Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Обеспечение судоходных условий на устьевых участках северных рек: На примере Ямсальского бара реки Оби

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вместе с тем, несмотря на благоприятные возможности для обеспечения водных сообщений в Российской Федерации, доля водного транспорта в общем объеме грузооборота в стране остается относительно небольшой. Это обусловлено спецификой экономического развития страны в дореформенный период, в силу проявления которой преимущества водного транспорта не были реализо-4 ваны в полной мере. Так, например… Читать ещё >

Содержание

  • 1. РУСЛОВОЙ РЕЖИМ УСТЬЕВЫХ УЧАСТКОВ СЕВЕРНЫХ РЕК
    • 1. 1. Судоходное освоение Обско-Тазовского эстуария историко-географический очерк)
    • 1. 2. Краткая гидроморфологическая характеристика устьев северных рек
    • 1. 3. Факторы заносимости дноуглубительных прорезей
  • 2. ГИДРОМЕТЕОРОЛОГА ОБСКОГО ЭСТУАРИЯ
    • 2. 1. Гидрологическая и гидрометеорологическая изученность устьевой области реки Оби
    • 2. 2. Гидрометеорологические характеристики Обского эстуария
      • 2. 2. 1. Гидрографическое описание
      • 2. 2. 2. Климатическая характеристика и ледовые явления
      • 2. 2. 3. Выходы вечной мерзлоты
      • 2. 2. 4. Ветроволновой и уровенный режимы Ямсальского бара
      • 2. 2. 5. Характеристики стока
      • 2. 2. 6. Сток наносов и русловые деформации
    • 2. 3. Дноуглубительные работы в бассейне и их эффективность
    • 2. 4. Прогноз уровней воды на Ямсальском баре
  • 3. РАСЧЕТНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДНОУГЛУБИТЕЛЬНЫХ ПРОРЕЗЕЙ
    • 3. 1. Постановка задачи
    • 3. 2. Оценка условий транспорта наносов
    • 3. 3. Численное моделирование русловых переформирований. в одномерной постановке (1-D)
    • 3. 4. Двумерная модель (2- D)
  • 4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СУДОХОДНЫХ УСЛОВИЙ
    • 4. 1. Варианты судоходной трассы на Ямсальском баре
    • 4. 2. Методы обеспечения устойчивости дноуглубительных прорезей
    • 4. 3. Проектные рекомендации

Обеспечение судоходных условий на устьевых участках северных рек: На примере Ямсальского бара реки Оби (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Внутренние водные пути России являются важнейшей частью инфраструктуры государства, обеспечивающей транспортные связи 68 субъектов Российской Федерации, а также экспортно-импортные перевозки в прямом водном сообщении в 670 портов 45 стран Европы, Азии и Африки. Особенно велико их значение для хозяйственной и культурной жизни Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера.

Вместе с тем, несмотря на благоприятные возможности для обеспечения водных сообщений в Российской Федерации, доля водного транспорта в общем объеме грузооборота в стране остается относительно небольшой. Это обусловлено спецификой экономического развития страны в дореформенный период, в силу проявления которой преимущества водного транспорта не были реализо-4 ваны в полной мере. Так, например, в Западной Германии, имеющей более высокую густоту автомобильных и железных дорог, в настоящее время речным транспортом осуществляется не менее 20−25% общего объема грузоперевозок. При этом транспортные издержки на грузоперевозки автомобильным и железнодорожным видами транспорта в среднем в 14.3 и 3.3 раза выше, чем речным транспортом.

Несмотря на сезонность работы, речной транспорт имеет ряд существенных преимуществ перед другими видами транспорта. Прежде всего, это экономичность при перевозке массовых грузов. Себестоимость путевых работ на реках ниже, чем на других видах транспорта. Капиталовложений на 1 км пути на реках требуется в 3 — 5 раз меньше, чем на железных дорогах, и в 6 раз меньше, чем на автомобильных. Кроме того, есть регионы страны (особенно в г.

Восточной Сибири), где единственным видом транспорта до настоящего времени является водный.

Протяженность используемых для судоходства внутренних водных путей России в настоящее время составляет 100 тыс. км. Для различного вида грузоперевозок, осуществляемых водным транспортом, используются в основном реки, находящиеся в свободном состоянии (они составляют более 80% от про-f тяженности всех водных путей в стране). Для поддержания их в эксплуатационном состоянии и обеспечения безопасного судоходства необходимо ежегодно осуществлять комплекс путевых работ, основными составляющими которого являются дноуглубление и выправление.

Основной поток грузов в Ямало-Ненецком автономном округе идет водой по реке Оби, через Обскую и Тазовскую губы, и, далее, вверх по рекам Надым, Пур и Таз.

