ил.
  143. И., Стенгерс И. Время, хаос, квант/ Пер. с англ. М.: Прогресс, 1999.-268 с.
  144. Развивать и совершенствовать научный аппарат// Советская музыка. 1976. — № 11. — С. 72−83.
  145. С. Семиотика и язык искусства// Музыкальное искусство и наука: Сб. статей- Вып. 2. М.: Музыка, 1973. — С. 17−58.
  146. Р. Самоорганизация как фактор направленного развития// Вопросы философии. 2002. — № 5. — С. 67−77.
  147. М. Граф и матрица как инструменты ладового анализа// Музыкальное искусство и наука: Сб. статей- Вып. 2. М.: Музыка, 1973.-С. 175−189.
  148. Р. Жизнь Бетховена. М.: Музыка, 1964. — 95 с.
  149. И., Цуккерман И. О возможности теоретико-информационного подхода к некоторым проблемам музыкального мышления и восприятия// Проблемы музыкального мышления: Сб. статей. М.: Музыка, 1974, — С. 207−229.
  150. И. Историзм постижения музыки// Советская музыка. -1978. -№ 10. -С. 60−69.
  151. И. О вкладе Л.А.Мазеля в музыкознание XX века // Музыкальная академия. 2001. -№ 4. — С. 116−120.
  152. В. Система// Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. — С. 584−585.
  153. А. Музыка, музыкальная наука, музыкальная педагогика// Избранные статьи. Т.2/ Под общ. ред. со вступ. статьей и примечаниями Г. Н. Хубова. -М.: Музыка, 1957. С.187−216.
  154. Советский энциклопедический словарь/ Ред. A.M. Прохорова. -М.: Советская энциклопедия, 1979. 1600 с.
  155. Современная буржуазная философия: Учеб. пособие/ Под ред. А. С. Богомолова, Ю. К. Мельвиля, И. С. Нарского. М.: Высшая школа, 1978.-582 с.
  156. А. Музыкальная композиция XX века: Диалектика творчества. М.: Музыка, 1992. — 230 е., нот.
  157. Соловьев-Спасский В. История светлых времён: Аквариум в контексте мировой культуры- Аквариум Зеркало русской революции (http://www.aciuarium.ru /The History of The Blessed Times — 2. ht)
  158. Соловьев-Спасский В. История светлых времён: Аквариум в контексте мировой культуры- Поэзия Аквариума (http://www.aquarium.ru /The History of The Blessed Times 7. ht)
  159. Соловьев-Спасский В. История светлых времён: Аквариум в контексте мировой культуры- Прекрасный Дилетант (http://www.aquarium.ru /The History of The Blessed Times 8. ht)
  160. Соловьев-Спасский В. История светлых времён: Аквариум в контексте мировой культуры- Равноденствие (http://www.aquarium.ru /The History of The Blessed Times 55. ht)
  161. Соловьев-Спасский В. История светлых времён: Аквариум в контексте мировой культуры- Теодицея (http://www.aquarium.ru /The History of The Blessed Times 11 .ht)
  162. Соловьев-Спасский В. История светлых времён: Аквариум в контексте мировой культуры- Христианство (http://www.aquarium.ru /The History of The Blessed Times 11 .ht)
  163. В. Наука// Новейший философский словарь: 2-е изд., переработ, и дополн. Мн.: Интерпрессервис- Книжный Дом. 2001. -С. 661−663.
  164. Р. Введение в феноменологию музыки. М.: Институт философии АН СССР, 1991. — 214 с.
  165. М. Инструменты Иеронима// Старинная музыка. -2000.-№ 1.-С. 22−28.
  166. А. Рок в Союзе: 60-е, 73-е, 80-е. М.: Искусство, 1991.-207 е., илл.
  167. Ю. О формах постижения бытия// Вопросы философии. 1993.-№ 4.-С. 89−105.
  168. А. Музыкальная эстетика и семиотика// Проблемы музыкального мышления: Сб. статей. М.: Музыка, 1974. — С. 75−89.
  169. А. Некоторые тенденции современной философии музыки// Советская музыка. 1979. — № 1. — С. 114−123.
  170. Е. Две культуры: Интуиция и логика в искусстве и науке. М.: Наука, 1992. — 251 с.
  171. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. — 815 с.
  172. Фицуильямова вёрджинельная книга: Избранные пьесы/ Отбор и ред. Н. А. Копчевского. М.: Музыка. — 1988. — 255 с.