Река Обь с притоками и Обская и Тазовская губы являются основными водными артериями для развития экономики Ямало-Ненецкого автономного округа. Особенно важное значение эти водные пути приобретают в настоящее время, когда на территории Ямало-Ненецкого округа активизировались работы i по добыче газа и нефти. В общей прогнозной оценке Западно-Сибирская низменность является уникальной нефтегазоносной провинцией России. Предполагается промышленная разработка редких и цветных металлов. Промышленная разработка всех этих природных богатств ставит перед речниками серьезную задачу — обеспечение своевременной транспортировки промышленных грузов в обоих направлениях с выходом на магистраль Северного Морского Пути через Обскую губу. Для выполнения этой задачи потребуется флот большой грузоподъемности, а это в свою очередь требует улучшения судоходных условий на водных путях Обского Севера. Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России на 2002;2010 годы» предусматривает увеличение объёмов перевозок грузов в районы Сибири и Крайнего Севера в связи с наращиванием добычи углеводородного сырья, освоением новых месторождений, переводом скважин на механизированный способ добычи нефти и вахтовый метод их обслуживания. Смещение районов добычи газа в Приобье заставляет рассмотреть задачи по развитию водных путей региона как составную, неотъемлемую часть общей программы развития судоходства по Северному морскому пути. При этом имеется в виду, что единовременные затраты на освоение одного километра речного пути в сравнении + со смежными видами транспорта несопоставимо меньше. ^.

Одним из факторов, сдерживающих перевозки грузов на реки Пур, Надым, Таз и в северную часть Обской губы для нужд нефтегазодобычи, является мелководье на барах этих рек и в устье Оби, а также сложные гидрометеорологические условия в районе плавания.

Безледовый период в южной части губы составляет в среднем 119 суток. Проход судов без сопровождения ледоколов в Тазовскую губу и на реки Пур и Таз возможен лишь во второй половине июля. К этому времени обычно уже завершается полноводный период на этих реках, что в свою очередь снижает провозную способность флота при доставке массовых грузов и нефтепродуктов в районы обустройства месторождений. Ф При этом возможны два основных варианта обустройства глубоководного пути через дельту реки Оби:

— северный — по Хаманельской Оби через Ямсальский бар;

— южный (существующий) — по Наречинской Оби через Надымский бар.

Предпочтительным является вариант судоходной трассы по Хаманельской Оби через Ямсальский бар. Ориентировочно, затраты на обеспечение судоходных условий по этому варианту при проходе судов к рейдам Нового Порта в три раза меньше, чем по южному варианту через Надымский бар. Длина пути по этому варианту сокращается на 72 км и, кроме этого, обеспечивается безопасность прохождения судов под прикрытием западного берега от преобладающих в навигационный период ветров северо-западных направлений.

Образование мелководного бара при впадении реки в море является след* ствием русловых процессов, протекающих в устьевой области реки. Поэтому изучение деформаций барового участка нельзя рассматривать изолированно от процессов, протекающих во всей устьевой области.

Границы устьевой области определяются распространением влияния моря на реку и влиянием реки на море. Верхняя граница устьевой области располагается там, где выклиниваются в межень приливные или нагонные подъемы уровней воды, т. е. сводится к нулю воздействие колебаний уровня моря. Нижней границей устьевой области является район, где влияние речных вод на взморье становится незначительным, где резко повышается соленость, а пресноводные микроорганизмы дна исчезают.

Устьевая область, как переходная зона между рекой и морем, по степени преобладания речного или морского режима подразделяется на устьевой участок реки (эстуарий или дельта) и предустьевое взморье. Сверху примыкает приустьевой участок реки, снизу предустьевое пространство моря.

Процессы, протекающие в устьевой области реки, очень сложны и зависят от изменчивых сочетаний множества разнообразных природных факторов, ^ основными из которых являются:

1. Речной сток.

2. Наносы реки.

3. Форма береговой линии.

4. Геоморфология.

5. Приливы и отливы.

6. Сгонно-нагонные явления.

7. Ветровое волнение.

8. Водная растительность.

9. Ледовые процессы.

10. Соленость воды.

11. Вечная мерзлота и сезонная промерзаемость.

В диссертационной работе рассматриваются вопросы улучшения судоходных условий на транзитном участке Обской губы с целью обеспечения безопасности плавания, сокращения протяженности водного пути и снижения эксплуатационных расходов при обеспечении судоходных глубин.

Целью исследования является разработка рекомендаций по обеспечению судоходных условий на устьевых участках северных рек. Конкретным приложужением диссертационной работы является разработка рациональной судоходной трассы через Ямсальский бар Обской губы и ее инженерное обоснование по сравнению с существующим ходом через Надымский бар.

Методика исследований. Решение поставленных вопросов в настоящей работе было получено на основе анализа материалов полевых и лабораторных исследований, выполненных в разные годы на устьевых участках северных рек, а также в результате проведения специальных натурных наблюдений, выполненных автором в устьевой области реки Оби.

Натурные исследования проводились в составе Западно-Сибирской экспедиции СПГУВК с использованием апробированных методик и наставлений, применяемых на водных изысканиях. Промеры глубин на Ямсальском баре и Щ обработка полученных материалов производились с использованием современного промерного комплекса на основе спутниковой системы координирования, специализированного компьютерного программного обеспечения для выполнения промеров глубин, береговой съемки, и программы автоматизированной обработки результатов промера.

Математическое моделирование характеристик движения воды и транспорта наносов в устьевой области реки Оби выполнялось на основе решения численными методами системы уравнений Сен-Венана в одномерной и плановой постановках. В качестве критериального условия начала сдвига частиц донного материала использовались экспериментальные данные B.C. Кнороза.

Научная новизна результатов работы.

1. На основе анализа материалов натурных и экспериментальных исследований арктического эстуария реки Оби получено современное гидрографическое описание района исследований. Оценено распределение расходов воды в устьевой области реки Оби.

2. Установлены факторы, определяющие устойчивость судоходной трассы на Ямсальском баре. Разработаны рекомендации по обеспечению устойчи.

Щвости судоходной трассы.

3. На основе анализа ветро-волнового режима в южной части Обской губы получены рекомендации по составлению прогноза судоходных глубин на Ямсальском баре в зависимости от характеристик ветра.

4. Разработаны основные принципы организации путевых работ на устьевых участках северных рек с целью обеспечения судоходных условий на баро-вых участках.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Результаты натурных исследований характеристик стока и русловых переформирований на устьевых участках северных рек.

2. Рекомендации по обеспечению судоходных условий на Ямсальском 1 баре Обской губы.

3. Принципы организации путевых работ по обеспечению судоходных условий на устьевых участках северных рек.

Практическое использование результатов.

Разработанные положения диссертационной работы и рекомендации по организации и проведению путевых работ предназначены для проектирования коренного улучшения судоходных условий на устьевых участках северных рек. Особое значение использование этих рекомендаций приобретает в современных условиях в связи с ограниченным финансированием на содержание водных путей.

Результаты исследований автора диссертационной работы использовались при проведении проектных проработок, выполненных по заказу Обь-Иртышского ГБУВПиС при разработке рекомендаций по обеспечению судоходных условий на Ямсальском баре реки Оби.

Результаты диссертационного исследования автора используются в учебном процессе при подготовке студентов на гидротехническом факультете.

СПГУВК по специальностям 290 400 «Гидротехническое строительство» и 320 600 — «Комплексное использование и охрана водных ресурсов» .

Основные результаты исследований и содержание диссертационной работы опубликованы в 5 печатных работах автора.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования были представлены и докладывались автором на конференциях профессорско-преподавательского состава и научно-методических конференциях, проводимых в СПГУВКна XVI пленарном межвузовском совещании по проблеме эрозионных, русловых и устьевых процессовна конференции по безопасности жизнедеятельности на водном транспорте Сибири и Якутиина международной научно практической конференции Безопасность водного транспорта.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, 4 глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и трех приложений. Основное содержание работы составляет 142 страницы, включая 34 рисунка и 16 таблицсписок литературы содержит 151 наименование, в приложения вынесены рисунки большого размера и таблицы вспомогательного характера.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Представленная диссертационная работа является результатом натурных исследований устьев северных рек Р.Ф.

Диссертация направлена на решение важной проблемы — поиска надежных мероприятий по обеспечению судоходных условий на баровых участках арктических рек, и тем самым найти пути к более экономичным методам увеличения пропускной способности и безопасности судоходства на на реках связанных с Северным морским путем.

Основные полученные результаты и рекомендации диссертационного исследования можно сформулировать следующим образом:

1. История освоения водных путей Обского Севера показывает, что этот регион исключительно богат природными ресурсами и уже более трехсот лет является объектом пристального внимания со стороны центральных властей Российского государства. Вместе с тем, гидрологическая и гидрографическая изученность бассейна Обско-Тазовского эстуария до настоящего времени остается слабой и требует своего дальнейшего развития с использованием новых технических средств и современных методов проведения полевых исследований.

2. Устьевые участки северных рек имеют определенную специфику, обусловленную особенностями гидрометеорологического режима формирования и развития баровых участков. Это связано с суровыми климатическими характеристиками региона, большой продолжительностью зимнего периода, наличием сезонной и вечной мерзлоты в нижнем течении рек, спецификой гидрологического режима и русловых переформирований.

3. Основной гидроморфологической характеристикой нижней Оби является наличие двух основных судоходных рукавов — Хаманельской Оби и Надымской Оби, соединяющихся множеством спрямляющих рукавов и проток. Протяженность Хаманельской Оби меньше, и по длине реки от узла разветвления этот рукав постепенно перераспределяет расход воды в пользу Надымской Оби.

4. Гидрографические исследования, выполненные в нижнем течении Оби, показали, что за период с 1939 по 2003 годы доля расхода воды в истоке рукава Хаманельская Обь увеличилась с 54% до 62%. В устьевом створе на Ямсальском баре расход воды практически не изменился с течением времени и составляет около 10% от общего расхода воды в реке. Эти данные свидетельствуют о том, что за прошедший период возросла пропускная способность боковых рукавов и проток, перераспределяющих расход воды в пользу Надымской Оби.

5. Основным фактором, обусловливающим русловые деформации на Ямсальском баре, является речной сток. Волновое воздействие уполаживает формы подводного рельефа. Приливно-отливные и сгонно-нагонные явления обеспечивают деформации бара в плане. В зимний период на деформации бара основное влияние оказывает толщина ледяного покрова.

6. Анализ русловых переформирований на Ямсальском баре за период с 1985 по 2003 годы показывает, что на баре произошло общее повышение отметок дна. При этом правая борозда спрямила свое русло. Глубина на судовом ходу уменьшилась здесь с 2.5 до 1.5 метров. За этот же период времени плановые очертания левой борозды изменились мало. Судоходные глубины по линии наибольших глубин в ней также уменьшились, в среднем на величину около 0.5 метра. Наблюдается тенденция к выдвижению бара в сторону Обской губы.