  173. В. Фуга// Музыкальная энциклопедия/ Гл.ред. Ю. В. Келдыш. Т.5. М.: Советская энциклопедия, 1981. — С. 975−993.
  174. М. Что это такое философия?// Вопросы философии. — 1993,-№ 8.-С. 113−123.
  175. Г. Синергетика: Иерархии неусточивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. М.: Мир, 1985. — 423 е., ил.
  176. А. Вопрос стиля в музыке: Суждение, феномен, ноумен// Музыкальная академия. 2000. — № 4. — С. 135−143.
  177. П. Гармония мира: Партитура. М.: Музыка, 1968. -141 с.
  178. Ю. К проблеме музыкального анализа// Проблемы музыкальной науки: Сб. статей- Вып. 6. М.: Советский композитор, 1985.-С. 130−152.
  179. Ю. Ладовый ритм// Музыкальный энциклопедический словарь/ Гл. ред. Г. В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1990. -С. 291−292.
  180. Ю. О формах постижения музыкального бытия// Вопросы философии. 1993. — № 4. — С. 106−114.
  181. Христов Дим. Теоретические основы мелодики: Опыт описания аналитического подхода к отдельной мелодии: Исслед./ Пер. с болг. вступит, статья и коммент. Е.Абызовой. М.: Музыка, 1980. — 256 е., нот., схем.
  182. В. Виды целостного анализа// Советская музыка. -1967.-№ 4.-С. 100−106.
  183. В. Календари и хронологии стран мира. М.: Просвещение, 1982. — 128 с.
  184. М. Музыкально-теоретическая система К.Штокхаузена. Лекция по курсам: Музыкально-теоретические системы. Современная гармония. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1990. — 96 с.
  185. Т. Общая теория искусства и перспективы искусствоведческих исследований// Советская музыка. 1985. — № 12. -С. 100−106.
  186. Т. Принцип историзма и современная музыка// Советская музыка. 1987. — № 9. — С. 36−41.
  187. Л. Арт-рок: (К проблеме культурного синтеза в массовых музыкальных жанрах XX века): Рукопись. Владивосток, 2001.-21 с.
  188. Л. Массовые музыкальные жанры: Учебно-методическое пособие. Владивосток, 1999. — 74 с.
  189. В. Карлхайнц Штокхаузен суперзвезда// Музыкальная жизнь. — 1991,-№ 5.-С. 12−14.
  190. Л. Семантические процессы в музыкальной теме: Автореферат дис.. д-ра иск. М., 2000. — 44 с.
  191. А. Иоганн Себастьян Бах/ Пер. с немец. Я. С. Друскина. -М.: Музыка, 1965.-725 с.
  192. В. Эстетические категории: Опыт систематического и исторического исследования. М.: Искусство, 1983. — 358 с.
  193. М. Время и место музыковедения XXI века// Музыкальная педагогика и исполнительство: традиции, проблемы, перспективы. М.: МГУКИ, 2003. — С. 28−33.
  194. Шри Ауробиндо. Час бога. Йога и её цель. Мать. Мысли озарения/ Пер. с англ. В. Г. Баранова, А. А. Шевченко, А. А. Чеха. JI.: Институт эволюционных исследований «Савитри», 1991. — 94 с.
  195. К. Дышать воздухом иных планет// Советская музыка. 1990. — № 10. — С. 58−65.
  196. К. Когда-нибудь жизнь станет пением//Музыкальная жизнь. 1993. -№№ 15−16. — С. 24−26.
  197. К. Подобно свободной естественной науке// Советская музыка. 1990. — № 10. — С. 65−68.
  198. О. Лекции по анализу музыкальных произведений, прочитанные в г. Владивостоке в Дальневосточной государственной академии искусств в 1999—2001 годах.: конспект лекций.
  199. О. О понятиях картина мира и модель мира// Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток Запад- Вып.8. -Владивосток: ДВГАИ, 2002. — С. 162−166.
  200. О. Раннеклассическая музыка: эстетика, стилевые особенности, музыкальная форма: Автореферат дис.. д-ра иск. -Новосибирск, 2002. 42 с.
  201. Э. Сциентизм// Большая советская энциклопедия (в 30 томах). Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 3-е. М.: Сов. энциклопедия, 1976. -т. 25.-С. 127−128.
  202. К. О природе и специфике полифонического мышления// Полифония. Сб. статей. М.: Музыка, 1975. — С. 6−62.
Заполнить форму текущей работой