7. Анализ данных одновременных наблюдений за уровнями воды по г/п Ям — Сале и г/п Ныда позволил установить соответствующие связи при различных гидрометеорологических условиях в южной части Обской губы. Эти данные предлагается использовать для составления краткосрочных прогнозов уровней и судоходных глубин на Ямсальском баре.

8. Разработаны рекомендации по обеспечению судоходных условий на Ямсальском баре. Для этого необходимо выполнить землечерпательные работы по линии северной — левой судоходной бороздины с укладкой отвала грунта в емкость южной — правой борозднны. Для увеличения доли расхода воды в полосе судоходной прорези в зимний период предлагается частичное перекрытие отдельных несудоходных рукавов запрудами в нижних звеньях гидрографической сети дельты реки Оби.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.M. Динамика потока и русла равнинных рек, разветвленных на рукава (на примере Оби и Енисея). Автореф. дисс. канд. геогр. наук. — М., 1991.-25 с.
  2. A.M., Сидорчук А. Ю. Метод расчета переформирований русел разветвленных на рукава рек при изменении гидрологического режима.
  3. Метеорология и гидрология, 1987, № 10. С. 82−88.
  4. B.C., Маслаева Н. Г. Низовья и устье р. Оби (Гидролого-навигационный очерк). Л., Гидрометеоиздат, 1965. -84 с.
  5. B.C., Соловьева З. С. Методы предсказания сроков вскрытия низовьев и устьев рек Обского Севера //Труды Арктического и антарктического НИИ. -1974. -Т.308. -С. 97−122.
  6. Н.Д. Гидрологическая характеристика низовья р. Оби. // Труды Арктического и антарктического НИИ, 1939, т. 128, вып.4. -С.27−80.
  7. С.М., Косьян Р. Д. Взвешенные наносы в верхней части шельфа. М., Наука, 1986. 224 с.
  8. Д.Б., Михайлов В. Н., Морозов В. Н. Оценка руслоформирующих расходов воды в дельтах крупных рек. //Вестник МГУ. Сер. 5. -1985. N1. -С. 16−20.
  9. В.В. Многолетнемерзлые породы нефтегазоносных районов СССР М., Недра, 1985. 176 с.
  10. В.М. Проектирование дноуглубительных и выправительных работ на малых реках. Новосибирск, НГАВТ, 1995. 86 с.
  11. А.Н. Русловые процессы в устьях судоходных рек. М., Транспорт, 1981.- 104с.
  12. Т.А. Анализ взаимодействия волн половодья с колебаниями уровня моря на закрытых устьевых взморьях сибирских рек. Труды V Всесоюзного гидрологического съезда, т.9. Устья рек. JL, 1990. -С. 150−159.
  13. А.Ф., Никифоровская B.C., Овчарова А. С. Численные методы решения задачи о неустановившемся движении воды на устьевых участках рек //Труды Арктического и антарктического НИИ. -1983. -Т. 378. -С. 2334.
  14. Геокриология СССР под ред. Ершовой Э. Д. М., Недра 1989. 456 с.
  15. Н.П., Иванов В. В. Результаты лабораторных исследований водного ре жима устьевых участков крупных рек Сибири. // Тр. IV Всесоюзного гидрологического съезда, 1975, т.5. -С. 381−387.
  16. Н.П. Моделирование речных потоков. Л. Гидрометеоиздат, 1973, -200 с.
  17. Г. Л. Моделирование транспорта неоднородных крупнозернистых наносов в русле реки //Сб. научн. тр. СПГУВК.-СПб.: СПГУВК, 1996.- С.288−304.
  18. В.Н. Динамика русловых потоков.- Л.: Гидрометеоиздат, 1962.374 с.
  19. А.П. Динамика и структура вод Енисейской устьевой области вусловиях антропогенного изменения стока. Автореф. дисс. канд. географ, наук. Л., 1988. 20 с.
  20. К.В. Гидравлический расчет элементов водного режима в дельтах рек арктической зоны. // Труды Арктического и антарктического НИИ, 1967,-т. 278.-С. 5−21.
  21. К.В. Теория руслового процесса. М., Транспорт, 1972. 215 с.
  22. К.В. Устойчивость русел рек и каналов. Л., Гидрометеоиздат, 1974. 144 с.
  23. К.В. Динамика русловых потоков. Л., Гидрометеоиздат, 1979. 311 с.
  24. К.В. Гидравлическое сопротивление естественных русел.- СПб.: Гидрометеоиздат, 1992. 182 с.
  25. В.В. Улучшение судоходных условий Сибирских рек. М., Транспорт, 1987.- 176 с.
  26. Р.В. Ледовый режим рек СССР. Л., Гидрометеоиздат, 1987. -247 с.
  27. А.В. Результаты экспедиционных гидрологических исследований устьевой области Оби в 1977—1979 гг.. //Труды Арктического и антарктического НИИ, 1984, т.394. -С. 51−62.
  28. М.В. Гидравлические сопротивления и заносимость дноуглубительных прорезей на повороте русла судоходных рек. Автореф. дисс. канд. техн. наук. — Л., ЛИВТ, 1988. — 24 с.
  29. О.В. Анализ освоения баровых участков Обско-Тазовской губы Обь-Иртышского бассейна. //Сибирский научный вестник, 2000. Вып. IV. С. 117−121.
  30. Д.К. Развитие судоходства в Сибири. Новосибирск 1969. -63 с.
  31. В.П. Основы учения о развитии морских берегов. М., АН СССР, 1962,-710 с.
  32. А.В. Особенности улучшения и поддержания судоходных условий на реках севера Западной Сибири. Автореф. дисс. канд. техн. наук. Л., 1987. -25 с.
  33. А.А., Тимкин JI.H. Вопросы гидрометеорологического обеспечения речного транспорта в Обской устьевой области //Труды Арктического и антарктического НИИ. 1980. -Т.358. -С. 126−129.
  34. Ибад-Заде Ю. А. Движение наносов в открытых руслах. М., Стройиздат 1974. -352 с.
  35. В.В. Анализ и расчеты водного режима в дельтах рек при путевых и гидрографических работах. Автореф. дис. канд. техн. наук. — JL, 1968. -12с.
  36. В.В., Пискун А. А., Михалев М. А., Марченко А. С. Методика гидравлического расчета водного режима многорукавных дельт с учетом руслового процесса. //Труды V Всесоюзного гидрологического съезда, 1990, т.9, Л., Гидрометеоиздат. -С. 74−78.
  37. А.В. Теория и методы расчета речных наносов. Л., Гидрометеоиздат, 1977. 270 с.
  38. Я.П. Опыт расчета лимитирующих глубин в морских устьях рек по гидрологическим данным //Проблемы Арктики и Антарктики. -1961.-Вып.7. -С.11−15.
  39. B.C. Неразмывающая скорость для несвязных грунтов и факторы, ее определяющие // Изв. ВНИИГ, — 1958.- Т.59. С. 62−81.
  40. В. Материалы по истории Русской картографии. Вып.1 Карты всей России и южных ее областей до половины XVII века Киев 1899.
  41. В. Материалы по истории Русской картографии. Вып.1 Карты всей России, северных ее областей и Сибири. Киев 1906.
  42. В. Материалы по истории Русской картографии. Вып.П. Карты всей России и западных ее областей. Киев 1910.
  43. В.Н. Формирование речных дельт севера Сибири // Эрозия почви русловые процессы. М., 1981. -№ 8. -С. 157−173.
  44. В.Н. «Морфология и динамика речных дельт и региональные особенности дельтообразования», Дисс. доктора географических наук, МГУ, М. 1990.-58 с.
  45. В.Н., Милошевич В. А., Чалов Р. С. Некоторые особенности русловых процессов в устьях рек арктической зоны. // Труды Государственного океанографического института, вып. 142, М., 1978. -С.65−71.
  46. В.Н., Сидорчук А. Ю., Чалов Р. С. Литодинамика дельт рек севера Сибири. //Водные ресурсы, № 1, 1980. -С. 138−145.
  47. . В.Н., Михайлов В. Н., Чалов Р. С. «Нижняя Яна: устьевые и русловые процессы», «ГЕОС», Москва 1998 г. 212 с.
  48. Е.П. К расчету распространения вдоль устьевого участка реки длинной волны, вызванной штормовым нагоном //Труды Государственного гидрологического института. 1972. Вып.204. — С. 130−140.
  49. Е.П. Особенности расчета неустановившегося движения воды на устьевых участках крупных рек Сибири //Труды Арктического и антарктического НИИ.- 1972. -Т. 297. -С. 20−33.
  50. Е.П. Исследования и расчеты неустановившегося движения воды на устьевом участке реки при непериодических колебаниях уровня моря. Автореф. дисс. канд. техн. наук. Л., 1975. — 21 с.
  51. Е.П. Расчет приливов и нагонов в устье реки при наличии многорукавной дельты //Труды Арктического и антарктического НИИ -1983 -Т.383. -С. 133−140.
  52. Л.Д. Закономерности эрозионно-аккумулятивного процесса. Л., Гидрометеоиздат 1977.- 128 с.
  53. A.M. Заносимость дноуглубительных прорезей на прямолинейных участках рек и пути ее снижения. -Автореф. дисс. канд. техн. наук. -Л., ЛИВТ, 1988.-26 с.
  54. И.И. Динамика русловых потоков. Л., М., Госэнергоиздат, 1957. -242 с.
  55. O.K. Геоморфология морских берегов и дна. М., МГУ. 1955. -378 с.
  56. В.В., Гладышева В. П. Оценка и расчет русловых деформаций в узлах разветвления при проектировании водозаборов (на примере р. Оби). // Тр. Зап. Сиб. регион. НИИ, вып. 76, 1986. -С. 81−87.
  57. Т.А. Исследование гидравлических режимов экстремальных нагонов в Обь-Тазовской и Енисейской устьевых областях //Вопросы гидрологии суши: докл. конф. молодых ученых и специалистов. Л., 1980. -С.131−138.
  58. Н.И. Особенности формирования русла в низовьях равнинных рек.// Проблемы физ. географии // М., АН СССР, 1951. -С. 1−70.
  59. Н.И. Русло реки и эрозия в ее бассейне. М., МГУ, 1955. 344 с.
  60. Ц.Е. Размыв русел и методика оценки их устойчивости. М., Колос, 1967. 180 с.
  61. В.Н. Динамика потока и русла в неприливных устьях рек. М., Гидрометеоиздат, 1971. 260 с.
  62. В.Н. Гидролого-морфологические закономерности формирования речных дельт. // Вестник МГУ. Сер.5. География, 1982, N 2. -С.28−34.
  63. В.Н. Гидролого-морфологические процессы в устьях рек. //В кн.: Динамики и термика рек и водохранилищ. М., 1984. -С. 263−278.
  64. В.Н. Проблемы изучения, использования и охраны устьевых областей рек. // Труды V Всесоюзного гидрологического съезда, 1990, т.9, Л., Гидрометеоиздат.-С. 5−18.
  65. В.Н., Повалишникова Е. С. Устьевая область реки как зона динамического взаимодействия и смешения речных и морских вод. // Вестник МГУ. Сер.5, География, 1992, N 5. -С. 29−37.
  66. В.Н., Рогов М. М., Макарова Т. А., Полонский В. Ф. Динамика гидрографической сети неприливных устьев рек. М, 1977. 294 с.
  67. В.Н., Рогов М. М., Чистяков А. А. Речные дельты (гидролого-морфологические процессы). М.: Гидрометиздат, 1986. 280 с.
  68. М.А., Марченко А. С., Кумина Т. Д., Чудинова Л. Б., Вансявичус А. Ю. Моделирование гидравлических явлений в разветвленном русле. //Труды V Всесоюзного гидрологического съезда, 1990, т, 9. -С.94−101.
  69. Н.П., Батурин Г. Н., Гордеев В. В., Гурвич Е. Г. О составе взвесей и осадков в устьевых районах Северной Двины, Печоры и Оби «Гидрохимические материалы», 1974.
  70. Н.В. О факторах, формирующих сгонно-нагонные колебания уровня арктических морей //Проблемы Арктики и Антарктики. -1970. -Вып. 34. -С. 5−12.
  71. Н.Я., Горлова М. П. По рекам Сибири / Очерки хозяйства и транспортной связи в районе деятельности Сибгоспароходства //Новосибирск, Зап. Сиб. гос. реч. пароходство, 1926. -207 с.
  72. А.С. Численный метод расчета деформации дна в системах ок-рытых русел и каналов. //В сб.: Механика неоднородных сплошных сред. Новосибирск, вып. 52, 1981. -С. 78−87.
  73. Г. М. Теория вязкости жидкостей. М., 1947. 158 с.
  74. В.И. Аналитические методы учета колебаний уровня при гидрографических исследованиях. Автореф. докт. техн. наук. Л., 1984. 44 с.
  75. А.А. Численное моделирование динамики вод в дельте Оби при сгонах- нагонах. //Водные ресурсы, 1987, N 5. -С.129−135.
  76. В.Ф. Одномерная математическая модель динамики дельтовых водотоков. // Труды V Всесоюзного гидрологического съезда, 1990, т. 9. -С.101−109.
  77. .А., Жигарев JI.A., Новиков В. Н., Совершаев В. А., Федорова Е. В., Медкова О. Н. Динамика берегов и дна устьевого взморья Оби. //Водные ресурсы, 1987, N4, -С. 129−132.
  78. В.Г. Использование спутниковой информации в гидрологических исследованиях. Автореф. дисс. канд. географ, наук. Д., 1975. 29 с.
  79. Ресурсы поверхностных вод. Основные гидрологические характеристики. Т. 19. Северо-восток. JL, Гидрометеоиздат, 1969. 283 с.
  80. Рекомендации по расчету трансформации русла в нижних бьефах гидроузлов //ВНИИГ.- Л., 1981.- 98 с.
  81. С.В. Гидрографическая изученность и судоходное освоение Обской и Тазовской губ //Безопасность жизнедеятельности на водном транспорте Сибири и Якутии. Новосибирск: НГАВТ, 2003. -С. 126−133.
  82. С.В. Гидрологические и судоходные особенности низовьев реки Оби //Безопасность водного транспорта. Труды международной практической конференции, посвященной 300-летию Санкт-Петербурга. Т -2, СПб «По-лэкс»., 2003. -С. 139−141.
  83. С.В. Обеспечение судоходных условий на баровых участках северо-востока Якутии // XVI пленарное межвузовское координационное совещание по проблеме эрозионных, русловых и устьевых процессов. СПб.: СПГУВК, 2001. -С 248−250.
  84. С.В. Проблемы судоходства на Ямсальском баре р. Оби // Безопасность жизнедеятельности на водном транспорте Сибири и Якутии. Новосибирск: НГАВТ, 2003. -С 133−136.
  85. Руководство по расчету деформаций русла и прорезей на перекатах судоходных рек. М.: Транспорт, 1965. — 148 с.
  86. Руководство по гидрологическим исследованиям в прибрежной зоне морей и в устьях рек при инженерных изысканиях. М., Гидрометеоиздат, 1972. -393 с.
  87. Руководство по расчету элементов гидрологического режима в прибрежной зоне морей и в устьях рек при инженерных изысканиях. М., Гидроме-теоиздат, 1973. 535с.
  88. Руководство по проектированию коренного улучшения судоходных условий на затруднительных участках свободных рек. JL, Транспорт. 1974. 309 с.
  89. Руководство по улучшению судоходных условий на свободных реках. СПБ., 1992.-312 с.
  90. И.В. Устья рек. Географгиз, М., 1952. 526 с.
  91. О.И. Вопросы гидродинамики отмелого предустьевого взморья в связи с проблемой переформирования баров. Автореф. дисс. канд. геграф. наук. М., МУ, 1971.- 19 с.
  92. Г. А. «Геоморфология морских берегов», МГУ, Москва 1996.
  93. .А. Гидрографическое исследование юго-восточной части Карского моря. JL, Главсевморпуть, 1936. — 416 с.
  94. З.С. Гидролого-морфометрические характеристики главных проток дельты р. Оби. // Труды Арктического и антарктического НИИ, 1970, т.290. -С. 145−157.
  95. .Ф. Скоростной режим потока в судоходной прорези на реке //Труды ЛИВТ, 1964. -Вып.61. -С. 52−63.
  96. .Ф. Заносимость дноуглубительной прорези в межень //Труды ЛИВТ. Л., 1963.- Вып.46. С. 49−58.
  97. .Ф. Исследование процесса заносимости судоходных прорезей на реках. Автореф. дис. канд. техн. наук. Л., 1964. -18 с.
  98. М.К. «Методы краткосрочного прогнозирования уровней и глубин в устьях рек Лены, Яны и Оленёк.», Труды ААНИИ, том 209, вып. 3, Л.,"Морской транспорт" 1958 г.
  99. П.К. Гидрология бассейна р. Яны. АН СССР и ГУСМП при сов. наркоме СССР Л., 1934 г.
  100. Р.С., Плескевич Е. М., Баула В. А. Русловые процессы и водные путина реках Обского бассейна. Новосибирск: «РИПЭЛ плюс» 2001. 300 с.
  101. Н.А. Мерзлая зона литосферы Западной Сибири и тенденции ее развития. М., МГУ 1981. 168 с.
  102. .С. Динамика наносов в устьях рек и методы ее исследований. Автореф. дисс. докт. географ, наук. Л., 1982. 50 с.
  103. Ю.Б. Динамика потоков в неприливных устьях рек. Автореф. дисс. канд. техн. наук. Баку 1989. -18 с.
  104. И. И. Вставский И.И. Иртышское пароходство: годы и люди.-Омск, Омский дом печати, 2001. 247 с.
  105. Лоцийное описание реки Оби ГЛАВВОДПУТЬ МРФ РСФСР (от Ангаль-ского мыса до Ямсальского бара) Омское книжное издательство 1962 г. -31с.
  106. Ashida, К. and Kishi, T. The bed configuration and roughness of alluvial streams // Task Committee on Hydraulics and Hydr. Eng., Trans, of ISCE, Vol.5. 1973.
  107. Bates C.C. Rational theory of delta formation // Bull. Amer. Assoc. Petrol. Ge-olog. 1953. — Vol. 37, № 9. — P. 2119 — 2162.
  108. Bogardi I. Sediment transport in alluvial streams. Budapest: Akademia Kiado. — 1974.-p.826.
  109. Y. -M., Parker G. Incipient sediment motion on non horizontal slopes // J. Hydr. Eng. Res. 1994. — Vol. 32, № 5. p. 649−660.
  110. Day T.J. A study for the transport of graded sediments // HRS Wallingford, Report №.IT 190,1980.
  111. Egiazaroff, I.V. Calculation of nonuniform sediment concentrations // Proc. ASCE Hydr. Div.-1965.- Vol.91, N. HY-4. P.225−247.
  112. Elliot T. The variability of modern deltas //Sci. Prog. Vol. 64, № 254. — P.215−227.
  113. Einstein H.A. The bed-load function for sediment transportation in open channel flows. U.S. Dept. of Agriculture. Techn. Bull., 1950.-1026.
  114. Engelund F. Hydraulic resistance of alluvial streams // Proc. ASCE Hydr. Div.1966.- Vol.92, -№. 2. Р.315−326.
  115. Engelund F. Hydraulic resistance of alluvial streams. Closure of discussions //
  116. Proc. ASCE Hydr. Div. 1967. — Vol.93, -№. 4. — P.287−296.
  117. Engelund, F. and Hansen, E. A monograph on sediment transport in alluvial streams // Technisk Forlag, Copenhagen. -1967.
  118. Gladkow G.L., Sohngen B. Modellirung des Geschiebetransports mit unter-schiedlicher KorngroBe in Fliissen // Mitteilungsblatt der Bundesanstalt fur Wasserbau, Nr. 82. Karlsruhe, Dezember 2000. S. 123−130.
  119. Griffiths G.A. Form resistance in gravel channels with mobile beds. // J. Hydr. Eng.-1989.-Vol.115, №.3. P.340−355.
  120. Grishanin K.V. The influence of dredging on water levels and flow velocities in rivers // Bull. PIANC, 1981, -Vol.2, №. 39
  121. Grishanin K.V. Hydraulic resistance of sand beds //Proc. Second Int. Symp.
  122. River Sedimentation, Nanging, 1983. — P. 340−355.
  123. Hunziker R. Fraktionsweiser Geschiebetransport. //Mitteilung der Versuchsan-stalt fuer Wasserbau, Hydrologie und Glaziologie, ETH Zurich, 1995. Nr. 138.209 s.
  124. Ivanov V.V., Piskun A.A. Distribution of river water and suspended sedimentsin the river deltas of the Laptev sea. Reports on Polar Research Russian-German Cooperation: Laptev Sea System. Ber. Polarforsch. 176 (1995). ISSN0176−5027. -p.142−153.
  125. Karim F. Bed configuration and hydraulic resistance I I J. Hydr. Eng. 1993. -Vol. 121,№ 1. -P.15−25. ф, 129. Komar P.D., Inman D.L. Longshore sand transport of beach // J. Geophys.
  126. Res. 1970. Vol.75, № 30. — P. 5914 5927.
  127. Laguzzi M. Modelling of sediment mixtures.// Waterloopkundig laboratorium /WL/, Delft hudraulics, Q1660.- 1994.
  128. Mathijs van Ledden Sand-mud segregation in estuaries and tidal basins. This report has been submitted as a doctoral thesis to the Delf University of Technology. Netherlands 2003 ISSN 0169−6548 217p.
  129. Meyer- Peter, E. and Miiller. R. Formulas for bed-load transport // Proc. IAHR, Stockholm, 1948.
  130. Miall A.D. Fore modes of delta facies //Sci. Progr. 1976. — Vol. 64, № 237. -P. 44−52.
  131. Moore G.T. Role of salt wedge in bar-finger sand and delta development // // Bull. Amer. Assoc. Petrol. Geologists. 1970. — Vol. 54, № 2. — P. 281 — 295.
  132. Parker, G., P.C.Klingeman and D.G.McLean (1982), Bedload and size distribution in paved gravel-bed streams, J.Hydr.Division, Proc., ASCE, Vol.108, No.4, pp.544−571.
  133. Parker, G. and A.J. Sutherland (1990), Fluvial armor J.Hydr. Research, ASCE, Vol.28, No.5, pp.529−544.
  134. Pritchard D.W. Observation of circulation in coastal plain estuaries // Estuaries. Washington, 1967. P. 37 — 44.
  135. Ribberink J.S. Mathematical modelling of one dimensional morphological changes in rivers with non uniform sediment// Communications on Hydraulic and Geothechnical Engeneering. Report №.87−2, 1987, Delft.-202 p.
  136. Rijn L.C. van. Sediment transport, part III: Bed forms and alluvial roughness //
  137. J.Hydr. Eng.-1984. Vol.110, №.12.- P.1733−1754.
  138. Rijn, L.C., van. Sediment transport, Part 1: Bed load transport // J. Hydr. Eng. -1984.-Vol.110, N 10. P.1431−1456.
  139. Ritchi W., Walker H. J/ River in the frothen north //Geogr. Mag. London// -1974.-Aug.-P. 634−640.
  140. Schreiber D.L., Bender D.L., Obtaining overland flow resistance by optimization. -J Hydr. Div. Proc. ASCE, 1972, vol. 98, № 3, p. 429−445.
  141. Shen Hung Tao, Yapa Poojitha D. Flow resistance of river ice cover. «J. Hy-draul. Eng», 1986, 112, № 2, 142−156.
  142. Shields, A. Anwendung der Ahnlichkeitsmechanik und der Turbulenzforschung auf die Geschiebe Bewegung // Mitt, der Preuss Versuchsanst. fur Wasserbau und Schiffbau. Berlin, 1936. H.26.
  143. Sohngen В., Kellerman Y., Loy G. Modelling of the Danube and Isar rivers morphological evolution. Part 1: Measurements and Formulation // Proc.5th Int.Symp. on River Sedimentation, Karlsruhe.- 1992. Vol.3.- P. 1175−1207.
  144. Sohngen В., Kellerman J. ID- morphodynamische Modellirung grosser FluBstrecken.- Зб.-Darmstadter Wasserbauliches Kolloquium.- Darmstaedt, 1996.-34.
  145. Aquatic pollution and dredging in the European community. Shaping the Environment. Hague. Delvel. 1990. 184 p.
  146. Volker A. Surface hydrology of deltaic areas // Scientific problems of the humid tropical zone deltas and their implications // Pros, of the Dacca symposium UNESCO.-Paris, 1966.-P. 143−150.
  147. Wang F.C. The Dynamic of a River-Bay-Delta System //Journal of Geophysical Research, vol. 89, N0., С 5., p.8054−8060, September 20, 1984.
  148. Wright L.D. Sediment transport and deposition at river mouth: a synthesis // Bull. Geol. Soc. America. 1977. — Vol. 88, № 6. — P. 857- 868.
  149. Wright L.D. River deltas // Coastal sedimentary environments. New York, Heidelburg, Berlin, 1978. — P. 5 — 68.
Заполнить форму текущей работой